Как составить словесный портрет лица

Словесный портрет – это принятая в криминалистике система описания внешности человека с помощью стандартизованного набора характеристик. Иногда выражение может применяться и к словесному описанию внешности человека, выполненному не в соответствии с формальными правилами построения словесного портрета.

Первоначально разработана французским криминалистом Бертильоном, впоследствии усовершенствована и упрощена Рейссом. Представляет собой текстовое описание, составленное в определённом порядке с использованием унифицированной терминологии и содержащее сведения об основных видимых анатомических и функциональных признаках, по которым данное лицо может быть выделено из числа прочих и опознано. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска и идентификации скрывающихся и пропавших без вести лиц, а также при идентификации трупов.

Составление словесного портрета вам может пригодиться, например, когда у вас потерялся кто-то близкий (а фото в данный момент отсутствует) или вы стали свидетелем преступления и запомнили преступника. Конечно, в случае чего вам могут составить словесный портрет, но лучше знать заранее как он описывается.

Полный словесный портрет содержит следующие сведения:

  • Анатомические (общефизические) признаки характеризуют собственно тело человека и включают пол, возраст, расовый тип, рост, комплекцию, относительные размеры основных частей тела, особенности строения частей тела, такие как, например, форма ушной раковины.
  • Функциональные признаки описывают особенности, проявляющиеся в движении, такие как походка, осанка, мимика, привычная жестикуляция, особенности произношения.
  • Особые приметы описывают те анатомические или функциональные признаки, которые резко индивидуальны или характерны для относительно небольшого числа людей, такие как явные врождённые или приобретённые уродства, шрамы, бородавки, татуировки, отсутствие частей тела, явная несоразмерность парных частей тела (например, резко различающаяся длина ног), заметная хромота.
  • Дополнительные внешние признаки, такие как одежда, украшения, носимые аксессуары (очки, зонт, трость, сумочка), манера носить одежду, соответствие размеров одежды размерам тела и прочее.

Для каждого признака разработан набор словесных характеристик, позволяющий с приемлемой точностью указать значение признака. Размерные признаки могут указываться относительно некоторого “среднего”. Например, средним для мужчины считается рост 168—175 см, соответственно, “низким” и “высоким” будет рост ниже нижней и выше верхней границы среднего. Размеры отдельных частей тела (лица) характеризуются в сравнении с другими частями тела (лица). Показатель “средний” соответствует наиболее типичным пропорциям описываемой части тела с другими частями, “маленький”, «очень маленький”, “большой” и “очень большой” указывают на непропорционально малые или большие размеры по отношению к другим частям тела.

Особые приметы имеют повышенную ценность в качестве идентифицирующих признаков, поэтому они описываются как можно подробнее.

Для удобства построения словесного портрета могут использоваться специальные бланки с перечислением требуемых параметров и возможных значений характеристик, или даже атласы, наглядно представляющие вид частей тела с указанием соответствующих терминов. Последние особенно удобны, когда необходимо составить словесный портрет со слов свидетелей.

Порядок описания и характеристики отдельных признаков внешности

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному, от организма в целом к отдельным деталям
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью.
  • максимально подробно описывается голова (голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент по возможности описывается в анфас и профиль), отдельно — лицо. Сначала описываются анатомические признаки, затем функциональные, отдельно — особые приметы, последними — дополнительные. 
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур)
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.

Не все из перечисленных ниже признаков используются во всех случаях.

Общие характеристики

  • Пол
  • Возраст. Указывается либо “на вид столько-то лет”, либо в следующих градациях: детский — до 12 лет, подростковый — от 12 до 16 лет, юношеский — от 17 до 21, молодой — от 22 до 35, средний — от 36 до 60, пожилой — от 61 до 75, старческий — 76 и более.
  • Расовая и национальная принадлежность. Расовый тип и национальность “на вид”, например, “похож на цыгана”, “.. на китайца”. Важно понимать, что в данном случае существенно не точное определение реальной национальности описываемого, а указание того национального и/или расового типа, на типичного представителя которого он похож внешне.

Тело в целом

  • Рост. Указывается либо примерный диапазон роста “на глаз”, например “около 170 см”, либо словесное определение по шкале: “низкий-средний-высокий”. Конкретные показатели для этой шкалы по разным источникам несколько различаются. Один из вариантов, принятый в МВД России: для мужчины низкий рост — ниже 165 см, средний — 165—175 см, высокий — более 175 см. Для женщин низкий рост — до 155 см, средний — 155—165 см, высокий — выше 165 см. Рост менее 1 м — “карлик”, более 2 м — “великан”.
    Иногда также используются определения “очень низкий”, “очень высокий” (когда рост отличается от среднего очень сильно, на 15-20 см и более в меньшую или большую сторону) и “немного выше/ниже среднего” (когда рост “на глаз” отличается от среднего, но крайне незначительно)
  • Телосложение. По скелету и мускулатуре может быть слабое, среднее, коренастое, атлетическое, по полноте: худощавый, средней упитанности, полный, тучный. Здесь же указывается сутулость.

Голова

  • Размер. Малая, средняя, большая.
  • Высота черепа. Низкий, средний, высокий.
  • Форма (по теменной части). Плоская, куполообразная, яйцевидная;
  • Затылок. Плоский/выпуклый, вертикальный/скошенный/выступающий.
Как составить словесный портрет
Формы головы
а – прямоугольная; б – ромбовидная; в – килевидная; г – трапецевидная

Лицо

  • Тип. Европейский, азиатский, еврейский, монгольский, кавказский и т. д.
  • Форма. Округлая, овальная, треугольная, прямоугольная, квадратная, ромбовидная.
  • Соотношение размеров. Удлинённое, среднее, широкое.
  • Полнота. Худощавое, средней полноты, полное.
  • Особенности кожи лица. Особенности цвета (например, румяное), пигментация, прожилки, рубцы, веснушки, морщины, ямочки, выступающие скулы, прыщи, обрюзгшее (обвисающая кожа).
Как составить словесный портрет
Формы лица
а – овальное; б – круглое; в – прямоугольное; г – треугольное; д – ромбовидное

Лоб

  • Высокий, средний, низкий.
  • Широкий, средний, узкий.
  • Прямой, выпуклый, вогнутый
  • Скошенный, вертикальный, выступающий
  • Особенности. Лобные бугры и ямки, резко выраженные надбровные дуги.
Как составить словесный портрет
Лоб
а – вертикальный; б – скошенный; в – наклоненный вперед; г – высокий; д – средний; е – низкий

Брови

  • Длина. Короткие, средние, длинные, очень длинные.
  • Ширина (высота). Узкие, средние, широкие, очень широкие.
  • Густота. Редкие, средние, густые.
  • Форма и расположение на лице. Горизонтальные, скошенные наружными концами вверх, вниз.
  • Расположение относительно края глазной орбиты. Высокие, средние, низкие.
  • Цвет. Тёмные, светлые, рыжие, седые.
  • Особенности. Отсутствие бровей, кустистые, сросшиеся, асимметричные и т. д.

Глаза

  • По положению глазной щели. Горизонтальные, косонаружные, косовнутренние.
  • Размер. Большие, средние, малые.
  • Треугольные, щелевидные, миндалевидные, округлые, овальные.
  • Выпуклые, впалые, нормальные.
  • Цвет. Голубые, серые, зеленоватые, карие, чёрные.
  • Форма внутренних углов глаз. Округлые, заострённые.
  • Особенности и аномалии. Косоглазие, бельмо, протез, разноцветность, радужка с пятнами иного цвета, радужка с сероватой каймой.
Как составить словесный портрет
Глаз
1 – бровь, 2 – верхнее веко, 3 – наружный угол глаза, 4, 8 – белочная оболочка, 5 – нижнее веко, 6 – зрачок, 7 – ресницы, 9 – внутренний угол глаза, 10 – слезное мясцо, 11 – ресницы, 12 – радужная оболочка

Нос

  • По длине. Длинный, средний, короткий.
  • По высоте (в профиль). Большой, средний, малый.
  • Ширина. Широкий, средний, узкий.
  • Переносица. Ширина — широкая, средняя, малая. Глубина — малая, средняя, большая.
  • Форма спинки носа. Прямая, вогнутая, выпуклая, извилистая.
  • Основание носа. Горизонтальное, опущенное, приподнятое.
  • Кончик. Округлый, заострённый.
  • Крылья носа. Приподнятые, опущенные, средние.
  • Контур ноздрей. Овальный, треугольный, щелевидный.
  • Величина ноздрей. Большие, средние, малые.
  • Особенности. Очень широкий/узкий/выступающий, искривлённый, оттенок цвета отличается от остальной кожи лица (красноватый, синеватый и пр.).

Рот

  • Большой, средний, малый.
  • Форма. Прямой, углы приподняты/опущены.
  • Особенности. Приоткрытый, запавший, асимметричный и пр.

Губы

  • Толстые, средние, тонкие.
  • Выступающие, втянутые (одна верхняя, одна нижняя), выступание отсутствует.
  • Ширина каймы губ. Большая, средняя, малая.
  • Форма контура верхней губы. Прямой, извилистый, овальный.
  • Особенности. “Заячья губа”, вывернутая верхняя губа, потрескавшиеся.
  • Цвет. Ярко-красные, бледные, синеватые и пр.
Как составить словесный портрет
Губы
а – тонкие; б – средние; в – толстые

Подбородок

  • Высокий, средний, низкий.
  • Широкий, средний, узкий.
  • Форма в профиль. Прямой, выступающий, скошенный.
  • Форма (в фас, по контуру нижнего края). Овальный, треугольный, квадратный.
  • Особенности. Ямка, раздвоенность, поперечная борозда, «двойной», отвислый и пр.

Уши

Точное и подробное описание ушей имеет большую идентификационную ценность, так как разнообразие строения ушей у разных людей очень велико, у конкретного человека оно сохраняется всю жизнь, а изменить его без хирургического вмешательства невозможно. Также существенно то, что уши, как правило, можно без труда подробно рассмотреть, находясь сбоку от описываемого (в толпе, в зале и пр.) и не обращая на себя его внимания.

  • Величина ушной раковины. Большая, средняя, малая.
  • Форма ушной раковины. Прямоугольная, треугольная, круглая, овальная.
  • Наклон. Вертикальная, скошенная назад, наклонённая вперёд.
  • Прилегание (оттопыренность). Верхнее, нижнее, общее.
  • Особенности. Асимметричность ушей по размерам и/или форме.
  • Величина мочки уха. Большая, средняя, малая.
  • Форма мочки уха. Закруглённая, треугольная, овальная, прямоугольная.
  • Особенности строения мочки уха. Слитая со щекой, наличие и направление складок, проколы.
  • Противокозелок по положению. Горизонтальный, скошенный.
  • Противокозелок по форме. Прямой, вогнутый, выпуклый.
  • Завиток и противозавиток. Указывается наличие характерных особенностей формы и взаимного положения.
Как составить словесный портрет
Ухо
1 – бугорок (дарвинов), 2 – завиток, 3 – противозавиток, 4 – полость ушной раковины, 5 – противокозелок, 6 – мочка, 7 – наружный слуховой проход, 8 – козелок

Волосы на голове

  • Длина. Короткие, средней длины, длинные (более 10 см для мужчин, более 30 см для женщин)
  • Форма. Прямые, волнистые, кудрявые, курчавые.
  • Густота. Густые, средней густоты, редкие.
  • Цвет. Чёрные, тёмно-русые, русые, светло-русые, каштановые, рыжие, светлые.
  • Контур линии роста. Прямая, дугообразная, извилистая, ломаная.
  • Причёска. Стрижка низкая, высокая, зачёс (назад, направо, налево), пробор (прямой, слева, справа) и пр.
  • Степень облысения и расположение залысин. Общее, на темени, на затылке, висках и пр.
  • Волосы на лице. Усы, бакенбарды, борода, их цвет, густота, фасон стрижки.

Зубы

  • Величина. Крупные, средние, мелкие.
  • Контур. Ровный, извилистый.
  • Цвет. Белые, жёлтые, почерневшие и пр.
  • Особенности. Отсутствие, повреждения, протезы, пломбы, коронки; редкие, кривые и пр.

Шея

  • Длина (высота). Длинная, нормальная, короткая.
  • Толщина. Тонкая, нормальная, толстая.
  • Особенности. Состояние кожи, морщины, выделяющийся кадык.

Плечи

  • Ширина. Широкие, нормальные, узкие.
  • Наклон. Прямые (горизонтальные), покатые (опущенные), приподнятые.

Грудь

  • Ширина. Широкая, нормальная, узкая.
  • Форма. Плоская, вогнутая, выпуклая.
  • Положение. Впалая, выступающая.

Спина

  • Ширина. Средняя, узкая, широкая.
  • Форма. Прямая, вогнутая, выпуклая (сутулая).

Руки

  • Общая длина и толщина. Длинные, короткие, средние; толстые, тонкие, средние.
  • Длина и ширина кисти.
  • Пальцы. Длина, толщина, особенности.

Ноги

  • Общая длина и ширина.
  • Ступня. Длина, ширина, особенности.

Особые приметы на теле

Для всех особых примет на коже максимально точно указывается положение на теле, форма, размер, цветовые особенности.

  • Рубцы, шрамы.
  • Родимые пятна.
  • Опухоли.
  • Татуировки.
  • Мозоли.
  • Неестественное окрашивание отдельных участков кожи.

Функциональные признаки

  • Походка. Медленная/быстрая, легкая/тяжелая, шатающаяся, вразвалку, подпрыгивающая, вихляющая, семенящая. Хромота. Пользование тростью.
  • Жестикуляция. Указательная/изобразительная, оживлённая/сдержанная.
  • Осанка. Прямая/сутулая/сгорбленная.
  • Мимика. Маловыразительная/развитая. Щурится, моргает, дёргается щека/глаз/голова и пр.
  • Голос:
    – тембр — бас, баритон, тенор, альт, дискант, сопрано;
    – сила — сильный, средний, слабый;
    – чистота — чистый, хриплый, глухой, сиплый.
  • Манера речи. Медленная/быстрая, спокойная/возбуждённая, отрывистая, невнятная, картавит, шепелявит, глухонемой. Наличие иностранного акцента. Характерные присловья, часто повторяемые слова и выражения, склонность к англицизмам, манерность и пр.
  • Характерные моторные привычки. Стоя на месте переваливаться с пяток на носки и обратно, переступать с ноги на ногу; держать руки в карманах/по швам/за спиной, потирать руки, вертеть в руках предметы и пр.; при разговоре наклонять голову к плечу; класть ногу на ногу; грызть ногти; сплёвывать и пр.
  • На вид похож на: спортсмена, интеллигента, чиновника, отставного военного, торговца, уголовника, алкоголика, больного, бродягу, проститутку, студентку и пр.

Особые и броские приметы

Особые и броские приметы описываются максимально подробно. Необходимо указать их расположение, направление, степень выраженности, форма, размеры, цвет и пр.

  • Особые приметы. Особенности, характерные для сравнительно небольшого числа людей. В том числе отсутствие частей тела, ампутации, шрамы, рубцы, ожоги, родинки, бородавки, родимые пятна, татуировки.
  • Броские приметы. Особенности, которые легко заметны и которые затруднительно замаскировать. Выраженное косоглазие, сильное заикание, большие родимые пятна на открытых участках тела или лице, отсутствие глаза, руки, ноги, наличие горба, резко выраженная асимметрия парных частей тела и пр.

Дополнительные (косвенные) признаки

  • Во что одет, обут.
  • Какие вещи имеет / может иметь при себе.
  • Манера ношения одежды. Соответствие размера одежды размерам тела.
  • Носимые аксессуары. Украшения, солнцезащитные очки, трость, зонт.
  • Предпочтения в еде, напитках.
  • Особенности поведения. Скромен/распущен, болтлив/молчалив, открыт/замкнут, мягок/агрессивен, гуманен/жесток, невозмутим/вспыльчив, легко входит в доверие, смел/труслив, осторожен/склонен к авантюрам, импульсивен/тщательно продумывает действия и пр.

Описание внешности человека – это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания – найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, “Внешность человека, которого я видел однажды…”). Или воображение (“Мой портрет через 10 лет”).

Примерный план сочинения:

1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.

Возможные определения:

Глазазелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Бровикрасивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные…

Лобвысокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский…

Взглядрастерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

Носпрямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой…

Волосыкороткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…

Фигурахорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская…

Походкабыстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная…

Позавеличественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…

Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его  запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой  аристократической  руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.

Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные –  признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

     Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! – Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

Описание внешности человека — это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания — найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Сочинения по теме «Описание внешности человека»

Содержание

  1. Алгоритм описание внешности человека
  2. «Описание внешности» – сочинение для 6 класса
  3. Сочинение «Описание внешности человека» 7 класс (с планом)
  4. Сочинение-описание внешности мамы
  5. Описание внешности Дубровского

Алгоритм описание внешности человека

Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, “Внешность человека, которого я видел однажды…”). Или воображение (“Мой портрет через 10 лет”).

Примерный план сочинения:

  1. Вступление.
  2. Общее впечатление (фигура, рост).
  3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
  4. Одежда.
  5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
  6. Заключение.

Возможные определения:

Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные…

Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский…

Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой…

Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…

Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская…

Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная…

Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…

Пример описания внешности по М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени (краткое содержание)»):

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его  запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой  аристократической  руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.

Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать.

В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные —  признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! — Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

«Описание внешности» – сочинение для 6 класса

Вариант 1

В сочинении я расскажу о своей подруге Марине. С Мариной мы дружим с первого класса и даже сидим за одной партой.

У Марины красивое круглое лицо. Небольшой, немного выпуклый лоб. Кожа светлая, а на щеках у нее румянец. Брови темные, ровным полукругом.

Нос небольшой, прямой, немного вздернутый кверху. Когда Марина смеется – она морщит нос, и это забавно смотрится.

Глаза большие, серо – голубые, с длинными густыми ресницами. Выражение глаз всегда приветливое и доброе. Но иногда, когда Марина злится, ее глаза становятся темными и зелеными. А когда не злится – они лучистые. Если Марина задумывается, то прищуривает немного глаза и отводит их в сторону.

Губы розовые и ровные. Зубы белые. Когда Марина улыбается, у нее на щеках появляются забавные ямочки. Смеется она часто и с удовольствием. Смех звонкий и веселый.

Уши маленькие и прижаты к голове. В мочках ушей у нее серебряные сережки в виде сердечек.

Волосы у моей подруги темные и волнистые, ровно подстриженные. Длиной – чуть ниже плеч. На лбу у нее ровная челочка. Чаще всего она собирает волосы в хвост на затылке. Но иногда заплетает две косички и закрепляет их красивыми резинками. На праздники Марина распускает волосы и собирает их под ободок.

Рост у Марины средний. Она стройная. Осанка прямая, плечи чуть откинуты назад. Марина никогда не сутулится, сидит или стоит всегда ровно. У нее длинная стройная шея. Особенно это видно, когда она делает хвостик на голове, и шея открыта.

У Марины очень красивые, ровные длинные пальцы, наверное, это потому, что она занимается игрой на фортепиано.

При разговоре Марина не очень сильно жестикулирует и не размахивает руками. Но когда хочет выделить какой — то момент в речи, поднимает вверх указательный палец.

Одевается подружка опрятно и красиво. Особенно любит наряжаться в юбки и блузки. Иногда надевает джинсы и свитера, они ей тоже идут. На руке носит красивые часики или пластмассовый браслет.

Мне очень нравится дружить с Мариной. Нравится ее привлекательная внешность и ее добрый, отзывчивый характер.

Вариант 2

Откровенно говоря, у меня есть много хороших, верных друзей. Они мои одноклассники, мальчики и девочки из моего города. Но моей лучшей подругой уже более чем 5 лет является Елизавета. Она приятно выглядит, ей 17 лет. Лиза не очень высокая, но у нее очень привлекательное тело. Каждый день она занимается спортом и два разы в неделю посещает занятия йоги, поэтому фигура у нее красивая, спортивная, подтянутая. Конечно, идеальная фигура есть только частью красоты. Ведь только комбинация красивого тела, духа и разума может сделать человека прекрасным, даже если черты лица в целом обычные.

У Елизаветы прямые, долгие, светлые волосы, которые она часто собирает в пучек. У нее голубые глаза и длинные темные ресницы, а также большие губы, которые она всегда подкрашивает прозрачным блеском. Лицо овальной формы и маленький нос.Лиза всегда очень элегантна, она носит одежду в соответствии с модой. Могу сказать, ее обаяние неотразимое.

Короче говоря — Елизавета красивая, привлекательная девушка. Но на мой взгляд, внутренняя красота важнее физической. Лиза есть хорошо воспитанные, веселый и добрый человек. Она очень тактичная, чувствительная, в меру эмоциональная, остроумная, щедрая и с очень добрым сердцем.

Вариант 3

С самой необычной внешностью из моих друзей – Влад. Ему двенадцать лет. Он довольно худой. Конечно, сам о себе он говорит «стройный».

У него черные волосы, немного более длинные, чем положено. Это я так считаю, конечно. Они немного вьются. Глаза у него темно-синие. Необычный цвет!

Девчонки завидуют его ресницам – достаточно длинные и загнутые аж. Они его бесят!

Он очень н любит загорать. Вообще-то, у него даже аллергия на солнце. Я сам видел, что его кожа краснеет. И даже, если ему солнечный луч попадает на нос, то Влад чихает.

Лицо у него немного вытянутое. Пальцы тоже длинные. Он чуть выше меня ростом.

Вообще, мы шутим, что ему надо писать стихи, ведь он похож на какого-то готического поэта. Он обижается.

Прыщики его пока не мучают, везёт. На вид, вообще, он здоров, хотя худоват и бледноват. Моя бабушка обожает его кормить!

Так, одеваться он предпочитает в тёмное. (Так практичней!) У него есть любимые черные джинсы. Кроссовки, конечно. И какая-нибудь темная футболка, например, синяя. Обязательно с любимыми иероглифами. Я всегда ему говорю, мол, непонятно, что там написано. А он делает вид, что понимает.

