Как составить схемы по учебному материалу

На чтение 14 мин Просмотров 4 Опубликовано 11 апреля 2023 Обновлено 11 апреля 2023

Содержание

  1. Разработка структурно-логических схем и блок-схем по учебной дисциплине как способ повышения мотивации обучающихся
  2. Как схемы произведений помогают изучать литературу
  3. Задействуют зрительную память
  4. Включают воображение
  5. Помогают систематизировать информацию
  6. Упрощают анализ текста
  7. Ускоряют подготовку к экзаменам
  8. Облегчают подготовку к сочинению
  9. Что нужно запомнить

Разработка структурно-логических схем и блок-схем по учебной дисциплине как способ повышения мотивации обучающихся

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться.

Наверное, каждый преподаватель сталкивается в своей профессиональной деятельности с такой проблемой, как отсутствие у своих учеников нужного уровня мотивации — желания учиться, усваивать новые знания, стремиться к дальнейшей самостоятельной активно-познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса, который является сильным внутренним мотивом к учебной деятельности – сложная педагогическая задача, решение которой нужно искать сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, если ученик не видит смысла, логики изучаемой темы или всей дисциплины в целом, ее назначения и ценности для своего дальнейшего жизненного и профессионального пути, добиться высокого уровня мотивации у него будет очень сложно.

Во-вторых, очень часто преподаватель, в стремлении изложить на занятии весь необходимый по программе учебный материал, не в состоянии добиться высокого уровня понимания и запоминания изучаемого материала всеми своими учениками. Если что-то из учебного материала осталось кем-то на уроке непонятым, не в достаточной мере усвоено, этот студент выключается из общего рабочего ритма и мгновенно теряет интерес к дальнейшему процессу обучения. Такого ученика видно сразу – интерес в глазах погас, внимание утеряно, он становится вялым, поникшим, начинает отвлекаться на уроке на посторонние дела и мешать другим студентам. Каждый такой отключившийся от учебного процесса на занятии студент – большая проблема для преподавателя.

Существует большое количество разнообразных педагогических приемов, позволяющих сделать учебный процесс максимально интересным для обучающихся и, таким образом, создать условия для их успешной учебно-познавательной деятельности.

Одним из основных дидактических принципов развивающего обучения является принцип «от общего к частному». Традиционная педагогика построена на дидактическом принципе «от частного к общему» и знания по кирпичику выстраиваются от занятия к занятию. Студент зачастую не видит ценности учебного материала конкретного урока, место его в изучаемой дисциплине, важности его в специальности, взаимосвязи с другими дисциплинами. Это часто становится причиной непонимания и отсутствия интереса к дисциплине.

Можно ли сделать процесс обучения двухсторонним, чтобы дисциплина и каждая ее тема стали интересны не только преподавателю, но и студенту? Как сделать, чтобы цели студентов и преподавателя были общими? Это одна из наиболее важных и трудных проблем в обучении. Почему цели преподавателя и студента зачастую расходятся? Студенты не видят, для чего им нужно изучать данную дисциплину, раздел, тему. Для преподавателя цели понятны, он видит роль данного урока, темы, раздела в дисциплине, в специальности, в жизни. Основное противоречие в том, что студент не видит и не может понять то, что видно преподавателю, который знает цель и содержание своей дисциплины. Позже, когда данная дисциплина будет уже изучена и студент поймёт ее ценность, будет уже поздно, так как многое было упущено в начале изучения из-за отсутствия у студентов необходимой мотивации для активной познавательной деятельности.

Разработка структурно–логической схемы дисциплины позволяет наглядно представить всю дисциплину в целом в самом начале ее изучения, показать студентам всю логику дисциплины, ее место в специальности, взаимосвязи внутри дисциплины и междисциплинарные связи. Все это позволяет реализовать основной дидактический принцип развивающего обучения, обеспечить системность знаний у обучающихся, как внутри отдельной дисциплины, так и между отдельными дисциплинами внутри одной специальности.

В современных программах учебный материал, порой хотя и разделен по значимости, но не всегда есть возможность установить главные существенные связи внутри одной дисциплины и тем более между дисциплинами по специальности в целом.

При изучении учебного материала какой–либо дисциплины точно так же, как при изучении окружающей действительности, сначала необходимо получить о ней представление в наиболее простом и обобщенном виде. И только после этого можно начать процесс детализации и усложнения по мере необходимости, поскольку глубина или степень обучения определяется практическими потребностями и может быть различной — от полного содержательного представления о назначении дисциплины до его структурной модели.

Цель учебной дисциплины – не просто дать набор фактов, а выявить логику взаимосвязей изучаемых явлений. Достижение этой цели чрезвычайно важно, так как даже опытные преподаватели затрудняются в определении наиболее важных структурно–логических блоков дисциплины.

Чаще всего на практике педагоги определяют главное и второстепенное в зависимости от своей эрудиции, профессионального опыта, чаще всего интуитивно. И только поэтому многолетние усилия практиков в совершенствовании междисциплинарных связей не привели к сквозной профессиональной подготовке студентов. Ведь если иметь перед глазами структурно–логические схемы дисциплин одной специальности, то можно увидеть, что каждая последующая дисциплина опирается на структурно–логические блоки предыдущей дисциплины, раскрывая их на другом уровне, приближаясь к применению полученных знаний в практической деятельности.

Если студенту раскрыть структурно–логическую схему дисциплины, он будет не только понимать назначение изучаемого материала, но и видеть перед собой цель, улавливать взаимосвязь с уже изученными науками, будет готов действовать осознанно в любой практической ситуации.

Структурно–логическая схема позволяет видеть дисциплину в целом, взаимосвязи между разделами и темами, взаимосвязи с другими дисциплинами, со специальностью. Процесс обучения по дисциплине можно сравнить в таком случае с рассматриванием большой картины, разбитой на небольшие кусочки, но связанные в одно целое, как в мозаике. По структурно–логической схеме можно легко увидеть, где находится данная тема, раздел в общей картине дисциплины, что мы уже успели изучить, а что будем изучать на следующем занятии. Теперь цели каждого урока студенты способны ставить самостоятельно и будут делать это с удовольствием, что еще больше будет мотивировать их к осознанному освоению на занятиях теоретического материла дисциплины и последующему выполнению практических заданий для закрепления изученного теоретического материала.

Если структурно-логическая схема дисциплины дает целостное восприятие у студентов общей картины всей дисциплины в целом — в максимально простом и обобщенном виде, то для создания общей картины всего теоретического материала по определенной теме учебной дисциплины я использую на своих занятиях так называемые блок-схемы, разрабатываемые для каждого занятия отдельно.

Блок-схема для одного занятия представляет собой некую графическую схему из нескольких элементов, связанных между собой. В качестве элементов блок-схемы можно использовать, например, определенные ключевые слова, формулы, рисунки, опираясь на которые можно объяснить весь учебный материал по теме дисциплины. Все элементы–символы графической блок-схемы занятия должны быть логически связаны между собой в единое целое.

При этом блок-схема должна быть лаконичной (около 300 печатных знаков) и состоять из нескольких логически связанных между собой частей – блоков, каждый из которых в то же время представляет собой самостоятельную, некую логически завершенную часть учебного материала по определенной теме урока. Блок-схема состоит, как правило, из 3-5 самостоятельных блоков, соответствующих вопросам изучаемой темы

Процесс составления блок-схемы занятия – это сложная и увлекательная творческая работа преподавателя и разработать максимально эффективную блок-схему для иллюстрации учебного материала какой-либо новой темы с первой попытки удается не сразу, периодически в нее вносятся определенные корректировки, порой подсказанные самими студентами в процессе объяснения нового материала. Можно сказать, что усовершенствование блок-схемы занятия – процесс бесконечный и очень увлекательный с творческой точки зрения. Хорошо составленная блок-схема позволяет наглядно представить изучаемый на занятии теоретический материал, его логику и внутренние взаимосвязи.

