Если составление схем для сложноподчиненных предложений все еще представляет для вас сложность, прочитайте внимательно эту статью. В ей собраны примеры сложноподчиненных предложений со схемами всех возможных видов. Вдумчиво ознакомьтесь с ними – и задача составить схему для сложного предложения больше не покажется вам трудной.
Дальше, чтобы было проще читать, мы будем время от времени использовать аббревиатуру СПП для обозначения сложноподчиненных предложений.
Что такое сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненным называют предложение, предикативные части которого находятся в неравных отношениях по отношению друг к другу. Одна из частей является главной, другая (другие) – придаточной, т.е. зависимой от главной. Подчинение придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.
Кроме того, придаточное предложение может относится ко всему главному предложению в целом (то есть распространять его) либо к какому-то слову в его составе.
СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Типы сложноподчиненных предложений по значению
В зависимости от того, какими союзами и союзными словами придаточное предложение присоединяется к главному и какие смысловые отношения складываются между частями СПП, последние разделяются на несколько типов. Чтобы было короче, будем называть типы сложноподчиненных предложений по видам придаточных:
-
Придаточная изъяснительная. Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли.
Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.
[ … ], (что …).
-
Придаточная определительная. Связь с главным предложением осуществляется с помощью союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как.
Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.
[ … ], (чей …).
-
Придаточная присоединительная. Связь с главным предложением осуществляется при помощи союзных слов отчего, почему, зачем, всех падежных форм слова что.
Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.
[ … ], (зачем …).
-
Придаточная обстоятельственная. Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).
Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.
[ … ], (когда …), а ( … ).
Обстоятельственные значения:
-
места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда);
Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.
[ … ], (откуда …).
-
времени (средства связи придаточной и главной частей – союзы когда, пока, лишь, только);
И она все звала и плакала, плакала и звала, пока окно, наконец, не открылось.
[ … ], (пока …).
-
условия (средства связи придаточной и главной частей – союз если и т.п.);
Если сейчас пойти прямо, на углу повернуть направо, то сможете выйти прямо к библиотеке.
(если …), [то … ].
-
причины (средства связи придаточной и главной частей – союзы потому что, так как);
Дети часто поступают против воли родителей, потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.
[ … ], (потому что…).
-
цели (средство связи придаточной и главной частей – союз чтобы);
Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.
(чтобы …), [ … ].
-
следствия (средство связи придаточной и главной частей – союз так что);
Актер много готовился к прослушиванию, так что он смог получить роль.
[ … ], (так что…).
-
уступки (средство связи придаточной и главной частей – союз хотя);
Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре, управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.
(хотя …), [ … ].
-
сравнения (средства связи придаточной и главной частей – союзы как, будто, словно, чем);
Все кружилось и плыло перед глазами, будто дурацкая цветная карусель завертела меня по кругу.
[ … ], (будто …).
-
меры и степени (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы и союзные слова сколько, насколько);
Не могу выразить словами, насколько все эти люди благодарны вам за своевременную помощь!
[ … ], (насколько …).
-
образа действия (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы, будто, как, точно, как будто, словно и союзное слово как).
Соберись с духом и танцуй так, будто во всем большом зале нет ни одного человека.
[ … ], (будто …).
Положение придаточного предложения в СПП
Как вы могли обратить внимание, глядя на сложноподчиненные предложения со схемами, положения главного и придаточного предложений не закреплены жестко, можно придумать несколько разнообразных комбинаций.
-
Придаточное предложение может располагаться перед главным:
Какие бы сложности не поджидали на пути, ты должен упорно идти к своей заветной цели!
(какие …), [ … ].
-
Придаточное предложение может располагаться после главного:
Сходи к маме, попроси, чтобы она нам помогла.
[ … ], (чтобы …).
-
Придаточное предложение может быть включено внутрь главного:
Всюду, куда бы мы ни пошли, нас провожали удивленными взглядами.
