Синквейн как метод обучения английскому языку
Сегодня в школьном образовании происходят значительные изменения, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. На сегодняшний день, личный интерес обучающегося является главным фактором в системе образовании. Чтобы добиться успешности в обучении учащихся, преподаватель должен постоянно совершенствоваться сам, а также совершенствовать свой урок.
Использование современных педагогических подходов, приемов позволяет повышать познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету и повышать качество знаний. Необходимо придерживаться тенденции перехода от информационных форм к активным формам и методам обучения, которые предполагают элементы проблемности, поиска, использование резервов самостоятельной работы обучающихся. Одним из таких приемов, применяемых мной на уроках, является прием написания дидактического синквейна.
Процесс контроля и оценивания при этом может оказать негативное влияние на мотивацию к обучению и интерес к тому или иному предмету. От того, как осуществляется проверка и оценка знаний школьников, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учебе, а также важные качества – самостоятельность, инициативность, трудолюбие. Поэтому крайне важным является условие правильной организации контрольно-оценочной деятельности.
Кроме того, новые стандарты требуют принципиально нового подхода к оценке знаний, умений и навыков. И здесь уже разработано огромное количество различных методик: безотметочное обучение, балльная система, портфолио, критериальное оценивание и балльно – рейтинговая система оценивания.
Для каждой из них характерны определенные инструменты и механизмы формирования контрольно-оценочной деятельности, такие как «Оценочная линеечка», «Шкатулка с оценками», «Копилка достижений», «Мишень качества» и многие другие. Надо отметить, что реализация всех этих приемов связана с совместной деятельностью учителя и учащихся и вызывает немалый интерес у ребят, поскольку снимает элемент одностороннего (только со стороны учителя) оценивания.
Синквейн — это один из приемов технологии развития критического мышления, одна из технологий системно – деятельностного подхода в обучении английскому языку.
Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объема информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённой теме.
На уроках английского языка использование синквейна помогает решить множество различных образовательных задач. Обозначим лишь некоторые возможности данного приема.
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк (слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять»), в которых обобщена информация по изученной теме.
Данный прием возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем синквейн стал использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то Вы в точности справились с заданием. Именно потому, что с помощью этого небольшого французского стихотворения в нескольких строках можно выразить суть темы, они стали такими популярными на уроках.
Синквейны не только помогают проверять учителям материал, но и экономят время на уроке. Также синквейн – это отличный контроллер. Потому как никто не сможет передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст или не выучены новые лексические единицы.
Цель данной технологии: добиться более глубокого осмысления темы, контроль и выявление степени усвоения учебного материала
Синквейн пишется по определенным правилам:
1строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка – три слова (глаголы или причастия прошедшего времени), описывающие характерные действия, объекта.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, обобщающие или расширяющие смысл темы или предмета (одно слово), обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации, повторяющая суть темы.
Виды синквейнов
Классический (традиционный) синквейн составляется из пяти строк (по схеме)
Обратный синквейн (Reverse cinquain) пишут с обратной последовательностью слогов (2—8—6—4—2).
Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) – пишется обычный синквейн, а за ним сразу же пишется еще один, но уже обратный синквейн. Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
Синквейн – бабочка (Butterfly cinquain) — такой синквейн составляется в 9 строк, и 5-я строка первого синквейна служит первой строкой для второго обратного синквейна, таким образом написанный на бумаге такой синквейн похож на бабочку.
Корона синквейнов (Crown cinquain) – это пять обыкновенных классических синквейнов, которые пишутся на одну тему и образуют собой небольшой рассказ.
Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) – из короны синквейнов делают еще шестой синквейн, просто взяв первую строчку из первого синквейна, вторую из второго и т.д.
Алгоритм работы над синквейном, варианты синквейна.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учащихся.
Давайте попробуем составить синквейн на английском языке. Например, возьмём за основу слово “Teacher” при изучении темы “Choosing a Career”.
Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово – обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь (Teacher).
Вторая строка – два слова – чаще всего прилагательные или причастия, дающие описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта (Kind, devoted).
Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта (Teaches, educates, helps).
Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (A great teacher is a great artist).
Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (Master).
Вот, что у нас получилось:
Teacher
Kind, devoted
Teaches, educates, helps
A great teacher is a great artist
Master
Синквейны на английском языке можно составлять по самым разным темам.
