Как составить школьнику кластер

Ладно, будем честны. Не каждый ребёнок поднимет руку при всём классе и признается, что чего-то недопонял. А потом ещё и постесняется на перемене подойти к учителю. В итоге в дз написано: составить кластер. В школе наверняка разбирали, что это такое. Но ребёнок молчит, а маме-папе делать. Разбираемся по порядку.

На занятии Школы развития читательских компетенций в Региональном центре чтения Юговки (Курган) слушатели составляли кластер о герое повести Астрид Линдгрен "Расмус-бродяга"
На занятии Школы развития читательских компетенций в Региональном центре чтения Юговки (Курган) слушатели составляли кластер о герое повести Астрид Линдгрен “Расмус-бродяга”

О чём речь?

Кластер — один из приёмов развития критического мышления через чтение и письмо, частный случай интеллектуальной карты (Mind Map). Кластер позволяет соединить одно понятие со многими, установить между ними взаимосвязь. Приём это используют для структуризации и систематизации информации, для закрепления изученного материала.

Как составить кластер?

Работа с кластером предполагает подбор компонентов, включающихся в понятие, которое является центральным в кластере, часто за счёт поиска ассоциаций. На иллюстрации вы можете увидеть кластер, составленный тьютором Школы развития читательских компетенций Юговки к занятию по отрывку из повести Астрид Линдгрен “Расмус-бродяга”. Тема этого кластера — образ мальчика-сироты Расмуса, главного героя повести. В изучаемом отрывке Расмус ещё не сбежал из приюта, поэтому можно говорить только о подготовке к характеризации этого героя.

  • Рисуем центр кластера — в данном случае схематичное изображение мальчика, подписываем, что это Расмус;
  • выделяем аспекты, по которым мы можем описать Расмуса (параметры, атрибуты): возраст, внешность, черты характера, окружение, любимые занятия и т. д.;
  • соединяем центральное понятие (Расмуса) с атрибутами с помощью стрелок или отрезков;
  • у каждого атрибута указываем конкретные данные;
  • далее каждый атрибут может быть дополнен собственными атрибутами (второго порядка и т. д.).
Пример кластера, составленный на занятии по отрывку из повести Астрид Линдгрен "Расмус-бродяга"
Пример кластера, составленный на занятии по отрывку из повести Астрид Линдгрен “Расмус-бродяга”

Зачем школьнику использовать кластеры?

  1. Это помогает визуализировать информацию;
  2. Это помогает ёмко изложить большой объем информации;
  3. Это помогает выделить зависимость различных понятий друг от друга;
  4. Это помогает отделить однородную информацию от разнородной;
  5. Это помогает в составлении устных и письменных текстов по центральной теме кластера.

Пользуетесь подобными приёмами в жизни? Напишите нам в комментариях, как — очень интересно!

               Как составить кластер

Кластер это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Он охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Последовательность действий:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединить  прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

При составлении  кластера необходимо соблюдать следующие правила:

  • Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Например: как составить кластер по теме «Имя существительное»

Первичный кластер.

Расставьте  цифры, обозначив порядок сведений о существительном, можно  что-то добавить, что-то с чем-то объединить.

Получается вторичный кластер.

Кластер. Схема. Характеристика героя.

Прием
“кластер” в начальной школе

Каждый
преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее.
Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию.

Отличный способ
добиться желаемого – обратить свой взор на кластер. Что это такое? В школе это
прием, которым пользуется учитель в процессе урока. Так называется графический
метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы,
фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный
кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению
учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Прием «кластер»
развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений.
Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению
работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность.
У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы.

Кластер – что это
такое в школе?

Расскажем о приеме
более подробно. Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок».
Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди»
или «пучка» взаимосвязанных фактов.

Кластер как метод
критического мышления

На что ориентирована
современная система образования? На повышение самостоятельности младшего
школьника. Критическое мышление – это педагогическая технология, которая
стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Прием «кластер» в начальной
школе – это один из его методов.

Критическое
мышление проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Первый этап –
стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель –
воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование
ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления
характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение
материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия – это
стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой
деятельности, после чего делаются выводы.

Технология «кластер»:

каковы достоинства и результаты применения этого метода?

Какие умения формируются и развиваются в процессе данной
работы?

Умение формулировать вопросы.

Находить главное в большом объеме учебного материала.

 Устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Строить умозаключения.

Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем
виде.

Проводить аналогии. Сравнивать и анализировать.

Применение технологии «кластер»:

преимущества

Позволяет охватить значительно больший объем учебного
материала.

 Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.

Деятельность интересна детям.

Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать
неправильное суждение. Организует творческую деятельность, обеспечивает полет
фантазии.

В какой последовательности действовать, составляя кластер?

Последовательность действий при составлении «грозди» логична
и проста.

Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое
слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи.

Далее вокруг записываются другие слова или предложения,
которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики.

По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с
ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» –
так устанавливаются новые логические связи между понятиями.

образовательный кластер

На каком этапе
урока продуктивнее использовать прием кластера?

Кластер в
начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на
стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии
проведения урока.

Как применять метод кластера на разных этапах урока?

Этап вызова

На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по
теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь
кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших
школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой
темы.

Этап осмысления

На этой стадии прием кластера позволит структурировать
учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Этап рефлексии

Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые
поможет систематизировать кластер. Примеры составления подобных схем, по
крайней мере, некоторые из них, представлены на странице. Метод хорош тем, что
подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его
общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они
владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными.
Желательно это делать другим цветом. Прием кластера способствует развитию
умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и
дополнять.

Существуют ли
какие-либо принципы составления «грозди»?

Кластер по истории
или какой-либо другой дисциплине можно оформить в виде модели планеты со своими
спутниками или в виде грозди.

Ключевое понятие,
мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные
смысловые части, которые соединяются с центральной “планетой” прямыми
линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают
факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.

Можно разделить
лист на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в
центре – это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.

Кластер – примеры
правильной конкретизации, систематизации фактов, которые содержатся в изучаемом
материале. Так, вокруг “спутников” уже существующей
“планеты” появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы
информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.

Кластер: примеры в
начальной школе. Как правильно оформить «гроздь»?

Оформление
кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок: например,
«гроздь» может быть оформлена на доске, на отдельных листах или даже в тетрадях
учеников, по ходу выполнения ими индивидуальных заданий. Составляя кластер,
лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или
фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую
картину, упростить процесс систематизации и классификации информации.

Как составить
кластер на уроке: советы и рекомендации

Составляя
«гроздь», не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и
фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций. Ведь в ходе работы все
неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю
воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет.
Не нужно беспокоиться и из-за наличия значительного количества смысловых
звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна, и должен
получиться достаточно большим. Главное – найти как можно больше логических
связей между блоками. На этапе анализа работы все систематизируется и встанет
на свои места.

Как применять
метод кластера на уроках?

Итак, кластер.
Примеры в начальной школе могут быть поистине разнообразными: этот прием может
применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.

Используя этот
метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную,
индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами
урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в
другую.

Например, на этапе
вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает
собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже
во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно
составить одну общую графическую схему.

Кластер можно
использовать как способ организации работы во время урока или в качестве
домашней работы. Если вы задаете учащимся составить кластер дома, то помните о
важности наличия у учеников определенного опыта и навыков его составления.

Технология
«кластера»: пример

В качестве примера
возьмем составление «грозди» на уроке обществознания. Изучаемая тема –
«Монархия».

В начале работы
над «гроздью» учащиеся высказывают все ассоциации и предложения по этому
вопросу, а учитель, в свою очередь, фиксирует их на доске.

Пример: власть,
монарх, форма правления, глава государства, единовластие, государственные
строй, власть.

Далее следует
ознакомительное чтение параграфа в учебнике. По ходу ознакомления с материалом
или по результату прочтения текста кластер дополняется «свежими» фактами.
Учитель фиксирует их на доске с помощью мела другого цвета.

Итог урока –
анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или
неправильности первоначальных фактов и суждений. Немаловажный этап – это
обобщение полученных знаний.

Что дает
применение кластера в процессе обучения детям?

