Как составить словарную статью для лингвистического словаря

Жанры научного стиля. Словарная статья. Требования к составлению словарной статьи. 6 класс Учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия №1 г. Туймазы Давлетшина Л.Б.

Жанры научного стиля. Словарная статья. Требования к составлению словарной статьи. 6 класс

Учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия №1 г. Туймазы Давлетшина Л.Б.

Восемнадцатое ноября Классная работа Словарная статья

Восемнадцатое ноября

Классная работа

Словарная статья

Цель урока : Научить составлению словарной статьи. Познакомить с требованиями к составлению словарной статьи.

Цель урока :

  • Научить составлению словарной статьи. Познакомить с требованиями к составлению словарной статьи.

Что такое статья? СТАТЬЯ, и, род. мн. тей, ж. 1. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера. Газетная, журнальная статья. Критическая статья.  Толковый словарь Ожегова и Шведовой

Что такое статья?

  • СТАТЬЯ, и, род. мн. тей, ж. 1. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера. Газетная, журнальная статья. Критическая статья.
  • Толковый словарь Ожегова и Шведовой

Теория к уроку  К учебно-научному стилю относится такой жанр, как словарная статья.   Словарная статья - основная структурная единица любого словаря.   Словарная статья состоит из заглавной единицы; текста, разъясняющего заголовочную единицу и описывающего её основные характеристики.

Теория к уроку

К учебно-научному стилю относится такой жанр, как словарная статья. Словарная статья – основная структурная единица любого словаря. Словарная статья состоит из заглавной единицы; текста, разъясняющего заголовочную единицу и описывающего её основные характеристики.

Тренируемся. Найдите заголовочную единицу ; текст, разъясняющий заголовочную единицу СНЕГ, а (у), мн. а, ов, м. Атмосферные осадки, белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой. Идёт снег. Выпал снег. Мокрый снег. Снег слепит глаза. Белый как снег. Вечные снега (на вершинах высоких гор). Сугробы снега. Идти по снегу или по снегу. Нужен как прошлогодний с. (совершенно не нужен; разг. неодобр.). Как с. на голову (совершенно неожиданно; разг.). Зимой снега не допросишься (о том, кто очень жаден; разг.).

Тренируемся. Найдите заголовочную единицу ; текст, разъясняющий заголовочную единицу

  • СНЕГ, а (у), мн. а, ов, м. Атмосферные осадки, белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.
  • Идёт снег. Выпал снег. Мокрый снег. Снег слепит глаза. Белый как снег. Вечные снега (на вершинах высоких гор). Сугробы снега. Идти по снегу или по снегу. Нужен как прошлогодний с. (совершенно не нужен; разг. неодобр.). Как с. на голову (совершенно неожиданно; разг.). Зимой снега не допросишься (о том, кто очень жаден; разг.).

Примеры употребления слова в речи | уменьш. снежок , жка (жку), м. | прил. снеговой, ая, ое и снежный , ая, ое. Снеговая нагрузка (нагрузка на сооружение от лежащего на нем снега). Снежные заносы. Снежная зима (обильная снегом). Снежный человек (по нек-рым данным: реликтовое человекообразное существо, живущее в Гималаях, в горах Средней Азии).

Примеры употребления слова в речи

  • | уменьш. снежок , жка (жку), м. | прил. снеговой, ая, ое и снежный , ая, ое. Снеговая нагрузка (нагрузка на сооружение от лежащего на нем снега). Снежные заносы. Снежная зима (обильная снегом). Снежный человек (по нек-рым данным: реликтовое человекообразное существо, живущее в Гималаях, в горах Средней Азии).

 Словарная статья состоит из таких частей: 1. Заголовочное слово: СНЕГ. 2. Грамматические пометы (для существительных это – окончание формы родительного падежа и род): СНЕГ, а (у), мн. а, ов, м.  3. Толкование лексического значения слова:  Атмосферные осадки. 4. Пример употребления этого слова в речи: Белый как снег. Вечные снега.

Словарная статья состоит из таких частей:

1. Заголовочное слово: СНЕГ.

2. Грамматические пометы (для существительных это – окончание формы родительного падежа и род): СНЕГ, а (у), мн. а, ов, м. 3. Толкование лексического значения слова: Атмосферные осадки.

4. Пример употребления этого слова в речи: Белый как снег. Вечные снега.

Инструкция  Как составить статью для лингвистического словаря  1.Написать заголовочное слово. 2.Указать ударение в ед.ч. и мн.ч.  3.Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч.  4.Дать предложенному слову толкование.  5.Привести пример использования данного слова в речи.  6.Записать уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы.  7.Записать прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления

Инструкция Как составить статью для лингвистического словаря 1.Написать заголовочное слово.

2.Указать ударение в ед.ч. и мн.ч. 3.Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч. 4.Дать предложенному слову толкование. 5.Привести пример использования данного слова в речи. 6.Записать уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы. 7.Записать прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления

Тренируемся (упр.221, учебник Разумовской М.М.) ЭКВАТОР, а, м. Географическая параллель, которая находится на одинаковом расстоянии от обоих полюсов. Земной экватор. Пересечь экватор.  | прил. экваториальный, ая, ое. Э. круг.    На  экваторе  человек весит меньше, чем на Северном полюсе, потому что  экватор расположен дальше от центра Земли. Длина э.  равна 40 075 686 км.

Тренируемся (упр.221, учебник Разумовской М.М.)

  • ЭКВАТОР, а, м. Географическая параллель, которая находится на одинаковом расстоянии от обоих полюсов.
  • Земной экватор. Пересечь экватор.
  • | прил. экваториальный, ая, ое. Э. круг.  

На  экваторе  человек весит меньше, чем на Северном полюсе, потому что  экватор расположен дальше от центра Земли. Длина э.

равна 40 075 686 км.

Домашнее задание:  Составьте словарную статью для лингвистического словаря с одним из предложенных слов из упр.224 (на выбор).   1. НАПИСАТЬ СЛОВО. Указать ударение в ед.ч. и мн.ч.  2. Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и в родительном падеже во мн.ч.  3. Дать предложенному слову толкование.  4. Привести пример использования данного слова в речи.

Домашнее задание:

Составьте словарную статью для лингвистического словаря с одним из предложенных слов из упр.224 (на выбор). 1. НАПИСАТЬ СЛОВО. Указать ударение в ед.ч. и мн.ч. 2. Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и в родительном падеже во мн.ч. 3. Дать предложенному слову толкование. 4. Привести пример использования данного слова в речи.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Не важно, что вы собираетесь сделать: составить собственный глоссарий, написать словарь, выглядеть убедительно при игре в «дурацкий словарь» или написать определения к словам собственного сочинения – вот вам несколько идей, которые помогут сделать ваши определения максимально точными и ёмкими.
Эти шаги подходят для описательного определения того, как термин используется в языке. Примите во внимание, что это довольно трудоемкий процесс, требующий гораздо больше усилий, чем прескриптивное определение, которое предписывает то, как автору нужно использовать данный термин в письменной речи.

Шаги

  1. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 1

    1

    Найдите примеры того, как слово используется. Google (а в особенности Google Books) – это отличный способ поиска цитат. А цитаты в свою очередь доказывают, что это слово активно используется, и отлично показывают, в каком или каких смыслах.

  2. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 2

    2

    Изучите, как это слово используется и функционирует в примерах, найденных вами.

  3. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 3

    3

    Определите часть речи этого слова в том смысле или смыслах, который или которые вы хотите определить. Помните об этих основных положениях:

    • Существительное: человек, место или предмет: Юта, микроавтобус, луна, зеленщик, январь. К существительным также могут относиться абстрактные понятия, такие, как уверенность или сомнение.
    • Местоимение: слово, которое используется вместо существительного. Он, она, оно, они.
    • Глагол: слово, обозначающее действие. Идти, прыгать, разглагольствовать, жарить, глазеть, обдумывать, торопиться.
    • Прилагательное: слово, описывающее существительное. Красная (шляпа), скорый (поезд), ненадежная (планка).
    • Наречие: слово, которое описывает или преобразует значение глагола или прилагательного. (Он упал и) больно (ударился, затем) медленно (поднялся). (Поезд шел) жутко (медленно).
    • Союз: слово, соединяющее части сложного предложения. В русском языке в этот список входят слова и, или, как, словно, и…и, ни…ни, тоже, зато, чтобы, также, потому что и т.д.
    • Предлог: слово, описывающее положение чего-либо. На, над, под, к, в , у, внутри и т.д.
    • Междометие: эмоциональное восклицание, обычно не имеющее отношения к грамматической структуре предложения. Например: Вау! Эй! Фу! Абракадабра! Ой! Хмм… Ого!
  4. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 4

    4

    Проведите дальнейшую классификацию в рамках одной части речи. Если вы хотите тщательно разобраться с грамматической функцией этого слова, определите, является ли существительное исчисляемым или неисчисляемым, является ли глагол переходным или непереходным и т.п.

  5. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 5

    5

    Выберите один из смыслов слова и подумайте о его значении в данном контексте. Чем проще вы определите это слово, тем лучше, так что постарайтесь представить, что вы пытаетесь объяснить это слово ребенку или человеку, который только учится говорить на вашем языке. Избегайте использования описательных слов, которые окажутся еще сложнее, чем само определяемое слово, если только вы не пытаетесь объяснить попутно и их смысл.

  6. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 6

    6

    Исследуйте слово. Какие другие слова кажутся вам похожими на него? Какие слова близки к нему по значению? Какова разница между этим словом и его синонимами? Например, что отличает слово «хрупкий» от «слабый» или «ломкий»?

  7. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 7

    7

    Подумайте, какие существуют синонимы (слова со схожим значением) и антонимы (слова с противоположным значением) у определяемого слова. Некоторые из них могут оказаться и в вашей словарной статье, если они туда подходят.

  8. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 8

    8

    Опишите определяемое слово. Хотя включение синонимов в определение и является вполне допустимым, такое определение, составленное полностью из синонимов, не может давать исчерпывающей информации о значении слова. Поэтому, приложите все усилия, чтобы определяемое слово описать.

    • Если у слова есть несколько значений, то вам придется определить каждое из них по отдельности.
  9. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 9

    9

    Для написания определения слова используйте слова, которые будут знакомы человеку, который будет читать это определение впервые, не зная значения определяемого понятия. Сравните:

    • Отвага – храбрость, смелость, дерзость.
    • Отвага – подчеркнутая решимость, сила духа.
  10. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 10

    10

    Напишите определение слова, придерживаясь типичного словарного стиля. Начать можно с предложений типа «Это слово используется …» или «Оно описывает ситуацию, в которой …», но их лучше убрать из финальной версии вашего определения.

  11. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 11

    11

    Напишите определение таким образом, чтобы оно соответствовало определяемой части речи. Определения глаголов сами должны содержать много глаголов, определения существительных – много существительных.

    • Большинство определений глаголов должны начинаться с глагола в неопределенной форме. Например, определение глагола «останавливаться» может выглядеть так: «сделать небольшую паузу или остановиться на время; прервать процесс или какое-то действие и снова начать его позже».
    • Определения существительных лучше тоже начинать с существительных.
  12. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 12

    12

    Прочитайте свое определение и убедитесь, что оно подходит к определяемому слову и тому значению этого слова, которое вы хотите описать.

  13. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 13

    13

    Попросите кого-нибудь прочитать ваше определение и прокомментировать его.

    Реклама

Советы

  • Почитайте определения из словарей и глоссариев и сделайте себе заметки относительно стиля, в котором они написаны.
  • Посмотрите, как ваше слово определено в других источниках. Синтез уже написанных кем-то ранее определений поможет вам написать свое собственное или поможет вам научиться писать определения слов самостоятельно.
  • Обратите внимание, что мы узнаем значение большинства новых слов при помощи контекста. Вот почему особенно важно найти примеры использования слова в контексте прежде, чем пытаться написать ему определение.
  • Обратите внимание также и на этимологию слова. Иногда именно происхождение слова может пролить свет на его значение.
  • Если вас интересует захватывающая история составления Оксфордского словаря английского языка, то посмотрите вот это Simon Winchester’s lecture.
  • Если вы только еще учитесь писать словарные определения, то стоит начинать со слов с узким специфическим значением, особенно с существительных. Просто сравните количество значений и определений их для таких специфических слов, как «сувенир» или «щебетать» с количеством значений и определений таких широко употребляемых слов, как «низ» или «ток», и вы поймете почему. Начинайте практиковаться сперва с не многозначными, узкоспециальными словами.
  • Иногда определение части речи слова может быть делом довольно непростым. Если вы не до конца уверены, с какой частью речи имеете дело, то лучше свериться со словарем. Если дело совсем плохо, то посмотрите в грамматическом справочнике. В такого рода книгах содержатся около 3000 трудных слов.

Реклама

Предупреждения

  • Избегайте определений, рассказывающих о том, чем слово не является, сконцентрируйтесь лучше на том, что оно из себя представляет.
  • Старайтесь избегать кольцевых определений, особенно если вы пишете определение к нескольким словам. При написании определений к словам существует тенденция в конце определения возвращаться к определяемому или к однокоренному слову. Вполне приемлемым может быть определение наречия при помощи однокоренного прилагательного (например: странно – странным образом), но такого типа определение предполагает, что прилагательное «странный» уже определено или заранее известно. В общем, лучше избегать использования однокоренных с определяемым слов в определении.
  • Если вы решили включить в свою словарную статью информацию о происхождении слова, то убедитесь сначала, что вы хорошо изучили вопрос. У некоторых слов существует по несколько «народных» версий происхождения. Обычно эти теории не имеют под собой никакого основания и передаются из уст в уста без какого-либо адекватного подтверждения. Проведите свое собственное исследование и адекватно оцените, можно ли доверять вашим источникам.
  • Части речи, перечисленные выше, являются основными и общими для большинства европейских языков. Другие языки могут иметь другие части речи, а некоторые ученые выделяют дополнительные части речи и в европейских языках.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 29 312 раз.

Была ли эта статья полезной?

Создание словарной статьи.

Практикум (мини-проект)                     

Цель:Проверить умения работы со словарной статьей.

Воспитывать   внимательного отношения к слову, материалу,
дающемуся в словарях.

Изучайте значение и происхождение
слов – и

вы избавите свет от половины его
заблуждений

1.Организационный момент.

Распределение учеников по группам – 6 групп

Правила работы в группе. Распределение обязанностей:

Руководитель группы –

Оформитель –

Хранитель времени –

Корреспондент –

2.Разминка

А) соотнесите слово с его значением.

Снетику
(появляться, возникать)

Не спуская, не
сводя глаз

Изъстрога
(приказал)

На мелкие
кусочки, вдребезги

Навзрячь
(смотреть)

Настрого, под
страхом наказания

Надробно
(разбился)

Внезапно,
неожиданно

Наопашь (оосить)

Насквозь

Напрохвать
(мороз пробрал)

Внакидку

Что помогло выполнить задание?

Б) как понимаете
значение эпиграфа к уроку?

3.Проверка
домашней работы

Составить
(записать) словарную статью слов: лубочный, мочажина, светец.

4.Сообщение темы и цели урока

Какая деловая бумага нам нужна для правильного составления
словарной статьи?

Инструкция

Составление
статью для лингвистического словаря.

  1. Указать
    ударение в ед.ч. и мн.ч.
  2. Определить
    окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах
    во мн.ч.
  3. Дать
    предложенному слову толкование.
  4. Привести
    пример использования данного слова в речи.
  5. Записать
    уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы.
  6. Записать
    прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления.

5.Работа
по теме урока.

Мудрецы
Древнего Востока писали: «Нет ничего труднее, чем создание словаря». Так ли
это? Давайте проверим. Наше путешествие будет увлекательным. Нас ждут остановки
на трёх станциях.

Станция 1 – «Организационная»

Будете создавать
проект, содержащий 4 словарных статьи на выбранную тематику:

 1.«Домашние животные»
2. «Любимые фрукты»
3. «Предметы быта»

4.«Времена года»

5.«Школьные принадлежности»

6.«Породы собак»

Помните о важности
предстоящей работы: это будет наглядный материал для учеников 4-5 классов при
изучении темы «Лексика».

Работа оформляется
на листах А4, могут использоваться иллюстрации в словарной статье для
привлечения внимания младших школьников.

Станция
2 – «Практическая»

Вспомнить.
как найти слово в словаре

Выполнение
работы

Инструктаж о выполнении работы

 Станция 3 –
«Результативная»

Представление работ, подведение итогов.

Памятка

«Как пользоваться орфографическим словарем»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, подумай, как бы ты написал это слово, а затем сверь его
написание по словарю.

2. Чтобы быстро найти в
словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в
алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что в
большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми
начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это
облегчит тебе поиск нужного слова.

4. Помни, что все слова
поместить в словаре невозможно, поэтому, если ты не нашел свое слово, посмотри,
как пишется однокоренное слово.

5. Помни, что в целях
экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде.
Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.

Памятка

« Как пользоваться словарем фразеологизмов»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, попробуй сам вспомнить смысл фразеологизма, а затем
сверь значение его со словарем.

2. Чтобы быстро найти в
словаре нужный фразеологизм, вспомни алфавит, т. к. все фразеологизмы в словаре
расположены в алфавитном порядке.

Памятка

« Как пользоваться толковым словарем»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем
сверить значение его по словарю.

2. Чтобы быстро найти в
словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в
алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что в большинстве
словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается
и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе
поиск нужного слова.

4. Иногда слово имеет
не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их
внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе
слово (в данном контексте).

5. Помни, что в целях
экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде.
Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.

Памятка

« Как пользоваться словарем синонимов»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, подумай, что значит слово, к которому тебе надо
подобрать синонимы.

2. В этом словаре слова
расположены не по алфавиту, а смысловыми группами. Подумай, к какой смысловой
группе относится твое слово.

3. Найди свое слово в
этой смысловой группе и прочитай все синонимы к нему.

4. Выбери те из
синонимов, которые подходят по смыслу и стилю речи.

Памятка

« Как пользоваться орфоэпическим словарем»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, произнеси слово, а затем найди его в словаре и проверь,
правильно ли ты произнес это слово.

2. Чтобы быстро найти в
словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в
алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что ударный
гласный звук отмечен специальным знаком. А особенности произношения указываются
в квадратных скобках. Если звук должен произноситься мягко, то после него сверху
ставится маленькая запятая.

Новая форма государственной (итоговой)
аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по русскому
языку позволят оценить уровень овладения не
только коммуникативной, но и лингвистической
компетенцией обучающихся.

Не секрет, что сочинение на лингвистическую
тему, включённое в ГИА по русскому языку в 9,
представляет для детей определённые трудности.
Начинать работу с данным видом  сочинений
необходимо  как можно раньше.

В данной статье речь пойдёт о таких творческих
работах, тематика, жанр которых подсказаны 
необходимостью  начала подготовки  к ГИА И
ЕГЭ по русскому языку уже начиная с 5 класса.

Сочинения на лингвистическую тему  могут
быть разными по стилю и жанрам, они уместны в
любом классе, при изучении любого раздела. Но мне
хотелось бы говорить пока только о том, как 
строится работа по обучению написания сочинения
на лингвистическую тему в 5-6-х классах.

Учитывая особенности  пятиклассников, 
творческие  задания лучше подавать в 
игровой, занимательной форме. Предлагаю  
урок развития речи, на котором дети учились
писать  сочинение на лингвистическую тему:
написание словарной статьи.

1. Начинаем с постановки задачи:

– Представьте себе, что нам поручено 
интересное и ответственное дело – составить для
толкового словаря  статью о слове «берёза.»
– С чего начнём ?
– Выясняем значение слова «толковый» словарь. (Приложение 1. Слайды 1,2)
– Кого из создателей толковых словарей вы
знаете? Говорим о В. В. Дале , рассматриваем
«Толковый словарь живого великорусского
языка».  Учащиеся 9 класса в своё время
готовили проект «Собирал человек слова», часть
презентации проекта показываю детям.
– Для чего нужна словарная статья?
– Посмотрим, как построена  статья о слове
«осень» в  таком словаре.
– Зачитываем  значение слова  «осень»  по
словарю. (Приложение 1.
Слайд 3)

2.  Анализ строения статьи

– Делаем вывод: словарная статья состоит не
менее чем из четырёх частей: (Приложение
1
. Слайды 4-5)

1. Заголовочное слово
2. Грамматические пометы (т.е. такие признаки
слова, которые изучаются в особом разделе науки о
языке, для существительных это – окончание формы
родительного падежа и род)
3. Толкование лексического значения слова
4. Пример употребления этого слова в речи.

3.  Актуализация знаний

Устно проговариваем содержание будущей записи,
затем пишем  письмо по памяти. (Можно вернуться
к слайду 3)

Осень – и, ж. Время года между летом и зимой. Уж
небо осень дышало, уж реже солнышко блистало,
короче становился день, лесов таинственная тень
с печальным шумом обнажалась. (А.С.Пушкин).

– Подчеркнуть известные  орфограммы.
Составить схему предложения. (урок проводится
после изучения темы «Синтаксис и пунктуация»,
поэтому составить схему предложения у детей не
вызывает трудностей)

Контроль выполнения. (Приложение
1
. Слайд 6)

4. Коллективная работа

Составление словарной статьи  о слове
«весна». Пример употребления этого слова в речи
– первая строфа стихотворения А. Плещеева
«Ласточка», которое все знают наизусть. Можно
предложить детям использовать свой пример.
В результате коллективной работы  появляется
запись (Приложение 1.
Слайд 7)
Весна, -ы, ж. Время года между зимой и летом. Травка
зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в
сени к нам летит. (А.Плещеев).
Записываем в тетрадь.

Прослушивание работ детей, которые
использовали  другие примеры.

Главная часть в словарной статье – толкование
лексического значения слова. Существует
несколько способов толкования значения слова.
Остановимся на одном из них  – основном:
родовые и видовые признаки предмета. (Приложение
1
. Слайд 8) Делаем вывод о том, что важно
при толковании лексического значения слова. (Приложение 1. Слайд 9)
Слайд с изображением   деревьев: берёза,
клён, лиственница, сосна и таблицы (Приложение
1
. Слайд 10)
Находим   родовые и видовые признаки,
выясняем отличие. (Приложение 1.
Слайд 12)

Предметы Берёза Клён Лиственница Сосна
I (класс предмета)

 деревья

II (род предмета)

лиственные

хвойные

III(видовые признаки) белый ствол  широкие резные листья хвоя мягкая , опадает на землю вечнозелёное, плоды – небольшие шишки

– Составляем  пошаговое толкование
  лексического значения слова «берёза». (Приложение 1. Слайд 13)
– Записываем три первых предложения, отражающих
последовательность мыслительных операций:

1. Берёза – дерево.
2. Берёза – лиственное дерево.
3. Берёза – лиственное дерево с  белым стволом.

– Подбираем пример употребления слова
«берёза» в речи. Вспоминаем (или заранее
подготовленный ученик читает стихотворение С.
Есенина «Берёза»).
– В тетради записываем:

Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым
стволом.  Белая  берёза под моим окном
принакрылась снегом ,точно серебром. (С. Есенин).

Проверка (Приложение 1.
Слайд 14)

5. Самостоятельная работа

Составить словарную статью (по выбору)  о
словах клён, лиственница, сосна.
Проверка выполнения. Заслушивание ответов,
исправление ошибок. (Приложение
1
. Слайд 16)

6.  Следующий этап урока – рефлексия

– Скажите, вам понравилось писать словарные
статьи?

Дети с удовольствием выполняют такие виды
работы.

– Ответьте  на вопрос «Для чего нужна 
словарная статья?».

Ответ на вопрос подводит итог урока. Ученики
говорят о важности словарей,  о том, как важно
правильно писать  словарные статьи.

7. Домашнее задание будет дублировать
ответ на вопрос «Для чего нужна  словарная
статья?», только его нужно записать несколькими
предложениями.

Тип урока: урок развития речи, 6 класс, 2 часа

Тема: Составление словарной статьи для лингвистического и энциклопедического

словарей.

Оборудование: раздаточный материал (примеры словарных статей, карточки для

игры «Собери словарную статью»), компьютерные презентации учителя и детей.

Словарей на уроке нет, чтобы у ребят была возможность самостоятельно выполнить

задание. Пословицы, написанные на листках разноцветной бумаги.

Цели: 1. Формирование начальных знаний о лексикографии, умения создавать

словарную статью.

2. Развитие понятия о научном стиле, умения строить связное высказывание.

3. Воспитание внимательного отношения к слову, материалу, дающемуся в

словарях.

Ход урока

1. Приветствие, деление на группы.

Здравствуйте, ребята. Перед тем, как вы войдёте в класс, я предлагаю каждому выбрать

пословицу, которая вам понятна и близка более других. (На столе перед входом в класс

лежит четыре группы пословиц, отпечатанных на листах разного цвета)

Добрые слова лучше мягкого пирога.

Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам.

От слова до дела – бабушкина верста. (Верста – чуть больше километра)

Слово – серебро, молчание – золото.

Выбрали пословицы? Сядьте, пожалуйста, за стол, на котором стоит карточка того же

цвета, что и ваша пословица.

2. Постановка целей урока.

А) Групповая работа

Составьте группой текст из 34 предложений, объясняющий смысл вашей

пословицы. (Чтение миниатюр, обсуждение)

Скажите, пожалуйста, о чём все ваши пословицы? (о словах)

Б) Запись и разбор предложения.

Множество очень древних слов и корней хранит язык в своей сокровищнице… (Лев

Васильевич Успенский, «Слово о словах»)

О какой сокровищнице говорит Лев Успенский? (словарный запас, лексикон)

Где же хранятся эти сокровища, повашему? (в словаре)

Итак, сегодня мы будем говорить о словарях и словарных статьях. Вам предстоит стать

авторами словарных статей. У сокровищницы, с которой мы будем работать, есть свои

секреты. Попробуем их раскрыть.

3. Знакомство с предметом изучения.

А) Учительская презентация «Словари»

Б) Индивидуальные детские задания.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение (можно с использованием

компьютерной презентации) на темы «Толковый словарь живого великорусского языка»

В. И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, а также сообщение о

любом энциклопедическом словаре.

В) Учительская презентация «Словарная статья»

Г) Сопоставление словарных статей из лингвистического и энциклопедического

словарей.

ОБЛАКА, скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. О.

образуются гл. обр. в тропосфере; их различают по высоте: О. верх. яруса (выше 6 км)

перистые, перистослоистые, перистокучевые состоят из ледяных кристаллов; О. ср.

яруса (26 км) высокослоистые и высококучевые состоят из мельчайших капель и

кристаллов льда; О. ниж. яруса (ниже 2 км) слоистые, слоистокучевые и слоисто

дождевые состоят преим. из капель. О. возникают в результате конденсации водяного

пара, содержащегося в воздухе. Диаметры облачных капель порядка неск. мкм,

содержание жидкой воды в О. доли грамма или неск. граммов на м³. При укрупнении

части капель и кристаллов они выпадают из О. в виде атм. осадков. В стратосфере

наблюдаются также перламутровые, а в мезосфере – серебристые О.

ÓБЛАКО, а, мн. á, óв, ср. 1. Светлосерые клубы, волнистые слои в небе, скопление

сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака плывут по небу.

Ветер гонит облака. Кучевые облака. Грозовое, дождевое о. До облаков (перен.: очень

высоко). Спуститься с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительности;

ирон.). С облаков упасть или свалиться (перен.: о неожиданном появлении когон.;

разг.). 2. перен., чего. Сплошная масса какихн. мелких летучих частиц. О. дыма, пара. //

уменьш. облачко, а, мн. á, –óв, ср.// прил. облачный, ая, ое (к 1 знач.). О. слой.

Определите, из какого словаря эти статьи, докажите. (1 энциклопедический

словарь, т.к. описывается явление природы, 2 лингвистический, т.к. описывается

слово, единица языка)

О чём рассказывается в словарной статье энциклопедического словаря? Каков

характер сведений, данных в этой статье? (О природе облаков, о месте

образования, видах облаков, сведения, данные в статье, носят научный характер:

терминология, числовые данные)

Какие сведения можно почерпнуть из другой словарной статьи? (Лексическое

значение слова, грамматические особенности, примеры употребления…)

Учитель обращает внимание учащихся на стиль словарных статей.

Д) Игра «Собери словарную статью»

Каждая группа получает свой набор карточек, на которых разные зоны словарной статьи.

Они вперемешку, надо разложить по порядку.

ВÁЛЕНКИ, –нок, ед. –нок, нка, м. Зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти.

Подшитые в. (с пришитой кожаной или войлочной подошвой). // прил. вáленочный,

ая, ое.

ЗОДИÁК, а, м. (спец.). Пояс неба, по которому Солнце совершает своё видимое

годовое движение. Знаки зодиака (обозначение 12 созвездий, через которые проходит

зодиак). // прил. зодиакáльный, –ая, ое.

ЛИСИ

́

ЦА, ы, ж. Хищное млекопитающее сем. псовых с длинным пушистым

хвостом, а также мех его. Красная л. // уменьш. лиси

́

чка, –и, ж.

ПРИ

́

ГОРОД, а, м. Посёлок, населённый пункт, примыкающий к большому городу.

Жить в пригороде. // прил. при

́

городный, –ая, ое.

4. Составление словарной статьи для энциклопедического и лингвистического

словарей (групповая работа).

Инструкция.

I. Составить статью для лингвистического словаря.

1. Указать ударение в ед.ч. и мн.ч.

2. Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном

падежах во мн.ч.

3. Дать предложенному слову толкование.

4. Привести пример использования данного слова в речи.

5. Записать уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы.

6. Записать прилагательное, образованное от данного слова, пример его

употребления.

II. Составить статью для энциклопедического словаря.

1. Рассказать о природе предмета (что это?)

2. Описать основные свойства (какое это?)

3. Перечислить возможные виды.

Слова для работы по группам.

1. Цветок

2. Овощ

3. Дерево

4. Ягода

5. Оформление словарных статей.

Статьи оформляются на листах А4, могут использоваться иллюстрации в словарной статье

для энциклопедии.

6. Итог урока.

Помните, как в сказке «Алибаба и сорок разбойников» только тот мог открыть пещеру с

сокровищами, кто знал тайное слово? Вот и мы с вами приоткрыли завесу тайны, которая

поможет нам приобщиться к сокровищам русского слова. А дома я предлагаю вам

составить словарь из 810 слов на тему «Новый год». А какой это будет словарь? Решать

вам. Возможно, вы объедините особенности двух словарей в одном! Дерзайте!

Добавить комментарий