Как составить схему советской судебной системе

На чтение 23 мин Просмотров 4 Опубликовано 11 апреля 2023 Обновлено 10 апреля 2023

Содержание

  1. Cоветская судебная система 1917–1918 гг.
  2. Декреты о суде № 1, 2, 3 и создание советского суда.
  3. Декреты о суде №№ 1, 2 и 3
  4. Формирование советской судебной системы. Декрет о суде № 1, 2, 3.

Cоветская судебная система 1917–1918 гг.

Судебная система Советского государства 1917–1918 гг. представлена Декретами о суде.

Декрет о суде 1 (ноябрь 1917 г.)

Основные положения:

  1. ликвидация существующей системы судопроизводства (исключение – народные суды);
  2. революционные трибуналы объявлялись судебными органами, в компетенцию которых входило решение дел о контрреволюционной деятельности;
  3. устанавливалось применение законодательства свергнутых правительств в частях, не противоречащих принципам и целям революции и революционному сознанию;
  4. устанавливалось, что судьями могут быть бывшие мировые судьи.

Принципы судопроизводства:

  1. сменяемость судей (выборность судей – цель);
  2. гласность и публичность судебного разбирательства;
  3. коллегиальность судопроизводства.

1. Местные (общие) суды. Они рассматривали гражданские дела, по которым цена иска не превышала 3 тыс. руб., и уголовные дела, срок лишения свободы по которым был не более 2 лет, в пределах уезда; суды осуществляли следствие; защита в местных судах могла осуществляться любыми гражданами, обладающими непорочной репутацией; их решения и приговоры считались окончательными и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке:

  1. местные суды (разрешали дела по первой инстанции);
  2. уездные суды (кассационная инстанция).

2. Революционные трибуналы. Рассматривали большинство уголовных дел, главным образом связанных с борьбой против контрреволюционных сил: о мародерстве, саботаже; предварительное следствие и подготовка этих дел к рассмотрению осуществлялась особыми следственными комиссиями при Советах.

Состав местных судов:

  1. профессиональный судья;
  2. 2 народных заседателя.

Декрет о суде № 2 (февраль 1918 г.) учредил окружные и областные суды. Это значительно менее классовый декрет, он создан под нажимом партии левых эсеров.

В этих судах разбирательство должно было вестись на языке, который преобладает у населения данного региона.

Суды реально стали выборными. Избрание судей и народных заседателей производили Советы.

Окружные суды рассматривали гражданские и уголовные дела, находящиеся вне пределов компетенции местного суда. В них гражданское судопроизводство осуществлялось в составе 3 профессиональных судей и 4 народных заседателей, а уголовное – в составе 1 профессионального и 12 народных заседателей (2 запасных заседателя). Вынесение приговора по уголовным делам осуществлялось совместно народными заседателями и председательствующим судьей. В окружных судах формировались коллегии правозащитников.

Областные суды должны были рассматривать гражданские и уголовные дела в кассационной инстанции.

Кассационный пересмотр осуществлялся теперь не только по формальным основаниям (недостатки решения или приговора суда), но и по фактическим (необоснованность решения или приговора суда).

Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил компетенцию местных судов. Теперь они разрешали гражданские дела, цена иска по которым не превышала 10 тыс. руб., и уголовные, по которым наказание не предусматривало срок лишения свободы не более 5 лет.

Был сформирован Кассационный суд в Москве. Он рассматривал дела в кассационном порядке для окружных судов.

Источник

Декреты о суде № 1, 2, 3 и создание советского суда.

Сразу же после свершения революции назрела необходимость создания новой судебной системы. Революционеры, в частности, В.И. Ленин и А.В. Луначарский, считали, что не следует заниматься реформированием старых прогнивших судов, «готовых на свежей могиле безраздельного господства капитала продолжать пить кровь живых» (А.В. Луначарский), все дореволюционные судебные учреждения следует смести до основания и выстроить совершенно новую судебную систему. Другой причиной реформирования судебной системы послужило то, что на местах сразу после революции началось стихийное формирование новых судов, деятельность которых основывалась на местных обычаях или же на «революционном правосознании». При этом продолжали действовать и официальные судебные органы. Советская власть стремилась как можно скорее покончить с подобным дуализмом.

Декрет о суде № 1 был принят СНК 22 ноября 1917 г. 1) Он упразднял все ранее существовавшие судебные органы. Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось начиная с 25 октября и вплоть до особого декрета. 2)Приостанавливалось действие института мировых судей. Мировые судьи заменялись местными судами в составе постоянного местного судьи и двух очередных заседателей. Объявлялось, что местные судьи впредь избираются путем прямых демократических выборов (ранее мировые судьи избирались непрямыми выборами). 3) Упразднялись сущестовавшие ранее институты судебного следствия, адвокатуры и прокуратуры. «Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства» функции следствия возлагались на местного судью. В роли обвинителей и защитников могли выступать «неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». 4) «Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию». (Революционное правосознание вообще стало в революционный период главным источником права, если отсутствовали писаные нормы). 5) Особо отмечалось, что право помилования и восстановения в правах лиц, осужденных по уголовным делам, впредь принадлежит судебной власти. 6) Для борьбы против контрреволюционных сил учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы.

Декрет о суде № 2был принят ВЦИК 18 февраля 1918 г. 1) Были созданы окружные народные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда. Они избирались по округам Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 2) Отменялось обжалование в апелляционном порядке и допускалась только кассация решения. Для рассмотрения кассационных жалоб постоянные члены окружных судов на общем собрании области избирали и своей среди членов областного народного суда. Притом кассационная инстанция могла отменить решение не только потому, что были допущены процессуальные нарушения, но и в случае, если решение было явно несправедливым. Кассационному суду также передавалось право помилования и смягчения наказания. 3) В целях достижения единообразия кассационной практики в Петрограде учреждался Верховный судебный контроль. Верховный судебный контроль, в случае отмеченных им противоречий в толковании законов различными кассационными инстанциями выносит объединяющие принципиальные решения, которые кассационными инстанциями принимаются впредь к руководству. Отменять решения Верховного судебного контроля мог законодательный орган Советской власти. 4) В судах всех инстанций разрешалось судопроизводство на всех местных языках. Установление правил о том, на каком языке будет вестись судопроизводство, предоставлялось судам совместно с Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам проводилось в соответстивии с судебными уставами 1864 года в той мере, в какой эти уставы не были отменены декретами ЦИК и СНК и не противоречат правосознанию трудящихся классов. 5) Обязательное участие обвинения и защиты в суде. 6) Провозглашалось участие в суде народных заседателей. Им предоставлялось право отвода назначенного для данного заседания председателя. Народным заседателям давалось право решать вопрос не только о виновности, но и о мере наказания, причем заседатели могли по своему убеждению смягчить наказание вплоть до условного или полного освобождения от наказания. 6) Особо отмечалось, что суд руководствуется прежде всего сображениями справедливости, и поэтому «суд может отвергнуть всякую ссылку на пропуск давностного или иного срока и, вопреки таким или иным возражениям формального характера, присудить явно справедливое требование». 7) Предварительное следствие по уголовным делам, превышающим подсудность местного суда, возлагалось на следственные комиссии из трех лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Декрет о суде № 3был принят СНК 20 июня 1918 г. в развитие и дополнение декретов №№ 1 и 2. 1)На местные суды возлагалось рассмотрение всех уголовных дел, за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, рассмотрение которых передавалось в ведение окружных народных судов. 2) На местные народные суды возлагалось рассмотрение всх гражданских дел при цене иска до 10.000 р. 3) Дела о взяточничестве и спекуляции изымались из ведения Революционных трибуналов и передавались в ведение окружных народных судов. 3) Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов вместо Судебного Контроля учреждался Кассационный Суд в г. Москве. Члены Кассационного Суда могли быть отозваны ВЦИКом. 4) По всем делам, течение сроков по которым было приостанвлено с 25 октября вплоть до особого декрета (это положение, напомню, содержалось в Декрете о суде № 1), течение сроков возобновлялось с 1 августа 1918 г. (т. е. Декрет о суде № 3 — это и есть тот особый декрет)).

