Работы с текстом на уроках биологии.
Научить учеников пользоваться
учебником и вообще книгой-великая,
благодарная и самая необходимая задача
К. Д.Ушинский
Выбор данной темы для осуществления педагогической деятельности не случаен. Акцент на такой вид деятельности школьника и учителя, как работа с текстом, имеет своё объяснение.
Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в государственных нормативно-правовых документах:
- “Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”;
- “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009), разработанная в соответствии с Конституцией РФ (1993), Законом РФ “Об образовании”, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ;
- “Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” (2009);
- “Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования” ( 2010).
Второй побудительной причиной моей деятельности стали неутешительные результаты международных исследований образовательных достижений учащихся ПИЗА, согласно которым российские школьники находятся в “третьем и четвёртом дивизионе”, а также введение итоговой аттестации учащихся за курс основной школы в форме ГИА и средней школы, вступительных экзаменов в ВУЗы в форме ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже преуспевающие по предмету ученики допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений. Но ещё более парадоксальным стало невнимательное отношение к формулировкам самих заданий, что приводило учеников к выполнению какого-то “своего задания”. Наконец, всё больше удивляет безоговорочное доверие людей средствам массовой информации (как телевизионным, так и печатным), фактическое отсутствие критичности в восприятии информационного потока. А это зачастую, в лучшем случае, приводит к казусам, а в худшем. Таким образом, уровень сформированности информационной и коммуникативной компетентности школьника в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала. Для успешной сдачи экзамена в новой форме (или успешной жизненной адаптации) недостаточно хорошо знать предметный теоретический материал. Требуется владение общими универсальными умениями (универсальными учебными действиями), в том числе учебно-информационными и учебно-коммуникативными, наличие развитого критического мышления. А это возможно сформировать и развить при систематической целенаправленной работе с текстом, в том числе на основе применения приёмов технологии развития критического мышления (далее – ТРКМ).
В-третьих, в выборе темы опыта сыграли свою роль не только требования действительности, но некоторый имеющийся опыт собственной педагогической деятельности.
Важным показателем компетентной личности является способность к переносу, умение применить навыки, приобретённые в процессе решения одной задачи, к решению другой. При организации учебного процесса использую теоретические выкладки, полученные при изучении работ Левитова Н.Д., Бабанского Ю.К., Лебедева О.Е., Татьянченко Д., Хуторского А.В., Зимней И.А. и др.
Формирование и развитие ключевых образовательных компетенций учащихся в ходе урочной деятельности.
Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Основой современных образовательных стандартов становится формирование следующих ключевых компетенций:
- информационной – умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
- коммуникативной – умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
- самоорганизационной – умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
- самообразовательной – готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Какие приёмы работы с текстом способствуют формированию ключевых компетенций и критического мышления учащихся?
Виды текстов и приёмы работы с текстами, используемые на уроках биологии.
- Текст как основа для формулирования заданий в тестовой форме (по требованиям ГИА и ЕГЭ) с созданием эталонов ответов.
- Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы, конспекта. Таблица, схема, конспект, кластер как результат работы учащихся с тематическим текстом, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
- Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, “книжка-малышка”, электронная презентация, стихотворение).
- Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
- Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или группы учащихся на уроке, как пример “маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний”.
- Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения географической или биологической информации и оценки её истинности.
1. Текст как основа для формулирования заданий в тестовой форме (по требованиям ГИА и ЕГЭ) с созданием эталонов ответов.
Использование заданий подобного вида можно использовать на любом этапе урока. Согласно исследованиям В.Н Зайцева оптимальный темп чтения составляет 120 – 150 слов в минуту (900 знаков) Итак, подбирая текст, педагогу просто необходимо предварительно определить объём этого текста. Нужно помнить о временных интервалах чтения текста, затратах на поиск варианта ответа. Так, среднестатистическая норма временных затрат при выполнении задания части А – 1 минута, части В – 5 минут, части С – 15-20 минут.
Предлагаю пример текста и заданий к ним:
- Биология 6 класс:
“Шляпочные грибы”. Раздел “Царство Грибы” (Приложение);
“Опыление (насекомоопыляемые растения)”. Раздел “Жизнь растений”(Приложение);
- Биология 7 класс:
“Загадка природы”. Раздел “Многообразие животных. Позвоночные”(Приложение)
- Биология 8 класс:
“Мышечные ткани. Мышцы”. Раздел “Опорно-двигательная система”(Приложение);
2. Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы, конспекта.
Результатом работы учащихся с тематическим текстом (или текстом параграфа) может стать таблица, схема, конспект, кластер, при этом осуществляется перевод информации из одной знаковой системы в другую. Учитель может предложить заполнение таблицы (схемы), содержащей (или не содержащей) частичную информацию или различного рода подсказки, что обусловлено уровнем подготовки учащихся. В качестве примеров приведу следующие варианты работы с текстом.
А) Биология. 6 класс. Изучение отдела Водоросли.
В зависимости от уровня обучаемости детей использую либо заполнение таблицы по мере чтения текста параграфа либо заполнение схемы для формирования критического мышления, предлагая сначала заполнить схему, а потом сравнить знания с “книжными”. И наконец, предлагаю учащимся “озвучить” заполненную схему (Приложение).
Б) Биология. 6 класс. Изучение отделов растений.
Таблица заполняется постепенно по мере изучения материала, одновременно формируется умение сравнивать объекты (Приложение).
В) Биология. 7 класс. Изучение класса Костные рыбы.
Активизация мыслительной деятельности учащихся и формирование коммуникативной компетентности осуществляется в ходе групповой работы (сотрудничества). Четыре группы решают свои задачи, работая над текстами, заполняя таблицы или составляя схему. Результатом группового взаимодействия является публичная презентация темы. Темы следующие:
- Общая характеристика класса Костные рыбы.
- Приспособления рыб к жизни в водной среде.
- Многообразие костных рыб.
- Значение рыб в природе и жизни человека.
Предлагаю задания для первой и четвёртой групп (Приложение).
Г) Биология. 8 класс. Изучение состава внутренней среды организма человека.
Использую групповую форму организации познавательной деятельности учащихся (для выполнения первого и второго заданий – 3 группы; для третьего задания – 4 группы). Задание включает поиск и формулирование ответов на вопросы, составление схемы на основании информации в тексте или в самом вопросе (Приложение).
Д) Биология. 9 класс. Изучение темы “Митоз – основной способ деления клеток”.
Информация об интерфазе вписывается в таблицу “Деление животной клетки” на основании фактов 4 – 6-ого абзацев текста параграфа 2.14 учебника [2], а для описания фаз митоза используется рисунок 52. “Фазы митоза” [3]. По окончании работы с таблицей ученикам предлагаю сделать вывод о роли митотического деления в эволюции (Приложение).
3. Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, “книжка-малышка”, электронная презентация, стихотворение).
Развитие креативности учащихся происходит при использовании выразительных средств языка и знаковых систем. А это возможно при редактировании текста и его переводе в другую знаковую систему, например, при создании, так называемого, тематического информационного листа. В этом случае учитель должен представить учащимся чёткие требования к содержанию и оформлению данной письменной работы. Степень “читаемости” информационного листа проверяю простым способом: предлагаю “дешифровать информацию автора” ученикам-читателям, составив устный рассказ. И становится информация или понятной или же не понятной. Затем на этапе рефлексии ученики–читатели кратко характеризуют степень комфортности при работе с этим знаково-словесным текстом. Какие критерии оформления работ предъявляю школьникам? Покажу на примере информационных листов по биологии “Отряды млекопитающих” (Приложение).
4. Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
Знаки дорожного движения, маркировочные обозначения на одежде, жесты спортивного судьи – это, по сути, краткие тексты. Понимая, что текстом может быть не только совокупность словесных суждений, а и рисунки, заполненные таблицы, знаковые (опорные) конспекты, данные дидактические средства я использую в своей педагогической практике. Для чего? Для формирования умения извлечь быстро информацию (это хорошо помогает перед зачётом, экзаменом), установления связей между её компонентами, отработки понятий, а также для повышения коммуникабельности учащихся (ведь это, своего рода, шпаргалка).
Биология. 6 класс. Один из приёмов работы над формированием понятия я подсмотрела у Т.С. Суховой, которая показала его на примере понятия “испарение” [3]. Я выстроила логику рассуждений при формировании понятий “дыхание” и “фотосинтез”. Вот, что получилось. (Приложение)
Биология. 11 класс. При изучении темы “Происхождение жизни на Земле” достаточно сложно дать определение понятия “жизнь”. Использую приём параллельной работы с таблицей и тремя текстами-цитатами. Ребятам предлагаю соотнести информацию “Вклад учёных в формирование понятия “жизнь” и табличную характеристику жизни. (Приложение)
5. Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или группы учащихся на уроке, как пример “маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний”.
Биология. 6 класс: – “Царство бактерий – группа одноклеточных живых организмов – невидимок”. (Приложение)
– “Почка – зачаточный побег растения”. (Приложение)
6. Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения биологической информации и оценки её истинности.
В качестве примера приведу вариант использования литературного произведения “Мороз Иванович” В.Ф. Одоевского на уроках биологии с целью формирования критического мышления учащихся(Приложение).
2. Система приёмов формирования критического мышления учащихся, используемых педагогом.
- Формулировка темы урока как средство активизации мыслительной деятельности и актуализации знаний учащегося.
- Тест как разновидность условного текста с ошибочными суждениями и требующий не только статистической фиксации ошибочных суждений, но и коррекции содержания (обоснования выбора правильного решения).
- Поиск ошибочной информации в печатных изданиях (в том числе и в учебнике), рекламе, бытовых ситуациях.
- Работа с текстом с позиций формирования критического мышления (приёмы “Ключевые термины”, “Перепутанные логические цепи”, “Знаю-Узнал”, позволяющие критически оценить собственные знания по теме и сопоставить их с научными; составление вопросов к тексту по его содержанию).
- Работа с литературными источниками как носителями биологической информации.
Поясню первый приём. Говорят, что хорошее начало – это половина дела. Такой приём, как собраться с мыслями, возможен, если придерживаться нескольких правил:
- В работе над понятием спроси себя: “Это предмет или процесс? Что отличает его от других? Какие виды его бывают?”;
- Прочитав формулировку урока (темы), разбери её по частям (словам, терминам) и вспомни, что об этих частях (словах, терминах) известно.
Биология. 6 класс: “Луковица – видоизменённый побег растения”.
Ход чтения темы – рассуждения:
- Побег – стебель с листьями и почками.
- Луковица – побег, значит, у неё есть стебель, листья, почки.
- Видоизменённый – необычный.
- Хочу узнать, есть ли в луковице стебель, листья, почки, и почему она изменилась.
Биология. 8 класс: “Живая вода моего организма”.
Ход чтения темы – рассуждения:
- Живая – участие или в обмене веществ или в размножении.
- Вода – жидкость, у меня это кровь, межклеточная жидкость.
- Организм – целое, состоит из частей (клеток, тканей, органов, систем).
- Живая вода участвует в обмене веществ, связывает части и транспортирует вещества.
Использование системы приёмов по формированию читательской компетентности учащихся позволяют им и мне добиваться определённых позитивных результатов в совместной учебной деятельности.
Список литературы:
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 32 с.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб.для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008.
- Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2008, с.104-105.
- Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении: Учителю биологии и природоведения/ Художник В. Храмов – М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1997.- с. 89-96.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58 – 64.
Приложение.
Отработка умений свертывать и развертывать информацию, читать схемы.
Например:
- Составьте схему процесса дыхания.
митохондрии
- Рассмотрите подготовленную вами схему. Какие действия необходимо выполнить, чтобы продемонстрировать процесс газообмена? (закрыть среднюю часть).
- В каких соотношениях находятся понятия «газообмен» и «дыхание» (процесс газообмена является частью процесса дыхания).
- Используя схему, дайте определение понятия «дыхание»
- Сравните ваше мнение с научным определением: дыхание- это сложный процесс, состоящий из поступления в организм кислорода, окисления органических веществ в митохондриях клеток с образованием энергии и удаления образовавшегося при этом углекислого газа.
- Объединитесь в пары. Расскажите друг другу о процессе дыхания, используя схему и определение.
Составить и заполнить таблицу: «Сходство и отличие естественного и искусственного отбора», общая биология
Естеств. отбор |
Искусств. отбор |
|
Сходство |
||
Отличия |
«Сходство и отличие митоза и мейоза» общая биология
Митоз |
Мейоз |
|
Сходство |
||
Отличия |
Лягушки- это животные, приспособленные к обитанию в воде и на суше. Найдите черты приспособления к каждой из этих сред и заполните таблицу.
Черты приспособления |
|
К наземной среде |
К водной среде |
На основе схемы составьте рассказ:
«Размножение и развитие рыб»
Поиск мест →Образование стай → Выметывание икры и молок → Оплодотворение
Взрослая особь ← Малек ← Личинка ← Зародыш
Развитие
Способы питания организмов
Эвглена, росянка
Отработка умений «извлекать информацию» из рисунков.
На рисунке приведен пример взаимосвязи организмов. В течение дня организмы выделяют или потребляют вещества (а) или (б), как это показано на рисунке стрелками. Из приведенных ниже вариантов выберите те, в котором правильно названы вещества, обозначенные (а) и (б).
- а-углекислый газ и б-азот
- а-кислород и б- углекислый газ
- а- углекислый газ и б-водяной пар
4. а- углекислый газ и б-кислород
Составление логических цепочек.
Зная особенности внешнего строения ракообразных, дополните логическую цепочку, отражающую причины линьки раков:
1.панцирь рака- 2.___________3.___________4.линька рака.
Царство грибы. 6 класс.
А1. Грибы – это представители:
- Прокариотов
- Эукариотов
- Самых древних организмов
- Растений
А2. Что образуется при сожительстве мицелия гриба с корнями растений?
- Микропиле
- Микориза
- Зигота
- Ризоиды
А3. Как грибы поглощают питательные вещества?
- Корневыми волосками
- Устьицами
- Микропиле
- Всей поверхностью тела
А4. Какой гриб оказал огромную помощь в развитии медицины?
- Дрожжи
- Мукор
- Мухомор
- Пеницилл
А5. Какие грибы используются в хлебопечении?
- Пеницилл
- Дрожжи
- Мукор
- Рыжик
А6. В чем состоит отличие грибов от животных?
- Содержание хитина
- Гетеротрофный способ питания
- Запас углеводов в виде гликогена
- Способность синтезировать витамины
А7. Как называются грибы, мирно уживающиеся с различными видами растений?
- Паразиты
- Симбионты
- Сапрофиты
- Хищники
А8. Как называется наука, изучающая грибы?
- Ботаника
- Палеоботаника
- Экология
- Микология
В1. Напишите названия нескольких видов пластинчатых шляпочных грибов.
В2. Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах?
С1. Люди научились выращивать шампиньоны на навозе, на отрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев, на соломе. Почему нельзя выращивать белые грибы или подосиновики таким же способом?
С2. Изучая оболочки грибных клеток, французский ученый Г. Бракон в 1811 году выделил неизвестное до того времени вещество и назвал его фунгином (от лат. «фунгус» – гриб). Затем такое же вещество обнаружили в покрове тела насекомых и назвали его хитином. О чем свидетельствует наличие у грибов и большей части членистоногих животных одного и того же вещества?
С3. В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Через несколько дней открыли крышку и увидели пушистую «вату». Как объяснить ее появление?
С4. В годы Великой Отечественной войны препарат из гриба пеницилла спас от смерти многих раненных и больных воспалением легких. Каким свойством он обладает?
Тест. Биология.
Класс пресмыкающиеся, или рептилии.
А1. Какое из перечисленных животных не относится к пресмыкающимся?
- Ящерица
- Жаба
- Крокодил
- Черепаха
А2. В состав какого отдела позвоночника ящерицы входят ребра?
- Шейного
- Хвостового
- Туловищного
- Крестцового
А3. Какие сосуды не входят в состав кровеносной системы пресмыкающихся?
- Левая дуга аорты
- Легочная артерия
- Правая дуга аорты
- Боковая артерия
А4. Что является конечным продуктом обмена веществ пресмыкающихся?
- Мочевая кислота
- Моча
- Вода
- Аммиак
А5. Чего нет у ящериц?
- Чешуи
- Ноздрей
- Перепонок между пальцами
- Хвоста
А6. Какие органы змеи способны воспринимать тепло?
- Мыщелок
- Термолокаторы
- Чешуя
- Роговые щитки
А7. Какова роль почечных канальцев у пресмыкающихся?
- Выделяют воду
- Всасывают воду
- Проводят воздух
- Выводят шлаки
А8. Куда откладывают яйца пресмыкающиеся?
- В воду
- В гнезда
- В дупла
- На землю
В1.Условные рефлексы у пресмыкающихся образуются быстрее, чем у земноводных. Они многообразнее и сложнее. Объясните эти факты.
В2. Известны случаи, когда глубокой осенью под старыми пнями деревьев находили большие скопления гадюк. О чем свидетельствует этот факт?
В3. По каким признакам черепах можно отличить от пресмыкающихся других отрядов?
С1. Огромного сетчатого питона, живущего в неволе, кормили белыми кроликами, которых он заглатывал целиком. Когда ему дали кролика с пятнистой окраской, он его не тронул. Питон даже свернулся кольцом и принял оборонительную позу. Как можно объяснить такое поведение?
С2. Приведите доказательства происхождения пресмыкающихся от древних земноводных.
С3. Среди пресмыкающихся имеется один вид, сохранившийся со времен динозавров. Как и латимерия, – это «живое ископаемое». Где встречается это животное? Какое значение для науки оно имеет?
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 04.05.2023 09:54
Гладских Наталья Викторовна
учитель биологии
43 года
183
137 110
Местоположение
Россия, Ковров, Владимирская область
Составление блок-схем к параграфу учебника
Работая с учениками 10-11 классов, часто сталкиваюсь с проблемой: ребята не умеют работать с текстом, часто не могут выделить главное, не видят связи одного с другим. Неумение устанавливать причинно-следственные связи приводит к проблемам в усвоении материала предметов естественного цикла. Прекрасно понимаю, что этому должны учить наших детей в начальной школе, а затем и в основной школе, но тем не менее проблема остается и в 10 классе.
На мой взгляд, помочь решить данную проблему может составление блок-схем по тексту параграфа. Конечно, с первого раза составить такую логическую схему очень сложно, и педагог должен предложить свою, объяснив при этом, как грамотно использовать геометрические фигуры и направление стрелок в схеме. В следующий раз, предложить заполнить полупустую схему. Так, постепенно, перейти к самостоятельному составлению схем учащимися, при этом у каждого она может быть своя. Блок-схема не просто поможет выделить главное в тексте, но и увидеть сложные внутренние связи, указать, где причина, а где следствие.
20.09.2015 21:52
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Педагогическая мастерская «Методические приемы работы с текстом на уроках биологии в основой и старшей школе»
Мы всегда с вами говорили о такой проблеме: дети не умеют работать с текстом, не умеют читать, невнимательно читают. Сейчас в условиях новых ФГОС – эта проблема еще более актуальна. Зачитаю вам небольшую выдержку из Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования. Метапредметные результаты освоения программы.
«Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
•систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
•выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
•заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты…»
2. Для повышения читательской грамотности школьников, ФГОС ООО предусматривает формирование навыков смыслового чтения.
Цель смыслового чтения состоит в понимании содержания текста.
Чтение является видом речевой деятельности, направленным на восприятие и переработку информации письменного текста.
(слайд №1)Что нужно знать учителю:
– знать, что такое учебный текст;
– знать какой учебный текст может служить наиболее эффективным средством для формирования и развития навыков чтения;
– знать из каких приемов и операций состоит деятельность учителя и деятельность ученика, направленная на освоение навыков осмысленного чтения и формирование понимания текста;
– какова последовательность формирования навыков чтения;
– в какой мере учебный текст и задания учителя по работе с ним соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащегося.
(слайд 2) Виды чтения
1.Поисковое (просмотровое) чтение – это такой вид чтения, при котором ставится задача получить самое общее представление о содержании текста, найти конкретную информацию (например, знакомство с учебником: титульный лист. Ориентирующее предисловие, оглавление, предметный указатель, колонтитулы).
Для учебников характерен учебно-научный стиль изложения информации, адаптированный с учетом возрастных особенностей учащихся. В 5-ых классах учителю следует подготовить пятиклассников к восприятию учебно-научного стиля учебника.
2.Ознакомительное чтение – это ознакомление с содержанием текста в общем виде. При ознакомительном чтении текст прочитывается целиком. Ознакомительное чтение может использоваться, когда необходимо озаглавить текст, определить тему, основную мысль, выделить основное содержание. К приемам ознакомительного чтения относятся: выделение главного и второстепенного в тексте, определение ключевых слов.
3. Изучающее чтение – это чтение углубленное, вдумчивое. При изучающем чтении научного текста по биологии учителю необходимо научить школьников приемам осмысления и анализа текста, способствующим более глубокому его осознанию.
Именно глубокому осознанию текста способствуют приемы работы с текстом.
С некоторыми приемами мы сегодня с вами поработаем практически, ну а о некоторых я вам просто напомню.
Приемы работы с текстом:
1. Прием «Тонкий и толстый вопросы»;
Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
Дайте объяснение, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предложите, что будет, если…? Что, если…? |
2. «Инсерт»;
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:
«V» – это я знаю;
«+» – это новая информация;
«–« – думал иначе;
«?» – не понял, есть вопросы.
4. «Знаю – Хочу знать – Узнал»; Этот прием поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.
3. «Фишбоун».
«Fishbone» в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы».
4. Подготовка плана, тезисов, вопросов по тексту.
5. Прием «Дополни определение», «Сконструируй определение», «Установите соответствие».
6. Текст как основа для формулирования заданий в формах по требованиям ГИА и ЕГЭ с созданием эталонов ответов («Верные и неверные утверждения», умение включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных)
7. Текст как основа для заполнения или составления таблиц. Дальнейший анализ таблицы для выявления сходства и различий.
3. Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
4.Текст как основа для составления определений понятий.
5. Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, “книжка-малышка”, электронная презентация, стихотворение).
6. Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или группы учащихся на уроке, как пример “маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний”.
7. Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения биологической информации и оценки её истинности.
В своей практике я используя некоторые приемы гораздо чаще остальных, так как это нетрудно для учителя, а главное помогает мне подготовить детей к Огэ и Егэ. Именно с ними предлагаю вам сегодня поработать
1. Текст как основа для формулирования заданий в формах по требованиям ГИА и ЕГЭ с созданием эталонов ответов («Верные и неверные утверждения», умение включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных)
Использование заданий подобного вида можно использовать на любом этапе урока. Согласно исследованиям В.Н Зайцева оптимальный темп чтения составляет 120 – 150 слов в минуту (900 знаков) Итак, подбирая текст, педагогу просто необходимо предварительно определить объём этого текста. Нужно помнить о временных интервалах чтения текста, затратах на поиск варианта ответа. Так, среднестатистическая норма временных затрат при выполнении задания части А – 1 минута, части В – 5 минут, части С – 15-20 минут.
Предлагаю пример текста и заданий к ним:
Содержание работы с текстом по теме «опорно-двигательный аппарат человека».
Биология. 8 класс.
Мышечная система человека: значение, особенности строения.
1. Внимательно прочитай текст «Мышечные ткани. Мышцы» и выполни задания
Мышечные ткани. Мышцы.
Организм большинства животных и человека состоит из тканей – групп клеток и межклеточного вещества, сходного строения и выполняющих одинаковые функции.
Клетки мышечных тканей (миоциты, или мышечные волокна) содержат особые сократительные нити белковой природы – миофибриллы. Миофибриллы состоят из актина и миозина. Благодаря миофибриллам мышцы сокращаются (то есть обладают свойством сократимости) и приводят в движение части тела. В миоцитах – очень много митохондрий.
Мышечные ткани бывают трёх видов: гладкая, поперечнополосатая скелетная, поперечнополосатая сердечная. Волокна гладкой ткани одноядерные веретёнообразной формы, сокращаются автоматически (помимо нашей воли), медленно. Они формируют стенки полых внутренних органов (желудка, кишечника, мочевого пузыря). Поперечнополосатые мышечные ткани состоят из вытянутых многоядерных клеток с полосатой исчерченностью и могут иметь длину до 10 см. Из этих тканей состоят скелетные мышцы и стенки сердца соответственно. Сокращение этих тканей происходит быстро, а сердечная сокращается автоматически (как и гладкая ткань). Волокна сердечной ткани переплетаются.
Мышца состоит из мышечных волокон, объединённых в пучки и одетых соединительнотканной оболочкой. К мышце подходят нервы и кровеносные сосуды. Концы мышц крепятся к костям скелета с помощью сухожилий.
Задания.
1. Выберите 3 неправильных предложения. Запишите их правильно.
1. Миофибриллы – особые сократительные нити белковой природы – являются клетками мышечных тканей. 2.Миофибриллы состоят из актина и миозина.
3. Волокна с полосатой исчерченностью формируют стенки полых внутренних органов.
4. Сердечная ткань сокращается автоматически (как и гладкая ткань).
5. Клетки гладкой ткани многоядеоные.
2. Вставьте в текст пропущенные термины:
Текст
Мышечные ткани. Мышцы
К мышечным тканям относятся: поперечнополосатая сердечная, _____________(А), гладкая. В состав стенок кровеносных сосудов входит______ (Б) ткань. Она работает медленно и______ (В).
________ (Г) состоят из миофибрилл – особых сократительных нитей белковой природы.
Мышца состоит из _________ (Д), объединённых в пучки и одетых соединительнотканной оболочкой.
Перечень терминов:
- поперечнополосатая сердечная
- поперечнополосатая скелетная
- мышечные волокна
- гладкая
- непроизвольно
- произвольно
- миоциты
- миозин
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2. Текст как основа для заполнения или составления таблиц. Дальнейший анализ таблицы для выявления сходства и различий.
Результатом работы учащихся с тематическим текстом (или текстом параграфа) может стать таблица, при этом осуществляется перевод информации из одной знаковой системы в другую. Учитель может предложить заполнение таблицы (схемы), содержащей (или не содержащей) частичную информацию или различного рода подсказки, что обусловлено уровнем подготовки учащихся. В качестве примеров приведу следующие варианты работы с текстом.
Информационная карта 1.
Класс Насекомые.
Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. Самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 млн видов. К ним относятся различные виды жуков, стрекоз, бабочек, муравьев и т.д. Насекомые освоили все среды обитания – наземно-воздушную, почвенную и водную. Насекомые очень устойчивы к неблагоприятным условиям среды. Они имеют членистые конечности, хитиновый покров. Среди этих животных немало прекрасных летунов, пловцов, землекопов и других «специалистов». У всех насекомых 1 пара усиков. Для них характерна двусторонняя симметрия тела. Их величина может быть очень различной от 0,25 мм до 30 см. У всех насекомых 3 пары конечностей, конечности имеют членистое строение. Тело насекомых разделено на три отдела: голова, грудь, брюшко.
Информационная карта 2.
Класс Паукообразные.
Паукообразные – хищники, нападающие на других животных. Для них характерна двусторонняя симметрия тела. Большинство видов обитает в наземно-воздушной среде. Тело пауков состоит из головогруди и брюшка, у клещей все отделы тела слиты. У всех паукообразный нет усиков. К паукообразным также относятся скорпионы, сенокосцы. У всех паукообразных 4 пары конечностей, конечности имеют членистое строение. Все пауки имеют паутинные бородавки и железы. Паутина используется для строительства ловчих сетей и кокона для яиц, распространения молодых паучков, изготовления убежища и зимовального мешка. Для паукообразных характерна двусторонняя симметрия тела. Их тело покрыто хитиновым покровом.
Задание 1. Заполните таблицу:
Критерии сравнения |
Класс Насекомые |
Класс Паукообразные |
Симметрия тела |
||
Количество конечностей |
||
Количество усиков |
||
Отделы тела |
||
Покровы тела |
||
Особенности конечностей |
Задание 2.
1. Какие сходства имеют насекомые и паукообразные? Почему?
2. Какие различия имеют насекомые и паукообразные? Почему?
Задание 3. Составьте таблицу и подготовьте вопросы по таблице:
Критерии сравнения |
Класс Насекомые |
Класс Паукообразные |
3. Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
1. Проанализируйте таблицу
Процентное соотношение органических и неорганических веществ, содержащихся в клетке.
Вещества |
Содержание (среднее значение), % |
Неорганические вещества: |
|
вода |
90 |
минеральные соли |
1,5 |
Органические вещества |
|
белки |
15 |
липиды |
3 |
углеводы |
2 |
нуклеиновые кислоты |
1,5 |
АТФ и др. |
1 |
Задания.
1. Составьте схему: «Химический состав клетки».
2. Составьте диаграмму: «Процентное соотношение органических и неорганических веществ, содержащихся в клетке»
1. Проанализируйте таблицу
Время, которое человек способен прожить в пустыне без помощи извне.
Температура (С) |
Время, ч |
49 |
2 |
38 |
5 |
32 |
7 |
26 |
9 |
Задания.
1. Постройте график зависимости времени, которое человек способен прожить в пустыне без помощи извне от температуры окружающей среды.
2. По графику определите сколько времени человек проживет в пустыне, если температура воздуха 43С; 29С?
Задание3.
Известно, что активность ферментов зависит от pH-среды. Для проверки активности фермента амилазы слюны её налили в три пробирки, добавили субстрат. Для создания разных условий в каждую пробирку добавили соответственно по 3 капли 0,1% раствора соляной кислоты (pH = 6,3), 0,1% раствора бикарбоната натрия (pH = 7,3), дистиллированной воды (pH = 7). Все пробирки поместили в водяную баню при температуре 37°С.
Постройте график зависимости степени активности фермента слюны от pH-среды. В какой среде активность амилазы слюны максимальна? Что было взято в качестве субстрата для проверки степени активности фермента?
Задание 4. Составьте схему из предложенных слов, пользуясь текстом учебника.
Плазма крови, внутренняя среда организма, лимфа, кровь, тканевая жидкость, тромбоциты, лейкоциты, форменные элементы, эритроциты.
Подборка по базе: план воспитательной работы 22-23.doc, Технология работы с семьей 3.docx, Карта работы над проектом.docx, Групповые методы социальной работы.rtf, «Разговоры о важном»_ система работы классного руководителя (кур, план воспитательной работы.docx, Диплом Формы и методы производственного обучения.docx, Режимы работы систем водоснабжения.docx, Организация воспитательной работы при реализации образовательной, 9 план работы май 2023.doc
Формы и приёмы работы с текстом учебника на уроках биологии.
Учитель биологии высшей категории
МОАУ «Калининская СОШ»
Рощина Надежда Владимировна
Одна из проблем, обучающихся школы — это не умение читать, анализировать и делать выводы. Из года в год проверяя работы учеников по ВПР я убедилась, что у наших ребят проблема со смысловым чтением.
Поэтому поставила перед собой задачу — не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания. Содержание школьного курса биологии отражено в учебниках, являющихся важнейшими источниками знаний и средством обучения. Систематическое использование учебника на уроках – эффективный способ формирования у обучающихся самостоятельного добывания знаний.
Я продемонстрирую вам основные приёмы и методы, которые я систематически использую на уроках биологии.
1.Работа с текстом учебника
1.Текст как основа для составления плана, схемы, таблицы, конспекта.
2.Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “книжка-малышка”, электронная презентация, стихотворение, лэпбук.
3.Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или группы учащихся на уроке, как пример “маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний” (учебно-тематической карты).
2. Текст как основа для формулирования заданий в тестовой форме (по требованиям ГИА и ЕГЭ) с созданием эталонов ответов.
Задания при работе с учебником могут носить различный характер: репродуктивно-поисковый, сравнительно-аналитический и творческий. Это позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении, значительно облегчает выполнение домашнего задания.
Репродуктивно-поисковый | Сравнительно-аналитический | Творческий |
Комментированное чтение | Составление и анализ таблиц | Составление кластера |
Ответы на вопросы | Анализ рисунков | Составление кроссвордов,
презентаций |
Работа с терминами (ключевые слова) | Написание синквейна | |
Составление схем | Оформление фишбоуна | |
Опорные конспекты | Презентации, лэпбук… | |
Заполнение таблиц | ||
Учебно-тематические карты (маршрутный лист) | ||
Инструкционная карточка
(по группам) |
1.Репродуктивно-поисковый1.Чтение с комментарием.
Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Ее достоинства заключается в том, что данный прием помогает понять сложную информацию и обеспечить лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания. Эту форму целесообразно использовать для наиболее сложных тем.
Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы, проблема которую озвучивает учитель.
2. Чтение текста с заполнением таблицы.
В 5, 6 классах заполняем таблицу вместе со мной. (идёт обучение учащихся, как правильно работать с таблицей). Ученики в таблице отмечают известную, новую, нужную информацию, содержащуюся в тексте. В результате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспектируется самое главное.
3. Составление проблемных вопросов по тексту учебника.
Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет.
Например, в теме «Человеческие расы». Вопрос: Почему верно утверждение, что и чернокожий двухметровый баскетболист, и краснокожий индеец, и миниатюрная вьетнамка относятся к одному виду – Homo sapiens?
4. Составление опорных логических схем, планов.
5. Работа с «Ключевыми терминами».
Есть уроки терминологически насыщенные. Заранее из текста учитель выбирает несколько (4-5) ключевых слов, выписывает их на доску.
Работа с терминами – важная составляющая процесса обучения. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведении биологических диктантов.
6.Самостоятельная работа по учебно-тематическим картам (маршрутный лист) с учебной литературой.
7.Работа по инструкционным карточкам (по группам).
Например, на уроке в 9 классе: «Происхождение видов» (этап изучение нового материала).
Найдите в тексте биографии Дарвина подтверждения основательности, настойчивости и научной ответственности учёного, проявившиеся в работе над теорией эволюции.
Используя содержание текста «Борьба за жизнь», ответьте на вопросы.
2.Сравнительно- аналитическая работа с учебником.
Сравнение и анализ информации. Это иной уровень работы с учебником. В любом анализе заложены элементы выделения отдельных частей и признаков, а также обобщения и нахождения взаимосвязи. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.
1.Составление таблиц «Многообразие пресмыкающихся»
Название отряда | Особенности строения | Примеры |
2. Задания по работе с иллюстрациями учебниками.
Для выполнения заданий по сравнению и заданий по сравнению и анализу целесообразно использовать рисунки.
Например, при изучении темы в 7 классе: «Ленточные черви» предлагаю учащимся рассмотреть рис. «Жизненный цикл развития бычьего цепня» и ответить на вопрос: «Какие меры профилактики заражения бычьем цепнем, мы должны соблюдать?»
3.Творческие задания
Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы, расширять и углублять его, применять знания на практике.
- Составление кроссвордов, синквейнов, презентаций, лэпбуков учениками.
Примеры:
Чарлз Дарвин
гениальный, смелый
открыл, создал, убедил
эволюция — необратимый процесс
ученый
2.Составление вопросов.
Кажется, что может быть более простым, чем задавать вопросы.
Важно объяснить школьникам, что учитель будет оценивать не столько количество, сколько качество вопросов, а также умение отвечать на них.
3. Моделирование.
Создание всевозможных моделей изучаемых систем, графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнительной информации, выходящей за рамки, предусмотренные учебной программой. например: модель ДНК, из подручных средств.
При изучении темы «Бесполое размножение», «Строение белков» ребята самостоятельно могут создать схему опорного конспекта.
На уроках по темам: «Генетика», «Молекулярная генетика» они с удовольствием придумывают биологические задачи.
Таким образом, конечная цель использования учебника на уроке:
• подготовка школьников к самообразованию путем обучения их умению работать с учебником и любой другой литературой;
• обеспечение тесной связи между умственной и конкретной практической учебной деятельностью.
В процессе обучения на уроках следует поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием. К признакам самообразовательной деятельности относят:
а) высокий уровень активности и самостоятельности учащихся;
б) добровольность в приобретении новых знаний;
в) совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;
г) целенаправленность, системность и планомерный характер этой деятельности.
Реализацию этих признаков следует осуществлять через:
• систематическое формирование и развитие умения самостоятельно работать с учебником при овладении учащимися алгоритмами действий, составляющих каждое умение;
• включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности;
• включение элементов занимательности в учебный процесс, что вызывает эмоциональную увлеченность в развитии познавательного интереса.
Водная среда обитания
Особенности внешнего строения рыбы
Пример фишбоуна:
Самостоятельная работа учащихся с текстом по выявлению черт приспособленности во внешнем строении рыб к водной среде обитания.
Обсуждение результатов работы и составление фишбоуна. (из урока биологии в 7 классе на ШМО)
«Диаграмма Венна»
прием работы с текстом
биологического содержания
Автор: Тювина Светлана Федоровна
Организация: МБОУ ООШ № 5 им. ст.лейтенанта В.В.Зиненко
Населенный пункт: Владимирская область, г. Александров
Аннотация: школьный курс биологии предполагает формирование умений: осуществлять смысловое чтение и находить требуемую информацию, устанавливать взаимосвязи между объектами, явлениями, процессами, работать с разными видами текстов (схемы, рисунки, таблицы). Прием «Диаграмма Венна» способствует формированию анализировать, сопоставлять, сравнивать биологические объекты. Находить их общие и индивидуальные признаки.
Биология – является одним из предметов естественно – научного цикла в школе. С одной стороны, он способствует формированию научного мировоззрения школьника, а с другой – становится основой профессиональной деятельности, когда начальный этап проявления биологических знаний и умений связан с экзаменационными испытаниями. От того насколько адекватно осознанны теоретические и практические биологические знания, зависит успех выполнения заданий на итоговой аттестации, объектом контроля которой выступают предметные и общеучебные умения, сформированные средствами урока биологии.
ФИПИ в «Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2022г по биологии» проведен анализ заданий II блока «Клетка как биологическая система», проверяющий знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток, а также умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них. Как указано в документе- «эти знания и умения проверялись заданиями на базовом, повышенном и высоком уровнях. Данный блок в каждом варианте был представлен 5–6 заданиями:
– базового уровня – два задания (линия 3 – решение биологической задачи, линия 5 – анализ рисунка или схемы или линия 7 – множественный выбор);
– повышенного уровня – два задания (линия 6 – установление соответствия (с рисунком) или линия 8 – установление последовательности или линия 20 – работа с таблицей);
– высокого уровня сложности – одно-два задания.
В части 1 в линиях 5 и 6 предлагались задания нового типа (мини-тест), в которых проверялись умения работать с рисунком. Один рисунок использовался одновременно в заданиях 5 и 6. В задании 5 требовалось определить по рисунку клеточную структуру, процесс или вещество и записать в ответе соответствующий термин, а в задании 6 необходимо было установить соответствие между указанными на изображении структурами или процессами и их характеристиками. Результаты выполнения заданий оказались ниже заявленного уровня: на базовом уровне от 46% до 54% (задания линии 5), а на повышенном уровне – 24–40% (задания линии 6).
Анализ результатов выполнения заданий 3, 5, 6, 7, 8 базового и повышенного уровней позволяет сделать вывод, что задания, в которых проверяются не только знания по цитологии, но и умения работать с рисунком и определять по изображению клеточные структуры или процессы, протекающие в них, вызывают наибольшие затруднения у участников экзамена. Полученные результаты на 15–20% ниже, чем результаты по заданиям без рисунков по тому же содержанию» [2].
Учитывая, что использование изображений в заданиях ЕГЭ будет продолжено и в будущем, то непременным условием успеха будет выступать умения работать с биологической информацией, представленной в виде рисунков, таблиц, схем. Учащиеся должны научиться сравнивать, анализировать, сопоставлять биологические объекты и делать выводы.
В своей педагогической деятельности я применяю прием – диаграмму Венна, представляющую схему с пересекающимися областями, в которых указываются общие признаки объектов, а индивидуальные особенности располагаются вне зоны пересечения. Основной информационной единицей для создания диаграммы является текст и рисунки учебника.
Так при изучении темы «Полуавтономные органоиды клетки» в процессе работы с текстом учащиеся выявляют как общие, так и индивидуальные признаки в строении и функционировании двух биологических объектов (митохондрии, хлоропласты). В процессе групповой работы школьники изучают рисунки: «Строение митохондрий», «Строение хлоропластов» и осуществляют подписи к указанным частям органоидов. В этом случае можно представить несколько рисунков, что бы учащиеся имели представление о многообразии моделей. Работая с линейным текстом, определяются частные и общие признаки органоидов, с последующим внесением информации в конспект. Результатом работы является диаграмма в лекционной тетради.
Конспект
«Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды»
Такое структурирование учебной информации способствует не только лучшему запоминанию, но и позволяет развивать умения анализировать, систематизировать, интерпретировать биологические сведения, представленные как в виде линейного текста, так и рисунка. В качестве примера приведу вопросы сайта «Сдам ГИА: Решу ЕГЭ», на которые можно ответить, используя данные сформированного конспекта:
1. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики общих свойств митохондрий и хлоропластов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) формируют лизосомы
2) являются двумембранными
3) являются полуавтономными органоидами
4) участвуют в синтезе АТФ
5) образуют веретено деления
Пояснение.
Общие свойства митохондрий и хлоропластов:
1) двумембранные органоиды;
2) содержат собственную кольцевую ДНК (полуавтономные органоиды);
3) содержат мелкие рибосомы 70s;
4) способны синтезировать собственные белки;
5) синтезируют АТФ (в хлоропласте АТФ образуется в световую фазу фотосинтеза);
6) новые органоиды образуются путем деления.
(1) формируют лизосомы – признак выпадает (функция аппарата Гольджи);
(2) являются двумембранными – общее свойство митохондрий и хлоропластов;
(3) являются полуавтономными органоидами – общий признак митохондрий и
хлоропластов;
(4) участвуют в синтезе АТФ – общее свойство митохондрий и хлоропластов;
(5) образуют веретено деления – признак выпадает (функция клеточного центра).
Верный ответ: 15
2. Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ОРГАНОИДЫ |
А) Обеспечивает клетку органическими веществами Б) Участвует в разрушении органических веществ до CO2 и H2O В) Стопка дискообразных одномембранных мешочков Г) Содержит граны Д) Обеспечивает тургор клетки Е) Содержит кристы |
1) (1) 2) (3) 3) (4) 4) (8) |
Запишите в ответ цифры 1-4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме. Расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
1. Вакуоль — Д) Обеспечивает тургор клетки.
2. Митохондрия — Б) Участвует в разрушении органических веществ до CO2 и H2O; Е) Содержит кристы.
3. Хлоропласт — А) Обеспечивает клетку органическими веществами; Г) Содержит граны.
4. Аппарат Гольджи — В) Стопка дискообразных одномембранных мешочков.
Ответ: 324312
Как видим, выполнение заданий подразумевает знание общих и различных признаков органоидов, которые, как раз и рассмотрены в диаграмме.
В процессе изучения биологии встречается много понятий, объектов, процессов, которые можно структурировать и сравнивать согласно данной диаграмме. Например: эукариоты и прокариоты, двудольные и однодольные растения, пластический и энергетический обмен, фотосинтез и клеточное дыхание и т.д. Иногда сравнению подвергаются несколько (более двух) объектов. Например, изучая особенности строения кровеносных сосудов, рассматривается строение артерий, вен, капилляров. В этом случае используем три объекта, а в схеме в зоне пересечения указываем виды тканей, которыми они образованы.
Данный прием можно использовать при изучении любых предметов для сопоставления каких-либо множеств и установления взаимосвязей между ними.
Литература
- Заир – Бек С.И, Муштавинская И.В. Развитие Критического мышления на уроке6 пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011.
-
Рохлов В.С, Петросова Р.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года. Москва,2022 год.
https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy#!/tab/173737686-6
открытый банк заданий ЕГЭ - Теремов А.В, Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Мнемозина. Москва 2013
-
Открытый банк заданий ЕГЭ
https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege - Сайт Сдам ГИА: Решу ЕГЭ https://bio-ege.sdamgia.ru/
Приложения:
- file0.docx.. 1,4 МБ