[ …, (куда …), … ].
Очевидно, что придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.
Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные).
Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:
-
Однородное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному (или к какому-то слову в его составе). Кроме этого они отвечают на один вопрос. И между собой придаточные связаны по тому же принципу, что и однородные члены предложения.
Дети притопывали ногами от нетерпения и не могли дождаться, когда же уже пора будет отправляться, когда же они, наконец, увидят море, когда все смогут вдоволь набегаться по берегу.
-
Параллельное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному. Но отвечают на разные вопросы.
Когда пришла ее очередь выбирать, Оля взяла ту коробку, которая первой попалась ей под руку.
-
Последовательное подчинение. Одно придаточное предложение присоединяется к главному (его называют придаточным первой степени). Другое придаточное, второй степени, присоединяется к придаточному предложению первой степени. Кстати, при этом виде подчинения одно придаточное может быть включено в состав другого.
Ребята решили, что все вместе сами справятся со сложной задачей, которую мужественно решил взвалить на свои плечи Миша.
Схема разбора сложноподчиненного предложения
Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.
Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.
Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:
- Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.
- Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.
- Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.
- Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.
- Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.
- Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.
- Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).
- Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.
- Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.
- Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.
- Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.
- И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.
Чтобы было понятнее, образец разбора сложноподчиненного предложения:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Это сложноподчиненное предложение, в состав которого входит четыре простых предложения. Средства связи: интонация, союзное слово когда, подчинительный союз что.
СПП состоит из одного главного и трех придаточных предложений: первое (2) и второе (3) придаточные предложения являются определительными, оба распространяют слово день в главном предложений и отвечают на вопрос какой? Между собой связаны сочинительным союзом и. Третье придаточное предложение (4) обстоятельственное (меры и степени), распространяет сказуемое второго придаточного предложения (3) и отвечает на вопросы насколько? в какой мере?
Таким образом, это сложноподчиненное предложение с подчинением придаточных следующих видов: однородным и последовательным.
Резюме
Мы подробно рассмотрели разные схемы сложноподчиненных предложений с примерами. Если вы вдумчиво прочитали статью, никакое задание, связанное с СПП, больше не покажется вам сложным.
Мы также остановились на разновидностях схем СПП (горизонтальные и вертикальные). И, главное, на том, как эти схемы помогут вам правильно сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.
Поделитесь ссылкой на эту страничку со своими одноклассниками – нужные кнопки найдете под текстом. Пускай они тоже хорошо разберутся в этой теме и заработают хорошие оценки в классе и на экзамене.
Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Схема сложноподчиненного предложения
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 575.
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 575.
Умение составить схему предложения обязательно не только для того, чтобы делать качественный синтаксический разбор, но и для того, чтобы понимать принципы построения синтаксической единицы и правильно расставлять знаки препинания. Поскольку в сложноподчиненном предложении есть главная и придаточная часть, на схеме они будут обозначаться по-разному. Кроме того, из-за отношений подчинения между частями, часто удобно делать не только стандартную горизонтальную, но и вертикальную схему как более наглядный вариант.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Схема сложного предложения с одной придаточной частью
Это самый простой вариант из всех. Главная часть обозначается квадратными скобками, придаточная – круглыми, запятая выносится за скобки, а подчинительный союз ставится внутри.
Вот несколько примеров со схемами сложноподчиненного предложения, у которого только одна придаточная часть.
Когда все закончилось, сотрудники выдохнули с облегчением.: (Когда…), […] – в данном предложении придаточная часть располагается перед главной, что полностью отражено на схеме.
Сотрудники вздохнули с облегчением, когда все закончилось.: […], (когда…) – здесь придаточная часть стоит после главного предложения, что также понятно из составленной схемы.
Самым сложным случаем является тот, когда главная часть разорвана придаточной. Чтобы это определить, нужно найти основу обоих предложений. На схеме это также отражается специфическим образом.
Вот пример такого предложения.
Сейчас, куда бы мы ни направлялись, нас сопровождала охрана.: [ …, (куда …), … ].
Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением
Если в сложноподчиненном предложении две и более придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако часто используется и обычная горизонтальная схема.
Вот пример предложения с однородным подчинением.
Они ехали к морю в большом нетерпении, дожидаясь часа, когда можно будет выйти из надоевшей машины, когда под ногами окажется теплый песок.: […], (когда…), (когда…). Параллельность этого подчинения на горизонтальной схеме можно подчеркнуть, если от главного предложения провести две стрелки к двум придаточным.
Схема сложноподчиненного предложения с параллельным подчинением
Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть так же, но стрелки будут идти либо от разных слов главного предложения к придаточным, либо придаточные предложения будут отвечать на разные вопросы.
Когда настало время выбирать, Аня закрыла глаза и взяла бумажку, которая лежала на самом дне коробки.: (Когда …), […], (которая …).
Схема сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением
Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть так же, как схема предложения с однородным подчинением, но стрелки будут идти не от главного предложения к придаточным, а от главного – к одному придаточному, а уже от него – ко второму и так далее.
Аня закрыла глаза и взяла бумажку, что лежала на самом дне коробки, в которой до того хранились какие-то вещи.: […], (что …), (которая …).
Разбор сложноподчиненного предложения помогает не только выявить отношения между его частями, но и уточнить, какой смысл вкладывал в данную синтаксическую единицу автор.
Что мы узнали?
Чтобы составить схему сложноподчиненного предложения, нужно определить, сколько в нем частей, а также то, какая из них является главной – она будет обозначаться на схеме квадратными скобками. Придаточные части обозначаются круглыми скобками, а союз указывается внутри них, в то время как знак препинания выносится за пределы скобок в любом случае. Если в предложении больше двух частей и необходимо указать на характер подчинения (оно может быть однородным, последовательным или параллельным), для этого используется вертикальная схема или стрелки на горизонтальной.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Людмила Кириллова
10/10
-
Кувандык Эгамбердиев
10/10
Оценка статьи
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 575.
А какая ваша оценка?
Как правильно нарисовать схему СПП
Дано такое предложение: Я бродил по двору, когда из соседнего дома послышались звуки, похожие на вой сирены, которые заглушали даже мои собственные мысли.
Алгоритм
1. Находим грамматические основы.
Я бродил по двору, когда из соседнего дома послышались звуки, похожие на вой сирены, которые заглушали даже мои собственные мысли.
2. Находим все союзы и союзные слова.
[Я бродил по двору], когда из соседнего дома послышались звуки, напоминающие вой сирены, которые заглушали даже мои собственные мысли.
3. По этим союзам и союзным словам определяем границы главной и придаточных частей.
[Я бродил по двору],( когда из соседнего дома послышались звуки, напоминающие вой сирены), ( которые заглушали даже мои собственные мысли).
4. Объясняем оставшиеся запятые.
[Я бродил по двору],( когда из соседнего дома послышались звуки, напоминающие вой сирены), ( которые заглушали даже мои собственные мысли).
5. Рисуем схему.
[– =], (когда = –), (которые =). СПП
!!! ВАЖНО:
-
[Главная часть] в СПП ВСЕГДА ОДНА, (придаточных) может быть много.
-
Главная может стоять как в самом начале, так и в конце предложения, а еще может быть разбита придаточными.
-
Все подчинительные союзы и союзные слова пишутся ВНУТРИ КРУГЛЫХ скобок, все сочинительные союзы – ЗА скобками. НИКОГДА в квадратных скобках не могут стоять подчинительные союзы и союзные слова.
[Если…], (–) (Если…), [–]
На чтение 13 мин Просмотров 15к. Опубликовано 01.02.2021 Обновлено 13.02.2023
Программа ознакомления со сложноподчинёнными предложениями начинается с пятого класса и заканчивается в девятом. Предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, называются сложными. Они в свою очередь делятся на сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые (СПП).
Оглавление
- 1 Особенности сложноподчиненного предложения
- 1.1 СПП с однородным подчинением
- 1.2 СПП с параллельным подчинением
- 1.3 СПП с последовательным подчинением
- 1.4 СПП с комбинированным подчинением
- 2 Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных частей в примерах
- 2.1 Придаточные части поясняют одно слово в главном предложении
- 2.1.1 Предложения с придаточными изъяснительными
- 2.1.2 Предложения с придаточными определительными
- 2.1.3 Предложения с придаточными образа действия
- 2.1.4 Предложения с придаточными места
- 2.1.5 Предложения с придаточными меры и степени
- 2.2 Придаточные части поясняют главное предложение целиком
- 2.2.1 Предложения с придаточными времени
- 2.2.2 Предложения с придаточными цели
- 2.2.3 Предложения с придаточными причины
- 2.2.4 Предложения с придаточными сравнения
- 2.2.5 Предложения с уступительными придаточными
- 2.2.6 Предложения с условными придаточными
- 2.2.7 Предложения с придаточными следствия
- 2.1 Придаточные части поясняют одно слово в главном предложении
Особенности сложноподчиненного предложения
Сложноподчинёнными являются предложения, когда одна часть главная, а остальные — зависят от нее. Такие грамматические основы называются придаточными, они становятся дополнением к мысли и не могут опускаться, потому что потеряется основной смысл.
Любое СПП можно представить в виде схемы, где квадратные скобки [ ] — главная грамматическая основа; полукруглые скобки ( ) — придаточная часть предложения, которая подчинена основному. Каждая часть может быть как распространённой, так и нераспространённой, состоящей из одного подлежащего или сказуемого.
Взаимное расположение грамматической основы и придаточной части СПП, а также расставляемые знаки препинания мы свели в небольшую таблицу.
В центре | [ ,( ), ] | Днем, когда вода спокойна, мы пошли на речку. |
Спереди | ( ), [ ]. | С тех пор как обветшала крыша, в дом никто не заходил. |
В конце | [ ], ( ). | Сломался компьютер, когда перегрелась плата. |
Подчинительная связь происходит с помощью придаточных предложений. От зависимой грамматической основы можно задать вопрос к главной части. Так определяется, какая грамматическая основа основная, а какая её дополняет.
Зависимые предложения прикрепляются к главной основе при помощи союзов и союзных слов. Обратите внимание, чтобы отличить союз от союзного слова, нужно опустить это слово. Если смысл не потерялся, значит перед нами союз. К союзным словам можно задать вопрос.
Рассмотрим на примерах, чтобы стало понятней.
Нет ничего в нашей жизни, что нельзя передать словами. — [ ], (что).
Мы ее нашли за домом, где раньше никто не ходил. — [ ], (где).
Листья опадали с деревьев, словно наступила осень. — [ ], (словно).
СПП с однородным подчинением
Однородным называется подчинение, при котором главной части подчиняются несколько зависимых предложений, отвечающих на один и тот же вопрос и относящихся к одному слову.
Такие грамматические основы схожи между собой союзными словами. Рассмотрим на примере.
Хотя дрова уже привезли и печку растопили, но Катя всё не могла согреться.
- Здесь главная часть: Катя всё не могла согреться.
- Зависимые: дрова уже привезли, печку растопили. Соединены союзом «и».
- Повторение «Хотя» опускается. >> Хотя дрова уже привезли и хотя печку затопили, но Катя всё не могла согреться.
- На основе представленного предложения, составим схему: (Хотя) и ( ), [ ].
Чтобы убедиться, что перед вами находятся подобного рода связи:
- Задайте вопрос от подчинённых частей к главной, он должен быть одинаковым. Мы дома слышали, как на улице свистел ветер и как капли дождя били по крыше.