По итогам этих декретов я ща нарисую судебную систему Советской России:

Источник

Декреты о суде №№ 1, 2 и 3

Декреты о суде, принятые в 1917—1918 законы Советского государства, заложившие основы советской судебной системы и социалистического правосудия.

Д. о с. № 1 принят СНК 22 ноября (7 декабря) 1917 (СУ РСФСР, 1917, № 4, ст. 50). Упразднил все ранее существовавшие судебные учреждения (кроме мировых судов, деятельность которых приостанавливалась), царскую прокуратуру, адвокатуру и следственный аппарат. Законодательно закрепил демократические основы организации и деятельности советских судов: выборность; участие в отправлении правосудия народных заседателей; открытое рассмотрение дел в судах; право обвиняемого на защиту.

Д. о с. №2 принят ВЦИК 18 февраля 1918 (СУ РСФСР, 1918, №26, ст. 420). Предусматривал: создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного суда (здесь местные суды впервые официально были названы местными народными судами); учреждение областных народных судов в качестве кассационной инстанции для окружных судов и Верховного судебного контроля в Москве. Декрет №2 впервые закрепил демократические основы советского судопроизводства: рассмотрение дел на языке большинства населения той местности, где слушается дело, досрочный отзыв судей и т. п. Для поддержания обвинения и защиты, а также оказания юридической помощи населению предусматривалось создание при местных Советах коллегий правозаступников.

Д. о с. №3 принят СНК 20 июня 1918 (СУ РСФСР, 1918, №52, ст. 589). Существенно расширил подсудность местных народных судов, отменил право руководствоваться старыми законами и вместо областных народных судов и Верховного судебного контроля в Москве временно создал единый кассационный суд с двумя отделениями (по уголовным и по гражданским делам).

64.Конституция РСФСР 1918 г.: общая характеристика

Конституция РСФСР 1918 г. (лат. — устройство) — первая конституция Советского государства. Решение о подготовке первой советской Конституции было принято на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. 1 апреля 1918 г. ВЦИК создал комиссию в составе представителей от коммунистической фракции ВЦИК (Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин), от фракции левых эсеров (Д.А. Магеровский, А.А. Шрейдер), от максималистов (А.И. Бердников), а также от наркоматов (Н.И. Бухарин, М.Я. Лацис, В.А. Аванесов, Д.П. Боголепов, М.А. Рейснер, Э.М. Склянский). В обстановке резкой борьбы Комиссия утвердила большевистский проект «Основных начал» Конституции. Большую роль в подготовке Конституции сыграла Комиссия ЦК РКП (б) под председательством В.И. Ленина, созданная 28 июня 1918 г. Комиссия разработала, дополнила и исправила ряд основных глав и статей Конституции. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов единогласно утвердил Первую Конституции РСФСР. 19 июля 1918 г. текст первой Конституции РСФСР был опубликован в газете «Известия ВЦИК». По предложению В.И. Ленина 1-й раздел Конституции составила Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция законодательно закрепила завоевания Октябрьской революции: диктатуру пролетариата в форме республики Советов, союз рабочего класса и крестьянства, переход основных средств производства в собственность народа, равноправие наций, федерацию как форму устройства, пролетарский интернационализм, основные свободы и права трудящихся. По Конституции высшим органом государственной власти РСФСР являлся Всероссийский съезд Советов, высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом между съездами — ВЦИК, который создавал правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров — СНК. Органами Советской власти на местах являлись областные, губернские, уездные (районные), волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы. Вся система органов государственной власти строилась на основе принципа демократического централизма. Первая советская Конституция имела открыто классовый характер. Конституция устанавливала ограничение в правах для «нетрудящегося» населения. Право избирать и быть избранными в Советы предоставлялось по достижении 18 лет — рабочим, служащим, солдатам, крестьянам и казакам «не пользующимся наемным трудом с целью извлечения прибыли». «Эксплуататорские элементы» (2-3% населения) были лишены избирательных прав. Временно рабочий класс имел преимущество в избирательном праве по сравнению с крестьянством в нормах представительства при выборах в Советы и на съезды Советов. По замыслу В.И. Ленина, по мере «прекращения сопротивления эксплуататоров» предусматривалось распространение Конституции на все население.

Источник

Формирование советской судебной системы. Декрет о суде № 1, 2, 3.

Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, . институт судебных следователей.
На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципал выборности и участия населения в отправлении правосудия.. Состав суда избирался местными Советами.
Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда.
Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами.
В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную с илу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей.
Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат
установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены.
2. 15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции — окружных судов.
Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам — в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания.
Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами.
Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.
В суде допускалось судоговорение на местных языках.
Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы.
Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок.
3. 13июля 1918 г. СНК был принят ^ Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.
В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил ^ Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.
Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи.
4. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы.
Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии.
С созданием местных судов и в соответствии с Декретом СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были направить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями.
В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.

Создание основ советского права (октябрь 1917 г. – июнь 1918 г.). Декреты в сфере гражданского, трудового, семейного и уголовного права.

Создание нового права началось с появления первого нормативного акта советского государства. Одни исследователи таковым считают обращение Петроградского ВРК «К гражданам России», другие — обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам».

Оформление нового права происходило путем издания отдельных нормативных актов. В 1918-1919 гг. была проведена некоторая систематизация норм права. Правом издания законодательных актов обладали Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, ас 1919 г. — Президиум В ЦИК. Издавали правовые акты также центральные органы управления. Правотворческими правами были наделены и местные Советы. На местах в процессе правотворчества местные органы подчас принимали нормативные акты, противоречащие центральным нормативным актам. В выработке нормативных актов в ряде случаев принимали участие общественные организации трудящихся, в частности, профсоюзы в создании норм трудового права. На местах иногда принимались местные небольшие уголовные и процессуальные кодексы.

Законодательные акты назывались по-разному: обращения, воззвания, декреты, постановления, декларации. Принципиальных различий между ними не было. Чаще всего они именовались декретами.

Гражданское право.

Декрет ВЦИК «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 г. отменил наследование как по закону, так и по духовному завещанию. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее, как движимое, так и недвижимое, становилось государственным достоянием РСФСР. Однако​нуждавшиеся и не трудоспособные родственники умершего родственника умершего мотли получить имущество умершего впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении.

Декретом ВЦИК от 20 мая 1918 г. дарение и всякое иное безвозмездное предоставление, передача, переуступка и т.п. имущества на сумму свыше 10 тыс. руб. признавались недействительными. Пожертвования допускались без ограничения суммы, но на сумму, превышающую 10 000 руб., требовалось разрешение СНК.

В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК принимают два декрета: «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». В декретах содержались важные, новые нормы о браке, семье, взаимоотношениях супругов, родителей и детей и т.д. Государство впредь признавало лишь гражданские браки. В соответствии с декретом церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Лица, желавшие вступить в брак, устно или письменно заявляли об этом органам загса по месту «своего пребывания». Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись многие прежние ограничения. Для вступления в брак не требовалось согласия родителей, начальства, не имела значения принадлежность к сословию, расе, религии. Устанавливалась моногамная форма брака. Возраст для вступления в брак был установлен следующий: для мужчин — 18 лет, для женщин — 16 лет. Внебрачные дети уравнивались с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям. Отцом и матерью ребенка записывались лица, подавшие об этом заявление и «давшие соответствующую в том подписку». Виновные в даче заведомо ложных сведений об этом привлекались к уголовной ответственности, а запись признавалась недействительной. Допускался судебный порядок установления отцовства. Акт о смерти лица составлялся органами загса по месту события.