Представление учебного материала в виде блок-схем помогает эффективно задействовать ассоциативное мышление обучающихся, которое позволяет легче понимать и запоминать большой объем учебного материала. Это достигается за счет способности нашей памяти с помощью определенного ключевого слова, знака, рисунка в блок-схеме урока пробудить в памяти связанную с этим словом, рисунком или знаком часть учебного материала.

Неоднократное изложение преподавателем учебного материала по новой теме с помощью блок-схемы, в том числе в начале следующего занятия перед проведением урока контроля знаний по изученной теме, позволяет добиться абсолютного понимания изучаемого материала каждым студентом в группе и повышает уровень успеваемости по дисциплине.

Применение подобных блок-схем при изучении новой темы дисциплины позволяет значительно сэкономить время на ее понимание и запоминание, так как учебный материал, включаемый в блок-схему занятия, как правило, всегда превосходит по объему материал, излагаемый на обычном занятии. Благодаря этому у преподавателя высвобождается часть времени учебного занятия на проведение различных самостоятельных работ и практических занятий, что позволяет лучше закрепить изученный материал, а также сформировать общие компетенции обучающихся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования ФГОС СПО.

Подводя итог, хочется отметить, что описанные в данной статье способы изложения и закрепления нового учебного материала с помощью структурно-логической схемы дисциплины и блок-схем по темам занятий дают возможность, во-первых, максимально вовлечь обучающихся в учебный процесс, сделать их полноценными соучастниками этого процесса, повысить их интерес к изучению дисциплины и стремление к самостоятельной активной познавательной деятельности. Во-вторых, изложение учебного материала с помощью графических блок-схем позволяет значительно повысить качество усвоения студентами учебного материала, его понимания и запоминания, а также существенно сокращает время на изложение нового материала, что позволяет оставшееся время посвятить более углубленному его изучению и закреплению. Все это неразрывно связано с повышением мотивации обучающихся, без которой невозможно добиться реальной успешности учебной деятельности обучающихся.

Источник

Как схемы произведений помогают изучать литературу

Рассказываем, что такое схемы произведений, чем они полезны и как их составлять.

Схема — способ кратко и упрощённо изложить любую информацию. Сложные схемы с использованием разных шрифтов, цветов, графических элементов, стрелок и так далее, называют интеллект-картами. Они помогают быстрее разобраться в произведении, составить о нём целостное представление, написать сочинение и быстро повторить материал перед экзаменом. Разбираемся в основных плюсах использования схем.

Задействуют зрительную память

Нарисованную схему вспомнить легче, чем текст, особенно длинный и непонятный. Люди с хорошей зрительной памятью могут вспомнить информацию, записанную в той или иной части рисунка, вверху или внизу страницы.

Например, сюжет «Евгения Онегина» можно изобразить в виде такой схемы. При желании её можно дополнить цветом, деталями, рисунками и иными графическими элементами.

Включают воображение

Благодаря схемам в голове читателя формируется чёткий образ, понятная и запоминающаяся картинка происходящего.

Пример — схема, посвящённая одному дню Евгения Онегина, его идеалам и материальному положению.

Подобная схема меняет представление о персонаже: становится ясно, что Онегин вёл весьма активный образ жизни, у него был жёсткий распорядок дня. Глядя на схему, девятиклассники начинают лучше понимать героя, примеряют на себя его образ жизни, оценивают, насколько Онегин приятен или привлекателен. Схемы помогают воссоздать картину бытовой жизни человека в XIX веке, которая плохо знакома современному читателю.

Помогают систематизировать информацию

С помощью схем большие объёмы информации легко раскладывать по категориям или составлять определённую последовательность, создавать списки или диаграммы. В результате тексты воспринимаются легче, особенно если в них много персонажей, событий, подробностей времени и места.

Рассмотрим схему по повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

В повести автор описывает, в какое время и кто появляется на Невском проспекте. Читая текст, очень легко запутаться в обилии информации. Схема в виде часов даёт ясное представление: рано утром, около 4 часов, Невский проспект пуст, потом появляются рабочие, затем около 8 утра — чиновники, спешащие на работу, после 12 — гувернёры, гуляющие с детьми.

Такая схема составляется прямо во время чтения, по мере того как в тексте встречается нужная информация.

Схему можно составить и по системе героев произведения. В этом случае можно указывать степень родства (муж, жена, тётя, двоюродный брат), полное имя. Дополнить схему можно указанием на смену мест действия, если герои перемещаются.

Упрощают анализ текста

На схемах отмечают самые главные характеристики произведения, из которых легко сделать вывод. Возьмём для примера схему, составленную во время изучения пьесы А. С.Грибоедова «Горе от ума».

Справа на ней кратко обозначены герои — Софья, Молчалин, Лизонька, Петруша, Фамусов и Чацкий. Рядом с героями подписаны их краткие характеристики: Софья — сообразительная, образованная девушка, Молчалин — секретарь, родом из Твери, для него главное деньги. Красными стрелочками обозначены их любовные интересы и симпатии: Софья влюблена в Молчалина, тому нравится Лизонька, Лизоньке мил Петруша, а Чацкий влюблён в Софью.

Из этой части схемы сразу понятно, насколько запутанную любовную коллизию создал автор, и что эта запутанность — один из элементов комедии.

Слева на схеме отражено, где происходит действие пьесы, упоминается о единстве места и времени (дом Фамусова, один день). Отсюда можно сделать вывод, что в произведении есть черты классицизма. Видно, что Грибоедов отходит от жёстких требований этого направления: единства действия не сохраняется. Таким образом, схема помогает проводить литературоведческий анализ.

Ускоряют подготовку к экзаменам

В схемах фиксируют основную информацию по произведению, необходимую для выполнения заданий. С помощью схем можно быстро повторить пройденный материал.

По каждому произведению, которое входит в школьную программу, можно и нужно составить схему по определённому шаблону. Выглядеть она будет примерно так:

Схема заполняется в процессе чтения и анализа произведения или по итогам его изучения. При необходимости в готовую схему можно вносить изменения.

Возле названия кратко записана информация о первом издании, если с ним были связаны какие-то сложности или особые обстоятельства. Сбоку указан жанр, ниже, под названием, разобран основной конфликт произведения, в центре обозначено направление, в котором оно написано. Здесь схема требует доработки: нужно добавить в неё основные черты классицизма и реализма. Слева вверху перечисляются персонажи, справа вверху даётся краткая информация об авторе. Слева и справа внизу вертикально записаны ключевые цитаты критиков.

В итоге получается схема, которая помогает создать целостное представление о произведении.

Необязательно делать схему точно такой же формы, полет фантазии здесь только приветствуется. Можно добавлять в схему картинки, оформлять её разными цветами, менять шрифты. Отличия необходимы, чтобы схемы лучше запоминались, но при этом должен сохраняться примерно одинаковый шаблон, по которому она заполняется. При изучении лирики для каждого поэта можно выбрать цвет, с которым этот автор у вас ассоциируется.

Облегчают подготовку к сочинению

Если написание сочинения вызывает у вас сложности, попробуйте работать со схемой. Для этого оттолкнитесь от ключевых слов темы. Найдите для них определения, синонимы. Подумайте, какие фрагменты текста помогают раскрыть пункты схемы. В итоге у вас получится материал, который может пригодиться для раскрытия темы сочинения.

Например, так выглядит схема для написания сочинения «Береги честь смолоду» по книге А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Сначала подробно разбираем понятие «честь»: что это такое и что означала честь в те времена, когда разворачивается действие повести.

Далее анализируем название темы. «Береги честь смолоду» — это:

2. эпиграф к книге; значит, эта фраза отражает главную идею произведения, что честь либо есть, либо её нет;

3. эти слова произносит отец Гринева, значит, понятие чести идёт из семьи.

После этого переходим к перечислению героев и соотносим их с понятием чести: у кого она есть, а у кого нет. Перечисляем эпизоды, которые это подтверждают.

