!!! Полезный материал! Сборник статей по пяти ключевым темам системного менеджмента. Скачать >
Введение
Суть статьи – представить основные понятия управления предприятием посредством бюджетов в простом наглядном виде, чтобы директор или финансовый директор смог быстро разобраться, в чем особенности бюджетирования, в чем его преимущество по сравнению с системой управления, имеющейся на его предприятии.
Сразу заметим, что мы представляем расширенную трактовку бюджетирования, включая в него систему сбалансированных показателей (ССП) и подразумевая контекст менеджмента качества: процессный подход, постоянное улучшение, измеряемое качество продукта, работ (услуг).
Концепция
Бюджетирование, как способ детального учета и оптимизации затрат в управлении, разработан достаточно давно и даже уже успел устареть в Европе, где применяется в течении последних 50 лет фактически на всех предприятиях.
Внедрять бюджетирование на наших предприятиях в этом базовом, изначальном виде, это закладывать устаревшую технологию управления. Но и отказываться от бюджетирования на наш взгляд ошибочно, поскольку сама схема бюджетирования еще не исчерпала всех своих возможностей. Поэтому у нас и возникла идея объединить бюджетирование с ССП (BSC) и с идеей менеджмента качества (TQM).
В чем преимущества такого подхода?
ССП добавляет в бюджетирование системный подход к учету показателей, отражающих цели и эффективность ведения бизнеса на конкретном предприятии. Целевые показатели ССП образуют иерархию: от стратегических целей к тактическим и оперативным. Эта иерархия задается не только различием в горизонте планирования, не столько уровнем консолидации показателей, но и на качественном уровне: стратегия прежде всего определяет какие параметры мы будем контролировать и по отношению к каким нормам мы будем выполнять сравнение этих показателей.
Важно отметить также, что ССП позволяет учитывать в бюджетах не только финансовые показатели, но и натуральные. В связи с этим, помимо понятия финансовой структуры – ЦФО (Центр Финансовой Ответственности), мы предлагаем ввести термин ЦО (Центр Ответственности), отражающий структуру (систему) управления в целом.
ЦО – это, по сути, центр принятия решения, который может и не контролировать финансовых показателей или контроль этих показателей не является основной функцией ЦО.
Типы ЦФО достаточно хорошо описаны в литературе, мы остановимся на них позже, здесь же рассмотрим типы ЦО:
- Центр принятия решения,
- Центр контроля,
- Центр анализа,
- Центр учета,
- Центр логистики.
Центр принятия решения отвечает за принятие и организацию выполнения решения (учет, контроль, анализ и логистику). Это, например, управляющая компания холдинга или система управления подразделением, проектом, направлением.
Центр учета отвечает за показатели учета: достоверность, своевременность сбора информации и доставку учетных данных в регламентированном виде адресатам. Это, например, бухгалтерия.
Центр контроля отвечает за показатели: периодичность контроля, своевременность обнаружения отклонений контролируемых показателей от нормы и обнаружение тенденций изменения групп показателей.
Центр анализа отвечает за разработку и функционирование системы анализа показателей ССП. Он интерпретирует отклонения показателей от нормы, интерпретирует зависимости между ними и обнаруженные тенденции в изменении показателей. Показателями эффективности его работы является: своевременная передача аналитических данных в соответствующий Центр логистики. Для этого должна быть разработана система показателей, отражающих качество функционирования бизнес-процессов, и совокупность методов анализа данных показателей. Это, например, может быть функцией группы качества на предприятии.
Центр логистики отвечает за показатели оптимального функционирования бизнес-процессов: параметры минимизации маршрутов движения материальных потоков. Логистика в данном случае выступает не в узком смысле “оптимизации перевозок”, а в широком, как оптимизация любого перемещения материальных и человеческих ресурсов в рамках бизнес-процессов предприятия и за его пределами (снабжение, сбыт). Это, в частности, могут быть диспетчерские функции: создание норм распределения ресурсов, своевременность распределения и перераспределения ресурсов. Центр логистики, в данном контексте, является, по сути, структурой, через которую принятое решение изменяет бизнес-процесс: перераспределяет ресурсы, в т.ч. людские ресурсы, как следствие изменения структуры бизнес-процессов компании.
Соотношение между ЦО и ЦФО – как отношение общего к частному.
Например, управляющая компания в общем случае состоит из Центров учета, контроля, анализа и логистики, и в то же время является Центром инвестиций (или Центром прибыли). Бухгалтерия – Центр учета и в то же время, это Центр затрат. ОТК – Центр контроля и одновременно Центр затрат. Аналитический (экономический, плановый) отдел выступает как Центр анализа и также является Центром затрат.
Таким образом, ЦО задают структуру принятия решений, в то время как ЦФО отражает структуру финансового управления предприятием.
Особенно важно, что вся фактическая информация в бюджеты поступает именно из Центров учета, а используется в Центрах контроля и анализа. Центр логистики в данном случае как бы визуализирует решение, принятое на основе анализа бюджетов. Именно в рамках структуры ЦО мы рассматриваем весь документооборот, как формализацию процесса управления. И именно в этой структуре ставится задача оптимизации документооборота.
СМК (Система Менеджмента Качества) в применении к бюджетированию является с одной стороны методологией, с другой акцентирует процессный подход.
В соответствии с СМК (ИСО 9001:2000) мы выделяем в работе с бюджетами 4 раздела:
- ответственность руководства,
- общее руководство ресурсами,
- выпуск продукции и (или) услуги,
- измерение анализ, улучшение.
Более детальное соотношение бюджетирования и СМК рассмотрено в Схеме 10.
Особенно мы должны обратить внимание на следующие бизнес-процессы (БП):
- планирование (через бюджеты)
- учет фактических данных в бюджетах
- план-фактный анализ и OLAP ” многомерный анализ,
- принятие решений на основе данных анализа.
Эти бизнес-процессы необходимо четко специфицировать в рамках концепции СМК. С учетом того, что исполняются они только в соответствующих ЦО, регламент которых по отношению к бюджетированию и следует задать.
В целом можно сказать, что СМК, как система контролирующая регламент бизнес-процессов, дополняет бюджетирование, как систему анализа показателей по этим бизнес-процессам. Действительно, эффективно контролировать показатели можно только в регламентированной бизнес среде, что и предлагает СМК. Все операции в БП должны быть предопределены и по ресурсам, и по порядку исполнения и по результату. Только в этом случае мы можем эффективно планировать бизнес-цикл предприятия. С другой стороны, жизнь постоянно меняется и этот жесткий регламент так же должен меняться (технология постоянного улучшения в СМК).
В соответствии с вышесказанным вырисовывается новая концепция бюджетирования:
Стандартный механизм бюджетирования, который работает на пространстве сбалансированных показателей (SBC), специфицированном через объекты, над которыми работают основные бизнес-процессы предприятия.
Такое понимание и использование бюджетирования убивает сразу трех зайцев: бюджетирование, SBC и TQM. Вы стартуете в этом случае со ступеньки самой продвинутой в настоящее время системы управления. Более того, вы вольны делать акцент на любой из трех составляющих предложенной схемы управления, что добавляет гибкости и эффективности в управление вашим бизнесом, а значит и добавляет вам конкурентных преимуществ.
Например, последовательно проводя данную идеологию бюджетирования, вы можете получить в конечном счете сертификат по системе качества, что является одним из входных билетов предприятия в “театр” ВТО. Но основное преимущество предлагаемой модели управления в том, что вы получаете сбалансированную, эффективную схему управления, прозрачную для владельца бизнеса.
Ниже все основные моменты такого понимания бюджетирования представлены для наглядности в соответствующих схемах.
!!! Полезный материал! Сборник статей по пяти ключевым темам системного менеджмента. Скачать >
Схема 1. Структура бюджета
Бюджет – это таблица, содержащая плановые и фактические показатели, описывающие динамику развития объектов и бизнес-процессов предприятия.
Бюджет консолидирует учетные данные по выбранному направлению или объекту бизнеса. Бюджет планируется исходя из норм, принятых в этом направлении или объекте, с учетом их предыдущего функционирования.
Бюджет является инструментом управления на основе анализа причин отклонения значений фактических показателей от плановых.
Комментарий
Бюджет имеет иерархическую структуру из статей, где самая вложенная статья имеет один или несколько числовых показателей.
Между понятиями “группировочная статья” и “аналитический срез” нет четкой границы. Обычно, если аналитический срез используется для анализа нескольких бюджетов, то его можно отнести к типу “направление анализа” или “аналитический разрез”, например, временной срез, товарные группы, поставщики. А если структура статей используется только в одном бюджете, например, иерархия пассивов и активов в ПБЛ, то это “группировочные статьи”.
Система показателей строится в рамках концепции ССП (Система Сбалансированных Показателей). Мы должны выделить основные, ведущие показатели для оценки анализируемых бизнес-процессов и бизнес-объектов. Сгруппировать эти показатели в статьи и затем в бюджеты.
Пример бюджета продаж:
Продажи, шт.
Продажи, руб.
Направления анализа: Время, Продукты, Версии бюджета.
Схема 2. Процесс бюджетирования
Комментарий
Бюджетирование – это технология управления бизнесом на всех уровнях компании, обеспечивающая достижение ее стратегических целей с помощью бюджетов, на основе сбалансированных финансовых показателей.