Устанавливался свободный развод по желанию одного из супругов или обоих. Вопрос этот рассматривался судом, но если было обоюдное согласие, развод мог быть оформлен и загсом. Если были дети, то суд также решал, у кого из супругов остаются несовершеннолетние дети, устанавливал обязанности супругов по воспитанию и содержанию детей, решал вопрос о средствах на содержание жены, если в этом была необходимость.

В декрете СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января 1918 г. было четко зафиксировано, что акты ipa- жданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей браков и рождений.

16 сентября 1918 г. ВЦИК принимает «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Это был первый кодекс в истории советского права. Он воспринял все

принципиальные положения декабрьских декретов, но, естественно, более подробно регулировал семейно-брачные отношения. В кодексе появилось важное положение о том, что церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря, имели силу зарегистрированных браков. Однако брак, совершенный после революции по религиозным обрядам, не порождал никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком, т.е. в органах загса. Подробно регламентировались права и обязанности супругов. Перемена места жительства одним из супругов не создавала для другого обязанности следовать за ним. Брак не создавал общности имущества супругов. Супруги могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения. Соглашения между супругами, направленные к умалению имущественных прав жены или мужа, были недействительны и необязательны как для третьих лиц, так и для супругов, которым предоставлялось право в любой момент от исполнения их отказаться. Нуждавшийся (т.е. не имевший прожиточного минимума и нетрудоспособный) супруг имел право на содержание от другого супруга, если последний был в состоянии оказывать ему поддержку. Перемена гражданства могла последовать только по желанию жениха или невесты. Заинтересованным лицам предоставлялось право доказывать отцовство и материнство в судебном порядке. Забеременевшая и не состоявшая в браке женщина не позднее 3 месяцев до родов ребенка подавала заявление в местный отдел записи актов гражданского состояния по месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца. Тоже могла сделать и замужняя женщина, если ребенок происходил не от мужа. Органы загса извещали лицо, указанное в заявлении отцом, которому было предоставлено право в двухнедельный срок со дня получения извещения возбудить судебный спор против матери о неправильности ее заявления. Невозбуждение спора в указанный срок приравнивалось к признанию ребенка своим. Суд, признавший лицо отцом, определял также его участие в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка. Если суд устанавливал, что мать была в близких отношениях одновременно с несколькими лицами, то привлекал их в качестве ответчиков и возлагал на них обязанность участвовать в вышеуказанных расходах.

В кодексе было записано, что родительские права осуществляются исключительно в интересах детей, и если этого не делалось, суду предоставлялось право лишить родителей этих прав. Родители были обязаны заботиться о несовершеннолетних детях, их воспитании и подготовке к полезной деятельности. Родители обязаны были содержать несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей, а те, в свою очередь, обязаны были содержать нетрудоспособных и нуждающихся

родителей, если они не получали содержание от государства. Кодекс не допускал усыновления ни своих, ни чужих детей, опасаясь их эксплуатации со стороны усыновителей. Над несовершеннолетними и душевнобольными устанавливалась опека, осуществлявшаяся отделом социального обеспечения пли специально назначенным опекуном. Данный кодекс широко использовался другими республиками при создании своего законодательства в семейно-брачных отношениях.

Трудовое право

Первым нормативным актом нового государства о труде было постановление советского правительства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени» от 29 октября 1917 г. Новое государство было первым государством, установившим 8-часовой рабочий день. Это постановление распространялось на всех лиц, занятых работой по найму. Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 ч. Не позднее 6 ч после начала работы должен был быть установлен перерыв для отдыха и принятия пищи продолжительностью не менее 1 ч. Запрещался ночной труд женщин и подростков до 16 лет. Не допускались к работе по найму лица, не достигшие 14 лет. Рабочее время лиц, не достигших 18 лет, не должно было превышать 6 ч. При односменной дневной работе наименьшая продолжительность воскресного и праздничного отдыха определялась в 42 ч. При работах в особо вредных производствах рабочее время подлежало сокращению. К подземным работам женщины и подростки до 18 лет не допускались. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере. Женщины и подростки до 18 лет к сверхурочным работам не допускались. Продолжительность этих работ не должна превышать 4 ч в течение двух суток. Постановление это вводилось в действие по телеграфу и вступало в силу немедленно.

Декретом В ЦИК от 22 декабря 1917 г. вводилось страхование но болезни. В стране была безработица. Для решения этой проблемы создавались биржи труда. Безработным государство оказывало помощь. Постановлением СНК от 14 июня 1918 г. вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска рабочим и служащим, проработавшим на государственном или частном предприятии не менее 6 месяцев.

Уголовное право

Уголовное право. Первое время новая власть издавала отдельные нормативные акты, имевшие отношение к уголовному праву. К апрелю 1918 г. было принято 17 специальных уголовно-правовых декретов и 15 актов об отдельных преступлениях, к концу июля 1918 г. их было соответственно 40 и 69. Большое внимание государство уделяло борьбе с контрреволюционными преступлениями.

Первым специальным нормативным актом нового государства в области уголовного права было постановление II Всероссийского съезда Советов «Об отмене смертной казни», опубликованное 28 октября 1917 г., согласно которому «восстановленная Керенским смертная казнь на фронте отменялась». Судебные органы до 16 июня 1918 г. смертную казнь как меру наказания не применяли.

28 ноября 1917 г. бьшо опубликовано подготовленное НКЮ «Руководство для устройства революционных трибуналов», где впервые был дан примерный перечень наказаний, применяемых трибуналами: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу. Инструкция НКЮ революционным трибуналам от 19 декабря 1917 г. конкретизировала положение Декрета о суде № 1 о подсудности революционных трибуналов, согласно которому им подлежали дела о лицах, организующих восстания против власти рабоче-крестьянского правительства, активное противодействие правительству, неподчинение ему, призыв других к противодействию или неподчинение ему, саботаж, прекращение и сокращение выпуска предметов массового потребления, скупку, сокрытие, порчу, уничтожение предметов массового потребления или другие способы вызвать их недостаток на рынке или повышение цен на них; нарушение декретов, приказов, обязательных постановлений и других опубликованных распоряжений органов правительства, если в них предусмотрено предание за нарушение их суду революционного трибунала; злоупотребление властью. Это была первая попытка дать нормы Особенной части уголовного права в отношении дел, подсудных трибуналам. Инструкция давала перечень мер наказания, применяемых революционными трибуналами: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики, объявление общественного порицания, объявление виновного врагом народа, лишение виновного всех или некоторых политических прав, секвестр или конфискация (частичная или общая) имущества, присуждение к обязательным общественным работам.

Созданные в соответствии с постановлением НКЮ от 18 декабря 1917 г. и декретом СНК от 28 января 1918 г. революционные трибуналы печати применяли следующие наказания: денежный штраф, выражение общественного порицания, о котором привлеченное произведение печати доводит до всеобщего сведения способами, указанными трибуналом, помещение на видном месте или же специальное издание опровержения ложных сведений, временная или навсегда приостановка издания или изъятие его из обращения, конфискация в общенародную собственность типографий или имущества издания печати, если они принадлежали привлеченным к суду, лишение свободы, удаление из пределов столиц, отдельных местностей и пределов Российской Республики, лишение виновного всех или некоторых политических прав.

В связи с обострением обстановки в стране 16 июня 1918 г. было опубликовано постановление НКЮ, наделившее революционные трибуналы правом применения высшей меры наказания.

6 октября 1918 г. был опубликован документ, подготовленный Кассационным отделом при ВЦИК, в котором впервые в советском уголовном праве проведена систематизация норм Особенной части в отношении преступлений, отнесенных к подсудности революционных трибуналов. Проведена была не только систематизация этих норм, но и сделана попытка сформулировать составы преступлений, отнесенных законодательством к компетенции трибуналов. К подсудности революционных трибуналов прежде всего относились дела по обвинению в контрреволюционной деятельности. В инструкции раскрывалось содержание контрреволюционной деятельности. К ней относились: организация контрреволюционных выступлений против рабоче-крестьянского правительства, участие непосредственно в них или в подготовительной к ним стадии, участие во всевозможных контрреволюционных заговорах и организациях, ставящих своей целью свержение советского правительства, участие непосредственно в выступлениях, даже если преступник не состоял членом каких-либо организаций, готовивших эти выступления. Признавались контрреволюционными всякие выступления независимо от повода, по которым они возникали, против Советов, их исполкомов или отдельных советских учреждений: продовольственных, административных и иных, если они сопровождались разгромам или иными насильственными действиями или хотя бы угрозами таковых по отношению к деятельности или деятелям этих органов. Если же они сопровождались набатным звоном, то виновные наказывались как прямые участники, причем покушение рассматривалось как оконченное преступление. Раскрывалось содержание таких составов преступлений, как саботаж, дискредитирование власти, подлог и неправомерное использование советских документов, шпионаж, хулиганство, преступления по должности. К суду трибунала могли привлекаться провокаторы, охранники, осведомители, царские сановники или иные деятели старого режима, прошлая деятельность которых, хотя бы и до установления Советской власти, признавалась вредной для революции или была против нее прямо направлена. Однако это осуществлялось всякий раз по специальным постановлениям местных Советов, их исполкомов или «особо на то уполномоченных органов».

Источник

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

преподавательский стаж — 20 лет

Задать вопрос автору статьи

Судебная система СССР первой половины XX века

Замечание 1

Судебная система — это особое упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть посредством отправления правосудия, имеющих общие цели и задачи, действующих на единых демократических принципах.

20 июля 1918 года был принят Декрет о суде, который устранил двойственность в организации советской судебной системы. Декрет расширил подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела за исключением контрреволюционных преступлений, разбой, убийства, изнасилований, взяточничества, спекуляции, подделки денежных знаков (данные преступления были подсудны революционным трибуналам).

30 ноября 1918 года в советском государстве была окончательно претворена в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы. Народные суды были созданы на территории каждого района (городского или уездного) и рассматривали гражданские и уголовные дела. В состав народного суда входили: народный судья; народные заседатели (в зависимости от особенностей рассмотрения дела 2 или 6). Кассационные жалобы на решения и приговоры народных судов рассматривались советом народных судей губернии.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

К моменту создания СССР (30 декабря 1922 года) в стране сформировались 2 системы судебных органов:

  • общие суды, включающие народные суды, губернский совет народных судей, Высший Судебный Контроль (народный комиссариат юстиции);
  • революционные трибуналы (трибуналы крупных городов и центров), Верховный революционный трибунал при ВЦИК), кассационная инстанция для революционных трибуналов.

Помимо военных трибуналов для рассмотрения особых категорий дел создавались земельные комиссии, трудовые сессии народных судов, арбитражные комиссии. Эти учреждения действовали временно, их подсудность была ограничена. Единство общих и специальных судебных учреждений обеспечивал факт поднадзорности Верховному Суду.

Губернские суды представляли собой второе звено судебной системы, к их компетенции относились:

  • наиболее сложные дела, ранее отнесенные к подсудности революционных трибуналов;
  • функции, принадлежащие ранее советам народных судей;
  • судебный надзор.

С 1934 года губернские суды могли с согласия прокурора отменять приговоры и решения народных судов.

«Судоустройство в СССР » 👇

Деятельность всех судебных учреждений объединял Верховный Суд, в его составе функционировала дисциплинарная коллегия. Верховный Суд действовал в составе пленума, президиума, кассационных коллегий по гражданским и уголовным делам, военной, судебной, военно-транспортной коллегий.

Согласно Конституции, Верховный Суд должен был:

  • обеспечить соблюдение союзного Основного закона;
  • осуществлять надзор за соответствие постановлений, принимаемых ЦИК союзных республик Конституции;
  • предоставлять толкования и разъяснения общесоюзного законодательства.

Конституция 1936 года закрепила и расширила демократические принципы организации и деятельности судов:

  • рассмотрение дел в судах с участием народных заседателей;
  • осуществление правосудия исключительно судами;
  • выборность народных заседателей и судей;
  • обеспечение обвиняемому права на защиту;
  • ведение судопроизводства на языке автономной или союзной республики и др.

Принятый в 1938 году Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, закрепил судебную систему Советского Союза.

Судебная система СССР второй половины XX века

Для второй половины 1950 — первой половины 1960-х гг. характерно введение в систему государственной власти демократических принципов.

В сфере надзора Верховных Судов автономных и союзных республик, областных и краевых судов, судов автономных областей были значительно расширены права: право пересматривать кассационные определения и решения по гражданским и уголовным делам. Председатели Верховных Судов получили право вносить протесты в порядке надзора (ранее таким правом обладали только Генеральный прокурор и Председатель Верховного Суда).

В 1956 году, после упразднения Министерств юстиции СССР и союзных республик, функции управления в сфере юстиции были переданы Верховному Суду.

В 1957 году ликвидировали транспортные суды, все дела, относившиеся к их ведению, были переданы в областные, краевые и народные суды, Верховные суды республик. В этом же году значительно восстанавливалась самостоятельность республик в сфере правосудия.

В декабре 1958 году Верховный Совет принял «Основы законодательства о судоустройстве…», в котором были отражены следующие положения:

  • учреждался единый народный суд города, района;
  • увеличены полномочия народных судей с 3 до 5 лет;
  • народные заседатели стали избираться на общих собраниях трудовых коллективов.

Устанавливались 2 уровня судебных органов: суды Союза ССР (Верховный Суд, военные трибуналы) и суды союзных республик (Верховные суды союзных, автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды национальных округов и автономных областей, народные суды).

В 1960 году был принят «Закон о судоустройстве в РСФСР», устанавливающий порядок определения численности народных судей, народных заседателей для народного суда. Была введена должность председателя народного суда, определился круг обязанностей. Установлены функции Верховных судов автономных республик, судебных коллегий и президиумов городских, областных и краевых судов, судов автономных областей, национальных округов.

В начале 1960-х годов упразднили республиканские министерства юстиции. В 1963 году Верховному Суду был передан ряд функций:

  • управление и контроль деятельности судебных органов народных, городских, краевых, областных судов, судов национальных округов, автономных областей и республик;
  • подготовка и подбор кадров для органов суда;
  • ведение судебной статистики;
  • общее руководство государственными нотариальными конторами.

Судебная система СССР, сложившаяся после ВОВ и закрепленная в Конституции 1977 года, просуществовала до конца 80-х гг. практически без изменений. Конституция 1977 г. закрепила систему органов правосудия, порядок избрания народных заседателей и судей.

В Конституции был воспроизведен ряд основополагающих принципов, в частности закреплены демократические принципы правосудия:

  • коллегиальность рассмотрения гражданских, уголовных дел;
  • независимость народных заседателей, их подчинение исключительно закону;
  • возможность участия в судопроизводстве трудовых коллективов и общественных организаций.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  • Структурно-логические таблицы

  • История

  • Судебная система СССР по Конституции 1977 г.

Источник →

Судебная система СССР по Конституции 1977 г.

Скачать таблицу Судебная система СССР по Конституции 1977 г.

1308

admin

  • Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Написать комментарий

Ваше имя:

E-mail для ответов:

Загрузка…

Смотрите также

Судебная система СССР 1938 г.

Судебная система СССР 1980 г.

Система высших органов власти по Конституции СССР 1936 года

Судебная система царства польского по конституции 1815 г.

В начале XX века Россия была государством
с высокоразвитой экономикой, занимавшей
одно из первых мест в Европе и мире
(единственное государство со свободным
золотовалютным обращением, то есть
устойчивой денежной системой), с
либеральной, многопартийной политической
системой, парламентом (Государственной
Думой), демократической системой
правосудия, включающей суды присяжных,
мировую юстицию, предварительное
следствие, осуществляемое судебными
следователями. Огромное значение для
последующего развития России как
правового государства имел Манифест
17 октября 1905 г. “Об усовершенствовании
государственного порядка”. Этот
документ, имеющий конституционное
значение, предусматривал “незыблемые
основы гражданской свободы на началах
действительной неприкосновенности
личности, свободы совести, слова, собраний
и союзов”. Манифест предусматривал
также, что никакой закон “не мог
воспринять силу без одобрения
Государственной Думы”. Убедительным
свидетельством демократического
характера российской политической
системы является и тот факт, что в
Государственной Думе была большевистская
фракция, представляющая откровенно
экстремистскую левую партию – Российскую
социал-демократическую рабочую партию
(большевиков), – РСДРП(б), имевшую в своем
составе так называемую “БО” – Боевую
организацию, занимавшуюся террористической
деятельностью.

После большевистского антиправительственного
путча в октябре 1917 г. (В.И. Ленин в то
время называл это событие “октябрьским
переворотом”, что несомненно ближе
к истине, чем введенное позднее явно
лживое и претенциозное наименование
“Великая Октябрьская социалистическая
революция”) наступил период
насильственного разрушения “до
основанья” многовековой российской
государственности, в т.ч. и системы
правоохранительных органов.

После выборов Учредительного собрания
12 ноября 1917 г., призванного определить
пути будущего развития страны, началась
подготовка к работе этого всенародно
избранного органа (большевики эти выборы
проиграли), но новая “советская”
власть запретила все издания, все газеты,
кроме своих, и начала реализацию своих
замыслов, направленных на установление
“диктатуры пролетариата”, а
фактически своей собственной диктатуры.
Все это закончилось разгоном Учредительного
собрания 5 января 1918 г., после чего
разрушение российской государственности
практически подошло к финалу.

Одной из главных целей советской власти
был провозглашенный В.И. Лениным в период
подготовки Октябрьской революции “слом
государственной машины”, включающий,
естественно, уничтожение существующей
системы правосудия. Советская власть,
писал В.И. Ленин, сразу отдала суд на
слом, поскольку “безусловной
обязанностью пролетарской революции
было “совершенно уничтожить, смести
до основания весь старый суд”. Декрет
о суде N 1 упразднил существующую судебную
систему, созданную великими российскими
реформаторами второй половины XIX века.
Однако разрушить оказалось куда проще,
чем создать что-то новое: период создания
новой системы судебных органов затянулся
на несколько лет.

Тем не менее идеи, заложенные в Судебных
уставах 1864 г., оказались настолько
сильны, что в значительной мере сказались
на ряде положений даже первого декрета
о суде. К примеру, в его ст. 3 не только
правосудие, но и предварительное
следствие, как и в Судебных уставах 1864
г., продолжало рассматриваться как
деятельность судебная и потому возлагалось
на местных судей. Последним при вынесении
решений, хотя и с существенными оговорками,
разрешалось руководствоваться “законами
свергнутых правительств” (ст. 5), а тем
самым, стало быть, и названными выше
Судебными уставами. Еще более определенно
об этом было сказано во втором декрете
“О суде”, опубликованном 7 марта
1918 г. Судопроизводство как по гражданским,
так и по уголовным делам предписывалось
осуществлять “по правилам Судебных
уставов 1864 г.”. Правда, при этом делались
существенные оговорки: правила прежних
законов должны были применяться лишь
постольку, поскольку они не были отменены
декретами ЦИК и СНК и не противоречили
“правосознанию трудящихся классов”.

Декретом о суде N 1 единоличный мировой
судья был заменен коллегиальным местным
судом, избираемым местным Советом. Была
определена его подсудность, эти суды
“решают все гражданские дела ценою
до 3000 рублей и уголовные дела, если
обвиняемому угрожает наказание не свыше
двух лет лишения свободы… Кассационной
инстанцией является уездный, а в столицах
– столичный съезд местных судей”.

Параллельно с формированием обычных
судов шел процесс организации судов
чрезвычайных – революционных трибуналов
и военно-революционных трибуналов. По
Положению о революционных трибуналах
от 12 апреля 1918 г. на революционные
трибуналы, действовавшие в составе
председателя и шести народных заседателей,
возлагалось “рассмотрение дел о
контрреволюционных и всяких иных
деяниях, идущих против завоеваний
Октябрьской революции и направленных
к ослаблению силы и авторитета советской
власти”. Этим органам предоставлялось
“ничем не ограниченное право в
определении меры репрессии”.
Председатели этих трибуналов, не обладая
элементарной юридической грамотностью
и получив такие полномочия, творили
беспредел, именовавшийся революционным
правосознанием.

Характерной чертой, выявляющей существо
новой власти, стало создание Постановлением
ВЦИК РСФСР от 5 сентября 1918 года по
инициативе В.И. Ленина концлагерей, в
которые без суда направлялись
“представители враждебных классов”.
Это был прообраз будущего ГУЛАГа.

К 1922 г. в судебной системе сформировались
три ветви – общегражданские суды (народные
и губернские), революционные трибуналы
и военно-революционные трибуналы.
Губернский суд действовал в качестве
суда первой и кассационной инстанции.
Верховный Суд РСФСР осуществлял судебный
контроль над всеми судами. Он был судом
первой инстанции по делам особой
государственной важности, кассационной
инстанцией по отношению к губернским
судам, а также мог в порядке надзора
пересматривать дела, рассмотренные
любым нижестоящим судом.

Одновременно усиливалась зависимость
судов от органов исполнительной власти.
Так, по Положению о народном суде РСФСР
от 21 октября 1920 г. право высшего контроля
над решениями судов было предоставлено
Народному комиссариату юстиции. Согласно
Положению о высшем судебном контроле
от 10 марта 1921 г. на Наркомат юстиции
РСФСР возлагались общий надзор за
деятельностью судов и дача им руководящих
разъяснений, а также пересмотр вступивших
в законную силу судебных решений.

Принятое 11 ноября 1922 г. Положение о
судоустройстве РСФСР упразднило
революционные трибуналы и установило
единую систему общегражданских судов,
включавшую суды трех звеньев – народные
суды, губернские суды и Верховный Суд
РСФСР.

В 1922 г. был создан Союз Советских
Социалистических Республик (СССР).
Началась эпоха создания “нового
социалистического права, права высшего
типа”. Однако все эти псевдоправовые
феномены не имели ничего общего с
подлинными правовыми идеями и принципами,
достижениями правовой мысли того
времени. Наша страна оказалась надолго,
на многие десятилетия исключенной из
процесса развития правовой науки в
Европе и мире.

В связи с образованием СССР было принято
24 октября 1924 г. Положение о Верховном
Суде СССР. Его судьи назначались
Президиумом ЦИК СССР. Верховный Суд
действовал в составе пленарного
заседания, гражданско-судебной,
уголовно-судебной, военной и
военно-транспортной коллегий. Верховный
Суд давал руководящие указания верховным
судам республик по вопросам общесоюзного
законодательства; рассматривал и
опротестовывал перед ЦИК по представлению
прокурора Верховного Суда постановления,
решения и приговоры верховных судов
союзных республик в случаях противоречия
их общесоюзному законодательству или
интересам других союзных республик;
давал заключения по предложению ЦИК
СССР о законности постановлений ЦИК,
СНК союзных республик и СНК СССР с точки
зрения соответствия Конституции Союза;
разрешал судебные споры между союзными
республиками; рассматривал уголовные
дела по обвинению высших должностных
лиц СССР в должностных преступлениях.
В 1926 г. Президиум ЦИК СССР отнес к
компетенции Верховного Суда также
толкование общесоюзного законодательства.
Позднее, в 1929 г. появляется новое Положение
о Верховном Суде, которое предоставило
ему право законодательной инициативы,
расширило компетенцию в области общего
надзора, возложило на него обязанность
разъяснять общесоюзные законы по
предложению ЦИК СССР и по запросам СНК
СССР.

В период с 1925 г. до начала 30-х годов
происходил постепенный откат от тех
демократических веяний, которые дали
о себе знать в период с 1922 по 1924 г. Этому
в значительной мере способствовал
начавшийся к тому времени процесс
образования централизованной
командно-административной системы.

В 1927 г. ЦИК СССР было принято Положение
о преступлениях государственных,
вошедшее в качестве главы первой
Особенной части УК РСФСР “Контрреволюционные
преступления”. Контрреволюционным
признавалось “всякое действие,
направленное к свержению, подрыву или
ослаблению власти рабоче-крестьянских
советов… рабоче-крестьянских
правительств… или к подрыву или
ослаблению внешней безопасности Союза
ССР и основных хозяйственных, политических
и национальных завоеваний пролетарской
революции”, а также “такие же
действия, когда они направлены на всякое
другое государство трудящихся, хотя бы
и не входящее в Союз ССР”. Сюда входили
преступления от измены Родине, побега
за границу, отказа вернуться в пределы
СССР (эти лица объявлялись вне закона
как изменники Родине, что означало
расстрел через 24 часа после удостоверения
личности и конфискацию всего имущества),
контрреволюционного вредительства,
диверсии, саботажа до недонесения о
контрреволюционном преступлении и
контрреволюционной пропаганды или
агитации. В некоторых случаях за эти
действия привлекались и члены семьи
“изменника”, совместно с ним
проживавшие или находившиеся на его
иждивении.

УПК РСФСР 1923 г., полностью отказавшийся
от правовых основ Устава уголовного
судопроизводства 1864 года, с начала 30-х
годов превратился в документ, представляющий
инструкцию по реализации карательной
политики государства. Роль суда была
низведена до уровня оформителя приговора
по материалам предварительного следствия,
которые, в свою очередь, были не более
чем материалами, оформляющими
оперативно-розыскную деятельность,
ставшую ядром, основой всего процесса
борьбы с преступностью.

Шел все нараставший нажим с целью
вмонтирования судов в структуру органов
исполнительной власти. Постановлением
ВЦИК и СНК РСФСР “О порядке руководства
судебными органами” от 30 октября 1928
г. председатель Верховного Суда РСФСР
был объявлен заместителем народного
комиссара юстиции. Несколько раньше
состоялось решение о включении Верховного
Суда РСФСР в состав Наркомюста РСФСР.
Хотя эти решения и были вскоре отменены,
в них четко проявились тенденции
государственной политики этого периода
отечественной истории. Вновь стала
нарастать тенденция воссоздания
чрезвычайных органов уголовной репрессии.
В марте 1924 г. при ОГПУ было создано Особое
совещание, которое уполномочивалось
рассматривать дела в отношении лиц,
занимавшихся контрреволюционной
деятельностью, шпионажем, контрабандой,
спекуляцией валютой и золотом. С 1929 г.
начали работать “тройки” – внесудебные
органы, наделенные полномочием
рассматривать так называемые крупные
хозяйственные дела и дела политического
характера. Позже эти органы перешли в
подчинение НКВД СССР и в 30-х годах
трансформировались в орудие политических
репрессий и произвола, в значительной
мере вытеснившее суды. Тогда же – в 1929
году – был создан ГУЛАГ – Главное управление
исправительно-трудовых лагерей, трудовых
поселений и мест заключений Народного
комиссариата внутренних дел СССР,
которое стало главным механизмом
реализации репрессий.

Конституция СССР декларировала
демократические принципы правосудия:
выборность судей и народных заседателей,
участие народных заседателей при
рассмотрении дел во всех судах, ведение
судопроизводства на национальном языке,
открытое разбирательство дел, обеспечение
обвиняемому права на защиту, независимость
судей и подчинение их только закону.
Однако положения Конституции были лишь
ширмой, за которой процветали беззаконие
и произвол.

В 1934 и 1938 годах УПК РСФСР был дополнен
главами тридцать третьей и тридцать
четвертой о делах по так называемым
контрреволюционным преступлениям (по
делам о террористических организациях
и террористических актах против
работников советской власти, о
контрреволюционном вредительстве и
диверсиях). Следствие по этим делам
должно было быть закончено в срок не
более десяти дней, обвинительное
заключение вручалось обвиняемому за
сутки до рассмотрения дела в суде, дела
рассматривались без участия сторон,
кассационное обжалование приговора,
как и ходатайство о помиловании, не
допускалось и приговоры к высшей мере
наказания приводились в исполнение
немедленно по вынесении приговора.

Период от начала 30-х годов до 1953 г.
останется в истории советских судов
как один из самых мрачных. В осуществлении
массовых репрессий и беззакония активное
участие принимали не только органы
НКВД, МГБ, Особое совещание, тройки, но
и суды. Их незаконные приговоры по
сфальсифицированным делам в отношении
так называемых врагов народа выявляются
вплоть до настоящего времени.

Характерным для этого периода было
продолжение начавшейся в 20-х годах
централизации. В 1933 г. была учреждена
прокуратура СССР, в 1934 г. – НКВД СССР, а
в 1936 – Наркомюст СССР, которые подчинили
себе соответствующие системы союзных
республик. Принятая в декабре 1936 г.
Конституция СССР лишила союзные
республики права издавать свое
законодательство, в том числе по вопросам
судоустройства. Развивавший ее положения
Закон о судоустройстве от 16 августа
1938 г. подчинил центру все республиканские
суды. Верховный Суд СССР наделялся
правом проверять законность и
обоснованность приговоров и решений
всех судов страны без каких бы то ни
было ограничений, вмешиваться в их
деятельность напрямую, не считаясь с
высшими судебными инстанциями союзных
республик.

Закон о судоустройстве СССР 1938 г.
установил единую судебную систему,
состоящую из судов СССР и судов союзных
республик. К первой группе судебных
учреждений были отнесены Верховный Суд
Союза ССР и специальные суды – военные
трибуналы, линейные суды на железнодорожном
транспорте и линейные суды на водном
транспорте. Вторая группа включала
верховные суды союзных республик,
краевые и областные суды, суды автономных
республик и автономных областей, окружные
и народные суды.

Окончание периода правления И.В. Сталина
в 1953 г. и начало периода некоторой
либерализации социально-политической
и экономической жизни в нашей стране
(известного как “хрущевская оттепель”)
ознаменовано прежде всего упразднением
внесудебных органов политических
репрессий и наделением Верховного Суда
СССР правом пересматривать по протестам
Генерального прокурора СССР их
постановления, вынесенные в 30 – 40-х годах
и начале 50-х годов. Стала очевидной
необходимость создания должных гарантий
против повторения тех явлений, которые
получили распространение с начала
тридцатых годов.

Реабилитация жертв произвола и беззакония
стала одним из направлений деятельности
судебных органов. Тем не менее она
проводилась далеко не всегда последовательно
и в полном объеме. Полная ликвидация
последствий репрессий 30 – 40-х годов и
начала 50-х годов тогда не была осуществлена
в силу политических причин. Работа эта
была продолжена многие годы спустя и
активно ведется в наше время.

Крупным событием явилась судебная
реформа, начавшаяся после принятия в
1957 г. закона, изменившего Конституцию
СССР и восстановившего права союзных
республик, в том числе их право издавать
законодательство о судоустройстве.

В 1958 г. были приняты Основы законодательства
о судоустройстве Союза ССР, союзных и
автономных республик, а также Основы
уголовного судопроизводства Союза ССР
и союзных республик и Основы гражданского
судопроизводства Союза ССР и союзных
республик, послужившие базой для
последующего принятия законов о
судоустройстве, уголовно-процессуальных
и гражданских процессуальных кодексов
союзных республик.

Эти акты и стали тем фундаментом, на
который опиралось существенное
демократическое обновление судебной
системы. Выразилось оно, в частности, в
провозглашении и последовательном
проведении в жизнь принципа отправления
правосудия только судом, расширении
права обвиняемого на защиту и повышении
роли адвокатуры в охране прав и свобод
граждан.

Заметный след в истории российской
судебной системы оставил день 27 октября
1960 г. В тот день одновременно получили
одобрение Верховного Совета РСФСР три
имевших принципиальное значение для
российской судебной системы акта: Закон
о судоустройстве, УКиУПК.
Им суждено было “работать” долгие
годы.

Принятие в 1977 г. новой Конституции СССР,
а в 1978 г. новой Конституции РСФСР повлекло
за собой пересмотр многих законодательных
актов. В их числе оказались и законы,
регулировавшие организацию и деятельность
судов. В 1981 году был принят Законо судоустройстве РСФСР.

Тем не менее кризис политической и
экономической систем СССР лишь углублялся
и его не могли предотвратить фрагментарные,
порой весьма непоследовательные реформы.
Постепенное накопление отрицательного
потенциала во всех сферах государственной
и общественной жизни, неизбежное
проявление деструктивных тенденций –
процессы, которые, естественно, не могли
быть остановлены политическими или
законодательными средствами в условиях
обреченной с самого своего возникновения
системы – советского государства, что
и привело к его полному краху.

Единственным выходом из сложившегося
в стране положения стало создание
демократического правового государства,
прологом которого является судебная
реформа.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    16.03.201513.48 Mб20Учебник Гребнев Экономика.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #

    16.03.2015896.69 Кб14Учебник ПСО (восстановлен).docx

  • #
  • #
  • #
  • #

Правосудие в СССР определялось как форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел, основанной на принципах социалистического демократизма и социалистической законности[1]. Система правосудия формировалась безотлагательно заново вместе с системой Советской власти и совершенствовалась с принятием нормативных документов, определяющих её работу,

Начальный этап[править | править код]

В 1920-е годы в СССР произошел переход от идеи отмирания государства и права как буржуазных явлений и формирование России — СССР как цивилизации с особым представлением о мироустройстве. Советское государство и право в это время оформились как развивающийся исторический тип[2].

Формирование системы правосудия в начальный период существования государства[править | править код]

22 ноября 1917 года был принят первый советский декрет о суде, упразднивший всю дореволюционную судебную систему. Её заменили новые выборные советские судебно-следственные органы, в том числе рабочие и крестьянские революционные трибуналы[2]. Для ликвидации дореволюционных судебных учреждений были назначены комиссары[3]. Для рассмотрения гражданских исков до 300 рублей и уголовных с наказанием не более двух лет лишения свободы были учреждены народные суды, избираемые местными советами, из председателя и двух народных заседателей. Роль кассационных инстанций выполняли уездные и столичные съезды судей[3].

7 (20) декабря 1917 г. при Совете народных комиссаров была образована Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), Призванная пресекать политические преступления против советской власти и предавать виновных Военно-революционному трибуналу, ВЧК получила неограниченные полномочия и согласовывала свои действия только с ЦК РКП(б)[3].

Принятое после открытых нападений на советских руководителей Урицкого и Ленина постановление СНК «О красном терроре» от 5 сентября 1918 г. окончательно превратило ВЧК в карательно-репрессивный орган. ВЧК формировала свою структуру на региональном и армейском уровнях, получив широкие полномочия не только в расследовании преступлений, но и в исполнении наказаний. Само следствие велось упрощённо[3].

«Декретом о суде № 2» от 22 февраля (7 марта) 1918 г. было определено направление развития советской судебной системы: были созданы окружные суды. В состав их коллегий по гражданским делам входили три постоянных члена и четыре народных заседателя. Коллегии из председателя и двенадцати народных заседателей рассматривали уголовные дела. В декрете оговаривалась необходимость реализовывать правосознание трудящихся классов через участие в общественном обвинении и в общественной защите, для чего при Советах создавались специальные коллегии. Таким образом была создана иерархия окружных судов как первой инстанции и областных как второй. Отменить решение народного суда мог Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК)[3].

«Декрет о суде № 3» СНК от 20 июля 1918 г. оставил в ведении народных судов уголовные дела, кроме особо тяжких преступлений, а апелляционной инстанцией назначил Кассационный народный суд в Москве в составе гражданского и уголовного отделений. В суде работали председатель, его заместитель, восемь членов суда, назначенных по представлению окружных народных судов и Советов местных народных судей[3].

К завершению Гражданской войны необходимость в чрезвычайных мерах отпала, что к 1922 году привело к ликвидации и общих революционных трибуналов, и ВЧК[2].

На 4-м Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в январе 1922 года была воссоздана прокуратура. При этом возникли споры о подчинённости надзорного органа: во ВЦИК и комиссии ЦК РКП(б) выступали против централизации, за двойное подчинение прокурорских органов — губисполкомам на местах и прокурору республики в центре. Также высказывалась идея ограничить деятельность прокуроров работой в судах, как было в дореволюционной России. В. И. Ленин выступил против: он считал вопрос о прокуратуре настолько важным, что вынес его на обсуждение Политбюро и добился, чтобы местная прокурорская власть подчинялась только центру и действовала исключительно от имени государства[2].

25 мая 1922 г. ВЦИК принял «Положение о прокурорском надзоре», возложив на прокуратуру государственный надзор за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон актов, непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и органов дознания при раскрытии преступлений. Также прокуратуре поручался надзор за деятельностью ГПУ, поддержание обвинения на суде, наблюдение за правильностью содержания заключённых в местах временного лишения свободы и при отбывании наказания[2].

26 мая 1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру, объединив защитников в коллегии при губернских отделах юстиции. Адвокаты не имели права занимать должности в государственных учреждениях и на предприятиях и подчинялись избираемому на общем собрании коллегии президиуму. ЦК РКП(б) специальным постановлением разъяснил, что коммунисты могут быть адвокатами и защищать преступников[2].

Реформа судебной системы[править | править код]

31 октября 1922 г. было принято «Положение о судоустройстве РСФСР», которым была предусмотрена система народных судов. Трибуналы сохранились в РККА и выдержали проверку временем[2].

Специфика советской единой судебной системы состояла в том, что она была подчинена власти. Независимость судебной власти и система разделения властей в РСФСР не признавались[3].

Первой судебной инстанцией стал народный суд в составе постоянного народного судьи[3].

Второй инстанцией стал народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей[3].

Далее в иерархии следовали губернский суд[3].

Высшей инстанцией судебной системы стал Верховный Суд РСФСР и его коллегии. После образования СССР был создан Верховный Суд СССР, к компетенции которого относилось разрешение споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц СССР в преступлениях по должности. Суд работал в составе пленарных заседаний уголовной, гражданской, военной и военно-транспортной коллегий. Верховный Суд СССР также рассматривал дела, относящиеся к компетенции Конституционного Суда[2].

От революционной законности к нормальному праву[править | править код]

Правосудие в советской республике строилось не на пустом месте. Пункт 5 первого декрета «О суде» позволял местным судам руководствоваться «законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию»[4].

Уже второй декрет о суде в феврале 1918 г. этот посыл уточнил: «Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам происходит по правилам судебных уставов 1864 года»[4].

Однако в ноябре того же 1918 года было установлено, что «Народный Суд применяет декреты Рабоче-Крестьянского Правительства, а в случае отсутствия соответствующего декрета или неполноты такового руководствуется социалистическим правосознанием». Ссылки «на законы свергнутых правительств» были воспрещены[4].

Внедрение новых принципов (революционная целесообразность, социалистическое правосознание, революционная законность) было обусловлено сменой политических сил: новая власть трудящихся находилась в остром конфликте со свергнутыми политическими силами. Понятно, что акты, отражающие идеологию частной собственности и предназначенные для применения в условиях буржуазно-монархической государственности, стали неприменимыми[4].

Концепция «революционной законности» 1921—1922 годов оказалась в центре дискуссий по юридическим вопросам, создав идеологическую основу для перехода от «революционного правосознания» к нормальной правовой системе со стабильными юридическими гарантиями, создающими базис государственности. Прокуратура выдвинулась на роль стража законности, а определение «революционная» ушёл в прошлое. Явно выразилось стремление ограничить произвол работников государственного аппарата и упорядочить систему власти. Ошибки, упущения, волокита стали трактоваться как беззаконие[2].

Одновременно копился нормативный материал: в РСФСР Собрании Узаконений к концу 1922 года было опубликовано более 4 тысяч нормативных актов[2].

Задача кодификации норм советского права была решена в основном в 1922—1923 годах — были приняты Гражданский (1922), Гражданско-процессуальный (1923), Земельный (1922), Уголовный (1922), Исправительно-трудовой (1924) кодексы, а также Кодекс законов о труде(1922)[2].

Конституционное оформление[править | править код]

Становление советской судебной системы завершилось с принятием Конституции 1924 г., где судебной власти посвящалось несколько глав[3].

Основные положения были изложены в главе 7[3].

В ст. 43 было закреплено, что в целях утверждения революционной законности на территории СССР при Центральном Исполнительном Комитете учреждается Верховный Суд. К его компетенции относилось[3]:

а) подготовка руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства для верховных судов союзных республик;

б) рассмотрение и опротестование перед ЦИК по представлению прокурора Верховного Суда постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;

в) подготовка заключений о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции СССР по требованию ЦИК;

г) разрешение судебных споров между союзными республиками;

д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Статья 44 Конституции определила состав Верховного Суд СССР[3]:

а) пленарное заседание Верховного Суда СССР из 11 членов, в том числе Председателя и его заместителя, 4 председателей пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного представителя Объединенного Государственного политического управления СССР.;

б) Гражданско-судебная и Уголовно-судебная коллегии Верховного Суда СССР;

в) Военная и Военно-транспортная коллегии.

Статья 46 Конституции предусматривала, что Прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель назначаются президиумом ЦИК СССР. В его обязанности входили подготовка заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда СССР, поддержание обвинения в судебном заседании и возможность опротестовать решения пленарного заседания Верховного Суда в Президиуме ЦИК[3].

Статьёй 47 инициатива направить перечисленные в ст. 43 вопросы на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда предоставлялась исключительно Центральному Исполнительному Комитету СССР, его Президиуму, прокурорам Верховного Суда и союзных республик, а также ОГПУ[3].

Статья 48 оговаривала, что пленарные заседания Верховного Суда Союза образовывали специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и дел персональной подсудности членов ЦИК и Совета Народных Комиссаров СССР. Верховный Суд СССР имел право принять эти дела к производству исключительно по особым на каждый раз постановлениям ЦИК или его Президиума[3].

Изменение правовых механизмов по Конституции 1936 года[править | править код]

Идея независимости судей вернулась в советское право через 18 лет после отказа от неё. В статье 112 Конституции СССР 1936 года было закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только закону». Этот принцип был воспроизведён в Конституции РСФСР 1937 года (статья 116) и в статье 6 закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16.08.1938 г.[4]

В послевоенные годы[править | править код]

Принцип независимости суда[править | править код]

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в СССР продолжилось укрепление независимости правосудной деятельности. Статья 7 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР оговаривала, что правосудие по гражданским делам осуществляется только судом, а статья 9 определяла объём независимости и исключение внешнего влияния формулировками «при осуществлении правосудия по гражданским делам» и «в условиях, исключающих постороннее воздействие на судей». Аналогичные положения содержали ранние версии статей 7 и 10 Основ уголовного законодательства Союза ССР[4].

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г. в главе I «Основные положения», статье 7 «Независимость судей и подчинение их только закону» конкретизировал: судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону «при осуществлении правосудия по гражданским делам… Судьи и народные заседатели разрешают гражданские дела на основе закона, в соответствии с социалистическим правосознанием, в условиях, исключающих постороннее воздействие на судей»[4].

Аналогичные формулировки содержатся Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г. (статья 16 главы первой, раздела первого)[4].

Поднадзорность судебной деятельности Верховному Суду СССР, Верховным судам союзных и автономных республик не предполагала ограничений независимости судей, так как надзор за судебной деятельностью происходил вне рамок судебного процесса по конкретному делу и после вынесения решения[4].

Меры прокурорского реагирования применялись лишь при нарушении законности и следовали: а) за решением судьи; б) в случае противоречия этого решения закону; в) эти меры были предусмотрены законом. При этом сами прокуроры также подчинялись «только закону» (статья 20 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик; статья 14 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных Республик, а также соответствующее процессуальное законодательство)[4].

С принятием Конституции СССР 1977 г. получил правовое наполнение и статус народного заседателя. В статье 155 указывалось: «Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Судьям и народным заседателям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону». Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости были установлены Законом о статусе судей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и союзных республик[4].

Конституционные основы и законы о судоустройстве в целом отвечали Основным принципам независимости судебных органов, принятым седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренным резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году[4].

В 1989 году Уголовный кодекс РСФСР пополнился статьями 176.1 «Вмешательство в разрешение судебных дел», 176.2 «Угроза или насильственные действия в отношении судьи, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа и их близких родственников», 176.3 «Оскорбление судьи, народного или присяжного заседателя».

4 августа того же года был принят закон СССР «О статусе судей в СССР», в котором устанавливалось, что «Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законом порядком их избрания и освобождения, неприкосновенностью судей и народных заседателей, строгой юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать её разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу». Этим же законом (часть 5 статьи 10 «Порядок выборов и сроки полномочий судей и народных заседателей») срок полномочий судьи был увеличен с 5 до 10 лет[4].

Примечания[править | править код]

  1. Правосудие // Советский Энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва: Советская энциклопедия, 1984. — С. 1047. — 1600 с.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Басов В.А. Правосудие и право в СССР в 1920-х годах // Марийский юридический вестник. — 2008. — Т. 1, вып. 6. — С. 53–55. — ISSN 2221-6286.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Борозинец Ю.О. История судебной системы России эпохи СССР 1917-1930-х гг. // Инновационная наука. — 2015. — Вып. 7—2. — С. 64–67. — ISSN 2410-6070.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Борисов, Алексей Марксович. ЗАКОННОСТЬ ПРАВОСУДИЯ И НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. — 2017. — Вып. 1 (19). — С. 13–52.

Добавить комментарий