СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО БИОХИМИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
ЗАДАЧА №1 У лиц, длительное время употребляющих этанол, развивается цирроз печени и появляются отеки.
1.Какова причина развития отеков?
2.Какие функции выполняют альбумины?
3.Что такое домены и какова их роль в формировании белков?
4.Какие методы используются для определения альбуминов?
5.Как меняется соотношение белковых фракций крови при разных заболеваниях?
Эталон ответа
1.При циррозе печени нарушается ее блокинезирующая функция, вследствие чего в крови снижается содержание альбуминов. Вода, которая в норме связывается с альбуминами, задерживается в тканях, что приводит к развитию отеков.
2.Альбумины: 1)регулируют онкотическое давление в крови и осмотическое давление в тканях
2)осуществляют транспортную функцию, перенося в крови свободные жирные кислоты, билирубин, Са2+, лекарственные вещества
3)связывают ионы металлов с переменной валентоностью (Zn, Cu, Fe), препятствуя тем самым образованию активных форм О2.
3.Доменами называются структурно и функционально обособленные участки белковой молекулы. Многие белки имеют домены, для выполнения определенных функций (альбумины, фибронектин, ламинин и др.)
4.Широко используются колориметрический метод с биуретовым реактивом.
5.При остром воспалении -глобулины повышаются, а при иммунодефиците
–снижаются. Альбумины понижаются при циррозе печени,
гломерулонефритах, голодании. – и -глобулины увеличиваются при атеросклерозе, ишемической болезни сердца и других видах патологии.
ЗАДАЧА №2 Кофеин повышает секрецию соляной кислоты обкладочными клетками слизистой оболочки желудка.
1.Какова биологическая роль HCl?
2.Откуда поступают ионы для образования HCl в обкладочных клетках желудка?
3.Каким образом происходит регуляция синтеза HCl?
4.Какой механизм обеспечивает передачу сигнала, активирующего синтез
HCl?
5.Какой фермен инактивирует вторичный посредник?
Эталон ответа
1.HCl выполняет в организме следующие функции: 1) осуществляет превращение пепсиногена в активный пепсин; 2) создает рН опт. Для действия пепсина (1,5-2,0); 3) осуществляет денатурацию пищевых белков,
подготавливая субстраты для действия пепсина; 4) осуществляет антибактериальную защиту содержимого желудка; 5) способствует всасыванию железа и витамина В12, способствуя гемопоэзу; 6) стимулирует выработку энтероцитами гормонов, регулирующих процессы пищеварения
2.Ионы хлора поступают из плазмы крови в обмен на бикарбонат, а протоны образуются в результате карбоангидразной реакции при диссоциации угольной кислоты.
3.Синтез HCl в желудке активируется гистамином по аденилатциклазному механизму
4.Активация карбоангидразы осуществляется путем фосфорилирования карбоангидразы под действием активированной цАМФ протеинкиназы
5.Фосфодиэстераза
ЗАДАЧА №3 У больного врожденная гемолитическая анемия, обусловленная высоким содержанием активных форм кислорода.
1.Какие активные формы кислорода вы знаете?
2.Какой процесс в биомембранах активируется активными формами кислорода?
3.Приведите реакцию, которую катализирует супероксиддисмутаза?
4.Приведите реакцию, которую катализирует глутатионпероксидаза?
5.Какой процесс поставляет НАДФН для восстановления глутатиона?
Эталон ответа.
1.В результате одноэлектронного восстановления кислорода образуются высокореакционные свободные радикалы: – супероксидный анион радикал, – гидроксильный радикал
2.Активные формы кислорода инициируют в мембранах процессы ПОЛ
3.О2– + О2– + 2Н+ Н2О2 + О2
4.Н2О2 + 2GSH 2Н2О + GSSG
5.Пентозофосфатный путь окисления глюкозы
ЗАДАЧА №4 У новорожденных детей в области шеи и верхней части спины имеется особая
жировая ткань (бурый жир), содержащая большое количество митохондрий. Коэффициент Р/О ‹ 1.
1.Назовите комплексы цепи переноса электронов в митохондриях.
2.Что такое трансмембранный электрохимический потенциал?
3.Какой процесс называется окислительным фосфорилированием?
4.Что такое коэффициент Р/О, его максимальное значение?
5.Какой разобщитель присутствует в митохондриях бурой жировой ткани?
Эталон ответа.
1.В дыхательной цепи присутствуют 4 комплекса цепи переноса электронов: 1 – НАДН – убихинонредуктаза 2 – сукцинат-убихинонредуктаза
3 – убихинон-цитохром С редуктаза
4 – цитохромоксидаза.
2.Трансмембранный электрохимический потенциал ионов водорода ( Н+) формируется в результате накопления протонов в межмембранном пространстве митохондрий в ходе функционирования цепи переноса электронов. Н+ = + рН, где – электрический компонент, рН – химический компонент
3.Окислительным фосфорилированием называется процесс образования АТФ при участии F0, F1 – АТФ-синтазы, сопряженный с окислительновосстановительнымит реакциями цепи переноса электронов
4.Р/О 3. Это коэффициент сопряжения, показывающий количество синтезированного АТФ отнесенное к количеству потребленного кислорода
5.В митохондриях бурой жировой ткани локализуется белок-разобщитель термогенин
ЗАДАЧА № 5.
У работника птицефабрики, употреблявшего в пищу ежедневно 5 и более сырых яиц, появилась вялость, сонливость, боли в мышцах, выпадение волос, себорея.
1.С дефицитом какого витамина связано данное состояние?
2.Как называется кофермент, содержащий данный витамин?
3.Почему опасно употреблять сырые яйца?
4.Какова биологическая роль данного витамина?
5.Приведите примеры реакций с участием кофермента данного соединения.
Эталон ответа.
1.Недостаток витамина Н (биотина).
2.Карбоксибиотин, соединенный с остатком лизина в белке.
3.В сыром яичном белке содержится гликопротеин авидин, который образует с биотином нерастворимый комплекс, препятствуя его всасыванию.
4.Биоцитин участвует в реакциях карбоксилирования как источник активной формы СО2.
СН3 СО2 |
АТФ АДФ+ Фн СН2–СОО– |
С=О |
С=О |
пируваткарбоксилаза
СОО– |
СОО– |
пируват |
оксалоацетат |
ЗАДАЧА № 6.
У крыс, находящихся длительное время на синтетическом рационе, прекратился рост, понизилась масса тела, стали выпадать волосы. На вскрытии выявлены дистрофические изменения в надпочечниках, сердце, почках.
1.С дефицитом какого витамина связано данное состояние?
2.Как называется кофермент, содержащий данный витамин?
3.Что входит в состав данного кофермента?
4.Каким образом данный кофермент выполняет интегральную роль, т.е. связывает все виды обменов?
5.Приведите пример реакции с участием данного кофермента.
Эталон ответа.
1.Недостаток пантотеновой кислоты.
2.Коэнзим А (HSКоА).
3.Тиоэтиламин, пантотеновая кислота и 3’-фосфоаденозин-5’-дифосфат
4.Коэнзим А участвует в активации ацильных радикалов. При – окислении жирных кислот, в декарбоксилировании пирувата. Все эти процессы ведут к образованию ацетил-КоА, который вступает в ЦЦК, где сгорает до СО2 и водородов, которые поступают в ЦТЭ, где образуется эндогенная Н2О и АТФ. Ацетил-КоА и пируват – центральные метаболиты обмена липидов, белков и углеводов.
R |
HSKoA АТФ АДФ+ Фн |
R |
С=О |
С=О |
|
ацилКоА-синтетаза |
||
ОH |
SKoA |
|
ацил |
ацилКоА |
ЗАДАЧА №7.
У ребенка младшего возратса с нормальным развитием появилась стойкая диарея, рвота, боли в животе после приема пищи. Исключение из рациона молока не дало положительного результата. После нагрузки сахарозой уровень глюкозы в крови повышался незначительно.
1.В чем причина наблюдаемых симптомов?
2.К какой группе углеводов относится сахароза? Состав сахарозы; укажите тип связи.
3.Напишите уравнение реакции, катализируемой дефектным ферментом.
4.Опишите механизм всасывания углеводов в кишечнике.
5.Изменится ли клиническая картина, если вместо сахарозной нагрузки использовать нагрузку глюкозой или фруктозой?
Эталон ответа.
1.Наследственная недостаточность сахаразо-изомальтазного комплекса.
2.Дисахарид, состоящий из -D-глюкозы и -D-фруктозы; (1 2) гликозидная связь.
3.сахароза + Н2О фруктоза + глюкоза
4.Глюкоза всасывается путем вторично активного транспорта вместе с ионами Na+ с участием белка-переносчика против градиента концентрации. Фруктоза всасывается с помощью белка-переносчика, т.е. облегченной диффузией.
5.Больные дети с наследственной недостаточностью сахаразоизомальтазного комплекса хорошо переносят глюкозу и фруктозу; при этом не наблюдается расстройство кишечника.
ЗАДАЧА №8
Вклинической практике барбитураты применяют в качестве снотворных средств.
1.Объясните биохимический механизм действия барбитуратов
2.Как связаны барбитураты с ЦТЭ
3.Какие еще вещества действуют на ЦТЭ подобным образом?
4.Опишите мишень воздействия барбитуратов в ЦПЭ.
5.Как связать процесс, который блокируют барбитураты, с ЦТК?
Эталон ответа
1.Барбитураты – ингибиторы ЦТЭ
2.Барбитураты являются ингибиторами ЦТЭ, 1 комплекса
3.Большие дозы прогестерона, ротенон ингибируют 1 комплекс, малонат – 2 комплекс, цианиды – 4 комплекс, олигомицин – 5 комплекс.
4.1 комплекс НАДН – убихинон-оксидоредуктаза. Содержит ФМН и FeS (железосодержащие белки). Окисляет НАДН Н+, направляя электроны на коэнзим Q (убихинон), а в ММП (межмембранное пространство) – 4 Н+
5.ЦТК поставляет в ЦТЭ восстановленные эквиваленты, НАДН Н+ и ФАД Н2.
ЗАДАЧА №9
При отсутствии в диете свежих овощей и фруктов у пациента наблюдаются повышенная утомляемость, подверженность инфекционным заболеваниям, кровоточивость десен.
1.Назовите заболевание, для которого характерны данные признаки
2.Назовите витамин, с недостаточностью связано данное заболевание
3.Какова биологическая роль данного витамина?
4.Почему при данном авитаминозе проявляются перечисленные симптомы?
5.Приведите примеры реакций, где участвует данный витамин
Эталоны ответов
1.Заболевание цинга
2.Гиповитаминоз витамина С (аскорбиновой кислоты)
3.Аскорбиновая кислота участвует в реакциях гидроксилирования (синтез коллагена, синтез гормонов мозгового и коркового слоев надпочечников) и во многих других окислительно-восстановительных реакциях, аскорбат является антиоксидантом
4.При недостатке овощей и фруктов, которые богаты аскорбатом, нарушается созревание коллагена, который обеспечивает организм на 30%. Из них 50% коллагена идет на построение скелета, 40% – соединительной ткани и кожи, а 10% – внутренние органы. Пародонт на 80 – 90% состоит из коллагена,
отсюда кровоточивость десен. А нарушение синтеза гормонов коры надпочечников ведет к снижению сопротивляемости организма.
5.
2оксоглу О2 |
глу |
СО2 |
|
коллаген |
Fe2+ |
коллаген |
|
незрелый |
пролилгидроксилаза |
зрелый |
|
про |
(аскорбат) |
о – про |
ЗАДАЧА №10
Пациент жалуется на понижение температуры тела, увеличение массы тела, вялость, сонливость. В плазме крови снижено количество Т4 и Т3.
1.Назовите патологию, для которой характерны данные признаки
2.Как изменяются биохимические показатели крови и мочи при данной патологии?
3.Каков биологический эффект Т4 и Т3?
4.Объясните механизм действия Т4 и Т3
5.Объясните, в чем разница в недостаточности Т4 и Т3 в детском и взрослом возрасте
Эталон ответа
1.Микседема (слизистый отек)
2.В крови снижается количество гормона тироксина Т4 и Т3, снижается потребление кислорода, тормозится работа ЦТЭ, снижается количество АТФ
3.Гормоны Т4 и Т3 – йодсодержащие гормоны щитовидной железы, производные тироксина. Связываясь с рецепторами внутри клетки, тироксин увеличивает потребление О2, ускоряет процессы биосинтеза белков, усиливает рост и дифференцировку клеток
4.Гормоны Т4 и Т3 связываются с внутриклеточным рецептором, образуя гормон-рецеторный комплекс, затем деспирализующих ДНК, и влияниют на процессы транскрипции и трансляции определенных генов.
5.При недостатке Т4 и Т3 в детстве возникает кретинизм (уродливое строение тела, умственная отсталость) – это связано с нарушением процесса дифференцировки тканей. У взрослых – микседема (вялость, сонливость, отечность, снижение температуры тела) – это связано с понижением потребления О2 и замедлении обменных процессов
Соседние файлы в предмете Биохимия
- #
- #
09.02.20152.14 Mб125Обмен аминокислот. Шпаргалка.doc
- #
- #
- #
- #
- #
23.05.20153.27 Кб195Тестовая книжка по биоорганической химии.pdf
- #
- #
- #
- #
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА – КАЧЕСТВЕННЫЙ
СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ
ПО БИОХИМИИ Тухметова Ж.К.1, Бурдельная Е.В.2
1Тухметова Жанар Кабдульмаликовна – кандидат химических наук, ассоциированный профессор;
2Бурдельная Елена Вячеславовна – кандидат химических наук, ассоциированный профессор, кафедра биологической химии, Карагандинский медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: биохимия достаточно сложная наука для освоения студентами, поэтому очень важно найти возможность помочь им в понимании материала. Ситуационная задача – это тот инструмент, который способен обобщить полученные знания, сформировать умения, и подготовить студентов к будущей профессии. На нашей кафедре разработаны и активно используются ситуационные задачи, способные развить познавательную активность студентов, стимулировать их
самостоятельность и инициативность. Ключевые слова: биохимия, активные методы обучения, ситуационные задачи.
DOI: 10.24411/2542-081Х-2020-11601
В настоящее время сформировалось устойчивое понимание того, что качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше качества полученного медицинского образования [1]. Этот тезис является главным во Всемирном стандарте WFME по повышению качества медицинского образования, который определяет научные и этические подходы к медицинскому образованию и разрабатывает новые методы обучения.
Чтобы достичь высокой квалификации врачей, а особенно их глубоких пониманий теоретических основ процессов организма система высшего медицинского образования требует в настоящее время увеличения доли самостоятельной работы студентов, внедрения современных информационных технологий обучения, изменения контроля и оценки знаний студентов [2].
Что же предпринимается для этого? На кафедре биологической химии медицинского университета Караганды налажен качественный процесс по внедрению более самостоятельной работы студентов в такой не простой науке как биохимия. Согласно медицинскому стандарту образования студенты 2 и 3 курсов специальности «Общая медицина» изучают дисциплины «Метаболизм и энергия» и блок «Биохимия» в модуле «Патология органов и систем».
Биохимия сложна для освоения студентами по двум причинам: это химические формулы, требующие запоминания и сложность понимания молекулярных механизмов биохимических процессов. В связи с этим, одним из необходимых условий повышения результативности обучения дисциплины, является развитие познавательной активности студентов, которая стимулирует их самостоятельность и инициативность, направленные на овладение знаниями.
С целью улучшения усвоения материала таких сложных разделов, как гормональная регуляция, биохимия органов и тканей, используются разработанные коллективом кафедры, ситуационные задачи, как один из способов интерактивного обучения. Результатом решения таких задач является получение знаний, формирование умений, клинического мышления и готовности студентов к профессиональным видам деятельности. Данные задачи повышают мотивацию и вовлеченность студентов в решение обсуждаемых проблем, им становиться интересно и они уже сейчас могут почувствовать себя врачами. Это дает мощный толчок к последующей поисковой активности, и побуждает их к
конкретным действиям, в результате процесс обучения становится более сознательным.
Решение ситуационных задач развивает у студентов такие важные умения как анализировать и систематизировать учебный материал; интегрировать клинические симптомы и данные дополнительного исследования для построения предварительного диагноза и алгоритма профессиональных действий; аргументировать и высказывать свою точку зрения; выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения; работать в команде; подготовить презентацию и выступить перед аудиторией.
Что же выделяет ситуационную задачу перед другими видами опроса результата обучения? Этой особенностью является, во-первых, более четкая постановка конкретной задачи, как с качественной, так и с количественной точки зрения; во-вторых, анализ реальных данных конкретной ситуации при недостатке исходной информации и в-третьих многовариантность возможных решений [3, 4].
Ситуационная задача, может быть представлена как в устной так и в письменной форме:
– задача по узнаванию, расшифровке и анализу данных лабораторных исследований в норме и при патологии;
– логическая задача, ответ на которую строится на основе теоретических знаний по дисциплине (например: что будет, если…);
– проблемная задача, где задается определенная проблема или клиническая ситуация, которую требуется оценить и объяснить;
– клиническая задача, в которой дается медицинская информация о пациенте, позволяющая выяснить логику клинического мышления студента и установить степень готовности к осуществлению профессиональной деятельности [3].
В зависимости от способа организации работы по выполнению ситуационных задач возможно индивидуальное и групповое решение. В случае организации работы в группах каждая подгруппа работает над поставленными
задачами, и в ходе обмена мнениями ищет оптимальные варианты ответов. Студенты решают задачи, которые максимально приближены к реальным. Задачи должны достоверно отображать тип проблем, с которыми студенты могут столкнуться на рабочем месте или которые являются базой для следующего этапа обучения. Роль преподавателя в этом занятии – наблюдать за работой групп, отвечать на возникшие вопросы, напоминать о необходимости соблюдать регламент работы. В ходе работы представители групп по очереди выступают с сообщениями о результатах коллективного труда над ситуацией, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают предполагаемый вариант решения. При выступлении представителей от групп организуется дискуссия, при этом каждая последующая группа должна иметь возможность обсудить точки зрения предыдущих групп и сопоставить их со своими вариантами решения ситуационных задач. Подводится итог
коллективной работы над ситуацией и выдвигается единое решения данной задачи.
Примером данной работы может послужить ситуационная задача, в которой может быть предположено 3 механизма развития болезни:
Задача: К семейному врачу обратилась женщина 55 лет с жалобой на боль и чувство тяжести в правом подреберье. Пациентка отметила также, что в последнее время ее беспокоит периодичный кожный зуд и тошнота, цвет кожи земляного оттенка. Пациентка повышенного питания. Из анамнеза известно, что пациентка долгое время работала химиком на производстве органических растворителей. Врач направил больную в биохимическую лабораторию, где врач-лаборант отметил, что при выдерживании в холодильнике плазма равномерно мутная и опалесцирует.
* Вопросы:
* 1. Почему сыворотка крови пациентки опалесцирует?
*2. Предположите, что происходит с пациенткой? Укажите все патологические процессы, которые могут обуславливать ее состояние.
*3. Укажите биохимические механизмы развития этих патологических процессов у пациентки?
Студенты делятся на три подгруппы, и каждая решая и анализируя задачу выдает свой биохимический механизм, обуславливающий состояние пациента. Это может быть: 1. ожирение и атеросклероз; 2. стеатоз, благодаря длительной работе пациентки на химическом заводе и 3. желчекаменная болезнь. Обсуждение в группах проходит именно так, как описано выше. И в итоге делается вывод общий для пациентки. Группы работают слаженно и организованно, обеспечивают индивидуальную и командную ответственность за эффективность процесса обучения, неготовность студента, отразится на оценках всех студентов группы и это понимают все, поэтому и готовность к занятию увеличивается.
Преподаватель на данном занятии играет несколько важных ролей: он и наставник и слушатель и оценщик. В его обязанности входит несколько задач: знакомство студентов с алгоритмом решения ситуационных задач и критериями оценки; оказание студенту необходимой помощи в виде консультирования по использованию учебной литературы, таблиц, схем и т.д.; распределение студентов по группам; создание на занятии деловой и доброжелательной обстановки; организация презентации решения ситуационной задачи в группах; организация общей дискуссии; анализ и оценивание ответов студентов.
В данном занятии очень важна подготовка учащегося по теме, а также он должен помнить основные действия, которыми он будет руководствоваться при работе с ситуационной задачей:
> уяснение сути задания;
> групповое обсуждение задачи (в случае групповой формы решения);
> разработка вариантов для принятия решения;
> оценка и прогноз вариантов решения;
> письменная или устная презентация решения ситуационной задачи;
> участие в общей дискуссии; получение оценки.
Практика в использовании данных задач в биохимии показала, что студенты очень ответственно подходят к подготовке данного занятия и в результате решения поставленной задачи ко всем приходит осознание данной темы и биохимических понятий. На занятии выставляются оценки, учитывая:
> полноту знания учебного материала по теме занятия (модуля);
> логичность изложения материала;
> аргументированность ответа, уровень самостоятельного мышления;
> умение соотносить теоретические положения с практикой, будущей профессиональной деятельностью.
Практикующие нами ситуационные задачи носят практикоориентированный и командноориентированный характеры. Они позволяют осваивать алгоритм решения последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез -оценка. Такой постоянный практикующий опыт приближает студентов к реальной жизненной ситуации и помогает в будущем не растеряться в решении полученной проблемы [5].
Таким образом, мы пришли к выводу, что использование ситуационных задач в биохимии, позволяет развить процесс понимания, усвоения и креативного применения теоретических знаний при решении практических задач. Совместная дискуссия студента и преподавателя в ходе обсуждения ситуационных задач обеспечивает более углубленное изучение дисциплины биохимии, а также позволяет преподавателю проверить уровень усвоения студентом теоретического материала. Данный вид обучения санкционирует индивидуальность, что является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей будущего врача. Нами отмечено, что при регулярном применении данного обучения у студентов формируются и укрепляются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение, и устанавливаются
доверительные отношения с преподавателем, а самое главное
учащимся интересно на таком занятии!
Список литературы
1. Куличенко В.П., Блашенцева С.А. Качество медицинского образования как основа развития отрасли здравоохранения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. Т. 12. № 3 (2). С. 310-315.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
3. Васильева Е.Ю., Массар Ж., Енина .В. и др. Стандарты контроля качества обучения в медицинском вузе: учебное пособие. Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2012. 283 с.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 191 с.
5. Корочанская С.П., Хвостова Т.В., БрещенкоЕ.Е., Волкова Н.К. Использование ситуационных задач по биохимии как метод совершенствования обучения студентов педиатрического факультета // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №4. С. 138-139.
Ситуационные задачи
В данном разделе представлена WEB-версия учебного пособия, содержащего ситуационные и иные задачи по разным разделам биохимии. В WEB-версию вошли задачи учебного пособия, изданного на кафедре биохимии ТМИ в 1985 году и составленные позже, взятые из свободных источников и созданные после издания данного пособия.
О.А.Тимин, Т.С.Федорова, Е.А.Степовая, О.Л.Носарева, Е.В.Шахристова. Сборник ситуационныж задач по биохимии: учебное пособие. – Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2016. – 166 с.
Задачи составлены в соответствии с ФГОС-3+ для специальностей 31.05.01 – Лечебное дело и 31.05.02 – Педиатрия и систематизированы по разделам. Содержание задач имеет медицинскую направленность в пределах, доступных для студента 2-го курса медицинского вуза. В них предлагается проанализировать характер процессов обмена веществ у здорового человека и их особенности в конкретных ситуациях при некоторых патологических состояниях и воздействии различных факторов (нарушения питания, физические нагрузки и др.). В прилагаемых ответах дана характеристика состояния метаболизма, реакции нейроэндокринной регуляции в этих ситуациях, перечислены и обоснованы методы их биохимической диагностики и коррекции, приведены необходимые расчеты. Задачи имеют цель повысить интерес студента к биохимии, дать возможность самостоятельно, на конкретных примерах определить особенности обмена веществ у здорового человека и при патологиях.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Биохимия: учебник / под ред. Е.С.Северина. – М., ГЭОТАР-Мед, 2009. – 768 с.
Дополнительная литература:
1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 2008. – 704 с.
2. Николаев А.Я. Биологическая химия. – Мед.информ.агентство, 2004. – 568 с.
3. Ситуационные задачи по биохимии [текст] : учебно-методическое пособие / ред. профессор Н.А.Удинцев. – Томск: Красное знамя, 1985. – 88 с.
4. Ленинджер А. Основы биохимии (в 3-х томах). – М.: Мир, 1985.
5. Марри Р., Греннер Д., Мейес П. И др. Биохимия человека. В 2 томах. – М.: Мир, 1993.