Как составить сказку для сказкотерапии

Написание самоисполняющихся сказок – один из инструментов метода сказкотерапии, помогающий в работе над собой. Начиная писать свою сказочную историю, в сюжет вкладывают личную проблему. И по мере развития сюжета в сказке эта проблема там волшебно решается. Подсознание подсказывает путь герою для того, чтобы получить нужный результат. Написанная по правилам самоисполняющаяся сказка впоследствии влияет и на реальную жизнь. Как это происходит и как правильно написать такую сказку, можно узнать из статьи. Поскольку этим психологическим инструментом чаще пользуются женщины, статья адресована им.

Как написать сказку, чтобы она исполнилась в реальной жизни

Психологи давно сошлись во мнении, что подсознание может влиять на нашу жизнь как в хорошую, так и в плохую сторону. Однако есть способы не только направить это влияние в мирное русло, но и добиться с его помощью решения любой возникшей проблемы. Один из инструментов в достижении этой цели – сказки. Нет, их не надо слушать перед сном. Их надо писать, причем самим. И правильно написанная сказка имеет все шансы сбыться в реальной жизни. Что же для этого нужно?

Знакомимся с внутренней сказочницей

Как написать сказку, чтобы она исполнилась в реальной жизни

Помните, как в детстве мы сочиняли сказки, прямо на ходу выдумывая волшебные сюжеты? Но вырастая, многие из нас позабыли о волшебстве по причине разных жизненных испытаний. И все равно в душе каждой женщины живет внутренняя сказочница. Когда все идет четко, красиво и так, как вы хотите, значит, ваша внутренняя сказочница в порядке. Но если вы живете скучно, без малейшей яркости и радости, то ваша сказочница уснула крепким сном.

Чтобы написать сказку, которая по вашему желанию воплотится в реальную жизнь, без помощи внутренней сказочницы не обойтись. Разбудить ее или наладить с ней контакт поможет медитация.

Итак, примите удобную позу сидя. Закройте глаза. Сделайте глубокий спокойный вдох и медленный выдох. Отпустите все свои мысли. По всему телу пустите волну расслабления. Ощутите радость и счастье, покой и безмятежность.

Представьте, что перед вашим взором проплывают разноцветные облака. Они рассеиваются, и вы видите пряничный домик, увитый плющом и розами, или средневековый замок с остроконечными башнями, а может, что-то другое. Рассмотрите внимательнее, что окружает это жилище. Дивный сад с фруктовыми деревьями, цветами и дорожками из голубых камушков или парк с аккуратно постриженными кустами, изысканными клумбами и диковинными фонтанами? Какие птицы поют в ветвях деревьев, какие бабочки садятся на цветы? Заметьте все это. Вдохните аромат, наполняющий воздух.

Смело ступайте по дорожке, потому что вас уже давно здесь ждут! Навстречу идет ваша внутренняя сказочница. Какая она: маленькая фея с крыльями или красивая дама в остроконечной шляпе? Рассмотрите ее. Поздоровайтесь, спросите ее имя, услышьте ответ. Ваша внутренняя сказочница приглашает вас осмотреть ее дом и окрестности. Идите, любуйтесь, наслаждайтесь!

На тенистой террасе накрыт чайный стол. Вы вместе пьете ароматный чай. Ваша внутренняя сказочница достает из потайного ящичка хрустальный флакончик с золотистой жидкостью. Это напиток вдохновения. Она наливает вам в чай несколько капель, чтобы отныне вы свободно могли творить, мечтать, воображать.

За легким разговором не замечаете времени. Но все-таки понимаете, что вам пора возвращаться. На прощание ваша собеседница сообщает, как вы можете связаться с ней в любое удобное для вас время. Возможно, нужно произнести какие-то волшебные слова, например, «раз-два-три-четыре-пять, сказочку иду писать», или три раза хлопнуть в ладоши. А может сделать что-то еще. Услышьте и запомните слова или ритуал – то, что приведет вас в состояние творчества.

Вы благодарите и тепло прощаетесь с хозяйкой чудесного места, еще раз вдыхаете полной грудью аромат, разлитый в воздухе, и открываете глаза.  Теперь у вас есть волшебные слова или какое-то действие, чтобы настроиться на сказочный лад. Произнесите их или исполните волшебный ритуал, а потом приступайте к делу.

Ставим цель

Как написать сказку, чтобы она исполнилась в реальной жизни

Прежде чем начать писать сказку, надо четко понимать, что вы хотите получить в итоге. Допустим, вас уволили и теперь вы не можете устроиться на работу. Вы хотите найти работу по той же специальности или в планах получить дополнительную профессию, а потом уже найти новое место? Или пора монетизировать ваше хобби? А может вы устали работать и мечтаете, чтобы о вас заботился мужчина? Это три совершенно разные сказки.

