Как написать характеристику на ребенка
Характеристика на ребенка может понадобиться по разным причинам – по случаю выпуска из дошкольного учреждения или, например, при переходе из одной школы в другую. В любом случае для написания полной и правильной характеристики нужно охватить все области личности воспитанника и придерживаться определенных рекомендаций. Об этих правилах и пойдет речь в статье.
1
Работой любого классного руководителя предусмотрено составление характеристик на ученика в виде подборок психологических и педагогических качеств ребенка. В образовательной практике еще также встречаются психолого-педагогические хар-ки. Они наиболее распространенные. Итак, любая характеристика начинается с отображения общих сведений об ученике. Для этого укажите его данные (ФИО, дату рождения), сведения о родителях и составе семьи (полная/неполная).
2
Далее постарайтесь составить максимально полный словесный портрет ребенка и отобразите его на бумаге. Учащегося нужно предварительно детально изучить, чтобы отобразить в характеристике все нюансы физического развития – указать общее его состояние, и если есть – имеющиеся заболевания. При тяготении ребенка к определенному виду спорта обязательно подчеркните этот факт. Возможно, указанием наград или достижений в каком-либо спортивном состязании.
3
На следующем этапе отобразите семейное воспитание ребенка, условия его проживания, более детальную информацию о родителях (место работы, финансовое состояние и т.п.) и их участии в жизни школьника. Обязательно высказывайте свое мнение, указывая имеющиеся факты и способы их получения. Интересам вне школы и ученическим увлечениям посвятите отдельный абзац. Опишите в нем, чем интересуется ребенок, его хобби, как усваивает школьный материал, какие предметы ему легче даются, какое положение занимает в классе. Уточните отношение ребенка к критике (враждебно, равнодушно и т.д.).
4
Уделите внимание интеллектуальной стороне развития школьника. Тут укажите его участие в учебе в принципе и отдельное отношению к определенным предметам. Возможно, у ребенка уже выделены профессиональные намерения, все тонкости нужно отобразить в подборке. Не забудьте дать оценку нравственности ученика, его адекватности, подчеркните морально-этические ценности и волевые качества, взаимоотношение с другими детьми и эмоциональную сторону в процессе учебы (агрессивность, жизнерадостность и т.п.). Заключением любой характеристики станут выводы. Поэтому кратко обобщите вышеописанную информацию и составьте рекомендации к той деятельности, для которой создается подборка.
Скачайте у нас на сайте:
5
Иногда характеристики требуются для рассмотрения личности ребенка на специфических консилиумах или комиссиях (ПМПК), например, при различных отклонениях, сильной неуспеваемости ребенка. Их целью является назначение определенного курса лечения или представления рекомендаций членами комиссии. Для составления характеристики на ПМПК нужно детальней предоставлять информацию о том развитии/отклонении ребенка, которое предусмотрено к рассмотрению на консилиуме и отражать в характеристиках заключения врачей. Детальней ознакомьтесь с рекомендациями на этот счет можно на сайте Центра Психолого-Медико-Социального сопровождения.
Примеры характеристик на ПМПК скачайте у нас на сайте:
6
Составлением характеристик на ребенка дошкольного возраста занимается воспитатель. С этим сегментом детей связаны свои особенности. В первую очередь оценка дается на дошкольника в условиях, ему привычных и комфортных – проводятся беседы, анализируются рисунки и детские поделки, создаются несложные опросы в форме тестирования. На этом этапе изучайте детей больше с психологической стороны – дайте оценку их поведению по результатам личного наблюдения, а также выясните мотивы, побудившие ребенка к тому или иному действию. Рассматривайте такие виды деятельности, как игровая, бытовая, учебная, коммуникационная. Обращайте внимание на художественное развитие и способность к труду. По структуре составления характеристика ребенка-дошкольника аналогичная той, которая дается ребенку школьного возраста и описана выше.
Можете скачать прям здесь:
В данной статье рассмотрены существующие характеристики на детей, их виды, структуры написания, нюансы составления, приведены типовые их примеры. Полагаясь на все это, написать отличную характеристику на ребенка не составит особого труда.
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
I. Сведения о состоянии здоровья и физическом
развитии заполняются на основе выписки из медкарты и из классного журнала.
II. Внешний портрет ребенка.
«Она так схватывала
внешность человека, что тот час проникала и в его внутренний мир…”
(О.Бальзак, рассказ “Рачино Кане”).
Здесь возможно,
кроме внешнего словесного портрета ребенка, описание ситуации знакомства с ним,
объяснение причины вашего выбора; попытка дать краткое интуитивное предсказание
о характере
ученика на основе
первого впечатления о нем.
“… У этого
мальчугана чуть длинный подбородок. Глазки – умные, с хитрецой, улыбка
строгая…”.
“Гога. Какие у
него кудрявые волосы! Я не буду требовать от родителей, чтобы они постригли
мальчика. Пусть ходит так. Что тут плохого? Гога смеется звонко… Не драчун ли
ты? Не капризничаешь?” (Ш.А.Амонашвили).
III. Семейные условия воспитания.
Состав семьи,
социально-бытовое положение родителей. Характер отношения к ребенку; кто
непосредственно влияет на него, семейные традиции, поощрения и наказания,
существуют ли разногласия по во-
просам воспитания
ребенка, конфликты (отражается ли это на характере ребенка).
IV. Внесемейные контакты.
1. Положение ученика
в системе межличностных отношений в классе:
а) краткая
характеристика класса, в котором находится ребенок (отношение к учебе,
дисциплина, психологическая атмосфера);
б) социометрический
статус ученика в классе (представить матрицу с данными на класс в целом, а
диаграмму – только на изучаемого ученика и тех детей, с которыми установлены
контакты взаимные -невзаимные); попытаться обосновать причину
“звездности”, изолированности или пренебрегаемого положения
учащегося.
Различай:
“звездность” и “лидерство”
показатель
реальное главенствование
эмоциональной
одного над другим или
притягательности стремление к
(хорошее отношение, главенствованию;
симпатия) организаторские
способности
“Звезда”
не обязательно бывает лидером, а в лидере не всегда воплощается
“звездность”;
в) влияет ли
положение ученика на класс, группу детей или отдельных детей; отношение
ученика к сверстникам, роль в дружбе (ведущая или ведомая);
г) положение ученика
в системе деловых отношений (какое имеет или хотел бы иметь поручение,
отношение к нему);
д) положение
учащегося в системе стихийного общения, т.е. за пределами школы.
V. Характеристика умственного развития школьника
(познавательной деятельности).
1. Успеваемость
(преобладающие оценки, динамика успеваемости в течение месяца, четверти, года;
любимые учебные предметы).
2. Кругозор,
начитанность, представления об окружающем. Какие вопросы ребенок любит задавать
взрослым.
3. Речевая
деятельность.
Степень
произвольности монолога (дает ли развернутые ответы на вопросы, умеет ли
строить законченные предложения в устной речи); степень эмоциональной речи
(сопровождается ли речь жестикуляцией, мимикой, насколько богата интонационно).
Встречаются ли повторы (союзы, местоимения, слова- “паразиты”),
нарушается ли порядок слов. Овладение фонетической стороной речи (нет ли
дефектов в произношении звуков, испытывает ли трудности при фонетическом
анализе слов). В какой степени владеет письменной речью, в ней преобладают:
а/ простые
(распространенные – нераспространенные предложения);
б/ сложные
предложения (сложно-подчиненные, сложносочиненные – обычно в устной речи
преобладает первый вид). Овладение грамматической стороной речи.
4. Проявление
индивидуальных особенностей внимания на уроках:
а/ степень развития
непроизвольного-произвольного внимания, имеет ли место послепроизвольный вид;
б/ как проявляются свойства внимания (объем,
переключение, устойчивость, концентрация, распределение). Проиллюстрировать
примерами;
в/ имеет ли место
рассеянность, ее причины.
Например, “У Дениса преобладает непроизвольное внимание,
произвольное же сосредоточение отличается большой неустойчивостью, его может
отвлечь картина, схема, шум за окном. Внимание мальчика с трудом распределяется
на чтение букваря и слушание товарища, поэтому он часто теряет нужное место в
тексте”.
5. Особенности
познавательных процессов:
а/ мышление (тип
мыслительной деятельности по соотношению двух сигнальных систем –
“художник”, “мыслитель” или промежуточный тип.
Специфика детской
логики и умение строить самостоятельные суждения (с примерами). Характеристика
мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез). Встречались ли
трудности при решении задач, ошибки и их причины;
б) память, ее вид и
индивидуальные особенности (слуховые, зрительные, моторные, эмоциональные, их
сочетание), кратковременная -долговременная;
в) воображение
(наличие творческого подхода, яркость и оригинальность образов, неожиданность
в создании нового, логическая завершенность сюжета – на основе анализа
детского рисунка, поделки, творческого рассказа, сочинения). Любит ли
фантазировать.
Пример: “Воссоздающее воображение у Алеши отличается живостью
и яркостью ( пересказ “Бородино” дополняет собственными
подробностями и рассказывает так, будто сам только из боя), Для творческих
образов мальчика характерны элементы новизны, неожиданности, оригинальности
(после только что просмотренного мультфильма он изображает героев в новых для
них ситуациях: Чебурашку в ракете, в кругу новых друзей”;
г/ восприятие
(постараться выявить тип восприятия на основе детского пересказа
художественного текста:
– аналитический
– стремление выделять частности, вникать в подробности; преувеличенное
внимание к детям, понимание основного смысла явлений несколько затруднено;
– синтетический
– стремление к основному смыслу, обобщенному отражению явлений, отсутствие
склонности к детализации;
– аналитико-синтетический – равное стремление к
пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению; соотношение
анализа с выводами;
–
эмоциональный – предметное отражение подменяется излишним вниманием
к своим переживаниям, стремление выразить прежде всего свои переживания,
вызванные каким-либо явлением, а не выделение его сущности или частностей.
Проявляется ли
наблюдательность как свойство личности, воспитанное на основе восприятия.
VI. Направленность личности
1. Самооценка
(отношение к самому себе и к замечаниям).
2. Уровень
притязаний (высокий, низкий, адекватный).
3. Проявление
потребностей (в общении с товарищами, в спорте, учении, игре, в чтении
литературы, др,). Какие преобладают: материальные или духовные.
4. Мотивы учения.
5. Внеучебные
интересы (широкие-узкие, устойчивые-ситуативные, глубокие-поверхностные; выбрал
сам, направили взрослые или по воле взрослых).
Например, “собирать любые открытки или на определенную
тему”, читает, но не может назвать любимые книги или читает выборочно,
направленно”, “занимается музыкой, потому, что родители отдали в
музшколу или при этом пробует подбирать мелодии”.
VII. Отношение к труду, к дежурству в классе. Что
привлекает в труде (процесс или результат, или то, и другое).
VIII. Эмоционально-волевая сфера.
1. Степень
эмоциональности, сила и глубина переживаний, причины, вызывающие переживания.
Преобладающее настроение. Эмоциональная устойчивость при неуспехе. Проявляются
ли интеллектуальные, моральные или эстетические чувства. Чувство юмора.
2. Проявляется ли
активность, целеустремленность, решительность, настойчивость,
самостоятельность как волевые черты характера.
Показатели
слабоволия у школьников:
– отсутствие
целеустремленности (не знают, чего хотят и что им нужно; нет стойких мотивов
учения; не могут долго в сознании удерживать поставленную цель;
– отсутствие
последовательности и систематичности в работе (беспорядочен в подготовке
домашних заданий. Не способен отвлечься от посторонних раздражителей; делает
только то, что доставляет удовольствие;
– неуверенность в
себе.
Проявляется ли упрямство как негативное
качество.
IX. Темперамент.
При выявлении типа
темперамента учитывается сочетание физиологической (сила,
уравновешенность и подвижность нервной системы) и психологической
(общительность, пластичность или ригидность, т.е. приспособление к
изменяющимся внешним воздействиям; эмоциональность, т.е. приспособление к
изменяющимся внешним воздействиям; эмоциональность, экстра или
интровертированность) сторон темперамента.
X.
Особенности характера
Самые яркие черты
характера ученика (положительные, отрицательные), проявляющиеся в отношении к
себе, товарищам, взрослым; вещам, учебе, труду.
XI. Психолого-педагогические выводы.
“… Даже
хорошие, очень хорошие, как говорят, по природе своей дети, а не только так
называемые сорванцы, требуют специального педагогического внимания и
воспитания, особого подхода…” (Ш.А.Амонашвили)
Здесь необходимо
описать приемы (прямые или ©посредственные) индивидуальной работы с
ребенком, использованные вами «ли учителем. Это могут быть предложения по
изменению нежелательного статуса ребенка в группе или устранению недостатков в
развитии детского внимания, памяти, воли и т.д.
Постарайтесь
избежать подобных ошибок при написании характеристики:
1. Часто дается
упрощенная характеристика познавательной деятельности на житейском уровне,
например, “… на уроке всегда внимательна (или на уроке – никакого
внимания), мышление хорошее, легко может анализировать, синтезировать,
сравнивать, обобщать, воображение развито на достаточном уровне, речь развита
…”.
2. Недостаточное
использование примеров и обоснований: “Тип темперамента – сангвиник, это
видно из всего поведения”.
Иногда примеры используются в отрыве от
основных характеристик каких-либо особенностей ученика.
. Нарушение
логического построения характеристики:
а/
непоследовательность в изложении мыслей (встречаются повторы, например, о
социальном статусе ученика или об особенностях его внимания можно прочитать
дважды в разных частях характеристики;
б/ черты характера
перемещаются с другими характеристиками, ^ например, “…
решительность, чувство товарищества, распределение внимания;
в/ логическая
незавершенность характеристики (или психологически бессодержательные выводы,
слишком общие рекомендации типа “как можно чаще вовлекать ученика в
классные мероприятия”, “опираясь на ценные свойства характера, надо
стремиться упрочить их, а отрицательные ослабить”, “учителю надо
больше внимания уделять ребенку”;
г/ результаты
проведенных экспериментов имеют слабую степень обобщения, или же
полученные данные не анализируются, а лишь делается ссылка на методику,
например, “… о чем свидетельствуют данные, полученные по методике
Л.Венгера.
Иногда вместо
анализа полученных данных подробно описывается сама методика и представляются
необработанные детские ответы или рисунки, например, “Для изучения
воображения я предложила Жене закончить рассказ и вот что получилось:
“Темнело. Шел мелкий, холодный дождь. На трамвайной остановке под одним
зонтиком стояли две девочки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг… ударил и
гром с неба приземлился огненный шар, и оттуда вышел инопланетянин, и они
подружились”.
(Анализа рассказа ученика и выводов об уровне
творческого во-
ображения нет).
Приложением к характеристике должны быть
социоматрица, социограмма, а также рисунки детей, их суждения, сочинения.
Методики для изучения ребенка:
Индивидуальная карта ребенка
Я и моя семья
Социометрическое измерение
Три оценки (Липкина)
Методики Дембо-Рубенштейна
Составление расписания (Маркова)
Беседа о школе
Рисунок семьи
Аудитория: родители детей с 1-го по 11-й класс
Подготовительная работа:
- ответы детей на вопрос “Я для родителей:”
- схема “Солнышко”- Какой я сын или дочь?
- коллективный словесный портрет детей
- советы детей родителям
- высказывания великих людей о детях, стихи
Цель: задуматься над тем, каким
человеком растет их сын или дочь.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
– Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада
видеть вас. Большое спасибо за то, что вы нашли
силы и время прийти сегодня на нашу встречу. Ведь
есть одно общее, что нас объединяет – это наши
дети, мальчишки и девчонки. Рассчитываю на вашу
поддержку, помощь и взаимопонимание, активное
участие в открытом разговоре. Уверена, что наше
сотрудничество будет успешным.
Мы сегодня выбрали не совсем обычную форму
общения – круг. Как вы думаете – почему?.. Да, круг
– это наиболее совершенная фигура, в кругу проще
вести открытый разговор. Это еще и возможность
некоторое время быть вместе, вот так глаза в
глаза, рука к руке. Круг – это гарантия вашей
защищенности.
Я напомню вам несколько правил, которые нужно
выполнять: в кругу все равны каждый говорит свое
мнение, свое решение, свою точку зрения, свою
версию можно высказывать любое мнение, нет точек
зрения правильных и неправильных “пропустить
круг” можно один раз
Мирок
Дети – это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
М. Цветаева
Нетрудно догадаться, что речь сегодня пойдет о
наших детях. Презентация.
Слайд №1
II. Тема урока семейной любви: “Какие
они, наши дети?”. У нас с вами есть чудесная
возможность задуматься над тем, какие наши
мальчишки и девчонки, каким человечком растет
ваш сын или ваша дочь.
Вопрос по кругу: Ребенок – это праздник,
который пока со мной. (да, нет, не знаю) Почему?
Слайд №2
1. Работа на индивидуальных листочках.
Закончи фразу:
- Ребенок для меня :
- Мой ребенок – это…
Слайд № 3
2. Схема “Солнышко”
Ребенок – это :
- большая ответственность
- продолжение рода
- гордость семьи
- мое счастье
- радости, большие и маленькие
- открытие мира
- всякие вопросы
- возвращение в детство
- спокойная старость
Слайд № 4
3. Зачитываются листочки детей “Я для
родителей:”
- какие определения особо приятны и почему?
- какие заставляют задуматься?
Вывод: из высказываний детей видно, что не
все считают себя любимыми, единственными. Есть
над чем задуматься и подумать.
Слайд № 5
Великие люди всегда умели и умеют в немногом
сказать многое.
Дети – это завтрашние судьи наши. (М.Горький)
Ребенок – это правда любви. (М. Пришвин)
Каждый ребенок – художник. Трудность в том,
чтобы остаться художником, выйдя из детского
возраста. (П. Пикассо)
Слайд № 6
III. Работа на индивидуальных листочках.
Напишите словесный портрет:
- Мой сын. Какой он?
- Моя дочь. Какая она?
4. Опрос по кругу.
- Какие положительные качества своего ребенка вы
можете назвать? - Какие считаете самыми главными?
- Какие отрицательные качества вы можете назвать?
Какие качества вызывают тревогу,
настораживают?
Слайд № 7
5. Зачитываются словесные портреты детей.
- Какой я сын или дочь?
- Мои плюсы и минусы.
6. Опрос по кругу.
- Что нас радует?
- Что вас настораживает?
- Сравним с ответами родителей.
7. Слайд № 8
Словесный портрет детей от учителей.
Слайд № 9
8. Работа в микрогруппе, а затем в
группе. Какой он хороший ребенок?
Согласуйте индивидуальные списки и составьте
коллективный портрет хорошего ребенка. Какой он
хороший ребенок? Каким вы видите этого ребенка?
9. Зачитываются мнения детей: Хороший
портрет ребенка.
Вывод: Ребенок – тот же драгоценный сосуд,
который ежечасно, ежедневно нужно наполнять
любовью. Если этого не делать, пустоту заполнят
отрицательные эмоции: обида, злость, страх,
недоверие. Ребенок будет расти замкнутым,
агрессивным. Детям надо прожить, прочувствовать
родительскую любовь, понять самим, как это
хорошо, когда о тебе заботятся.
Слайд № 10
10. Работа в микрогруппе, а затем в группе.
Что нужно сделать, чтобы воспитать хорошего
сына или дочь?
Как можно воспитать в ребенке хорошие качества?
Вывод: В.А.Сухомлинский говорил, что доброго
воспитать может добрый, умного – умный.
- Если вы хотите, чтобы дети заботились о вас, были
внимательными, нежными, будьте такими с ними
сами. - Если вы хотите, чтобы дети верили в себя, в свои
таланты, способности, верьте в это прежде всего
сами. - Если вы считаете нужным воспитывать в детях
чувство собственного достоинства, относитесь к
ним и себе с уважением.
Одним словом, что отдашь – то и получишь.
Слайд № 11
11. Зачитываются мнения детей:
Для того, чтобы стать хорошим сыном или дочерью…
12. Советы детей родителям.
- Не балуйте меня, вы этим меня портите.
- Не бойтесь быть твердым со мной.
- Если будете давать обещания, которые не можете
выполнить, это разрушит мою веру в вас. - Иногда я говорю или делаю что-то только затем,
чтобы просто позлить вас – не поддавайтесь на
провокации. - Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня
сорвалось грубое слово, я не имел в виду ничего
плохого. - Не делайте для меня или за меня то, что в
состоянии сделать сам. - Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните,
я учусь, подражая вам, а не подчиняясь
нравоучениям. - Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю
слишком откровенные вопросы. - Я не могу успешно развиваться без вашей
поддержки и одобрения. - И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста,
попытайтесь ответить и мне любовью тоже.
13. После этого разговора я: Методика
неоконченного предложения.
Этот урок заставил меня задуматься:
Вывод: Притча: “Король узнает, что его
сын женится. Он возмущен, топает ногами,
взмахивает руками, его лик ужасен, а гнев не имеет
границ. Он кричит своим подданным: Почему не
доложили, что сын уже вырос?”
Пока наши дети еще рядом, давайте радоваться,
помогать друг другу, поддерживать, доверять, жить
его жизнью, мечтами и планами.
“Нет детей – есть люди, но с иным масштабом
понятий, иными источниками опыта, иными
стремлениями, иной игрой чувств”. Януш Корчак
Мной представлен практический опыт работы по обучению детей составлению описательных рассказов о человеке с использованием мнемотаблиц.
Целью практической работы по данной теме является развитие социальной перцепции у детей с нарушением зрения при обучении составлению речевого портрета человека.
Социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка человеком других людей.
Наш детский сад посещают дети с различными нарушениями зрения. Составить описательный рассказ о человеке для наших воспитанников является сложным заданием, так как они не имеют представлений о внешнем облике человека. Поэтому, способность к познанию других людей и осознанию самого себя через познание других проходит длительный путь обучения. Представление о своем внешнем облике и облике других людей формируется в процессе общения. Процесс формирования носит спонтанный характер, так как нет системной работы при обучении. Так, Л.И. Плаксина отмечала, что формирование способностей воспринимать людей и правильно их оценивать доступно и детям дошкольного возраста, но для этого необходимо специальное обучение, построенное на знания механизмов и закономерностей восприятия человека и представлений о нем. Формирование перцептивного образа другого человека является одним из исходных и принципиально важных моментов, обусловливающих развитие познания окружающего мира ребенком и осознание самого себя.
Поэтому, реализуя данную цель, я поставила перед собой следующие задачи:
- Познакомить детей с различными внешними особенностями человека (цвет и форма глаз, форма носа, форма бровей и губ, цвет волос, фактура и длина волос, форма лица и цвет кожи).
- Сформировать представления детей о различных эмоциональных состояниях (радость, грусть, спокойствие, огорчение, удивление, страх…).
- Учить детей определять и называть пол и статус человека (девочка, мальчик, девушка, парень, женщина, мужчина, бабушка, дедушка).
- Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицы.
- Закреплять пространственные представления о частях тела человека.
- Развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать образное мышление, память.
- Прививать познавательный интерес.
- Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.
- Проявлять самостоятельность, инициативу.
В нашем дошкольном учреждении были подготовлены условия для эффективной работы с детьми: изготовлены и приобретены модели человека, схемы для предметно-практической деятельности, мнемотаблицы. Были подобраны фотографии сотрудников детского сада, фотоальбомы с детскими и семейными фотографиями наших воспитанников, подобраны репродукции художников – портретистов, доступных для детского восприятия.
Основными методами работы при обучении детей составлению речевого портрета, как на занятиях, так и в повседневной жизни является наблюдение. Дети всматриваются в лицо товарищей, своих близких, отмечают особенности внешнего вида. При описании лица человека применяются специальные упражнения на описание лица человека (по образцу, по плану, по алгоритму). При рассматривании себя дети пользуются зеркалами.
Обучая детей, упражняю в подборе имен прилагательных, обозначающих качества, свойства личности. Дети учатся составлять речевые портреты человека: самого ребенка, взрослого, друга, мамы, папы, сотрудников детского сада, человека другой профессии. Большую помощь в составлении речевого портрета оказывают фотографии. Рассматривая фотографию, дети выделяют цвет, форму глаз, носа, губ.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Сначала дети рассматривают отдельно по картинкам внешние особенности человека (цвет глаз, форма носа, форма лица и т.д.). А потом уже, используя мнемотаблицы, составляют описательные рассказы. Схема, предложенная детям, несет в себе заложенную определенную информацию. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные не только на развитие восприятия, памяти, внимания, образного мышления, но и умения преобразовывать абстрактные символы в образы.
Как учитель-дефектолог, на занятиях по развитию социально-бытовой ориентировки, провожу коррекционные занятия и реализую представленные раннее задачи.
Перспективно – тематический план
Возраст |
Темы занятий |
Младшая группа |
|
Средняя группа |
|
Старшая группа |
|
Подготовительная группа |
|
Полный текст статьи см. приложение
Вводный текст:
Словесный портрет важен и в криминалистике, и в медицине. Чтобы не растеряться в экстремальной ситуации, нужно уметь описывать ребенка так, чтобы он отличался от тысяч других малышей.
Воспользоваться готовой схемой. Существует перечень типичных характеристик человека, придуманных еще в девятнадцатом веке, когда доктор и антрополог Альфонс Бертильон разработал антропометрический метод описания человека. Проще всего не изобретать велосипед, а выбрать подходящие прилагательные из такой таблицы – словесного портрета. В первую очередь, в описании ребенка должны быть указаны возраст, рост, телосложение, анатомические и функциональные особенности.
Дополнить список особыми приметами. Анатомические приметы – это родинки, шрамы, родимые пятна. А функциональные – хромота и дефекты речи (заикание, картавость или акцент). Криминалисты считают, что особенности внешности делятся на временные и постоянные, а еще на естественные и искусственные. Можно сказать, что у ребенка серебряная серьга с бриллиантом в левом ухе, но специалист пометит себе, что у ребенка проколото левое ухо.
Психология и характер. Здесь как раз лучше не пользоваться заумной лексикой психологов, а выбирать доступные и понятные обычным людям определения. Как ребенок ведет себя в обычных ситуациях? Он спокоен и сосредоточен или игрив и контактен? В экстремальной ситуации он убегает и прячется или предпочитает дерзить?
В описании одежды важно учитывать цвет, ткань, фасон, ветхая вещь или новая. Есть ли на ней бирки, личные пометки и заплатки, какие пуговицы, разные или одинаковые. Были ли при ребенке игрушки, наручные часы, мобильный телефон?
Выявить “позывные”. Если ребенку объяснили, что в случае непредвиденной ситуации стоит просить помощи у взрослых, то нужно вспомнить, какую информацию вложили в него родители. Он знает только адрес, имя и фамилию? Может быть, помнит телефон? Нужно вспомнить все, с чем он может выйти к людям, если, не дай Бог, потеряется.