Что такое опорное слово в русском языке (4 класс)? Примеры? Все мы хорошо знаем, что такое опорные (ключевые) слова в тексте – это те, которые помогают нам восстановить содержание и композицию произведения. В вопросе же речь идёт опорных словах в русском языке. Современные создатели учебников по русскому языку стремятся внести “своё слово” в лингвистику, вот и изощряются в изобретении новых понятий. Так, в учебно-методическом комплекте “Гармония” вводятся понятия “главные” и “все остальные” орфограммы, где под “главными” понимаются орфограммы в корне слова что ли если ученик допустит ошибку в “остальных орфограммах” она не будет считаться?) . Под опорными словами в грамматике “новаторов” подразумевается подбор таких опорных (ключевых) слов, которые помогают без зазубривания правил писать правильно. Мы и раньше советовали такие слова, я называла их “проверочными”, т.е. можно для проверки написания безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов подобрать слова соответствующей грамматической формы, где эта часть слова стоит под ударением. Например, для проверки окончаний существительных это слова, в которых окончание всегда стоит под ударением. : Задание: подобрать опорное слово к слову “на опушк(?). Существительное 1 склонения, опорное “земля – на землЕ”, значит, пишем “на опушкЕ”. Вероятно, детей на уроках обучают подбирать опорные слова и к наречиям, и вообще ко всем словоформам. Только вот в голове у родителей сумятица, если для них учитель не проводил “ликбез”. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Если коротко, опорное слово в тексте – это слово, которое целиком отображает тему того или иного текста, так же таких опорных слов может быть и несколько, отображающих главную и основную мысль и определенную последовательность рассуждений автора. Так, например, опорное слово “день”: зимний, солнечный, прекрасный, морозный. Profilaktika 5 лет назад Ключевые слова в русском языке, они же опорные слова – это те слова, которые тезисно отражают главную мысль текста. На каждую его смысловую часть (фраза, несколько предложений) – идет свое слово. Именно ими пользуются школьники, составляя пересказ. Это основа для связного повествования, точки, чекпоинты, которые наполняются текстовой начинкой в дальнейшем. Писатель, планируя свою книгу, точно также вначале прописывает ее краткий план, используя ключевые слова для каждой главы, и только потом начинает наполнять их подробностями и описаниями. Примеры можно увидеть на иллюстрации ниже, где наглядно показано, для каких объектов можно взять какие ключевые слова. Даиса-Ева 7 лет назад Опорное слово в русском языке можно заменить таким словом как “ключевое”. Это, конечно, не одно слово , а несколько слов. Они помогают определить основную мысль текста и последовательность рассуждений. В опорных словах кроется смысл микротем, при делении текста на части. При написании сочинения по опорным словам текст будет логичным, последовательным в изложении. Опорные слова используются при написании сочинения, изложения. Рассмотрим текст для 4 класса. Изложение на тему : “Ежик”. Выделим опорные слова. Пошел, ночь, лес, гулять. Красная, клюквина, наколол, иголочка. Желтый, листочек. Заметил, лужа, голубая, звезда. Наколоть , не вышло. Подумал, накрыл, лопушок, до утра. Утро, нашел, солнышко. Смеялся. Nelli4ka 5 лет назад Представим, что по ключевым словам нужно догадаться, о чем идет в целом речь, чему посвящена тема. Например: красивая, счастливая, в белом платье (это опорные, т.е. ключевые слова) – речь идет о невесте (это тема). Так нас учили, по крайней мере, в школе. Вот еще примеры на картинке: А теперь посмотрите, как учат детишек в школе проверять окончание существительного:![]2 Например, я не знаю, какое окончание должно быть в слове “мужчине” в дательном падеже. Я должна поставить это слово в начальную форму, узнать, какое это склонение (первое). Потом я беру любое другое слово того же склонения (это и называется теперь опорным словом) и ставлю его в форму дательного падежа (при этом ударение у меня теперь должно падать на окончание, чтобы уж теперь я знала, какую гласную писать). Например: “страна” – “стране”. На конце я вижу гласную “е”, значит, и в слове “мужчине” должна быть она же. Опорные слова – это та основа, на которую можно будет нанизать полный рассказ о каком-то событии, написать сочинение или сделать пересказ. Опорные слова – это нечто вроде очень краткого плана пересказа или сочинения. Имея перед собой опорные слова и помня хотя бы общее действие текста, его можно приблизительно восстановить. Иначе говоря, опорное слово – это слово определяющее, ключевое, относящиеся к непосредственному действию произведения или его героям. Например для Дровосека из сказок Волкова можно подобрать опорные слова Железный, Ищет сердце, Друг, Элли, Масленка, Изумрудный город. По этим словам можно составить свой рассказ, в котором Железный дровосек встречает девочку Элли, становится ее другом и идет с ней в Изумрудный город, чтобы найти сердце. дольфаника 6 лет назад По опорным словам можно составить текст, найти опорные слова довольно просто, они бывают первого, второго и третьего склонения. Опорных слов в тексте много, посмотрите примеры опорных слов в сказках. если слова имеют склонение, значит опорными словами могут быть существительные. Выделить те слова, которые обозначают главные объекты и персонажей в произведении. Можно в тексте карандашом вычеркнуть все прилагательные. Однако, стоит не забывать, что в волшебных историях и фанатастических рассказах прилагательные могут рассказать больше, чем существительные. определить, что слова найдены правильно поможет такое задание. Читаете опорные слова, а ребенок должен угадать, что за произведение. Угадает, значит слова нашли правильно. Людвиго 6 лет назад ОПОРНОЕ (КЛЮЧЕВОЕ) СЛОВО в русском языке -это слова, на которых строится текст, в которых выражена его тема и основная мысль. То, о чем написано в тексте, можно назвать одним опорным словом, к примеру, тема текста-добро. Помимо этого, опорные слова указывают на последовательность рассуждений и следований предложений в тексте. Таким образом, текст можно поделить на несколько микротем. По опорным словам ученику будет легче писать изложение. Katalina 6 лет назад Что такое опорные слова? Это главные в построении текста слова, отражающие смысл текста. По опорным словам еще в детском саду детей учат отгадывать сказки или рассказывать их, опираясь на опорные слова. Ученикам проще писать изложения по опорным словам. Опорные слова на тему весна: Ксарфакс 6 лет назад Опорные слова – это такие слова, которые связаны непосредственно с темой текста. При написании изложения хорошо использовать такие слова, чтобы затем восстановить исходный текст по ним. Разумеется, они должны располагаться в том порядке, что и сами предложения. Знаете ответ? |
Что это – опорные слова и как объяснить их детям
При выборе различных тем сочинений стоит учитывать не только его жанр. Основным помощником в этом деле является основная тема, или мысль. Именно по ней выбирается структура текста и стиль написания сочинения. Но на чем строится основная мысль? Опорные слова — это основа всех основ. Очень важно помочь детям разобраться, что это такое.
Что такое опорные слова
Это главная основа всего текста. Так звучит теория. На практике же объяснить одним предложением, что такое опорное слово в русском языке, не получится. Чаще всего для точной передачи мысли необходимо использовать несколько опорных слов, называемых также ключевыми. Само название показывает, что данные слова призваны помочь определить главный смысл сочинения. Именно их используют в роли фундамента любого текста.
Вам будет интересно:Романов Виктор Викторович – герой России
Еще одна важная функция опорных слов — это определение порядка важности тех или иных мыслей и предложений. С их помощью можно понять, на что обращать внимание в первую очередь при написании сочинения.
Разобраться, что такое опорные слова, поможет определение фраз, без которых в тексте нельзя было бы обойтись. Если исключить их из сочинения, уйдет и смысл. Текст без опорных слов — это блуждание около темы без попадания в суть вопроса. И наоборот, если из сочинения убрать все описательные, вставные и уточняющие слова, останутся только опорные.
Вам будет интересно:Лейденский университет. История и современность
Объяснение ребенку темы простым языком
Чем меньшего возраста ученик, тем проще нужно излагать для него тему. Проблема в том, что многие взрослые сами не до конца понимают, что такое опорные слова и как найти их в тексте. При таком раскладе предстоящее объяснение кажется еще более неподъемной задачей. Разобрать со школьником тему можно в два основных этапа:
Когда школьник упражняется с ключевыми словами, то начинает понимать методы избегания смысловых повторов, создания благозвучных сочинений. Лучше реальных примеров в этом вопросе нет ничего. Только на практике ребенок сможет до конца прочувствовать тему.
Готовый алгоритм поиска ключевых слов
Чтобы понять данную тему, ребенку не хватит одной теории. Чем больше реальных текстов он изучит, тем проще сможет находить ключики в будущем.
Для подобной работы с ребенком можно использовать готовую последовательность действий, проверенную опытными преподавателями:
Опорные слова для определения падежей
Есть в русском языке одна загвоздка на тему опорных слов: так называют не только главные фразы текста. Важно не перепутать, ведь второй вариант служит для помощи в склонении по падежам.
Вопрос может возникнуть в том случае, если ударение приходится не на последний слог. Опорные слова помогут избежать заучивания всех окончаний на память. Чтобы решить вопрос, необходимо только найти слово того же склонения, что и спорное, но с ударным последним слогом. После определения с окончанием, та же самая задача ставится и для проблемного слова.
Например, дано спорное слово “железо”, которое необходимо поставить в дательном падеже. Для решения задачи можно воспользоваться планом действий:
Заключение
Не все вопросы легко объяснить ребенку. Однако приложив немного усилий и фантазии, можно будет порадоваться успехам школьника.
Особенно трудно может быть заинтересовать юный ум, ведь в этом возрасте больше желания играть, чем учиться. Превратив процесс обучения в игру, можно добиться расположения ребенка и его внимания. Если занятия будут для ребенка интересными, он быстро усвоит, что опорные слова — это главный ключик от текста.
Автор:
19-02-2019 12:50
Жду ваши вопросы и мнения в комментариях
Опорные слова
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 174.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 174.
Чтобы передать содержание текста и его основную мысль, часто используются опорные слова. В данной статье, предназначенной для подготовки учеников 4 класса, рассмотрим, что такое опорные слова и с какой целью они используются, а также приведем конкретные примеры опорных слов.
Определение
Опорные слова – это слова текста, в которых заключен смысл всего высказывания.
Опорные слова часто называют ключевыми словами.
Функции
Опорные слова в русском языке выполняют определенные функции.
Они помогают человеку понять, о чем говорится в том или ином тексте.
Опорные слова передают самые важные элементы текста; если из текста убрать опорные слова, то текст потеряет весь смысл.
Видя опорные слова, человек понимает тему высказывания. Здесь выражается главная мысль всего текста.
Через опорные слова можно показать то, о ком или о чем будет идти речь в тексте, какие действия будет выполнять субъект.
Опорные слова помогают определить хронологию событий. Опорные слова помогают кратко и лаконично передать сюжет всего текста, не обращая внимание на разнообразные детали.
Опорные слова по прочитанному тексту помогают читателю вспомнить героев произведения и последовательность эпизодов. В этом плане опорные слова имеют ту же цель, что и краткое содержание текста.
Примеры
Опорными словами к сказке Ш. Перро «Красная шапочка» могут служить «Красная шапочка», «бабушка», «пирожок», «волк», «дровосеки». Данные слова указывают на главных героев сказки (Красная шапочка, бабушка, волк), на сюжетную основу (Красная шапочка отправилась к бабушке, чтобы отдать ей пирожки). Опорное слово «дровосеки» помогает читателям вспомнить финал сказки, где дровосеки спасли Красную шапочку и бабушку от волка, распоров ему живот.
Если предложить человеку отгадать литературное произведение по опорным словам «мачеха», «сестры», «крестная», «бал», «принц», «туфелька», то он сразу же ответит, что перед ним сюжет сказки Ш. Перро «Золушка».
Что мы узнали?
Опорные (ключевые) слова – это слова текста, в которых заключен смысл всего высказывания. Опорные слова, передающие самые важные элементы текста, помогают понять, о чем говорится в тексте. С помощью опорных слов можно понять тему текста и его главную мысль, определить хронологию событий. Опорные слова не акцентируют внимание на деталях, они кратко и лаконично передают сюжет, указывают на персонажей и их действия.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Александра Рогозина
4/5
-
Егор Пилипов
5/5
-
Максим Сидляревич
5/5
-
Даша Кухтина
5/5
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 174.
А какая ваша оценка?
Каждый текст – это последовательность предложений, имеющих логическую и смысловую связь между собой. Предложения состоят из слов, и именно слова определяют смысл всего текста и отдельных предложений. Но в каждом тексте есть особые – опорные – слова. Что это такое и в чем их особенность, рассмотрим на примере детских сказок. Почему именно детских сказок? Потому, что тема “Опорные слова” является частью школьной программы второго класса общеобразовательной школы.
Дети не только изучают опорные слова, но и учатся применять полученные знания на практике. А сказка – один из наиболее близких литературных жанров для детей этого школьного возраста.
Опорные слова – что это такое
Если в сказке вычеркнуть все прилагательные, она потеряет свои краски, лишится эмоций. Но смысл все равно сохранится и будет понятен даже ребенку. Затем можно вычеркнуть все повторяющиеся слова, оставив только по одному, исключить все слова, относящиеся к служебным частям речи.
На следующем этапе убрать из текста местоимения и числительные, причастия и деепричастия. Оставить имена собственные, глаголы, описывающие основные действия, которыми обозначен основной смысл текста. В итоге останется небольшой список слов, в котором легко будет угадываться содержание сказки, которую так беспощадно “исправили”. Они и называются опорными. По ним с легкостью можно определить тему текста. По этим словам также можно легко восстановить утраченный текст или же написать новый.
Урок как сказка
Дети легче запоминают информацию, которая преподнесена им в игровой форме. Поэтому объяснить ученикам тему “Опорные слова”, что это такое, научить их определять тему повествования и выделять опорные слова в тексте на уроке, построенном как сказка, – отличная идея, которая увенчается успехом. Можно рассказать детям сказку о том, как злой маг заколдовал сказки и почти все слова превратились в каменные глыбы.
Дети с радостью вовлекутся в такую игру. Каждый ребенок готов сразиться со злым волшебником и сделать все возможное для победы добра над злом. К окончанию урока класс наполнится настоящим волшебством – дети научатся снимать злые чары со сказок. “Сказочный” урок позволит детям легко усвоить понятие “опорные слова”, что это такое и как при помощи опорных слов составлять рассказы на заданную тему.
Цели урока по изучению опорных слов
Изучение любой темы в программе начальной школы преследует три основные цели – образовательную, развивающую и воспитательную. Достижение воспитательной цели целиком и полностью зависит от примера, на основе которого будет изложен материал урока. Например, если основой изложения новой темы станет произведение изобразительного искусства или музыкальное произведение, то можно смело утверждать, что учитель старается привить детям любовь к искусству. Например, он может продемонстрировать ученикам картину известного художника и попросить назвать, что они видят на картине. Картина должна быть понятна детям этой возрастной категории. Можно выбрать пейзаж, как на картине И. Левитана “Золотая осень”.
Все же, основная цель – образовательная. В ходе урока дети должны научится определять тему повествования по опорным словам, составлять рассказ на основе опорных слов, определять межпредметные связи. Составить рассказ по опорным словам – работа творческая. Она развивает память, внимание, креативность мышления, речь.
Падежные окончания и опорные слова
Но не нужно путать опорные слова для составления рассказа на заданную тему со словами, которые помогают запомнить правильное написание безударных падежных окончаний существительных разных склонений.
В русском языке кроме того, что существительные изменяются по родам и числам, они изменяются и по падежам. И часто так случается, что окончание существительного безударное, поэтому на письме могут возникнуть определенные трудности с написанием таких имен существительных в разных падежах. Но не стоит отчаиваться, на помощь придут опорные слова для проверки правильности написания слов. Секрет прост: существительные одного склонения в одних и тех же падежах имеют одинаковые окончания.
Шаг 1 | определи склонение |
Шаг 2 | определи падеж |
Шаг 3 | вспомни окончание для слова в этом падеже и склонении |
Шаг 4 | проверь написание окончания опорным словом |
Если просклонять опорные слова по падежам, то обнаружится приятная закономерность – в родительном, творительном, дательном и предложном падежах у них окончание ударное. Опорные слова нужны только для существительных первого и второго склонения. Например, для первого склонения в качестве опорного подойдет слово “земля”, а для второго – “ведро”.
Опорные слова: что это такое и чему способствует применение методики составления рассказов по опорным словам
Каждый текст – это последовательность предложений, имеющих логическую и смысловую связь между собой. Предложения состоят из слов, и именно слова определяют смысл всего текста и отдельных предложений. Но в каждом тексте есть особые – опорные – слова. Что это такое и в чем их особенность, рассмотрим на примере детских сказок. Почему именно детских сказок? Потому, что тема “Опорные слова” является частью школьной программы второго класса общеобразовательной школы.
Опорные слова – что это такое
Если в сказке вычеркнуть все прилагательные, она потеряет свои краски, лишится эмоций. Но смысл все равно сохранится и будет понятен даже ребенку. Затем можно вычеркнуть все повторяющиеся слова, оставив только по одному, исключить все слова, относящиеся к служебным частям речи.
Урок как сказка
Дети легче запоминают информацию, которая преподнесена им в игровой форме. Поэтому объяснить ученикам тему “Опорные слова”, что это такое, научить их определять тему повествования и выделять опорные слова в тексте на уроке, построенном как сказка, – отличная идея, которая увенчается успехом. Можно рассказать детям сказку о том, как злой маг заколдовал сказки и почти все слова превратились в каменные глыбы.
Дети с радостью вовлекутся в такую игру. Каждый ребенок готов сразиться со злым волшебником и сделать все возможное для победы добра над злом. К окончанию урока класс наполнится настоящим волшебством – дети научатся снимать злые чары со сказок. “Сказочный” урок позволит детям легко усвоить понятие “опорные слова”, что это такое и как при помощи опорных слов составлять рассказы на заданную тему.
Цели урока по изучению опорных слов
Изучение любой темы в программе начальной школы преследует три основные цели – образовательную, развивающую и воспитательную. Достижение воспитательной цели целиком и полностью зависит от примера, на основе которого будет изложен материал урока. Например, если основой изложения новой темы станет произведение изобразительного искусства или музыкальное произведение, то можно смело утверждать, что учитель старается привить детям любовь к искусству. Например, он может продемонстрировать ученикам картину известного художника и попросить назвать, что они видят на картине. Картина должна быть понятна детям этой возрастной категории. Можно выбрать пейзаж, как на картине И. Левитана “Золотая осень”.
Все же, основная цель – образовательная. В ходе урока дети должны научится определять тему повествования по опорным словам, составлять рассказ на основе опорных слов, определять межпредметные связи. Составить рассказ по опорным словам – работа творческая. Она развивает память, внимание, креативность мышления, речь.
Падежные окончания и опорные слова
Но не нужно путать опорные слова для составления рассказа на заданную тему со словами, которые помогают запомнить правильное написание безударных падежных окончаний существительных разных склонений.
В русском языке кроме того, что существительные изменяются по родам и числам, они изменяются и по падежам. И часто так случается, что окончание существительного безударное, поэтому на письме могут возникнуть определенные трудности с написанием таких имен существительных в разных падежах. Но не стоит отчаиваться, на помощь придут опорные слова для проверки правильности написания слов. Секрет прост: существительные одного склонения в одних и тех же падежах имеют одинаковые окончания.
Шаг 1 | определи склонение |
Шаг 2 | определи падеж |
Шаг 3 | вспомни окончание для слова в этом падеже и склонении |
Шаг 4 | проверь написание окончания опорным словом |
Алгоритм работы (опорные слова для проверки)
Если просклонять опорные слова по падежам, то обнаружится приятная закономерность – в родительном, творительном, дательном и предложном падежах у них окончание ударное. Опорные слова нужны только для существительных первого и второго склонения. Например, для первого склонения в качестве опорного подойдет слово “земля”, а для второго – “ведро”.
Падежные формы имен существительных
Падежные формы существительных в ряде случаев имеют варианты окончаний. Рассмотрим, на какие падежные формы существительных при их склонении следует обратить внимание.
Термин «падеж» обозначает способность существительного изменять свою начальную форму в связи с требованием контекста.
В этом предложении три существительных, каждый из которых имеет свою падежную форму в соответствии со смыслом высказывания.
В современном русском языке различают шесть падежей.
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) |
кто? что? | – |
Родительный (нет) |
кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) |
кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) |
кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) |
кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) |
о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
В некоторых падежных формах имен существительных мужского рода укажем наличие вариантных окончаний.
Именительный падеж множественного числа
В именительном падеже множественного числа существительных мужского рода варьируются падежные окончания -а/-я и -ы/-и.
Наряду с устоявшимися формами острова, погреба, окорока, сторожа, купола, желоба существуют слова выборы, торты лифты, шофёры и др.
Чтобы правильно выбрать форму именительного падежа множественного числа существительного, учтем некоторые закономерности.
Формы существительных с безударным окончанием -ы/-и свойственны книжной речи. Их чаще всего образуют
1. трехсложные и многосложные слова с ударным гласным в середине слова:
- апте́карь — апте́кари;
- бухга́лтер — бухга́лтеры;
- камерди́нер — камерди́неры;
2. слова с ударным конечным слогом основы:
- догово́р — догово́ры;
- водопрово́д — водопрово́ды;
- парохо́д — парохо́ды;
3. слова французского происхождения, имеющие ударный гласный последнего слога:
- инжене́р — инжене́ры;
- шофёр — шофёры;
- актёр — актёры;
- офице́р — офицеры.
Формы некоторых слов с ударным окончанием -а/-я (шофера́, инженера́, лектора́) являются просторечными, не соответствующими нормам литературного языка.
Отличаются стилистической окраской слова разговорного характера с ударным окончанием -а/-я:
4. слова-термины и одушевленные имена существительные латинского происхождения, заканчивающиеся на -тор:
- рефлектор — рефлекторы;
- индуктор — индукторы;
- конструктор — конструкторы;
- лектор — лекторы;
- автор — авторы.
Безударное окончание -а/-я имеют
1. односложные слова и лексемы с ударным первым слогом в начальной форме:
- век — века́;
- борт — борта́;
- корм — корма́;
- бе́рег — берега́;
- по́вар — повара́;
- но́мер — номера́.
Наряду с ними в русском языке существуют односложные слова с устоявшимся окончанием -ы:
- герб — гербы́;
- торт — то́рты;
- бант — ба́нты;
- лифт — ли́фты;
- склад — скла́ды;
- порт — по́рты.
2. одушевленные существительные латинского происхождения с конечным буквосочетанием -тор:
- доктор — доктора́;
- профессор — профессора́;
- директор — директора́.
Учтем, что некоторые омонимичные существительные имеют разные окончания, указывающие на их смысловые различия:
- ко́рпусы (туловища) — корпуса́ (завода);
- цветы́ (соцветия) — цвета́ (краски);
- то́ны (сердца) — тона́ (оттенки цвета);
- о́бразы (художественные) — образа́ (иконы);
- про́воды (на службу) — провода́ (в электротехнике);
- меха́ (шкуры) — мехи́ (в кузнечном деле);
- хлеба́ (посевы) — хле́бы (караваи).
Родительный падеж
В форме родительного падежа единственного числа существительных мужского рода отметим вариантные окончания -а/-я или -у-/-ю:
- стакан лимонада — стакан лимонаду;
- чайник кипятка — налить кипятку;
- килограмм сахара — кусочек сахару.
Эти формы различаются стилистической окраской. Существительные с окончанием -а/-я стилистически нейтральны. А слова с окончанием -у-/-ю имеют разговорный характер и преобладают в бытовой речи. Они употребляются в определенных случаях:
1. при указании на количество (части от целого) у вещественных существительных:
- купить луку;
- дать ложку мёду;
- выпить стакан чаю;
- добавить кипятку;
- поесть чесноку;
2. у существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:
- поддать парку;
- попить кваску;
- налить чайку;
- добавить сахарку;
3. у единичных собирательных существительных
4. у абстрактных существительных, имеющих количественное значение:
- нет никакого страху;
- много шуму;
- наговорить вздору;
- решить без спору;
- было столько крику и визгу;
5. во фразеологических сочетаниях:
- без роду и племени;
- без году неделя;
- с глазу на глаз;
- сбить с толку;
- ни слуху ни духу;
6. у существительных с предлогами до, из, от, с:
- отощать с голоду;
- вздрогнуть с испугу;
- плясать до упаду;
- пять лет от роду.
Если у существительного мужского рода имеется определение, то используем окончание -а/-я:
В ряде случаев с помощью окончания выражается смысловое различие сообщений:
- проводить до дому (конкретного места проживания) — дойти до дома (какого-то строения);
- нет леса (множества деревьев) — лесу нет (строительного материала).
В форме родительного падежа множественного числа существительные мужского рода имеют нулевое окончание или флексию -ов/-ев.
Нулевое окончание существует у слов, которые можно объединить в семантические группы:
1. обозначения парных предметов
- пара погон, эполет, глаз, гланд;
- без сапог, валенок, ботинок, шаровар, чулок;
2. названия национальностей (часто с основой на согласный «н» или «р»):
- танцы осетин;
- группа болгар;
- лезгинка грузин;
- табор цыган;
- кухня армян;
- оружие лезгин;
- виноградники молдован;
- дома татар;
- в гостях у турок;
- сказания бурят;
3. единицы измерения:
- пять ватт;
- несколько ампер;
- двести вольт;
- десять рентген;
- шесть аршин;
4. названия военных:
- героизм партизан;
- видим гусар;
- строй солдат;
- выступление кадет;
5. существительные, имеющие форму только множественного числа:
- банка белил;
- во время каникул;
- Дворец шахмат;
- много брызг;
- наступление сумерек;
6. существительные, заканчивающиеся в форме единственного числа на -анин/-янин, -онок/-ёнок:
- гражданин — большинство граждан;
- крестьянин — много крестьян;
- хуторянин — несколько хуторян;
- телёнок — пять телят;
- маслёнок — корзинка маслят;
- утёнок — выводок утят.
Окончание -ов отметим у следующих групп существительных:
1. названия овощей и фруктов:
- помидоров, томатов, каперсов, артишоков, баклажанов (и баклажан);
- мандаринов, апельсинов, абрикосов, лимонов, персиков, бананов
2. названия многих национальностей и народностей:
греков, галлов, казахов, киргизов, таджиков, монголов, узбеков, калмыков, эскимосов, якутов;
3. названия единиц измерения:
граммов, килограммов, центнеров, гектаров, фунтов;
4. названия военных профессий:
канониров, минёров, сапёров, рекрутов;
5. названия украшений:
- брелки — брелоков;
- кулон — кулонов;
- браслет — браслетов;
6. названия отвлеченных понятий:
габаритов, критериев, комментариев.
Существительные женского рода, оканчивающиеся буквосочетанием -ня, имеют нулевое окончание:
- песня — тексты песен
- харчевня — вывески харчевен
- ставня — створки ставен
Ряд существительных женского рода первого склонения на -ья заканчиваются на -ий, если ударение не на конце слова:
- бегу́нья — бегу́н и й
- певунья — певу́н и й
Существительные с ударным -ья, -ьё пишутся с -ей:
- семья́ — семе́й
- статья́ — стате́й
Существительные среднего рода с конечным сочетанием -це имеют нулевое окончание:
- зеркальце — зеркалец
- крыльцо — крылец
- одеяльце — одеялец
Окончание -ев сохранилось у нескольких существительных среднего рода:
Существительные среднего рода, заканчивающиеся на -ие, -ье имеют нулевое окончание и пишутся с -ий:
- соображение — соображений
- поместье — поместий
Ряд существительных второго склонения имеют в форме родительного падежа множественного числа окончание -ей:
- профиль — профил ей
- лагерь — лагер ей
- якорь — якор ей
- колено — колен ей
Творительный падеж
В творительном падеже множественного числа отдельные существительные третьего склонения имеют параллельные формы. Слова с окончаниями -ами/-ями употребляются в книжной речи, а вариантные формы — в разговорной речи:
- хлопать дверями /дверьми;
- восхищаться дочерями/дочерьми;
- заниматься лошадями/лошадьми.
В устойчивых выражениях сохранились формы существительных:
- лечь костьми;
- наказание плетьми.
Предложный падеж
В предложном падеже у существительных мужского рода нормативным (нейтральным) является окончание -е:
- о береге;
- о луге;
- о снеге.
Отметим, что у некоторых слов варьируются падежные окончания -у и -е.
С их помощью можно различить грамматические значения:
- стоять в строю — в государственном строе;
- загорать на берегу — тосковать о родном береге;
- работать на дому — висит на доме;
- весь в поту — трудиться в поте лица;
- сад в цвету — она во цвете лет;
- оказаться на краю — на переднем крае;
- весь в жиру — готовим на жире;
- на глухарином току — в электрическом токе.
Окончание -е присуще книжным формам предложного падежа существительных, имеющих объектное значение:
- рассказать (о чём?) об аэропорте;
- быть в отпуске;
- разбираться в мёде;
- в строе аккорда.
Окончание -у характерно для форм существительных разговорного стиля речи. Это окончание образует формы существительных с обстоятельственным значением места с предлогами «в» и «на»:
- искать грибы в лесу;
- встретил на мосту;
- стоит на посту;
- в кругу друзей;
- виден в углу;
- лежит на шкафу;
- держать на весу;
- увидели в хлеву.
Некоторые имена собственные имеют окончания -у:
- живет в Крыму;
- учится в Клину;
- отдыхаем на Дону.
Для проверки правильности выбора падежной формы существительного следует обращаться к словарям.
Падежные формы существительных с предлогом
Следует различать падежные формы существительных с одним и тем же предлогом «по». Этот предлог может оформить форму дательного или предложного падежа. Падеж существительного определяем по вопросу, подставив опорное слово:
- гулять (по чему?) по пол ю ;
- дать чему? пол ю .
Это форма дательного падежа.
Особенно это важно для существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -ие.
Часто возникает сомнение в выборе окончания слов «по прибытию» или «по прибытии», «по приезду» или «по приезде». Какое безударное окончание выбрать, дательного или предложного падежа?
Видеоурок «Признаки падежных форм имён существительных»
[spoiler title=”источники:”]
https://fb.ru/article/242035/opornyie-slova-chto-eto-takoe-i-chemu-sposobstvuet-primenenie-metodiki-sostavleniya-rasskazov-po-opornyim-slovam
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/padezhnye-formy-imen-suschestvitelnyh.html
[/spoiler]