Метод кластера
способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке
материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из
учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу
нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение,
которое выработано на основе опыта и наблюдений.

Вывод

Урок с применением
технологии кластера, или «грозди», дает детям возможность проявить себя,
высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества. В целом
нетрадиционные методы обучения, которые активно используются в образовательном
процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной
свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.

Создание кластера

на уроках русского языка

Учитель начальных классов:

Абазова Раиса М.

с.п. Плановское, 2017г.

Создание кластера на уроках русского языка


1. Прием кластера как способ графической организации материала

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.

Кластер предполагает:

  1. выделение смысловых единиц текста

  2. графическое оформление их в виде схемы.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;

  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;

  • выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

  • сравнивать и анализировать;

  • проводить аналогии.

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

2. Виды кластеров на уроках русского языка

На уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.

Существуют различные виды кластеров:

  • планета и её спутники

  • блок-схемы

  • бумажный кластер

  • кластер с нумерацией слов для составления рассказа

  • кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов

  • групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

  • обратный кластер

  • грамматический кластер

На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

Последовательность действий при создании кластера проста и логична:

1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;

2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;

3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

При коллективном составлении кластера можно воспользоваться приемом «Корзина идей», предложив учащимся назвать факты, сведения самим, не повторяя ранее сказанного.

Систематизировать и представить материал по теме «Звуки речи» можно следующим образом:

Блок-схема

Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Анализ имени существительного

  1. Определить часть речи:

  • вопрос

  • что обозначает

  • как изменяется

  1. Нач. ф. – (И. п., ед.ч.)

  2. Постоянные признаки:

  • собственное/нарицательное

  • одушевлённое/неодушевлённое

  • род

  • склонение

  1. Определи форму слова:

  • число

  • падеж

  1. Член предложения

В работе над кластерами учащемуся предоставляется абсолютная творческая свобода: он имеет возможность записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Важно продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут, постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану.

Данный методический прием позволяет учащимся увидеть собранную информацию в укрупненном виде. Структурирование высказанных идей выявляет противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.

При групповой работе обмен первичной информацией помогает сравнить собственное видение проблемы с другими взглядами и позициями, переосмыслить полученные сведения и прийти к наиболее верному решению задачи.

Данный прием можно считать эффективным для работы не только в слабых, но и в сильных классах, так как учащиеся при чтении учебной литературы, как правило, просто воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет структурировать полученные знания на отдельные блоки, что невозможно при поверхностном, невдумчивом освоении материала. Особенно удачно применение этого метода в старших классах при возрастании количества изучаемых текстов. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание.

Таким образом, кластер — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Бумажный кластер

Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся. Пусть ученики одного класса приготовят дома лист с написанным ключевым словом и соответствующие ему карточки для учеников другого класса и наоборот. В первом случае можно проверить и оценить домашнюю работу, во втором – правильность составления на уроке бумажных кластеров другими учащимися. Оба класса основательно проработают тему урока.

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Изменяется

Роль в предложении

Кластер с нумерацией слов.

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, и теми, кто изучает иностранный язык, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.

Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры цветными мелками: все цифры 1 – одним цветом, цифры 2- другим и т. д.

Арт-кластер (кластер с картинками)

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы и при начальном изучении иностранного языка. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

Предметный Арт-кластер

Например, тема «Написание письма». В середине листа наклеивается конверт. Ученики должны выбрать из предложенных им картинок части и наклеить их вокруг главной темы. Затем ученики по кластеру рассказывают, как оформить (подписать) конверт.

Сюжетный Арт-кластер

Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

Групповой кластер

Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «Имя существительное». Одна группа составляет кластер «Одушевлённые – неодушевлённые», вторая – «Склонение», третья – «Род», четвертая – «Число», пятая – «Падеж», шестая – «Собственное – нарицательное». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру другую часть – на усмотрение учителя), остальные помогают, дополняют.

Обратный кластер

Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии -как обобщение, резюме, подведения итогов). Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему урока:

Ученики должны сами определить, что темой урока будет «Имя числительное».