Примеры синквейнов на английском языке
Пример 1: Тема «It´s a Wonderful Planet We Live on”
Earth
Beautiful, blue
Live, produce, pollute
Can be kind, can hurt
Planet
Пример 2. Тема «American Holidays”
Thanksgiving
Happy, thankful
Get together, pray, thank
People like it very much. It´s celebrated by all Americans. Time to remember.
Charity
Пример 3. Тема «Hobby»
Hobby
Interesting, popular, favourite.
To collect, to play, to read.
Tastes differ.
Free time
Пример 4. Тема “The Great Fire of London”
Fire.
Great, strong.
Burn, start, build.
2nd September 1666.
Baker.
Пример 5. Тема «Earthquake»
Earthquake
Violent, destructive
Damage, destroy, break
It may be awful
Disaster
Пример 6. Тема «Hobbies»
Reading
Interesting, boring.
To read, to devour, to sit
Choose a book as you choose a friend.
Books.
Пример 7. «Sport»
Doing sports
Extreme, individual.
To play, to swim, to skate
A sound mind in a sound body.
Activity.
Пример 8. «Films»
(Watching films)
Funny, interesting.
To laugh, to relax, to enjoy.
They are worth seeing.
Cinema
Составление синквейна применяю на разных этапах урока: на стадии вызова – сжатое обобщение, актуализация и систематизация полученных ранее знаний; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
Синквейн на этапе постановки темы урока. В начале урока учащиеся видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и тему урока. (School)
Interesting, difficult
Teach, listen, study
We go there every day.
Education
● Синквейн как способ проверки домашнего задания
Здесь возможно организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие – составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, – стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.
Составление краткого рассказа по готовому синквейну (использование слов и фраз, входящих в состав синквейна);
Дан синквейн на тему “Moscow”, необходимо составить рассказ, используя готовый синквейн. Moscow
Beautiful, large.
is situated, attracts, is famous for
Moscow is the heart of Russia
Capital.
Пример, составленного рассказа по готовому синквейну:
Moscow is the capital of Russia. It is situated on the Moskva River. It is big and beautiful. It attracts a lot of tourists from different countries. It’s famous for its museums, art galleries, monuments. Moscow is the heart of Russia.
● Синквейн как закрепление вновь изученной лексики
С помощью синквейна мы закрепляли новую лексику по теме «Природные катастрофы». Учащимся предлагалось в конце урока вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены и с помощью них составить синквейн. Получившуюся работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.
Earthquake
Violent, destructive
Damages, destroys, breaks
It may be awful
Disaster
Avalanche
Big, white
Snows, falls, destroys
I have never seen avalanche.
Death
Tsunami
Dangerous, bad
Falls, kills, destroys
It is impossible to espace from tsunami.
Disaster
War
Terrible, dangerous
Kill, break, fight
It is a scary period.
Death
● Синквейн как игра на уроке-обобщении
Синквейн как игра на уроке-обобщении. Принцип работы тот же, что и при постановке темы урока, только четыре строки (без первой) озвучивают сами учащиеся. При этом возможны «как индивидуальные, так и групповые «загадки».
7 класс, тема «Гаджеты»
Phone
Compact, easy
Listen, send, write
Phones play an important role in our life.
Gadget
Computer
Smart, useful
Talk, watch, listen
I relax with my computer
My friend
Phone
Nice, black
Play, call, listen to music
It is a very useful thing.
Gadget
● Синквейн как обобщение работы по тексту
Должна отметить, что данный прием очень нравится ученикам и я стараюсь использовать его на своих занятиях. Синквейн как обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной представляется парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста.
Street
Large, busy
Visit, see, buy
I must see it
Famous
Составление синквейна по картинкам
It is a tomato
It is red and round
I plant and water tomatoes in spring
People can buy them at the greengrocer’s
I like tomato salad and I like pickled tomatoes
It’s healthy food.
Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего следующими причинами:
Развиваются творческие и интеллектуальные возможности: ученик может почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
Учащиеся учатся формулировать идею (ключевую фразу). Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам, таким образом учится формулировать ключевую фразу.
Способствуют обогащению и актуализации словаря. Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.
Учащиеся готовятся к краткому пересказу. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.
Носят характер комплексного воздействия: развивают речь, память, внимание, мышление.
Эффективный и простой прием. Синквейн могут составить все.