Разработка стратегии самый важный этап бюджетирования. Здесь разрабатывается финансовая структура и определяется система показателей, которые будут участвовать в оценке бизнеса, а значит должны входить в те или иные статьи и бюджеты. ССП (система сбалансированных показателей) должна, как минимум, позволить представить стратегические и тактические цели в измеряемом виде. Разрабатываемая система бюджетов, должна позволить оценить деятельность выделенных в финансовой структуре ЦФО и направлений бизнеса (эффективность, как превышение доходов над расходами).
Модели планирования могут быть разные (с нуля, от предыдущего периода, от плана закупок, от плана производства и т.п.) и включать в себя варианты планирования (оптимистический, пессимистический). Здесь должны использоваться (разрабатываться) операционные нормы (страховой запас, расход материала на единицу изделия, и т.п.).
Фактические данные вносятся в систему из систем бухучета и оперативного учета или вручную.
Анализ, как правило, строится на сравнении плана с фактом и выяснении причин отклонений.
Система бюджетирования должна быть максимально простой и автоматизированной, чтобы затраты на нее не превысили прибыль от ее внедрения.
Схема 3. Система бюджетирования (пример)
Комментарий
Операционный бюджет – бюджет, описывающий в натуральных и финансовых показателях бизнес-процесс (БП) или направление бизнеса (совокупность БП).
Финансовый бюджет – бюджет, описывающий в финансовых показателях денежный поток в рамках ЦФО. Управление операционной эффективностью (БДР), платежеспособностью и ликвидностью (БДДС) и стоимостью активов компании (ББЛ).
Базовый бюджет – бюджет, который планируется первым, поскольку от него зависит построение других бюджетов (зависимых).
Зависимый бюджет – бюджет, показатели которого при планировании в целом вычисляются на основе других бюджетов, по заданным формулам.
Типы бюджетов:
по составу показателей:
бюджет доходов и расходов (плановый отчет о прибылях и убытках),
бюджет движения денежных средств,
плановый баланс;
по объекту бюджетирования (функциональные бюджеты):
бюджет продаж, бюджет снабжения, бюджет затрат и т. д.;
по горизонту планирования: годовой, квартальный, месячный и т. д.;
по технологии планирования: последовательный, скользящий;
по уровню планирования: бюджет ЦФО, консолидированный бюджет компании.
Схема 4. Система сбалансированных показателей (ССП)
Комментарий
ССП условно разбивается на два сегмента: финансовые и натуральные показатели.
В натуральных показателях удобнее планировать производство. Они важны для анализа сами по себе, например: число постоянных клиентов, количество рекламаций и т.п. Финансовые показатели необходимы в конечном счете, чтобы оценить финансовый результат (прибыль, убытки). Но кроме этого интересны статьи задолженности, валовой доход, маржинальный доход, рентабельность, стоимость бизнеса и т.п.
Часто натуральные показатели участвуют в расчете финансовых показателей.
ССП должна разрабатываться так, чтобы зафиксировать все основные (управляемые) параметры объектов и направлений бизнеса. Особенно важно контролировать затраты, чтобы иметь возможность оптимизировать их величину, без потери качества продуктов (услуг).
!!! Полезный материал! Сборник статей по пяти ключевым темам системного менеджмента. Скачать >
Схема 5. Пример ССП
Бизнес-процессы и объекты | Стратегия | Показатели |
Клиенты | Качество обслуживания | Количество рекламаций |
Количество закрытых рекламаций | ||
Стабильность рынка | Количество постоянных клиентов | |
Объем продаж /объем продаж пред. периода | ||
Финансы | Стабильный рост прибыли | Маржинальная прибыль |
Чистая прибыль | ||
Объем продаж | ||
Оптимизация затрат | Постоянные затраты | |
Переменные затраты | ||
Контроль задолженности | Кредиторская задолженность | |
Дебиторская задолженность | ||
Внутрисистемная задолженность | ||
Закупка МР | Оптимизация поставок | Количество поставщиков |
Прайс цен поставщиков | ||
Количество рекламаций по поставщикам | ||
Удаленность поставщиков | ||
Время доставки от поставщиков | ||
Страховой запас в номенклатуре | ||
Продажи | Увеличение объема продаж | Объем продаж / объем продаж пред. периода |
Оборачиваемость товара | ||
Захват новых регионов | Число филиалов | |
Увеличение торговых площадей | Число магазинов | |
Площадь магазинов (кв.м.) | ||
Увеличение складских помещений | Число складов | |
Площадь складов (кв.м.) |
Комментарий
Набор показателей только тогда становится системой, когда мы выявим связи и зависимости между этими показателями. Например, увеличение складских помещений может привести к увеличению объема продаж, только если в целом наблюдается высокая оборачиваемость товаров. Экономия затрат может привести к уменьшению прибыли и т.п.
Система показателей превратится в сбалансированную систему (ССП) только тогда, когда мы определим нормы динамического развития показателей, сбалансированные между собой. Например, норма страхового запаса должна быть сбалансирована по временным периодам с покупательским спросом и временем доставки соответствующих товаров. Финансовые показатели балансируются на уровне планового балансового бюджета, в разрезе статей активов и пассивов предприятия.
Схема 6. Способы планирования
Планирование | Преимущества | Недостатки |
1. Снизу-вверх | Минимум затрат для руководства | Отсутствие взаимосвязи планов подразделений |
2. Сверху-вниз | План отвечает целям компании | План часто не учитывает реальных возможностей работников и подразделений |
3. Смешанное | При правильной технологии лишен недостатков | |
4. Бюджетное | Жестко закреплен регламент планирования, планирование осуществляется на едином пространстве ССП и План отвечает целям компании | Высокие затраты на первом этапе: детальная проработка стратегии компании, как правило, с привлечением внешних консультантов |
Комментарий
Бюджетное планирование не противоречит первым трем видам планирования, однако имеет существенные отличия:
- План как инструмент управления, а не как цели бизнеса (важен анализ динамики изменения фактических показателей, а не их строгая согласованность с планом: вполне возможно, что мы неверно спланировали, не учли некоторые внешние или внутренние факторы). “План – ничто, планирование – всё!” – Эйзенхауэр.
- Высокий уровень формализации регламента планирования, подразумевающий использование систем автоматизации.
- Распределение ответственности ” бюджет как распределение прав и обязанностей менеджеров в системе управления
- Обязательная связь планирования с целями компании и постоянный мониторинг исполнения плана (план-фактный анализ)
- В целом, главное отличие в том, что планирование – лишь часть бюджетирования, как системы управления: целеполагание – контроль – анализ – формирование управленческого воздействия – корректировка бизнес цикла – возврат на целеполагание.
Схема 7. Цикл управления
Схема 8. Постановка бюджетирования
Комментарий
Регламент, закрепляющий функции бюджетирования в соответствующих Положениях, безусловно важен. Его отсутствие может свести на нет саму идею бюджетирования. Но в то же время при разработке регламента необходимо учитывать реальную необходимость ввода того или иного регламента и взвешивать его на весах пользы и вреда для бизнеса и для конкретных людей. Введение жесткого бюджетного управления может привести к увольнению ведущих сотрудников компании и фирма понесет огромные убытки.
Сбалансированными должны быть не только показатели управленческого учета, но и само управление.
Схема 9. Пример финансовой структуры
!!! Полезный материал! Сборник статей по пяти ключевым темам системного менеджмента. Скачать >
Комментарий
Финансовая структура – это иерархическая система ЦФО (Центров Финансовой Ответственности).
ЦФО – структурная единица компании (холдинга), отвечающая за вмененные ей показатели и имеющая полномочия самостоятельно варьировать свою деятельность так, чтобы изменять эти показатели, в соответствии с целью своего бизнеса, в пределах общей цели компании (холдинга).
Виды ЦФО:
Вид ЦФО | Стратегия | Показатели |
Центр инвестиций | Поиск и распределение инвестиций, Анализ окупаемости инвестиций | Объем инвестиций |
Окупаемость инвестиций | ||
Центр прибыли | Максимизация прибыли | Чистая прибыль |
Затраты | ||
Центр маржинального дохода | Увеличение дохода,Экономия переменных затрат | Доход |
Переменные затраты | ||
Центр дохода | Увеличение дохода | Доход |
Объем продаж | ||
Затраты | ||
Центр затрат | Экономия затрат | Переменные затраты |
Постоянные затраты |
СМК (ИСО 9001:2000) | Бюджетирование |
Ответственность руководства | |
Требования потребителей | На уровне учета и анализа показателей, отражающих работу с потребителями (договора, заявки, рекламации и т.п.) |
Законодательные требования | На уровне нормативных статей бюджетов |
Политика | Фиксация стратегии бюджетирования и предприятия в целом в терминах ССП |
Планирование | На уровне бюджетного планирования |
Система общего руководства качеством | На уровне регламента бюджетирования, на уровне измеримости стратегических целей, на уровне использования парадигмы ССП |
Анализ со стороны руководства | На уровне план-фактного анализа |
Общее руководство ресурсами | |
Людские ресурсы | На уровне учета и анализа показателей, отражающих качество подготовки кадров в соответствующих бюджетах и на уровне бюджета затрат |
Информация | На уровне фиксации управленческой политики и управленческой отчетности |
Инфраструктура | На уровне операционных бюджетов, содержащих показатели развития инфраструктуры |
Производственная среда | На уровне операционных бюджетов, содержащих показатели производственной среды |
Выпуск продукции и (или) услуги | |
Процессы, связанные с потребителями | На уровне учета и анализа показателей, отражающих работу с потребителями (отгрузка, рекламации и т.п.) |
Проектирование и разработка | На уровне бюджетов проектов |
Закупки | На уровне бюджета закупок |
Операции по производству и услуги | На уровне операционных бюджетов, на уровне бюджета готовой продукции и бюджета услуг |
Управление измерительными контрольными приборами | На уровне бюджета, отражающего состояние (качество) контрольных и измерительных приборов |
Измерение, анализ, улучшение | |
Измерение и мониторинг | На уровне мониторинга и анализа бюджетов |
Управление несоответствиями | Постоянный контроллинг посредством системы бюджетов (брак и прочие отклонения в процессах) |
Анализ данных для улучшения | На уровне план-фактного анализа |
Улучшения | На уровне коррекции соответствующих бюджетов, а также на уровне принятия решений на основе анализа отклонений |
Комментарий
Ясно, что бюджетирование является одним из этапов разворачивания СМК на предприятии, однако это очень важный этап, поскольку он наполняет конкретикой измеряемых показателей не только стратегию, но и тактику управления в рамках СМК.
Он является конкретной и методологически ясной ступенькой, с которой может стартовать система менеджмента качества на Вашем предприятии.
!!! Полезный материал! Сборник статей по пяти ключевым темам системного менеджмента. Скачать >
Автор: Виктор Лысковский,
Начальник отдела консалтинга, к.т.н., Центр КИС, Новосибирск
Солнцев И.В.,
Финансовая академия при Правительстве РФ
Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №3 / 2003
Постепенная стабилизация политической и экономической обстановки в России
дает многим фирмам возможность всерьез задуматься о планировании своей хозяйственной
деятельности. Не будем останавливаться на возможностях, которые дает грамотно
построенный бизнес-план, и трудностях, с которыми сталкиваются сегодня предприятия
в процессе планирования. Остановимся на том, как оформить уже готовый план
в виде бюджетов.
Бюджет — это документ, в котором цели компании, сформулированные
в плане, получают количественное выражение. Другими словами, бюджет
показывает, как намеченные цели будут реализовываться.
Единой модели построениябюджета не существует — для каждого
конкретного предприятиябюджет будет индивидуален. Сам процесс
бюджетирования предусматривает творческий подход, готовых шаблонов
и моделей здесь не бывает.
Важно также понимать, что бюджет необходим только самой компании,
ее руководству и собственникам, государственные органы к процессу бюджетирования
никакого отношения не имеют.
В зависимости от типа предприятия и особенностей его деятельности
можно выделить следующие виды бюджетов1:
Тип бюджета | Характеристика |
Бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз» |
Бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх» предусматривают В процессе передачи от одного уровня другому показатели могут изменяться, Бюджеты, построенные по принципу «сверху вниз» работают по |
Долгосрочные и краткосрочные бюджеты | В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 1 год и более, а краткосрочным — на период не более 1 года. Сейчас в России «горизонт прогнозирования» составляет от полугода до |
Непрерывные (скользящие) бюджеты | По мере того как заканчивается месяц (квартал), к «старому» бюджету добавляется новый. Этот вид бюджета целесообразно использовать в российских условиях в связи с высокой степенью неопределенности. Бюджетирование можно построить так: на первый квартал планового года построить максимально подробный бюджет, далее бюджеты могут быть уже более приблизительными и уточняться по мере исполнения |
Постатейный бюджет | Предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. Например, если вы запланировали потратить на маркетинговые исследования не более $ 10 000, больше вы потратить уже не сможете |
Бюджеты с временным периодом | Этот термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период. Недостатком такого метода является неравномерность расходования средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить остатки неоптимальным образом, опасаясь, что в случае «недорасхода» руководство сократит бюджет на следующий период |
Статичные и гибкие бюджеты | В статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства, в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра (как правило, объема производства или продаж) |
Бюджеты с нулевым уровнем, преемственные бюджеты и бюджеты, предполагающие несколько вариантов развития событий |
Бюджет с нулевым уровнем — это бюджет, который каждый раз составляется заново, «с нуля». В противоположность ему у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения. Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и времени, затрачиваемых |
Недостижимые и неприемлемые бюджеты | Бюджет будет недостижимым, если на практике целей, заложенных в нем, достичь не удастся. Неприемлемым считается бюджет, цели которогодостижимы, но не выгодны для предприятия. Генеральные и частные бюджеты. Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным (общим). Его цель — объединить и суммировать сметы и планы подразделений предприятия, называемых частными бюджетами. |
Мы рассмотрели, что такое бюджет и каким он может быть. А вот что такое
бюджетирование? Найти четкое определение этого понятия достаточно
трудно. Каждый понимает его по-своему. Некоторые связывают бюджетирование
только с воплощением в жизнь готового плана, другие считают, что планирование
нельзя рассматривать в отрыве от реализации планов. Иногда бюджетирование
называют просто инструментом управления предприятием. Не будем анализировать
эти мнения: все они в какой-то степени правильные. Главное, чтобы планирование
не было оторвано от бюджетирования, а бюджетирование — от контроля и ответственности
— не страшно, если каждая часть будет называться по-своему.
Таким образом, для каждого предприятия модель бюджетирования будет индивидуальной
и каждый менеджер будет по-своему ее представлять. Для данной статьи предположим,
что процесс бюджетирования включает:
- подготовительный (аналитический) этап — общий анализ ситуации; необходимо
понять, чего мы хотим от компании, кто является нашим потребителем и кто
— конкурентом, чего мы хотим от бюджетирования и как этого достичь; - этап планирования — составление конкретных планов, более детальный анализ
состояния внешней и внутренней среды предприятия; - непосредственно составление бюджетов (обязательно сопровождается контролем
и внесением коррективов); - общий анализ проделанной работы и ее результатов, выводы.
Следует отметить, что среди этих этапов нет более или наоборот менее важных.
Всех их надо рассматривать в совокупности и каждому уделить должное внимание.
Итак, процесс бюджетирования начинается с решения общих вопросов: нужно
обозначить цели компании, проанализировать внешнюю среду (анализ рынка)
и возможные риски, определить показатели, которые будут использоваться для
оценки бюджетного процесса, постараться предвидеть возможные изменения в
планах. Все это представляет собой подготовительный этап. Уже на этом этапе
нужно определить, кто будет заниматься бюджетированием и соответственно
отвечать за него. В зависимости от размера и специфики деятельности организации
это может быть один человек или целый отдел (назовем его бюджетный комитет).
Часто можно встретить мнение, что бюджетированием должен заниматься отдел
контроллинга. С другой стороны, функции отдела контроллинга зачастую переоцениваются.
Например, А. Дайле в своей работе «Практика контроллинга» в качестве одной
из задач отдела контроллинга называет проведение маркетинговых исследований.
Конечно, хорошо, когда все вопросы решает один отдел, который за них же
отвечает, но на практике совместить такое количество обязанностей вряд ли
удастся. Такой вариант подойдет (и будет единственно приемлемым) только
для небольшой организации. Если же речь идет о крупной компании, придется
задуматься о разграничении полномочий. Впрочем, название отдела не играет
большой роли. Главное рационально распределить обязанности и ответственность
всех департаментов, а как вы их назовете — вопрос сугубо личный.
Членами бюджетного комитета должны быть руководители всех отделов и подразделений,
так как один человек может что-то упустить. Возможен вариант, когда составлением
бюджета занимается один отдел, а затем уже готовый проект бюджета обсуждается
с руководителями всех служб. После совещания в бюджеты вносятся соответствующие
коррективы. Принципиально одно: за процесс бюджетирования в целом
должен отвечать один человек, который будет принимать окончательное решение
по всем вопросам и разрешать возникающие проблемы. Причем этот человек не
должен просто сидеть у компьютера и сводить цифры в бюджеты. Он должен знать,
откуда берутся эти цифры, почему они именно такие, как можно управлять ими.
Именно он и будет принимать окончательное решение и он же будет за него
отвечать.
Руководство компании также должно разработать организационную структуру,
определить и документально закрепить ответственность подразделений и лиц,
отвечающих за их работу. Каждый менеджер должен быть закреплен за центром
ответственности. Выделяют следующие центры ответственности:
- центр затрат — отвечает только за затраты;
- центр продаж — отвечает только за выручку;
- центр прибыли — отвечает и за затраты и за выручку;
- центр инвестиций — отвечает и за затраты, и за выручку, и за инвестиции.
Вкратце остановимся на общих требованиях к процессу бюджетирования.
Во-первых, необходимо определить общий порядок и правила формирования бюджета:
на какой срок мы составляем бюджет, сроки и порядок его разработки, система
контроля и т.д. Вся эта информация должна быть максимально детализирована
и продумана до мелочей.
