Как составить схемы сложноподчиненных предложений примеры

Если составление схем для сложноподчиненных предложений все еще представляет для вас сложность, прочитайте внимательно эту статью. В ей собраны примеры сложноподчиненных предложений со схемами всех возможных видов. Вдумчиво ознакомьтесь с ними – и задача составить схему для сложного предложения больше не покажется вам трудной.

Дальше, чтобы было проще читать, мы будем время от времени использовать аббревиатуру СПП для обозначения сложноподчиненных предложений.

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненным называют предложение, предикативные части которого находятся в неравных отношениях по отношению друг к другу. Одна из частей является главной, другая (другие) – придаточной, т.е. зависимой от главной. Подчинение придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Кроме того, придаточное предложение может относится ко всему главному предложению в целом (то есть распространять его) либо к какому-то слову в его составе.

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Типы сложноподчиненных предложений по значению

В зависимости от того, какими союзами и союзными словами придаточное предложение присоединяется к главному и какие смысловые отношения складываются между частями СПП, последние разделяются на несколько типов. Чтобы было короче, будем называть типы сложноподчиненных предложений по видам придаточных:

  • Придаточная изъяснительная. Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли.

    Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.

    [ … ], (что …).

  • Придаточная определительная. Связь с главным предложением осуществляется с помощью союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как.

    Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.

    [ … ], (чей …).

  • Придаточная присоединительная. Связь с главным предложением осуществляется при помощи союзных слов отчего, почему, зачем, всех падежных форм слова что.

    Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.

    [ … ], (зачем …).

  • Придаточная обстоятельственная. Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).

    Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.

    [ … ], (когда …), а ( … ).

Обстоятельственные значения:

    • места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда);

      Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.

      [ … ], (откуда …).

    • времени (средства связи придаточной и главной частей – союзы когда, пока, лишь, только);

      И она все звала и плакала, плакала и звала, пока окно, наконец, не открылось.

      [ … ], (пока …).

    • условия (средства связи придаточной и главной частей – союз если и т.п.);

      Если сейчас пойти прямо, на углу повернуть направо, то сможете выйти прямо к библиотеке.

      (если …), [то … ].

    • причины (средства связи придаточной и главной частей – союзы потому что, так как);

      Дети часто поступают против воли родителей, потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.

      [ … ], (потому что…).

    • цели (средство связи придаточной и главной частей – союз чтобы);

      Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.

      (чтобы …), [ … ].

    • следствия (средство связи придаточной и главной частей – союз так что);

      Актер много готовился к прослушиванию, так что он смог получить роль.

      [ … ], (так что…).

    • уступки (средство связи придаточной и главной частей – союз хотя);

Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре, управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.

(хотя …), [ … ].

  • сравнения (средства связи придаточной и главной частей – союзы как, будто, словно, чем);

    Все кружилось и плыло перед глазами, будто дурацкая цветная карусель завертела меня по кругу.

    [ … ], (будто …).

  • меры и степени (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы и союзные слова сколько, насколько);

    Не могу выразить словами, насколько все эти люди благодарны вам за своевременную помощь!

    [ … ], (насколько …).

  • образа действия (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы, будто, как, точно, как будто, словно и союзное слово как).

    Соберись с духом и танцуй так, будто во всем большом зале нет ни одного человека.

    [ … ], (будто …).

Положение придаточного предложения в СПП

Как вы могли обратить внимание, глядя на сложноподчиненные предложения со схемами, положения главного и придаточного предложений не закреплены жестко, можно придумать несколько разнообразных комбинаций.

  • Придаточное предложение может располагаться перед главным:

    Какие бы сложности не поджидали на пути, ты должен упорно идти к своей заветной цели!

    (какие …), [ … ].

  • Придаточное предложение может располагаться после главного:

    Сходи к маме, попроси, чтобы она нам помогла.

    [ … ], (чтобы …).

  • Придаточное предложение может быть включено внутрь главного:

    Всюду, куда бы мы ни пошли, нас провожали удивленными взглядами.

    [ …, (куда …), … ].

Очевидно, что придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.

Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные).

Блок -схемы (1)

Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:

  • Однородное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному (или к какому-то слову в его составе). Кроме этого они отвечают на один вопрос. И между собой придаточные связаны по тому же принципу, что и однородные члены предложения.

    Дети притопывали ногами от нетерпения и не могли дождаться, когда же уже пора будет отправляться, когда же они, наконец, увидят море, когда все смогут вдоволь набегаться по берегу.

    Predlozhenija1

  • Параллельное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному. Но отвечают на разные вопросы.

    Когда пришла ее очередь выбирать, Оля взяла ту коробку, которая первой попалась ей под руку.

    Predlozhenija2

  • Последовательное подчинение. Одно придаточное предложение присоединяется к главному (его называют придаточным первой степени). Другое придаточное, второй степени, присоединяется к придаточному предложению первой степени. Кстати, при этом виде подчинения одно придаточное может быть включено в состав другого.

    Ребята решили, что все вместе сами справятся со сложной задачей, которую мужественно решил взвалить на свои плечи Миша.

    Predlozhenija3

Схема разбора сложноподчиненного предложения

Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.

Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.

Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:

  1. Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.
  2. Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.
  3. Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.
  4. Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.
  5. Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.
  6. Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.
  7. Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).
  8. Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.
  9. Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.
  10. Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.
  11. Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.
  12. И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.

Чтобы было понятнее, образец разбора сложноподчиненного предложения:

Predlozhenija5

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Это сложноподчиненное предложение, в состав которого входит четыре простых предложения. Средства связи: интонация, союзное слово когда, подчинительный союз что.

СПП состоит из одного главного и трех придаточных предложений: первое (2) и второе (3) придаточные предложения являются определительными, оба распространяют слово день в главном предложений и отвечают на вопрос какой? Между собой связаны сочинительным союзом и. Третье придаточное предложение (4) обстоятельственное (меры и степени), распространяет сказуемое второго придаточного предложения (3) и отвечает на вопросы насколько? в какой мере?

Таким образом, это сложноподчиненное предложение с подчинением придаточных следующих видов: однородным и последовательным.

Predlozhenija4

Резюме

Мы подробно рассмотрели разные схемы сложноподчиненных предложений с примерами. Если вы вдумчиво прочитали статью, никакое задание, связанное с СПП, больше не покажется вам сложным.

Мы также остановились на разновидностях схем СПП (горизонтальные и вертикальные). И, главное, на том, как эти схемы помогут вам правильно сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Поделитесь ссылкой на эту страничку со своими одноклассниками – нужные кнопки найдете под текстом. Пускай они тоже хорошо разберутся в этой теме и заработают хорошие оценки в классе и на экзамене.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Схема сложноподчиненного предложения


Схема сложноподчиненного предложения

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 575.

