Решение системы уравнений методом сложения
23 октября 2015
Этим видео я начинаю цикл уроков, посвящённых системам уравнений. Сегодня мы поговорим о решении систем линейных уравнений методом сложения — это один из самых простых способов, но одновременно и один из самых эффективных.
Способ сложения состоит из трёх простых шагов:
- Посмотреть на систему и выбрать переменную, у которой в каждом уравнении стоят одинаковые (либо противоположные) коэффициенты;
- Выполнить алгебраическое вычитание (для противоположных чисел — сложение) уравнений друг из друга, после чего привести подобные слагаемые;
- Решить новое уравнение, получившееся после второго шага.
Если всё сделать правильно, то на выходе мы получим одно-единственное уравнение с одной переменной — решить его не составит труда. Затем останется лишь подставить найденный корень в исходную система и получить окончательный ответ.
Однако на практике всё не так просто. Причин тому несколько:
- Решение уравнений способом сложения подразумевает, что во всех строчках должны присутствовать переменные с одинаковыми/противоположными коэффициентами. А что делать, если это требование не выполняется?
- Далеко не всегда после сложения/вычитания уравнений указанным способом мы получим красивую конструкцию, которая легко решается. Возможно ли как-то упростить выкладки и ускорить вычисления?
Чтобы получить ответ на эти вопросы, а заодно разобраться с несколькими дополнительными тонкостями, на которых «заваливаются» многие ученики, смотрите мой видеоурок:
Этим уроком мы начинаем цикл лекций, посвященный системам уравнений. А начнем мы из самых простых из них, а именно из те, которые содержат два уравнения и две переменных. Каждое из них будет являться линейным.
Системы — это материал 7-го класса, но этот урок также будет полезен старшеклассникам, которые хотят освежить свои знания в этой теме.
Вообще, существует два метода решения подобных систем:
- Метод сложения;
- Метод выражения одной переменной через другую.
Сегодня мы займемся именно первым методом — будем применять способ вычитания и сложения. Но для этого нужно понимать следующий факт: как только у вас есть два или более уравнений, вы вправе взять любые два из них и сложить друг с другом. Складываются они почленно, т.е. «иксы» складываются с «иксами» и приводятся подобные, «игреки» с «игреками» — вновь приводятся подобные, а то, что стоит справа от знака равенства, также складывается друг с другом, и там тоже приводятся подобные.
Результатами подобных махинаций будет новое уравнение, которое, если и имеет корни, то они обязательно будут находиться среди корней исходного уравнения. Поэтому наша задача — сделать вычитание или сложение таким образом, чтобы или $x$, или $y$ исчез.
Как этого добиться и каким инструментом для этого пользоваться — об этом мы сейчас и поговорим.
Решение легких задач с применением способа сложения
Итак, учимся применять метод сложения на примере двух простейших выражений.
Задача № 1
[left{ begin{align}& 5x-4y=22 \& 7x+4y=2 \end{align} right.]
Заметим, что у $y$ коэффициент в первом уравнении $-4$, а во втором — $+4$. Они взаимно противоположны, поэтому логично предположить, что если мы их сложим, то в полученной сумме «игреки» взаимно уничтожатся. Складываем и получаем:
[12x=24]
Решаем простейшую конструкцию:
[x=2]
Прекрасно, мы нашли «икс». Что теперь с ним делать? Мы вправе подставить его в любое из уравнений. Подставим в первое:
[5cdot 2-4y=22]
[10-4y=22]
Решаем:
[-4y=22-10]
[-4y=12left| :left( -4 right) right.]
[y=-3]
Ответ: $left( 2;-3 right)$.
Задача № 2
[left{ begin{align}& -6x+y=21 \& 6x-11y=-51 \end{align} right.]
Здесь полностью аналогичная ситуация, только уже с «иксами». Сложим их:
[0-10y=-30]
Мы получили простейшее линейное уравнение, давайте решим его:
[y=3]
Теперь давайте найдем $x$:
[6x-11cdot 3=-5]
[6x=-51+33]
[6x=-18]
[x=-3]
Ответ: $left( -3;3 right)$.
Важные моменты
Итак, только что мы решили две простейших системы линейных уравнений методом сложения. Еще раз ключевые моменты:
- Если есть противоположные коэффициенты при одной из переменных, то необходимо сложить все переменные в уравнении. В этом случае одна из них уничтожится.
- Найденную переменную подставляем в любое из уравнений системы, чтобы найти вторую.
- Окончательную запись ответа можно представить по-разному. Например, так — $x=…,y=…$, или в виде координаты точек — $left( …;… right)$. Второй вариант предпочтительней. Главное помнить, что первой координатой идет $x$, а второй — $y$.
- Правило записывать ответ в виде координат точки применимо не всегда. Например, его нельзя использовать, когда в роли переменных выступают не $x$ и $y$, а, к примеру, $a$ и $b$.
В следующих задачах мы рассмотрим прием вычитания, когда коэффициенты не противоположны.
Решение легких задач с применением метода вычитания
Задача № 1
[left{ begin{align}& 10x-3y=5 \& -6x-3y=-27 \end{align} right.]
Заметим, что противоположных коэффициентов здесь нет, однако есть одинаковые. Поэтому вычитаем из первого уравнения второе:
[10x-left( -6x right)-3y-left( -3y right)=5-left( -27 right)]
[10x+6x-3y+3y=5+27]
[16x=32left| :16 right.]
[x=2]
Теперь подставляем значение $x$ в любое из уравнений системы. Давайте в первое:
[10cdot 2-3y=5]
[20-5=3y]
[15=3y]
[y=5]
Ответ: $left( 2;5 right)$.
Задача № 2
[left{ begin{align}& 5x+4y=-22 \& 5x-2y=-4 \end{align} right.]
Мы снова видим одинаковый коэффициент $5$ при $x$ в первом и во втором уравнении. Поэтому логично предположить, что нужно из первого уравнения вычесть второе:
[0+6y=-22+4]
[6y=-18left| :6 right.]
[y=-3]
Одну переменную мы вычислили. Теперь давайте найдем вторую, например, подставив значение $y$ во вторую конструкцию:
[5x-2cdot left( -3 right)=-4]
[5x+6=-4]
[5x=-4-6]
[5x=-10left| :5 right.]
[x=-2]
Ответ: $left( -3;-2 right)$.
Нюансы решения
Итак, что мы видим? По существу, схема ничем не отличается от решения предыдущих систем. Отличие только в том, что мы уравнения не складываем, а вычитаем. Мы проводим алгебраическое вычитание.
Другими словами, как только вы видите систему, состоящую из двух уравнений с двумя неизвестными, первое, на что вам необходимо посмотреть — это на коэффициенты. Если они где-либо одинаковые, уравнения вычитаются, а если они противоположные — применяется метод сложения. Всегда это делается для того, чтобы одна из них исчезла, и в итогом уравнении, которая осталась после вычитания, осталась бы только одна переменная.
Разумеется, это еще не все. Сейчас мы рассмотрим системы, в которых уравнения вообще несогласованны. Т.е. нет в них таких переменных, которые были бы либо одинаковые, либо противоположные. В этом случае для решения таких систем применяется дополнительный прием, а именно домножение каждого из уравнений на специальный коэффициент. Как найти его и как решать вообще такие системы, сейчас мы об этом и поговорим.
Решение задач методом домножения на коэффициент
Пример № 1
[left{ begin{align}& 5x-9y=38 \& 3x+2y=8 \end{align} right.]
Мы видим, что ни при $x$, ни при $y$ коэффициенты не только не взаимно противоположны, но и вообще никак не соотносятся с другим уравнением. Эти коэффициенты никак не исчезнут, даже если мы сложим или вычтем уравнения друг из друга. Поэтому необходимо применить домножение. Давайте попытаемся избавиться от переменной $y$. Для этого мы домножим первое уравнение на коэффициент при $y$ из второго уравнения, а второе уравнение — при $y$ из первого уравнения, при этом не трогая знак. Умножаем и получаем новую систему:
[left{ begin{align}& 10x-18y=76 \& 27x+18y=72 \end{align} right.]
Смотрим на нее: при $y$ противоположные коэффициенты. В такой ситуации необходимо применять метод сложения. Сложим:
[37x=148]
[x=4]
Теперь необходимо найти $y$. Для этого подставим $x$ в первое выражение:
[5cdot 4-9y=38]
[20-9y=38]
[-9y=18left| :left( -9 right) right.]
[y=-2]
Ответ: $left( 4;-2 right)$.
Пример № 2
[left{ begin{align}& 11x+4y=-18 \& 13x-6y=-32 \end{align} right.]
Вновь коэффициенты ни при одной из переменных не согласованы. Домножим на коэффициенты при $y$:
[left{ begin{align}& 11x+4y=-18left| 6 right. \& 13x-6y=-32left| 4 right. \end{align} right.]
[left{ begin{align}& 66x+24y=-108 \& 52x-24y=-128 \end{align} right.]
Наша новая система равносильна предыдущей, однако коэффициенты при $y$ являются взаимно противоположными, и поэтому здесь легко применить метод сложения:
[118x=-136]
[x=-2]
Теперь найдем $y$, подставив $x$ в первое уравнение:
[11cdot left( -2 right)+4y=-18]
[-22+4y=-18]
[4y=4]
[y=1]
Ответ: $left( -2;1 right)$.
Нюансы решения
Ключевое правило здесь следующее: всегда умножаем лишь на положительные числа — это избавит вас от глупых и обидных ошибок, связанных с изменением знаков. А вообще, схема решения довольно проста:
- Смотрим на систему и анализируем каждое уравнение.
- Если мы видим, что ни при $y$, ни при $x$ коэффициенты не согласованы, т.е. они не являются ни равными, ни противоположными, то делаем следующее: выбираем переменную, от которой нужно избавиться, а затем смотрим на коэффициенты при этих уравнениях. Если первое уравнение домножим на коэффициент из второго, а второе, соответственное, домножим на коэффициент из первого, то в итоге мы получим систему, которая полностью равносильна предыдущей, и коэффициенты при $y$ будут согласованы. Все наши действия или преобразования направлены лишь на то, чтобы получить одну переменную в одном уравнении.
- Находим одну переменную.
- Подставляем найденную переменную в одно из двух уравнений системы и находим вторую.
- Записываем ответ в виде координаты точек, если у нас переменные $x$ и $y$.
Но даже в таком нехитром алгоритме есть свои тонкости, например, коэффициенты при $x$ или $y$ могут быть дробями и прочими «некрасивыми» числами. Эти случаи мы сейчас рассмотрим отдельно, потому что в них можно действовать несколько иначе, чем по стандартному алгоритму.
Решение задач с дробными числами
Пример № 1
[left{ begin{align}& 4m-3n=32 \& 0,8m+2,5n=-6 \end{align} right.]
Для начала заметим, что во втором уравнении присутствуют дроби. Но заметим, что можно разделить $4$ на $0,8$. Получим $5$. Давайте второе уравнение домножим на $5$:
[left{ begin{align}& 4m-3n=32 \& 4m+12,5m=-30 \end{align} right.]
Вычитаем уравнения друг из друга:
[0-15,5n=62]
[n=frac{65}{-15,5}=-frac{124}{31}=-4]
$n$ мы нашли, теперь посчитаем $m$:
[4m-3cdot left( -4 right)=32]
[4m+12=32]
[4m=20]
[m=5]
Ответ: $n=-4;m=5$
Пример № 2
[left{ begin{align}& 2,5p+1,5k=-13left| 4 right. \& 2p-5k=2left| 5 right. \end{align} right.]
Здесь, как и в предыдущей системе, присутствуют дробные коэффициенты, однако ни при одной из переменных коэффициенты в целое число раз друг в друга не укладываются. Поэтому используем стандартный алгоритм. Избавится от $p$:
[left{ begin{align}& 5p+3k=-26 \& 5p-12,5k=5 \end{align} right.]
Применяем метод вычитания:
[15,5k=-31]
[k=-frac{31}{15,5}=-frac{62}{31}=-2]
Давайте найдем $p$, подставив $k$ во вторую конструкцию:
[2p-5cdot left( -2 right)=2]
[2p-5cdot left( -2 right)=2]
[2p+10=2]
[2p=-8]
[p=-4]
Ответ: $p=-4;k=-2$.
Нюансы решения
Вот и вся оптимизация. В первом уравнении мы не стали домножать вообще ни на что, а второе уравнение домножили на $5$. В итоге мы получили согласованное и даже одинаковое уравнение при первой переменной. Во второй системе мы действовали по стандартному алгоритму.
Но как найти числа, на которые необходимо домножать уравнения? Ведь если домножать на дробные числа, мы получим новые дроби. Поэтому дроби необходимо домножить на число, которое бы дало новое целое число, а уже после этого домножать переменные на коэффициенты, следуя стандартному алгоритму.
В заключение хотел бы обратить ваше внимание на формат записи ответа. Как я уже и говорил, поскольку здесь у нас тут не $x$ и $y$, а другие значения, мы пользуемся нестандартной записью вида:
[n=-4]
[m=5]
Решение сложных систем уравнений
В качестве заключительного аккорда к сегодняшнему видеоуроку давайте рассмотрим пару действительно сложных систем. Их сложность будет состоять в том, что в них и слева, и справа будут стоять переменные. Поэтому для их решения нам придется применять предварительную обработку.
Система № 1
[left{ begin{align}& 3left( 2x-y right)+5=-2left( x+3y right)+4 \& 6left( y+1 right)-1=5left( 2x-1 right)+8 \end{align} right.]
Каждое уравнение несет в себе определенную сложность. Поэтому с каждым выражением давайте поступим как с обычной линейной конструкцией.
Первая:
[3left( 2x-y right)+5=-2left( x+3y right)+4]
[6x-3y+5=-2x-6y+4]
[6x-3y+2x+6y=4-5]
[8x+3y=-1]
Вторая:
[6left( y+1 right)-1=5left( 2x-1 right)+8]
[6y+6-1=10x-5+8]
[6y-10x=-5+8-6+1]
[-10x+6y=-2]
Итого мы получим окончательную систему, которая равносильна исходной:
[left{ begin{align}& 8x+3y=-1 \& -10x+6y=-2 \end{align} right.]
Посмотрим на коэффициенты при $y$: $3$ укладывается в $6$ два раза, поэтому домножим первое уравнение на $2$:
[left{ begin{align}& 16x+6y=-2 \& -10+6y=-2 \end{align} right.]
Коэффициенты при $y$ теперь равны, поэтому вычитаем из первого уравнения второе: $$
[26x=0]
[x=0]
Теперь найдем $y$:
[3y=-1]
[y=-frac{1}{3}]
Ответ: $left( 0;-frac{1}{3} right)$
Система № 2
[left{ begin{align}& 4left( a-3b right)-2a=3left( b+4 right)-11 \& -3left( b-2a right)-12=2left( a-5 right)+b \end{align} right.]
Преобразуем первое выражение:
[4left( a-3b right)-2a=3left( b+4 right)-11]
[4a-12b-2a=3b+12-11]
[4a-12b-2a-3b=12-11]
[2a-15b=1]
Разбираемся со вторым:
[-3left( b-2a right)-12=2left( a-5 right)+b]
[-3b+6a-12=2a-10+b]
[-3b+6a-2a-b=-10+12]
[4a-4b=2]
Итого, наша первоначальная система примет такой вид:
[left{ begin{align}& 2a-15b=1 \& 4a-4b=2 \end{align} right.]
Посмотрев на коэффициенты при $a$, мы видим, что первое уравнение нужно домножить на $2$:
[left{ begin{align}& 4a-30b=2 \& 4a-4b=2 \end{align} right.]
Вычитаем из первой конструкции вторую:
[0-26b=0]
[-26b=0]
[b=0]
Теперь найдем $a$:
[2a-0=1]
[a=frac{1}{2}]
Ответ: $left( a=frac{1}{2};b=0 right)$.
Вот и все. Надеюсь, этот видеоурок поможет вам разобраться в этой нелегкой теме, а именно в решении систем простых линейных уравнений. Дальше еще будет много уроков, посвященных этой теме: мы разберем более сложные примеры, где переменных будет больше, а сами уравнения уже будут нелинейными. До новых встреч!
Смотрите также:
- Как решать квадратные уравнения
- Тест к уроку «Десятичные дроби» (1 вариант)
- Не пишите единицы измерения в задаче B12
- Наибольшее и наименьшее значение
- Задача B4 про три дороги — стандартная задача на движение
Здравствуйте, дорогие читатели, подписчики и гости канала. В этом выпуске рассмотрим несколько заданий решение систем уравнений методом алгебраического сложения. Системы встречаются в ОГЭ.
Алгоритм решения систем уравнений методом алгебраического сложения:
1. Уравнять модули коэффициентов при одном из неизвестных. Уравнять можно умножением или делением коэффициентов перед неизвестными.
2. Сложить или вычесть уравнения.
3. Решить полученное уравнение с одной переменной.
4. Подставить поочерёдно каждый из найденных на третьем шаге корней уравнения в одно из уравнений исходной системы, найти второе неизвестное.
5. Записать ответ в виде пар значений, например, (x;y), которые были найдены.
Задание №1
Чтобы уравнять коэффициенты перед переменными, во втором уравнении системы каждое слагаемое поделим на 4
В нашей системе коэффициенты перед переменными Х и У получились одинаковыми. Выполним вычитание из первого уравнения второе.
Решим уравнение, найдем переменную Х и подставим его значение в первое уравнение системы:
Задание №2
В этой системе уравнивать коэффициенты первый пункт пропускаем. Переходим сразу же ко второму пункту.
Так как х=у, подставим это в первое уравнение системы, получим следующее выражение:
Решим неполное квадратное уравнение, найдем значение y:
Так как у нас Х=У, то
Запишем ответ в виде (х;у)
Задание №3
Упростим второе уравнение в системе. Умножим на общий множитель 6
Коэффициенты перед переменной х одинаковы, можем выполнить вычитание. Найдем значение у
Подставим значение у=1 в первое уравнение системы, найдем х:
Задание №4
Заметим, что в уравнениях коэффициенты перед x^2 и y одинаковы, поэтому следующим действием выполним вычитание:
Подставим значение у=2 и у=-2 в первое уравнение системы.
Спасибо, что дочитали. Вы меня очень поддержите, если поставите лайк и подпишитесь на мой блог.
Путеводитель по каналу здесь
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Решение систем методом алгебраического сложения
Алгебра 7 класс -
2 слайд
Повторение
Не выполняя построений определить соответствие между системой и графиком
1. 𝑥+4𝑦=7 𝑥+4𝑦=2
4. 3𝑥−2𝑦−1=0 6𝑥−4𝑦−2=0
3. 𝑦=−5𝑥 𝑦=2𝑥+3
2. 𝑦=−2𝑥+3 𝑦=3𝑥−5
А
Г
В
Б -
3 слайд
Повторение
Доказать, что системы имеют бесконечное число решений
2𝑥−4𝑦=6 𝑥−𝑦=3
3𝑥+2𝑦=1 1,5𝑥+𝑦=0,5
1 4 𝑥− 3 4 𝑦=3 𝑥−𝑦=12
Выполнить действия с многочленами2x + 3y – 1 + (3x – 3y + 4) =
7x – 2y + 5 – (7x – 5y + 7) =
-
4 слайд
Методы решения систем
Графический способ
Метод подстановки
Метод алгебраического сложения -
5 слайд
Пример 1
Решим систему методом алгебраического сложения.
3𝑥−𝑦−5=0 2𝑥+𝑦−7=0
Сложить уравнения- это значит составить по отдельности сумму левой и правой части уравнений
+
(3x – y – 5) + (2x + y – 7)= 0 + 0
3x – y – 5 + 2x + y – 7 = 0 + 0
3x + 2x – y + y – 5 – 7 = 0
5x – 12 = 0
𝑥= 12 5
x = 2,4
𝑥=2,4 3∙2,4−𝑦−5=0
3∙2,4−𝑦−5=0
7,2−𝑦=5
-y = 5 – 7,2
y = 2,2
𝑥=2,4 𝑦=2,2
Ответ: (2,4; 2,2)
Можно складывать уравнения почленно. -
-
7 слайд
Пример 2
2𝑥+3𝑦=1 5𝑥+3𝑦=7 -
8 слайд
Пример 3
5𝑥+3𝑦=20 2𝑥−4𝑦=21 -
9 слайд
Алгоритм решения системы методом алгебраического сложения
1. Умножить почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными.
2. Сложить почленно левые и правые части уравнений системы.
3. Решить получившееся уравнение с одной переменной.
4. Найти соответствующее значение второй переменной.
5. Записать ответ.См. учебник, стр.217
-
10 слайд
Самостоятельное решение
1. 2𝑥+𝑦=11 3𝑥−𝑦=9
2. 4𝑥−7𝑦=30 4𝑥−5𝑦=90
3. 5𝑥+2𝑦=1 15𝑥+3𝑦=3 -
11 слайд
Подведем итоги
+ мне все было понятно
? у меня есть вопрос
– ничего не понимаю, нужна консультация
Алгоритм решения системы линейных уравнений методом сложения
- Умножить обе части одного или обоих уравнений так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными (или равными) числами.
- Сложить (или отнять) уравнения, чтобы избавиться от одной из переменных.
- Решить второе уравнение относительно выраженной переменной.
- Решить полученное уравнение с одной переменной.
- Найти вторую переменную.
- Записать ответ в виде упорядоченной пары найденных значений переменных.
Например: $ {left{ begin{array}{c} 3x+y = 5 \ x+2y = 5 end{array} right.}$
Шаг 1
Умножаем первое уравнение на 2
${left{ begin{array}{c} 6x+2y = 10 \ x+2y = 5 end{array} right.}$
Шаг 2
Отнимаем от первого уравнения второе:
5x = 5
Шаг 4
Находим y из первого уравнения:
y = 5-3x = 2
В последовательной записи:
$$ {left{ begin{array}{c} 3x+y = 5 | times 2 \ x+2y = 5 end{array} right.} Rightarrow (-) {left{ begin{array}{c} 6x+2y = 10 \ x+2y = 5 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 5x = 5 \ x+2y = 5 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = 1 \ y = 5-3x = 2 end{array} right.} $$
Ответ: (1;2)
Примеры
Пример 1. Решите систему уравнений методом сложения:
$ а) {left{ begin{array}{c} 5x-4y = 3 | times 2 \ 2x-3y = 4 | times 5 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 10x-8y = 6 \ 10x-15y = 20 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 7y = -14 \ 2x-3y = 4 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = frac{3y+4}{2} = -1 \ y=-2 end{array} right.} $
Ответ: (-1;-2)
$ б) {left{ begin{array}{c} 4x-3y = 7 | times 3 \ 3x-4y = 0 | times 4 end{array} right.} Rightarrow (-) {left{ begin{array}{c} 12x-9y = 21 \ 12x-16y = 0 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 7y = 21 \ x = frac{4}{3} y end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = 4 \ y = 3 end{array} right.} $
Ответ: (4;3)
$ в) {left{ begin{array}{c} 5a-4b = 9 | times 2 \ 2a+3b = -1 | times 5 end{array} right.} Rightarrow (-) {left{ begin{array}{c} 10a-8b = 18 \ 10a+15b = -5 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} -23b = 23 \ a = frac{-3b-1}{2} end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} a = 1 \ b = -1 end{array} right.} $
Ответ: (1;-1)
$ г) {left{ begin{array}{c} 7a+4b = 5 \ 3a+2b = 1 | times (-2) end{array} right.} Rightarrow (+) {left{ begin{array}{c} 7a+4b = 5 \ -6a-4b = -2 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} a = 3 \ b = frac{1-3a}{2} end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} a = 3 \ b = -4 end{array} right.}$
Ответ: (3;-4)
Пример 2. Найдите решение системы уравнений:
$$а) {left{ begin{array}{c} frac{x}{4}-y = 7 \ 3x+ frac{y}{2} = 9 | times 2end{array} right.} Rightarrow (+) {left{ begin{array}{c} frac{x}{4} -y = 7 \ 6x+y = 18 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 6 frac{1}{4} x = 25 \ y = 18-6xend{array} right.} Rightarrow $$
$$Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = 25: frac{25}{4} = 25 cdot frac{4}{25} = 4 \ y = 18-6 cdot 4 = -6 end{array} right.} $$
Ответ: (4;-6)
$б) {left{ begin{array}{c} frac{x}{2}+ frac{y}{3} = frac{1}{6} |times 2 \ frac{x}{3}+ frac{y}{2} = -frac{1}{6}| times 3 end{array} right.}Rightarrow (-) {left{ begin{array}{c} x+ frac{2}{3} y = frac{1}{3} \ x+ frac{3}{2} y = – frac{1}{2} end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} left( frac{2}{3}- frac{3}{2}right) y = frac{1}{3}+ frac{1}{2} \ x = frac{1}{3}- frac{2}{3} yend{array} right.} Rightarrow$
$$ Rightarrow {left{ begin{array}{c} y = frac{5}{6}:left(-frac{5}{6}right) = -1 \ x = frac{1}{3}+ frac{2}{3} = 1end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = 1 \ y = -1 end{array} right.} $$
Ответ: (1;-1)
$ в) {left{ begin{array}{c} 3(5x-y)+14 = 5(x+y) \ 2(x-y)+9 = 3(x+2y)-16 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 15x-3y+14 = 5x+5y \ 2x-2y+9 = 3x+6y-16 end{array} right.} Rightarrow $
$$ Rightarrow (+) {left{ begin{array}{c} 10x-8y = -14 \ x+8y = 25 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 11x = 11 \ y = frac{25-x}{8} end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = 1 \ y = 3 end{array} right.}$$
Ответ: (1;3)
$ г) {left{ begin{array}{c} 5-3(2x+7y) = x+y-52 \ 4+3(7x+2y) = 23x end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 5-6x-21y = x+y-52 \ 4+21x+6y = 23x end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 7x+22y = 57 \ 2x-6y = 4 |:2 end{array} right.}$
$$ Rightarrow {left{ begin{array}{c} 7x+22y = 57 \ x-3y = 2 | times 7 end{array} right.} Rightarrow (-) {left{ begin{array}{c} 7x+22y = 57 \ 7x-21y = 14 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 43y = 43 \ x = 3y+2 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} x = 5 \ y = 1 end{array} right.}$$
Ответ: (5;1)
Пример 3*. Найдите решение системы уравнений:
$ {left{ begin{array}{c} frac{2}{x} + frac{3}{y} = 1 \ frac{3}{x} – frac{5}{y} = 11 end{array} right.} $
Введём новые переменные: $ {left{ begin{array}{c} a = frac{1}{x} \ b = frac{1}{y} end{array} right.} $
Перепишем систему и найдём решение для новых переменных:
$$ {left{ begin{array}{c}2a+3b = 1| times 3 \ 3a-5b = 11 | times 2 end{array} right.} Rightarrow (-) {left{ begin{array}{c} 6a+9b = 3 \ 6a-10b = 22 end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} 19b = -19 \ a = frac{1-3b}{2} end{array} right.} Rightarrow {left{ begin{array}{c} a = 2 \ b = -1 end{array} right.} $$
Исходные переменные:
$$ {left{ begin{array}{c} x = frac{1}{a} = frac{1}{2} \ y = frac{1}{b} = -1 end{array} right.} $$
Ответ:$ left(frac{1}{2} ;-1 right)$