Как составить слово в эрудите

эрудит

Одной из самых популярных настолок является игра в слова Эрудит . Она подойдёт детям и взрослым, которые хотят проверить свои навыки и словарный запас. В нее интересно играть большой компанией, каждый может развить внимательность, логику, быстроту реакции. Для людей разного возраста важно развивать свои словарные запасы. Девиз Эрудита – помочь каждому желающему узнать больше.

Цель

Правила игры просты. Достаточно раз посидеть за игровым столом, и каждый поймет, что и как необходимо делать. Поэтому мы рассмотрим, как играть в эту интересную забаву, составлять нужные слова, быстро и просто выигрывать.

Эрудит считается классической лингвистической игрой, в которой необходимо складывать слова из букв. Делается это на поле, входящем в комплект. Если сравнивать ее со Скраблом, тут больше фишек, участие могут принимать даже 5-6 человек. Но, по сути, у этих двух забав практически нет отличий.

комплект

Уровень выбирается в зависимости от лингвистических навыков и умения логически мыслить. Выкладывая различные слова, каждый из участников зарабатывает очки. Побеждает тот, кто наберет больше всего. По своей цели Эрудит сопоставим с составлением кроссвордов.

Если опять возвращаться к различиям между Эрудит и Скрабл, стоит отметить, что вторая игра стала аналогом первой. Есть различия в правилах, но принцип тот же. Эрудит более строг в лингвистическом плане. Распределение букв по очкам тут разнится. В русском аналоге есть Джокер. Это звёздочка, заменяющая любую букву. Но с полей ее можно забирать каждый ход. Конечно, можно играть в Эрудит магнитный по правилам Скрабл или наоборот. Эрудит можно брать с собой в любое путешествие, так как он намного меньше, чем Скрабл. Тут нет мешочка для перемешивания букв, однако, на процесс это не влияет.

Правила

буквы

Правила игры Эрудит просты и понятны каждому. Предназначена она для детей от 7 лет. Участвовать в ней могут от 2 до 6 человек. Сам процесс занимает от часа времени. Если вас всего двое, не отчаивайтесь, игра будет такой же интересной. Победит тот, который первый наберет определенное количество очков. Данный пункт оговаривается перед игрой. Слова нельзя составлять по диагонали или кривыми линиями. Они должны читаться справа слева-направо либо сверху-вниз, а располагаться по вертикали или по горизонтали. За один ход можно использовать все фишки. То есть, это может быть одно или несколько слов, состоящих из 7 букв и клеток, которые уже заполнены на поле.

Фишки

фишки

Фишки выкладываются в самом начале игры. Их желательно перемешать и положить оборотной стороной, чтобы не было заметно надпись. Каждый из участников берёт себе 7 штук. Первое слово составляется так, чтобы из букв приходилась на центральную клетку поля. В правилах есть такой пункт, в котором оговаривается возможность договора между игроками о том, каким будет первое слово. Горизонтально или вертикально его располагать, также зависит от участников. В любом случае, должно быть затронута центральная клетка на поле. Если игрок не хочет делать свой ход или у него нет для этого нужных букв, он может поменять одну или все 7 фишек. В этом случае он пропускает ход. Сумма за каждый ход высчитывается из цифр, написанных на каждой букве. Также на поле есть премиальные клетки, на которых указано количество возможных призовых очков. Существует градация и по цвету. Допустим, если клетка зелёная, очки удваиваются. Желтая клетка их утраивает.

Бонусные клетки

В правилах игры Эрудит указано, что существует бонусная клетка для целых слов. Они окрашены синим и красным цветом. В первом случае, сумма очков за всё составленное слово умножается на 2, а во втором – на 3. Бывают такие ситуации, когда слово составлено на премиальных клетках и для букв, и для их набора. Премия подсчитывается сначала за буквы, а потом за слово. В конце это всё суммируется. Бонусы получает только тот игрок, который первый занял клетки.

В Математическом Эрудите для детей есть правила, по которым все участники, использовавшие 7 фишек за один ход, добавляют к своему счёту 15 очков. Существует еще универсальная фишка. Обозначается она звёздочкой. Она может принять вид любой буквы. После того, как его «назвали» и выставили на поле, следующий игрок может ее забрать, заменив на определенную букву.

Что входит в комплект

магнит

Приобретая Эрудит магнитный, вы получаете не только интересную и увлекательную игру, но и возможность возить ее с собой везде, куда бы вы ни поехали. Коробка компактна и по размерам напоминает компакт-диск. В ней помещаются правила игры в Эрудит, крышка, подходящая для перемешивания букв, игровое поле, 129 фишек, на которых указаны буквы. Мешочка для перемешивания тут нет.

Словарем для Эрудита может послужить любое издание, которые есть под рукой. В правилах указано, что можно применять абсолютно все слова за исключением тех, которые пишутся с большой буквы. Также нельзя использовать сокращения, конструкции с апострофом или дефисом. Лучше всего, если составленное вами слово будет представлено в именительном падеже, единственном числе. Во множественном оно может быть только тогда, когда единственного у него просто нет.

Уровень сложности

Поиграть в игру Эрудит могут даже маленькие дети от 7 лет. Она развивает словарный запас, позволяет отлично провести время. Взрослым она скрасит долгие зимние вечера, а детям будет уместна на любом празднике. Если вы хотите попробовать Эрудит на английском языке, тут уровень сложности несколько выше. Поэтому в неё рекомендуется играть только тем, кто хочет досконально выучить иностранный, подтянуть правописание. Данная забава подойдет абсолютно для всех возрастов. Сыграв в неё один раз, вы просто влюбитесь в данную простую, но увлекательную игру.

Значение разметки игрового поля

Для того, чтобы узнать о значении разметки игрового поля, рекомендуем вам посмотреть полную инструкцию. Мы же расскажем вкратце. На полях Эрудита есть специальные клетки, дающие бонусы. Они окрашиваются в различные цвета, указывая на то, на какое число должно быть умножено слово либо буква. Каждой фишке присвоено свое количество очков. И, если под ней бесцветный квадрат, к общему счёту прибавляется сумма, написанная на ней. Зеленый окрас умножает цифру на 2, жёлтый на 3. Синий и красный квадрат удваивает и утраивает, соответственно, очки за всё слово.

Ход игры

Ход игры в настольных играх Эрудит прост и понятен. Каждому из участников на старте дается по 7 фишек с буквами. Очередность они определяют сами. Сначала в центре поля выкладывается слово, о котором необходимо договориться заранее. За один ход можно выложить несколько слов. Но, каждое новое должно соприкасаться с уже существующими. Читаться слова должны либо по горизонтали, либо по вертикали. Для тех, кто не может или не хочет использовать ход, существует возможность его пропуска. Тогда участник может поменять свои фишки. Случайное сочетание букв, а также иностранные или плохо читаемые слова в игре не допускаются.

Как правильно играть в Эрудит, можно прочитать в правилах. В целом же, соревнования в настольной игре Эрудит являются интересными и увлекательными как для взрослых, так и для детей.

Считаем очки

Подсчет очков необходимо делать правильно, ведь иначе можно не понять, кто же выиграл. Каждая буква стоит определенное количество очков. Есть клетки, которые могут удваивать либо устраивать стоимость фишки либо слова. Если вы уже разобрались в том, как играть в настольную игру Эрудит, самое время понять, какие буквы тут есть и сколько вы получите, если выложите слово из каждой из них. Сейчас об этом подробнее.

По одному очку вы получите за буквы а, в, е, и, н, о, р, с, т. Два очка стоит д, к, л, м, п, у. Три балла получают за б, г, ь, а также я. Четыре балла стоят буквы й, ы. 5 очков засчитывается за ж, з, х, ц, ч. 6 и 7 очков не предусмотрено. Восемь можно получить за букву ф, ш, э, ю. 10 баллов стоит буква щ, а 15 – ъ. Естественно, если слово располагается на клетках, удваивающих или утраивающих счёт, всё суммируется и прибавляется к общему табло.

Словарь

словарь

Иногда для игры может понадобится словарь. Особенно, если игроки делают ставку не на русский, а на английский язык. В обиходе редко встретишь слова с ъ знаком. А вот в Эрудите они помогают выиграть. Слова с лэ также придется повторить. Ведь это комбинация встречается довольно часто, как и фразы с буквой ю. Найти слово в словаре очень просто. Главное, чтобы у вас хотя бы было элементарное понятие о том, что же вы хотите сложить. Например, анаграмма слова с буквой Ф или других. Конечно, такие простые слова, как сердце, симулятор, принцесса, динозавр или пираты, вам большого количества очков не принесут. Поэтому рекомендуем пройтись по категориям животные, самолеты, машины или рыбалка. Там можно встретить много всего интересного.

Словарь также может понадобиться тогда, когда противник сложил определенную комбинацию, но вы уверены в том, что ее не существует. Можете ли вы ручатся за то, что в русском языке есть слово обедница? А в словаре это можно посмотреть.

Больше интересного

А знаете ли вы о том, что в некоторых странах мира регулярно проводится чемпионат по Эрудиту? Европа просто по-настоящему увлечена этой игрой. Но, мало кто догадывается о том, что ее придумал не какой-то лингвист, а обычный архитектор. Существуют различные модификации и дополнения, которые делают процесс еще более захватывающим и интересным.

Основные дополнения

У классической игры в слова Эрудит множество дополнений. Поэтому, если вам нравится данная забава, вам может понравиться и математический Эрудит для детей либо Эрудит на английском. Первое дополнение позволит развить математические навыки, а второе поможет подтянуть как разговорный, так и грамматический английский.

математ

При желании можете также поиграть в электронный Эрудит или Эрудит балда. Все они очень увлекательные и интересные.

Игра Эрудит дружные буквы стала практически такой же популярной, как ее классический аналог.

А настольную игру математический Эрудит можно возить с собой в путешествие. Особенно она пригодится, если вы поехали куда-либо большой компанией. Детская игра Эрудит поможет ребенку понять, как правильно составлять слова. Можно порекомендовать попробовать Эрудит наоборот. А если вы не знаете, что подарить знакомому, обратите внимание на Эрудит подарочный.

Сила магнита

Приобретая игру Эрудит сила магнита, вы получаете очень интересный и увлекательный способ провести свободное время. В наборе есть игровое поле, крышка, подставка для букв, фишки, правила, а также мешочек, в котором можно перемешивать комбинации. Фишек тут 131. Они представлены всеми буквами алфавита и звездочками.

Настольная игра Эрудит магнитный сделана очень удобно. Каждая фишка обладает скошенными краями, поэтому участник может легко подцеплять ее пальцами. В центре каждой из них располагаются буквы, а в правом углу написаны призовые очки. На обратной же стороне есть круглый магнитик. Игровое поле сделано из металлической пластины, которая притягивает эти самые магниты. Наверху наклеена глянцевая картинка с квадратиками. Крышка тут прозрачная. Поэтому она обеспечивает сохранность фишек, если вы не можете доиграть сейчас и решили продолжить позже.

Все фишки обязательно помещаются в мешочек. Далее они перемешиваются, а участники достают себе по 7 штук. После каждого хода игроки должны суммировать результаты и записывать их. Желтые и зеленые клетки, расположенные на игровом поле, удваивают и утраивают победные очки за каждую из букв.

Синие и красные квадратики умножают общую сумму за слова. Звездочку можно поменять на любую необходимую в данной партии букву. Когда заканчивается фишки в мешочке либо игрок набирает 200 очков, игра заканчивается.

Своими руками

Игру можно сделать самостоятельно. Вам понадобится ватман, фломастеры, клей, линейка, скотч и мешочек. В качестве материала для букв можно использовать квадратики, вырезанные из картона. Поищите по дому, может у вас завалялось старое лото. Оно также подойдёт практически идеально. Никаких особенных премудростей или навыков рукоделия создание Эрудита хэнд мейд не потребуют.

Возьмите ватман, сложите его пополам и склейте. Это готовое игровое поле, которое можно разбить на квадратики. Если вы хотите составить самый простой вариант, достаточно по 11 окон в обе стороны. Возьмите карандаш и раскрасьте выбранные вами клетки, которые будут удваивать или утраивать очки. После этого покройте всё поле скотчем. Это будет такой себе своеобразный ламинатор. В алфавите не забудьте о твердом и мягком знаке.

Всё довольно просто и понятно. Если вы хотите весело и с пользой провести время, данная забава подойдет для этого лучше всего.

Поделитесь своим мнением в комментариях к статье и в соцсетях (Вконтакте,Одноклассники)

Настольная игра Эрудит фото

Популярность «Эрудит» начал завоевывать еще в конце 60-х годов ХХ века. Старшее поколение называет его любимой настольной игрой своего детства. И спустя полвека она также увлекает ребят и родителей, студентов и школьников. Складывая буквы в лексемы, участники обогащают словарный запас и отыскивают в своей голове порой неожиданные и ранее редко употреблявшиеся термины и выражения.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По подсчетам лингвистов мы в своей речи используем всего до 4 тысяч понятий, тогда как словарный багаж Пушкина, великого русского классика, включал больше 20 тысяч слов. Хотелось бы достичь уровня Александра Сергеевича?

КОМПЛЕКТАЦИЯ

  • игровое поле: квадрат с клеточками;
  • 129 фишек, на которых изображены буквы и стоимость каждой из них.

Планшет не однотонный, некоторые клетки закрашены разными цветами – это так называемые «премиальные» отсеки. При их заполнении участник увеличивает стоимость использованных букв. Да и сами гласные и согласные имеют разную цену – она варьируется в зависимости от частоты употребления символа: те, что используются реже, стоят дороже.

Настольная игра Эрудит

УЧАСТНИКИ

Играть в «Эрудита» можно вдвоем или компанией. Число участников может ограничить только количество букв: рассчитывайте, чтобы их хватило для всех собравшихся и на несколько ходов. Возрастная граница указана только нижняя – от 7 лет. Если ребенок уже знаком с буквами и умеет их складывать в слова, то игра еще больше поможет развить его внимательность и научит видеть разницу между произношением и написанием.

Правила игры Эрудит

ПОДГОТОВКА

Участники достают из мешочка наугад по 7 фишек. Первый игрок придумывает слово и выкладывает его в центре поля. Остальные должны будут «провести» свой вариант через буквы, которые использовал начинающий игру.

Правила игры Эрудит фото
Правила игры Эрудит картинки

ХОД И ПРАВИЛА ИГРЫ

Слова, как в классическом кроссворде, следует составлять в двух направлениях: слева-направо и сверху-вниз, то есть по горизонтали и по вертикали.

Выкладывать можно только существительные в именительном падеже. Имена собственные запрещены.

Правила игры Эрудит смотреть

После каждого кона участник добирает из мешочка потраченные фишки, каждый раз на руках у него должно быть 7 штук.

Правила игры Эрудит описание

Если за один ход были потрачены все буквы, игроку начисляются дополнительные баллы.

Правила игры Эрудит найти

В наборе помимо фишек с буквами есть и 3 универсальные карточки – на них изображены звездочки. Это «джекпот» игры – нарисованные значки могут заменить собой любую букву, которую выберет участник. Во время следующего хода игрок может вновь забрать с поля фишку-помощницу, поставив вместо нее настоящую букву, которую она замещала. Однако ее тут же следует использовать – вставить в новое слово.

Игра Эрудит
Игра Эрудит смотреть
 Игра Эрудит фото

За один ход можно сочинить несколько понятий, по-прежнему действует основное правило: все они должны пересекать буквы, уже выставленные на игровом поле.

Участник может пропустить свой ход, если так и не придумал ни одного слова. В этом случае он сдает свое фишки и достает новые.

Игра Эрудит картинки

НАЧИСЛЕНИЕ БАЛЛОВ

В «Эрудите» следует вести «протокол» игры. Возьмите листочек с ручкой и отмечайте после каждого хода заработанные участником баллы. Держать эти цифры в уме и не отвлекаться при этом от основной игры – лишний труд.

Игра Эрудит сайт

Игра Эрудит для ребенка

В зависимости от договоренности товарищей победителем становится тот, кто наберет больше баллов, или игрок, который первым заработает определенное заранее число очков.

Игра Эрудит Умная Игрушка

Помимо классического «Эрудита» есть и другие варианты игры: дорожный магнитный набор и «Эрудит Easy English» – как вытекает из названия, здесь придется составлять слова на английском языке.

Какой бы «Эрудит» вы ни выбрали, это будет отличным вложением в ваше самообразование во время веселого досуга. Игра становится незаменимым помощником родителям, которые озабочены вопросом, как привить ребенку грамотность и любовь к родной речи. Время, потраченное на настольную игру, окупается с лихвой – появлением новых понятий в вашем багаже знаний, развитием памяти и кругозора. С ней вам точно не грозит скудословие, которым страдала героиня Ильфа и Петрова Элочка-людоедка. Она могла обходиться всего лишь тридцатью словами! Так что, вперед – к планке Пушкина вместе с «Эрудитом»!

Самые популярные настольные игры

В нашей семье в «Эрудит» (Scrabble) играют более 30 лет. За эти годы игра обросла своими традициями и даже новыми правилами, делающими её интереснее. И я хочу поделиться этим с Вами.

Приобрести игру можно в магазинах игрушек. Есть две различные версии с разной «стоимостью» букв и их количеством. И продается она не только под названием «Скраббл» («Скрэббл») или «Эрудит», но и другими. Однажды Женя попросила привезти русскоязычный «Эрудит» в США, и мы долго объясняли продавщице, что это такое. В конце концов, она воскликнула: «Так это же Словодел! Что же вы раньше не сказали!» И указала на коробку на витрине.
Игра у нас занимает около трёх часов, поэтому мы играем обычно в выходные. Наиболее интересно играть втроём. Хорошо совмещать игру с просмотром музыкальных и спортивных программ.
Рассмотрим стандартные правила (из Википедии) (в кавычках) и наши семейные нововведения (курсивом).

«Разрешается использовать все слова приведённые в стандартном словаре языка за исключением слов, пишущихся с заглавных букв, сокращений, и слов, которые пишутся через апостроф или дефис».

Мы используем сокращения, если они пишутся с маленькой буквы. Например слово “хабэ”, имеющееся в словаре.

Во время игры мы пользуемся, в основном, Сводным словарём русского языка и сайтом «Грамота.ру». Если слова нет ни там, ни там, то слово не засчитывается. Также запрещено ставить слова, которые отмечены в Сводном словаре словами «справочное» и «не рекомендуется». Однако, если в одном словаре оно «не рекомендуется», а в другом допускается, то слово ставить можно.

«В варианте «Скрэббл» можно использовать все падежи, склонения и времена. В то же время в игре «Эрудит», согласно традициям русских лингвистических игр, разрешено использовать только имена существительные нарицательные в именительном падеже единственного числа (либо множественного, при отсутствии у слова формы единственного числа)».

Мы играем по правилам «Эрудита». То есть ставим нарицательные сущесвительные в именительном падеже единственного числа. При этом ставим множественное число даже при наличии формы единственного числа, если эта форма встречается в словарях или энциклопедиях. Так, слово «прямоугольник» в СЭС есть во множественном числе (посмотрите примечания рядом со словом). Поэтому мы разрешаем ставить это слово и в единственном, и во множественном числе.

«Запрещено использовать словарь для поиска слов. Словарь разрешён только в случае проверки на существование уже выложенного слова».

Мы разрешаем при обдумывании хода пользоваться любыми словарями, в том числе обратным словарём и даже Интернетом.

Это невероятно обогащает словарный запас! И с каждым разом игра становится интересней.

«В начале игры каждому даётся по семь фишек. За один ход можно выложить несколько слов».
Мы разрешаем положить несколько слов только в ситуации «уголок», когда пересечение с одним словом создаёт необходимость поставить другие слова. Посмотрите несколько примеров ситуации перед ходом и после хода. Имейте в виду, что все выставленные слова являются существительными! Например, «эта» – буква греческого алфавита и т.д. При этом очки засчитываются за все вновь поставленные слова.

Одним ходом были поставлены три слова “софа”, “хо” и “ра” (все есть в Сводном словаре).

В данной ситуации посталены одним ходом существительные “эр”, “эта”, “азу” и “вуз”.

«Каждое новое слово должно соприкасаться (иметь общую букву или буквы) с ранее выложенными словами. Слова читаются только по горизонтали слева направо и по вертикали сверху вниз. Первое выложенное слово должно проходить через центральную клетку. Если игрок не хочет или не может выложить ни одного слова, — он имеет право поменять любое количество своих букв, пропустив при этом ход. В соответствии с изменениями, внесенными в правила в 1976 году, «любое количество» может означать и ноль, то есть игрок имеет право просто пасовать, не меняя ни одной фишки».
По нашим правилам, если игрок не может придумать слово, он обязан положить буквы, и над ходом думают все игроки. Только потом, если никто не придумал слово, то игрок меняет все семь букв.

«Любая последовательность букв по горизонтали и вертикали должна являться словом. То есть, в игре не допускается появление на поле случайных буквосочетаний, не представляющих собою слов, соответствующих вышеприведенным критериям. После каждого хода необходимо добрать новых букв до семи. Если за ход игрок использовал все семь косточек, то ему начисляются дополнительные 50 очков».
По нашим правилам использование всех букв удваивает очки за ход.

«Каждой букве присвоено некоторое количество очков от 1 до 10».
Мы присвоили твёрдому знаку 20 очком, в момент, когда он впервые выставляется на поле в данной игре. Так, в слове «объект» он стоил 20, а в слове «объектив» (см. ниже о продлении слов) – 10 (согласно номиналу).
Также мы «стёрли» одну из пяти «й», сделав дополнительный «джокер».

«Количество очков, получаемых игроком за выложенное слово, подсчитывается следующим образом:
если квадрат под буквой бесцветен, добавляется количество очков, написанное на букве
если квадрат зеленый, количество очков буквы умножается на 2
если квадрат синий, количество очков всего слова умножается на 2
если квадрат желтый, количество очков буквы умножается на 3
если квадрат красный, количество очков всего слова умножается на 3
Если слово пересекает и красную и зелёную клетки, то в удвоении (утроении) очков слова учитывается удвоение (утроение) очков букв. Если слово пересекает две красных клетки, то учитываются обе операции. Например, если слово прошло через две клетки утроения слова, то общий счет очков слова умножается на 9»
Мы считаем ходом продление имеющегося слова. При этом призовые клетки, уже занятые на момент хода не учитываются.

Например, при постановке слова «объект» буква «к» удвоилась и стоила четыре очка.

