Как составить сканворд по биологии

Кроссворд «Неживая
и живая природа»

Кроссворд «Неживая и живая природа»

1. Все изменения, происходящие в
природе.

2. Природа, к которой относятся
такие объекты как: растения, грибы, животные, человек.

3. Источник тепла и света для всего
живого на Земле.

4. Явления природы, связанные со
сменой времён года.

5. Природа, к которой относятся
такие объекты как: Солнце, звёзды, воздух, вода, камни.

6. Прибор для измерения
температуры.

Кроссворд «Какие
бывают растения»

Кроссворд «Какие бывают растения»

1. Лиственный кустарник.

2. Растения, у которых листья в
виде пластинок.

3. Растения, у которых от корня
отходит один толстый стебель.

4. Толстый стебель у дерева.

5. Хвойный кустарник.

6. Растения. у которых листья в
виде иголок.

7. Листья хвойных деревьев.

8. Травянистые растения, у которых
стебли мягкие и сочные.

Кроссворд «Какие
бывают животные»

Кроссворд «Какие бывают животные»

1. Группа животных, к которым
принадлежат змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы.

2. Животные, тело которых покрыто
шерстью и выкармливают они детёнышей молоком.

3. Животные с шестью ногами.

4. Группа животных, к которым
относятся лягушки и жабы.

5. Животные, тело которых покрыто
перьями.

6. Водные животные, тело которых
покрыто чешуёй.

7. Звери или …

Кроссворд «В гости
к зиме»

Кроссворд «В гости к зиме»

1. Снегопад при сильном ветре.

2. Время года, когда солнце
поднимается в небе невысоко, а дни становятся короткие.

3. Пушистая снежная бахрома на
деревьях.

4. Зимнее явление в неживой
природе, когда снег подтаивает, становится влажным и легко лепится.

5. Снег, падающий на землю в безветренные
дни спокойно, медленно.

Кроссворд
«Строение тела человека»

Кроссворд «Строение тела человека»

1. Внутренний орган человека. Он выделяет
кислый сок, способный переваривать большую часть пищи.

2. Помогает переваривать пищу в
кишечнике.

3. Часть тела человека.

4. Его длина почти восемь метров.

5. Нижняя конечность.

6. Верхняя конечность.

7. Внутренний орган человека.
Плотный мускулистый мешок.

Кроссворд
«Посмотри вокруг»

Кроссворд «Посмотри вокруг»

1. Граница горизонта, где небо как
бы сходится с земной поверхностью.

2. Земная поверхность, которую мы
видим вокруг себя.

3. Самое близкое окружение
человека.

4. История семьи в нескольких
поколениях.

5. Прибор для определения сторон
горизонта.

6. Одна из основных сторон
горизонта.

Кроссворд «Форма
земной поверхности»

Кроссворд «Форма земной поверхности»

1. Низкие места на равнинах.

2. Цвет, обозначающий на карте низменности.

3. Широкий разлив реки из берегов.

4. Время года, когда солнце
поднимается в небе высоко, а дни становятся длиннее.

5. Высокие места на равнинах.

6. Цвет, обозначающий на карте
возвышенности.

7. Весеннее явление, когда льдины,
по реке, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваясь и
разбиваясь.

8. Что обозначают на географической
карте зелёным и жёлтым цветом?

9. Что обозначают на географической
карте голубым цветом?

10. Что обозначают на
географической карте коричневым цветом?

Кроссворд
«Разнообразие природы»

Кроссворд «Разнообразие природы»

1. Увеличительный прибор.

2. Крошечные организмы.

3. Большая группа живых организмов.

4. Одно из царств живой природы.

5. Важнейшее условие жизни
человека.

6. Наука, изучающая живую природу.

7. Существа, которые дышат, растут,
питаются, развиваются, приносят потомство.

Кроссворд
«Общество»

Кроссворд «Общество»

1. Глава монархического
государства.

2. Один из символов государства.

3. Один из символов государства.

4. Государственный язык в России.

5. Они изображены на политической
карте мира.

6. Глава Российского государства.

7. Часть общества, к которому ты
принадлежишь.

8. Человеческое общество.

9. Человек какого-либо государства.

10. Маленькая часть общества.

11. Один из символов государства.

Кроссворд «Состав
и свойства воздуха»

Кроссворд «Состав и свойства воздуха»

1. Газ, который выделяют из
организма живые существа.

2. Воздух плохо проводит …

3. Воздух при нагревании …

4. Одно из свойств воздуха.

5. Воздух при охлаждении …

6. Газ, который поглощают из
воздуха живые существа.

7. Чистый воздух этого не имеет.

8. Одно из свойств воздуха.

9. Смесь газов.

Кроссворд «Вода.
Свойства воды»

Кроссворд «Вода. Свойства воды»

1. Высоко над землёй они образуются
из капелек и льдинок.

2. Процесс, когда вода испаряется с
поверхности земли, образует облака, затем в виде дождя или снега возвращается
на землю.

3. Вода в твёрдом состоянии.

4. Состояние воды в виде пара.

5. Вещество, входящее в состав
любого организма.

Кроссворд «Камни.
Почва»

Кроссворд «Камни. Почва»

1. Русский учёный создавший науку
почвоведение.

2. Он придаёт почве тёмный цвет.

3. Питательные вещества, без
которых растения не могут жить.

4. В почве она тоже есть.

5. Наука о почвах.

6. Они тоже твёрдые тела.

7. Главное свойство почвы.

8. Верхний плодородный слой земли.

9. Соль, оставшаяся на стекле после
испарения воды.

10. Одно из газообразных веществ,
содержащееся в почве.

Кроссворд
«Разнообразие растений»

Кроссворд «Разнообразие растений»

1. Растения, у которых есть цветки
и плоды.

2. Растения – жители воды.

3. Наука о растениях.

4. Растения, у которых вместо
листьев – хвоинки.

5. Растёт на влажных местах. Имеет
стебли и листья, но у него не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

6. Его легко узнать по красивым
листьям, похожих на большие перья. Есть корни и стебли, но цветков, плодов и
семян не имеет.

7. Зелёная «одежда» Земли.

Кроссворд
«Разнообразие животных №2»

Кроссворд «Разнообразие животных №2»

1. Животные, тело которых покрыто
сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем.

2. Животные, тело которых покрыто
перьями.

3. Животные, тело которых покрыто
шерстью. Своих детей они вскармливают молоком.

4. Группа животных, у которых шесть
ног.

5. Животные, у которых кожа голая,
нежная. Часть жизни они проводят на суше, а часть – в воде, за что и получили
своё название.

6. Водные животные, тело которых
покрыто чешуёй.

Кроссворд «Кто что
ест?»

Кроссворд «Кто что ест?»

1. Животные, которые едят
насекомых.

2. Животные, которые едят и
животную, и растительную пищу.

3. Эти «цепи» начинаются с
растений.

4. У ежа замечательная защита – …

5. Насекомые, которые поедают
других насекомых.

6. У зайца быстрые …

7. Животные, питающиеся растительной
пищей.

Кроссворд «Размножение
и развитие животных»

Кроссворд «Размножение и развитие животных»

1. Из куколки появляется взрослая

2. Неподвижная гусеница.

3. Яйцо рыбы.

4. Личинки бабочки-крапивницы.

5. У этих насекомых нет куколок.

Кроссворд «В
царстве грибов»

Кроссворд «В царстве грибов»

1 Смертельно ядовитый гриб.

2. Видимая часть гриба в лесу.

3. Удивительный организм, состоящий
из гриба и водоросли.

4. Подземная часть гриба.

5. Видимая часть гриба в лесу.

Кроссворд «Органы
чувств»

Кроссворд «Органы чувств»

1. Орган осязания.

2. Способность человека чувствовать
запахи.

3. Орган обоняния.

4. Орган зрения.

5. Орган вкуса.

6. Орган слуха.

Кроссворд «Наше
питание»

Кроссворд «Наше питание»

1. Их много в овощах и фруктах.

2. Вещества, которые служат
основным «строительным материалом» для тела человека.

3. Они обеспечивают организм
энергией, а также служат «строительным материалом» тела.

4. Главный поставщик энергии для
нашего тела.

Кроссворд
«Вселенная»

Кроссворд «Вселенная»

1. Небесные тела, вращающиеся
вокруг Солнца.

2. Как в древности называли
астрономов?

3. Необъятное пространство со
звездами, планетами и другими небесными телами.

4. Название нашей планеты.

5. Наука о небесных или космических
телах.

6. Звезда, вокруг которой вращаются
десять планет, среди которых наша планета.

Кроссворд
«Планеты»

Кроссворд «Планеты»

1. Естественный спутник Земли.

2. Первая от Солнца планета.

3. Планета, названная именем
морского царя.

4. Планета, имеющая 30 спутников и
хорошо заметные кольца, состоящие из камней и глыб вращающихся вокруг её.

5. Планета, с двумя спутниками.

6. Вторая планета от Солнца.

7. Планета, имеющая один
естественный спутник.

8. Самая маленькая планета от
Солнца.

9. Самая большая планета, масса
которой в 318 раз больше нашей.

Кроссворд «Лес и
человек»

Кроссворд «Лес и человек»

1. Ночная хищная птица, занесённая
в Красную книгу России.

2. Дерево смешанного леса.

