Как составить систему персонажей

Как сделать так, чтобы в книге не было лишних героев? Как сделать так, чтобы они не тормозили историю, а двигали ее вперед? Как сделать так, чтобы герои отличались, а не были клонами? Ответ прост: система персонажей. Каждое действующее лицо должно занимать свое место в книге, и от этого места зависят его взгляды, цели и желания. Сегодня я хочу поделиться разработанной лично мной шпаргалкой для писателей, которая поможет тебе создать интересную историю. Скачивай ее и обязательно читай ниже об особенностях ее использования.

Шпаргалка по системе персонажей: как использовать

Поначалу с этой шпаргалкой может быть непросто разобраться, поэтому я решила объяснить, что и зачем в нее добавила. Действуй следующим образом:

  • Советую начать с формулирования этического вопроса. О том, что это такое, читай в статье Как написать книгу: пошаговый план.
  • Сформулируй истину главного героя, так как от нее зависит истина остальных персонажей.
  • Дальше проработай антагониста. Его взгляд на жизнь должен быть противоположен взгляду протагониста. Кстати, у меня есть шпаргалка Как создать антагониста.
  • Создай союзника, который будет помогать герою. Можешь воспользоваться моими советами из статьи Как создать союзника главного героя: 12 вопросов к нему.
  • Дальше можешь добавить наставника, второго союзника, второго антагониста, шута, возлюбленного и оборотня. ВАЖНО: Героев может быть меньше чем 9, так как некоторые роли могут совмещаться. Например, наставник-союзник или возлюбленный-оборотень.
  • Помни о том, что каждый персонаж должен как-то проявлять качества главного героя. Например, с возлюбленной он раним, с союзником — смел, с антагонистом — находчив. Исходя из этого разрабатывай черты всех действующих лиц.

Обрати внимание, что у всех персонажей повторяется один и тот же вопрос: в чем их истина. У каждого должен быть свой ответ на этот вопрос, но он должен быть связан с темой произведения. И не забывай прописывать всем цель: персонажи не должны существовать просто для декораций.

Для обострения конфликта я люблю использовать архетипы и темпераменты, подробнее об этом читай в статьях Система из 12 архетипов персонажей с подробным описанием и Темпераменты персонажей и их совместимость.

Краткая характеристика каждой роли

Если ты все еще не понимаешь, кто все эти люди, распишу для тебя их роли. Система персонажей обычно подразумевает наличие таких героев:

Главный герой — это самое понятное. Про него мы пишем, с ним идентифицируется читатель.

Антагонист — тоже не вызывает вопросов. Мешает главному герою в достижении цели.

Второй антагонист — не обязателен, но может добавить напряжения. Его можно использовать в подсюжете или же ввести в качестве сюжетного поворота. Например, как более могущественного соперника.

Второй союзник — аналогично, может стать героем подсюжета или добавить динамики сюжету.

Наставник — персонаж, который помогает главному герою. Обычно знает и умеет то, чему главному персонажу еще предстоит научиться. Не обязательно седобородый старец, это может быть просто смелая лучшая подруга.

Шут-трикстер — герой, который постоянно шутит и не воспринимает все происходящее всерьез. Особенно хорошо, если ты сможешь раскрыть какое-то трагическое событие в его прошлом, чтобы образ не был слишком плоским.

Возлюбленный (-ая) — нужны для романтического подсюжета или для основного сюжета в любовной истории. Старайся показывать их полноценными личностями со своими увлечениями и сильными сторонами. Иначе этот образ будет картонным и неинтересным.

Оборотень — притворяется союзником героя, а потом предает его. Или наоборот, внезапно переходит на его сторону. Используется для сюжетных поворотов, поэтому его намерения нужно хорошо прятать.

Статьи и советы для писателей, борьба с писательским блоком

Как я уже сказала раньше, не обязательно героев должно быть девять. Ты можешь сделать хоть троих, но постарайся в этом случае соединить в одном персонаже несколько ролей. Эта шпаргалка поможет тебе понять, нет ли в твоей книге лишних людей, которые тормозят историю, ну а их правдоподобность и многомерность зависит только от тебя.

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

Как эффективно работать с системой персонажей

Здравствуйте. Персонажи книги – это все участники сюжета. Не только люди, кстати. О системе персонажей написано много, но все равно я практически каждый день сталкиваюсь с вопросами по этой теме.
Потому я расскажу о том, как сам работаю с системой персонажей, как ее организовать, выстроить, какие виды бывают, поговорим и об основных ошибках.
Система персонажей – не застывшее явление. Рассматривать ее стоит хотя бы с трех точек зрения:
1) сюжета, композиции произведения;
2) связей, функциональности;
3) отношений.
Начнем с первой. КОМПОЗИЦИОННОЕ СТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЖЕЙ

Здесь важны следующие правила:
► персонаж каждой группы по-своему участвует в сюжете. Степень участия у кого-то больше, у кого-то минимум;
► персонаж каждой группы занимает определенное место в произведении, оно зависит от важности персонажа в логике развития сюжета;
► все персонажи так или иначе действуют, и их действия направлены на развитие сюжета;
► группы персонажей, которые окружают героя, есть и у антагониста, могут переходить из одной группы в другую;
► вся система персонажей иерархична.

Всех персонажей условно можно разделить на группы:

I. Главные
► главный герой
► антагонист (внешний, внутренний, обстоятельства)

II. Второстепенные:
► герои второго плана (антагонисты, друзья)
► герои третьего плана (персонажи близки как к героям, так и к персонажам второго плана)

III. Эпизодические:
► персонажи сопровождения (персонажи, отдаленные от героев, появляющиеся в эпизодах)
► массовка с выделением персонажа (персонажи, раскрывающие время, мир, взаимоотношения героев с миром)
► массовка без выделения персонажа (дающая толчок к развитию сюжета, оттеняющая действия героев и персонажей)

VI. Закадровые
► внесценические, упоминаемые персонажи, косвенно участвующие в сюжете

Как эффективно работать с системой персонажей

Рассмотрим группы подробнее. Массовка (группа без выделения какого-то персонажа)
► Если массовка действует здесь и сейчас, то хорошо бы дать ей общее краткое описание. Например, герой оказывается в больнице среди пациентов, врачей, санитаров и т.д. Описание массовки зависит от ситуации, в которой оказался герой, от его реакций на действия массовки, на саму массовку.
Ситуация с массовкой = описание массовки + действия массовки + реакция героя
► Еще надо поглядеть – не дублируется ли какая-то массовка (лишнее убрать).
► И поглядеть, может, какой-то массовки не хватает. Например, часто бывает, что герой идет по городу, как по пустыне, он о чем-то думает, не замечая ничего и никого.

Массовка с выделением персонажа
► Надо понять, стоит ли вообще водить такую массовку или оставить лишь выделенного персонажа? Как правило, эта массовка нужна редко, а персонаж переводится в группу «Персонажи сопровождения».
Например, герой нарывается на конфликт в таверне. Посетители таверны – это массовка, но в ней выделяются именно те, с которыми герой вступает в конфликт. Тут хорошо.
Герой идет куда-то, где на пороге встречается с группой охранников. В этом случае стоит подумать, возможно, достаточно одного охранника, чтобы не засорять текст деталями и не «размазывать» ситуацию.
► Желательно, чтобы все выделенные персонажи, переведенные в Сопровождение, появились в тексте не менее трех раз.

Персонажи сопровождения
► Это не просто выделенные персонажи, это те, без которых нельзя. Они играют очень важные роли, действуют, двигают сюжет. Они появляются в трех и более эпизодах.
► Эти персонажи (коллеги по работе, водитель, соседи и т.д.) взаимодействуют с героями, могут быть источниками информации, усиливать воззрения героя, могут повлиять на поворот сюжета, внести свою лепту в борьбу героя.
► Описания таких персонажей предельно краткие, выделяющие интересные детали, не более того. Таким образом, всем выделенным персонажам и Сопровождения надо дать: имя, деталь внешности, характера, занятие, маленькую роль в судьбе персонажа, выраженную в не менее трех эпизодах.
► Они не имеют своей сюжетной линии.

Закадровые персонажи.
► Очень интересные персонажи, которые могут многое дать сюжету.
Например, странно, когда герой-попаданец совершенно не думает о тех, кого он оставил в своем мире. Близких людей можно вспомнить в значимых обстоятельствах.
► Герой может упоминать об авторитетных мнениях кого-то, цитировать, ссылаться на существующие образы, аналогии, передавать мысль в аллегории, думать о приемах, способах, которые использовались другими и т.д.

Персонажи третьего плана
► Прежде всего, это те, кто взаимодействует с персонажами второго плана и с героями.
► Они менее активны, чем персонажи второго плана, тоже способствуют развитию сюжета.
► Описание таких персонажей полное, но, как правило, «рассыпано» по тексту в деталях.
► Их частичная сюжетная линия тесно переплетена с главными сюжетными линиями.

Персонажи второго плана
► Наиболее близкие персонажи к героям.
► Наиболее активно участвуют в развитии сюжета, действуют на героя, предлагают возможные решения проблем, создают ситуации. Иногда могут замещать героев.
► В описании таких персонажей особое внимание уделяется не только внешности, статусу, но и характеру, изменениям, связи с героями.
► У этих персонажей имеется своя мотивация, цели, может быть своя сюжетная линия, но она существует в тесной взаимосвязи с сюжетными линиями героев.

Главные герои
► Главный герой – этот тот, без кого не существует произведения, центр всех событий. Он еще и передатчик авторской концепции, той идеи, ради которой пишется произведение. Именно он ставит точку в разрешении главного конфликта.
► Описание главного героя и полное, и передается деталями на протяжении всего текста, подчеркиваются особенности характера, поведения, поступков.
► Герой не может не противостоять, не бороться с кем-то или с чем-то. И в этой борьбе он развивается, меняется.
► Все это касается и антагониста, если речь о реальном противнике.

О распространенных ошибках при выстраивании композиционной системы персонажа я расскажу позже, а далее посмотрим еще на одну важную систему – функциональную.

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература

Помните мультфильм «Аладдин»? Главная его тема — свобода. Идею я бы сформулировала так: свободен тот, кто честен с окружающими и принимает себя таким, какой он есть.

Давайте набросаем систему персонажей.

Персонаж 1. Считает, что настоящая свобода — это богатство.
Персонаж 2. Уверен, что свободу дарит власть.
Персонаж 3. Полагает, что свобода — это возможность самостоятельно делать выбор.
Персонаж 4. Считает, что свобода — это избавление от реальных физических оков.

Мы помним, что персонаж 1 — это главный герой мультфильма, Аладдин. Персонаж 2 — антагонист, Джафар. Персонаж 3 — возлюбленная главного героя, Жасмин. Персонаж 4 — союзник и волшебный помощник, Джин.

Но задумайтесь на минутку, что будет, если мы раздадим роли иначе? Пусть главный герой полагает, что свобода — это возможность самостоятельно делать выбор (Персонаж 3). А антагонист жаждет богатства (Персонаж 1). Получится написать такую историю? Почему бы и нет! Тогда за лампу будут бороться Жасмин и Аладдин. Она — чтобы Джин заколдовал султана и тот позволил бы ей самой выбрать мужа. А Аладдин будет охотиться за богатством.

Или же пусть главным героем будет Персонаж 2 (Джафар) — этакий принц в изгнании, мечтающий вернуть корону. Его антагонист — Джин, обманом, пытающийся заставить Джафара снять оковы лампы.

Поняли принцип? Экспериментируйте и фантазируйте! Меняйте персонажей местами, так и эдак раздавайте главные роли и выбирайте ту модель, которая вам больше понравится. А после того, как определитесь с протагонистом и антагонистом, самое время раздать второстепенные роли.

Что такое «система персонажей»? Главный герой (протагонист, антигерой, антагонист), второстепенные, эпизодические и внесценические персонажи. Взаимосвязи героев, группы персонажей ‑ материал по теории литературы, который будет полезен как начинающим писателям, так и абитуриентам, и студентам филологических вузов.

Для образования системы персонажей необходимы как минимум два героя; их эквивалентом может быть «раздвоение» персонажа (например, в миниатюре Д. Хармса из цикла «Случаи» — Семен Семенович в очках и без очков). На заре литературного творчества число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета: то есть количество персонажей зависело от самой истории, поскольку действующие лица помогали сюжету двигаться от завязки к развязке.

Система персонажей, как и любая другая система, имеет свою структуру и основана на взаимодействии ее элементов. В нашем случае элементами системы выступают персонажи, они же герои литературного произведения. То есть герои каким-то образом взаимодействуют друг с другом, двигая тем самым сюжет.

«Сложность системы персонажей зависит от сложности самого текста, в котором может быть несколько групп персонажей, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами» ‑ писал литературовед Борис Томашевский.

И чем крупнее форма произведения, тем больше в нем персонажей – чаще всего второстепенных и эпизодических, потому что в качестве главного выступает традиционно один герой, два и больше – уже экзотика. Хотя в «Песне льда и пламени» Мартина одних главных героев как минимум шесть, а второстепенных больше тысячи. Но этот текст претендует на звание литературного сериала, а для него, как и для романа-эпопеи характерно и большое повествование, и обилие героев. Вспомним «Войну и мир» Толстого (жанр роман-эпопея), где Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова периодически выходят на передний план и соревнуются за звание протагониста, и только ближе к середине романа четко обозначается лидер тройки – Пьер Безухов.

Как бы то ни было, все персонажи обязаны взаимодействовать друг с другом: разговаривать, совершать какие-либо поступки, делать что-то, так или иначе направленное на развитие действия романа. Хотя в поэме Гоголя «Мертвые души» количество персонажей буквально зашкаливает, причем это персонажи, не влияющие на развитие сюжета, а введеннех автором в повествование для воссоздания колорита эпохи, духа времени, изображения народа во всем его многообразии. Это дядя Миняй и дядя Митяй, зять Ноздрева Мижуев, мальчишки, просящие у Чичикова подаяния у ворот гостиницы, и особенно один из них, «большой охотник становиться на запятки», и штабс-ротмистр Поцелуев, и некий заседатель Дробяжкин, и Фетинья, мастерица взбивать перины, какой-то приехавший из Рязани поручик, большой, по-видимому, охотник до сапогов, потому что заказал уже четыре пары и беспрестанно примеривал пятую и так далее. Эти фигуры не дают толчков к сюжетному действию и никак не характеризуют главного героя – Чичикова. Но избыточная детализация этих фигур позволяет Гоголю создать особую, полную, пеструю картину мира.

Система персонажей – это взаимосвязи и отношения между персонажами. Однако сюжетная связь — не единственный тип связи между персонажами. Система персонажей — это еще и определенное соотношение характеров.

Структура системы персонажей. Категории персонажей

Главный герой. Протагонист.

Главный герой – центральное действующее лицо произведения. Его часто называются протагонистомот греческого πρωταγωνιστής: πρώτος«первый», объединенного с αγωνίζομαι «состязаюсь» и αγωνιστής«борец». То есть первый, главный борец. Это носитель истины, выразитель авторских идей, главный двигатель сюжета. Пётр Гринев – герой «Капитанской дочки» Пушкина, Иван Денисович – герой «Одного дня…» Солженицына, уже упомянутый Пьер Безухов – герой «Войны и мира» Толстого, Холден Колфилд – герой «Над пропастью во ржи» («Ловец во ржи») Сэлинджера.

Антигерой

Однако если главный герой лишен положительных качеств, а наделен наоборот качествами сомнительными и даже откровенно отрицательными, как например, Тайлер Дёрден из «Бойцовского клуба» Чакка Поланика, Алекс из «Заводного апельсина» Энтони Бёрджеса, Родион Раскольников из «Преступления и наказания», его называют антигероем. Это персонаж лишенный героических качеств в общепринятом их понимании, но тем не менее находящийся в центре повествования.

Антагонист. 

Протагонисту в произведении (особенно в жанровой литературе) противостоит антагонист- от древнегреческого ἀντί «напротив» αγωνίζομαι «состязаюсь», αγωνιστής «борец», то есть тот, кто борется против, оказывает сопротивление главному герою. Его противник, соперник, в большинстве случаев – злодей. Например, Волондеморт в истории про Гарри Поттера, Миледи как представитель Кардинала в «Трех мушкетерах», Долохов в «Войне и мире» соперник Пьера Безухова. Антагонистом может быть не только персонаж, но и силы природы, например в «Мцыри» Лермонтова, социальные условия и законы общественной жизни (например, в «Шинели» Гоголя)

Второстепенные персонажи

Персонажи, играющие вторую по отношению к главному герою роль, называются второстепенными. Персонажи второстепенной важности – отсюда и название. Не занимающие лидирующие позиции. Подчас бывает сложно отделить второстепенного персонажа от главного. Например, Доктор Ватсон – персонаж второго плана, но он не менее важен и для движения сюжета, и как автор-рассказчик, и как герой, помогающий раскрываться характеру Шерлока Холмса.

Эпизодические персонажи

Персонажи, участвующие в одном или нескольких эпизодах, в одной или нескольких сценах произведения. Они помогают продвигать сюжет, выполняя роль массовки. Эпизодические персонажи могут произносить реплики и даже совершать поступки, которые окажутся важными для действия, но в перед зрителем они появляются редко, а то и вовсе один раз.

Внесценические персонажи

Это персонажи, которые упоминаются в тексте произведения, но не участвующие в действии. То есть про них говорят другие герои, но сами они на условную сцену не выходящие – отсюда и название «внесценические». 

Сквозные персонажи

Персонаж, проходящий сквозь несколько произведений, участвующий в прозаическом или поэтическом цикле, но не занимающий центрального положения.

Взаимосвязь характеров

Сюжетные связи между персонажами могут быть очень сложными. По некоторым подсчетам, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого — около 600 действующих лиц, а в «Человеческой комедии» О. Бальзака —около 2000 тысяч. Появление этих лиц в большинстве случаев определено сюжетом.Но система персонажей — это еще определенное соотношение характеров. В эстетике большинства направлений европейской литературы характеры важнее сюжета. Обычно главные герои произведений, через которых раскрывается замысел автора, занимают центральное место и в сюжете. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров, в зависимости от избранной темы. То есть сюжет в этом случае занимает второстепенное положение по отношению к характерам персонажей. Так, в некоторых произведениях характеры второстепенных персонажей помогают раскрыть характер главного героя. Мы сталкиваемся с этим в «Преступлении и наказании», где в повествование вводятся двойники и антиподы Раскольникова, в «Обломове», где изображен Захар, слуга-двойник, и Штольц – антипод главного героя.

То есть второстепенные персонажи здесь не столько двигают сюжет, сколько позволяют автору раскрыть характер главного героя и справиться с поставленной художественной задачей. Здесь характеры персонажей помогают автору раскрыть основную идею произведения и реализовать творческую концепцию.

Виды взаимосвязей персонажей

С какой бы целью персонажи не вводились в сюжет, они обязаны действовать. И эти действия можно объединить в несколько групп.
Вот что об этом писал литературовед Б.В. Томашевский в «Поэтике»:

«Действующие лица подвергаются в произведении группировке. Простейший случай — это разделение всех действующих лиц на два лагеря: друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами».

То есть персонажей можно условно разделить на несколько категорий в зависимости от их участия в судьбе главного героя и и влияния на сюжет.

Второстепенные персонажи могут быть друзьями, соратниками главного героя: доктор Ватсон для Шерлока Холмса, три мушкетера для Д’Артаньяна, Гермиона и Рон Уизли для Гарри Поттера, Разумихин и Соня Мармеладова для Раскольникова, Аркадий Кирсанов для Базарова.
Второстепенные персонажи могут быть недругами, врагами главного героя: профессор Мориарти для Шерлока Холмса, Миледи для Д’Артаньяна, Волан-де-Морт для Гарри Поттера, Порфирий Петрович и Лужин для Раскольникова, Швабрин для Петра Гринева, Долохов для Пьера Безухова, Кабаниха для Катерины.

Второстепенные персонажи могут находится в нейтральных взаимоотношениях– быть незнакомыми друг с другом, не вступать в непосредственные взаимоотношения. К таким персонажам можно отнести уже упомянутых многочисленных фигур из «Мертвых душ», персонажей из лирических отступлений «Евгения Онегина», действующих лиц из рассказов Чехова, не влияющих на само действие.

Противостояние персонажей

Самый распространенный вид взаимодействия героев, как утверждает Томашевский – это противостояние двух групп, друзей и врагов главного героя. И действительно, подобную расстановку сил – условную борьбу добра со злом –  мы встретим не только в современных голливудских фильмах, но и в классике русской литературы. Разум и герои, выступающие за просвещенье и воспевающие гуманистические ценности (Милон, Правдин, Софья), противопоставлены косным ретроградам (Простакова, Скотинин, Митрофанушка) в комедии Фонвизина «Недоросль»; человек чести Петр Гринев противопоставлен бесчестному, циничному Швабрину в «Капитанской дочке», семьи порядочные противопоставлены семьям безнравственным в «Войне и мире»; ленивый Обломов противопоставлен деятельному Штольцу и т.д.

В произведениях романтического толка можно встретить главного героя, противопоставленного всему миру в целом: начало было положено «Паломничеством Чайльд-Гарольда» Байрона и нашло развитие в байронических образах Чацкого, Онегина, Мцыри, Печорина, Раскольникова, Базарова. Это герои, вступающие в конфронтацию не с определенной группой персонажей, а со всем миром, то есть со всеми героями произведения.

Про управление персонажами

Один из апологетов постмодернизма в литературе Джон Фаулз писал в романе «Любовница французского лейтенанта» (1969):

   «Все, о чем я здесь рассказываю, — сплошной вымысел.  Герои, которых я создаю, никогда не существовали за пределами моего воображения. Если до сих пор я делал вид, будто  мне известны их сокровенные мысли  и чувства, то лишь потому, что, усвоив в какой-то мере язык и «голос» эпохи, в которую происходит  действие  моего повествования,  я  аналогичным образом придерживаюсь и общепринятой тогда  условности:  романист стоит  на  втором месте после Господа Бога…
   …Наши герои и события  начинают  жить только тогда, когда они перестают нам  повиноваться.  Когда Чарльз оставил Сару на краю утеса, я велел ему идти прямо в  Лайм-Риджис. Но  он  туда не пошел, а ни с того ни с сего повернул и спустился к сыроварне
    Мало того, что герой начинает обретать независимость, — если я хочу сделать его живым, я должен с уважением  относиться  к ней  и без  всякого уважения к тем квазибожественным планам, которые я для него составил.
     Иными словами, чтобы обрести свободу для себя, я должен дать свободу  и ему, и Тине, и Саре, и даже отвратительной миссис Поултни».

Джон Фаулз говорит о том, с чем сталкивается, пожалуй, любой начинающий писатель – с обретением персонажами самостоятельности. Но это уже совсем другая история.

Многие пособия по писательскому мастерству (книги, семинары, курсы) рекомендуют сначала найти интересного персонажа, вокруг которого потом будет строиться «кольцо» из других персонажей – антагониста, союзников, героев второго плана. То есть, на характер главного героя насаживаются все второстепенные персонажи.

На самом деле это одна из самых больших ошибок, которую может допустить писатель. Потому что такой подход неорганичный по своей сути. Все равно что новорождённому подбирать родителей, друзей и недругов в соответствии с тем, как он выглядит в первые минуты своей жизни.

Правильный подход – это единая система персонажей в произведении, которую писатель рассматривает ещё на этапе планирования.

Как построить систему?

Система персонажей в романе строится, исходя из главной идеи (темы, главного высказывания произведения), что выглядит вполне органично.

Например, главная тема – религия, поиск Бога. Писатель отталкивается от этой темы и выбирает персонажей, которые по-разному смотрят на веру: атеиста, глубоко верующего, сомневающегося и безразличного к религии человека. Каждый из персонажей транслирует заданную тему, но по-своему. Это и есть органичная система!

Не нужно сначала придумывать главного героя, а затем всё строить вокруг него.

Сначала выбирается тема. Затем три, четыре, пять или больше персонажей (четыре лучше подходит для составления четырёхсторонней оппозиции). Каждому из действующих лиц даётся своя точка зрения на главную тему произведения.

Читать:

Как создать четырёхсторонний конфликт?

Это и есть единая система, включающая ключевых персонажей. Дальше автор решает, с кем из них ему интереснее работать? В ком больше потенциал для развития?

В приведённом выше примере потенциал больше у человека, сомневающегося в существовании Бога. В нём легче всего проследить сдвиг характера (от сомнений к вере или, наоборот, к атеизму) и дать в конце моральный выбор. Это и будет главный герой. Исходя из этого сразу проявляются принципы антагонизма. Ему противостоит как верующий, так и атеист. А союзником может стать лицо с индифферентными взглядами на религию.

А если «плясать» от главного героя искусственно, выбирая его без учёта темы, всё будет выстраиваться автором интуитивно и ситуативно – чаще плохо, как показывает практика.

Алгоритм построения системы:

  1. Рассмотреть систему из персонажей.
  2. Придать каждому из них индивидуальность.
  3. От системы перейти к ГГ и проработать его.
  4. Прояснить образ противника.
  5. Использовать всех персонажей для разворачивания конфликта.

О сюжетных функциях

А начинать проработку системы нужно с понятия «сюжетные функции».

У каждого персонажа в сюжете/произведении помимо характера, взгляда на главную тему есть чёткая и понятная функция. То есть, как именно он будет помогать сюжетной махине выстраиваться в логичную схему.

Таких функций шесть (по другим источникам четыре: антагонист, союзник, главный герой, любовник):

  1. Герой.
  2. Противник.
  3. Союзник.
  4. Мнимый союзник.
  5. Мнимый противник.
  6. Герой второго плана.

Проблема главного героя (ГГ) всегда находится в центре внимания. Пытаясь решить её, исправить свои недостатки, он двигает сюжет вперёд.

Идеальная схема выглядит так:

  • У ГГ есть какая-то цель, стремление к ней, мотив.
  • Но слабости и недостатки мешают ему к этой цели прийти.

Противник – человек, больше других препятствующий ГГ идти к поставленной цели. Он может быть неявным. Или действующим из лучших побуждений.

На заметку: не нужно делать так, чтобы противник просто мешал! Идеальный вариант противостояния – это одинаковые с ГГ устремления. То есть, конфликт интересов, постоянный, напряжённый и непрекращающийся.

Взаимоотношения героя и антагониста всегда выводятся на первый уровень в сюжете.

Основное заблуждение в этой сюжетной линии – явная ненависть главного персонажа к противнику. Хотя это встречается в классической литературе, нужно отметить, что у классиков в начале произведения ГГ не испытывает ненависти, как и антагонист. Их взаимоотношения (и взаимная неприязнь) развиваются постепенно, по мере нарастания конфликта. Антагонист «давит» на основной недостаток ГГ.

Иногда в одном персонаже сочетается и союзник, и противник.

Союзник – тот, кто помогает главному персонажу. Обычно он имеет те же ценности и взгляды, но гипертрофированные или подчёркивающие недостатки ГГ (здесь бывает по-разному). У него есть собственные интересы, но цель с ГГ примерно одна и та же. Это важный момент.

Мнимый союзник – персонаж, который пытается показаться другом, но на самом деле противостоит ГГ. Его присутствие придаёт конфликту напряжённости. И самое главное – это приводит к интересным сюжетным поворотам. Узнать, что друг ГГ на всём протяжении романа на самом деле был врагом для читателя большая неожиданность.

Мнимый союзник всегда находится между ГГ и антагонистом (чаще всего работает на антагониста). Но контактируя с ГГ он постепенно проникается к нему сочувствием, что приводит в конце к сложному моральному выбору: встать на сторону героя или выбрать противника. Это будет ещё один сдвиг характера в произведении помимо трансформации характера главного героя, что позитивно воспринимается читателями.

Мнимый противник – лицо, сражающееся против, но на деле пытающее помочь ГГ. Это более сложная типология, чем мнимый союзник. Он всегда находится в открытой конфронтации. Однако действует на благо ГГ.

Герой второго плана – не одно и то же, что ГГ второй сюжетной линии! Это персонаж, прописанный на методе сравнения с ГГ (у них схожие жизненные ситуации, цели, взгляды на проблему). Его функция – выделить ключевые особенности ГГ за счет сравнения двух сюжетных линий, углубить характер героя.

Несколько героев

Если есть несколько параллельных сюжетных линий, например, две (что встречается чаще всего) для них выстраивается своя система образов персонажей, со своими антагонистом и ГГ, союзниками.

В рамках каждой сюжетной линии в начале мы видим только одного героя. Эти линии могут пересекаться, а герои взаимодействовать. В этом случае бывает трудно выделить, кто из них действительно главный. Затем линии вновь расходятся и ГГ снова действуют поодиночке, в рамках своей сюжетной линии, то есть, в произведении присутствует сразу два ГГ.

Несколько сюжетных линий вводится в произведение для того, чтобы обсудить не одну проблему, а две или три. Например, в одной линии обсуждаются общественные устои, насколько они моральны или аморальны. А в другой речи об обществе вообще не идёт, но зато показана жизнь отдельных людей или семей с их проблемами, взглядами, желаниями.

Добавить комментарий