Получившуюся схему можно использовать для составления плана сочинения.

Из неё видно, какую информацию использовать для вступления, основной части и заключения. Основная часть сразу делится на абзацы. Всё, тема раскрыта.

Чтобы набить руку, такие схемы полезно составлять по всем темам, которые встречаются в демоверсиях ЕГЭ или приводятся в пособиях по подготовке к экзамену. Одновременно повторяется основной материал школьной программы.

Что нужно запомнить

1. Схемы активизируют зрительную память и развивают воображение.

2. Они помогают понять текст, проанализировать его и сделать выводы.

3. С помощью схем удобно готовиться к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.

4. Полезно составлять схемы, раскрывающие темы сочинений.

5. Схемы лучше составлять сразу при чтении и изучении произведения.

6. Они могут быть любой формы, вида, размера, по-разному оформлены и украшены — главное, чтобы вам было удобно ими пользоваться.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Использование схем и таблиц

Практически на каждом уроке по любому школьному предмету пригодятся схемы и таблицы, то есть систематизация информации. Они размещены в учебниках и тетрадях с печатной основой. В продаже есть много наборов готовых таблиц по математике, русскому языку, окружающему миру, ОБЖ и т.д., которые учитель использует как демонстрационный материал.

Таблицы и схемы необходимы при изучении нового материала или на этапе закрепления полученных знаний, при подведении итогов. С их помощью можно эффективно систематизировать учебный материал, выделить главное, понять взаимоотношения между понятиями. Это значительно повышает степень усвоения информации, помогает запомнить основное. 

Пользоваться готовыми таблицами удобно, но большее значение для обучающего эффекта имеют задания, которые подразумевают составление таблиц детьми самостоятельно. В некоторых учебниках встречаются задания заполнить таблицу или схему. Аналогичные вопросы включают и в проверочные тесты.

Чтобы справиться с такими заданиями, детям необходимо уметь:

  • давать определение понятиям;
  • анализировать;
  • выделять характерные черты объекта;
  • классифицировать объекты;
  • упорядочивать информацию;
  • составлять списки;
  • пользоваться условными обозначениями и сокращениями.

Учимся составлять схемы

На уроках обучения грамоте

Со схемами ребенок знакомиться уже в начале первого класса. Это очень удобная форма передачи информации, особенно в ситуации, когда дети еще не умеют быстро читать и писать. Часто в схемы преобразовывают правила, которые необходимо выучить и уметь ими пользоваться.

В первую очередь школьники изучают схемы предложений и слов. Чтобы первоклассник мог сам составлять такие схемы, его надо познакомить с условными обозначениями слов, слогов, звуков и научить правильно анализировать предложение или слово.

Есть два вида упражнений, благодаря которым дети научатся работать со схемами предложений:

  • составь схему предложения;
  • придумай или выбери предложение, соответствующее схеме.

Можно предлагать детям делать это у доски или работая в парах. Хорошее тренировочное задание заключается в том, что один ученик составляет схему, а второй подбирает к ней предложение. При этом первый ученик должен будет проанализировать придуманный образец и самостоятельно определить, соответствует ли он схеме.

Более сложное задание — составление схемы слова. В ней первоклассник должен уметь не только указать количество звуков, но и дать им характеристику. Последовательность работы со схемами слова следующая.

  1. Произнести слово и определить количество слогов. Отметить это на схеме, обозначив каждый слог прямоугольником.
  2. Произнести слог и определить в нем первый звук.
  3. Произнести этот звук и определить гласный он или согласный. Обозначить звук соответствующим значком.
  4. Перейти к следующему звуку.

Постепенно такие схемы усложняются. Добавляются обозначения ударения, мягкости или твердости.

Чтобы научить разбираться в подобных схемах, можно предлагать такие задания:

  • составь схему слова;
  • определи, какой звук в этом слове не обозначен на схеме;
  • назови предметы, изображенные на картинке, и подбери к каждому слову схему;
  • придумай слово, которое подходит к схеме;
  • найди ошибку в схеме слова.

Работа со схемами предложения и слова проводится почти на каждом уроке по обучению грамоте. В дальнейшем схемы будут усложняться. Например, после изучения темы «Главные члены предложения», дети могут не просто обозначать количество слов в предложении, но и обозначать, какими членами предложения они являются. Нужно только познакомить их с условными обозначениями.

Овладев умением составлять схемы слов и предложений, дети могут с легкостью «расшифровывать» и запоминать правила по таким записям:

Это правило о том, что перед союзом «а» должна ставиться запятая.

А это правило о том, что в каждом слоге должен быть только один гласный звук и количество слогов совпадает с количеством гласных звуков.

Сначала схемы для правил учитель составляет на доске с подробным комментированием, а дети вслед за его объяснениями записывают их себе в тетрадь. Затем можно приглашать к доске отдельных учеников и предложить им поработать над схемой. В дальнейшем дети смогут работать над такими заданиями самостоятельно в классе или дома.

Составление схем на уроках математики

Очень часто схемы используются на уроках математики. Они нужны при решении задач, для обозначения математических закономерностей. При работе над задачей схемы используются для передачи ее условия. Имеющиеся данные можно обозначать с помощью отрезков, стрелок, скобок, знаков. Например,

«В корзине 6 яблок, а груш на 3 больше. Сколько груш в корзине?»

Для составления таких схем ребенок должен не только взять данные из условия задачи, но и установить между ними взаимосвязи, отразить их зависимость друг от друга. Для первоклассника это довольно сложное логическое задание, поэтому на начальном этапе его выполняет учитель, а ученики устно ему помогают. Большинство из них лишь к концу 1 класса смогут справляться с таким заданием самостоятельно.

Чтобы научить составлять и работать с такими схемами предлагаются такие задания:

  • составь схему по условия задачи;
  • прочитай условие задачи и подбери подходящую схему;
  • составь задачу по указанной схеме;
  • прочитай задачу и найди ошибку в схеме по ее условию.

С помощью схем можно составлять памятки к выученному материалу. Они могут касаться порядка выполнения действий в выражениях с разными действиями или правила решения уравнений и т.д.

Постепенно схемы будут усложняться, становиться многоуровневыми или разветвленными. С каждым новым видом схематических обозначений учитель знакомит детей во время фронтальной работы в классе.

Очень удобно использовать схемы на мотивационном этапе. Показав готовую схему, учитель сообщает, что сегодня на уроке предстоит выучить новое правило, которое здесь обозначено. И в ходе изучения нового материала ученики будут разбираться в схеме, определять, какие данные в ней отражены и как они связаны между собой.

Учимся составлять таблицы

Таблицы содержат больше информации, чем схемы. Они состоят из заголовков, подзаголовков и краткой информации по теме. При обучении составлению таблиц нужно знакомить детей с такими требованиями:

  • таблицу следует делать компактной и выразительной;
  • названия, заглавия должны быть сформулированы лаконично и точно;
  • в таблицу следует помещать только основную информацию.

Таблицы состоят из столбиков и строчек. Сначала дети знакомятся с самыми простыми таблицами, без анализа их структуры. Ученики визуально воспринимают и запоминают, что в верхней строчке записывается название, а ниже содержится краткое описание. На этом этапе удобно предлагать готовые шаблоны таблиц, которые дети должны заполнить. Темами таких заданий может быть «Гласные и согласные звуки», «Типы предложений», «Части речи», «Разрядный состав чисел», «Единицы измерений», «Сравнительная характеристика героев произведения», «Типы растений» и т.д.

Лучше работу над таблицей проводить по ходу изучения нового материала или на этапе закрепления. Важной особенностью обучающих таблиц является наличие примеров в конце каждого правила.

Для развития умений составлять таблицы можно предлагать такие подготовительные упражнения:

  • придумай заглавие;
  • выбери заглавие, которое более точно подходит к содержанию;
  • распредели слова на два столбца;
  • подбери примеры к каждому понятию;
  • выбери из представленного ряда слов те, которые относятся к теме задания;
  • определи основные понятия, которые иллюстрируют тему;
  • сформулируй кратко.

Последовательность работы над составлением таблицы разберем на примере темы «Имя существительное».

  1. Назвать тему, которая изучалась на уроке. Записать ее в верхней строке.
  2. Указать из каких групп состоит это понятие. Записать подзаголовки.

На первом этапе работа над составлением таблицы проводится фронтально под управлением учителя. В дальнейшем нужно переходить к групповой деятельности. Это удобно делать в ходе реализации таких интерактивных методов, как «Ажурная пила», «Карусель», «Аквариум». Они предусматривают обработку определенной информации и представление ее в краткой форме для изложения перед всем классом.

Метод «Ажурная пила»

Например, для использования метода «Ажурная пила» весь учебный материал делится на несколько частей и распределяется по группам. Детям демонстрируется пустая таблица, в которую записывают название темы. Далее каждая группа должна прочитать текст на карточке (или в учебнике), определить тему и найти соответствующий столбец в таблице. После этого участники группы обрабатывают материал и формулирует еекраткое содержание. Информация заносится в таблицу.

По истечению указанного времени каждая группа презентует результаты своей работы, а остальные ученики вносят их данные в таблицы в своих тетрадях. В итоге каждый получает таблицу, в которой содержится весь основной материал, подлежащий запоминанию. Дома детям не придется перечитывать весь параграф, а достаточно будет еще раз перечитать содержимое таблицы.

Подобное задание можно использовать для домашней работы. В таком случае отдельные части статьи учебника распределяются между учениками, которые дома изучают ее и заполняют свою часть таблицы. Затем в классе каждый сообщает свою информации.

Учитель должен следить за соблюдением правил составления таблицы и не допускать переизбытка информации. Нужно исключать лишние предложения, переформулировать их в более краткую форму, избегать дублирования информации. Любые замечания нужно обсуждать коллективно, давая возможность детям самостоятельно исправить указанные замечания.

Дети быстро привыкают к структурному виду таблицы и не путаются с ее заполнением. Наиболее сложным заданием является составление таблицы «с нуля». В этом случае детям нужно уметь самостоятельно разделить весь материал на составные части. Для развития такого навыка есть два основных способа:

  • работа над составлением плана произведения и его изложением, которая ведется на уроках литературного чтения и русского языка;
  • ознакомление с порядком изучения параграфа в учебнике, который уже разделен на отдельные подтемы (лучше всего это делать на примере учебника по природоведению).

Порядок работы над составлением таблицы следующий.

  1. Записать название темы в верхнюю строку.
  2. Изучить материал и разбить его на части. Сделать соответствующее количество столбцов.
  3. Проанализировать первую часть информации, подобрать и записать подзаголовок.
  4. Записать краткое содержание, отражая только главные моменты.
  5. Подобрать примеры, иллюстрирующие описанное.
  6. Аналогичным образом проработать остальные части учебного материала.

В зависимости от активности использования учителем представленных заданий и упражнений уже к концу 4 или началу 5 класса ученики смогут самостоятельно создавать простые схемы и таблицы, что очень пригодится им в средней школе.

Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

/ Амонашвили Ш.А. /

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться.

 / Сухомлинский В.А. /

Наверное, каждый преподаватель сталкивается в своей профессиональной деятельности с такой проблемой, как отсутствие у своих учеников нужного уровня мотивации – желания учиться, усваивать новые знания, стремиться к дальнейшей самостоятельной активно-познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса, который является сильным внутренним мотивом к учебной деятельности – сложная педагогическая задача, решение которой нужно искать сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, если ученик не видит смысла, логики изучаемой темы или всей дисциплины в целом, ее назначения и ценности для своего дальнейшего жизненного и профессионального пути, добиться высокого уровня мотивации у него будет очень сложно.

Во-вторых, очень часто преподаватель, в стремлении изложить на занятии весь необходимый по программе учебный материал, не в состоянии добиться высокого уровня понимания и запоминания изучаемого материала всеми своими учениками. Если что-то из учебного материала осталось кем-то на уроке непонятым, не в достаточной мере усвоено, этот студент выключается из общего рабочего ритма и мгновенно теряет интерес к дальнейшему процессу обучения. Такого ученика видно сразу – интерес в глазах погас, внимание утеряно, он становится вялым, поникшим, начинает отвлекаться на уроке на посторонние дела и мешать другим студентам. Каждый такой отключившийся от учебного процесса на занятии  студент – большая проблема для преподавателя.    

Существует большое количество разнообразных педагогических приемов, позволяющих сделать учебный процесс максимально интересным для обучающихся и, таким образом, создать условия для их успешной учебно-познавательной деятельности.

Одним из основных дидактических принципов развивающего обучения является принцип  «от общего к частному». Традиционная педагогика построена на дидактическом  принципе «от частного к общему» и знания  по кирпичику выстраиваются от занятия к занятию. Студент зачастую не видит ценности учебного материала конкретного урока, место его в изучаемой дисциплине, важности его в специальности, взаимосвязи с другими дисциплинами. Это часто становится причиной  непонимания и отсутствия интереса к дисциплине.

Можно ли сделать процесс обучения двухсторонним, чтобы дисциплина и каждая ее тема стали интересны не только преподавателю, но  и студенту? Как сделать, чтобы цели студентов и преподавателя были общими?  Это одна из наиболее важных и трудных проблем в обучении. Почему цели преподавателя и студента зачастую  расходятся? Студенты  не видят, для чего им нужно изучать данную дисциплину, раздел, тему. Для преподавателя цели понятны, он видит роль данного урока, темы, раздела в дисциплине, в специальности, в жизни. Основное противоречие в том, что студент не видит и не может понять то, что видно преподавателю, который знает цель и содержание своей дисциплины. Позже, когда данная дисциплина будет уже изучена и студент  поймёт ее ценность, будет уже поздно, так как многое было упущено в начале изучения из-за отсутствия у студентов необходимой мотивации для активной познавательной деятельности.

Разработка структурно–логической схемы дисциплины позволяет наглядно представить всю дисциплину в целом в самом начале ее изучения, показать студентам всю логику дисциплины, ее место в специальности, взаимосвязи внутри дисциплины и междисциплинарные  связи. Все это позволяет реализовать основной дидактический принцип развивающего обучения, обеспечить системность знаний у обучающихся, как внутри отдельной дисциплины, так и между отдельными дисциплинами внутри одной специальности.

В современных программах учебный материал, порой хотя и разделен по значимости, но не всегда есть возможность установить главные существенные связи внутри одной дисциплины и тем более между дисциплинами по специальности в целом.

При изучении учебного материала какой–либо дисциплины точно так же, как при изучении окружающей действительности, сначала необходимо получить о ней представление в наиболее простом и обобщенном виде. И только после этого  можно начать процесс детализации и усложнения по мере необходимости, поскольку глубина или степень обучения определяется практическими потребностями и может быть различной – от полного содержательного представления о назначении дисциплины до его структурной модели.

Цель учебной дисциплины – не просто дать набор фактов, а выявить логику взаимосвязей изучаемых явлений. Достижение этой цели чрезвычайно важно, так как  даже опытные преподаватели затрудняются в определении наиболее важных структурно–логических блоков дисциплины.

Чаще всего на практике педагоги определяют главное и второстепенное в зависимости от своей эрудиции, профессионального опыта, чаще всего интуитивно. И только поэтому многолетние усилия практиков в совершенствовании междисциплинарных связей не привели к сквозной профессиональной подготовке студентов. Ведь если иметь перед глазами структурно–логические схемы дисциплин одной специальности, то можно увидеть, что каждая последующая дисциплина опирается на структурно–логические блоки предыдущей дисциплины, раскрывая их на другом уровне, приближаясь к применению полученных знаний в практической деятельности.

Если студенту раскрыть структурно–логическую схему дисциплины, он будет не только понимать назначение изучаемого материала, но и видеть перед собой цель, улавливать взаимосвязь с уже изученными науками, будет готов действовать осознанно в любой практической ситуации.

Структурно–логическая схема позволяет видеть дисциплину в целом, взаимосвязи между разделами и темами, взаимосвязи с другими дисциплинами, со специальностью. Процесс обучения по дисциплине можно сравнить в таком случае с рассматриванием большой картины, разбитой на небольшие кусочки, но связанные в одно целое, как в мозаике.  По структурно–логической схеме можно легко увидеть,  где  находится данная тема, раздел в общей картине дисциплины, что мы уже успели изучить, а что будем изучать на следующем занятии. Теперь цели каждого урока студенты способны ставить самостоятельно  и будут делать это с удовольствием, что еще больше будет мотивировать их к осознанному освоению на занятиях теоретического материла дисциплины и последующему выполнению практических заданий для закрепления изученного теоретического материала.

Если структурно-логическая схема дисциплины дает целостное восприятие у студентов общей картины всей дисциплины в целом – в максимально простом и обобщенном виде, то для создания общей картины всего теоретического материала по определенной теме учебной дисциплины я использую на своих занятиях так называемые блок-схемы, разрабатываемые для каждого занятия отдельно.

Блок-схема для одного занятия представляет собой некую графическую схему из нескольких элементов, связанных между собой. В качестве элементов блок-схемы можно использовать, например, определенные ключевые слова, формулы, рисунки, опираясь на которые можно объяснить весь учебный материал по теме дисциплины. Все элементы–символы графической блок-схемы занятия должны быть логически связаны между собой в единое целое.

При этом блок-схема должна быть лаконичной (около 300 печатных знаков) и состоять из нескольких логически связанных между собой частей – блоков, каждый из которых в то же время представляет собой самостоятельную, некую логически завершенную часть учебного материала по определенной теме урока. Блок-схема состоит, как правило, из 3-5 самостоятельных блоков, соответствующих вопросам изучаемой темы

Процесс составления блок-схемы занятия – это сложная и увлекательная творческая работа преподавателя и разработать максимально эффективную блок-схему для иллюстрации учебного материала какой-либо новой темы с первой попытки удается не сразу, периодически в нее вносятся определенные корректировки, порой подсказанные самими студентами в процессе объяснения нового материала. Можно сказать, что усовершенствование блок-схемы занятия – процесс бесконечный и очень увлекательный с творческой точки зрения. Хорошо составленная блок-схема позволяет наглядно представить изучаемый на занятии теоретический материал, его логику и внутренние взаимосвязи.

Представление учебного материала в виде блок-схем помогает эффективно задействовать ассоциативное мышление обучающихся, которое позволяет легче понимать и запоминать большой объем учебного материала. Это достигается за счет способности нашей памяти с помощью определенного ключевого слова, знака, рисунка в блок-схеме урока пробудить в памяти связанную с этим словом, рисунком или знаком часть учебного материала.

Неоднократное изложение преподавателем учебного материала по новой теме с помощью блок-схемы, в том числе в начале следующего занятия перед проведением урока контроля знаний по изученной теме, позволяет добиться абсолютного понимания изучаемого материала каждым студентом в группе и повышает уровень успеваемости по дисциплине. 

Применение подобных блок-схем при изучении новой темы дисциплины позволяет значительно сэкономить время на ее понимание и запоминание, так как учебный материал, включаемый в блок-схему занятия, как правило, всегда превосходит по объему материал, излагаемый на обычном занятии. Благодаря этому у преподавателя высвобождается часть времени учебного занятия на проведение различных самостоятельных работ и практических занятий, что позволяет лучше закрепить изученный материал, а также сформировать общие компетенции обучающихся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального  образования ФГОС СПО.

Подводя итог, хочется отметить, что описанные в данной статье способы изложения и закрепления нового учебного материала с помощью структурно-логической схемы дисциплины и блок-схем по темам занятий дают возможность, во-первых, максимально вовлечь обучающихся в учебный процесс, сделать их полноценными соучастниками этого процесса, повысить их интерес к изучению дисциплины и стремление к самостоятельной активной познавательной деятельности. Во-вторых, изложение учебного материала с помощью графических блок-схем позволяет значительно повысить качество усвоения студентами учебного материала, его понимания и запоминания, а также существенно сокращает время на изложение нового материала, что позволяет оставшееся время посвятить более углубленному его изучению и закреплению. Все это неразрывно связано с повышением мотивации обучающихся, без которой невозможно добиться реальной успешности учебной деятельности обучающихся.

Оригинал работы: Разработка структурно-логических схем и блок-схем по учебной дисциплине как способ повышения мотивации обучающихся  

Методическая разработка

 «Систематизация
материала через структурно-логические схемы,  как один из способов
эффективного  усвоения учебного материала, его целостное восприятие и
осмысление»

Аннотация

      Тенденции
новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно-
ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей
содержания и методов обучения
истории
и обществознанию
. Современное общество
ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях,
поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли – роли проводника
знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в
безграничном море информации
.

       Все возрастающий объем знаний, умений, опыта
творческой деятельности человечества сейчас нередко вступает в противоречие с
ограничением времени, которое подрастающее поколение может затратить на
овладение всем этим.

       В создавшейся ситуации очень актуальной становится проблема систематизации учебного материала.

      Методическая разработка может
представлять интерес и для преподавателей других дисциплин, а так же при
организации дополнительных занятий и внеклассных мероприятий.

       В целом
данная методическая разработка позволяет сделать процесс приобретения новых
знаний более доступным и эффективным.

 Введение

            В моей профессиональной практике учителя истории и обществознания
часто возникал вопрос: «Как обеспечить эффективное усвоение учебного материала,
сложность и объемность которого затрудняют его целостное восприятие и
осмысление? Как преодолеть информационную перенасыщенность и не всегда
продуманное структурирование материала?» Поиск ответов на этот вопрос привел
меня к пониманию того, что решить эту проблему поможет систематизация материала
через структурно-логические схемы. Главная особенность этого подхода –
активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и
таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной
деятельности.
 
       Люди по-разному воспринимают и запоминают
информацию. Кому-то достаточно услышать, другим необходимо прочитать (увидеть),
третьи – непременно должны самостоятельно произвести какие-либо действия, чтобы
понять предлагаемую информацию. Такое разделение людей с преобладанием
какого-либо вида памяти (зрительной, слуховой, моторной) создает естественные
трудности при работе с текстами.

«Систематизация материала через структурно-логические схемы, 
как один из способов эффективного  усвоения учебного материала, его целостное
восприятие и осмысление»

       Системный подход к формированию предметных и
метапредметных знаний и умений требует конструирования содержания учебных
предметов. В связи с обозначенными обстоятельствами вопрос, связанный с
обучением учащихся конструированию СЛС на уроках обществознания, можно считать
актуальным и своевременным.

       Схемы,
как виды знаковой наглядности, применяются чаще всего для систематизации знаний
и облегчения запоминания учебного материала, что позволяет усвоить значительно
больший объем информации в определенной логической последовательности.

       Применение
схем на уроках истории для получения новых знаний и систематизации и обобщение
изученного материала стало основным методом работы с учащимися на уроках
истории во всех классах. 
       Главная цель применения
данного метода:

Формировать у учащихся готовность и способность самостоятельно, творчески
осваивать учебный материал и применять полученные знания на практике. 
       Сущность метода: Введение общих (урочных) и частных (фрагментарных)
методов научного познания в процессе обучения на всех его этапах (от восприятия
до применения на практике); актуализация межпредметных и внутрипредметных
связей; изменение характера взаимоотношений «учитель – ученик» в сторону
сотрудничества; использование дифференцированного подхода в обучении.

