Со словом «урок» можно составить очень много самых разнообразных синквейнов,
некоторые из них приведены ниже:
1)
Урок
Первый, последний
Начался, закончился, прошёл
Прозвенел звонок с урока
Школа
2)
Урок
Важный, жизненный
Преподать, усвоить, извлечь
Пригодится в жизни
Опыт
3)
Урок
Школьный, сорокапятиминутный
Сидеть, слушать, отвечать
Получать опеделённые знания
Образование
4)
Урок
Итоговый, контрольный
Планировать, готовиться, проводить
Закреплять пройденный материал
Обучение
5)
Урок
Очередной, длинный
Писать, чертить, заполнять
Нужно прилежно учиться
Школа
6)
Урок
Итересный, увлекательный
Пролетел, пробежал, запомнился
Урок пошёл впрок
Знания
«Составление
синквейна в начальной школе»
Подготовила
учитель начальных
классов
высшей
квалификационной категории
Белова Анна
Анатольевна
2018 г.
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению
рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
·
Познакомить
коллег с понятием “синквейн”.
·
Дать
представление о составлении синквейна на разных этапах урока.
·
Показать
конкретные варианты проведения синквейна на уроках.
Что такое
синквейн? Слайд
2
Психологи и
практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников и у младших
школьников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют
составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить
наизусть стихотворение.
Составление
синкваейна
– один из способов частичного решения этих проблем.
Синквейны часто
используются современными педагогами. Уже в дошкольном возрасте можно учить
детей составлять синквейны в форме игры.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в
результате анализа и синтеза информации. Мысль,
переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика.
Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать
сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой
рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
(Слайд 3) Синквейн — слово французское, в
переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Форма синквейна была
разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси в начале ХХ века.
Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного
стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке.
Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую
структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так
далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
Дидактический синквейн
впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других
видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой
заданности каждой строчки.
Синквейн – это необычное стихотворение,
написанное в соответствии с определёнными правилами.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для
активизации познавательной деятельности и использовать его как метод развития
речи.
(Слайд 4) Чтобы составить синквейн, нужно научиться
находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения,
высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и
кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество,
подчиненное определенным правилам.
(Слайд 5 – 6) Правила составления синквейна.
Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
- Первая строка. 1 слово –
понятие или тема (существительное). - Вторая строка. 2 слова –
описание этого понятия (прилагательные). - Третья строка. 3 слова –
действия (глаголы). - Четвертая строка. Фраза или
предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) - Пятая строка. 1 слово –
синоним, который повторяет суть темы.
Для тренировки лучше
всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное
автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на
примере темы «мыло».
Соответственно,первая строка – «мыло».
Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно
перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них
два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще
(пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется
автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге
мыло получилось «прозрачное, клубничное».
Третья
строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают
проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным
понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые
производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое
воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в
мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в
глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать
мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет,
пузырится».
Четвертая
строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой
возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат
чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло
ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только
эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по
мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из
биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся
на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло
ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед
едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою
мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор
когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был
разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».
И, наконец, последняя
строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся
стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить
свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот
предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл
последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если
четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом
будет «чистота» или «гигиена». А если
воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».
Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой
формы.
Мыло.
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах
сладкий, вкус противный.
Разочарование.
Маленькое, но занятное
стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают
себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.
Универсальность
этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на
разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем
синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге,
чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять
насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы
говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные
способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно
составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
Как работать с синквейнами.
Составление
краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и
фраз, входящих в состав синквейна.
Коррекция
и совершенствование готового синквейна.
Анализ
неполного синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Составление
синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.
Написание
рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.
О
чём можно написать синквейн?
(слайд
7) Тема его может быть разнообразной:
– о
природе;
– о
картине;
– о
литературном персонаже;
– о
маме или папе;
– о настроении;
– об
изученном на уроке и т.д
С чего
мы начали составлять синквейн
(слайд
8) Показав на экране фото ребята задаю вопрос:
– Это
кто? Дети радостные, увидев себя на экране.
– Это
мы.
– Как
одним словом назвать? ( ученики, школьник, дети) Мы остановились на слове дети.
Последующие действия проводятся по плану или схеме «ёлочка»
Синквейн можно использовать на уроках
литературного чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, музыки,
ИЗО, физ-ры, ПДД, ОБЖ.
Синквейны
обучающихся.
Темы синквейна:
Слайд
8) «Семья»,
Дети. |
Дом 2. 3. 4. Нужен 5. |
Родители Добрые, заботливые… Трудятся, Мы любим |
(слайд 9) «Книга», «Сказочный герой» и т.д.;
Книга
2.
Мудрая, полезная.
3.
Читаем, узнаём, советуем.
4.
Книга – лучший друг.
5.
Библиотека.
русский язык «Словарные слова»
1.Каникулы
2.
Весенние, летние…
3.
Отдыхать, гулять, рисовать….
4.
Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года….
5.
Отдых
(слайд
10) «Математика» – изучение математических терминов: задача, единицы массы,
единицы времени.
Математика.
Точная, полезная.
Вычисляет, обучает, развивает.
Царица всех наук.
Учитель.
Окружающий
мир при изучении разных тем: животные, растения, птицы, насекомые и т.д.
1.
Бабочка.
2. Оранжевая, голубая …
3. Размножается, питается, улетает.
4. Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.
5. Насекомое.
(слайд 11) Синквейн – один из эффективных
методов развития речи дошкольников и младших школьников
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут
составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна
каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии,
анализа и синтеза полученной информации.
Выводы о синквейне
Синквейн – это пятистишие, похожее на
японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный
запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в
большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий.
Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение
собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и
мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения
понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и
самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Желаю
всем творческих успехов !
Синквейн
Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете. (Л. Выготский)
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников и у младших школьников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Составление синкваейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Синквейн —французское слово, которое в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси в начале ХХ века. Вдохновленная японскими хайку и танка Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога. Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а на смысловой заданности каждой строчки.
Синквейн – это необычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и использовать его как метод развития речи.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Правила составления синквейна.
Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
-
Первая строка: 1 слово – понятие или тема (существительное).
-
Вторая строка:2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
-
Третья строка: 3 слова – действия (глаголы).
-
Четвертая строка: фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
-
Пятая строка: 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».
Соответственно, первая строка – «мыло».
Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».
Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейне, посвященном абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основой для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, то четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».
И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения, одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существования? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если – воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».
Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.
Мыло.
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Разочарование.
Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.
Как работать с синквейнами.
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Анализ неполного синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.
Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.
О чём можно написать синквейн?
Тема его может быть разнообразной:
– о природе;
– о картине;
– о литературном персонаже;
– о маме или папе;
– о настроении;
– об изученном на уроке и т.д.
С чего мы начинаем составлять синквейн.
Показав на экране фото, я задаю вопрос ребятам:
– Это кто?
– Это мы! – радостно отвечают дети, увидев себя на экране.
– Как одним словом вас можно назвать?
-Ученики! Школьники! Дети!
Мы выбираем слово «дети». Последующие действия проводятся по плану или схеме «ёлочка».
Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, музыки, ИЗО, физической культуры, ПДД, ОБЖ.
Как использовать синквейны на уроке?
Тема, выбранная для составления синквейна, должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, учитель задает наводящие вопросы, стимулирует школьников к поиску новой информации о выбранном предмете, поощряет стремление учеников к расширению кругозора.
Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.
Как научить детей писать синквейн?
В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации; это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.
После завершения творческого процесса дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.
Области применения
Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и дает возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.
На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
Можно использовать синквейн на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.
Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературного чтения и русского языка. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках окружающего мира. Например. после ознакомления с темой «Времена года», учитель предлагает детям составить синквейны.
Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
Варианты работы с синквейном
Помимо традиционного составления синквейна возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.
Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении подбирать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.
Отредактировать готовый синквейн с целью его усовершенствования.
Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:
Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.
Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».
Достоинства метода
При составлении синквейна на уроках:
-
повышается интерес к изучаемому материалу;
-
развивается образное мышление;
-
развиваются творческие способности учащихся;
-
совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
-
развивается мышление и воображение;
-
вырабатывается способность к анализу;
-
уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
-
расширяется словарный запас.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
Синквейны обучающихся.
Темы синквейна:
«Семья»
1.Дети.
2.Прекрасные, озорные.
3.Играют, шалят, радуют.
4.Цветы нашей жизни.
5.Радость.
Дом
2.Большой, красивый….
3.Защищает, греет….
4.Нужен всем людям….
5.Убежище.
Родители
1.Добрые, заботливые…
2.Трудятся, заботятся, оберегают….
3.Мы любим наших родителей…
На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:
Нина
Умна и смела.
Путешествует, дружит, побеждает.
Восхищаюсь я ей.
Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.
«Книга», «Сказочный герой» и т.д.;
1.Книга
2. Мудрая, полезная.
3. Читаем, узнаём, советуем.
4. Книга – лучший друг.
5. Библиотека.
Русский язык «Словарные слова»
1.Каникулы
2. Весенние, летние…
3. Отдыхать, гулять, рисовать….
4. Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года….
5. Отдых.
«Математика» – изучение математических терминов: задача, единицы массы, единицы времени.
1.Математика
2.Точная, полезная.
3.Вычисляет, обучает, развивает.
4.Царица всех наук.
5.Учитель.
Окружающий мир при изучении разных тем: животные, растения, птицы, насекомые и т.д.
1. Бабочка
2. Оранжевая, голубая …
3. Размножается, питается, улетает.
4. Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.
5. Насекомое.
Синквейн (на стадии Рефлексия):
– задание в группах (предмет «Мир вокруг нас»)
1 группа
Гора
Каменная крутая
Стоит, белеет, возвышается,
С подошвой, склонами, вершиной.
Высота!
2 группа
Холм
Невысокий, пологий
Зеленеет, цветёт, уменьшается.
Склоны губит овраг –
Земля…
Синквейны по теме «Дикие животные» 2 класс
1 группа: (по картинке):
Утка
Красивая, водоплавающая
Гнездится, выводит и учит,
Насекомыми, водорослями питается.
Дичь!
2 группа:
Лиса
Рыжая, хитрая
Охотится, кормит, заботится,
Роет нору для лисят.
Хищница.
3 группа:
Тигр
Амурский, полосатый
Украшает, властвует, исчезает.
Обитает в Дальневосточной тайге.
«Красная книга». (Зверь)
2 класса синквейны на уроке русского языка – на слово «Ученик»
Ученик
Любознательный, старательный
Читает, пишет, считает,
Учится, умеет петь и рисовать.
Школьник.
Ученик
Терпеливый, внимательный
Читает, изучает, запоминает, развивается.
Он хочет стать учителем.
Отличник.
Ученик
Красивый, умный
Учится, рисует, пишет, соревнуется.
Он старается хорошо трудиться.
Друг.
Синквейны по теме А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России».
«Салтан», «Гвидон».
1 группа: Салтан 2 группа: Гвидон
Добрый, смелый. Добрый, внимательный
Воюет, прощает, правит. Путешествует, правит, заботится
Салтан правит своим царством. Гвидон правит на острове.
Царь. Князь.
Задание по вариантам- приём «Синквейн» (по теме: А.И. Куприн «Барбос и Жулька»)
(К.К.) Барбос (Аф. Д.) Барбос
Широкогруд и приземист Мохнатый, неаккуратный
Дерётся, бегает, скулит. Нападает, бегает, дружит.
Свой двор от врага защитит. Барбос – лучший друг Жульки.
Пёс. Пёс.
(Л.Д.) Жулька
Лицемерная, умная
Улыбается, ползает, не попрошайничает.
Жулька – самый верный друг.
Собака.
Синквейны по разным темам:
1.Синквейн по теме «Звуки речи»
Гласные, согласные
Поют, звучат, шумят.
Без них нет слов.
Красиво!
2.Синквейн к слову «Задача»
Простая, составная.
Решать придумывать, записывать.
Учимся, решать на уроках.
Трудность.
3.Синквейн к слову «Собака»
Преданная, верная
Лает, охраняет, играет.
Мой замечательный друг!
Верность.
4.Синквейн к слову «Сказка»
Длинная, поучительная
Научила, заинтересовала, удивила.
Я люблю читать сказки.
Чудеса! Волшебство!
5.Синквейн к слову «Лиса»
Хитрая, умная
Плачет, жалуется, хитрит.
Есть – такие среди животных
Обманщица
6.Синквейн к слову «Вода»
Чистая, необходимая
Оживляет, питает, лечит.
Берегите воду!
Жизнь!
7.Синквейн к слову «Мама»
Красивая, нежная
Ласкает, любит, заботится.
Мой самый родной человек.
Мамочка
8.Синквейн к слову «Талант»
Яркий, неповторимый
Одухотворяет, настраивает, развивает.
Есть в каждом из нас.
Талант
9.Синквейн на тему «Слово»
Слово
Звонкое, выразительное
Рассказывает, рисует, удивляет,
Помогает увидеть прекрасный мир.
Образ.
10.Синквейн к слову «Музыка»
Музыка
Классическая, народная
Окрыляет, успокаивает, вдохновляет.
Это универсальный язык человечества.
11.Синквейн на тему «Мастер – класс»
Востребованный, познавательный
Учит, мотивирует, задаёт вопросы.
Мастер – класс – это опыт!
Мастерство.
12.Синквейн к слову «Семинар»
Семинар
Городской, обобщающий, познавательный,
Делимся, анализируем, повышаем.
Нет предела совершенству!
Идеи.
13.Синквейн к слову «Форум»
Форум
Шумный, интересный,
Развлекает, развивает, веселит.
Хорошее место для знакомства.
Общение
14.Синквейн к слову «Каникулы»
Весенние, интересные
Гулять, отдыхать, познавать.
Я люблю каникулы
Весело!
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников и младших школьников.
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Выводы о синквейне:
Синквейн – это пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Фрагмент урока, с использованием технологии критического мышления (Синквейн).
Литературное чтение, 4 класс.
Тема: Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
IV. Рефлексия.
1) Работа в группах (по рядам). Приём «Синквейн».
У: – В завершении нашей сегодняшней работы я предлагаю вам составить синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь зайца, лисы и Серой Шейки. Напоминаю правила построения синквейна.
У: – Работа ведётся в группах (1 ряд – заяц, 2 ряд – лиса, 3 ряд- Серая Шейка), результаты зачитываются.
Серая Шейка
Бедная, одинокая
Скучает, плавает, боится.
Как-нибудь, милая, пробьёшься.
Калека.
Лиса
Хитрая, бессовестная
Крадётся, ждёт, тревожит.
Тёплая старухе шуба будет.
Плутовка.
Заяц
Беззащитный, робкий
Возмущается, боится, беспокоится.
Друг познаётся в беде.
Косой.
У: – Теперь мы можем прочитать, что у вас получилось.
(Дети читают свои синквейны.)
У: – Столько много было сказано и проделано на уроке…
-Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь? Все ли задачи выполнены? (Ответы детей).
– Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?
– Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать сказку «Серая Шейка» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».
– На столе у вас лежат ладошки, возьмите их, согрейте теплотой своих рук и объедините в солнышко, пусть оно согреет своими тёплыми лучами всех присутствующих в классе и подарит надежду нашим героям на счастливую концовку произведения.
Фрагмент урока, с использованием технологии критического мышления (Синквейн).
Окружающий мир, 3 класс
Учебник: часть 1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. (стр. 64-67)
Тема: «Что такое почва?»
IX. Рефлексия. Написание синквейна.
У: – Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей). С помощью синквейна закрепим наши знания по теме «Почва».
У: -Повторим правила написания синквейна. Результаты прочитаем после выполнения работы.
Почва
Живая, плодородная
Разрушается, впитывает, выращивает.
Солнце, ветер и вода разрушают горы.
Земля.
Почва
Живая, неживая.
Разрушают, беречь, выращивать.
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка.
(Дети читают получившееся синквейны)
У: – Молодцы, продолжите фразу:
-До этого урока я не знал…
– Мне было интересно узнать, что…
– У вас всех есть сигнальные светофорчики. Выберите и покажите мне тот цвет, который соответствует вашему настроению после нашего урока.
– Ребята, вы сегодня хорошо поработали.
– Благодарю всех вас за урок!
Фрагмент урока, с использованием технологии критического мышления (Синквейн).
Окружающий мир, 4 класс.
Учебник: часть 1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Тема: «Леса России»
IX. Рефлексия. Написание синквейна.
У: – Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей). С помощью синквейна закрепим наши знания по теме леса России.
У: -Повторим правила написания синквейна. Результаты прочитаем после выполнения работы.
Лес
Величественный, таинственный
Живет, растет, радует.
Национальное богатство страны,
Кладовая природы.
(Дети читают получившееся синквейны)
У: – Молодцы, продолжите фразу:
-До этого урока я не знал…
– Мне было интересно узнать, что…
– У вас всех есть сигнальные светофорчики. Выберите и покажите мне тот цвет, который соответствует вашему настроению после нашего урока.
– Ребята, вы сегодня хорошо поработали.
– Благодарю всех вас за урок!
Фрагмент урока, с использованием технологии критического мышления (Синквейн).
Литературное чтение, 4 класс.
Тема:
IX. Рефлексия. Написание синквейна.
У: – Перед тем как завершить урок, мы составим синквейн в группах для закрепления знаний.
У: – Глазки все мы открываем,
Работу в группах продолжаем,
Лист А4 вы возьмите и на героя посмотрите,
О нем *синквейн* составьте, запишите.
В конце каждая группа представляет свой синквейн на героев басни.
У: -Повторим правила написания синквейна. Результаты прочитаем после выполнения работы.
Л
исица
Коварная, проворная, льстивая
Красиво говорила, обманула, добилась своего,
Оставила ворону без сыра.
Плутовка. Лисица
Хитрая, умная, плутовка
Подкралась, говорила, поймала.
Обманула ворону.
Хитрющая.
Ворона
Доверчивая, глупая
Любит похвалу, верит, каркает.
Выронила сыр.
Простофиля.
Методический прием, который поможет усвоить материал в игровом формате.
Синквейн — это педагогический прием, который представляет собой стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам. Это способ подвести итог занятия, резюмировать новые знания, совершенствовать образную речь.
Учитель.
Душевный, открытый.
Любящий, идущий, думающий.
Много идей – мало времени.
Призвание.
Это пример синквейна, и если он напомнил вам хокку, то это неслучайно. Синвейн возник в Штатах в начале прошлого века под влиянием японской поэзии. Поначалу большое значение придавалось ритму и размеру стиха — количеству слогов в строке, расстановке ударений. В педагогической практике акцент сместился на принципы построения каждой строки и общее содержание.
Как строится синквейн?
Первая строка — это тема. Это одно слово, выраженное существительным.
Вторая строка раскрывает тему, описывает ее. Это два слова, выраженные прилагательными. Возможно использовать причастия.
Третья строка описывает действия, относящиеся к теме. Это три слова, выраженные глаголом или деепричастием.
Четвертая строка — это отношение к теме. В отличие от предыдущих строк здесь нужно составить фразу, а не привести отдельные слова. Это может быть пословица, крылатое выражение, цитата, афоризм или самостоятельно составленное словосочетание, которое выражает отношение автора синквейна к его теме.
Пятая строка — это итог. Одно слово, резюмирующее все стихотворение.
При написании синквейна на уроках возможно некоторое отклонение от канона — изменение количества слов в строке или замена части речи.
Синквейн на уроке
Написание синквейна — это одновременно и творческая, и аналитическая работа: нужно вычленить главное в новом материале и выразить это в образной форме.
У учеников могут возникнуть затруднения, связанные с осмыслением темы, ее анализом, подбором слов и метафор, страхом ошибиться. Поэтому важно выбрать такую тему для синквейна, которая интересна учащимся, которая побуждает их к творческому переосмыслению. Для помощи школьникам можно задавать наводящие вопросы, помогать им в расширении словарного запаса. Основная задача учителя — выстроить систему элементов, взаимосвязанных между собой. Их образное воплощение поможет ученикам усвоить новый материал.
Синквейн можно писать группой учащихся или индивидуально, на классном занятии или как домашнее задание. В качестве примера полезно составить синквейн всем классом и записать его на доске.
Когда применяется прием
Синквейн можно применять еще до ознакомления с новой темой: это поможет учителю понять, что детям уже известно, и скорректировать подачу материала.
На стадии осмысления нового синквейн помогает разнообразить учебный процесс, отвлечься на игровую деятельность.
В процессе рефлексии составленный учениками синквейн даст понять учителю, насколько они усвоили новую тему.
Синквейн, как методический прием, развивает:
1. Творческие способности и образное мышление учащихся.
2. Умение емко выражать свои мысли.
3. Критическое мышление.
4. Способность анализировать.
5. Воображение и интерес к новому материалу.
6. Словарный запас.
Несмотря на то что в основе синквейна лежит поэтическая форма, этот прием можно применять при изучении практически любой дисциплины – не только гуманитарных предметов, но и естественно-научных. Например, составить синквейн о минерале, природе света или звука, реакции горения.
Ядро
Большое, двумембранное.
Регулирует, контролирует, передает.
Клетка без ядра – и не туда, и не сюда!
Голова!
Это стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма.
Что такое синквейн?
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.
Правила написания синквейна
первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка – фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
пятая строка – слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.
Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.
Составляя синквейн, автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.
Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Использование синквейнов в школе
Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:
– знает содержание учебного материала темы;
– умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;
– умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.
Примеры синквейнов
Синквейн на тему “НОВЫЙ ГОД”.
1. НОВЫЙ ГОД.
2. РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ.
3. ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
4. Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ.
5. ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ.
Синквейн на тему “Витамин”.
1. Вещество
2. Полезное, необходимое
3. Поглощать, принимать, употреблять
4. Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.
5. Польза для здоровья
Что такое даймонд?
Даймонд – состоит из 7 строк.
Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Пример даймонда
Гипербола
Огромная, наибольшая.
Преувеличивает, преумножает, расширяет.
Гулливера превращают в Мальчика с пальчика.
Преуменьшает, умаляет, суживает.
Крохотная, наименьшая
Литота.
Что такое диаманта?
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Пример диаманты
Обломов
Ленивый, добрый,
Лежащий, мечтающий, умирающий.
Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
Работающий, решающий, живущий,
Настойчивый, расчетливый
Штольц.
Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Что такое хайку(хокку)?
Алгоритм написания хайку:
Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
Строчка 2: Какого?
Строчка 3: Как?
Примеры хайку
Снегирь
Я видел птицу,
Прилетевшую зимой,
Красиво…
Тоска
Я видела деревню
С одним домом
Тоскливо…
Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.
Что такое штрихи?
Ещё один вид «стихотворения» придумали учитель Сторожева Т.Ю. и её ученики. Они назвали это штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.
Штрихи пишутся по следующим правилам:
1-я строка. 1 существительное.
2-я строка. 2 прилагательных.
3-я строка. 3 причастия.
4-я строка. 4 глагола.
5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)
6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.
Работы-примеры учащихся по теме «Весна»:
Молодость,
Зажигательная, весёлая,
Восхитительная, влюблённая, пламенная.
Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,
Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.
Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.
Чувства,
Искренние, противоречивые,
Чарующие, манящие, дурманящие.
Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,
Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.
Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды на чудо.
Ручей,
Свежий, прохладный,
Звенящий, пробуждающий, зовущий.
Бежит, поёт, журчит, течёт,
Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.
Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.