3. «Лёгкие нашей планеты».

4. Незаконный отстрел животных.

5. Дерево смешанного леса.

6. Растение, растущее на Дальнем
Востоке, занесённое в Красную книгу России.

7. Разновидность хвойного леса, где
в основном растут сосны.

8. Знаменитый зверь заповедника
расположенного на юге Московской области, на берегу Оки.

9. Эти особые вещества выделяют листья
многих деревьев, от которых погибают болезнетворные бактерии.

10. Чёрное пятно оставшееся после
костра в лесу и не зарастающее травой много лет.

11. Крупное лесное животное.

12. Что может произойти, если
оставить стеклянные банки, бутылки в лесу?

Кроссворд
«Животный мир»

Кроссворд «Животный мир»

1. Хищное насекомое, добыча
которого мухи.

2. Редкий крупный жук, прячущийся
под камнями.

3. Крупное животное, живущее в
лесах.

4. Птица, живущая на берегу моря
питающаяся рыбой.

5. Удивительной красоты бабочка.

6. Обитательница моря, обжигающая
человека словно крапивой.

7. Громко стрекочущее насекомое,
питающееся соком растений.

8. Диковинная рыбка, форма тела
напоминает швейную иголку.

9. Морская птица, питающаяся рыбой.

Кроссворд
«Водоёмы»

Кроссворд «Водоёмы»

1. Хранилища воды на Земле, которая
так необходима всему живому.

2. Естественный водоём планеты.

3. Искусственный водоём.

4. Естественный водоём.

5. Огромный естественный водоем на
Земле.

6. Искусственный водоём.

Кроссворд
«Подземные богатства №1»

Кроссворд «Подземные богатства №1»

1. Минерал, состоящий из зёрен
полевого шпата, кварца и слюды.

2. Особая разновидность известняка.
Им пишут на школьной доске, из него делают зубной порошок.

3. Прочный камень белого или серого
цвета, образовавшийся из остатков живых существ. Из него получают известь.

4. Свойство глины хорошо лепиться и
сохранять форму, которую ей придают.

5. Широко распространенная горная
порода, образованная при разрушении гранита.

6. Главное свойство гранита.

7. Важное свойство торфа.

8. Машина, работающая в карьере.

9. Её применяют для приготовления
строительных растворов.

10. Изделия из обожжённой глины.

11. Минерал, тёмно-коричневого
цвета, состоящий из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды.

Кроссворд «Жизнь
луга №1»

Кроссворд «Жизнь луга №1»

1. Со всех сторон на лугу доносится
стрекотание этих насекомых.

2. Природное сообщество.

3. Жуки, собирающие в свои норки
помёт животных, тем самым запасают пищу для себя и личинок.

4. Не яркая трава растущая на лугу.

5. Насекомое питающееся нектаром
цветков.

6. Насекомое-опылитель.

7. Насекомое-санитар, закапывающее
в почву мёртвых птиц и зверьков.

8. Луговое растение.

9. Соцветие этой луговой травки напоминает
лисий хвост.

Кроссворд «Жизнь
луга №2»

Кроссворд «Жизнь луга №2»

1.Гриб растущий на лугу.

2. Эта птичка постоянно потряхивает
хвостиком, за что и получила своё название.

3. Луговая птица бегающая по земле.

4. Земноводное питающееся
насекомыми.

5. За ними из леса прилетают совы
на луг.

6. Эту птичку ещё называют дергач.

7. Большая хищная птица прилетающая
на луг в поисках пищи.

8. Пресмыкающее, пищей которой
служат насекомые.

Кроссворд «Жизнь
пресного водоёма №1»

Кроссворд «Жизнь пресного водоёма №1»

1. Корни этого растения прикреплены
ко дну, а широкие листья плавают на поверхности водоёма.

2. В толще воды плавают
растительноядные личинки лягушек и жаб.

3. Микроскопические зеленые
растения.

4. Хищный жук.

5. Рыба, питающаяся растениями,
личинками насекомых.

6. Хищная рыба водоёма.

7. Корни этого растения прикреплены
ко дну, а широкие листья плавают на поверхности водоёма.

8. Хищный клоп, стремительно
бегающий по поверхности воды.

9. Растение, плавающее на поверхности
воды.

Кроссворд «Жизнь
пресного водоёма №2»

Кроссворд «Жизнь пресного водоёма №2»

1. Млекопитающее, живущее в
водоёме.

2. Моллюски, обитающие на дне
водоёма.

3. Млекопитающее, имеющее ценный
мех, живущее в водоёме.

4. Створки моллюска.

5. Корни этого растения прикреплены
ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой водоёма.

6. Корни этого растения прикреплены
ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой водоёма.

7. Растительноядная улитка.

8. Корни этого растения прикреплены
ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой водоёма.

9. Млекопитающее, живущее у воды.

10. Водоплавающая птица.

Кроссворд
«Полеводство»

Кроссворд «Полеводство»

1. В южных районах нашей страны,
эту зерновую культуру выращивают на зерно, а в более северных районах – из неё
получают силос.

2. Из муки этой культуры пекут
ржаной хлеб.

3. Полевая культура, из семян
которой получают подсолнечное масло.

4. Полеводство – это когда
выращивают … культуры.

5. Из клубней этой полевой культуры
получают крахмал.

6. Зелёная масса из кукурузы.

7. Зерновая культура, из которой
получают пшено.

8. Зерновая культура, из которой
получают гречневую крупу.

9. Из этой полевой культуры
получают волокно для изготовления тканей.

10. Главные полевые культуры.

11. Зерновая культура, из которой
получают перловую крупу.

12. Главная зерновая культура нашей
страны.

13. Из этих зёрен делают овсяные
хлопья.

14. Полевая культура.

Кроссворд
«Овощеводство»

Кроссворд «Овощеводство»

1. Отрасль растениеводства,
занимающаяся выращиванием овощных культур.

2. Овощная культура богатая
витаминами.

3. Вещества содержащиеся в луке,
чесноке от которых погибают болезнетворные бактерии.

4. Овощная культура.

5. Овощная культура богатая
витамином «роста».

6. Овощная культура с резким
запахом.

7. Теплолюбивая овощная культура,
содержащая большое количество (до 90%) воды.

Кроссворд
«Плодоводство»

Кроссворд «Плодоводство»

1. Широко распространенная плодовая
культура.

2. Колючая плодовая культура.

3. У этого плодового дерева фрукт
имеет синюю окраску.

4. Сладкая ягода.

5. Плод этого дерева напоминает
форму электрической лампочки.

Кроссворд «Отрасли
растениеводства»

Кроссворд «Отрасли растениеводства»

1. Отрасль растениеводства
занимающаяся выращиванием полевых культур.

2. Отрасль растениеводства
занимающаяся выращиванием плодовых культур.

3. Отрасль растениеводства
занимающаяся выращиванием овощных культур.

4. Отрасль растениеводства
занимающаяся выращиванием цветочных культур.

Кроссворд «Отрасли
животноводства»

Кроссворд «Отрасли животноводства»

1. Отрасль животноводства
занимающаяся выращиванием и разведением свиней.

2. Отрасль животноводства
занимающаяся выращиванием и разведением домашних кроликов.

3. Отрасль животноводства
занимающаяся выращиванием и разведением лошадей.

4. Отрасль животноводства
занимающаяся выращиванием и разведением домашних птиц.

5. Отрасль животноводства
занимающаяся выращиванием и разведением пчёл.

Кроссворд
«Подземные богатства №2»

Кроссворд «Подземные богатства №2»

1. Самое главное свойство железной
руды.

2. Небольшие спрессованные брусочки
торфа, использующиеся как топливо, удобрение.

3. Разновидность угля.

4. Основное сырьё для
машиностроения.

5. Добывают уголь в карьерах и …
.

6. Руда, имеющая общее название и
содержащая ценные металлы, такие как ванадий, титан, кобальт.

7. Лучший сорт каменного угля,
блестящий, черного цвета.

8. Хрупкий сплав железа с
углеродом.

9. Разновидность угля.

10. Горная порода, образовавшаяся в
недрах Земли из остатков древних растений.

Кроссворд
«Подземные богатства №3»

Кроссворд «Подземные богатства №3»

1. Для добычи нефти нужна глубокая
… .

2. Для добычи нефти строят …
вышки.

3. Густая маслянистая жидкость с
резким запахом, образовавшаяся из остатков растений и животных, которые жили
много миллионов лет назад.

4. Бесцветный лёгкий газ,
образовавшийся из остатков растений и животных, которые когда-то жили на
планете.

5. Ценный метал, содержащийся в
железной руде, без которого не обойтись при создании космических ракет.

6. Вывоз товаров за границу для их
продажи.

7. Жидкое топливо для автомашин.

Кроссворд «Жизнь
леса»

Кроссворд «Жизнь леса»

1. Ярус расположенный под
деревьями.

2. Сообщество всех обитателей леса
тесно связанных между собой.

3. Растения образующие самый
верхний ярус.

4. Ярус, где произрастают мхи и
лишайники.

5. Ими питаются многие лесные
животные.

6. Гриб, которым лечится лось.

7. Ниже кустарничков произрастают
… .

8. Ярус, ниже яруса кустарников.

9. Грибы способствуют … растительных
остатков в лесу.