Во-вторых, нужно поставить конкретные цели, которые преследует компания,
составляя бюджет. С одной стороны, эти цели должны быть ориентированы на
достижение наилучшего результата. С другой – они должны быть достижимы.
Нет смысла составлять бюджет, цели которого заранее нереальны.
В-третьих, формируемые бюджеты должны быть максимально приближены к действительности,
но, несмотря на это, нужно быть готовым к тому, что некоторые показатели
придется пересматривать.
В-четвертых, бюджет должен содержать только действительно нужную информацию,
информацию, которая может пригодится пользователям. Избыток информации только
помешает.
В-пятых, исполнение бюджетов должно регулярно контролироваться: плановые
показатели нужно сравнивать с фактическими. По результатам такого контроля
бюджеты по возможности корректируются.
В-шестых, все бюджеты должны строиться в строгой последовательности. Другими
словами, каждый бюджет должен быть основан на информации, содержащейся в
предыдущих, и не может быть «оторван» от них. Общая схема построения бюджетов
может выглядеть так:
- сначала необходимо определить, сколько товара и по каким ценам будет
продано (бюджет продаж); - далее нужно рассчитать, сколько товаров нужно произвести, чтобы обеспечить
указанную в бюджете продаж выручку; - затем требуется рассчитать сумму затрат (материальных, трудовых, косвенных
и т.д.); на основе этой информации рассчитывается себестоимость; также
нужно учесть непроизводственные расходы; - в заключение строятся баланс, бюджет прибылей и убытков, бюджет активов
и пассивов (баланс) и бюджет движения денежных средств.
Составление бюджета начинается с формулировки его названия, периода, для
которого он составляется и указания на составителя. Все это отражается на
титульном листе.
Непосредственно формирование бюджета следует начать с определения доходов
фирмы в плановом году, т.е. с составления бюджета продаж. Если предприятие
знает, сколько будет продано товаров, можно определить, сколько их нужно
произвести. Бюджет продаж определяется высшим руководством на основе исследований
отдела маркетинга, и оказывает воздействие на большую часть других бюджетов,
которые, по существу, построены на информации, определенной в нем.
Для формирования этого бюджета необходимо знать, какие товары будет продавать
фирма, сколько единиц каждого товара и по какой цене будет продано. Планируется
эта информация на основе уже заключенных контрактов, маркетинговых исследований,
анализа продаж предшествующих периодов и т.д. При построении бюджета продаж
желательно учитывать инфляцию. Также целесообразно хотя бы ориентировочно
определить сумму налоговых платежей, которые предстоит заплатить в плановом
году. Обязательно нужно принимать во внимание график поступления денег от
покупателей: кто заплатит сразу, кому придется дать отсрочку, какой процент
задолженности может вообще остаться непогашенным. Как правило, такая информация
планируется на основе предыдущего опыта расчетов с покупателями.
Сложности, которые связаны с формированием бюджета продаж, обусловлены
тем, что объем продаж и, следовательно, выручка определяются не только производственными
возможностями организации, но и возможностями сбыта на рынке, который подвержен
влиянию таких неконтролируемых факторов, как:
- деятельность конкурентов;
- общее положение на национальном и мировом рынках;
- стабильность поставок и закупок;
- результативность рекламы;
- сезонные колебания и др.
Несмотря на то, что рассчитать влияние этих факторов довольно трудно, учесть
их при построении бюджета нужно.
Сформировать бюджет продаж можно на основе:
- статистического прогноза;
- экспертной оценки, полученной путем сбора мнений менеджеров и персонала
компании.
Обе оценки имеют свои достоинства и недостатки. Практика показывает, что
большая часть крупных корпораций использует комбинацию этих оценок.
Процесс бюджетирования на предприятии покажем на конкретном примере.
Предположим, что промышленное предприятие «СВА» производит два вида деталей:
А и Б. В плановом 2003 году «СВА» планирует произвести и продать 1000 деталей
А и 1500 деталей Б. Планируемая цена детали А — 50 $, детали Б — 90 $.
На основе этих данных мы можем построить бюджет продаж. На практике лучше
составить бюджет с помесячной разбивкой: это позволит построить систему
более точного и эффективного планирования и в случае необходимости корректировать
уже сформированный бюджет. Однако для данного примера (в целях упрощения)
будет рассмотрен годовой бюджет без разбивки по месяцам.
1. Бюджет продаж
Товар | Количество, шт. |
Цена, $ |
Сумма, $ |
А | 1000 | 50 | 50 000 |
Б | 1500 | 90 | 135 000 |
Итого | 185 000 |
Далее нужно составить бюджет производства.
Этот бюджет необходим для формирования производственной программы или плана
закупок (для торговых фирм). Другими словами, нам нужно определить, сколько
продукции необходимо произвести в плановом году. При этом обязательно нужно
учитывать, сколько продукции у нас уже есть (осталось с прошлого периода)
и сколько продукции мы должны иметь на складе в конце планового периода.
Также используются данные бюджета продаж. «СВА» планирует на конец 2003
года иметь 25 штук деталей А и 50 штук деталей Б. На начало 2003 года на
складе имеется 100 штук деталей А и 150 штук деталей Б.
Итак, нам нужно рассчитать, сколько изделий А и Б нам нужно произвести,
чтобы обеспечить запланированный объем продаж. Проведем этот расчет по такой
формуле:
Нужно произвести в плановом году
=
изделия, которые мы продадим в плановом году,
+
изделия, которые мы должны иметь на складе в конце планового года,
–
изделия, которые уже есть у нас на складе на начало планового года.
2. Бюджет производства
Показатели | A | Б |
Прогноз продаж, шт. | 1000 | 1500 |
Норма на конец планового года, шт. | 25 | 50 |
Итого требуется, шт. | 1025 | 1550 |
Остатки на начало планового года | (100) | (150) |
Итого к производству | 925 | 1400 |
После того как стало известно, сколько изделий будет производить фирма,
нужно рассчитать, сколько для этого потребуется ресурсов и сколько материалов
будет израсходовано в плановом году.
3. Бюджет материалов
При производстве деталей «СВА» использует сталь (стоимость закупки 1 $
за 1 кг) и чугун (стоимость закупки 2 $ за 1 кг). В 2003 году планируется
закупить 3250 кг стали и 18 625 кг чугуна (план составляется на основе данных
о том, сколько кг материала требуется для производства одной детали).
Рассчитаем, сколько в 2003 году потребуется стали и чугуна.
Бюджет использования материалов
Показатели | Сталь | Чугун |
Требуется материала, кг | 3250 | 18 625 |
Цена за 1 кг, $ | 1 | 2 |
Итого требуется закупить материалов, $ | 3250 | 37 250 |
Сумма | 40 500 |
Нужно также учесть, что на начало и на конец 2003 года на складе должен
быть остаток материалов. На основе данных предшествующих периодов и прогнозов
планового отдела получена следующая информация.
Остатки материалов | Сталь | Чугун |
На начало планового года | 1000 кг | 1500 кг |
На конец планового года | 400 кг | 750 кг |
Итак, нам нужно рассчитать, сколько мы потратим в плановом году на закупку
материалов. Сделаем это по такой формуле:
Нужно закупить материала
=
количество материала, которое нам потребуется в плановом году,
+
количество материала, которое мы должны иметь на складе в конце планового
года,
—
количество материала, которое уже есть у нас на складе на начало планового
года.
Бюджет закупок материалов
Показатели | Сталь | Чугун |
Требуется материала, кг | 3250 | 18 625 |
Норма на конец 2003 года, кг | 400 | 750 |
Итого требуется, кг | 3650 | 19 375 |
Остатки на начало 2003 года, кг | (1000) | (1500) |
Итого к закупке, кг | 2650 | 17 875 |
Цена за 1 кг, $ | 1 | 2 |
Итого, $ | 2650 | 35 750 |
Затраты на закупку | 38 400 |
Теперь мы должны рассчитать затраты на оплату труда.
4. Бюджет затрат труда основного производственного персонала
Чтобы построить этот бюджет, необходимо знать, сколько времени потребуется
рабочим на изготовление каждой детали и сколько эти рабочие будут получать
за час работы.
«СВА» планирует, что в 2003 году трудоемкость составит для детали А — 4
чел./час., для детали Б — 5 чел./час. Стоимость одного часа работы — 2 $.
Продукт | Количество, шт. |
Трудоемкость, чел./час. |
Итого = = ( 2) х (3) |
Сумма =
= 2$ х (4) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | 925 | 4 | 3700 | 7400 |
Б | 1400 | 5 | 7000 | 14 000 |
Итого | 10 700 | 21 400 |
Для формирования полной картины нужно рассчитать косвенные расходы. Напомним,
что информация об этих расходах должна быть обоснована и строиться на конкретных
расчетах.
5. Бюджет косвенных производственных расходов
Виды расходов | Сумма, $ |
Амортизация | 20 000 |
Коммунальные услуги | 15 000 |
Оплата труда вспомогательного персонала | 17 500 |
Итого косвенных производственных расходов | 52 500 |
Чтобы определить себестоимость реализованной продукции, нам нужно рассчитать,
сколько запасов материалов и готовой продукции нужно иметь на конец 2003
года.
6. Бюджет складских остатков на конец планового периода
На конец планового 2003 года нужно иметь 400 кг стали и 750 кг чугуна и
25 деталей А и 50 деталей Б. Себестоимость производства одной детали А составляет
39,64 $ /шт., детали Б — 55,55 $/шт. (эти данные получают на основе информации
о материальных и трудовых затратах).
Материалы | Количество, шт. | Цена, $ | Сумма, $ |
М1 | 400 | 1 | 400 |
М2 | 750 | 2 | 1500 |
Итого материалов | 1900 | ||
Готовые изделия | |||
А | 25 | 39,64 | 991 |
Б | 50 | 55,55 | 2777,5 |
Итого готовых изделий на конец 2003 года | 3768,5 | ||
Итого запасов | 5668,5 |
Теперь необходимо рассчитать себестоимость. Для этого потребуются
данные, полученные на предыдущих этапах.
Предположим, что остатки готовой продукции на начало планового периода
составляют 12 000 $.
7. Бюджет себестоимости реализованной продукции
№ п/п | Показатели | Сумма, $ |
1 | Остатки готовой продукции на начало планового периода | 12 000 |
2 | Использовано материалов (этап 3) | 40 500 |
3 | Затраты труда основного производственного персонала (этап 4) |
21 400 |
4 | Косвенные общепроизводственные расходы (этап 5) | 52 500 |
5 | Итого производственных затрат планового периода (2+3+4) | 114 400 |
6 | Итого затрат на производство продукции для реализации (5+1) |
126 400 |
7 | Остатки готовой продукции на конец планового периода (этап 8) |
(3768,5) |
8 | Себестоимость реализованной в плановом году продукции | 122 631,5 |
Для определения финансовых результатов деятельности предприятия мы должны
иметь информацию как о расходах производственного характера, так и о тех
затратах, которые несет фирма для обеспечения сбыта своей продукции и на
общее управление бизнесом.
8. Бюджет непроизводственных расходов
Виды расходов | Сумма, $ |
Реклама | 5000 |
Сбытовые расходы | 12 500 |
Расходы на маркетинговые исследования | 2500 |
Зарплата персонала | 10 000 |
Зарплата руководителей | 7500 |
Аренда офиса | 2500 |
Прочие расходы | 1500 |
Итого непроизводственных расходов | 41 500 |
Выше мы рассмотрели основные формы бюджетов. В зависимости от специфики
деятельности компании, а также для уточнения отдельных показателей могут
быть сформированы и другие «специальные» бюджеты. Виды и количество таких
бюджетов определяет высшее руководство компании и бюджетный комитет. К таким
бюджетам, например, относятся: кредитный или инвестиционный бюджеты, налоговый
бюджет, бюджет НИОКР и др. Также можно более развернуто представить отдельные
показатели (например, построить бюджет расходов на командировки).
Далее можно перейти к формированию бюджета прибылей и убытков, составленного
на основе всех предыдущих бюджетов. Этот бюджет покажет доход, заработанный
за отчетный период и понесенные затраты.
9. Бюджет прибылей и убытков
№ п/п | Показатели | Сумма, $ |
1 | Продажи (этап 1) | 185 000 |
2 | Себестоимость реализованной продукции (этап 7) | (122 631,5) |
3 | Валовая прибыль (1-2) | 62 368,5 |
4 | Непроизводственные расходы (этап 8) | (41 500) |
5 | Прибыль от продаж | 20 868,5 |
По итогам деятельности предприятия в 2002 году составлен баланс:
Актив | Сумма, $ | Пассив | Сумма, $ |
Основные средства: | Капитал | 100 000 | |
Оборудование | 200 000 | Прибыль | 56 250 |
Амортизация | (40 000) | Кредиторская задолженность | 25 000 |
Итого основных средств | 160 000 | ||
Текущие активы: | |||
Запасы | 16 000 | ||
Денежные средства | 250 | ||
Дебиторская задолженность | 5000 | ||
Итого текущих активов | 21 250 | ||
Итого активов | 181 250 | Итого пассивов | 181 250 |
Далее необходимо сформировать бюджет денежных средств, который представляет
собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. Его
назначение состоит в обеспечении сбалансированности поступления и списания
денежных средств. В нем суммируются все потоки средств как результат планируемых
операций на всех фазах формирования бюджета. В целом он показывает ожидаемое
конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого
месяца. Большое сальдо (по меркам организации) на счете денежных средств,
как правило, означает, что средства не были использованы с наибольшей эффективностью.
Низкий уровень — на то, что организация не в состоянии расплатиться по своим
текущим обязательствам.
Для определения ожидаемых поступлений используют информацию из бюджета
продаж, данные о продаже в кредит и за наличные. Также планируется приток
средств из других источников, таких, как продажа акций, активов, возможные
займы. Суммы ожидаемых платежей берутся из периодических бюджетов. Ответственный
за подготовку бюджета денежных средств должен владеть информацией о том,
какие товары и услуги необходимо приобрести, будут ли они оплачены сразу
или возможна отсрочка. Помимо регулярных текущих расходов денежные средства
могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, возврат
займов и др.
Менеджеры определили движение денежных средств в плановом 2003 году так:
1-й квартал | 2-й квартал | 3-й квартал | 4-й квартал | Итого, $ | |
Поступления | 35 000 | 50 000 | 40 000 | 37 500 | 162 500 |
Платежи | 25 000 | 45 000 | 45 000 | 40 000 | 155 000 |
Составим баланс на конец планового периода. Для этого рассчитаем значения
некоторых показателей на конец планового периода:
- Денежные средства на конец планового периода = Денежные средства на
начало планового периода + Поступления – Платежи = 250 + 162 500 – 155
000 = 7750 $. - Дебиторская задолженность = Дебиторская задолженность на начало планового
периода + Продажи планового периода (этап 1) – Поступления = 5000 + 185
000 – 162 500= 27 500 $. - Накопленная амортизация = Накопленная амортизация на начало планового
периода + Амортизация планового периода (этап 5) = 40 000 + 20 000 = 60
000 $. - Кредиторская задолженность = Кредиторская задолженность на начало планового
периода + Закупки материалов (этап 3) + Затраты труда основного производственного
персонала (этап 4) + Косвенные производственные расходы (за вычетом амортизации)
(этап 5) + Непроизводственные расходы (этап 8) – Платежи = 25 000 + 38
400 + 21 400 + 32 500 + 41 500 – 155 000 = 3800 $. - Прибыль = Прибыль на начало периода + Прибыль планового года (этап 9)
= 56 250 + 20 868,5 = 77 118,5.
Бюджет активов и пассивов (баланс) на 31.12.2003
Актив | Сумма, $ | Пассив | Сумма, $ |
Основные средства: | Капитал | 100 000 | |
Оборудование | 200 000 | Накопленная прибыль (5) | 77 118,5 |
Амортизация (3) | (60 000) | Кредиторская задолженность (4) | 3800 |
Итого основных средств | 140 000 | ||
Текущие активы: | |||
Запасы | 5668,5 | ||
Денежные средства (1) | 7750 | ||
Дебиторская задолженность (2) | 27 500 | ||
Итого текущих активов | 40 918,5 | ||
Итого активов | 180 918,5 | Итого пассивов | 180 918,5 |
Чтобы получить более развернутую информацию, можно рассчитать некоторые
финансовые показатели, провести их анализ, сравнить с показателями за прошлые
периоды. К таким показателям можно отнести: показатели ликвидности, рентабельности,
оборачиваемости и т.д.
Заключительным этапом формирования бюджета является составление отчета
о денежных потоках планового года. Для нашего примера воспользуемся косвенным
методом расчета денежных потоков, в основе которого лежит корректировка
плановой прибыли на изменения элементов баланса.
Бюджет денежных средств
Показатели | Сумма, $ |
Текущая деятельность | |
Прибыль | 20 868,5 |
Корректировки: | |
Амортизация (этап 5) | 20 000 |
Уменьшение запасов (16 000 – 5668,5) | 10 331,5 |
Увеличение дебиторской задолженности (5000 – 27 500) | (22 500) |
Уменьшение кредиторской задолженности (25 000 – 3800) | (21 200) |
Итого корректировок | (13 368,5) |
Чистый денежный поток от основной деятельности | 7500 |
Денежные средства на начало года | 250 |
Денежные средства на конец года | 7750 |
Подготовленные финансовые отчеты достаточно полно отражают деятельность
предприятия на перспективу: бюджет прибылей и убытков дает информацию о
рентабельности, бюджет активов и пассивов — о составе имущества планового
года и источниках его формирования, отчет о движении денежных средств позволяет
увидеть, за счет каких источников организация получит денежные средства.
В заключение нужно отметить, что процесс бюджетирования не заканчивается
на составлении определенного набора бюджетов, а скорее только начинается.
Теперь нужно, во-первых, еще раз проверить и проанализировать составленные
бюджеты, во-вторых, в конце планового периода необходимо проанализировать
полученные результаты и сделать соответствующие выводы. Анализ результатов
проводится путем расчета отклонений плановых показателей от фактических.
После этого нужно выявить причины таких отклонений. Отклонения целесообразно
рассчитать как в целом по предприятию, так и для отдельных бюджетов. Для
наглядности можно построить такую таблицу:
Показатели | План | Факт | Отклонение | Причины отклонений | Принятые меры |
Следует отметить, что на практике неэффективной считается такая система
бюджетирования, в которой отклонение фактических результатов от запланированных
регулярно превышает 20—30%, тогда как нормой является отклонение, не превышающее
5%. Подобная ситуация представляет собой серьезную проблему, так как бюджет
компании является основой для принятия оперативных управленческих решений.
Невыполнение бюджета может означать срыв всех планов компании: производства,
продаж, выплаты заработной платы, налогов и т.д. В конечном счете это приводит
к срыву общей стратегии развития.
Итак, мы рассмотрели общие вопросы бюджетирования на предприятии. Естественно,
даже идеально построенные бюджеты не смогут решить всех проблем. Однако
они точно помогут понять, в чем эти проблемы и как максимально быстро и
эффективно решить их.
Литература
- Дайле П.А. Практика контроллинга. — М.: Финансы и статистика,
2001. - Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет. — М.: Финансы и
статистика, 2000. - Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов Т.В. Внутрифирменное бюджетирование:
Настольная книга по постановке финансового планирования. — М.: Финансы
и статистика, 2002. - Шевченко И.Г. Управленческий учет. — М.: Бизнес-школа «Интел-синтез»,
2001. - Шеремет А. Д. Управленческий учет. — М.: ИД ФБК-пресс, 2001.
- URL http:www.gaap.ru, www.consulting.ru, www.cfin.ru.
1 Таблица подготовлена с использованием материалов сайта GAAP.ru
и следующих книг: Шевченко И.Г. «Управленческий учет», Шеремет А.Д. «Управленческий
учет», Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. «Управленческий учет».
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО ПЛАНА ОБЩЕЗАВОДСКИХ РАСХОДОВ В EXCEL
Чтобы консолидировать план расходов по компании, экономисту нужно собрать сведения из подразделений.
Сбор и объединение плановых показателей организуют поэтапно.
Рассмотрим на примере, как спланировать общезаводские расходы.
Этап 1. Утверждаем перечень статей общезаводских расходов, создаем и настраиваем шаблон в Excel.
Достаточно часто экономисты получают от подразделений заполненные таблицы с плановыми показателями в некорректном виде. Чтобы избежать этого, предварительно настраивают формат данных: Данные → Работа с данными → Проверка данных → Проверка вводимых значений → Тип данных → Целое число → Минимум «0» → Максимум «1000» (рис. 1). Затраты по одной статье расходов не могут превышать 1 млн руб. в квартал, должны быть в тысячах рублей.
Поскольку с шаблоном будут работать не только финансовые специалисты, добавляют «Сообщение об ошибке» (рис. 1):
Вид — Останов (запрет на ввод данных).
Заголовок — Вы допустили ошибку!
Сообщение: «1. Расходы за квартал не могут превышать 1 млн руб. 2. Показатель должен быть целым числом.»
Текст сообщения должен проинформировать исполнителя, что он делает неправильно.
При вводе показателей, которые не будут отвечать установленным требованиям шаблона, Excel выдаст ошибку (рис. 1).
Это обеспечит встроенный контроль, исключит случайные ошибки ввода и выход за лимит на этапе планирования, снизит трудоемкость проверки полученных заполненных шаблонов.
На практике распространены случаи, когда расходы вписываются в лимит по верхнему пределу.
Учитывая погрешности, которые присущи планированию, целесообразно все статьи расходов, превышающие определенную сумму, автоматизированно выделять.
Получив отчет с сигнальными маркерами, экономист сможет оперативно затребовать с подразделений дополнительные обоснования и расчеты.
Это можно сделать с помощью Условного форматирования: Главная → Условное форматирование → Правила выделения ячеек → Больше → Форматировать ячейки, которые БОЛЬШЕ:
- для прочих и представительских расходов — больше 200 тыс. руб.;
- для остальных расходов — больше 700 тыс. руб. (рис. 2).
Выбирают удобную сигнальную окраску.
Размер лимита, о превышении или приближении к верхнему пределу которого настраивают форматирование, зависит от:
- специфики деятельности компании;
- статьи расхода;
- периода и объемов.
Форматирование настраивают в индивидуальном порядке.
Изменить настройки рассылаемого в подразделения шаблона будет невозможно, если выполнить следующий этап.
Этап 2. Защищаем настроенные формулы от затирания, шаблон — от нежелательного форматирования.
Чтобы не тратить время на проверку формул, исключить случайное их затирание исполнителями, целенаправленно скрыть формулы для соблюдения конфиденциальности, в шаблоне выделяем ячейки с формулами (серая заливка) и вызываем окно «Формат ячеек» (Ctrl + 1). Затем переходим на вкладку «Защита» и устанавливаем флажок около пункта «Скрыть формулы» (рис. 3). После защиты листа формулы будут скрыты, но продолжат работать.
Важный момент: формулы полезно скрывать, если нужно сохранить в тайне процент премирования каждого отдельного сотрудника или порядок формирования себестоимости.
Чтобы защитить шаблон от нежелательного копирования, форматирования, добавления неутвержденных статей расхода, выполняем следующие действия:
1) оставляем доступными ячейки, в которые необходимо ввести плановые показатели. Выделяем эти ячейки, правой кнопкой мыши вызываем меню, выбираем «Формат ячеек» и на вкладке «Защита» убираем флажок с пункта «Защищаемая ячейка». По умолчанию все ячейки защищаемые, поэтому если нужно оставить доступ к выбранным ячейкам, то защиту с них снимаем (рис. 4);
2) на вкладке «Рецензирование» выполняем команду «Защитить лист». В диалоговом окне «Защита листа» задаем пароль для отключения защиты листа и выбираем действия из списка, которые разрешают выполнять пользователям. Оставляем флажок только на позиции «выделение незаблокированных ячеек» (рис. 5). После нажатия ОК повторно подтверждаем пароль.
Если требуется снять защиту, на вкладке «Рецензирование» в «Изменениях» выбираем «Снять защиту листа» и в диалоговом окне вводим пароль;
3) исключаем удаление листа с помощью инструмента: Рецензирование → Изменения → Защитить книгу. В диалоговом окне «Защита структуры и окон» устанавливаем флажок напротив опции «структуру» и вводим пароль (рис. 6).
Этап 3. Настроенные и защищенные шаблоны рассылаем структурным подразделениям для заполнения. Регламентируем сроки предоставления и ответственность за их нарушение. Проводим консультационную работу с подразделениями по планированию, оказываем методологическую помощь.
Экономист рассылает в подразделения шаблон по форме, приведенной в табл. 1. После работы, проведенной на предыдущих этапах, исполнитель сможет внести данные только в зеленые ячейки и в предварительно заданном формате.
Этап 4. Проверяем полученные планы общезаводских расходов по подразделениям.
Главное преимущество рассматриваемой поэтапной организации в том, что экономисту не нужно проводить техническую проверку «по форме», выверять формулы, исправлять форматы. Экономист может сконцентрироваться на проверке «по сути». В таблице 2 представлен план общезаводских расходов по отделу материально-технического снабжения.
Действия экономиста:
- затребует у руководителя ОМТС сметы затрат на представительские расходы — 310 тыс. руб. в первом квартале и прочие услуги сторонних компаний — 204 тыс. руб. в четвертом квартале (выделены зеленым, так как превышают 200 тыс. руб.). Уточняет целевую направленность расходов, их связь со стратегией. Исключает махинации, когда крупные расходы одной целевой направленности, чтобы они не зашкаливали по одной статье, разбивают на несколько близких статей или вписывают в прочие расходы;
- затребует план ремонтных работ и технического обслуживания автотранспорта по каждому месяцу, заключения о целесообразности/нецелесообразности ремонта, возможности доставки материалов перевозчиками, а не собственным транспортом.
В компании на ОМТС отнесены значительные расходы по содержанию и ремонту собственного автопарка — 810 тыс. руб. в третьем квартале. Экономист оценивает принадлежность затрат к периоду и фактор сезонности, присущий компании;
- проверяет обоснованность затрат на горюче-смазочные материалы (всего — 1540 тыс. руб., в третьем квартале — 740 тыс. руб.) по следующим документам:
– план завоза материалов;
– адреса складов поставщиков и маршруты автотранспорта;
– нормы расхода бензина, дизтоплива для автотранспорта компании, условия применения повышающих коэффициентов;
- проверяет расценки транспортных компаний, с которыми заключены договоры, их соответствие рыночным тарифам. Согласно данным табл. 2 услуги транспортных компаний идут по верхнему пределу лимита — 950 тыс. руб. в третьем квартале, за год — 1375 тыс. руб.;
- поквартальную и годовую сумму расходов в 8429 тыс. руб. сравнивает с фактом текущего года, планами прошлых лет и учитывает изменения по статьям расходов;
- проверяет соответствие затрат, отраженных по статьям расходов, учетной политике компании. Отдельные статьи расходов целесообразно напрямую отнести на себестоимость производства определенной продукции.
После проверки планов по каждому подразделению переходят к формированию сводных показателей расходов по компании.
Этап 5. Консолидируем расходы.
В Excel консолидацию можно выполнить несколькими способами. Учитывая проделанную ранее работу по стандартизации плановых шаблонов, оптимально выполнить пошагово следующие действия:
1. Открываем все полученные от подразделений и проверенные планы.