       Задачи: 

·        
развитие умения самостоятельно,
творчески мыслить и использовать эти умения и навыки на практике;

·        
развитие способностей:
внимания, памяти, логического мышления;

·        
развитие самостоятельности при
работе с текстовым материалом;

·        
развитие абстрактного мышления,
необходимого учащемуся;

·        
развитие способности
формировать свое мнение и умение его отстаивать;

·        
развитие коммуникативной
компетенции;

·        
формирование интересов и навыков
к исследовательской деятельности;

·        
воспитание уверенности в себе,
сознания значимости выполненной работы.    

       Практика показывает, что определенная роль в этом, на
мой взгляд, принадлежит структурно-логическим схемам, которые придают процессу
преподавания большую конкретизацию и организованность. Схемы – это выводы,
которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в
тетрадях.

    Виды опорных систем:  таблицы, опорные схемы уроков, схемы (обобщающие,
сравнительные). 
    Можно выделить оптимальность и достоинства структурно-логических схем.

 Она
оптимальна:

1.     
С точки зрения восприятия:
зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт
чёткой структуры и смыслового содержания.

2.     
С точки зрения воображения:
структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину
изучаемого материала.

3.     
С точки зрения памяти:
структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания только на
конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.

4.     
С точки зрения представления:
структурно-логическая схема даёт комплексное представление об изучаемом
материале.

5.      С точки зрения мышления: структурно-логическая
схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение
требуемого понятия.

Достоинства
структурно-логических схем:

1.     
Компактность – информация
расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.

2.     
Логичность – понятия
взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.

3.     
Информационная насыщенность –
каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации,
объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков
страниц.

4.     
Доходчивость – информация
представлена в удобном для восприятия виде.

5.     
Убедительность – логика подачи
информации не даёт двусмысленной трактовки понятий.

6.     
Лаконичность –
структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и
информационной нагрузке.

7.      Универсальность – одно из главных достоинств
структурно-логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно
использовать при изучении различных тем по предмету.

      
Этапы
работы со схемами:

1.      Этап
восприятия

2.       Этап
усвоения

3.      Этап
творческого осмысления

     Главная особенность систематизации
материала через структурно-логические схемы – активизировать обучение, придав
ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся
инициативу в организации своей познавательной деятельности, позволяет
представить исторические события в максимально сжатом виде и без ущерба
содержанию.

     Каждая схема состоит из определенного
количества «матриц», между которыми существуют причинно-следственные связи. Эти
связи обозначаются стрелками.
 

Матрица – это основная единица информации, которая отражает
главные аспекты учебного материала. Все матрицы делятся по степени значимости
на основные и дополнительные. Основные являются стержнем, обозначая главное
направление, дополнительные матрицы носят более детализированный характер.
 
      Назначение
структурно-логической схемы
:

  • Облегчение
    процесса формирования у учащихся понятий; 
  • Систематизация
    знаний учащихся; 
  • Диагностика
    уровня подготовки по данной конкретной теме и ликвидация пробелов этих
    знаний; 
  • Увеличение
    объёма самостоятельной работы на уроке; 
  • Реализация
    индивидуально-творческого подхода; 
  • Развитие
    у обучающихся логического мышления, коммуникационной компетентности. 
     

     В большинстве случаев наиболее результативным является
составление схемы после прослушивания материала. Учитель должен сориентировать
детей, подсказать, на что следует обратить внимание, заранее сказать, какие
незнакомые слова им встретятся и что они значат. Перед учащимися должна быть поставлена четкая цель 
что они должны узнать.

      Составленные самими учащимися СЛС развивают
способности сравнивать факты и явления, делать самостоятельные выводы, т. е.
формируется научное мышление и мировоззрение. Такой прием повышает
эффективность преподавания и учения.

Выполнение таких заданий требует осознанного отношения к
учебному материалу, способствует выработке определенного алгоритма умственных
действий, формирует умение учиться самостоятельно, что способствует достижению
метапредметных результатов обучения.

      Наглядность и логичность схем повышает уровень
понимания учащихся. Структурно-логические схемы дают возможность системно
(связно и полно) представить содержание нового раздела, темы. Это упрощает
усвоение (запоминание) трудного и объемного материала. Схемы позволяют
учащемуся визуально определить необходимый объем знаний по разделу и теме. Схема
выполняет важную роль – формирование у учащихся осознанных, прочных умений и
навыков. При составлении схем у ученика включаются в работу слуховая,
зрительная и смысловая память, которая повышает интеллектуальную активность.

     Практика проведения
уроков по принципу системности в личностно ориентированном обучении показала
возможность:
 
1. вовлечения в работу всех учащихся без
исключения

2. увеличить объем изучаемого материала
3. усилить мотивацию к обучению
4. обеспечить самоконтроль учащихся
5. закрепить знания и умения в процессе изучения
материала

6. дать большую самостоятельность
7. расширить логические способности и
познавательную активность учащегося

8. развивать нравственное сознание и самосознание
9. включать ученика в мыслительный процесс для
получения самостоятельного удовлетворительного результата.
 

Обобщение 
системы:

5 класс

6-7 класс

8-9 класс

10-11класс

-готовые мини схемы

-схематичная запись выводов

– обобщающие таблицы

– схемы фрагментов уроков

– сравнительные таблицы

– активное участие в составление систем на уроке

– самостоятельное моделирование различных систем

       
описание схем, рисунков

– работа с текстом

– краткие ответы

самостоятельное

составление таблиц, мини схем

             
развернутые ответы по плану

– выделение главной мысли в тексте (анализ фрагмента текста)

             
развернутые ответы с использованием систем и без них

– анализ текста

– владение всеми формами работ

      Применение
в учебно-воспитательном процессе описанной выше технологической модели
соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении,
позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной
самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных
способностей.

Пример использования СЛС в учебном
процессе: 

Тема урока по обществознанию в 8
классе «Человек-существо биосоциальное» (с применением элементов технологии
критического мышления).

Цель: 

  1. Создать
    условия для систематизации и контроля качества знаний учащихся по
    изучаемому разделу.

Задачи:

1. Учебная:  закрепить, систематизировать
знания учащихся о том, что человек – существо биосоциальное, о его
деятельности, потребностях, способностях, характере и т.д.

2. Развивающая: 
 дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения
анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку
зрения;  развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и
давать обоснованные оценки,  способствовать развитию познавательного
интереса. 

3. Воспитательная:  развитие
навыков культуры общения,  социального кругозора.

План
урока

  1. Организационный
    момент, сообщение темы и целей урока.
  2. Систематизация
    и проверка знаний учащихся по изученному разделу, составление схемы.
  3. Подведение
    итогов, оценивание.

Ход урока.

1.     
Постановка
цели и проблемы урока перед учащимися.

Нам предстоит
вспомнить и закрепить полученные знания о человеке, его деятельности,
потребностях, способностях, культуре. Для этого необходимо выполнить
задание по составлению структурно-логической схемы.

2.      – Подумайте, что вы
уже знаете о данном предмете?

     На
чистых листочках напишите слова или словосочетания связанные с предметом
изучения или характеризующие его (составление кластера).

     Из
другой стопы выберите слова, которые с вашей точки зрения, также могут
характеризовать изучаемый предмет, но при этом рядом со словом, которое вы
выбираете нужно  поставить определенный знак: “+” я это
знаю;    “-” я так не думал;  “?” не понял;  “НИ”
новая информация, а остальные уберите в сторону.

 – Почему вы
написали или выбрали данные характеристики?

 – Какие слова
для вас непонятны или не известны?

На следующем этапе
работы вам необходимо составить из данных слов
структурно-логическую схему (работа в группах, индивидуально):

1. Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это
будет основа нашей схемы.

2. Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об
этом рассказать. Это будут слова № 2.

3. Оставшиеся слова (слова № 3) разбейте на группы. Во
главе каждой группы должно стоять слово № 2.

Помните, что
каждое слово должно соединяться с другим линией.

Слово 1 группе

Слово 2 группе.  

Проверка полученных схем. Занесение схемы в тетрадь.