На других стадиях ученики могут сами составлять обратные кластеры для своих одноклассников или для учеников других классов – по ходу чтения текста или по памяти. Это поможет им повторить и закрепить тему, активизировать лексику, а дальнейшее использование ученических кластеров поможет учителю проверить знание содержания темы учащимися и их словарный запас.

3. Обучение школьников приему составления кластеров на уроках русского языка

Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:

1) коллективное составление кластера вместе с учителем;

2) коллективное составление кластера учащимися;

3) составление кластера в группе;

4) создание кластера в паре;

5) индивидуальная работа школьника на уроке.

Для первого знакомство конструктивнее использовать именно этап проверки домашнего задания или повторения изученного материала, так как школьник хорошо знаком с информацией, сложность заключается только в ее организации.

Учитель знакомит школьников с алгоритмом составления кластера, предварительно познакомив их с терминологией, а также пояснив, где может пригодиться им полученный навык. Он вместе с учениками составляет кластер, создает проблемную ситуацию: ребенок должен отрефлексировать деятельность, высказать свое предположение о том, помогает ли данная форма работы процессу усвоения материала, его лучшему запоминанию, систематизации. Таким образом, ребенок будет замотивирован освоить данный прием.

На втором уроке учащиеся самостоятельно коллективно составляют кластер на этапе закрепления и систематизации пройденного материала. Школьники предлагают свои варианты организации информации и ее содержание устно (прием «Корзина идей»), делают записи, в процессе работы уточняют фактический материал, подмечают недостатки друг друга, стараются найти самый оптимальный вариант. Ребятам нравится возможность творчески проявить себя, в обсуждении участвуют все. По окончании работы учитель просит объяснить ему полученную модель, что ученики и делают с энтузиазмом.

На третьем занятии учитель на этапе объяснения нового материала предлагает учащимся самостоятельно поработать с учебником: внимательно прочитать правило, выделить в нем то, что он уже знал, то, что стало новым и то, что ему показалось сложным (прием «Инсерт»). Учащиеся имеют возможность задать вопросы, на которые получают ответы от одноклассников или, в случае затруднения, от учителя. Затем педагог предлагает ребятам поработать в паре и составить кластер к изучаемому правилу. Школьники советуются, уточняют материал, исправляют ошибки, корректируют недочеты как на уровне теоретического усвоения материала, так и при попытке его систематизации и графической организации. Через 5 минут ученики предлагают свои варианты кластеров (по желанию), зарисовывают их на доске, комментируют, делают выводы.

На уроке повторения изученного учащимся в индивидуальном порядке предлагается на альтернативной основе составить кластер на тему «Однокоренные слова и формы одного слова» или выполнить упражнение из учебник. Поработать над составлением кластера пожелала половина ребят, что я как педагог посчитала хорошим началом на пути дальнейшего совершенствования в этом виде работы: дети не боятся деятельности данного рода, готовы попробовать составить кластер даже индивидуально, а значит, уверены в наличии у них определенных знаний и навыков. По прошествии 5 минут учащиеся сдают свои работы. Подведение итогов проводится в два этапа: вначале просматриваются варианты кластера, которые получились у ребят, выбираются наиболее удачные, затем ребята защищают свои работы у доски. Класс оценивает их, комментирует, исправляет недочеты. Дети работают с интересом. К этому времени они уже достаточно хорошо освоили алгоритм составления кластера, научились работать с текстовой информацией и оформлять ее графически. Далее необходимо прокомментировать, почему не все кластеры были допущены к защите: разъясняются, прорабатываются типичные ошибки.

Таким образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроке русского языка именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.

В таком случае школьник, который недостаточно хорошо на начальном этапе освоения приема разбирается в алгоритме действий, чувствует поддержку учителя, класса, одноклассника. Установка на неуспех априори отсутствует. Он не боится высказывать свою точку зрения, даже если сомневается в её абсолютной правильности, экспериментировать, творчески переосмысливать факты, которыми владеет. К пятому занятию учащийся уже полностью осваивает методику составления кластера (так как на предыдущих уроках систематически устранялись недочеты, вносились поправки) и не испытывает страх перед самостоятельным, индивидуальным выполнением задания.

Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Заключение

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Презентация

Слайд 2. Свой мастер-класс я бы хотела начать с высказывания Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет несколько идей».

Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это стремление стать лучше для своих учеников.

Слайд 3. Я попрошу вас на листочках составить список прилагательных (5-6), которые, на ваш взгляд, характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

Теперь обведите 1 прилагательное из списка, которое лучше всего характеризует ВАШ характер.

Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают, осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. А как это сделать? Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить выделять главное и существенное в тексте или в речи? Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, самостоятельность?

Слайд 4. Мне кажется, ответы на многие вопросы можно найти в технологии развития критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни – умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п. Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях, на разных уроках в начальной школе. Это универсальная, “надпредметная” технология.

Слайд 5. Что же такое критическое мышление? Это мышление самостоятельное, обобщенное, проблемное и оценочное, аргументированное, социальное.

Слайд 6. Мне кажется на развитие именно такого мышления нас нацеливают современные требования к результатам обучения, ФГОС. В основе данной технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

I фаза
Вызов

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза

Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза

Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

На слайде вы видите различные приемы данной технологии, их достаточно много, и, наверное, многие из них вам знакомы.

Мне хотелось бы остановиться подробнее на одном приёме. Кластер – универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока, для многих предметов в начальной школе.

Слайд 7. Для выяснения ваших ожиданий и опасений в ходе знакомства с кластерами предлагаю более чётко определить, что вы ожидаете (хотели бы получить) от сегодняшнего мастер-класса и чего опасаетесь.

На слайде яблоня – образ ваших надежд, мешок – ваши опасения. Предлагаю поделиться надеждами и опасениями по теме «Составление кластера».

Распределим яблоки: яблоки – ожидания на дерево, а яблоки – опасения отправим в мешок.

Слайд 8. Итак (далее читаю со слайда и щелчком по «яблоку» отправляю их на дерево или в мешок).

– Я научусь различать некоторые виды кластера.

– Думаю, что такой вид работы вряд ли будет полезен ученикам.

– Я смогу применить на практике полученные знания о составлении кластера.

– Составление кластера – увлекательное и полезное занятие.

– Не успею всё выполнить вовремя.

– Специальные термины и новые слова препятствуют восприятию.

– Удачи в освоении метода кластера и его составлении.

Слайд 9. Рассмотрим последовательность действий при составлении кластера, они просты и логичны:

От английского слово «кластер» cluster обозначает

  1. Кисть, рой, пучок, гроздь.
  2. Группа (a cluster of people).

Объединенный по каким-либо подобным признакам.

Слайд 10. Кластер – это один из стратегически активных методов, который организует взаимодействие учащихся и учителя. А продуктом такой деятельности является моделирование – информация, выстроенная в определённой последовательности. Овладение данной информацией и есть достижение планируемых результатов. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Слайд 11. Кластеры бывают различными по структуре: гроздь, рыбья кость, елочка, ступени.

Слайд 12. Предлагаю опробовать на практике один из способов знакомства учащихся с кластером в начальной школе, когда ученики еще не знают, что это такое и поэтому нужен такой способ, при котором проявится интерес к новому. И этот прием – составление кластера с помощью готовых карточек или пособия «Полезный конверт», по-другому может называться «Умный конверт». Кому как нравится.

Сегодня я познакомлю вас с этим приемом на примере урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России».

Слайд 12. Тема урока «Тела, вещества, частицы». Я предлагаю детям заполнить пустую схему уже в начале урока, так, как они предполагают. Таким образом, ученики сталкиваются с затруднением, которое мы и будем разрешать по ходу урока. Сейчас я предлагаю вам почувствовать себя в роли учеников и в парах заполнить этот кластер. Перед вами схема с пустыми окошечками, а в конвертах необходимые для заполнения данные, попробуйте расставить все слова в схему, как вы считаете нужным.

– Заполнили, далее мы приступаем к стадии осмысления, и идем по теме урока, проверяя свои предположения поэтапно, начинаем с левой части кластера – как же называются все предметы, живые существа, окружающие нас. Кто-то предположил, что это тела, кто-то, что это вещества. Проверяем по тексту учебника.

Слайд 13. Итак, тела – это все предметы, живые существа, окружающие нас, они делятся на следующие группы: естественные, искусственные и небесные. Теперь мы можем эту часть приклеить.

Слайд 14. Двигаемся дальше, из чего же состоят тела? Предполагаем, что из веществ.

Слайд 15. Проверяем свои мысли в тексте учебника. Действительно, все тела состоят из веществ, которые делятся на 3 группы: твердые, жидкие и газообразные. Далее из текста учебника дети узнают, что частицы в разных веществах располагаются по-разному, и пробуют соотнести картинку расположения частиц в веществе с его видом.

Слайд 16. Приклеиваем эту часть.

Слайд 17. Остается одна часть схемы – частицы, из текста ребята выясняют, что существуют разные частицы – сложные и простые и приклеивают молекулы и атомы.

Слайд 18. Таким образом, в ходе урока мы подтвердили или опровергли свои предположения, разобрались с тем, что же такое тела, вещества и частицы, справились с затруднением, возникшим на начальном этапе урока, и на стадии рефлексии мы с детьми обобщаем, делаем выводы, приходим к тому, что мы добились поставленных целей урока, выяснили, что же такое тела, вещества и частицы, узнали на какие группы они делятся.

Тема эта достаточно объемная и сложная для понимания, а вот так, используя прием кластер, можно наглядно систематизировать и обобщить всю информацию.

Этот прием можно предложить детям для работы в парах, как вы сегодня работали, можно организовать работу в группах, это тоже довольно удобно и продуктивно.

Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к текстам, данным в учебникам, к словам автора. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

Слайд 19. Прием «Умный конверт» я использую на разных уроках. Вот только несколько примеров. Дети, объединившись в 4 группы, составляли кластер при изучении темы «Части речи» в 3 классе.

Слайд 20. При изучении глаголов-синонимов и антонимов в 3 классе ребята смогли найти слова-помощники для изучения материала про данной теме.

Слайд 21. Одна из самых сложных тем по окружающему миру в 4 классе – изучение природных зон. На обобщающем уроке мы с учениками составили кластер по теме «Природные зоны России». На уроке работала 6 групп исследователей, в конце урока они представили всем свою природную зону. Опираясь на карточки-помощницы, юные ученые рассказали о совей зоне. В конце урока получился кластер.

Слайд 22. Прием «кластер» можно использовать и на уроках литературного чтения, при изучении образов героев, и на уроке математике, например, составление кластера на тему «Задача».

Слайд 23. На уроках я активно использую приём «Модель – описание». Цель: формирование умения обучающихся работать над образом героя, давать характеристику предметам и явлениям.

Слайд 24. На уроках ребятам полезно составлять «Модель – сравнение». Такая модель помогает формировать умение у обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.

Слайд 25. Следующий приём «Модель – рассуждение». Цель: Формирование умения обучающихся анализировать, доказывать и отбирать необходимую информацию. Построение модели – рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза». Дети рассуждают, какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.

Слайд 26. Кластер (гроздья) – один из наиболее популярных видов кластера, его цель: Систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.

Слайд 27. Итак, каковы же правила составления кластера

  1. Посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем идеи, темы».
  2. Записывается всё то, что вспомнилось по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова.
  3. Осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.
  4. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь, появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определят информационное поле данной темы.

Кластеры можно применять, как вы сегодня увидели, на разных этапах урока. Можно еще попробовать дать детям в качестве проверки знаний, например, после того как прошли тему, дать кластер для самостоятельного заполнения. Ну и в начальной школе – этот приём, мне кажется, просто находка, на любом уроке.

Как и у каждой методики у методики составления кластера есть свои плюсы и минусы.

Плюсы. Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Минусы. Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

Этот метод требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Слайд 28. Вернемся к началу нашего мастер класса. Посмотрим на яблоньку и мешок. Подводя итог, хочется узнать оправдались ли ваши ожидания в результатах нашего занятия? Я надеюсь, что ваши опасения были напрасны?

«То, что я хочу познать – это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня – это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».

Слайд 29-30. Удачи вам! Надеюсь, мой мастер-класс был для вас полезным, и вы будете применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80
  2. http://kladraz.ru/blogs/chernova-sventlana-anatolevna/priyom-klaster.html
  3. http://www.openclass.ru/node/459297

Добавить комментарий