Важный момент: файл подразделения должен иметь название этого подразделения. В консолидированном плане принадлежность показателя определяется названием файла-источника.
2. Снимаем установленную ранее защиту.
3. Создаем отдельный файл для сводного плана общезаводских расходов «Консолидированный план расходов».
4. В указанном файле выполняем команду: Данные → Работа с данными → Консолидация. В диалоговом окне «Консолидация» в «Ссылке» поочередно указываем диапазон данных и нажимаем «Добавить» (рис. 7). На рассматриваемом предприятии семь общезаводских служб, поэтому действия повторяют семь раз.
В блоке «Использовать в качестве имен» устанавливаем флажки напротив двух опций:
- подписи верхней строки;
- значения левого столбца.
Кроме этого, задаем условие «Создавать связи с исходными данными». Если плановый показатель по одному из подразделений изменится, его обновление в исходном файле автоматически обновит консолидированные показатели.
Консолидированная таблица имеет сгруппированный вид (рис. 8).
5. Форматируем консолидированный план расходов по стандартам отчетности в компании.
6. Чтобы исключить ошибки и обеспечить достоверность, сверяем финансовые показатели сводного плана и планов по подразделениям (итоги и выборочно по позициям).
Этап 6. Анализируем сводные показатели общезаводских расходов по компании.
Консолидированный план расходов в разрезе подразделений по отдельным статьям представлен в табл. 3. Для удобства условным форматированием выделены плановые показатели, которые превышают 500 тыс. руб. и 1 млн руб. (рис. 9).
Анализ сводных показателей общезаводских расходов:
- расходы, превышающие 2 млн руб. в квартал, приходятся на фонд оплаты труда — 2454 тыс. руб. в среднем за квартал. Если расходы на ФОТ возросли по сравнению с предыдущим плановым периодом, то выясняют, за счет чего произошел рост (увеличение структуры и уровня оплаты труда, рост численности персонала и др.).
Фонд оплаты труда финансовой службы значительно превышает фонд других подразделений. Причина простая: служба многочисленная, включает в себя бухгалтерию, планово-экономический и ревизионный отделы;
- в третьем квартале 1062 тыс. руб. запланировали на оплату услуг сторонних компаний. Рассматривая расходы в разрезе подразделений, экономист увидит уже знакомый показатель 950 тыс. руб. по ОМТС, который проработан и обоснован на четвертом этапе;
- на второй квартал запланированы высокие командировочные расходы — 756 тыс. руб. Это связано с высоким планом завоза материалов (затраты отдела снабжения) и выездом сотрудников отдела главного технолога на предприятия, где по кооперации во втором квартале планируется выполнение технологических операций по выпускаемой продукции, которые не могут быть выполнены на оборудовании компании;
- наименьшие общезаводские расходы запланированы на первый квартал — 3857 тыс. руб., максимальные — в третьем квартале (6796 тыс. руб.).
Плановые показатели экономист сопоставляет с другими планами (например, с планом поступлений). Если наблюдается кассовый разрыв, поднимают вопрос об урезании отдельных статей расходов или переносе затрат на другой период. Например, расходы на охрану труда и технику безопасности перенести на первый и второй кварталы (аналогично — плановый ремонт автотранспорта).
Консолидированная сумма общезаводских расходов составит 20 883 тыс. руб.
ПОДВОДИМ ИТОГИ
Чтобы сформировать сводный план расходов, экономисту нужно собрать данные из подразделений. При этом могут возникнуть следующие сложности:
- планы сдают в некорректном виде, приходится тратить время на их дополнительную обработку. Подобную ситуацию можно предотвратить, если разработать шаблон сбора данных в Excel, задать параметры вводимых данных, настроить исполнителям вывод сообщений об ошибках;
- в шаблоне могут случайно поменять местами или удалить строки, добавить в него неутвержденные статьи расходов или столбцы для вспомогательных расчетов. Это сделает невозможной автоматизированную консолидацию планов по подразделениям. Как исключить такие случаи? Защищаем паролем ячейки и структуру шаблона Excel от любых нежелательных действий, оставляем исполнителям в подразделениях доступ исключительно к полям ввода плановых показателей;
- часто в разосланных шаблонах затираются или нарушаются формулы, нередко сотрудникам подразделений запрещено знать порядок тех или иных расчетов, формулы могут содержать конфиденциальные данные. Как действовать, ведь ввиду занятости и высокого объема работ настраивают и выверяют формулы в одном шаблоне, а рассылают его большому количеству исполнителей? Настраивать формулы в каждом файле после его получения слишком трудозатратно, высока вероятность ошибок, особенно в режиме «надо было на вчера». Решение проблемы: устанавливаем параметр «скрыть формулы» перед защитой ячеек паролем.
Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 10, 2018.
Учет затрат на производство ведут, чтобы понимать, какие товары, работы и услуги выгодно производить, где можно сэкономить, из чего формируется себестоимость. Разберемся, что к ним относится, как вести учет и в чем могут возникнуть сложности.
Что входит в состав затрат на производство
Затраты на производство относятся к расходам по обычным видам деятельности. Их учет регулирует ПБУ 10/99. Чтобы посчитать общую сумму затрат на производство, надо сгруппировать все расходы по следующим элементам.
Вид затрат | Что относится | Счета |
---|---|---|
Материальные затраты |
Покупка сырья и материалов для производства, упаковки, обеспечения технологического процесса. Покупка материалов для хознужд, инструментов, инвентаря, спецодежы. Расходы на полуфабрикаты и комплектующие, коммунальные ресурсы и пр. |
Дебетовый оборот по счетам учета затрат (20,23,25,26,28,29,44) в корреспонденции со счетами 10, 60, 76, 94 и др. |
Затраты на оплату труда | Любые начисления сотрудникам в деньгах или имуществе, стимулирующие, надбавки, компенсации, премии, предусмотренные законом или договором. | Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 70, 96 и др. |
Страховые взносы | Взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное (в т. ч. на травматизм) страхование. Взносы на добровольное страхование. | Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 69, 96, 76-15 |
Амортизация | Амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным и поисковым активам. | Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 02 и 05 |
Прочие затраты | Комиссии сторонних организаций, оплата аренды и лизинга, налоги, расходы на командировки, консультации, канцелярию, связь, услуги банков и др. | Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 60 и 76 и др. |
Во всех случаях не нужно учитывать внутренние обороты между счетами учета затрат на производство и обороты, связанные с передачей готовой продукции и товаров для собственных нужд.
Отдельно в управленческих целях организуют учет расходов по статьям затрат. Их организация уже устанавливает сама, учитывая особенности своей деятельности. Например, у строительных и добывающих организаций в учете очень много тонкостей, которые раскрыты в отраслевых инструкциях.
Прямые и косвенные расходы
Все затраты на производство делятся на прямые и косвенные. От типа зависит, как они включаются в себестоимость продукции.
Прямые затраты — участвуют в производстве определенного товара (работы, услуги) и относятся именно на нее. Например, сырье, материалы, зарплата персонала и страховые взносы с нее.
Косвенные затраты — участвуют в производстве всей продукции компании, поэтому нельзя их отнести на определенный вид. Это затраты на управление и обслуживание, например, коммунальные ресурсы, зарплата бухгалтерии, аренда, амортизация.
Так как они относятся сразу ко всему, надо их распределять. Для этого компании выбирают базу и закрепляют в учетной политике. Это может быть объем выпуска, численность персонала, выручка, оплата труда, объем использованного сырья и пр.
Пример. Организация выпускает продукцию А и Б. Общие затраты на электричество составили 100 000 рублей. В учетной политике прописано, что косвенные расходы распределяются пропорционально доле сырья, использованного на каждый вид изделий. За месяц на продукт А ушло 2 тонны сырья, на продукт Б — 4 тонны.
Тогда затраты на электричество в себестоимости товаров учтут так:
- по продукту А — 40 000 рублей (100 000 руб. × 2 т. / 5 т.);
- по продукту Б — 60 000 рублей (100 000 руб. × 3 т. / 5 т.)
Организации сами определяют точный список прямых и косвенных затрат. В бухучете их надо отражать в момент возникновения, а признавать на основе первичных документов.
На каких счетах вести учет затрат на производство
В плане счетов для них предусмотрен специальный раздел III «Затраты на производство» (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). В него попадают счета с 20 по 29:
- 20 — на нем обобщается информация о затратах на производство продукции, создание которой было целью создания организации.
- 21 — на нем хранится информация о наличии и движении полуфабрикатов собственного изготовления, если организация ведет их учет обособленно.
- 23 — сюда попадают затраты на производства, которые обеспечивают организацию коммунальными ресурсами, транспортным обслуживанием, ремонтом, различными деталями и пр.
- 25 — тут хранится информация о затратах на обслуживание основных и вспомогательных производств.
- 26 — это расходы на нужды управления, которые прямо не связаны с процессом создания продукции.
- 28 — потери и брак, расходы по его исправлению и т.п.
- 29 — затраты обслуживающих производств.
Если прибавить к этим счетам 44 «Расходы на продажу», то получится комплекс счетов для учета затрат на производство и реализацию.
Упрощенный учет затрат на производство
Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» дает некоторым организациям право вести бухучет в упрощенном порядке. Это могут делать субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и Сколковцы.
