Select an image set and objet to add:
Online Lighting Diagram Creator by QHphotography.com
Your donation is greatly appreciated.
A minimum donation of $10 USD is asked for each commercial project (except the use on a photographer website, blog or gallery). For more detail please contact me
.
The Online Lighting Diagram Creator is a personal project that requires a lot of resources to be developed and maintained. But I believe in the strength of a community when everyone contributes to the knowledge of the group that is why I want to make this tool available free of charge to all non-commercial projects.
If you use the OLDC and are happy with it, I’d love if you would consider donating. Donations help keep the updates coming, pay for hosting, and help pay for the time spent maintaining and improving the tool. Donations are entirely voluntary but are greatly appreciated.
Known issues
:
- You can now export to JPEG and generate a URL that allows you to bookmark your diagram.
- The tool have some display problem on IE6 due IE’s PNG bug, but the JPEG export should work fine. Firefox’s bug with moving objects by dragging them is solved by adding a “move” icon, dragging it will make FireFox not sticking the object when the mouse button is released.
- On IE8, be sure to click on the Compatibility button next to the URL field at the top of the browser. This will reload the page and allow you to move the various camera/flash/bg icons onto the worksheet (John Matthieu).
СОДЕРЖАНИЕ:
- Для чего составляются схемы освещения?
- Виды схем
- Как самостоятельно составить схему освещения?
- Примеры схем
Для чего составляются схемы освещения?
Правильно организовать квартирное освещение с нуля или его модернизировать можно только при наличии электрической схемы осветительной системы. Это обусловлено, в первую очередь, постоянным усложнением системы. Большинство людей уже не ограничивается единственным светильником в помещении. В квартирах используется все больше осветительных устройств для создания основного освещения, локальной, акцентной и декоративной подсветки.
Для удобства управления применяется зонирование освещения и объединение светильников в группы. В этом случае на первый план выходит необходимость изменения схемы электропроводки, а также количества и расстановки клавишных выключателей. Кроме того, нужно учитывать нормы освещенности, а значит выбирать число светильников и их расположение не «на глаз», а в соответствии с расчетами. Составление схемы поможет учесть все нюансы планируемого освещения и значительно облегчит выполнение монтажных работ.
Виды схем
Обычно делают несколько схем, позволяющих охватить весь объем предстоящих работ. Проектирование удобно выполнять в графическом редакторе. Но можно сделать чертежи и от руки на листах формата А4.
1. Схема распределительного электрощита.
На ней отображаются: однофазный вводной автомат, электросчетчик, УЗО, потребительские автоматы (для групп и отдельных подключений), клеммники для нейтрали и земли. Рисуются все соединения между ними.
2. План размещения светильников и выключателей.
Для его выполнения понадобится план квартиры в подходящем масштабе. На него наносятся места установки осветительных приборов и клавишных выключателей.
3. Схема прокладки кабельных линий.
Трехжильная (фаза, ноль, земля) электропроводка прокладывается от выходных автоматов до распределительных коробок. И далее к светильникам через выключатели, которые коммутируют фазный провод.
4. Схема соединений в коммутационных коробках.
Распредкоробки являются обязательными элементами системы освещения. Они позволяют запитать несколько осветительных приборов от одной линии питания. Коммутация производится при помощи встроенных клеммных колодок или специализированных зажимов.
Как самостоятельно составить схему освещения?
Как мы отметили выше, понадобится подготовить минимум четыре различных чертежа. Вначале нужно сделать схему с расстановкой светильников, которая послужит основой всех остальных схемных решений. Здесь очень важно, во-первых, правильно рассчитать количество осветительных устройств, во-вторых, грамотно их разместить. Расчеты основываются на нормах освещенности по СНиП, которые отличаются для различных помещений:
Тип помещения | Освещенность, Лк |
Кабинет | 300 |
Ванная, кухня | 250 |
Детская комната | 200 |
Столовая | 150 |
Жилая комната, гостиная | 150 |
Спальня | 120 |
Прихожая, кладовая | 60 |
Санузел | 50 |
Лестничная площадка | 20 |
Самый лучший результат получается при использовании программы Dialux, анализирующей практически все характеристики помещений и светильников. Итоговая информация выдается в графическом и табличном формате. Программа рассчитывает как оптимальное число осветительных приборов, так и их расположение. Для выполнения расчетов потребуются ies файлы с фотометрическими характеристиками светильников, которые можно получить у специалиста LedRus.
С помощью формулы возможен только расчет количества осветительных устройств и не более того:
N= EхSхH/F
- N – количество светильников
- Е – норма освещенности
- S – площадь помещения
- F – яркость одного светильника в Люменах
- Н – коэффициент высоты потолка (единица для потолка высотой до 2,7 метров).
Затем нужно посчитать общую мощность светильников в каждом помещении. На основе этих данных выбираются номиналы автоматов и УЗО в электрощите, а также сечение жил электрического кабеля и проводки.
Далее выполняются чертежи распределительного электрощита, прокладки электропроводки и всех коммутационных коробок. Рассмотрим информацию, которая позволит эффективно реализовать осветительную систему с любыми типами светильников:
1. Топология разводки электропроводки:
Последовательная. Фазный и нулевой провода последовательно прокладываются между всеми источниками света. Кабель электропитания подключается к первому светильнику в электроцепи. Этот вариант применяется, например, при установке точечных светильников на натяжном потолке.
Параллельная. К каждому осветительному устройству прокладывается отдельная проводка. Устаревшее решение, пригодное лишь для помещений с одним-двумя источниками света.
Лучевая. Разновидность параллельной схемы, позволяющая сэкономить электрические кабели. Оптимально использовать ее для освещения, разделяемого на локальные зоны и группы.
2. Виды выключателей.
3. Способ прокладки проводки.
- В штробе – самый трудоемкий и времязатратный вариант. Единственное преимущество состоит в получении скрытой электропроводки на бетонных стенах и потолке.
- В накладном пластиковом коробе – монтаж выполняется быстро, просто и легко. Серьезным минусом является ухудшение эстетики внешнего вида помещения.
- За декоративным потолочным и стеновым перекрытием – оптимальное решение. Но его можно реализовать только при наличии натяжного или гипсокартонного потолка, а также стен из гипсокартона.
Примеры схем
Ниже показаны схемные решения по освещению квартир с разным количеством комнат:
При проведении ремонтных работ важно заранее продумать схему освещения в квартире. Если допустить ошибку на данном этапе, возможно, всё придётся переделывать.
Системы освещения должны не только подчёркивать особенности интерьера, но и соответствовать требованиям правил и других нормативных документов.
Основные схемы подключения выключателей
Освещение можно разделить на два типа — общее и местное. Общим освещается всё помещение, а местное служит для освещения какой-либо зоны. В свою очередь, местное освещение может быть рабочим, когда нужно создать требуемый световой поток, например, на письменном столе, или точечным.
Пример точечного освещения — декоративная подсветка картин.
Задействуя местное и общее освещение, комбинируя их, достигают требуемого уровня освещённости на разных поверхностях. В соответствии с выбранным решением составляется схема подключения освещения в квартире.
При этом учитывается мощность и количество осветительных приборов, их расположение, размещение выключателей.
Если помещение большой площади и нужно управлять освещением из нескольких мест, лучший вариант — использование проходных выключателей. Информацию о схемах их подключения, подробную инструкцию по монтажу и другие способы управления осветительными приборами можно найти в этой статье.
При подключении осветительных приборов используются одно- и многоклавишные выключатели. Для подключения одноклавишного выключателя применяют следующую схему.
При наличии нескольких светильников или нескольких рожков в люстре можно организовать как полное, так и частичное их включение. Для этого потребуется многоклавишный выключатель.
Таким устройством включаются сразу все лампы в люстре, группа ламп или одна лампа. Похожую схему применяют, чтобы подключать несколько светильников.
Подробнее о проведении подготовительных и монтажных работ при подключении люстры можно прочитать в данной статье.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос эксперту
При подключении выключатель необходимо устанавливать на фазный провод. Для работы осветительных приборов, конечно, это не будет иметь принципиального значения. При разрыве электрической цепи в любом месте питание светильников прекратится.
Однако если не выполнить это требование, то риск получения электротравмы при замене перегоревшей лампочки значительно увеличивается. Например, можно случайно прикоснуться рукой к патрону, когда в нём нет лампочки.
к содержанию ↑
Примеры монтажных схем и соединений в распредкоробках
С учётом выбранных осветительных приборов и коммутационных аппаратов составляется схема освещения, где указываются питающие линии, выходящие из распределительного щита и распредкоробки, выбранные с учётом типа нагрузки.
При составлении чертежа важно обеспечить правильное подключение проводов в распредкоробках. Проблемы могут возникнуть при подключении как осветительной проводки, так и розеток.
Больше полезной информации о том, как составить план размещения электропроводки в соответствии с требованиями нормативных документов, как подготовиться и провести монтажные работы, как оценить и проверить качество выполненных работ, можно прочитать в данной статье.
к содержанию ↑
Планы размещения светильников и выключателей
При проектировании схемы освещения квартиры составляют план расстановки осветительных приборов в каждой комнате. Можно применить уже готовые варианты.
При размещении распредкоробок, розеток и выключателей в стене делаются отверстия и штробы, куда укладываются провода. Для этого следует придерживаться размеров, указанных на следующем рисунке.
Условные графические обозначения
Обозначение элементов электрооборудования на схемах отличается от таковых на принципиальных электрических схемах. Например, штепсельные розетки обозначаются полукругом с одной или несколькими чёрточками.
Чтобы прочитать чертёж, используют следующий рисунок.
Примеры
В зависимости от помещения и желаний заказчика схема освещения имеет свои особенности. Можно выбирать наиболее подходящие варианты из уже готовых.
Для коридоров и для подобных им длинных и узких помещений рекомендуется располагать источники света вдоль стен, симметрично друг другу или по центру.
В больших комнатах, например, в зале, светильники вместе с люстрой можно располагать в любом порядке. В отдельных случаях обходятся без люстры. Для этого подойдёт круговое расположение осветительных приборов.
При желании с помощью освещения комнату делят на зоны, например, при просмотре телевизора. Для этого подойдут варианты размещения Е и I, показанные на рисунке 8.
Для кухни хороший вариант — освещение рабочей зоны точечными источниками света, а над обеденным столом рекомендуется разместить люстру. Также можно использовать варианты B, E, H, I, указанные на рисунке 8.
к содержанию ↑
Заключение
Правильно выбранное освещение подчеркнет особенности помещения и создаст нужную атмосферу. Кроме того, от него зависит удобство и безопасность обслуживания осветительных приборов.
Предыдущая
ОсвещениеКаким бывает освещение стройплощадки
Следующая
ОсвещениеЧто такое коэффициент равномерности освещения
Привет, кинодел!
В первой части пака мы дадим тебе несколько схем света, которые по-разному работают на атмосферу в кадре. Впоследствии, когда набьешь руку, их можно комбинировать и дополнять новыми источниками.
идеален для модельных съемок
Основная цель этой схемы — устранить большинство теней на лице вашей модели, что, конечно, сильно отличает его от более кинематографических стилей освещения. Зато, такое освещение поможет скрыть пятна на лице и подчеркнёт скулы, поэтому оно популярно в сфере бьюти.
Как поставить этот свет? Помести большой мягкий источник непосредственно над объектом сверху и залей тени под подбородком с помощью отражателя. В качестве основного источника в этом случае часто используется кольцевой свет.
Этот эффект создается путем… реального окна и обязательным использованием дым машины 🙂
Размещаем яркий жёсткий источник света за пределами окна так, чтобы свет проходил в комнату, в которой вы снимаете. Затем используй небольшое количество дыма в
комнате, чтобы светлые полосы были видны в камере. Этот эффект будет отлично работать как фон для объекта или подойдёт для того, чтобы скрасить скучный
интерьер.
мягкий свет с одной стороны и контраст с другой
Эта схема создаётся с помощью очень большого рассеивателя, который смягчает основной источник света. Такой же большой тёмный «заглушатель» используется на
противоположной стороне от рассеивателя. В виде «заглушателя» может быть использован любой тёмный материал такого же размера, как и рассеиватель.
В итоге получаются очень мягкий свет с одной стороны и контраст с другой.
кинематографичная картинка
Её ещё называют «Short lighting» или «Narrow lighting». Эта схема освещения — одна из самых популярных в голливудских сценах.
Нужный эффект достигается путём изменения подсветки на противоположной стороне объекта. Источник света направлен на заднюю сторону объекта, а не на переднюю,
заставляя, тем самым, тени двигаться в сторону камеры.
Такая схема будет лучше всего работать с предметом, который стоит немного вне оси. А свет создаст контраст между объектом и фоном, сведя к минимуму необходимость
подсветки.
мягкий, обволакивающий свет
Если тебе нужен максимально мягкий свет, который очень красиво обволакивает объект, попробуй схему Book Light. Идеально подходит для узких и маленьких локаций, когда требуется большой рассеянный источник света.
Основной источник в этой схеме обычно находится сбоку от камеры и направлен на отражатель. Но, прежде чем достичь объекта, отражённый свет проходит через прозрачную шёлковую ткань, помещенную между отражателем и объектом, за счёт чего создается мягкий рассеянный свет.
придаём пространству трёхмерный вид
Если тебе нужен максимально мягкий свет, который очень красиво обволакивает объект, попробуй схему Book Light. Идеально подходит для узких и маленьких локаций, когда требуется большой рассеянный источник света.
Основной источник в этой схеме обычно находится сбоку от камеры и направлен на отражатель. Но, прежде чем достичь объекта, отражённый свет проходит через прозрачную шёлковую ткань, помещенную между отражателем и объектом, за счёт чего создается мягкий рассеянный свет.
Здесь ключевой источник освещения размещается прямо за объектом. Заполняющий свет помещается прямо перед объектом, чтобы вывести тени. Если ты не будешь использовать заполняющий свет, объект будет полностью затемнён.
На этом все 🙂
Будем рады, если поставишь оценку этому гайду
Знакомься с нашим новым курсом
Но на этом далеко не все. Тема работы
со светом — очень обширна и полна нюансов, которые нужно изучать в комплексе.
Освещение — один из самых важных инструментов фотографа. С его помощью можно добавить глубину, объём, драматичность, лёгкость кадру. Но в руках новичка свет иногда может не подчеркнуть достоинства модели, а наоборот, выделить недостатки. Поэтому учиться легче на готовых примерах. Собрали различные схемы для съёмки с тремя источниками света, которые можно повторить.
Пример расстановки трёх источников света. Фото: essteticprint.com
Почему одного источника света не всегда достаточно
Какие источники света можно использовать при студийной съёмке
Классическая световая схема для съёмки с тремя источниками света
Схема света «Высокий ключ»
Световая схема для студийного портрета
Простая световая схема с параболическим зонтом
Световая схема в фотостудии с параболическим зонтом №2
Световая схема студийного света — 6-й вариант
Световая схема в фотографии с цветными источниками
Световая схема для портретной съёмки — 8-й вариант
Почему одного источника света не всегда достаточно
Три источника — это классическая схема. Но для чего она используется? Для формирования объёмного изображения. Эта техника максимально востребована при съёмке портретов.
Если снимать портрет, например, на однотонном фоне и поставить один источник света спереди, лицо человека будет плоским.
Важно: на самом деле и с одним источником света можно снять интересные портреты. Как это сделать — рассказали в отдельной статье.
Три источника света позволяют показать глубину кадра, получить освещённые по-разному области.
Например:
- плоскость, которая ярко освещена благодаря основному свету;
- мягкую или жёсткую тень с помощью бокового света;
- яркий блик с помощью контрового света.
Есть много схем расстановки источников света. Фотограф может взять любую и изменить её под локацию, идею. Всегда можно экспериментировать. Фото: ps-studio.su
Какие источники света можно использовать при студийной съёмке
Софтбоксы
Нужны для создания рисующего (создаёт тень, добавляет объём) или заполняющего света (делает тени мягкими, освещает полностью предмет съёмки).
Есть много разновидностей, например:
- стрипбоксы — нужны при освещении всей фигуры модели, для съёмки крупных объектов. Используются для формирования тонких и вытянутых бликов;
- октобоксы — восьмиугольные конструкции большого диаметра.
Рефлекторы
Популярная насадка, нужна для концентрации светового луча в одном направлении. Кроме стандартной насадки есть:
- фоновая — используется для аккуратной подсветки фона;
- рассеивающая — не даёт жёсткому свету от импульсной вспышки попасть на модель;
- зонтичная — нужна для съёмки с зонтами, направляет отражённый луч на зонт.
Зонты
Популярные насадки большого диаметра (65–120 см). Есть просветные (рассеивают свет, снижают его интенсивность), отражающие.
Тубусы
Имеют необычную форму конуса. Она позволяет сформировать узкий луч света. Так можно выделить какую-то деталь, сделать акцент.
Портретные тарелки
Позволяют получить одновременно мягкий, но сконцентрированный свет.
Слева направо софтбокс, рефлектор, фотозонт, тубус, портретная тарелка. Фото: market.yandex.ru, fe-foto.ru, fstfoto.ru, fotosale.ua, tripodfoto.com
Теперь перечислим популярные схемы, которые можно повторить в студии.
Классическая световая схема для съёмки с тремя источниками света
Понадобится:
- вертикальный софтбокс. Его ставят за моделью. Луч света идёт ей в спину. Так обеспечиваем узкий направленный луч по всей высоте объекта съемки;
- октобокс (софтбокс восьмиугольной формы) расположен чуть левее камеры, выполняет роль заполняющего и рисующего света. Он полностью освещает модель, при этом формирует светотеневой рисунок;
- вспышка с рефлектором направлена в сторону фона. Она делает фон более светлым, ярким, а модель выглядит ещё выразительней.
Фон используют белый, бумажный.
Пример классической расстановки трёх источников света. Иллюстрация: Фотосклад.Эксперт
Схема света «Высокий ключ»
В такой схеме преобладают светлые тона, практически нет тёмных и глубоких теней. Но с помощью свечения можно также создать желанный объём.
Схема похожа на Голливудскую и на описанную выше. В этих случаях лицо модели также освещает один источник света. Он размещается над камерой (как вариант — чуть сбоку, но всё равно рядом с ней).
Но в чём отличие? Разница в фоновом освещении. За моделью устанавливают 2 источника света, которые находятся под углом 45 градусов по отношению к фону. При этом у фонового освещения должна быть интенсивность выше на 1–2 ступени по экспозиции, чем у основного источника.
Со схемой «Высокий ключ» фото получается очень светлым. Но всё равно объёмным. Иллюстрация: Фотосклад.Эксперт
Световая схема для студийного портрета
Понадобятся:
- октобокс для создания рассеянного освещения и смягчения теней. В отличие от предыдущих схем, он сильней развёрнут к модели. Если нужно ещё больше смягчить тени, можно использовать дополнительный отражатель света с правой стороны;
- вертикальный стрипбокс — контурный свет. Нужен для подчёркивания боковых сторон объекта съёмки;
- вспышка с рефлектором — направлена в сторону фона (не тёмный, можно цветной), осветляет его.
Ещё один способ расставить 3 источника света для портретной съёмки. Иллюстрация: Фотосклад.Эксперт
Простая световая схема с параболическим зонтом
Такой зонт обычного большого диаметра (1–2 м). Его особенность в том, что «глубокая» форма позволяет создать плотный и интенсивный световой поток. Он получается более направленным. Объект полностью хорошо освещён. Теперь достаточно только подсветить дополнительные участки, чтобы был более чёткий контур.
Понадобятся:
- параболический зонт, который расположен за камерой;
- 2 вертикальных стрипа. Их ставят за моделью. Используются в роли контурных источников.
Такой способ можно использовать для фотосъёмки статичного портрета. Фон для работы лучше всего выбирать светлый.
Схема расстановки источников света с параболическим зонтом. Иллюстрация: Фотосклад.Эксперт
Световая схема в фотостудии с параболическим зонтом №2
Эта схема отличается от предыдущей расположением вертикальных стрипов. В предыдущем случае они подсвечивали саму модель. В этом они нацелены на задний план. Вариант подходит, если фон недостаточно светлый, белый, выделяющийся. И задача — сделать более светлым, ярким, чтобы объект на его фоне выделялся.
Зонт можно взять 165–180 см в диаметре. Благодаря такому большому размеру освещение будет мягким, деликатным, без жёстких теней.
Схема используется для fashion съёмки, портретной, съёмки для фотостоков.
Ещё один способ использования параболического зонта. Иллюстрация: Фотосклад.Эксперт
Световая схема студийного света — 6-й вариант
Для создания стильного чёрно-белого фото понадобится однородный бумажный фон тёмно-серого цвета. Поставить модель нужно максимально далеко.
Для работы понадобится:
- рефлектор — его ставят сбоку от модели и отодвигают ближе к заднему плану. Задача — поставить его так, чтобы он освещал левую часть фона;
- октобокс — ставится за спиной фотографа. Лучше выбрать с большим диаметром (1,5 м). Он нужен для формирования теней;
рефлектор с сотами — основной источник света, который располагается практически над лицом модели. Нужен для освещения лица, причёски.
Простая схема с тремя источниками для эффектного чёрно-белого фото. Иллюстрация: Фотосклад.Эксперт
Световая схема в фотографии с цветными источниками
Вариант для любителей нестандартный. С его помощью можно сделать красивые цветные акценты на объекте съёмки. Фон чёрный, бумажный. Модель лучше одеть в белое, чтобы композиция выглядела максимально эффектно. Девушка становится на максимально возможном расстоянии от фона.
1. Первый источник света — рефлектор с сотами и шторками, на который установлен красный гелевый фильтр. Задача — подсветить волосы модели снизу, при этом не допустить распространение света на спину. Точное расположение рефлектора зависит от роста модели.
2. Второй источник света — рефлектор без сот, с синим гелевым фильтром. Нужен, чтоб сделать холодные тени снизу. Его нужно поставить внизу справа, чтобы световой луч был снизу вверх. Важно, чтобы синий луч не сильно засвечивал лицо. Иначе картинка будет казаться грязной.
3. Последний источник (главный) — тарелка. Её нужно поставить высоко и близко к объекту съёмки, чтобы световой луч был практически вертикальным.
Необычная схема с цветными фильтрами. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт
Для чёрно-белого снимка стоит взять фон серого цвета (любого оттенка, от светлого до тёмного).
Используются 3 типа источника:
- Рисующий
Очень важный. Именно он создает красивую тень, добавляет объём. Свет от этого источника жёсткий. Можно взять портретную тарелку (как с ней работать, описали в нашем гайде), стандартный рефлектор, зонт на отражение.
- Заполняющий
Делает тени мягкими, освещает полностью предмет съёмки. Этот свет должен быть рассяенным. Можно взять зонт на просвет, софтбокс.
- Фоновый
Нужен, чтобы подсветить фон, добавить объём, выделить объект от заднего плана. Для формирования светлого пятна можно взять вспышку с рефлектором, тубус.
Простая схема для портретной съёмки с тремя источниками света. Иллюстрация: Фотосклад.Эксперт
В представленной схеме источники рисующего и заполняющего света нужно поставить перед объектом, по разные стороны от фотографа. А тубус направлен на фоновое полотно.