Как составить слоговую модель слова

Конспект по предмету

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 67 «Как выделить слог?»

Вопросы, рассматриваемые на уроке.

на уроке мы повторим какие бывают слоговые модели слова;

закрепим умение выделять слоги в словах;

сможем составлять слоговые модели слов

Глоссарий

Слог – это часть слова.

Звуковая модель – схематически записанные звуки, из которых состоит слово.

Литература

Основная

В. П. Канакина В. Г. Горецкий «Русский язык» 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2014

Дополнительная

Справочное пособие по русскому языку. 1–2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.Л. – Москва: АСТ: Астрель, 2013. – 256 с.

Тренировочные примеры по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 1 класс. Кузнецова М.И. Москва, Издательство “Экзамен”, 2014 – 32 с. (Серия “5000 задач”)

Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений, все правила. 1 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. – Москва: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 190, [2]с.

Занимательный русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Мищенкова Л.В. – М.: 2016 –Ч.1 – 80с., Ч.2 – 80с.

Язык родной, дружи со мной. А. Шибаев. – Санкт-Петербург, “Детгиз”, 2014. – 127с.

Теоретический материал

Как составить слоговую модель слова?

Для того, что бы составить слоговую модель слова, давайте сначала узнаем, как будут обозначаться в схеме звуки.

красным цветом мы будем обозначать гласный звук

синим цветом – твердый согласный

зеленым – мягкий согласный

слияние слогов мы будем обозначать через черту

синим и красным мы будем обозначать слияния твердого согласного и гласного

зеленым и красным – слияние мягкого согласного и гласного

Давайте составим слоговую модель слова мама

сначала поделим слово на слоги. в слове два гласных звука (мАмА), значит в слове два слога

определим слоги слияния

теперь обозначим в слогах слияния гласные звуки

дальше выясним какие в слове согласные звуки

МММа – м в обоих случаях твердый согласный звук

поставим ударение. маааааааама ,ударение падает на первый слог

Итак, глядя на слоговую модель слова мама мы можем сказать, что слово сотоит из вух слогов. первый слог – ударный – слог слияния твердого согласного и гласного звуков, второй слог тоже слог слияния твердого согласного и гласного звуков

Давайте теперь составим слоговую модель слова АПТЕКА

сначала поделим слово на слоги. в слове три гласных звука (АптЕкА), значит в слове три слога

определим слоги слияния

теперь обозначим в слогах слияния гласные звуки

дальше выясним какие в слове согласные звуки

ап – п твердый согласный

те – т мягкий согласный

ка – к твердый согласный

поставим ударение

аптееееека, ударение падает на второй слог

Итак, глядя на слоговую модель слова аптека мы можем сказать, что слово аптека состоит из трех слогов, первый слог – слог слияния твердого согласного и гласного, второй слог – ударный – слог слияния мягкого согласного и гласного, третий слог – слог слияния твердого согласного и гласного.

Резюме теоретической части

У каждого слова есть звуковая модель.

в звуковой модели звуки обозначаются определенными цветами:

красным цветом мы будем обозначать гласный звук

синим цветом – твердый согласный

зеленым – мягкий согласный

слияние слогов мы будем обозначать через черту

синим и красным мы будем обозначать слияния твердого согласного и гласного

зеленым и красным – слияние мягкого согласного и гласного

Примеры заданий

1. Какое из слов подходит к данной звуковой модели?

щенок

поле

зима

Правильный ответ

зима

2. Отправьте слова в столбик с той слоговой моделью слова, которая им соответсвует

Нина корова пила собака зима копыто

Правильный ответ

Нина пила зима

корова собака копыто

Схемы слов дети учатся составлять, начиная с первого класса. Однако многим ребятишкам трудно отделить форму от содержания, они путаются с условными обозначениями, забывают определения понятий. Дело в том, что для составления схем школьник должен уметь мыслить абстрактно, владеть приемами анализа. Если эти навыки не сформированы, требуется помощь педагогов и родителей.

Это слово или предложение?

Схема представляет собой графическую модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого, их взаимосвязь. С первых дней учебы дети узнают, что предложения состоят из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Увидеть это наглядно помогают схемы слов и предложений.

Однако нередко в голове ребенка эти понятия перемешиваются. Первоклассники путаются в условных обозначениях, рисуя вместо цветных квадратиков линии. Объясните ребенку, что слово – это наименование отдельного предмета, действия, признака. Предложение же состоит из нескольких слов, связанных друг с другом, и передает законченную мысль.

схема слова

Пусть первоклассник определит, слышит он отдельные слова или предложение. Так, фраза “Ворона сидит на заборе” будет предложением. Нарисуйте к нему схему. Если же вы произнесете “ворона, сидеть, забор” – то перед нами просто набор не связанных друг с другом слов. Схему предложения чертить не надо.

Слог и ударение

Выяснив разницу между словом и предложением, можно перейти к составлению слоговых схем. Учтите, что в учебниках встречаются разные условные обозначения. Чаще всего слово изображается чертой или прямоугольником, которые делят вертикальными линиями на нужное количество слогов. Ударение обозначается коротенькой косой палочкой сверху. С подобных схем слов в 1 классе начинается работа над звуковым составом.

Схема слова 1 класс

Объяснить деление слов на слоги в русском языке не всегда могут студенты филологических вузов. Самый простой способ: представить, что вы общаетесь с человеком на другом берегу реки. Прокричите слово громко и протяжно. Звуки, произносимые на одном выдохе, составляют слог. Ударение можно определить, поставив кулачки один на другой и положив сверху подбородок, но не плотно. При проговаривании ударного слога давление челюсти на руки будет самым сильным.

Звуковые схемы слов

Больше всего проблем у детей возникает на этом этапе. Между тем, именно звуковые схемы слов помогают ребятам осознать, что написание и произношение часто не совпадают друг с другом. Тренировку лучше начать с простых слов, постепенно усложняя задачу. Первое действие – деление слова на слоги.

Второй этап – определение количества и качества звуков. На первых порах воспользуйтесь табличкой-подсказкой. Красным цветом на ней, как и на схеме, отмечаются гласные. Звуки из верхнего ряда ставятся после твердых согласных, из нижнего – после мягких. Буквы я, е, ю, е обозначают два звука (й+а, й+о, й+у, й+э), если стоят в самом начале слов, после другого гласного, а также за “немыми” буквами ъ, ь.

Звуковые схемы слов

Согласные могут быть твердыми (на схеме отмечаются синим цветом) или мягкими (раскрашиваются зеленым карандашом). При рисовании схемы анализируем по очереди каждый слог. Одиночный звук изображаем в виде квадратика соответствующего цвета. Слияние согласного с гласным – прямоугольником, разделенным пополам диагональной чертой. Нижняя часть обозначает согласный звук, верхняя – гласный. Нарисовав схему, поставьте ударение и отделите слоги вертикальной чертой.

Состав слова

Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников. Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения.

Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм:

  1. Напиши слово.
  2. Просклоняй его по падежам или проспрягай по лицам, числам. Конечные буквы, меняющиеся при этом, будут окончанием. Остальная часть слова – основа. Иногда встречается нулевое окончание.
  3. Подбери как можно больше родственных слов. Их общая часть называется корнем.
  4. Буквы, стоящие перед ним, являются приставкой.
  5. Между корнем и окончанием может стоять суффикс. Или несколько суффиксов, как в слове “учительница”.
  6. Выдели графически все части в слове, перерисуй их условные обозначения ниже или рядом. Получилась схема.

схема слова корень суффикс окончание

Учимся думать

Чаще всего ошибки школьников связаны с формальным подходом. Лексическое значение слова не берется в расчет. Дети пытаются найти в слове уже знакомые суффиксы (-чик- в лексемах “мячик”, “лучик”), приставки (-у- в прилагательных “утренний”, “узкий”). Чтобы избежать этого, ребятишек учат подбирать слова к указанным схемам. Вы можете сами составить такие задания.

Нарисуйте схему слова: корень + суффикс + окончание. Какие лексемы из перечисленных к ней подходят: гонщик, плащик, кладовщик, хрящик? В каких словах есть нулевое окончание, приставка и корень: налет, напев, налим?

Составление схемы слова – достаточно сложная задача для младшего школьника. Чтобы не отбить скучными тренировками интерес к учебе, превратите их в игру. Проводите уроки для кукол, устраивайте соревнования с призами, давайте за правильные ответы часть картинки, которую нужно будет собрать в итоге. Приложите немного усилий, и они обязательно будут вознаграждены.

Шпаргалка для родителей.

Учимся слоговому анализу слов.

1. Слоговой
анализ слов.

Есть несколько способов
деления слов на слоги.

·      Хлопками. Например: ма (хлопок)
ма (хлопок).
 Но этот способ не
всегда помогает. Дети могут разделить слово на слоги так: ко (хлопок) т
(хлопок) – 2 слога. Или: ко-ш-ка – 3 слога. Чаще всего так делят слова дети, у
которых нарушена темпо-ритмическая сторона речи.

·      Подставить тыльную сторону ладони к подбородку
и шепотом медленно произнести слово. Сколько раз рот откроется, столько и
слогов в слове.

·     
Посчитать количество
гласных звуков
в слове. Этот способ самый верный. Расскажем о нем.

Учим правило.

Сколько
в слове гласных, столько и слогов,

Это
знает каждый из учеников.

Алгоритм.

Произнеси слово вслух.

Назови гласные звуки в слове.
Сколько гласных звуков? Значит, сколько слогов? Раздели слово на слоги
(хлопками или поднеся руку к подбородку). Составь слоговую схему. Прочи­тай её.

2. Слоговая схема слова.

1.

Слоговая схема слова, состоящего
из 1 слога, где зеленая полоска обозначает слово, коричневая полоска обозначает
слог. Например, слова: дом, сыр, мяч.

2.

Слоговая схема слова,
состоящего из 2 слогов. Например: ру-ки, кош-ка, у-ха.

                          3.

Слоговая схема слова, состоящего
из 3 слогов. Например: ку-ри-ца, сол-ныш-ко, кир-пи-чи.

4.

Слоговая схема имени, состоящего
из 3 слогов. Например: Ма-ри-на, А-лек-сей. Не забывайте, что все имена пишутся
с большой буквы! Поэтому и зеленая полоска с уголком (уголок обозначает: слово
пишется с большой буквы).

Использование приёмов наглядного моделирования в работе над звуковым и слоговым составом слова.

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, использовать заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Здесь идет подготовка к формированию навыка послогового чтения.

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использованием вспомогательных приёмов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П.Я. Гальперину).

Так, первый этап – это формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Здесь, первоначальная работа строится с помощью следующей модели: графической схемы слова и фишек. По мере выделения звуков, ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков, а также выделению гласных из потока речи. Дается представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения. В дальнейшем проводится работа по выделению гласного звука из слога и слова. Дети определяют гласный звук и место его в слове         (начало, середина, конец). Можно использовать графическую схему слова, где, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине, в конце схемы:

О

________________

              О

________________

                             О

________________

Нарушения чтения и письма часто сопровождаются большим количеством ошибок. В связи с этим очень полезны упражнения на выделение и определение ударного слога в слове.

Приведем некоторые виды упражнений на выделение ударного гласного звука:

1. Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоугольником, ударение наклонной палочкой над прямоугольником:

2. Подобрать слова к схемам двухсложных слов, в которых ударение на первом или втором слоге.

3. Разложить картинки под схемами.

4. «Рисуем слова» – дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов. Предлагается послушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.

5. «Пирамида» – предлагается разложить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на верхнее – с одним слогом, на среднее – с двумя, на нижнее – с тремя.

 6. «Хлопки»- дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой.
Например:

 ________,       _______ _______,      _______  _______  ______ .

7. «Найди свое место»- дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой.

8. «Домики» – раскладываются картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.

                              

9. «Поезд» – предлагается макет паровоза и четырех вагонов с 1,2,3 и 4 окнами. В первом вагоне нужно разместить слова-картинки из одного слога, во втором- из двух, в третьем- из трех, в четвертом – из четырех.

10. Придумать слово к графическим схемам.

схема графическая

11. «Светофор»- определение места звука в слове (позиции). Используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине- желтый, в конце слова -зеленый. В дальнейшем уже используется готовая схема, фишки или само место звука указывается цифрой, используя звуковые линейки, предметные картинки и фишки.

12. «Полет на луну»- на листах рисуют схему- ракету слов. Если учитель замечает, что у кого-то схема с ошибкой, он просит помочь. Дети подбирают к схеме слова и обговаривают «поломку», «чинят» ее и благополучно совершают посадку.

13. «Рыбка»- предварительно изготавливается из картона рыбка. Туловище рыбки делится на три части. Первая клетка (от головы рыбки)- начало слова, вторая- середина, третья-конец. Дети определяют место звука и выкладывают фишки. Цвет фишек зависит от звука: синий- твердый согласный, зеленый- мягкий согласный, красный- гласный, красно-зеленый- йотированный звук (гласный второго ряда).

14. «Шифровальщик»- используется на этапе обучения грамоте. Нужно нарисовать столько кружков, сколько звуков (букв) в слове.

15. «Какой звук пропустил Незнайка?»- четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков (например: – тка, – голка, – рбуз, – втобус и т.д.). Дети поднимают соответствующие фишки (красного, зеленого, синего цвета, в зависимости от пропущенного звука) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.

16. «Спички – ватка»- помогает различать твердые и мягкие звуки и соотносить картинки с символами (спичка – твердый звук, ватка -мягкий). Нужно разложить слова или картинки под схемами-карточками.

картика о спичках

17. «Куда перелетела бабочка?»- учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке- схеме с помощью бабочки. Предлагается карточка, разделенная на три части и бабочка на магните. Логопед называет слово, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка (позиция звука в слове).

Эти несложные упражнения можно использовать, как элемент занятия на протяжении длительного времени.

звуковые схемы слов 1 класс примеры, фото

например слова: ежик, танк

Традиционно принято, что каждому звуку, его характеристике требуется определенный цвет, гласные обозначают красным цветом, твердые согласные обозначают холодным синим цветом, а мягкие-теплым зеленым. Алгоритм:

Зная, какие согласные являются твердыми, а какие мягкими, можно составить на любое слово схемы, вот некоторые примеры:

Слово ТАНК будет выглядеть: синий-красный-синий-синий цвет, а ЕЖИК-красный-синий (ж всегда твердый согласный звук)-красный-синий.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Бульб­озавр
[450K]

5 лет назад 

Для первоклашек и детей, которые готовятся идти в первый класс, конечно полезным будут занятия по составлению звуковых схем слов.

Здесь сразу хотелось бы напомнить, что звуковые схемы слов, не что иное, как фонетический разбор, оформленный с помощью дополнительных приемов.

Как мы знаем, в русском языке имеются шесть гласных звуков (т. е. эти звуки состоят из одного голоса и их можно петь или долго тянуть ) , это «А»; «О»; «У»; «Э»; «И». Гласные могут быть ударными и безударными.

При составлении звуковых схем гласные звуки нужно отмечать красным цветом.

Согласные звуки, которые произносятся с использованием таких преград, как зубы, губы и язык, делятся на глухие, когда сам звук состоит только из «шума» и гласные, где звук состоит из голоса и шума.

Кроме того, согласные звуки, могут быть мягкими и твердыми.

В звуковых схемах, твердые согласные принято обозначить синим цветом, а мягкие согласные — зеленым.

В звуковых схемах принято слияния гласных звуков с согласными, обозначать прямоугольников, который делится по диагонали — верхний треугольник это гласный звук, нижний — согласный звук.

Для практической работы, можно заготовки вырезать из цветной бумаги или картона, а можно просто использовать тетрадь в клеточку и в ней раскрасить.

Для примера привожу самые простые слова, это «Лук» и «Яна», в первом случае, слово состоит из одного слога, а во втором из двух:

Божья коров­ка
[160K]

7 лет назад 

В составлении схемы, если разобраться со звуками, все просто. Нужно уметь различать гласные и согласные звуки. Среди согласных звуков нужно уметь различать твердые и мягкие, а также звонкие и глухие. Для 1 класса достаточно знать гласные и согласные твердые и согласные мягкие , чтобы составить схему слова. Далее разбираемся с обозначениями. Гласные звуки традиционно обозначают красным цветом. Это значит, что квадратик или его часть, которые обозначают гласный звук, нужно закрасить красным. Для согласных два цвета – синий для твердых согласных и зеленый для мягких. Ниже примеры.

Еще конечно нужно знать, какие бывают звуки. Эти таблички вам помогут.

А теперь примеры

дольф­аника
[379K]

6 лет назад 

На самой последней схеме примеры составления звуковых схем слова. Используются красный, синий и сине-красный цвета. Сине-красный цвет обозначает слоги слияния. Обязательно указать ударный звук. На примере схем можно составить звуковую схему слов, изучаемых в первом классе. Также можно воспользоваться отдельными таблицами , в которых слоги слияния уже разбиты по мягкому и твердому признаку, такая таблица самая последняя, есть таблицы более удобные.

Таблица, по которой можно определить слоги, какие слоги мягкие или твердые. Выписываем слово, разбиваем на слоги и подставляем правильно закрашенные квадартикию

Zolot­ynka
[550K]

5 лет назад 

Звуковые схему нужно составлять, придерживаясь определенного плана:

1) Танк: количество слогов – 1.

2) Танк: количество звуков – 4, рисуем 4 квадратика:

3) Первый звук “т”: согласный, твердый, глухой – значит, красим его синим цветом

4) Звук “а” – гласный, ударный, красим – в красный цвет.

5) Звук “н” – согласный, твердый, звонкий – синий цвет.

5) Звук “к” – согл., твердый, глухой – тоже синий.

В результате на нашей звуковой схеме все квадратики, кроме, второго (гласная буква) будут синими. А второй квадратик – красный.

**

И не забываем на схеме проставить ударение – это обязательное условие для правильного выполнения задания.

Серхи­о
[5.9K]

6 лет назад 

Недавно моему брату в школе задали схему слов: ёжик, танк.

Пришлось вспоминать все, что учили раньше в школе. Вспомнил, что к каждому звуку подходит определенный цвет. Гласные всегда обозначают красным, мягкие согласные – зеленым, а твердые согласные синим.

Также есть слияние звуков, когда одна половина прямоугольника закрашивается одним цветом, а вторая другим.

В итоге мы с брателлой сделали следующие схемы. Слово ёжик: красный-синий-красный-синий. Слово танк: синий-красный-синий-синий.

Все делается очень просто.

Искат­ель прикл­ючени­й
[102K]

5 лет назад 

Добрый день. Давайте рассмотрим звуковую схему на примере слова “лягушка”:

1) “л” – мягкая согласная;

2) “я” – гласная;

3) “г” – твердая согласная;

4) “у” – гласная ударная;

5) “ш” – твердая согласная;

6) “к” – твердая согласная;

7) “а” – гласная.

Схема будет выглядеть следующим образом:

Для составления любой схемы вы можете пользоваться следующими подсказками:

Они всегда вам будут упрощать процесс разложения любого слова.

Любоп­ытств­о
[135K]

5 лет назад 

В первом классе дети должны знать, что в схеме мягкий согласный звук обозначается зелёным, твёрдый – синим. Гласные звуки они должны закрашивать красным карандашом и показывать ударение над звуком в ударной позиции.

В первом класс составляют звуковую схему слова в виде квадратиков. Квадратики рисуют красным, синим или зеленым цветом в зависимости от характеристик звука.

Гласный звук рисуется красным квадратиком,

согласные синим – твердый и зеленым – мягким.

Достаточно привести несколько примеров, чтобы все было понятно. Далее можно составлять схемы слов по аналогии.

Вот, допустим,

слово кот – первый квадратик с синим и красный, а второй только с синим цветом.

слово катя – первый квадратик синий и красный, второй – зеленый и красный.

слова яша – первый квадратик – красный, второй – синий и красный.

И наглядно звуковая схема для слова аист

Для учеников начальных классов все буквы и буквы имеют свой цвет при составлении звуковой схемы. Мягкий согласный закрашивается зеленым цветом, твердый согласный синим, гласный красным и т.д. При слиянии звуком прямоугольник закрашивается наполовину одним цветом, на половину другим. Можно запомнить эту несложную схему и анализировать каждый звук, в можно пользоваться уже готовым алфавитом, каждая буква которого уже раскрашена. Такие упражнения позволяют ребенку быстро научиться отделят твердые звуки от мягких, согласные от гласны.На схеме ставится ударение (Рисуется над квадратиком).

Джилл
[93.1K]

4 месяца назад 

В данном слове звуковая схема получается следующая:

Получается по цветовому фактору схема будет следующая: синий, красный, синий и самый последний тоже синий.

Слово в целом достаточно простое, главное не спешить и проговорить и прослушать все буковки.

Марин­аГр
[0]

3 года назад 

В слове ёжик 5 звуков, так как ё стоит в начале слова и обозначает 2 звука: мягкий Й и гласный О, поэтому схема будет: зеленый-красный-синий-красный-синий

Знаете ответ?

Смотрите также:

Как составить звуковую схему слов пальто, рак, окунь, маяк?

Какая звуковая схема слов: “помидор, рынок, салат”?

Какая звуковая схема слов: “Марина, малина, осина, Полина, картина”?

Какая звуковая схема слов “роса, коза”?

Как составить звуковую схему слова, её последовательность?

Как быстро научить младшего школьника составлять звуковые схемы слов?

Звуковая схема слова. 1 класс. Каким цветом изображать согласные звуки?

Звуковая схема слова. 1 класс. Каким цветом изображать гласные звуки?

Как составить звуковую схему слова атмосфера?

Как составить звуковую схему слова гусь, гуси?

Добавить комментарий