Пословицы — хитрые изречения. Слов мало скажешь — а смысл большой донесешь. Сказка из пословиц забавна и поучительна. В пословицах сила великая таится, сила народная.
Сказка «Три зайчонка»
Автор: Ирис Ревю
Жил-был на свете зайчонок Ушик. Трудолюбивым он был, старательным. А братцы его, Ухты и Ахты, ленивыми были. Ничто их не интересовало, лишь бы валяться, ничего не делать. А Ушик – не такой. Ему до всего дело было. Усердным он был, ответственным.
Чуть солнышко землю разбудит, зайчонок Ушик к братьям идёт:
— Кто не работает, тот не ест. Надо за припасами идти, а то голодными останемся.
А братья в ответ:
— Что-то солнышко нынче рано встало, и что ему, златоглавому, не спится? Звёзды посветили бы ещё, порадовали бы нас. Да и месяц нынче хорош был!
А Ушик в ответ:
— Лежебокам и солнце не в пору всходит!
Поплелись зайчата за провизией. Не торопятся.
— А чего торопиться-то, — думают они, — работа – не волк, в лес не убежит.
Принесли домой немного коры, листьев, да стеблей. Посмотрел Ушик – мало еды братцы добыли, да и говорит:
— Надо лень на ремень. Тяжко тому жить, кто от работы бежит. Пироги на кустах не растут. Бегите ещё за едой.
А сам дом чистит, полы натирает, песенки напевает, всё горит у него в руках. Прибежали братья домой. Сидят, охают. А Ушик им говорит:
— Есть такая пословица: В работе «ох», а ест за трёх. Не про вас ли, братцы?
А братцы и вправду за трёх, а то и за семерых едят. После еды отдохнули на лавке, да ещё и на печь полезли дальше отдыхать.
А Ушик им сообщает:
— Крыша прохудилась, починить бы надо!
— Нездоровится нам, братец, утомились мы, долго по лесу бегали. Кору грызли, от комаров прятались, от пчел укрывались. Ноги натрудили, голова болит.
— От лени болеют, а от труда здоровеют, — подбадривает братцев Ушик. А сам уже в кладовке полочки прибивает.
Полезли братья на крышу. Сидят на крыше, байки друг другу рассказывают.
— Эй, братцы, — кричит им Ушик, — скоро сказки сказываются, да не скоро дело делается. Поторапливайтесь, а то скоро солнце зайдёт. Глаза боятся, а руки делают!
Начали братцы-зайцы крышу ремонтировать. Всё потихонечку, да помаленечку, а сами переживают: «Вдруг устанем слишком, да с крыши свалимся?» Так и проволновались до темноты. Но на следующий день ремонт продолжили. Надо дело всё равно до ума довести, доделать то есть. А то вдруг Ушик новую пословицу вспомнит? Он на пословицы мастер!
Вопросы и задания к сказке из пословиц
Как звали трудолюбивого зайчонка?
Какие ты знаешь пословицы о труде и лени?
Сколько пословиц ты нашел в тексте?
Починили ли братья зайцы крышу?
Какая пословица о труде тебе больше всего нравится?
Если бы ты встретился с зайчонком Ушиком, то какие бы пословицы ты сказал бы ему?
Сказки по пословице
-
Печать
-
E-mail
- Информация о материале
- Категория: Детские сказки
придумать сказку по пословице
Не хвались печью в нетопленой избе
Жила-была одна-одинёшенька дивчина Агафья. После смерти родителей достался ей дом отцовский. Агафья появилась в семье поздно, украсила радостью и счастьем последние годы жизни стариков. Шестнадцать лет Агафья утешала старость отца и матери, а на семнадцатом годке не стало их.
Осталась Агафья одна, тяжело ей было с хозяйством справиться. Настала пора искать ей жениха, да только парни молодые стороной её дом обходили. Не умела Агафья ни стряпать, ни супы варить. Родители всю жизнь работали, много в избе добра было всякого, ими добытого. Да только после смерти их редко в доме топилась печь, а огород рядом с избой порос травой.
Сидит Агафьюшка целыми днями у окна и плачет: «Нет маменьки, нет батеньки, некому мне косы русые заплести, некому кашу сварить. Грустно мне, одиноко мне. По что они меня сироткой оставили?»
Услышала те речи соседка Агафьи бабка Настасья. Решила бабушка в дом девушки зайти да успокоить сиротку. Заглянула в дверь и ахнула. У Агафьи углы избы паутиной поросли, бельё нестиранное, неглаженное на кроватях лежит, из печи зола сыплется. Хоть и добра в доме полным-полно, да всё пылью поросло. Подошла бабка Настасья к Агафье и говорит:
– Слезами горю не поможешь. Сколько отмерено человеку на земле, столько и проживёшь. Прожили твои родители жизнь длинную, много добра в дом принесли. Смотрят они на тебя с неба и печалятся. Видят, что доченька их, красавица, ничего не делает, только слёзы льёт, а её годы молодые сквозь пальцы утекают.
– А что же мне делать без родителей? Не умею я ничегошеньки! – ответила Агафья.
– А ты смерть кликать перестань, лучше дело делай. Прибери избу, печь от золы почисти, растопи, испеки пирогов, каши навари – займись хозяйством и сама почувствуешь, как легко на душе станет. Так уж и быть, помогу я тебе на первых порах. Только ты на меня сильно не серчай, когда я замечания тебе делать буду.
– Хорошо, бабушка Настасья, – согласилась Агафья.
Так и стала бабка Настасья с Агафьей жить-поживать. Агафья учится быстро. Вот и пироги пышные из печи выходят, и щи густые, и в огороде картофель крупный растёт, а не бурьян-трава. Некогда Агафье стало думу грустную думать: вся в делах, вся в заботах. Успокоилось сердце девушки, стала она краше прежнего.
А парни молодые тем временем в окна избы Агафьиной поглядывают, мимо не проходят, останавливаются, на дивчину за работой любуются. Пришёлся по сердцу Агафье красивый Степан. Сговорились они между собой и решили свадьбу сыграть. Бабка Настасья помогла им свадебку отпраздновать, пожелала молодым здоровья и счастья семейного, да мешать не стала. Теперь Агафья и Степан сами гнёздышко семейное вьют, деток поджидают.
Другие пословицы и поговорки, подходящие к этой сказке:
Дом вести – не лапти плести.
Дом вести – не бородой трясти.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Не беда ошибиться, беда не исправиться
В городе одном в семье дружной жила-была Дашенька. Матушка будила её по утрам и отправляла в школу на обучение. Добиралась Даша до школы быстро: только дорогу перейти. От того и вставать ей слишком рано не хотелось. Любила девочка поспать до последней минуточки.
Из школы возвращалась Дашенька домой, а уроки делать не торопилась. Быстренько поест, да на улицу бежать. А чуть что, так сразу к маменьке и в слёзы. Не хотелось порою девочке признавать своих ошибок, старалась она причину найти или другого обвинить в том, что он и не делал вовсе.
Так и жила Даша, пока в школе не появился новый учитель. Увидел он, что Даша ленится, сама задания выполнять не хочет, у других списывает, с себя вину на других перекладывает. Решил учитель оставить девочку после уроков заниматься дополнительно. Закапризничала Дашенька, запричитала, слезами облилась, а делать нечего – учитель строг и непреклонен.
Сидит Даша в классе школьном одна, самостоятельно задание учительское сделать пытается, а без подружек не может ничего.
– Почему у тебя ничего не получается? – спросил учитель Дашу.
– Да боюсь я ошибиться, Иван Петрович, – ответила Дашенька.
Объяснил Иван Петрович Даше, как задание выполнить. Она сделала и просит у учителя, чтобы домой он её отпустил, а Иван Петрович и говорит:
– А ты подобное задание сделай и расскажи мне, каким правилом пользовалась при его выполнении, тогда я тебя и отпущу!
Сидит Дашенька, мучается. Стала она вспоминать, как учитель ей объяснял, как рассказывал. Пошла Дашенька по его шагам и глядь в тетрадь: получилось у неё самой задание выполнить.
Иван Петрович подошёл к Даше, увидел в её тетради выполненное задание, проверил и похвалил девочку. По душе пришлась Даше похвала учителя. Рассказала она ему и правило. Учитель ей пятёрку в дневник поставил.
Пришла Даша домой, а гулять с подружками не торопится. Села она уроки делать да книги читать. Тяжело было поначалу Дашеньке, но быстро исправилась она, стала хорошо учиться, лениться перестала. Больше друзей у Даши стало, и всем она помогает, никому не отказывает, а если где и провинится, то вину свою признает.
Другие пословицы и поговорки, подходящие к этой сказке:
Терпенье и труд всё перетрут.
Дело мастера боится.
Кто раньше встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Нет милее дружка чем родная матушка
Рос в крестьянской семье сын Иванушка. Летними днями резвился он с друзьями на просторах полей широких, а зимой всё в снежки играл да на саночках катался. Мама, как ни попросит у него дров наколоть, воды из колодца принести, так всё Ванечка матушке отказывает: некогда ему, играет он. А мать сама за водой колодезной идёт, коромысло обратно тяжёлое с двумя вёдрами домой несёт, приговаривая:
– Не помощник у меня растёт, а бездельник! Ни воды принести, ни дров наколоть!
Так и жили, пока мама не заболела. Лежит мать на печи, хворает, врачей на помощь призывает. Приехал доктор, прописал пилюли и отдых, а печь в доме растопить некому, да и дрова давно закончились.
Прибежал Ванечка домой, заглянул во все кастрюли, а еды не приготовлено. Смотрит, а мамка на печи лежит бледная вся, еле дышит. В избе холодно стало, как на улице. Испугался Ванечка, что матушке плохо совсем. Побежал мальчик за дровами.
Рядом с домом одни чурбаны лежат, а дров на растопку нету. Схватил Ванечка топор и давай дрова колоть. Поначалу у него получалось неважно, но когда мать родную вспоминал, дело лихо делалось. Наколол Иван дров, в дом принёс, печь растопил. В доме тепло стало. Посмотрел на мамку, а у неё от тепла щёки порозовели. Обрадовался Ванечка.
Решил он кашу сварить, да воды в доме ни капли не было. Схватил Иван коромысло да за колодезной водой отправился. Обратно вёдра тяжеленные несёт, матушку вспоминает.
Начал Ванечка кашу варить. Не выходит она у него, пригорает. Посмотрел Ваня на маму, лежащую на печи, каша пригорать перестала. Сварил мальчик кашу и видит, что мама глаза открыла и с печи слезть пытается. Помог Иван матери. Сели они за стол.
Смотрит Иван на матушку: мама ест, и легче ей становится, а с его души печаль и тоска улетучиваются.
Начала матушка выздоравливать, а Ванечка её одну не оставляет: по хозяйству помогает. Поправилась матушка, а Ванечка перед собой и перед Богом зарок дал, что матери всегда помогать будет.
Другие пословицы и поговорки, подходящие к этой сказке:
При солнышке тепло, при матушке добро.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
В семье, где нет согласия, добра не бывает
Жила-была одна семья. У отца и матери росли две дочери и два сына. Младшего сыночка звали Петром, старшего – Сашенькой, дочку младшую – Анной, а старшую – Катенькой. Дети между собой постоянно не в ладах были, всё время ссорились.
Как за дело братья с сёстрами не берутся, так начинают спорить, кто какую работу сделает. Всё старались занятие полегче выбрать, чтоб быстрее по хозяйству справиться. Пока спорят – солнце за горизонт закатится, а работа стоит. Так и жили: где доска не прибитая шатается, где в комнатах не прибрано, где посуда не помыта. Мама не успевала по хозяйству: детей много, а помощи от них никакой.
Решили как-то отец с матерью уехать в соседнюю деревню к родной тётке. Нужна стала ей помощь срочная, неотложная. Быстро собрались родители в путь-дорогу да уехали. Только их и видели. Остались дети одни, да опять спорить начали.
Спорят-спорят, а работа не делается. Проголодались братья и сёстра, а приготовить щи некому. Так и легли спать голодные в постели неприбранные.
На следующий день с утра опять спорить начали, да к согласию так и не пришли. Сварила Катенька щи, растопив печь остатком дров, используя последнее ведёрко воды, да сама их и съела, с братьями и сёстрами не поделилась. Сидит одна на печи сытая, остальные голодные ходят.
Обиделись братья и сёстры друг на друга пуще прежнего. Решили они каждый сам себе воду носить и еду готовить, да в доме два ведра и топор один, больно много воды не наносишь и дров не наколешь. Посидели братья и сёстры, подумали и решили всё вместе делать. Петр отправился за водицей, Саша пошёл дрова колоть, Катя осталась в доме прибираться, посуду мыть, а Анна щи готовить.
Вечером сели братья и сёстры за общий стол. Понравилось им вместе всё делать в согласии.
На следующий день. Пётр и Саша отправились чинить забор, а Катя и Анна чистить хлев за скотиной. Ссориться теперь детям стало некогда.
Так и неделя пробежала, пока родители не приехали. Мать с отцом в дом вошли и не узнали жилище. Стол укрывает скатерть белоснежная, из углов избы вся пыль повыметена, грязь повытаскана, постели заправлены, чистыми покрывалами накрытые, щи горячие в печи стоят. Удивились родители, вышли во двор, а там дрова наколоты и в дровяник уложены, стайки вычищены, сам двор чистотой блещет – посмотришь – душа радуется.
Подбежали к отцу с матерью дети, давай обниматься, за стол приглашать. Родители, с дороги уставшие, за стол сели, еды отведали да отдыхать отправились.
С тех пор живёт семья дружно-дружно, брат за брата горой, да и сестра сестру в обиде не оставит, как и брата.
Другие пословицы и поговорки, подходящие к этой сказке:
В недружной семье добра не бывает.
Семья – опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
На что и клад, когда в семье лад.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Автор и иллюстратор: Юлия Раенко
Содержание
- Малые фольклорные формы. «Составление рассказов, сказок по пословицам» (подготовительная группа)
- Ход занятия.
- Рассказы с пословицами и поговорками
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей
- Не все то золото, что блестит
- Всему свое время
- Тише едешь — дальше будешь
- Что посеешь, то и пожнешь
- Детский час
- для детей и родителей
- Сказка из пословиц
- Вопросы и задания к сказке из пословиц
Малые фольклорные формы. «Составление рассказов, сказок по пословицам» (подготовительная группа)
Анна Егорова
Малые фольклорные формы. «Составление рассказов, сказок по пословицам» (подготовительная группа)
Районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (РМБДОУ) «Детский сад «Солнышко»
Малые фольклорные формы. «Составление рассказов, сказок по пословицам».
занятия в подготовительной
к школе группе
Егорова Анна Владимировна
— закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки);
— учить понимать переносное значение образных выражений;
— формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Ход занятия.
Ребята сегодня мы с вами поговорим о том, что русский народ создавал веками и до сих пор продолжает создавать, об устном народном творчестве.
Много веселых песенок, замысловатых загадок и сказок. Мудрых пословиц сочинил русский народ. Какие-то из них вы уже слышали, какие-то знаете и учитесь понимать. Вот это и называют русское народное творчество. Но сегодня мы будем не только учиться понимать содержание пословиц, но и учится составлять небольшие, поучительные рассказы и сказки, опираясь на их основной смысл и содержание.
Для начала давайте вспомним, что же такое пословица и что же такое сказка?
— Ребята, кто может ответить мне на эти вопросы?
Подумайте, чему учит пословица «Не спеши языком, поспеши делом». Когда и кому так говорят? (обобщение ответов детей). Вы все верно заметили – данная пословица говорит нам о том, что прежде чем хвалиться своими способностями, лучше сделать какое-нибудь доброе дело. Вот оно, то (дело) покажет, на что вы способны. Эта пословица учит нас быть трудолюбивыми, а не хвастливыми.
Повторите и запомните эту пословицу.
А сейчас мы свами отдохнем и проведем физкультминутку. А вот о ком в ней будет идти речь, узнайте из загадки.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (Заяц)
Да на беленький снежок,
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Трои – в ладоши три хлопка,
А теперь давайте объясним пословицу «Не рой яму другому – сам в нее попадешь». Какие другие пословицы, близкие по смыслу этой вы знаете? (обобщение ответов детей) Народная мудрость заметила, что если один человек что-то плохое делает другому человеку, то страдает и сам, нарвавшись в такую же ситуацию или пострадав от последствий своих же действий.
Придумайте небольшой рассказ по этой пословице и нарисуйте к ней картинку. (Дети выполняют задание, самостоятельно работая 5-7 минут.)
Остроумны и разнообразны народные загадки. Вы знаете уже много их. Загадайте загадки друг другу.
А теперь послушайте загадки, которые приготовила для вас я.
Источник
Рассказы с пословицами и поговорками
Здравствуйте дорогие друзья в сегодняшней статье мы для вас собрали рассказы с пословицами и поговорками. Данные поучительные рассказы прекрасно показывают смысл знаменитых пословиц и поговорок. Пользуйтесь с удовольствием и делитесь с друзьями.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег.
Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не все то золото, что блестит
Жили-были король да королева. Но вдруг королева умерла. Король женился на другой, она была красивая, но злая. Король этого не замечал, потому что, когда она делала злые вещи, король уезжал по делам. И вот слуги стали жаловаться на королеву. Тогда король сказал слугам: «я всё выясню».
На следующий день король объявил, что он уезжает в соседнее государство и будет отсутствовать три дня, а сам спрятался в замке. Сразу же после отъезда короля королева объявила: «я приказываю изгнать из страны всех стариков и калек». Затем она приказала закрыть все хранилища и не раздавать бедным хлеб бесплатно.
И вот прошли три дня, и король вернулся. Королева вышла ему навстречу с ангельским, кротким лицом – она начала плакать и сказала: «мой милый король! Пока тебя не было, твои министры пытались оболгать меня!»
Она пожаловалась: «они издали указы от моего имени!» Она плакала и жалела стариков, калек, бедняков. По ее ангельскому, красивому лицу текли горькие, горькие слезы. Она просила короля, чтобы он немедленно казнил злодеев. Король только рассмеялся и велел слугам изгнать злую королеву из страны.
В третий раз он женился на самой обыкновенной и не очень красивой принцессе. Она оказалась доброй правительницей, мудрой королевой и любящей матерью. И каждый раз, когда король смотрел в ее добрые глаза, он думал: «не все то золото, что блестит».
Всему свое время
Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.
Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки.
И Петя решил их не делать. На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки. Дома мама сказала: Всему свое время.
Тише едешь — дальше будешь
Некоторые люди, когда куда то опаздывают, очень спешат и из-за своей спешки совершают ошибки и в результате тратят ещё больше времени. Например, если такие люди находятся за рулем своего автомобиля они начинают превышать разрешённую скорость и тем самым нарушают правила или проезжают на красный сигнал светофора. За данные нарушения пдд их останавливает работник гаи и штрафует, в результате затрачено ещё больше времени, плюс потрачены деньги и нервы. Поэтому спешить нужно с умом или тиши едешь — дальше будешь.
Что посеешь, то и пожнешь
Август месяц – пора урожай собирать. И вот дедушка попросил своих внуков помочь собрать урожай, а внуков у него было трое.
— Вань, помоги мне тут картошечку выкопать!
— Да не, деда, что-то устал я.
Дедушка сам и выкопал.
Дальше надо капусту собирать. Просит второго внука:
— Андрюша, помоги капусту собрать!
— Да не, деда, я спать хочу.
Дедушка сам собрал.
Нужно яблочки с деревьев снять, вот дедушка просит третьего внука:
— Вов, помоги яблочки с дерева снять!
— Ой, деда, живот болит!
Вот приносит дедушка урожай в дом, а ребята налетают:
— Вкусные яблочки! – Кричит Вова.
— Хорошая капуста! – Андрей хвалит.
— А какая картошка! – Ваня радуется.
А дедушка молчит, а потом говорит: «Я, получается, работал, а вы едите. А работать?» Стыдно стало внукам. С тех пор больше не бездельничали внуки и собирали урожай вместе с дедушкой. Что посеешь, то и пожнешь. Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Источник
Детский час
для детей и родителей
Сказка из пословиц
Пословицы — хитрые изречения. Слов мало скажешь — а смысл большой донесешь. Сказка из пословиц забавна и поучительна. В пословицах сила великая таится, сила народная.
Сказка «Три зайчонка»
Автор: Ирис Ревю
Жил-был на свете зайчонок Ушик. Трудолюбивым он был, старательным. А братцы его, Ухты и Ахты, ленивыми были. Ничто их не интересовало, лишь бы валяться, ничего не делать. А Ушик – не такой. Ему до всего дело было. Усердным он был, ответственным.
Чуть солнышко землю разбудит, зайчонок Ушик к братьям идёт:
— Кто не работает, тот не ест. Надо за припасами идти, а то голодными останемся.
А братья в ответ:
— Что-то солнышко нынче рано встало, и что ему, златоглавому, не спится? Звёзды посветили бы ещё, порадовали бы нас. Да и месяц нынче хорош был!
— Лежебокам и солнце не в пору всходит!
Поплелись зайчата за провизией. Не торопятся.
— А чего торопиться-то, — думают они, — работа – не волк, в лес не убежит.
Принесли домой немного коры, листьев, да стеблей. Посмотрел Ушик – мало еды братцы добыли, да и говорит:
— Надо лень на ремень. Тяжко тому жить, кто от работы бежит. Пироги на кустах не растут. Бегите ещё за едой.
А сам дом чистит, полы натирает, песенки напевает, всё горит у него в руках. Прибежали братья домой. Сидят, охают. А Ушик им говорит:
— Есть такая пословица: В работе «ох», а ест за трёх. Не про вас ли, братцы?
А братцы и вправду за трёх, а то и за семерых едят. После еды отдохнули на лавке, да ещё и на печь полезли дальше отдыхать.
А Ушик им сообщает:
— Крыша прохудилась, починить бы надо!
— Нездоровится нам, братец, утомились мы, долго по лесу бегали. Кору грызли, от комаров прятались, от пчел укрывались. Ноги натрудили, голова болит.
— От лени болеют, а от труда здоровеют, — подбадривает братцев Ушик. А сам уже в кладовке полочки прибивает.
Полезли братья на крышу. Сидят на крыше, байки друг другу рассказывают.
— Эй, братцы, — кричит им Ушик, — скоро сказки сказываются, да не скоро дело делается. Поторапливайтесь, а то скоро солнце зайдёт. Глаза боятся, а руки делают!
Начали братцы-зайцы крышу ремонтировать. Всё потихонечку, да помаленечку, а сами переживают: «Вдруг устанем слишком, да с крыши свалимся?» Так и проволновались до темноты. Но на следующий день ремонт продолжили. Надо дело всё равно до ума довести, доделать то есть. А то вдруг Ушик новую пословицу вспомнит? Он на пословицы мастер!
Вопросы и задания к сказке из пословиц
Как звали трудолюбивого зайчонка?
Какие ты знаешь пословицы о труде и лени?
Сколько пословиц ты нашел в тексте?
Починили ли братья зайцы крышу?
Какая пословица о труде тебе больше всего нравится?
Если бы ты встретился с зайчонком Ушиком, то какие бы пословицы ты сказал бы ему?
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Источник
Тип урока: творческая мастерская.
Цели урока:
- совершенствование знаний о народной и литературной сказках, о пословице;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие образного мышления, фантазии;
- воспитание любви к родному слову;
- нравственное воспитание учащихся.
Оборудование:
- магнитофон с записью песни «Лесной олень»;
- карта путешествия по стране «Творландия»;
- раздаточный материал с элементами сказок;
- компьютерная презентация урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку.
II. Постановка целей урока.
Сегодня, ребята, мы третий раз путешествуем в страну Творландию. Давайте вспомним девиз наших уроков – творческих мастерских и произнесём его хором. Он написан на карте путешествий: «Твори, выдумывай, пробуй!»
Цель нашего сегодняшнего путешествия – создание литературной сказки по пословице.
А как мы перемещаемся в Творландию? Давайте послушаем отрывок из песни «Лесной олень» и окажемся в волшебной стране.
III. Психологический настрой учащихся.
Слушание песни
IV. Актуализация знаний.
Итак, мы в стране,
Где ждут нас превращения.
Не обойдется без прикрас
Рассказ мой, без сомнения.
Страна Творландия встречает нас
Страна воображения.
Как всегда путешествовать по волшебной стране нам помогает книжонок Прохор. А вот и он.
Книжонок Прохор: Здравствуйте, ребята!
Чтобы написать сказку по пословице, надо много знать о народной и литературной сказках. А что вы знаете о сказках? Проведём викторину.
- Что такое сказка?
- Какие виды народных сказок вы знаете?
- Что такое сюжет?
- Что такое композиция?
- Какова идея фольклорных сказок?
- Чем литературная сказка отличается от народной?
V. Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке мы изучали сказку В.И. Даля «У тебя у самого свой ум»
- Перечислите героев сказки (козёл, глупая овца, огородник).
- Перескажите коротко сюжет сказки.
- На какой вид народных сказок похожа эта сказка? (Сказка о животных)
- Какой урок можно извлечь из этой сказки?
- Какой пословицей можно закончить эту сказку? (Чужим умом жить – добра не нажить)
VI. Актуализация знаний.
Книжонок Прохор:
- Ребята, а что такое пословица?
- Какие пословицы вы знаете?
- Как вы их понимаете?
VII. Физкультминутка.
VIII. Подготовка к творческой работе.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе и беда.
И наша речь полна пословицами:
Давайте помнить их всегда!
Сейчас, ребята, вы получите волшебные конверты-помощники, где содержатся заданные элементы сказок, по которым вам предстоит написать свои собственные сказки.
Без команды, пожалуйста, конверты не вскрывайте.
Чтобы получить такой конверт, надо правильно угадать продолжение пословицы.
Я говорю начало, книжонок Прохор предлагает варианты ответов, а вы выбираете правильный вариант.
Учитель: Слово не воробей …
Книжонок Прохор:
- не разгонит голубей;
- учительница не заметит;
- вылетит – не поймаешь.
Учитель: Семь раз отмерь…
Книжонок Прохор:
- один раз выкинь;
- и с температурой в школу не пойдёшь;
- один отрежь.
Учитель: Не зная броду, не суйся…
Книжонок Прохор:
- к доске;
- к директору;
- в воду.
Учитель: Без труда не вытащишь и …
Книжонок Прохор:
- жвачку из волос;
- меня из Интернета;
- рыбку из пруда.
Учитель: Дарёному коню …
Книжонок Прохор:
- хвост не отрывают;
- зубы не чистят;
- в зубы не смотрят.
IX. Объяснение творческого задания.
Ваша задача: используя элементы сказок, которые есть в волшебных конвертах, написать небольшую сказку по пословице. Сказка должна чему-то научить читателя и заканчиваться данной пословицей.
Работайте в парах, записывайте одну сказку на двоих, но каждый в своей тетради.
X. Выполнение творческого задания.
Написание сказки.
XI. Подведение итогов.
Чтение написанных сказок.
XII. Домашнее задание.
Наше путешествие в страну Творландию завершается. Дома, пожалуйста, запишите и оформите сказки на альбомных листах, чтобы мы могли собрать рукописную книгу «Сказки по пословице» За выполнение этого задания вы получите отметку. Благодарим за помощь книжонка Прохора.
Приложение.
Литература:
- Литература 6 класс: Поурочные планы (по программе А.Г. Кутузова) / Составитель Л.М. Серегина – Волгоград: Учитель, 2004.
- Литература 5-7 классы: викторины, занимательный материал. Автор-составитель В.В. Духно, О.В. Сухова – Волгоград: Учитель, 2009.
Паспорт проектной работы
1. Название проекта: «Пишем сказку с
пословицей»
2. Руководитель проекта: учитель начальных классов Ярута
Галина Владимировна.
3.Автор проекта:
Саевич Максим «Моя мечта»
4.
Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: литературное
чтение
5.
Перечень учебных тем, к которым проект имеет отношение: «Литературные
сказки»
6.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение.
7.
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 3 класс (9 лет).
8.
Тип проекта по масштабу применения: индивидуальный.
9.
Тип проекта по продолжительности выполнения: краткосрочный (1 неделя)
10.
Тип проекта по характеру деятельности учащихся: творческий.
11.
Тип проекта по предметно-содержательной области: межпредметный,
выполняется в урочное и внеурочное время.
12. Тип
проекта по характеру управления: непосредственный
(учащиеся имеют возможность общения с учителем «здесь и сейчас»).
13. Мотивационный компонент: «Читая
авторов, которые
хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить»
Ф.
Вольтер
14.
Заказчик проекта: учитель.
15.
Цель проекта для учеников: выявить понимание
пословиц и умение применять их в речи.
16.
Цель проекта для учителя: заинтересовать
учащихся составлением собственных сказок, текстов, развивать их
познавательные интересы, формировать речевую, коммуникативную и самообразовательную
компетентности.
17. Задачи
проекта:
• Изучить
разные пословицы.
• Сочинить
сказку (рассказ) с применением выбранной пословицы.
• Учиться
составлять вопросы к тексту.
Моя мечта
Я давно мечтал построить домик
на дереве. И вот, на летних каникулах я решил построить его. Собрал все
необходимые материалы: доски, гвозди, молоток. Но как оказалось, мне одному это
было не под силу. Когда я прибивал гвоздь, он соскальзывал и падал на землю.
Пока я спускался за гвоздём, с дерева падали доски. Это продолжалось
бесконечно. Я очень расстроился и огорчился, понял, что моей мечте не сбыться.
И в этот момент, ко мне пришли мои друзья. Я рассказал им о своей мечте и они
решили мне помочь.
Работа закипела полным ходом:
первый передавал доски, второй придерживал их, а третий забивал гвозди. Через
пару часов домик на дереве был готов. Вот так я понял значение пословицы – «Не
имей сто рублей, а имей сто друзей».
Вопросы к тексту
1.
О чём я
мечтал?
2.
Почему у
меня ничего не получилось?
3.
Кто помог
осуществить мою мечту?
4.
Как ты
думаешь, настоящие были друзья или нет?
5.
Как ты
понимаешь пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».