Как составить слова по схеме с интонацией

Содержание

  1. Как нарисовать интонационную схему предложения, примеры?
  2. Схема предложения что это
  3. План действий по составлению схемы предложения
  4. Составляем план простого предложения
  5. Простое предложение с однородными членами
  6. С вводными словами или обращением
  7. С деепричастным либо причастным оборотами
  8. Как создать схему предложений с прямой речью
  9. Как составить схему сложного предложения
  10. Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
  11. Алгоритм составления схемы предложения
  12. Графические обозначения
  13. Схема простого предложения
  14. Схемы с обращениями и вводными словами
  15. Схемы с причастными и деепричастными оборотами
  16. Схемы с прямой речью
  17. Схема сложного предложения
  18. Члены предложения: с чего начать?
  19. Построение элементарных схем
  20. Отображение в схемах орфограмм
  21. Алгоритм построения схемы
  22. Помощь в составлении схем
  23. Что нужно запомнить: примеры

Как нарисовать интонационную схему предложения, примеры?

интонационная схема предложения пример

Например, интонационная схема предложения:

Его спутник, молодой человек, по-прежнему полулежит и едва пиликает на гармонике.

Для того чтобы правильно нарисовать интонационную схему, нужно прочитать предложение с интонацией. Внимательно проследите за голосом, интонацией, где происходит повышение или понижение интонации, где остановка.

Теперь переходим непосредственно к схеме. Будем на повышении (на вздохе) рисовать стрелочку вверх, а когда интонация понижается (выдох), то рисуем стрелку уже вниз. Во время остановок (пауз) рисуем вертикальную линию (одиночную или двойную в зависимости от продолжительности паузы).

Вроде ничего сложного, просто надо научиться читать медленно с интонацией, повторите несколько раз.

Наглядно смотрите пример схемы на картинках ниже.

Двумя разными способами можно понять предложение под номером три (3).

Что ты смотришь?

1. Что ты смотришь? — Что именно ты смотришь?

Например, в ютубе или на телевидении.

2. Что ты смотришь? — Вопрос возмущения. Что смотришь на меня? К примеру.

Несколько предложений со словом «поезд».

  1. Петр Петрович выбежал из такси на перрон и увидел только последний вагон уходящего поезда.
  2. Совершенно новенький поезд подали на перрон, ехать в таком поезде даже длинные шесть дней от Москвы до Владивостока оказалось совершенно приятным делом.
  3. Из-за внезапно нагрянувшей снежной бури не успели очистить поездные пути и мой поезд опоздал на шесть часов.
  4. На дальние расстояния для комфорта необходимо брать в поезд побольше еды, потому что что еще остается: кушать, читать и спать.
  5. Я подошла к расписанию и увидела, что поезд на котором приезжает моя мама, задерживается на тридцать минут.
  6. Наш поезд ночью шел без остановок примерно четыре часа, нагоняя время отставания, что сократило поездку на 30 минут.

Приохочивать (разг.) — глагол несовер. вида (к соверш. «приохотить»), означает «возбуждать желание у кого-нибудь, вызывать охоту в ком-нибудь что-то делать, приучить, пристрастить к чему-нибудь».

Вот примеры его употребления:

  1. Педагоги постоянно советуют родителям с детства приохочивать детей к чтению, покупая и читая им книги со сказками и красивыми иллюстрациями.
  2. Девочка выросла в бедной семье, где детей уже с малых лет приохочивали к труду.
  3. Отец пытался меня тоже приохочивать к игре в футбол, часто беря меня с собой на тренировки, но меня это не привлекало.
  4. Когда жена захотела похудеть, то она приохочивала и мужа к овощным блюдам, пока тот не возмутился и не попросил готовить ему и мясные.
  5. Парень стянул с себя свитер, рубашку и бросил небрежно на диван — к порядку его явно никто не приохочивал.

Источник

Схема предложения что это

В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

Условные обозначения, применяемые на графических схемах

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

Простые и сложные предложения

  • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

Как определить количество частей в сложном предложении

  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

Условные обозначения членов предложения

  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

Прямоугольные скобки для обозначения простых и сложных предложений

  • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

Круглые скобки для обозначения придаточных предложений

  • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Синтаксический разбор простого предложения

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Составляем план простого предложения

Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:

Схема простого предложения

Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

  • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
  • простые – Даниил плавал ;
  • составные глагольные – Даниил хотел плавать .

Простое предложение с однородными членами

Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.

В кружках отражены роли однородных членов предложения

С вводными словами или обращением

На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.

Вводные слова в предложении

К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.

Обращение в предложении

С деепричастным либо причастным оборотами

Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.

Причастный оборот на схеме

Как создать схему предложений с прямой речью

На схеме прямая речь выделяется следующим образом:

  • выделяются границы предложения;
  • для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
  • ставятся знаки препинания.

Прямая речь в предложении

Как составить схему сложного предложения

Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.

Сложносочиненное предложение на схеме Бессоюзное сложное предложение на графической схеме

Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.

Прямоугольные скобки — для главных предложений, круглые — для придаточных

Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
  8. определение – волнистая линия
  9. дополнение – пунктир;
  10. обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
  11. деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
  12. причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

Графические обозначения в схеме

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Вот безличное односоставное предложение, где главный член – сказуемое:

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Схемы с обращениями и вводными словами

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Схемы с прямой речью

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

Члены предложения: с чего начать?

Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.

Вам будет интересно: Минский энергетический колледж — место получения востребованной профессии

Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

Построение элементарных схем

Вам будет интересно: Логово – это место для сна и отдыха самых разных животных

Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.

  • Ребята гуляют. I________.
  • Мама моет посуду. I________.

Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.

Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.

В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.

  • На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
  • Дети катаются на санках. I__­_ ____ __ ____.
  • Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
  • Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?

Отображение в схемах орфограмм

Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

  • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
  • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
  • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
  • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

Алгоритм построения схемы

«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

Учащиеся следуют такому алгоритму:

  • Читают предложение.
  • Устанавливают смысл.
  • Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
  • Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
  • Если есть диалог, ставят тире.
  • Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.

    После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

    Помощь в составлении схем

    Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

    Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

    Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

    Что нужно запомнить: примеры

    Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

    • Я пою. I___ ­­­___.
    • Мама печет пироги. I___ ­­­___ ___.
    • Дети гуляют на улице. I___ ­­­___ _ ____.
    • Белый снег лежит красивым ковром. I___ ­­­___ ___ ___ ___.

    Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

    • Какие красивые цветы! I___ ­­­___ ___!
    • Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ­­­___ ___ ___ ___ ___?
    • Как ярко светит солнце! I___ ­­­___ ___ ___!
    • Где лежит твой пенал? I___ ­­­___ ___ ___?

    Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.

    • В классе учится Никита. I_ ­­­___ ___ I___ ­­­.
    • Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ ­­­.

    Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

    Источник

  • Содержание

    1. Как составить схему предложения: основные виды с примерами
    2. Алгоритм составления схемы предложения
    3. Графические обозначения
    4. Схема простого предложения
    5. Схемы с обращениями и вводными словами
    6. Схемы с причастными и деепричастными оборотами
    7. Схемы с прямой речью
    8. Схема сложного предложения
    9. Тема 4. Интонация различных синтаксических конструкций

    Как составить схему предложения: основные виды с примерами

    Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

    Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.

    [quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

    Алгоритм составления схемы предложения

    1. Внимательно прочитайте предложение.
    2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
    3. Определите, простое или сложное предложение.
    4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
    5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
    6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
    7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
      • определение – волнистая линия
      • дополнение – пунктир;
      • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
      • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
      • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

    Графические обозначения

    Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.

    Графические обозначения в схеме

    Схема простого предложения

    А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

    Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:

    Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

    Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

    Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

    Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

    И сложное именное:

    Схемы с обращениями и вводными словами

    В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

    Схемы с причастными и деепричастными оборотами

    Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

    Схемы с прямой речью

    Схема сложного предложения

    В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

    Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

    А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

    В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

    Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

    Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

    Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

    Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

    Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

    Источник

    Тема 4. Интонация различных синтаксических конструкций

    §1. ИНТОНАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1. Рассмотрим следующее простое предложение: Огромные белые облака медленно плывут по небу.

    А) Оно строится следующим образом:

    Огромные белые облакА это фраза восходящего тона, ударение падает на слово облака, далее пауза (условное обозначение ПЗ1), далее фраза нисходящего тона медленно плывут по нЕбу, ударение на слове по небу.

    Б) Позиция ударного слога

    Обычно интонационное ударение падает на ударный слог последнего слова фразы, но могут быть выделены и другие слова в составе фразы, что является авторским решением при составлении текста или при его художественном чтении. Смещение ударения на другие слова приводят к его логическому выделению (на слово в этом случае падает логическое ударение).

    В) Грамматическая связь слов в предложении

    Слова, входящие в предложение, соединяются между собой грамматической связью, которая проявляется на уровне основы предложения (подлежащего и сказуемого), а также словосочетаний, входящих в предложение.

    Г) Новое качество (актуальное членение простого предложения)

    в то же время предложение не является простым соединением предикативной основы и словосочетаний с помощью интонации оно делится на две части, выражающие дополнительное смысловое соотношение тема – рема, или предмет и сообщение о предмете.

    2. Структурные варианты

    Группировка главных и второстепенных членов в составе фразы может быть различной, при этом обычно образуется уравновешенная конструкция из примерно равного количества слов в каждой части. Наиболее часто встречаются следующие виды разбивки:

    А) Группа подлежащего – группа сказуемого (или наоборот):

    На западе догорала (ПЗ1) последняя заря.

    Хмурившаяся с утра погода (ПЗ1) начала разъясняться.

    Б) Предикативная группа (подлежащее и сказуемое) – обстоятельство (или наоборот):

    Облака вытягиваются по небу (ПЗ1) длинными туманными прядями.

    Терек бурлил (ПЗ1) в проснувшемся лесу.

    В) Другие варианты

    Наряду с приведенными стандартными формами разбивки могут встречаться и другие, более сложные, например: Наружности он был (ПЗ1) богатырской.

    3. В простом предложении мы впервые сталкиваемся с проблемой постановки знаков препинания

    Пауза, разделяющая две фразы в составе простого предложения, часто воспринимается как сигнал к постановке запятой, но запятая в простом предложении не ставится в соответствии со следующим правилом:

    Простое предложение имеет определенную интонационную структуру, а именно: фраза восходящего тона – короткая пауза (обозначает перелом интонации) – фраза нисходящего тона.

    Данная интонационная форма воспринимается как стандартная, соответственно, знаки препинания в простом предложении отсутствуют.

    4. Интонация распространенных предложений

    Если фразы простого предложения имеют значительный объём (более 3—4 слов), то они разбиваются на смысловые части (синтагмы) с помощью коротких пауз, которые необходимы для нормального произношения текста, например:

    В июльские вечера (пауза) опьяняющий медвяный запах липы (пауза, повышение тона) поглощает все другие запахи города (понижение тона).

    Даже после заката солнца (пауза) тополь не упускает возможности воспользоваться (пауза, повышение тона) последним теплом и светом (понижение тона).

    5. Особенности решения

    А) Распространенное обстоятельство

    Распространенное обстоятельство в начале простого предложения обычно выделяется паузой, если оно относится ко всему предложению. При значительной распространенности оно составляет отдельную фразу с собственным интонационным ударением и выделяется запятой.

    Б) Наличие нескольких пауз

    – Почему в простом предложении ставят лишние запятые?

    – Наличие нескольких пауз в распространенном простом предложении часто приводит к тому, что их на письме обозначают запятыми, что является ошибкой.

    В) Запятые в простом предложении ставятся только в том случае, если оно является осложнённым однородными или обособленными членами (в этом случае происходит перестройка интонационной схемы предложения).

    §2. ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

    1. Перечислительная интонация выражает сочинительную связь между однородными членами

    При наличии однородных членов в интонации простого предложения происходят существенные изменения, а именно: на первое место выдвигается необходимость выразить сочинительную связь между однородными членами, так как интонация в этом случае является основным способом выражения этой связи.

    2. Элементы перечислительной интонации

    В предложении с однородными членами каждый однородный член является интонационным центром отдельной фразы. Интонация такого вида называется перечислительной, а паузы между однородными членами на письме обозначаются запятыми, например:

    В её голосе было и восхищЕние (пауза, повышении тона), и благодАрность (пауза, повышение тона), и любОвь (понижение тона).

    Примечание. Отметим, что однородные отношения между определениями можно выразить не во всех случаях, например:

    Неглубокое, но чистое Озеро (короткая пауза, повышение тона) лежало перед нАми (понижение тона).

    В этом случае старшей конструкцией является структура простого предложения, состоящая из двух фраз. Но это же предложение можно перестроить так, чтобы однородные отношения можно было выразить (с ударением на однородных прилагательных):

    Перед нами лежало неглубОкое (пауза, повышение тога), но чИстое озеро.

    §3. ИНТОНАЦИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ

    1. Определение

    Обособление одного или нескольких членов предложения – это выделение их в устной речи с помощью интонации, а на письме – с помощью запятых или тире.

    2. Особенности интонации обособления

    Интонацию обособленных членов можно назвать интонацией обособления. Обособленный оборот является отдельной фразой восходящего или нисходящего тона, то есть имеет интонационное ударение, и выделяется паузами.

    3. Различное положение обособленных оборотов в предложении

    Обособленные обороты могут находиться в начале, в конце или в середине предложения, в соответствии с этим меняется интонационная модель предложения:

    А) Поражённый страхом (повышение тона, пауза), я иду за матушкой (обособленный оборот находится в начале предложения и является фразой восходящего тона)

    Б) Мы вошли в рощу (повышение тона, пауза), влажную от дождя (обособленный оборот находится в конце предложения и является фразой нисходящего тона)

    В) Разговор его (повышение тона, пауза), свободный и любезный (повышение тона, пауза), вскоре рассеял мою застенчивость (обособленный оборот находится в середине предложения и произносится с общим пониженным (вставочным) тоном.)

    – Что означает выражение «общий пониженный тон»?

    – Интонация обособления оборота, стоящего в середине предложения, называется «вставочной», что обеспечивается ровным, но измененным относительно главного сообщения тоном (такое изменение может обозначаться небольшим понижением тона, а также незначительным ускорением темпа речи).

    §4. РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

    1. Тире между подлежащим и сказуемым

    Примером разделительной интонации является интонация простого предложения, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. В этом случае предложение состоит из двух фраз восходящего и нисходящего тона, которые разделяются увеличенной паузой. Такая интонация называется восходяще-нисходящей.

    2. Разделительное тире

    Разделительное тире обозначает увеличенную паузу (ПЗ3) на месте пропуска глаголя-связки быть между подлежащим и составным именным сказуемым.

    Группа подлежащего обычно составляет фразу восходящего тона, а группа сказуемого – фразу нисходящего тона, например:

    Наш долг (пауза) – защищать крепость.

    §5. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ, ИЛИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ, ИНТОНАЦИЯ

    1. Бессоюзное сложное предложение

    Предупредительную, или пояснительную, интонацию удобно рассмотреть на примере бессоюзного сложного предложения. При предупредительной интонации в конце первого предложения делается неполное понижение тона и значительное увеличенная (предупредительная) пауза (ПЗ3), далее следует второе предложение с собственной интонацией. Такая интонация называется нисходяще-нисходящей.

    2. Особенности предупредительной интонации

    Предупредительная интонация соответствует двоеточию и имеет значение последующего пояснения, изъяснения или следственно-причинных отношений:

    А) Забил снаряд я в пушку туго и думал (ПЗ3): угощу я друга (изъяснение).

    Б) Она несла чашку какао и, поставив её перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: (ПЗ3), горячая краска разлилась алой волной по её миловидному лицу (пояснение).

    В) Нередко я плакал, читая (ПЗ3): так хорошо рассказывалось о людях (следствие – причина).

    §6. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

    1. Особенности присоединительной интонации

    Присоединительный член предложения имеет собственную интонацию в соответствии со своей структурой (например, интонацию однородных членов для присоединяемого однородного ряда).

    Перед присоединительным членом делается полное понижение тона, как в конце предложения, но пауза (ПЗ3) имеет меньшую длительность по сравнению с паузой между предложениями или паузой в случае предупредительной интонации.

    2. Присоединительный член в конце предложения выделяется с помощью тире:

    Мы зашли в ельник (ПЗ3) – тёмный, пропахший запахом хвои (присоединительный член является однородным рядом определений с перечислительной интонацией).

    От этого зависит наше счастье (ПЗ3) – настоящее и будущее (присоединительный член является однородным рядом определений, соединенных союзом И и составляющих одну фразу нисходящего тона).

    §7. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

    1. Особенности исключительной интонации

    Исключительная интонация применяется в предложениях с присоединительными членами, которые в середине предложения обособляются с помощью тире. В этом случае присоединительный член предложения является отдельной фразой с изменённым темпом речи и общим пониженным тоном и выделяется с двух сторон увеличенными паузами (ПЗ3), например:

    Посидели (ПЗ3) – больше для приличия (ПЗ3) – ещё несколько минут.

    2. Область применения

    Исключительная интонация с измененным темпом речи применяется также для выделения вводных предложений и вставных конструкций, при этом распространенные вставные конструкции представляют собой высказывания второго плана с собственной интонацией:

    Мой приход (ПЗ3) – я, конечно, это мог заметить (ПЗ3) – смутил гостей.

    §8. ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ИНТОНАЦИЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    В приведенной ниже обобщенной таблице показано соответствие между видом синтаксических конструкций, интонацией и используемыми знаками препинания.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Источник

    Все категории

    • Фотография и видеосъемка
    • Знания
    • Другое
    • Гороскопы, магия, гадания
    • Общество и политика
    • Образование
    • Путешествия и туризм
    • Искусство и культура
    • Города и страны
    • Строительство и ремонт
    • Работа и карьера
    • Спорт
    • Стиль и красота
    • Юридическая консультация
    • Компьютеры и интернет
    • Товары и услуги
    • Темы для взрослых
    • Семья и дом
    • Животные и растения
    • Еда и кулинария
    • Здоровье и медицина
    • Авто и мото
    • Бизнес и финансы
    • Философия, непознанное
    • Досуг и развлечения
    • Знакомства, любовь, отношения
    • Наука и техника


    0

    Как нарисовать интонационную схему предложения, примеры?

    интонационная схема предложения пример

    Например, интонационная схема предложения:

    Его спутник, молодой человек, по-прежнему полулежит и едва пиликает на гармонике.

    1 ответ:



    2



    0

    Для того чтобы правильно нарисовать интонационную схему, нужно прочитать предложение с интонацией. Внимательно проследите за голосом, интонацией, где происходит повышение или понижение интонации, где остановка.

    Теперь переходим непосредственно к схеме. Будем на повышении (на вздохе) рисовать стрелочку вверх, а когда интонация понижается (выдох), то рисуем стрелку уже вниз. Во время остановок (пауз) рисуем вертикальную линию (одиночную или двойную в зависимости от продолжительности паузы).

    Вроде ничего сложного, просто надо научиться читать медленно с интонацией, повторите несколько раз.

    Наглядно смотрите пример схемы на картинках ниже.

    Читайте также

    Двумя разными способами можно понять предложение под номером три (3).

    Что ты смотришь?

    1. Что ты смотришь? – Что именно ты смотришь?

    Например, в ютубе или на телевидении.

    2. Что ты смотришь? – Вопрос возмущения. Что смотришь на меня? К примеру.

    Несколько предложений со словом “поезд”.

    1. Петр Петрович выбежал из такси на перрон и увидел только последний вагон уходящего поезда.
    2. Совершенно новенький поезд подали на перрон, ехать в таком поезде даже длинные шесть дней от Москвы до Владивостока оказалось совершенно приятным делом.
    3. Из-за внезапно нагрянувшей снежной бури не успели очистить поездные пути и мой поезд опоздал на шесть часов.
    4. На дальние расстояния для комфорта необходимо брать в поезд побольше еды, потому что что еще остается: кушать, читать и спать.
    5. Я подошла к расписанию и увидела, что поезд на котором приезжает моя мама, задерживается на тридцать минут.
    6. Наш поезд ночью шел без остановок примерно четыре часа, нагоняя время отставания, что сократило поездку на 30 минут.

    Приохочивать (разг.) – глагол несовер. вида (к соверш. «приохотить»), означает «возбуждать желание у кого-нибудь, вызывать охоту в ком-нибудь что-то делать, приучить, пристрастить к чему-нибудь».

    Вот примеры его употребления:

    1. Педагоги постоянно советуют родителям с детства приохочивать детей к чтению, покупая и читая им книги со сказками и красивыми иллюстрациями.
    2. Девочка выросла в бедной семье, где детей уже с малых лет приохочивали к труду.
    3. Отец пытался меня тоже приохочивать к игре в футбол, часто беря меня с собой на тренировки, но меня это не привлекало.
    4. Когда жена захотела похудеть, то она приохочивала и мужа к овощным блюдам, пока тот не возмутился и не попросил готовить ему и мясные.
    5. Парень стянул с себя свитер, рубашку и бросил небрежно на диван – к порядку его явно никто не приохочивал.

    Гриб не является ни растением, ни животным.

    В передаче рассказывалось, как выращивать чайный гриб.

    У гриба есть некоторые признаки сходства как с растением, так и с животным.

    Важно уметь отличать съедобный гриб от несъедобного.

    Предложение это простое, потому что в нём один грамматический центр. Это его грамматическая основа, выраженная подлежащим “я” и однородными сказуемыми “стою” и “любуюсь”. Предложение двусоставное, т.к. есть оба главных члена. Повествовательное, невосклицательное. Кроме главных членов, в предложении есть второстепенные (перед листком, им – дополнения; этим, последним, прозрачным – определения), поэтому оно распространённое.

    Для понимания смысла и для полноценности структуры в наличии есть все необходимые члены предложения, это говорит о том, что оно полное. И последнее, что необходимо отметить: предложение осложнено однородными членами (сказуемыми).

    Особенности интонационного оформления той или иной синтаксической конструкции, ее фрагмента являются опознавательными признаками употребления знаков препинания. Интонация состоит из ряда компонентов: основного тона, тембра, интенсивности и длительности звучания. В ушкольном чебнике рассматриваются не все компоненты интонации, а лишь следующие:

    — направление движения основного тона. Оно может быть ровным: (знак стрелки слева направо) ; нисходящим: (знак стрелки вниз) ; восходящим: (стрелка вверх) ; восходяще-нисходящим: (первая стрелка вверх, вторая – вниз от первой) ;

    — наличие пауз: |. (это знак паузы)

    Нужно правильно членить текст на ритмико-смысловые единства (на синтагмы, речевые такты) , слитно произносить синтагмы, читать с опорой на интонационную разметку текста, учитывать интонацию при применении пунктуационных правил.

    Между группой подлежащего и группой сказуемого, особенно если они распространены, делается пауза, которая не обозначается знаком пунктуации (кроме тех случаев, когда оба главных члена предложения выражены существительным в именительном падеже) . Это одно из главных несоответствий между пунктуацией и паузированием. Нужно указать понижения и повышения голоса в конце предложений, различных по цели высказывания.

    В предложениях с однородными членами – особенности перечислительной интонации: сочетание восходящего тона при перечислении однородных членов с ровным тоном произнесения остальных членов предложения. Для звательной интонации (Предложения с обращениями) типичен восходяще-нисходящий тон: Вера (стрелка вверх и от нее – вниз)) , возьми книгу. Указывается нтонация предупреждения при прямой речи.

    Схемы слов дети учатся составлять, начиная с первого класса. Однако многим ребятишкам трудно отделить форму от содержания, они путаются с условными обозначениями, забывают определения понятий. Дело в том, что для составления схем школьник должен уметь мыслить абстрактно, владеть приемами анализа. Если эти навыки не сформированы, требуется помощь педагогов и родителей.

    Это слово или предложение?

    Схема представляет собой графическую модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого, их взаимосвязь. С первых дней учебы дети узнают, что предложения состоят из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Увидеть это наглядно помогают схемы слов и предложений.

    Однако нередко в голове ребенка эти понятия перемешиваются. Первоклассники путаются в условных обозначениях, рисуя вместо цветных квадратиков линии. Объясните ребенку, что слово – это наименование отдельного предмета, действия, признака. Предложение же состоит из нескольких слов, связанных друг с другом, и передает законченную мысль.

    схема слова

    Пусть первоклассник определит, слышит он отдельные слова или предложение. Так, фраза “Ворона сидит на заборе” будет предложением. Нарисуйте к нему схему. Если же вы произнесете “ворона, сидеть, забор” – то перед нами просто набор не связанных друг с другом слов. Схему предложения чертить не надо.

    Слог и ударение

    Выяснив разницу между словом и предложением, можно перейти к составлению слоговых схем. Учтите, что в учебниках встречаются разные условные обозначения. Чаще всего слово изображается чертой или прямоугольником, которые делят вертикальными линиями на нужное количество слогов. Ударение обозначается коротенькой косой палочкой сверху. С подобных схем слов в 1 классе начинается работа над звуковым составом.

    Схема слова 1 класс

    Объяснить деление слов на слоги в русском языке не всегда могут студенты филологических вузов. Самый простой способ: представить, что вы общаетесь с человеком на другом берегу реки. Прокричите слово громко и протяжно. Звуки, произносимые на одном выдохе, составляют слог. Ударение можно определить, поставив кулачки один на другой и положив сверху подбородок, но не плотно. При проговаривании ударного слога давление челюсти на руки будет самым сильным.

    Звуковые схемы слов

    Больше всего проблем у детей возникает на этом этапе. Между тем, именно звуковые схемы слов помогают ребятам осознать, что написание и произношение часто не совпадают друг с другом. Тренировку лучше начать с простых слов, постепенно усложняя задачу. Первое действие – деление слова на слоги.

    Второй этап – определение количества и качества звуков. На первых порах воспользуйтесь табличкой-подсказкой. Красным цветом на ней, как и на схеме, отмечаются гласные. Звуки из верхнего ряда ставятся после твердых согласных, из нижнего – после мягких. Буквы я, е, ю, е обозначают два звука (й+а, й+о, й+у, й+э), если стоят в самом начале слов, после другого гласного, а также за “немыми” буквами ъ, ь.

    Звуковые схемы слов

    Согласные могут быть твердыми (на схеме отмечаются синим цветом) или мягкими (раскрашиваются зеленым карандашом). При рисовании схемы анализируем по очереди каждый слог. Одиночный звук изображаем в виде квадратика соответствующего цвета. Слияние согласного с гласным – прямоугольником, разделенным пополам диагональной чертой. Нижняя часть обозначает согласный звук, верхняя – гласный. Нарисовав схему, поставьте ударение и отделите слоги вертикальной чертой.

    Состав слова

    Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников. Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения.

    Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм:

    1. Напиши слово.
    2. Просклоняй его по падежам или проспрягай по лицам, числам. Конечные буквы, меняющиеся при этом, будут окончанием. Остальная часть слова – основа. Иногда встречается нулевое окончание.
    3. Подбери как можно больше родственных слов. Их общая часть называется корнем.
    4. Буквы, стоящие перед ним, являются приставкой.
    5. Между корнем и окончанием может стоять суффикс. Или несколько суффиксов, как в слове “учительница”.
    6. Выдели графически все части в слове, перерисуй их условные обозначения ниже или рядом. Получилась схема.

    схема слова корень суффикс окончание

    Учимся думать

    Чаще всего ошибки школьников связаны с формальным подходом. Лексическое значение слова не берется в расчет. Дети пытаются найти в слове уже знакомые суффиксы (-чик- в лексемах “мячик”, “лучик”), приставки (-у- в прилагательных “утренний”, “узкий”). Чтобы избежать этого, ребятишек учат подбирать слова к указанным схемам. Вы можете сами составить такие задания.

    Нарисуйте схему слова: корень + суффикс + окончание. Какие лексемы из перечисленных к ней подходят: гонщик, плащик, кладовщик, хрящик? В каких словах есть нулевое окончание, приставка и корень: налет, напев, налим?

    Составление схемы слова – достаточно сложная задача для младшего школьника. Чтобы не отбить скучными тренировками интерес к учебе, превратите их в игру. Проводите уроки для кукол, устраивайте соревнования с призами, давайте за правильные ответы часть картинки, которую нужно будет собрать в итоге. Приложите немного усилий, и они обязательно будут вознаграждены.

    Добавить комментарий