На чтение 8 мин Просмотров 5.4к.
В этой статье: Определение понятия «оболочки Земли». Перечень оболочек и их характеристики. Внешние и внутренние оболочки. Обзорная таблица взаимосвязи разных оболочек Земли.
Планета Земля – сложный по строению космический объект. Ее особенности влияют как на особенности жизни на планете, так и на саму возможность ее существования. Оболочки земли играют в этом не последнюю роль.
Содержание
- Что такое оболочки Земли
- Виды оболочек Земли
- Внешние оболочки Земли
- Внутренние оболочки Земли
- Перечень существующих оболочек Земли
- Литосфера
- Гидросфера
- Атмосфера
- Биосфера и природные комплексы Земли
- Взаимосвязь и взаимодействие разных оболочек Земли
Что такое оболочки Земли
Оболочки Земли – это слои вещества, из которых состоит вся планета. Начиная от самого ядра и до верхних слоев атмосферы, все пространство поделено на несколько оболочек. Между ними нет четкого разделение и зачастую их вещества могут смешиваться, но каждый слой имеет свои границы и физические свойства.
Виды оболочек Земли
Самые крупные части оболочки Земли называют основными. К ним относятся всем известные гидросфера, литосфера, атмосфера и биосфера. Дополнительные же, или побочные оболочки незначительны по толщине, или неосязаемы.
Такие, как, например:
- Магнитосфера – магнитное поле, исходящее от земного ядра. Оно влияет на многие процессы на планете, а по размерам в разы превосходит размер атмосферы.
- Ионосфера – самые верхние и разреженные слои атмосферы.
- Педосфера – верхний слой почвы, покрывающий как сушу, так и морское дно.
Кроме них существуют и другие оболочки Земли, которые ученые активно исследуют и классифицируют.
Все оболочки можно разделить на две большие группы – внешние и внутренние.
Внешние оболочки Земли
В группу внешних оболочек входит все то, что мы можем увидеть, или до чего можем добраться. К ним относятся гидросфера, атмосфера, биосфера и т.д. Связь этих оболочек Земли обеспечивает постоянное взаимодействие веществ и объектов, входящих в них.
Внутренние оболочки Земли
Согласно схеме оболочек Земли, внутренними считаются все оболочки, находящиеся ниже верхней части земной коры. Из-за того, что человечеству еще не удалось достичь центра Земли, ученые разделяют внутренние оболочки по скорости сейсмического движения.
Внутренние оболочки можно разделить на 2 группы:
- Те, из которых состоит мантия планеты (30-2900 км от поверхности). Мантия же в свою очередь делится на верхнюю (30-400 км), среднюю (400-1000 км) и внутреннюю (1000-2900 км). Именно в ней и располагаются литосферные плиты, движение которых приводит к землетрясениям.
- Ядро также делится на внутреннее и внешнее. Состоит преимущественно из расплавленных металлов.
Перечень существующих оболочек Земли
Рассмотрим, какие оболочки Земли существуют и их отличительные особенности.
Литосфера
Внешняя и самая твердая оболочка планеты. Верхняя ее граница – поверхность Земли, а нижняя лежит там, где камень и минералы переходят в жидкое состояние лавы. Под твердой литосферой располагается сжиженная астеносфера. По ней нижние слои породы могут относительно легко смещаться и передвигаться. Из-за их наслаивания или, наоборот, разрыва происходят землетрясения. Литосфера во многом обеспечивает взаимосвязь других оболочек Земли между собой.
Формирование же океанского дна проходило несколько иначе. В процессе формирования литосферы океанское дно часто частично плавилось под действием внутренней температуры астеносферы. Вследствие этого в глубь коры ушла большая часть плавких материалов, а на поверхности остались в основном магматические породы, такие, как дунит и гарцбургит. Толщина же литосферы в океанах не превышает 10 км.
В литосфере постоянно происходят различные процессы.
Их разделяют на три основных типа:
- Тектонические. Они связаны со смещением тектонических плит
- Вулканические. Магма, из которой состоит астеносфера может просачиваться сквозь щели в литосфере и извергаться на поверхности из вулканов. Несмотря на то, что этот процесс чаще рассматривается, как разрушительный, он во многом влияет на формирование ландшафта.
- Разнообразные мелкие процессы, которые могут происходить как под действием силы притяжения планеты, так и вследствие действий человека. К ним относятся обвалы, оползни, лавины, сели и т.д.
Разные области литосферы планеты имеют разную степень активности. Это зависит в основном от разнообразия тектонических процессов, из-за которых некоторые участки Земли могут быть сейсмически активнее других, также это влияет на степень активности извержения вулканов.
Гидросфера
Гидросфера – водная оболочка земли. Она занимает больше ¾ площади поверхности планеты. К ней относятся моря и океаны, реки и озера, болота и подземные воды, а также туманы, дожди и ледники. Подвид гидросферы, называющийся “криосфера” отдельно представляет весь лед на планете (вечная мерзлота, ледники и даже снег).
Процессы, протекающие в гидросфере отличаются от процессов литосферы. Вода постоянно находится в движении. Приливы и отливы, океанские течения, дожди и формирование облаков – это все непрерывный цикл работы литосферы, также известный, как круговорот воды в природе. Благоприятные условия климата планеты делают возможным существования на ее поверхности воды во всех трех агрегатных состояниях.
Атмосфера
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Как и литосфера, она подвержена влиянию многих форм жизни. Она простирается от поверхности земли до самого космоса. В 700-1000 км от земли воздух настолько разрежен, что постепенно переходит в космос.
Внутри атмосферы есть несколько самостоятельных слоев:
- Тропосфера – нижний слой атмосферы. Его высота на разных участках Земли не превышает 15 км. Верхняя его граница определяется по перепаду давления, ведь за верхней границей тропосферы располагается 7-километровый слой озона, защищающий планету от ультрафиолетового излучения.
- Над озоновым слоем располагается стратосфера. Ее высота достигает 100 км от поверхности Земли. В составе ее в основном водород, гелий и другие разреженные газы.
- Ионосфера начинается от стратосферы и простирается до самого космоса. На такой высоте молекулы веществ распадаются на отдельные атомы и свободные электроны, из-за которых ионосфера и получила свое название. Именно в ней появляется северное сияние.
Биосфера и природные комплексы Земли
Биосфера – это все живое, что населяет нашу планету. В нее входят растения, животные, грибы и даже простейшие организмы. Все они влияют друг на друга и на другие земные оболочки. В результате их жизнедеятельности появляются такие полезные ископаемые, как нефть, природный газ и кислород.
Эта оболочка распространяется на примерно 1 км над поверхностью земли и столько же в глубь почвы.
Все объекты, входящие в биосферу подразделяются на 7 основных групп:
- Живые организмы и растения
- Биогенное вещество, оно формируется в результате жизнедеятельности живых организмов
- Костное вещество. Оно образуется без участия организмов (перегной растений или животные трупы)
- Биокосное вещество. В результате естественных процессов формируется из костного вещества. К нему относят, например, ил, почву
- Радиоактивные вещества, которые находятся в периоде распада
- Отдельные атомы
- Различные вещества внеземного происхождения (метеориты, космическая пыль)
В отличии от других оболочек, биосфера часто изменяется. За всю историю жизни на планете многие виды организмов формировались, эволюционировали и вымирали. И хотя ученые продолжают активно изучать биосферу, они уверены, что те организмы, которые им удалось обнаружить на данный момент составляют лишь небольшую часть от реального их количества и на открытие их всех понадобится еще по крайней мере несколько столетий.
Взаимосвязь и взаимодействие разных оболочек Земли
Множество связанных процессов происходят под воздействием земных оболочек. Представить схему связи биосферы и других оболочек Земли между собой проще в таблице:
Литосфера | Гидросфера | Атмосфера | Биосфера | |
Литосфера | Образование подземных водохранилищ, болот вследствие просачивания воды сквозь внешний слой почвы | Подземные воздушные карманы и месторождения природного газа в природе | Из останков живых организмов под слоями литосферы формируются, например, нефть и каменный уголь | |
Гидросфера | Направление и форма устья рек, береговая линия и глубина водоемов напрямую зависят от особенностей литосферы | Воздушные потоки разной температуры способствуют переходу воды из одного агрегатного состояния в другое | Без воды существование жизни на планете было бы невозможно | |
Атмосфера | Ветер способен перемещать частицы пыли, тем самым корректируя рельеф, например, создавая песчаные барханы в пустынях. | Испаряясь, вода образует в атмосфере облака | Как и вода, воздух необходим всем живым существам | |
Биосфера | Твердая поверхность планеты сделала возможным зарождение и развитие жизни на планете | Большинство растений способны накапливать в себе воду и минеральные вещества | Фотосинтез, проходящий в клетках всех зеленых растений влияет на состав атмосферы и поддерживает его в стабильном состоянии |
Как можно заметить на схеме, биосфера неразрывно связана с другими оболочками Земли. Это еще раз подтверждает сложность создания условий для поддержания жизнедеятельности на планете.
Ответы на вопросы учебника “География 5-6 класс”, Алексеев А.И., стр. 158
Параграф 48 “Биосфера – живая оболочка”
Что мы знаем о биосфере. Как происходит круговорот веществ в биосфере.
Это я знаю
1. Что называют биосферой?
Биосферой называют земную оболочку, в которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности.
2. Каковы особенности биосферы?
Особенности биосферы:
- Это земная оболочка, тесно связанная с другими оболочками.
- Биосфера состоит из живых организмов, которые составляют органический мир планеты.
- Биосфера охватывает верхние слои литосферы, гидросферу, нижние слои атмосферы.
- Живые организмы широко распространены и многообразны.
- Чем проще организм, тем шире он распространён.
- В биосфере происходит постоянное обновление, рождение и умирание миллионов живых организмов.
3. Какие живые организмы обитают в биосфере?
В биосфере обитают растения, животные, микроорганизмы. Здесь есть млекопитающие, в том числе человек, летающие птицы, плавающие рыбы, переносимый течениями планктон и микроорганизмы, способные существовать в толще Земли без воздуха.
4. Как происходит круговорот веществ в биосфере?
Растения поглащают солнечную энергию и преобразуют её в органические вещества – тело растений. Растения поедаются травоядными животными, те поедаются хищниками. Отмершие части растений и останки животных превращаются в плодородный перегной, на котором растут новые растения. Часть останков превращается в осадочные породы.
5. Какое утверждение верное?
Верно утверждение А: растения составляют пятую часть общего числа живых организмов (21%). Растения выделяют кислород в процессе фотосинтеза и углекислый газ в процессе дыхания, но кислорода во много раз больше, чем углекислого газа. Поэтому утверждение Б нельзя считать верным.
Это я могу
6. Нарисуйте схему “Связь биосферы с другими оболочками Земли”. Подтвердите её примерами.
Примеры связи биосферы с другими оболочками Земли.
- Почти все живые организмы дышат кислородом, который содержится в атмосфере.
- Растения поставляют кислород в атмосферу.
- Многие живые организмы используют плотность воздуха для полёта.
- Растения растут на почве, которая является частью литосферы.
- Окаменевшие останки животных и растений образуют осадочные породы в литосфере.
- Растения и животные принимают участие в процессах выветривания, формируя рельеф литосферы.
- Вода гидросферы является источником жизни для живых существ.
- Многие живые существа живут в воде, плавают или ползают по дну.
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,655 -
гуманитарные
33,653 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,944 -
разное
16,904
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Содержание
- Урок естествознания ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБОЛОЧЕК ЗЕМЛИ
- «Взаимосвязь земных оболочек» (Биосфера). 6 класс. Практикум по географии
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- Дистанционные курсы для педагогов
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Другие материалы
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Автор материала
- Дистанционные курсы для педагогов
- Подарочные сертификаты
Урок естествознания ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБОЛОЧЕК ЗЕМЛИ
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок естествознания ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБОЛОЧЕК ЗЕМЛИ
Взаимодействие внешних оболочек Зем- ли и Солнца. Компоненты географической оболочки существуют не изолированно. Они постоянно находятся во взаимодействии друг с другом (рис. 23). Основным источником всех процессов в географической оболочке является энергия Солнца. С ней связаны два важнейших процесса, которые и создают гео- графическую оболочку – круговорот воды и развитие жизни. Так, например, в период повышения солнечной активности увеличи- вается количество магнитных бурь, изменя- ется скорость роста растений, ухудшается со- стояние здоровья людей, особенно пожилых.
Рис. 23. Виды взаимодействия
Вода и воздух проникают по трещинам и порам в горные поро- ды, участвуют в процессах выветривания. Реки и подземные воды перемещают минеральные вещества, участвуют в изменении релье- фа. При извержении вулканов частицы горных пород высоко под- нимаются в атмосферу. Сильные ветры переносят соли, пыль высо- ко в атмосферу или уносят их в моря и океаны. Живые организмы участвуют в почвообразовании: отмирая, они образуют толщи гор- ных пород.
Круговорот веществ и энергии. Все компоненты географической оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии. Благодаря этому осуществляется обмен веществ между оболочками. Существуют различные круговороты веществ и энер- гии: воздушные круговороты в атмосфере, земной коре, круговоро- ты воды и др.
Ведущая роль во всех круговоротах принадлежит круговороту
воздуха в тропосфере, который включает всю систему ветров и вер-
тикальное движение воздуха. Движение воздуха в тропосфере втя- гивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды. Все круговороты взаимосвязаны между собой.
Вода, находясь в круговороте, вступает в тесное взаимодействие с другими компонентами, связывает их между собой и является важ- ным фактором формирования географической оболочки (рис. 24).
Почти все компоненты природы ощущают воздействия литосфе- ры. Среди них можно отметить процессы, связанные с масштабны- ми природными бедствиями и катастрофами, такими как вулканы, землетрясения, цунами, оползни и камнепады.
Огромная роль в жизни географической оболочки принадле- жит биологическому круговороту. В зеленых растениях на свету из углекислого газа и воды образуются органические вещества, ко- торые служат пищей для животных. Животные и растения после отмирания разлагаются бактериями и грибами до минеральных ве- ществ, которые затем вновь поглощаются зелеными растениями. Одни и те же элементы многократно образуют органические веще- ства и многократно снова переходят в минеральное состояние.
Рис. 24. Взаимодействие океана с сушей и атмосферой
Проанализируйте рис. 24. Опишите последовательность взаимодей- ствия океана с сушей и атмосферой. Приведите примеры взаимодей- ствия по схеме: океан – суша, атмосфера – океан, атмосфера – суша, растения – атмосфера – океан, океан – атмосфера – литосфера. Обсудите выполненные задания.
Биосфера влияет также на гидросферу, поскольку организмы оказывают существенное влияние на соленость Мирового океана. Они забирают из воды необходимые им вещества, особенно каль- ций – для построения скелетов, раковин, панцирей. Гидросфера для многих существ – среда существования, и вода крайне необходима для многих процессов жизнедеятельности растений и животных.
Живые организмы участвуют не только в образовании горных пород, но и в их разрушении – выветривании. Например, корешки мхов и лишайников выделяют кислоту, разъедающую даже твер- дую скалистую поверхность. Корни растений проникают в трещи- ны горных пород, раздвигают и разрушают их.
Разделитесь на группы. Заполните таблицу. Сделайте вывод, обсу- дите и оцените работу.
Свойства оболочек Примеры
Для безопасной жизнедеятельности людей важнейшее значение имеет прогноз развития опасных процессов, которые возникают в результате взаимодействия оболочек Земли, обоснование возмож- ности их возникновения на определенных территориях и осущест- вление защиты.
1. Объясните, почему Солнце является основным источником многих процессов в географической оболочке.
2. Как формирование селевых потоков и наводнения на реках весной связаны с процессами взаимодействия оболочек Земли?
3. Составьте рассказ о взаимодействии человека с оболочками Земли. Приведите положительные и отрицательные примеры.
Источник
«Взаимосвязь земных оболочек» (Биосфера). 6 класс. Практикум по географии
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Географическая оболочка
Географическая оболочка
Оболочки Земли
Компоненты ПТК
Какие оболочки Земли вы знаете?
Какие оболочки Земли вы знаете?
Река – частью, какой оболочки Земли является?
Горы – частью, какой оболочки является?
Дождь – частью, какой оболочки является?
Воды мирового океана
Воды мирового океана
Воды суши
Особая оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Особая оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Разнообразие видов энергии, преобразование солнечной энергии в растениях (фотосинтез)
Разнообразие видов энергии, преобразование солнечной энергии в растениях (фотосинтез)
твердое, жидкое, газообразное
твердое, жидкое, газообразное
Наличие органического вещества и жизни, развивается человеческое общество.
Наличие органического вещества и жизни, развивается человеческое общество.
Осадок в воде.
Осадок в воде.
Мутность воды.
Подкисление воды.
Природные компоненты расположенные на какой-либо территории и взаимодействующие друг с другом.
Природные компоненты расположенные на какой-либо территории и взаимодействующие друг с другом.
Если он состоит только из природных компонентов и не тронут деятельностью человека он называется природным территориальным комплексом.
Рассмотрите иллюстрации ответьте на вопросы:
Рассмотрите иллюстрации ответьте на вопросы:
Где находятся эти комплексы?
Какие условия позволяют существовать в нем организмам?
Как они приспосабливаются?
Влажность
Влажность
Разнотравье
Достаточное освещение
Плодородные почвы
Избыточное увлажнение территории
Избыточное увлажнение территории
Влаголюбивые растения и животные
Перегнившая масса (сапропель, торф)
Разнообразные породы деревьев
Разнообразные породы деревьев
Многоярусность
Жизнь животных связана с древесными растениями
Достаточное увлажнение
I. К природному комплексу «луг» относятся следующие компоненты:
I. К природному комплексу «луг» относятся следующие компоненты:
Подзолистые почвы, дуб, орешник, белка, бабочка
Луговая почва, клевер, крот, бабочки, васильки, ромашки
Торфянистая почва, кувшинки, мох, лютики, рысь, рогоз
II. К природному комплексу «болото» относятся следующие компоненты:
II. К природному комплексу «болото» относятся следующие компоненты:
Луговая почва, ландыши, белки, жаворонки, васильки.
Торфяная почва, лягушки, ужи, утки, осока, цапля, клюква.
Луговая почва, ландыши, цапли, соболь.
III. Что относится к природному комплексу «лес»:
III. Что относится к природному комплексу «лес»:
Географическая оболочка образовалась в результате соприкосновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.
Географическая оболочка образовалась в результате соприкосновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.
Земные оболочки влияют друг на друга.
Компоненты в территориальном комплексе связаны.
Повторить §52, 54
Повторить §52, 54
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дистанционные курсы для педагогов
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 565 510 материалов в базе
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Добавить в избранное
- 21.03.2016 6945
- PPTX 8.6 мбайт
- 32 скачивания
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Ярыгин Алексей Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга
Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов
В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ
Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств
ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек
Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Взаимосвязи в географической оболочке Земли (Таблица)
Географическая оболочка Земли – это особая комплексная оболочка, охватывающая нижние слои атмосферы, гидросферу, биосферу, верхние слои литосферы.
Взаимосвязи географической оболочки Земли как природного территориального комплекса: целостность (за счет круговорота веществ и энергии), устойчивость, ритмичность (сезонные, суточные, многолетние ритмы), иерархичность, зональность.
Литосфера |
Гидросфера |
Атмосфера |
Живые организмы |
|
Литосфера |
Вода просачивается и накапливается в литосфере; выветривание; ледниковые формы рельефа |
Воздух занимает пустоты в литосфере; процессы выветривания; эоловые формы рельефа |
Животные рыхлят почву. Растения участвуют в процессе биологического выветривания |
|
Гидросфера |
Направление и характер течения рек зависит от рельефа |
Режим и питание рек зависит от климата |
Растения регулируют сок |
|
Атмосфера |
В состав атмосферы входит пыль |
В атмосфере есть пары воды |
Процесс фотосинтеза и дыхания |
|
Живые организмы |
Литосфера – необходимая среда обитания животных и растений |
Вода необходима живым организмам и является средой обитания |
Кислород необходим для дыхания |