10. «Этажи» в лесу.

Кроссворд «Солнце.
Солнечная система»

Кроссворд «Солнце. Солнечная система»

1. Метеор, достигший поверхности
Земли.

2. Малые планеты.

3. Планета, движущаяся по самой
близкой к Солнцу орбите.

4. В переводе с древнегреческого
означает «блуждаю».

5. «Владыка пищи, отец и мать
людей». О ком говорили так египтяне?

6. Планета за Сатурном.

7. «Падающие звёзды».

8. Большая система, включающая в
себя миллионы и миллионы звёзд.

9. Небесное тело, состоящее из
сгустков твёрдых частиц и газа. Имеет хвост, направленный в сторону Солнца.

10. Вторая от Солнца планета.

11. Планета, вращающая по четвёртой
орбите от Солнца.

12. Планета с гигантскими кольцами,
состоящими из камней и льда.

13. Самая дальняя планета нашей Солнечной
системы.

Кроссворд «Три
состояния воды»

Кроссворд «Три состояния воды»

1. При переходе из жидкого
состояния в твёрдое, вода свой объём …

2. Передача тепла от более нагретой
части тела к другой, менее нагретой.

3. Самое необыкновенное вещество на
Земле.

4. Стихийное бедствие, во время
которого вода сносит мосты, разрушает берега и постройки, уничтожает посевы,
уносит человеческие жизни.

5. Водная оболочка Земли.

6. Подземные пустоты.

7. Газообразное состояние воды.

8. Жидкость, содержащая посторонние
вещества, которые равномерно в ней распределены.

9. Мельчайшие капельки воды,
образовавшиеся в воздухе.

10. Твёрдое состояние воды.

11. Не растворившиеся в воде
различные частички, которые делают воду мутной.

Кроссворд
«Признаки растений»

Кроссворд «Признаки растений»

1. Растения, растущие сами по себе
в природе.

2. Зелёный пигмент растения.

3. Орган семенного размножения.

4. Древнейшая профессия человека,
который занимался выращиванием растений для себя.

5. Органическое вещество,
образующееся в процессе фотосинтеза у растений.

6. Процесс образования органических
веществ из неорганических в листьях растений.

7. Теневыносливое цветковое
растение.

8. Растения, которые человек
специально выращивает, чтобы использовать в повседневной жизни.

9. Красящее вещество,
накапливающееся в тканях и органах растения.

10. Стебель с расположенными на нём
листьями и почками.

11. Результат деятельности растений
прошлых лет.

Кроссворд
«Строение цветковых растений»

Кроссворд «Строение цветковых растений»

1. Стебель с расположенными на нём
листьями и почками.

2. Орган цветкового растения.

3. В ней созревает пыльца.

4. Орган семенного размножения у
цветковых растений.

5. Надземный орган цветкового
растения, функция которого выносить листья к свету и проводить воду с минеральными
солями по всему растению.

6. Все лепестки цветка вместе.

7. Из него формируется плод.

8. Подземный орган цветкового
растения.

9. Особый орган цветкового
растения, где происходит образование органических веществ из неорганических.

10. Оно находится внутри плода.

Кроссворд
«Разнообразие грибов»

Кроссворд «Разнообразие грибов»

1. Одноклеточные грибы,
используемые человеком в хлебопечении и виноделии.

2. Она у грибов имеет различную
окраску и форму.

3. Незаметные, невидимые глазу
грибы.

4. Съедобный гриб, живущий под
осиной.

5. Тело гриба.

6. Съедобный пластинчатый гриб.

7. Съедобный шляпочный гриб.

8. Особая группа живых существ,
которая не относится ни к растениям, ни к животным.

9. Тело гриба, которое люди кладут
в корзинку.

10. Гриб, поселяющийся на деревьях
и разрушающий их древесину.

11. Шляпочный гриб.

12. Съедобные грибы.

13. Съедобные грибы, похожие на
грузди.

Кроссворд
«Многообразие культурных растений»

Кроссворд «Многообразие культурных растений»

1. Хлебная культура.

2. Однолетние или многолетние
культуры, сочные мясистые части которых человек употребляет в пищу.

3. Группа растений, возделывающая
человеком для получения фруктов, ягод, орехов.

4. Культурное растение, родина
которого Европейско-сибирский центр.

5. Растения, дающие сырьё для
различных отраслей народного хозяйства.

6. Овощ, родина которого Мексика.

7. Важнейшая группа культурных
растений, возделываемых в основном для получения зерна.

8. Зерновая культура, родина
которой Южная Индия.

9. Её родина – Китай.

10. «Солнечный цветок». Долгое
время в России оставался декоративным.

11. культуры, из которых получают
растительное масло.

12. Растение из Мексики.

13. Самая древняя культура,
обожаемая греками.

14. Этот овощ родом из Средиземноморья
и Средней Азии

Кроссворд
«Признаки животных»

Кроссворд «Признаки животных»

1. Животные, питающиеся только
растительностью.

2. Животные, жизнь которых
полностью зависит от условий окружающей среды.

3. Копытное животное, обитающее в
лесу.

4. Млекопитающее на рисунке 105.

5. Животные, жизнь которых
полностью зависит от человека.

6. Пресмыкающиеся на рисунке 105.

7. Животные, которые питаются
исключительно другими животными.

8. Животные, поедающие только
насекомых.

9. Животные, поедающие и растения,
и других животных.

10. Крупный хищник на рисунке 105.

11. Особое вещество, придающее
растительной клетке твёрдость и постоянную форму.

12. Птичка на рисунке 105.

Кроссворд «Внешний
вид птицы. Скелет»

Кроссворд «Внешний вид птицы. Скелет»

По горизонтали

1. Образование верхней и нижней
челюстями.

2. Позвонки, полностью сросшиеся
между собой с подвздошными костями.

3. Масса грудных мышц.

4. Нижняя часть ног.

5. Мышцы, поднимающие крыло.

6. Кожная железа у птиц.

7. Пояс конечностей, образованный
тремя парными костями: вороньи, лопатки, ключицы.

8. Пояс задних конечностей.

По вертикали

9. Тип контурного пера птицы.

10. Место прикрепления хвостовых
перьев.

11. Перья, образующие основу
оперения.

12. Наружный покров птиц.

13. Количество крестцовых позвонков
у птиц.

14. Регулярный процесс смены перьев
у птиц.

15. Животные, у которых передние
конечности преобразованы в крылья.

Кроссворд
«Млекопитающие или Звери»

Кроссворд  «Млекопитающие или Звери»

1. Мускулатура лица особенно
развита у отряда Приматов.

2. Название конечности у летучих
мышей.

3. Грудной и брюшной отделы.

4. Смена волос у некоторых
млекопитающих, происходящая весной и осенью.

5. Большой палец руки у млекопитающих
… четырем остальным пальцам.

6. Покров млекопитающих.

7. Конечность у быстробегающих
животных представлена …

8. Предки древних млекопитающих.

9. Сегментированная костная
пластинка в скелете млекопитающих.

10. Конечность плавающих млекопитающих,
выполняющая функцию передвижения в толще воды.

11. Постоянное число шейных
позвонков у млекопитающих.

12. Отдел скелета, состоящий из
четырёх сросшихся позвонков.

13. Куполообразная мышца, функция
которой заключается в изменении объёма грудной полости при дыхании животного.

14. Наиболее высокоорганизованный
класс позвоночных животных.

15. Наружный кожный покров.

16. Тип конечности отряда Примат.

17. Основа плечевого пояса
млекопитающих.

18. Очень длинные жесткие волосы,
выполняющую осязательную функцию.

Кроссворд «Что мы
узнали о животных №1»

Кроссворд «Что мы узнали о животных №1»

1.Строение сходное с губками, но у
них уже появляется пищеварительная полость, наблюдается дифференциация клеток
(разделение по функциям)

2.Тело этих животных состоит из
трёх отделов: головы, груди, брюшка. На голове расположена одна пара сложных
глаз, простые глаза, усики, ротовые придатки. Грудь несет три пары ходильных
ног, крылья. Дыхание трахейное.

3.Высокоорганизованные теплокровные
животные. Кожа имеет волосяной покров и многочисленные кожные железы. Сердце
четырехкамерное. Головной мозг хорошо развит; имеется кора больших полушарий.
Детенышей вскармливают молоком.

4.Исключительно водные животные,
имеющие обтекаемое тело. Дыхание жаберное. Сердце двухкамерное. Конечности имеют
форму плавников.

5.Эти черви имеют веретенообразную
форму тела, внутренние органы расположены в полости тела.

6.Это морские животные,
преимущественно донные, имеющие радиальную симметрию тела. Скелет образован
известковыми пластинками. Характерная особенность – воднососудистая система.

7.В основном водные животные. Дышат
жабрами. Тело состоит из головы, груди (или головогруди) и брюшка. Головогрудь
несет пять пар ходильных ног. Глаза сложные.

8.Их тело состоит из головы,
туловища и ноги и, как правило, заключено в раковину. Имеется кожная складка —
мантия.

9.Тело этих червей трехслойное,
пищеварительная система открывается наружу одним отверстием. Не имеют
пищеварительной системы. Ведут паразитический образ жизни.

10.Этих обитателей нашей планеты
насчитывается 1,5—2 млн. видов. Для них характерен гетеротрофный тип питания,
активный обмен веществ, подвижность, ограниченный рост.

11.Высокоорганизованные
теплокровные животные. Большинство из них способны летать. Кожа почти лишена
кожных желез. Тело покрыто перьями. Сердце четырехкамерное.

12.Этот тип объединяет животных,
имеющие членистые конечности и твердый покров тела.

13.В основном обитатели суши.
Дыхание легочное, кожа сухая. Имеются два круга кровообращения, трехкамерное
сердце.

14.Обитатели суши. Тело этих
животных состоит из двух отделов. На головогруди находятся четыре пары
ходильных конечностей. Глаза простые. Усики отсутствуют. Дышат легочными
мешками и трахеями.

15.Животные, тело которых состоит
из одной клетки. Они имеют микроскопические размеры, у многих есть органоиды
специального назначения.

16.Исключительно водные животные.
Их тело напоминает мешок, пронизанный порами; оно образовано двумя слоями
клеток. Органы и ткани отсутствуют.

17.Черви, имеющие членистое тело,
каждый членик по бокам имеет щетинки, помогающие им передвигаться. Кровеносная
система замкнутая. В головном отделе находятся надглоточный и подглоточный
нервные узлы.

18.Обитают и в воде, и на суше.
Кожа влажная. Взрослые особи дышат легкими и кожей. Сердце трехкамерное. Развитие
личинок происходит в воде.

Кроссворд «Класс
Насекомые №1»

Кроссворд «Класс Насекомые №1»

1. Они собираются стаями и очень
вредят сельскому хозяйству, за что и получили название «казнь египетская».

2. Дневное хищное насекомое,
кормится комарами и другими мелкими насекомыми. Крупная голова с большими
сложными глазами. Личинки нападают на головастиков и мальков рыб.

3. Образование на брюшке самки, для
откладывания яиц в землю, на поверхность растений или внутрь организма.

4. Одомашненный вид насекомого.

5. Самый большой отряд насекомых.

6. Представитель прямокрылых.

7. Наружные паразиты млекопитающих.
Местом обитания являются волосатые участки тела

8. Общественное насекомое.

9. Жук, выполняющий функцию
санитара, зарывая навоз в почву.

10. В основном ночное животное, не
переносящее холода обитающее в жилье человека.

11. Яйца вшей.

12. Класс, животные которого
получили название за характерные насечки на брюшке.

13. Прямокрылое.

14. Они распространены по всему
земному шару. Взрослые особи не питаются, живут один или несколько дней.

15. Животные этого класса бывают
чёрного, соломенно-палевого, буроватого цвета. Их стрекотание происходит, как и
у кузнечиков.

16. Эти животные ведут подземный
образ жизни. Передние конечности предназначены для копания. Вредят огородным
растениям, повреждая корневую систему.

17. Жук, вредит рыбоводству, так
как его личинки нападают на мальков рыб.

18. «Двухвостки».

Кроссворд «Класс
Насекомые №2»

Кроссворд «Класс Насекомые №2»

1. Удивительное инженерное
сооружение из воска, состоящее из шестигранных ячеек расположенных двумя
слоями, с входом, обращённым в противоположные стороны.

2. Одомашненное перепончатокрылое
общественное насекомое.

3. Пчела. Бесплодная самка.

4. Бескрылые насекомые, передающие
опасные болезни человеку.

5. Отряд, передние крылья
представителей наполовину состоят из твёрдого хитина, а другая часть крыльев –
перепончатая и имеет жилкование.

6. Бабочка, улетающая осенью в
южные страны Африки, в Индию или Иран.

7. Равнокрылое, вредящее сельскому
хозяйству.

8. Перепончатокрылое.

9. Личинка бабочки.

10. Последовательная цепь
врождённых ответных реакций на различные раздражители.

11. Отряд насекомых, у которых
хорошо развитые передние крылья.

12. Пчела, откладывающая яйца.

13. Водяные клопы.

14. Одомашненный вид бабочки.

15. Насекомые, крылья которых
покрыты чешуйками.

16. Пчелиный клей.

17. Бабочка, которая летит в одиночку
в тёплые края.

18. Самец в улье.

19. Кровососущий вид.

Кроссворд «Первая
помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов»

Кроссворд «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов»

1. Полное или частичное нарушение
целостности кости.

2. Травма, связанная с выходом
головки кости не полностью.

3. Перелом, когда кожные покровы и
мышцы не нарушены.

4. Повреждение тканей и органов без
нарушения целостности кожи.

5. Перелом, когда кожные покровы и
мышцы нарушены.

6. Специальная медицинская дощечка
для фиксации неподвижности пострадавшей части тела.

7. Стойкое смещение суставных
костей, при котором головка одной кости выходит из суставной ямки другой.

Кроссворд «Круги
кровообращения»

Кроссворд «Круги кровообращения»

1. Началом кровообращения считают

2. Легочные пузырьки.

3. Самая большая артерия.

4. Количество камер сердца
человека.

5. Артерия, опоясывающая сердце в
виде венца.

6. Круг кровообращения,
начинающийся в левом желудочке.

7. Незамкнутая система в организме
человека, которая позволяет очищать межклеточные промежутки от ненужных
веществ.

8. Кровь, поступающая в правый
желудочек.

9. Часть сердца, содержащая богатую
кислородом артериальную кровь.

10. Часть сердца, содержащая
богатую углекислым газом венозную кровь.

11. Они снабжают кровь все органы и
ткани.

Кроссворд «Уход за
кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи»

Кроссворд «Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи»

1. Образования на коже, в следствии
закупорке выводковых протоков.

2. Повреждения кожи, вызванное
химическими или термическими раздражителями.

3. Заболевание, вызываемое
чесоточным зуднем.

4. Трещины в уголках рта, вызванные
недостатком витамина «B2».

5. Повязка, которую необходимо
сделать пострадавшему при сильном обморожении.

6. Нарушения состояния кожных
покровов связанные с эндокринной системой.

7. Переохлаждение кожи,
проявляющееся побелением кожных покровов.

8. Повреждения поверхности кожи.

9. Одно из распространённых
грибковых заболеваний кожи.

10. Заболевание кожи, связанное с
недостатком витаминов.

11. Вид кожи, при избыточном
питании.

Кроссворд
«Строение головного мозга»

Кроссворд «Строение головного мозга»

1. Отдел мозга, где находятся
центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха.

2. Мозг, включающий в себя
продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный и большие
полушария головного мозга.

3. Мозг, состоящий из трёх частей –
верхней, центральной и нижней.

4. Мозг, по своему строению и
функциям сходен со спинным мозгом.

5. Нижняя часть промежуточного
мозга.

6. Выступающие части поверхности
больших полушарий.

7. Он осуществляет координацию
движения, делает их плавными, точными.

8. Отдел Н.С., управляющий
внутренними органами, гладкой мускулатурой и обменом веществ.

9. Центральная часть промежуточного
мозга.

10. Отдел нервной системы,
специализирующийся на восприятии информации, поступающей из окружающей среды и
управлении движениями тела в пространстве.

11. Высший орган автономной нервной
системы.

12. Зона, расположенная впереди
центральной борозды.

13. Углубления на поверхности
полушарий.

14. Нервная система, регулирующая
работу поперечно-полосатой мышечной ткани скелетных мышц.

15. Через него проходят в кору
слуховые пути.

Кроссворд
«Строение и функции головного мозга»

Кроссворд «Строение и функции головного мозга»

1.Сложнейший орган человека
способный воспринимать и обрабатывать большой объем информации.

2.Поверхностный слой полушарий
мозжечка.

3.Продолговатый + мост + средний +
промежуточный = ?

4.Место, где располагаются нервные
волокна, а также находятся центры, связанные с мимикой, жевательные функции.

5.Мозг, отвечающий за жизненно
важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца, сосудов.

6.Мозг, проводящий импульсы к коре
больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств, центров жажды, голода,
поддержания постоянства внутренней среды организма и др.

7.Отдел мозга, принимающий участие
в координации точных, целенаправленных движениях.

8.Самый маленький отдел головного
мозга участвующий в рефлекторной регуляции различного рода движений, которые
возникают под влиянием зрительных и слуховых импульсов.

9.Мозг, располагающийся в полости
черепа и имеющий сложную форму.

Кроссворд «Кости
скелета»

Кроссворд «Кости скелета»

1.Жизненно важный орган человека.

2.Удлинённая, средняя часть
короткой кости.

3.Короткая трубчатая кость.

4.Кости, имеющие сложную форму и
состоящие из нескольких частей, имеющих различное строение и очертания.

5.Утолщённые концы короткой кости.

6.Один из частей скелета.

7.Основная функция скелета.

8.Он состоит из более 200
соединённых между собой костей.

9.Плоская кость.

10.Смешанная кость.

11.Самая большая и длинная кость в
скелете человека.

12.Кости, участвующие в образовании
стенок полостей, содержащих внутренние органы.

13.Длинная трубчатая кость верхней
конечности человека.

14.Внутри тела кости имеется …

15.Плоская кость.

16.Часть скелета, образующая
вместилище для жизненно важных органов мочеполовой системы человека.

Кроссворд «Скелет
головы»

Кроссворд «Скелет головы»

1. Парные, наиболее крупные кости
лицевого отдела.

2. Непарная кость мозгового отдела.

3. Нижняя подвижная часть черепа.

4. Одна из непарных костей
мозгового отдела черепа.

5. Один из парных наиболее крупных
костей лицевого отдела.

6. Парные кости мозгового отдела
черепа.

7. Один из отделов черепа.

8. Парные кости мозгового отдела.

9. Отдел черепа.

10. Парные кости лицевого отдела.

11. Парные кости лицевого отдела.

12. Кость расположенная на шее.

13. Череп.

Кроссворд «Скелет туловища»

Кроссворд «Скелет туловища»

1. Отдел позвоночника, состоящий из
пяти позвонков

2. Отдел позвоночника, образованный
из 4-5 позвонков

3. Отдел позвоночника, состоящий из
семи позвонков

4. Часть позвонка

5. Отдел позвоночника, поддерживающий
голову

6. Отдел позвоночника, следующий за
поясничным

7. Часть позвонка

8. Часть позвонка

9. Отдел позвоночника, образованный
двенадцатью позвонками

10. Канал, в котором находится
спинной мозг

11. Мозг, находящийся в позвоночном
канале

12. Функция позвоночника для
спинного мозга

13. Клетка, образованная
двенадцатью парами ребер

Кроссворд «Скелет
верхних конечностей»

Кроссворд «Скелет верхних конечностей»

1. Один из отделов скелета
свободной верхней конечности

2. Кость, образующая с лопаткой подвижное
соединение, позволяющее совершать различные движения рукой

3. Верхняя конечность

4. Конечности, с помощью которых,
человек совершает трудовые операции

5. Конечности, функция которых
опора и передвижение

6. Один из отделов кисти

7. Один из отделов кисти

8. Способность этой кости
поворачиваться вокруг локтевой кости, позволяет совершать такие движения, как
поворачивание ключа, вращение отвертки

9. Парная кость, входящая в состав
пояса верхних конечностей и напоминает по форме лопату

10. Один из отделов кисти

11. Отдел скелета свободной верхней
конечности

12. Парная кость, входящая в состав
пояса верхних конечностей

13. Нижняя конечность

14. Лучевая + …? = предплечье

15. Подвижное соединение,
позволяющее совершать различные движения рукой

16. Один из отделов скелета
свободной верхней конечности

17. Лучевая + локтевая =?

Кроссворд «Скелет
нижних конечностей»

Кроссворд «Скелет нижних конечностей»

1. Кости скелета стопы.

2. Нижние конечности человека.

3. Самая крупная массивная кость
скелета человека.

4. Одна из костей предплюсны.

5. Кость голени.

6. Тазовые кости + крестец =?

7. Кости предплюсны + плюсны +
фаланги пальцев = скелет…?

8. Мелкие кости стопы.

9. Кости скелета стопы.

10. Надколенник.

11. Кость скелета стопы.

12. Одна из костей голени.

13. Тазовая кость + …? + тазовая
кость.

14. Пояс нижних конечностей.

15. Кость, входящая в состав скелета
свободной нижней конечность.

Кроссворд
«Строение насекомого»

Кроссворд «Строение насекомого»

1. Их три пары.

2. Приспособление для введения в
тело противника яда.

3. «Портрет» насекомого.

4. Главный орган чувств насекомого.

5. С помощью его насекомое
питается.

6. Чудесный аппарат, поднимающий
животное в воздух.

7. Приспособление для откладки
яичек.

8. Вместилище кишечника,
пищеварительных и половых желёз.

9. Они ими видят ультрафиолетовые
лучи и поляризованный свет.

10. Вместилище мощных мышц,
приводящих в движение крылья и ноги.

Кроссворд «Отряды
млекопитающих»

Кроссворд «Отряды млекопитающих»

1. Класс позвоночных животных,
основными отличительными особенностями которых являются живорождение.

2. Отряд плацентарных
млекопитающих. Подавляющее большинство представителей отряда являются
классическими плотоядными животными, охотящимися главным образом на
позвоночных.

3. Самый многочисленный отряд
млекопитающих.

4. Один из наиболее прогрессивных
отрядов плацентарных млекопитающих, включающий, в том числе, обезьян и
человека.

5. Отряд плацентарных
млекопитающих, обязаны своим названием их главному отличительному признаку —
хоботу.

6. Группа млекопитающих,
объединяющий тюленей и моржей.

7. Отряд крупных наземных
млекопитающих.

8. Животные небольшого размера, с
коротким хвостом, либо он отсутствует вовсе. Их зубы имеют некоторое сходство с
зубами грызунов.

9. Название отряду дано за наличие
у животных развитых третьего и четвертого пальцев, окончания которых покрыты
толстым роговым копытом, как футляром или башмаком. Второй и пятый пальцы
недоразвиты, а первый — редуцирован.

10. Отряд млекопитающих,
относящийся к более архаичным плацентарным, существовавшим уже в эоцене. У них
хорошо развиты челюсти и мускулатура для жевания. Основную пищу составляют
насекомые, сороконожки и черви.

11. Отряд млекопитающих, полностью
приспособленных к жизни в воде. Они являются самыми крупными из известных
животных, которые когда-либо обитавших на Земле.

12. Отряд плацентарных
млекопитающих, единственный, представители которого способны к активному
полёту. Их исследованию посвящена наука хироптерология.

13. Подкласс примитивных
млекопитающих, соединяющих в себе черты млекопитающих и рептилий.

Кроссворд
«Представители класса Млекопитающие №1»

Кроссворд «Представители класса Млекопитающие №1»

1. Морские млекопитающие из отряда
Китообразные, не относящиеся ни к дельфинам, ни к морским свиньям. Имеют самые
большие размеры среди животных. Более того, по некоторым данным бегемоты
являются их ближайшими родственниками; они произошли от общего предка примерно
54 миллиона лет назад.

2. Самое крупное млекопитающее на
нашей планете.

3. Один из крупнейших
представителей ластоногих.

4. Млекопитающее, семейства
Кошачьи. Он является одним из крупнейших наземных хищников, уступая по массе
лишь белому и бурому медведям.

5. Она активна в сумерках и ночью.
Ведёт полуназемный образ жизни, питаясь семенами, животной пищей. Природный
носитель большого числа паразитов и хранительница возбудителей многих болезней
человека и домашних животных, включая опасные инфекции. Вредит зерновому и
лесному хозяйству, повреждая материалы и продукты питания.

6. Животное семейства
непарнокопытных, одомашненное. Широко используется человеком вплоть до
настоящего времени.

7. Хищное млекопитающее семейства
Куньи. Водится почти на всех континентах. Самый маленький представитель отряда
Хищные.

8. Примат, из семейства
Мартышковые, средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями.

9. Собакоголовая обезьяна.

10. Очень красивое млекопитающее.
Шкура зверя представляет из себя золотистый фон, по которому хаотично
разбросаны пятна чёрного цвета.

11. Это мелкие зверьки, внешне
похожие на мышей, но с мордочкой, вытянутой в виде хоботка. Съедает в четыре с
половиной раза больше, чем весит сама. Причем поедает не только насекомых и их
личинки, но и слизней, нападает даже на мышей.

12. Общеизвестный по внешности
зверек. Длина его тела около 20—30 см, хвоста — около 3 см. Средняя масса около
700—800 г. Уши относительно небольшие. Иглы короткие (не более 3 см.). Голова и
брюхо покрыты грубоватыми и обычно темноокрашенными волосами.

13. Самый крупный современный
олень.

14. Насекомоядное мелких и средних
размеров. Приспособлено к подземному, роющему образу жизни. Туловище вытянутое,
округлое, покрытое густым, ровным, бархатистым мехом.

15. Это небольшой грызун –
благодаря всеядности и поразительному умению приспосабливаться завоевала весь
мир.

16. Семейство парнокопытных.
Характерны разветвлённые рога, которые имеются в наличии только у самцов. Имеют
богатое символическое значение и являются в мифах различных культур и народов,
олицетворяя благородство, величие, красоту, грацию, быстроту.

17. Самый северный из видов кошачьих.
Животное отдает предпочтение глухим темнохвойным лесам, тайге, хотя встречается
в самых разных насаждениях, включая горные леса; иногда заходит в лесостепь и
лесотундру. Она отлично лазает по деревьям и скалам, хорошо плавает.

Кроссворд
«Представители класса Млекопитающие №2»

Кроссворд «Представители класса Млекопитающие №2»

1. Олень средней величины. Жвачное
и исключительно травоядное животное. Её пищу составляет трава и листва
деревьев. Иногда срывает и древесную кору.

2. Болотный бобр.

3. Хищное млекопитающее семейства
Псовые.

4. Внешне очень напоминает осла, но
имеет немало общих признаков с лошадью.

5. Хищное млекопитающее семейства
Псовые. Похож на волка, но значительно меньше его по размерам, с более коротким
хвостом и заострённой мордой.

6. Млекопитающее отряда Хищные.
Очень крупное и сильное животное. Всеяден, хорошо лазает и плавает, быстро
бегает, может стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах.

7. Превосходное домашнее животное,
отличный питомец, который завоевал симпатии не только детей, но и взрослых.

8. Семейство парнокопытных,
растительноядные животные, питающиеся различными частями растений, в том числе
корой, листьями, травами, почками, ветвями и ягелем.

9. Парнокопытное млекопитающее
семейства свиней. Важный охотничье-промысловый зверь.

10. Млекопитающее из отряда
парнокопытных, является самым высоким наземным животным планеты.

11. Млекопитающие, представители
отряда грызунов. Травоядный, селится в норах, имеет тёплый мех.

12. Зверь чуть больше шишки. Имеет
удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с
белым брюшком, иногда серый. Характерная особенность – способность запасать на
зиму орехи. Некоторые виды орехи закапывают в землю, другие прячут их в дуплах
деревьев.

13. Мускусная крыса. Полуводный
грызун.

14. Пушной промысловый зверёк,
которого иногда называют полярной лисицей.

15. Или ишак.

Кроссворд
«Семейства растений №2»

Кроссворд «Семейства растений №2»

1. Почти все представители этого
семейства — травы. Стебель — соломина. Мелкие цветки собраны по одному или
нескольку в колоски, образующие сложные соцветия. Плод — зерновка. Семя с
обильным эндоспермом и прилегающим к нему небольшим зародышем, занимающим один
конец семени.

2. Представители этого семейства
распространены почти по всему земному шару. Одна из важнейших в хозяйственном
отношении групп растительного царства. Многие представители семейства широко
используются как лекарственные, технические, декоративные растения, ценятся как
медоносы. Для них характерен симбиоз с азотфиксирующими клубеньковыми
бактериями, что улучшает почву, обогащая её азотом.

3. До 1500 видов, распространённых
преимущественно в северном полушарии. Некоторые виды культивируются как пищевые
и декоративные растения.

4. Распространены как в тропиках и субтропиках,
так и в областях умеренного климата. К семейству принадлежит много декоративных
видов (ирисы, гладиолусы, шафраны и др.), а также ряд лекарственных, пищевых,
эфирномасличных, красильных растений. Многолетники с подземными корневищами или
клубнелуковицами. Плоды — коробочка с многочисленными семенами.

5. Кустарники с простыми очередными
листьями. Чашечка из 5 чашелистиков, сросшихся в трубку, прирастающую к завязи.
Тычинок 5. Плоды — сочные многосемянные ягоды. Семена с эндоспермом. Ряд видов
относится к числу пищевых (ягодных) растений; некоторые разводятся как
декоративные.

6. Одна из таксономических единиц.

Кроссворд
«Вегетативные органы. Корень»

Кроссворд «Вегетативные органы. Корень»

1. Корень, развивающийся от стебля
или листа.

2. Осевой вегетативный орган
растения, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным
геотропизмом, имеющий радиальное строение и никогда не несущий листьев.

3. Ответвление главного, бокового
или придаточного корня.

4. Корневая система с хорошо
выраженным главным корнем.

5. Видоизменённый утолщённый
боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных
веществ.

6. Зона корня, где увеличивается
размер клеток и начинается их специализация.

7. Зона, где конус нарастания,
представленный верхушечной образовательной тканью, обеспечивает рост корня в
длину за счёт непрерывного деления клеток.

8. Зона корня, расположенная выше
зоны всасывания, где по сосудам передвигаются вода и минеральные соли, а по
ситовидным трубкам углеводы.

9. Корень, развивающийся из
зародышевого корешка.

10. Корневая система,
представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный
корень.

11. Перемещающаяся по мере роста
зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды
из почвы при помощи корневых волосков.

12. Защитное, постоянно обновляющее
клетки образование на верхушке растущего корня.

13. Видоизменённый утолщённый
главный корень, несущий при основании укороченный побег и выполняющий функцию
запасания питательных веществ.

Кроссворд «Общее
знакомство с растениями»

Кроссворд «Общее знакомство с растениями»

1. Стебель с листьями и почками.

2. Многолетние древесные растения,
дающие мощные боковые побеги у самой поверхности почвы. Главный ствол заметен только
у молодых растений.

3. Комплекс наук о растениях:
классификация, историческое развитие, морфология (внешнее строение), анатомия
(внутреннее строение), физиология, экология и др.

4. Сухой многосемянный плод, семена
которого располагаются на створках (горох, фасоль)

5. Один из основных вегетативных
органов листостебельных растений, служащий для прикрепления к субстрату,
поглощению из него воды и питательных веществ.

6. Плод, имеющий хорошо развитую
мякоть с большим количеством сока, содержащего различные кислоты, сахара
(клюква, виноград, вишня).

7. Сухай многосемянный плод из двух
створок, разделённый плёнчатой перегородкой; семена располагаются на
перегородке (капуста, репа, редис).

8. Сочные многосемянные плоды
(помидор, виноград, смородина).

9. Однолетние и многолетние
растения с мягкими или сочными наземными стеблями, которые отмирают при
неблагоприятных сезонных изменениях климата.

10. Орган размножения
покрытосеменных (цветковых) растений.

11. Сухой односемянный плод с
относительно тонким кожистым околоплодником, легко отделяющимся от семени
(подсолнечник, одуванчик).

12. Система знаний о сезонных
явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.

13. Сухой односемянный плод с
тонким околоплодником, плотно прижатым к семени и срастающимся с ним только у
основания (рожь, пшеница, ячмень).

14. Научно-исследовательские,
учебные и культурно-просветительские сады, в которых собираются коллекции живых
растений и на их основе изучают разнообразие и богатство растительного мира
Земли.

15. Плод, не имеющий сочной мякоти,
и содержит одно, или много семян (желудь, орех, боб у фасоли).

16. Низкорослые многолетние
растения с древеснеющими, сильно ветвистыми побегами, обычно не имеющие явно
выраженного главного ствола (брусника, черника).

17. Сочный, односемянный плод с
твёрдой косточкой (слива, вишня).

18. Многолетние растения с
одревесневающим главным стволом, сохраняющимся на протяжении всей жизни, и
кроной (ель, берёза).

19. Орган размножения и расселения
растений, развивающийся из семяпочки и завязи у цветковых растений, у которых
оно заключено в плод, или лежит, открыто на чешуйке шишки у голосеменных.

20. Орган, развивающийся из завязи
цветка и заключающий семена, функция которого – формирование, защита и
распространение семян.

Кроссворд
«Сельскохозяйственные растения»

Кроссворд «Сельскохозяйственные растения»

1. Однолетнее травянистое растение
ведущая зерновая культура во многих странах мира.

2. Теплолюбивое, светолюбивое и
влаголюбивое растение. Используется в пищевой промышленности для изготовления
муки, масла, маргарина, кондитерских изделий, в производстве искусственных
волокон, пластмассы, клея, лаков, красок, мыла, а также для корма в виде
зелёной массы и сена для с/х животных

3. Многолетняя клубненосная овощная
культура.

4. Засухоустойчивое травянистое
растение. В семенах имеется жирное пищевое масло, аллиловое масло, необходимое
в медицине.

5. Однолетнее теплолюбивое
растение, выращиваемое для получения масла из семени. Волокно пригодно для
выработки мешковины, брезента, шпагата.

6. Двулетняя овощная и кормовая
культура. Кочаны и листья содержат углеводы, белки и минеральные соли, витамины
С и группы В и др.

7. Светолюбивое, влаголюбивое,
теплолюбивое растение. Семянки содержат от 37 до 57% масла, которое идёт непосредственно
в пищу, промышленность – мыловарении, лакокрасочном производстве.

Категория: Биология.

1. Название полужидкой части клетки, которая окружает ядро.
2. Вспомните, у какого одноклеточного организма отсутствует ядро.
3. Фамилия русского учёного, который создал учение о биосфере.
4. Название увеличительного прибора для изучения микрообъектов.
5. Так называется полость в клетке, накапливающая питательные вещества.
6. Как называется группа клеток, которые схожи по строению и функциям?
7. Как называется свойство живых организмов реагировать на изменения окружающей среды?
8. Что подразумевается под частью организма, которая выполняет определённую функцию?
9. Так называется раздел биологии, который изучает классификацию живых существ.
10. Как называется метод изучения живой природы, когда человек не вмешивается?
11. Название самой крупной группы в классификации живых существ.
12. Как называется самая важная часть клетки?
13. Так называется способ размножения клетки.
14. Название процесса роста и приобретения новых свойств живыми организмами.
15. Клеточная оболочка называется так.
16. Какая часть позволяет бактериям передвигаться?
17. Название метода наблюдения за живой природой, когда учёный подробно записывает информацию.
18. Как называется биологическое царство, которое представлено организмами неклеточной формы жизни?
19. Как называется процесс увеличения размеров живого организма?
20. Единица, из которой состоят все живые организмы.

  • Показать ответы на кроссворд

По горизонтали
3. Наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания
9. Место обитания, строение жизнедеятельность рыб изучает:
11. Изучением мхов занимается?
13.  Метод изучения природы при помощи записи наблюдений
16. Изучением животных занимается:
19. Какая наука изучает форму и строение человеческого организма?
20. Оптическая система, состоящая из линзы, предназначенная для увеличения и наблюдения мелких предметов

По вертикали

1. Группы клеток, схожих по строению, функциям и происхождению
2. Совокупность всех живых организмов и условий их обитания называют … природой
4. Важная единица живой природы
5. Какая наука изучает строение клеток?
6. Ткань, которая осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению
7. Наука, изучающая процессы жизнедеятельности?
8. Одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании пригодных в пищу природных ресурсовдея
10. Ткань, которая защищает снаружи все органы растения
11. Оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом
12. Часть микроскопа, обращенная к объекту наблюдения
14. Наука, изучающая растения?
15. Приспособление, на котором крепятся все части микроскопа
17. Часть микроскопа, обращённый к глазу наблюдателя, предназначенная для рассматривания изображения
18. Часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением

Актуальность проекта

За годы своей педагогической деятельности учителем биологии и
экологии я не раз обращала внимание, с каким неподдельным интересом
взрослые и дети разгадывают различные задачи-головоломки. На почте
мгновенно раскупаются печатные издания, включающие в себя кроссворды.
Решение кроссвордов тренирует память и расширяет кругозор. Некоторые
типы кроссвордов способствуют развитию сообразительности и
ассоциативного мышления. Медики уже довольно давно стали использовать
кроссворд как успокаивающее средство. Преподаватели тоже применяют его
в своей работе, что позволяет учащимся усваивать знания в игровой форме.

Представленная мной исследовательская работа по применению
кроссвордов на уроках биологии и внеклассных мероприятиях ставит цель –
разработать и опытно проверить технологию развития творческого
потенциала в процессе использования кроссвордов на уроках биологии.
Объектом исследования является сам процесс развития творческих
способностей учащихся на уроках биологии и внеклассных занятиях.
Предмет исследования основывается на предположении более высокой
эффективности работы учащихся на уроке и дома если:

  •  реализовать в процессе преподавания биологии
    технологию развития творческих возможностей учащихся через
    дидактическую игру;
  • формировать у учащихся при помощи дидактической игры
    потребность к творческой самореализации;
  • стимулировать методическую активность учителя в раскрытии
    своего личного творческого потенциала.

В соответствии с целью и гипотезой мною поставлены задачи:

  1. Познакомиться с методикой составления кроссвордов.
  2. Составить кроссворды по тексту учебников «Биология» 5-9
    классов, под редакцией Н.И.Сонина и др. издательства «Дрофа».
  3. Разработать технологию использования дидактической игры на
    уроках биологии.
  4. Внедрить технологию дидактической игры в учебный процесс
    предмета для учащихся 5 класса.
  5. Выявить и охарактеризовать уровень повышения или понижения
    качества знания учащихся на основе внедрения системы критериев.

Методы исследования

При решении поставленных задач были использованы теоретические
методы исследования – анализ литературных источников по теме
исследования.

Ожидаемые результаты проекта

В ходе реализации проекта учащиеся должны:

Знать:

правила работы разгадывания и способы составления и
оформления кроссворда,

Уметь:

ориентироваться в учебном и дополнительном материале,
правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда,
создавать в печатном и электронном варианте.

Описание проекта

Подготовительный этап. Осуществляется
теоретический анализ проблемы (определялись исходные методологические
позиции и аппарат исследования; знакомство с методикой составления
кроссвордов); проводится отслеживание учебного процесса контрольного 5
класса (по традиционной методике) за  пятилетний период.

Составляются кроссворды по тексту учебника с учетом возрастных
особенностей, и разрабатывается методика опытно-экспериментальной
работы на уроках биологии в экспериментальном классе.

Практический этап. Проводится
опытно-экспериментальная работа с учащимися экспериментального класса с
целью проверки гипотезы исследования и предварительного осмысления
промежуточных результатов.

Включение учащихся в творческий процесс в экспериментальном
классе начиная с 7
класса.        

Оценочный этап. Подводятся результаты
эксперимента, экспертное заключение проектной деятельности в
экспериментальном классе. Намечаются перспективы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:
разработана и проходит апробацию технология развития творческих
способностей учащихся на уроках биологии, которая основана на
использовании метода дидактической игры.

Теоретическая значимость проекта заключается в
следующем
: использование данного проекта должно повысить
эффективность преподавания биологии, что приведёт к повышению качества
знаний.

Практическая значимость проекта. В ходе
промежуточных результатов обучения выявлено повышение качества знаний
учащихся на уроках биологии. Критериями служат традиционные показатели
оценки ЗУН.

Воспроизводимость идеи.  В любых
условиях.

Риск реализации проекта. Чрезмерное
увлечение учителем кроссвордами может отвлекать от основного учебного
процесса.

Апробация проекта проводилась на уровне методического
объединения учителей естественно-математического цикла школы.

Механизмы реализации проекта

Отталкиваясь от того, что учебный кроссворд – это
дидактическая игра, который содержит игровую и учебную задачу,
использую несколько типов составления кроссвордов: познавательный,
обобщающий, итоговый.

Познавательный (или обучающий) – составляется по параграфу или
страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов,
тестов) учебника. Цель его направлена на овладение определенными
знаниями, умениями, навыками.

Обобщающий – предлагается учащимся после изучения очередной
темы, раздела в биологии, с целью обобщения, уточнения
причинно-следственных связей, подготовки к итоговому тестированию.

Итоговый – служит для комплексной проверки изученного
материала более крупных разделов в биологии. Здесь могут быть
использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на
развитие логического мышления.

Предлагая учащимся учебные кроссворды учителю необходимо
знать, что при его решении должны быть достигнуты определенные учебные
и воспитательные цели. Поэтому необходимо учитывать следующее.
Кроссворд должен быть доступен для учащегося: учтены возрастные
особенности, подготовка по предмету, требования школьной программы.

Кроссворд должен быть мотивирован, т.е. побуждать в ученике
работать на конечный результат. Это могут быть: оценивание,
соперничество, анализ, обсуждение ответов и т.д.

Кроссворд призван воспитывать эстетичность, т.е. учитель
должен продумывать оформление, расположение, цветовую гамму букв,
рисунков и т.п..

Решение кроссвордов эффективно после изучения очередного
раздела курса и при обобщении учебного материала крупных разделов или
всего курса в конце учебного года. Используются кроссворды такого типа,
которые способствуют воспроизведению нужных учителю сведений – из
истории биологии, строении и развитии живых организмов и т.д

Как древние люди представляли себе Вселенную. 5 класс

1. Для развития взглядов о строении Вселенной сделали
… учёные
2. Один из великих математиков, который предложил, что Земля не плоская
3. Как переводится с греческого языка «шар»
4. Древнегреческий астроном, развивший представления учёных о
Вселенной. По его мнению, вокруг неподвижной Земли вращаются 8 небесных
сфер
5. Национальность Аристотеля
6. Небесное тело
7. Весь мир
8. Древнегреческий математик, первым предложивший, что Земля имеет
форму шара
9. Одна из планет движущаяся вокруг
Солнца.                                                                        

Проверочная работа по теме «Учение о клетке»
9 класс

1. Постоянно-присутствующие в цитоплазме строго
специализированные структуры.
2. Энергетические станции клетки.
3.Овальные тельца клетки, функция которых заключается во
внутриклеточном переваривании пищевых частиц.
4. Важнейшая часть клетки, отвечающая за хранение и воспроизведение
генетического материала.
5. Самостоятельная ядерная структура, имеющая плечи и центромеру.
6.Форма клеточного размножения, при которой происходит точное и
равномерное распределение набора хромосом между дочерними клетками.
7. Напряженное состояние клеточной стенки.
8. Паразит на генетическом уровне прокариотических организмов.
9. Наука, изучающая неклеточные формы жизни.
10. Скопление белков, р-РНК и субъединица рибосом, в основе которого
лежит участок хромосомы.

Включая школьников в эту интеллектуальную игру, учитель в
нетрадиционной форме (а значит более интересной) проверяет их знания,
прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно
вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.

Предъявляя ученикам, кроссворд, нужно иметь в виду следующее:
при его решении учитель достигает поставленной учебной цели
(формирование, уточнение и систематизация определенного круга понятий и
знаний, развитие интеллекта и физического мышления учащихся, воспитание
у них определенных качеств личности) и наиболее достоверно определит
(проверит) уровень усвоение учебного материала. При этом необходимо
соблюдать следующие правила: доступность, мотивация, создание игровой
ситуации, обеспечение учителем положительных эмоций ученикам, внесение
элементов состязания, проведение дискуссий и
т.п.                                 
 

Методика составления кроссвордов по биологии.

При составлении кроссвордов использовала наиболее популярные
виды классификации: по форме игрового поля – ассиметричные
(нестандартные с вольным расположением слов), т.к. в изучаемом учебном
материале биологические термины, определения, понятия являются
основными критериями.

Еще можно использовать – по общему характерному признаку либо
условию, когда все слова или начинаются с определенной буквы, или
узловая буква в пересечении слов одинакова, либо слова имеют одинаковую
длину. Может быть по вертикали использовано «ключевое слово».

Этапы составления кроссворда.

  1. Сделать анализ учебного текста по теме урока.
  2. Составить список слов изучаемого учебного материала.
  3. Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда.
  4. Поиск и составление вопросов к биологическим терминам,
    понятиям, определения.
  5. Вычерчивание рисунка сетки в Excel.
  6. Нумерация рисунка сетки.
  7. Печать текстов вопросов и ответов.
  8. Орфографическая проверка текстов.
  9. Проверка текстов на соответствие нумерации.
  10. Печать
    кроссворда.        

Оценка решения кроссворда.

Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного
раздела школьной биологии, обычно состоят из 15-20 слов, а итоговые
доходят до 25. Согласно действующей пяти балльной системе оценивания
знаний разработана шкала оценки знаний.

Кол-во
слов в кроссворде
Уровни
эрудиции
 Высокий «5» Средний «4»  Удовлетворительный
«3»
Низкий

«2»

4 4 3 2 1 и ниже
5 5 4 3 2 и ниже
6 6 5 4 3 и ниже
7 7 6 5 4 и ниже
8 8 7 6 5 и ниже
9 9 8 7-6 5 и ниже
10 10 9-8 7-6 5 и ниже
11 11-10 9-7 6-5 4 и ниже
12 12-11 10-8 7-6 5 и ниже
13 13-12 11-9 8-6 5 и ниже
14 14-13 12-9 8-6 5 и ниже
15 15-14 13-10 9-7 6 и ниже
16 16-15 14-11 10-8 7 и ниже
17 17-16 15-12 11-8 7 и ниже
18 18-17 16-13 12-9 8 и ниже
19 19-18 17-15 14-10 9 и ниже
20 20-19 18-14 13-10 9 и ниже
21 21-20 19-15 14-11 10 и ниже
22 22-20 19-15 14-11 10 и ниже
23 23-21 20-16 15-12 11 и ниже
24 24-22 21-17 16-13 12 и ниже

План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный
этап

Цель:
разработка модели обучения учащихся биологии с
использованием игры-задачи
Задачи: -разработать стратегию, тактику и
оперативное
планирование

              
-анализ ситуации в поддержании интереса к предмету


п/п
Мероприятия Предполагаемый
результат
Сроки
1 Анализ
ситуации
Проведение
тестирования
сентябрь
2 Анализ
учебной деятельности учащихся 5 класса
Контроль
за результатами учебной деятельности
(традиционной методики)
  
3 Работа
с литературой по теме

Поиски
информации по теме

Накопление
информации

октябрь-декабрь
4 Знакомство
с опытом учителей
5 Изучение
вопроса по изучению теории кроссвордов и
составлению этапов кроссворда
январь-март
6 Составление
алгоритма решения кроссворда
7 Изучение
вопроса о влиянии кроссворда на здоровье
людей
8 Составление
кроссвордов для учащихся 5 класса с
учетом индивидуальных особенностей

Составить
кроссворды для учащихся
5 класса

 
9 Корректировка
учебной программы
Создание
технологических карт для 5 класса
 
10 Разработка
мероприятий по формированию интереса к
проблеме
*вызвать
интерес у школьников используя различные
методы: беседы, сообщения, конкурсы
апрель-май
11 Составление
кроссвордов для учащихся 6 класса с
учетом индивидуальных особенностей
Составить
кроссворды для учащихся 6 класса
 
12 Корректировка
учебной программы
Создание
технологических карт для 6 класса
Цель: подготовка
к внедрению инновации.

Задачи: составить кроссворды для 7 класса, разработать
организацию применения.
1 Выбор
разновидности кроссвордов для данной
возрастной группы
   
2 Составление
кроссвордов для учащихся 7 класса с
учетом индивидуальных особенностей
Составить
кроссворды для учащихся 7 класса.
с сентября по май
3 Корректировка
учебной программы
Создание
технологических карт для 7 класса
Цель: подготовка
к внедрению инновации
Задачи:
-составить кроссворды для 8 класса
   
   -разработать
организацию применения
кроссвордов
1 Выбор
разновидности кроссвордов для данной
возрастной группы
   
2 Составление
кроссвордов для учащихся 8 класса с
учетом индивидуальных особенностей
Составить
кроссворды для учащихся 8 класса с учетом
индивидуальных особенностей
3 Корректировка
учебной программы
Создание
технологических карт для 8 класса
Цель: подготовка
к внедрению инновации

Задачи:
-составить кроссворды для 9 класса
             
-разработать
организацию применения
1 Выбор
разновидности кроссвордов для данной
возрастной группы
Определение
оптимального варианта разновидности
кроссворда
с сентября по март
2

Составление кроссвордов для
учащихся 9 класса с учетом

индивидуальных
особенностей

Составить
кроссворды для учащихся 9 класса с учетом
индивидуальных особенностей
3 Корректировка
учебной программы
Создание
технологических карт для 9 класса
4 Разработка
формы оценивания результатов учащихся
Составлена
«Шкала оценивания»
апрель
5 Представление
теоретического этапа работы на МО ЕМЦ
Утверждение
теоретической части и корректировка
действий
апрель
6 Информирование
учащихся 5 класса и их родителей на
вступление в эксперимент
Получение
согласия учащихся 5 класса и родителей на
внедрение инновации
май
7 Представление
разработки комплексно-целевого плана
реализации инновации УСШ
Утверждение
разработки комплексно-целевого плана
реализации проекта  учебных
годах
май
-июнь
8 Создание
системы контроля за ходом реализации
эксперимента
Создание
контрольной группы
Практический
этап
(5,
6 класс)
Цель: введение в
образовательный процесс инновации

Задачи: -создание
условий для развития участников образовательного процесса

             
-в процессе
апробации производить корректировку действий
1 Информация
учащихся экспериментального 5 класса,
родителей и учителей о вступлении в эксперимент
Информирование
учащихся, родителей и учителей с
комплексно-целевым планированием проекта
сентябрь-ноябрь
2 Начало
системного мониторинга
Входной
контроль учащихся
3 Обучение
учащихся алгоритму решения кроссворда и
системы оценивания
Контроль
и корректировка действий по ходу
эксперимента
4 Оценка
результативности экспериментального класса
на данном этапе
Выходной
контроль
декабрь-апрель
5 Отчет
контрольной группы администрации школы и
Управляющему Совету о ходе  инновации
в
процессе обучения школьников
Информирование
6
Оценка
результативности
Осмысление
результатов
май
(7,
8 класс)

Цель:
включение
учащихся в творческий процесс

Задачи: – научить
учащихся приемам составления кроссвордов

              
-продолжать формировать навыки работы с
научно-популярной литературой

             
-продолжать развитие речевой грамотности
             
-создать сборник
кроссвордов
1 Разработка
мероприятий по включению учащихся в
творческий процесс создания кроссвордов

Набор творческой группы уч/ся

Планирование

сентябрь-октябрь
2 Знакомство
учащихся с теорией, классификацией и
разновидностями составления кроссвордов
Изучение
теории кроссвордов
ноябрь-декабрь
3 Изучение
алгоритма составления кроссворда учащимися
Пробные
работы
4 Создание
творческих работ по выбранной теме и
выполнение их в компьютерном варианте
Представление
творческих работ на уроках,
семинарах, в общешкольной газете…
февраль
5 Сбор
творческих работ учащихся экспериментального
класса для создания сборника «Кросс-вопрос»
Выпуск
сборника кроссвордов «Кросс-вопрос»
март-апрель
Оценочный
этап
(9
класс)
Цели: оценка
результатов эксперимента

Задачи: – подвести итоги полученных результатов в ходе проведения
эксперимента

             
-сделать
выводы с учетом корректировки действий проекта
             
-определить
перспективы дальнейшей деятельности
1 Разработка
мероприятий по оценке результатов
деятельности инновации на учебно-воспитательный процесс
Обработка
результатов и оформление документации
сентябрь-октябрь
2 Информирование
о результатах деятельности инновации
администрации школы и УСШ
Отчет
контролирующей группы
ноябрь-декабрь
3 Экспертная
оценка работы и определение
перспективных действий проекта УСШ

Оценка качества работы

Информирование
итогов

февраль-март

Перспективы развития проекта

  1.  Создание творческой группы для выполнения
    кроссвордов и
    выполнение их в компьютерном варианте (для учащихся начальных классов).
  2.  Сбор творческих работ учащихся экспериментального
    класса
    для создания сборника «Кросс-вопрос»
  3.  Издание сборника кроссвордов по биологии 5-9
    классов

Источник финансирования проекта

  1.  Спонсорская помощь
  • Главная
  • Кроссворды
  • Тематические кроссворды
  • Кроссворды по наукам
  • Кроссворды по биологии

Кроссворд по биологии 20 слов

Этот кроссворд можно разгадать в режиме оналайн бесплатно и без регистрации.
Чтобы посмотреть ответы, нажмите на кнопку над игровым полем.

По горизонтали:

4 – «Язык поз» у муравьев.7 – Другое название грибницы.8 – Зона клетки, содержащая ядерное вещество.11 – Саморегуляция живых существ.12 – Наука о кошках.13 – Автор термина «эволюция».16 – Верхний рыхлый слой суши.17 – Длинная цепочка ДНК со множеством генов.19 – Наружный слой кожи.20 – «Биология» образована от греческих слов «наука» и …

По вертикали:

1 – Историческое развитие организмов.2 – Подход в зоопсихологии, изучающий формирование желательного поведения у животных.3 – Земляная груша.5 – Самый простой метод наблюдения за птицами.6 – Предмет изучения эмбриологии.9 – Совокупность генов организма или клетки.10 – Предмет изучения цитологии.14 – Наука, изучающая мягкотелых моллюсков.15 – Тело лишайника.18 – Один из печёночных мхов.

1
2 3
4 5
6
7 8
9
10
11 12
13 14
15 16
17
18
19
20

Добавить комментарий