В 4 классе изучают четыре вида предложений, смотрите примеры предложений, название каждого вида предложений и схемы каждого предложения.
1 Простое предложение состоит из одной основы, подлежащее и сказуемое.
Схема простого предложения выглядит так
2 Предложение с однородными именами. Однородные члены предложения обозначаются одинаково и относятся к одной части речи, схема
3 Сложные предложения с союзами и, а, но. Союзы и, а, но отделяют составные части. предложения. Примеры сложных предложений с союзами и, а, но
= Я стояла, а белка смотрела на меня.
= Идет дождь, но птицы не спешат улетать.
= Солнышко сильно припекало, и мы всей толпой быстро побежали на речку.
3 Предложения с прямой речью
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
4 класс схемы предложений в русском языке, примеры
1 ответ:
1
0
В 4 классе изучают четыре вида предложений, смотрите примеры предложений, название каждого вида предложений и схемы каждого предложения.
1 Простое предложение состоит из одной основы, подлежащее и сказуемое.
Схема простого предложения выглядит так
2 Предложение с однородными именами. Однородные члены предложения обозначаются одинаково и относятся к одной части речи, схема
3 Сложные предложения с союзами и, а, но. Союзы и, а, но отделяют составные части. предложения. Примеры сложных предложений с союзами и, а, но
= Я стояла, а белка смотрела на меня.
= Идет дождь, но птицы не спешат улетать.
= Солнышко сильно припекало, и мы всей толпой быстро побежали на речку.
3 Предложения с прямой речью
Читайте также
Картина Игоря Грабаря “Февральская глазурь” производит впечатление даже на скромной иллюстрации в учебнике.
На этом полотне мы видим уголок березового леса, опушку, перед лесной поляной, нарисованный художником в феврале.
Вокруг еще лежит снег, но ярко светит солнце, а небо над головой очень синее. Такое, что кажется бездонным. Такое небо говорит нам о том, что уже скоро наступит весна, да и сейчас снег под деревьями утратил первозданную белизну. Он тоже посинел и покраснел под лучами солнца.
Мне эта картина понравилась именно необычными цветами, которые использовал художник. Необычное освещение делает ее веселой, радостной.
Приступаем к выполнению упражнения 10 из РТ (2 часть – Климанова – бабушкина) для 4-го класса. Для этого составим (нарисуем) таблицу-подсказку, куда внесем все падежи и соответствующие им вопросы. При этом выделим вопрос для одушевленных предметов и неодушевленных. Т.к. наше задание предусматривает склонение слов: сосна-речка-дождь-по<wbr />ле-степь-роль только в форме единственного числа, то и табличный вариант будет сделан под это условие. Смотрим, что получилось:
Т.е. мы можем теперь записать:
- и.п.: повторяем точно такую же цепочку, что стоит в задании, она у нас неизменна
- р.п.: сосны-речки-дождя-по<wbr />ля-степи-роли
- д.п.: сосне-речке-дождю-по<wbr />лю-степи-роли
- в.п.: сосну-речку-дождь-по<wbr />ле-степь-роль
- т.п.: сосной-речкой-дождём<wbr />-полем-степью-ролью
- п.п.: о сосне-речке-дожде-по<wbr />ле-роли
Обратите внимание, все наши существительные были неодушевленными, т.е. при постановке вопроса, следовало обращаться ко второй колонке из нашей таблицы.
Идем далее, выделяем окончания и ставим ударения, определяя их ударность/безударнос<wbr />ть. Смотрим следующий рисунок:
Выделенные слова потому являются помощниками, что они имеют ударные окончания для своей категории склонения (1, 2 или 3), поэтому когда вы пишите слово из той же группы, но сомневаетесь в написании безударной гласной в окончании, обращайтесь за помощью к опорным словечкам, где гласная буковка в окончании – ударная.
Немного подумаем и начинаем выстраивать крепкий и хороший мостик из слов, сразу бросилось в глаза слово “мудрец” и поняв что это последнее слово все быстро собралось.
Вот какой мостик получился :папа-арбуз-зебра-ав<wbr />тор-разум-малыш-шуруп<wbr />-повар-режим-мудрец.
Вставляем слова в мост и получаем ответ на нужное нам задание.
Можно представить, как отец и сын искали в альбомах снимок, который они сделали, например, прошлым летом. И вдруг мальчик воскликнул:
– Ой, смотри, какая жёлтая фотография!
– Просто очень старая, вот и пожелтела от времени.
– Папа, а кто это на ней?
– Твой прадед и мой дедушка Павел Игнатьевич. Он работал лесником. Когда я был маленький, часто к нему приезжал.
– Куда? Неужели в лес?
– Конечно, в лес, точнее в тайгу. Мы собирали грибы и ягоды, ходили на рыбалку. В его избушке вместе с ним жили то ёжики, то зайцы, то птицы. Всех их, больных или раненых он в лесу подбирал и выхаживал.
– Повезло же тебе, папочка. А почему на фотографии мой прадед в военной форме?
– Так он ведь воевал, дошёл до Берлина, был награждён много раз. Когда началась Великая Отечественная война, ему было семнадцать лет. Но он пришёл в военкомат и, сказав, что ему восемнадцать, ушёл на фронт добровольцем.
– Героический у меня прадедушка! Давай будущим летом поедем в его тайгу, а не на море.
– Давай, сынок, давай.
<hr />
Тут ещё один диалог на тему «Решение трудной математической задачи»
Как написать текст поздравления с 8 марта:
Дорогая и горячо любимая сестренка!
От всей души поздравляю тебя с нашим праздником, международным женским днем 8 марта!
Это самый важный для нас праздник в году. День, когда мы вправе рассчитывать на исполнение самых заветных мечтаний, день, когда нас должны баловать и угождать.
Я желаю тебе в этот день быть самой красивой, самой веселой и самой счастливой! Желаю, чтобы все что ты хотела исполнилось, чтобы твои мечты сбылись и чтобы в этот день тебя ждало множество приятных сюрпризов!
Пусть у тебя будет весеннее настроение и море цветов!
Еще раз с праздником!
Технологическая карта урока общеметодологической
направленности
1. Ф.И.О. учителя:
Куштель Татьяна Николаевна
2. Класс: 4 В класс. Дата: 25.10.2016 г. Предмет: русский язык.
3. Тема урока: «Построение
схем простого и сложного предложения».
4. Место и роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок по теме «Простое предложение с однородными членами и
сложное предложение»
5. Цель урока:
Создание условий для развития у учащихся умения преобразовывать информацию из
текстовой формы в схематическую.
Задачи:
1. Создать среду для формирования у учащихся умений составлять алгоритмы
(репродуктивный уровень).
2. Развивать навык работы по составлению схем предложений (продуктивный
уровень).
Этапы |
Содержание |
Содержание |
Формирование |
|||||||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной (2 мин.) Цель: выработка |
Великий русский – Вы согласны с ним? – Почему? – Ребята, а вам – А для чего нужно – А вы можете изучать – Сегодня мы продолжим – Откройте тетрадь, |
Отвечают на вопросы. Комментированная |
||||||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование (7 мин.) Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней |
Перед вами два предложения: а) внимательно прочитайте; б) спишите; в) поставьте, где нужно запятые; г) составьте схемы предложений. Кривоклювый Капитан пел целыми днями и Синицы садились на крышу клетки сыпали на – Оцените свою работу. Поставьте знак «+»
|
Записывают предложения. Проверка задания по образцу. Дети проводят самооценку. |
Диагностика |
|||||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения. (2 мин.) Цель: локализация |
– У кого всё получилось? – Что не получилось? – Почему? – Над чем ещё предстоит поработать? |
Называют затруднения. |
Анализ уровня сформированности умения |
|||||||||||||||||
4.Построение проекта выхода из (2 мин.) Цель: постановка |
– Давайте теперь попробуем сами – Какие цели перед собой поставим? – Что для этого нужно сделать? |
Построение Научиться составлять схемы простых и Вспомнить |
Формулирование плана по формированию умений |
|||||||||||||||||
5.Реализация построенного проекта. (6 мин.) Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе |
Работа по составлению – У вас на столах есть «Как нужно действовать, чтобы правильно составить схему предложения» 1. Внимательно читаю __________________ 2. Нахожу и подчеркиваю _______________ 3. Считаю _____________________________ 4. Если предложение ____________________, 5. Ставлю _____________________________ между частями сложного предложения. 6. Нахожу и обозначаю __________________, (если есть) 7. Если однородные члены соединены без Если однородные члены соединены при помощи одиночного 8. Составляю __________________________. – Что у вас получилось? -Для чего составили алгоритм? |
Составляют алгоритм. (Алгоритм – точно определённая Дети |
Умение обобщать |
|||||||||||||||||
6. Первичное закрепление с (2 мин.) Цель: закрепление |
– Какие действия нужно выполнить, чтобы – Кто справился – У кого |
Проговаривают пошаговое действие. Сравнивание с эталоном. Проговаривают действия, которые вызвали |
Формирование умения составлять |
|||||||||||||||||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой (8 мин.) Цель: интериоризация* нового способа действия, применение нового знание в |
1) Запишите предложение под диктовку. Пользуясь Мальчик и служанка сейчас же выбежали на 2) Выполните задание в рабочей тетради с.18 № 6, №7. – Какая схема соответствует данному – У кого возникли трудности? – Что |
Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу. Дети читают каждую схему и находят Дети выявляют причины |
Формирование умения работы по алгоритму. |
|||||||||||||||||
8.Включения в систему знаний и повторения (6 мин.) Цель: применение |
– Ребята, представьте, вы – юные лингвисты. – Кто такие лингвисты? – Сейчас, вы, используя все свои знания, – Работать будете в группах. (1 и 2 группы составят схемы сложных – У вас на столах все необходимое: листы, – У вас на эту работу будет отведено 5 – Я предлагаю вам вывесить свои работы на |
Лингвист – языковед, изучают законы Дети работают в группах, составляют Презентация работ. |
Формирование |
|||||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на (5 мин.) Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание |
– Чему должны были научиться на уроке? – Что для этого мы сделали? – Мы достигли своей цели? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Ребята, скажите, умение составлять – Где ещё могут понадобиться эти умения? – Я предлагаю вам оценить свою работу на
– У кого всё получилось? – Какие Домашнее • Для тех, у • Те ребята, |
Научиться составлять схемы простых и сложных Составили алгоритм. Отвечают, где можно использовать Проводят самооценку на основе критерия Учитель собирает таблички с целью |
Диагностика уровня сформированности |
Дидактический материал для синтаксического разбора предложения
4 класс
- На верхушке дерева висели гроздья румяных ягод.
- Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.
- Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры.
- Тропинка привела нас в лесную глушь.
- Под корнями старой сосны бил холодный ключ.
- Высоко в голубом небе звенит радостная песня жаворонка.
- Лёгкие игрушки висят на ветках зелёной красавицы.
- Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики.
- Смолистые шишки украшают вершины пушистых елей.
10.Чудесный рисунок нанесли на ткань золотые руки мастериц
11.Горячее солнце заливает землю яркими лучами.
12.Тихие речушки протекают в лесной глуши.
13.Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам.
14.Первый луч солнца пробил тяжёлые тучи и осветил лестницу.
15.Лёгкий мороз покрыл лужицы прозрачным льдом.
16.На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.
17.Солнечные зайчики запрыгали по поверхности реки.
18.На краю леса сидят на ветках берёзы чёрные тетерева
Русский язык, 4 класс
Урок № 10.
Тема:Предложения простые и сложные.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель нашего урока – узнать, что такое сложное предложение.
Задачи:
- Научиться различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.
- Научиться составлять из двух простых предложений одно сложное и разделять запятой части сложного предложения.
Результаты:
- Узнаем, что такое сложное предложение.
- Научимся ставить знаки препинания внутри сложного предложения.
- Потренируемся строить сложные предложения.
Тезаурус
Простые предложения состоят из одной грамматической основы.
Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений и представляют собой единое целое.
Союз соединяет части сложного предложения, но обычно не является членом предложения.
Список литературы
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На прошлом уроке мы говорили, что составление предложений похоже на строительство домов. Представьте, что мы построили два дома рядом. Они стоят совсем близко и очень похожи. Почему бы нам не сделать из них один большой дом?
Если два предложения стоят рядом, близки по содержанию и выражают одну мысль, можно объединить их в одно. В этом нам помогут союзы: а, но, и, что, когда и многие другие. Такие предложения с двумя грамматическими основами называются сложными. А предложения с одной грамматической основой – простыми.
Как и простое, сложное предложение представляет собой единое целое. Предложения, которые выходят в его состав, связаны по смыслу и интонацией. Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой. Запятая ставится перед союзами, которые соединяют части сложного предложения.
- Прочитайте предложения, обратите внимание на союзы.
У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости.
Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения.
У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу.
Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения.
- Подумайте, для чего нам нужны союзы?
Составим схемы этих предложений:
У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости.
[], и [].
Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения.
[],
[потому что].
У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу.
[], но [].
Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения.
[],
[когда ].
Союзы нужны, чтобы показать связь между простыми предложениями в составе сложного.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Разбор сложных предложений по членам делается так же, как разбор простых. Откройте страницу 149 учебника и вспомните план разбора предложения по членам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1.
Выберите сложное предложение.
- На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.
- Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.
- Пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
Задание 2. Подберите схему к каждому предложению:
1. Как-то днём Винни – Пух прогуливался по лесу и ворчал себе под нос новую песенку.
2. Винни – Пух вставал рано, по утрам он старательно занимался гимнастикой.
3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.
1.
2.
3.
Задание 3. Выделите в предложениях главные члены.
На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.
Задание 4. Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:
- Осень приближается небо часто хмурится.
- Дождь прошел и выглянуло солнце.
Задание 5. Впишите союзы и, а, но. Поставьте запятые.
Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о далёких океанах.
Задание 6. Из простых предложений составьте сложные, используя союзы поэтому и потому что:
- В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека.
- С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики.
- «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.
Задание 7. Составьте схемы предложений.
- Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане.
- Сегодня я поеду к бабушке.
- Я не видел реки великолепнее Енисея.
- Наступили холода, и по утрам лужицы покрываются хрупким льдом.
Задание 8. Соотнесите первую часть предложения со второй.
- С утра он любил пить только воду,
- После дождя дети хотели пойти гулять,
- Миша любит футбол,
- поэтому отказался от сока
- но дождь не прекращался
- а Маша читать книги
Задание 9. Спишите предложение:
С утра он любил пить только воду, поэтому отказался от сока
Задание 10. Вставьте пропущенные буквы.
1.В моро.. снег сухой. Нельзя л..пить сне..ки .
2. Б..льшой сла..кий арбу.. вырос на гря..ке
3. Я люблю свою лоша..ку, прич..шу ей шёрстку гла..ко.
4.Шура упал на сколь..кой доро..ке и поранил руку.
5. На руке у мальчика мя..кая повя..ка.
Задание 11. Вставьте пропущенные запятые в текст.
Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке.
Задание 12. Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст. При списывании расставляй нужные знаки препинания и пропущенные буквы.
послышался, птичий, вдруг, крик;
поднял, журавлей, увидел, гол…ву, и, я;
над, покружили, (В, в)олгой, горизонтом, за, скрылись, птицы.
Задание 13.
Составьте предложения по схемам:
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Вариант 1
Выберите неверное высказывание:
- В простом предложении одна грамматическая основа.
- Части сложного предложения могут соединяться интонацией.
- Перед союзом И в сложном.
2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:
1.Мама устает, потому что она тяжело работает.
2.Солнце восходит, начинается утро.
3. Подул сильный ветер, листья с берез полетел на землю.
3. Сколько простых предложений в тексте?
Пухлыми перинами полегли седые мхи, а по ним волнами переливаются зрелые ягоды красной клюквы. Вянет лес. Корни не подают больше сока, и солнце уже стало не нужно деревьям. Перекрашивается, желтеет зелень. От родимой ветки оторвался и полетел золотой лист.
1) одно 2) два 3) три
Вариант 2.
1. Выберите неверное высказывание:
- Части сложного предложения могут соединяться союзом.
- Перед союзом и в сложном предложении запятая не ставится.
- В простом предложении одна грамматическая основа.
2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:
1. Выглянуло солнце, и стало тепло.
2. Я устал, пойду лягу спать.
3. Мы с семьей ходили прыгать на батуте, потом ели мороженое.
3. Сколько простых предложений в тексте?
Я вышел на крыльцо. Целая семья ежей спокойно прогуливалась по утоптанной дорожке. Впереди шел старый большой Ёж, а за ним шла мама Ежиха. И маленькими комочками катились ежата.
- одно 2) два 3) три
ОТВЕТЫ:
Задание 1.
2
Задание 2.
1-3
2-1
3-2
Задание 3.
На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.
Второе сложное.
Задание 4.
- Осень приближается, небо часто хмурится.
- Дождь прошел, и выглянуло солнце.
Задание 5.
Шарик в воду залезал, а дядя Фёдор его намыливал и шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил и грустил о далёких океанах.
Задание 6.
- В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы, потому что знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека.
- С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка, потому что М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики.
- «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке, поэтому мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.
Задание 7.
- [______ ______], [[______ ______, ______].
- [______ ______].
- [______ ______].
- [______ ______], и [[______ ______].
Задание 8.
1-1, 2-2, 3-3
Задание 10.
1.В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки.
2. Большой сладкий арбуз вырос на грядке
3. Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко.
4.Шура упал на скользкой дорожке и поранил руку.
5. На руке у мальчика мягкая повязка.
Задание 11.
Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия, а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье, а потом в белой шубке.
Задание 12.
Вдруг послышался птичий крик. Я поднял голову и увидел журавлей. Птицы покружили над Волгой и скрылись за горизонтом.
Контрольный модуль
В-1
1. 3
2. 1
3. 3
В-2
1. 2
2. 1
3.2