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 575.

Умение составить схему предложения обязательно не только для того, чтобы делать качественный синтаксический разбор, но и для того, чтобы понимать принципы построения синтаксической единицы и правильно расставлять знаки препинания. Поскольку в сложноподчиненном предложении есть главная и придаточная часть, на схеме они будут обозначаться по-разному. Кроме того, из-за отношений подчинения между частями, часто удобно делать не только стандартную горизонтальную, но и вертикальную схему как более наглядный вариант.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Схема сложного предложения с одной придаточной частью

Это самый простой вариант из всех. Главная часть обозначается квадратными скобками, придаточная – круглыми, запятая выносится за скобки, а подчинительный союз ставится внутри.

Вот несколько примеров со схемами сложноподчиненного предложения, у которого только одна придаточная часть.

Когда все закончилось, сотрудники выдохнули с облегчением.: (Когда…), […] – в данном предложении придаточная часть располагается перед главной, что полностью отражено на схеме.

Сотрудники вздохнули с облегчением, когда все закончилось.: […], (когда…) – здесь придаточная часть стоит после главного предложения, что также понятно из составленной схемы.

Самым сложным случаем является тот, когда главная часть разорвана придаточной. Чтобы это определить, нужно найти основу обоих предложений. На схеме это также отражается специфическим образом.

Вот пример такого предложения.

Сейчас, куда бы мы ни направлялись, нас сопровождала охрана.: [ …, (куда …), … ].

Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением

Если в сложноподчиненном предложении две и более придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако часто используется и обычная горизонтальная схема.

Вот пример предложения с однородным подчинением.

Они ехали к морю в большом нетерпении, дожидаясь часа, когда можно будет выйти из надоевшей машины, когда под ногами окажется теплый песок.: […], (когда…), (когда…). Параллельность этого подчинения на горизонтальной схеме можно подчеркнуть, если от главного предложения провести две стрелки к двум придаточным.

Схема сложноподчиненного предложения с параллельным подчинением

Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть так же, но стрелки будут идти либо от разных слов главного предложения к придаточным, либо придаточные предложения будут отвечать на разные вопросы.

Когда настало время выбирать, Аня закрыла глаза и взяла бумажку, которая лежала на самом дне коробки.: (Когда …), […], (которая …).

Схема сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением

Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть так же, как схема предложения с однородным подчинением, но стрелки будут идти не от главного предложения к придаточным, а от главного – к одному придаточному, а уже от него – ко второму и так далее.

Аня закрыла глаза и взяла бумажку, что лежала на самом дне коробки, в которой до того хранились какие-то вещи.: […], (что …), (которая …).

Разбор сложноподчиненного предложения помогает не только выявить отношения между его частями, но и уточнить, какой смысл вкладывал в данную синтаксическую единицу автор.

Заключение

Что мы узнали?

Чтобы составить схему сложноподчиненного предложения, нужно определить, сколько в нем частей, а также то, какая из них является главной – она будет обозначаться на схеме квадратными скобками. Придаточные части обозначаются круглыми скобками, а союз указывается внутри них, в то время как знак препинания выносится за пределы скобок в любом случае. Если в предложении больше двух частей и необходимо указать на характер подчинения (оно может быть однородным, последовательным или параллельным), для этого используется вертикальная схема или стрелки на горизонтальной.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Людмила Кириллова

    10/10

  • Кувандык Эгамбердиев

    10/10

Оценка статьи

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 575.


А какая ваша оценка?

Павел Ямб

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений.  И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог.

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов.  Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?»  Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Порядок составления схемы предложения

  1. Определить тип предложения по цели высказывания и по интонации. Предложения по цели высказывания делаться: на повествовательные, вопросительные, побудительные. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные.
  2. Найти основу – подлежащее и сказуемое. Основа ‑ это главная мысль предложения, та важная информация, которую мы хотим донести.Составление схемы предложений
  3. Определить тип предложения по строению: простое или сложное.
  4. Разбить сложное предложение на простые составляющие. Отметить границы простых предложений.
  5. Выделить причастный или деепричастный оборот, проследить перечисления.
  6. Определить союзную связь. Проверить правильность применения сочинительного или подчинительного союза.

Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Схемы предложений

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Screenshot_1

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Screenshot_2

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд. Схема предложения следующая

[│О│,…..].

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

[│ВВ│,…..].

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

[│ДО│, Х …].

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

 [ Х,│ ПО│, …..].

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«[П!]»- [а].

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…… ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку.  Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения.

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

[…..], (что ….).

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

[…..], (которым ….).

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

[…..] — […..].

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

 […..], (поэтому ….): [│ВВ│,…], и [….].

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

[…..],

↓ что?

 (что ….),

↓ какой?

 (который ….).

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

                      […..]

↓ когда?                   ↓ зачем?

 (когда ….),             (чтобы ….).

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

                      […..]

↓ что?            ↓ что?            ↓ что?

 (как ….),     (как ….),      (как ….).

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Подарок от нашего художникаНайди 10 отличий
Подарок от нашего художника

Содержание

  1. Схема сложноподчиненного предложения – примеры
  2. Схема сложного предложения одной придаточной частью
  3. Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением
  4. Схема сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением
  5. Что мы узнали?
  6. Сложноподчиненные предложения
  7. Что такое сложноподчиненное предложение
  8. Как его отличить от других сложных
  9. Какие части есть в любом сложноподчиненном предложении
  10. Варианты сложноподчиненных предложений
  11. Виды связи, что значит несколько придаточных
  12. Как отличить главную часть предложения от зависимой, примеры
  13. Сложноподчинённое предложение (СПП)
  14. Что такое сложноподчинённое предложение (СПП)
  15. Особенности сложноподчинённого предложения
  16. СПП с несколькими придаточными
  17. Последовательное подчинение
  18. Параллельное подчинение
  19. Однородное подчинение
  20. Комбинированное подчинение
  21. Типы придаточных в СПП
  22. Определительные
  23. Изъяснительные
  24. Обстоятельственные
  25. Образа действия
  26. Меры и степени
  27. Места
  28. Времени
  29. Причины
  30. Уступки
  31. Условия
  32. Следствия
  33. Сравнения
  34. Присоединительные

Схема сложноподчиненного предложения – примеры

Умение составить схему предложения обязательно не только для того, чтобы делать качественный синтаксический разбор, но и для того, чтобы понимать принципы построения синтаксической единицы и правильно расставлять знаки препинания. Поскольку в сложноподчиненном предложении есть главная и придаточная часть, на схеме они будут обозначаться по-разному. Кроме того, из-за отношений подчинения между частями, часто удобно делать не только стандартную горизонтальную, но и вертикальную схему как более наглядный вариант.

Схема сложного предложения одной придаточной частью

Это самый простой вариант из всех. Главная часть обозначается квадратными скобками, придаточная – круглыми, запятая выносится за скобки, а подчинительный союз ставится внутри.

Вот несколько примеров со схемами сложноподчиненного предложения, у которого только одна придаточная часть.

Когда все закончилось, сотрудники выдохнули с облегчением: (Когда…), […] – в данном предложении придаточная часть располагается перед главной, что полностью отражено на схеме.

Сотрудники вздохнули с облегчением, когда все закончилось: […], (когда…) – здесь придаточная часть стоит после главного предложения, что также понятно из составленной схемы.

Самым сложным случаем является тот, когда главная часть разорвана придаточной. Чтобы это определить, нужно найти основу обоих предложений. На схеме это также отражается специфическим образом.

Вот пример такого предложения.

Сейчас, куда бы мы не направлялись, нас сопровождала охрана: [ …, (куда …), … ].

Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением

Если в сложноподчиненном предложении более двух придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако без необходимости используется и обычная горизонтальная схема.

Вот пример предложения с однородным подчинением.

Они ехали к морю в большом нетерпении, дожидаясь часа, когда можно будет выйти из надоевшей машины, когда под ногами окажется теплый песок: […], (когда…), (когда…). Параллельность этого подчинения на горизонтальной схеме можно подчеркнуть, если от главного предложения провести две стрелки к двум придаточным.

Схема сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением

Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть также, но стрелки будут идти не от главного предложения к придаточным, а от главного – к одному придаточному, а уже от него – ко второму и так далее.

Когда наступило время выбирать, Аня закрыла глаза и взяла бумажку, которая лежала на самом дне коробки: (Когда…), […], (которая).

Разбор сложноподчиненного предложения помогает не только выявить отношения между его частями, но и уточнить, какой смысл вкладывал в данную синтаксическую единицу автор.

Что мы узнали?

Чтобы составить схему сложноподчиненного предложения, нужно определить, сколько в нем частей, а также то, какая из них является главной – она будет обозначаться на схеме квадратными скобками. Придаточные части обозначаются круглыми скобками, а союз указывается внутри них, в то время как знак препинания выносится за пределы скобок в любом случае. Если в предложении больше двух частей и необходимо указать на характер подчинения (оно может быть последовательным или параллельным), для этого используется вертикальная схема или стрелки на горизонтальной.

Источник

Сложноподчиненные предложения

Что такое сложноподчиненное предложение

Предложение, состоящее из нескольких простых частей, называется сложноподчиненным, когда одна простая часть предложения дополняет или находится в зависимости от другой части. Зависимая часть предложения называется придаточной, она подчиняется главному с помощью вопросов, союзов или союзных слов.

Как его отличить от других сложных

Сложноподчиненное предложение и его отличия от других типов предложений:

  1. Части обязательно находятся в отношениях подчинения, тогда как в сложносочиненных предложениях все части равны по смыслу и значимости.
  2. Используют в придаточной части союзы и союзные слова, например, чтобы, будто, потому что, так что, зачем, где и т.д..
  3. От главной части к зависимой можно задать вопросы который? с какой целью? какой? как? почему? вопреки чему? зачем? когда? и другие.
  4. Пунктуация — перед союзами и союзными словами придаточной части практически всегда стоит запятая (исключение — однородные придаточные с одним союзом и — знаки препинания не ставятся).

Какие части есть в любом сложноподчиненном предложении

Сложноподчиненное предложение, как синтаксическая единица русского языка, имеет отличительные средства составления простых частей. Части сложноподчиненных предложений имеют разные названия. В таком предложении есть всегда главная часть и придаточная. Части предложения находятся в связи друг с другом. С помощью вопроса, вопросительных слов из придаточной части мы узнаем дополнительную информацию, она раскрывает, объясняет, содержательно продолжает главную часть предложения.

Придаточная часть может подчиняться и всей главной части, и одному слову в ней. Также главная часть может содержать указательные местоимения и местоименные слова, которые помогут в поиске придаточной части. Примеры таких пар: тот — кто, там — где, такой — что и пр.

  1. В подчинении к главной части: Кто завтра отправляется в путешествие на поезде, тот должен за два часа до отправления позвонить своему гиду.
  2. В подчинении к одному слову в главной части: Пассажирский лайнер, что уходил из международного порта сегодня в полдень, уже прошел технический осмотр.

В структуре предложения при разборе придаточная часть может быть обнаружена и до, и после, и внутри главной части.

Варианты сложноподчиненных предложений

С помощью вопросов от главной к придаточной части определяются несколько типов связей. В зависимости от обнаруженного смыслового и лексического значения определяем различные варианты сложноподчиненных предложений (например, СПП с придаточным определительным).

Приведена классификации придаточных частей по следующим типам: определительные, изъяснительные и обстоятельственные с подгруппами.

Придаточные части относятся к существительному, реже местоимению в главной части, отвечают на вопросы: какой? который? чей?, отчасти раскрывают и дополняют признак и знание о предмете.

Построение предложения происходит с помощью союзов: что, чтобы, будто или союзных слов: какой, который, где, чей.

Я принесла домой рыжую кошку, которая напоминала не то плюшевую игрушку, не то рысь.

Девушка, что улыбалась своему отражению, привлекла внимание кондуктора и пассажиров.

Обычно относятся к сказуемому в главной части, поясняют глаголы со значением мысли, чувств или речи; отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? о чем?

Присоединяется зависимое к главной части союзами что, будто, как будто, не — ли, то ли — то ли, союзными словами: что, кто, как, когда, сколько, куда.

Он с детства знал, что кулинария — его призвание.

Светлана почувствовала, что сегодня она получит долгожданное повышение.

Товаровед явно боялась признаться, сколько стоил списанный вентилятор.

Несмотря на то что он приложил все усилия, первое место в соревнованиях взял другой спортсмен.

Сколько ни старайся, все равно посетители не оценят выставку.

Виды связи, что значит несколько придаточных

В сложноподчиненных предложениях в русском языке может быть как одна, так и несколько зависимых частей, связи в них могут быть четырех видов.

Однородное подчинение — при таком виде подчинения все придаточные отвечают на один вопрос и относятся к общему одному слову в главной части, при этом придаточные интонационно равноправны.

Преподаватель знала, что экзамен пройдет спокойно и студенты не выучат теорию.