Вот что дает компаниям упрощенный учет:
- упрощенный план счетов и возможность отказаться от счетов 23, 25, 26, 28 и 29. Тогда все затраты на производство будут учитываться на счете 20;
- кассовый метод, при котором на счете 20 находятся только оплаченные материалы, услуги, выданные зарплаты, начисленная амортизация и пр.
- возможность списывать стоимость МПЗ в состав расходов по мере приобретения;
- право формировать первоначальную стоимость ОС по цене поставщика и затрат на монтаж;
- начислять годовую сумму амортизации ОС единовременно на 31 декабря или в течение года за периоды, которые организация определяет сама.
Типовые проводки по учету затрат на производство
На счете 20 обобщается вся информация о производстве продукции, для которого была создана организация. Вот стандартные проводки по основному производству:
Проводка | Суть операции |
---|---|
Дт 20 Кт 10 | Списываем материалы на нужды основного производства |
Дт 20 Кт 02 | Отражаем амортизацию основного средства |
Дт 20 Кт 70 (69) | Отражаем начисленную зарплату работников и взносы с нее |
Дт 20 Кт 68 | Показываем начисленные налоги и сборы |
Дт 20 Кт 23 | Списываем себестоимость работ по обслуживанию производства |
Дт 20 Кт 60,76 | Списываем стоимость работ и услуг сторонних компаний |
Дт 20 Кт 25,26 | Списываем косвенные расходы на управление производством и его обслуживание |
Дт 20 Кт 28 | Учитываем потери от брака как расходы |
Получается, что в Дт 20 объединяются расходы всех подразделений, которые формируют себестоимость продукции. Так ведут сводный учет затрат на производство. Затем со счета 20 суммы списываются на счета 43, 40, 90 и др.
Как калькулировать себестоимость
Есть три основных метода учета затрат и расчета себестоимости.
Позаказный метод. Его применяют при единичном и мелкосерийном производстве, работе по договорам подряда или оказания услуг, производстве технически сложных изделий или продукции с длительным циклом.
Учет затрат ведут по конкретному заказу или группе однородных. Для каждого заказа заводят карточку. Прямые затраты на их выполнение отражают по дебету счета 20. Для аналитического учета по каждому заказу открывают отдельные субсчета.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы накапливаются на счетах 25 и 26, а после выполнения заказа в конце месяца списываются на основное производство. Они распределяются пропорционально базе (пример был выше).
Попроцессный метод. Применяют, когда готовую продукцию создают из переработанного исходного сырья (добывающая и текстильная промышленность, производство пластмассы, цемента и пр).
Тут учет затрат ведут по каждому процессу. Для этого открывают калькуляции и ведут по всему выпуску продукции или по каждому подразделению. Заполняют их на основе первичных документов.
Прямые затраты показывают по дебету 20. Счета 25 и 26 списываются в него в конце месяца.
Попередельный метод. Его часто применяют для производства, в котором есть группы постоянно повторяющихся технологических операций: нефтепереработка, химическая и пищевая промышленность и пр.
Учет ведут по стадиям производственных процессов (переделам). Объектом калькулирования себестоимости может быть как готовая продукция, так и полуфабрикаты, изготовленные на каждом переделе.
Учет прямых затрат ведут на счете 20. А счета 25 и 26 списывают в дебет 20 в конце месяца.
Попробуйте вести учет производства в Контур.Бухгалтерии. Сервис помогает оформить выпуск и продажу готовой продукции. При закрытии месяца Бухгалтерия корректирует себестоимость, а еще умеет автоматически создавать проводки и изменять счета, когда продукция продана, списана или передана на хранение. Все возможности сервиса можно бесплатно попробовать — дарим 14 дней новым пользователям.
Смета затрат на производство продукции — расчет, который необходим для продуктивного управления затратами, определения их приемлемого уровня и нахождения потенциала для оптимизации. О смете затрат на производство продукции и пойдет речь в нашей статье.
Что такое смета затрат на производство и реализацию продукции
Смета — это сводный обобщающий документ, в нем содержится информация о суммарных затратах на производство и сбыт. Смета используется как инструмент планирования, кроме того — дает возможность сравнить план с фактом. Затраты в смете объединяются по экономическим элементам. Их перечень представлен на схеме. Для целей сметы такая классификация затрат подготавливается итогом по предприятию, без обособления отдельных видов производимой продукции.
Для чего нужна смета? Одними из главных целей составления сметы являются:
- определение совокупного количества необходимых ресурсов,
- подсчет необходимости в оборотных средствах,
- подсчет себестоимости валовой (ВП), товарной (ТП) и реализованной (РП) продукции,
- контроль изменений в составе себестоимости,
- контроль отклонений плана от факта и выявление их причин,
- постановка целей для руководства,
- оценка эффективности работы.
Как правильно учитывать затраты в бухгалтерском учете? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Методы составления сметы
Существуют различные методы составления смет. Выделим используемые чаще всего:
- Сметный метод.
- Сводный метод.
- Калькуляционный метод.
Первый метод используется наиболее часто. При сметном методе затраты рассчитываются в целом по предприятию, за основу берутся данные других разделов годового плана предприятия. Например, плана материального обеспечения, плана по оплате труда и т.д. Также составляемая смета должна рассчитываться исходя из планируемых объемов реализации. Сметный метод дает возможность сопоставить и увязать отдельные разделы комплексного плана предприятия между собой, однако не дает возможности провести глубокий анализ затрат, например по подразделениям.
Поэтому существует еще один метод — сводный. При нем составление сметы затрат на производство продукции происходит из самостоятельных смет по цехам основного и вспомогательного производства путем их сложения и элиминирования из суммарных затрат межцеховых оборотов. Цеховая смета затрат состоит из двух разделов:
- Прямые затраты.
- Цеховые затраты и затраты на используемые услуги других цехов.
Подробнее о видах затрат читайте в статье «Классификация статей затрат на производство продукции».
Третий метод, калькуляционный, предполагает за основу сметы брать калькуляции себестоимости всех товаров, работ и услуг, которые будут производиться в планируемом году согласно плану производства. При этом должны быть учтены остатки незавершенки и изменения расходов будущих периодов (РБП). Чтобы в элементы затрат были включены все калькуляционные статьи затрат, необходимо составить шахматную ведомость. После этого данные по шахматной ведомости суммируются и переходят в смету затрат на производство продукции. При этом методе подсчитывается себестоимость только ТП. Для того чтобы подсчитать сумму всех затрат, себестоимость ТП необходимо скорректировать на остатки незавершенки, РБП, резервов предстоящих расходов и на не включенные в себестоимость ТП затраты.
Этапы сводного метода
Первым шагом подготовки сметы является расчет сметы затрат вспомогательных производств, так как результаты работы этих подразделений используются в основном производстве. Смета вспомогательного производства содержит:
- собственные затраты цеха,
- стоимость работ других подразделений для нужд вспомогательного цеха.
Далее подсчитываются сметы для общепроизводственного и общехозяйственного вида затрат, сметы внепроизводственных затрат, также может понадобиться составление смет по специфическим направлениям деятельности: освоение производства, пуск и наладка, ремонт, доставка и заготовка и т.д. Далее переходят к сметам по главным подразделениям, результат работы которых является целью создания предприятия. И в итоге рассчитывается смета затрат по всему предприятию. Потом конечный итог по смете всех затрат приводят к себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции.
Как учесть незавершенное производство, готовую продукцию в расходах по налогу на прибыль, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Себестоимость валовой, товарной и реализованной продукции в смете
По результатам использования сметного и сводного методов составляется смета всех затрат предприятия. Поскольку информацию по всем соответствующим затратам, относящимся к подразделению или виду затрат, содержат как сметы подразделений (для сводного метода), так и отдельные разделы годового плана (для сметного метода),то для расчета какого-либо вида себестоимости продукции необходимо произвести некоторые корректировки. Для ВП общую сумму затрат уменьшаем на затраты непромышленного характера (капитальное строительство, обслуживание бытовых потребностей, потери от чрезвычайных ситуаций и т.д.), а также проводим корректировку на изменение РБП (прирост минусуется, снижение прибавляется).
Далее из суммы ВП путем ее корректировки на изменение остатков незавершенного производства (рост минусуется, снижение плюсуется) и прибавления коммерческих (внепроизводственных) расходов получается сумма ТП. Подсчитанная величина ТП дает возможность рассчитать показатель затрат на 1 рубль ТП.
Информацию о расчете и анализе этого показателя читайте в статье «Затраты на 1 рубль реализованной продукции — формула».
Последний пункт — определение себестоимости РП. Для этого себестоимость ТП увеличивается на снижение остатков готовой продукции и уменьшается на их увеличение.
Поскольку при калькуляционном методе составления сметы затрат изначально определяется себестоимость ТП, то, в зависимости от цели, корректировки могут делаться и в обратном порядке (например, для подсчета себестоимости ВП или общих затрат по предприятию).
Итоги
Смета затрат служит основой как для целей планирования, так и для анализа. В отличие от калькуляции смета рассчитывается по элементам затрат на общую их сумму по предприятию. Смета затрат — это документ, который должен быть одобрен и утвержден ответственными лицами.