Но при ходе «объектив» «к» засчитывается как 2 очка, но всё слово утраивается. Нельзя продлевать одновременно два слова, даже если они стоят на уголке.

«Также, в наборе косточек присутствует несколько пустых фишек (в версии «Эрудит» — звёздочек). Такая фишка может быть использована как любая буква на выбор игрока. Например, игрок может выставить слово «ТЕ*ЕФОН», где роль буквы «Л» будет играть пустышка. Правила подсчёта очков и использования пустышек могут отличаться и игрокам следует заранее договориться о нюансах. Ниже приведены возможные варианты правил.
Подсчёт очков за пустышку:
– Пустышка всегда имеет 0 очков (классические правила Scrabble).
– Пустышка приносит столько очков, сколько бы принесла буква, роль которой она играет».
Мы используем последний вариант подсчёта очков.

«Повторное использование пустышек:
– После выкладывания на поле, пустышка считается сыгранной и так и остаётся на этом месте до конца партии (классические правила Scrabble).
– Если один игрок выложил слово «ТЕ*ЕФОН», то затем, любой игрок, имея у себя букву «Л», может заменить её на пустышку и забрать её себе. Как правило, действует дополнительное правило, обязывающее в таком случае использовать (выложить) забранную с поля пустышку этим же ходом, то есть когда нельзя брать её себе «про запас».
Мы используем правило «Эрудита», то есть второй вариант.

Дополнительные правила нашей семьи.

Правило 1. Нельзя ставить слово меньше четырёх букв. За исключением ситуации «Уголок», где можно ставить слова из двух и трёх букв. Это правило развивает игровую ситуацию и редко бывают случаи, когда «некуда ходить».

Правило 2. Можно во время хода делать одну замену буквы на поле. То есть вместо буквы, стоящей на поле, поставить одну из своих букв, не нарушающую логику игры, например вместо «хвощ», поставить «овощ». А букву «х» использовать для хода. Можно таким образом выменять и джокер.

Так в приведённом примере было поставлено слово “хвощ” с джокером на букве “х”, но следующий игрок  поставил вместо джокера букву “о”, а джокер использовал для своего хода.

Игрок обязан сразу же использовать выменянную букву или джокер, за исключением ситуации, когда он ходит «продлением слова с заменой одной буквы». Например, вместо слова «шест» можно поставить «бестия», а букву «ш» взять себе и использовать позднее при любом ходе. Также игрок может оставить себе выменянную букву, если он ее провёл слово через  место обмена. Например, можно было бы поставить вместо “о” снова “х”, сходив, например, по горизонтали “хлыст”, и оставить “о” себе.

Также заменой считается снятие буквы с поля, если это не нарушает ситуацию на поле. При этом не должно получиться слова короче четырёх букв. Если же слова стоят на уголке, то там должно остаться не менее двух слов длиннее трёх букв. Из-за разрешения снимать букву существует возможность выставить за один ход восемь букв, поэтому мы и заменили выше в правилах «все семь букв» на «все буквы».

За один ход можно сделать только одну замену.
Выменивать букву может только игрок, чей ход в данный момент.
Правило «замены» мы ввели несколько лет назад. Оно открыло массу новых возможностей, практически сведя на нет ситуации, когда игрок не может придумать ход. Главное, чтобы все игроки следили, чтобы кто-то случайно не сделал две замены за один ход (такое случается).

Правило 3. Пустышку (мы называем её «джокер») можно ставить только на букву, которая ещё имеется не на поле.

Например, есть шесть букв «р». Если все шесть «р» уже на игровом поле, то джокер на «р» ставить нельзя. Это правило позволяет иметь джокеры в игре до самого конца, что делает ёё гораздо живее. Чтобы реализовать это правило, можно не только считать буквы на поле, но и, например, задать вопрос другим игрокам: «У кого-нибудь есть буква «р»?», и даже проверить наличие буквы среди невзятых букв (потом тщательно перемешав их).

Джентльменские правила (желательные, но не обязательные)

Пожелание 1. Берегите редкие буквы!

Дорогие буквы стараться ставить на «дорогие» места и не «загаживать» (когда первый игрок ставил слово «хвощ», которое «никуда не попало, он предполагал, что вместо «хвощ» можно будет поставить «хвоя» и спасти единственную «щ»). Когда следующий игрок заменил «хвощ» на «овощ», он понимал, что «щ» по-прежнему выменивается («овод»). Ставить слова, где дорогая буква не выменивается, «прилично» только туда, где она (или всё слово) удваивается или утраивается. Исключение составляет твёрдый знак.

Пожелание 2. Берегите красные клетки!