Таким образом, синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Его можно использовать абсолютно по любому предмету. Он учит детей находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать смысл всего текста. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МЕТОДА «СИНКВЕЙН» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
На занятиях английского языка нам
часто предлагают использовать инновационную технологию «Синквейн».
Синквейн – прием,
позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.
Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк
(слово «синквейн» происходит от французского,
означающего «пять»). в которых обобщена информация по
изученной теме.Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если
стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то Вы в точности
справились с заданием.
Именно потому, что с помощью
этого небольшого французского стихотворения в нескольких строках можно выразить
суть темы, они стали такими популярными на уроках. Синквейны не только помогают
проверять учителям материал, но и здорово экономят драгоценное время. Также
синквейн – это отличный контроллер. Потому как никто не сможет
передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст
или не выученны новые лексические единицы.
Цель данной
технологии: добиться более глубокого осмысления темы, контроль и
выевление степени усвоения учебного материала
Пошаговое
описание метода:
1.
Знакомство с правилами составления синквейна.
2.
Составление, следуя правилам, синквейна на определенную тему.
3.
Добровольное зачитывание нескольких синквейнов.
Каждому ученику или студенту
дается 4 – 5 минут, чтобы написать синквейн. Затем он поворачивается к партнеру
и из двух синквейнов они составляют один, с которым оба будут согласны. Это
дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы
участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи,
которые они могут увязать со своими. Это обычно порождает дискуссию.
Правила
написания синквейна
1.
Первая строка – одним словом обозначается тема (имя существительное).
2.
Вторая строка – описание темы двумя словами (имена прилагательные).
3.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы,
причастия).
4.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные
части речи).
5.
Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Советы при
составлении синквейна:
1.
Вначале предлагается составить синквейн на тему, хорошо известную студентам.
2.
На первых порах предусматривается при составлении синквейна работать в парах, в
малых группах и только затем – индивидуально.
3.
Поощряются синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика
различных сторон темы.
Примеры
синквейна английского языка
Пример 1: Тема«It´s a
Wonderful Planet We Live on”
·
Earth
·
Beautiful, blue
·
Live, produce, pollute
·
Can be kind, can hurt
·
Planet
Пример
2. Тема «American Holidays”
*Thanksgiving
*Happy,thankful
*Get
together, pray, thank
*People
like it very much. It´s celebrated by all Americans. Time to remember.
*Charity
Пример 3. Тема
«Hobby»
1. (Hobby)
2. Interesting,
popular, favourite.
3. To
collect, to play, to read.
4. Tastes
differ.
5. Free
time
Пример 4. Тема “The
Great Fire of London”
1. Fire.
2. Great,
strong.
3. Burn,
start, build.
4. 2nd September
1666.
5.
Baker.
Пример 5. Тема «Earthquake»
1. Earthquake
2. Violent,
destructive
3. Damage,
destroy, break
4. It
may be awful
5. Disaster
Пример 6. Тема «Hobbies».
1. (Reading)
2. Interesting,
boring.
3. To
read, to devour, to sit
4. Choose
a book as you choose a friend.
5. Books.
Пример 7. «Sport».
1) (Doing sports)
2) Extreme, individual.
3) To play, to swim, to skate
4) A sound mind in a sound body.
5) Activity.
Пример 8. «Films»
1) (Watching films)
2) Funny, interesting.
3) To laugh, to relax, to enjoy.
4) They are worth seeing.
5) Cinema
● синквейн
как прием постановки темы урока
Синквейн
как прием постановки темы урока. При этом в начале урока дети видят на доске
синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк
пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и урока.
● синквейн как способ проверки домашнего
задания
Синквейн
как способ проверки домашнего задания. Здесь возможно организовать работу
следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие –
составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, –
стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.
● синквейн
как закрепление вновь изученной лексики
Синквейн
как закрепление вновь изученной лексики. Учащимся предлагается в конце урока
вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены по теме. Получившуюся
работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.
● синквейн как игра на уроке-обобщении
Синквейн
как игра на уроке-обобщении. Принцип работы тот же, что и при постановке темы
урока, только четыре строки (без первой) озвучивают сами учащиеся. При этом
возможны «как индивидуальные, так и групповые «загадки».
●
синквейн как обобщение работы по тексту
Должна отметить, что данный прием очень нравится ученикам и
студентам, и я стараюсь использовать его на своих занятиях.
