Как составить синонимичные словосочетания

Синонимия словосочетаний

Синтаксические синонимы – это модели таких синтаксических конструкций (предложений, оборотов, словосочетаний и различных  предложенно-именных сочетаний), которые имеют тождественные или близкие смысловые значения, обладают адекватными грамматическими значениями, выражают  сходные синтаксические отношения и способны в определенных условиях контекста к взаимозамене.

Словосочетания, которые имеют разное строение, но сходное грамматическое значение, называются синонимическими.

Например: город у моря – приморский город; держаться с достоинством – держаться достойно; идти лесом – идти через лес – идти по лесу; землетрясение в девять баллов – девятибальное землетрясение.

Многие словосочетания, различаясь по строению, близки по смыслу, синонимичны. Особенно богаты синонимами именные словосочетания. Так, сочетание существительного с притяжательным прилагательным может быть синонимично сочетанию этого существительного с соответствующим именем в родительном падеже.

Например: мамина шуба – шуба мамы, лисья нора – нора лисы, Петин карандаш – карандаш Пети. При этом сочетания типа отцова шапка имеют разговорную стилистическую окраску.

Относительные прилагательные нередко могут заменяться родительным (или другим косвенным) падежом существительного или предложно-падежным оборотом; подобные словосочетания также синонимичны.

Сравните: ночная тишина – тишина ночи, дивизионный штаб – штаб дивизии, каменная плита – плита из камня, шерстяные носки – носки из шерсти, годовой отчет – отчет за год, молочный бидон – бидон для молока, школьный товарищ – товарищ по школе.

При некоторых существительных указание на величину предмета или свойства может выражаться как сочетанием предлога в, числительного и существительного, так и соответствующим этому словосочетанию прилагательным: дом в пять этажей – пятиэтажный дом, шнур длиной десять метров – десятиметровый шнур, при температуре в тысячу градусов – при тысячеградусной температуре.
Существуют синонимы и среди глагольных словосочетаний, главным образом благодаря способности одних и тех же глаголов управлять разными предлогами и падежами, например: рассказывать о сыне – рассказывать про сына, указать недостатки – указать на недостатки, платить рубль за килограмм – платить по рублю за килограмм
и т. п.

Широко представлена в глагольных словосочетаниях и сочетаниях с предикативными словами (типа нужный, готовый, рад и др.) синонимия беспредложного и предложного управления: работал вечерами – работал по вечерам, летели самолетом – летели на самолёте, испытывать всхожесть семян – испытывать семена на всхожесть, нужный всем – нужный для всех и т. п.

Теми же свойствами обладают и словосочетания с отглагольными существительными (сравните: вопрос о кадрах не решён – вопрос с кадрами не решён, совещание о животноводстве – совещание по животноводству и т. п.).

Часто близкие по смыслу или тождественные словосочетания возникают благодаря синонимии входящих в них предлогов, например: отсутствовал по болезни – из-за болезни – по причине болезни, вошёл в кухню – на кухню, ушёл из кухни – с кухни, ехать на метро – в метро, просеять через сито – сквозь сито и т п.

Некоторые из этих словосочетаний различаются стилистически, по употребительности, а иногда и по смыслу. Например, отсутствовать из-за болезни – нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни – книжное. Соревнования по плаванию – словосочетание, широко употребляющееся в современном языке, а соревнования в плавании – устаревшее. В конструкциях типа лететь самолётом в качестве зависимого может быть употреблено название не всякого транспортного средства, а лишь самодвижущегося (сравните: ехать поездом, трамваем, автобусом). Если же имеется в виду, например, велосипед, то возможна только конструкция с предлогом на: ехать на велосипеде.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн
2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?
3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания.

Например: стеклянная крыша – крыша (из чего?) из стекла.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово – (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово – гнездо;
2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой?чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное.

Например: топот коня – топот (чей?) конский.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:

1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово – слушать (как?) внимательно: главное слово – слушать;
2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи – инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием.

Например: поехать работать – поехать на работу.

Таким образом, алгоритм замены словосочетания синонимом будет следующим:

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, рассказывала (как?) увлеченно.
2. Главное слово оставляем без изменения (не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
3. Теперь в центре внимания – зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании – прилагательным, при управлении – существительным.
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, рассказывала увлеченнорассказывала с увлечением).
Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, хрустальная ваза – ваза из хрусталя).
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (хрустальная ваза), а при управлении – ПОСЛЕ главного (ваза из хрусталя).
 

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Грамматическая синонимия словосочетаний.

В нашем языке есть словосочетания, различные по строению, но близкие по значению. Их называют синонимичными. Например:

Рассказывать с увлечением (управление) – рассказывать увлечённо (примыкание)

Тишина ночи (управление) – ночная тишина (согласование)

Родниковая вода (согласование) – вода из родника (управление)

Держаться достойно (примыкание) – держаться с достоинством (управление)

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:

1) бессонная ночь –

2) подземный переход –

3) алгебраическая задача –

4) школьный портфель –

5) плюшевый медвежонок –

без предлога:

1) полковое знамя –

2) солнечная энергия –

3) лесной запах –

4) учительский стол –

5) конское ржание −

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.

1) каша из гречки –

2) снаряд для спортсменов –

3) тропинка в гору −

4) человек без совести −

5) вопрос по литературе −

6) гостиница при вокзале −

7) костюм в полоску –

8) кусты сирени –

9) совет отца –

10) ком снега –

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ

1) жалостно посмотрел –

2) смело спрыгнул –

3) устало шагал –

4) осторожно слез –

5) спокойно делал –

6) беззаботно жил −

7) бесшумно едет −

8) бесстрашно бросился –

9) бездушно пел –

10) неспешно наполняет −

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ

1) говорил с тревогой –

2) ждал с напряжением –

3) охранял с заботой –

4) глядел со смущением –

5) уезжал со спокойствием −

6) отзывался с гордостью –

7) сделал с аккуратностью –

8) плакал без звука −

9) поступил без жалости –

10) озиралась с грациозностью −

Подготовка к ОГЭ

по русскому языку

Словосочетание.
Способы связи слов в словосочетании.

Синонимичные словосочетания

Словосочета́ние – это соединение двух или нескольких
самостоятельных 
слов, связанных подчинительной связью.

Согласование это способ
подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что
и главное. Например: липовая аллея – липовой аллеи, осенний сад – об осеннем
саде, эта девушка – этой девушке.

При
согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы
зависимого слова. Например: в этой цветущей липовой аллее, этой цветущей
липовой аллее.

Управление – это
способ  подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или
другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится в
определенном падеже по отношению к главному. Например: помочь маме (Д. п.),
написать другу (Д. п.), рассказать о выставке (П. п.).

При управлении с изменением формы главного слова форма
зависимого слова не изменяется. Например: рассказать другу (Д. п.), расскажу
другу (Д. п.), расскажет другу (Д. п.).

Подсказка. Если перед
нами словосочетание с предлогом, то эта связь – управление (например, дача
около озера, уехать в отпуск).

Примыкание – это
способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным
только по смыслу. Например: постоянно заботиться, говорить улыбаясь.

При примыкании зависимое слово является неизменяемым.

Главное
слово

Вид

(способ)

подчинительной
связи

Зависимое
слово

Примеры

Самостоятельная
часть речи

Согласование

Прилагательное

зимняя
дорога;

талантливый
врач

Причастие

мерцающий
свет;

улыбающийся
ребенок

Порядковое
числительное

первый
подснежник;

пятый
урок

Местоимение,
по форме сходное с ними

каждый
человек;

всякая
игрушка

Управ-ление

Существительное

верность
долгу;

забота о
сестре

Местоимение,
по форме сходное с ним

выбрать
из троих;

лучше
всех

Примы-кание

Наречие

двигаться
быстро;

работать

по-новому

Деепричастие

читал
лёжа;

мечтал
улыбаясь

Инфинитив
(начальная форма глагола)

желание
отдохнуть;

стремление

учиться

Неизменяемые

прилагательные

цвет
хаки;

стиль барокко;

брюки клёш

Формы
сравнительной степени прилагательного

девушка
повыше;

брюки
покороче

Неизменяемые
притяжательные местоимения её, его, их

её
игрушки;

его
мнение;

их
репутация

Алгоритм
выполнения заданий в формате ОГЭ

1.
Найти главное слово (то, от которого можно задать вопрос к зависимому), оставить
его без изменения.

2.
Найти зависимое слово (то, к которому задается вопрос от главного). Определить,
какой частью речи оно выражено.

3.
Прочитать в задании, какой тип связи необходимо получить.

4.
Изменить способ связи зависимого слова с главным.

3.
Проверить, является ли подобранное слово однокоренным к исходному слову.

4.
Если просто поменять слова местами, то способ связи между ними не изменится.

Примеры
выполнения заданий в формате ОГЭ

Задание 1. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «ело­вые шишки» (пред­ло­же­ние
4), по­стро­ен­ное на ос­но­ве со­гла­со­ва­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем
со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

(1)Ком­по­зи­тор Эд­вард
Григ про­во­дил осень в лесах около Бер­ге­на. (2)Все леса хо­ро­ши, но осо­бен­но
хо­ро­ши гор­ные леса около моря: в них слыш­но, как шумит при­бой.

(3)Од­на­ж­ды Григ
встре­тил в лесу ма­лень­кую де­воч­ку с двумя ко­сич­ка­ми — дочь лес­ни­ка.
(4)Она со­би­ра­ла ело­вые шишки и клала их в плетёную кор­зин­ку…
(По К. Па­у­стов­ско­му) 

Рассуждаем следующим
образом:

1.Словосочетание «еловые
шишки». Шишки (какие?) еловые. Главное слово – «шишки», оно остается без
изменения.

2. Зависимое
слово – «еловые». Это прилагательное. Зависимое слово следует изменить (это
должно быть существительное или местоимение, по форме сходное с ним).

3. Необходимо получить
связь управление.

4. При
согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при
управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (существительное
«ели»). Записываем ответ: «шишки ели» (сло­во­со­че­та­ни­е со свя­зью управ­ле­ние).
Задание выполнено.

Задание 2. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «флаж­ки из бу­ма­ги» (пред­ло­же­ние
15), по­стро­ен­ное на ос­но­ве управ­ле­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем
со свя­зью со­гла­со­ва­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

…(14)Там, на Волге, ещё
зимой шла война. (15)Каж­дое утро Анна Ни­ко­ла­ев­на пе­ре­дви­га­ла на карте
в нашем клас­се крас­ные флаж­ки из бу­ма­ги, и про­шлой зимой там, у са­мо­го
Ста­лин­гра­да, флаж­ки за­стря­ли у какой-то пре­гра­ды. (16)Анна Ни­ко­ла­ев­на
тогда при­хо­ди­ла хму­рая, пока флаж­ки на Волге вдруг не за­ше­ве­ли­лись и
не при­ня­лись дви­гать­ся вперёд, к гра­ни­це… (По А. Ли­ха­но­ву)

Рассуждаем следующим
образом:

1.Словосочетание
«флажки из бумаги». Флажки (какие? Из чего?) из бумаги. Главное слово –
«флажки», оно остается без изменения.

 2.Зависимое
слово – «из бумаги». Это существительное с предлогом. Зависимое слово следует
изменить (это должно быть
прилагательное,
причастие, порядковое числительное, местоимение, отвечающие на вопрос какие?
)

3. Необходимо получить
связь согласование.

4. При
согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при
управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (прил. «бумажные»).
Записываем ответ: «бумажные флажки» (сло­во­со­че­та­ни­е со свя­зью
согласование). Задание выполнено.

Задание 3. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «с удив­ле­ни­ем по­смот­рел»
(предложение 56), по­стро­ен­ное на ос­но­ве управ­ле­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем
со свя­зью при­мы­ка­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

…(50) На пер­вом этаже
этого огром­но­го дома горел свет, из при­от­кры­то­го окна ли­лась фор­те­пьян­ная
му­зы­ка.

— (51)Кто это там
на фор­те­пья­но иг­ра­ет? — спро­сил Костя.

— (52)Ты что, с
луны сва­лил­ся? (53)3десь ху­дож­ник живёт, зна­ме­ни­тый. (54) А на пи­а­ни­но
его дочка иг­ра­ет, — со­об­щил Стёпка.

— (55)Дочка? — пе­ре­спро­сил
Костя.

(56)Стёпка с удив­ле­ни­ем
по­смот­рел на Костю… (По Т. Ш. Крю­ко­вой)

Рассуждаем следующим
образом:

1. Словосочетание «с
удив­ле­ни­ем по­смот­рел». Посмотрел (как?) с удивлением. Главное слово – «посмотрел»,
оно остается без изменения.

2. Зависимое
слово – «с удивлением». Это существительно с предлогом. Зависимое слово следует
изменить.

3. Необходимо получить
связь примыкание.

4. Подбираем
к зависимому слову однокоренное (неизменяемое слово, отвечающее на вопрос
как?). Это наречие «удивленно»). Записываем ответ: «удивленно посмотрел» (сло­во­со­че­та­ни­е
со свя­зью примыкание). Задание выполнено.

Задания
для тренировки

      Задание
1.
 Заменить предложенные словосочетания со способом
связи согласование синонимичными со способом связи управление

с предлогом:
норковая шуба

плюшевая игрушка 
львиная грива

голубиное
гнездо

деревянный домик

бе­тон­ная до­ро­га

рисовая
каша

стеклянная крыша

телефонный
звонок

фар­фо­ро­вая
чашка

без предлога:
родительский дом

лисья
нора

полковое
знамя  
солнечное тепло
земляничный запах  
ученический стол
конская сбруя

охотничье
ружье

радостный
возглас 

змеиная кожа

     
Задание 2.
 Заменить предложенные словосочетания со способом
связи управление синонимичными со способом связи согласование

снаряд для
гимнастов 
тропинка в лес 

кусты сирени
уроки рисования

собака с гладкой
шерстью 
дом в пять этажей 
юноша восемнадцати лет

человек без
совести 
вопрос по литературе 
костюм в полоску 

ружьё с двумя
стволами

каша из кукурузы
 

девушка с русыми
волосами
совет брата 

      Задание 3. Заменить
предложенные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными
со способом связи управление

досадливо
поморщиться

смело
взглянул 
устало шагал

бесшумно подошел 
безразлично  посмотрел 

уважительно
посмотрел

осторожно
наклонился

беззаботно
напевал

бесстрашно
кинулся

участливо выслушал

      Задание 4. Заменить
предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными
со способом связи примыкание 

выполнил с
аккуратностью

с усердием копал

говорил с
сочувствием

рассказывал с
гордостью

ожидал с тревогой

глядел со смущением

Рабочий лист для 8 класса. Синонимическая замена словосочетаний

Рабочий лист предназначен для использования на уроках, дополнительных и репетиторских занятиях с восьмиклассниками, а также для подготовки к заданию 4 ОГЭ в 9 классе.

1. Работа с текстом

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Сн…жинки зар…ждаются выс…ко в обл…ках при очень ни…ких т…мпературах. Прои…ходит это так.

На м…льчайших ч…стичках пыли при отр…цательных т…мпературах ф…рмируются криста(л,лл)ики льда. (С)начал… под действием потоков воздуха они нач…нают опуска(т,ть)ся из (за) чего (не)много подта…вают и сл…паю(т,ть)ся друг с другом. (За)тем криста(л,лл)ы (с)нов… подн…маются и подм…рзают (при) этом увеличиваясь в размере, так (как) на них конд…нсируе(т,ть)ся влага из воздуха.

Как только криста(л,лл)ы ст…новя(т,ть)ся слишком тяж…лыми и (не) могут больше удерж…ва(т,ть)ся в обл…ке они нач…нают падать. Но дол…теть до з…мли сн…жинки могут только в том случ…е когда т…мпература воздуха ниже нуля.

Задания:

1. Раскройте скобки, вставьте буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните орфограммы.

2. Определите виды выделенных словосочетаний и типы связи слов в них.

3. Задание на развитие читательской грамотности. Заполните таблицу с опорой на информацию из текста.

Рабочий лист для 8 класса. Синонимическая замена словосочетаний

2. Новая тема

Проанализируйте словосочетания. Определите типы связи слов в них. Что вы можете сказать об этих парах словосочетаний?

говорил радостно – говорил с радостью

клетчатый шарф – шарф в клетку

двор школы – школьный двор

верхняя полка – полка сверху

Алгоритм

Как заменить словосочетания с одним типом связи синонимичным

словосочетанием с другим типом

  1. Находим главное и зависимое слово.
  2. Определяем их части речи.
  3. Главное слово оставляем в той же форме. Изменяем часть речи зависимого слова в соответствии с таблицей (см. ниже).
  4. Связываем главное и зависимое слово при помощи окончания, предлога и окончания или только по смыслу.

Замена словосочетания с одним типом связи синонимичным словосочетанием с другим типом

Рабочий лист для 8 класса. Синонимическая замена словосочетаний

3 Упражнения для закрепления

Упражнение 1

Замените словосочетание, построенное на основе одного вида связи, синонимичным словосочетанием с другим видом связи.

комариный писк (с — у) — _________________________________________________________________

ночь без сна (у — с) — _____________________________________________________________________

пели с задором (у — п) — __________________________________________________________________

восторженно произнёс (п — у) — ____________________________________________________________

левый берег (с — п) — _____________________________________________________________________

этаж снизу (п — с) — ______________________________________________________________________

Упражнение 2

Прочитайте предложения. Перестройте их так, заменив выделенные словосочетания синонимичными.

1) Замените согласование на управление.

В этом сезоне в моде клетчатые шарфы.

____________________________________________________________________________________

На полках в шкафчике стояли стеклянные стаканы, фарфоровые кружки и хрустальные фужеры.

____________________________________________________________________________________

Бабушка связала внуку шерстяной свитер.

____________________________________________________________________________________

Издательство выпустило серию детских книг.

____________________________________________________________________________________

2) Замените управление на примыкание.

Малыши с радостью играли в догонялки.

____________________________________________________________________________________

Учитель с удивлением посмотрел на ученика.

____________________________________________________________________________________

Официантка с улыбкой подошла к столику гостей.

____________________________________________________________________________________

Зрители с восхищением смотрели на выступление артистов цирка.

____________________________________________________________________________________

3) Замените примыкание на согласование.

Дома построили на берегу реки справа.

____________________________________________________________________________________

Я нашёл нужную книгу на полке сверху.

____________________________________________________________________________________

Вам нужно спуститься на этаж ниже.

____________________________________________________________________________________

Необходимые приборы расположены на панели сбоку.

____________________________________________________________________________________

Упражнение 3

1. Замените словосочетание «грустно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

2. Замените словосочетание «бетонная стена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

3. Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

4. Замените словосочетание «гордо ответил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

5. Замените словосочетание «скала в море», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

6. Замените словосочетание «металлическая решётка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

7. Замените словосочетание «бетонная дорожка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

8. Замените словосочетание «глиняная посуда», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

9. Замените словосочетание «лесные тропинки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

10. Замените словосочетание «хрустальная ваза», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

11. Замените словосочетание «юношеское сердце», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

12. Замените словосочетание «железный рычаг», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

13. Замените словосочетание «жестяная коробка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

14. Замените словосочетание «яростно рычал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

15. Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ______________________

Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале “Учительская мастерская” и в группе ВК.

Замена словосочетания синонимичным (подготовка к заданию 7)

Рассмотрим варианты формулировки этого задания.

Вариант 1
Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО (предложение 21), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Вариант 2
Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ (предложение 35), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Для тренировки предлагаю выполнить некоторые УПРАЖНЕНИЯ.

Предварительно рекомендую повторить 

ТЕОРИЮ

по данной теме.

Ну а эти СОВЕТЫ помогут  вам избежать ошибок при выполнении упражнений:

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.

2. Главное слово оставляем

без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).

3. Теперь в центре внимания –

зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласованииприлагательным, при управлениисуществительным.

4. Читаем в задании, какой

тип связи мы должны получить.

Если необходимо преобразовать

примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО – ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).

Если нужно преобразовать

согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ – ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).

5. Обратите также внимание на

место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении – ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).

А теперь попробуйте сами!

Упражнения по теме «Синонимия словосочетаний»

 

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель –
5. плюшевый медвежонок –
6. приморский парк –
7. клетчатый шарф –

без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол –
5. конское ржание –

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза –
4. голубоглазая девочка –
5. островерхие ели –

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.

1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору –
4. человек без совести –
5. вопрос по литературе –
6. гостиница при вокзале –
7. костюм в полоску –
8. кусты сирени –
9. совет отца –
10. ком снега –
11. судьба матери –
12.занятия музыкой –
13.собака с гладкой шерстью –
14.ружьё с двумя стволами –
15.парень с рыжими волосами –
16.особняк в три этажа –
17.девушка двадцати лет –

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил –
7. бесшумно едет –
8. бесстрашно бросился –
9. бездушно пел –

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ

1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием –
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука –
9. поступил без жалости –

Ответы на задания по теме “Способы связи слов в словосочетании”

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. школьный портфель – портфель для школы
5. плюшевый медвежонок – медвежонок из плюша
6. приморский парк – парк при море
7. клетчатый шарф – шарф в клетку

без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – энергия солнца
3. лесной запах – запах леса
4. учительский стол – стол учителя
5. конское ржание – ржание коня

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание – здание в два этажа
2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет
3. белоствольная берёза – берёза с белым стволом
4. голубоглазая девочка – девочка с голубыми глазами
5. островерхие ели – ели с острым верхом

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – гречневая каша
2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
3. тропинка в гору – горная тропинка
4. человек без совести – бессовестный человек
5. вопрос по литературе – литературный вопрос
6. гостиница при вокзале – привокзальная гостиница
7. костюм в полоску – полосатый костюм
8. кусты сирени – сиреневые кусты
9. совет отца – отцовский совет
10. ком снега – снежный ком
11. судьба матери – материнская судьба
12.занятия музыкой – музыкальные занятия
13.собака с гладкой шерстью – гладкошёрстная собака
14.ружьё с двумя стволами – двуствольное ружьё
15.парень с рыжими волосами – рыжеволосый парень
16.особняк в три этажа – трёхэтажный особняк
17.девушка двадцати лет – двадцатилетняя девушка

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью
2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью
3. устало шагал – шагал с усталостью
4. осторожно слез – слез с осторожностью
5. спокойно делал – делал со спокойствием
6. беззаботно жил – жил без забот
7. бесшумно едет – едет без шума
8. бесстрашно бросился – бросился без страха
9. бездушно пел – пел без души

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – тревожно говорил
2. ждал с напряжением – напряжённо ждал
3. охранял с заботой – заботливо охранял
4. глядел со смущением – смущённо глядел
5. уезжал со спокойствием – спокойно уезжал
6. отзывался с гордостью – гордо отзывался
7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал
8. плакал без звука – беззвучно плакал
9. поступил без жалости – безжалостно поступил

Задание 5. Замените данные словосочетания синонимичными:

Согласование на управление:
Норковая шуба, львиная грива, манная каша, голубиное гнездо, телефонный звонок.

Примыкание на управление:
Восторженно приветствовать, слушать внимательно, говорить улыбаясь, охотно читать, поехать отдыхать.

Согласование на примыкание:
Откровенный разговор, необдуманный поступок, пустые хлопоты, глубокая грусть, восточная пышность.

Задание 6. Замените данные глагольные словосочетания именными, образуя от глаголов существительные; подчеркните именные словосочетания, в которых изменился падеж зависимого (управляемого) слова.
Образец: Прощаться с товарищами – прощание с товарищами.
Презирать трусов; бороться за мир; восхищаться картиной; встретиться с другом; уважать учителя; любить детей; осветить улицы; выполнить приказ; оросить поля; сортировать семена; хранить документы.

Задание 7. К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению.
Образец. Сестрин платок – платок сестры.
Металлический стержень, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, пятиэтажный дом, трёх­трубный крейсер, информационный отдел, фруктовый нож.

Тест по теме «Синонимия словосочетаний»

1. Замените словосочетание ПЕЧАТЬ ИЗ СУРГУЧА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

2. Из списка слов (документ, на улице, навсегда, в лесу) подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание КРАСОТА ДУШИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

4. Замените словосочетание ОТЦОВ ДОМ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

5. Замените словосочетание БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание ВОЗМОЖНОСТЬ СЧАСТЬЯ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание ПОДРОБНОСТЬ ПЛАНА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание ХВОСТ РЫБЫ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10. Из списка слов (громко, у дома, у них) подберите зависимое слово к слову ГОВОРЯТ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

11. Замените словосочетание СЕСТРА ВАСИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

12. Замените словосочетание КУСТ СИРЕНИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

13. Замените словосочетание ЗВЁЗДНОЕ НЕБО, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

14. Замените словосочетание АБРИКОСОВЫЙ  ДЖЕМ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

15. Замените словосочетание КОМПОТ ИЗ ВИШНИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

16. Замените словосочетание МЕДНАЯ ПРОВОЛОКА, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

17. Замените словосочетание ТЕАТР ГОРОДА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

18. Из списка слов (не спеша, книгу, в ней) подберите зависимое слово к слову ЧИТАТЬ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

19. Замените словосочетание СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

20. Замените словосочетание ДОСАДЛИВО ПОМОРЩИЛСЯ, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Синонимия словосочетаний (ответы)

1. – Сургучная печать
2. – Потерял навсегда
3. – Душевная красота
4. – Дом отца
5. – Грамота из бересты
6. – Возможное счастье
7. – Подробный план
8. – Рыбий хвост
9. – Бассейн для плавания
10. – Громко говорят
11. – Васина сестра
12. – Сиреневый куст
13. – Небо в звездах
14. – Джем из абрикосов
15. – Вишневый компот
16. – Проволока из меди
17. – Городской театр
18. – Читать не спеша
19. – Луч солнца
20. – Поморщился с досадой

Добавить комментарий