Запятая внутри придаточной части не ставится, когда два однородных придаточных соединены союзами и, да, или, либо.

Если в предложении три и более придаточных, запятая ставится перед каждым из упомянутых (и, да, или, либо) союзов.

Родители сказали, что придет дядя Гриша, и он починит кран, и я помогу ему.

Параллельным называют такое подчинение, где придаточная часть зависит либо от разных слов, либо от слова и главной части. Такое подчинение может отвечать на разные вопросы.

Гости, которые поглядывали на часы, изрядно смущали организаторов, потому что ведущий где-то задерживался.

Последовательное подчинение отличает то, что для каждого последующего придаточного предыдущее придаточное становится главной частью, основой.

Придаточное первой степени подчиняется придаточному второй степени, и так далее.

Сергей Николаевич уверен, что практикант ненароком испортит деталь, которую он так старательно выпиливал на станке, что не так давно заменили в цеху.

При комбинированном подчинении в предложении наблюдается несколько типов подчинения, схемы этих подчинений описаны выше.

Из—за того что водитель опаздывал, депутат не мог попасть на совещание и переживал, что судьбу новостройки будут решать без него.

Как отличить главную часть предложения от зависимой, примеры

Чтобы отличить зависимую часть от главной, нужно задать вопрос. Чтобы не допустить ошибку, запомните, вопрос всегда будет задаваться от главной части. Иногда будет возможно задать вопрос от зависимой части к другой зависимой части — этот тип подчинения называется последовательным.

Примеры сложноподчиненных предложений:

  1. Сегодня она не пришла на занятие, (почему?) потому что ей предложили провести онлайн-урок для семиклассников.
  2. Он начал ругаться с оператором, (с какой целью?) чтобы получить денежную компенсацию за сгоревшие бонусы.
  3. Золотые серьги с янтарем, (какие?) которые подарила бабушка, привлекли внимание подруги.

Источник

Сложноподчинённое предложение (СПП)

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение – разновидности сложных синтаксических конструкций в языке. Сложные предложения составляются из простых частей, для соединения которых в единое целое служат:

  • интонация (в устной речи);
  • смысловая связь;
  • связующие элементы (союзы, союзные слова).

В зависимости от использованных связующих элементов и от взаимоотношений между частями сложные предложения подразделяются на виды/

Что такое сложноподчинённое предложение (СПП)

Такое название носят конструкции, образованные путём подчинения одного простого предложения другому. При этом одно из них становится главным и от него задаётся вопрос ко второму (придаточному).

  • Лыжные соревнования пришлось отложить , потому что снег растаял из-за внезапной оттепели.

Основная информация содержится в первой (главной) части. Вторая, придаточная, сообщает дополнительные сведения: поясняет причину происходящего. Схематически структура полученной синтаксической единицы передаётся так.

Особенности сложноподчинённого предложения

По сравнению со сложносочинённым СПП имеет отличия:

  1. Придаточное присоединяется подчинительным союзом или союзным словом.
  • В афише написано , что гастроли симфонического оркестра пройдут на сцене театра в июне. (подчин. союз)
  • Начальник выяснял , что помешало сотрудникам закончить работу в срок. (союзн. слово)
  1. Союз (союзное слово) входит в состав придаточного, а не располагается между частями.
  2. Место зависимой части – не только после главной, но и впереди и даже внутри неё.
  • Кондуктор подошёл к пассажиру, который ещё не оплатил проезд .
  • Кто получит премию по итогам года , руководство решало с учётом результатов работы.
  • До деревни, куда дети собирались на каникулы , от райцентра ходил автобус.

СПП с несколькими придаточными

В подчинительных конструкциях, состоящих из трёх, четырёх и т. д. элементов, при необходимости присоединения нескольких зависимых к одному главному используются три способа подчинения:

  1. последовательное;
  2. параллельное;
  3. однородное.

Последовательное подчинение

Способ заключается в образовании цепочки, в которой очередной подчиняемый элемент становится главным для следующего.

  • Экскурсанты ждали , когда подадут на посадку автобус, который отвезёт их в старую крепость.

Параллельное подчинение

При параллельном подчинении зависимые части подчинены одной, но с разными вопросами. Возможности взаимного расположения элементов в таком случае не ограничены.

  • Когда книга была издана , в магазинах люди выстраивались в очереди , чтобы приобрести её.

  • Половину вещей, которые были приготовлены в дорогу, пришлось оставить , чтобы не тащить слишком тяжёлый рюкзак.

Однородное подчинение

Вариант, близкий к предыдущему. Разница заключается в том, что придаточные отвечают на одинаковые вопросы и ведут себя подобно однородным членам в плане постановки знаков перед соединяющими их сочинительными союзами. В прозаической речи подчинённые компоненты располагаются по одну сторону от основного, поэзия допускает отдельные отступления от этого правила.

  • Продолжение фильма повествует о том, как сложилась дальнейшая судьба героев, какие приключения с ними происходили , чем завершилась их миссия .

  • Олег спешил домой, чтобы родители не волновались и чтобы Барсик побыстрее обрадовался новой игрушке.

Запятая между придаточными, как и при однородных членах, не ставится перед одиночным соединительным союзом.

Комбинированное подчинение

Высказывания с количеством подчинённых элементов от трёх и выше допускают использование комбинаций способов подчинения.

  • Чтобы память не подвела , Николай записывал свои планы в блокнот, который всегда был у него с собой и в который он частенько заглядывал .

В примере использована комбинация параллельного и однородного способов.

Типы придаточных в СПП

Придаточная часть раскрывает содержание основной, поясняя дополнительные аспекты происходящего. Характер пояснения определяет принадлежность зависимого к одному из перечисленных типов:

  • определительные;
  • изъяснительные;
  • обстоятельственные;
  • присоединительные.

Определительные

В составе высказывания поясняют существительное из главной части, с которым связаны вопросами определений. Присоединяются при помощи союзных слов.

  • Письмо , которое было получено на прошлой неделе , сообщало о приезде родственников на новогодние каникулы.

Выделенная часть содержит характеристику подлежащего письмо, с которым связана вопросом ( какое? ).

Определительные придаточные поддаются замене одиночным причастием (нераспространённые) или причастным оборотом, поскольку причастие относится к существительному, связано с ним тем же вопросом и берёт на себя при замене значение действия, ранее выражавшегося сказуемым.

  • Письмо , полученное на прошлой неделе , сообщало о приезде родственников на новогодние каникулы.

Разновидность этого типа – местоименно-определительные . Подчинены тем же способом местоимению, заменяющему существительное.

  • Каждый , кто оказывался на вершине холма , останавливался полюбоваться открывшимся видом.

Изъяснительные

Этот тип отвечает на падежные вопросы существительного. Относится к словам, с помощью которых обозначаются чувства, мысли, разновидности устной и письменной речи и пр. В роли таких слов выступают:

  1. Глагол — Рыбак надеялся , что буря пройдёт стороной .
  2. Предикативное наречие (категория состояния) — После папиного объяснения Маше стало понятно , как решается задача .
  3. Краткое прилагательное — Докладчик был согласен , что в рамки темы доклада указанная проблема не укладывается .

Присоединение происходит при помощи как союзов, так и союзных слов.

В предложениях с придаточным изъяснительным смысл главной части неполон без зависимой, поскольку слова указанного значения требуют пояснения в виде либо дополнения, либо отвечающего на его вопрос самостоятельного синтаксического компонента.

Обстоятельственные

Тип зависимых частей, отвечающих на наречные вопросы (кроме двух видов, к которым вопрос не задаётся вообще). Поясняют основную часть целиком, за исключением групп со значением образа действия, меры и степени.

По значению подразделяются на смысловые группы:

Образа действия

Указывают, как , каким образом происходят события, обозначенные в главной части. На эти же вопросы и отвечают. Поскольку действие передаётся глаголом, его и поясняет данная разновидность. При наличии в главном указательных слов так, таким образом вопрос задаётся от них, если они опущены – от сказуемого.

  • Дела обернулись так , что курьер должен был выехать немедленно .
  • Водитель реагировал на знак, как предписывают правила дорожного движения .

В предложении занимают постпозицию по отношению к поясняемой части.

Меры и степени

Поясняют слова со значением признака или действия с точки зрения степени проявления этого признака (действия). Относятся к указательным словам.

Присоединяясь союзами что и чтобы, приобретают добавочное оттеночное значение – результата, следствия.

  • Автобус шёл настолько медленно, что к поезду семья едва не опоздала .

В конструкциях с союзными словами насколько, сколько оттенок отсутствует, значение меры и степени представлено в чистом виде.

  • Музыка гремела настолько оглушительно, насколько позволяли динамики музыкального центра .

В работах лингвистов представленные две разновидности обстоятельственных придаточных то объединяются в одну группу ( образа действия и степени ), то разделяются на самостоятельные.

Места

Сообщают о месте (где) или направлении (куда, откуда). Поясняют главную часть, но относятся в ней к указательным словам, представляющим собой местоименные наречия в роли обстоятельства места. Располагаются после поясняемой части, присоединяясь к ней с помощью союзных слов.

  • Друзья договорились встретиться там, откуда им будет удобнее добираться до парка аттракционов .

В разговорной речи допускаются два отступления от традиционной для литературной нормы структуры:

  1. опускается указательное слово в главном элементе конструкции;
  • Оглушённая новостями Елена бездумно брела , куда несли её ноги .
  1. поясняющая часть предшествует поясняемой.
  • Куда друзья позвали , туда Борис и пошёл .

Времени

Отмечают время события ( когда ), продолжительность ( как долго ), начальный и конечный моменты ( с каких и до каких пор ). Поясняют главное высказывание целиком.

В расположении относительно основной части допускается вариативность при отсутствии в ней указательных слов.

  • Когда докладчик завершил выступление , слушатели задали ему много вопросов .
  • Пассажир выскочил из вагона на платформу, как только двери открылись .
  • Птицы , едва небо начало светлеть , уже огласили рощу разноголосым пением.

Фиксируется положение придаточного при отсутствии указательных слов в двух случаях:

  1. связующий элемент – союз со значением внезапности (как вдруг, как) – требует следования содержащей его части за основной;
  • Девушка , сидя на скамейке, читала письмо, как вдруг налетевший порыв ветра вырвал странички из её рук .
  1. двойной союз с находящимся в главной части вторым компонентом (который бывает опущен и только подразумевается) автоматически закрепляет конструкцию, содержащую первый компонент, в начале.
  • Чуть только зазвенел звонок , как ученики толпой высыпали в коридор.

Присоединяются ко всему главному, указывая, для чего делается то, что в нём происходит. Связующий элемент – целевые союзы.

  • Бабушка отвлеклась от телевизора, чтобы в третий раз посолить суп .

Причины

Подобно предшествующим вариантам, поясняет основную часть целиком с позиции того, почему происходят упомянутые в ней события.

  • Монеты рассыпались по полу, потому что кошелёк случайно открылся .

Привычное положение придаточного причины – постпозиция, но, как и у конструкций со значением места, включение второго компонента двойного союза в главную часть закрепляет её на втором месте.

  • Поскольку днём синоптики обещают дожди , то зонтик с собой не помешает .

Уступки

Уступительные конструкции называют событие, несмотря на которое, вопреки которому совершается происходящее в главном высказывании. Относятся также к этому высказыванию в целом, связываясь с ними при помощи как союзов, так и союзных слов.

  • Хотя в процессе эксплуатации выявлены мелкие конструктивные недоработки , новая модель автомобиля пользуется спросом .

Закрепление взаимного расположения элементов синтаксической конструкции и здесь происходит при включении в главный из них второй части составного союза.

  • Хотя снегопад уже прошёл , но дорога в город ещё не была расчищена .

Условия

Придаточные со значением условия присоединяются условными союзами к основной части, устанавливая, при каких обстоятельствах возможны описываемые в ней события.

  • Если взойдёт луна , обойдёмся без фонарика.
  • Постарайтесь уговорить её, если она откажется .

Союз если превращается в первый компонент двухчастной конструкции путём прибавления к нему второго элемента. Будучи встроенным в основное высказывание, вторая половина союза удерживает его в постпозиции. Однако она не обязательна, выпадает без изменения смысла, и фиксированность расположения утрачивается.

  • Если начнётся ремонт дороги , тогда въезд в посёлок останется только с южной стороны.

Следствия

Конструкции со значением следствия, результата, вывода занимают постпозицию по отношению к основному высказыванию и присоединяются союзом так что. Вопрос от главной части к придаточной при этом не задаётся.

  • Соседи затеяли ремонт, так что выспаться в выходной день Василию не удалось .

Сравнения

Выполняет в предложении функцию сравнительного оборота, отличаясь от него наличием грамматической основы. Сопоставительное значение и сравнительные союзы у обеих конструкций совпадают.

  • В воздухе разносился тихий звон , словно где-то далеко били молотом по наковальне .

При сравнительных придаточных используется также состоящий из двух элементов союз чем…, тем.

  • Чем темнее становилось небо , тем ярче сияли на нём россыпи звёзд .

Присоединительные

Причиной выделения в отдельный тип послужило отсутствие связи как с основной частью высказывания, так и с входящими в её состав отдельными словами. Конструкция связывается при помощи союзных слов, как бы заключающих в себе весь смысл главной фразы.

  • Вопрос оказался спорным , что послужило основанием длительной дискуссии .

При установлении типа придаточного опасно ориентироваться лишь на соединительные элементы – они совпадают у ряда разновидностей. Исследование признаков в комплексе позволяет избежать ошибок при классификации.

Источник

Adblock
detector

Название придаточных Пояснение Пример предложения
Определительные
Обстоятельственные
Меры и степени Отвечают на вопросы насколько? в какой мере/степени? Отличительны союзы что, чтобы, словно, точно, как и союзные слова насколько, поскольку. Сергей в этом году заработал столько денег, сколько бы хватило на покупку автомобиля.
Образа действия Отвечают на вопросы как? каким образом?, присоединяются с помощью союзов как, что, чтобы, точно, словно. Лекцию профессора невозможно было понять, как будто он и не старался донести информацию.
Времени Чаще всего относятся ко всей главной части предложения, отвечают на вопросы когда? как долго? сколько? и присоединяются с помощью союзов в то время как, когда, тогда, покуда или союзных слов лишь, чуть, перед тем как, прежде чем и др. Нужно выглядеть стильно, когда собираешься на встречу с первыми лицами.
Места Зависимая часть отвечает на вопросы где? куда? откуда?, присоединяется этими же союзными словами. В путешествие я отправлюсь туда, где можно узнать много новых традиций и ритуалов.
Цели Отвечают на вопросы зачем? с какой целью?, в придаточной части можно обнаружить союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы. Тимофей отправил посылку экспресс-почтой, затем чтобы друзья получили свежие гостиницы.
Причины Придаточная часть отвечает на вопросы почему? отчего, присоединяется союзами потому что, вследствие того что, так как, в связи с тем что. Телевизор мы не включали, чтобы не разбудить младенца.
Сравнения От главной части можно задать вопросы как что? подобному чему?, присоединяется с помощью союзов как, словно, как если бы. Аспирантка Иванова так слушала однокурсника, как будто между ними были отношения вне университетских стен.
Следствия Придаточная отвечает на вопрос что из этого следует? и вводится с помощью союза так что или союзного слова поэтому. Поговаривают, руководство корпорации хочет сократить отдел, так что доверять я бы им не стал.
Условия Придаточная часть с помощью вопроса при каком условии? и союзов если, когда (в значении если), коли, ежели, если бы раскрывают смысл главной части. Женщина бы, конечно, взяла подработку, если было бы кому забирать детей с дополнительных занятий.
Уступки Отвечают на вопросы от главной части несмотря на что? вопреки чему? и присоединяется союзами хотя, пускай, несмотря на то что и союзными словами сколько ни, кто ни, как ни.

На чтение 13 мин Просмотров 15.1к. Опубликовано 01.02.2021 Обновлено 13.02.2023

Программа ознакомления со сложноподчинёнными предложениями начинается с пятого класса и заканчивается в девятом. Предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, называются сложными. Они в свою очередь делятся на сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые (СПП).

Оглавление

  • 1 Особенности сложноподчиненного предложения
    • 1.1 СПП с однородным подчинением
    • 1.2 СПП с параллельным подчинением
    • 1.3 СПП с последовательным подчинением
    • 1.4 СПП с комбинированным подчинением
  • 2 Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных частей в примерах
    • 2.1 Придаточные части поясняют одно слово в главном предложении
      • 2.1.1 Предложения с придаточными изъяснительными
      • 2.1.2 Предложения с придаточными определительными
      • 2.1.3 Предложения с придаточными образа действия
      • 2.1.4 Предложения с придаточными места
      • 2.1.5 Предложения с придаточными меры и степени
    • 2.2 Придаточные части поясняют главное предложение целиком
      • 2.2.1 Предложения с придаточными времени
      • 2.2.2 Предложения с придаточными цели
      • 2.2.3 Предложения с придаточными причины
      • 2.2.4 Предложения с придаточными сравнения
      • 2.2.5 Предложения с уступительными придаточными
      • 2.2.6 Предложения с условными придаточными
      • 2.2.7 Предложения с придаточными следствия

Особенности сложноподчиненного предложения

Сложноподчинёнными являются предложения, когда одна часть главная, а остальные — зависят от нее. Такие грамматические основы называются придаточными, они становятся дополнением к мысли и не могут опускаться, потому что потеряется основной смысл.

Любое СПП можно представить в виде схемы, где квадратные скобки [ ] — главная грамматическая основа; полукруглые скобки ( ) — придаточная часть предложения, которая подчинена основному. Каждая часть может быть как распространённой, так и нераспространённой, состоящей из одного подлежащего или сказуемого.

Взаимное расположение грамматической основы и придаточной части СПП, а также расставляемые знаки препинания мы свели в небольшую таблицу.

В центре [ ,( ), ] Днем, когда вода спокойна, мы пошли на речку.
Спереди ( ), [ ]. С тех пор как обветшала крыша, в дом никто не заходил.
В конце [ ], ( ). Сломался компьютер, когда перегрелась плата.

Подчинительная связь происходит с помощью придаточных предложений. От зависимой грамматической основы можно задать вопрос к главной части. Так определяется, какая грамматическая основа основная, а какая её дополняет.

Зависимые предложения прикрепляются к главной основе при помощи союзов и союзных слов. Обратите внимание, чтобы отличить союз от союзного слова, нужно опустить это слово. Если смысл не потерялся, значит перед нами союз. К союзным словам можно задать вопрос.

Рассмотрим на примерах, чтобы стало понятней.

Нет ничего в нашей жизни, что нельзя передать словами. — [ ], (что).

Мы ее нашли за домом, где раньше никто не ходил. — [ ], (где).

Листья опадали с деревьев, словно наступила осень. — [ ], (словно).

СПП с однородным подчинением

Однородным называется подчинение, при котором главной части подчиняются несколько зависимых предложений, отвечающих на один и тот же вопрос и относящихся к одному слову.

Такие грамматические основы схожи между собой союзными словами. Рассмотрим на примере.

Хотя дрова уже привезли и печку растопили, но Катя всё не могла согреться.

  • Здесь главная часть: Катя всё не могла согреться.
  • Зависимые: дрова уже привезли, печку растопили. Соединены союзом «и».
  • Повторение «Хотя» опускается. >> Хотя дрова уже привезли и хотя печку затопили, но Катя всё не могла согреться.
  • На основе представленного предложения, составим схему: (Хотя) и ( ), [ ].

Чтобы убедиться, что перед вами находятся подобного рода связи:

  1. Задайте вопрос от подчинённых частей к главной, он должен быть одинаковым. Мы дома слышали, как на улице свистел ветер и как капли дождя били по крыше.
    • Мы слышали (Что?) как на улице свистел ветер.
    • Мы слышали (Что?) как капли дождя били по крыше.
  2. Проверьте, какой вид у частей, он должен быть одинаковым. Когда придёт лето и снег растает, мы поедем на дачу. Когда придёт лето и КОГДА (опущено) снег растает.

От проводов сын отказался, сказав, что он уже большой и что друзья будут смеяться.

Можно было написать: От проводов сын отказался, сказав, что он уже большой и друзья будут смеяться. Опустили Что, но смысл остался прежним.

Летом мы побывали в лесу и узнали, как растут ягоды, как собирать грибы, и как много красивых цветов выращивает природа.

  1. Также, при разделении на разные предложения, смысл должен сохраниться, а предложение будет звучать, как законченная мысль.

Я жду момента, когда закончится школа и когда начнется поступление в институт.

  1. Я жду момента, когда закончится школа.
  2. Я жду момента, когда начнется поступление в институт.

СПП с параллельным подчинением

В предложении с параллельным подчинением несколько зависимых частей, при этом все они относятся к главному предложению, но отвечают на разные вопросы.

То есть, каждое зависимое раскрывает больше информации в разных направлениях. Одно может характеризовать, другое показывать время, третье — место. Рассмотрим несколько примеров предложений, чтобы было понятней.

Когда мама пришла домой, она почувствовала запах, который запомнился на всю жизнь.

Схема выглядит так: (…), [..], (..). Обе придаточных части относятся и зависят от главного предложения.

Когда произошло это событие, мы все находились в школе, которая расположена рядом с центром.

Тогда мы и не подумали, время было позднее, которое не подразумевает прогулок. — (Тогда ), [ ], (которое ).

Основные признаки, которые характеризуют параллельное подчинение:

  • придаточные части различны между собой не только союзами, но и видами;
  • зависят от одной грамматической основы или слова.

Когда я смотрела на дочь, то искренне удивлялась, что она выросла такая большая.

Перед тем как собирать вещи, мама спросила, точно ли мы решили уезжать.

СПП с последовательным подчинением

Грамматических основ в последовательном подчинении должно быть от трёх и больше. Одна является основной частью, остальные — зависимыми. Первоначально идёт главное предложение, а за ним по цепочке придаточные. Вопросы задаются для каждой основы от предыдущего простого предложения.

То есть, одна придаточная часть зависит от главной, остальные части зависят от придаточных. Если убрать одну из грамматических основ, мысль окажется незаконченной. Рассмотрим на примере.

Наконец-то наступило лето, когда можно выбегать на улицу без куртки и шапки, потому что погода позволяет.

Составим схему: [ ], (когда ), (потому что ). Как видим, первое предложение главное. От него зависит следующее, которое является придаточным. А от этого придаточного зависит последующее.

Можем сделать вывод, что последовательным подчинением называется связь, которая соединяет каждое предложение со стоящим перед ним. К такому типу можно составить стандартную схему: [..], (..), (.), (..). При этом союзные слова могут меняться, в зависимости от смысла.

Чтобы понять, что перед нами данный тип подчинения, нужно:

  1. Задавать вопросы от одной грамматической основы, к последующей. При этом от одного простого предложения, несколько вопросов не задать.
  2. Тип придаточных может быть, как разным, так и одинаковым.

На уроке отвечал и Коля, который доказывал свою точку зрения, что исторические книги найдены не все.

На лето мы уезжаем к бабушке в деревню, где находится речка, в которой мы постоянно рыбачим.

В этот раз его соперником был Борис, который тренировался в большом зале, где постоянно проходили соревнования.

При прерывании цепочки, мы потеряем общий смысл и текст покажется незаконченным.

Сегодня я встретила Машу, которая жила во дворе, где мы постоянно гуляли.

Оборвём последнюю часть: Сегодня я встретила Машу, которая жила во дворе. (напрашивается вопрос — в каком дворе? — Где мы постоянно гуляли).

СПП с комбинированным подчинением

При комбинированной связи, в СПП располагаются придаточные предложения, которые могут быть как с однородным/параллельным подчинением, так и с последовательным. Важно правильно расставить вопросы и обозначить тип связи.

Всюду, куда не посмотришь, льются потоки воды, так что не разберешь, идёт ли дождь с неба или с земли.

Первоначально, составим схему. Она выглядит так: [ ,(куда), ], (так что ), (ли ).

Вопросы, которые задаются от одной грамматической основы к другой:

  • Всюду (где?) куда не посмотришь.
  • Льются (Как?) так что не разберешь.
  • Не разберешь (Что?) идет ли с неба или с земли.

Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных частей в примерах

Как соединяются и зависят друг от друга придаточные части мы выяснили. Но каждая зависимая грамматическая основа еще раскрывает какую-то дополнительную информацию. В зависимости от этого вид такого предложения меняется.

Придаточные части поясняют одно слово в главном предложении

Существует пять видов придаточных частей, которые поясняют только одно слово, а не всё предложение целиком. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Предложения с придаточными изъяснительными

Такие зависимые части чаще всего описывают сказуемое, которое является глаголом или кратким прилагательным. При этом отвечает на вопросы всех косвенных падежей.

Я и не слышала, как сзади кто-то подошел.

Если убрать вторую часть предложения, то оно будет незаконченным. Я и не слышала (Что?). Таким образом требуется дополнение.

Рассмотрим в таблице признаки изъяснительных придаточных.

Наименование Описание Пример
Слова, к которым присоединяются зависимые грамматические основы Имеют значение речи, мысли, восприятия, чувства или состояния: спорить, отвечать, говорить, сердиться, грустить, сожалеть, радоваться, решать, удивляться, думать, размышлять.

Она расстроилась, когда часы пробили полночь.

Занимаясь делами, мы не обращали внимание, как быстро проходили поезда за рекой.

Союзы Что, чтобы, как, будто, ли

Каждый раз смотрю на них и удивляюсь (чему?), как красиво они смотрятся на этом месте.

Даже дома было слышно (Что?), что в соседнем ауле неспокойно.

Прихожу к бабушке и любуюсь (Чем?), как горит огонь в печке.

Союзные слова

кто, что, где, когда,

сколько, куда, как, зачем и т. п.

Мы и не заметили (Что?), как быстро прошло время.

Матвей часто забывал (О чем?), какие уроки задали на дом.

Указательное местоимение тот, та, то, те

Наверное, пора подумать о том (о чем?), что сказала мама накануне.

Ей больше не надо того, что выдают в больнице в качестве завтрака.

Предложения с придаточными определительными

Чтобы понять, что перед нами данный вид связи, замените союзное слово что на который. Он указывает на признак предмета, названного определяемым существительным.

Маша указывала на море, которое все больше волновалось и поднимало волны.

Море (Какое?) — которое волновалось и поднимало волны.

Катя никогда не видела снега, который притягивал и манил ее во снах.

Девочки увидели затмение, которое повторится через много лет.

Придаточные определительные не характеризуют, а описывают ситуацию, давая косвенную оценку существительному.

Одно из дел, которое было запланировано, откладывается на неопределенный срок. — [ ,(которое ), ]

Соединительную связь, используемую в данных видах предложений, можно поделить на две группы, описанные в таблице ниже.

Наименование Вопросы Пример
Основные Который, чей, какой Дом, где (в котором) я провел детство, находится далеко от моего проживания.
Второстепенные Где, куда, откуда, когда На пороге я увидел перчатку, что (которую) потерял утром.

Очень часто в подобных видах связи встречаются указательные местоимения и наречия (тот, такой).

Это был тот кот, которого мы видели вчера на соседней улице. [ … тот], (которого).

Предложения с придаточными образа действия

Зависимая часть описывает способ и образ действия. Располагается после главной грамматической основы.

Наименование Описание Примеры
Отвечает на вопросы
  • как?
  • каким образом?
На улице светит солнышко, как сказали в прогнозе погоды.
Способы присоединения
  • при помощи союзных слов как, сколько, насколько;
  • при помощи союзов что, чтобы, словно, точно, будто, как будто.

Концерт проходил так, как было расписано в графике.

Звезды светили так ярко, точно приблизились к нам на сотни километров.

На ночном небе появились снежинки, точно маленькие звездочки падали на землю.

Однозначные придаточные Присоединяются союзными словами как, сколько, насколько Ролик были готовы прокручивать столько раз, сколько я хотел его смотреть.
Двузначные придаточные Соединены союзами; второе значение вносится союзом

Что-то маленькое так светило вдалеке, будто там было маленькое солнце.

Звезда должна выглядеть так, чтобы её узнавали всегда и везде.

Предложения с придаточными места

Обозначают место и пространство где происходит действие. Отвечают на вопросы:

  • где?
  • куда?
  • откуда?

Чаще всего стоит после главной части и присоединяется с помощью союзных слов  где, куда, откуда. Рассмотрим на примерах.

Ты иди уже, куда звали тебя с утра.

Она читала везде, где появлялась свободная минутка.

Куда кошка ушла, там и мышка бегает. — (Куда ), [там и ].

Предложения с придаточными меры и степени

В зависимой части указывается степень проявления признака и мера действия, о которых идет речь в главном предложении. Отвечает на вопросы:

  • в какой степени?
  • насколько?

Поясняет в главной части сочетание, состоящее из глагола, имени существительного, прилагательного, причастия либо наречия и указательных слов:

  • так;
  • такой;
  • столько;
  • настолько;
  • до того;
  • до такой степени.

В этом году на дереве вишни столько ягод (сколько?), сколько не бывало последние несколько лет.

Гроза была такой яркой (в какой степени?), что освещала каждую маленькую улочку.

Так внезапно произошло событие (насколько?), что мы даже не поняли.

Придаточные части поясняют главное предложение целиком

Вторая группа придаточных более обширна. Рассмотрим каждый её вид по отдельности, чтобы научиться их отличать.

Предложения с придаточными времени

Зависимые предложения данного типа показывают время или промежуток, в который происходило действие, о котором рассказывается в главной части. Отвечают на вопросы:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?

Их отличительная особенность в том, что присоединение происходит временными союзами, такими как: пока, едва, в то время как и др.

Когда родители пришли, няня быстро заторопилась домой.

Пока не пробило десять вечера, мы можем играть на приставке.

Также могут появляться указательные слова, такие как тогда, после того и подобные.

Кошка гуляет до тех пор, пока не начинает чувствовать голод.

Когда зимой покупаешь зелень, то очень хочется лета.

Мама всё чувствует даже тогда, когда находится далеко от детей.

Предложения с придаточными цели

Описывает намерение того, о чём говорится в главном предложении. Отвечает на вопросы: зачем? с какой целью? для чего? Используемые слова для связки: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др.

Меня разбудил друг, чтобы, я не опоздал на экзамен.

Она высказала все что знала, дабы остановить Пашу от необдуманного шага.

Предложения с придаточными причины

Отмечают основание того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, и присоединяются при помощи: потому что, оттого что, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др.

Отправляю все фото по почте, потому что сама не приеду в гости.

Учеба крайне важна, ибо дает шанс в будущем.

Оттого мне родны эти статуэтки, что получены от мамы.

Предложения с придаточными сравнения

В данных типах предложениий содержание главной части сравнивается со смыслом зависимой. Присоединение происходит:

  • как;
  • точно;
  • словно;
  • как будто.

Птички так громко сегодня поют, словно весна наступила.

Ваня и Миша проговорили два часа, как будто знакомы всю жизнь.

Чем больше я занимаюсь, тем больше знаю и понимаю. — ( ), [ ].

Предложения с уступительными придаточными

Демонстрирует несоответствие к основному предложению, отвечает на вопрос несмотря на что? Слова, употребляемые для связи хотя … но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др. Рассмотрим на примере, чтобы стало понятней:

Пусть не успели на автобус, он ещё придёт.

Погода была пасмурная и ничего не видно, несмотря на то что утро началось.

Как ни старалась сделать в срок, но обстоятельства повернулись иначе.

Предложения с условными придаточными

Указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении.

Наименование Описание
Вопросы, на которые отвечает При каком условии?
Союзы Если, если … то, когда, когда … то, коли, коль скоро, раз, в случае если и др.

Когда я поступлю в институт, то пойду и расскажу родителям. — ( ), [ ].

Если ты не умеешь, то не берись.

Когда наступит весна, зацветут акации.

Предложения с придаточными следствия

Показывает результат, вытекающий из текста главной части. Всегда стоит после нее и присоединяется союзом так что. Для проверки можно заменить союз «так что» на «и», смысл не должен поменяться.

Температура всё поднималась, так что становилось жарко и душно.

Лучи всё ослепительней светили, так что ничего не видно было впереди.

Сложноподчиненные предложения используются чаще всего в художественной литературе, не менее редко в обычной речи и научно-публицистических работах. Главное, уметь понимать и распределять виды связей, чтобы писать и говорить грамотно!

Добавить комментарий