Синквейн как обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной
представляется парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для
составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся
работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн.
Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного
текста.
Синквейн – один из приемов контрольно- оценочной деятельности на
уроках
Заключение
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены,
которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный
интерес обучающегося – это решающий фактор в образовании. Процесс контроля и
оценивания при этом может оказать негативное влияние на мотивацию к обучению и
интерес к тому или иному предмету. От того, как осуществляется проверка и
оценка знаний школьников, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к
учебе, а также важные качества – самостоятельность, инициативность, трудолюбие.
Поэтому крайне важным является условие правильной организации
контрольно-оценочной деятельности. Кроме того, новые стандарты требуют
принципиально нового подхода к оценке знаний, умений и навыков. И здесь уже
разработано огромное количество различных методик: безотметочное обучение,
балльная система, портфолио, критериальное оценивание и балльно-рейтинговая
система оценивания. Для каждой из них характерны определенные инструменты и
механизмы формирования контрольно-оценочной деятельности, такие как «Оценочная
линеечка», «Шкатулка с оценками», «Копилка достижений», «Мишень качества» и
многие другие. Надо отметить, что реализация всех этих приемов связана с
совместной деятельностью учителя и учащихся и вызывает немалый интерес у ребят,
поскольку снимает элемент одностороннего (только со стороны учителя)
оценивания.
Одним из приемов в осуществлении контрольно-оценочной
деятельности на уроках является «Синквейн». Синквейн – это
стихотворение, которое требует изложения большого объема информации в кратких
выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённой теме. Само
слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», поэтому и состоит он
из пяти строк, в первой из которых записывается одно слово – существительное –
тема. На второй строке пишутся два прилагательных, характеризующих тему
синквейна. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к
теме синквейна. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при
помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может
быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником
фраза по теме. Пятая строка включает слово-резюме, ассоциацию, выражающую
личное отношение автора синквейна к теме.
На
уроках английского языка использование синквейна помогает решить множество
различных образовательных задач. Обозначим лишь некоторые возможности данного
приема.
Таким образом, синквейн — приём технологии развития критического
мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на
определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Его можно
использовать абсолютно по любому предмету. Он учит детей находить самые точные
слова и в лаконичной форме кратко передавать смысл всего текста. Синквейн
обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит
формулировать идею (ключевую фразу)
В завершении еще раз отметим, что при внешней простоте формы,
синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, ведь резюмировать
информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах
не так-то просто.
P.S.
Если Вы никак не можете написать синквейн, то проблем тут может быть две.
Вам либо просто не нравится тема стихотворения, либо нужно поработать над
расширением словарного запаса. Также синквейн – это хороший метод самоконтроля.
Если получается – материал усвоен отлично.
Hello everyone! Приветствую Вас, дорогие читатели. Сегодня я хотела бы предложить Вам попробовать написать стихотворение. Синквейн – это пятистишие, не имеющее рифмы, но обладающее глубоким смыслом и образовательной ценностью. Обратите внимание на образец, приведенный ниже.
‘English’ (“Английский”)
Popular, international (Популярный, международный)
To read, to speak, to write (Читать, говорить, писать)
I study English (Я изучаю английский)
My hobby (Мое хобби)
И схема стихотворения:
Первая строчка: название (это существительное, называющее тему)
Вторая строчка: два прилагательных к понятию в названии
Третья строчка: три глагола по теме стихотворения
Четвертая строчка: небольшое предложение по теме
Пятая строчка: существительное-синоним к названию
Отмечу, что главным условием создания такого стихотворения является правильный выбор темы. Выбирайте темы, которые Вам близки. Например, мне нравятся дельфины и футбол. Вот какие синквейны у меня получились.
‘A dolphin’ (“Дельфин”)
Intelligent, kind. (Умный, добрый)
To swim, to play, to enjoy (Плавать, играть, радоваться)
It is a fantastic creature (Это прекрасное создание)
Our friend (Наш друг)
‘Football’ (“Футбол”)
Active, interesting (Активный, интересный)
To run, to kick, to score (Бежать, бить по мячу, забивать гол)
I watch TV (Я смотрю телевизор)
The World Cup (Чемпионат мира)
Как видите, все довольно просто. В настоящее время синквейны широко применяются в процессе обучения различным дисциплинам с целью обобщения определенных понятий и запоминания информации в сжатом виде. Что касается английского языка, при помощи написания таких стихотворений Вы будете узнавать новые слова разных частей речи и тренироваться использовать их в приятной творческой деятельности. По мере освоения языка будет развиваться Ваша способность создавать более распространенные произведения.