Часто в ушах у него наушники. Очень любит музыку слушать. Даже иногда немного пританцовывает. Вообще, он любит более тяжелую музыку – рок, не попсу и не классику.

Есть дурацкая привычка, которая немного портит внешность. Привычка грызть карандаш. Грызун! А после ещё крутит его в руках постоянно. И главное, что карандаш этот ему совсем не нужен. Боюсь, что он, когда вырастет, станет курить сигареты.

Улыбается он редко. Но хорошо улыбается! Зубы белые, ровные. А губы у него тонкие, кстати.

Что ещё? Внешность, в целом, приятная. И он очень классно получается на фото. Я иногда даже не сразу его узнаю. Такой серьёзный.

У зеркала он точно не проводит часами, но старается всегда быть чистым и аккуратным. В этом он мне пример. Я‑то иногда забываю расчесаться. И даже умыться.

То есть он аккуратист. Ему очень идёт форма школьная, а ещё галстук. Представительно получается. Главное, чтоб по размеру.

Его внешность обращает на себя внимание, хотя ничего яркого он не приемлет. Но есть во всём какая-то глубина.

Вариант 4

В этом сочинении я хочу рассказать о своей маме. Она мой самый дорогой и близкий человек, зовут её Анастасия Сергеевна. На мой вкус моя мамочка самая красивая на свете.

Она среднего роста, но при этом очень стройная, женственная и обаятельная. Её волосы цвета пшеницы всегда уложены красивыми локонами, глаза озаряют мир яркими зелёными лучиками, на щеках играет лёгкий румянец, а на носу пляшет весёлый хоровод веснушек. Голос наполнен теплотой, а манера речи всегда доброжелательная и спокойная. Мама всегда следит за своим внешним видом, одевается со вкусом, модно и стильно, из одежды больше всего предпочитает нарядные платья, они делают её стройную фигуру похожей на настоящую актрису.

Я очень люблю мамины руки, они самые заботливые и нежные на свете. Любое дело она выполняет с улыбкой, наверное, поэтому всё ладится у неё в руках. Её походка всегда грациозна, как у кошки, а все движения полны дружелюбия. Моя мама очень добрый и отзывчивый человек, всегда готова прийти на помощь любому нуждающемуся. В каждом человеке старается замечать только хорошее, а на любую ситуации смотрит с оптимизмом.

Всем хорошим, что есть во мне я обязана своей маме. В любой ситуации я знаю, что есть человек, который найдёт нужные слова и поможет разобраться в жизненных сложностях. Моя мама очень разносторонне развитый человек: любит читать, путешествовать, часто ходит в театр или музей. Ещё она настоящая спортсменка, ведёт здоровый образ жизни — катается на велосипеде и роликах летом, а зимой на лыжах или коньках, отлично играет в теннис. Моя мама любит животных, и поэтому в квартире у нас небольшой домашний зоопарк – собака, кот, попугай и хомячки.

Анастасия Сергеевна занимается очень важным и благородным делом – работает воспитателем в детском саду. На работе коллеги ценят её профессионализм и ответственность, а юные воспитанники обожают за весёлый нрав, активность и доброту.

Я горжусь своей мамой и стараюсь во всём брать с неё пример

Вариант 5

Зинаида Павловна молча стояла у окна и гладила через приоткрытую створку старого рыжего кота, который грелся на ласковом, последнем в этом году, осеннем солнышке.

Эта женщина, невзирая на свой далеко не юный возраст, выглядела прекрасно. На ее смуглой и грубой коже лица ютились коричневатые веснушки, а морщинки были похожи на усы котенка. Когда она улыбалась, ее глаза практически прятались среди морщин, но все равно они сияли. Все видели сияние и блеск ее глаз. А глаза ведь у нее были зелено-желтые, красивые и яркие, словно спелый крыжовник, а еще — большие и добрые.

Руки ее были «уставшие»: эти руки не намазывались ароматными кремами каждый день, но именно этими руками были приготовлены самые вкусные в мире пироги с капустой и грибами. Кожа на ее руках была слегка потрескавшаяся и грубая от работы. Ведь Зинаида Павловна никогда не боялась тяжелой работы в доме, в поле или на огороде, не боится и сейчас, хотя, наверное, уже стоило бы.

Женщина эта очень миниатюрная, невысокая и худенькая. Если бы не возрастная сутулость, со спины ее можно было бы принять за девчонку. Но ведь эта хрупкая женщина родила и вырастила 3‑х детей и воспитала 5‑ть внуков. Шестого ждет и обязательно дождется. А как задорно она смеется! Любой позавидует.

Сиреневый в мелкий цветочек платок с бахромой скрывает под собой ее короткие пепельные волосы, которые когда-то были черными, как смола, и кудрявыми. Я так люблю наблюдать, как она снимает платок, включает радио на стене и расчесывает свои гладкие волосы большим деревянным гребнем перед зеркалом. В такие минуты она как будто снова становится молодой. Ей еще ведь жить и жить. А как иначе?

Зинаида Павловна поворачивается ко мне и говорит своим тихим и таким невероятно добрым и спокойным голосом. Говорит о сегодняшней хорошей погоде, о том, что кот, наверное, прихворал и о том, что пироги в печи уже давно остывают. А я искренне улыбаюсь и крепко-крепко ее обнимаю. Потому что эта милая женщина — самая лучшая и самая красивая во всем мире. Зинаида Павлова – моя любимая бабушка.

Это интересно: Краткое содержание романа «Война и мир» 1 том и эпилог.

Сочинение «Описание внешности человека» 7 класс (с планом)

План

  1. Кто этот человек?
  2. Внешность человека: лицо, рост, осанка, мимика, жесты.
  3. Одежда. Прическа.
  4. Характер. Особенности поведения.
  5. Что меня в нем привлекает?

Описание внешности человека довольно непростая задача, но выполнимая. С чего же начать? Конечно, проще описывать знакомого тебе человека. Поэтому я буду рассказывать о своем друге, который учится со мной в классе.

Внешность этого человека отличает его от других одноклассников. Во-первых, он очень высокого роста. Тот, кто его не знает, думает, что он старшеклассник. Во-вторых, у него интересные глаза. Они серого цвета и всегда чуть прищурены. Но иногда переходят в серо-голубой цвет и становятся как будто бездонными. Смотришь в них и не можешь определить глубину взгляда. Его лицо овальной формы. Подбородок острый. Нос прямой. Когда он напряжен, то его брови чуточку приподняты. А когда друг улыбается, то все лицо озаряется заразительным светом. Все вокруг тоже начинают улыбаться.

Мой друг не вычурен в одежде, но носит ее с достоинством. Обычные брюки, но всегда с наведенными стрелками. Если джинсы, то не потертые и не обтягивающие. Рубашка не броского цвета, но всегда поглаженная. Все это говорит о его аккуратности. Он не любит спортивный стиль одежды. Наверное, мой друг будет дипломатом.

Характер человека определяют по его поведению, словам, поступкам. Мой друг очень добрый. Он готов помочь, если его попросишь о чем-нибудь. В нем нет агрессии, злости, недовольства. Если ему что-то неприятно, он не показывает это окружающим. Все говорит о его сдержанности и терпимости.

Мой друг мне нравится. С ним приятно разговаривать. Он – хороший собеседник. Я рад, что у меня есть такой одноклассник. Надеюсь, описание внешности человека у меня получилось.

Сочинение-описание внешности мамы

Моя мама красивая и женственная. Она невысокого роста, около 160 см, и довольно хрупкая. Но это не мешает ей руководить всей семьей. В ее, на первый взгляд, субтильном теле живет сильная душа.

Маме 37 лет, но выглядит она моложе, никто еще не давал ей больше 30. Моя мама очень энергичная, она даже ходит быстро. У нее хватает времени заниматься спортом, поэтому мама в хорошей физической форме.

У нее длинные рыжие волосы, доходящие до самых лопаток. Мама любит заплетать их в косу, чтобы не мешали. А мне, наоборот, нравится, когда они распущены, так она выглядит еще моложе. Еще мне с детства нравится запах ее волос, они пахнут цветами и травами, потому что мама полощет их разными отварами, чтоб блестели. Глаза у мамы зеленые, с легким прищуром из-за того, что не так давно у нее начались проблемы со зрением, а очки мама носить не хочет. Хоть я и считаю, что они ей идут, мама почему-то думает, что они будут ее старить.

Густые красивые ресницы хорошо подчеркивают ее глаза. А ямочки на щеках делают ее очень милой. Правда, когда мама злится, они пропадают, и тогда ей на глаза лучше не попадаться. Когда у мамы хорошее настроение, на ее губах появляется мягкая улыб­ка, а в глазах смешинки. Мне нравится наблюдать за ней, когда она сосредоточена. Мама тогда становится очень собранной и серьезной.

Несколько лет назад она сделала татуаж губ и теперь их не красит. Мне нравится мамин вкус, она всегда умеет очень точно подобрать вещи друг к другу так, чтобы они выглядели стильно. Иногда она покупает на барахолке какую-нибудь мелочь, которая сама по себе не представляет интереса, но, когда мама надевает ее вместе с чем-то еще, получается завершенный образ.

Для меня моя мама, конечно, самая красивая, я очень ее люблю и горжусь ею. Мне кажется, она даже могла бы сниматься в кино, только мама со мной в этом почему-то не согласна.

Описание внешности Дубровского

Вариант 1

Роман «Дубровский», принадлежащий перу Александра Сергеевича Пушкина, по праву можно назвать лучшим произведением своего времени. Автор мастерски раскрыл конфликт произведения через стройную и гармоничную систему образов. Одним из таких персонажей является Владимир Дубровский.

Немаловажен тот факт, что самое произведение Александр Сергеевич назвал в честь главного его персонажа.

Приступим к детальному анализу внешнего вида Володьки Дубровского, что позволит нам раскрыть тему предложенного сочинения.

Говоря о портрете Владимира Дубровского, можно сказать, что Александр Пушкин рисует его кратко. В этом есть феномен Александра Сергеевича, потому что ни в одном из его произведений мы не найдем пространных описаний внешности того или иного литературного персонажа.

Итак, автор раскрывает для читателя образ Владимира Дубровского через штрихи, детали. Именно из них и складывается полное описание, подобно паззлу.

Также читатель воспринимает образ Владимира через слова и отношение к нему других персонажей.

Для примера возьмем эпизод, в котором описана конфликтная ситуация между крестьянами и приказными. Ситуация грозит выйти за рамки дозволенного…. Но уверенная позиция Дубровского, его четкое произношение и тон способствуют тому, что принадлежащие ему люди идут на компромисс. Уже прочитав этот эпизод, читатель с уверенностью может сделать вывод о лидерских позициях этого литературного героя.

Читатель любого времени, несомненно, видит и чувствует, что Владимир – это персонаж, которому импонирует автор. Молодые люди, читая роман Пушкина, во все времена старались быть, хоть немного, похожими на Дубровского.

Вернемся к лидерским качествам молодого барина. Он хорошо владеет собой. Когда необходимо, то Владимир применяет их в полной мере, а когда он желает произвести впечатление на других, то «выпячивает» такие личные преимущества, как храбрость, скромность, простоту. Эти качества присущи истинному Человеку.

Теперь рассмотрим, как Владимира Дубровского рисует автор через восприятие его другими персонажами произведения.

Например, ограбленная Глобова говорит, что Дубровский – это молодой генерал. Он высок, строен, темноволос. Просто мечта любой молоденькой девушки. В таких, как он, можно влюбиться сразу и без оглядки.

Сосед Дубровского, Троекуров, вспоминает о детских годах Владимира. Особенно он подчеркивает белокурые волосы. В этой детали читатель видит теплое отношение к мальчугану.

Исправник в своих бумагах описывает Владимира по-своему. Он отмечает возраст 23 года. Чистое лицо, темные глаза и больше никаких дополнительных примет.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что образ Владимира Дубровского писался Александром Пушкиным не с какого-то конкретного человека. Его образ собирателен. И это еще раз подчеркивают детали, слагающие портрет благородного разбойника.

Как же было отмечено выше портрет литературного героя – это неотъемлемая часть любого художественного текста. Александр Сергеевич мастерстки рисует портреты своих литературных героев. Его «ноу-хао» в том, что он в объемных прозаических текстах не дает пространных описаний внешности, а через мелочи, детали рисует, так сказать, штрихи к портрету….

Вариант 2

Прекрасное произведение русской классики, которое вызывает восторг у читателя, так как Пушкин, показал настоящего разбойника, но разбойника, который имел благие намерения, так как все свои действия он направлял на улучшение жизни крепостных крестьян, которым приходилось не легко в те далекие и смутные времена.

Именно этот человек сумел завоевать доверие у этих бедных, загнанных в угол людей, которые уже полностью потеряли надежу на счастливую жизнь. У многих возникали вопросы, которые касались личности этого человека, и это все обрастало легендами, так как эта личность была достаточно неординарной: сам имел благородные крови, но выступал за права и свободы простых крестьян.

Первый, не яркий образ, появляется в начале, и читатель очень внимательно изучает его внешность. Это молодой человек, который имеет смугловатый цвет кожи, волосы у него черного цвета, но самое важное то, что он носит бороду и усы, а это несомненно приманивает молодых девушек, которые начинают мечтать о встрече с этим Робин гудом. Наш герой, имеет очень хорошую выправку, которая позволяет ему очень хорошо держатся на людях, что и обуславливает его неоспоримый успех в различных делах.

Этот парень очень хорошо образован, что чувствуется, когда он начинает разговаривать, но самое невероятное то, что его слушают простые люди и верят ему. Некоторые описывают его следующим образом: он не носит бороды и усов, лицо его смуглое, а волосы черные и прямые, но все это только домыслы, так как портрет нашего юного разбойника очень собирательный, так как в нем, мастер показал народ.

Его не поймать, так как общих примет нет, а это затрудняет его поиски, но все предполагают, что этот человек из бывших господ, так как по всем повадкам видно, что это приличный человек, а среди разбойников подобные персонажи встречаются редко.

Смотрите также: Сочинение-описание памятника культуры должно содержать информацию об истории создания, месте расположения, также культурной значимости рассматриваемого объекта.

Словесный портрет – методика описания внешности человека (чаще всего преступника) на основе алгоритма описания стандартизированного набора характеристик.

Методика словесного портрета была предложена в конце XIX века Альфонсом Бертильоном.

Содержание

  • 1 Правила описания внешности человека
  • 2 Особенности описания внешности человека по методу словесного портрета
    • 2.1 Описание анатомических признаков внешности человека
    • 2.2 Описание функциональных признаков внешности человека
    • 2.3 Описание сопутствующих признаков внешности человека
    • 2.4 Описание особых и броских примет
  • 3 Дополнительная литература
  • 4 Смотри также

Правила описания внешности человека

Упорядоченное описание проводится по разработанным криминалистикой правилам описания внешности человека. Они основаны на таких принципиальных положениях, как системность отражения признаков, т.е. последовательное описание всех разработанных криминалистикой групп признаков внешности человека (общефизических, признаков строения отдельных элементов внешности, функциональных и т.д.), полнота их описания (отражение по возможности наибольшего количества признаков внешности человека), использование единой терминологии, и заключаются в следующем.

1. В ходе составления упорядоченного описания последовательно отражаются:

  • анатомические признаки внешности человека: пол, возраст, национальность, рост, телосложение, а также признаки строения отдельных элементов внешности человека, например: при описании головы описываются её высота (средняя, большая или малая), форма (округлая, куполообразная, килевидная и т.д.), отмечаются особенности и т.д.;
  • функциональные признаки, такие, как осанка, походка, жестикуляция и т.д.,
  • сопутствующие признаки, например: одежда, аксессуары и т.д.;
  • особые приметы, например: наличие горба, постоянное ношение парика и т.д.

2. Любой из элементов внешности описывается по следующей схеме: от общего – к частному и сверху вниз, например: при описании лица сначала приводится характеристика лица в целом (общая конфигурация, полнота, черты лица в целом), далее отмечаются признаки волосяного покрова головы (длина волос, линия роста волос, густота, вид и т.д.), затем последовательно описываются признаки, характеризующие лоб, брови, глаза и т.д.

3. В описании при необходимости используются названия геометрических линий (прямая, выгнутая и т.д.) и фигур (овальная, прямоугольная и т. д.).

4. Размеры описываемых элементов должны рассматриваться и описываться относительно других элементов внешности и характеризоваться по ширине, длине, высоте, глубине, количеству и т.д.

5. Взаиморасположение элементов внешности, их положение определяются относительно вертикальных или горизонтальных плоскостей тела (вертикальное, наклонное, горизонтальное и т.д.).

6. При описании цвета глаз, волос и других анатомических особенностей внешности человека (пигментных и родимых пятен, родинок, прыщей и т.д.), а также сопутствующих признаков используют колористическую (цветовую) терминологию, например: красные прыщи, черные брови, рыжие волосы, черные брюки и т.д.

7. При описании применяют единые общепринятые в методе словесного портрета понятия и термины. Существенную помощь в этом может оказать классификация анатомических и общефизических элементов признаков внешности человека с унифицированной терминологией словесного портрета, разработанная специалистами ВНИИ МВД СССР.

8. Элементы внешности отражаются в ракурсах вид спереди (анфас) и вид сбоку (правый профиль), в положении стоящего во весь рост человека, со спокойными чертами лица, взглядом, устремлённым вперёд.

В соответствии с указанными правилами и с учетом, особенностей описания выявленных признаков составляется словесный портрет человека.

Особенности описания внешности человека по методу словесного портрета

Описание анатомических признаков внешности человека

Пол: мужской, женский.

Возраст. Определяется по документам, если их подлинность не вызывает сомнений; при их отсутствии или недоступности — «на вид», что обязательно отражается в описании либо по результатам проведённого освидетельствования.

Национальность. Указывается «на вид», например, похож на узбека, азербайджанца и т.д., либо на основании документов, отражающих гражданство данного, лица (паспорт и т.п.). Может быть указана и принадлежность к той или иной расе, которая также определяется «на вид» (негроидная, монголоидная и т.д.).

Рост. По возможности указывается в абсолютных числах, например, при описании трупа, в других случаях — в относительных, например: примерно метр семьдесят. Рост человека измеряется от самой высокой точки темени до подошв босых ног. При описании могут использоваться следующие термины: очень низкий (менее 150 см), очень высокий (более 190 см).

Телосложение. Определяется по степени развитости костно-мышечной системы человека с учётом жирового слоя и характеризуется как худощавое, плотное, коренастое, атлетическое и т.д.

Рис. 1. Формы головы (а – прямоугольная; б – ромбовидная; в – килевидная; г – трапецевидная)

Рис. 5. Глаз ( 1 – бровь, 2 – верхнее веко, 3 – наружный угол глаза, 4, 8 – белочная оболочка, 5 – нижнее веко, 6 – зрачок, 7 – ресницы, 9 – внутренний угол глаза, 10 – слезное мясцо, 11 – ресницы, 12 – радужная оболочка)

Рис. 2. Формы лица (а – овальное; б – круглое; в – прямоугольное; г – треугольное; д – ромбовидное)

Рис. 6. Нос (1. Переносье, 2. Спинка, 3. Кончик, 4. Основание, 5. Крылья, 6. Ноздря)

Рис. 3. Усы (а – высокое расположение; б – среднее расположение; в – низкое расположение)

Рис. 4. Лоб. (а – вертикальный; б – скошенный; в – наклоненный вперед; г – высокий; д – средний; е – низкий)

Рис. 7. Губы (а – тонкие; б – средние; в – толстые)

Рис.8. Ухо. 1 – бугорок (дарвинов), 2 – завиток, 3 – противозавиток, 4 – полость ушной раковины, 5 – противокозелок, 6 – мочка, 7 – наружный слуховой проход, 8 – козелок

Волосяной покров. В целом характеризуется такими общими признаками, как жесткость (жесткие, мягкие), густота (может отмечаться как густой или редкий на разных участках тела и на голове), форма (определяется по виду изгиба стержней волос, как прямые, волнистые, вьющиеся, курчавые), цвет (чаще всего описывается широкоупотребимыми терминами – темноволосый (брюнет), светловолосый (блондин), темно-русый (шатен), а также могут отмечаться особенности — седые, с проседью, окрашенные и т.п.

Кожа. Описывается по виду (рельеф позволяет определять ее как гладкую, матовую, морщинистую, пористую, с прожилками и т.п.), состоянию (чистая, грязная, угреватая, прыщавая и т.п.), цвету (розовая, темная, серая, желтая и т.д.) и особенностям (наличие бородавок, пигментных пятен, веснушек и т.п.).

Голова. Описывается по высоте (относительно роста человека — малая, средняя, большая) и форме (по силуэту — округлая, куполообразная, яйцевидная, килевидная, уплощенная); если имеются, могут быть отмечены особенности, выражающиеся в существенных отклонениях от крайних значений указанных признаков (см. Рис. 1).

Лицо. Может быть охарактеризовано по конфигурации (округлое, овальное, треугольное, квадратное и т.д.), полноте (худощавое, полное, одутловатое), высоте и ширине (среднее, узкое, широкое), чертам лица в целом (средние, крупные, мелкие) (см. Рис. 2).

Прическа. Описывается по длине волос (средние – у мужчин свыше 2 см, у женщин волосы закрывают шею; длинные – у мужчин волосы прикрывают шею, у женщин – ниже плеч; короткие – у мужчин – до 2 см, у женщин – не закрывают шею), линии роста волос (дугообразная, извилистая, угловатая, асимметричная и т.д.), их густоте (густые, редкие и т.д.), виду волос (причесанные, непричесанные, жирные, с перхотью и т.д.) и наличию особенностей (подкрашенные, обесцвеченные, парик, шиньон и др.).

Растительность на лице. У мужчин может быть отмечено наличие бакенбардов, усов, бороды, щетины (при этом описываются их форма, размер, цвет густота и т.д.), а у женщин – чрезмерный рост волос над верхней губой и на подбородке (см. Рис. 3).

Морщины и складки на коже. Отмечается их контур (прямые, дугообразные и т.п.), глубина (по рельефу — глубокие или мелкие), длина (по протяженности относительно того элемента лица, на котором они расположены, могут описываться как длинные, короткие и средние), местоположение – лобные, межбровные, внешнеглазничные или внутреннеглазничные и другие морщины, щечные, подбородочные и другие складки, взаиморасположение и количество (единичные, множественные, двойные и т.д.) (см. Рис. 9).

Лоб. Описывается его форма (плоский, выпуклый, извилистый и т.д.), высота (определяется относительно высоты лица, как высокий, средний и низкий), ширина, отмечаются лобные бугры, надбровные дуги, особенности, т.е. отклонения строения лба от нормы, такие, как скошенность лобной кости, наличие опухоли, отсутствие надбровных дуг и т.д (см. Рис. 4).

Брови. При их описании отмечают их контур (прямой, дугообразный, извилистый, ломаный и т.д.), длину (определяется относительно протяженности глазной щели), густоту, цвет, особенности (асимметричные, кустистые, выщипанные, нарисованные, подкрашенные и т.д.).

Глаза. Среди признаков глаз выделяются: строение глазной щели (миндалевидные, овальные, круглые, щелевидные и т.д.), цвет радужки (темные и светлые разных цветов), особенности (различные аномалии и патологические изменения — широко расставленные, асимметричные, косые, разноцветные, покрасневшие, с бельмом, катарактой и т.д.) и другие признаки (см. Рис. 5).

Ресницы. Отмечаются их выраженность (густые, длинные или короткие, редкие) и особенности (бесцветные, удлиненные, пушистые, накрашенные и т.д.).

Веки. Описываются по их положению (среднее, асимметричное и т.д.), форме и выраженности подглазных мешков (выпуклые, складчатые, сильно выраженные и т.д.), особенностям (косметическому оформлению, отвисанию складок верхнего или нижнего века и т.д.).

Скулы и щеки. Отмечается степень их выступания вперед, форма и особенности щек (пухлые, отвисшие, с прожилками, тонированные и т.д.).

Нос. Рассматриваются отдельные его элементы — переносье, спинка носа, основание носа, кончик его, крылья носа, ноздри, носовая перегородка, носогубная выемка по следующим признакам: величина, размер, ширина, контур, особенности и другие (см. Рис. 6).

Рот, губы, зубы. Важно описать размер, контур, положение углов рта, кайму губ, их особенности, величину и контур зубного ряда, вид прикуса, дефекты зубов, цвет эмали и другие признаки (см. Рис. 7).

Подбородок. Описывается по высоте, ширине, выступанию, контуру и особенностям (морщинистый, раздвоенный, с ямочкой, отвислый и т.д.).

Ушные раковины. Особое идентификационное значение имеют признаки, отличающие ушные раковины: величина, положение, оттопыренность, форма и контур, а также признаки частных ее элементов, таких, как завиток, противозавиток, козелок, противокозелок, межкозелковая выемка и мочка. При этом наибольшее значение имеют особенности этих признаков, описываемые с учетом атипичных проявлений (см. Рис. 8).

Шея. Описывается по высоте (определяется видимая ее часть от подбородка до плеч в соотношении с высотой лица и может характеризоваться как средняя, длинная или короткая), толщине (также определяется в анфас по соотношению видимого ее участка к ширине нижней части лица как толстая, средняя и тонкая), положению (в профиль определяется по степени отклонения видимой части шеи от вертикального положения и характеризуется как прямое, наклоненное вперед или отклоненное назад), виду поверхности кожи (гладкая, складчатая, жирная, мускулистая и т.д.), особенностям (отмечается, например» наличие кадыка, зоба и т.п.).

Плечи. При их описании отмечается ширина, которая определяется по соотношению ширины плеч и таза, что заметнее всего при наблюдении анфас, и могут быть охарактеризованы как узкие, средние и широкие, также их положение относительно горизонтали (прямые, опущенные, приподнятые) и особенности, т.е. заметные отклонения от отмеченных выше критериев либо кособокость, чрезмерная худоба, округлость и т.д.

Туловище. В целом описывается по длине (определяется по расстоянию от основания шеи до лобка и характеризуется как среднее — примерно равное длине ноги, длинное — заметное превышающее длину ноги, короткое) и особенностям строения, в качестве которых могут быть отмечены величины, значительно отличающиеся от указанных выше и описаны как огромное, маленькое, перекошенное.

Грудь. Могут быть отмечены форма (при наблюдении в профиль заметна выгнутость или впалость грудной клетки в отличие от плоской, встречаемой чаще всего), ширина (рассматривается относительно ширины таза) и особенности (сильное выступание мускулатуры, молочных желез, патологические деформации грудной клетки и т.п.).

Живот. Выступание этой части туловища относительно плоскости грудной клетки может быть описано как среднее, большое, малое. Дополнительно живот может быть охарактеризован как отвислый, мускулистый, гладкий и т.д.

Спина. Форма, контур или особенности спины также являются заметными признаками, характеризующими внешность человека. При этом по форме спина может быть выпуклая, т.е. сутулая, или плоская. Контур спины определяется схожестью с такими геометрическими фигурами, как трапеция, прямоугольник, конус. Наличие горба, сильно выступающих лопаток, заметного искривления позвоночника должны быть отмечены как особенности.

Талия. Может быть описана по длине (длинная или короткая), ширине (средняя, широкая, узкая), положению (высокая или низкая) и особенностям (заплывшая, осиная и т.д.).

Таз. Определяется по его наибольшей ширине на уровне тазобедренных суставов и может характеризоваться как средний, широкий, узкий, а также женский (у мужчин, если таз шире плеч), мужской (у женщин, если таз уже, чем плечи).

Руки. Описываются по длине (средние, длинные, короткие), толщине (тонкие, очень тонкие, толстые, очень толстые) и особенностям, характеризуемым как мускулистые, костистые, жилистые, парализованные, атрофированные и т.п. Могут быть отмечены такие дефекты, как отсутствие руки или ее части, укороченность руки, наличие протеза и пр.

Кисти. Длина ее измеряется от запястья до конца среднего пальца и может быть по отношению к длине предплечья отмечена как средняя, длинная и короткая. Ширина кисти определяется отношением ее длины (без учета длины пальцев) к ширине ладони. Описываются также особенности, которыми являются необычное строение кисти (заметно выделяющиеся по величине – крупные, имеющие слишком малые размеры – маленькие, напоминающие по форме треугольник, четырехугольник и пр.) либо дефекты (отсутствие кисти, паралич, искривление), а также наличие татуировок, мозолей, шрамов и т.п.

Пальцы. При их описании отмечаются длина, которая определяется отношением длины среднего пальца к длине кисти (средние, длинные и короткие); толщина (описываются их крайние величины, например: очень тонкие или очень толстые пальцы) и особенности строения. Последние могут характеризоваться как искривленные, утолщенные, узловатые, волосатые, татуированные и пр.; может отмечаться наличие мозолей, рубцов, отсутствие пальцев или фаланг и т.п.

Ногти. Могут быть охарактеризованы по разным их признакам: форме – изогнутости ногтевой пластины (выпуклые и плоские), рельефу – виду ее поверхности (гладкие и ребристые), контуру – очертаниям ногтя (миндалевидный, закругленный, прямоугольный и т.п.), длине и ширине ногтевой пластины, цвету (матово-белые, розовые, желтоватые, коричневатые и т.п.), величине свободного края – выступанию, и особенностям – наличию дефектов, необычного строения или состояния (недоразвитие ногтей, отсутствие части ногтя, искривление ногтя (ногтей), очень длинные, очень короткие, расслоенные, вросшие, обломанные или обкусанные, с маникюром, с педикюром (на ногах) и т.д.).

Ноги. Как элемент внешности человека являются заметной ее частью. По контуру внутренних сторон ног определяется их форма (О-образная, Х-образная, прямая), по отношению ноги к длине туловища – длина, толщина ног описывается в случае, когда их можно охарактеризовать как очень тонкие или очень толстые. Описывая особенности строения ног, развития мышц, вида кожных покровов или дефектов можно давать этому следующие характеристики: мускулистые, костистые, волосатые, с татуировками и пр., также может быть отмечено наличие протеза, паралича ног (ноги), отсутствие ноги, укороченность или утолщенность какой-то ее части и т.д.

При выявлении могут описываться и другие анатомические признаки отдельных элементов внешности человека.

Описание функциональных признаков внешности человека

Осанка. При описании этого признака необходимо отразить привычное положение головы и тела человека. При этом голова может быть отклонена вправо или влево либо откинута назад, втянута в плечи. Осанка может быть охарактеризована как сутулая, прямая, сгорбленная и т.д.

Походка. Описывается по размеру шага (длинный, короткий), ширине шага (широкая или узкая расстановка ступней, их постановка при ходьбе – носами внутрь, параллельно или наружу), темпу (медленный, быстрый), виду (мягкая, тяжёлая, семенящая, вразвалочку и т.д.). Особенности походки (хромота, приволакивание ноги, шарканье ног и пр.), положение рук (размахивание рук и т.д.) при ходьбе также отражаются в описании.

Жестикуляция. Отмечаются особенности движения рук (перебирание четок, края одежды, носовою платка) или ног (притопывания пяткой ноги или постукивание носком ноги и т.п.), сопровождающие речь человека или выражение им каких-либо чувств.

Мимика. При ее описании отражается наиболее привычный и наиболее яркий способ выражения тех или иных чувств мимическими мышцами лица (ухмылка, поджимание губ, прищуривание глаз и т.п.), а также проявления мимики, вызванные некоторыми болезнями (например, тик).

Голос. Может быть охарактеризован с точки зрения его громкости, чистоты (звонкий, глухой и т.п.), особенностей звучания (сиплый, хриплый, басовитый и т.п.).

Речь. При ее описании отмечают словарный запас, стиль, дикцию, физические недостатки говорящего (гнусавость, шепелявость, картавость, заикание и т.п.), диалект (оканье или аканье т.п.), владение иностранными языками, музыкальные способности, употребление жаргонных слов и т.д.

Существенное идентификационное значение могут иметь и другие выявленные функциональные признаки внешнего облика человека, например, артикуляция, привычки и пр.

Описание сопутствующих признаков внешности человека

Одежда. При описании одежды необходимо указать признаки, которые возникли при ее изготовлении, а также в процессе использования. Признаками изготовления являются, например: вид, фасон, назначение одежды, размер, цвет, качество материала, вид застежек, дополнительная отделка и пр. При ношении одежды возникают признаки, характеризующие степень ее изношенности: потертости, разрывы, изменения первоначального цвета, следы ремонта и переделки, а также грязевые пятна, устойчивые складки, заломы, метки и т.п.

Обувь. Схожие с одеждой признаки имеет обувь и описывается по тем же критериям.

Аксессуары. Прежде всего – это предметы, которые носятся их владельцами не постоянно, а с той или иной степенью периодичности – зонты, сумки, мобильные телефоны, ремни, украшения, часы, четки и пр. Тем не менее, идентификационная значимость этих признаков существенна, т.к. позволяет порой, помимо дополнения внешнего облика их владельца, выявления индивидуальных особенностей личности, устанавливать по ним и другие обстоятельства события преступления либо условия исчезновения разыскиваемого лица и т.д.

Описание особых и броских примет

Особые и броские приметы являются важнейшими идентификационными признаками, а поэтому должны быть детально охарактеризованы и тщательно описаны. Таковыми могут быть шрамы, татуировки, родимые пятна, врожденные и приобретенные уродства тех или иных частей тела, то есть это сравнительно редко встречающиеся признаки, которые зрительно легко обнаружить. При описании важно отмечать их местоположение, цвет, размер, форму, содержание (татуировки), выраженность и т.д.

При составлении описания внешности по методу словесного портрета необходимо исходить из принципа полноты. Однако это не означает, что в каждом случае выявления признаков необходимо всем им давать полные характеристики. При включении в описание тех или иных признаков следует исходить из целей составления портрета и включать в описание тот комплекс признаков, который будет максимально индивидуализировать составленный словесный портрет.

Дополнительная литература

  • Топорков А. А. Словесный портрет

Смотри также

  • Габитоскопия
  • Субъективный портрет
  • Словесный портрет – пример составления

По методу словесного портрета

Собственные элементы

и признаки

Общефизические

Пол

Возраст

Антропологический
тип

Рост

Анатомические

Телосложение

Голова
в целом

Лицо
в целом

Волосяной
покров

Лоб

Брови

Глаза

Нос

Рот

Подбородок

Ушные
раковины

Кожа

Волосы
на лице

Шея

Плечи

Руки

Ноги

Функциональные

Осанка

Походка

Жестикуляция

Мимика

Артикуляция

Речь

Привычки

Особые приметы

Родимые
пятна, следы операций, татуировки,
особенности в движении и др.

Сопутствующие признаки

Головной
убор

Одежда

Обувь

Аксессуары

Запах

Пример описания по методу словесного портрета.

По фотоснимку описываются только те
приметы, которые наблюдаются. Если
известны

Мужчина,
около 30 лет, европейского типа, рост
приблизительно 185 см, телосложение
среднее.

Голова
средней высоты, яйцевидной формы.

Волосы
темные, прямые, средней густоты и длины,
линия роста волос М-образная, волосы
зачесаны слева направо, без пробора.

Лицо
узкое, овальной формы, со средними
чертами, средней полноты, профиль
выпуклый.

Лоб
средней высоты и ширины, прямой,
отклонен назад.

Брови
дуговые, длинные, сужающиеся к вискам,
косовнутреннего положения,
близкорасставленные, высокие, средней
густоты.

Глаза
миндалевидные, средней длины и
раскрытия, косовнутреннего положения,
серо-голубого цвета, со средне выраженным
нижним веком.

Нос
средней высоты (длины), ширины,
выступания и глубины переносья, с
извилистым контуром спинки носа,
основание горизонтальное.

Рот
средней длины, углы рта расположены
горизонтально, контур смыкания губ
прямой, высота верхней губы средняя,
выступающие в профиль.

Подбородок
овального профиля, малой высоты,
средней ширины, выступающий.

Ушные
раковины
средней величины, скошены
назад, общей оттопыренности, прямоугольной
формы, с отдельным креплением мочки к
щеке.

Волосяной
покров
на лице отсутствует.

Шея
средней высоты и толщины, прямая,
кадык средней выраженности.

Особые
приметы: шрам на правой стороне шеи,
длиной 4 см.

Одет
в рубашку серого цвета, ворот расстегнут.

При
личном наблюдении описываются
функциональные элементы внешности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий