Как составить слова по опорным словам

Что такое опорное слово в русском языке (4 класс)? Примеры?

Все мы хорошо знаем, что такое опорные (ключевые) слова в тексте – это те, которые помогают нам восстановить содержание и композицию произведения.

В вопросе же речь идёт опорных словах в русском языке. Современные создатели учебников по русскому языку стремятся внести “своё слово” в лингвистику, вот и изощряются в изобретении новых понятий. Так, в учебно-методическом комплекте “Гармония” вводятся понятия “главные” и “все остальные” орфограммы, где под “главными” понимаются орфограммы в корне слова что ли если ученик допустит ошибку в “остальных орфограммах” она не будет считаться?) .

Под опорными словами в грамматике “новаторов” подразумевается подбор таких опорных (ключевых) слов, которые помогают без зазубривания правил писать правильно. Мы и раньше советовали такие слова, я называла их “проверочными”, т.е. можно для проверки написания безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов подобрать слова соответствующей грамматической формы, где эта часть слова стоит под ударением. Например, для проверки окончаний существительных это слова, в которых окончание всегда стоит под ударением.

:

Задание: подобрать опорное слово к слову “на опушк(?). Существительное 1 склонения, опорное “земля – на землЕ”, значит, пишем “на опушкЕ”.

Вероятно, детей на уроках обучают подбирать опорные слова и к наречиям, и вообще ко всем словоформам.

Только вот в голове у родителей сумятица, если для них учитель не проводил “ликбез”.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Если коротко, опорное слово в тексте – это слово, которое целиком отображает тему того или иного текста, так же таких опорных слов может быть и несколько, отображающих главную и основную мысль и определенную последовательность рассуждений автора. Так, например, опорное слово “день”: зимний, солнечный, прекрасный, морозный.

Profi­lakti­ka
[95.6K]

5 лет назад 

Ключевые слова в русском языке, они же опорные слова – это те слова, которые тезисно отражают главную мысль текста. На каждую его смысловую часть (фраза, несколько предложений) – идет свое слово. Именно ими пользуются школьники, составляя пересказ. Это основа для связного повествования, точки, чекпоинты, которые наполняются текстовой начинкой в дальнейшем. Писатель, планируя свою книгу, точно также вначале прописывает ее краткий план, используя ключевые слова для каждой главы, и только потом начинает наполнять их подробностями и описаниями.

Примеры можно увидеть на иллюстрации ниже, где наглядно показано, для каких объектов можно взять какие ключевые слова.

Даиса-Ева
[8.3K]

7 лет назад 

Опорное слово в русском языке можно заменить таким словом как “ключевое”. Это, конечно, не одно слово , а несколько слов. Они помогают определить основную мысль текста и последовательность рассуждений. В опорных словах кроется смысл микротем, при делении текста на части. При написании сочинения по опорным словам текст будет логичным, последовательным в изложении. Опорные слова используются при написании сочинения, изложения.

Рассмотрим текст для 4 класса. Изложение на тему : “Ежик”.

Выделим опорные слова.

Пошел, ночь, лес, гулять. Красная, клюквина, наколол, иголочка. Желтый, листочек.

Заметил, лужа, голубая, звезда. Наколоть , не вышло. Подумал, накрыл, лопушок, до утра.

Утро, нашел, солнышко. Смеялся.

Nelli­4ka
[114K]

5 лет назад 

Представим, что по ключевым словам нужно догадаться, о чем идет в целом речь, чему посвящена тема. Например: красивая, счастливая, в белом платье (это опорные, т.е. ключевые слова) – речь идет о невесте (это тема).

Так нас учили, по крайней мере, в школе. Вот еще примеры на картинке:

А теперь посмотрите, как учат детишек в школе проверять окончание существительного:![]­2

Например, я не знаю, какое окончание должно быть в слове “мужчине” в дательном падеже. Я должна поставить это слово в начальную форму, узнать, какое это склонение (первое). Потом я беру любое другое слово того же склонения (это и называется теперь опорным словом) и ставлю его в форму дательного падежа (при этом ударение у меня теперь должно падать на окончание, чтобы уж теперь я знала, какую гласную писать). Например: “страна” – “стране”. На конце я вижу гласную “е”, значит, и в слове “мужчине” должна быть она же.

Опорные слова – это та основа, на которую можно будет нанизать полный рассказ о каком-то событии, написать сочинение или сделать пересказ. Опорные слова – это нечто вроде очень краткого плана пересказа или сочинения.

Имея перед собой опорные слова и помня хотя бы общее действие текста, его можно приблизительно восстановить.

Иначе говоря, опорное слово – это слово определяющее, ключевое, относящиеся к непосредственному действию произведения или его героям.

Например для Дровосека из сказок Волкова можно подобрать опорные слова Железный, Ищет сердце, Друг, Элли, Масленка, Изумрудный город.

По этим словам можно составить свой рассказ, в котором Железный дровосек встречает девочку Элли, становится ее другом и идет с ней в Изумрудный город, чтобы найти сердце.

дольф­аника
[379K]

6 лет назад 

По опорным словам можно составить текст, найти опорные слова довольно просто, они бывают первого, второго и третьего склонения. Опорных слов в тексте много, посмотрите примеры опорных слов в сказках.

если слова имеют склонение, значит опорными словами могут быть существительные. Выделить те слова, которые обозначают главные объекты и персонажей в произведении. Можно в тексте карандашом вычеркнуть все прилагательные. Однако, стоит не забывать, что в волшебных историях и фанатастических рассказах прилагательные могут рассказать больше, чем существительные.

определить, что слова найдены правильно поможет такое задание. Читаете опорные слова, а ребенок должен угадать, что за произведение. Угадает, значит слова нашли правильно.

Людви­го
[136K]

6 лет назад 

ОПОРНОЕ (КЛЮЧЕВОЕ) СЛОВО в русском языке -это слова, на которых строится текст, в которых выражена его тема и основная мысль. То, о чем написано в тексте, можно назвать одним опорным словом, к примеру, тема текста-добро.

Помимо этого, опорные слова указывают на последовательность рассуждений и следований предложений в тексте.

Таким образом, текст можно поделить на несколько микротем. По опорным словам ученику будет легче писать изложение.

Katal­ina
[24K]

6 лет назад 

Что такое опорные слова? Это главные в построении текста слова, отражающие смысл текста.

По опорным словам еще в детском саду детей учат отгадывать сказки или рассказывать их, опираясь на опорные слова.

Ученикам проще писать изложения по опорным словам.

Опорные слова на тему весна:

Ксарф­акс
[156K]

6 лет назад 

Опорные слова – это такие слова, которые связаны непосредственно с темой текста.

При написании изложения хорошо использовать такие слова, чтобы затем восстановить исходный текст по ним.

Разумеется, они должны располагаться в том порядке, что и сами предложения.

Знаете ответ?

Что это – опорные слова и как объяснить их детям

При выборе различных тем сочинений стоит учитывать не только его жанр. Основным помощником в этом деле является основная тема, или мысль. Именно по ней выбирается структура текста и стиль написания сочинения. Но на чем строится основная мысль? Опорные слова — это основа всех основ. Очень важно помочь детям разобраться, что это такое.

Что такое опорные слова

Это главная основа всего текста. Так звучит теория. На практике же объяснить одним предложением, что такое опорное слово в русском языке, не получится. Чаще всего для точной передачи мысли необходимо использовать несколько опорных слов, называемых также ключевыми. Само название показывает, что данные слова призваны помочь определить главный смысл сочинения. Именно их используют в роли фундамента любого текста.

Романов Виктор Викторович - герой РоссииВам будет интересно:Романов Виктор Викторович – герой России

Еще одна важная функция опорных слов — это определение порядка важности тех или иных мыслей и предложений. С их помощью можно понять, на что обращать внимание в первую очередь при написании сочинения.

Разобраться, что такое опорные слова, поможет определение фраз, без которых в тексте нельзя было бы обойтись. Если исключить их из сочинения, уйдет и смысл. Текст без опорных слов — это блуждание около темы без попадания в суть вопроса. И наоборот, если из сочинения убрать все описательные, вставные и уточняющие слова, останутся только опорные.

Лейденский университет. История и современностьВам будет интересно:Лейденский университет. История и современность

Трудности детей в понимании опорных слов

Объяснение ребенку темы простым языком

Чем меньшего возраста ученик, тем проще нужно излагать для него тему. Проблема в том, что многие взрослые сами не до конца понимают, что такое опорные слова и как найти их в тексте. При таком раскладе предстоящее объяснение кажется еще более неподъемной задачей. Разобрать со школьником тему можно в два основных этапа:

  • Необходимо побудить ребенка отыскать в тексте слово, которое смогло бы рассказать о главной теме. На данном этапе не нужно много фраз. Пусть ребенок поведает, о чем прочитал, при помощи одного слова. Чтобы ученику было интереснее, можно объяснить ему, что сейчас ведется поиск волшебного ключика. Когда он будет найден, школьник сможет легко начать сочинение, поймет основную тему, увидит, о чем нужно писать, какие приводить доказательства или описания.
  • Следующая задача — найти с ребенком дополнительные ключики. Эти слова не просто расскажут, о чем текст, но и помогут понять последовательность написания сочинения. Для демонстрации можно предложить школьнику решить две задачи: написать одно небольшое сочинение без подсказок, а второе – с ключевыми опорными словами. Важно обратить внимание ребенка на то, что это именно слова-помощники, а не ограничения. Нужно объяснить ученику, что в каждой большой теме есть несколько маленьких, как коробочки вкусностей в одной большой упаковке. Сочинение, написанное с использованием волшебных ключиков, будет иметь правильную последовательность мыслей. А это – один из основных критериев оценки.
  • Когда школьник упражняется с ключевыми словами, то начинает понимать методы избегания смысловых повторов, создания благозвучных сочинений. Лучше реальных примеров в этом вопросе нет ничего. Только на практике ребенок сможет до конца прочувствовать тему.

    Подобрать ключ к тексту - опорное слово

    Готовый алгоритм поиска ключевых слов

    Чтобы понять данную тему, ребенку не хватит одной теории. Чем больше реальных текстов он изучит, тем проще сможет находить ключики в будущем.

    Для подобной работы с ребенком можно использовать готовую последовательность действий, проверенную опытными преподавателями:

  • Вдумчиво прочитать выбранный текст или его фрагмент. Важное условие при выборе отрывка из сочинения — это законченность мысли. В противном случае ребенок может запутаться.
  • Пришло время задаться главным вопросом: о чем только что читали? Ответив на этот вопрос одним словом, ученик найдет главный волшебный ключик, содержащий в себе тему текста. Исходя из найденного, необходимо определиться с основной мыслью. Пусть школьник поймет, что хотел рассказать автор.
  • Из каждого абзаца нужно выбрать по одному или несколько дополнительных ключей. Данный этап поможет определить микротемы, из которых будет состоять основной текст.
  • Следующий шаг — это распределение всех найденных опорных слов в определенную последовательность. Цепочка позволит не запутаться при составлении текста.
  • Творческий этап. Необходимо побудить ребенка подумать, что он может рассказать о каждом слове в цепочке. Пусть приведет примеры и доказательства, вставит описание событий и действий. Результат можно записать.
  • Последний, но не маловажный шаг. Пусть ученик сделает вывод сочинения, используя главное опорное слово.
  • Работа с ребенком по опорным словам

    Опорные слова для определения падежей

    Есть в русском языке одна загвоздка на тему опорных слов: так называют не только главные фразы текста. Важно не перепутать, ведь второй вариант служит для помощи в склонении по падежам.

    Вопрос может возникнуть в том случае, если ударение приходится не на последний слог. Опорные слова помогут избежать заучивания всех окончаний на память. Чтобы решить вопрос, необходимо только найти слово того же склонения, что и спорное, но с ударным последним слогом. После определения с окончанием, та же самая задача ставится и для проблемного слова.

    Например, дано спорное слово “железо”, которое необходимо поставить в дательном падеже. Для решения задачи можно воспользоваться планом действий:

  • Необходимо отнести слово к соответствующему роду и склонению, поставить в начальную форму. В данном случае: средний род, 2 склонение.
  • Определение падежа — дательный.
  • Подбор опорного слова 2 склонения, соответствующего рода. “Село” в дательном падеже — “селу”. При подстановке в проблемное слово, получаем “железу”.
  • Поиск ключевых слов

    Заключение

    Не все вопросы легко объяснить ребенку. Однако приложив немного усилий и фантазии, можно будет порадоваться успехам школьника.

    Особенно трудно может быть заинтересовать юный ум, ведь в этом возрасте больше желания играть, чем учиться. Превратив процесс обучения в игру, можно добиться расположения ребенка и его внимания. Если занятия будут для ребенка интересными, он быстро усвоит, что опорные слова — это главный ключик от текста.

    Автор:

    Роза Ефимова

    19-02-2019 12:50

    Жду ваши вопросы и мнения в комментариях

    Опорные слова


    Опорные слова

    4.3

    Средняя оценка: 4.3

    Всего получено оценок: 174.

    4.3

    Средняя оценка: 4.3

    Всего получено оценок: 174.

    Чтобы передать содержание текста и его основную мысль, часто используются опорные слова. В данной статье, предназначенной для подготовки учеников 4 класса, рассмотрим, что такое опорные слова и с какой целью они используются, а также приведем конкретные примеры опорных слов.

    Определение

    Опорные слова – это слова текста, в которых заключен смысл всего высказывания.

    Опорные слова часто называют ключевыми словами.

    Функции

    Опорные слова в русском языке выполняют определенные функции.

    Они помогают человеку понять, о чем говорится в том или ином тексте.

    Опорные слова передают самые важные элементы текста; если из текста убрать опорные слова, то текст потеряет весь смысл.

    Видя опорные слова, человек понимает тему высказывания. Здесь выражается главная мысль всего текста.

    Через опорные слова можно показать то, о ком или о чем будет идти речь в тексте, какие действия будет выполнять субъект.

    Опорные слова помогают определить хронологию событий. Опорные слова помогают кратко и лаконично передать сюжет всего текста, не обращая внимание на разнообразные детали.

    Опорные слова по прочитанному тексту помогают читателю вспомнить героев произведения и последовательность эпизодов. В этом плане опорные слова имеют ту же цель, что и краткое содержание текста.

    Примеры

    Опорными словами к сказке Ш. Перро «Красная шапочка» могут служить «Красная шапочка», «бабушка», «пирожок», «волк», «дровосеки». Данные слова указывают на главных героев сказки (Красная шапочка, бабушка, волк), на сюжетную основу (Красная шапочка отправилась к бабушке, чтобы отдать ей пирожки). Опорное слово «дровосеки» помогает читателям вспомнить финал сказки, где дровосеки спасли Красную шапочку и бабушку от волка, распоров ему живот.

    Если предложить человеку отгадать литературное произведение по опорным словам «мачеха», «сестры», «крестная», «бал», «принц», «туфелька», то он сразу же ответит, что перед ним сюжет сказки Ш. Перро «Золушка».

    Заключение

    Что мы узнали?

    Опорные (ключевые) слова – это слова текста, в которых заключен смысл всего высказывания. Опорные слова, передающие самые важные элементы текста, помогают понять, о чем говорится в тексте. С помощью опорных слов можно понять тему текста и его главную мысль, определить хронологию событий. Опорные слова не акцентируют внимание на деталях, они кратко и лаконично передают сюжет, указывают на персонажей и их действия.

    Тест по теме

    Доска почёта

    Доска почёта

    Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    • Александра Рогозина

      4/5

    • Егор Пилипов

      5/5

    • Максим Сидляревич

      5/5

    • Даша Кухтина

      5/5

    Оценка статьи

    4.3

    Средняя оценка: 4.3

    Всего получено оценок: 174.


    А какая ваша оценка?

    Каждый текст – это последовательность предложений, имеющих логическую и смысловую связь между собой. Предложения состоят из слов, и именно слова определяют смысл всего текста и отдельных предложений. Но в каждом тексте есть особые – опорные – слова. Что это такое и в чем их особенность, рассмотрим на примере детских сказок. Почему именно детских сказок? Потому, что тема “Опорные слова” является частью школьной программы второго класса общеобразовательной школы.

    опорные слова что это такое

    Дети не только изучают опорные слова, но и учатся применять полученные знания на практике. А сказка – один из наиболее близких литературных жанров для детей этого школьного возраста.

    Опорные слова – что это такое

    Если в сказке вычеркнуть все прилагательные, она потеряет свои краски, лишится эмоций. Но смысл все равно сохранится и будет понятен даже ребенку. Затем можно вычеркнуть все повторяющиеся слова, оставив только по одному, исключить все слова, относящиеся к служебным частям речи.

    опорные слова для проверки

    На следующем этапе убрать из текста местоимения и числительные, причастия и деепричастия. Оставить имена собственные, глаголы, описывающие основные действия, которыми обозначен основной смысл текста. В итоге останется небольшой список слов, в котором легко будет угадываться содержание сказки, которую так беспощадно “исправили”. Они и называются опорными. По ним с легкостью можно определить тему текста. По этим словам также можно легко восстановить утраченный текст или же написать новый.

    Урок как сказка

    Дети легче запоминают информацию, которая преподнесена им в игровой форме. Поэтому объяснить ученикам тему “Опорные слова”, что это такое, научить их определять тему повествования и выделять опорные слова в тексте на уроке, построенном как сказка, – отличная идея, которая увенчается успехом. Можно рассказать детям сказку о том, как злой маг заколдовал сказки и почти все слова превратились в каменные глыбы.

    тема опорные слова

    Дети с радостью вовлекутся в такую игру. Каждый ребенок готов сразиться со злым волшебником и сделать все возможное для победы добра над злом. К окончанию урока класс наполнится настоящим волшебством – дети научатся снимать злые чары со сказок. “Сказочный” урок позволит детям легко усвоить понятие “опорные слова”, что это такое и как при помощи опорных слов составлять рассказы на заданную тему.

    Цели урока по изучению опорных слов

    Изучение любой темы в программе начальной школы преследует три основные цели – образовательную, развивающую и воспитательную. Достижение воспитательной цели целиком и полностью зависит от примера, на основе которого будет изложен материал урока. Например, если основой изложения новой темы станет произведение изобразительного искусства или музыкальное произведение, то можно смело утверждать, что учитель старается привить детям любовь к искусству. Например, он может продемонстрировать ученикам картину известного художника и попросить назвать, что они видят на картине. Картина должна быть понятна детям этой возрастной категории. Можно выбрать пейзаж, как на картине И. Левитана “Золотая осень”.

    рассказ по опорным словам

    Все же, основная цель – образовательная. В ходе урока дети должны научится определять тему повествования по опорным словам, составлять рассказ на основе опорных слов, определять межпредметные связи. Составить рассказ по опорным словам – работа творческая. Она развивает память, внимание, креативность мышления, речь.

    Падежные окончания и опорные слова

    Но не нужно путать опорные слова для составления рассказа на заданную тему со словами, которые помогают запомнить правильное написание безударных падежных окончаний существительных разных склонений.

    В русском языке кроме того, что существительные изменяются по родам и числам, они изменяются и по падежам. И часто так случается, что окончание существительного безударное, поэтому на письме могут возникнуть определенные трудности с написанием таких имен существительных в разных падежах. Но не стоит отчаиваться, на помощь придут опорные слова для проверки правильности написания слов. Секрет прост: существительные одного склонения в одних и тех же падежах имеют одинаковые окончания.

    Алгоритм работы (опорные слова для проверки)

    Шаг 1 определи склонение
    Шаг 2 определи падеж
    Шаг 3 вспомни окончание для слова в этом падеже и склонении
    Шаг 4 проверь написание окончания опорным словом

    Если просклонять опорные слова по падежам, то обнаружится приятная закономерность – в родительном, творительном, дательном и предложном падежах у них окончание ударное. Опорные слова нужны только для существительных первого и второго склонения. Например, для первого склонения в качестве опорного подойдет слово “земля”, а для второго – “ведро”.

    Опорные слова: что это такое и чему способствует применение методики составления рассказов по опорным словам

    Каждый текст – это последовательность предложений, имеющих логическую и смысловую связь между собой. Предложения состоят из слов, и именно слова определяют смысл всего текста и отдельных предложений. Но в каждом тексте есть особые – опорные – слова. Что это такое и в чем их особенность, рассмотрим на примере детских сказок. Почему именно детских сказок? Потому, что тема “Опорные слова” является частью школьной программы второго класса общеобразовательной школы.

    опорные слова что это такое

    Опорные слова – что это такое

    Если в сказке вычеркнуть все прилагательные, она потеряет свои краски, лишится эмоций. Но смысл все равно сохранится и будет понятен даже ребенку. Затем можно вычеркнуть все повторяющиеся слова, оставив только по одному, исключить все слова, относящиеся к служебным частям речи.

    опорные слова для проверки

    Урок как сказка

    Дети легче запоминают информацию, которая преподнесена им в игровой форме. Поэтому объяснить ученикам тему “Опорные слова”, что это такое, научить их определять тему повествования и выделять опорные слова в тексте на уроке, построенном как сказка, – отличная идея, которая увенчается успехом. Можно рассказать детям сказку о том, как злой маг заколдовал сказки и почти все слова превратились в каменные глыбы.

    тема опорные слова

    Дети с радостью вовлекутся в такую игру. Каждый ребенок готов сразиться со злым волшебником и сделать все возможное для победы добра над злом. К окончанию урока класс наполнится настоящим волшебством – дети научатся снимать злые чары со сказок. “Сказочный” урок позволит детям легко усвоить понятие “опорные слова”, что это такое и как при помощи опорных слов составлять рассказы на заданную тему.

    Цели урока по изучению опорных слов

    Изучение любой темы в программе начальной школы преследует три основные цели – образовательную, развивающую и воспитательную. Достижение воспитательной цели целиком и полностью зависит от примера, на основе которого будет изложен материал урока. Например, если основой изложения новой темы станет произведение изобразительного искусства или музыкальное произведение, то можно смело утверждать, что учитель старается привить детям любовь к искусству. Например, он может продемонстрировать ученикам картину известного художника и попросить назвать, что они видят на картине. Картина должна быть понятна детям этой возрастной категории. Можно выбрать пейзаж, как на картине И. Левитана “Золотая осень”.

    рассказ по опорным словам

    Все же, основная цель – образовательная. В ходе урока дети должны научится определять тему повествования по опорным словам, составлять рассказ на основе опорных слов, определять межпредметные связи. Составить рассказ по опорным словам – работа творческая. Она развивает память, внимание, креативность мышления, речь.

    Падежные окончания и опорные слова

    Но не нужно путать опорные слова для составления рассказа на заданную тему со словами, которые помогают запомнить правильное написание безударных падежных окончаний существительных разных склонений.

    В русском языке кроме того, что существительные изменяются по родам и числам, они изменяются и по падежам. И часто так случается, что окончание существительного безударное, поэтому на письме могут возникнуть определенные трудности с написанием таких имен существительных в разных падежах. Но не стоит отчаиваться, на помощь придут опорные слова для проверки правильности написания слов. Секрет прост: существительные одного склонения в одних и тех же падежах имеют одинаковые окончания.

    Шаг 1 определи склонение
    Шаг 2 определи падеж
    Шаг 3 вспомни окончание для слова в этом падеже и склонении
    Шаг 4 проверь написание окончания опорным словом

    Алгоритм работы (опорные слова для проверки)

    Если просклонять опорные слова по падежам, то обнаружится приятная закономерность – в родительном, творительном, дательном и предложном падежах у них окончание ударное. Опорные слова нужны только для существительных первого и второго склонения. Например, для первого склонения в качестве опорного подойдет слово “земля”, а для второго – “ведро”.

    Падежные формы имен существительных

    Падежные фор­мы суще­стви­тель­ных в ряде слу­ча­ев име­ют вари­ан­ты окон­ча­ний. Рассмотрим, на какие падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­ных при их скло­не­нии сле­ду­ет обра­тить внимание.

    Термин «падеж» обо­зна­ча­ет спо­соб­ность суще­стви­тель­но­го изме­нять свою началь­ную фор­му в свя­зи с тре­бо­ва­ни­ем контекста.

    В этом пред­ло­же­нии три суще­стви­тель­ных, каж­дый из кото­рых име­ет свою падеж­ную фор­му в соот­вет­ствии со смыс­лом высказывания.

    В совре­мен­ном рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть падежей.

    ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
    Именительный
    (есть)
    кто? что?
    Родительный
    (нет)
    кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
    Дательный
    (дать)
    кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
    Винительный
    (вижу)
    кого? что? под, за, про, через, в, на, во
    Творительный
    (дово­лен)
    кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
    Предложный
    (думать)
    о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

    В неко­то­рых падеж­ных фор­мах имен суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода ука­жем нали­чие вари­ант­ных окончаний.

    Именительный падеж множественного числа

    В име­ни­тель­ном паде­же мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода варьи­ру­ют­ся падеж­ные окон­ча­ния -а/-я и -ы/-и.

    Наряду с усто­яв­ши­ми­ся фор­ма­ми ост­ро­ва, погре­ба, око­ро­ка, сто­ро­жа, купо­ла, жело­ба суще­ству­ют сло­ва выбо­ры, тор­ты лиф­ты, шофё­ры и др.

    Чтобы пра­виль­но выбрать фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го, учтем неко­то­рые закономерности.

    Формы суще­стви­тель­ных с без­удар­ным окон­ча­ни­ем -ы/-и свой­ствен­ны книж­ной речи. Их чаще все­го образуют

    1. трех­слож­ные и мно­го­слож­ные сло­ва с удар­ным глас­ным в сере­дине слова:

    • апте́карь — апте́кари;
    • бухга́лтер — бухга́лтеры;
    • камерди́нер — камерди́неры;

    2. сло­ва с удар­ным конеч­ным сло­гом основы:

    • догово́р — догово́ры;
    • водопрово́д — водопрово́ды;
    • парохо́д — парохо́ды;

    3. сло­ва фран­цуз­ско­го про­ис­хож­де­ния, име­ю­щие удар­ный глас­ный послед­не­го слога:

    • инжене́р — инжене́ры;
    • шофёр — шофёры;
    • актёр — актёры;
    • офице́р — офицеры.

    Формы неко­то­рых слов с удар­ным окон­ча­ни­ем -а/-я (шофе­ра́, инже­не­ра́, лек­то­ра́) явля­ют­ся про­сто­реч­ны­ми, не соот­вет­ству­ю­щи­ми нор­мам лите­ра­тур­но­го языка.

    Отличаются сти­ли­сти­че­ской окрас­кой сло­ва раз­го­вор­но­го харак­те­ра с удар­ным окон­ча­ни­ем -а/-я:

    4. слова-термины и оду­шев­лен­ные име­на суще­стви­тель­ные латин­ско­го про­ис­хож­де­ния, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -тор:

    • рефлек­тор — рефлекторы;
    • индук­тор — индукторы;
    • кон­струк­тор — конструкторы;
    • лек­тор — лекторы;
    • автор — авторы.

    Безударное окон­ча­ние -а/-я имеют

    1. одно­слож­ные сло­ва и лек­се­мы с удар­ным пер­вым сло­гом в началь­ной форме:

    • век — века́;
    • борт — борта́;
    • корм — корма́;
    • бе́рег — берега́;
    • по́вар — повара́;
    • но́мер — номера́.

    Наряду с ними в рус­ском язы­ке суще­ству­ют одно­слож­ные сло­ва с усто­яв­шим­ся окон­ча­ни­ем :

    • герб — гербы́;
    • торт — то́рты;
    • бант — ба́нты;
    • лифт — ли́фты;
    • склад — скла́ды;
    • порт — по́рты.

    2. оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные латин­ско­го про­ис­хож­де­ния с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -тор:

    • док­тор — доктора́;
    • про­фес­сор — профессора́;
    • дирек­тор — директора́.

    Учтем, что неко­то­рые омо­ни­мич­ные суще­стви­тель­ные име­ют раз­ные окон­ча­ния, ука­зы­ва­ю­щие на их смыс­ло­вые различия:

    • ко́рпусы (туло­ви­ща) — кор­пу­са́ (заво­да);
    • цве­ты́ (соцве­тия) — цве­та́ (крас­ки);
    • то́ны (серд­ца) — тона́ (оттен­ки цвета);
    • о́бразы (худо­же­ствен­ные) — обра­за́ (ико­ны);
    • про́воды (на служ­бу) — про­во­да́ (в электротехнике);
    • меха́ (шку­ры) — мехи́ (в куз­неч­ном деле);
    • хле­ба́ (посе­вы) — хле́бы (кара­ваи).

    Падежные формы существительных

    Родительный падеж

    В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода отме­тим вари­ант­ные окон­ча­ния -а/-я или -у-/-ю:

    • ста­кан лимо­на­да — ста­кан лимонаду;
    • чай­ник кипят­ка — налить кипятку;
    • кило­грамм саха­ра — кусо­чек сахару.

    Эти фор­мы раз­ли­ча­ют­ся сти­ли­сти­че­ской окрас­кой. Существительные с окон­ча­ни­ем -а/-я сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ны. А сло­ва с окон­ча­ни­ем -у-/-ю име­ют раз­го­вор­ный харак­тер и пре­об­ла­да­ют в быто­вой речи. Они упо­треб­ля­ют­ся в опре­де­лен­ных случаях:

    1. при ука­за­нии на коли­че­ство (части от цело­го) у веще­ствен­ных существительных:

    • купить луку;
    • дать лож­ку мёду;
    • выпить ста­кан чаю;
    • доба­вить кипятку;
    • поесть чес­но­ку;

    2. у суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

    • под­дать парку;
    • попить квас­ку;
    • налить чай­ку;
    • доба­вить сахарку;

    3. у еди­нич­ных соби­ра­тель­ных существительных

    4. у абстракт­ных суще­стви­тель­ных, име­ю­щих коли­че­ствен­ное значение:

    • нет ника­ко­го страху;
    • мно­го шуму;
    • наго­во­рить вздору;
    • решить без спору;
    • было столь­ко кри­ку и визгу;

    5. во фра­зео­ло­ги­че­ских сочетаниях:

    • без роду и племени;
    • без году неделя;
    • с гла­зу на глаз;
    • сбить с толку;
    • ни слу­ху ни духу;

    6. у суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми до, из, от, с:

    • ото­щать с голоду;
    • вздрог­нуть с испугу;
    • пля­сать до упаду;
    • пять лет от роду.

    Если у суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода име­ет­ся опре­де­ле­ние, то исполь­зу­ем окон­ча­ние -а/-я:

    В ряде слу­ча­ев с помо­щью окон­ча­ния выра­жа­ет­ся смыс­ло­вое раз­ли­чие сообщений:

    • про­во­дить до дому (кон­крет­но­го места про­жи­ва­ния) — дой­ти до дома (какого-то строения);
    • нет леса (мно­же­ства дере­вьев) — лесу нет (стро­и­тель­но­го материала).

    В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода име­ют нуле­вое окон­ча­ние или флек­сию -ов/-ев.

    Употребление падежных форм существительных

    Нулевое окон­ча­ние суще­ству­ет у слов, кото­рые мож­но объ­еди­нить в семан­ти­че­ские группы:

    1. обо­зна­че­ния пар­ных предметов

    • пара погон, эпо­лет, глаз, гланд;
    • без сапог, вале­нок, боти­нок, шаро­вар, чулок;

    2. назва­ния наци­о­наль­но­стей (часто с осно­вой на соглас­ный «н» или «р»):

    • тан­цы осетин;
    • груп­па болгар;
    • лез­гин­ка грузин;
    • табор цыган;
    • кух­ня армян;
    • ору­жие лезгин;
    • вино­град­ни­ки молдован;
    • дома татар;
    • в гостях у турок;
    • ска­за­ния бурят;

    3. еди­ни­цы измерения:

    • пять ватт;
    • несколь­ко ампер;
    • две­сти вольт;
    • десять рент­ген;
    • шесть аршин;

    4. назва­ния военных:

    • геро­изм партизан;
    • видим гусар;
    • строй сол­дат;
    • выступ­ле­ние кадет;

    5. суще­стви­тель­ные, име­ю­щие фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го числа:

    • бан­ка белил;
    • во вре­мя каникул;
    • Дворец шах­мат;
    • мно­го брызг;
    • наступ­ле­ние сумерек;

    6. суще­стви­тель­ные, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла на -анин/-янин, -онок/-ёнок:

    • граж­да­нин — боль­шин­ство граждан;
    • кре­стья­нин — мно­го крестьян;
    • хуто­ря­нин — несколь­ко хуторян;
    • телё­нок — пять телят;
    • мас­лё­нок — кор­зин­ка маслят;
    • утё­нок — выво­док утят.

    Падежные окончания существительных в родительном падеже

    Окончание -ов отме­тим у сле­ду­ю­щих групп существительных:

    1. назва­ния ово­щей и фруктов:

    • поми­до­ров, тома­тов, капер­сов, арти­шо­ков, бакла­жа­нов (и баклажан);
    • ман­да­ри­нов, апель­си­нов, абри­ко­сов, лимо­нов, пер­си­ков, бананов

    2. назва­ния мно­гих наци­о­наль­но­стей и народностей:

    гре­ков, гал­лов, каза­хов, кир­ги­зов, таджи­ков, мон­го­лов, узбе­ков, кал­мы­ков, эски­мо­сов, якутов;

    3. назва­ния еди­ниц измерения:

    грам­мов, кило­грам­мов, цент­не­ров, гек­та­ров, фунтов;

    4. назва­ния воен­ных профессий:

    кано­ни­ров, минё­ров, сапё­ров, рекрутов;

    5. назва­ния украшений:

    • брел­ки — брелоков;
    • кулон — кулонов;
    • брас­лет — браслетов;

    6. назва­ния отвле­чен­ных понятий:

    габа­ри­тов, кри­те­ри­ев, комментариев.

    Существительные жен­ско­го рода, окан­чи­ва­ю­щи­е­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ня, име­ют нуле­вое окончание:

    • пес­ня — тек­сты песен
    • хар­чев­ня — вывес­ки хар­че­вен
    • став­ня — створ­ки ста­вен

    Ряд суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния на -ья закан­чи­ва­ют­ся на -ий, если уда­ре­ние не на кон­це слова:

    • бегу́нья — бегу́н и й
    • певу­нья — певу́н и й

    Существительные с удар­ным -ья, -ьё пишут­ся с -ей:

    • семья́ — семе́й
    • ста­тья́ — стате́й

    Существительные сред­не­го рода с конеч­ным соче­та­ни­ем -це име­ют нуле­вое окончание:

    • зер­каль­це — зер­ка­лец
    • крыль­цо — кры­лец
    • оде­яль­це — оде­я­лец

    Окончание -ев сохра­ни­лось у несколь­ких суще­стви­тель­ных сред­не­го рода:

    Существительные сред­не­го рода, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -ие, -ье име­ют нуле­вое окон­ча­ние и пишут­ся с -ий:

    • сооб­ра­же­ние — сооб­ра­же­ний
    • поме­стье — поме­стий

    Ряд суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния име­ют в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ние -ей:

    • про­филь — про­фил ей
    • лагерь — лагер ей
    • якорь — якор ей
    • коле­но — колен ей

    Творительный падеж

    В тво­ри­тель­ном паде­же мно­же­ствен­но­го чис­ла отдель­ные суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния име­ют парал­лель­ные фор­мы. Слова с окон­ча­ни­я­ми -ами/-ями упо­треб­ля­ют­ся в книж­ной речи, а вари­ант­ные фор­мы — в раз­го­вор­ной речи:

    • хло­пать две­ря­ми /дверьми;
    • вос­хи­щать­ся дочерями/дочерьми;
    • зани­мать­ся лошадями/лошадьми.

    В устой­чи­вых выра­же­ни­ях сохра­ни­лись фор­мы существительных:

    • лечь костьми;
    • нака­за­ние плетьми.

    Предложный падеж

    В пред­лож­ном паде­же у суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода нор­ма­тив­ным (ней­траль­ным) явля­ет­ся окон­ча­ние -е:

    • о бере­ге;
    • о луге;
    • о сне­ге.

    Отметим, что у неко­то­рых слов варьи­ру­ют­ся падеж­ные окон­ча­ния и .

    С их помо­щью мож­но раз­ли­чить грам­ма­ти­че­ские значения:

    • сто­ять в строю — в госу­дар­ствен­ном строе;
    • заго­рать на бере­гу — тос­ко­вать о род­ном береге;
    • рабо­тать на дому — висит на доме;
    • весь в поту — тру­дить­ся в поте лица;
    • сад в цве­ту — она во цве­те лет;
    • ока­зать­ся на краю — на перед­нем крае;
    • весь в жиру — гото­вим на жире;
    • на глу­ха­ри­ном току — в элек­три­че­ском токе.

    Окончание при­су­ще книж­ным фор­мам пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных, име­ю­щих объ­ект­ное значение:

    • рас­ска­зать (о чём?) об аэропорте;
    • быть в отпуске;
    • раз­би­рать­ся в мёде;
    • в строе аккорда.

    Окончание харак­тер­но для форм суще­стви­тель­ных раз­го­вор­но­го сти­ля речи. Это окон­ча­ние обра­зу­ет фор­мы суще­стви­тель­ных с обсто­я­тель­ствен­ным зна­че­ни­ем места с пред­ло­га­ми «в» и «на»:

    • искать гри­бы в лесу;
    • встре­тил на мосту;
    • сто­ит на посту;
    • в кру­гу друзей;
    • виден в углу;
    • лежит на шкафу;
    • дер­жать на весу;
    • уви­де­ли в хлеву.

    Некоторые име­на соб­ствен­ные име­ют окон­ча­ния :

    • живет в Крыму;
    • учит­ся в Клину;
    • отды­ха­ем на Дону.

    Для про­вер­ки пра­виль­но­сти выбо­ра падеж­ной фор­мы суще­стви­тель­но­го сле­ду­ет обра­щать­ся к словарям.

    Падежные формы существительных с предлогом

    Следует раз­ли­чать падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­ных с одним и тем же пред­ло­гом «по». Этот пред­лог может офор­мить фор­му датель­но­го или пред­лож­но­го паде­жа. Падеж суще­стви­тель­но­го опре­де­ля­ем по вопро­су, под­ста­вив опор­ное слово:

    • гулять (по чему?) по пол ю ;
    • дать чему? пол ю .

    Это фор­ма датель­но­го падежа.

    Особенно это важ­но для суще­стви­тель­ных сред­не­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ие.

    Часто воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре окон­ча­ния слов «по при­бы­тию» или «по при­бы­тии», «по при­ез­ду» или «по при­ез­де». Какое без­удар­ное окон­ча­ние выбрать, датель­но­го или пред­лож­но­го падежа?

    Падежные окончания имен существительных
    Видеоурок «Признаки падежных форм имён существительных»

    [spoiler title=”источники:”]

    https://fb.ru/article/242035/opornyie-slova-chto-eto-takoe-i-chemu-sposobstvuet-primenenie-metodiki-sostavleniya-rasskazov-po-opornyim-slovam

    https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/padezhnye-formy-imen-suschestvitelnyh.html

    [/spoiler]

    Добавить комментарий