Важно при этом выбрать тему, которая действительно Вам интересна. Это стимулирует поиск новых английских слов и ускоряет их запоминание. Полезным также может быть создание синквейнов по базовым темам “Моя семья” (‘My family’), “Мой город” (‘My city’), “Мое хобби” (‘My hobby’) и так далее. Заведите красивую тетрадь и пишите несколько синквейнов каждый день. Можно публиковать синквейны в социальных сетях, добавлять их к фото, писать на открытках.
P.S. Небольшое уточнение: при изучении новых слов рекомендую вам использовать озвученные онлайн-словари и повторять произнесенное за диктором. Так легче и быстрее запоминается материал. И еще: не забываем использовать ‘a’ (‘an’, если слово начинается с гласного звука) перед исчисляемыми существительными в единственном числе, а также ‘to’ перед глаголами.
Перейдя по данной ссылке, Вы можете скачать бесплатное приложение – учебный тренажер по английскому языку, содержащий такие разделы как грамматика, чтение, разговорник, словарь, учебный quiz.
Till next time! До следующей встречи на канале “Креативный_английский”.
Автор статьи: Алена Владимировна Сидей, преподаватель иностранных языков.
Мастер класс «Использование синквейна на уроках английского языка»
Cлайд1. «Использование синквейна на уроках английского языка»
Слайд 2 Структура мастер-класса
1. Использование синквейна на уроках английского языка.
2. Описание опыта работы учителя по составлению синквейнов.
3. Практическая часть
4. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия
1.Теоретические основы
Слайд3 Сегодня в школьном образовании происходят значительные изменения, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. На сегодняшний день, личный интерес обучающегося является главным фактором в системе образовании. Чтобы добиться успешности в обучении учащихся, преподаватель должен постоянно совершенствоваться сам, а также совершенствовать свой урок.
Слайд 4: Использование современных педагогических подходов, приемов, позволяет повышать познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету и повышать качество знаний. Необходимо придерживаться тенденции перехода от информационных форм к активным формам и методам обучения, которые предполагают элементы проблемности, поиска, использование резервов самостоятельной работы обучающихся. Одним из таких приемов, применяемых мной на уроках, является прием написания дидактического синквейна.
Слайд 5: Синквейн — это один из приемов технологии развития критического мышления, одной из технологий системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку.
Цель данного приема: добиться более глубокого осмысления темы.
Слайд 6: Что же такое Синквейн?
Слово «синквейн» происходит от французского слова (от фр. cinquains, англ. cinquain), которое означает «пять» (в дословном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»). Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.
Синквейн – это специфическое нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по теме.
Данный прием возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Слайд 7: Правило написания синквейнов:
Синквейн пишется по определенным правилам:
1строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка – три слова (глаголы или причастия прошедшего времени), описывающие характерные действия, объекта.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, обобщающие или расширяющие смысл темы или предмета (одно слово), обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации, повторяющая суть темы.
Слайд 8: Схема синквейна: (напоминает елочку)
1 строка – тема синквейна – существительное
2 строка – описание признаков и свойств объекта – два прилагательных
3 строка – характерные действия объекта – три глагола
4 строка – фраза, выражающая личное отношение автора к объекту
5 строка – синоним, ассоциация по теме
Слайд 9, 10: Виды синквейнов
Классический (традиционный) синквейн составляется из пяти строк. (по схеме)
Обратный синквейн (Reverse cinquain) пишут с обратной последовательностью слогов (2—8—6—4—2).
Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) – пишется обычный синквейн, а за ним сразу же пишется еще один, но уже обратный синквейн. Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
Синквейн – бабочка (Butterfly cinquain) — такой синквейн составляется в 9 строк, и 5-я строка первого синквейна служит первой строкой для второго обратного синквейна, таким образом написанный на бумаге такой синквейн похож на бабочку.
Корона синквейнов (Crown cinquain) – это пять обыкновенных классических синквейнов, которые пишутся на одну тему и образуют собой небольшой рассказ.
Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) – из короны синквейнов делают еще шестой синквейн, просто взяв первую строчку из первого синквейна, вторую из второго и т.д.