- Мы слышали (Что?) как на улице свистел ветер.
- Мы слышали (Что?) как капли дождя били по крыше.
- Проверьте, какой вид у частей, он должен быть одинаковым. Когда придёт лето и снег растает, мы поедем на дачу. Когда придёт лето и КОГДА (опущено) снег растает.
От проводов сын отказался, сказав, что он уже большой и что друзья будут смеяться.
Можно было написать: От проводов сын отказался, сказав, что он уже большой и друзья будут смеяться. Опустили Что, но смысл остался прежним.
Летом мы побывали в лесу и узнали, как растут ягоды, как собирать грибы, и как много красивых цветов выращивает природа.
- Также, при разделении на разные предложения, смысл должен сохраниться, а предложение будет звучать, как законченная мысль.
Я жду момента, когда закончится школа и когда начнется поступление в институт.
- Я жду момента, когда закончится школа.
- Я жду момента, когда начнется поступление в институт.
СПП с параллельным подчинением
В предложении с параллельным подчинением несколько зависимых частей, при этом все они относятся к главному предложению, но отвечают на разные вопросы.
То есть, каждое зависимое раскрывает больше информации в разных направлениях. Одно может характеризовать, другое показывать время, третье — место. Рассмотрим несколько примеров предложений, чтобы было понятней.
Когда мама пришла домой, она почувствовала запах, который запомнился на всю жизнь.
Схема выглядит так: (…), [..], (..). Обе придаточных части относятся и зависят от главного предложения.
Когда произошло это событие, мы все находились в школе, которая расположена рядом с центром.
Тогда мы и не подумали, время было позднее, которое не подразумевает прогулок. — (Тогда ), [ ], (которое ).
Основные признаки, которые характеризуют параллельное подчинение:
- придаточные части различны между собой не только союзами, но и видами;
- зависят от одной грамматической основы или слова.
Когда я смотрела на дочь, то искренне удивлялась, что она выросла такая большая.
Перед тем как собирать вещи, мама спросила, точно ли мы решили уезжать.
СПП с последовательным подчинением
Грамматических основ в последовательном подчинении должно быть от трёх и больше. Одна является основной частью, остальные — зависимыми. Первоначально идёт главное предложение, а за ним по цепочке придаточные. Вопросы задаются для каждой основы от предыдущего простого предложения.
То есть, одна придаточная часть зависит от главной, остальные части зависят от придаточных. Если убрать одну из грамматических основ, мысль окажется незаконченной. Рассмотрим на примере.
Наконец-то наступило лето, когда можно выбегать на улицу без куртки и шапки, потому что погода позволяет.
Составим схему: [ ], (когда ), (потому что ). Как видим, первое предложение главное. От него зависит следующее, которое является придаточным. А от этого придаточного зависит последующее.
Можем сделать вывод, что последовательным подчинением называется связь, которая соединяет каждое предложение со стоящим перед ним. К такому типу можно составить стандартную схему: [..], (..), (.), (..). При этом союзные слова могут меняться, в зависимости от смысла.
Чтобы понять, что перед нами данный тип подчинения, нужно:
- Задавать вопросы от одной грамматической основы, к последующей. При этом от одного простого предложения, несколько вопросов не задать.
- Тип придаточных может быть, как разным, так и одинаковым.
На уроке отвечал и Коля, который доказывал свою точку зрения, что исторические книги найдены не все.
На лето мы уезжаем к бабушке в деревню, где находится речка, в которой мы постоянно рыбачим.
В этот раз его соперником был Борис, который тренировался в большом зале, где постоянно проходили соревнования.
При прерывании цепочки, мы потеряем общий смысл и текст покажется незаконченным.
Сегодня я встретила Машу, которая жила во дворе, где мы постоянно гуляли.
Оборвём последнюю часть: Сегодня я встретила Машу, которая жила во дворе. (напрашивается вопрос — в каком дворе? — Где мы постоянно гуляли).
СПП с комбинированным подчинением
При комбинированной связи, в СПП располагаются придаточные предложения, которые могут быть как с однородным/параллельным подчинением, так и с последовательным. Важно правильно расставить вопросы и обозначить тип связи.
Всюду, куда не посмотришь, льются потоки воды, так что не разберешь, идёт ли дождь с неба или с земли.
Первоначально, составим схему. Она выглядит так: [ ,(куда), ], (так что ), (ли ).
Вопросы, которые задаются от одной грамматической основы к другой:
- Всюду (где?) куда не посмотришь.
- Льются (Как?) так что не разберешь.
- Не разберешь (Что?) идет ли с неба или с земли.
Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных частей в примерах
Как соединяются и зависят друг от друга придаточные части мы выяснили. Но каждая зависимая грамматическая основа еще раскрывает какую-то дополнительную информацию. В зависимости от этого вид такого предложения меняется.
Придаточные части поясняют одно слово в главном предложении
Существует пять видов придаточных частей, которые поясняют только одно слово, а не всё предложение целиком. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Предложения с придаточными изъяснительными
Такие зависимые части чаще всего описывают сказуемое, которое является глаголом или кратким прилагательным. При этом отвечает на вопросы всех косвенных падежей.
Я и не слышала, как сзади кто-то подошел.
Если убрать вторую часть предложения, то оно будет незаконченным. Я и не слышала (Что?). Таким образом требуется дополнение.
Рассмотрим в таблице признаки изъяснительных придаточных.
Наименование | Описание | Пример |
Слова, к которым присоединяются зависимые грамматические основы | Имеют значение речи, мысли, восприятия, чувства или состояния: спорить, отвечать, говорить, сердиться, грустить, сожалеть, радоваться, решать, удивляться, думать, размышлять. |
Она расстроилась, когда часы пробили полночь. Занимаясь делами, мы не обращали внимание, как быстро проходили поезда за рекой. |
Союзы | Что, чтобы, как, будто, ли |
Каждый раз смотрю на них и удивляюсь (чему?), как красиво они смотрятся на этом месте. Даже дома было слышно (Что?), что в соседнем ауле неспокойно. Прихожу к бабушке и любуюсь (Чем?), как горит огонь в печке. |
Союзные слова |
кто, что, где, когда, сколько, куда, как, зачем и т. п. |
Мы и не заметили (Что?), как быстро прошло время. Матвей часто забывал (О чем?), какие уроки задали на дом. |
Указательное местоимение | тот, та, то, те |
Наверное, пора подумать о том (о чем?), что сказала мама накануне. Ей больше не надо того, что выдают в больнице в качестве завтрака. |
Предложения с придаточными определительными
Чтобы понять, что перед нами данный вид связи, замените союзное слово что на который. Он указывает на признак предмета, названного определяемым существительным.
Маша указывала на море, которое все больше волновалось и поднимало волны.
Море (Какое?) — которое волновалось и поднимало волны.
Катя никогда не видела снега, который притягивал и манил ее во снах.
Девочки увидели затмение, которое повторится через много лет.
Придаточные определительные не характеризуют, а описывают ситуацию, давая косвенную оценку существительному.
Одно из дел, которое было запланировано, откладывается на неопределенный срок. — [ ,(которое ), ]
Соединительную связь, используемую в данных видах предложений, можно поделить на две группы, описанные в таблице ниже.
Наименование | Вопросы | Пример |
Основные | Который, чей, какой | Дом, где (в котором) я провел детство, находится далеко от моего проживания. |
Второстепенные | Где, куда, откуда, когда | На пороге я увидел перчатку, что (которую) потерял утром. |
Очень часто в подобных видах связи встречаются указательные местоимения и наречия (тот, такой).
Это был тот кот, которого мы видели вчера на соседней улице. [ … тот], (которого).
Предложения с придаточными образа действия
Зависимая часть описывает способ и образ действия. Располагается после главной грамматической основы.
Наименование | Описание | Примеры |
Отвечает на вопросы |
|
На улице светит солнышко, как сказали в прогнозе погоды. |
Способы присоединения |
|
Концерт проходил так, как было расписано в графике. Звезды светили так ярко, точно приблизились к нам на сотни километров. На ночном небе появились снежинки, точно маленькие звездочки падали на землю. |
Однозначные придаточные | Присоединяются союзными словами как, сколько, насколько | Ролик были готовы прокручивать столько раз, сколько я хотел его смотреть. |
Двузначные придаточные | Соединены союзами; второе значение вносится союзом |
Что-то маленькое так светило вдалеке, будто там было маленькое солнце. Звезда должна выглядеть так, чтобы её узнавали всегда и везде. |
Предложения с придаточными места
Обозначают место и пространство где происходит действие. Отвечают на вопросы:
- где?
- куда?
- откуда?
Чаще всего стоит после главной части и присоединяется с помощью союзных слов где, куда, откуда. Рассмотрим на примерах.
Ты иди уже, куда звали тебя с утра.
Она читала везде, где появлялась свободная минутка.
Куда кошка ушла, там и мышка бегает. — (Куда ), [там и ].
Предложения с придаточными меры и степени
В зависимой части указывается степень проявления признака и мера действия, о которых идет речь в главном предложении. Отвечает на вопросы:
- в какой степени?
- насколько?
Поясняет в главной части сочетание, состоящее из глагола, имени существительного, прилагательного, причастия либо наречия и указательных слов:
- так;
- такой;
- столько;
- настолько;
- до того;
- до такой степени.
В этом году на дереве вишни столько ягод (сколько?), сколько не бывало последние несколько лет.
Гроза была такой яркой (в какой степени?), что освещала каждую маленькую улочку.
Так внезапно произошло событие (насколько?), что мы даже не поняли.
Придаточные части поясняют главное предложение целиком
Вторая группа придаточных более обширна. Рассмотрим каждый её вид по отдельности, чтобы научиться их отличать.
Предложения с придаточными времени
Зависимые предложения данного типа показывают время или промежуток, в который происходило действие, о котором рассказывается в главной части. Отвечают на вопросы:
- когда?
- как долго?
- с каких пор?
Их отличительная особенность в том, что присоединение происходит временными союзами, такими как: пока, едва, в то время как и др.
Когда родители пришли, няня быстро заторопилась домой.
Пока не пробило десять вечера, мы можем играть на приставке.
Также могут появляться указательные слова, такие как тогда, после того и подобные.
Кошка гуляет до тех пор, пока не начинает чувствовать голод.
Когда зимой покупаешь зелень, то очень хочется лета.
Мама всё чувствует даже тогда, когда находится далеко от детей.
Предложения с придаточными цели
Описывает намерение того, о чём говорится в главном предложении. Отвечает на вопросы: зачем? с какой целью? для чего? Используемые слова для связки: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др.
Меня разбудил друг, чтобы, я не опоздал на экзамен.
Она высказала все что знала, дабы остановить Пашу от необдуманного шага.
Предложения с придаточными причины
Отмечают основание того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, и присоединяются при помощи: потому что, оттого что, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др.
Отправляю все фото по почте, потому что сама не приеду в гости.
Учеба крайне важна, ибо дает шанс в будущем.
Оттого мне родны эти статуэтки, что получены от мамы.
Предложения с придаточными сравнения
В данных типах предложениий содержание главной части сравнивается со смыслом зависимой. Присоединение происходит:
- как;
- точно;
- словно;
- как будто.
Птички так громко сегодня поют, словно весна наступила.
Ваня и Миша проговорили два часа, как будто знакомы всю жизнь.
Чем больше я занимаюсь, тем больше знаю и понимаю. — ( ), [ ].
Предложения с уступительными придаточными
Демонстрирует несоответствие к основному предложению, отвечает на вопрос несмотря на что? Слова, употребляемые для связи хотя … но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др. Рассмотрим на примере, чтобы стало понятней:
Пусть не успели на автобус, он ещё придёт.
Погода была пасмурная и ничего не видно, несмотря на то что утро началось.
Как ни старалась сделать в срок, но обстоятельства повернулись иначе.
Предложения с условными придаточными
Указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении.
Наименование | Описание |
Вопросы, на которые отвечает | При каком условии? |
Союзы | Если, если … то, когда, когда … то, коли, коль скоро, раз, в случае если и др. |
Когда я поступлю в институт, то пойду и расскажу родителям. — ( ), [ ].
Если ты не умеешь, то не берись.
Когда наступит весна, зацветут акации.
Предложения с придаточными следствия
Показывает результат, вытекающий из текста главной части. Всегда стоит после нее и присоединяется союзом так что. Для проверки можно заменить союз «так что» на «и», смысл не должен поменяться.
Температура всё поднималась, так что становилось жарко и душно.
Лучи всё ослепительней светили, так что ничего не видно было впереди.
Сложноподчиненные предложения используются чаще всего в художественной литературе, не менее редко в обычной речи и научно-публицистических работах. Главное, уметь понимать и распределять виды связей, чтобы писать и говорить грамотно!
Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.
Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.
[quiz-cat id=»2243″]
Ну как, что получили? А теперь объяснения.
Алгоритм составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение.
- Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
- Определите, простое или сложное предложение.
- Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
- Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
- Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
- Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
- определение – волнистая линия
- дополнение – пунктир;
- обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
- деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
- причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.
Графические обозначения
Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.
Настя сказала, что она пошла домой.
[-=],(что…).
Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:
Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.
[-==],(чтобы…).
Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.
(Когда…),[=-].
В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.
[…,(где),=-].
Схема простого предложения
А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:
Настя шла.
[-=].
Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть только подлежащее и сказуемое. Двусоставное, так как оба — и подлежащее, и сказуемое — есть.
Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:
Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член — либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение — назывное, главный член — подлежащее:
Снег.
[-].
Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:
Вечереет.
[=].
Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.
Желаю тебе добра.
[=…].
Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.
Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:
Настя собиралась домой.
[-=…].
Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:
Настя собиралась идти домой.
[-=…].
И сложное именное:
Настя рада быть полезной.
[-=…].
Схемы с обращениями и вводными словами
Настя, иди уже домой!
[|O|,…]!
В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.
Пожалуйста, Настя, иди уже домой!
[…|O|,…]!
Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:
Кажется, Насте пора домой.
[|ВВ|,…].
Схемы с причастными и деепричастными оборотами
«Выйдя из дома» — деепричастный оборот ДО:
Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.
[|ДО|,…].
«постепенно сгущавшийся» — причастный оборот ПО:
Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.
[X,|ПО|,…].
Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.
Деепричастный оборот может стоять в любом месте:
Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.
[…|ДО|,…].
Схемы с прямой речью
В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:
«Настя, или домой!» — громко сказал кто-то.
«[П!]»- [а].
Кто-то сказал: «Настя, или домой!».
[A]:«[П!]»
Кто-то сказал: «Настя, или домой!» — и Петя не возразил.
[A]:«[П!]» — [a].
Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:
Настя шла, а туман застилал ей дорогу.
[-=],а [-=].
А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:
Снег падал, и ветер усилился.
[-=],и [-=].
Сложносочиненное бессоюзное:
Снег падал, темнело.
[-=],[=].
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:
Насте рассказали, что ее ждет испытание.
[-=],(что…).
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.
[-=],(что…),(которое…).
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:
[-=],
(что…),
(которое…).
Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:
Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.
(когда…),[-=],(чтобы…).
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:
[-=],
(когда…), (чтобы…).