Сделайте Вывод (Прочитайте схему).

Обратимся к схеме. Подведем итог – один из важных моментов
урока на любой ступени обучения.

III. Подведение итогов.
Выставление оценок.
 

Список
литературы:

1.      Айсмонтас Б. Б. О комплексном
научно-методическом обеспечении учебной дисциплины (на примере «Педагогической
психологии») // Психология и педагогика. Вып.5. Международный сборник
научных трудов. — М., МОСУ, 2002.

2.      Выготский, Л. С. Мышление и речь. //
Собр. соч.: Т. 2. — М., 1982. — 5- 561 с.

3.      Гальперин, П. Я. Методы обучения
и умственное развитие ребенка — М., 1985.

4.       Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта.
Психология мышления. / Дж. Гилфорд. — М.: Прогресс, 1965. — 210 с.

5.     
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном
конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.

6.     
Селевко Г.К. Альтернативные
педагогические технологии. – М: НИИ школьных   

             технологий, 2005. – 224 с.

7.     
Селевко Г.К. Педагогические
технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. –
М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

Статья: «Опорные схемы по русскому языку как средство повышения эффективности усвоения учебного материала»

Автор:

Катаева Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Санкт – Петербурга ГБОУ школа № 430 Петродворцового района

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.

Поэтому одной из задач учителя является воспитание жизнеспособной личности – человека, который определил в жизни духовно-нравственные приоритеты, самоутвердился, реализовал свои задатки и творческие возможности, который гармоничен и гибок в современных условиях. В создавшейся ситуации естественным стало появление разнообразных личностно – ориентированных технологий.

Одним из приоритетных направлений развития системы образования на современном этапе является повышение качества образования. Именно так данная проблема сформулирована в Программе развития образования. Решение этой проблемы во многом зависит от уровня подготовленности педагогических кадров, их умения работать по-новому. Сейчас в школьной практике применяется много новаций. Большинство современных образовательных технологий предполагает организацию на уроке активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность детей, особо востребованная в современном мире.

По программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

В свете введения ФГОС идея по использованию опорных сигналов приобретает особую актуальность. Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей.

Кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде – это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.

Учителю необходимо помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике.

Не всех учащихся удаётся заставить заучивать многочисленные правила; использование опорных схем обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний, кроме того, если использовать опорные схемы в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков, можно добиться свободы оперирования ими при выполнении практических работ.

Опорные схемы, которые я хочу представить, являются продуктом моей педагогической деятельности. При изучении теоретического материала дети не видят главного в материале параграфа, не могут составить ответ по предложенному вопросу; в крайнем случае, пересказывают содержание параграфа целиком.

Для более продуктивного усвоения и запоминания теоретического материала возникла идея использования опорных схемах, главным содержанием которых является материал определённого параграфа для учащихся 5-х классов; в 6 классе происходит дополнение и объединение учебного материала по теме; учащиеся 7- 8-х классов могут составлять схемы самостоятельно на основе тех, что были отработаны в предыдущих классах.

Использование опорных схем в данной ситуации очень уместно. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика – это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

Трудно добиться результатов при изучении русского языка, если школьники неактивны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.

Для повышения эффективности урока необходимо найти нетрадиционные формы и методы обучения, но всё новое – это хорошо забытое старое. И в этом случае нам может помочь опыт известных педагогов-новаторов.

 Теоретической базой моего опыта является, прежде всего, опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова и его последователя – Ю.С. Меженко. Идея их методики – увеличение объема изучаемого материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов».

Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных сигналов. Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

Цель метода опорных сигналов отвечает всем современным требованиям:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
  • Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
  • Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
  • Повышение интереса к изучаемому материалу.

Интеграция с ИКТ- технологиями (преобразование текстовой информацию в цифровую в виде презентаций). Компьютерная (информационная) технология, основанная на эффективности организации и управления процессом обучения, тесно взаимосвязана с технологией обучения на основе конспектов и опорных сигналов В.Ф.Шаталова, способствующей активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Метод опорных конспектов разработал и воплотил на практике Виктор Федорович Шаталов – народный учитель СССР, профессор. Он показал огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно – урочного обучения.

В.Ф. Шаталов обучал разных детей, с любыми индивидуальными данными.

Принципы методики :

-многократное повторение, обязательный поэтапный контроль , высокий уровень трудности , изучение крупными блоками ;

-личностно ориентированный подход;

-гуманизм ( все дети талантливы );

-учение без принуждения;

-бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, наличие перспективы для исправления, роста;

-соединение обучения и воспитания.

По его мнению, необходимо найти путь к каждому ученику. « Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитывать в нем чувство человеческого достоинства. От веры учителя в возможности своего ученика, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания».

Особенности содержания:

-материал вводится крупными дозами;

-поблочная компонента материала;

-оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов;

-опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражена подлежащая усвоению информация.

Итак, опорные сигналы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.

Ю. С. Меженко определил главную задачу опорных сигналов, которая заключается в «облегчении понимания новой информации, закреплении её благодаря тесному взаимодействию различных видов памяти: зрительной, образной, словесно-логической, ассоциативной, мнемонической, моторной (двигательной)». Практика Ю. С. Меженко показала, что использование данного средства для изучения теоретического материала по русскому языку дает возможность запомнить и осознать целый блок информации за более короткий срок, чем при ее разделении, сохраняя при этом целостность самого материала и его восприятия, а также логическую взаимосвязь отдельных опорных сигналов.

Такой подход соответствует психологическим особенностям, которые нашли подтверждение в многочисленных экспериментах В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. О. Менчинской и других исследователей. Они доказали эффективность движения от абстрактного к конкретному, раннего сопоставления мелких понятий, а не изолированного изучения каждого из них.

Анализ работ перечисленных педагогов показал, что применение опорных сигналов обуславливается предоставлением ученикам возможности не только усвоить изучаемый материал, но и осознать сам процесс усвоения.

Из всех существующих форм опорных сигналов наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме краткого графического изображения, которое обнажает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определённую языковую проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенной форме. При помощи схемы учащиеся, приученные к языку символов, смогут увидеть логическую закономерность.

Таким образом, схема вносит в процесс обучения некоторую новизну, учит школьников пользоваться особым видом записи теоретического материала. Схема как форма опорных сигналов в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Раскрывая внутри предметные связи (например, связь части речи и написания слова), демонстрируя логическое противопоставление языковых фактов, схема приводит школьников на верный путь рассуждения, к правильному способу решения лингвистической задачи.

Что такое опорная схема?

Опорные схемы – это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Основные функции опорных схем:

  • обобщение и систематизация;
  • снятие социального барьера;
  • оптимизация самостоятельной деятельности.

Схема – опора – опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезает скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме – опоре, выполняя практическое задание.

Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.

Требования к составлению опорных схем

  • Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание. Эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений,
  • При обучении детей следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой:

– обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения;

– заложить основы навыков учебной работы;

– привить интерес к родному языку, к чтению, книге;

– сформировать нравственные и эстетические представления;

способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.

Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным требованиям. В соответствии с этим, этот метод используется во всех классах. Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным окружающим, овладеть языковой компетенцией.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью схем работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении схем как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность. И в то же время, требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.

Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно обдуманная работа, которую лучше всего проводить в чёткой и продуманной системе. Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

На что мы ориентируемся на уроке? На то, что ученик уже знает. Но при этом забываем, что уже известное — это средний уровень трудности. А обучение возможно только при развитии, то есть при высоком уровне трудности, и этот уровень для каждого индивидуален. Индивидуально и восприятие. Поэтому, если поставить проблему, выдвинуть гипотезу и организовать самостоятельный поиск-исследование, то ученик открывает для себя заново уже знакомое, или, взяв в руки учебник, начинает чтение в ожидании самостоятельных открытий. Симон Львович Соловейчик писал о том, что «ни у одного ребенка не должно быть груза незнания за плечами. Тяжел ему этот мешок, бросает он его. И к восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка бумаги, отпавший от учения».

Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.

Методы и приёмы использования схем на уроках

Опорные схемы представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению.

В процессе работы по опорным схемам необходимо учитывать:

  • этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы;
  • их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы, алгоритма;

Такая работа должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не “зазубриванию” его. Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже “слабые” учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить материал. Схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала.

Работая со схемой на уроке, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа. При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно, сознание находится в непрерывном развитии.

Схема на уроке может:

– подготовить восприятие;

– являться средством осмысления нового или обобщения и закрепления старого.

Схема уместна на разных этапах обучения:

– при вводе нового понятия;

 – при знакомстве с орфографическим правилом;

– при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

Таким образом, опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Причем все действенно и оперативно.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.

Для формирования функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.

Личностные результаты:

Использование предложенных схем позволяет каждому ученику (даже самому неуспешному) так или иначе, получить положительный результат по изучаемому теоретическому материалу, повысить свой рейтинг среди одноклассников, осознать свои возможности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Работая по данным схемам, учащиеся получают навык регуляции своих учебных действий; формируют умение выполнять задания по предложенным критериям; оценивать полноту выполненного задания.

Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:

– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);

– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);

– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;

– система работы с различными словарями.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

В результате работы с опорными схемами обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.

Выводы:

Ускоренное  изучение  теоретического  материала с помощью опорных схем дает значительную экономию  учебного  времени, снимает с повестки дня  проблемы  перегрузки и  низкой  успеваемости  учащихся.

Значительно увеличивается объём изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания и умения по предмету

Опорные  схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в  условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.

 Применение данной технологии способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Практическое использование опорных схем на уроках русского языка

Разработка системы заданий по опорным схемам.

Место применения: урочная и внеурочная деятельность.

Классы: 5 – 9

Цель схемы-таблицы: помочь запомнить учебный материал и использовать его в своей практической деятельности

Структура:

  • Схемы, составленные учителем по определённой теме – 5 класс
  • Объединённые схемы, составленные учителем и сильными учащимися по расширенной тематике – 6, 7 классы
  • Схемы, составленные учащимися самостоятельно –  7, 8 классы

Общая характеристика.

Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц. Именно использование схем на уроке позволяет снять страх у ученика перед неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если при ответе он смотрит на опорную схему. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти. Схемы – способ внешней организации мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что-то скажет. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока – они читают их по схемам.

Практика показывает, что эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия.

На начальном этапе для учащихся 5-х классов составляю схемы в соответствии с материалом определённого параграфа или темы.

(Приложение 1).

На следующий год обучения, когда происходит расширение тем, составляем таблицы с учётом изученного и нового материала вместе с сильными учениками. Это 6-7 классы.

Постепенно к 8 классу все учащиеся уже могут составлять такие схемы самостоятельно. В начале учебного года распределяем темы между учениками, и они постепенно оформляют материал самостоятельно. В сильных классах такую работу можно начинать уже в 7 классе.

(Приложение 2)

Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.

Варианты использования схем:

  • Прохождение нового материала (схема заполняется на уроке полностью или частично).
  • В качестве домашнего задания (схема заполняется дома самостоятельно целиком в соответствии с материалом параграфа).
  • Опора во время устного ответа (работа в парах)
  • Опора во время выполнения письменного задания (не контроль)
  • Опора во время сдачи зачётов (для слабых учащихся)

Результаты использования опорных схем

Учащиеся, в обучении которых применялись опорные схемы, имеют более высокие показатели по ВПР, промежуточной аттестации по сравнению с классами, где такая работа не велась.

Составленные опорные схемы представляют собой краткий курс морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, лексики, фонетики, морфемики и словообразования в таблицах, схемах и алгоритмах, что позволяет оптимизировать изучение и повторение этих разделов.

Выводы:

1. Ценность технологии заключается в следующем:

– лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);

– структурность;

– удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.)

2.  Использование опорных схем на уроках помогает детям освоить навыки аналитической работы с текстом учебника, помогает в запоминании учебного материала, развивает логическое мышление.

3. Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный труд. Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в свои силы. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала.

Рекомендации к применению:

  • Применять данную систему работы возможно в любом классе основной школы.
  • Наиболее эффективно будет применение данных опорных схем в работе с детьми с ОВЗ или малоуспешными.
  • Только системное применение этой методики даст значимый результат.

В заключение хочется отметить, что не следует преувеличивать роль опорных конспектов и считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических и пунктуационных умений. Выбор способов обучения зависит от многих факторов: типа учебного материала, особенностей интеллектуального развития детей в классе, индивидуальности самого учителя.

Имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить проблему успешного обучения русскому языку или другому предмету, если подходить к ним, как и к другим способам обучения,

творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и условиями его изучения.

Использование схем является одним из приёмов, облегчающих понимание учебного материала, в данном случае по русскому языку. При использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает не только слуховую, но и зрительную память, схема облегчает восприятие теоретического материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, что положительно сказывается на учебных достижениях ученика, делает его более успешным.

Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы; помогает прочному усвоению, запоминанию; правильно установить природные и пространственные связи, взаимоотношения предметов и явлений, полезна для применения сравнений, как способ проверки знаний, развивает логическую последовательность мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к изучаемому материалу.

Поэтому я считаю, что метод составления опорных схем на уроках   является очень актуальным и отвечает всем требованиям по организации образовательного процесса по ФГОС. Кроме этого, положительные результаты, которые получены мной в процессе работы с опорными схемами, говорят об эффективности использования данного метода.

Завершая анализ своего опыта работы с опорными схемами, хочу отметить, что педагогическое творчество чаще всего и состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, класса, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.

Приложение 1.

Опорная схема для 5 – 6 классов

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

  1. Причастия делятся на две группы:………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

  1. Признак действительных причастий……………………………………………………

Действительные причастия имеют форму………………………………………………..времени.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени…………………………………….

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени…………………………………..

Признак страдательных причастий………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………….

Страдательные причастия имеют форму……………………………………………… времени

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени…………………………………..

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени…………………………………….

Имя существительное как часть речи. Род, склонение, число, падеж имени существительного. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

  1. Имя существительное – это……………………………………………………………………
  2. Имя существительное  имеет грамматические (морфологические) признаки: постоянные и непостоянные.
  3. Постоянные признаки: род, склонение.
  • Существительные бывают ……………………………………………………………………рода.

Примеры:……………………………………………………………………………………………

Бывают существительные общего рода на……………………………………………………………………

  • Существительные имеют ………………………..склонения.

К ………………………..склонению относятся существительные…………………………

Примеры:………………………………………………………………………………………………

Ко …………………………..склонению относятся существительные……………………..

Примеры:……………………………………………………………………………………………………

К …………………………склонению  относятся………………………………………………

Примеры:……………………………………………………………………………………………………

Приложение 2.

Опорная схема для 6-7 классов

Правописание Ь на конце слов после шипящих в разных частях речи.

Существительное

Прилагательное

Наречие

Глагол

Ь пишется

1.В существительных

 3 склонения женского рода (ночь)

Примеры:…………….

1.На конце всех наречий (прочь)

Примеры:…………………..

1.В неопределённой форме глагола (беречь)

Примеры:……………………..

2.В окончаниях глаголов

2 лица единственного числа настоящего или будущего времени (помоешь)

Примеры:…………………….

3.В глаголах повелительного наклонения (спрячь)

Примеры:……………………..

Ь не пишется

1.В существительных 1 и 2 склонения (луч)

Примеры: ……………………..

2.В существительных 1 склонения родительного падежа множественного числа (много туч)

Примеры:……………………..

1.В кратких прилагательных (горяч)

Примеры:……………………….

1.В словах – исключениях

УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ

ПРИМЕЧАНИЕ: После слова «примеры» добавить свои примеры (не менее трёх) по аналогии со словами в скобках.

Добавить комментарий