Слайд 11: Алгоритм работы над синквейном, варианты синквейна.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учащихся.
Слайд 12: 2. Описание опыта работы учителя по составлению синквейнов
С написанием синквейнов начинаю знакомить учащихся начальных классов и продолжаю эту работу в средних и старших классах, усложняя формы работы с данным приемом.
Учащиеся начальных классов (3, 4 кл) с удовольствием пробуют писать стихи в форме синквейна, выкладывают на магнитной доске схему из отдельных фрагментов, поставить строки в логической последовательности, заполняют готовый шаблон предложенными словами.
В 5–11 классах ученики работают с неполным синквейном для определения отсутствующей части, количество логических опор сокращаю, учатся составлять индивидуальные и групповые синквейны по первой строке, сравнивают их и корректировать с целью совершенствования, составляют короткий рассказ по готовому синквейну. В 9–10 классах составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации полезно для выработки способности к анализу текста при подготовке к написанию творческой работы.
Слайд 13: Виды работы
Самостоятельное составление синквейна
Составление краткого рассказа по готовому синквейну
Коррекция и совершенствование готового синквейна
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части
Слайд 14: 1. Самостоятельное составление синквейна:
– Составление синквейна на общую тему
– Составление синквейна в паре, обсуждение, составление одного синквейна из двух, с которым согласны оба партнера. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему и требует, чтобы участники слушали друг друга.
– Составление синквейна на индивидуальную тему (тема указана на индивидуальных карточках)
– Составление синквейна по картинкам
Слайд 15: Предлагаю вашему вниманию синквейны, написанные моими учениками
Seasons: Autumn Happy, colourful Go, pick, rain My favourite season Apples |
Holidays: Thanksgiving Happy, Get together, pray, thank Celebrate it in autumn, Harvest time |
Food: A pie Nourishing, delicious Buy, eat, be full It is in the lunch box. food |
|
Professions A teacher. Clever, kind Teach, explain, check Give knowledge. Friend |
House: bedroom. Cosy and warm. Do, listen, play My favourite room Rest |
Buildings Museum Big, beautiful. Visit, walk, see. Everybody must go there Remember! |
Family Brother Funny, helpful Look after, help, share I can rely on him Protection |
Holiday Great, amazing Go for walks, enjoy, relax Spend a nice good time Happiness |
Countries Russia Great, powerful Is located, travel, love, I’m proud of it Motherland |
Writers Oscar Wilde Talented, famous Wrote, created, put Had a sense of humour Genius |
Слайд 16: 2. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (использование слов и фраз, входящих в состав синквейна);
Дан синквейн на тему “Moscow”, необходимо составить рассказ, используя готовый синквейн.
Moscow. 7 класс
Beautiful, large.
is situated, attracts, is famous for
Moscow is the heart of Russia
Capital.
Пример, составленного рассказа по готовому синквейну:
Moscow is the capital of Russia. It is situated on the Moskva River. It is big and beautifull. It attracts a lot of tourists from different countries. It’s famous for its museums, art galleries, monuments. Moscow is the heart of Russia.
Слайд 17: 3. Коррекция и совершенствование готового синквейна
По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими – так, в данном случае, можно подобрать более верно фразу в четвертой строке.
Дан синквейн на тему “Summer”, необходимо найти в строчках несоответствующие теме синквейна слова, фразы.
-
Summer.
-
Sunny, hot.
-
Swim, sunbathe, ride a bike.
-
I like skiing.
-
Holidays.
Неправильная строчка № 4, так как летом невозможно кататься на лыжах.
Дан синквейн на тему “Music”, необходимо найти в строчках несоответствующие теме синквейна слова, фразы.
-
Music.
-
Сhoral, classical.
-
Tour, record, enter a chart.
-
I like to read music.
-
Melody.
Неправильная строчка № 4,так как музыку читать невозможно.
Слайд 18: 4. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, ученик должен на основе существующих ее определить).
Дан синквейн без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих слов ее определить.
-
———–
-
Snowy, frosty.
-
Snows, freezes, to ski.
-
I like to skate.
-
Frost.
Пропущенное слово – тема синквейна это WINTER
Слайд 19: Составление синквейна применяю на разных этапах урока: на стадии вызова – сжатое обобщение, актуализация и систематизация полученных ранее знаний; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
Слайд 20: – Синквейн на этапе постановки темы урока. В начале урока учащиеся видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и тему урока.
(School)
Interesting, difficult
Teach, listen, study
We go there every day.
Education
– Синквейн на этапе обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной представляется парная организация работы. Каждой паре дается 3-минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста. В 6 классе в ходе изучения темы «Знаменитые улицы» («Famous streets»). Текстов было три, соответственно я поделила учащихся на три группы, у каждой группы был свой текст, они читали его, затем презентовали всему классу и после, составляли общий синквейн.
Street
Large, busy
Visit, see, buy
I must see it
Famous
– Синквейн на этапе проверки домашнего задания. Здесь возможно организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие – составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, – стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.
– Синквейн на этапе закрепления вновь изученной лексики. С помощью синквейна мы закрепляли новую лексику по теме «Природные катастрофы». Учащимся предлагалось в конце урока вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены и с помощью них составить синквейн. Получившуюся работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.
8 класс.
Earthquake
Violent, destructive
Damage, destroy, break
It may be awful
Disaster
– Синквейн как игра на этапе обобщения. Принцип работы тот же, что и при постановке темы урока, только четыре строки (без первой) озвучивают сами учащиеся. При этом возможны «как индивидуальные, так и групповые «загадки».
Тема «Hobbies».
(Reading)
Interesting, boring.
Borrow from, read, spend
Choose a book as you choose a friend.
Books.
(Doing sports)
Extreme, individual.
Play, swim, skate
A sound mind in a sound body.
Activity.
(Watching films)
Funny, interesting.
laugh, relax, enjoy.
They are worth seeing.
Cinema
Слайд 21: 3. Практическая часть
А сейчас мы с вами будем учится коллективно составлять синквейн.
-
Cоставление синквейна на предложенную тему в методических материалах к мастер-классу есть цветные карточки с индивидуальной темой синквейна для каждого. Даю пару минут на составление синквейна на заданную тему)
-
Восстановление синквейна из фрагментов (поставить в логической последовательности)
Great, talented Oscar Wilde Had a sense of humour Pride Was born, studied, created
Слайд 22:
3. Написание синквейна по картинкам и
4. Составление рассказа на основе синквейна.
It is a tomato
They are red and round
I plant and water tomatoes in spring
People can buy them at the greengrocer’s
I like tomato salad and I like pickled tomatoes
They are full of vitamins and help to be healthy It’s a healthy food.
Слайд 23: 4. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия
Могу назвать несколько причин, почему синквейн можно и нужно использовать в педагогической практике. Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего:
-
Развиваются творческие и интеллектуальные возможности: ученик может почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
-
Учащиеся учатся формулировать идею (ключевую фразу). Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам, таким образом учится формулировать ключевую фразу.
-
Способствуют обогащению и актуализации словаря Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.
-
Учащиеся готовятся к краткому пересказу. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.
-
Носят характер комплекстного воздействия: Развивают речь, память, внимание, мышление.
-
Эффективный и простой прием. Синквейн могут составить все.
Таким образом, синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления.
Итак, давайте подведём итоги мастер класса:
– Что нового Вы узнали?
– Чему научились?
– Было ли Вам интересно?
Закончить мастер-класс позвольте синквейном по поводу сегодняшнего мастер-класса:
Мастер-класс
Cодержательный, интересный,
Учились, обсуждали, общались
Активный способ получения знаний
ОБУЧЕНИЕ
Спасибо за внимание.
Использование синквейна на уроках английского языка
В соответствии с требованиями ФГОС в школьном образовательном курсе английского языка важно обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Уже в начальной школе закладываются основы личности ученика как субъекта познавательной деятельности, дружеские отношения со сверстниками, познавательные интересы.
Метапредметные результаты предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), развитие умения учебного сотрудничества и выбор собственной траектории учебной деятельности, овладение умениями учебно-исследовательской деятельности. Одним из средств решения данных задач является синквейн.
Что такое синквейн?
Синквейн – это прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
С помощью этого небольшого стихотворения в нескольких строках можно выразить суть темы. Синквейны не только помогают проверять учителям материал, но экономят драгоценное время. Также синквейн – это отличный контролёр. Потому как невозможно передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст или не выучены новые лексические единицы.
Слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Цель данной технологии: добиться более глубокого осмысления темы.
Правила написания синквейна:
Синквейн пишется по определенным правилам:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово), обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации.
Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.
Синквейн – как решение образовательных задач:
На уроках английского языка использование синквейна помогает решить множество различных образовательных задач. Обозначим лишь некоторые возможности данного приема.
1. Синквейн как прием постановки темы урока. При этом в начале урока дети видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и урока.
ПРИМЕР. Тема «Hobby»
- (Hobby)
- Interesting, popular, favourite.
- To collect, to play, to read.
- Tastes differ.
- Free time.
- Синквейн как обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной представляется парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста.
ПРИМЕР. Тема “The Great Fire of London”
- Fire.
- Great, strong.
- Burn, start, build.
- 2nd September 1666.
- Baker.
- Синквейн как способ проверки домашнего задания. Здесь возможно организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие – составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, – стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.
- Синквейн как закрепление вновь изученной лексики. Учащимся предлагается в конце урока вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены по теме. Получившуюся работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.
ПРИМЕР. Тема «Earthquake»
- Earthquake
- Violent, destructive
- Damage, destroy, break
- It may be awful
- Disaster
- Синквейн как игра на уроке-обобщении. Принцип работы тот же, что и при постановке темы урока, только четыре строки (без первой) озвучивают сами учащиеся. При этом возможны «как индивидуальные, так и групповые «загадки».
ПРИМЕР. Тема «Hobbies».
- (Reading)
- Interesting, boring.
- To read, to devour, to sit
- Choose a book as you choose a friend.
- Books.
2.
1) (Doing sports)
2) Extreme, individual.
3) To play, to swim, to skate
4) A sound mind in a sound body.
5) Activity.
3.
1) (Watching films)
2) Funny, interesting.
3) To laugh, to relax, to enjoy.
4) They are worth seeing.
5) Cinema
- Синквейн как краткое резюме на основе больших объемов информации.
Например содержание строк синквейна на примере слова “Teacher” при изучении студентами тема “Choosing a Career”. Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово – обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь (Teacher). Вторая строка – два слова – чаще всего прилагательные или причастия, дающие описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта (Kind, devoted). Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта (Teaches, educates, helps).
Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (A great teacher is a great artist). Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (Master).
ПРИМЕР: Тема “Choosing a Career”.
- Teacher
- Kind, devoted
- Teaches, educates, helps
- A great teacher is a great artist
- Master
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В связи с этим чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу и синтезу сложной информации. В отличие от стандартного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).
Вариации для составления синквейна
Существуют различные вариации для составления синквейна, способствующие разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного, парного и группового, при составления нового синквейна, возможны следующие варианты:
1. Составление короткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).
Eg. Make up a monologue on the topic “Love” using the following cinquain:
1) Friendship
2) faithful, devoted.
3) To rely, to encourage, to help.
4) One of the oldest human needs is having someone to wonder where you are when you don’t come home at night.
5) Loyalty
2. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Eg. Correct, improve and develop the following cinquain devoted to the topic “Home”:
1) Home.
2) Warm, cosy.
3) To comfort, to protect, to save.
4) Home is not where you live, but where they understand you.
5) House
3. Анализ нескольких синквейнов, посвященных одной проблематике, но выражающих разные или даже противоположные мнения, суждения, чувства.
Eg. Analyze the two following cinquains and explain the difference of perceptions and judgements presented in them.
1) Love |
1) Love. |
2) Impetuous, ardent. |
2) Tender, calm. |
3) To challenge, to thrill, to come to an end. |
3) To feel, to protect, to cure. |
4) The meeting of two personalities is like the contact of two chemical substances: if there is any reaction, both are transformed. |
4) To love deeply in one direction makes us more loving in all others. |
5) Passion |
5) Gift |
4. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить)
Eg. Guess the topic of the following cinquain and and make up a short story basing on it. Reflect all notions and connections. Определив тему синквейна, составьте краткий рассказ по содержанию синквейна, отразив в нем все упомянутые в нем понятия и внутренние связи.
1) …
2) Rewarding, stimulating, well-paid.
3) To engage, to strain, to challenge.
4) Everybody loves some fun, back-breaking manual labor!
5) Vocation
Умение составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о высокой степени владения учащимся учебного материала этой темы, а также, является показателем того, что учащийся:
· знает содержание учебного материала темы;
· умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;
· умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи
Литература
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн.