Универсальным разговорник получится врядли, настолько по-разному малышня коверкает слова, а то, что окажется забавным – это точно. У нас в семье некоторые такие словечки прижились надолго.
Недавно ломали голову, кто такой “Казяба” и что вообще может означать, Он Казяба, Ты Казяба, Я Казяба.
Или такой диалог между дочками – младшая только научилась “р” выговаривать
Мои Рожки!
Ку-ку! эт не Рожки, эт Вошки!
Смешно называли вермишель – ” Мирмилешки”, а старшего брата как-то обозвали “Тузеянцем”.
Некоторые слова, мне кажется, вообще придумали нарочно, для того, чтоб поиздеваться над родителями. Злополучный верблюд или “Федорино горе”, угораздило ж назвать детскую сказку, которое и нас стороной не обошло.
Младший – спец по именам: “Дядька” – Владька.
Евойное “Дядька ты балдос” стало крылатым даже среди наших друзей.
А это, не знаю с какого такого перепугу, “Каёва” – Корова.
Словарик получился такой:
Казяба – сказала
Рожки,Вошки – ложки
Тузеянец – тунеядец
Мирмилешки – вермишель
Нючий – вонючий
Носики – очки
Тыфки, Буфки – тыквы , буквы.
Конечно, слов таких очень много, правда большинство из них потешно звучат только в авторском исполнении.
Когда наша маленькая дочь впервые встала в кроватке в 8 месяцев, мы с супругом громко порадовались и тут же бросились искать фотоаппарат, чтобы запечатлеть момент. Конечно, к тому времени, когда мы его нашли, ребенок успел присесть, а потом и вовсе увлекся какой-то игрушкой, явно не разделяя восторга взрослых. От того дня у нас сохранилось только фото, наспех сделанное на телефон. Но в последствии мы всегда старались держать фотоаппарат на виду. У нас запечатлены все самые главные вехи в развитии ребенка: вот Настя поползла, вот встала, а вот она задувает свечу на своем первом торте. Фотоаппарат стал нашим постоянным спутником.
Только вот момент, когда дочь заговорила, сфотографировать не удалось. Все произошло очень быстро. Дочь что-то мурлыкала на своем детском языке, и вдруг промелькнуло слово «ба-ба». Кажется, в тот самый миг мы с мужем говорили о свекрови, и Настя нежно назвала ее «ба-ба». Да, первым словом дочери было не «папа» и не «мама», а именно «баба», с ударением на втором слоге. Потом было долгожданное «мама», потом «деде», то есть дедушка. И , наконец, «папа». А дальше все настолько закрутилось, что сейчас уже почти невозможно что-либо вспомнить. Почти, потому что одно важное свидетельство того периода осталось. Детский словарь. По совету подруги, когда Насте исполнилось полтора года, я начала скурпулезно записывать каждое произнесенное ею новое слово. Советую и вам попробовать.
Снимайте на видео, а потом переносите на бумагу или сразу записывайте в текстовом редакторе на компьютере в два столбика слова ребенка. В одной части, слева — то, как ребенок произносит слово, а напротив — значение этого самого слова. «Кой» — это коврик, «ззи» — машина, и так далее. И обязательно отмечайте, когда слово появилось в детской речи, хотя бы примерно.
Продолжайте пополнять детский словарь столько, сколько вам будет интересно. Или пока будете находить на это время. А потом — сохраните документ. В моей семье во время праздников, когда съезжались гости, всегда вспоминали былое. Как раз для этого доставались с верхней полки пухлые альбомы с фотографиями. Вы можете поступить также, и, например, время от времени доставать листок с детским словарем. Вы удивитесь, как много вы вспомните, просто просмотрев его. Первые годы жизни ребенка насыщены событиями, которые больше не повторятся. К тому же, когда подросший малыш станет расспрашивать вас о своем детстве, вы, взяв в руки детский словарик, ответите на его вопросы более подробно.
Цените каждый момент и, по возможности, фиксируйте важные события. Прошлое соткано из бережно сохраненных воспоминаний.
С вами была Ольга Королева.
Консультация для родителей
«Развиваем словарь детей»
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!
Дети возраста 5-6 лет любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.
Чтобы научиться говорить – надо говорить!
Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему.
Пассивный словарь – это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует.
Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов.
Пассивный словарь обычно больше активного.
Вы можете протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализировать: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.
Методы и приемы для обогащения словаря детей:
- дидактические, развивающие, настольные игры;
- подвижные игры с текстом;
- сюжетно-ролевые игры;
- драматизация сказок;
- игровые упражнения;
- чтение художественной литературы;
- рассказывание сказок с участием детей;
- заучивание стихотворений;
- беседы после рассматривания картин, иллюстраций.
Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе.
Но нужно помнить, что обучение дошкольника – это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.
- По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т.д.
- Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т.д.
Развиваем речь ребёнка с помощью игровых моментов:
1. Подбираем синонимы.
Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
2.Подбираем антонимы.
Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий – тяжелый, открыли – закрыли).
3. Классифицируем предметы по определенным признакам.
Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон) и т.д.
4. «Угадай-ка».
Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный –«арбуз».
5. Упражнения на грамматику.
Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.
6. Составь предложение из слов.
ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».
7. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок.
Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи.
8. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
9. « Чем отличаются предметы?»
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Кофта и свитер
10. «Что общее?»
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
мяч, солнце, шар — …
тарелка, ваза, чашка — …
11. «Подбери словечко»
Про что можно сказать:
«свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);
«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);
«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);
«свежее»… (молоко, мясо, варенье)
12. «Волшебные очки»
Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
Родители!
- Верьте в силы ребенка!
- Обучайте в игре!
- Умейте выслушать ребенка.
- Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
- Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
И самое главное – как можно чаще хвалите ребенка, даже за небольшие успехи!
Консультация для родителей
«Развиваем словарь детей»
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!
Дети возраста 5-6 лет любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.
Чтобы научиться говорить – надо говорить!
Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему.
Пассивный словарь – это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует.
Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов.
Пассивный словарь обычно больше активного.
Вы можете протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализировать: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.
Методы и приемы для обогащения словаря детей:
дидактические, развивающие, настольные игры;
подвижные игры с текстом;
сюжетно-ролевые игры;
драматизация сказок;
игровые упражнения;
чтение художественной литературы;
рассказывание сказок с участием детей;
заучивание стихотворений;
беседы после рассматривания картин, иллюстраций.
Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе.
Но нужно помнить, что обучение дошкольника – это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.
По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т.д.
Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т.д.
Развиваем речь ребёнка с помощью игровых моментов:
1. Подбираем синонимы.
Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
2.Подбираем антонимы.
Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий – тяжелый, открыли – закрыли).
3. Классифицируем предметы по определенным признакам.
Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон) и т.д.
4. «Угадай-ка».
Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный –«арбуз».
5. Упражнения на грамматику.
Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.
6. Составь предложение из слов.
ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».
7. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок.
Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи.
8. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
9. « Чем отличаются предметы?»
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Кофта и свитер
10. «Что общее?»
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
мяч, солнце, шар — …
тарелка, ваза, чашка — …
11. «Подбери словечко»
Про что можно сказать:
«свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);
«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);
«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);
«свежее»… (молоко, мясо, варенье)
12. «Волшебные очки»
Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
Родители!
Верьте в силы ребенка!
Обучайте в игре!
Умейте выслушать ребенка.
Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
И самое главное – как можно чаще хвалите ребенка, даже за небольшие успехи!
Консультация для родителей
Обогащаем словарь
дошкольника
Старший дошкольный
возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько
подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.
В дошкольном возрасте ребенок
должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со
сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу,
теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач
развития речи.
Следует отметить и то,
что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к
школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом,
испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для
выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше
решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой,
активнее в умственной работе на уроках.
Речь открывает доступ
ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка
тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических
процессов.
Особенности
словаря у детей с речевыми нарушениями
Словарь детей с
нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в
количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и
выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и
выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются
назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета,
дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов
– «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела
(воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие
по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).
В словаре мало
обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… – транспорт). В речи
детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод –
жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по
значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют
только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный,
короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
1.
Как развивать словарь ребенка?
Работа над развитием
словаря должна проходить по нескольким направлениям:
·
обогащение словаря новыми словами (названия
предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
·
уточнение словаря (наполнение их конкретным
содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
·
активизация словаря (дети должны не просто запомнить
новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
·
устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные,
просторечные, жаргонные).
Развитие ребенка
происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш
познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный
запас.
Стимулируйте развитие
словаря посредством:
·
наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за
сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные
предметы и т.д.);
·
рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных
предметов;
·
показа фильмов и последующего обсуждения;
·
чтения художественных произведений;
·
дидактических игр, словесно-логических упражнений.
Следует отметить, что
данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого.
Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как
это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.
2.
Игры и упражнения для развития словаря.
В игровом материале,
посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения,
направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в
соответствии с его смыслом.
Упражнения с существительными.
Покажите ребенку
игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например,
мишка, мишенька, мишутка и т.д.
Можно усложнить
задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка,
мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек
(братья, друзья, Топтыгины)»
Упражнение с глаголами.
Попросите ребенка
ответить на вопросы:
1)
Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать,
мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)
2)
Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за
кошкой), играть и т.д.)
3)
Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается,
рычит, радуется, торопится)
4)
Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется,
смотрит, зажмуривается, сопит)
Упражнения с
прилагательными.
Попросите ребенка
подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка),
круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?
Какими словами можно
сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное,
светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)
Каким может быть
ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)
Упражнения с наречиями.
Попросите ребенка
ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам
придумывает вопросы):
1)
Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
2)
Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
3)
Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо,
легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
Дорогие родители, помните, что важно
использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно
беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще
читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка
высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной
и красивой.