С теми же мужчинами тоже возможны ситуации, которые хочется исправить. К примеру, с мужем все разладилось – смотрит на сторону, вас не замечает, словом, ушла любовь. Хотите вернуть гармонию в отношения с мужем – это одна сказка. А если его измены не можете простить и хотите расстаться, чтобы начать новую жизнь с кем-то другим, то сказка, понятно, будет уже другая. Вот только месть ему или его любовнице в сказку тащить не стоит. Одно из правил – никогда не желать в сказке зла другим, чтобы это не вернулось вам.

Если у вас есть проблемы со здоровьем, сказка поможет их решить. Только «здоровье» в целом – тема для одного сюжета не подъемная. Надо выбрать что-то поконкретнее. Отдельно написать сказку про желудочно-кишечный тракт, если вас беспокоит эта сфера, или про кровеносные сосуды, если это ваше больное место. Про любой орган или систему придется писать отдельную сказку.

Выбираем образ

Как написать сказку, чтобы она исполнилась в реальной жизни

К подсознанию нужен тонкий подход. Если писать сказку про деньги, называя их прямо «деньгами», то это вряд ли сработает. Подсознанию подавай метафору, ему нужны образы. К тому же, для каждого это что-то свое. Деньги для кого-то – вода, убегающая между пальцев, а для кого-то – энергия, дающая силу.

В качестве образа работы подойдет сказочное веретено с золотой нитью, которой можно выкладывать узоры судьбы. Или волшебное перо, способное выписывает новую красивую жизнь. Работа в интернете в сказке может быть связана с волшебной паутиной. К решению квартирного вопроса применим образ гнездышка для птички или норки для мышки, или дупла для белочки.

Лебединая или голубиная пара – образ гармоничных супружеских отношений, счастливого замужества. Братья Мир и Лад – уже готовые образы для сказки о семейном примирении. Собственный бизнес можно представить в виде мельничного колеса или чего-то другого крутящегося, что быстрее придет вам на ум и будет принято душой.

Что касается болезней, то тут образы связаны с функциями органов и систем, которые беспокоят и просятся в сказку. Желудочно-кишечный тракт – железная дорога, привозящая необходимые грузы в сказочное королевство и увозящая отходы. Легкие – насос, снабжающий некую страну воздухом. Вены – берега рек. Позвоночник – башня. Нервная система – провода.

Следуем сценарию

Рассмотрим один из возможных сценариев. Напишем сказку-путешествие. Начало пусть будет традиционным – «жила-была героиня». А героиня – это автор сказки! Она может быть представлена в каком вам угодно образе – просто женщина или королева, мастерица-рукодельница или волшебница. Мышка, рыбка, белочка, львица, волчица – кто вам больше по душе. Или звездочка, травинка, перышко, камешек – все в ваших руках.

Опишите, кто она, чем занимается, как живет, в чем ее ценности, что у нее есть, чего не хватает и какие последствия приносит отсутствие чего-либо в ее жизни. Описывая все это, вы уже ставите проблему. Дальше героиня ищет пути ее решения.

Следуйте за своим воображением! Сказка пишет себя сама. Возможно, героине пригодится совет, услышанный от какого-то помощника или прочитанный в волшебной книге, который по нашему сценарию связан с дорогой. Может быть, в совете даже описан маршрут и призывы к действию – найти, увидеть, взять, использовать, завоевать что-то волшебное, что поможет в решении проблемы.

Героиня может сразу отправиться в путь, а возможно ей надо будет обдумать полученный совет и собраться в дорогу. Позвольте ей взять с собой, к примеру, три предмета, которые могут пригодиться в дороге. В пути возможны встречи с какими-то волшебными существами. Помогая им, героиня получает подарки или помощников, а все это пригодится в битве с врагом.

Мы подошли к кульминации. Героиня встречает врага, выясняет его намерения и оценивает свои силы. В битве применяет подарки, привлекает помощников или использует те предметы, что взяла с собой в дорогу. Разумеется, героиня побеждает. Ведь это вы, и это ваша сказка, и пишете ее вы сами! Но все-таки битву лучше выиграть по-женски.

К примеру, дошли вы до места на реке, которая в вашей сказке символизирует денежный поток, где сидит Змей Горыныч, перекрывший своим огромным телом русло. Сказочный герой обычно достает меч-кладенец или лук-самострел и разит им врага. А «по-женски» будет не убить его, а превратить во что-то милое и доброе с помощью того же поцелуя в щечку каждой из трех голов. Или послать прямо из сердца горячий луч любви, который растворит оболочку Змея Горыныча, а под ней он окажется прекрасным принцем.

Еще одно правило – всегда прописывать в сказке хороший конец. Что получает героиня в результате победы, как ее изменил весь этот опыт: какой она была и какой стала? И не жалейте подробностей, когда речь зайдет об исполнении ее желания! В окончании истории уместны пир на весь мир, веселье и благодарности помощникам. И нужен посыл в будущее. Например, «с тех пор и навсегда вода в реке больше не убывала, а наоборот прибывала» – так можно закончить сказку, где Змей Горыныч перекрывал русло.

Подпись к сказке напишите примерно так: «Эта сказка принадлежит мне, Ф.И.О., и будет исполнена в отношении меня». И уже в самом конце добавьте финальную фразу: «Пусть то, что написано, или что-то лучшее гармонично войдет в мою жизнь и принесет счастье мне и всем, кого это касается».

Как написать сказку, чтобы она исполнилась в реальной жизни

Когда сбудется сказка?

Полностью написанную сказку сохраните на бумаге или в компьютере. Не запрещается распечатать текст и повесить на стену, прочитать друзьям и близким. Но после «отпустите» сказку, «забудьте» о ней. Сказки начинают сбываться и в самый короткий срок, и через несколько месяцев.

Важно

Начиная писать, вы запускаете определенный процесс. Не ленитесь, не бросайте сказку на полпути. Дайте процессу завершиться!

Написав сказку, не удивляйтесь тому, что сценарий волшебно работает в жизни. Так будет продолжаться до прописанного вами финала.

Мастер
класс для педагогов «Сказкотерапия. Сочиняем дидактическую сказку».

Цель:
Создание дидактической сказки.

Задачи:

·       
Познакомить педагогов с методом
сказкотерапии;

·       
Видами сказок;

·       
Создать дидактическую сказку

Дополнительные
материалы:
Карандаши, ручки, бумага, проектор ,
музыкальное сопровождение.


Этапы проведения: Приветствие (настройка на работу);

Основной
этап (практика);

Заключительный
этап (рефлексия).

Приветствие:
Добрый день, уважаемые коллеги, тема
нашего сегодняшнего мастер класса «Сказкотерапия. Сочиняем дидактическую
сказку».
Что такое сказкотерапия и почему этот метод наиболее эффективен для реализации
воспитания и обучения.

Но
перед началом работы, я предлагаю небольшое упражнение на релаксацию, для того,
чтобы настроиться на нужный рабочий лад!

(Звучит
спокойная музыка, с помощью проектора на экран транслируются фотографии дикой
природы под звуки природы).

Давайте
закроем глаза и  представим, что мы находимся на природе, мы чувствуем, как
ветер ласкает наше лицо, звуки природы, помогают нам расслабиться…
Небо над нами голубое и чистое, мы чувствуем как тепло разливается по всему
телу, тревога и напряжение покидают наше тело. Мы видим животное перед собой.
Какое это животное? Попробуем повторить за ним движения. Что это животное
пытается нам сказать, показать?
Возвращаемся назад! Раз.. Два… Три… Открываем глаза.

Основной
этап.
Все мы в детстве, а кто-то и сейчас
любили сказки. Сказка-уникальный инструмент, с помощью которого можно
транслировать и закреплять знания и навыки.

Сказкотерапия — это направление практической психологии,
метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования,
коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и
психотерапевтической помощи и др. (согласно официальному определению понятия
сказкотерапии на википедии)

Сказки бывают разные:

1. Дидактические сказки, помогают усвоению новых
знаний, умений и навыков. Отличить такую сказку можно по заданиям, которые используются
в конце для закрепления новой информации или на протяжении всей сказки.
Психологическая сказка- история, цель которой влиять на личностное развитие с
помощью метафор и ярких сказочных образов.
2. Психокоррекционная сказка-сказка, которая поможет поменять негативные
установки для слушателя, В таких сказках показывают 2 способа разрешения
проблемы: эффективный и неэффективный.
3. Психотерапевтическая сказка-не стоит её, пожалуй, путать с
психокоррекционной, хотя, на первый взгляд они могут быть довольно похожи. Они
затрагивают глубинные проблемы слушателя и проработать их. Травмы, обиды, и
другие психологические проблемы, основная задача сказки-оказание поддержки и
эмоциональной помощи.
4. Медитативная сказка- сказка-аэропорт перед вылетом к медитации, у таких
сказок может не быть сюжета , а повествование складывается исходя из чувств и
внутренних ощущений.

Сегодня мы попробуем составить дидактическую
сказку.

1.           
Для начала мы
создадим образ места где будут происходить наши сказочные события. Я предлагаю
2 способа по желанию: можно нарисовать или просто описать.

2.           
Придумываем
проблемную ситуацию, которую наш герой должен будет решить. Какой урок он
должен будет усвоить.

3.           
Придумываем
образ героя. Нужно постараться приблизить образ героя характеристиками к образу
клиента, который приходит к нам с запросом. В нашем случае это ребенок, который
обладает теми или иными характеристиками. При работе в группе, можно предложить
детям создать-нарисовать аватары своих героев.

4.           
Помещаем
героя в проблемную ситуацию.

5.           
Находим выход
из проблемной ситуации.

Важно
понимать причину, которая привела к проблеме.

Возможные
причины:

·             
Привлечение
внимания;

·             
Переживание
травматических событий;

·             
Высокая
тревожность или наличие страхов.

·             
Проживание
чувства обиды.

Итд.

Начнем
сочинение нашей дидактической сказки. Перед вами листы бумаги, карандаши и
фломастеры.

Создаем образ
места. Это может быть сказочная территория или привычная нам атмосфера, например:
детский сад, комната, парк итд.

Постарайтесь
придавать значительное внимание деталям.
(педагоги рисуют под  релаксационную музыку)

Отлично!
Локация дла сказки готова.
Придумаем образ героя. Можно проговорить вслух его основные качества и
характеристики. Внимание внешним деталям тоже важно уделить, чтобы
поспособствовать созданию проекции на героя.
Также создадим героя помощника (Герой помощник это дополнительный персонаж,
помогающий главному герою проходить испытание.

В некоторых
случаях можно создавать образ злодея, который может ассоциировать негативные
качества главного героя и быть инициатором проблемной ситуации.

Мы можем
рисовать детали нашей сказки, а можем просто прописывать.
Создаем проблемную ситуацию.

Находим
решение, придавая действию противоположное действие.

Разберем на
примере сказки «конёк-горбунок»

Локация
сказки, сказочное королевство.

Главный герой
Иван-дурак.

Герой
помощник Конёк-горбунок.

Трудности, с
которыми встречается герой (непринятие в обществе-отвергнут семьей и другие
испытания)

Решение
проблемы: принятие себя, вера в себя, дружба, преодоление страхов.

Начнем
сочинение нашей дидактической сказки. Перед вами листы бумаги, карандаши и
фломастеры.

Создаем образ
места. Это может быть сказочная территория или привычная нам атмосфера,
например: детский сад, комната, парк итд.

Постарайтесь
придавать значительное внимание деталям.
(педагоги рисуют под  релаксационную музыку).

Разбор
получившихся сказок.

Заключительный
этап:

Заполнение
анкеты-опросника «Впечатления от мастер-класса»,
рефлексия.

Спасибо за
внимание!

Как придумать сказку для коррекции поведения ребенка

При создании сказки учитывайте возрастные особенности:

  • Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные.
  • Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол, индивидуальные особенности ребенка.
  • Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы.

Принципы сказкотерапии:

как придумать сказку для коррекции поведения ребенка

Источником для создания терапевтических сказок служат знакомые сказочные сюжеты, притчи и былины, не последнюю роль играет воображение самого ребенка, а также ситуации из реальной жизни.

Для того чтобы придумать терапевтическую сказку самостоятельно, нужно учитывать некоторые правила:

  1. Не нужно полностью копировать в сказку проблему малыша, она должна быть лишь косвенно на нее похожей.
  2. В терапевтической сказке должен присутствовать понятный и нужный совет, благодаря которому ребенок сможет найти выход из трудного положения и справиться со своей проблемой.
  3. Сюжет сказки с терапевтическим эффектом должен следовать в определенной последовательности. 

Принципы ее построения психотерапевтической сказки

  1. Создаём образ главного героя.
  2. Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию.
  3. Создаем образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели.
  4. Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи.
  • Совет мудреца. 
  • Прямая агрессия.
  • Использование волшебных предметов и помощников 

 5.   А теперь герой самостоятельно преодолевает все препятствия.

 6.   Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.

 7.    Позитивный финал – торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя. 

 8.   Вопросы к сказке: 

  • О чем эта сказка, чему она нас учит?
  • Почему герой поступает именно так?
  • Чего он хотел на самом деле?
  • Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает? Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему? Кто же такой по-сути главный герой.

Руководство по созданию сказки с терапевтическим эффектом.

Элементы сюжета

Правила создания разных частей сказки

Начало сказки. Жил-был… или жили-были в одном прекрасном царстве, королевстве…

Главный герой должен быть одного пола и возраста с ребенком. Желательно, чтобы некоторые черты характера ребенка угадывались в сказочном персонаже.  Кроме того, главным героем сказки для маленьких детей может стать любимая игрушка, животное или маленькие сказочные человечки.

Ребенку пяти лет будет интересно увидеть главными героями принцесс и принцев, а также солдатов. Современным детям будут интересны сказки, в которых главными героями станут роботы-трансформеры.

Для подростков лучше использовать бытовые сказки или притчи.

Описывать жизнь сказочного героя нужно так, чтобы ребенок ясно видел сходство со своей жизнью.

Однажды наш герой или героиня попали в …

Нужно описать проблемную ситуацию, из которой ищет выход главный герой. Ребенок при этом должен найти точки соприкосновения и провести параллели со своей проблемой.

Из этого …

Должно поменяться направление. В сказке появляются различные варианты для того, чтобы разобраться и найти выход из проблемной ситуации. Возможно, что выход или верное решение главному герою помогут найти другие персонажи.

Кульминация терапевтической сказки

Герой самостоятельно или с помощью друзей преодолевает все выпавшие на его долю трудности.

Развязка

Герой приходит к осознанию того, что неправильно поступал, он признает свои ошибки и выбирает единственный правильный путь. За это он получает вознаграждение.

Сказочная мораль — «сказка ложь, да в ней намек…»

Главный герой должен получить необходимый урок и изменить свою жизнь в новом правильном направлении.

План анализа детских и взрослых сказок

психологический вариант  

Размышление над сказками и их обсуждение предлагается строить, по следующему плану:

  1. Выделение основной темы.

Через нее передаются основные ценности, установки поведения и формирования взаимоотношений с окружающими. На этом этапе важно понять главные идеи сказки. для этого ребенку или взрослому педагогом, родителям и т.д.) рекомендуется задавать вопросы типа:

  • О чем эта сказка?
  • Чему она нас учит?
  • В каких ситуациях нашей жизни пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

2. Мотивы поступков.

Здесь важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки, их потребности. Ребенку можно задать вопросы следующего типа:

  • Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно?
  • Чего он хотел на самом деле?
  • Зачем один герой был нужен другому? Почему другие герои

появились в сказке? Какую роль они выполняют – помощников или врагов героя?

  1. Способы преодоления трудностей.

Линии героев сказки могут переплетаться. Здесь важно проследить хapaктepныe для них способы разрешения жизненных трудностей. Для этого нужно попробовать ответить вместе с ребенком на следующие вопросы:

  • Как герой решает проблему?
  • Что он использует в качестве средства решения проблем:

хитрость, волшебные предметы, помощь окружающих и др.? – Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный?

  • Герой решает и преодолевает все сам или старается переложить ответственность на другого?
  • В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

4. Отношение героев к окружающему миру и самому себе.

На данном этапе важно понять, является ли герой созидателем или разрушителем по отношению к окружающему миру, другим героям, для этого нужно обсудить следующие вопросы:

  • Что приносят поступки героя окружающим (радость, горе, прозрение)?
  • В каких ситуациях он созидатель, в каких – разрушитель?
  • В связи с этим, какие чувства вызывает эта сказка?

План анализа детских и взрослых сказок

педагогический вариант

Обращает ли ребенок внимание на мимику изображаемых персонажей?

  •  
  • Умеет ли по изображению достаточно верно определить характер персонажа?
  •  
  • Удается ли ребенку рассказ по изображению? Участвует ли его воображение в этом рассказе?
  •  
  • Может ли ребенок начинать и разворачивать игру по сюжету сказки?
  • Использует ли он предметы-заместители в этой игре?
  •  
  • Умеет ли активно, действенно выражать сострадание? (Стремится ли как-то помочь, например, Зайчику из сказки «Лиса и Заяц».)
  •  
  • Понимает ли ребенок шутки, юмор и помогает ли это снять страх перед безнравственными персонажами?
  •  
  • Доступен ли ему переносной смысл рассказываемого, например, обыгрывание слов «большой» и «маленький» В прямом (размеры Таракана, Воробья) и переносном смысле (их поступки, бесстрашие Воробья и т.д.)?
  •  
  • Может ли ребенок «остановить» сказку в тот момент, от которого зависит поворот дальнейших событий, и чем он это мотивирует (объясняет)?
  •  
  • Подбирает ли ребенок цвет для рисунков персонажей, для раскрашивания фона иллюстраций? (Соответствие с образцом.)

Добавить комментарий