Шаг 1. Жили-были
Вы точно знаете хотя бы 2-3 традиционных начала сказок: «жили-были в волшебной стране» или «в далеком царстве». А можно чуть по-другому – «однажды в темном лесу на краю света» или «на дне морском». Главное сейчас решить, где вся наша сказка будет происходить. Если пожелаете, это даже может быть ваша квартира или холодильник.
Шаг 2. Кто жил-был?
Теперь знакомимся с героем.
Кто это:
- человек – принц, принцесса, рыцарь, бедняк, нищая падчерица, волшебник;
- говорящая зверушка – заяц, сова, слоненок, львенок, щенок;
- вымышленная живность – фея, гном, дракон, тролль, русалочка, невиданная зверушка с большим ушами и мохнатыми лапами.
Как его зовут? Если подходящее имя сразу на ум не приходит, смело заимствуйте: Алиса, Ланселот, Ариэль, Гастон, Белль… Борис (хорошо подойдет коту или зайцу с разрядом по боксу).
Как выглядит? Мал да удал, страшненький, но смекалистый, симпатяга-богатырь, умница-красавица, да еще и спортсменка… ваш вариант.
В чем его сила, брат? Это может быть редкое великодушие, щедрость, хитрость, скорость, ловкость, начитанность или просто накаченные бицепсы и здоровенный ножичек.
Возможно, будет полезно еще выяснить финансовое положение и семейный статус героя. У него большая и дружная семья, или он сирота? Живет в роскоши, на пособие или недавно резко обанкротился и теперь в депрессии?
Шаг 3. Что здесь происходит???
Сейчас начинается самое интересное – надо задать герою задачку, которую этот бедолага будет решать до конца нашей сказки. Главный секрет здесь в том, что конечная цель персонажа должна быть очень-очень важной.
В помощь вам мы дадим несколько наводок.
Путешествие в поисках сокровища.
Пример. Слабенький мальчуган из бедной семьи случайно нашел у дедушки на чердаке карту с маршрутом к дереву, дарующему магические способности. Придется это деревце отыскать.
Спасение близких.
Пример. У девочки приболела младшая сестренка, и ей срочно надо добыть лекарство, но не простое, а почти золотое. Лекарь-садист отправляет героиню за ингредиентами то в темный лес, то на дно морское, то на высокую гору.
Возвращение домой.
Пример. Злобный колдун закинул принца в глухомань (за МКАД), и теперь парнишке нужно как-то возвращаться домой и отбивать свой трон.
Избавление от опасности.
Пример. Изнеженная принцесса доигралась, заблудилась в лесу и угодила в логово ведьм. Задача: перехитрить мрачных теток, сбежать и добраться до (ближайшего РОВД) замка.
Подвиг ради спасения мира, города или другого населенного пункта.
Пример. Родную деревеньку трех друзей терзает шайка гномов – мелких, но вредныыыых. Надо разобраться с этой низкорослой ОПГ.
Осуществление мечты.
Пример. Юноша грезит женитьбой на одной знакомой принцессе. Девушка решила испытать жениха и попросила несчастного принести ей волшебные цветочки. Растут они только в одном месте – пещер, населенной страшными зверюгами, растут волшебные цветы. Разумеется, смельчак отправляется собирать этот гербарий.
Ну, принцип вы поняли, а дальше сами в том же духе. Если фантазия предательски молчит, возьмите знакомый сказочный сюжет и рассмотрите его с непривычной стороны. Например, в истории о рыцаре и драконе поменяйте их роли. Сделайте наездника в доспехах злодеем, а огнедышащую ящерицу – безобидной милашкой.
Шаг 4. Три подножки
Чтобы история была интересной, на пути к цели герой обязан преодолевать препятствия. А откуда им взяться, если мы их ему не подкинем?
По канону преград должно быть 3.
Для примера возьмем сюжет с принцем, который оказался на краю света из-за вредного колдуна. Чтобы вернуться домой, ему придется решить три проблемы:
- Пешком идти до родного королевства 10 лет – нужно добыть быстрый транспорт.
- По пути принц встретит чудище. Его никак не объехать – придется завалить или хотя бы обезвредить.
- Колдун слепил трех каменных великанов и приказала им остановить принца на подступах к королевству.
Придумывать выход из ситуации, как вы понимаете, тоже придется вам. На помощь придут старые и новые друзья, волшебные животные, ожившие деревья, магические шляпы, горшки и прочие предметы гардероба и быта и вообще что угодно – это все-таки сказка. Тут решение проблемы может в прямом смысле свалиться с неба. Свободно фантазируйте и выбирайте первые идеи, которые приходят в голову.
Шаг 5. Сказка почти готова
Нужно еще сделать три вещи:
- Показать момент, когда герой добрался до цели и обрел желаемое – нашел волшебное дерево, вылечил сестренку, вернулся домой и далее по списку.
- Вознаградить всех добрых персонажей.
- Наказать злодеев.
Если хотите придумать совсем уж «травоядную» сказку, можете злодеев не наказывать. Пусть они раскаются, а главный герой их великодушно простит.
Остается только добавить традиционную финальную фразу: «И жили они долго и счастливо».
Удалось сочинить сказку? Если все получилось, можно переходить на следующий уровень – продвинутый сказочник. Для этого читайте подробное руководство «Как придумать сказку для ребенка? Волшебная история за 8 шагов с планом и примерами». Здесь много подсказок и пояснений.
Самое основное — чтобы главный герой сказки находил у вашего ребенка эмоциональный отклик, был близок и понятен. И здесь нам помогут две вещи: внешнее и внутреннее сходство. Сегодня поговорим о первом. Будет довольно много пунктов, некоторые более важны, некоторые менее. Но познакомиться лучше со всеми.
Совпадение пола героя с полом ребенка
В сказках для взрослых это не обязательно, но для детских сказок очень важно. Особенно если вы пишете сказку для дошкольника, у которого полным ходом идет гендерная социализация. При этом важно понимать, что герои сказки — это не отдельные люди, а разные части одной личности. В каждом из нас есть и герои, и героини. И мужское, и женское. Чтобы в психике ребенка эти образы работали правильно, герои должны быть мужественными, а героини — женственными.
Близость возрастов
Совсем не обязательно говорить в сказке напрямую, сколько лет было герою. Но поведение и речь персонажа так или иначе будут выдавать его возраст (по крайней мере психологический). Он должен примерно соответствовать возрасту ребенка, для которого вы пишете сказку. Тут, конечно, нужно понимать, что это не жесткое соответствие вроде «моей дочке восемь с половиной лет — значит, и принцессе из сказки ровно столько же».
Может ли герой быть старше ребенка?
Иногда ребенку интереснее и важнее герой чуть старше него самого. Потому что сейчас ему, например, шесть лет, и он думает: «Когда мне исполнится семь, я пойду в школу. А как оно там, в школе?.. Как вообще живут семилетние люди? Они же совсем взрослые, не то что я. Им уже, наверное, все можно!» Вспомните себя в детстве. Какой огромной тогда казалась разница в целый год, на целый класс! И возможно, вашему ребенку нужно как бы «заглянуть в будущее», чтобы убедиться: там не страшно, там все будет хорошо.
А когда нужен герой помладше?
Бывает и наоборот: ребенку нужна сказка с героем младше него самого. Скажем, если там, в более раннем возрасте, осталось что-то важное, с чем ребенок эмоционально так и не справился, что не прожил до конца. Это может быть как грустное событие (например, развод родителей, смерть домашнего животного или кого-то из родных), так и радостное, которое тем не менее сделало жизнь ребенка сложнее (рождение младшего брата или сестры, переезд и т. д.).
Бывает и так, что на первый взгляд нет никакого значимого события в прошлом и кажется, нет причин «возвращаться» в тот возраст с помощью сказки, а ребенка туда тянет. Может быть, вы замечали, что в играх ваш ребёнок выбирает роль младше, чем он есть сейчас? Допустим, ему уже пять, а он хочет побыть маленькой лялечкой, которой нужно соску и на ручки. Если так, не ругайте ребенка, не стыдите: «Какая тебе соска, ты уже вон какой большой!» Скорее всего, вашему малышу просто нужно больше внимания и ласки. И кроме порции обнимашек (ее обязательно надо выдать!) напишите для него сказку, в которой герой будет младше, чем ваш ребёнок сейчас. И пусть там, в сказке, герой тоже получит много-много любви и заботы, а к концу истории станет старше и самостоятельнее.
Таким образом вы как бы добаюкаете своего ребенка — и поможете ему повзрослеть. Потому что истинное взросление начинается не с того, что у нас появляется больше обязанностей и ответственности, а с того, что мы достаточно напитались родительской любовью. Стоит отметить, что если мы делаем сказочного героя старше ребенка, для которого предназначается сказка, то старше ненамного.
Понятно, что четырехлетке вряд ли будет интересна сказка о подростке. Возрастной разрыв должен быть максимум год-два. Если же нам требуется герой младше ребенка, то тут все индивидуально. Либо это тот возраст, когда произошло значимое событие, которое все еще не до конца прожито ребенком. Либо тот возраст, в котором была недополучена родительская любовь. Например, когда вы много работали и не могли уделять малышу столько внимания, сколько ему было нужно.
Маленькая подсказка
-
Дети помладше (3–6 лет) любят сказки о животных и игрушках.
-
Детей постарше (5–8 лет) обычно больше интересуют персонажи-люди. Особенно с магическими способностями — феи, волшебники и т. д.
Это, конечно, общая рекомендация, а ориентироваться всегда надо на конкретного ребенка, для которого вы создаете сказку. Что любит он? Какие персонажи нравятся ему? Может быть, ему неинтересны традиционные, классические сказочные герои, но он очень любит трансформеров или Человека-паука. Или у него сейчас период пиратов, волшебных пони, фиксиков и т. д. Тогда, конечно же, лучше всего взять именно такого персонажа.
А может быть, у вашего ребенка есть самый-самый любимый герой, который сейчас затмил всех остальных? Тогда можно сочинить новую историю о нем. Итак, с возрастом героя более или менее разобрались. В чем еще должно быть его внешнее сходство с ребенком?
Внешность
Нельзя сказать, что это обязательное условие, жесткое правило или даже настоятельная рекомендация, как в случае с полом и возрастом. Но в целом внешнее сходство поможет вашему ребенку быстрее сродниться с героем. Здесь срабатывает эффект узнавания: он такой же, как я! Например, если ваш сынишка темноволосый и темноглазый, ему, скорее всего, будет трудно сразу соотнести себя с образом белокурого голубоглазого мальчика-ангелочка. Конечно, и здесь есть свои нюансы. Герой может быть чуть улучшенной версией вашего ребенка. Причем улучшенной именно с его точки зрения. Если ваша пухленькая дочка мечтает быть стройной, то в сказке она может быть изящной феей. Или сын, худенький мальчишка, хочет быть накачанным и сильным — и в сказке оказывается суперменом.
Но помните: здесь важно быть очень и очень осторожными. Иначе, попав в больное место, можно причинить еще бóльшую боль. Иногда ребенок воспринимает (не умея этого объяснить, не понимая, а только ощущая) образ сказочного героя как ваши родительские ожидания. У него может возникнуть чувство, что вы будете любить его тогда и только тогда, когда он станет вот таким — улучшенным, подправленным. Поэтому подобный вариант выбора героя лучше использовать лишь в том случае, если вы не сами сочиняете сказку для своего ребенка, а делаете это вместе с ним. Об этом способе — чуть позже, а пока вернемся к тому, в чем еще может проявляться внешнее сходство героя сказки и ребенка, для которого она сочиняется.
Созвучие имен
Опять же это совершенно не обязательно. Но если такое сходство есть, ребенок быстрее и проще сможет сродниться с героем сказки. Маленькая подсказка. У героев сказки может и вовсе не быть имен! Можно писать просто: «Жила-была принцесса…» или «Один рыцарь…» — и сразу будет понятно, что это та самая принцесса и тот самый рыцарь. Ну, или просто девочка и мальчик. Или даже мышка и ежик. Или вообще кукла и машинка. Все зависит от пола и возраста ребенка, его интересов и т. д. Здесь важно другое: героя не должны звать точно так же. Наоборот, это даже нежелательно. Но хорошо, когда есть созвучие имен. Например, если вашу дочку зовут Валентиной, то она скорее почувствует связь с героиней по имени Виллина, чем с Генриеттой или Марианной. Конечно, необязательно давать персонажам вычурные имена, но зачастую от волшебных сказок дети (особенно более старшего возраста) ждут необычного даже в таких деталях. Если же вы пишете сказку для дошкольника, героев лучше называть попроще. Также в качестве имени можно дать герою ласковое домашнее прозвище вашего ребенка.
Как научить детей сочинять сказки?.
Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.
В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов, сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.
Но как показывает практика последних лет, у многих детей дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого развития. Ведь чтобы хорошо связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Очень важно, чтобы родители и воспитатели после чтения сказки обсуждали с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думать и выражать свои мысли в творчестве. Вопросы, игры и творческие задания развивают воображение и интуицию, ловкость и глазомер; учат общению и наблюдательности; воспитывают чувство взаимопомощи; помогают ребенку глубоко и активно постигать основы родного языка, математики, искусства.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип “От простого – к сложному”; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза – в – глаза.
Рассмотрим отдельные методы и приемы работы со сказкой.
Моделирование сказок.
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
В своей работе мы предлагаем использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке “Три медведя” это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке “Теремок – полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка – зеленый; лиса – оранжевый и т.д.).
Выразительные движения.
Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния “Грусть” звучит пьеса “Болезнь куклы” из “Детского альбома” П.И. Чайковского. Изображая разгорающийся “Огонь” под “Танец с саблями” А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.
Проблемные ситуации – это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации – это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен “Снежная Королева?).
Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский “Крокодил Гена”).
Почему поссорились лиса и заяц? (“Лиса и заяц”. Русская народная сказка).
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)
Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке “Репка”.
· Рассказать знакомую сказку по кругу.
· Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
· Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
· Придумывание своей сказки “Морковка” (по аналогии).
· Оформление книги “Полезные сказки” (обложка, иллюстрации).
· Изготовление костюмов-нагрудников “Овощи” (ткань, бумага).
· Разыгрывание придуманных сказок. И так далее.
Могут быть и другие творческие задания: Сказки, но по-новому – дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами.
Сказки о бытовых предметах – началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.
Реальное начало, сказочное продолжение.
Узнай сказку по песенке героев:
***Не садись на пенек, не ешь пирожок (“Маша и медведь”)
***Скрипи, нога, скрипи, липовая! (“Медведь – липовая нога”)
***Козлятушки, ребятушки!
Отворитеся, отопритеся! (“Волк и семеро козлят”)
Продолжи сказку – вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.
Нарисуй сказку – дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).
Также можно использовать следующие методы для развития творческого воображения: “Заканчиваем сказку” – суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите.
Цель: развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.
Для этого, необходимо озвучить ребенку начало придуманной сказки. Например: “Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу – заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…”. Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.
“Рассказ о конкретном персонаже” – суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.
Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки.
“Сказка с помощью картинок” – суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг.
Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.
Для этого подойдут картинки из детских книжек, пособия или буквари. Показываем ребенку картинку, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые малыш не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д.
“Инсценируем сказку” – суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами.
Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.
Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.
При работе над сказками с детьми необходима искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Желательно привлечь к оценке самого ребенка: Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. Взрослый должен находиться рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Начинать нужно с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
Не надо предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок
Существует несколько этапов работы над сочинением сказок.
1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций). Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.
Во время беседы предлагают следующие задания:
– упражнения на развитие словаря детей;
– придумать новые названия для известных сказок, например, для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял».
– постановка проблемного вопроса поискового характера: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?», например, «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»
– задания: “Сравни сказочных героев”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже” учат дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей.
– упражнения: “Сказочная деревня”, “Тридевятое царство”, “Заколдованный лес” формируют умения рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет сказки.
2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.
После знакомства со сказкой следует предложить детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов, выполнить иллюстрации к сказке на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок».
Использование схематических изображений.
3 этап. Сочинение сказки.
К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным…»
К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?».
Использование схем, картинок.
4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.
В игровых упражнениях “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей” необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог.
Упражнения на развитие внимания, воображения, движения:
– нести очень «тяжёлый» чемодан;
– дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно
кислое;
– передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;
– «встретили друга» (улыбнулись);
– «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза);
– «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом).
Эти упражнения позволяют детям научиться переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения.
Изготовление дошкольниками по собственным сказкам иллюстрированных книжек-самоделок, записывали сказочные истории, разыгрывали спектакли для малышей и родителей.
Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок
Закончи сказку.
Цель: развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.
Педагог предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: как мальчик Степа пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?».
Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки.
Сочинение по сериям картинок
Целью данного задания – помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей; учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия – это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка.
Коллективное сочинение
Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой – самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей.
Инсценировка
Предложите малышу «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания – активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.
Сказка о конкретном персонаже
Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказкирешает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Ребенок рассказывает сказкуот первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказкипридумывается название.
Сказка по заданной теме
Ребенку предлагается сочинить сказкуна предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка». Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.» Таким образом, малыш постепенно готовит материал для сказки на тему «Приключения котенка». Теперь он может, используя придуманные им предложения и фразы, описать характер героя, рассказать, как котенок собирался на прогулку, что интересного он увидел, что с ним произошло, чем все закончилось. Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы – например, кровать или сумка.
Сказка об игрушках
Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку». Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения.
Сказка на свободную тему
Этот жанр – вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача педагога – создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.
4. Работа с родителями
Работа по сочинению детьми сказок проходит в тесном контакте с родителями. Воспитатели проводят консультации по темам: “Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста”, “Сочиняем сказочные истории вместе с детьми”, “Воспитание сказкой”, устраивают выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Иллюстрации к любимой сказке», оформление книг совместно с родителями.
Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников педагоги предлагают родителям детские рассказы оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества воспитателя с родителями.
Сочинение — записанный дома родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с воспитателем в детском саду.
Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.
1. Подготовительная работа проводится педагогом или родителями по заданию воспитателя. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.
2. Составление сказки детьми на занятии под руководством педагога.
3. Коррекция и закрепление материала на индивидуальном занятии.
4. Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).
5. Домашняя работа по составлению и оформлению сказки ребенком совместно с родителями.
6. Проверка домашнего задания.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Сказки позволяют развивать творческие способности, т.е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.
Библиография
1. Аркин Е. А. Родителям о воспитании – М , 1957
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Пособие для воспитателя детского сада) Под редакцией А. М. Виноградовой – М , 1980
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М. , 1986.
5. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
6. Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В. Я. Проппа). – М., 2000.
7. Родари Дж. Грамматика фантазии.- Калуга, 1992.
8. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992
9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.
Обучение дошкольников сочинению сказок.
«Ну расскажи…», — тянет ребенок. И так уже который день подряд. Почему все дети, рано или поздно, просят сочинить «персональную» сказку? И почему родителям все-таки важно не отнекиваться, а прислушаться к просьбам и попробовать? Объясняет Лита Ли, сказкотерапевт, автор книги «Мам, расскажи сказку!».
Фото: Prostooleh/Freepik
Лита Ли, педагог, сказкотерапевт
Почему все дети так просят придумать для них сказку? Какие потребности за этим стоят?
Во-первых, здесь потребность во внимании, очень естественная и для взрослых людей, и для детей в особенности. Им очень нужно доброе внимание.
Когда ребенок приходит с каким-то запросом — «Мам, расскажи сказку про зайчонка» или «Расскажи про куколку», — подспудно, неосознанно он ожидает, что это будет сказка о нем самом. Ему нужно, чтобы на него обратили внимание, чтобы значимый взрослый посвятил ему время, причем качественно, осмысленно.
Это еще и потребность в поддержке. Особенно, если у персонажа есть какая-то проблемная история: например, малыш просит рассказать про котенка, который боялся купаться. Ему важно не чувствовать себя в одиночестве: это не только я боюсь купаться или зубки чистить, но и герой тоже. Конечно, ребенок этого не осознает, но все-таки ему нужен сотоварищ, пусть и сказочный, который будет разделять какую-то его слабость.
Иногда ребенку важно даже придать какую-то «легитимность» своим поступкам. Нельзя быть «плохим», драться, плеваться, обзываться, но что-то внутри заставляет тебя это делать — ты сам не хочешь, но вот так себя ведешь. И тогда приходишь к маме и говоришь: «Мам, расскажи мне про волчонка, который дрался».
Третья, очень важная, — потребность в игре, в творчестве. Ведь такая сказка творится прямо сейчас, на твоих глазах, по твоему запросу — это такой акт творчества, и ты даже можешь повлиять на сюжет, если что-то происходит не так, как тебе хотелось. Например, мама начинает рассказывать о семействе лис, в котором было двое лисят. А ребенок может в этот момент сказать: «Нет, пусть будет три!». Получается уже совместное сочинительство.
В каком возрасте обычно появляется такая просьба?
Всё очень индивидуально, зависит от темперамента, характера ребенка, от наличия старших братьев и сестер, которые могут его «подтягивать» за собой. Многое зависит от воспитания, окружения.
Обычно такой запрос появляется не раньше трех лет, — раньше само «я» еще не настолько сформировано. Начиная от трех лет и лет до 6−7, это конечно, очень условно и обобщенно.
Конечно, если отношения с родителями доверительные, то и подросток может подойти и предложить сочинить вместе историю.
Что происходит с ребенком, когда он слушает сказку, которую придумали специально для него?
Тут зависит от того, попали вы или нет своей сказкой в проблематику, в ту тему, которая важна для него, удалось ли ребенку проассоциировать себя с главным героем. Если да, то тогда он проживает те эмоции, которые испытывает и герой.
И, конечно, испытывает прежде всего интерес, захваченность, завороженность, — как при выступлении фокусника, когда все внимание полностью сконцентрировано на том, что происходит на сцене (или в сказке). Это проявляется и на уровне тела — широко распахнутые глаза, затаенное дыхание.
Фото: freepic.diller/Freepik
Это как-то влияет на отношения ребенка и родителя?
Конечно же, происходит сближение. Отношения укрепляются благодаря тому, что вы очень качественно проводите время вместе, тесно общаясь.
Иногда у родителя и ребенка даже появляестя такой тайный язык, когда они могут перебрасываться какими-то намеками, метафорами — и окружающим, которые не в теме, непонятно, о чем идет речь.
Взрослый и ребенок находятся в своем особенном мире, который только для них двоих — и это, конечно, очень сближает. Это очень здорово.
Что дает родителям? Это прикосновение к своему внутреннему ребенку, к той части души, о которой мы часто забываем. В моменты погружения в сказочный мир, тот внутренний ребенок пробуждается и взрослый в идеальном варианте чувствует легкость, игру, интерес, радостный творческий зуд, когда уже и самому хочется побыстрее придумать, что же там дальше будет.
Но все это бывает в том случае, если мы не подходим слишком серьезно к написанию сказки. Не говорим себе строго: «Так, у моего ребенка проблема, надо срочно ее решить. Вот сейчас сяду, напишу и все разрулю». Это работает когда подход легкий: мы сейчас поиграем!
А если родитель никогда не придумывал истории и теперь боится даже пробовать?
Наверное, за этим страхом что-то стоит. Может быть, внутренний критик? И он запрещает все это делать: «Да что ты выдумала? Ды ты писать-то вообще не умеешь! Вспомни, у тебя что по литературе было в школе? Нашла чем заниматься!» Страх, что ты не будешь соответствовать каким-то планкам, установкам. Это один из вариантов, который приходит в голову.
Я бы посоветовала попробовать написать сказку для себя, чтобы проработать эти вещи, ответить на вопросы. Но это, наверное, утопический совет. Как правило, потребности детей мотивируют нас больше, чем наши собственные.
Тогда так: надо просто начать — звучит, пожалуй, глуповато? Двигайтесь маленькими шажками, не пытайтесь сразу написать шедевр.
Отталкивайтесь от повседневности — вот ребенок просит вас о сказке, а вы в это время моете посуду, вот отсюда и берите ситуацию. Начинайте рассказывать про маму зайчиху, которая на кухне варила суп для своего зайчонка и…
Собирайте то, что близко и знакомо, то, что происходит в вашей жизни. Пусть история будет простой, без изысков — обычное описание вашей жизни, немножко переделанной в сказку. Со временем вы потихонечку войдете во вкус и начнете сочинять более интересные захватывающие сюжеты.
Для начала нужно просто разрешить себе говорить все что угодно, любые простейшие «детсадовские» вещи, поддержите себя.
Еще совет: сочинять сказку совместно с ребенком. Это очень бережный способ, — ребенок сам вас направит в нужное русло.
Дети очень любят включаться в эту игру, с удовольствием придумывают — у них такая фантазия, что занятие даже превращается в терапию для родителей. Ведь у вашего малыша в голове еще нет ограничений, что «вот так сочинять нельзя», «а вот это глупо», «а вот так стыдно» — дети могут сказать любую «ерунду», и делают они это естественно. И это поможет расслабиться вам и вашему внутреннему ребенку и тоже включиться в процесс сочинения, игры и творчества.
Интересно почитать
Лита Ли «Мам, расскажи сказку!»
“Абраказябра”
Легко сказать: придумай ребенку сказку. А с чего начать? Эта книга поможет подойти к делу с ясной головой. Как создавать главного героя — должен ли он быть похож на ребенка и если да, то в чем? Как лучше выстроить сюжет, есть ли обязательные «ингредиенты»? И почему не стоит бросать сказку на середине? А хеппи-энд — это обязательно? Первая часть книги поможет начать сочинять полезные терапевтичные истории для малыша, а вторая подскажет, как взрослый может позаботиться и о себе самом,. тоже написав сказку.
Читайте также:
Нужно ли читать детям сказки?
ТЕСТ. Хорошо ли вы знаете сказки Пушкина?
Сказки на ночь: 8 книг для сладких снов
© Коллаж Кристины Савельевой
Придумываем собственные истории
Наверняка вы с ребенком успели перечитать уже немало сказок. Какие-то вам нравились больше, какие-то меньше. Возможно, вы думали, что смогли бы справиться не хуже некоторых авторов, а то и лучше. Так почему бы и правда не попробовать свои силы?
Многие родители пишут сказки для детей. Но еще веселее придумывать истории вместе. Вот несколько советов, которые помогут вам написать действительно интересную сказку.
Все сказки учат детей быть добрыми, смелыми, дружелюбными и так далее. Прежде чем вы перейдете к самому сюжету, придумайте, какой урок хотите в нем спрятать. Ваш ребенок недавно узнал, как важно делиться с другими? Тогда напишите историю о щедрости, чтобы закрепить этот урок. Или возьмите мораль из любимой сказки ребенка и придумайте на ее основе свой сюжет.
Решите, с чего начнется ваша история, где будет герой в самом начале. Затем придумайте конфликт или проблему, которую герою придется решать на протяжении всей сказки. В середину истории добавьте поворотный момент, в котором герой узнает, как решить проблему. Найдите самое неожиданное решение!
После придумайте, как именно герой использует свои новые силы или информацию и справится с проблемой. И обязательно опишите судьбу героев после окончания истории. Не ограничивайтесь обычным «И жили они долго и счастливо». Добавьте подробностей!
Теперь переходите к созданию протагониста. Им может стать и сам ребенок, и его домашний питомец. Немного измените его характер и сделайте персонажа более сказочным. Ведь герои историй всегда смелее, умнее и хитрее реальных людей.
Придумайте персонажу звучное имя и внешность. Нарисуйте его, чтобы познакомиться с героем поближе.
Каждому герою должен противостоять злодей. Он и станет причиной всех его проблем. Будет ли он жутким монстром, злым колдуном или обычным человеком, решившим получить власть и волшебные силы? Ему в любом случае понадобится не менее крутое имя и внешность.
Когда вы составляли план сюжета, то решили, что герой победит злодея своим острым мечом? Но теперь ваши планы могут измениться. Вдруг герой не просто одолеет злодея, а убедит его перейти на сторону добра?
А вот и самая веселая часть! Без волшебства ваша история все равно может быть интересной, но с ним она точно станет лучше. Вместе с ребенком решите, какой предмет окажется волшебным и поможет вашему герою усвоить важный урок и победить злодея. Например, он может путешествовать во времени с помощью часов или бегать со скоростью света в любимых кроссовках вашего ребенка.
Обычно события сказок разворачиваются в королевствах в далеком прошлом. Повторите эту особенность популярных сказок или сломайте шаблон. Пускай в вашей сказке действие будет происходить в наше время или даже в будущем. Вместо королевства подойдет ваш родной город
Скорее всего, герою придется отправиться в небольшое путешествие. Нарисуйте карту. Она поможет решить, сколько времени ваш герой пробудет в пути и с какими еще препятствиями столкнется.
Вам нужно заинтересовать читателей (даже если ими будете только вы с ребенком) первым же предложением, поэтому уделите ему побольше внимания. Полистайте ваши любимые сказки и рассказы. Все ли они начинаются со стандартного «Жили-были»? Скопируйте предложение, которое вам понравится больше всего.
Важно не только решить, что рассказывать, но и как это делать. Для написания сказки вам точно понадобится толковый словарь или словарь синонимов. Возьмите бумажные или найдите их в интернете. Все же решили отправить своих героев в прошлое? Используйте побольше устаревших слов! Подберите короткие слова, чтобы ваша история казалось более динамичной.
Подписывайтесь
на наш Telegram
- игры
- лайфхаки
- 6-10 лет
- 10+
- сказки
- хобби
Разбор
…И зачем это делать с помощью мультиков?
партнерский материал
Развитие
Собрали для вас подборку школ, в которых можно заниматься не выходя из дома.