Как составить скелет текста

Зачем тексту скелет и как он выглядит

Как выглядит скелет текстаПриветствую читателей блога! Тема статьи – правильная структура текста: что это такое, для чего нужно и как ее создавать.

Чем плох неструктурированный текст? Его сложно и читать, и понимать. Автор вначале описывает одно, потом резко, без какой-либо логической связки перескакивает на другое. Потом снова возвращается к первому. В итоге читатель теряет нить повествования. Конечно, если напрячься, то можно понять, о чем речь. Но фокус в том, что наше подсознание отказывается воспринимать такую писанину и придется вчитываться, вдумываться в смысл. У людей просто нет времени и желания на расшифровку непонятного текста.

Структура текста – логическая упорядоченность информации

Ее можно образно назвать скелетом текста. Когда мы составляем план статьи, то вначале намечаем себе ключевые моменты: о чем хотим рассказать и в какой последовательности. Это и есть наш скелет и на него мы потом нарастим мясо – подробности, выводы, мнения экспертов и т.д.

Структура, если говорить просто – это правильное разбиение текста на логические блоки. Но это только поверхностное определение. Нужно еще правильно выделять абзацы – не прихватить лишнего с другого логического блока. Грамотно делить текст на предложения и связывать предложения между собой внутри абзаца. И обязательно придерживаться одного времени внутри логического блока: то есть все, что вы описываете в абзаце, должно происходить в одно и то же время.


Узнайте, где и сколько зарабатывают рерайтеры, на бесплатном интенсиве «Как рерайтеру выйти с нуля на ежемесячный доход 50000-100000 рублей»


Вот основные требования. Но начинающие авторы не знакомы с этими правилами и часто допускают ошибки. Давайте подробно разберем пример из интернета:

Пример неправильной структуры текста

Первое предложение выпадает из общей картины:

  1. По времени. Это прошедшее время. А весь остальной текст написан в настоящем.
  2. По смыслу. Начали с истории, которая берет начало в 1999 году, а потом перескочили на окна, знание толка, производство. Между предложениями нет логических связок. В конце вообще уехали на задачи и пожелания клиентов.

И это, обратите внимание, только первый абзац! А в тексте их три.


Скачайте бесплатно комплект авторских чек-листов по рерайтингу, которые помогут вам  осваивать тонкости профессии


Как структурировать текст

Всю информацию рассортируем по разным абзацам, потому что здесь нет единой канвы, все предложения из разных опер.

Если первое предложение – истоки компании, то логично продолжать про компанию: история началась тогда-то с таких-то событий. И коротко описать, что, например, это был небольшой цех по изготовлению столярки. Со временем стал расширяться, когда возник спрос и на рынок пришли стеклопакеты. Это в порядке бреда, но уловите суть. Коль начали с истории, то надо ее рассказать. И закончить абзац можно предложением, что занимаемся этим уже 15 лет.

Следующий абзац: за эти годы накопили опыт, оснастили производство оборудованием, контроль качества и отсюда – отличная продукция. И завершить фразой о том, что мы знаем толк. Резюмировать все сказанное. Вот вам логическая связка двух абзацев. Их можно объединить в один блок под условным подзаголовком «Коротко о нас» и поместить ближе к середине или концу текста.

Следующий абзац – обращение к покупателям: хотите то или это – все что угодно за ваши деньги. Этот блок можно дополнить выводами и сделать его завершающим.

Вот как можно было структурировать этот текст.

Создать скелет информационной статьи можно, опираясь на эти ключевые точки:

  • Какую продукцию делает компания
  • Потребительские качества, преимущества, выгоды (можно добавить цены)
  • Опыт — почему компании можно доверять (история — как начиналось и как стало)
  • Особенности технологии, которые обеспечивают качество
  • Выводы и предложение выбрать товар.

Сюда добавляем заголовок и вводный абзац, который кратко анонсирует суть статьи – и готово!

Вывод

Теперь Вы знаете, что такое структура текста, как соблюдать логику в повествовании и почему неструктурированный текст – это плохо. Если все это пока не слишком понятно, приходите в Школу начинающего рерайтера. Там получите навыки работы с текстом и освоите много тонкостей.

Наш пример – это не жесткий шаблон. В каждом отдельном случае ключевые моменты будут свои. Ваша задача – связать их логически правильно подобранными деталями, чтобы каждый последующий блок закономерно вытекал из предыдущего или был связан с ним по смыслу. Ну и соблюдать логическую последовательность внутри абзацев по принципу разобранного примера. Если есть мысли – комментируйте, вопросы тоже задавайте в комментариях. Отвечу на все.

Ваша Инна Копичникова

Урок 4. Как создать «скелет» текста

 
 

Привет, мои хорошие!

Если бы у нашего тела не было костей, то мы бы превратились в одну бесформенную кучу мышц. С текстом то же самое: у каждого хорошего текста есть своя структура. Даже тогда, когда кажется, что ее нет. 
В этом уроке я вам расскажу про пять структур, которые вы можете использовать хоть сегодня. 

 

Готовы? Тогда нажимайте кнопку Play.
 

 
Структура текста про идею: 
1. Что за идея 
2. Пример из жизни 
3. Личное мнение 

4. Вывод/Яркая концовка 

Структура текста про проблему и ее решение:
1. Описание проблемы 
2. Погружение в проблему 
3. Лайфхак, помогающий в решении  
4. Доказательства эффективности 
5. Вывод 

Структура текста «Ребята, у меня новость»:
1. Событие (Что)
2. Процесс (Как)
3. Эмоции 
4. Что дальше 
5. Вывод

Информационная структура:
1. Кто: главные действующие лица  
2. Что: событие, которое случилось
3. Где: место действия 
4. Когда: хронология события 
5. Как: сам процесс 
6. Почему: причина случившегося 

Структура продающего мастер-класса/поста: 
1. Pain (Боль)
2. More Pain (Больше боли)
3. Hope (Надежда) 
4. Solution (Решение)

И еще 4 правила:
 

1. Создавайте насмотренность. Внимательно изучайте тексты, которые вам нравятся. Научитесь видеть их структуры.

2. Составляйте план текста. Для начала выпишите элементы будущего текста: истории, исследования, цитаты, примеры, кейсы, основную мысль. Подумайте, как лучше всего эти элементы расположить между собой. Что нужно убрать? Что добавить? Как раскрыть основную мысль? Подробнее об этом мы поговорим с вами позже, когда будем рассматривать тему «Lego-конструктор текста».  

3. Изучите пирамиду Минто. Почитайте книгу «Принцип пирамиды Минто».

Смотрите, как выглядит письмо без группировки и структуры: 
«Иван Иванов звонил, чтобы передать, что он не сможет присутствовать на встрече в 3.00. Петр Петров сообщил, что не рассчитывает быть раньше, а то и вовсе завтра, но не раньше 10.30. А секретарь Олега Олегова передала, что Олегов вернется из Рязани не раньше чем завтра, а то и позже. Конференц-зал завтра занят, но свободен в четверг. Так что четверг 11.00 был бы самым подходящим временем для встречи. Устраивает ли это вас?».

Если изложить это письмо по принципу пирамиды Минто, то оно будет звучать так:
«Не могли бы мы перенести сегодняшнюю встречу на четверг, в 11.00? Это время полностью устраивает Иванова  и Петрова, а также позволит присутствовать на встрече Олегову». 

4. Раскрывайте свою мысль по уровням  
Первый уровень, вершина — основная мысль. На втором уровне вы делите идею, изложенную выше, на части. На третьем происходит разложение на более подробные составляющие постулатов второго уровня. На четвертом — третьего и так далее.

Домашнее задание:

1. Написать текст по одной из трех структур: текст про идею, текст про проблему и ее решение, текст «Ребята, у меня новость».
Рекомендованный объем: 1000-2200 знаков с пробелами. Не забудьте показать этот текст Хвалителю. Пусть он утопит его в комплиментах:)  

 2. БОНУСНОЕ ЗАДАНИЕ (по желанию): выберите еще одну структуру из урока и напишите текст по ней. Тема — на ваш выбор. Можете воспользоваться темами из второго урока. 

3. Выбрать три текста блогеров, публицистов, которые вам нравятся. Выписать примерную структуру, по которой строятся эти публикации.

В следующем уроке мы поговорим о моей авторской структуре для текста – «Бутерброд». Вы сможете написать любой пост по этой структуре.

А в воскресенье 23 мая вас ждет мой живой-мастер класс, где мы будем разбирать ваши тексты, отвечать на вопросы и заряжаться энергией. Если у вас есть вопросы, то присылайте их нам ответным письмом с пометкой «Вопросы для вебинара».

До встречи на live-эфире! 

Вы посмотрели пробный урок и поняли, что научиться писать — это просто. 

Вы готовы отправиться в большое плавание вместе с «Текстурой»? 

Вы не только освоите приемы сильного текста, научитесь писать увлекательно, но и каждый день будете чувствовать невероятное ощущение собственной творческой силы! 
 

Приглашаем вас присоединиться к 17 сезону, который стартует 17 мая, на особых условиях (подробности ниже). 

Вам нужно к нам, если:

  Вы любите писать, но не знаете, что с этим делать;

  Хотите рассказать свою историю миру;

  Хотите круто писать о своем бизнесе и своей жизни;

  Хотите зарабатывать на текстах 

Курс будет длиться 2 месяца: вы сможете в комфортном темпе выполнять задания.
 

Вас ждет 16 уроков и 10 мастер-классов от меня и экспертов.
 

Вы получите доступ к легендарному чату в Telegram, где найдете себе друзей и поддержку по всему миру от Лондона до Новосибирска.
 

Есть пакеты с обратной связью лично от Ларисы или куратора.
 

Есть РАССРОЧКА до 12 месяцев. Вы можете научиться писать всего за 1491 рубль в месяц.
 

Успейте присоединиться к проекту со скидкой 40%!

ТОЛЬКО на 3 дня для самых решительных мы дарим дополнительную скидку 10% по промокоду СТАРТ.

Научитесь писать тексты, которые привлекают,
вдохновляют и продают!

 

С респектом, Лариса Парфентьева и команда #Текстуры

Обновлено: 22.05.2023

Виды структур текста

Выбор структуры текста зависит от целей и задач, которые ставит его автор. Однако есть то, без чего не обходиться ни один текст – это правильно составленный заголовок и сам текст, разделенный по смыслу на абзацы и подзаголовки. Конечно, любой текст также должен иметь заключение или выводы.

В зависимости от этого, тексты можно разделить по критерию структуры его частей и подзаголовков:

Элементы структуры текста

Независимо от того, какая модель структуры будет выбрана, каждый текст имеет в своем составе следующие элементы структуры: Заголовок – Введение или общая информация – Основной текст – Заключение или выводы.

Такое построение текста имеет сразу несколько достоинств:

Во-первых, автору значительно проще писать текст по заранее заготовленному плану.

В-третьих, структура позволит повысить SEO характеристики вашего текста для поисковых систем.

Но обо всем по порядку.

Должен быть качественно составлен и быть максимально лаконичным. В то же время, отражать основную суть вашего текста и быть интересным читателю. Как этого добиться? Чаще всего, пользователи ищут ответы на свои вопросы в интернете, здесь на помощь придет поисковой запрос пользователя, именно эту информацию хотел бы найти читатель. Используйте данные поисковых запросов для составления релевантного заголовка. Если заголовок заинтересует читателя, можно смело утверждать, что текст будет прочитан. Если же нет, будет совершенно не важно, что будет написано в тексте.

Написание основного текста предполагает определенные правила, пользуясь которыми можно значительно упростить задачу автора, составляющего текст и читателя, по восприятию его сути.

Во-первых, необходимо пользоваться подзаголовками. Они позволяют быстрее находить ответы на интересующие вопросы и визуально делят текст на смысловые части, что упрощает восприятие информации.

Во-вторых, использование абзацев также упрощает чтение текста и не перегружает читателя. Объем абзаца зависит от тематики статьи и стиля копирайтера.

В-четвертых, используйте изображения, дополняющие смысл текста или визуализирующие его содержание для улучшения восприятия читателем.

В-пятых, вместо перечисления чего-либо, используйте списки. Они могут быть маркированными или нумерованными. Списки выделяют основные положения, на которые следует обратить внимание, также позволяют легче воспринимать текст и повышают его релевантность в поисковых системах.

Текст обязательно должен иметь логическое завершение. В заключении или выводе можно прокомментировать все вышесказанное, предложить читателю поразмышлять над смыслом текста, оставить свой комментарий, отзыв, попробовать применить советы в жизни. Также можно дополнить заключение краткими тезисами из текста и подвести итог рассуждениям.

Подведем итоги

После того, как статья готова, необходимо еще раз проверить правильность применения структуры текста в вашей тематике, а также проанализировать статью на грамматические и пунктуационные ошибки. Перед тем, как сдать работу, обязательно прочтите ее еще раз, чтобы устранить все недочеты.

  • Заголовок
  • Введение или общая информация
  • Основная часть текста
  • Заключение или выводы.

Используя эту структуру, можно написать текст, в котором все составные части системы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, независимо от сферы его применения.

Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее обрабатывают и фиксируют. Способы обработки информации:

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения.

2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.

3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала.

4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора.

5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Тезисы – краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи. Так как тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада, то процесс их составления, в свою очередь, дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.

Умело составленные тезисы взаимосвязаны, как звенья одной цепи.

Рекомендации!

  1. При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.
  2. Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
  3. Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов).
  4. По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.

Работа наданнотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

Рекомендации!

  1. Прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разбейте его на смысловые части, выделите в каждой части основную мысль и сформулируйте ее своими словами.
  2. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость текста.
  3. В аннотации используйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный актуальный вопрос, особенно детально анализирует, убедительно доказывает).

Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

Рекомендации!

В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

Выписки. Выписки особенно удобны, когда требуется со­брать материал из разных источников. Они могут служить подспорьем для более сложных ви­дов записей, таких как тезисы, конспекты. Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу.

Рекомендации!

1. Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом.

3. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора, излагаются своими словами.

4. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, старайтесь, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержа­ние, записать своими словами.

5. Яркие и важнейшие места приво­дите дословно. Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае все свои мысли излагайте на полях тетради, строго отде­ляя от цитируемого текста. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.

Доклад – это одна из разновидностей самостоятельной работы студента, в которой, в краткой форме, отражают суть того или иного вопроса. В среднем объём доклада составляет около 5 страниц. Работа над докладом способствует формиро­ванию навыков исследовательской работы, расширяет по­знавательные интересы, приучает критически мыслить.

Рекомендации!

1. Выбирайте, по возможности, интересную для вас тему.

2. Планируйте свои действия.

3. Комбинируйте различные источники информации.

4. Подготовьте речь защиты.

В форме стендовых представляются те доклады, которые в наглядном виде могут быть восприняты лучше, или те, которые интересны очень разным участникам, но они в силу, например, разнообразия мероприятий на конференции могут такой доклад пропустить.Стендовый доклад состоит:

· из плаката (постера), который содержит материалы научной работы;

Реферат(от лат. геfeго – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содер­жания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой пробле­мы, приводит различные точки зрения, а также собствен­ные взгляды на нее.

Рекомендации!

Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-тема­тический характер. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Этапы работы над рефератом:

1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме. Как правило, при разработке реферата используется не менее 10 -14 различных источников.

3. Составление библиографии.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

7. Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата:

Оглавление (в нем последовательно излагаются назва­ния пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, да­ется характеристика используемой литературы).

Основная часть (каждый раздел ее, доказательно рас­крывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логи­чески является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схе­мы).

Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

Требования к оформлению реферата:

Объем реферата может колебаться в пределах 15 печатных страниц, все приложения к работе не входят в ее объем.

Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюде­нием культуры изложения.

Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

Должна быть соблюдена последовательность написа­ния библиографического аппарата.

Если бы у нашего тела не было костей, то мы бы превратились в одну бесформенную кучу мышц. С текстом то же самое: у каждого хорошего текста есть своя структура. Даже тогда, когда кажется, что ее нет.
В этом уроке я вам расскажу про пять структур, которые вы можете использовать хоть сегодня.

Структура текста про идею:
1. Что за идея
2. Пример из жизни
3. Личное мнение
4. Вывод/Яркая концовка

Структура текста про проблему и ее решение:
1. Описание проблемы
2. Погружение в проблему
3. Лайфхак, помогающий в решении
4. Доказательства эффективности
5. Вывод

Информационная структура:
1. Кто: главные действующие лица
2. Что: событие, которое случилось
3. Где: место действия
4. Когда: хронология события
5. Как: сам процесс
6. Почему: причина случившегося

Структура продающего мастер-класса/поста:
1. Pain (Боль)
2. More Pain (Больше боли)
3. Hope (Надежда)
4. Solution (Решение)

4. Раскрывайте свою мысль по уровням
Первый уровень, вершина — основная мысль. На втором уровне вы делите идею, изложенную выше, на части. На третьем происходит разложение на более подробные составляющие постулатов второго уровня. На четвертом — третьего и так далее.

2. БОНУСНОЕ ЗАДАНИЕ (по желанию): выберите еще одну структуру из урока и напишите текст по ней. Тема — на ваш выбор. Можете воспользоваться темами из второго урока.

3. Выбрать три текста блогеров, публицистов, которые вам нравятся. Выписать примерную структуру, по которой строятся эти публикации.


Вы не только освоите приемы сильного текста, научитесь писать увлекательно, но и каждый день будете чувствовать невероятное ощущение собственной творческой силы!

Приглашаем вас присоединиться к 17 сезону, который стартует 17 мая, на особых условиях (подробности ниже).

Вы получите доступ к легендарному чату в Telegram, где найдете себе друзей и поддержку по всему миру от Лондона до Новосибирска.

Успейте присоединиться к проекту со скидкой 40%!

ТОЛЬКО на 3 дня для самых решительных мы дарим дополнительную скидку 10% по промокоду СТАРТ .

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Продолжаю публиковать “настоятельные советы” начинающим авторам. Первый совет вот здесь. Там я привел пример проверки текста на вменяемость. А этот пост подскажет, как проделать начальный этап работы над текстом – составить скелет будущего текста.

Собрав материал для статьи (выбор и четкая формулировка темы, выбор подходящего стиля изложения и прочее – это темы отдельных постов), осмыслив его, у вас в голове уже должен сформироваться черновик статьи. Часто люди начинают писать, не пытаясь обдумать всю информацию и вникнуть в детали – это не правильно. Даже если в голове сложился четкий рассказ, вы понимаете, что и в какой последовательности вы будете излагать – даже в этом случае стоит проделать все, о чем указано ниже.

Для начинающих авторов очень важно и полезно для понимания структуры текста подготовить скелет будущего материала. Этим и займемся.

Первый этап подготовки скелета текста

Обязательно в уме разбейте будущий рассказ на короткие, законченные отрывки-эпизоды (законченные по смыслу) из которых будет состоять текст. Для каждого эпизода запишите предложение, с которого бы вы начали рассказывать этот эпизод. Или хотя бы просто короткую фразу, отражающую смысл эпизода. Ниже я привел пример и если не понятно о чем я говорю – посмотрите первый этап из примера, может так меня будет легче понять. По началу сложно четко выделить все ключевые эпизоды – это нормально и совершенно не страшно. Не суетитесь. Сначала запишите те, что пришли в голову – лучше даже короткими фразами (можно даже пара-тройка слов – лишь бы вам было понятно), отражающие смысл эпизода. Потом пройдитесь по записям, рассказывая в уме (или вслух, если не боитесь напугать кого-то из окружающих) все, что вы хотите изложить в тексте, опираясь на записанные фразы. Вписывайте новые фразы, когда поймете, что упустили какой-то эпизод или поставили его не там. Переставляйте в нужной последовательности, чтобы получился связный и последовательный рассказ. Этот этап можно считать законченным, если записанные фразы или начальные предложения эпизодов без пояснений позволяют легко понять, о чем будет материал и видна логичная последовательность (см. Этап 1 в примере ниже).

Второй этап подготовки скелета текста

Предварительное составление скелета – вещь, сильно упрощающая составление структурированного и логичного текста на любую тему. К тому же это позволяет тщательно обдумать тему, ее подачу и еще раз проанализировать собранную информацию, восполнить выявленные провалы. Скелет позволяет увидеть слабые места в изложении, а также полностью ли раскрыта тема. Позже, с опытом, составление скелета позволит полностью раскрывать тему, даже когда объем текста жестко ограничен (раскрытие темы в небольшом объеме заслуживает отдельного обсуждения).

Пример

Задача: Необходимо написать простенький текст о картинг-центре. Материал развлекательно-познавательного характера и должен рассказать о том, насколько интересен картинг-центр. Ведется от первого лица, с точки зрения человека, первый раз попавшего в картинг-центр.

Этап 1

Набросок. Это даже еще не скелет, а именно набросок. Вот что получилось у меня.

Знакомые согласились взять меня в картинг-центр

Все говорит о клубном духе

В кафе спортивная атмосфера

С балкона видно всю трассу

Правила поведение – инструктаж


И почему не закрыл стекло шлема?

Первые минуты привыкаю к машине

Страх пропал – трудно перевернуться

Заносы и горка – это адреналин

Обсуждаем гонку азартно

Заключение: предупредить тех, кто за рулем

Вывод: даже по схеме, которую мы быстро накидали, уже видно, что и как мы собираемся излагать. Позже, когда вы сможете примерно прикидывать объем каждого эпизода, можно свободно себя чувствовать в жестких рамках коротких текстов.

Этап 2

К сожалению, времени у меня не так много, а составление Начальных предложений отнимает прилично времени. Я заменю только первые четыре фразы на Начальные предложения, чтобы было понятно, что я имею в виду. Если у вас есть желание – продолжите в комментариях это благое дело – у вас будет возможность попрактиковаться, а другим – возможность обсудить предложенные вами варианты. В скобках указаны фразы, составленные на первом этапе.

Вывод: если довести начатое мной до конца и для каждой фразы-полуфабриката составить продуманное Начальное предложение – получится то, что можно смело назвать скелетом будущего текста. А если вы пишите на заказ и тема не определена четко и однозначно, то получившийся скелет можно выслать редактору, уточняя, правильно ли вы поняли задачу.

В следующем посте рассмотрим, как нарастить на этот скелет мясо.

Грамотно составленный текст содержит мысль, которую автор хочет донести до сведения читателя. Если текст содержит больше одной мысли, то его определённо можно разделить на несколько смысловых блоков. В зависимости от того, насколько детально описывается предмет, например, школьного урока, его смысловые блоки могут быть структурированы в простой или сложный план текста, примеры которых пригодятся при подготовке домашнего задания или сочинения в классе.

 развернутый план текста

Мамонты и тексты — общие моменты

План текста — как скелет, по которому учёные могут восстановить строение тела доисторического животного. Так и читатель по плану текста перед чтением может понять его структуру, а после — вспомнить его содержание. Достигается этот эффект за счёт того, что каждый пункт плана описывается словами, максимально полно раскрывающими содержательную часть абзаца, к которому они относятся.

А каждый такой абзац или параграф, если абзацев несколько, характеризуется логической завершённостью.

Два уровня сложности

В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.

Как составить план текста

Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.

  1. Старик, старуха и Золотая Рыбка.
  2. Три желания старухи.
  3. Последний каприз царицы.
  4. Старик, старуха и разбитое корыто.

Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.

Сложный план подходит для написания материалов с глубоким уровнем детализации, например, для произведений художественной литературы.

Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:

  • Введение.
  • Бедная жизнь старика со старушкой.

 сложный план как составить

  1. Кого поймал рыбак?
  2. Почему дед отпустил свой улов?
  3. Что изменило жизнь стариков?
  • Недовольство старухи.
  1. Что должен был сделать старик?
  2. Кем хотела стать жадная бабка?
  • Исчезновение волшебной рыбки.
  • Старик, его жена и разбитое корыто.
  • Заключение

Как правильно составить план текста

Как составить план

Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.

В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.

Вне зависимости от источника информации, её следует:

  1. Изложить в письменном виде;
  2. Разделить на абзацы, которые представляют собой самостоятельные смысловые блоки;
  3. Задать к каждому блоку вопрос — о чём собственно идёт речь?
  4. Перефразировать вопросительное предложение в утвердительное и таким образом придумать для каждого смыслового блока название, отражающее его содержание.

Идеально составленный план при одном взгляде на него должен восстановить в памяти читателя подробное содержание текста любой сложности.

Четыре критерия оценки

План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:

 как составить план кратко

  • Первый из критериев — это структурность — она делит тело, например, газетной статьи на абзацы. Последовательная или иерархическая структура абзацев предполагает, что и текст, и его план по структуре совпадают.
  • Второй критерий — это ясность формулировки, она предполагает, что названия заголовков выражают законченные мысли.
  • Третий критерий — информативность, она позволяет читателю логически ориентироваться в расположении смысловых блоков текста.
  • Четвёртый критерий — это последовательность, которая предполагает, что заголовки и подзаголовки не только названы таким образом, чтобы раскрыть их содержательную часть, но и расположены в такой последовательности, которая отражает внутреннюю (художественную, историческую или научную) логику развития сюжета истории целиком.

Пять видов названия рубрик

Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:

Что такое сложный план

  1. Вопросные — они состоят из вопросительных слов (кто, что, зачем, почему), ответ на которые содержится в информативной части абзаца. Такие заголовки подходят для коротких новостных статей.
  2. Тезисные (они же назывные) — в виде кратко сформулированных мыслей, они выражают смысл блока, к которым относятся. Для тезисных заголовков используются максимум существительных и прилагательных и минимум глаголов.
  3. Цитатные — они представляют собой дословные высказывания из абзацев. Это, как правило, цитаты, раскрывающие основные мысли информационных блоков.
  4. План — опорная схема — это такие заголовки, которые содержат ключевые слова, описывающие смысловые значения абзацев.
  5. Смешанные названия заголовков — они могут содержать виды разных способов описания заголовков. Названия смысловых блоков смешанного плана помогают структурировать текст по уровням: чем больше деталей, тем больше уровней. Заголовки одного уровня могут принадлежать только одному из предыдущих четырёх видов названий.

Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.

Смешанные названия также позволяют автору развернуть перед внутренним взором читателя всю глубину своего письменного шедевра.

Три функции заголовков

План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:

Сложный план текста

  1. Организовывать и направлять внимание читателя;
  2. Раскрывать структуру текста — определять относительное значение заголовков и подзаголовков, а также место каждого из последних в общей структуре письменного материала;
  3. Выполнять функцию справочной карты, с помощью которой в теле, например, лекции ученик должен легко находить искомые смысловые блоки.

Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:

  • Следуют ли мысли письменного изложенная одна за другой, без иерархической подчинённости — последовательно;
  • Или мысли (в широком смысле — информация) представляют собой составные части одной главной мысли — идейной доминанты текста.

Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.

Читайте также:

      

  • Прийти со школы третий слева взялся сделать
  •   

  • Механический ангел краткое содержание
  •   

  • Ратцель народоведение краткое содержание
  •   

  • Сценка спор овощей для начальной школы
  •   

  • Приключения гомера прайса краткое содержание

логичность и структура текстаМы уже неоднократно говорили о том, что основными требованиями, предъявляемыми к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы собираемся объяснить, что же это значит и как этого достичь.

Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Текст логичен, если все его части связаны между собой и выстраиваются в ясную последовательную демонстрацию основной идеи. Они складываются в связную историю. Хотя на первый взгляд кажется, что выполнить это требование просто, на практике выясняется, что это совсем не так. Многим авторам свойственны постоянные перескакивания с одной мысли на другую, длинные отступления, не связанные с основной темой, перемешивание в одном абзаце своих аргументов, контраргументов, критики и выводов, отсутствие вступления или заключения. Всё это примеры нелогичности.

Содержание

  1. План текста
  2. Структура
  3. Связность текста
  4. Проверочный тест

Главная проблема с требованием логичности и структурированности состоит в том, что зачастую автору сложно посмотреть на свой текст глазами читателя. Автор разобрался со своей темой, он в ней хорошо ориентируется, он продумал разные шаги, поэтому многие вещи кажутся ему очевидными, само собой разумеющимися, а потому логичными и не требующими никаких разъяснений. Читатель, в свою очередь, с темой пока не знаком, ему неизвестны основные идеи автора, ему ничего не кажется очевидным и логичным, если это не разъяснено должным образом, и более того, у него чаще всего нет времени и желания разбираться с непонятным для него текстом. Поэтому для автора полезно умение отстраняться от своего текста и смотреть на него так, как будто это чужой текст. Понятно, что это умение непросто в себе развить. Всем сложно непредвзято относиться к своей собственной работе. Идеально, если на финальной стадии работы с текстом, вы можете кого-нибудь попросить его прочитать и прокомментировать. Если вы не можете или не хотите сделать этого, то используйте следующий приём: после того, как вы закончили текст, отложите его на неделю или хотя бы на несколько дней, а потом прочитайте его заново – вы сразу увидите слабые и нелогичные части.

План текста

В первом уроке мы уже говорили о том, что составление плана очень важно, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. В равной мере он помогает структурировать и ваши мысли. План – это скелет текста. Без него текст разваливается в бессвязную последовательность предложений. Конечно, идеального или универсального плана не бывает: он зависит от вашей темы, целей и выбранного стиля, однако существует четыре наиболее распространённых типа плана, применимых практически в любой ситуации.

1

Первый тип плана – диалектический

Он построен по принципу «тезис–антитезис–синтез». Подобный план хорош, если рассматриваемая вами проблема не имеет однозначного решения и вызывает широкую дискуссию. Обычно это социально-политические темы: например, смертная казнь, эвтаназия, аборты, слежка за гражданами своей страны в целях всеобщей безопасности и т.д. Тезис представляет собой позитивный ответ на заявленную проблему, в этой части приводятся аргументы за. Антитезис соответственно – это негативный ответ, здесь рассматриваются контраргументы. Синтез – это не просто смешение первых двух частей. Речь идёт о том, чтобы найти некоторую третью перспективу рассмотрения, иной угол зрения, который позволит взглянуть на заявленную тему поверх двух очевидных оппозиций.

2

Второй тип плана – аналитический

Аналитический план принято ассоциировать с научными текстами, но он также может быть успешно использован в публицистических и даже официально-деловых текстах. Этот план хорошо подходит темам, которые требуют последовательного углубленного рассмотрения. В данном случае не нужно представлять разные точки зрения на проблему, но необходимо описать ситуацию и проанализировать её причины и последствия. Причём анализ должен продвигаться от наиболее очевидных аспектов к менее очевидным. В качестве иллюстрации, если дана тема «Военное вмешательство стран Западной Европы и Северной Америки во внутреннюю политику развивающихся стран на рубеже XX-XXI веков», то начать текст можно с рассмотрения идеологического уровня программных заявлений и лозунгов, затем перейти к политическим аспектам этого вмешательства и, наконец, к его экономическим причинам и последствиям.

3

Третий тип плана – исторический

Этот план наиболее удобно использовать в текстах, основной задачей которых является проследить развитие, эволюцию, изменение каких-либо феноменов за определённый промежуток времени. Стрела времени задаёт хронологическую структуру повествования. Чаще всего рассмотрение продвигается от более ранних периодов к более поздним. Впрочем, возможна и реверсивная структура изложения, когда сначала обрисовывается наличная ситуация, а потом анализируются более ранние стадии, которые к ней привели. Этот приём часто используется в художественных текстах, но также может очень эффектно выглядеть в текстах публицистических.

4

Последний тип плана – тематический

Такой план можно использовать в текстах на обширную и обзорную тематику. Примеры таких тем: «Современные подходы к обучению иностранным языкам», «Теории происхождения государства». Цель этого плана состоит не в том, чтобы углубляться в заданную проблематику, но в том, чтобы представить наиболее полную картину и на основе этого сделать какие-то обобщающие выводы.

Структура текста

Структура текста

Структура текста – это его внутреннее устройство, сочленение его частей. Она определяется выбранным стилем и жанром. У сонетов одна структура, у федеральных законов – другая, у научных статей – третья. К сожалению, описать все возможные виды структур текста нельзя, поэтому мы поговорим только об одном наиболее распространённом трехчастном виде структуры, характерном для научных, публицистических и некоторых официально-деловых текстов.

Как явствует из названия, трёхчастная структура подразумевает, что текст состоит из трёх частей, а именно: введения, основной части и заключения. Каждая часть по-своему важна и отсутствие хотя бы одной из них делает текст неполноценным. Чтобы понять значение каждой из этих частей, представьте текст в виде человеческого тела: голова – это введение, туловище – это основная часть, конечности – это заключение. Если лишить человека какой-то из этих частей, то он либо умрёт, либо будет инвалидом, то же самое происходит и с текстом. Рассмотрим подробнее функции каждой части.

Введение

Введение – очень важная часть текста. Именно по введению читатель определяет, стоит ли продолжить чтение текста или нет. Поэтому написанию введения нужно уделить особое внимание. Как это ни парадоксально звучит, написание введения лучше оставить напоследок. Дело в том, что часто при работе над текстом появляются новые неожиданные идеи, смещается фокус рассмотрения, меняется изначально задуманная структура. Если написать введение в самом начале, то с большой вероятностью его придётся переписывать, а выполнять одну и ту же работу дважды нецелесообразно. Поэтому лучше всего сначала ограничиться небольшим тезисным планом введения, который просто поможет вам структурировать ваши мысли, а в конце превратить этот план в полноценный текст.

Основная цель введения – поймать читателя на крючок, сделать так, чтобы он захотел читать ваш текст дальше. Следовательно, во введении необходимо показать, почему выбранная вами тема важна и стоит тщательного рассмотрения, а ваши мысли по её поводу интересны и оригинальны. Исходя из этих задач, вы должны включить во введение четыре компонента: «фразу-приманку», презентацию темы, её анализ и объяснение проблемы, и, наконец, план работы. «Фраза-приманка» должна привлечь читателя и помочь ненавязчиво перейти к рассматриваемой теме. Это может быть исторический факт, цитата, анекдот, распространённое мнение, стереотип и т.д. Этой фразой вы вводите читателя в контекст вашей работы. Далее вы должны объявить тему. Презентация темы не является просто повторением заглавия. Нужно так её перефразировать, чтобы затем естественно перейти к её анализу. Анализ темы должен показать, почему тема проблематична, почему о ней стоит писать и читать. В соответствии с выявленной проблемой разрабатывается план работы. Когда вы анонсируете план, не обязательно говорить: «В первой главе мы рассмотрим то-то. Во второй главе мы проанализируем то-то». Лучше сделать анонс плана менее формальным: «Я начну рассмотрение с того-то, чтобы на его основе перейти к анализу того-то».

Основная часть

В основной части вы излагаете основной материал, ваши мысли, идеи, аргументы, отвечаете на возможную критику, проводите анализ, делаете промежуточные выводы и т.д. Поскольку содержание основной части зависит от вашей темы и жанра, дать какие-то конкретные советы довольно сложно. Поэтому мы остановимся всего лишь на нескольких формальных требованиях.

Во-первых, помните, что основная часть – это большая часть работы. Она не может быть по объёму меньше введения и заключения. Во-вторых, идеально, если основная часть включает от двух до четырёх глав. Если основная часть слита в одну единственную длинную главу, это говорит о том, что автор плохо разобрался с материалом и своими мыслями и не может их должным образом структурировать. Если глав больше четырёх, это опять же говорит о том, что автор плохо поработал с материалом и не смог отделить главное от второстепенного. К тому же это создаёт эффект калейдоскопичности текста, когда он распадается на отдельные несвязанные между собой части. Безусловно, это правило не действует, если вы пишете учебник «История России. IX-XXI века». Здесь вряд ли можно ограничиться четырьмя главами. В-третьих, старайтесь, чтобы главы были примерно одинаковыми по объёму. Грубо говоря, если в одной главе двадцать страниц, а в другой всего лишь пять, то материал структурирован плохо – такого дисбаланса быть не должно. Наконец, не забывайте, что главы могут делиться на параграфы и обязаны делиться на абзацы. При этом абзац, параграф и глава имеют одинаковую структуру: сначала вы заявляете тему, затем проводите анализ примеров, аргументов и т.д., в конце делаете вывод и вставляете «связку», которая помогает перейти к следующей теме. При этом соблюдайте правило «одна глава/параграф/абзац – один предмет/тема/идея». Это, с одной стороны, поможет избежать повторений, а с другой – перегруженности отдельных частей материалом.

Заключение

Заключение – это раздел текста, в котором в первую очередь делаются выводы. Написанием заключения ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления.

Названия и заголовки

Названия и заголовки – это тоже полноценная часть текста, причём очень значимая.

Безусловно, придумать хорошие заголовки сложно. Хотя они должны быть довольно полными и понятными, плохо, если они являются очень длинными. Если вы не пишете диссертацию по лазерной физике, где название работы вполне может занимать три-четыре строки, длинный заголовок будет выглядеть громоздко. Поэтому нужно стараться сделать их как можно более лаконичными. Для этой цели можно активно пользоваться сочетанием заголовков и подзаголовков. Текст смотрится более выигрышно, если он имеет короткое, яркое, запоминающееся название и чуть более длинный, описательный, разъясняющий подзаголовок. Так вы убьёте двух зайцев одним выстрелом: привлечёте читателя и в то же время дадите ему знать, о чём пойдёт речь.

Связность текста

Логичность текста достигается не только за счёт правильной организации его частей, но и за счёт связности предложений между собой. Текст является связным, если предложения последовательно вытекают одно из другого. В таком случае читатель скользит по тексту как по спокойной реке. Если связность отсутствует, то создаётся эффект рублености текста. Читатель спотыкается на каждом предложении, потому что не понимает, как оно соотносится с предыдущим. Связность создаётся с помощью нескольких приёмов.

1. Порядок слов в предложении

В русском языке, как известно, свободный или, что более верно, гибкий порядок слов. Эта особенность позволяет формулировать предложения таким образом, что они образуют единое синтаксическое целое. Это значит, что каждое предложение сообразуется с предшествующим и последующим контекстом. Например, а) Мы собрались в гостиной. Папа принёс подарки, и мы кинулись их разбирать; б) Под ёлкой лежала куча подарков. Их принёс Дед Мороз. Я знаю, он существует!; в) Мы долго ждали подарки от бабушки. Наконец-то они у нас! Принёс их наш старый почтальон. В первом и во втором случаях порядок слов прямой, а во втором и третьем он изменён, поскольку важна информация о том, кто принёс подарки и каким образом они оказались у нас. Также читайте статью об актуальном членении предложения в нашем блоге.

2. Простые и сложные предложения

Необходимо сохранять баланс при употреблении простых и сложных предложений. Много простых предложений подряд дробят текст на кусочки и нарушают течение мысли. В то же время чересчур сложные предложения запутывают читателя, и он также теряет основную мысль. Например, три простых предложения У нас был сосед. Он жил в квартире напротив. В юности он много путешествовал лучше объединить в одно сложное Сосед, который жил в квартире напротив, в юности много путешествовал или в одно простое Сосед, живший в квартире напротив, в юности много путешествовал. Слишком усложнённое предложение, как “Мы поехали к друзьям, которые жили в Переделкино, где стоят старые дачи, в которых когда-то жили писатели, которые были популярны в советские годы“, лучше разделить на несколько простых Мы поехали к друзьям в Переделкино. Там стоят старые дачи писателей, которые были популярны в советское время.

3. Слова и обороты связи

Слова и обороты связи – это союзы, наречия, существительные, глаголы и словосочетания, показывающие, в каком отношении находятся части одного предложения или различные предложения. Обороты связи очень важны, так как без них зачастую непонятен смысл текста. В качестве примера приведём следующие предложения: “Юля красивая. У неё плохой характер“. Совершенно неясно, что именно хотел сказать автор. Подставляя разные обороты связи, этим двум предложениям можно придать совершенно различный смысл: Юля красивая, но у неё плохой характер; Юля красивая, поэтому у неё плохой характер, Несмотря на то что Юля красивая, у неё плохой характер и т.д.

Для удобства мы приведём таблицу с основными оборотами связи, имеющими то или иное значение.

Противопоставление

Напротив, наоборот, с одной стороны и с другой стороны, в противоположность, хотя, несмотря на то что, правда, вместо того чтобы, но, впрочем, а, однако, зато, вопреки тому что, не столько…, сколько…, невзирая на то что, независимо от того что, противоречие, антитеза

Причина и следствие

Потому что, поэтому, следовательно, вследствие того что, ибо, так как, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, оттого что, отсюда вытекает/следует, в результате, поскольку, вот почему, итак, таким образом, так, значит, в заключение, согласно тому что, сообразуясь с тем что, по этой причине

Цель

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, с той целью что, ради того чтобы

Перечисление

Во-первых, во-вторых, в-третьих, вначале, затем, далее, наконец, прежде всего, потом, теперь, в то же время, в конце концов

Условие

Если, если бы, при условии что, коль скоро, раз, в случае если, когда

Дополнение

Между прочим, кроме того, в дополнение, плюс, к тому же, сверх того, кстати, к слову сказать, и, в равной мере, ко всему прочему, помимо того, что касается, вдобавок, а также, не только…, но и…

Пример

В частности, например, к примеру, в качестве примера/иллюстрации, другими словами, иначе говоря, что называется, а именно, представьте себе, вообразите следующую ситуацию

Выделение

Главное, основное, повторяю, подчёркиваю, особенно, действительно, в первую очередь, прежде всего, в сущности, по сути

Сравнение

Словно, так же, как, вроде того как, подобно тому как, точно, будто

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

3 Стили текста5 Словарный запас →

March 18 2007, 22:30

Category:

  • Спорт
  • Cancel

Как подготовить правильный текст: Скелет.

Продолжаю публиковать “настоятельные советы” начинающим авторам. Первый совет вот здесь. Там я привел пример проверки текста на вменяемость. А этот пост подскажет, как проделать начальный этап работы над текстом – составить скелет будущего текста.

Собрав материал для статьи (выбор и четкая формулировка темы, выбор подходящего стиля изложения и прочее – это темы отдельных постов), осмыслив его, у вас в голове уже должен сформироваться черновик статьи. Часто люди начинают писать, не пытаясь обдумать всю информацию и вникнуть в детали – это не правильно. Даже если в голове сложился четкий рассказ, вы понимаете, что и в какой последовательности вы будете излагать – даже в этом случае стоит проделать все, о чем указано ниже.

Для начинающих авторов очень важно и полезно для понимания структуры текста подготовить скелет будущего материала. Этим и займемся.

Первый этап подготовки скелета текста

Обязательно в уме разбейте будущий рассказ на короткие, законченные отрывки-эпизоды (законченные по смыслу) из которых будет состоять текст. Для каждого эпизода запишите предложение, с которого бы вы начали рассказывать этот эпизод. Или хотя бы просто короткую фразу, отражающую смысл эпизода. Ниже я привел пример и если не понятно о чем я говорю – посмотрите первый этап из примера, может так меня будет легче понять. По началу сложно четко выделить все ключевые эпизоды – это нормально и совершенно не страшно. Не суетитесь. Сначала запишите те, что пришли в голову – лучше даже короткими фразами (можно даже пара-тройка слов – лишь бы вам было понятно), отражающие смысл эпизода. Потом пройдитесь по записям, рассказывая в уме (или вслух, если не боитесь напугать кого-то из окружающих) все, что вы хотите изложить в тексте, опираясь на записанные фразы. Вписывайте новые фразы, когда поймете, что упустили какой-то эпизод или поставили его не там. Переставляйте в нужной последовательности, чтобы получился связный и последовательный рассказ. Этот этап можно считать законченным, если записанные фразы или начальные предложения эпизодов без пояснений позволяют легко понять, о чем будет материал и видна логичная последовательность (см. Этап 1 в примере ниже).

Второй этап подготовки скелета текста

Теперь каждую фразу надо заменить на Начальное предложение эпизода (максимум – два, но одно должно быть поясняющим, уточняющим, т.е. второстепенным). Каждому Начальному предложению надо уделить достаточно много времени, обдумать. Начальное предложение должно быть не только связано с Начальным предложением предыдущего эпизода (написанию первого предложения и первого абзаца – мы еще уделим время в одном из постов), но и обязано служить источником информации, поводом для присутствия второстепенных предложений, описывающих и уточняющих эпизод. Таким образом, в Начальном предложении уже должна содержаться основная (краткая) информация об эпизоде (потом вы подробно расскажете (опишите) об эпизоде – в «мясе» – сейчас мы готовим «скелет»). Емкость и информативность Начальных предложений должны быть выше, чем у остальных – именно поэтому стоит уделить им много времени и хорошо обдумать построение предложения, присутствие действий или объектов, о которых вы планируете рассказать в эпизоде. В результате, должно получиться емкое краткое содержание вашего текста – это и послужит скелетом будущего текста (см. Этап 2 в примере ниже).

Предварительное составление скелета – вещь, сильно упрощающая составление структурированного и логичного текста на любую тему. К тому же это позволяет тщательно обдумать тему, ее подачу и еще раз проанализировать собранную информацию, восполнить выявленные провалы. Скелет позволяет увидеть слабые места в изложении, а также полностью ли раскрыта тема. Позже, с опытом, составление скелета позволит полностью раскрывать тему, даже когда объем текста жестко ограничен (раскрытие темы в небольшом объеме заслуживает отдельного обсуждения).

Пример

Задача: Необходимо написать простенький текст о картинг-центре. Материал развлекательно-познавательного характера и должен рассказать о том, насколько интересен картинг-центр. Ведется от первого лица, с точки зрения человека, первый раз попавшего в картинг-центр.

Этап 1

Набросок. Это даже еще не скелет, а именно набросок. Вот что получилось у меня.

Знакомые согласились взять меня в картинг-центр 

Все говорит о клубном духе 

В кафе спортивная атмосфера 

С балкона видно всю трассу 


Правила поведение – инструктаж


И почему не закрыл стекло шлема? 
Первые минуты привыкаю к машине

Страх пропал – трудно перевернуться 
Заносы и горка – это адреналин Ощущение скорости Первая авария Финиш Обсуждаем гонку азартно Заключение: предупредить тех, кто за рулем

Вывод: даже по схеме, которую мы быстро накидали, уже видно, что и как мы собираемся излагать. Позже, когда вы сможете примерно прикидывать объем каждого эпизода, можно свободно себя чувствовать в жестких рамках коротких текстов.

Этап 2

К сожалению, времени у меня не так много, а составление Начальных предложений отнимает прилично времени. Я заменю только первые четыре фразы на Начальные предложения, чтобы было понятно, что я имею в виду. Если у вас есть желание – продолжите в комментариях это благое дело – у вас будет возможность попрактиковаться, а другим – возможность обсудить предложенные вами варианты. В скобках указаны фразы, составленные на первом этапе.

Ура, случилось! Вчера договорился с Сергеем и его друзьями – они согласились взять меня на их традиционные воскресные «покатушки» в картинг-центре. (Знакомые согласились взять меня в картинг-центр)

Охранник, открывающий шлагбаум по волшебной фразе «в картинг-центр», стоянка прямо перед входом в здание, отсутствие яркой рекламы – все говорит о каком-то закрытом клубном сообществе, хотя вход отрыт для всех. (Все говорит о клубном духе)

В уютном кафе экраны, на которые транслируются наиболее интересные участки трассы и табло с результатами последних заездов создают прочное ощущение спортивного духа. (В кафе спортивная атмосфера)

С балкона, который окружает кафе, вся трасса как на ладони. (С балкона видно всю трассу)

Вывод: если довести начатое мной до конца и для каждой фразы-полуфабриката составить продуманное Начальное предложение – получится то, что можно смело назвать скелетом будущего текста. А если вы пишите на заказ и тема не определена четко и однозначно, то получившийся скелет можно выслать редактору, уточняя, правильно ли вы поняли задачу.

В следующем посте рассмотрим, как нарастить на этот скелет мясо.

Добавить комментарий