Как устроен мир
Природа
Организмы- живое существо, способное к самостоятельному существованию.
Биология- это наука, которая изучает живые организмы.
Царство – большая группа организмов, которые объедены общими признаками (питание, передвижение, строение).
Бактерии- это крошечные организмы.
Микроскоп – увеличительный прибор.
Человек
Психология– это наука, которая изучает внутренний мир человека.
Восприятие – это процесс познания окружающего мира.
Память– способность мозга сохранять и воспроизводить информацию.
Мышление – способность мозга запоминать, сравнивать, классифицировать, устанавливать связи между предметами, явлениями, а также делать выводы.
Воображение– способность воображать, творчески мыслить, фантазировать, мысленное представление.
Общество
Семья- важная часть общества, группа живущих вместе близких родственников.
Народ- население государства, жители страны.
Государство – страна с определённой формой политической организации.
Общество- люди, объединённые общими условиями жизни.
Что такое экология
Окружающая среда – это всё, что окружает живое существо и с чем оно связано.
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Охрана природы
Заповедник – участок земли, где вся природа находится под строгой охраной.
Национальный парк – это природный музей под открытым небом.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы
Тело- любой предмет, любое живое существо.
Вещество- то из чего состоит тело (алюминий, вода, сахар и т.д.).
Частица – то из чего состоит любое вещество и тело.
Разнообразие веществ
Химия– наука, изучающая вещества.
Поваренная соль- минеральная соль.
Крахмал- важное питательное вещество, которое необходимо человеку.
Кислота – это большая группа веществ.
Воздух и его охрана
Воздух – смесь газов (углекислый газ, кислород, водород).
Кислород– газ, необходимый для дыхания.
Превращения и круговорот воды
Состояние- форма, в которой вода находится в природе.
Испарение- процесс перехода воды в газообразное состояние.
Круговорот – процесс, который состоит из испарения, переноса водяных паров, образования капелек дождя и выпадения осадков.
Почва
Почва- это верхний плодородный слой земли.
Плодородие– главное свойство почвы.
Разнообразие растений
Ботаника– наука о растениях.
Размножение и развитие растений
Опыление– жизненно важный процесс для всех цветковых растений.
Разнообразие животных
Зоология– наука о животных.
Земноводные– животные, которые проводят часть жизни на суше, а часть в воде.
Пресмыкающиеся– животные, тело которых покрыто сухими чешуйками или панцирем, всю жизнь ползают.
Млекопитающиеся– животные, тело которых покрыто шерстью, своих детенышей вскармливают молоком.
Размножение и развитие животных
Личинка- это детеныш некоторых животных, который находится в одной из первых стадий развития.
Куколка– это одна из стадий развития некоторых насекомых (например, бабочек, божьих коровок), которая предваряет появление уже взрослого насекомого.
Малёк – это детёныш рыбы, который недавно появился из икринки.
Головастик– это детеныш, который появляется из икринки.
В царстве грибов
Грибница- подземная часть гриба.
Съедобные грибы- это те грибы, которые можно готовить.
Несъедобные грибы- это грибы, которые содержат ядовитые вещества.
Мы и наше здоровье
Организм человека
Система органов- органы, выполняющие общую работу.
Органы чувств
Обоняние –способность человека чувствовать запахи.
Осязание- способность человека чувствовать прикосновения.
Надежная защита организма
Ушиб- результат повреждения мягких тканей и органов тела.
Ожог- повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или химических веществ.
Обмораживание- повреждение тканей организма под воздействием низких температур.
Опора тела и движение
Скелет- часть опорно-двигательного аппарата, которая состоит из множества костей и хрящей, и служит каркасом для тела.
Мышцы- это тонкие волокна мышечной ткани.
Опорно- двигательная система- система, которая состоит из скелета и мышц. Обеспечивает опору и движение организма.
Осанка- непринужденное положение тела, которое определяется изгибами позвоночника и мышечно- связочным аппаратом.
Наше питание
Белки – вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека.
Жиры- обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» для тела.
Углеводы- главный поставщик энергии для нашего тела.
Пищеварительная система– обеспечивает измельчение и переваривание пищи в организ
ме.
Дыхание и кровообращение
Дыхательная система- обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ.
Кровеносная система- обеспечивает движение крови.
Умей предупреждать болезни
Закаливание- тренировка, помогающая организму сопротивляться неблагоприятным условиям.
Инфекционные болезни- группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, вирусами.
Аллергия – особая чувствительность к некоторым веществам.
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни- постоянное выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.
Окружающий мир состоит из живых и неживых компонентов. Сосредоточимся на терминах, связанных с объектами живой природы.
Организмы – это любое живое существо, которое обладает всеми признаками и свойствами, отличающими его от объектов неживой природы. Все организмы имеют клеточное строение. Однако некоторые клетки – это уже организм, и такие организмы называются одноклеточными, например бактерии, археи, инфузории, амебы, эвглены зеленые и другие. Организмы, состоящие из множества клеток, называются многоклеточными. К многоклеточным организмам относится и человек, и собака, и рыба, и паук, и червяк, и лишайник, и мох, и береза.
Биология – это наука, которая изучает все живое на земле во всех ее проявлениях. Биология очень обширна, поэтому состоит из множества наук, которые объединяются в биологические науки. Например, генетика, ботаника, физиология, бактериология и множество других.
Царство – это такая таксономическая категория, которая разделяет живые организмы на большие группы. Основными царствами являются царство Растения, царство Животные, царство Грибы.
Бактерии – это такие мельчайшие одноклеточные организмы, которые не содержат ядра, имеют особое строение и выполняют разнообразные функции как в природе, так и на благо человечества (хотя часто и очень во вред человечеству).
Микроскоп – это такой прибор, позволяющий увеличивать изображение во много-много раз. Микроскопы позволяют рассмотреть то, что не может уловить человеческий глаз.
1.Биология – наука, изучающая живую природу.
2.Царства – группы, на которые делится всё живое .
( растения, животные, грибы и бактерии)
3.Бактерии – микроорганизмы.
4.Микроскоп – увеличительный прибор.
5.Организм – живое тело, которое обладает совокупностью свойств , отличающими
его от неживого тела.
6.Психология – наука, изучающая внутренний мир человека.
7.Память – способность человека запоминать информацию.
8.Мышление – способность человека рассуждать.
9.Воображение – способность человека представлять себе то, чего нет.
10.Восприятие – способность человека познавать предметы окружающего мира через
органы чувств (глаза, уши и др. )
11.Семья – маленькая часть общества.
12.Народ – часть общества, к которому принадлежит человек.
13.Государство – организация общества, обладающая политической властью.
14.Общество – объединение людей, обладающих общими интересами.
15.Окружающая
среда – всё, что окружает живое существо и с чем
оно связано.
16.Экология – наука, изучающая связь между живыми существами и окружающей их
средой.
17.Заповедник – участки земли, где вся природа находится под строгой защитой.
18.Национальный
парк – природный музей под открытым небом.
19.Тело – любой предмет и любое живое существо.
20.Вещество – то, из чего состоят тела.
21.Частица – то, из чего состоит вещество.
22.Химия – наука, изучающая вещества.
23.Поваренная соль – одна из минеральных солей.
24.Крахмал – питательное вещество.
25.Кислота – большая группа веществ.
26.Кислород – газ, необходимый для дыхания.
27.Состояния воды:
1.Жидкое.
2.Твёрдое.
3.Газообразное.
28.Испарение – переход воды из жидкого состояния в газообразное.
29.Круговорот – испарение воды с поверхности земли, превращение воды в облака,
возвращение воды на землю в виде осадков.
30.Плодородие – главное свойство почвы.
31.Ботаника – наука, изучающая растения.
32.Опыление – перенос пыльцы с одного цветка на другой.
33.Зоология – наука, изучающая животных.
34.Земноводные – животные, с нежной голой кожей . ( лягушки, жабы)
35.Пресмыкающиеся – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками или панцирем . (
крокодил, черепаха, змея)
36.Млекопитающие – животные, тело которых покрыто шерстью . ( птицы, звери)
37.Нектар – сладкий цветочный сок.
38.Личинка – детёныш червей, насекомых или земноводных.
39.Куколка – превращение личинки во взрослое насекомое.
40.Малёк – личинка рыбы.
41.Головастик – личинка бесхвостых земноводных.
42.Грибница – подземная часть гриба.
43.Съедобные грибы – грибы, которые можно есть.
44.Несъедобные
грибы – грибы, которые нельзя есть.
45.Система органов – органы, выполняющие общую работу в организме.
46.Обоняние – способность человека чувствовать запахи.
47.Осязание – способность человека чувствовать прикосновения.
48.Закаливание – укрепление здоровья с помощью воздуха, воды, солнца.
49.Инфекционные
болезни – заражение человека болезнетворными
бактериями или вирусами.
50.Аллергия – особая чувствительность к некоторым веществам.
51.Здоровый образ
жизни – правила сохранения и укрепления здоровья.
52.Диспетчер – человек, отвечающий за выполнение определённых действий в
определённой сфере деятельности.
53.Сервис – обслуживание.
54.Экологическая
безопасность – защита человека от воздействия
загрязнённой окружающей среды.
55.Цепь
загрязнения – загрязняющие вещества, которые
движутся по цепочке.
56.Бытовой фильтр – устройство для очистки воды.
57.Потребности – всё, что нужно людям для жизни.
58.Товары – вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои
потребности.
59.Услуги – работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те ли иные
потребности других людей.
60.Природные
богатства – воздух, вода, полезные ископаемые,
земля(почва), растения и животные.
61.Труд – производство людьми товаров и услуг.
62.Месторождение – места в глубинах земли или на её поверхности, где залегают полезные
ископаемые.
63.Геолог – люди, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых, изучают
их.
64.Растениеводство – выращивание культурных растений.
65.Отрасль – составная часть экономики.
66.Животноводство – разведение домашних животных.
67.Деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и
услуги.
68.Рубль – денежная единица в России.
69.Заработная плата – получение человеком денег за выполненную работу.
70.Бюджет – план доходов и расходов .
71.Доходы – получение денег за определённый период времени.(налоги)
72.Расходы – затраты денег в определённый период времени на определённые товары и
услуги.(затраты на образование, науку, охрану природы и тд.)
73.Налоги – установленные законом платежи, которые люди и организации обязаны
вносить в бюджет государства.
74.Стипендия – вид дохода для учащихся в учебном заведении.
75.Пенсия – вид дохода для людей пенсионного возраста или инвалидов.
76.Танкер – судно, перевозившее нефть по морю.
77.Экологическая
катастрофа – необратимое изменение в природе,
связанное с массовой гибелью живых организмов.
78.Экологический
прогноз – научное предсказание о том, к каким
последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу.
79.Сухопутные
границы – границы между государствами по суше.
80.Морские границы – границы между государствами по морю.
81.Фьорд – длинные, узкие морские заливы с крутыми скалистыми берегами.
82.Аквапарк – место отдыха, где есть бассейны, высокие горки, искусственные
водопады и многое другое.
83.Гейзер – источник, выбрасывающий вверх струи горячей воды и пара.
84.Фиакр – экипаж, запряжённый парой лошадей.
3 класс
3 класс
————————————————-
———————————————- ———–
–
————————————————————-
————————————————————-
Окружающий мир 3 класс. Терминология.
Раздел «Как устроен мир»
Тема «Природа»
Термин
Определение
Природа
– это все, что нас окружает и существует независимо от человека.
Биология
– это наука, которая изучает живую природу.
Царство
— это большая группа похожих живых существ. Биологи выделяют царство растений, царство животных, царство грибов, царство бактерий, царство вирусов.
Микроскоп
– это увеличительный прибор, который позволяет человеку
увидеть крошечные микроорганизмы.
Бактерии
– это крошечные организмы, которые живут везде.
Организмы
– это живые существа, населяющие планету Земля.
Тема «Человек»
Человек
– живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.
Психология
– наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
Воображение
– способность воображать, творчески мыслить, фантазировать, мысленное представление.
Восприятие
– форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.
Мышление
– высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Память
– способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.
Тема «Общество»
Семья
– группа живущих вместе близких родственников.
Флаг
– прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких
цветов, одно из эмблем государства.
Народ
– население государства, жители страны.
Герб
– эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документов
Государство
– основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры, оно имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык
Общество
– это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.
Тема «Экология»
Экология
— это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой
Окружающая среда
– это все, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем.
Тема «Природа в опасности»
Заповедник
– это участки земли, где всякая природа неприкосновенна.
Заказники
– охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды
Национальный парк
— территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.
МСОП
– Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Раздел
Раздел «Эта удивительная природа»
Тема «Тела, вещества, частицы»
Термин
Определение
Химия
– наука, изучающая состав, строение и свойства веществ и их превращения.
Тело
– все предметы, окружающие нас, бывают естественными (тела природы) и искусственными (сделанные природой).
Вещество
– это то, из чего состоят тела, бывают твердые, жидкие и газообразные.
Частица
– мельчайшая и простейшая часть физической материи; это молекулы и атомы.
Тема «Разнообразие веществ»
Соль
– белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяется в воде.
Сахар
– белое кристаллическое сладкое питательное вещество, получаемое из сахарной свеклы или из сахарного тростника.
Крахмал
– углевод, накапливающийся в клетках в виде зерен.
Конденсация
– процесс перехода из газообразного состояния в жидкое.
Кислота
– химическое соединение, содержащее атом водорода.
Тема «Воздух и его охрана»
Воздух
– смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
Свойства воздуха
прозрачность, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается, плохо проводит тепло.
Атмосфера
– слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, которая защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации.
Тема «Вода». «Превращения и круговорот воды»
Ботаника
– наука о растениях, один из разделов биологии
Круговорот воды в природе
– вода испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя и снега возвращается на землю.
Испарение
-это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное,
происходящий на поверхности вещества.
Состояние
– это способность движущейся материи к проявлению в различных
формах с присущими им свойствами и отношениями.
Тема «Почва»
Почва
– это верхний плодородный слой земли.
Перегной
– часть почвы, который образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов.
Питание растений
– поглощение углекислого газа и выделение кислорода.
Организмы-потребители
– так ученые-экологи называют животных, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
Организмы-производители
– так ученые-экологи называют растения, так как они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества из углекислого газа, воды и неорганических соединений.
Организмы-разрушители
– это бактерии и грибы, которые разрушают остатки мертвых животных и растений.
Дыхание растений
– поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
Грибница
– вегетативное тело гриба. Подземная часть гриба, в виде тонких нитей.
Насекомые-опылители
– насекомые, которые опыляют цветы.
Нектар
– сладкий цветочный сок.
Опыление
– перенос пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика, где и происходит оплодотворение.
Пыльца
– мелкие желтые крупинки в цветках.
Эрозия почвы
– процесс размывания водой почвы, выдувание ее ветром
Тема «Разнообразие растений»
Ботаника
– наука о растениях, один из разделов биологии
Водоросли
– это обитатели воды, которые отличаются от других растений самым простым строением. У них нет корней, стеблей и листьев, и питательные вещества они впитывают всем своим телом .
Мхи
-это многолетнее растение, низкого «роста» и маленького размера
Папоротники
– это зеленые цветочные растения с разделенными листьями, которые, как правило, растут во влажных, теневых областях.
Хвойные растения
– это деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.
Цветковые растения
получили такое название из-за способа размножения с помощью цветков, опыляемых насекомыми.
Тема «Зоология»
Зоология
– это наука, которая изучает животных
Черви
– живут на суше и в воде
Моллюски
– мягкое тело, защищенное раковиной.( улитки, слизни, осьминоги, кальмары)
Иглокожие
– морские звезды, ежи, лилии, огурцы.
Ракообразные
– это раки, крабы, креветки.
Паукообразные
– это пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют восемь ног(4 пары)
Насекомые
– животные, у которых шесть ног (3 пары), к ним относятся: жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи.
Рыбы
– водные животные, тело которых покрыто чешуей, дышат жабрами, передвигаются с помощью плавников.
Земноводные
– животные, у которых кожа голая, нежная. Живут и в воде, и на суше. ( лягушки, жабы, тритоны)
Пресмыкающиеся или рептилии
– животные, тело которых покрыто сухими чешуйками и панцирем, они постоянно ползают. ( ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.
Птицы
– животные, тело которых покрыто перьями.
Звери или млекопитающие
– животные, тело которых покрыто шерсть, детей кормят молоком.
Растительноядные
– животные, которые питаются растительной пищей.
Насекомоядные
– это животные, которые питаются насекомыми.
Хищные
– это животные, которые питаются крупной добыче.
Всеядные
– это животные, которые питаются и растительной. И животной пищей.
Словарик по окружающему миру. 3 класс. Словарик по окружающему миру. 3 класс.
1.Биология – наука, изучающая живую природу.
2.Царства – группы, на которые делится всё живое . ( растения, животные, грибы и бактерии)
3.Бактерии – микроорганизмы.
4.Микроскоп – увеличительный прибор.
5.Организм – живое тело, которое обладает совокупностью свойств , отличающими его от неживого тела.
6.Психология – наука, изучающая внутренний мир человека.
7.Память – способность человека запоминать информацию.
8.Мышление – способность человека рассуждать.
9.Воображение – способность человека представлять себе то, чего нет.
10.Восприятие – способность человека познавать предметы окружающего мира через органы чувств (глаза, уши и др. )
11.Семья – маленькая часть общества.
12.Народ – часть общества, к которому принадлежит человек.
13.Государство – организация общества, обладающая политической властью.
14.Общество – объединение людей, обладающих общими интересами.
15.Окружающая среда – всё, что окружает живое существо и с чем оно связано.
16.Экология – наука, изучающая связь между живыми существами и окружающей их средой.
17.Заповедник – участки земли, где вся природа находится под строгой защитой.
18.Национальный парк – природный музей под открытым небом.
19.Тело – любой предмет и любое живое существо.
20.Вещество – то, из чего состоят тела.
21.Частица – то, из чего состоит вещество.
22.Химия – наука, изучающая вещества.
23.Поваренная соль – одна из минеральных солей.
24.Крахмал – питательное вещество.
25.Кислота – большая группа веществ.
26.Кислород – газ, необходимый для дыхания.
27.Состояния воды: 1.Жидкое. 2.Твёрдое. 3.Газообразное.
28.Испарение – переход воды из жидкого состояния в газообразное.
29.Круговорот – испарение воды с поверхности земли, превращение воды в облака, возвращение воды на землю в виде осадков.
30.Плодородие – главное свойство почвы.
31.Ботаника – наука, изучающая растения.
32.Опыление – перенос пыльцы с одного цветка на другой.
33.Зоология – наука, изучающая животных.
34.Земноводные – животные, с нежной голой кожей . ( лягушки, жабы)
35.Пресмыкающиеся – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками или панцирем . ( крокодил, черепаха, змея)
36.Млекопитающие – животные, тело которых покрыто шерстью . ( птицы, звери)
37.Нектар – сладкий цветочный сок.
38.Личинка – детёныш червей, насекомых или земноводных.