Как составить сказку про казаков

Содержание

  1. «Казачьи сказки»
  2. КАЗАЧЬИ СКАЗКИ ТЁТУШКИ ЛОЖКИ.
  3. КАЗАКИ – ЩИТ ЗЕМЛИ РОДНОЙ.
  4. ПОСЛОВИЦЫ
  5. Казачьи сказки для дошкольников
  6. Казачьи сказки
  7. Сказка про казаков собственного сочинения
  8. Рецензия на казачьи сказки

«Казачьи сказки»

Елена Ерилкина
«Казачьи сказки»

(продолжение, а точнее начало и конец)

Публикация казачьих сказок была одной из моих первых на Мааме, и, как не очень продвинутый пользователь, я потеряла начало книжки,которую мы создали в рамках проекта, и последнюю сказку,которая не поместилась, так как материал содержал более 9 тысяч знаков. Теперь исправляю свои ошибки. Вот наши потеряшки.

КАЗАЧЬИ СКАЗКИ ТЁТУШКИ ЛОЖКИ.

Давно это было. Жил-был казак – золотые руки. Пошёл он как-то на базы,смотрит: чурбак валяется.

detsad 175626 1409426762

Покрутил-покрутил его хозяин и решил баклуш набить да ложек нарезать.

Сказано – сделано. Ложечки получились – просто загляденье, а одна –лучше всех: ручка резная, в позолоте вся, едало ягодами красными да листочками зелёными украшено. Досталась она самой маленькой в курене казачке и служила ей много лет.

detsad 175626 1409426809

А как-то раз мыла хозяйка посуду, упустила ложку и расколола на две части. Покачала головой да бросила в скрыню, так, на всякий случай, вдруг пригодится.

Лежит ложка, в сундуке темно, холодно, страшно и скучно. Плачет над судьбой своей, молодость вспоминает. Так прошло много лет. И вот в один прекрасный денёк сундук открылся, и затворница увидела любопытные ребячьи личики. А это внучата к бабуле в станицу на каникулы прибыли. Достали они две половинки, склеили их, покрасили в яркие цвета – засияла ложка пуще прежнего. Стоит в подставке – красуется, перезнакомилась со всеми и стала им истории из своей длинной жизни рассказывать. Работать как раньше она не могла, а сказочницей была чудесной…

Я и сейчас, хотя давно уже из маленькой девочки превратилась в большую тётю, подкрадываюсь иногда ночью к старому скрипучему буфету и подслушиваю эти овеянные стариной истории. Вот некоторые из них записала и предлагаю почитать вам.

detsad 175626 1409426946

КАЗАКИ – ЩИТ ЗЕМЛИ РОДНОЙ.

Как в Российском государстве, да в стороне Дона-батюшки жили-были казаки-люди вольные. Жили не тужили, хлеб растили, границы берегли, курени строили да детишек малых растили.

detsad 175626 1409427073

Посидели разбойники, подумали и согласие свое казакам выдали.

Вышел с нашей стороны Грыцько- казак в боях закаленный, годами войн наученный, хитрый и ловкий.

А с другой стороны такой исполин выехал, что конь его по колено в землю-матушку провалился, а спина солнце ясное закрыла.

Усмехнулся Грыцько, покрутил ус, сединой убелённый, понял, что такого врага силой не одолеть.И начал он его по полю водить: то вправо, то влево, то петлёй, то восьмёрочкой. Солнце поднялось уж высоко, жар донимает, враг силы теряет.

Тут и сказке конец. Собрались наши обидчики и ушли, не солоно хлебавши.

detsad 175626 1409427101

ПОСЛОВИЦЫ

На Дону закон такой: всех врагов с земли долой!

Дон тихий, а слава о нем громкая.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Пришли не званы, уйдёте не ласканы.

detsad 175626 1409427135

51d0088ff6bc98930d77b2016b3bc69c.jpgРождественская сказка. «Рождественская сказка» так мы назвали нашу коллективную работу, которую сделали на XI международный конкурс творческих работ детей и юношества.

Источник

Казачьи сказки для дошкольников

специалист в области арт-терапии

КАК КАЗАКИ МИР СПАСЛИ.

А люди тогда очень много воевали, не жилось им мирно, потому что хотели себе побольше земли забрать и богатств всяких. Посмотрели казаки на это дело, собрались на круг и решили взять и перемерить всю землю и шашками расчертить, чтобы никому обидно не было и драться перестали все. Вот так и сделали. И наступил мир во всём мире.

Честен будь, служи народу, охраняя мир, природу.

Где хозяин ходит, там и хлеб родит!

Работая над этой темой, я столкнулась с тем, что немногие из прочитанных произведений можно использовать в работе с дошкольниками. В основном, они для детей более старшего возраста. Это подтолкнуло меня к созданию своих сказок.

ЦЕЛЬ: познакомить детей с авторской сказкой по изучаемой теме.

-учить сопоставлять сюжеты сказок, проводить параллели ;

-развивать мышление, аналитические способности;

-вводить в активный словарь детей казачьи слова и выражения, учить

подбирать пословицы к тексту;

-прививать бережное отношение к своей семье, гордость за свой край.

Родители вместе с ребятами нарисовали красочные иллюстрации, мы склеили листы, надели обложку, и получилась настоящая книга:

А вот и сами сказки:

Жила – была молодая казачка. Красивая – залюбуешься. Родители у неё давно умерли – сироткой осталась. Хозяйство вела исправно: в доме чистота, грубка побелена, рушники кругом расшитые, половички плетёные, на столе пампушки да варенички; на базах тоже порядок, скотина управлена, ухожена.

Проснулась казачка как-то ранним утром и решила стирку растеять. Собрала бельё и на речку отправилась. А там прохладно, тишина. Солнышко подниматься начало, залюбовалась девушка, вдруг слышит: «Ква-ква, глянь, красавица, по реке папаха плывёт». Удивилась она, что лягушка разговаривает по-человечьи. Стала искать её, а той и след уж простыл. Посмотрела, а по реке и впрямь папаха плывёт, наклонилась, а та ей в руки, словно живая. Как только девица папаху-то в руки взяла, сразу почувствовала, будто та зовёт её куда-то. Подумала-подумала, да и пошла. День идёт, второй, третий, уже черики истоптала, парочка на солнце выгорела, запон весь истрепался. Вдруг видит : конь вороной стоит, а рядом казак недвижим лежит. Принесла девица воды, омыла казаку раны, перевязала. Открыл глаза удалой храбрец и зажмурился от красоты такой. И женился на своей спасительнице. Они и сейчас счастливо живут, пампушки жуют, вам привет передают.

Казачьи слова: ГРУБКА – печка; ЧЕРИКИ – невысокая кожаная обувь (тапки) ; ПАРОЧКА – юбка и кофта одного цвета; ЗАПОН – фартук.

Если голова цела, то на ней должна быть папаха.

В стремя ногой – расстанься с головой.

Казак с конём и ночью, и днём.

Было время, когда казаки жили бессемейно, потому что некогда им было семьёй обзаводиться, надо было границы родины беречь, от супостатов охранять. А потом перемирие выпало, присмирели враги.

Казачьи слова: СУПРУЖНИЦА, ЛАДУШКА – жена.

Жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне.

-Завела бы ты кныш со шкварочками!

Замесила теста полную макитру и поставила подниматься, а сама задремала на порожках. Тесто пыхтело- пыхтело, через край чашки перелезло и айда огородами на выгон.

А там Лиса Патрикеевна кругами ходит, кочета выглядывает. Глядь, по дороге тесто растекается, цыбарку подхватила и к нему:

-Лиса, посмотри, какая карга на плетне сидит!

Пока Патрикеевна головой крутила, тесто убежало. Катится дальше, пыхтит, на солнышке подходит. Навстречу ему порося бежит. Увидало, какая вкуснотища без пригляду бегает, и давай себе на баз заворачивать. А тесто то кренделёчком сложится, то сушкой, то пампушкой, как будто бы дразнится. У порося аж дух занялся, а тесто прыг в канавку и дальше покатилось.

Добралось до речки, устало, легло на бережку, кнышом свернулось и уснуло. А солнце уж в зенит вошло, жарит неимоверно. Стал кныш подрумяниваться.

И назвали мальчишку Прутиком. Что ни день, новому чему-нибудь научится. Скоро уже мог и подкову выковать, и седло сделать, и глечиков накрутить, и сапоги отцу справить. А с лозой так ближе всего сошёлся: такие вещи стал плести, что со всей округи народ посмотреть приходил.

И вот однажды собрались казаки на ярмарку. Взяли и мальца с собой, пусть свои поделки продаёт: и людям в радость, и семейству прибыток. Шумит ярмарка, заливается смехом и говором казачьим, звуками гармошки. Торгует Прутик своими вещицами, уж дело к концу подходит. Понравилась его работа одному купцу заморскому. Стоял, любовался, нахваливал-нахваливал да стал Прутика к себе сманивать. А казачонок ни в какую. Тогда купец мальчишку в мешок, мешок на коня и был таков. Примчался к реке, сел в свою лодку и отплыл в дальние дали.

Долго ли, коротко ли носило их по волнам, прибыли в земли чужбинные. Купец для Прутика самую гибкую лозу приготовил, опытных работников дал, инструмент хороший. Да не идёт дело, загрустил малец по дому, по родимой сторонушке, всё из рук валится.

И задумал Прутик бежать из неволи. Выбрал ночку потемнее, взял коня побыстрее, выехал за ворота и только его и видели. Только учуяли псы охранные цокот копыт, лай подняли. Снарядил купец погоню. Слышит казачонок: догоняют его. Вытащил из-за пазухи платочек голубой, матушкой расшитый, бросил – разлилась река глубокая, как Дон-батюшка. Пока слуги купца искали на чём переправиться, Прутика уже и след простыл.

Вот и курень родной. Родители от горя-печали уж все слёзы повыплакали. Как увидали сыночка родного, обрадовались, и началось у них веселье. Жизнь с тех пор жизнь наладилась, и всё пошло своим чередом.

Казачьи слова: ДЕДУНЯ, БАБУНЯ – дедушка и бабушка, БАТЯНЯ, МАМАНЯ – отец и мать, СУПРУЖНИЦА – жена, ГЛЕЧИК – глиняный сосуд.

Источник

Казачьи сказки

Елена Ерилкина
Казачьи сказки

Родной край, донская сторона, широки твои степи, плодородны нивы, мелодичны напевы… Всё, что мы делаем в своей жизни, так или иначе связано с тобой. Я живу в казачьей станице. Наш детский сад ведёт большую работу по изучению донского казачества.

Именно здесь я впервые столкнулась с казачьими сказками. Смел, находчив, хитёр их герой, слабого надо защитить, достойного – наградить, злодея – наказать. Всё по казачьим законам.

Некоторые из этих сказок, собранных на Дону писателями в разное время, имеют заимствованные из русского фольклора сюжеты, но большинство оригинальны и самобытны. Неповторимый казачий говор и своеобразный юмор придают сказкам особый колорит.

Мы с детьми подготовительной группы в рамках большого проекта уделили этой теме много внимания: знакомились с новыми произведениями, рассматривали их особенности, работали над словарём, проводили инсценировки, придумывали свои истории.

detsad 175626 1402914752

ЦЕЛЬ: показать детям одну из граней культурного богатства родного края.

-вызвать эмоциональный отклик, желание читать сказки;

-развивать творческие способности, обогащать словарный запас;

-воспитывать потребность жить по законам справедливости,

толерантности и добра.

А вот одна из сказок,которую мы сочинили:

КАК КАЗАКИ МИР СПАСЛИ.

А люди тогда очень много воевали, не жилось им мирно, потому что хотели себе побольше земли забрать и богатств всяких. Посмотрели казаки на это дело, собрались на круг и решили взять и перемерить всю землю и шашками расчертить, чтобы никому обидно не было и драться перестали все. Вот так и сделали. И наступил мир во всём мире.

Честен будь, служи народу, охраняя мир, природу.

Где хозяин ходит, там и хлеб родит!

detsad 175626 1402914932

Работая над этой темой, я столкнулась с тем, что немногие из прочитанных произведений можно использовать в работе с дошкольниками. В основном, они для детей более старшего возраста. Это подтолкнуло меня к созданию своих сказок.

ЦЕЛЬ: познакомить детей с авторской сказкой по изучаемой теме.

-учить сопоставлять сюжеты сказок, проводить параллели ;

-развивать мышление, аналитические способности;

-вводить в активный словарь детей казачьи слова и выражения, учить

подбирать пословицы к тексту;

-прививать бережное отношение к своей семье, гордость за свой край.

Родители вместе с ребятами нарисовали красочные иллюстрации, мы склеили листы, надели обложку,и получилась настоящая книга:

detsad 175626 1402915012

А вот и сами сказки:

Жила – была молодая казачка. Красивая – залюбуешься. Родители у неё давно умерли – сироткой осталась.Хозяйство вела исправно: в доме чистота, грубка побелена, рушники кругом расшитые, половички плетёные, на столе пампушки да варенички; на базах тоже порядок, скотина управлена, ухожена.

Проснулась казачка как-то ранним утром и решила стирку растеять. Собрала бельё и на речку отправилась. А там прохладно, тишина. Солнышко подниматься начало, залюбовалась девушка,вдруг слышит: «Ква-ква, глянь, красавица, по реке папаха плывёт». Удивилась она, что лягушка разговаривает по-человечьи. Стала искать её, а той и след уж простыл. Посмотрела, а по реке и впрямь папаха плывёт, наклонилась, а та ей в руки, словно живая. Как только девица папаху-то в руки взяла, сразу почувствовала, будто та зовёт её куда-то. Подумала-подумала, да и пошла. День идёт, второй, третий, уже черики истоптала, парочка на солнце выгорела, запон весь истрепался.Вдруг видит : конь вороной стоит, а рядом казак недвижим лежит. Принесла девица воды, омыла казаку раны, перевязала. Открыл глаза удалой храбрец и зажмурился от красоты такой. И женился на своей спасительнице. Они и сейчас счастливо живут, пампушки жуют, вам привет передают.

Казачьи слова: ГРУБКА – печка; ЧЕРИКИ – невысокая кожаная обувь (тапки); ПАРОЧКА – юбка и кофта одного цвета; ЗАПОН – фартук.

Если голова цела, то на ней должна быть папаха.

В стремя ногой – расстанься с головой.

Казак с конём и ночью, и днём.

Было время, когда казаки жили бессемейно, потому что некогда им было семьёй обзаводиться, надо было границы родины беречь, от супостатов охранять. А потом перемирие выпало, присмирели враги.

Казачьи слова: СУПРУЖНИЦА, ЛАДУШКА – жена.

Жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне.

-Завела бы ты кныш со шкварочками!

-Та я зараз,- говорит старуха.

Замесила теста полную макитру и поставила подниматься, а сама задремала на порожках. Тесто пыхтело- пыхтело, через край чашки перелезло и айда огородами на выгон.

А там Лиса Патрикеевна кругами ходит, кочета выглядывает. Глядь, по дороге тесто растекается,цыбарку подхватила и к нему:

-Залезай,- говорит,- ко мне в гости пойдём!

-Лиса, посмотри, какая карга на плетне сидит!

Пока Патрикеевна головой крутила, тесто убежало. Катится дальше, пыхтит, на солнышке подходит. Навстречу ему порося бежит. Увидало, какая вкуснотища без пригляду бегает, и давай себе на баз заворачивать. А тесто то кренделёчком сложится, то сушкой, то пампушкой, как будто бы дразнится. У порося аж дух занялся, а тесто прыг в канавку и дальше покатилось.

Добралось до речки, устало, легло на бережку, кнышом свернулось и уснуло. А солнце уж в зенит вошло, жарит неимоверно. Стал кныш подрумяниваться.

И назвали мальчишку Прутиком. Что ни день, новому чему-нибудь научится. Скоро уже мог и подкову выковать, и седло сделать, и глечиков накрутить, и сапоги отцу справить. А с лозой так ближе всего сошёлся: такие вещи стал плести, что со всей округи народ посмотреть приходил.

И вот однажды собрались казаки на ярмарку. Взяли и мальца с собой, пусть свои поделки продаёт: и людям в радость, и семейству прибыток. Шумит ярмарка, заливается смехом и говором казачьим, звуками гармошки. Торгует Прутик своими вещицами, уж дело к концу подходит. Понравилась его работа одному купцу заморскому. Стоял, любовался, нахваливал-нахваливал да стал Прутика к себе сманивать. А казачонок ни в какую. Тогда купец мальчишку в мешок, мешок на коня и был таков. Примчался к реке, сел в свою лодку и отплыл в дальние дали.

Долго ли, коротко ли носило их по волнам, прибыли в земли чужбинные. Купец для Прутика самую гибкую лозу приготовил, опытных работников дал, инструмент хороший. Да не идёт дело, загрустил малец по дому, по родимой сторонушке, всё из рук валится.

И задумал Прутик бежать из неволи. Выбрал ночку потемнее, взял коня побыстрее, выехал за ворота и только его и видели. Только учуяли псы охранные цокот копыт, лай подняли. Снарядил купец погоню. Слышит казачонок: догоняют его. Вытащил из-за пазухи платочек голубой, матушкой расшитый, бросил – разлилась река глубокая, как Дон-батюшка. Пока слуги купца искали на чём переправиться, Прутика уже и след простыл.

Вот и курень родной. Родители от горя-печали уж все слёзы повыплакали. Как увидали сыночка родного, обрадовались, и началось у них веселье. Жизнь с тех пор жизнь наладилась, и всё пошло своим чередом.

Казачьи слова: ДЕДУНЯ, БАБУНЯ – дедушка и бабушка, БАТЯНЯ, МАМАНЯ – отец и мать, СУПРУЖНИЦА – жена, ГЛЕЧИК – глиняный сосуд.

Казак- донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.

Закончив проект,я увидела результат: дети заинтересовались казачьей сказкой. Они с удовольствием и гордостью показывали нашу книгу и инсценировку сказки «Козёл-грамотей». А это хороший стимул для дальнейшей работы.

detsad 175626 1402915132

Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в подготовительной группе Данное планирование разработано по программе «Родом из Донского края» «Родом из Донского края» ОКТЯБРЬ Тема:Дон-казачий край! Примерное.

93db9763224852f35645b4fc9d0ff193.jpgРазвивающая игра «Сложи рыбку» В процессе подготовки к открытому занятию «Гулянье в казачьей станице», с детьми был проведен ряд занятий по ознакомлению детей с природой.

Источник

Сказка про казаков собственного сочинения

Кубанские казачьи сказки

КАК СОТНИК ДОЧЬ ЗАМУЖ ВЫДАВАЛ

КАК КАЗАКИ ТУРКАМ СВИНЬЮ ПОДСУНУЛИ

КАЗАК И ПАДАЛЬЩИКИ

КАК КАЗАК С ХИЩНИКАМИ СПРАВИЛСЯ

КАЗАКИ И РАЗБОЙНИКИ

СКАЗКА ПРО МЕДВЕДЯ ШАТУНА И ЕГО ДРУЗЕЙ

СКАЗКА ПРО КАЗАКА ЕГОРА – БЫВШЕГО ВОРА

Он пахал землю и сеял зерно, собирал урожай и молол муку, выпекал душистый хлеб и варил крепкую кубанскую горилку. Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился на всю свою станицу соседние поселения. Со всей округи съезжались казаки к его дому за мягким хлебом и крепкой горилкой.

Но случилось однажды у казака большое несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в той станице пожар, и погорели почти все деревянные постройки в казачьих дворах и лишь глиняные хаты да сараи уцелели. А у Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок.

Прошла осень и наступила зима. И стужа стояла такая, какой в Кубанской области казаки еще не видали. Даже река Кубань – быстрая и бурлящая – покрылась льдом от берега до берега, чего никогда не бывало.

Надел Сашко тулуп из овчины и вышел во двор поглядеть, что там делается. Набил люльку табаком, закурил и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.

Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться. А птица когда не голодная, ей и тепло и не замерзнет в лютый мороз.

С этого дня стал казак каждый день в кормушки для птиц по две жмени зерна сыпать, хотя сам он обеднел и перебивался с хлеба на квас.

Так и прошла зима, и в последний ее день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился, курит люльку и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.

И вот пришла пора посевной. Сидит Сашко в хате, слышит – шум, гам да удивление соседей на улице. “Что такое?” – думает, и вышел во двор.

Глядит, а над его землей стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и скворцы, и воробьи, и множество других птиц, и каждая делом занята – бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань и так много раз.

Казаки со всей станицы собрались, смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.

А Сашко в тот год зерна собрал немерено, даже пришлось новый амбар построить. И стал после этого он жить в постоянном достатке, а затем взял в жены самую красивую девушку в Кубанской области и родилось у них много казачат. И были они счастливы до конца.

Источник

Рецензия на казачьи сказки

Особенности жанра «казачьих сказок» красноярского писателя В.Замятина (проблема традиции и новаторства жанра)

Глава 1.1 Казачий фольклор как явление русской национальной культуры.

В казачьих сказках отразился окружающий мир. Постараемся увидеть в них особенности быта, нравов, обычаев казаков.
Чтобы понять традиции и новаторство В. Замятина в использовании жанра казачьей народной сказки, обратимся к истории казачьего фольклора как явлению русской национальной литературы.

Во-первых, следует отметить воспитательную направленность казачьих сказок: в них отразились моральные нормы, написанные нравственные законы.

Итак, в народных казачьих сказках мы находим изображение окружающего мира, отражение в них особенности быта, нравов обычаев казаков. Исследователи находят в них сходства и различия с русским народными сказками.

Каждый член казачьего общества должен был знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. Вот основные заповеди казачьего общества:

• «Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее».
• «Будь прост, но не подобострастен, доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твое слово – слово народа твоего!»
• «Всем служи честно, будь законопослушен».
• «Люби все, что с ранних лет ты впитал в плоть и кровь в казачьей семье, чти традиции и обычаи своих предков».
• «Пуще благ и самой жизни ставь казачью волю! Помни: воля не своеволие, лихость не разбой, а доблесть не жестокость! Помни: храбрые – всегда добрые, потому как они сильны».
• «Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, он скор и справедлив!»
• «Будь свободен душою, но страсти держи в оковах».
• «Никогда не воюй со слабейшим, а только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага, будь милостив! Победив его рукою, победи его милостивым и милосердным сердцем».
• «Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть».
• «Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а, вступивши, служи ему всем сердцем, всем помышлением».
• «Соблюдай правила и обычаи народа своего. Никогда никого не поучай, но объясняй и советуй, когда у тебя спросят. Тогда станица – любое казачье общество станет тебе домом, отцом и матерью твоими». [6].

Старшие учили детей добру, благожелательности.
В казачьих сказках герои учат различать, добро и зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце». Адрес

Христианские мотивы мы находим и в таком сравнении: «стоит Аленушка перед ними, как свеча тихая да светлая» [4,стр.57]

В сказке «Суженая» казак с радостью видит впереди церковные купола, и думает: «доеду до станицы, в церкву схожу, и попрошу Господа дать мне встренуть свою суженную»[4,стр.81] Аленушка спрашивает казака: «Как тебя звать – величать? за кого мне богу молится.»[4,стр.57].

Глава 1. 2Своеобразие стиля казачьих сказок

Следует отметить, что в казачьих сказках много юмора, забавных историй, некоторые сказки по сюжету похожи на анекдоты.

Особое внимание при рассмотрении казачьих сказок нужно уделить языку этих произведений

Особые диалектные слова (приложение) В казачьих сказках, как и в других жанрах казацкого фольклора, прежде всего бросаются в глаза диалектные слова, которые придают повествованию особый колорит, делают его ярким, красочным, эмоциональным. Некоторые из этих слов очень часто использовались писателями и стали понятны широкому кругу читателя. Так, Михаил Шолохов в своих произведениях часто использует диалектные слова, характерные для говора казаков.

Итак, приведем примеры подобных диалектных слов:

Следует отметить также что слова такого рода стали не только использовать писатели в своих произведениях, но их используют обычные люди и в повседневной речи.
Говорящие фамилии

А вот «уличные» фамилии и семейные прозвища:

• Скаженные (странного поведения, буйные, крикливые);
• Лобаны (внешний признак, большой лоб после перенесённой );
• Гагареевы (подобие птицы гагары);
• Сорочеи (болтливы, как сороки);
• Хаджимахины (от клички коровы);
• Стенвалы (сильные);
• Хомухи (от слова хомут);
• Белбараны (от белых баранов);
• Руденко – Ломаки (всё ломали).

Людей, заслуживших почет и уважения, в казацких сказках называют по имени и отчеству или только по отчеству. А тех, кого призирают, зовут грубо: Ивашка, Мотька, Поранька, Нюська.

В казачьих сказках можно встретить сравнения, близкие по происхождению к народной жизни, так в сказке «Суженая» добрая девиц Маруня «сказала, будто колокольчиком прозвенела».

Народные приметы также отражены в казачьих сказках, например: «Взял он сухую палочку и бросил в воду. Покружила – покружила и камнем на дно пошла. Запечалился Кузя: и что ж такой злосчастный [4,стр.9]

В сказки казаков естественным образом вплетаются песни, частушки. Они являются своеобразным дополнением казачьей сказки или параллельной деталью сюжета:

«Калина-малина в саду расцвела.
Не в ту пору маменька меня родила.
Обращусь младёшенька я кукушечкой,
Полечу я к маменьке во зелёный сад.
Полечу я к маменьке во зелёный сад.
Сяду я во садике – буду куковать.
Своим кукованием сад я засушу,
Горькими слезами терем затоплю.
А калина- малина рано расцвела,
Не в ту пору маменька меня родила».

Глава 2.1 Идейное содержание казачьих сказок В. Замятина.

Заметные сходства с казачьими сказками мы можем найти и в казачьих сказках красноярского писателя В.Замятина.

«Сказ о казаке Пиме» пропитан христианскими мотивами. Главный герой- это ратный человек по прозванию Пима, ни кто не знает, откуда он появился, какого роду – племени, но все замечают его нательный крест, не деревянный, как у всех, а серебряный. Задачу сражаться с недругами, укреплять острог Пима и другие казаки воспринимают как православный долг. ПИМА отличается не только своей стойкостью, но и сосредоточенностью: «Пима вместе со всеми стойко держался, только крест свой изредка в кулак сжимал и шептал что–то, вроде помощи у Господа просил. А главное после того бодрее служить стал, духом вроде покрепчал. Хотя лихо всякого да трудов немереных у казаков не убыло»[2стр.14].
Семья, любовь, даруются Пиме, как награда за его правильную жизнь. Автор замечает: «Любовь- дело хорошее, богу угодное» [2,стр.15].

Жизненные испытания рассматриваются, как проверка человеческих качеств. Автор пишет: «Господь ведь не зря спытанье человеку дает, а чтоб крепче духом он становился. Вот Пима наш и нес иной Крест, Божий, нелегкий.»[2,стр.16].

Христианские мотивы мы находим и в «Сказе про Стеньку и Федула». Стенька, находясь в плену, сквозь решетку видит дух святой, который завет его в царстве небесное. Но Стенька чувствует на себя ответственность перед государем Алексеем Михайловичем, посланником которого он себя считает, поэтому должен он показать силу своей христианской веры. В плену Стеньку не сломили не голод, не побои, не поддался он искушению жениться на красавице, а в обмен веру «басурманскую» принять. Впоследствии стойкость героя была вознаграждена: ему удалось бежать из плена и обрести свое счастье.

Казачьи сказки В.Замятина близки к жанру казачьего фольклора и выражениям чувства глубокого патриотизма, любви к сибирскому краю, «Красному Яру», «Томскому городу», главная цель казаков – охрана и обустройство своей родины. В сказе о казаке Пиме, казаки защищают острог Енисейский, отбиваются от нашествия «кыргызов». Когда поручили казакам сопровождать царский обоз, отправившись в опасный путь, «поручились казаки круговой порукой, поклялись в верности друг другу и тронулись в не легких путь»[2,стр.15]. В сказе про «Стеньку и Федулу» Стенька вместе с другими казаками, защищает Красный Яр и «родимый Томский город», должен он «твердость руки московского царя показывать»[3,стр. 10].

В сказе о казаке Пиме мы встречаем рассуждение о том, что казак должен уметь жену выбирать, вот и Пима нашел свою вторую половину, и «пошли у них детишки ладные да смышленые. Весело стало в доме Пимы»[2,стр.15]. После гибели Пимы его жена надела серебряный крест на младшего сына, и с тех пор передается эта памятка от поколения к поколению. Автор от характеристики одного героя переходит к характеристике людей сибирской земли, замечая, что люди это не многословные спокойные и терпеливые «лямку государеву тянут исправно и не ноют. От их дел по душам людским добро расходиться, аки круги по глади водной. Для людей живут, по совести, да не ждут особливой благодарности, почести не требуют»[2,стр.16].

Сказы Владимира Замятина сопровождаются историческими пометками в которых сообщается, какое событие положено в основу сюжета, когда происходило действие, есть указания на то что было с прототипом героя, и что не вошло в рассказ, кроме того, В. Замятин сообщает читателю, в каких документах или исторических книгах можно найти сведения о данных события. Приведем пример: «В основу сюжета сказа положены реальные события, случившиеся со Стенькой Замятиным. О них можно прочитать в Славянской энциклопедии историка Богуславского. Сибирский род Замятиных берет свое начало в Томске, куда в 1629 году прибыл на службу Замятенка Иванов. В 1726 году отставной сын боярский Прокофей Замятин со товарищами Петром Свищевым и Саввой Станковским по присяжной сказке показал историку Миллеру о том, как был построен Красноярский острог».

Глава 2.2 Своеобразие стиля сказок В. Замятина.

Казачьи сказки В. Замятина по своему стилю близки к произведениям подобного жанра устного народного творчества.

В них мы встречам присуши казачьему фольклору слова: «соседи-станичники», «братья-казаки», «непогодь», «зазря», «дюже», «прохарчиться», «хочь», «из огня да в полымя», «глаголить», «любы-голубы подруги» «вот и весь сказ» «оженился», «важное учинил», «токмо» и т.п.

В произведениях В. Замятина встречаются характерные для фольклора присказки: «живут по чести по совести», «молодо-зелено», «звали-величали», «какого роду племени», «судьба-злодейка».

В.Замятин в своих сазах достаточно часто использует просторечную лексику: «насмешки строить», «можа», «посередь неба», «загодя», «без провианту», «предки евонные», «рыбалить хаживали», «убег», «работать не в моготу».

Рассмотрев казачьи сказки В. Замятина с точки зрения своеобразия жанра, мы можем сделать следующие выводы.

Во-первых, произведения сибирского писателя близки к жанру фольклорной казачьей сказки своей идейной направленностью. В них утверждаются те же человеческие ценности: патриотизм, служение государю и отечеству, соблюдение определенного кодекса чести (мужество, смелость, верность и т.п.), уважение к семейных традиций, сохранение памяти о предках, забота о детях.

Во-вторых, казачьи сказки В. Замятина написаны стилизованным языком, который передает речь наших предков, среди которых были казаки.

В-третьих, следует отметить, что произведение В. Замятина соединяют в себе сказку, притчу, историческое повествование.
Автор старается передать читателям свою увлеченность истории Сибири, старается найти такие темы и сюжеты, которые имели бы воспитательное значение.

Список используемой литературы

Источник

Опубликовано 4 года назад по предмету
Литература
от виолетта201

нужно сочинить казачью сказку про казака,казачку…(что хотите) заранее спасибо!

  1. Ответ

    Ответ дан
    popov777

    жил да был казак .пошел в лес нарубить дров на зиму.тут ему на встречу волчица подошла и сказала убей колдуна что гониться за мной.убил казак колдуна а волчица превратилась в казачку .и стали они жить долго и счастливо.

Самые новые вопросы

Носкова Анастасия

Другие предметы – 2 года назад

Сочинение-рассуждение. прочитайте текст. есть у меня внучка. однажды она говорит: — у веры в субботу день рождения. она

Наумова Надя

Другие предметы – 2 года назад

Л.н. толстой. как боролся русский богатырь как сказал иван о своей силе? найдите ответ в тексте. запишите.

Сазонова Анастасия

История – 2 года назад

Кто такой мильтиад и какова его роль в победе над персами?

Тетерина Татьяна

История – 2 года назад

Какие примеры н. м. карамзин использует для разъяснения пользы новой системы престолонаследия? согласны ли вы с позицией

Попова Полина

География – 2 года назад

Дополните схему. она поможет вам лучше усвоить содержание §1.: 1 что изучает география 2 с помощью чего 3 зачем изучают

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 Муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края

Проект по теме:

«Сочиняем казачьи сказки»

Учитель начальных классов:

Диденко О.Н.

2012-2013 учебный год

Проблема: Как сочинить казачью сказку?

Цели: вовлечь учащихся в процесс создания казачьей сказки;

            создать условия для наиболее эффективного усвоения материала;

         развивать устную и письменную речь учащихся, развивать кругозор;

        воспитывать интерес к миру литературы.

Этапы выполнения проекта:

  1. Объявление темы проекта.
  2. Знакомство с самобытностью речи кубанских казаков, проявляющеюся в сказках.
  3. Знакомство с казачьими сказками. Выявление особенностей построения, самобытностью героев, особенностями речевого оформления. Поиск ответа на вопрос «Чему учит сказка? Чем отличается от авторской, русской народной?»
  4. Составление плана проекта в паре.
  5. Изготовление и оформление книжки-малышки.
  6. Урок-семинар. Презентация проектов.
  7. Организация выставки проектов.
  8. Объявление лучших работ учащихся.

Ход проекта.

1.Объявление темы проекта.

Ребята, а вы умеете сочинять сказки? Как вы думаете, что для этого нужно уметь, какими знаниями владеть?(ответы детей)

2.Знакомство с самобытностью речи кубанских казаков, проявляющейся  в сказках. (Занятие 1).

Вряд ли есть на нашей земле другой край, где на таком сравнительно небольшом пространстве сложилось бы столь богатое созвездие этноса, языков, где веками пересекались и скрещивались бы столь многие народные исторические пути и судьбы. К концу прошлого века Кубань подошла к большому духовному расцвету – количество, подробность и всесторонность издаваемых фольклорных материалов поражает и теперь.

В первые годы заселения Кубани черноморские и линейные казаки отличались друг от друга, так как были представителями разных культур и языков. Но с самого начала шел процесс взаимопроникновения между представителями украинской и русской этнических групп. Главным фактором, говорящим в пользу того, что кубанский говор есть вполне сложившийся, является то, что в равной мере, как русские, так и украинские слова приобретают в нем новое значение. Там, где казалось вполне могла быть чисто русская лексика, приняты слова с причудливой инверсией: жэнци -жнецы, копуавть- покупать, суворый – суровый: Украинские слова приспосабливались к говору в основном изменением своих окончаний: балакаты – балакать.

Кубань входит в состав России . Но при этом здесь сохраняется все своеобразие, неповторимость и неподражаемость этой части России.

Знаете – ли вы, что казаки, расселившиеся по всей России, в 1916 году делились на 11 казачьих войск, в разных территориях казачьи сказки имеют свои особенности , свои оттенки. В фольклоре казаков известны все жанры сказки: волшебная и авантюрная, бытовая дидактическая, сказки -анекдоты, небылицы, сказки о животных, и каждый жанр представлен прекрасными образцами.

Б. Алмазов обработал и пересказал в своей книге”Казачьи сказки” около 100 сказок.

– Ребята, какие сказки вам знакомы?

Сейчас вы услышите сказку “Тройная благодарность”.

Попробуйте объяснить лексическое значение слов, которые встретятся в инсценировке.(дети инсценируют сказку)

Благодарность – чувство признательности к кому – нибудь за оказанное добро.

Граница – рубеж.

Посты – небольшая вооруженная команда, поставленная в определенном месте для охраны.

Абрек – горец, участвовавший в войне против царских войск.

Беккет – замаскированный пост на границе.

В полон – взять в плен.

“Тройная благодарность“.(инсценирование)

Вопросы для оценки осознания смысла и особенностей сказки:

Как казак оценил помощь муравья?

В каких словах выражена основная мысль сказки?

Ваше личное отношение к героям?

Что взяли для себя?

Домашнее задание: прочитать другие сказки в обработке Б. Алмазова и записать в тетрадь таблицу.

Название и тема сказки

Структура сказки

Главные герои

Особенности речевого оформления

Чему учит сказка?

3. Знакомство с казачьими сказками. Выявление особенностей построения, самобытностью героев, особенностями речевого оформления. Поиск ответа на вопрос «Чему учит сказка? Чем отличается от авторской, русской народной?» (Занятие 2).

1. Пересказ нескольких сказок учащимися, анализ с помощью заполненной дома таблицы.

Выявление особенностей сказок может выглядеть так:

Сказка « Поединок Петра-царя с казаком»

Конфликт с центральной властью всегда стоял обособленно в казачьей среде. Вольные, свободолюбивые казаки не хотели принимать правила жизни, навязанные им властью. В начале они активно выступали против, но со временем «поутихли» и признали власть Москвы. А вот все моменты противостояния так и остались в сказках.

Особо почитаются в казачьих сказках герои донские «Донской герой вихрь-атаман Платов», Степан Разин, Ермак Тимофеевич.

Сказка «Ермак и уж».

       С трепетом и уважением относились казаки к своему оружию, буквально холили и лелеяли его. Оружие казака всегда находилось на самом видном месте в его доме, являлось наградой за доблесть, и конечно же не могло не найти свое место в казачьих сказках. Обладая необычайной силой, и здесь оружие для казака выступает защитой для бедных и обделенных, справедливой карой за дела неправильные.

Сказка «Шашка-саморубка».

В казачьих сказках , несмотря на общность казаков в правом деле, явно просматривается нить неравенства казаков, их имущественное положение, и здесь, как бы в отмщение, всегда бедный казачок выходит из положения победителем, о зажиточные казаки выступают посмешищем.

Общий вывод.

Вот такие разные были казачьи сказки. Из века в век прославляли они казачью удаль и корили жадность. Передавались сказки из уст в уста, и лишь в XIX века начали записываться собирателями и краеведами.

Главное отличие казачьих сказок от русских народных- это отсутствие помощи волшебной силы. Казак достигает своих целей , благодаря смелости, уму , выносливости и хитрости. В сказках прослеживается мечта народа о свободе, воле и счастливой жизни.

4. Составление плана проекта в паре. (Занятие 2)

Поскольку коммуникативная технология является одной из наиболее сложных, то необходимо коллективное обсуждение планов проекта каждой пары и своевременная коррекция. Примерный план может быть таким:

  1. Название сказки «Бабушкино веретено».
  2. Идея сказки «Труд человека красит».
  3. Главные герои : Маша, пес, старушка.
  4. Вид сказки: бытовая.
  5. Особенности речевого оформления: троекратное повторение, наличие пословиц, описание местности, костюмов и быта героев.
  6. Чему учит сказка?  (Вывод, счастливая концовка).

Важно помочь детям построить сюжетную линию сказки. Это проще сделать в виде плана, составленного в форме вопросов.  Например ,так:

  1. Кто главный герой сказки?
  2. Зачем он отправляется в путешествие?
  3. С какими трудностями столкнулся герой вначале?
  4. Как он преодолел трудности? Кто ему помогал советом?
  5. Чем закончилась сказка?

4.Изготовление и оформление книжки-малышки (лучше дать задание на дом, корректировать текст, обговорить макет  и иллюстрации).

Примерный план создания книжки.

 Складываем лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц. Первая страница–обложка. Ее необходимо оформить рисунком, отражающим тему сказки. На обложке мы подписываем название нашей сказки. Обязательно выбираем такое название, чтобы из него было понятно, о чем говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: ее начало (вторая страница), середина (третья страница) и конец (четвертая страница).

6. Урок-семинар. Презентация готовых проектов учащихся.  (Занятие 3)

Перед началом презентации работ необходимо обговорить лимит времени, каждая пара выбирает докладчика для защиты проекта. После каждой презентации учитель совместно с учащимися анализирует работу учащихся (критериями служат пункты таблицы) и выставляет оценку в баллах.

  1. Оформление выставки книжек-малышек.

Все работы выставляются на стенд, чтобы в течение недели учащиеся могли поближе познакомиться с проектами других ребят.

  1. Объявление лучших проектов.

Это необходимо сделать, чтобы стимулировать желание учащихся к познанию литературы родного края и.

Использование интернет-ресурсов:

1.http://project.1september.ru/work.php?id=565691

2. http://vseskazki.su/kak-sochinit-skazku.html

3. http://puzkarapuz.ru/content/261

4. http://moja-skazka.ru/?page_id=3703

5. http://tsvetyzhizni.ru/maminy-posidelki/pyat-poleznyx-sovetov-kak-pridumat-skazku.html

Гость:

Давным-давно в одной из станиц Кубанской области жил казак по имени Сашко. И так как война с турками в то время прекратилась, Сашко аккуратно сложил казацкое обмундирование в шкаф, ружье и шашку поставил в угол и занялся земледелием. 
Он пахал землю и сеял зерно, собирал урожай и молол муку, выпекал душистый хлеб и варил крепкую кубанскую горилку. Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился на всю свою станицу соседние поселения. Со всей округи съезжались казаки к его дому за мягким хлебом и крепкой горилкой. 
Но случилось однажды у казака большое несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в той станице пожар, и погорели почти все деревянные постройки в казачьих дворах и лишь глиняные хаты да сараи уцелели. А у Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок. 
Прошла осень и наступила зима. И стужа стояла такая, какой в Кубанской области казаки еще не видали. Даже река Кубань – быстрая и бурлящая – покрылась льдом от берега до берега, чего никогда не бывало. 
Надел Сашко тулуп из овчины и вышел во двор поглядеть, что там делается. Набил люльку табаком, закурил и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают. 
Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться. А птица когда не голодная, ей и тепло и не замерзнет в лютый мороз. 
С этого дня стал казак каждый день в кормушки для птиц по две жмени зерна сыпать, хотя сам он обеднел и перебивался с хлеба на квас. 
Так и прошла зима, и в последний ее день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился, курит люльку и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”. 
И вот пришла пора посевной. Сидит Сашко в хате, слышит – шум, гам да удивление соседей на улице. “Что такое?” – думает, и вышел во двор. 
Глядит , а над его землей стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и скворцы, и воробьи, и множество других птиц, и каждая делом занята – бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань и так много раз. 
Казаки со всей станицы собрались, смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали. 
А Сашко в тот год зерна собрал немерено, даже пришлось новый амбар построить. И стал после этого он жить в постоянном достатке, а затем взял в жены самую красивую девушку в Кубанской области и родилось у них много казачат. И были они счастливы до конца.

Опубликовано 08.06.2017 по предмету Литература от Гость
>> <<

нужно сочинить казачью сказку про казака,казачку…(что хотите) заранее спасибо!

Ответ оставил Гость

жил да был казак .пошел в лес нарубить дров на зиму.тут ему на встречу волчица подошла и сказала убей колдуна что гониться за мной.убил казак колдуна а волчица превратилась в казачку .и стали они жить долго и счастливо.

Оцени ответ

Подпишись на наш канал в телеграм. Там мы даём ещё больше полезной информации для школьников!

Найти другие ответы

Загрузить картинку

Добавить комментарий