Как составить схему строения текста

Памятки.

Типы речи и их структура
(построение).

Повествование.

Повествование
– изображение последовательности событий 
(что было
сначала, что потом… и наконец…).

Основной
вопрос: что происходит?

Структура
текста-повествования:

1Вступление (сообщается
место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои).

2Основная
часть
 (развитие действия):

а) завязка (момент,
с которого начинается событие);

б) развитие
действия 
(последовательность событий);

в) кульминация (момент
наивысшего накала событий);

г) развязка (окончание
в развитии событий).

3. Заключение.

Описание.

Описание
– изображение-характеристика людей, предметов, явлений, животных, природы.

Основной
вопрос: какой человек, предмет, явление..?

Структура
текста-описания:

1.
Вступление (общее представление описываемого).

2.
Основная часть (описание деталей, частей).

3.
Заключение (отношение к описываемому).

Рассуждение.

Рассуждение
– изложение причин явлений и событий, их взаимная связь.

Основной
вопрос: почему это так?

Структура
текста-рассуждения:

Тезис (утверждение,
которое требуется доказать).

Аргументы (доказательства).

Вывод (подтверждение
тезиса).

Приемы.

       
Кластер
 — это графическая форма организации информации, когда
выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с
обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение,
способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

    
Синквейн
 – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне
человек высказывает свое отношение к теме, проблеме.

Порядок
написания синквейна:

Первая
строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна
(его тема).

Вторая
строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья
строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая
строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое
отношение.

Пятая
строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек
выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Структура текста: как сделать текст легким и приятным для прочтения

Успех текста зависит от его содержания, логичности и структуры, определяется теми задачами, которые ставит перед собой автор, какой жанр и стиль им выбраны. Правильная структура текста служит эффективным способом сделать получение информации легким и доступным для читателя, а также помогает продвижению контента в поисковых системах.

Содержание статьи:

  • 1 Почему структура важна
  • 2 Как работать над текстом
  • 3 Виды структуры
    • 3.1 Логическая (последовательная)
    • 3.2 Пирамидальная
    • 3.3 FAQ-структура
    • 3.4 Коммерческая
    • 3.5 Комбинированная
    • 3.6 Хаотичная
  • 4 Структура абзаца
  • 5 Как структурировать текст

Почему структура важна

Структура – это внутреннее устройство текста, способы соединения его частей. Она подбирается автором в зависимости от того, какие задачи он решает. Угадать с правильной структурой не так уж легко, поэтому некоторые готовые статьи с удовольствием читаются дословно или по диагонали, а другие непонятны для читателя и просто путают его мысли.

Общее правило состоит в том, что любой правильно структурированный текст состоит из:

  1. Заголовка, который привлекает внимание. Он должен быть лаконичным, отражать суть текста, заинтересовать. Часто его делают на основе поискового запроса в сети. Если заголовок привлечет читателя, то он обязательно прочитает текст.
  2. Вступления (лид-абзац). Здесь приводится информация о том, что будет написано в основной части. Необходимо зацепить читателя, вызвать желание прочитать весь текст. Обычно введение – это 1 абзац, его рекомендуется написать уже после того, как написан весь текст.
  3. Основной части. Должна быть хорошо структурированной, состоять из абзацев. Здесь излагается всё то, что автор хочет донести до читателя. Важно при этом не отходить от основной темы.
  4. Заключения. Логическое завершение, подведение итогов. Можно прокомментировать сказанное, предложить читателю поучаствовать в обсуждении, оставить отзыв, применить прочитанное в жизни.

Каждая часть повествования важна и ее отсутствие лишает текст завершенности и полноценности. Вначале читатель должен узнать, о чем текст. Затем получить полную информацию, а в конце – обобщить ее.

причины важности структуры текста

При разработке структуры необходимо соблюдать принципы последовательности и связности повествования. Важно подчинить ее главной идее материала, тогда удастся полностью раскрыть тему, правильно выстроить аргументацию.

Текст строится по особым правилам, разработанным контент-маркетологами:

  1. Использовать подзаголовки, чтобы человек мог быстро отыскать нужные ответы на свои вопросы. Визуальное разделение на части делает текст легким для восприятия и чтения.
  2. Не писать сухим языком, характерным для академических статей. Нужно поддерживать интерес читателя, задавать вопросы и обращаться к читателю.
  3. Вставлять изображения для отражения смысла и визуализации содержания. От этого улучшается общее восприятие написанного.
  4. Применять списки, маркированные и нумерованные. Они служат для выделения основных положений текста, повышают его релевантность в поисковой системе.

Все это помогает рядовому человеку с первого взгляда увидеть, что ему хотят сказать, что предлагают, к чему призывают. И при необходимости, совершить действия, которые от него ожидаются.

Как работать над текстом

Работу нужно начинать со сбора материала. Для статьи важно набрать факты, цифры, истории, мнения специалистов. Экспертный стиль вызывает у читателя доверие, показывает осведомленность автора в предмете обсуждения.

Материал можно находить разными путями: использовать собственные навыки и знания, искать в интернете, а при написании серьезного журналистского материала – привлекать экспертов.

Собранную информацию очищают от ненужного, разбивают на логические абзацы и выделяют главные мысли. После этого прописывают структуру в виде плана. Это самый эффективный способ передать логику будущего повествования, позволяет позднее легко восстановить в уме изученную ранее информацию и записать ее. Обычно план имеет вид кратких тезисов или подзаголовков.

Принято использовать следующую универсальную структуру информационного текста:

  • проблема;
  • решение;
  • аргумент 1;
  • аргумент 2;
  • аргумент 3;
  • альтернативное мнение;
  • авторское мнение /кейс;
  • выводы, резюме.

Однако этот образец плана не считается обязательным, каждый автор использует собственную схему. Способы построения текста, то есть его композиция, могут быть разными. Статья не всегда начинается с вступления и не всегда завершается выводами. Главное – чтобы структура стала полной, логичной, отвечающей целям.

Таким образом работу над текстом можно представить в виде схемы: подготовка материала – план – тезисы – конспект – редактирование.

Виды структуры

виды структуры текста

Основная часть текста имеет собственную, так называемую внутреннюю структуру. Она бывает нескольких типов.

Логическая (последовательная)

Используется в практических руководствах, описаниях, статьях информационного и научного характера. Особенность – каждый последующий абзац связан с предыдущим, вытекает из него. Например, в одном абзаце идет анализ, в последующем – выводы из него.

Пирамидальная

Подходит для пресс-релизов и новостей. Имеет вид перевернутой пирамиды: в самом начале размещается основная информация, далее идет ее детальное раскрытие. Читатель сразу узнает основную идею, поэтому может даже не дочитывать до конца.

FAQ-структура

Ее признаками являются абзацы, каждый из которых состоит из вопроса и ответа на него. Они легко прослеживаются в интервью, на страницах с наиболее часто задаваемыми вопросами. Иногда вначале размещается содержание со ссылками, чтобы читатель мог сразу найти ответ на интересующий его вопрос.

Коммерческая

Подходит для рекламы, продающих текстов. Главная задача – продажа и продвижение. Поэтому необходимо вызвать у читателя ответную реакцию: заказать предложенную услугу или товар, купить его, позвонить, зарегистрироваться. Желаемого результата часто достигают путем использования модели AIDA.

Комбинированная

Характерна для блога. К примеру, сначала дается описание события с использованием пирамидальной структуры, затем производится анализ, приводятся рассуждения автора. Однако возникает опасность хаотизации материала.

Хаотичная

Она не характерна для текстов, скорее свидетельствует о неумелых манипуляциях автора с содержанием: он использует вперемежку элементы разных видов структуры. Это путает читателя, не дает возможность полноценно воспринимать информацию. Очень часто такая структура применяется для дискредитации или просто неопытными копирайтерами.

Выбор структуры зависит от типа ресурса, для которого пишется статья – сайт, блог, социальные сети, журнал. Имеют значение тематика и содержание. Независимо от варианта, главный критерий качественной структуры – читатель понимает, о чем текст, без дополнительных разъяснений.

Структура абзаца

Любой текст делится на абзацы, иначе сплошной поток информации трудно воспринимать, вычленять из него мысли и важные моменты. Абзац – это мини-текст, группа взаимосвязанных предложений. Он отражает отдельную мысль, имеет смысл и собственную структуру, которая зависит от структуры текста и может иметь вид:

  • цитат;
  • списка;
  • сплошного текста;
  • одиночных предложений.

Начинается с заглавного предложения, где передается основная мысль, тема. Затем следует детальное раскрытие этой мысли, дополнительные факты и информация. Заключительное предложение завершает мысль и плавно переводит к следующему абзацу.

Нельзя абзац начинать с обрывка предыдущего предложения, иначе он перестает быть самостоятельной смысловой единицей. И это мешает читать текст по диагонали.

Таким образом, при оформлении абзацев необходимо помнить, что:

  • каждая новая мысль начинается с нового абзаца;
  • новая мысль логически продолжает предыдущую;
  • если содержание двух соседних абзацев никак между собой не связаны, то это уже другая глава, которую нужно начать с подзаголовка;
  • абзац описывает одно время, не стоит писать о прошлом и тут же переходить к настоящему времени.

Один абзац от другого отделяется красной строкой или отступом. Одновременно их использовать нельзя.

Как структурировать текст

как структурировать текст

Правильное структурирование повышает качество текста, делает его легким для чтения, независимо от его длины. Поэтому в копирайтинге принято пользоваться несколькими приемами, которые помогают сделать текст приятным для чтения:

  1. Использовать короткие абзацы. Максимум 5-6 строк или 100-120 слов. Одну мысль можно передать 2-3 абзацами.
  2. Применять плавные переходы от одной мысли к другой. Не нужно делать нелогичные переходы, например, вписывать информацию, которая вспомнилась по ходу написания, с помощью слова «кстати» или «а вот раньше». Еще хуже – отсылать читающего к тому, что написано ранее или выше.
  3. Разбавлять текст заголовками. Это способ логически разорвать текст и дать информацию о том, что последует дальше. Читатель сразу сканирует заголовки и отыскивает то, что ему нужно. Они нужны там, где наблюдается смена места действия, темы или необходимо сместить внимание с одного объекта на другой.
  4. Делить текст на части с помощью изображений и цитат. Это особенно приемлемо, когда заголовок вставить невозможно. Иллюстрация должна иметь отношение к тому, что написано. Цитаты желательно брать из самой статьи в виде небольшого отрывка или предложения, а можно вставить чье-то высказывание. Приветствуются видео, таблицы, схемы.

Длинную статью можно разделить на несколько публикаций, постов или статей. При этом не забывай делать ссылки на предыдущую публикацию или посвяти первый абзац пересказу предшествующей части. Для этого достаточно 2-3 предложений.

Восприятие информации особенно облегчается, если использовать списки:

  • Нумерованные. Маркерами выступают цифры. Такие списки уместны, когда перечисляются этапы чего-то и элементы списка нельзя менять местами без утери смысла.
  • Маркированные. Это обычный список перечисления с маркерами – точками. Порядок при этом не особо важен, от перестановки элементов списка смысл не меняется.

Важно помнить о форматировании. Обычно используются инструменты ворда для правильного структурирования документа: разные уровни подзаголовков, жирный шрифт, курсив. Как видим, правильная структура текста дает читателю возможность быстро сориентироваться, отыскать нужную информацию и тем самым узнать что-то новое и полезное для себя. Для этого текст должен быть логически упорядоченным, ведь у читателя вряд ли есть много времени и желания на расшифровку непонятного набора высказываний.

Комментарии (1)

Методика работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах

Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений, свойственных рассуждению, определяет его композиционные и языковые особенности, которые содержат:

– основное положение;

– аргументы;

– выводы.

Последовательность названных частей зависит от формы построения рассуждения, от количества положений, которые будут доказываться, от способа доказательства 

Какова функция вступления и заключения?

Вступление должно вызвать интерес у читателя к предмету рассуждения. При этом содержательная и композиционная роль состоят в том, чтобы сформулировать главную мысль, поставить задачу, решаемую всей работой, дать сочинению зачин, четкое и логическое начало.

Завершает работу заключение. Автор подводит итог всему сказанному в главной части, в выводе может содержаться и какая-то новая мысль о предмете рассуждения. Вместе с тем, заключение может выйти за узкие рамки предложенной темы и вобрать в себя оценку главной мысли с моральной, нравственной, общественной позиции пишущего .

Уже в 1-м классе надо сформировать у учащихся понятие о построении текста, логической последовательности его содержания. Для этого желательно подбирать тексты, разделенные на абзацы, где без особого труда можно выделить введение, основную часть, заключение. В качестве образца более всего подходят тексты из сборников диктантов и изложений, учебников для чтения.

Формированию умения строить связное высказывание помогает усвоение учениками таких понятий, как текст, содержание текста, построение текста. А следом, основываясь на приобретенных навыках и знаниях, мы даем ученикам в доступной форме теоретические определения тезиса, аргументов (доказательств) и вывода.

Первоклассники усваивают, что в любом тексте первое предложение называет основное событие, а остальные предложения его доказывают. Или первое предложение выражает главную мысль, а остальные предложения ее доказывают. Конечное предложение подводит итог всему сказанному. При этом обязательно обращаем внимание детей на такую закономерность: в основной части высказывание может делиться на части (на красные строки, абзацы) в связи со сменой одного события другим, продолжением разговора о новом предмете в тексте. Чтобы это надолго “отпечаталось” в памяти учеников, прибегаем при работе с разными текстами к составлению логико-структурных схем.

Во 2-3-м классах работа производится без опор на схемы, ключевые словаре использованием текста например, дается текст, который предлагается проанализировать и самостоятельно ответить на

вопросы.

Анализ текста проводится в форме беседы по плану.

  1. Какова тема текста?
  2. Какой тезис выдвигает автор?
  3. Как, какими фактами доказывается тезис?
  4. К какому выводу приходит автор и обоснован ли он?

Теперь когда дети самостоятельно способны разбираться в структуре, содержании текста, знают правила построения рассуждений, все больше даем им задания по составлению текстов на заданную тему, по опорным словам, с использованием схем или же просим к определенному тезису подобрать достаточные аргументы и сделать вывод.

В 3-4-м классах можно давать и задания такого вида.

1. Выдели в тексте тезис, основную часть, вывод. (Текст печатается без красных строк.)

2. Закончи текст и придумай заголовок. 
3. Составь текст по данному заглавию и тезису и т. д. Вариантов много.

В 4-м классе все чаще применяется такой вид бучения рассуждениям, как написание сочинения в форме заметки, корреспонденции в газету.

На первом этапе эта работа проводится как анализ уже напечатанных в детской периодике газетных жанров. Важным этапом в работе над корреспонденцией является определение композиции, сбор материала для выбранной темы.

Короткие высказывания типа рассуждения младшими школьниками начинают создавать фактически в первые дни своего пребывания в школе: «Почему этот звук гласный?». Ответ на подобные вопросы предполагает построение рассуждений-высказываний, в которых устанавливаются причинно-следственные отношения между фактами 

 «Как составить текст рассуждения»

  1. Кратко назовите то, что вы будете доказывать
  2. Продумайте, как можно построить свое доказательство. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…»

Однако в упражнениях учебников создание сочинений-рассуждений не предусматривается. Значит, учитель сам должен позаботиться о подборе текстов для сочинений и о рекомендациях к их созданию.

В учебнике, комплексе «Детская риторика» авторов Т.А.Ладыженской, Р.И.Никольской и других, знакомство с рассуждением как типом текста начинается в третьем классе. Первоначально дается определение рассуждения, затем предлагаются слова-связки:

потому что

так как

таким образом

дело в том, что

объясняется это тем, что

      следовательно

поэтому

вот почему

Также приводятся образцы рассуждений для их характеристики: «Прочитай рассуждение ученика на уроке русского языка. Что он доказывал?», «Причину какого явления доказывал ученик на уроке природоведения?».

В заключение ученики должны написать свое сочинение-рассуждение.

К достоинству учебников  относится то, что в заданиях к упражнениям почти всегда стоят подсказывающие вопросы: «Почему?», «Аргументируйте свой ответ». Очень много «сократительных» вопросов, побуждающих к полному доказательному ответу: «Тайна всегда становится явным»: я эту мысль понимаю так…

В основном сочинения-рассуждения в этом учебном комплексе представлены преимущественно сочинениями-размышлениями, которые создаются на уроках чтения, почти после каждого прочитанного произведения, начиная с 3 класса, как в письменной, так и в устной формах. Например, «Что вам представляется, когда вы слушаете музыку?», «Мое любимое время года».

логичность и структура текстаМы уже неоднократно говорили о том, что основными требованиями, предъявляемыми к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы собираемся объяснить, что же это значит и как этого достичь.

Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Текст логичен, если все его части связаны между собой и выстраиваются в ясную последовательную демонстрацию основной идеи. Они складываются в связную историю. Хотя на первый взгляд кажется, что выполнить это требование просто, на практике выясняется, что это совсем не так. Многим авторам свойственны постоянные перескакивания с одной мысли на другую, длинные отступления, не связанные с основной темой, перемешивание в одном абзаце своих аргументов, контраргументов, критики и выводов, отсутствие вступления или заключения. Всё это примеры нелогичности.

Содержание

  1. План текста
  2. Структура
  3. Связность текста
  4. Проверочный тест

Главная проблема с требованием логичности и структурированности состоит в том, что зачастую автору сложно посмотреть на свой текст глазами читателя. Автор разобрался со своей темой, он в ней хорошо ориентируется, он продумал разные шаги, поэтому многие вещи кажутся ему очевидными, само собой разумеющимися, а потому логичными и не требующими никаких разъяснений. Читатель, в свою очередь, с темой пока не знаком, ему неизвестны основные идеи автора, ему ничего не кажется очевидным и логичным, если это не разъяснено должным образом, и более того, у него чаще всего нет времени и желания разбираться с непонятным для него текстом. Поэтому для автора полезно умение отстраняться от своего текста и смотреть на него так, как будто это чужой текст. Понятно, что это умение непросто в себе развить. Всем сложно непредвзято относиться к своей собственной работе. Идеально, если на финальной стадии работы с текстом, вы можете кого-нибудь попросить его прочитать и прокомментировать. Если вы не можете или не хотите сделать этого, то используйте следующий приём: после того, как вы закончили текст, отложите его на неделю или хотя бы на несколько дней, а потом прочитайте его заново – вы сразу увидите слабые и нелогичные части.

План текста

В первом уроке мы уже говорили о том, что составление плана очень важно, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. В равной мере он помогает структурировать и ваши мысли. План – это скелет текста. Без него текст разваливается в бессвязную последовательность предложений. Конечно, идеального или универсального плана не бывает: он зависит от вашей темы, целей и выбранного стиля, однако существует четыре наиболее распространённых типа плана, применимых практически в любой ситуации.

1

Первый тип плана – диалектический

Он построен по принципу «тезис–антитезис–синтез». Подобный план хорош, если рассматриваемая вами проблема не имеет однозначного решения и вызывает широкую дискуссию. Обычно это социально-политические темы: например, смертная казнь, эвтаназия, аборты, слежка за гражданами своей страны в целях всеобщей безопасности и т.д. Тезис представляет собой позитивный ответ на заявленную проблему, в этой части приводятся аргументы за. Антитезис соответственно – это негативный ответ, здесь рассматриваются контраргументы. Синтез – это не просто смешение первых двух частей. Речь идёт о том, чтобы найти некоторую третью перспективу рассмотрения, иной угол зрения, который позволит взглянуть на заявленную тему поверх двух очевидных оппозиций.

2

Второй тип плана – аналитический

Аналитический план принято ассоциировать с научными текстами, но он также может быть успешно использован в публицистических и даже официально-деловых текстах. Этот план хорошо подходит темам, которые требуют последовательного углубленного рассмотрения. В данном случае не нужно представлять разные точки зрения на проблему, но необходимо описать ситуацию и проанализировать её причины и последствия. Причём анализ должен продвигаться от наиболее очевидных аспектов к менее очевидным. В качестве иллюстрации, если дана тема «Военное вмешательство стран Западной Европы и Северной Америки во внутреннюю политику развивающихся стран на рубеже XX-XXI веков», то начать текст можно с рассмотрения идеологического уровня программных заявлений и лозунгов, затем перейти к политическим аспектам этого вмешательства и, наконец, к его экономическим причинам и последствиям.

3

Третий тип плана – исторический

Этот план наиболее удобно использовать в текстах, основной задачей которых является проследить развитие, эволюцию, изменение каких-либо феноменов за определённый промежуток времени. Стрела времени задаёт хронологическую структуру повествования. Чаще всего рассмотрение продвигается от более ранних периодов к более поздним. Впрочем, возможна и реверсивная структура изложения, когда сначала обрисовывается наличная ситуация, а потом анализируются более ранние стадии, которые к ней привели. Этот приём часто используется в художественных текстах, но также может очень эффектно выглядеть в текстах публицистических.

4

Последний тип плана – тематический

Такой план можно использовать в текстах на обширную и обзорную тематику. Примеры таких тем: «Современные подходы к обучению иностранным языкам», «Теории происхождения государства». Цель этого плана состоит не в том, чтобы углубляться в заданную проблематику, но в том, чтобы представить наиболее полную картину и на основе этого сделать какие-то обобщающие выводы.

Структура текста

Структура текста

Структура текста – это его внутреннее устройство, сочленение его частей. Она определяется выбранным стилем и жанром. У сонетов одна структура, у федеральных законов – другая, у научных статей – третья. К сожалению, описать все возможные виды структур текста нельзя, поэтому мы поговорим только об одном наиболее распространённом трехчастном виде структуры, характерном для научных, публицистических и некоторых официально-деловых текстов.

Как явствует из названия, трёхчастная структура подразумевает, что текст состоит из трёх частей, а именно: введения, основной части и заключения. Каждая часть по-своему важна и отсутствие хотя бы одной из них делает текст неполноценным. Чтобы понять значение каждой из этих частей, представьте текст в виде человеческого тела: голова – это введение, туловище – это основная часть, конечности – это заключение. Если лишить человека какой-то из этих частей, то он либо умрёт, либо будет инвалидом, то же самое происходит и с текстом. Рассмотрим подробнее функции каждой части.

Введение

Введение – очень важная часть текста. Именно по введению читатель определяет, стоит ли продолжить чтение текста или нет. Поэтому написанию введения нужно уделить особое внимание. Как это ни парадоксально звучит, написание введения лучше оставить напоследок. Дело в том, что часто при работе над текстом появляются новые неожиданные идеи, смещается фокус рассмотрения, меняется изначально задуманная структура. Если написать введение в самом начале, то с большой вероятностью его придётся переписывать, а выполнять одну и ту же работу дважды нецелесообразно. Поэтому лучше всего сначала ограничиться небольшим тезисным планом введения, который просто поможет вам структурировать ваши мысли, а в конце превратить этот план в полноценный текст.

Основная цель введения – поймать читателя на крючок, сделать так, чтобы он захотел читать ваш текст дальше. Следовательно, во введении необходимо показать, почему выбранная вами тема важна и стоит тщательного рассмотрения, а ваши мысли по её поводу интересны и оригинальны. Исходя из этих задач, вы должны включить во введение четыре компонента: «фразу-приманку», презентацию темы, её анализ и объяснение проблемы, и, наконец, план работы. «Фраза-приманка» должна привлечь читателя и помочь ненавязчиво перейти к рассматриваемой теме. Это может быть исторический факт, цитата, анекдот, распространённое мнение, стереотип и т.д. Этой фразой вы вводите читателя в контекст вашей работы. Далее вы должны объявить тему. Презентация темы не является просто повторением заглавия. Нужно так её перефразировать, чтобы затем естественно перейти к её анализу. Анализ темы должен показать, почему тема проблематична, почему о ней стоит писать и читать. В соответствии с выявленной проблемой разрабатывается план работы. Когда вы анонсируете план, не обязательно говорить: «В первой главе мы рассмотрим то-то. Во второй главе мы проанализируем то-то». Лучше сделать анонс плана менее формальным: «Я начну рассмотрение с того-то, чтобы на его основе перейти к анализу того-то».

Основная часть

В основной части вы излагаете основной материал, ваши мысли, идеи, аргументы, отвечаете на возможную критику, проводите анализ, делаете промежуточные выводы и т.д. Поскольку содержание основной части зависит от вашей темы и жанра, дать какие-то конкретные советы довольно сложно. Поэтому мы остановимся всего лишь на нескольких формальных требованиях.

Во-первых, помните, что основная часть – это большая часть работы. Она не может быть по объёму меньше введения и заключения. Во-вторых, идеально, если основная часть включает от двух до четырёх глав. Если основная часть слита в одну единственную длинную главу, это говорит о том, что автор плохо разобрался с материалом и своими мыслями и не может их должным образом структурировать. Если глав больше четырёх, это опять же говорит о том, что автор плохо поработал с материалом и не смог отделить главное от второстепенного. К тому же это создаёт эффект калейдоскопичности текста, когда он распадается на отдельные несвязанные между собой части. Безусловно, это правило не действует, если вы пишете учебник «История России. IX-XXI века». Здесь вряд ли можно ограничиться четырьмя главами. В-третьих, старайтесь, чтобы главы были примерно одинаковыми по объёму. Грубо говоря, если в одной главе двадцать страниц, а в другой всего лишь пять, то материал структурирован плохо – такого дисбаланса быть не должно. Наконец, не забывайте, что главы могут делиться на параграфы и обязаны делиться на абзацы. При этом абзац, параграф и глава имеют одинаковую структуру: сначала вы заявляете тему, затем проводите анализ примеров, аргументов и т.д., в конце делаете вывод и вставляете «связку», которая помогает перейти к следующей теме. При этом соблюдайте правило «одна глава/параграф/абзац – один предмет/тема/идея». Это, с одной стороны, поможет избежать повторений, а с другой – перегруженности отдельных частей материалом.

Заключение

Заключение – это раздел текста, в котором в первую очередь делаются выводы. Написанием заключения ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления.

Названия и заголовки

Названия и заголовки – это тоже полноценная часть текста, причём очень значимая.

Безусловно, придумать хорошие заголовки сложно. Хотя они должны быть довольно полными и понятными, плохо, если они являются очень длинными. Если вы не пишете диссертацию по лазерной физике, где название работы вполне может занимать три-четыре строки, длинный заголовок будет выглядеть громоздко. Поэтому нужно стараться сделать их как можно более лаконичными. Для этой цели можно активно пользоваться сочетанием заголовков и подзаголовков. Текст смотрится более выигрышно, если он имеет короткое, яркое, запоминающееся название и чуть более длинный, описательный, разъясняющий подзаголовок. Так вы убьёте двух зайцев одним выстрелом: привлечёте читателя и в то же время дадите ему знать, о чём пойдёт речь.

Связность текста

Логичность текста достигается не только за счёт правильной организации его частей, но и за счёт связности предложений между собой. Текст является связным, если предложения последовательно вытекают одно из другого. В таком случае читатель скользит по тексту как по спокойной реке. Если связность отсутствует, то создаётся эффект рублености текста. Читатель спотыкается на каждом предложении, потому что не понимает, как оно соотносится с предыдущим. Связность создаётся с помощью нескольких приёмов.

1. Порядок слов в предложении

В русском языке, как известно, свободный или, что более верно, гибкий порядок слов. Эта особенность позволяет формулировать предложения таким образом, что они образуют единое синтаксическое целое. Это значит, что каждое предложение сообразуется с предшествующим и последующим контекстом. Например, а) Мы собрались в гостиной. Папа принёс подарки, и мы кинулись их разбирать; б) Под ёлкой лежала куча подарков. Их принёс Дед Мороз. Я знаю, он существует!; в) Мы долго ждали подарки от бабушки. Наконец-то они у нас! Принёс их наш старый почтальон. В первом и во втором случаях порядок слов прямой, а во втором и третьем он изменён, поскольку важна информация о том, кто принёс подарки и каким образом они оказались у нас. Также читайте статью об актуальном членении предложения в нашем блоге.

2. Простые и сложные предложения

Необходимо сохранять баланс при употреблении простых и сложных предложений. Много простых предложений подряд дробят текст на кусочки и нарушают течение мысли. В то же время чересчур сложные предложения запутывают читателя, и он также теряет основную мысль. Например, три простых предложения У нас был сосед. Он жил в квартире напротив. В юности он много путешествовал лучше объединить в одно сложное Сосед, который жил в квартире напротив, в юности много путешествовал или в одно простое Сосед, живший в квартире напротив, в юности много путешествовал. Слишком усложнённое предложение, как “Мы поехали к друзьям, которые жили в Переделкино, где стоят старые дачи, в которых когда-то жили писатели, которые были популярны в советские годы“, лучше разделить на несколько простых Мы поехали к друзьям в Переделкино. Там стоят старые дачи писателей, которые были популярны в советское время.

3. Слова и обороты связи

Слова и обороты связи – это союзы, наречия, существительные, глаголы и словосочетания, показывающие, в каком отношении находятся части одного предложения или различные предложения. Обороты связи очень важны, так как без них зачастую непонятен смысл текста. В качестве примера приведём следующие предложения: “Юля красивая. У неё плохой характер“. Совершенно неясно, что именно хотел сказать автор. Подставляя разные обороты связи, этим двум предложениям можно придать совершенно различный смысл: Юля красивая, но у неё плохой характер; Юля красивая, поэтому у неё плохой характер, Несмотря на то что Юля красивая, у неё плохой характер и т.д.

Для удобства мы приведём таблицу с основными оборотами связи, имеющими то или иное значение.

Противопоставление

Напротив, наоборот, с одной стороны и с другой стороны, в противоположность, хотя, несмотря на то что, правда, вместо того чтобы, но, впрочем, а, однако, зато, вопреки тому что, не столько…, сколько…, невзирая на то что, независимо от того что, противоречие, антитеза

Причина и следствие

Потому что, поэтому, следовательно, вследствие того что, ибо, так как, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, оттого что, отсюда вытекает/следует, в результате, поскольку, вот почему, итак, таким образом, так, значит, в заключение, согласно тому что, сообразуясь с тем что, по этой причине

Цель

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, с той целью что, ради того чтобы

Перечисление

Во-первых, во-вторых, в-третьих, вначале, затем, далее, наконец, прежде всего, потом, теперь, в то же время, в конце концов

Условие

Если, если бы, при условии что, коль скоро, раз, в случае если, когда

Дополнение

Между прочим, кроме того, в дополнение, плюс, к тому же, сверх того, кстати, к слову сказать, и, в равной мере, ко всему прочему, помимо того, что касается, вдобавок, а также, не только…, но и…

Пример

В частности, например, к примеру, в качестве примера/иллюстрации, другими словами, иначе говоря, что называется, а именно, представьте себе, вообразите следующую ситуацию

Выделение

Главное, основное, повторяю, подчёркиваю, особенно, действительно, в первую очередь, прежде всего, в сущности, по сути

Сравнение

Словно, так же, как, вроде того как, подобно тому как, точно, будто

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

3 Стили текста5 Словарный запас →

А ещё немного про виды композиции текста (и бонус).

Под материалом «Как устроена редакция DTF» Семён Муравьёв запросил пост о том, как устроены тексты. Ну и вуаля!

Разумеется, всё это — лишь мой личный опыт. Но вдруг он вам пригодится? Кто ж его знает. И да, речь исключительно о публицистике: художественные тексты работают как-то немного не так (понятия не имею как, я не литред).

Так вы будете выглядеть, дочитав текст до конца (но это не точно)

Что такое текст и каким он бывает

Для редактора всё просто: текст бывает редактируемым и не редактируемым. В первом случае редактор сам может внести правки и пустить «в печать» (а вычитываются у нас абсолютно все тексты), а во втором — приходится возвращать автору с комментариями.

Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление. Индустрия развлечений — специфическая, особенно это касается игр. Чтобы автор мог сделать, скажем, достойный лонгрид про какую-нибудь гонку, он должен иметь определённый опыт в жанре. Та же история с другими жанрами.

Посмотрите, например, на текст Андрея про Baldur’s Gate III — по сравнениям и анализу можно понять, что он играл в кучу игр жанра. И это всё — необходимые знания: если их нет, то текст получится пустым, а может быть даже дефектным.

Всё сводится к банальному «нужно разбираться в теме», но в случае с видеоиграми (да и кино с литературой) это особенно непросто. Просто потому, что эти знания нельзя быстро набрать: они копятся вместе с, скажем так, игровым стажем. То есть, человек должен много и часто играть с детства. Не получится взять талантливого человека с журфака, который особо и не играл никогда, и научить писать про игры. Как бы хорошо он не писал и не обрабатывал информацию, ему просто не хватит опыта.

Тут как в случае с изданиями, посвящёнными финансам и экономике — проще взять человека, который уже разбирается в теме, и научить его журналистике, чем наоборот. Разумеется, во всё играть не получается: именно поэтому авторов лонгридов у нас так много и постоянно нужны ещё — у каждого своя экспертиза, свой профиль.

Очень редко бывает так, что новичок сразу же пишет идеальные или, как минимум, редактируемые тексты — чаще тексты приходится гонять туда-сюда с комментариями. В моей практике было и так, что я возвращал автору текст с сотней комментариев в гуглодоке. Однако если всё грамотно объяснить и попросить автора исправлять ошибки самостоятельно, то уже через пять-шесть текстов он превращается в крутого чувака, который может написать текст, к которому не будет замечаний и советов.

Лирическое отступление закончено, возвращается к нашим баранам.

Каждый текст — это чёткая схема. И если понимать, как устроены тексты, то вскоре начинаешь подобно Нео видеть матрицу.

Орфографию, пунктуацию или, там, стилистику можно поправить. Это всё ерунда, хоть и запарная порой. Но вот что поправить не получится, так это дефектную структуру. Если структура, эта самая чёткая схема, нарушена, то текст на 100% не редактируемый, и его нужно возвращать автору на полную переработку.

Люди разные. Кому-то проще набросать себе структуру текста заранее и писать по ней. Кому-то проще написать, и потом посмотреть, всё ли в порядке со структурой. Я, например, из последних — заранее составленный план меня путает и мешает входить в состояние потока. Однако и в таком случае стоит всегда проверять, всё ли со структурой текста в порядке, и не получилась ли случайно какая-то мешанина, не упустил ли ты нечто важное.

Дальше о структуре и поговорим.

Смысловая структура текста

Примерно так выглядит любой текст. Прошу прощения за мат, я рисовал это очень давно и для «внутряка».

Вторая картинка, разумеется, стёб — просто пример. Такой текст получился бы просто отвратительным! Но он был бы правильным по структуре, это да

Главная мысль (ГМ) — одно простое предложение, которое описывает ваш текст. Если не получается его сформулировать, значит текст будет дефектным. Если предложения два — текст тоже будет дефектным. ГМ — всегда одно простое предложение. Ключевой тезис вашего материала, на который работают все остальные тезисы в тексте.

Констатирующие тезисы (КТ) — мысли, подтверждающие ГМ. В тексте их несколько: может быть три, может быть десять — зависит от того, сколько инфы у вас есть и каких целей вы хотите достичь материалом.

Развивающие тезисы (РТ) — они, собственно, развивают КТ и напрямую от них зависят. Как правило, это пояснения: выдали вы какую-то умную мысль, а потом продолжаете её развивающими тезисами. Они могут быть у каждого КТ, а могут быть лишь у некоторых, если развивать мысль не нужно. Опять же, их может быть несколько у одного КТ.

Иллюстрация — необязательная инфа (например, в новостных заметках иллюстраций, как правило, нет), но она делает текст живым и ярким. Это могут быть примеры, сравнения, художественные описания событий, рефлексия автора и так далее.

Аналитическая оценка ситуации (АОС) — я, если честно, не помню, почему эта штука так называется, но это, в общем, просто вывод в конце текста. Божья структура — это когда там дублируется ГМ и все КТ. Впрочем, это не обязательно — зависит, как говорится, от.

Текст не должен быть схемой сам по себе — иначе это будет попросту скучно. Ну, то есть, если вы каждый новый абзац будете начинать с КТ, то не очень получится. Мёртвый текст будет. Но сама структура всегда есть и она должна быть чёткой.

Тут всё на поверхности. В заголовке у меня ГМ, каждый подзаголовок — КТ, внутри блоков — РТ и Иллюстрации. А вот с АОС я пролетел почему-то, его в тексте нет. Но вроде и без него нормально получилось.

Разумеется, правильная структура не гарантирует хороший текст. Но, как минимум, его можно будет читать, что уже не так уж и плохо.

Общие рекомендации

  • Не пихайте в текст всё и сразу. Это очень частая ошибка у авторов, которые пишут огромные лонгриды с кучей инфы. Все ваши тезисы должны работать на ГМ. Если какой-то тезис на неё не работает, то его следует переформулировать или выкинуть.
  • Старайтесь делить текст на смысловые блоки. Необязательно остервенело тыкать подзаголовки: просто условно для себя разделите текст. Один КТ = один смысловой блок. Так и читать материал будет проще. Давным-давно выяснилось, что в интернете читать проще те материалы, в которых один абзац — одна мысль. На мой взгляд, это херня какая-то, но правда в ней тоже есть. Один КТ = один смысловой блок (один абзац это будет или три, не важно).
  • Ставьте на КТ чёткий акцент. Покажите важность мысли: с размаху врежьте ей читателю по лицу. Ему же будет проще понять, в конечном итоге.

Примерчик!

Разберём недавний текст Лёши Хромова про мультфильм «Супермен: Красный сын» — он коротенький и понятный.

ГМ: Авторы мультфильма испортили оригинальный сюжет комикса.

Главная мысль сформирована прямо в заголовке — она резкая, броская. Думаю, это в том числе обеспечило тексту хорошую читаемость. Она же дублируется в лиде (во вступлении).

Иллюстрация: рассказ о том, чем примечателен был комикс Миллара.

КТ1: Авторы добавили жестокости Сталину и Супермену.

Иллюстрация: В оригинальном комиксе Супермен сторонился власти.

РТ1: Сталин сделал Супермена жестоким.

Иллюстрация: Пример с Лоис Лейн и ГУЛАГом.

РТ2: Супермен сам убил Сталина и стал убийцей.

КТ2: В комиксе персонажи сохраняли свои классические характеры, в экранизации их изменили.

РТ1: Супермен искренне хотел сделать мир лучше.

РТ2: Лютор всё также был говнюком.

КТ3: В комиксе Миллар исследовал то, как изменятся знакомые персонажи, если им поставить другие цели, а в мультфильме просто поменяли злодея и героя местами.

РТ1: Из сюжета убрали эпизоды, где Супермен помогает людям.

РТ2: Супермену приписали логику Лютора, в том числе необходимые убийства.

Иллюстрация: Описание сцены с корейским танком.

РТ3: Из сюжета убрали тот факт, что Лютор многие годы создавал всевозможных суперзлодеев, только чтобы победить Супермена.

КТ4: Экранизация сместила акцент на то, что все глобальные проблемы — разборки мужчин.

Иллюстрация: рассказ о том, как было в комиксе.

РТ1: Лоис всеми силами старается дистанцироваться от Лекса, подчёркивая, что её фамилия не Лютор, а Лейн.

РТ2: Чудо-женщина же сразу заявляет Супермену, что не хочет его целовать, поскольку всю жизнь жила только с женщинами

Иллюстрация: Рефлексия автора на этот счёт.

КТ5: Финал в мультфильме очевидный, в отличие от комикса.

Иллюстрация: Рассказ о том, как было в комиксе (Сталинград и так далее).

РТ1: В мультфильме Супермен знал, как вернуть Сталинград, но не хотел этого делать, воплощая идею тотального контроля.

РТ2: Сюжет мультфильма обрывается на уходе Лютора с поста президента.

КТ6: Полностью упустили весь подтекст с ошибочной мотивацией героев.

РТ1: В комиксе потомки Лютора отправили Кал-Эла в прошлое, так и появился Супермен. В мультфильме ничего этого нет.

АОС: Создатели фильма сами не поняли, в чём главная прелесть сюжета Миллара, и всё запороли.

В общем, как-то так. Я тут упустил несколько иллюстраций, иначе получилось бы очень громоздко. Главное — понять принцип. Он, я надеюсь, понятен.

Если вам скучно или даже хочется потренироваться, то можете взять какой-нибудь текст с DTF и на досуге попробовать его разобрать. Надеюсь, не найдёте там ошибок!

Виды композиции

Мне известно четыре вида композиции текста: линейная, обратная, кольцевая и ризоматическая.

Линейная — это когда автор даёт ГМ в начале (в заголовке и/или лиде), а потом последовательно её раскрывает.

Обратная — когда автор сначала интригует, постепенно в тексте подводит к ГМ и ебашит ей в лицо читателю в конце. На мой взгляд, самый сложный вид композиции. В тексте про второй сезон «Полового воспитания» я пытался её соорудить — не знаю, достойно ли вышло.

Кольцевая — это когда вы выносите ГМ в начало текста (в заге и/или лиде), потом её раскрываете, а в конце — дублируете, для пущего эффекта.

Ризоматическая — это подборки. ГМ тут обычно в заголовке (например: «25 файтингов, в которые нужно поиграть»). Сам текст чётко делится на блоки, начинать читать можно с любого блока.

Самая эффектная, на мой взгляд, кольцевая. Самая простая — линейная. Самая сложная — обратная, но зато если всё получится, то можно как следует «бомбануть». С ризоматикой всё и так понятно.

Бонус

А ещё у меня есть табличка со всеми ошибками, которые вы можете допустить в текстах. Я стащил её в магистратуре с кафедры стилистики, так что никому не показывайте! Надеюсь, разберётесь, там несложно. Хе-хе.

Важно помнить, что есть два типа авторов. Если у вас нет проблем с композицией и смысловой структурой текста, то лучше продолжать писать как и раньше, но проверять итоговый текст. А если проблемы всё-таки есть, то, надеюсь, этот небольшой гайд вам будет полезен. Как минимум, если вы часто испытываете синдром чистого листа — сидите подолгу и не знаете, с чего начать.

Ну ладно, с этим разобрались — о чём дальше поговорим? Что мне рассказать, чем поделиться?

Добавить комментарий