Обучение написанию текстов песен – важный навык для каждого музыканта. В конце концов, тексты песен являются одним из центральных компонентов связи между слушателем и исполнителем. Трек с отличным текстом песни просто неотразим, поскольку он позволяет практически любому человеку погрузиться в ваш звуковой мир.
Однако написание текстов – это не простой процесс. В ваших любимых песнях написание текстов кажется простым делом, но не забывайте, что каждый великий лирик с чего-то начинал. Написание текста в первый раз может быть нелегким делом, но, к счастью, ниже мы расскажем, как именно писать тексты песен, чтобы к концу этой статьи вы смогли написать отличную песню. Давайте погрузимся в это!
Как писать тексты песен для начинающих
Лучший способ научиться
писать песни
– это начать создавать тексты! Вот пошаговое руководство по написанию собственных песен как для начинающих, так и для опытных музыкантов.
- Определите свои лирические цели.
- Определите свою отправную точку.
- Проведите мозговой штурм.
- Определитесь со структурой песни.
- Создавайте фразы в своей структуре.
- Убедитесь, что у вашей истории есть дуга.
- Наложите свой текст на мелодию.
- Настройте песню на певучесть и запоминаемость.
- Промыть и повторить!
Лирика превращает музыку в лифте в глубокую форму искусства. Хотя многие люди могут общаться только с инструментальными композициями, сильное лирическое содержание значительно облегчит вашим песням достижение целевой аудитории. Писать тексты песен не всегда легко, но этот план должен облегчить вам начало процесса.
1. Определите свои лирические цели.
Прежде чем приступить к работе, полезно определить цели процесса написания песни для каждого конкретного трека. Возможно, вы захотите подумать о том, что именно вы хотите сказать своим текстом, или, может быть, придумать несколько тем, которые естественно вдохновляют вас.
Также подумайте о том, кто является спикером в вашем треке. Обращаетесь ли вы непосредственно к слушателю? Является ли ваша песня скорее эмоциональным монологом? Или просто повествование о какой-то истории или переживании? Запишите общие
идеи песен
, о которых вы хотели бы написать, и сформулируйте наиболее убедительный вариант. Кто знает, может быть, эти первые слова вдохновения впоследствии послужат хорошим названием для песни!
Самая важная часть задачи здесь – начать. Если вы сможете сделать этот небольшой шаг – сузить круг своих мыслей до одной лирической концепции, вы будете на пути к написанию
полной страницы текста
. Иногда мы становимся слишком перегружены темой, что приводит к тому, что мы вообще ничего не пишем, поэтому уделите время определению своих намерений в отношении трека, что, несомненно, поставит вас на путь к успеху.
2. Определите свою отправную точку.
Написание песен – это не линейный процесс. На некоторых сессиях первым делом пишется второй припев. На других – более хронологический подход, начиная с начального
куплета
и переходя к припеву и припеву. Прежде чем начать писать, позвольте себе быть переменчивым.
Ваш текст и структура песни пройдут через несколько итераций, прежде чем вы создадите лучший текст для трека, так что не напрягайтесь, чтобы найти правильное слово. Позвольте себе начать с чистого листа и поверьте, что в дальнейшем вы будете редактировать по мере необходимости.
Если вы занимаетесь другими видами искусства в рамках музыки, вы можете
найти текст после создания ритма
или написания мелодии на гитаре. Это все действенные способы пробудить в вас интуитивные способности к написанию текстов, так что не бойтесь их использовать!
Аккордовые прогрессии также могут помочь вам
вдохновиться, поскольку некоторые исполнители предпочитают создавать текст и мелодию одновременно. Другие могут создавать песни, начиная только с текста. Что бы это ни было, будьте уверены в своем стиле и следуйте ему. Лучшие песни создаются теми исполнителями, которые готовы адаптировать свой процесс к потребностям трека.
3. Проведите мозговой штурм.
Как только вы определились с отправной точкой и темой песни, начинайте мозговой штурм! Возьмите блокнот и бумагу или запишите в телефон все, что придет вам в голову, что относится к вашей песне. Вы также можете записать свои идеи на диктофон или обсудить их с творческим соавтором. Это могут быть слова, мелодические фразы или даже полные предложения песни. Сейчас не время быть очень строгим, выпустите все наружу!
Старайтесь не мешать себе. Если вы не уверены, что ваша идея войдет в окончательный текст песни, все равно запишите ее. Вы хотите провести как можно более масштабный мозговой штурм, чтобы в дальнейшем иметь возможность написать полноценную песню.
Если вам очень трудно найти вдохновение, послушайте разные песни, связанные с темой вашего сочинения. Есть ли в них части, которые вызывают у вас отклик? Подумайте, как вы можете передать эти моменты своими словами и с собственной точки зрения, и запишите их.
Не позволяйте великому быть врагом хорошего. Даже самые лучшие авторы песен в какой-то момент своей карьеры испытывают
писательский блок
. Главное – пройти через это и не сдаваться. Вы сможете написать песню, если отбросите свои страхи и позволите своему врожденному творческому потенциалу проявиться. Это естественно – нервничать, если вы не пытались написать песню в прошлом, но не позволяйте этому чувству помешать вам начать писать. Поставьте перед собой лирическую цель и двигайтесь от нее.
4. Определитесь со структурой песни.
Для того чтобы написать текст песни, имеющий смысл в ритмическом и мелодическом плане, вам необходимо понять
основные структуры песни
. Определите, какие слова или фразы вы хотите использовать в мелодии припева по сравнению с первым куплетом, бриджем, пре-припевом и т. д. В целом, наиболее популярными структурами песен являются:
-
КУПЛЕТ – ПРИПЕВ – КУПЛЕТ – ПРИПЕВ -
ВСТУПЛЕНИЕ – КУПЛЕТ – ПРИПЕВ – КУПЛЕТ – БРИДЖ – ПРИПЕВ -
КУПЛЕТ – ПРИПЕВ – БРИДЖ – ПРИПЕВ
Хотя многие песни отклоняются от этих формул, возможно, лучше придерживаться одной из этих проверенных и верных песенных структур, пока вы осваиваетесь с процессом написания песен. Важным шагом здесь является то, что вы группируете свои мысли в мозговом штурме в свои собственные подразделы, которые со временем превратятся в центральные части вашей песни.
Некоторые важные детали, на которые следует обратить внимание, включают:
-
Крюк:Хук
– это короткая музыкальная фраза, которая часто появляется в припеве. Крюки запоминаются, цепляют и передают настроение песни в нескольких словах. -
Припев:
Это, скорее всего, самый запоминающийся раздел вашей песни, поэтому текст должен быть легким для восприятия.
Строки припева повторяются
на протяжении всей песни, поэтому
сосредоточьтесь на написании
текстов
припева
, которые легко запомнить любому. -
Название песни:
Название песни привлекает слушателя к прослушиванию песни, поэтому вы должны убедиться, что ваш текст соответствует основной концепции названия. Также хорошей идеей будет включить название песни в текст
крюка или припева
.
Обратите внимание, что все компоненты песни важны. Однако при написании текста песни для крюка, припева или названия вам придется уделить этому дополнительное время и внимание. Эти части песни, вероятно, наиболее вероятно останутся у слушателей, поэтому убедитесь, что вы написали песню, которая подчеркивает эти части как сильные стороны.
5. Создайте фразы в рамках вашей структуры и надежную схему рифмы.
Теперь, когда у вас есть общая дорожная карта того, где вы хотите разместить определенные тексты, пришло время создать лирические фразы, если вы этого еще не сделали. Подумайте о потоке и каденции ваших лирических строк: Каждая строка в идеале должна иметь такое же количество слогов и каденцию, как и предыдущая, как в стихотворении.
Это также подходящее время, чтобы достать словарь рифм. Намного легче сделать песню лирически связной, если вы используете схему рифмы. Схемы рифмы – это основные шаблоны рифмы. Вот несколько наиболее распространенных схем рифмы, которые следует использовать в своих песнях. Обратите внимание, что буквы обозначают совпадающие пары рифм, поэтому строка “А” рифмуется с другой строкой “А”, а “В” – с другой строкой “В”.
AAAA –
Все строки рифмуются. Примером может быть,
“Я влюбился в тебя (А)
Пока я не стал черно-синим (A)
Осень наступила слишком быстро (A)
Но в этом нет ничего нового (A) “
ABAB –
1-я и 3-я строки рифмуются, а 2-я и 4-я рифмуются. Эта схема непрерывна на протяжении всей песни. Примером может быть,
“Я влюбился в тебя (А)
Пока не забыл свое имя (B)
Ты сделал меня черно-синим (A)
И я приветствовал всю боль (B)”.
AABB –
рифмуются первые две строки и рифмуются 3-я и 4-я строки. Эта схема подчеркивает пары двустиший. Основным примером может быть,
“Я влюбился в тебя (А)
Я слишком рано возлагаю надежды. (A)
Ты меня запутал (B)
Рассчитывая на тот день, когда ты уедешь. (B)”
Как видите, не все соответствующие схемы рифмовки используют один и тот же тип рифмы. Вы можете использовать точную рифму (например, слова “ты” и “синий”) или более тонкую внутреннюю рифму (например, “имя” и “боль”).
Эти типы рифм могут работать одинаково, главное, чтобы вы выбрали структуру, которая имеет смысл для вашей песни. Используйте свой мозговой штурм для создания фраз в рамках рифмы и структуры песни, и вы увидите, как ваша песня начинает обретать форму.
6. Убедитесь, что у вашей истории есть дуга.
Теперь, когда у вас есть базовая структура песни, убедитесь, что ваши тексты передают сюжетную дугу. Создают ли ваши тексты напряжение? Рассказывают ли они историю, которая легко ведет слушателя от одной точки к другой? У любой хорошей песни должны быть четкие начало, середина и конец. Ваши тексты должны быть запоминающимися и простыми для понимания.
Просканируйте куплет, припев и
бридж
: Работают ли они независимо и как единое целое? Если нет, возможно, пришло время доработать ваши части. Проанализируйте тексты песен, которые зацепили вас как слушателя: Что в них оказывает эмоциональное воздействие? Уделяя время анализу через призму слушателя, вы, несомненно, облегчите свою работу как автора.
7. Наложите текст песни на мелодию.
Как только вы подготовили первый полный набросок текста, самое время начать перекладывать его на мелодию, если вы этого еще не сделали. Если вы музыкант, то вам может помочь наложение аккордовой прогрессии на выбранном вами инструменте, чтобы вдохновиться сочетаниями нот. Вы также можете
попробовать
сначала
написать мелодию
на своем инструменте, а затем перенести ее на текст.
Если вы не играете на каком-либо инструменте, это отличная идея – сотрудничать с кем-то, кто играет! В худшем случае, вы всегда можете найти в Интернете цикл аккордовой прогрессии и начать создавать мелодию на его основе. Этот процесс будет достаточно интуитивным, так что пусть он вас не пугает. Многие известные мелодии состоят всего из нескольких нот: Для того чтобы быть эффективным, не обязательно быть сложным.
8. Уточните способность к пению и запоминаемость.
Первый созданный вами куплет может оказаться не самым лучшим. Прежде чем завершить работу над песней, уделите время ее редактированию! Находятся ли согласные звуки в удобных местах? Является ли припев действительно запоминающимся? Легко ли большинству людей подпевать и запоминать слова? Не бойтесь переписывать фрагменты на этом этапе процесса. Иногда в музыке приходится убивать своих любимцев, чтобы получить максимальную отдачу от своей песни.
9. Промыть и повторить!
Без сомнения, лучший способ стать великим поэтом-песенником – это как можно больше писать песни. Многие авторы песен находят время для написания нескольких песен в неделю, и вы тоже сможете! Возможно, сначала у вас не будет получаться писать песни ежедневно, но если вы поставите перед собой цели и будете доверять своей интуиции, то со временем писать песни станет легче.
Самое трудное в процессе написания песен – это освоить сам процесс написания. Создание собственных песен будет становиться все более и более естественным. Для некоторых может оказаться полезным поставить перед собой определенные цели: Возможно, вам будет легче мотивировать себя на написание музыки, если вы попытаетесь написать определенное количество песен в месяц и т.д.
Проводите время с другими авторами для обсуждения стратегии написания текстов и, конечно, не бойтесь сотрудничать! Некоторые из ваших любимых песен, звучащих сегодня по радио, были написаны более чем пятью людьми. Когда дело доходит до написания песен, две головы зачастую лучше, чем одна.
В конце концов, не отчаивайтесь, если вам не нравится ваш текст с первого раза. Большинство песен проходят через несколько итераций, прежде чем они будут правильно переданы слушателям. На каждую забойную песню приходится около 20 песен “эх”, которые не совсем удались, и это нормально. На самом деле, это нормально! Похлопайте себя по спине за то, что написали свою первую песню, и быстро переходите к следующей.
Советы по написанию текстов песен
Писать песни может быть невероятно сложно, поэтому вот несколько советов, которые следует иметь в виду на протяжении всего вашего пути в качестве автора песен. Не забывайте, что на создание хороших текстов песен может потребоваться время, но, используя эти советы и практику, вы сможете писать хиты для радио в кратчайшие сроки.
Помните, что это не всегда линейный процесс
Это руководство по написанию песен следует воспринимать с долей соли. Не существует единого способа начать писать тексты песен, поэтому не отчаивайтесь, если ваш естественный процесс написания не укладывается в рамки какого-либо конкретного плана. Самая важная часть написания песен – это результат: Если у вас получаются песни, это самое главное.
В некоторых композициях вы можете начать с мелодии, в других – с лирической фразы. Иногда вы можете использовать такие инструменты, как книги по написанию песен, чтобы разжечь творческий потенциал, в других случаях песня будет литься из вас без проблем. Доверяйте процессу в любом его проявлении.
Инструменталисты и авторы песен носят разные шляпы
Даже если вы отличный инструменталист, продюсер или инженер, вы не обязательно являетесь отличным автором песен, по крайней мере, пока. Имейте в виду, что каждый аспект музыкального творчества требует от вас носить разные шляпы. Навыки, которыми вы обладаете в одной области, могут не прижиться в другой, но пусть это вас не отпугивает.
Вместо этого используйте этот самородок, чтобы придать себе некоторую перспективу: Обучение написанию текстов песен требует времени и внимания, поэтому в музыкальной индустрии существуют сектора, посвященные исключительно этому искусству. Возможно, вы уже занимаетесь музыкой, но это не обязательно означает, что вы научились писать тексты песен (но ничто не мешает вам начать).
Записывайте искры вдохновения и сохраняйте их на потом
Музыкант скажет вам, что вдохновение может прийти в любой момент. Где бы вы ни находились – в душе, в постели или на работе, – не принимайте эти спонтанные всплески как должное. Возьмите за привычку записывать эти вдохновения и обращаться к ним позже.
Вы можете записать их на липкой записке, записать голосовую заметку для себя или даже отправить себе по электронной почте сообщение, которое вы сможете открыть во время следующей сессии написания песни. Вдохновение не всегда удобно, но многим авторам песен удается уловить эти моменты и использовать их силу в дальнейшем.
Не будьте слишком строги к себе
Один из лучших способов преодолеть писательский блок – это дать себе поблажку. Так часто мы так сильно хотим подражать стилю одного из наших любимых авторов текстов или придумывать отличные песни на ходу, что отвлекаемся от того, чтобы действительно писать песни. Иногда полезно просто позволить себе писать!
Это означает, что нужно оставить шляпу “критика” на потом. Позвольте себе выпустить свой творческий писательский поток, не мешая себе. Этот поток сознания будет курироваться позже, главное, чтобы вы решили писать песни на регулярной основе. Ваша первая песня может быть не самой лучшей, но лучше, чтобы она не была последней. Помните, что все ваши любимые авторы песен наверняка в какой-то момент своей карьеры написали ужасную песню.
Возьмите за привычку разучивать песни
Для того чтобы писать песни, которые вы любите, активно изучайте структуру песен и форму мелодий, которые вы уже любите! Уделите время тому, чтобы послушать мелодию и посмотреть на текст некоторых из ваших любимых песен. Что общего у этих песен? Что в тексте или мелодии заставляет вас привязываться к конкретной песне?
Зачастую “ответ” на волшебство популярных песен или некоторых наших любимых песен находится прямо перед нами. Нужно только найти время, чтобы понять, что именно выделяет лучшие тексты среди остальных.
Практика написания лирики крайне важна
Эд Ширан однажды сравнил написание песен с очисткой грязного крана. Вы должны пройти через плохую воду, прежде чем неизбежно появится чистый поток отличных песен. Это отличная аналогия для написания песен и признание важности практики.
Вы можете стать лучше в каком-либо навыке только тогда, когда постоянно вкладываете в него время и энергию, и написание песен не является исключением. Не давите на себя, чтобы сразу написать потрясающую песню, но если вы решите писать регулярно, это обязательно произойдет.
Не существует единого способа написания лирики, но, надеюсь,
эти советы
облегчат вам написание вашей первой законченной композиции. Просто помните, что практика делает совершенным. Потратив немного времени и воспользовавшись этими советами, вы сможете писать потрясающие лирические строки в кратчайшие сроки. Получайте удовольствие и наслаждайтесь процессом сочинения!
Загрузить PDF
Загрузить PDF
У вас может быть лучшая мелодия в мире, но если слова недостаточно хороши, вся песня пойдет насмарку. Если вы поэт или же просто решили придумать слова к крутому гитарному джему, который только что написали, wikiHow поможет вам! В этой статье мы познакомим вас со стандартными песенными структурами и формами, а также обсудим непростую задачу создания хороших рифм и стихов!
-
1
Начните со структуры ААБА. Структура ААБА — вероятно, самая распространенная структура песни в современной популярной музыке. В песенной структуре «А» обычно означает куплет, а «Б» обычно означает припев. Другими словами, в этой структуре два куплета, припев и финальный куплет. Экспериментируйте с этой базовой структурой перед тем, как переходить к более сложным.[1]
-
2
Познакомьтесь с составляющими песни. Песня состоит из нескольких частей. Ваша песня может включать их все или же ни одной. Все зависит от вас. Существуют стандартные комбинации этих частей, которые используются в большинстве песен. Поэтому для того, чтобы понять, что из себя представляет большая часть песен, вам необходимо будет ознакомиться с этими частями.[2]
К ним относятся:- Вступление. Это часть в начале, которая переходит в песню. Иногда его звучание может отличаться от остальной песни, может быть быстрее или медленнее, или же его может вовсе не быть. Во многих песнях нет вступления, так что не думайте, что вы обязаны использовать его.[3]
- Куплет. Это главная часть песни. Количество строк в нем больше в 1,5–2 раза, чем в припеве, но это необязательное правило. Как часть песни куплет можно узнать по тому, что мелодия остается прежней, а слова отличаются.[4]
- Припев. Припев — это часть песни, которая повторяется без изменений: слова и музыка не меняются или практически не меняются. Это место, для которого нужно подобрать легко запоминающиеся слова.[5]
- Бридж. Бридж — это часть, которая есть лишь в некоторых песнях. Обычно она идет за вторым припевом, бридж — это часть песни, которая звучит абсолютно иначе, чем остальная песня. Он обычно короткий — одна-две строчки текста — и иногда ведет к ключевому изменению.[6]
- Вступление. Это часть в начале, которая переходит в песню. Иногда его звучание может отличаться от остальной песни, может быть быстрее или медленнее, или же его может вовсе не быть. Во многих песнях нет вступления, так что не думайте, что вы обязаны использовать его.[3]
-
3
Экспериментируйте с другими структурами. Конечно, существуют различные стандартные песенные структуры. Можете попробовать ААББ, АБА, АБВБА, АБАВАБА и так далее.
- «В» обычно означает бридж, другие же буквы, которые можно встретить повсеместно, скорее всего, просто означают, что эта секция песни не относится к традиционным частям, и уникальна сама по себе (как если бы вы вставили строки из другой песни).
-
4
Попробуйте написать песню в вольной форме. Если вы хотите испытать свои навыки, разумеется, вы можете попытаться отойти от традиционных форм и не следовать стандартной структуре. Тем не менее, это может быть очень сложно, и не стоит делать это в самом начале вашего творческого пути.
-
1
Используйте упражнение «Поток сознания». Изливать поток сознания на письме — значит просто писать и продолжать, не останавливаясь. Просто пишите все, что приходит вам в голову. Так вы запишете много сменяющих друг друга мыслей и, возможно, такая техника поможет вам искать идеи, когда в голову ничего не приходит.[7]
- Выполняйте это упражнение каждый день — оно поможет вам в поиске идей. Со временем оно, возможно, также поможет лучше писать стихи.
-
2
Присмотритесь к существующим песням. Присмотритесь к песням, которые известны своими потрясающими словами, чтобы вдохновиться ими. Вы можете многое узнать, если задумаетесь над тем, что делает песню плохой или хорошей. Обратите внимание на то, какие темы они раскрывают, как они это делают, какие рифмы в них используются, какой ритм слов и так далее.
- Песня, которую вы считаете хорошей, может не нравиться кому-то другому. Важно сосредоточиться на том, что нравится именно вам.
- Попробуйте ради практики написать другие слова к песне, которая вам нравится. Измените всего несколько строк или сочините совершенно новую версию.
-
3
Помните, что только вам решать, какие тексты писать. В предыдущем шаге мы говорили о том, какие песни можно отнести к хорошим, а какие — к плохим. Но, повторимся, только вам решать, что писать. Решите, какого рода песни вы хотите писать, и подумайте, какие стихи вам нравятся, а какие нет. Что именно и в каком жанре сочинять, зависит только от вас. Вы хоть и начинающий, но творец, и можете выбирать свой собственный творческий путь и иметь собственное мнение о других авторах и их произведениях. Если вы хотите писать песни скорее в духе «Аквариума», чем Аллы Пугачевой, не слушайте тех, кто говорит, что это неправильно.
- Если вы не уверены, какие песни хотите сочинять, послушайте свои любимые песни и постарайтесь понять, что у них общего.
- Узнайте, кто писал стихи к вашим любимым песням. Найдите другие стихи этих авторов, чтобы увидеть их общие черты и оценить их стиль.
-
4
Обратите внимание на существующие стихи. Если у вас проблемы с вдохновением, но есть желание практиковаться в написании песен, попробуйте адаптировать существующие стихотворения. Более старые произведения (подумайте о сонетах Шекспира или поэмах Жуковского) полны прекрасных идей, но могут казаться слегка старомодными. Возьмите на себя смелость адаптировать их! Можете ли вы написать рэп по Пушкину? Подобная задача улучшит ваши навыки, а также станет отличной отправной точкой.[8]
-
5
Будьте верны своему стилю. Не думайте, что вы обязаны писать песни, как кто-то другой, ведь у всех авторов свой стиль. Совершенно нормально подходить к написанию песен иначе! Некоторые авторы свободно изливают свои мысли, в то время как другие пишут с конкретным намерением. Хотя в музыке много правил и условий, в конце концов, это творческое занятие, а это значит, что самое важное — выразить себя.
- Написание песен — это искусство, поэтому хорошо, если вы выработаете собственный стиль. Никто не говорит, что вы должны делать то же, что и остальные.
-
6
Продолжайте писать, чтобы создать что-то стоящее. Заведите дневник и приготовьтесь к тому, что вы напишете массу неудачных стихов, прежде чем вы создадите действительно хорошую вещь. Так работает творческий процесс: сначала мы создаем что-то не очень хорошее, но со временем качество наших работ улучшается. Пишите как можно больше, пока вы не почувствуете, что закончили или готовы отложить написанное. Если вы напишете одно-единственное слово или звук, это уже будет отличным стартом. Дайте песне созреть. Вам понадобится время, чтобы написать песню!
- Написание стихов может происходить в несколько этапов. Не переживайте, если ваши первые наброски совсем не похожи на песню. Позже вы их переделаете и отшлифуете.
- Записывайте все. Если вы запишете одно предложение песни, то скоро за ним появится и следующее.
- Ничего страшного, если ваши песни поначалу будут не слишком хороши. Вы всегда сможете их пересмотреть и написать более удачные слова.
-
7
Пишите постоянно. Вы всегда должны начинать просто с письма. Пишите о ваших чувствах. Пишите о мире вокруг вас. Опишите человека или предмет, который вам важен. Это поможет вам найти слова, достойные песни, стихи, на которых она будет построена (будь то настоящее стихотворение или всего лишь несколько фраз, которые вы хотите связать во что-то стоящее). Помните: они не всегда должны быть депрессивными или злыми. Или даже эмоциональными. Список покупок тоже может звучать поэтично, если вы сделаете все правильно.
- Дневниковые записи могут послужить превосходным источником вдохновения. Например, когда вы переживаете тяжелые времена, можете писать стихи, выражающие ваше разочарование, отчаяние или надежду. Так слушатели почувствуют с вами связь.
- Наверняка у вас будут творческие кризисы — они случаются у всех, кто пишет. Лучший способ справиться с ними — просто изливать на бумагу слова, не заботясь о том, хороши они или нет.
-
1
Показывайте, а не говорите. «Мне так грустно, мне очень плохо, девушка бросила меня…» Нет. Не делайте этого. Это быстрый способ заставить людей забыть о вашей песне. Лучшие песни, как и любая хорошая литературы, вызывают в нас эмоции потому, что они передают опыт, а не указывают нам, что нужно чувствовать. Попробуйте написать о том, что значит чувствовать, вместо того чтобы просто рассказать об этом вашей аудитории.[9]
- Хороший пример альтернативы «Мне так грустно» можно найти в строках песни Дельфина: «Но вспомни, как душу рвало, когда она уходила;/Как на глазах твоих слезы висли».
- Генерируйте идеи, а потом записывайте их. Так текст всегда будет перед глазами, и вы сможете решить, что убрать, а что оставить. Делать это лучше всего, когда на вас находит вдохновение.
-
2
Рифмуйте с умом. Вам доводилось слышать песню, слова у которой были бы откровенно банальными? Часто причина заключается в том, что автор рифмует слишком много или же очень плохо. Не стоит рифмовать все ваши строки, а рифмы, которые вы используете, должны выглядеть естественно. Не вставляйте странные фразы или слова в вашу песню только для того, чтобы получить рифму. На самом деле слова вообще не обязаны рифмоваться. У множества песен слова не рифмуются.
- Хорошо: «Я хотел бы ветром быть и над землей лететь/К солнцу в снегах./Я хотел бы в небе спать и сны о нем смотреть/Сны в облаках».
- Плохо: «Я люблю морковь/В моих жилах стынет кровь/В дверь стучит свекровь/Она убивает мою любовь…»
- Конечно, не стоит забывать о правилах жанра. В рэпе рифмы больше, чем в других жанрах, но даже это необязательно. Это просто стилистический прием.
-
3
Попробуйте нестандартные схемы рифмовки. Если вы хотите, чтобы ваши рифмы выделялись немного сильнее, и не хотите звучать банально, вы можете экспериментировать с различными стилями рифмовки. Знаете ли вы, что существует больше стилей рифмовки, чем те, которые вы учили в школе? Узнайте больше об ассонансной/консонансной рифме, парарифме, аллитерации и тому подобном.
- Например, Анастасия Гурман в своем стихотворении «Городу» использует много примеров ассонансной рифмы и других нестандартных рифм: кофе/любовью, фонарей/обо мне, руками/камни.
-
4
Избегайте клише. Стоит избегать клише, потому что они мешают песням выделяться на фоне остальных, и не показывают ваш уникальный талант. Если ваш лирический герой лежит у чьих-то ног (и умоляет вернуться), кто-то идет по улице (девушка или вы — это все уже было) или вы не можете обойтись без фраз вроде «разве ты не видишь», то вам, вероятно, стоит вернуться к своим черновикам.[10]
-
1
Узнайте, что такое музыкальная нотация. Вы, вероятно, помните о сохранении материи с уроков физики (идея о том, что ничто не исчезает бесследно). Узнайте, как действует музыкальная нотация (такты, ноты, паузы и так далее), чтобы вы могли быть уверены, что ваши слова ложатся на музыку. Вкратце это значит, что в ваших строках примерно одинаковое количество слогов и ваш ритм постоянен (не ускоряйтесь, чтобы вместить дополнительные слова).
- Думайте о каждой секции музыки как о четырех чашках чая. Теперь вы можете вылить половину одной из чашек в пятую, но это значит, что у вас остались две полупустые чашки. В первой воды не станет больше. С музыкой точно так же — нельзя добавить дополнительный счет, не компенсировав его (чаще всего паузой).
-
2
Начните с уже написанной мелодии. Когда вы только начинаете писать песни — и если вы делаете это самостоятельно — лучше всего начинать, когда вы уже написали мелодию. Для большинства людей это легче, чем попытки создать мелодию, которая подходит существующим словам. Вы можете написать свою собственную мелодию, работать с музыкально одаренным другом или же вы можете адаптировать классическую мелодию, например из старых народных песен (используйте только те песни, которые являются общественным достоянием, то есть не защищены авторским правом).
-
3
Придерживайтесь диапазона примерно в две октавы. Не все обладают вокальными возможностями Мэрайи Кэри. Когда вы придумываете мелодию, следите за диапазоном нот, чтобы их можно было спеть. Поэтому старайтесь не выходить за пределы двух октав, если только не пишете песню для исполнителя, о чьем диапазоне вы хорошо осведомлены.
- Если вы пишете песню для себя, определите свой собственный вокальный диапазон. Сначала разогрейте голос, затем начинайте петь без слов все ниже и ниже. Самая низкая нота, которую вы можете взять, все еще издавая отчетливый звук, — это нижняя граница диапазона. Затем возьмите самую высокую ноту, какую можете. Если вы сможете удерживать ее в течение 3 секунд, это будет верхняя граница диапазона.
- Если вы хотите увеличить свой диапазон, повторяйте это упражнение, каждый раз стараясь взять чуть-чуть ниже или выше.
-
4
Добавьте части, когда певец может перевести дыхание. Певцы — тоже люди, и им нужно дышать. Добавьте от двух до четырех дополнительных счетов, чтобы певец мог остановиться на секунду и передохнуть. Также у слушателя появится возможность вдуматься в то, о чем говорит ваша песня.[11]
- Хороший пример — песня «Это здорово» Николая Носкова. После строчки «есть приятное обстоятельство» перед «я люблю тебя — это здорово» есть пауза, которая позволяет певцу передохнуть от нескольких предыдущих тактов.
-
1
Прочитайте то, что вы написали. Какова общая картина? Песня похожа на повествование, заявление или описание? Это призыв к действию, набор указаний или поздравление? Это философия или размышления? Она абсолютно абсурдна? У нее есть множество форм? Начните переставлять слова и менять их, чтобы они подходили песне. Подумайте о том, какое впечатление вы хотите создать, и как это сочетается с тем, что вы хотите сказать. Вам нравится расположение гласных и согласных звуков? У строчки несколько смыслов? Вы хотите повторить строку или слово? Помните, как только публика услышит песню впервые, она будут слышать только те части, которые выделяются больше всего.
-
2
Перепишите. Кто сказал, что нельзя изменять то, что вы уже написали? Если вам нравится первый вариант, то сохраните его. Но большинству поэтов-песенников необходимо немного поиграть с песней, чтобы добиться идеального звука. Хорошая песня может быть написана в один присест, но чаще для этого нужно какое-то время. Вы можете даже менять местами целые строфы, чтобы придать песне более целостное звучание.
- Постарайтесь написать яркую первую строку, чтобы привлечь слушателя.
- Чтобы сделать стихи лучше, не бойтесь их переделывать.
-
3
Проконсультируйтесь с теми, кто разбирается в музыке. Как только вы закончили песню, неплохо бы показать черновую версию кому-то еще. Даже если человек просто прочитает ваши слова, возможно, он найдет места с нарушенным ритмом или же строки со странной рифмой. Конечно, сочинять песню по указаниям «комитета» — не самая лучшая идея, но если ваш советчик заметит неудачные места и вы согласитесь, исправьте их![12]
-
4
Поделитесь своей песней! Мы делаем мир лучше, когда делимся тем, что создали. Это нормально, если вы стесняетесь, и то, что вы написали песню, еще не означает, что вам нужно выйти на улицу и дать концерт. Но вы должны записать ее так, чтобы у вас была возможность поделиться ею с остальными. Не прячьте ваш удивительный труд!
