Как составить словесный портрет имени прилагательного

КГУ
«Физико-математический лицей»

Поурочный план

Раздел

Структура семьи и семейные ценности

ФИО педагога

Литау Е.Н.

Дата

6 А

6 Б

6 В

Класс

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

6 А

6 В

6 А

6 В

Тема урока № 38

«Под крышей дома своего». «Словесный портрет» имени
прилагательного.

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

6.СРН 3  использовать правильно
падежные формы имени числительного, имени прилагательного, местоимений;
образовывать степени сравнения имен прилагательных

Цели урока

-составить ассоциативный ряд к слову Дом,  выделить
основную мысль отрывка песни, дать ответы на вопросы; выписать
прилагательные из отрывка, указать форму и разряды прилагательных; составить
«словесный портрет» имени прилагательного.

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

1. Начало урока

К.Приветствие.
Психологический настрой.

«НИКТО
НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я…»

Актуализация знаний

Фразеологизмы еще называют крылатыми выражениями. Пройди по
ссылке, послушай программу «Веселый урок  Радионяни»  Выпиши в тетрадь
фразеологизмы, о которых ты узнал из программы.

https://www.youtube.com/watch?v=V_YGfV9PpiM

Введение  в тему.

И.К. Прием «Свободный микрофон»

Задание: ответить на вопросы учителя.
Высказать свое мнение.

-Что значит для вас дом?

-Как вы понимаете выражение «под крышей дома своего»?

-Объясните смысл пословицы «Семья сильна, когда над ней крыша
одна».


Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Определите
тему урока?

Тема урока: «Под крышей дома своего». «Словесный
портрет» имени  прилагательного.   ( запись в тетрадь)

Сообщение целей  урока

Выписывают услышанные фразеологизмы

Дают ответы на вопросы;

Аргументируют свои ответы.

Комментарии учащихся

Обратная связь учителя.

Аудиозапись

2. Середина урока

И.Г. Прием
«Ассоциативный ряд» (  упр.207А)

Задание:    Какие представления у вас возникли, когда вы
слышите слово ДОМ? Запишите ваши ассоциации на листке в домик. Крупным
шрифтом запишите слова более важные, главные и меньшим шрифтом – менее
важные.

И. Г. Прием
«Комментированное чтение» ( упр.208Б)

Задание:   прочитать отрывок из песни «Под крышей дома
твоего». Какова основная мысль отрывка? В каких строках она выражена?

Дополнительно: упр.208Г ( выписать все прилагательные, указать
форму их)

И. Г. Прием
«Теоретическая копилка» (стр.126, теория)

Задание:   прочитать
теоретический материал на тему «Словесный портрет» имени прилагательного. При
возникших вопросах обратиться к учителю. Перечислить план «словесного
портрета» имени прилагательного.

И. Прием
«Грамматическая минутка» ( упр. 209А )

Задание:  списать предложение, вставить
пропущенные буквы. ( по 2 предложения  для групп)

Дополнительно:
упр.209Г ( выписать все прилагательные, определить их разряды, указать полную
и краткую форму. Составить письменный «словесный портрет» одного
прилагательного.

Записывают ассоциации
в домик;

Выделяют шрифтом
главные и второстепенные слова.

Определяют строчку, в
которой выражена основная мысль песни;

Выписывают все
прилагательные из отрывка;

Указывают форму
прилагательных.

Читают правило;

Перечисляют порядок плана
группой.

Списывают 2
предложения;

Выписывают все
прилагательные из предложений;

Определяют форму и
разряд у прилагательных;

Составляют «словесный
портрет» одного прилагательного

Устная похвала.

Обратная связь учителя.

«Трибуна». Обратная связь

«Сигнал рукой». Обратная связь

Взаимооценивание в паре

Обратная
связь учителя

3. Конец урока

Итог урока. Возвращение к целям урока.

И.Рефлексия.     Прием «Одним предложением»

Продолжи фразу, оценив свою работу на уроке:

Уходя с урока, я хочу сказать…

Домашнее задание

1.     
Учить стр. 126

2.      Упр.208 Д

Благодарность соседу

ПРОЕКТ  УРОКА

ТЕМА

«Портрет имени прилагательного»

УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 5 класса»

С.И.Львова, В.В.Львов    

ТЕХНОЛОГИЯ: проектная деятельность, здоровьесберегающая  

УЧИТЕЛЬ: Цыренжапов . Э .С.

Обоснование методов и принципов урока

      Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс

 Ведущими  формами,  методами  и  приемами  работы  явдяются вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, индивидуальная работа, самоконтроль, наглядность, поисковый метод. Их сочетание должно помочь учащимся  научиться,  обеспечить  хорошую  работоспособность,  бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.  

ТЕМА: Имя прилагательное как часть речи (портрет имени прилагательного)

Цель для учителя:  Создать условия для формирования лингвистической компетенции через овладение знаниями и обобщение изученного об имени прилагательном, ролью его в предложении, в тексте.

Цель  для  учащихся:  обобщить  и  систематизировать  знания  об  именах прилагательных,  совершенствовать  навыки  употребления  имён прилагательных в тексте.

Задачи:

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД

-обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном (создать «портрет» имени прилагательного)

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся,  

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение проводить комплексный анализ текста.

Метапредметные УУД:

-искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции в работе с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

Оборудование:  компьютер,  мультимедиа,  планшеты,  учебник  «Русский язык: Учебник для 5 класса» С.И.Львова, В.В.Львов, презентация, карточки с заданиями для групп.

План урока

Структура урока

Хронометраж  

I.  Организационный момент  

               1.  Приветствие.

2.  Формирование психологического настроя на урок.

1 мин.

II.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (работа с эпиграфом)

2 мин

    III.       Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний  

1.Повторение теоретического материала в игровой форме  

  2.Контроль усвоения знаний о прилагательном (работа в парах) (графический диктант) 2  мин.

27 мин

2 мин

IV. Физкультминутка

V. Применение знаний и умений в новой ситуации. Исполнительная часть – проектирование:

1) работа с текстом;

2) групповая работа по карточкам

3) представление продукта деятельности

4) проверка индивидуальной практической работы.

5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и

их коррекция.

VI.  Рефлексия. Подведение итогов урока.

1.Заключительное слово учителя.   2.Оценивание ответов учащихся

2  мин.

VII.  Домашнее задание.  

2 мин.

Анализ  и  содержание  итогов  работы,  формирование  выводов  по изученному материалу

 Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль  усвоения,  обсуждение  допущенных  ошибок  и  их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Этапы урока  

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

1. Формирование

психологического настроя

на урок.

– Доброе утро! Ребята,

повернитесь друг к другу

лицом, образуя пару. Руки

держите перед собой

ладоням вверх. Затем

мысленно повторяйте: “Все

знания, которые я принёс с

собой, положу в левую

руку, а всё то, что я узнаю

сегодня – в правую” . И

когда я скажу: “Готово!

Давай!” –  вы соедините

руки одним громким

хлопком, сказав при этом

“Готовы!”. А к чему вы

готовы?

Выполняют

задания учителя

Держат руки перед

собой, затем

хлопают

– Готовы к

сотрудничеству, к

активной работе!

2. Определение темы

урока. Целеполагание.

Откроем тетради и

запишем дату, (оставьте 2

строчки для записи темы

урока) и эпиграф к уроку  

(слайд 2)

«Русский язык в умелых

руках и в опытных устах—

красив, певуч,

выразителен, гибок,

послушен, ловок и

вместителен»

Александр Иванович

Куприн.

Ребята, как вы понимаете

это высказывание?

Согласны ли вы с этим

утверждением?

Слова какой части речи

преобладают в этом

предложении?

Попробуйте прочитать это

предложение без

прилагательных.  

Так для чего же нам нужны

в речи прилагательные?

Слова какой части речи

преобладают в этом

предложении?

Попробуйте прочитать это

предложение без

прилагательных.  

Так для чего же нам нужны

в речи прилагательные?

 СЛАЙД

Таким образом, о какой же

части речи пойдет речь

сегодня на уроке?

После изучения каждого

большого раздела, мы с

вами повторяем

пройденный материал по

данной теме. Как же будет

звучать тема сегодняшнего

урока? (Повторение…)

(слайд 4)

Давайте попробуем

поставить цели нашего

сегодняшнего урока.

Вы разделились на группы.

Как вы думаете для чего?

Ответы детей

(так как это урок

повторения, то мы

должны вспомнить

и повторить…),  

(так как мы

поделились на

команды, то мы

должны

воспитывать в

себе…)

СЛАЙД

3. Актуализация знаний,

умений, навыков:

 повторение

теоретического

материала, контроль

знаний

1.  Повторение

теоретического

материала.

     – А теперь вспомним,

что же такое

«Прилагательное», на

какие вопросы оно

отвечает, каковы

морфологические признаки

этой части речи и чем оно

является в предложении?

2.  Контроль усвоения

знаний о

прилагательном.  

– А теперь проверим, как

вы усвоили материал по

теме «Имя прилагательное

как часть речи»

Предлагаю вам небольшую

проверочную работу.

 (На столах карточки с

заданиями)

Работа с текстом

– Прочитайте текст,

озаглавьте его.

– Почему я назвала

прочитанное текстом?  

– Назовите признаки

текста.    

3.  Презентация картин

художников,

писавших Байкал, с

музыкальным

сопровождением.

прилагательных

(слайд )

-степени

сравнения имён

прилагательных,

их формы

– Разряды по

значению

(качественные,

относительные,

притяжательные)

-Правописание НЕ

с

прилагательными.

 -Буквы О и Ё

после шипящих и

Ц в суффиксах

прилагательных

 -Н и НН в

суффиксах

прилагательных  

 -Суффиксы –к- и

–ск- в

прилагательных

 -Дефисное и

слитное написание

Проверка – работа

в парах

членимость,

целостность,

связность

Описание

впечатлений от

картины и от

прослушанной

музыки.

4.  Физкультминутка

Тибетская гимнастика

«для ума»

– А теперь давайте

немного отдохнем и

выполним несколько

упражнений, помогающих

улучшить мозговое

кровообращение.

– Ладонь правой

руки положите на

лоб, левую – на

правую и

двигайте по

лобной части

вправо-влево по

20 раз так, чтобы

мизинцы

двигались над

-Тыльной стороной

больших

согнутых пальцев

массируйте

глазные яблоки15

раз  

–  Сделайте замок из

пальцев обеих

рук, положите их

на затылок и

массируйте  

– Плотно прижмите

ладонями уши.

Кончиками

пальцев обеих рук

поочередно

барабаньте по

затылку.  

(ШУМ ПРИБОЯ)

Дети повторяют

действия учителя

бровью.

5.  Применение знаний

и умений в новой

ситуации.  

Проектирование.

Исполнительная  часть  –

проектирование:

1.  Работа с текстом;

2.  Групповая работа по

карточкам

3.  Представление

продукта

деятельности

4.  Проверка

индивидуальной

практической

работы.

5.  Контроль усвоения,

обсуждение

допущенных ошибок

и их коррекция.

  – Слушаем задание. Перед

вами 5 тем, каждая

команда получает одну из

этих тем и разрабатывает

свой проект. Это может

быть брошюрой, постером,

объявлением, сказкой,

стихотворением, портрет.  

Читаем внимательно

задания к тексту. За 7  

минут вы должны сделать

проектную работу и

выступить с ней,

распределите обязанности

в своей команде

(художник, правило,

выступающий, креативный

директор и т.д. ) и

начинайте работать.  

6. Итог урока. Рефлексия  

Над чем работали в

течение урока?

За что вы могли бы

похвалить себя?

Что удалось на уроке?

Над чем еще нужно

поработать?

Поднимите карточки

настроения (Фотографии

«На Байкале шторм» и

«Байкал в солнечный

ясный день»)

Ответы учащихся

7.Выставление оценок    

8. Домашнее задание

Информация о домашнем

задании, инструктаж по его

выполнению.

дифференцированное

домашнее задание:

1.  Упр. 658

Или

2.  Составить словарный

диктант,

включающий все

виды орфограмм,

изученных в теме

«Имя

прилагательное»

Или

3.  Написать небольшую

сказку или

стихотворение на

одну из тем по

разделу «Имя

 прилагательное»

Приложение

Карточки с текстом

Лежит  Байкал  в  глубокой  зеленой  чаше  и  медленно,  будто  нехотя ворочается; волны поблескивают в утреннем солнце, пошаливают, но славно бы понарошку, то    вдруг кинутся на белый каменистый берег, то вдруг вспенятся и забурлят. Большие, иссиня-белые чайки кружат над морем.  Велик Байкал и загадочен. У каждого народа, соприкоснувшегося с ним, отношение к нему свое, особенное. Жители степных раздолий и просторов, буряты,  уважительно  относятся  к  Байкалу.  С  малых  лет,  привыкнув поклоняться земным тайнам, они и к сибирскому морю испытывают немалое почтение, нопочтение это не робкое, а какое-то домовитое, хозяйское, как если бы перед ними был и не Байкал вовсе, а умудренный годами старец. Велик Байкал и загадочен… ( Ким Балков. «Байкал   море священное», отрывок из I гл., стр. 36.)  

 Задания группам.

1 группа  

Выразительно прочитайте текст, выполните задание:

1. Найдите в тексте по одному примеру прилагательного каждого разряда.  

2. Дайте им характеристику. Ответ можно оформить в виде брошюры (маленькой книжицы), постера, объявления, рекламки, стихотворения о разрядах прилагательных, портрета.  

2 группа

Выразительно прочитайте текст, выполните задание:

1.  Найдите в тексте по одному примеру прилагательных с орфограммами  не с прилагательными,  дефисное написание сложных прилагательных,  НН в прилагательных.

2.  Правила правописания имён прилагательных оформите в виде брошюры (маленькой книжицы), постера, объявления, стихотворения, портрета.  

3 группа  

Выразительно прочитайте текст, выполните задание:

1. Найдите в тексте по одному примеру прилагательного, образованных с помощью суффикса -енн-, -ист-, способом сложения.  

2. Дайте им характеристику. Ответ можно оформить в виде брошюры (маленькой книжицы), постера, объявления, рекламки, стихотворения о способах образования прилагательных, портрета.

4 группа  

Выразительно прочитайте текст, выполните задание:

1.  Выполните морфологический разбор прилагательного загадочен по плану:

  • грамматическое значение;
  • морфологические признаки
  • начальная форма;
  • разряд;
  • степень сравнения (у качественных прилагательных)
  • краткая или полная форма (у качественных прилагательных)
  • род;
  • число;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении

2. Ответ можно оформить в виде брошюры (маленькой книжицы), постера, объявления, рекламки, стихотворения о морфологических признаках прилагательных, портрета этой части речи.

5 группа  

Выразительно прочитайте текст, выполните задание:

1.  В данных ниже предложениях из текста определите, какими членами предложения являются имена прилагательные. Большие, иссиня-белые чайки кружат над морем. Велик Байкал и загадочен.

2. сделайте вывод. Ответ можно оформить в виде брошюры (маленькой книжицы), постера, объявления, рекламки, стихотворения о роли прилагательных в предложении, портрета этой части речи.

Темы для проектов

1. Разряды имён прилагательных.

2. Правописание имён прилагательных.

3. Способы образования имён прилагательных.

4. Морфологические признаки прилагательных.

5. Роль имён прилагательных в предложении и тексте.

Карточки с предложениями для проверочной работы.

Прочитайте текст.

          1)Многолика  земля  бурятская.  2)  Здесь  можно  видеть  ландшафты,

похожие на швейцарские Альпы, просторы Монголии или леса и равнины

Европейской  России.  3)  В  Бурятии  много  больших  и  малых  озер –

красивейших уголков природы. 4) Самое крупное и глубокое из них Байкал,

предмет духовного поклонения и особой заботы. 5) Байкал в народе называют

Священным морем.  

          Задание.

1.  Выпишите номер предложения, в котором употреблено качественное

прилагательное в простой превосходной степени.

2.  Выпишите номер предложения, в котором употреблено качественное

прилагательное в составной превосходной степени.

3.  Выпишите номера предложений, в котором употреблены относительные

прилагательные.

Ответы

1) 3

2) 4

3) 1, 2

Прочитайте стихотворение, выучите его.

     На каком выразительном средстве построено текст?

     Прочитайте цикл миниатюр Д.Жалсараева «Бурятские напевы». О чем

размышляет автор в своих миниатюрах?

           Сколько суток в году, столько в синий Байкал  

           Разных речек впадает – прозрачных и мутных.

           Сколько суток в году, столько каждый познал

           И печалей, и радостей сиюминутных.

           Но течет из Байкала одна Ангара,  

           И ее красота повсеместно известна.

           Дай-то бог; чтоб одна только песня добра

           Каждый день выливалась из нашего сердца!

      Наши  предки  умели  мудро  пользоваться  природными  богатствами.

Природа была не только домом и кровом, а основой и условием благополучия,

богатства,  радости,  здоровья.  Считая  себя  частицей  единой  и  неделимой

природы, человек никогда не старался подчинить ее себе. Ребенок с малых лет

учился  любить,  почитать,  охранять  ее,  не  только  слушая,  наставления  и

назидания, но и наблюдая личный пример старших.

       Главный  виновник  современных  экологических  проблем  и  бед –  сам

человек,  его  потребительское  отношение  к  окружающей  среде.  Чтобы

сохранить то,  что даровано нам Небом, приумножить наследованные нами

богатства наших предков и передать детям и внукам, мы должны использовать

многовековой  опыт  народа,  его  нравственную  культуру,  экологические

традиции, В культуре бурятского народа был и останется самый древний

культ – культ природы.

         И шепот лиственницы, и березы говор,

         Колюче-мягкий взгляд зеленой ели –

         Все в гармонии с небом,

         Как сговор миров природы в порыве едином.

                                                                                          Г.Базаржапова

М-тест 6 класс

Группа вопросов: Русский язык 6 класс 5.3. Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

Время ответа на один вопрос: 2 мин.

Балльная стоимость одного вопроса: 5 балл.

Составитель группы вопросов: Цыренжапов Э. С. ( РБНЛ-И №1 ) от 17.01.2015

Выборка вопросов:  Закрытая форма,  Открытая форма,  Соответствия,  Правильная последовательность,  

Вопрос № 1

В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В тро(1)ом зале был накрыт обеде(2)ый стол, сервированный серебря(3)ой посудой.  

Ответ: Выбор из вариантов ответа

1. 1

2. 2, 3

3. 1, 2, 3

Правильный вариант: 4. 1, 2  

Вопрос № 2

В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

За безукоризне(1)ое поведение  и недюжи(2)ые способности он был

представлен к име(3)ой стипендии.

Ответ: Выбор из вариантов ответа

Правильный вариант: 1. 1, 2, 3

2. 1, 2

3. 2, 3

4. 1, 3

Вопрос № 3  В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

На деревя(1)ой полке, покрытой полотня(2)ой салфеткой, жили дружные игрушки: глиня(3)ый зайчонок, берестя(4)ая куколка, серебря(5)ый ангелочек и оловя(6)ый солдатик.

Ответ: Выбор из вариантов ответа

1. 1, 2, 3, 4, 5, 6

Правильный вариант: 2. 1, 6

3. 2, 3, 4, 5

4. 1, 5, 6

Вопрос № 4.  В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется  одна буква Н?

Однажды в тума(1)ое утро  в комнате появился румя(2)ый малыш в шерст(3)ом свитере и кожа(4)ой курточке.

 Ответ: Выбор из вариантов ответа

1. 1

2. 3,4

Правильный вариант: 3. 2, 3, 4

4. 1, 2, 3, 4

Вопрос № 5. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Однажды безветре(1)ым днём  шёл я по пусты(2)ой дороге и увидел вдалеке деревя(3)ую ветря(4)ую мельницу.

Ответ: Выбор из вариантов ответа

1. 1, 4

2. 1, 2, 3, 4

3. 4

Правильный вариант: 4. 1, 2, 3

Вопрос № 6. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Вдали от городской суеты милыми кажутся деревя(1)ые домики с соломе(2)ой крышей, возле которых раздаётся ути(3)ое кряканье.

Ответ: Выбор из вариантов ответа

Правильный вариант: 1. 3

2. 1, 2, 3

3. 1, 2

4. 1, 3

Вопрос № 7. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Мы любили отдыхать на берегу озера в деревя(1)ом домике со стекля(2)ой верандой, где нас всегда угощали кури(3)ым бульоном, румя(4)ыми пирожками и клюкве(5)ым компотом.

Ответ: Выбор из вариантов ответа

1. 1, 3, 4

Правильный вариант: 2. 1, 2, 5

3. 1, 3, 4

4. 3, 4

Вопрос № 8. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Театр есть страна нереального: в нём карто(1)ые деревья, полотня(2)ые дворцы, тряпичное небо, стекля(3)ые бриллианты, поддельное золото. Театр в то же время страна исти(4)ого: на сцене – подли(5)ые человеческие сердца.

Ответ: Выбор из вариантов ответа

1. 1,2,3,4,5

2. 1,3,5

3. 1,2,3,5

Правильный вариант: 4. 1,3,4,5

Вопрос № 9. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Здесь не было величестве(1)ых гор и скал; это был обыкнове(2)ый русский пейзаж: ржа(3)ые поля, редкие деревни с соломе(4)ыми и деревя(5)ыми кровлями.

Ответ: Выбор из вариантов ответа

1. 1,3

Правильный вариант: 2. 1,2,4,5

3. 2,3,5

4. 2,4,5

Вопрос № 10. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

 Вдали, на крутом песча(1)ом берегу, в утре(2)ем воздухе ясно виднеется стари(3)ое село с белокаме(4)ой церковью и ветря(5)ыми мельницами.

 Ответ: Выбор из вариантов ответа

Правильный вариант: 1. 2,3,4

2. 1,2,4,5

3. 4,5

4. 1,2,3

Вопрос № 11. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется  одна буква Н?

Изучение стари(1)ых предметов: глиня(2)ой посуды, берестя(3)ых грамот, серебря(4)ых украшений, холсти(5)ых рубах – очень важно для совреме(6)ой науки.

 Ответ: Выбор из вариантов ответа

1. 1,2,4,5

2. 3,4,5

Правильный вариант: 3. 2,3,4

4. 2,3,4,5  

Вопрос № 12. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Дли(1)ый ряд подли(2)ых масля(3)ых картин на традицио(4)ые темы русской истории радовал таинстве(5)ым буйством красок.

Ответ: Выбор из вариантов ответа

1. 3,4,5

Правильный вариант: 2. 1,2,4,5

3. 1,4,5

4. 2,3,5

Вопрос № 13. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Таинстве(1)ый незнакомец в шерстя(2)ом костюме спустился в

маши(3)ое отделение корабля.

Ответ: Выбор из вариантов ответа

1. 1,2

2. 2,3

3. 1,2,3

Правильный вариант: 4. 1,3

Вопрос № 14.  В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется  одна буква Н?

Кухо(1)ая мебель была расписана масля(2)ыми красками и уставлена  глиня(3)ой посудой.

Ответ: Выбор из вариантов ответа

1. 2

2. 3

Правильный вариант:

3. 2,3

4. 1,2

Вопрос № 15. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В областной художестве(1)ый музей поступили стари(2)ые берестя(3)ые грамоты.  

Ответ: Выбор из вариантов ответа

1. 1,2,3

2. 2,3

3. 1

Правильный вариант: 4. 1,2

М-тест для 11 класса Монголо-российской школы

Группа вопросов: М-Т-2.1.Неспециальные лексические изобразительно-выразительные средства

Время ответа на один вопрос: 3 мин.

Балльная стоимость одного вопроса: 10 балл.

Составитель группы вопросов: Цыренжапов Э. С. ( РБНЛ-И №1 ) от 25.12.2014

Выборка вопросов:  Закрытая форма,  Открытая форма,  Соответствия,  Правильная последовательность,

Вопрос № 1

В каком предложении есть контекстные антонимы?(напишите номер предложения)

1) Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его.

2) Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив.

3) Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма.

4) Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи?

Ответ: Ввод с клавиатуры

 3 ИЛИ 3      

Вопрос № 2

В каком предложении есть контекстные антонимы?(напишите номер предложения)

1) Система универсальной символики, международные знаки науки с каждым годом совершенствуются, но раньше это происходило, так сказать, стихийно, без участия специалистов.  

2) И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.

3) Поэтому и алфавит, и книга, вероятно, будут жить века, только сфера их употребления значительно сузится.

4) Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий – от фонетического письма.

Ответ: Ввод с клавиатуры

 2 ИЛИ 2        

Вопрос № 3

Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы (напишите номер предложения).

1) Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, – да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей!

2) Высматривает орлом, выступает плавно, мерно.

3) Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.

4) У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, – словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки.

Ответ: Ввод с клавиатуры

 3 ИЛИ 3      

Вопрос № 4

Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы (напишите номер предложения)

1) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках.

2) Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны.

3) Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

4) Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

Ответ: Ввод с клавиатуры

 4 ИЛИ 4      

Вопрос № 5

В каком предложении содержатся контекстные синонимы?(напишите номр предложения)

1) Если бы люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной.

2) Миллиарды людей без тесноты и давки могли бы разместиться в океане.

3) – Ну конечно, конечно, уважаемый читатель, сие – пламенная речь профессора Сальватора из романа «Человек-амфибия» фантаста Александра Беляева.

4) В дни, когда писались эти строки, экспертная группа ООН, состоящая из 2,5 тысячи самых авторитетных учёных 130 стран мира, обнародовала «самый зловещий» доклад об угрозе прогнозируемого глобального потепления -результате деятельности человека на Земле.

Ответ: Ввод с клавиатуры

Презентация “Имя прилагательное”
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Каштан Татьяна Анатольевна

Презентация предназначена для учащихся 6 класса при обобщении материала по теме “Имя прилагательное”, проверки знаний и умений. Содержит и теоретический, и практический материал.Полезна при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe.pptx 109.11 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Имя прилагательное Презентация подготовлена учителем МБОУ Павловская ООШ Каштан Т.А.

Имя прилагательное Обозначает признак предмета Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. В предложении бывают чаще всего определениями и сказуемыми.

Разряды имен прилагательных по значению Качественные Относительные Притяжательные

Качественные прилагательные Обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени Темный – темнее, бледный – бледнее. Умный – умнее, сильный –сильнее. Вкусный –вкуснее, широкий- шире, узкий –уже. Глубокий –глубже, интересный –интереснее.

Относительные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени. Деревянный дом, городской транспорт, январский мороз, вчерашний вечер, кожаная куртка, точильный станок, нагревательный, временный, верхний, отрывной, утренний.

Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чье? Имеют суффиксы – ов (ев), -ин( ын ), – ий . В косвенных падежах ж.р. и ср.р. суффикс – й – Волчий- волчья, волчье. Папин, лисий, гусиный, заячий, бабушкин, собачий, крокодилий.

Полные и краткие формы дремучий – дремуч колючий -колюч пахучий – пахуч сладкий- сладок шипучий –шипуч красный -красен Мягкий знак на конце кратких форм имен прилагательных не пишется.

Степени сравнения имен прилагательных Сравнительная степень показывает, что в том или в ином предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом. Этот арбуз слаще , чем тот. Этот арбуз более сладкий, чем тот. Это озеро чище, чем соседнее. Наш город моложе Киева. Моя книга интереснее журнала.

Превосходная степень сравнения показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому- либо признаку. Глубочайший, самый глубокий. Высочайший, самый высокий Умнейший, самый умный. Крупнейший, самый крупный. Чистейшее, самое чистое.

Сравнительная степень имеет две формы Простая форма образуется путем прибавления к основе начальной формы прилагательных суффиксов – ее (ей). Умный –умнее, умней. Тонкий- тоньше. Сильный –сильнее, сильней. Сладкий – слаще. Глубокий- глубже.

Составная форма сравнительной степени Обычно образуется прибавлением к начальной форме прилагательного слова наиболее Более вкусный, более сладкий. В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями. В этом году зима будет более снежной, чем в прошлом. Домой мы возвращались по более широкой дороге.

Превосходная форма Имеет две формы: простую и составную. Простая форма образуется путем прибавления к основе начальной формы суффикса – ейш , (- айш -): высочайший, глубочайший, умнейший . Составная форма представляет собой сочетание слов самый, наиболее с начальной (исходной) формой прилагательного.

Способы образования имен прилагательных Приставочный Срочный- досрочный суффиксальный Серебро- серебряный приставочно-суффиксальный Имя- безымянный сложение прошлогодний

Окончания имен прилагательных Безударные окончания имен прилагательных проверяются с помощью вопроса какой, – ая , -ой : шел лесом (каким?) дремучим, заблудился в лесу (каком?) дремучем. Прилагательные загородный, междугородний, подгородный, пригородный – окончание – ый (- ая,-ое ) в слове иногородний – окончание – ий (- яя , -ее). Двоякое окончание имеет слово бескрайний (- яя , -ее) – бескрайный (- ая,-ое )

Не с именами прилагательными Не с полными и краткими качественными прилагательными пишется слитно : если слово без не не употребляется: небрежный, неряшливый, невзрачный. если прилагательное с не- может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением: невысокий- низкий, неширокий- узкий, недалекий- близкий, несложный – простой.

О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е : ежовый, камышовый, свинцовый, кумачовый, песцовый, пунцовый; пищевой, вещевой, лицевой, глянцевый, плюшевый, ключевой.

Пишется раздельно 1. Если в предложении есть противопоставление с союзом а : не широкий , а узкий, не близкий, а дальний, не высокий, а низкий, не сладкий, а кислый. 2.Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: ничуть не далекий, далеко не сложный, вовсе не высокий, нисколько не умный.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных Две буквы н пишутся: 1. если прилагательное образовано от существительного с основой на н: картина- картинный, стена –стенной, машина- машинный, камень- каменный. 2. если прилагательное образовано от существительного с помощью суффиксов – онн -, – енн – . Исключение: ветреный.

Одна буква н пишется: 1 . В суффиксе – ин- , -ан-, – ян -: орлиный, куриный, кожаный, песчаный . Исключение: оловянный, деревянный, стеклянный. 2.В кратких именах прилагательных пишется столько же букв н , сколько и в полных: туманный –туманна, длинный –длинна, торжественный- торжественна.

Различие на письме суффиксов прилагательных – к- , – ск -. Суффикс –к- пишется : 1. В прилагательных, имеющих краткую форму: резкий- резок, узкий- узок. 2. В прилагательных , образованных от существительных с основой на – к-, -ч-, – ц – : немец- немецкий , ткач- ткацкий. В других прилагательных пишется суффикс– ск – : сельский, сибирский, французский.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Дефис употребляется, если сложное прилагательное обозначает оттенки цветов: ярко-красный, сине-белый, темно- зеленый. Если образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго – запад- юго – западный. Если образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и : мясо- молочный, газетно-журнальный, англо- русский, фруктово-ягодный.

Слитно пишутся сложные прилагательные если они образованы на основе словосочетания : железная дорога –железнодорожный, сельское хозяйство –сельскохозяйственный, три этажа –трехэтажный, древняя Дусь – древнерусский, две комнаты –двухкомнатная, лить чугун- чугунолитейный .

Выполни задание! Башен.. ый кран, камен.. ая ограда, родствен.. ые отношения, традицион .. ый слет, операцион .. ый блок, брат.. ая помощь, одес .. ий порт, Белорус..кий вокзал, (литературно) музыкальный, (тридцати) градусный, (железо) бетон.. ый , (р.. стительно ) животный, (боле) утоляющее, (сорока) летний, курин .. ый , землян..ой, замш..вый, ландыш..вый.

Проверь себя! Баш енн ый кран, кам енн ая ограда, родств енн ые отношения, традицио нн ый слет, операцио нн ый блок, брат ск ая помощь, одес ск ий порт, Белорус ск ий вокзал, литературно – музыкальный, тридцатиградусный, железо- бетонный, растительно-животный, болеутоляющий, сорокалетний, кур ин ый, земл ян ой, замш ев ый, ландыш ев ый.

Запомни! Российское слово от природы богатое, сильное, здоровое, прекрасное… М.В.Ломоносов Русский язык настоящий, сильный, где нужно- нежный, трогательный, где нужно- строгий, серьезный, где нужно- страстный, где нужно- бойкий и живой. А.Н.Толстой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок составлен для изучения качественных прилагательных.

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак,в русском, татарском и английском языках.

Тест по теме “Имя прилагательное. Разряды прилагательных”

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов .

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:• Морфологические признаки прилагательного•.

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных).

Путешествие в стану прилагательных.(Прилагательные полные и краткие)

Научиться распознавать краткие прилагательные от полных. Материал для 5 класса.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Презентация на тему “Имя прилагательное” 3 класс

Презентация: Имя прилагательное

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию. Тема: “Имя прилагательное”. Предмет: русский язык. Для учеников 3 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
Аудитория
Слова
Конспект
Отсутствует

Содержание

Презентация: Имя прилагательное

Слайд 1

Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ – компетентности» по программе: «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника»

Слайд 2

«Что такое имя прилагательное?» Вопросы учебной темы: Для чего используется в нашей речи? Что обозначает прилагательное? На какие вопросы отвечает? Учебный предмет: русскийязык.Участники: ученики 3 класса. основополагающий вопрос

Слайд 3

Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Тема: “Имя прилагательное”

Слайд 4

Цель: усвоить знания об имени прилагательном. Задачи: 1.Закрепить знания по теме «Имя прилагательное». 2.Обогащать словарный запас учеников. 3.Доказать, что прилагательные украшают нашу речь.

Слайд 5

Повторение

Что такое прилагательное? Что обозначает прилагательное? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи употребляется? Как изменяется? Чем является в предложении? Для чего используется в нашей речи?

Слайд 6

Окраска – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая. Известная персона. Это … Какие слова помогли отгадать? Опишите эту птицу. Отгадайте загадку

Слайд 7

Запишите слово ворона. Подберите однокоренные слова. Составьте и запишите предложение о вороне.

Слайд 8

считать ворон?

Слайд 9

Словообразование

Попробуйте подобрать к данным существительным однокоренные имена прилагательные с суффиксом –н-. Цвет, морковь, лес. Разберите имена прилагательные по составу.

Слайд 10

Образуйте от данных существительных имена прилагательных, выделите орфограммы. Честь – солнце – чудеса –

Слайд 11

. Образуйте от данного существительного картофель имена прилагательные м.р., ж.р., с.р., в единственном числе и множественном числе. Как узнать род и число имени прилагательного? У каких прилагательных род и число узнать нельзя? Как отличить имена прилагательные от имени существительного?

Слайд 12

Игра «Узнай слово» в переносном значении

Тёплый дождь — холодный ветер — стальной гвоздь — Составьте и запишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи. Кто хочет поделиться?

Слайд 13

Антонимы

Напишите имена прилагательные противоположного значения. Вставьте пропущенные буквы, докажите. У.кий — б.льшой — в.сёлый — х.роший —

Слайд 14

Творческое задание

Впишите слова, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ. Этот _______________ зверёк живёт в лесу. У него ______________уши,________________хвост. Передние лапы ___________________, а задние —_______________. Шубка у зверька летом — ______________, а зимой — _______________. Морковка, ___________, _______________ — любимые лакомства животного. А зимой и _____________ кора хороша. __________Зверёк всего боится.

Слайд 15

Нарисуйте портрет близкого человека. Составьте словесный портрет этого же человека. Кто хочет поделиться?

Слайд 16

Итог урока

Для чего используют в речи имена прилагательные? Как вы отличаете имена прилагательные от других слов?

Слайд 17

Литература

Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». Начальная школа, №4, 2000г. Русский язык 3 класс, нестандартные уроки. Н. Г. Шепитько. Издательство-торговый дом «Корифей», 2007г. Весёлая грамматика. В. Волина. 1993г. Русский язык. Я познаю мир. Москва. 2002г.

[spoiler title=”источники:”]

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/10/09/prezentatsiya-imya-prilagatelnoe

https://pptcloud.ru/russkiy-yazik/imya-prilagatelnoe-129943

[/spoiler]

«Портрет имени прилагательного»

Цели и задачи урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи;

закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных,

упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён

прилагательных;

способствовать обогащению словарного запаса детей;

формировать умение составлять портфолио прилагательного,

точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

совершенствовать культуру речи детей, развивать орфографическую зоркость, расширять

кругозор младших школьников;

развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие

на слух, умение делать выводы;

развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.

воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание, любознательность и пытливость в

процессе учения;

воспитывать умение работать в коллективе; Урок системно – обобщающий.

Оборудование: портфолио ученика, таблицы с названиями разделов портфолио, творческие

работы детей.

Ход урока:

. Сообщение темы и целей урока.

Найди лишнее слово;

Берёза снежный старик

Березняк снеговик старушка

Берёзовый снег старый

В чём сходство им. прилагательного и сущ.? Различие?

Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдёт разговор.

Я слово ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее.

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое.

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его прилагательное.

Какова тема нашего урока?

Вот сегодня мы с вами и повторим всё, что знаем об имени прилагательном и создадим

портфолио имени прилагательного.

Кто знает, что такое портфолио?

Портфолио происходит от англ. portfolio – портфель или папка для документов.

Для чего создают портфолио?

Для того, чтобы все важные сведения хранились в одном месте и их можно было

использовать в любой момент.

Ребята, я покажу вам портфолио, которое составили ученики .

(Демонстрация портфолио)

Портфолио у нас будет необычное и содержать будет такие разделы:

Титульный лист

Мир имени прилагательного

Отзывы и пожелания

Запишем дату составления портфолио.

Двадцатое декабря

Классная работа

Минута чистописания

Давайте вспомним, как писать строчные буквы п р т ф л.

Посмотрите внимательно, какое слово получится, если добавить гласные?

Напишем слова портфель портфолио.

Назовите гласные буквы.

Сколько слогов в этом слове?

Определите к какой части речи относится слово портфолио?

Подберите прилагательные к этому слову (красочное, чёткое, объёмное…)

Словарная работа.(подбери сущое из словаря и подбери к нему прилагательное)

1.Титульный лист.

Представьте, что вы прилагательное. Что вы можете о себе рассказать

Самостоятельная ……….

Обозначаю….

Изменяюсь по……

2. Фотография

Дальше необходимо поместить фотографию имени прилагательного. У вас было творческое

задание нарисовать прилагательное. Вы справились с этим заданием.

Рассматриваем.

Что ты хотел сказать своим рисунком?

Какие прилагательные можно подобрать к этому рисунку?

Прилагательное делает нашу речь яркой, красивой, точной, эмоциональной… Имена

прилагательные нужны для точности описания и уточнения.

А теперь попробуйте по прилагательным догадаться, о каком животном можно так сказать:

Рыжая плутовка,

хитрая да ловкая,

в сарай попала,

кур пересчитала.(Лиса)

Составим предложение про лису.

Лиса в лесу живёт,в деревне кур крадёт.(объясните орфограммы)

Следующий раздел ;

«Мир имени прилагательного ».

Он будет содержать самую важную информацию о прилагательном

3. Роль имени прилагательного в речи.

Что было бы если бы прилагательные исчезли?

Речь была бы бедной, некрасивой, неточной, неяркой.

А хотите узнать где зимует ёжик?

Послушайте рассказ.

Ёж.

Осенью ______ ёж готовит себе______ место для сна. Норка у ежа находится под

_______пнём. Днём и ночью таскает он туда _______ листочки и ______ мох. Скоро придёт

________ зима. Накроет его нору _______ сугробом. До ______солнышка всю зиму проспит

ёж.

(Слова для справок:, маленький, колючий, уютное, крепкого, большим, старым, трухлявым,

сухие, жёлтые, мягкий, зелёный, холодная, вьюжная, большим, пушистым, пуховым,

весеннего)

Так где же зимует ёж?

А рассказ вам понравился?

Чего не хватает здесь?

Устно вставим прилагательные, которые подходят по смыслу. Можно использовать слова

для справок.

Вам понравился новый текст?

( Дети на листочках вставляют пропущенные слова)

Задание:

Разбор по составу слов – холодная, вьюжная.

(проверкакарточки)

Так какую же роль играют прилагательные в речи?

Физкультминутка.

( Подбери прилагательное к имени существительному)

4. Число и род.

Как определить число и род имени прилагательного?

Вывод; чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

Найти существительное, к которому относится прилагательное.

Определить род и число существительного.

По числу и роду существительного определить род и число прилагательного.(работа с

комментированием,дети работают с сигнальными карточками)

5.Изменение им. прилагательного по падежам.

Тест( работа в парах)

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет; с) признак предмета;

в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

Т) кто? что? л) что делает? что сделает? К) какой? какая? какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая яя; о) ое ее; и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным; н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый; е) аккуратный;

о) хлопотливый

7) с чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным; т) с глаголом; с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.

А) проводка; И) вода; е) уводить

9) Прилагательное это:

О) часть слова; И) член предложения; е) часть речи

Какое слово получилось?(склонение)

Что такое склонение?

Просклоняйте (белый снег)- взаимопроверка

Какое правило мы должны вспомнить при склонении им. сущ.?

А как вы думаете как проверить безударное окончание им. прилагательного?

упр № 13 (определить падеж имени прилагательного) работа с карточками

6.Синтаксическая роль.

Сделай разбор 3 предложения.

Каким членом предложения является имя прилагательное?

7.Отзывы о прилагательном.

8. Итог урока.

Вот и подходит к концу наш урок. Чтобы закрыть последнюю страницу портфолио, давайте

повторим и обобщим всё, что мы делали на уроке.(тест)

Рефлексия.

Я узнал…

Я повторил…

Я запомнил…

Мы с вами закончили составлять портфолио имени прилагательного.

9. Домашнее задание.

№20 стр.158

Я довольна вашей работой, а в награду я задам вам веселое домашнее задание. Дома вы

поиграете в игру “Мозаика”. Я надеюсь, вы, ребята, знаете, что такое мозаика. Это

разноцветные камешки или стеклышки, из которых можно сложить самые разные картины. В

нашей игре роль цветных стеклышек будут играть прилагательные. Их очень много, они все

разные! В сказке вместо многоточий подставляете к существительным любые

прилагательные в любом порядке. Сочиняйте, а потом сравним, у кого какая сказка

получилась.

М О З А И К А

Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые

прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.

На …………………… планете жили ………………… и ………………… человечки, у них были……………………….

глаза, …………………… волосы, ……………………… уши. Зато очень …………………… характер. Домики у

человечков были ……………………, а крыши у домиков …………………… . Возле каждого домика

сидела ………………….. собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что

……………………. домики охраняли ……………………… дракончики и ……………………… страусы. Они

сидели на ……………………… веревочках и рычали. На ………………… деревьях пели ………………………..

песни ………………….. мухи. В ………………… лесах водились ……………………… слонята, ………………

цыплята, ……………. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах

………………………… человечки ездили в гости.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МОЗАИКИ.

Клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый,

лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый,

белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный,

стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый,

серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный,

хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый,

шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, черный,

красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный,

бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный,

громадный, железный, кирпичный, колючий.

Урок русского языка

«Портрет имени прилагательного»

Цели и задачи урока:

-Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи;

-закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных,

-упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных;

-способствовать обогащению словарного запаса детей;

– формировать умение составлять портфолио прилагательного,

– точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

-совершенствовать культуру речи детей, развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор младших школьников;

-развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы;

-развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.

-воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание, любознательность и пытливость в процессе учения;

-воспитывать умение работать в коллективе; Урок системно – обобщающий.

Оборудование: портфолио ученика, таблицы с названиями разделов портфолио, творческие работы детей.

Ход урока:

. Сообщение темы и целей урока.

-Найди лишнее слово;

Берёза снежный старик

Березняк снеговик старушка

Берёзовый снег старый

-В чём сходство им. прилагательного и сущ.? Различие?

– Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдёт разговор.

Я слово ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее.

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое.

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его прилагательное.

– Какова тема нашего урока?

– Вот сегодня мы с вами и повторим всё, что знаем об имени прилагательном и создадим портфолио имени прилагательного.

Кто знает, что такое портфолио?

Портфолио происходит от англ. portfolio – портфель или папка для документов.

Для чего создают портфолио?

Для того, чтобы все важные сведения хранились в одном месте и их можно было использовать в любой момент.

– Ребята, я покажу вам портфолио, которое составили ученики .

(Демонстрация портфолио)

– Портфолио у нас будет необычное и содержать будет такие разделы:

Титульный лист

Мир имени прилагательного

Отзывы и пожелания

-Запишем дату составления портфолио.

Двадцатое декабря

Классная работа

Минута чистописания

– Давайте вспомним, как писать строчные буквы – п р т ф л.

– Посмотрите внимательно, какое слово получится, если добавить гласные?

– Напишем слова портфель портфолио.

– Назовите гласные буквы.

– Сколько слогов в этом слове?

– Определите к какой части речи относится слово портфолио?

– Подберите прилагательные к этому слову (красочное, чёткое, объёмное…)

Словарная работа.(подбери сущ-ое из словаря и подбери к нему прилагательное)

1.Титульный лист.

Представьте, что вы прилагательное. Что вы можете о себе рассказать

Самостоятельная ……….

Обозначаю….

Изменяюсь по……

2. Фотография

Дальше необходимо поместить фотографию имени прилагательного. У вас было творческое задание нарисовать прилагательное. Вы справились с этим заданием.

Рассматриваем.

– Что ты хотел сказать своим рисунком?

– Какие прилагательные можно подобрать к этому рисунку?

Прилагательное делает нашу речь яркой, красивой, точной, эмоциональной… Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения.

– А теперь попробуйте по прилагательным догадаться, о каком животном можно так сказать:

Рыжая плутовка,

хитрая да ловкая,

в сарай попала,

кур пересчитала.(Лиса)

-Составим предложение про лису.

Лиса в лесу живёт,в деревне кур крадёт.(объясните орфограммы)

-Следующий раздел ;

«Мир имени прилагательного ».

Он будет содержать самую важную информацию о прилагательном

3. Роль имени прилагательного в речи.

-Что было бы если бы прилагательные исчезли?

Речь была бы бедной, некрасивой, неточной, неяркой.

А хотите узнать где зимует ёжик?

Послушайте рассказ.

Ёж.

Осенью ______ ёж готовит себе______ место для сна. Норка у ежа находится под _______пнём. Днём и ночью таскает он туда _______ листочки и ______ мох. Скоро придёт ________ зима. Накроет его нору _______ сугробом. До ______солнышка всю зиму проспит ёж.

(Слова для справок:, маленький, колючий, уютное, крепкого, большим, старым, трухлявым, сухие, жёлтые, мягкий, зелёный, холодная, вьюжная, большим, пушистым, пуховым, весеннего)

– Так где же зимует ёж?

– А рассказ вам понравился?

– Чего не хватает здесь?

– Устно вставим прилагательные, которые подходят по смыслу. Можно использовать слова для справок.

– Вам понравился новый текст?

( Дети на листочках вставляют пропущенные слова)

Задание:

Разбор по составу слов – холодная, вьюжная.

(проверка-карточки)

– Так какую же роль играют прилагательные в речи?

Физкультминутка.

( Подбери прилагательное к имени существительному)

4. Число и род.

-Как определить число и род имени прилагательного?

прилагательное

Окон-чание

род

число

Сущест-вительное

беленьк

заяц

светл

небо

сильн

метель

холодн

утро

высок

сосна

хитр

лиса

ранн

заморозки

Вывод; чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

-Найти существительное, к которому относится прилагательное.

-Определить род и число существительного.

-По числу и роду существительного определить род и число прилагательного.(работа с комментированием,дети работают с сигнальными карточками)

5.Изменение им. прилагательного по падежам.

Тест( работа в парах)

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет; с) признак предмета;

в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

Т) кто? что? л) что делает? что сделает? К) какой? какая? какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая яя; о) ое ее; и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным; н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый; е) аккуратный;

о) хлопотливый

7) с чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным; т) с глаголом; с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.

А) проводка; И) вода; е) уводить

9) Прилагательное это:

О) часть слова; И) член предложения; е) часть речи

-Какое слово получилось?(склонение)

-Что такое склонение?

-Просклоняйте (белый снег)- взаимопроверка

Какое правило мы должны вспомнить при склонении им. сущ.?

-А как вы думаете как проверить безударное окончание им. прилагательного?

упр № 13 (определить падеж имени прилагательного) работа с карточками

6.Синтаксическая роль.

Сделай разбор 3 предложения.

Каким членом предложения является имя прилагательное?

7.Отзывы о прилагательном.

8. Итог урока.

– Вот и подходит к концу наш урок. Чтобы закрыть последнюю страницу портфолио, давайте повторим и обобщим всё, что мы делали на уроке.(тест)

-Рефлексия.

– Я узнал…

– Я повторил…

– Я запомнил…

– Мы с вами закончили составлять портфолио имени прилагательного.

9. Домашнее задание.

№20 стр.158

Я довольна вашей работой, а в награду я задам вам веселое домашнее задание. Дома вы поиграете в игру “Мозаика”. Я надеюсь, вы, ребята, знаете, что такое мозаика. Это разноцветные камешки или стеклышки, из которых можно сложить самые разные картины. В нашей игре роль цветных стеклышек будут играть прилагательные. Их очень много, они все разные! В сказке вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любом порядке. Сочиняйте, а потом сравним, у кого какая сказка получилась.

М О З А И К А

Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.

На …………………… планете жили ………………… и ………………… человечки, у них были………………………. глаза, …………………… волосы, ……………………… уши. Зато очень …………………… характер. Домики у человечков были ……………………, а крыши у домиков – …………………… . Возле каждого домика сидела ………………….. собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что ……………………. домики охраняли ……………………… дракончики и ……………………… страусы. Они сидели на ……………………… веревочках и рычали. На ………………… деревьях пели ……………………….. песни ………………….. мухи. В ………………… лесах водились ……………………… слонята, ……………… цыплята, ……………. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………………… человечки ездили в гости.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МОЗАИКИ.

Клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, черный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.

Ёж.

Осенью ______ ёж готовит себе______ место для сна. Норка у ежа находится под _______пнём. Днём и ночью таскает он туда _______ листочки и ______ мох. Скоро придёт ________ зима. Накроет его нору _______ сугробом. До ______солнышка всю зиму проспит ёж.

(Слова для справок:, маленький, колючий, уютное, крепкого, большим, старым, трухлявым, сухие, жёлтые, мягкий, зелёный, холодная, вьюжная, большим, пушистым, пуховым, весеннего)

-Как определить число и род имени прилагательного?

прилагательное

Окон-чание

род

число

Сущест-вительное

беленьк

заяц

светл

небо

сильн

метель

холодн

утро

высок

сосна

хитр

лиса

ранн

заморозки

Тест( работа в парах)

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет; с) признак предмета;

в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

Т) кто? что? л) что делает? что сделает? К) какой? какая? какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая яя; о) ое ее; и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным; н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый; е) аккуратный;

о) хлопотливый

7) с чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным; т) с глаголом; с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.

А) проводка; И) вода; е) уводить

9) Прилагательное это:

О) часть слова; И) член предложения; е)

Добавить комментарий