Как составить словарную статью для глагола

Новая форма государственной (итоговой)
аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по русскому
языку позволят оценить уровень овладения не
только коммуникативной, но и лингвистической
компетенцией обучающихся.

Не секрет, что сочинение на лингвистическую
тему, включённое в ГИА по русскому языку в 9,
представляет для детей определённые трудности.
Начинать работу с данным видом  сочинений
необходимо  как можно раньше.

В данной статье речь пойдёт о таких творческих
работах, тематика, жанр которых подсказаны 
необходимостью  начала подготовки  к ГИА И
ЕГЭ по русскому языку уже начиная с 5 класса.

Сочинения на лингвистическую тему  могут
быть разными по стилю и жанрам, они уместны в
любом классе, при изучении любого раздела. Но мне
хотелось бы говорить пока только о том, как 
строится работа по обучению написания сочинения
на лингвистическую тему в 5-6-х классах.

Учитывая особенности  пятиклассников, 
творческие  задания лучше подавать в 
игровой, занимательной форме. Предлагаю  
урок развития речи, на котором дети учились
писать  сочинение на лингвистическую тему:
написание словарной статьи.

1. Начинаем с постановки задачи:

– Представьте себе, что нам поручено 
интересное и ответственное дело – составить для
толкового словаря  статью о слове «берёза.»
– С чего начнём ?
– Выясняем значение слова «толковый» словарь. (Приложение 1. Слайды 1,2)
– Кого из создателей толковых словарей вы
знаете? Говорим о В. В. Дале , рассматриваем
«Толковый словарь живого великорусского
языка».  Учащиеся 9 класса в своё время
готовили проект «Собирал человек слова», часть
презентации проекта показываю детям.
– Для чего нужна словарная статья?
– Посмотрим, как построена  статья о слове
«осень» в  таком словаре.
– Зачитываем  значение слова  «осень»  по
словарю. (Приложение 1.
Слайд 3)

2.  Анализ строения статьи

– Делаем вывод: словарная статья состоит не
менее чем из четырёх частей: (Приложение
1
. Слайды 4-5)

1. Заголовочное слово
2. Грамматические пометы (т.е. такие признаки
слова, которые изучаются в особом разделе науки о
языке, для существительных это – окончание формы
родительного падежа и род)
3. Толкование лексического значения слова
4. Пример употребления этого слова в речи.

3.  Актуализация знаний

Устно проговариваем содержание будущей записи,
затем пишем  письмо по памяти. (Можно вернуться
к слайду 3)

Осень – и, ж. Время года между летом и зимой. Уж
небо осень дышало, уж реже солнышко блистало,
короче становился день, лесов таинственная тень
с печальным шумом обнажалась. (А.С.Пушкин).

– Подчеркнуть известные  орфограммы.
Составить схему предложения. (урок проводится
после изучения темы «Синтаксис и пунктуация»,
поэтому составить схему предложения у детей не
вызывает трудностей)

Контроль выполнения. (Приложение
1
. Слайд 6)

4. Коллективная работа

Составление словарной статьи  о слове
«весна». Пример употребления этого слова в речи
– первая строфа стихотворения А. Плещеева
«Ласточка», которое все знают наизусть. Можно
предложить детям использовать свой пример.
В результате коллективной работы  появляется
запись (Приложение 1.
Слайд 7)
Весна, -ы, ж. Время года между зимой и летом. Травка
зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в
сени к нам летит. (А.Плещеев).
Записываем в тетрадь.

Прослушивание работ детей, которые
использовали  другие примеры.

Главная часть в словарной статье – толкование
лексического значения слова. Существует
несколько способов толкования значения слова.
Остановимся на одном из них  – основном:
родовые и видовые признаки предмета. (Приложение
1
. Слайд 8) Делаем вывод о том, что важно
при толковании лексического значения слова. (Приложение 1. Слайд 9)
Слайд с изображением   деревьев: берёза,
клён, лиственница, сосна и таблицы (Приложение
1
. Слайд 10)
Находим   родовые и видовые признаки,
выясняем отличие. (Приложение 1.
Слайд 12)

Предметы Берёза Клён Лиственница Сосна
I (класс предмета)

 деревья

II (род предмета)

лиственные

хвойные

III(видовые признаки) белый ствол  широкие резные листья хвоя мягкая , опадает на землю вечнозелёное, плоды – небольшие шишки

– Составляем  пошаговое толкование
  лексического значения слова «берёза». (Приложение 1. Слайд 13)
– Записываем три первых предложения, отражающих
последовательность мыслительных операций:

1. Берёза – дерево.
2. Берёза – лиственное дерево.
3. Берёза – лиственное дерево с  белым стволом.

– Подбираем пример употребления слова
«берёза» в речи. Вспоминаем (или заранее
подготовленный ученик читает стихотворение С.
Есенина «Берёза»).
– В тетради записываем:

Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым
стволом.  Белая  берёза под моим окном
принакрылась снегом ,точно серебром. (С. Есенин).

Проверка (Приложение 1.
Слайд 14)

5. Самостоятельная работа

Составить словарную статью (по выбору)  о
словах клён, лиственница, сосна.
Проверка выполнения. Заслушивание ответов,
исправление ошибок. (Приложение
1
. Слайд 16)

6.  Следующий этап урока – рефлексия

– Скажите, вам понравилось писать словарные
статьи?

Дети с удовольствием выполняют такие виды
работы.

– Ответьте  на вопрос «Для чего нужна 
словарная статья?».

Ответ на вопрос подводит итог урока. Ученики
говорят о важности словарей,  о том, как важно
правильно писать  словарные статьи.

7. Домашнее задание будет дублировать
ответ на вопрос «Для чего нужна  словарная
статья?», только его нужно записать несколькими
предложениями.

Жанры научного стиля. Словарная статья. Требования к составлению словарной статьи. 6 класс Учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия №1 г. Туймазы Давлетшина Л.Б.

Жанры научного стиля. Словарная статья. Требования к составлению словарной статьи. 6 класс

Учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия №1 г. Туймазы Давлетшина Л.Б.

Восемнадцатое ноября Классная работа Словарная статья

Восемнадцатое ноября

Классная работа

Словарная статья

Цель урока : Научить составлению словарной статьи. Познакомить с требованиями к составлению словарной статьи.

Цель урока :

  • Научить составлению словарной статьи. Познакомить с требованиями к составлению словарной статьи.

Что такое статья? СТАТЬЯ, и, род. мн. тей, ж. 1. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера. Газетная, журнальная статья. Критическая статья.  Толковый словарь Ожегова и Шведовой

Что такое статья?

  • СТАТЬЯ, и, род. мн. тей, ж. 1. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера. Газетная, журнальная статья. Критическая статья.
  • Толковый словарь Ожегова и Шведовой

Теория к уроку  К учебно-научному стилю относится такой жанр, как словарная статья.   Словарная статья - основная структурная единица любого словаря.   Словарная статья состоит из заглавной единицы; текста, разъясняющего заголовочную единицу и описывающего её основные характеристики.

Теория к уроку

К учебно-научному стилю относится такой жанр, как словарная статья. Словарная статья – основная структурная единица любого словаря. Словарная статья состоит из заглавной единицы; текста, разъясняющего заголовочную единицу и описывающего её основные характеристики.

Тренируемся. Найдите заголовочную единицу ; текст, разъясняющий заголовочную единицу СНЕГ, а (у), мн. а, ов, м. Атмосферные осадки, белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой. Идёт снег. Выпал снег. Мокрый снег. Снег слепит глаза. Белый как снег. Вечные снега (на вершинах высоких гор). Сугробы снега. Идти по снегу или по снегу. Нужен как прошлогодний с. (совершенно не нужен; разг. неодобр.). Как с. на голову (совершенно неожиданно; разг.). Зимой снега не допросишься (о том, кто очень жаден; разг.).

Тренируемся. Найдите заголовочную единицу ; текст, разъясняющий заголовочную единицу

  • СНЕГ, а (у), мн. а, ов, м. Атмосферные осадки, белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.
  • Идёт снег. Выпал снег. Мокрый снег. Снег слепит глаза. Белый как снег. Вечные снега (на вершинах высоких гор). Сугробы снега. Идти по снегу или по снегу. Нужен как прошлогодний с. (совершенно не нужен; разг. неодобр.). Как с. на голову (совершенно неожиданно; разг.). Зимой снега не допросишься (о том, кто очень жаден; разг.).

Примеры употребления слова в речи | уменьш. снежок , жка (жку), м. | прил. снеговой, ая, ое и снежный , ая, ое. Снеговая нагрузка (нагрузка на сооружение от лежащего на нем снега). Снежные заносы. Снежная зима (обильная снегом). Снежный человек (по нек-рым данным: реликтовое человекообразное существо, живущее в Гималаях, в горах Средней Азии).

Примеры употребления слова в речи

  • | уменьш. снежок , жка (жку), м. | прил. снеговой, ая, ое и снежный , ая, ое. Снеговая нагрузка (нагрузка на сооружение от лежащего на нем снега). Снежные заносы. Снежная зима (обильная снегом). Снежный человек (по нек-рым данным: реликтовое человекообразное существо, живущее в Гималаях, в горах Средней Азии).

 Словарная статья состоит из таких частей: 1. Заголовочное слово: СНЕГ. 2. Грамматические пометы (для существительных это – окончание формы родительного падежа и род): СНЕГ, а (у), мн. а, ов, м.  3. Толкование лексического значения слова:  Атмосферные осадки. 4. Пример употребления этого слова в речи: Белый как снег. Вечные снега.

Словарная статья состоит из таких частей:

1. Заголовочное слово: СНЕГ.

2. Грамматические пометы (для существительных это – окончание формы родительного падежа и род): СНЕГ, а (у), мн. а, ов, м. 3. Толкование лексического значения слова: Атмосферные осадки.

4. Пример употребления этого слова в речи: Белый как снег. Вечные снега.

Инструкция  Как составить статью для лингвистического словаря  1.Написать заголовочное слово. 2.Указать ударение в ед.ч. и мн.ч.  3.Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч.  4.Дать предложенному слову толкование.  5.Привести пример использования данного слова в речи.  6.Записать уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы.  7.Записать прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления

Инструкция Как составить статью для лингвистического словаря 1.Написать заголовочное слово.

2.Указать ударение в ед.ч. и мн.ч. 3.Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч. 4.Дать предложенному слову толкование. 5.Привести пример использования данного слова в речи. 6.Записать уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы. 7.Записать прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления

Тренируемся (упр.221, учебник Разумовской М.М.) ЭКВАТОР, а, м. Географическая параллель, которая находится на одинаковом расстоянии от обоих полюсов. Земной экватор. Пересечь экватор.  | прил. экваториальный, ая, ое. Э. круг.    На  экваторе  человек весит меньше, чем на Северном полюсе, потому что  экватор расположен дальше от центра Земли. Длина э.  равна 40 075 686 км.

Тренируемся (упр.221, учебник Разумовской М.М.)

  • ЭКВАТОР, а, м. Географическая параллель, которая находится на одинаковом расстоянии от обоих полюсов.
  • Земной экватор. Пересечь экватор.
  • | прил. экваториальный, ая, ое. Э. круг.  

На  экваторе  человек весит меньше, чем на Северном полюсе, потому что  экватор расположен дальше от центра Земли. Длина э.

равна 40 075 686 км.

Домашнее задание:  Составьте словарную статью для лингвистического словаря с одним из предложенных слов из упр.224 (на выбор).   1. НАПИСАТЬ СЛОВО. Указать ударение в ед.ч. и мн.ч.  2. Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и в родительном падеже во мн.ч.  3. Дать предложенному слову толкование.  4. Привести пример использования данного слова в речи.

Домашнее задание:

Составьте словарную статью для лингвистического словаря с одним из предложенных слов из упр.224 (на выбор). 1. НАПИСАТЬ СЛОВО. Указать ударение в ед.ч. и мн.ч. 2. Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и в родительном падеже во мн.ч. 3. Дать предложенному слову толкование. 4. Привести пример использования данного слова в речи.

ИЗ
КОНСПЕКТА:

Словарная
статья, словар.гнездо.

Словар.
статья

– это лемма со всей данной
при
ней инфой (пр. арбуз – опред. +грамм,
стилистич. хар-ка). Она обычно составляет
абзац. Лемма может неоднократно
повторяться. Осн. принцип лексикографии
– дать max
информации на min
места.

«~»
(«тильда») – знак, кот. заменяет лемму.
Часто в словнике по алфавиту располаг-ся
неск. слов с 1 общ. частью (пр., киноактёр,
киноактриса, кинооператор).

Значит.
экономию места в словаре даёт гнездование
– приём, заключ. в том, что такие группы
лемм объед-ся в 1 статью без абзацев –
ГНЕЗДО.

ИЗ
ИНЕТА:

Принципы
построения словарной статьи и размещение
слов в словаре.

В
соответствии со сложившейся на практике
лексикографической традицией, оптимальным
принципом расположения материала
является алфавитно-гнездовой. При этом
в одну словарную статью могут входить
однокоренные слова, образованные
суффиксальным способом, а приставочные
производные помещаются на своем
алфавитном месте. С целью ограничения
объема статьи сложные, а также некоторые
производные слова включаются в отдельные
словарные статьи.

В
словарной статье могут использоваться
грамматические,
тематические, функционально-стилевые,
эмоционально-стилевые, хронологические
и другие пометы
,
а также краткие пояснения курсивом в
скобках для русских и английских слов.

В
глагольнык статьях
,
как правило, должно указываться управление
и сочетаемость английских глаголов.
Важную роль при разработке предложных
статей играет подбор иллюстративных
примеров.

Наиболее
сложной проблемой является выбор способа
размещения устойчивых сочетаний.
Существует несколько критериев выделения
опорного слова словосочетания:
синтаксический, порядка компонентов,
семантический, частотности слов,
слова-константы, связанности значения.
Существует следующий, наиболее удобный
для читателя способ размещения
фразеологических единиц: фразеологические
сращения помещаются под связанным
компонентом, все остальные словосочетания
– в статьях на каждое из значимых слов
с переводом или отсылкой к статье на
другое слово словосочетания. Например,
фразеологическое сращение “бить
баклуши” достаточно поместить в
статье на слово “баклуши”. А пословицу
“любишь кататься, люби и саночки
возить” необходимо поместить в статьи
на каждый из компонентов. Вопрос о том,
давать перевод в каждой статье или
только в одной (а в остальных – отсылку
к данной статье), решается в зависимости
от объема, занимаемого этим переводом.
Если сочетание переводится несколькими
синонимами, в целях экономии места
используются отсылки. Если же оно имеет
один эквивалент, он может даваться в
статьях на каждое слово словосочетания.

39. Метаязык словаря

Метаязык
словаря

– это те термины, кот. описывают внутр.
устр-во словаря.

1.
Входной

(яз.,
с кот. происходит перевод (в рус.-анг.
словаре это рус.яз.))

и выходной (яз.,
на кот. переводят)

языки.

2.
Адресат словаря

– тип пользователя, для кот. предназначен
словарь. Тип пользователя опред-ся его
родным языком. С этим связано деление
словарей на пассивные и активные. Если
словарь исп-ся для текстов на неродном
яз. – пассивный тип, а если нужно перевести
рус.текст на А/Я – активный тип.

По
объёму словари делят на краткие, средние,
большие.

3.
Словник

– 1 из централ. понятий лексикографии,
это сов-ть единиц (слова и словосочетания)
входного яз., подлежащего переводу (все
рус. слова в рус.-англ.словаре (список
слов – слева)). Словник явл-ся 1 из наиб.
существ. факторов, опред-щих объём
словаря. Термин «словник» исп-ся в 2
разных значениях: 1)с. – это список слов,
2) с. – это не только слова, но и с/с, фраз.
ед-цы. Слова в словнике обычно располаг-ся
в алфавит. порядке.

4.
Лемма (вокабула, заглавное слово)

– это слово/ с/с, кот. составляет единицу
словника, т.е. снабжается переводом. (а
в толковом словаре – дефиницией).

Лемматизация
– это нормализация слова, т.е. приведение
слова в форму словарного вида, то есть
к лемме.

5.
Словарная статья, словар.гнездо.

Словар.
статья

– это лемма со всей даваемой (знаю,
хреновое слово, но альтернатив в опухшем
мозге уже нет)
при
ней инфой (пр. арбуз – опред. +грамм,
стилистич. хар-ка). Она обычно составляет
абзац. Лемма может неоднократно
повторяться. Осн. принцип лексикографии
– дать max
информации на min
места.

«~»
(«тильда») – знак, кот. заменяет лемму.
Часто в словнике по алфавиту располаг-ся
неск. слов с 1 общ. частью (пр., киноактёр,
киноактриса, кинооператор).

Значит.
экономию места в словаре даёт гнездование
– приём, заключ. в том, что такие группы
лемм объед-ся в 1 статью без абзацев –
ГНЕЗДО.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Создание словарной статьи.

Практикум (мини-проект)                     

Цель:Проверить умения работы со словарной статьей.

Воспитывать   внимательного отношения к слову, материалу,
дающемуся в словарях.

Изучайте значение и происхождение
слов – и

вы избавите свет от половины его
заблуждений

1.Организационный момент.

Распределение учеников по группам – 6 групп

Правила работы в группе. Распределение обязанностей:

Руководитель группы –

Оформитель –

Хранитель времени –

Корреспондент –

2.Разминка

А) соотнесите слово с его значением.

Снетику
(появляться, возникать)

Не спуская, не
сводя глаз

Изъстрога
(приказал)

На мелкие
кусочки, вдребезги

Навзрячь
(смотреть)

Настрого, под
страхом наказания

Надробно
(разбился)

Внезапно,
неожиданно

Наопашь (оосить)

Насквозь

Напрохвать
(мороз пробрал)

Внакидку

Что помогло выполнить задание?

Б) как понимаете
значение эпиграфа к уроку?

3.Проверка
домашней работы

Составить
(записать) словарную статью слов: лубочный, мочажина, светец.

4.Сообщение темы и цели урока

Какая деловая бумага нам нужна для правильного составления
словарной статьи?

Инструкция

Составление
статью для лингвистического словаря.

  1. Указать
    ударение в ед.ч. и мн.ч.
  2. Определить
    окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах
    во мн.ч.
  3. Дать
    предложенному слову толкование.
  4. Привести
    пример использования данного слова в речи.
  5. Записать
    уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы.
  6. Записать
    прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления.

5.Работа
по теме урока.

Мудрецы
Древнего Востока писали: «Нет ничего труднее, чем создание словаря». Так ли
это? Давайте проверим. Наше путешествие будет увлекательным. Нас ждут остановки
на трёх станциях.

Станция 1 – «Организационная»

Будете создавать
проект, содержащий 4 словарных статьи на выбранную тематику:

 1.«Домашние животные»
2. «Любимые фрукты»
3. «Предметы быта»

4.«Времена года»

5.«Школьные принадлежности»

6.«Породы собак»

Помните о важности
предстоящей работы: это будет наглядный материал для учеников 4-5 классов при
изучении темы «Лексика».

Работа оформляется
на листах А4, могут использоваться иллюстрации в словарной статье для
привлечения внимания младших школьников.

Станция
2 – «Практическая»

Вспомнить.
как найти слово в словаре

Выполнение
работы

Инструктаж о выполнении работы

 Станция 3 –
«Результативная»

Представление работ, подведение итогов.

Памятка

«Как пользоваться орфографическим словарем»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, подумай, как бы ты написал это слово, а затем сверь его
написание по словарю.

2. Чтобы быстро найти в
словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в
алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что в
большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми
начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это
облегчит тебе поиск нужного слова.

4. Помни, что все слова
поместить в словаре невозможно, поэтому, если ты не нашел свое слово, посмотри,
как пишется однокоренное слово.

5. Помни, что в целях
экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде.
Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.

Памятка

« Как пользоваться словарем фразеологизмов»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, попробуй сам вспомнить смысл фразеологизма, а затем
сверь значение его со словарем.

2. Чтобы быстро найти в
словаре нужный фразеологизм, вспомни алфавит, т. к. все фразеологизмы в словаре
расположены в алфавитном порядке.

Памятка

« Как пользоваться толковым словарем»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем
сверить значение его по словарю.

2. Чтобы быстро найти в
словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в
алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что в большинстве
словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается
и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе
поиск нужного слова.

4. Иногда слово имеет
не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их
внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе
слово (в данном контексте).

5. Помни, что в целях
экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде.
Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.

Памятка

« Как пользоваться словарем синонимов»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, подумай, что значит слово, к которому тебе надо
подобрать синонимы.

2. В этом словаре слова
расположены не по алфавиту, а смысловыми группами. Подумай, к какой смысловой
группе относится твое слово.

3. Найди свое слово в
этой смысловой группе и прочитай все синонимы к нему.

4. Выбери те из
синонимов, которые подходят по смыслу и стилю речи.

Памятка

« Как пользоваться орфоэпическим словарем»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, произнеси слово, а затем найди его в словаре и проверь,
правильно ли ты произнес это слово.

2. Чтобы быстро найти в
словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в
алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что ударный
гласный звук отмечен специальным знаком. А особенности произношения указываются
в квадратных скобках. Если звук должен произноситься мягко, то после него сверху
ставится маленькая запятая.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Не важно, что вы собираетесь сделать: составить собственный глоссарий, написать словарь, выглядеть убедительно при игре в «дурацкий словарь» или написать определения к словам собственного сочинения – вот вам несколько идей, которые помогут сделать ваши определения максимально точными и ёмкими.
Эти шаги подходят для описательного определения того, как термин используется в языке. Примите во внимание, что это довольно трудоемкий процесс, требующий гораздо больше усилий, чем прескриптивное определение, которое предписывает то, как автору нужно использовать данный термин в письменной речи.

Шаги

  1. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 1

    1

    Найдите примеры того, как слово используется. Google (а в особенности Google Books) – это отличный способ поиска цитат. А цитаты в свою очередь доказывают, что это слово активно используется, и отлично показывают, в каком или каких смыслах.

  2. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 2

    2

    Изучите, как это слово используется и функционирует в примерах, найденных вами.

  3. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 3

    3

    Определите часть речи этого слова в том смысле или смыслах, который или которые вы хотите определить. Помните об этих основных положениях:

    • Существительное: человек, место или предмет: Юта, микроавтобус, луна, зеленщик, январь. К существительным также могут относиться абстрактные понятия, такие, как уверенность или сомнение.
    • Местоимение: слово, которое используется вместо существительного. Он, она, оно, они.
    • Глагол: слово, обозначающее действие. Идти, прыгать, разглагольствовать, жарить, глазеть, обдумывать, торопиться.
    • Прилагательное: слово, описывающее существительное. Красная (шляпа), скорый (поезд), ненадежная (планка).
    • Наречие: слово, которое описывает или преобразует значение глагола или прилагательного. (Он упал и) больно (ударился, затем) медленно (поднялся). (Поезд шел) жутко (медленно).
    • Союз: слово, соединяющее части сложного предложения. В русском языке в этот список входят слова и, или, как, словно, и…и, ни…ни, тоже, зато, чтобы, также, потому что и т.д.
    • Предлог: слово, описывающее положение чего-либо. На, над, под, к, в , у, внутри и т.д.
    • Междометие: эмоциональное восклицание, обычно не имеющее отношения к грамматической структуре предложения. Например: Вау! Эй! Фу! Абракадабра! Ой! Хмм… Ого!
  4. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 4

    4

    Проведите дальнейшую классификацию в рамках одной части речи. Если вы хотите тщательно разобраться с грамматической функцией этого слова, определите, является ли существительное исчисляемым или неисчисляемым, является ли глагол переходным или непереходным и т.п.

  5. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 5

    5

    Выберите один из смыслов слова и подумайте о его значении в данном контексте. Чем проще вы определите это слово, тем лучше, так что постарайтесь представить, что вы пытаетесь объяснить это слово ребенку или человеку, который только учится говорить на вашем языке. Избегайте использования описательных слов, которые окажутся еще сложнее, чем само определяемое слово, если только вы не пытаетесь объяснить попутно и их смысл.

  6. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 6

    6

    Исследуйте слово. Какие другие слова кажутся вам похожими на него? Какие слова близки к нему по значению? Какова разница между этим словом и его синонимами? Например, что отличает слово «хрупкий» от «слабый» или «ломкий»?

  7. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 7

    7

    Подумайте, какие существуют синонимы (слова со схожим значением) и антонимы (слова с противоположным значением) у определяемого слова. Некоторые из них могут оказаться и в вашей словарной статье, если они туда подходят.

  8. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 8

    8

    Опишите определяемое слово. Хотя включение синонимов в определение и является вполне допустимым, такое определение, составленное полностью из синонимов, не может давать исчерпывающей информации о значении слова. Поэтому, приложите все усилия, чтобы определяемое слово описать.

    • Если у слова есть несколько значений, то вам придется определить каждое из них по отдельности.
  9. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 9

    9

    Для написания определения слова используйте слова, которые будут знакомы человеку, который будет читать это определение впервые, не зная значения определяемого понятия. Сравните:

    • Отвага – храбрость, смелость, дерзость.
    • Отвага – подчеркнутая решимость, сила духа.
  10. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 10

    10

    Напишите определение слова, придерживаясь типичного словарного стиля. Начать можно с предложений типа «Это слово используется …» или «Оно описывает ситуацию, в которой …», но их лучше убрать из финальной версии вашего определения.

  11. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 11

    11

    Напишите определение таким образом, чтобы оно соответствовало определяемой части речи. Определения глаголов сами должны содержать много глаголов, определения существительных – много существительных.

    • Большинство определений глаголов должны начинаться с глагола в неопределенной форме. Например, определение глагола «останавливаться» может выглядеть так: «сделать небольшую паузу или остановиться на время; прервать процесс или какое-то действие и снова начать его позже».
    • Определения существительных лучше тоже начинать с существительных.
  12. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 12

    12

    Прочитайте свое определение и убедитесь, что оно подходит к определяемому слову и тому значению этого слова, которое вы хотите описать.

  13. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 13

    13

    Попросите кого-нибудь прочитать ваше определение и прокомментировать его.

    Реклама

Советы

  • Почитайте определения из словарей и глоссариев и сделайте себе заметки относительно стиля, в котором они написаны.
  • Посмотрите, как ваше слово определено в других источниках. Синтез уже написанных кем-то ранее определений поможет вам написать свое собственное или поможет вам научиться писать определения слов самостоятельно.
  • Обратите внимание, что мы узнаем значение большинства новых слов при помощи контекста. Вот почему особенно важно найти примеры использования слова в контексте прежде, чем пытаться написать ему определение.
  • Обратите внимание также и на этимологию слова. Иногда именно происхождение слова может пролить свет на его значение.
  • Если вас интересует захватывающая история составления Оксфордского словаря английского языка, то посмотрите вот это Simon Winchester’s lecture.
  • Если вы только еще учитесь писать словарные определения, то стоит начинать со слов с узким специфическим значением, особенно с существительных. Просто сравните количество значений и определений их для таких специфических слов, как «сувенир» или «щебетать» с количеством значений и определений таких широко употребляемых слов, как «низ» или «ток», и вы поймете почему. Начинайте практиковаться сперва с не многозначными, узкоспециальными словами.
  • Иногда определение части речи слова может быть делом довольно непростым. Если вы не до конца уверены, с какой частью речи имеете дело, то лучше свериться со словарем. Если дело совсем плохо, то посмотрите в грамматическом справочнике. В такого рода книгах содержатся около 3000 трудных слов.

Реклама

Предупреждения

  • Избегайте определений, рассказывающих о том, чем слово не является, сконцентрируйтесь лучше на том, что оно из себя представляет.
  • Старайтесь избегать кольцевых определений, особенно если вы пишете определение к нескольким словам. При написании определений к словам существует тенденция в конце определения возвращаться к определяемому или к однокоренному слову. Вполне приемлемым может быть определение наречия при помощи однокоренного прилагательного (например: странно – странным образом), но такого типа определение предполагает, что прилагательное «странный» уже определено или заранее известно. В общем, лучше избегать использования однокоренных с определяемым слов в определении.
  • Если вы решили включить в свою словарную статью информацию о происхождении слова, то убедитесь сначала, что вы хорошо изучили вопрос. У некоторых слов существует по несколько «народных» версий происхождения. Обычно эти теории не имеют под собой никакого основания и передаются из уст в уста без какого-либо адекватного подтверждения. Проведите свое собственное исследование и адекватно оцените, можно ли доверять вашим источникам.
  • Части речи, перечисленные выше, являются основными и общими для большинства европейских языков. Другие языки могут иметь другие части речи, а некоторые ученые выделяют дополнительные части речи и в европейских языках.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 29 328 раз.

Была ли эта статья полезной?

Добавить комментарий