-
1
Узнайте, как писать музыку. Если вы написали слова, но никогда ранее не писали песен, возможно, вам понадобится помощь. На самом деле это не очень отличается от написания слов: для этого также существуют стандарты и инструкции, которые можно использовать как базу для вашей работы.
- Возможно, вы сможете самостоятельно выучиться играть на музыкальном инструменте, регулярно занимаясь. Однако вы можете предпочесть брать уроки — так вам будет проще научиться правильной технике и понять основные концепции, такие как последовательность аккордов.
- Если вы научитесь писать музыку, это поможет сочинять песни полностью, а не только тексты.
-
2
Научитесь читать ноты. Хотя это не строго обязательно, понимание основ музыки значительно усилит вашу способность писать хорошие песни. Вы сможете даже писать их для других исполнителей!
-
3
Улучшайте ваше пение. Если вы научитесь лучше петь, это поможет вам понять, какие ноты вы ищете, когда пишете музыку. Работайте над вокальными навыками, и вы удивитесь, насколько это поможет вам.
-
4
Изучите основы игры на инструменте. Базовые знания о том, как играть на стандартных инструментах могут очень помочь в написании песен. Задумайтесь над тем, чтобы научиться играть на фортепиано или на гитаре. Этому можно научиться самостоятельно, и это не так уж трудно.
-
5
Подберите музыку под слова песни. Используйте гитару, клавишные и ударные инструменты, чтобы сделать песню уникальной и неповторимой.
Советы
- Помните, что для написания песен нет правил, лишь рекомендации, которые помогают вам начать, так как у настоящего творчества нет границ.
- Спойте песню вслух или про себя, чтобы понять, как она звучит.
- Старайтесь, чтобы в вашей песне не было слишком много назойливых повторов, но не бойтесь иногда повторить строку.
- Если у вас есть неоконченная песня, сохраните ее. Вы можете черпать идеи из отрывков или же, если у вас их много, вы можете собрать их вместе и создать целую песню.
- Никогда не отвергайте идею как слишком глупую. Многие отличные песни написаны на самые нелепые темы.
- Полезно будет завести для песен отдельный блокнот или файл на компьютере. Это поможет лучше организовать мысли.
- Постарайтесь вложить в слова хоть какой-то смысл.
- Подумайте о своих потенциальных слушателях. Что они услышат в вашей песне?
- Запишите слово и придумайте к нему как можно больше синонимов. Словари и другие сайты с синонимами можно найти в интернете.
- Если вам в голову пришла мысль, запишите ее, пока не забыли! Всегда держите под рукой карандаш и бумагу.
Предупреждения
- Не копируйте песню, которую написал кто-то другой, иначе у вас могут возникнуть серьезные проблемы с законом. Но неплохо, если вы будете подражать словам или музыке, которая вам нравится. Так что если вам нравится Кэти Перри, пишите поп-музыку, как она. А если вам нравится Тейлор Свифт, пишите песни о любви.
- Не рифмуйте постоянно, если только это не то, чего вы хотите добиться. Это нормально до определенной степени, но чрезмерность раздражает, как в примере, приведенном ниже;
- ПРИМЕР: «Моя жизнь так ужасна, как же мне грустно, во дворе выросла капуста, на душе так пусто аааа уууу… Что же мне делать?» (это действительно плохо).
Что вам понадобится
- Карандаш, ручка или компьютер (в зависимости от того, записываете вы стихи или печатаете)
- Инструмент: клавишный инструмент, гитара или любой другой музыкальный инструмент, на котором вы играете (необязательно, но рекомендуется иметь под рукой)
- Бумага или компьютер
- Если под рукой не оказалось ручки, используйте мобильный телефон
Об этой статье
Эту страницу просматривали 468 584 раза.
Была ли эта статья полезной?
Я 30 лет пишу стихи и сочиняю песни на профессиональном уровне. В этой статье я приоткрою завесу тайны, как писать тексты песен. Условно, все секреты можно разделить на 2 части: это мой личный опыт + полезные ресурсы Интернета.
Моя авторская технология стихоплётства позволяет сочинять как комические, так и лирические произведения, а также поздравления.
Секрет № 1. Всё придумано до нас
В любом деле самое трудное — начать. Если вы решили написать текст своей первой песни, предлагаю вам начать с поздравления, а само поздравление написать на раскрученный шлягер. Аргументация этого постулата такова:
•В поздравлении присутствует объект, не надо думать о чём писать песню
•В песне-оригинале уже задан стихотворный размер
•Игра с оригинальным текстом придаст шарм поздравлению
•Чтобы вы не написали, вам гарантирована благодарная реакция
И никаких угрызений совести! Все великие мэтры и барды начинали с подражания. Когда набьёте руку на поздравлениях, можете уже «замахнуться и на Вильяма нашего Шекспира».
Секрет №2. Настройка на волну
Предположим, в качестве первого творческого опыта вы выбрали поздравление. После этого надо погрузиться в тематику и почитать примеры песен. Для это есть мой блог и мой каталог песен pishemope.ru. Здесь собрано всё лучшее, что есть в сети на эту тему.
Возможно, для пробы пера вы выбрали нечто другое, например, песню о рассвете в горах. Алгоритм при этом останется таким же. Будет здорово, если вы окунётесь в атмосферу будущего произведения: посмотрите фотографии или фильмы, почитаете классиков или просто уедете в горы.
Описанные выше процессы я называю настройкой на волну. Для того, чтобы поймать волну именинника, надо сделать простую вещь. Возьмите лист бумаги и запишите всё, что помните о виновнике торжества. Более подробно об этом секрете в моей статье 6 шагов, как написать поздравление за 1 вечер.
Секрет №3. Как найти Идею песни
Что такое песня? Бывает, что это жизненная история, случается, что это некая стихотворная зарисовка, а иногда фантазия на заданную тему. В любом случае, в основе песни лежит конкретная идея, на которую нанизываются куплеты и припевы.
Рассмотрим поиск идеи на примере поздравительной песни. У нас есть главный герой и информация о нём. Например, наш юбиляр — трезвенник, знает немецкий и закончил питерский Политех. Каждый из этих фактов может стать Идеей песни. Это может быть:
Безалкогольная фантазия на тему «Я люблю тебя, жизнь»
Я люблю терафлю,
Что само по себе и не ново.
Я люблю терафлю,
Я люблю его больше спиртного.Я домой тороплюсь
И шагаю с работы устало.
Ждёт меня терафлю —
Двести грамм и уже полегчало…
Вольный перевод «Пусть бегут неуклюже» на немецкий
Guten Tag, Damen-Herren!
Jetzt, vielleicht, das Regen,
Und die Wasser, wie Fluss in Asphalt.
Nicht verstechen die Leute
Was ist das Abend Heute?
Heute funfzig ich bin Jahre alt.
Ich bin funfzig, Ich bin lustig,
Meine Freunde komm nach Bar!
Leider, Scheisse, das Geburstag
Nur einmal im Jahr.
Или питерская ура-патриотическая тема
Как поздравляют петербуржцев,
Совсем не так, как москвичей.
Сердечный тост неравнодушный
Взамен заученных речей.
Секрет карьерного успеха
Сегодня я открыть могу:
Приди к парадной Политеха,
А не к подъезду МГУ…
Как ещё можно найти идею песни? Очень просто — листая старые сборники, слушая музыку в автомобиле или изучая ресурсы в сети. Так, Владимир Шахрин, лидер группы «Чайф» написал свой знаменитый хит « А не спешите нас хоронить» по мотивам «Песенки фронтового шофёра». Толчком к созданию произведения стали строчки « …а помирать нам рановато». В свою очередь, жизнеутверждающий шлягер Шахрина навеял мне тему для поздравления ректора Политеха Андрея Рудского, день рождения которого совпадает с датой основания моего ВУЗа.
Юбилейная цифровая
А разрешите нам выпить за жизнь,
За совпадений её вензеля —
Так сразу два рожденья пришлись
На девятнадцатое февраля.А разрешите нам повторить
И за героев бокалы поднять —
За Политеха сто двадцать три,
За его ректора шестьдесят пять…
В лирике этот способ работает также, как и с поздравлениями. В лихие девяностые мне попалось произведение Юрия Шевчука «Змей Петров». Начиналась эта песня со слов «Рождённый ползать получил приказ летать…».
Возникла идея сделать песню из продолжений известных строф , которые мы изучали в школе. Текст моей песни отражал грустное настроение в стране после развала Союза .
Краткий курс литературы
Ну, наконец, ура, привет тебе, привет,
Эх, незнакомое моё младое племя, —
Так говорил один поэт,
Но пролетело много лет
И эти строки скорректировало время.Я снова здесь, в столице северных ночей
Здесь та же улица, фонарь и та аптека.
А Медный всадник здесь ничей,
Влечет заморских фирмачей,
А на Дворцовой — полным ходом дискотека.Отговорила к черту роща золотая,
Хотя стабильно гром гремел в начале мая.
Давно лошадка померла,
Что нам дровишек привезла,
А все чего-то ждут, как зайцы — дед Мазая.Россия вспряла ото сна — талдычат миру,
Вороне снова бог послал кусочек сыра,
А наши русские штыки,
Аж с Эльбы — матушки реки
Пришли домой к себе на зимние квартиры.А кое-кто уже ушел от сюда прочь,
Нехай живэ их самостийные дороги,
Тиха украинская ночь,
Да только некому помочь,
Лишь кое-где ревэ да стогнэ
Джип «Чероки»…
Секрет №4. Хитрости с рифмами
Вернёмся к поздравлению друга. Текст песни мы пишем на известный шлягер и многие рифмы будем заимствовать из оригинальной песни. Более того, если мы сможем увязать факты об юбиляре с текстом первоисточника, это придаст изюминку поздравлению. Старая песня заиграет на новый лад. Это поэтический приём называется Близость к оригиналу.
Если нам понадобится подобрать новую рифму, то я рекомендую вам сайт rifmovnik.ru . Это очень удобный ресурс, который подбирает рифму по качеству, по части речи и по слогам.
При написании комических песен, например, куплетов нужно знать такой секрет. Четверостишие надо выстроить по принципу анекдота: сначала подводка, затем ударная шутка. Для этого четверостишие пишется снизу- вверх. Сначала мы вставляем в третью-четвёртую строку финал анекдота, затем в первой-второй рифмуем подводку к финалу. Рассмотрим на примере и вспомним бородатый анекдот. В истории нашей страны, когда лидер был с волосами всегда закручивались гайки, а когда вождь был лысым — наступала оттепель и преобразования.
Куплет про перестройку, который вы прочтёте ниже написан по принципу снизу-вверх.
Наш многолетний путь отмечен чудесами.
Народ давно такой отметил парадокс:
В стране цензура, если лидер с волосами,
И перестройка, если лидер без волос.
Подробнее на тему, как написать текст прикольной песни, читайте мою статью Как писать смешно.
Секрет №5. Синонимы. Размер и красота
За синонимами я захожу во всемирную паутину в двух случаях. Предположим, что любимая песня вашего руководителя это Besame mucho. Логично написать поздравление шефу на его любимую мелодию. Вы находите в моём каталоге поздравление «Испанская лирическая».
Без сомнений, нету дня лучше,
Чем тот в апреле, когда вы явились на свет.
Без сомнений, вас нету круче
Вот уже как девяносто стремительных лет!
И всё бы ничего, только вашему начальнику пятьдесят или сорок пять. Прилагательное, которое нам необходимо в этом случае, должно состоять из 6 слогов. Поиск синонимов к слову «стремительный» не даёт нам нужного результата. Какие прилагательные по смыслу ещё подойдут к прожитым годам? Счастливые, яркие, важные. Поработав с каждым прилагательным, находим синонимы и получаем такие последней строки:
Вот уже как тридцать семь жизнерадостных лет!
сорок пять ослепительных лет!
пятьдесят исторических лет!
Когда размер стихотворения требует иного ударения или другого количества слогов — ищите синонимы!
Вторая история с синонимами связана с поиском оригинального прилагательного. Это всегда украшает произведение. Так, вместо банального «красивый» с помощью sinonim.org и synonymizer.ru находим выразительные «манящий» или «изящный». Отмечу, что на поиск синонимов к прилагательным уходит половина всех запросов, другая половина — на все остальные части речи.
Секрет № 6. Фразеологические обороты. Образность
Красивые прилагательные украшают произведения. Другой способ украсить текст песни, придать ей образность — использовать фразеологические обороты. Обратимся к классику, А.С.Пушкину:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
В одной строфе — сразу три фразеологических оборота!
Приведу пример из своего творчества. Однажды, я поздравлял главного врача. Известный медицинский символ – это красный крест. Поисковик мне выдал фразеологизмы со словом «крест», в числе которых было выражение « нести свой крест».
Начало поздравления по мотивам песни «Сиреневый туман» получилось таким:
Вечерний солнца луч над Фидерною гаснет,
Над Колпино висит полночная луна.
Здесь в роли главврача Ижорской медсанчасти
Несёт свой красный крест Наталья Лубнина…
Секрет №7. Терминология. Погружение в среду
В прошлом веке знаменитый актёр и поэт Владимир Высоцкий для написания своих произведений надолго погружался в профессиональную среду моряков, альпинистов и геологов. Сейчас для этого есть Интернет. Двух часов во всемирной паутине достаточно, чтобы на поверхностном уровне понимать тему и щеголять терминами. Я не знаю автора песни про фидошника, но вполне допускаю, что это был человек, далёкий от программирования.
Большие сервера
Глyхие ламера
Повисшая Винда —
Все начинай сначала.
Аркмыльная война,
Коннект V42,
Модем сошел с yма —
Такая связь достала.Фидошникy никто не пишет.
Фидошника никто не ждет.
Мне часто доводилось поздравлять врачей и медсестёр и всякий раз в Интернете я находил подходящую терминологию и встраивал её в оригинальную песню
Светится ионами народ,
Кожи цвет с годами всё чудесней.
Здесь стоит Ижорский наш завод —
Кузница различных профболезней.
Здесь есть марганцовый токсикоз,
Вибротугоухость неизбежна,
И, конечно, пневмокониоз,
И на это всё одна Надежда.
Эта методика подойдёт и для создания лирического произведения. Вот три захода для создания лирического текста.
Посвящение фрезеровщице
Я помню чудное мгновение
Явилась ты издалека…
Как задней бабки завихренье
Как шпиндель без хвостовика…
Ода специалистке по работе с векселями
Мы все спешим за чудесами
Явилась ты, как в сердце нож…
Как неоткрытый индоссамент,
Как неподклеенный аллонж…
Послание горнолыжнице
От снега талию очистив,
Ты в жизнь мою ворвалась так:
Как горнопляжник на офф-писте
Как в полдень едущий ратрак…
Если вы продолжите эти заготовки и пришлёте их, я с удовольствием размещу их в каталоге в разделе Хобби/Професии.
Секрет №8. Размер и подбор мелодии
Предположим, вы, подражая Пушкину и его «чудному мгновению», написали стихотворение, а исполнить его хочется, как песню. Подобрать известную мелодию, под размер написанного текста вам поможет ресурс https://slovesnov.users.sourceforge.net/ . На этом сайте нас будет интересовать раздел Классификатор песен и стихов.
Посчитаем число слогов в каждой строчке четверостишия, у нас получится 9-8-9-8. В соответствующем шаблоне найдём тексты написанные в этом размере. Далее выбор за нами. Мы можем исполнять эту песню на мотив «Мы все спешим за чудесами» Юрия Антонова , на мелодию Булата Окуджавы «Кавалергарда век недолог» или , как народную песню «Вот кто-то с горочки спустился».
Именно так была подобрана мелодия «Клён ты мой, опавший» к стихотворению Сергея Аврутина «Сельская идиллия»
Мне шептала Марфа,
Жарко обнимая:
«У меня есть арфа,
Я на ней играю.Погружусь в Шопена,
Ноты лишь открою,
У коров мгновенно
Вырастут удои».И доярка Варя
Со своею скрипкой,
Кстати, Страдивари
Светится улыбкой.Зоотехник Рая
Жжёт на фортепьяне,
Штрауса лабая
Иногда по пьяни…
Секрет № 9. Поймай авторскую волну!
Возможно вам захочется написать песню на иностранную мелодию. Я вам расскажу историю создания песни «Политехнический блюз», написанную на основе композиции Оскара Бентона «Bensonhurst blues». Песня эта была написана в 2009 году к очередной встрече выпускников Политеха. Регулярность этих летних встреч со временем исчерпала запас русскоязычных оригиналов для создания новых политехнических шлягеров, поэтому пришлось обратиться к мелодиям и ритмам зарубежной эстрады. Тема Оскара Бентона зацепила сразу и захотелось поближе разобраться, о чём так пронзительно поёт нидерландский музыкант. Ознакомившись с переводами и информацией о шлягере, выяснилось, что Бенсонхёрст это эмигрантский район Нью-Йорка, а берущий за душу припев-проигрыш «вуй-вуй-вуй» — мелодия народной еврейской песни. Как известно, сестра любой эмиграции — это ностальгия. И та волна, которую удалость поймать у автора оригинала — это волна ностальгическая. Это такой своеобразный посыл в прошлое, к своим корням.
Встречи выпускников не что иное, как путешествие в те счастливые времена, когда мы были беззаботными студентами, а воспоминания о юности та же самая ностальгия, только не по родине, а по времени. Строки полились сами по себе, оставалось только записывать.
Сильным и дерзким
Достаётся успех,
Юнцами полезли мы
Покорять Политех.
Своею харизмой
Обаял этот ВУЗ,
И с тех пор в моей жизни
Политеховский блюз.Нас князь Гагарин,
Словно ангел хранит.
Для талантов с окраин —
Политех, как магнит.
Банкир и релейщик,
И промышленный туз.
В душе у них вечный
Политеховский блюз…
Я думаю, что вам стало чуть более понятно, как писать тексты песен. В заключение любопытный факт. В своё время меня достали просьбами мои друзья. Они постоянно просили написать поздравления своим приятелям. Сочинять для других мне было лень, а отказать я не мог. В результате появилась книга «Методическое пособие по стихоплётству» и мои статьи на блоге. Надеюсь, это поможет и вам. Творческих вам успехов!
#статьи
- 4 авг 2021
-
0
Как писать песни: памятка для новичков
Всегда мечтали сочинять песни, но не знали, с чего начать? Вот вам несколько простых советов от практика с 25-летним опытом.
Meery Mary для Skillbox Media
Переводчик. Любит языки и всё, что с ними связано. В свободное время учит новые (языков много не бывает!), а ещё рисует.
об авторе
Преподаёт и исполняет музыку уже более 25 лет. Даёт уроки вокала и сочинительства песен, игры на фортепиано и фолк-гитаре, диджеинга и йоги ученикам от пяти до ста пяти лет 🙂 — как онлайн, так и очно. Живёт в «мировой столице живой музыки» Остине, штат Техас, США.
Интересная идея может посетить сонграйтера когда и где угодно. И её, конечно, захочется записать. Важно быть к этому готовым. Поэтому запаситесь блокнотами, ручками и всегда держите их под рукой — дома, на рабочем месте и в машине. Даже если придумается только название, пусть всего из одного слова, — не поленитесь сохранить и его.
Научитесь быстро открывать диктофон на смартфоне — вдруг вам будет удобнее просто напеть мелодию или наговорить слова новой песни.
С подготовкой закончили, а теперь о вдохновении. Так или иначе на всех нас влияют разные исполнители, композиторы и музыканты. Составьте плейлист с творчеством авторов, которых цените больше всего, — пусть он поможет вам не терять это самое вдохновение.
Для этого надо знать, из каких частей вообще состоят песни. Разберём это на примерах.
В самом простом случае у песни всего одна составная часть — куплет (назовём его «А»). Такова популярная ария Summertime («Летней порой») Джорджа Гершвина.
Куплет в ней повторяется дважды (то есть её структура будет A-A). Послушайте сами:
В песнях с припевом уже две разные части (раз куплет «А», то припев пусть будет «В»). Так в знаменитой песне Боба Дилана Blowin’ in the Wind («В дуновении ветра»).
Вот её структура: A-B-A-B-A-B.
Бывает и более сложная структура — из куплета «A», припева «B» и бриджа «C». Такая песня есть у «Битлз» — это Ticket to ride (дословно «Билет в дорогу» или «Билет на поезд»; подробнее о названии песни и её истории читайте в «Википедии». — Пер.).
Структура здесь уже такая: A-B-A-B-C-A-B-C-A-B.
Переслушайте и проанализируйте любимые композиции (обратите внимание на повторяющиеся части внутри каждой).
Так вы научитесь отличать одну песенную структуру от другой и сможете экспериментировать с ними в своём творчестве.
Песня — лаконичная творческая форма. Поэтому важно, чтобы её текст был объединён какой-то общей идеей. Если мыслей много, не пытайтесь все их вместить в одну песню — лучше напишите несколько разных.
С чего бы вы ни начинали, полезно описать идею песни одним-двумя предложениями — сделать логлайн. Он соберёт вас, поможет не растечься мыслью по древу, всегда напомнит о сути.
Для песни «Битлз» Ticket to ride подобный логлайн мог бы выглядеть так: «Моя девушка уходит от меня. И мне грустно, но ей всё равно» (в оригинале: «My girlfriend is moving away from me and I am sad, but she doesn’t care». — Пер.).
Кстати, вовсе не обязательно писать все слова за один присест: многие сонграйтеры ограничиваются куплетом или припевом и продолжают работу позднее, когда вернётся вдохновение.
Для музыкальных экспериментов отлично подходит диктофон на смартфоне или компьютере. Напевайте свой текст на разные лады. Проделайте это хотя бы трижды и переслушайте, что получилось.
А кто-то, наоборот, предпочитает начинать с аккордов. Сыграйте несколько аккордов на гитаре или пианино и запишите на диктофон. Напевайте текст под них, сравнивайте.
Или попробуйте совместить всё сразу: текст, придуманную мелодию и выбранные аккорды.
Если не получается придумать удачную последовательность аккордов, можно позаимствовать её из другой песни с похожим стилем и ритмом. Главное — не копировать саму мелодию: она защищена авторским правом (а вот последовательность аккордов как таковая — нет).
Песне нужно хорошее название! Кто-то выносит в него хук (самую цепляющую строчку), кто-то — повторяющиеся слова из припева. Единого рецепта тут нет: название может быть даже описательным, отвлечённым, то есть без единого слова из самого текста.
Первая версия готова? Теперь дайте своей песне отлежаться. Хотя бы пару дней даже не вспоминайте о ней. Вы вернётесь со свежим взглядом и слухом — и песня предстанет перед вами в новом свете. Скорее всего, вам захочется доработать текст или заменить какие-то аккорды — и ваше творение зазвучит ещё круче.
Готовую песню можно испытать на публике. Например, исполнить на вечере свободного микрофона или хотя бы перед вашим музыкальным наставником. Реальное исполнение и обратная связь помогут исправить недочёты и сгладить неровности, которых вы сами не замечали.
Ещё одна отличная идея — записать своё исполнение и выложить в интернет. В наш век это легко сделать даже дома (достаточно хорошего микрофона и специального софта). Пусть вашу работу оценят потенциальные поклонники и другие артисты. А может, талант ваш приглянётся даже музыкальным продюсерам.
Научитесь: Профессия Сонграйтер
Узнать больше
Сочинитель может донести свои чувства, переживания, рассказать о каких-то событиях слушателю посредством текста песни. Именно поэтому автор должен сочинить такие слова песни, которые были бы доступны для понимания каждому человеку, то есть те слова, которые любой человек хотел бы услышать либо сказать сам.
Хорошая задумка является основой для хорошего песенного текста. И среди всех песен, которые мы можем услышать по телевизору и радио, первое место занимают песни о Любви. Тема Любви близка всем людям без исключения, ведь самое большое желание каждого человека – любить и быть любимым.
Темы, популярные на эстраде, всегда связаны с чувством Любви – это радость и огорчение, восторг и боль, надежда и страх, наслаждение и обман, то есть вся гамма чувств, которые дарит нам Любовь.
Самый простой путь сочинять песни – это, конечно, написание текстов о собственных, личных переживаниях, к тому же это гораздо приятнее. Такие песни обычно не приносят большого успеха, так как они отличаются замысловатостью и неясностью. Если вы любите писать именно такие песни, не стоит огорчаться.
Главное – четко разграничить песни, написанные для себя и песни, благодаря которым вы можете обрести признание и верхние строчки хит-парадов. Тема успешной песни должна пробуждать эмоции у большинства людей, а не только у людей, близким вам по духу.
Итак, тема песни выбрана и теперь нужно подумать над тем, как с помощью современных методов ее можно выразить. С подобной тематикой, судя по всему, уже существует не одна сотня песен. И чтобы ваша песня была оригинальной и неповторимой, к ней необходимо подойти совсем по-другому, рассмотреть ее в другом аспекте.
Найти название для песни очень просто, для этого достаточно прислушаться к разговорам, посмотреть фильм, телепередачу или даже почитать книгу. Еще названия могут таиться в рекламе, открытках, журналах и газетах.
Прослушивание радио тоже может дать вам новое название для песни. Немало авторов подмечали, что бывали моменты, когда им запоминалась определенная строка в песне, которая просто их ошеломляла, а позже они понимали, что просто не так расслышали, и в действительности эта строчка звучит совсем по-другому. В итоге у них появлялась замечательная идея для зарождения своего нового произведения.
Обычно самые трогающие песни основаны на чувствах и эмоциях автора, которые он переживает в данный момент, или когда-либо переживал. Если же ваши чувства поддельны, то наверняка, в этот самый момент, кто-то действительно испытывает такие эмоции, которые побуждают его к написанию новой песни. Тогда его песня будет сильнейшим конкурентом вашей.
Песни, с самыми сильными и лучшими названиями:
- – затрагивают ваше внимание
- – заставляют испытывать сильные чувства
- – особенные и необычные
- – заинтриговывают
При вашей оценке всех достоинств истории и темы песни, немало важным моментом будет являться то, преподнесут ли слова песни исполнителя в наилучшем образе? Естественно, никто не желает преподносить себя с плохой стороны. Бывают лишь немногие исключения, когда женщины не намерены казаться жертвенными, слабыми и безнравственными.
В знаменитых песнях не редко можно услышать такие слова, как: « Я был просто глупцом, огорчая тебя, но теперь я осознал, что потерял, и мне стало без тебя очень плохо». Эти песни говорят о том, что их герой получил один из главных жизненных уроков, благодаря которому он стал ценить отношения. Наверняка ни один исполнитель, как женщина, так и мужчина не пожелает петь песню, слова в которой будут представлять его дураком или обманщиком, алкоголиком, или же пожизненным неудачником.
- Сочиняйте песни о том, что реально для вас.
- Выкладывайте по полной свои чувства и эмоции.
- Пусть слова песни будут о том, что вы любите.
Прежде чем приступить к написанию, задайте себе вопрос:
- Захочется ли исполнителю петь вашу песню?
- Обратит ли она на себя внимание миллионов людей?
Три основных шага по написанию слов песни:
Немало знаменитых авторов (часто не осознавая этого) применяют эти действия, при написании текста для своих песен.
1. Сначала приступите к названию
После того, как вы придумали название, вы должны быть уверены, что отчетливо осознаете, что оно для вас значит. Допустим, можно представить в уме, что вы передаете на словах смысл вашей песни какому-нибудь человеку. Это значит, что еще до написания слов вы должны ясно понимать, о чем ваша песня. Именно на этой стадии нужно согласовать понимание смысла песни с соавтором, если таковой имеется.
2.Создайте для песни легенду
Представьте, как лучше подвести слушателя к основной идее песни, соответственно, из каких слов, какой информации будет состоять первый куплет. Какие слова будут во втором куплете, чем он будет дополнять первый. Какую мысль будет доносить припев, хотите ли вы вообще, чтобы он был. Последний куплет должен служить логическим завершением предыдущих и припева и раскрывать всю глубину смысла.
3.Сочините сами слова
Когда вы уже уяснили, что именно должны выражать слова песни, какую идею нести, можно приступать к сочинению наиболее подходящего текста, который лучше всего выразит заложенный смысл.
Создание хороших стихов
Только непрестанной кропотливой работой и ещё раз работой навыки создания хороших текстов могут быть отточены. Конечно, никакие навыки не заменят той чувственности, той идеи, которая нужна для создания песни. Но без них эта идея не сможет получить той потрясающей формы, чтобы всколыхнуть чувства в сердцах людей.
Фокусировка на смысле
Весь текст должен нести в себе один смысл (обратите внимание, в песне должен быть смысл). Слушатель должен уловить идею, которую пытается донести автор, даже если он не прислушивается к песне специально, даже если она просто играет на заднем фоне. Он изначально не осведомлен, что же вы ему хотите сказать, поэтому понимание должно быть простым, не нужно закрученного сюжета и множества персонажей, у вас только пара минут, чтобы рассказать все.
Эмоции
Основной задачей хорошей песни является пробуждение эмоций у слушателя. Когда вы пишите песню важно, чтобы у слушателя появилось те эмоции, которые вы испытывали при написании. И, для того чтобы их передать, необходимо, чтобы вся песня была пропитана одним чувством. Слушатель должен с самых первых строк улавливать переживания исполнителя. Иначе, если в разных частях песни исполнитель будет переживать кардинально разные эмоции, слушатель может запутаться.
Интонация в единстве со временем
При выборе повествовательной интонации в песни, нужно взять за правило придерживаться ее всю песню. Нет смысла прерывать душевное настроение песни случайными веселыми нотками. Текст песни будет хорошим, если выдержан в одном стиле и с одинаковой интонацией. Также, частая ошибка – это применение одновременно прошедшего, настоящего и будущего времен в одной песне.
Повторов следует избегать
Одни и те же мысли и образы, выраженные по-разному не менее распространенная ошибка.
Каждая строка в песне должна:
- вносить свой вклад
- продолжать развитие песни
- все больше открывать слушателю чувства исполнителя
Трудности второго куплета
По мнению многих авторов, написание второго куплета является одним из самых сложных этапов.
Цель второго куплета:
- развить историю дальше
- внести новую информацию
- вновь вернуть слушателя к названию песни
Чтобы продолжить написание второго куплета в правильном направлении, представьте себя в той ситуации, о которой повествуете в песне.
Избежать повторения вам помогут вопросы, в стиле: “как развивались события дальше?”
Песня идеальной становится не сразу, многие успешные авторы переписывают свои тексты множество раз, прежде чем добьются нужного результата. Не нужно думать, будто можно сразу сочинить шедевр, нужно совершенствовать свой текст раз за разом, переписывая и изменяя его.
Необходимый список вопросов для текста песни:
- Имеет красивое название и увлекательную идею
- Соответствует одной из стилистик известных песен
- Характер слов будет близкий к чувствам многих людей
- Достойно представляет исполнителя
- Слова песни не уводят от ее названия
- Пропитана одной мыслью
- Действия развиваются в одно время (прошедшее, настоящее, будущее)
- Рождает в слушателе одно определенное чувство
- С первых строк песня увлекает слушателя далее
- Вся песня выдержана в одном стиле, тональности, с одной эмоциональной окраской
- Использует неизбитые образы, новую идею
- Характер текста повествовательный
- Избегает застывшей формы (темы, мотива)
- Не имеет лишней, ненужной информации
- Второй куплет развивает события, привнося что-то дополнительное
- Не говорит, какие именно эмоции переживает исполнитель, это должно открываться во время самого исполнения песни
Бридж (это контрастная середина песни), если присутствует, позволяет взглянуть по-новому на песню. Начало бриджа начинается с логичного окончания предыдущей строки.
nnsokolov.ru