Как составить словесный рисунок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словесное рисование (устное и письменное) — это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения. Словесная картина иначе называет­ся словесной иллюстрацией.

Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писате­лем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.

При этом появляются две опасности: можно сбиться на прямой пере­сказ авторского текста, а при слишком активном непроизволь­ном воображении «забыть» об авторской картине и начать описы­вать свою собственную.

Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, по­добрать точные слова и выражения для описания, логически вы­строить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает опи­сание в статичной картине сложных отношений героев.

Этот прием направляет внимание детей на текст: они перечи­тывают отдельные его фрагменты, так как только смысловые и изобразительные стилистические детали помогут им прояснить словесные образы, уточнить их, представить то, что описывает автор, в подробностях. Ученик постепенно «входит» в мир про­изведения и начинает видеть его глазами автора или одного из персонажей (в зависимости от того, с чьей точки зрения воссоз­дается картина), т.е. присоединяется к действию, а значит, он сможет дополнить авторскую картину своими собственными де­талями. Тогда результатом работы, в основе которой — анализ текста, станет не пересказ и не оторванное от авторского замыс­ла описание, а творческая картина, адекватная авторскому за­мыслу, но более подробная и обязательно эмоционально-оце­ночная.

Обучение приему протекает в несколько этапов.

1. Рассматривание графических иллюстраций. Сначала учитель организует наблюдение за тем, как иллюстратор передает автор­ский замысел, что помогает художнику создать настроение, вы­разить свое отношение к героям. В процессе этой работы дети зна­комятся с понятием «композиция картины», со значением цве­тов, колорита, линии. Эта работа может проводиться и на уроках изобразительного искусства, и на уроках внеклассного чтения.

2. Выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее под­ходящей к рассматриваемому эпизоду произведения с мотивацией своего решения.

3. Коллективное иллюстрирование с помощью готовых фигурок заключается в расстановке персонажей (композиция картины), выбор их поз, выражений лиц.

4. Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал. Этот прием можно ус­ложнить, предложив детям описать иллюстрации, выполненные их одноклассниками.

5. Анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения. Детям предлагаются иллюстрации, в кото­рых нарушена расстановка персонажей или других образов произ­ведения, отсутствуют некоторые авторские детали или они заме­нены другими, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и т. п. После рассматривания дети сравнивают свое восприятие текста с восприятием иллюстрации.

6. Коллективное устное рисование иллюстраций — жанровых сценок. На этом этапе дети выбирают цветовую гамму иллюстра­ции.

7. Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание или описание пейзажа, выполненного художником.

8. Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.

9. Коллективное устное подробное описание героя в конкретном эпизоде (каким видишь героя: что происходит или произошло, настроение героя, его чувства, поза, волосы, выражение лица (глаза, губы), одежда, если это важно, и т.п.) Учитель вопроса­ми помогает детям создать описание.

10. Коллективное и самостоятельное словесное устное рисова­ние героя сначала в одной определенной ситуации, а позднее — в разных.

11. Самостоятельное словесное устное иллюстрирование и сопо­ставление созданной устной иллюстрации с графическими.

Естественно, что овладеть приемом словесного рисования мож­но лишь после того, как освоены элементарные умения анализи­ровать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропе­девтики уже на самых первых порах изучения литературных про­изведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обста­новку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст?» И т.п.

Примеры организации устного словесного рисования на уроках:

Фрагмент урока в I классе по сказке «Каша из топора»

Этап перечитывания текста и его анализа

— Прочитаем сказку до конца и понаблюдаем за тем, как дей­ствовал солдат. Составим план его действий.

Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются за­ранее записанные на доске действия солдата: приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; то­пор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; поме­шивал и попробовал; посетовал, что нет соли; посолил, попробовал, посетовал, что хорошо бы крупы добавить; добавил крупы, помеши­вал, попробовал, похвалил и посетовал, что хорошо бы масла доба­вить; добавил масла; стал кашу есть. Объединяем мелкие действия в более крупные: задумал обмануть старуху; готовит топор к вар­ке и начинает его варить; помешивая и пробуя, одно за другим про­сит соли, крупы и масла; ест кашу.

Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый выделенный нами момент.

— Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?

Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сде­лать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент действия (устное словесное рисование).

Помогаем вопросами:

На каком фоне происходит действие? (Изба, обстановка в избе, печь, утварь и т.п.)

Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем он думает? Какое у него при этом выражение лица?

Предлагаем описать старуху из сказки «Каша из топора» в раз­ные моменты действия. Помогаем аналогичными наводящими во­просами.

Затем обсуждаем иллюстрацию в хрестоматии (рис. 13 В.О.Аникин. «Каша из топора»).

— Можно ли определить, какой момент сказки изобразил ху­дожник В.О.Аникин? Что помогает (или, наоборот, мешает) это сделать?

Приём сопоставление литературного произведения с иллюстрациями к нему

Суть приема заключается в сопоставлении словесного образа с его интерпретаций художником в виде иллюстрации к тексту ли­тературного произведения. При такой сложной аналитической дея­тельности младшие школьники получают представление о точке зрения другого человека на описанную писателем ситуацию и ее участников. Таким образом, в сознании ребенка сталкиваются соб­ственное видение эпизода с видением художника. Это столкнове­ние является толчком для создания проблемной ситуации на уро­ке и подталкивает детей к анализу текста для прояснения соб­ственных впечатлений и представлений.

Рассматривание иллюстраций является одним из ведущих при­емов на этапе обучения чтению. Именно здесь нужно подготовить детей к общению с иллюстрацией как с художественным произ­ведением. Рассматривание картинок в книгах из самого по себе интересного занятия превращается в критическую деятельность: дети начинают соотносить иллюстрацию с авторским описанием и повествованием. На этапе изучения литературных произведений этот прием ва­жен и как самостоятельный, и как подготовительный к более слож­ным видам работы.

Назначение иллюстраций:

— вызвать интерес у зрителя к ситуации и/или персонажам;

— вызвать эмоциональный отклик у зрителя;

— привлечь внимание к важным деталям этой ситуации;

— передать точку зрения на происходящее либо автора, либо рассказчика, либо одного из персонажей — участников эпизода.

Требования к иллюстрации:

1. Иллюстрация должна отвечать эстетическому принципу, т.е. быть полноценным произведением изобразительного искусства. Далеко не все иллюстрации в хрестоматиях по литературе для начальной школы отвечают этому принципу, поэтому, пока дети не научатся отличать хорошие работы от пло­хих, не стоит останавливать их внимание на этих «шедеврах», даже если они помещены в хрестоматии. Учитель может сам подобрать репродукцию или принести книгу, в которой есть необходимый для урока изобразительный ряд, или воспользоваться современ­ными информационными технологиями и работать с произведе­ниями изобразительного искусства с помощью компьютера и муль­тимедийного проектора.

2. Иллюстрация должна обеспечить выполнение принципа целе­направленности анализа, т.е. действительно давать возможность читателю размышлять о чувствах, переживаниях героев, о конф­ликте между героями, о точке зрения героя на ситуацию.

3. Иллюстрация должна быть выполнена к эпизоду или ситуа­ции, которые вызывают яркие читательские эмоции, т.е. при под­боре иллюстрации учителю необходимо учитывать эмоциональные читательские реакции.

4. Все ученики должны иметь возможность внимательно рас­смотреть иллюстрацию, в процессе анализа картина всегда долж­на находиться перед учеником.

Алгоритм анализа иллюстрации:

1. Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию, ставя конкретный вопрос:

— Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?

— К какому эпизоду сделана иллюстрация? Обоснуйте свое мнение.

— Кто изображен на иллюстрации? Почему вы так решили?

— Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода, настрое­нию, которое он вызывает? Почему вы так считаете?

— Что удалось передать художнику, а что у него не получи­лось? Почему вы так считаете?

2. Ученики рассматривают иллюстрацию и готовятся ответить на вопросы учителя.

3. Учитель выслушивает ответы, все время обращая внимание детей на отдельные детали иллюстрации с помощью наводящих вопросов.

4. Опрос переходит в беседу, в процессе которой:

а) выявляется общее впечатление, а затем уточняется, какие чувства вызывает у читателей содержание эпизода и какие чувства рождает у зрителей содержание иллюстрации; каковы эмоциональ­ная атмосфера эпизода и иллюстрации;

б) выясняется, как создается эмоциональная атмосфера в тек­сте и как она передается на картине, что помогает художнику выразить чувства и переживания;

в) сравнивается композиция картины с расстановкой персо­нажей и фоном действия в произведении, анализируются позы и выражения лиц персонажей или детали пейзажа и их роль в созда­нии эмоциональной атмосферы (Важно, чтобы дети увидели, насколько художник точен в пе­редаче настроения эпизода и героев, какие детали ему в этом по­могают и какую роль играют выбранные им изобразительные при­емы.)

г) анализируется целесообразность отклонений от авторского текста, допущенных художником: что упустил (не нарисовал) или привнес художник в картину, о чем не упоминает автор литера­турного произведения; сделано ли это в общем соответствии с авторским замыслом, его отношением к персонажам и событиям или противоречит им?

Прием сопоставления эпизода и иллюстрации направлен на активизацию внимания учеников к тексту, способ­ствует развитию читательского воображения и формированию сле­дующих умений:

видеть изобразительно-выразительные средства языка и осо­знавать их роль в тексте;

анализировать композицию эпизода, образы персонажей;

видеть приемы выражения авторского отношения к героям и понимать его;

сравнивать свою точку зрения с точкой зрения другого чита­теля (в данном случае — художника) и точкой зрения автора;

понимать специфику языков разных видов искусства и уметь общаться с произведениями искусства.

Виды деятельности: на уроке можно анализировать обложки к книгам; сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же эпизоду; выбирать из много­численных иллюстраций те, которые выполнены одним художником; мотивировать выбор наиболее удачной, с точки зрения ребенка, иллю­страции; анализировать произведения изобразительного искусства (не иллюстрации) и решать, могут ли они использоваться для оформ­ления книги с текстом данного литературного произведения.

Список литературы:

1. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. – Начальная школа. -1991.-№1.-С.30

2. Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. – 2000.- С.401

3.Корепина Л.Ф. – Работа с иллюстрацией на уроках чтения. – Начальная школа. – 1990. – №2. – С.27

4. Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- М.1964.- С.101

5.Мосунова Л.А. Обучение словесному рисованию на уроках литературного чтения.- Литература в школе. – 1994.- №2.- С.77

Анализ художественного произведения в школе основывается на художественных и научных правилах.  То есть, идет речь про творческое претворение литературного текста в остальные виды творческой деятельности. Прием претворения дает возможность показать точку зрения читателя, сформировать и развить умение конкретизировать образы и делать образный синтез. Именно из-за этого этот прием стал таким популярным в начальной школе.

Устное и письменное (словесное) изображение является описанием картины или образа, что возникают в сознании ребенка при чтении художественной литературы. Словесное изображение еще может называться словесной зарисовкой.

Данный прием используется для того, чтобы развить умение по конкретизации словесного образа (воображения). Помимо этого, этот литературный прием помогает в развитии речи у детей и логического мышления. Во время словесной иллюстрации читатель, основываясь на устных и письменных образах, что были созданы автором, должен детализировать свое мнение в визуальный образ, который он представляет в устном или письменном виде.

banner

Не нашли то, что искали?

Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям

Но в это время могут возникнуть две проблемы:

  • Во время словесного изображения велика вероятность перейти на точный пересказ текста автора;
  • При активном высказывании своих мыслей, читатель может забыть про авторскую картину и заняться изложением личного видение. 

Для того, чтобы применить словесное описание, нужно выполнить такие действия:

  • Прочитать текст;
  • Представить образ или картину;
  • Конкретизировать полученный образ;
  • Подобрать слова, чтобы описать увиденное;
  • Логично описать, что вы представили. 

Помимо этого, во время словесного изображения читатель занимается описанием сложных взаимоотношений главных героев. 
С помощью подобного художественного приема можно направить детское внимание непосредственно на произведение: дети перечитывают фрагменты произведения, ведь изобразительные и смысловые элементы смогут помочь в прояснении словесных изображений. Помимо этого, конкретизировав полученные образы, читатель детально представляет себе то, что описывает писатель в своем произведении. Ребенок постепенно проникает в мир литературной работы, начинает видеть этот мир так, как представлял себе его писатель, или со стороны одного из героев произведения (это зависит от того, кто ведет рассказ в данной литературной работе). То есть читатель включается в действие, затем он сможет в картину писателя внести дополнительные личные детали. В результате использования такого художественного приема (что основывается на анализе литературной работы) получится не пересказ, и не описание, которое может не передавать всей картины, а творческое изображение, что точнее соответствует смыслу текста, но при этом оно выражается более детально и эмоционально.

Изучение приема словесного изображения проходит в несколько стадий:

  • Изучение графических картин. Перед началом работы учитель занимается изучением картин, в которых автор передает смысл произведения, а художник передает настроение и показывает свое отношение к героям. Ученики изучают понятие «композиция картины», а также важность цветов, линий, колорита. Данная работа может проводится, как на занятиях по изобразительному искусству, так и на уроках по внеклассному чтению;
  • Определение одной картины из нескольких представленных вариантов. Выбор делается в сторону самой подходящей картину, которая соответствует рассматриваемому фрагменту из произведения. Кроме этого ученики должны описать причину подобного решения;
  • Коллективное изображение при помощи подручных материалов. Проводится расстановка героев, построение картины, передача эмоций, передача поз персонажей;
  • Изображение по собственной инициативе выбранного фрагмента из произведения или устное описание самостоятельно нарисованного эпизода. В этой ситуации можно усложнить задание для учеников, попросив описать изображения, что выполнили их одноклассники;
  • Оценка изображений, которые выполнены с отклонениями от смысла литературной работы. Ученикам предлагаются работы, где неправильно расставлены роли среди героев или другие элементы из произведения. Кроме этого, в таких картинах могут отсутствовать несколько элементов или они могут быть заменены на другие детали, может просматриваться нарушение колорита, поведения, эмоций и прочее. Ученики после просмотра таких изображений должны сравнить собственное понимание текста с изображенным на одной из иллюстраций;
  • Совместное устное изображение картин – жанровых сцен. Ученики в данном случае подбирают цветовую гамму для картины;
  • Индивидуальное изображение пейзажа. Ученика предлагается провести обзор устно, или описать картину, которую выполнил художник;
  • Словесное представление деталей пейзажа из выбранного текста;
  • Совместное детальное описание одного из героев в выбранном фрагменте текста. Ученик должен описать героя так: каким он его себе представляет, настрой персонажа, что с ним произошло, его эмоции, внешность, поведение, одежду и тому подобное. Задавая наводящие вопросы, учитель помогает детям с описанием;
  • Рисование одного из персонажей индивидуально или совместно в одной или нескольких ситуациях;
  • Самостоятельное устное рисование, а затем сопоставление вашей иллюстрации с графическим рисунком.

banner

Сложно разобраться самому?

Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям

Итак, научиться такому литературному приему, как словесное рисование можно только после того, как вы научитесь проводить анализ рисунков, что относятся к художественному произведению. Но перед началом работы над таким умением, учитель уже может начинать задавать такие наводящие вопросы, как: «Каким вы представляете главный персонаж этого рассказа?», «Как описана обстановка действия?», «Что вы представляете в голове, когда читаете этот фрагмент текста?» и так далее.

Мы привыкли к тому, что картины художники рисуют красками на холсте, отражая окружающий нас мир: природу, людей и так далее. Но оказывается, рисовать можно не только карандашами и красками. Все, что мы видим вокруг нас, можно описать при помощи слов, другими словами, создать словесную картину. Если речь идет о человеке, то можно сказать создать словесный портрет.

В этом случае роль мазков или штрихов выполняют обычные слова. Но если для описания пейзажа, события, человека их подобрать правильно, то получится самая настоящая картина, написанная при помощи слов.

Мастера слова используют в своих работах различные литературные приемы. С их помощью картины жизни, создаваемые писателями и поэтами, становвятся более яркими, образными, объемными, задевают читателей за живое, заставляют переживать. Одним из таких приемов является использование эпитетов – слов-признаков, которые делают описание ярче и нагляднее.

Если говорить простым языком, словесная картина – это описание события, природы, человека и так далее словами.

Чтобы рисовать словесные картины, нужно быть наблюдательным, больше читать, расширять свой словарный запах и просто описывать то, что требуется.

Министерство образования и науки Астраханской области

ОАОУ СПО «Астраханский социально – педагогический колледж»

Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Прием словесного рисования на уроках литературного чтения

Выполнила

студентка
группы 3 А

___________
Соломахина И.В.

Проверил

преподаватель
русского языка с методикой преподавания

_____________
Шалдаева В.В.

Астрахань, 2015

Список литературы:

1.    
http://schoolurga.my1.ru http://schoolurga.my1.ru/publ/tvorcheskie_raboty_uchashhikhsja_na_urokakh_literaturnogo_chtenija_kak_sposob_razvitija_kommunikativnykh_umenij/3-1-0-61 [Электронный ресурс]. Дата обращения: 15.10.2015

2.    
http://www.pedagogyflow.ru  http://www.pedagogyflow.ru/flowens-641-1.html [Электронный ресурс]. Дата обращения: 15.10.2015

Одной из приоритетных задач школьного образования
разработчики нового проекта Государственного образовательного стандарта
называют формирование коммуникативных учебных действий. В контексте
предлагаемой концепции УУД они рассматривают коммуникацию как смысловой аспект общения и
социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до
сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности),
налаживания межличностных отношений и др. И действительно, формирование коммуникативных
действий является важнейшей задачей для полноценного психического развития и
становления личности. Владение коммуникативными умениями на высоком уровне
позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных сферах
деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в
людях коммуникабельных, во многих школах недооценивается важность развития у
учащихся коммуникативных действий, являющихся своеобразным фундаментом, без
которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания. Важно
начать их формирование именно в младшем школьном возрасте для поэтапного
развития в дальнейшем.

Уроки литературного чтения открывают для развития коммуникативных
умений учащихся большие возможности. Их формированию способствуют творческие
работы, которые являются неотъемлемым компонентом системы начального
литературного образования младших школьников.

Что такое творчество? В
нашей повседневности творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в
области искусств, во-вторых, конструирование, составление и реализацию новых
проектов и, в – третьих, научное познание, так сказать, созидание разума.

Под творческой работой мы понимаем особую форму организации
учебной деятельности, осуществляемую под прямым или косвенным руководством
учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески
выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных
качеств.

Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный
процесс, активизирует познавательную личность и формирует ее. На уроках
литературного чтения я использую следующие виды творческих работ:

– выразительное чтение произведения с последующим обсуждением
вариантов прочтения;

– графическое иллюстрирование;

– словесное рисование картин;

– составление диафильмов;

– творческий пересказ;

– чтение по ролям;

– драматизация.

Словесное иллюстрирование (рисование) – это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе
прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Словесное рисование ни в
коем случае не должно превращаться в пересказ произведения.
Этот прием направлен, прежде всего, на
развитие способности к конкретизации словесных образов
(воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое
мышление.
Это прием требует
выполнения ряда операций: прочитать,
представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания,
логически выстроить свое высказывание
.

Работу иллюстрированного характера в начальных классах следует
начать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с
анализа иллюстраций, картин. Обучение словесному рисованию лучше начать с
создания жанровых картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина
статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли»,
словно на фотографии, а не действуют, как на экране.

На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно
использование так называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах у
детей картины. При этом после словесного описания учащимися каждой детали
рисунка, любого элемента, действующего лица на демонстрационный лист бумаги
последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» соответствующая
картинка.

На
следующем этапе можно использовать такие приемы:

1.    
Выбирается эпизод для
иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение
ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует
словесное описание иллюстрации.

2.    
Дети словами «рисуют»
картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или
в учебнике по литературному чтению. Только на заключительном этапе обучения
устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной
опоры сделать словесное рисование к тексту. («В учебнике нет иллюстрации.
Попробуем создать ее сами»).

На любом этапе обучения
словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

1) Выделить эпизод для
словесного иллюстрирования

2) «Рисуется» место, где происходит
событие.

3) Изображаются
действующие лица

4) Добавляются
необходимые детали

5) «Раскрашивается»
контурный рисунок.

Предложенный
алгоритм работы годится для создания сложного «рисунка». Словесное рисование
пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над
лирическим произведением прием словесного рисования следует применить предельно
осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных
представлений, не должно быть все высказано до деталей, нельзя конкретизировать
поэтические образы, разделяя их.

Естественно, что
овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены
элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. Однако в качестве
пропедевтики уже на самых первых порах изучения литературных произведений
целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?»,
«
Какой ты видишь обстановку
действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст?
» и
т.п.

Фрагмент урока

Цель урока: создать
условия для развития навыков выразительного чтения; обучение словесному
 рисованию.

Задачи урока:

1.
Создать в воображении детей образные микрокартины, обращая внимание на
изобразительные средства, которые использует писатель.

2.
Формировать умение анализировать произведения, делать выводы, развивать навык
выразительного чтения стихотворного текста, развивать творческое воображение.

3.
Воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Творческая
интерпретация художественного текста на уроках чтения.

Прием словесного рисования.

На
первых порах детям с трудом дается прием словесного рисования. Как помочь детям
в подобной ситуации? На помощь приходит интерактивная доска, которая дает
возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным;
варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также
более эффективно осуществлять обратную связь с учениками. Познакомьтесь с
приемом  словесного рисования с использованием ИД на примере работы над
стихотворением С.Есенина «Береза».

  –
«Нарисуем» картину к этому стихотворению с помощью слов. Представьте, что мы
рисуем на этой доске. Что у нас будет главным в картине? (Береза)


Значит, мы ее нарисуем на переднем плане. Кто покажет, где?


Где растет береза?

 –
Как об этом сказал поэт?  (…)


Вот здесь мы нарисуем березу. А где нарисуем дом? ( За березой.  Окошки дома
«смотрят» на нее.)

 –
Какая береза – высокая или низкая? (Высокая)

С
чего начнем рисовать березу? (Сначала нарисуем ствол с черными пятнами)

А
какие ветви у березы? ( Тонкие, раскидистые, покрытые инеем)

А
теперь нарисуем двор и дом. Какой нарисуем дом городской или деревенский? (Деревенский.)

Где
нарисуем дом? (За березой)

Дом
высокий или низкий? (Низкий, ниже березы)

Из
чего построен дом? (Из бревен.)

А
какая у дома крыша? Какие у дома окна? Чем они украшены?

Нарисовали
дом. А в окнах горит свет? (Нет, потому что раннее утро, еще все спят.)

Что
еще нарисуем? ( Рядом можно нарисовать дрова, сено, забор и т.д)

А
теперь закройте глаза и представьте картину целиком. Расскажите, что вы себе
представили.

(Открывается 
шторка с контурным рисунком)

Во
дворе деревенского дома стоит береза. Ветви ее тонкие, раскидистые. За березой
домик с красивыми резными ставнями.

А
теперь давайте раскрасим ее. Начнем с березы. Какого цвета ее ствол?

Какие
ветви?

Как
раскрасим дом?

На
крыше лежит снег. Какого он цвета? А где еще лежит снег?

Какого
цвета небо? (Розовое, потому что восходит солнце)

Такой
вы представляли себе картину.

Автор статьи

Нина Петровна Добренко

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Сущность словесного рисования

Определение 1

Словесное рисование, как устное, так и письменное – это описание картин и образов, которые возникают в сознании читателей во время прочтения литературного произведения.

Словесную картину обычно называют словесной иллюстрацией. Данный прием направлен на развитие у детей способности конкретизировать словесные образы, то есть развитие воображения. При этом также совершенствуются речь детей и их логическое мышление. При словесном рисовании ребенок должен с опорой на словесные образы, которые создал писатель, детализировать их в своей зрительной картине, которая им самим и воспроизводится, описывается устно или письменно.

При этом нужно обратить внимание на два момента: ребенок может сбиться и перейти к прямому пересказу авторского текста, либо начать излишне фантазировать и забыть концепцию авторской картины, перейдя к описанию своей собственной.

Данный прием включает следующие последовательные операции: чтение, представление, конкретизация, подбор точных слов и выражений для описания, логическое выстраивание своего высказывания. Также прием предполагает описание статичной картины сложных взаимоотношений героев.

Данный прием обращает внимание детей на текст – они могут перечитывать его отдельные фрагменты, так как только благодаря смысловым и изобразительным стилистическим деталям можно прояснить словесные образы, уточнить их, представив то, что описывается автором, в подробностях. Постепенно учащиеся погружаются в мир произведения и начинают видеть его глазами автора или одного персонажа, то есть присоединяются к происходящим действиям, а значит, могут дополнить авторскую картину собственными деталями. Тогда результат их работы становится не пересказом или оторванным от авторского замысла описанием, а творческой картиной, соответствующей авторскому замыслу, но более подробной и обязательно эмоционально-оценочной.

Обучение словесному рисованию

«Словесное рисование на уроках чтения» 👇

Процесс обучения приему словесного рисования включает несколько основных этапов:

  • рассматривание графических иллюстраций – учитель организует наблюдение за передачей иллюстратором авторского замысла, помогая создавать настроение, выражать свое отношение к героям. В ходе этой деятельности, дети узнают понятие композиции картины, значение цветов, колорита и линий. Эту работу можно проводить на уроках ИЗО или внеклассного чтения;
  • выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее подходящей к рассматриваемой части произведения с объяснением выбора;
  • коллективное иллюстрирование с использованием готовых фигурок, оно предполагает расстановку персонажей, выбор их поз и выражений лиц;
  • самостоятельное иллюстрирование интересующего эпизода с устным описанием того, что сам нарисовал. Данный прием можно усложнить, если предложить детям описать иллюстрации, которые выполнили одноклассники;
  • анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения – детям демонстрируют иллюстрации, в которых очевидно нарушена расстановка персонажей и других образов произведения, отсутствует ряд авторских деталей или их заменили на другие, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и пр. После рассматривания дети сравнивают собственное восприятие текста и восприятие иллюстраций;
  • коллективное устное рисование иллюстраций – жанровые сценки, выбор цветовой гаммы иллюстрации;
  • самостоятельное графическое рисование пейзажа с его устным описанием или описанием пейзажа, который выполнил художник;
  • словесное устное рисование пейзажа с опорой на детали текста;
  • коллективное устное подробное описание героя в конкретных эпизодах – педагог вопросами помогает детям создавать описание;
  • коллективное и индивидуальное устное рисование героя сначала в одной ситуации, а затем – в разных;
  • самостоятельное словесное устное иллюстрирование с сопоставлением созданной устной иллюстрации и графических.

Безусловно, овладение приемом словесного рисования возможно только после того, как дети освоят элементарный навык анализа иллюстрации к произведению. Но даже на самых первых этапах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям подумать над тем, как они представляют себе героя либо обстановку действия.

Прием сопоставления литературного произведения с иллюстрациями к нему

Суть приема – сопоставить словесный образ и его интерпретацию художником в виде иллюстраций к тексту литературного произведения. В процессе этой сложной аналитической деятельности дети получают представление о позиции других людей касательно описанной в произведении ситуации и ее участников. Так в сознании ребенка сталкиваются его личное видение эпизода и видение художника. Такое столкновение – толчок к созданию проблемной ситуации на уроке, помогающей детям анализировать текст для прояснения собственных представлений и впечатлений.

Рассматривание иллюстраций – один из ведущих приемов на этапе обучения чтению. Именно на этой ступени детей готовят общаться с иллюстрацией как с художественным произведением. Рассматривание картинок в книгах из просто интересного занятия становится критической деятельностью: дети начинают соотносить иллюстрацию и авторское описание текста. Данный прием важен и как самостоятельный, и как подготовительный к более сложным видам работ.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий