Стихотворный размер поэтического произведения можно определить по 2 – 4-ём строкам, которые следует выписать и расставить ударения, помня, что служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) и иногда односложные местоимения ударения не несут.
Составляя стихотворную схему, нужно вынести все гласные звуки построчно друг под другом. Ударные гласные схематически обозначаются значком тире с ударением над ним. Безударные гласные обозначаются как простое тире (или дуга).
Когда эта работа сделана, следует выявить закономерность в чередовании ударного и безударного(ых) звуков и определить размер:
_i_ __ хорей
__ _i_ ямб
_i_ __ __ дактиль
__ _i_ __ амфибрахий
__ __ _i_ анапест
Выявив размер, можно увидеть количество стоп в строке, то есть сколько раз повторяется данная закономерность.
Пример:
Насевередиком стоитодиноко** АЕЕ ЕИО ОИО ИОО ** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ *** 4-ёхстопный амфибрахий.
Наголой вершинесосна ******** АОО ЕИЕ ОА******** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ *** 3-ёхстопный амфибрахий с усечённой последней стопой.
Вывод: стихотворение Лермонтова написано амфибрахием. При этом 4-ёхстопный амфибрахий чередуется с 3-ёхстопным, что придаёт стихотворению бОльшую динамичность.
Опубликовано 5 октября, 2018
Узорова О.В., Нефедова Е.А.
КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПИСАТЬ СТИХИ
1 КЛАСС
Уважаемые взрослые!
Эти занятия – первое руководство для обучения стихосложению первоклассников.
Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения писались только в стихах. Лишь в XVIII-XIX веках эти области сравнялись по значению.
Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Государственные чиновники в Древнем Китае сдавали экзамены по стихосложению. Японские самураи наряду с боевыми искусствами изучали искусство сочинения стихов. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», – так характеризует Булат Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя.
Всё это, разумеется, не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и вообще художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию И. Бродский.
Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле – не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка.
Поэт обладает поэтическим даром, имеет природное призвание к поэзии. Не у каждого человека мысли облекаются в поэтические образы, не всякий может без предварительной подготовки выразить свои мысли ярко, зримо и музыкально. Но и обладающий этой способностью, чувствующий в своей душе потребность выражать мысли свои в поэтических, музыкальных образах – и тот не сможет быть поэтом, если он не умеет писать стихи, то есть не знает законов и форм стихосложения.
Руководств по русскому стихосложению, за исключением одного-двух вышедших из употребления, непрактичных и запутанных, нет. Из теории русского стиха, которая преподается в некоторых школах, информации об искусстве стихосложении извлечь невозможно, так как, кроме голого перечисления размеров, ничего больше не имеется. В отдельных программах по литературе вводятся мельком некоторые понятия. Все виды рифм, схемы рифм даны за 2-3 урока. Но ведь это очень серьёзный материал, необходимый для умения писать стихи. Невозможно за короткое время выучить, что такое женская, мужская, дактилическая рифма; перекрёстная, кольцевая, парная схема рифм; понять, что такое эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения и т. п. В данном же руководстве ясно, подробно, пошагово и понятно дана адаптированная программа обучения написанию стихотворений любого ученика с необходимой теорией русского стихосложения.
Данное пособие также ставит своей задачей познакомить детей с русской поэзией. Большая подборка стихов, использованных в качестве примеров, научит детей не только писать свои стихи, но и читать и любить произведения великих поэтов. Чтобы облегчить ребёнку «вхождение в большую поэзию», отрывки из произведений «взрослых» поэтов даны в окружении большого количества детских стихов с интересным сюжетом.
Представленный материал можно использовать в государственных и частных школах на уроках литературы, во время факультативных занятий, а также для индивидуальных занятий дома с ребёнком.
Как работать с этим материалом?
1. Одно занятие не должно длиться дольше 45 минут. Одно занятие должно проходить не реже одного раза в 1-2 недели.
2. Раздел «Задания для твоего самообразования» – это материал для домашней (или самостоятельной) работы. Если вы занимаетесь с ребёнком дома – выйдите из комнаты на 15 минут.
3. Как начинать работу? Второй, третий и четвертый абзацы введения прочитайте вслух ребёнку (начиная со слов «Поэзия возникла раньше прозы…» и до слов «всеми богатствами русского языка»).
4. Сходите в книжный магазин вместе с ребёнком. Пусть он выберет самую красивую тетрадь из 48-64 листов для своих будущих занятий по стихосложению.
Тетрадь разделите на следующие заголовки:
«ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ»
Занятие 3 (3 строчки)
Занятие 5 (2 строчки)
Занятие 7 (3 строчки)
Занятие 10 (6 строчек)
Занятие 12 (2 строчки)
Занятие 14 (5 строчек)
«НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ»
Фамилия, имя, отчество поэта
Название стихотворений,
которые он написал
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Занятие 13
Занятие 14
Занятие 15
«МОИ ЛЮБИМЫЕ СТИХИ»
На этих страничках напиши те стихи, которые особенно понравились тебе.
Нарисуй к ним иллюстрации.
«МОИ СТИХИ»
На этих страничках напиши те стихи, которые тебе удалось сочинить самостоятельно.
Нарисуй к ним иллюстрации.
Уважаемые взрослые! Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка, а также с пренебрежением относиться к его первым шагам в написании стихотворений. Нельзя ругать за орфографические ошибки. Хотите – простым карандашиком легонечко исправьте. РЕБЁНКУ ЗА ЕГО ТРУД – ТОЛЬКО ПОХВАЛА И ПОЧЁТ!
Занятие 1
Отличие стихотворной речи от прозаической.
Прочитай два отрывка:
1. Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
А. Барто
2. Хозяйка бросила зайку, остался зайка под дождём. Не смог слезть со скамейки, промок весь до ниточки.
В первом отрывке есть ритм, рифма (зайка – хозяйка, не смог – промок). Первый отрывок – это стихотворение, а второй написан прозой. Запомни! Всё то, что не стихи, – то проза.
1. Упражнение
Прочитай. Раскрась зелёным цветом рамочки, где написаны стихи, а синим – где написана проза.
Наступило жаркое лето. У ребят начались каникулы. Классы опустели. Ученики должны отдохнуть и набраться сил.
Вот ползёт по небу туча,
Ветер дует всё сильней.
Туча сонна, но могуча,
Гулкий гром грохочет в ней.
Солнце скрылось за горизонтом. Наступили тёплые летние сумерки. На небе стали появляться первые звёзды. Скоро уже совсем стемнело.
Подойди, посмотри –
На окне снегири.
Всё склевали пшено
И стучат к нам в окно.
2. Упражнение
Прочитай два отрывка. Один из них – проза, а другой – стихи, не разделённые на отдельные строчки. Раскрась зелёным цветом рамочку, где написаны стихи, а синим – где написана проза.
На небе собрались тяжёлые тучи. Сверкнула молния. Послышался отдалённый раскат грома. Начиналась гроза.
Вот порхают над лужайкой мотылёк и стрекоза. Воробьи собрались стайкой. Мирно травку ест коза.
3. Упражнение
Прочитай слова. Раскрась зелёным цветом слова, которые рифмуются. Остерегайся слов-ловушек!
Окно, изба, косьба, кружка, слово, борьба, слон, ходьба, рука, стрельба, нога, судьба, слаба.
4. Упражнение
Прочитай слова. Раскрась зелёным цветом слова с одной рифмой, а синим – с другой. Остерегайся слов-ловушек!
Горю, подряд, дарю, наряд, мышка, отряд, варю, дом, говорю, снаряд, смотрю, зерно, спорт, загорю.
5. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –УН (обратись к словарю «Мужская рифма»)
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –ЗА (обратись к словарю «Мужская рифма»)
Задания для твоего самообразования
6. Упражнение
Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе.
7. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на –ОД. При затруднении обратись к словарю «Мужская рифма». Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
8. Упражнение
Прочитай слова. Раскрась зелёным цветом слова, которые рифмуются. Остерегайся слов-ловушек!
Клён, дуб, зуб, трава, клуб, град, сруб, гром, куб, хлеб, груб, гриб, чуб, мыло.
9. Упражнение
Прочитай слова. Раскрась зелёным цветом слова с одной рифмой, а синим – с другой. Остерегайся слов-ловушек!
Велик, брат, верну, сестра, крик, грибник, весну, люстра, качну, парик, втяну, комната, проник, кулик, пирогу, засну, парник, донесу, жену.
10. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения К. Чуковского. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта.
Занятие 2
Рифма
В стихотворениях концы строк часто звучат одинаково. Например:
Черепаха
Не заставить черепаху
Снять хоть раз свою рубаху.
Когда она купается,
И то не раздевается.
А. Зацаринная
В первой и во второй строчках одинаково звучат (рифмуются) окончания слов ЧЕРЕПАХУ и РУБАХУ, а в третьей и четвёртой – рифмуются окончания слов КУПАЕТСЯ и РАЗДЕВАЕТСЯ.
Подберём рифму к слову ПА`ЛКА: ГА`ЛКА, СКА`ЛКА, МОЧА`ЛКА, СКАКА`ЛКА.
Но почему со словом ПАЛКА не рифмуется слово СЕЛЁДКА? Ведь они оба оканчиваются на -КА? Дело в том, в рифмующихся словах ударные гласные и все звуки после них должны звучать одинаково. А в словах ПАЛКА и СЕЛЁДКА и разные ударные гласные (Ё и А), и разные буквы после них (Л и Д). Поэтому в данном случае двух последних букв недостаточно.
Теперь подберём рифму к слову РЕКА`: РУКА`, БОКА`, ДОСКА`, ТРЕСКА`, ПОКА`. Здесь сходство двух последних букв достаточно. Потому что ударение падает на последний слог.
11. Упражнение
Подчеркни рифмующиеся окончания. Обоснуй свой выбор.
Вариант 1
Везу, колоть, внизу, побороть, грозу, стрекозу, полоть.
Вариант 2
Брелок, визжу, бычок, вхожу, венок, коготок, вяжу, колосок, колобок.
12. Упражнение
Прочитай стихотворение. Подчеркни рифмующиеся окончания одной группы зелёным карандашом, другой группы – синим карандашом.
Уж верба, вся пушистая,
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
А. Фет
13. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –НЯ (обратись к словарю «Мужская рифма»)
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –ОСЫ (Обратись к словарю «женская рифма»)
14. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Вариант 1
Небо (КАКОЕ?)
Вариант 2
Тучка (КАКАЯ?)
15. Упражнение
Озаглавь стихотворение. Нарисуй к нему иллюстрацию.
…
Вот он крутится волчком,
Тузик, Тузик, хвост крючком.
Вот летит во весь опор
То на речку, то во двор.
То дежурит у ворот —
Словом, дел невпроворот.
А. Прокофьев
Задания для твоего самообразования
16. Упражнение
Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе.
17. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на –АЛО. При затруднении обратись к словарю «Женская рифма». Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
18. Упражнение
Прочитай. Переставь строки так, чтобы получилось стихотворение. (Можно строки пронумеровать).
Ураган
Лес качается, скрипит.
Из чужих далекий стран
Прилетает ураган,
Стонет, воет и хрипит.
А. Введенский
19. Упражнение
Прочитай. Выучи стихотворение наизусть.
Осень
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат.
Е. Головин
20. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения А. Барто. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы.
Занятие 3
Рифма
21. Упражнение
Прочитай стихотворение. Как ты думаешь, какое из этих слов выбрал автор? Почему?
Говорящее колечко
Цепь тяну из-под крылечка.
Все колечки перебрав,
Взял последнее колечко,
А оно сказало: … («Мяу!», «Привет!», «Гав!»)
Г. Семенов
22. Упражнение
Прочитай стихотворение. Подчеркни рифмующиеся окончания одной группы зелёным карандашом, другой группы – синим карандашом.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ф. Тютчев
23. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –ОВЬ (обратись к словарю «Мужская рифма»).
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –ОШКА (обратись к словарю «Женская рифма»).
24. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данным словам. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Вариант 1
Луг (КАКОЙ?)
Ельник (КАКОЙ?)
Вариант 2
Поляна (КАКАЯ?)
Овраг (КАКОЙ?)
25. Упражнение
Прочитай двустишие 3 раза. Запомни. Запиши его в тетрадь.
Паровозу паровоз
Уголёк в подарок вёз.
Е. Благинина
Задания для твоего самообразования
26. Упражнение
Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе на прошлом уроке.
27. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на –АЧ. При затруднении обратись к словарю «Мужская рифма». Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
28. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Озеро (КАКОЕ?)
29. Упражнение
Прочитай. Переставь слова в строках так, чтобы появилась рифма. (Слова можно пронумеровать).
Одиночество
Почему щенок грустит?
Он одинок ужасно!
И ему не лается —
Скучно одному лаять!
В. Жак
30. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения З. Александровой. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы.
Занятие 4
Рифма
31. Упражнение
Прочитай стихотворение. Как ты думаешь, какие из этих слов выбрал автор? Почему?
За окном поют … (скворцы, синички)
Набирает поезд ход.
Машинист на … (электричке, поезде)
За грибами нас везёт.
В. Степанов
32. Упражнение
Прочитай стихотворение. Подчеркни рифмующиеся окончания одной группы зелёным карандашом, другой группы – синим карандашом.
Морозный день
Трещит мороз. Застыли речки.
Дрожат берёзки у реки.
У нас тепло. В горячей печке
Потрескивают огоньки.
П. Образцов
33. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –АВКА (обратись к словарю «Женская рифма»).
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –ОЖНЫЙ (обратись к словарю «Женская рифма»).
34. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данным словам. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Вариант 1
Весна (КАКАЯ?)
Зима (КАКАЯ?)
Вариант 2
Апрель (КАКОЙ?)
Октябрь (КАКОЙ?)
35. Упражнение
Озаглавь стихотворение. Нарисуй к нему иллюстрацию.
…
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Ф. Тютчев
Задания для твоего самообразования
36. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на –ЕТКА. При затруднении обратись к словарю «Женская рифма». Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
37. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данным словам. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Блеск (КАКОЙ?)
Янтарь (КАКОЙ?)
38. Упражнение
Прочитай стихотворение. Обведи рифмующиеся окончания одной группы кружочком, другой группы – треугольником.
Калинушка
Лес осенний засыпает,
Гол и пуст,
А калина не снимает
Красных бус.
Ф. Петров
39. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения С. Михалкова. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта.
Занятие 5
Рифма
Схемы четверостиший АБАБ
Многие стихотворения состоят из четверостиший. Когда в четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой, такая рифмовка называется перекрёстной. Например:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
А. Плещеев
Здесь последнее слово первой строки «наступила» рифмуется с последним словом третьей строки «уныло», а последнее слово второй строки «цветы» рифмуется с последним словом четвёртой строки «кусты».
Можно составить схему четверостишия с перекрёстной рифмовкой. Рифмующиеся слова мы обозначим одной и той же буквой: слова «наступила» и «уныло» – буквой А, слова «цветы» и «кусты» – буквой Б. Тогда схема четверостишия с перекрёстной рифмовкой будет выглядеть так:
А
Б
А
Б
Для экономии места схему записывают в строчку: АБАБ.
Вот как обозначается перекрёстная схема прямо в стихотворении:
А Осень наступила,
Б Высохли цветы,
А И глядят уныло
Б Голые кусты.
40. Упражнение
Прочитай стихотворения. Докажи, что они написаны перекрёстной схемой. Для этого одной чертой подчеркни рифмующиеся окончания одной группы, а двумя чертами – другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
А. Плещеев
Косуля
У косули маленькие рожки
И большие грустные глаза.
Верба клонит к ней свои серёжки,
Серебрит копытца ей роса.
У косули маленькие рожки,
И во взгляде столько доброты!..
Посмотри, как рады ей дорожки,
Мостики, лужайки и цветы!
Т. Белозеров
41. Упражнение
Прочитай все стихотворения из Занятия 1. Раскрась синим карандашом (сделай лёгкий фон) те, которые написаны перекрёстной схемой рифмовки. Обведи рифмующиеся окончания одной группы квадратиком, а другой – треугольником. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б.
42. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с перекрёстной схемой рифмовки, используя эти слова.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –ВА (обратись к словарю «Мужская рифма»).
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –АЛАСЬ (обратись к словарю «Женская рифма»).
43. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Вариант 1
Бабочка (КАКАЯ?)
Вариант 2
Шмель (КАКОЙ?)
44. Упражнение
Найди в словарике эпитеты к слову ШИПОВНИК. Прочитай их три раза. Запомни. Запиши его в тетрадь.
Задания для твоего самообразования
45. Упражнение
Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе.
46. Упражнение
Прочитай стихотворение. Докажи, что оно написано перекрёстной схемой рифмовки. Для этого одной чертой подчеркни рифмующиеся окончания одной группы, а двумя чертами – другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б.
Ветхая избушка
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
А. Блок
47. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на –ОХ. При затруднении обратись к словарю «Мужская рифма». Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с перекрёстной схемой рифмовки, используя эти слова.
48. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Кузнечик (КАКОЙ?)
49. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения М. Пляцковского. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта.
Занятие 6
Схемы четверостиший ААББ
Когда в четверостишии первая строчка рифмуется со второй, а третья – с четвёртой, такая рифмовка называется парной. Например:
Лягушонок удивлённый,
Он зелёный-презелёный.
Всё он видит в первый раз,
Оттого и пучеглаз.
А. Зацаринная
Здесь последнее слово первой строки «удивлённый» рифмуется с последним словом второй строки «презелёный», а последнее слово третьей строки «раз» рифмуется с последним словом четвёртой строки «пучеглаз».
Можно составить схему четверостишия с парной рифмовкой. Рифмующиеся слова мы обозначим одной и той же буквой: слова «удивлённый» и «презелёный» – буквой А, слова «раз» и «пучеглаз» – буквой Б. Тогда схема четверостишия с парной рифмовкой будет выглядеть так:
А
А
Б
Б
Для экономии места схему записывают в строчку: ААББ.
Вот как обозначается парная схема прямо в стихотворении:
А Лягушонок удивлённый,
А Он зелёный-презелёный.
Б Всё он видит в первый раз,
Б Оттого и пучеглаз.
50. Упражнение
Прочитай стихотворения. Докажи, что они написаны парной схемой рифмовки. Для этого одной чертой подчеркни рифмующиеся окончания одной группы, а двумя чертами – другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б.
Зима
Старый тополь у крылечка,
Льдом затянутая речка,
Первый иней, первый снег,
На пригорке громкий смех.
А. Екимцев
Грибок
Мы в лесок пойдём,
Мы грибок найдём
В шапочке нарядной,
Светло-шоколадной.
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.
О. Высотская
Самосвал
Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю груз.
Разгружать меня не надо.
Все такой машине рады.
Не хвалюсь я, не хвалюсь,
Самосвалом я зовусь,
Вовсе я не самохвал.
Самосвал я, самосвал!
М. Лепилина
51. Упражнение
Прочитай все стихотворения из Занятия 1. Раскрась зелёным карандашом (сделай лёгкий фон) те, которые написаны парной схемой. Обведи рифмующиеся окончания одной группы кружком, а другой – треугольником. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б.
52. Упражнение
Прочитай стихотворение. Как ты думаешь, какое из этих слов выбрал автор? Докажи, что стихотворение написано парной схемой рифмовки. Для этого одной чертой подчеркни рифмующиеся окончания одной группы, а двумя чертами – другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б.
Кто главнее?
У картошки важный вид,
Нам картошка (рассказывает, говорит):
— Я главнее всех в квартире
Потому, что я в (одежде, мундире)!
А. Шевченко
53. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие парной схемой рифмовки с этими словами.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –ОЧН (обратись к словарю «Мужская рифма»).
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –НАЯ (обратись к словарю «Женская рифма»).
54. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Вариант 1
Грязь (КАКАЯ?)
Вариант 2
Дождь (КАКОЙ?)
Задания для твоего самообразования
Упражнение 3
Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе.
55. Упражнение
Прочитай стихотворения. Докажи, что они написаны парной схемой рифмовки. Для этого одной чертой подчеркни рифмующиеся окончания одной группы, а двумя чертами – другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б.
Горе
— У меня большое горе:
Мне не виснуть на заборе,
На траве нельзя лежать,
В чехарду нельзя играть,
И нельзя гонять мне мяч!
Хоть девчонкой стань и плачь!
— А откуда эти муки?
Я сегодня в новых брюках!
А. Тихоненко
Непослушные буквы
Долго Лидия Петровна
Нас писать учила ровно,
И примерно через год
Написал я слово “кот”.
Написал и понял сразу:
Вышел кот как по заказу!
Весь прямой, а хвост трубой —
Залюбуется любой!
М. Бартенев
56. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на –ТИЛА. При затруднении обратись к словарю «Женская рифма». Попробуй сочинить двустишие или четверостишие парной схемой рифмовки с этими словами.
57. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данным словам. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Капля (КАКАЯ?)
Журчанье (КАКОЕ?)
58. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения В. Берестова. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта.
Занятие 7
Схемы четверостиший АББА
Когда в четверостишии первая строчка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей, такая рифмовка называется кольцевой. Например:
По крыше шёл пушистый кот,
Забрался на карниз,
С карниза резво спрыгнул вниз
В соседский огород.
М. Буравина
Здесь последнее слово первой строки «кот» рифмуется с последним словом четвёртой строки «огород», а последнее слово второй строки «карниз» рифмуется с последним словом третьей строки «вниз».
Можно составить схему кольцевой рифмы. Рифмующиеся слова мы обозначим одной и той же буквой: слова «кот» и «огород» – буквой А, слова «карниз» и «вниз» – буквой Б. Тогда схема четверостишия с кольцевой схемой рифмовки будет выглядеть так:
А
Б
Б
А
Для экономии места схему записывают в строчку: АББА.
Вот как обозначается кольцевая рифма прямо в стихотворении:
А По крыше шёл пушистый кот,
Б Забрался на карниз,
Б С карниза резво спрыгнул вниз
А В соседский огород.
59. Упражнение
Прочитай стихотворение. Докажи, что оно написано кольцевой схемой рифмовки. Для этого одной чертой подчеркни рифмующиеся окончания одной группы, а двумя чертами – другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б.
Снегирь к нам в гости прилетел!
Пичужка ходит важно,
Зимой у нас живёт отважно.
Малыш покушать захотел.
С. Петров
60. Упражнение
Прочитай слова. Попробуй с помощью слов-помощников сочинить своё стихотворение кольцевой схемой рифмовки. Нарисуй иллюстрацию к своему стихотворению.
Вариант 1
Скворца, хитреца, гляжу, держу.
Вариант 2
Дымок, ветерок, красота, темнота.
61. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие кольцевой схемой рифмовки с этими словами.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –ОННЫЙ (обратись к словарю «Женская рифма»).
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –ИНА (обратись к словарю «Женская рифма»).
62. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Вариант 1
Мышь (КАКАЯ?)
Вариант 2
Крот (КАКОЙ?)
63. Упражнение
Прочитай двустишие три раза. Запомни. Запиши его в тетрадь.
Что такое сеновал,
Знает тот, кто там бывал.
М. Пляцковский
Задания для твоего самообразования
64. Упражнение
Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе.
65. Упражнение
Прочитай стихотворение. Докажи, что оно написано кольцевой схемой. Для этого одной чертой подчеркни рифмующиеся окончания одной группы, а двумя чертами – другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б.
Играя, иволга весной
Росинку-солнце увидала,
Как зёрнышко, её склевала
И стала ярко-золотой!
И. Беляков
66. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на –ОЧКА. При затруднении обратись к словарю «Женская рифма». Попробуй сочинить двустишие или четверостишие кольцевой схемой рифмовки с этими словами.
67. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Медведь (КАКОЙ?)
68. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения Б. Заходера. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта.
Занятие 8
Схемы четверостиший АБАБ, ААББ, АББА
69. Упражнение
Напиши названия схем, которые обозначаются так:
ААББ –
АББА –
АБАБ –
70. Упражнение
Прочитай стихотворения. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б. Раскрась стихотворение, написанное перекрёстной схемой, синим карандашом, парной – зелёным, кольцевой – красным.
Странная встреча
По переулку шло пальто.
Народ вокруг понять не мог,
Кто это движется без ног.
А это был — ты знаешь кто?
Д. Родари
Снежинки
Мы снежинки! Это мы –
Парашютики зимы.
Это мы над вами кружим,
Это мы с ветрами дружим.
Н. Бромлей
Запасливый бельчонок
Не беда, что у бельчонка
Опустело в сундучке!
Видишь — два сухих опёнка
Ждут бельчонка на сучке!
Т. Белозеров
71. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами. Укажи, какой схемой оно написано.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –ЖУ (обратись к словарю «Мужская рифма»).
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –ЕСТЬ (обратись к словарю «Мужская рифма»).
72. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Вариант 1
Волк (КАКОЙ?)
Вариант 2
Заяц (КАКОЙ?)
73. Упражнение
Задания для твоего самообразования
74. Упражнение
Прочитай ещё раз правила о разных схемах.
75. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на –ОРТ. При затруднении обратись к словарю «Мужская рифма». Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
76. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Жираф (КАКОЙ?)
77. Упражнение
Найди и запиши одно четверостишие с парной рифмовкой и одно четверостишие с кольцевой рифмовкой.
78. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения Е. Трутневой. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы.
Март, 3 неделя
Занятие 9
Повторение
79. Упражнение
Прочитай стихотворения. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б. Раскрась стихотворение, написанное перекрёстной схемой, красным карандашом, парной – зелёным, кольцевой – синим.
***
Все работают на свете:
Ветер — дует, солнце — светит,
Жучка бегает и лает,
Саша с бабушкой гуляет.
В. Жак
***
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Т. Александрова
Снегири
Чистят пёрышки пунцовые,
Воду пьют из родника.
Переливы бубенцовые
Мне слышны издалека.
Л. Татьяничева
***
— Кто намусорил в прихожей?
Ну, на что это похоже!
Доски, гвозди, молоток…
Что ты делаешь, сынок?
Л. Корчагина
***
То ли пух лебяжий
В воздухе блестит,
То ли в окна наши
Первый снег летит?
В. Приходько
80. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами. Укажи схему, которой оно написано.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –ЕЛАЯ (обратись к словарю «Дактилическая рифма»).
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –ОНЧИКИ (обратись к словарю «Дактилическая рифма»).
81. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Вариант 1
Незабудка (КАКАЯ?)
Вариант 2
Одуванчик (КАКОЙ?)
Задания для твоего самообразования
82. Упражнение
Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе.
83. Упражнение
Прочитай стихотворения. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б. Раскрась стихотворение, написанное перекрёстной схемой, зелёным карандашом, парной –красным, кольцевой – фиолетовым.
***
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме!
Т. Александрова
Росинка
На листике, среди ветвей,
Росинка чистая светилась.
Росинка так мала, но в ней
Большое солнце поместилось.
И. Беляков
Коршун
Почему, скажи, я хмур?
Я не вижу вкусных кур!
От меня их прячут,
Что всё это значит?
Не могу я кашу есть,
Это надо вам учесть.
Коршун тоже птица,
Надо ей кормиться,
В. Боков
84. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на –ЕЛОЧКА. При затруднении обратись к словарю «Дактилическая рифма». Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами. Укажи схему, которой оно написано.
85. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Букет (КАКОЙ?)
86. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения С. Маршака. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта.
Занятие 10
Мужская рифма
Когда в рифмующихся словах ударение падает на последний слог, такая рифма называется мужской. Например, слова: дом – сом – гном; гроздь – гвоздь; давно – темно – пшено – домино.
Разберём четверостишие:
Крокодилы
По реке плывёт бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит крокодил.
Е. Серова
Здесь слово «бревно» рифмуется со словом «оно», а слово «угодил» рифмуется со словом «крокодил». Во всех этих словах ударение падает на последний слог:
брев-но`
о-но`
у-го-ди`л
кро-ко-ди`л
Поэтому эти рифмы являются мужскими, а стихотворение написано мужской рифмой.
87. Упражнение
Прочитай стихотворения. Подчеркни рифмующиеся окончания. Какой рифмой написаны эти стихотворения? Почему?
Разговор с котом
— Почему ты чёрен, кот?
— Лазил ночью в дымоход.
— Почему сейчас ты бел?
— Из горшка сметану ел.
— Почему ты серым стал?
— Пёс в пыли меня валял.
В. Левановский
Озорники
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь —
Мы плясали, как друзья, —
Дождь из листиков и я.
Л. Разводова
Колокольчик
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы… А ты?
Е. Серова
88. Упражнение
Прочитай. Переставь строки так, чтобы получилось стихотворение. (Можно строки пронумеровать). Какой рифмой написано это стихотворение? Почему?
Вариант 1
Волчок
Я говорю: “Кружись, волчок!”
А я — кружусь и не ложусь!
А он ложится на бочок.
И тем особенно горжусь!
А. Кондратьев
Вариант 2
Земляника
Зорька брызнула на луг.
Так и просят каждый раз:
Рдеют ягоды вокруг.
— Ты на вкус попробуй нас.
А. Деружинский
89. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –ИБ, –ЕСК.
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на – ОРЬ, –ОСТЬ.
90. Упражнение
Прочитай стихотворение. Как ты думаешь, какие из этих слов выбрал автор? Почему?
Белкин дом
В роще — новый белкин дом,
Есть грибы, орехи ( там, в нём).
В старом дереве — дупло,
И в дупле сидеть (удобно, тепло).
Если в лес придёт мороз,
Белка в листья спрячет (ушки, нос).
А. Часовников
91. Упражнение
Прочитай стихотворение 3 раза. Запомни. Запиши его в тетрадь.
Соня-соня
Соня очень любит спать.
Соней Соню стали звать.
Соня-соня спит весь день.
Погулять ей даже лень.
М. Лепилина
Задания для твоего самообразования
92. Упражнение
Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе.
93. Упражнение
Прочитай стихотворение. Подчеркни рифмующиеся окончания. Какой рифмой написано это стихотворение? Почему?
***
Под цветком ежиха-мать
Принялась ежат купать.
Кап-кап – капает роса
На мордашки, на глаза.
Не поймёт ежиха-мать,
Как им спинки отмывать.
И ежата день-другой
Ходят с грязною спиной.
Хоть сиди и месяц жди,
Чтоб закапали дожди.
Г. Виеру
94. Упражнение
Прочитай. Переставь слова в строках так, чтобы появилась рифма. (Слова можно пронумеровать)
В тесноте
На пенёчке сто опят
– вопят. – Очень тесно тут!
Позовите грибника
Собирать с пенька опят.
Е. Серова
95. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам, которые оканчивается на –ОСТ, –РО. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
96. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения А. Шлыгина. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта.
Занятие 11
Женская рифма
Когда в рифмующихся словах ударение падает на предпоследний слог, такая рифма называется женской. Например, слова: посуда – простуда; дачный – удачный – чердачный; славный – главный – равный.
Разберём четверостишие:
Если мальчик плачет,
Значит, есть причина.
Если слёзы прячет,
Значит, он — мужчина.
Э. Блинова
Здесь слово «плачет» рифмуется со словом «прячет», а слово «причина» рифмуется со словом «мужчина». Во всех этих словах ударение падает на предпоследний слог:
пла`-чет
пря`-чет
при-чи`-на
муж-чи`-на
Поэтому эти рифмы называются женскими.
97. Упражнение
Прочитай стихотворения. Подчеркни рифмующиеся окончания. Какой рифмой написаны эти стихотворения?
Почему?
Ехала машина,
Вся в заплатах шина.
Е. Благинина
Шишка
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишки.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка –
На носу вскочила шишка.
А. Блинов
98. Упражнение
Прочитай двустишия. Подчеркни рифмующиеся окончания. Какой рифмой они написаны? Почему? Раскрась красным фоном стихотворения с женской рифмой, а синим – с мужской.
***
У машины сдулась шина,
Очень жалко мне машину.
Е. Благинина
Пчела
Пчела – не кит, она – мала,
Но велики её дела.
С. Баруздин
***
Ну и хитрая, смотри-ка,
Книзу клонится брусника,
А. Деружинский
***
Под воротами крот
Вырыл маленький грот.
Е. Благинина
99. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –АНКА, –ЕНЬЕ.
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –УШКА, –АЖНЫЙ.
100. Упражнение
Прочитай стихотворения. Стихотворение, написанное парной схемой рифмовки, раскрась синим фоном, написанное перекрёстной – красным. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б.
Гости
Гость один стучал по крыше,
Гость другой в окно стучал,
Но когда во двор я вышел,
То гостей не повстречал.
Бил по крыше дождик редкий,
Пусто было и темно;
Старый вяз осенней веткой
Мне постукивал в окно.
А. Кондратьев
Ёж
Жёлтых листьев целый ворох,
Ветра нет, а в листьях шорох!
Это ёж, почуяв осень,
На иголках их уносит.
Е. Стюарт
101. Упражнение
Прочитай стихотворение. Нарисуй иллюстрацию.
Крапива
Прячется в траве крапива,
Ждёт детишек терпеливо,
Злых и добрых — всех кусает,
Никого не пропускает.
Что ж ты делаешь, крапива?
Разве это справедливо?
Х. Мянд
Задания для твоего самообразования
102. Упражнение
Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе.
103. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам, которые оканчивается на –УЖКА, –ОРЕ. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
104. Упражнение
Прочитай стихотворения. Подчеркни рифмующиеся окончания. Какой рифмой они написаны? Почему? Раскрась красным фоном стихотворения с женской рифмой, а синим – с мужской.
Сугроб
О морозах зря мечтаешь,
Очень скоро ты растаешь,
Уплывешь потоком в речку
И не скажешь ни словечка!
А. Матутис
История с ежом
Через поле шла межа.
Там мы встретили ежа.
Мы смотрели на ежа,
Не крича и не визжа.
Мы смотрели на ежа,
Рты закрытыми держа.
Мы смотрели на ежа,
Он от нас и убежал.
Н. Слепакова
Земляника
На поляне лесной, словно в сказке,
Чьи-то светятся красные глазки.
Не ленись, наклонись, погляди-ка:
Да ведь это растёт – земляника!
М. Пляцковский
105. Упражнение
Озаглавь стихотворение. Нарисуй к нему иллюстрацию. Выучи наизусть.
***
Лошадь купила четыре галоши —
Пору хороших и пару поплоше.
Если денек выдается погожий,
Лошадь гуляет в галошах хороших.
Стоит просыпаться первой пороше —
Лошадь выходит в галошах поплоше.
В. Левин
106. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения Ю.Тувима. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта.
Занятие 12
Дактилическая рифма.
Когда в рифмующихся словах ударение падает на третий от конца (предпредпоследний) слог, такая рифма называется дактилической. Например, слова: ёжики – ножики; точная – срочная – прочная; мальчики – пальчики.
Разберём четверостишие:
Сом
Ему мы дали прозвище:
“Усатое чудовище”!
Огромный рот у рыбины,
Плыви от этой глыбины!
Г. Абрамов
Здесь слово «прозвище» рифмуется со словом «чудовище», а слово «рыбины» рифмуется со словом «глыбины». Во всех этих словах ударение падает на третий от конца слог:
про`з-ви-ще
чу-до`-ви-ще
ры`-би-ны
глы`-би-ны
Поэтому эти рифмы являются дактилическими.
107. Упражнение
Прочитай стихотворение. Подчеркни рифмующиеся окончания. Какой рифмой написано это стихотворение? Почему?
Весёлые тарелки
Вымыла тарелки я
Глубокие и мелкие.
Смеются белолицые:
– Ах, нравится водица нам
И нравится та девочка,
Что вымыла тарелочки.
Г. Глушнев
108. Упражнение
Прочитай стихотворения. Подчеркни рифмующиеся окончания. Какой рифмой они написаны? Почему? Раскрась зелёным фоном стихотворения с женской рифмой, красным – с мужской, а жёлтым – с дактилической.
Бублики
Купили два бублика
Маленькой Ирочке.
У каждого круглика
Было по дырочке.
С. Коган
Лесной цветок
У лесной дорожки
Цветок на тонкой ножке.
В самой сердцевинке
Свежие росинки.
Ветер тронет венчик –
Зазвенит бубенчик.
Е. Лось
Зелёная песенка
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок, как флажок, я несу.
Зелёная шишка под ёлкой лежит.
Зелёная музыка где-то звучит.
Зелёный кузнечик в зелёной стране
Играет зелёную песенку мне.
А. Стройло
109. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –АЛЬНАЯ, –ЕТИЛИ.
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –ОНКИЕ, –ЕПКАЯ.
110. Упражнение
Прочитай стихотворения. Стихотворение, написанное парной схемой рифмовки, раскрась жёлтым фоном, написанное перекрёстной – синим. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б.
Я уже большая
Я выросла большая!
Кто скажет, что мала?
Я достаю до края
Огромного стола.
И кукол и посуду
Я спрячу под кровать.
И плакать я не буду —
Я буду рисовать!
С. Капутикян
У кого какой наряд
Шмель на ярмарку пришёл –
Выбрал бархатный камзол.
Выбрал мех для оторочки.
Выбрал чёрные чулочки.
А кузнечик: – Мне за так
Дайте узенький пиджак!
Муравей: – А мне и братьям –
Всем коричневые платья!
Т. Глушкова
111. Упражнение
Найди в словарике эпитеты к слову МАЛИНА. Прочитай их 3 раза. Запомни. Запиши их в тетрадь.
Задания для твоего самообразования
112. Упражнение
Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе.
113. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам, которые оканчиваются на –ОЛОЧКА, –АСКАМИ. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
114. Упражнение
Прочитай стихотворения. Подчеркни рифмующиеся окончания. Какой рифмой они написаны? Почему? Раскрась жёлтым фоном стихотворения с женской рифмой, красным – с дактилической, а синим – с мужской.
Как я плавать научился
Спасибо тебе, крокодил надувной,
За то, что ты лопнул в воде подо мной!
Но вместо того, чтобы крикнуть “Тону!” –
Я взял и руками раздвинул волну.
Победой беда обернулась моя.
Смотрите! Я плаваю! Плаваю я!
Теперь крокодил, если он надувной,
Не может уже подшутить надо мной!
Т. Александрова
***
Ещё недавно небо ясное
Играло облаками белыми,
А уж гроза пришла ужасная,
И молнии сверкают смелые.
Нет – это тучи машут саблями!
А ветер в дом как будто просится.
Он то по стёклам лупит каплями,
То на деревья вдруг набросится.
Но унеслась гроза недолгая,
Яснеет небо, всё умытое.
Свистя, чирикая и щёлкая
Летают птицы деловитые.
А. Шаталов
Машина
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина.
Шла машина без шофёра,
Без приказа светофора.
Шла сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
В. Викторов
115. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения Е. Благининой. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы.
Занятие 13
Мужская, женская и дактилическая рифма.
116. Упражнение
Прочитай стихотворения. Подчеркни рифмующиеся окончания. Какой рифмой написаны эти стихотворения?
Курица с цыплятами
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
В. Берестов
***
Я не брал эту запонку красную,
Ну зачем говорите напрасно вы!
И. Токмакова
Шутка
Мальчик к доктору идёт:
— У меня болит живот.
— Что ты ел?
— Я персик ел,
Он зелёный, недозрел.
Доктор капли дал для глаз:
— В день пускай по десять раз.
Может, лучше разберёшь,
Что ты в рот себе кладёшь.
В. Волина
***
Море
Величавое, безбрежное,
В бури грозное, мятежное.
Л. Рюмина
117. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –ЫРЬ, –АДКИЕ.
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –СИЛА, –УЛОЧКА.
118. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Вариант 1
Берёза (КАКАЯ?)
Вариант 2
Дуб (КАКОЙ?)
119. Упражнение
Прочитай стихотворение. Ответь на вопросы.
Встреча
Там, где в поле зрела рожь,
Повстречал полёвку ёж.
“Это кто?” – подумал ёж,
Еле сдерживая дрожь.
– Мама! Мама! – закричал.
– Я злодея повстречал!
Глаза – пёстрые
Зубы – острые,
Хвост длинный
Вымазан глиной.
Вышла мама. В тот же миг
Серый ком под кочку – шмыг!
– Эх, глупышка,
Это ж мышка!
В. Суслов
Кого повстречал ежонок?
Почему он испугался?
Подчеркни в тексте описание этого «злодея».
Понравилось тебе стихотворение?
Задания для твоего самообразования
120. Упражнение
Прочитай ещё раз правила о женской, мужской и дактилической рифмах.
121. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на –ШИЛА. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
122. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Ели (КАКИЕ?)
123. Упражнение
Прочитай стихотворения. Подчеркни рифмующиеся окончания. Какой рифмой они написаны? Почему? Раскрась фиолетовым фоном стихотворения с женской рифмой, зелёным – с дактилической, а серым – с мужской.
Боровик
По дорожке шли –
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
А. Прокофьев
Она умеет превращаться
Смотри! Полосатая кошка
На тумбе сидит, как матрёшка!
Но спрыгнет – и ходит, как щука.
Рассердится – прямо гадюка!
Свернётся – покажется шапкой,
Растянется – выглядит тряпкой…
Похожа на всех понемножку.
А изредка – даже… на кошку!
Н. Матвеева
Гололедица
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица,
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
Т. Александрова
124. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения М. Дружинина. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта.
Занятие 14
Повторение пройденного
125. Упражнение
Прочитай стихотворения. Стихотворение, написанное парной схемой рифмовки, раскрась синим фоном, написанное кольцевой – жёлтым, а перекрёстной – красным. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б.
Подарок
Раскрывается корзинка.
В ней подарок, да какой!
Не игрушка, не картинка –
Пёсик маленький, живой.
Уши мягкие, как тряпки,
Нос — как пуговка звонка,
Неуверенные лапки
Разъезжаются слегка.
Шелковистой тёплой спинкой
Жмётся ласково к ногам…
Не игрушку, не картинку –
Друга подарили нам!
М. Стремин
Разговор вороны с воробьём
– Что нахохлился, старик,
Не клюёшь в ограде зёрен?
– Потерял я на заборе
Свой весёлый “чик-чирик”!..
Т. Белозёров
Осень
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Е. Трутнева
126. Упражнение
Прочитай стихотворение. Как ты думаешь, какие из этих слов выбрал автор? Почему? Какой рифмой написано стихотворение? Какая использована схема рифмовки?
Вариант 1
Мёд
Пчелы гонятся за Мишкой:
“Жу-жу-жу! Не будь (разбойником,воришкой)!
Мёда нашего не трогай,
Проходи своей (тропинкой, дорогой)!”
Мишка мчится без оглядки,
Лишь в траве сверкают (ушки, пятки),
Вместо мёда будут шишки
На носу воришки (Мишки, медвежонка)!
М. Пляцковский
Вариант 2
Весна
Пришла весна! Весна-красна
С зеленой травкой у (крылечка,окна).
Везде весна! Весна везде –
В звериной норке и в (гнезде, гнёздышке).
Как много солнечных лучей!
На старых липах крик (соловьёв, грачей),
Свистят весёлые скворцы,
На каждом дереве – (птицы, певцы).
И под кустом в траве пчела
Фиалку синюю (нашла, отыскала).
Е. Трутнева
127. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –АРТА.
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –ЩЕНИЕ.
128. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Вариант 1
Гусь (КАКОЙ?)
Вариант 2
Дятел (КАКОЙ?)
129. Упражнение
Прочитай стихотворение 3 раза. Запомни. Запиши его в тетради.
Целый день телёнок ест.
Как ему не надоест?
Много ест. А почему?
Надо вырасти ему.
И. Михайлова
Задания для твоего самообразования
130. Упражнение
Прочитай ещё раз правила о разных схемах рифмовки.
131. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на –СОК. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
132. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данным словам. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Птица (КАКАЯ?)
Петух (КАКОЙ?)
133. Упражнение
Прочитай. Переставь строки так, чтобы получилось стихотворение. (Можно строки пронумеровать). Какой рифмой написано стихотворение? Какая использована схема рифмовки?
Зима
Так недавно к нам в оконце
А теперь пора настала —
Каждый день глядело солнце.
В поле вьюга загуляла.
Стало всюду пусто, глухо.
Всё укрыла, как пелёнкой,
Запушила снежным пухом —
Разбежалась с песней звонкой,
Под одёжкой ледяною;
Птиц не слышно хлопотливых.
Не звенит река волною
Лес притих, глядит тоскливо,
Я. Купала
134. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения И. Токмаковой. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы.
Занятие 15
Повторение пройденного.
135. Упражнение
Прочитай стихотворение. Как ты думаешь, какие из этих слов выбрал автор? Почему? Какой рифмой написано стихотворение? Какая использована схема рифмовки?
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего (гомона, крика)
В сердце только (грустнее, радость).
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья (переливаются, блистают)
В разноцветном (уборе, наряде).
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень (пробудится, проснётся),
И заплачет ( горько, спросонья).
К. Бальмонт
136. Упражнение
Что ты представил, прочитав первое четверостишие? Второе? Третье? Нарисуй. (Нарисованы три рамочки)
Когда я взрослым стану
Когда я взрослым стану,
Я всё позволю сыну:
Руками есть сметану
И прыгать мне на спину,
Кричать, по лужам бегать,
Спилить у стула ножки,
Не спать и не обедать,
Скакать верхом на кошке,
Крутить в часах пружину,
Пить воду из-под крана…
Я всё позволю сыну,
Когда я взрослым стану!
Виктор Лунин
137. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
Вариант 1
К словам, которые оканчиваются на –АТЕЛЬНЫЙ.
Вариант 2
К словам, которые оканчиваются на –НИКА.
138. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Вариант 1
Малина (КАКАЯ?)
Вариант 2
Шиповник (КАКОЙ?)
139. Упражнение
Сочини своё начало стихотворения в том же стиле.
***
Платье новое вполне
Хорошо сидит на мне.
Это платье мне идёт.
А костюм — наоборот,
Потому что плохо сшит,
Он на вешалке висит.
А. Шибаев
Задания для твоего самообразования
140. Упражнение
Прочитай ещё раз правило из Занятия 1.
141. Упражнение
Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на –ОННЫЕ. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишие или четверостишие с этими словами.
142. Упражнение
Напиши как можно больше определений к данным словам. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты».
Лопух (КАКОЙ?)
Рожь (КАКАЯ?)
143. Упражнение
Прочитай стихотворения. Подчеркни рифмующиеся окончания. Какой рифмой написаны эти стихотворения? Укажи схемы рифмовки. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Б. Нарисуй иллюстрации к стихотворениям.
Дождик
Скачет дождик длинноногий
По траве и по дороге.
Льётся он в пустые бочки
И на лужах ставит точки,
Барабанит громко в стёкла —
Вся земля вокруг намокла.
Дождик — выше сосен важных
И домов многоэтажных…
Эх, такие ноги мне бы —
Я забрался бы на небо!
М. Пляцковский
Жучок
Ромашка в вазочке стоит,
А в вазочке – вода,
Жучок на острове сидит –
Не выйти никуда.
Цветок я выбросил в траву –
Упал он на бочок.
– Ура! Свободен! Вновь живу! –
Сказал жучкам жучок.
В. Чижиков
144. Упражнение
Найди и прочитай стихотворения О. Высотской. Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы.
Скачать бесплатно
книгу Узоровой О.В-Нефедовой Е.А.
КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПИСАТЬ СТИХИ. 1 КЛАСС
Как научить Вашего ребенка писать стихи. 1 класс. Часть 2 >>>|
Перейдя по ссылке, вы сможете приобрести описанные в статье книги в удобном для вас интернет-магазине
План анализа стихотворения в начальной школе.
-
Скачать материал (медленно)
Настоящий материал опубликован пользователем Мамедоразова Галина Николаевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 8 месяцев
- Подписчики: 1
- Всего просмотров: 40565
-
Всего материалов:
10
Ответ на вопрос — Как составить схему стихотворения?
Стихотворный размер поэтического произведения можно определить по 2 – 4-ём строкам, которые следует выписать и расставить ударения, помня, что служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) и иногда односложные местоимения ударения не несут.
Составляя стихотворную схему, нужно вынести все гласные звуки построчно друг под другом. Ударные гласные схематически обозначаются значком тире с ударением над ним. Безударные гласные обозначаются как простое тире (или дуга).
Когда эта работа сделана, следует выявить закономерность в чередовании ударного и безударного(ых) звуков и определить размер:
_i_ __ хорей
__ _i_ ямб
_i_ __ __ дактиль
__ _i_ __ амфибрахий
__ __ _i_ анапест
Выявив размер, можно увидеть количество стоп в строке, то есть сколько раз повторяется данная закономерность.
Пример:
Насевередиком стоитодиноко** АЕЕ ЕИО ОИО ИОО ** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ *** 4-ёхстопный амфибрахий.
Наголой вершинесосна ******** АОО ЕИЕ ОА******** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ *** 3-ёхстопный амфибрахий с усечённой последней стопой.
Вывод: стихотворение Лермонтова написано амфибрахием. При этом 4-ёхстопный амфибрахий чередуется с 3-ёхстопным, что придаёт стихотворению бОльшую динамичность.
Все Вопросы
Учим стихи по схемам!!
Как хорошо, когда ребенок знает много стихотворение и с удовольствием их рассказывает. Ведь стихотворные строки расширяют кругозор, способствуют более быстрому обогащению устной речи, учат восприятию поэзии, способствуют формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти. А память – показатель интеллекта.
Выучить стихотворение для ребенка – это большой труд и изначально сложный процесс.
Работая с детьми над разучивание стихотворений, мы поняли, что использование традиционных приёмов разучивания – это процесс долгий и трудоёмкий. Поэтому, нами было решено заучивать стихи с помощью мнемотехники или, проще говоря, с помощью схем.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Разучивание стало для детей делом весёлым, эмоциональным (часто дети называли себя «шпионами», которые зашифровывают послания), и при этом, содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Предлагаем вашему вниманию несколько «зашифрованных» схем к стихотворениям. С помощью этих схем дети с большим удовольствием выучат стихи, сократиться время заучивания стихов и обогатиться словарный запас.
Удачи!
З. Федоровская
Осень на опушке краски разводила…
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем, только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите – роща – золотом одета!!!
Кодирование стихотворения
«Осень на опушке краски разводила…»
- Осень на опушке краски разводила – «ОСЕНЬ» – буква «О» желтого цвета, осенний лист – шаблонное обозначение слова; «НА» – слово; «ОПУШКЕ» – край леса с пеньками; «КРАСКИ» – краски разноцветные (палитра); «РАЗВОДИЛА» – кисточка, которой разводят кравски.
- По листве тихонько кистью проводила – «ПО ЛИСТВЕ» – «ПО» – слово, ветка с зелеными; «ТИХОНЬКО» – бабочка, цветок, облако – рассуждение детей: бабочка летает тихо, неслышно; облако движется неслышно, тихонько; цветок растет тихонько, медленно. «КИСТЬЮ ПРОВОДИЛА» – кисть ведет линию.
- Пожелтел орешник и зарделись клены – «ПОЖЕЛТЕЛ ОРЕШНИК» – ветка орешника с желтыми листьями; «И ЗАРДЕЛИСЬ» – красный флаг рдеет, краснеет, ярко, сочно, как солнце, только красное; «КЛЁНЫ» – кленовый лист.
- В пурпуре осеннем, только дуб зеленый – “В ПУРПУРЕ” – корона красного цвета рассуждения детей: пурпурный, значит, королевский, яркий, нарядный; “ОСЕННЕМ” – “О”- желтого цвета, осенний лист – шаблонное значение; “ТОЛЬКО” – коробка с шариками, только один шарик красный, остальные – синие; “ДУБ” – ветка дуба с желудем; “ЗЕЛЕНЫЙ” – пятно зеленого цвета.
- Утешает осень: “Не жалейте лета” – “УТЕШАЕТ” – лицо в слезах, носовой платок – рассуждения детей: когда утешают, предлагают платок, чтобы вытереть слезы; “ОСЕНЬ” – шаблонный рисунок; “НЕ ЖАЛЕЙТЕ” – засохший цветок, который уже не нужно жалеть – весной вырастит новый и красивый; “ЛЕТО” – слово, цветок ромашки – шаблонный рисунок.
- Посмотрите – роща – золотом одета – “ПОСМОТРИТЕ” – глаза; “РОЩА” – березы, березовая роща, одинаковые деревья; “ЗОЛОТОМ” – золотое колечко; “ОДЕТА” – пустая вешалка – кто-то оделся, снял с вешалки одежду.