Неприлично «загаживать» красные клетки, то есть нужно стараться не ставить слова так, чтобы доступ к «красненькой» оказался невозможен. Впрочем, с нашим правилом «продления слова с заменой одной буквы» почти всегда можно найти способ попасть на «красненькую».

Пожелание 3. Счёт – не главное!

Не надо бояться делать ходы, позволяющие другим игрокам сделать хороший ход. Наоборот, нужно стараться развивать игру, открывая другим игрокам выход на призовые клетки. Также любой игрок может положить свои буквы (даже придумав ход) и попросить помочь придумать более интересный ход.

Последние ходы, когда уже почти все буквы кончились, как правило, мы играем «в открытую», когда буквы игроков лежат на столе лицом вверх, а не стоят.

Настольная игра Скрэббл - Эрудит

Кол-во игроков

От 2 до 4

Время партии

60 минут

Сложность игры

Средняя

Настольная игра Скрэббл - Эрудит Настольные игры

Настольная игра Скрэббл - Эрудит От 2 до 4 игроков

Настольная игра Скрэббл - Эрудит 60 минут

Сложность игры: Нормальная

Развитие навыков: Внимательность

Scrabble – американская игра с игровым полем 15х15 в которой игроки соревнуется в составлении слов, используя буквы. Скрэббл был изобретен американским архитектором Альфредом Баттсом в 1938 году. Это очень популярная игра в США и Европе.

В России игра известна под названием Эрудит. В данной статье мы будем описывать правила игры русскоязычной версии Скрэббл – Эрудит.

Цель игры Эрудит

  • Собрать наибольшее количество слов на основе уже имеющихся букв.

Правила игры Эрудит

  • Настольная игра Скрэббл - ЭрудитИгровое поле размером 15х15
  • Всего используется 104 буквы в игре.
  • Каждый участник получает 7 случайных букв.
  • Первое слово выкладывается через центральное поле.
  • Все участники по очереди выкладывают свои слова на пересечении уже существующего слова. Все слова составляются сверху-вниз по вертикали и слева-направо по горизонтали.
  • Разрешается выкладывать только существительные слова в единственном числе или слово во множественном (если у него отсутствует форма единственного числа).
  • Не допускаются сокращения, аббревиатуры, уменьшительно-ласкательные слова, слова через дефис/апостроф.
  • Не допускается использования словаря для поиска слова.
  • За один ход можно составить сразу несколько слов.
  • Каждое слово должно соприкасаться/пересекать уже стоящие буквы.
  • Если участник не может составить слово, то он имеет право поменять любое количество своих букв и при этом пропустить свой ход.
  • Участник может и пропустить свой ход без обмена букв.
  • После каждого хода участник должен добрать новые буквы до 7.
  • Если участник при своем ходе использовал сразу все 7 букв, то ему начисляется 15 очков.
  • Игра Эрудит завершается, когда у одного из участника нет на руках букв и отсутствуют буквы для добора. Это может быть когда уже все буквы были использованы и лежат на поле или находятся на руках у других участников игры.
  • Игра завершается, когда все участники 2 раза подряд пропустили свои ходы.

Считаем очки в игре Эрудит

  • Настольная игра Скрэббл - ЭрудитНа изображение приведен список букв и присвоенные им очки.
  • Кроме всего игровое поле обладает цветными клетками с дополнительными очками:
    • Белые клетки – ничего не добавляется
    • Зеленые клетки – количество очков буквы на клетке умножается на 2
    • Синие клетки – количество очков собранного слова на клетке умножается на 2
    • Желтые клетки – количество очков буквы на клетке умножается на 3
    • Красные клетки – количество очков собранного слова на клетке умножается на 3
  • Если слово пересекает одновременно несколько цветных клеток, то учитываются все дополнительные очки.
  • В игре присутствует пустые плитки (пустышки). Это пустые плитки можно использовать при составления слова. Она может заменить любую букву.
  • Пустышка в различных вариантах приносит:
    • Или 0 очков
    • Или столько же очков, сколько бы могла принести буква, которую он заменил

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 августа 2022 года; проверки требуют 2 правки.

Скрэббл
англ. Scrabble
Игра Скрэббл
Игра Скрэббл
Игроков 2–4
Возраст 8+
Подготовка к игре 1 минута
Длительность партии 60 минут
Сложность правил простые
Уровень стратегии низкий
Влияние случайности среднее
Развивает навыки наблюдательность, знание языка
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Скрэббл (англ. Scrabble — «рыться в поисках чего-либо») — настольная игра, в которой от двух до четырёх играющих соревнуются в образовании слов с использованием буквенных деревянных плиток на доске, разбитой на 225 квадратов. В русскоязычной среде известна также под названиями «Эрудит» или «Словодел». На русском языке игра впервые описана в журнале «Наука и жизнь» (1968, № 7) под названием «Крестословица».

Правила[править | править код]

Игровое поле состоит из 15×15, то есть 225 квадратов, на которые участники игры выкладывают буквы, составляя тем самым слова. В начале игры каждый игрок получает 7 случайных букв (всего их в игре 104, в «Эрудите» — 131). Через центральную клетку игрового поля по горизонтали или вертикали выкладывается первое слово, затем следующий игрок может добавить слово «на пересечение» из своих букв. Слова выкладываются либо слева направо, либо сверху вниз. Каждый игрок стремится выиграть игру, создавая больше слов на основе имеющихся костяшек с буквами тем самым набрать большее количество очков.[1]

Словарь[править | править код]

  • Разрешается использовать все слова, приведённые в стандартном словаре языка, за исключением:
    • слов, пишущихся с заглавных букв;
    • сокращений;
    • слов, которые пишутся через апостроф;
    • слов, которые пишутся через дефис.

В случае отсутствия у слова именительного падежа или единственного числа разрешается использовать это слово в любом падеже или числе.

  • Запрещается использовать словарь для поиска слов. Словарь разрешён только в случае проверки существования уже составленного слова.
  • Буква е считается как е или ё

Игра[править | править код]

  • В начале игры каждому даётся по 7 костяшек. За один ход можно составить несколько слов. Каждое новое слово должно соприкасаться или иметь общую букву (или буквы) с ранее составленными словами. Слова должны читаться слева направо (по горизонтали) и сверху вниз (по вертикали).
  • Первое составленное слово должно проходить через центральную клетку.
  • Если игрок не хочет или не может составить ни одного слова, — он имеет право поменять любое количество своих букв, пропустив при этом ход. В соответствии с изменениями, внесёнными в правила в 1976 году, «любое количество» может означать и ноль, то есть игрок имеет право просто пасовать, не меняя ни одной фишки.
  • Любая последовательность букв по горизонтали и вертикали должна являться словом. То есть в игре не допускается появление на поле случайных буквосочетаний, не представляющих собою слов, соответствующих вышеприведённым критериям.
  • После каждого хода необходимо добрать новых букв до семи.
  • Если за ход игрок использовал все семь косточек, то ему начисляются дополнительные 50 очков (в «Эрудите» — 15 очков).
  • Игра заканчивается в следующих случаях:
    • когда у одного из игроков кончаются фишки на руках, и при этом нет больше фишек для добора (все они на руках или на поле);
    • когда все игроки последовательно пропустили ход два круга подряд.

Распределение фишек и стоимость букв[править | править код]

В «Скрэббле»[2]

Буква Кол-во Цена Буква Кол-во Цена Буква Кол-во Цена
А 8 шт 1 очко К 4 шт 2 очка Х 1 шт 5 очков
Б 2 шт 3 очка Л 4 шт 2 очка Ц 1 шт 5 очков
В 4 шт 1 очко М 3 шт 2 очка Ч 1 шт 5 очков
Г 2 шт 3 очка Н 5 шт 1 очко Ш 1 шт 8 очков
Д 4 шт 2 очка О 10 шт 1 очко Щ 1 шт 10 очков
Е 8 шт 1 очко П 4 шт 2 очка Ъ 1 шт 10 очков
Ё 1 шт 3 очка Р 5 шт 1 очко Ы 2 шт 4 очка
Ж 1 шт 5 очков С 5 шт 1 очко Ь 2 шт 3 очка
З 2 шт 5 очков Т 5 шт 1 очко Э 1 шт 8 очков
И 5 шт 1 очко У 4 шт 2 очка Ю 1 шт 8 очков
Й 1 шт 4 очка Ф 1 шт 10 очков Я 2 шт 3 очка

В «Эрудите»[3]

Буква Кол-во Цена Буква Кол-во Цена Буква Кол-во Цена
А 10 шт 1 очко К 6 шт 2 очка Х 2 шт 5 очков
Б 3 шт 3 очка Л 4 шт 2 очка Ц 1 шт 10 очков
В 5 шт 2 очка М 5 шт 2 очка Ч 2 шт 5 очков
Г 3 шт 3 очка Н 8 шт 1 очко Ш 1 шт 10 очков
Д 5 шт 2 очка О 10 шт 1 очко Щ 1 шт 10 очков
Е 9 шт 1 очко П 6 шт 2 очка Ъ 1 шт 10 очков
Ё Р 6 шт 2 очка Ы 2 шт 5 очков
Ж 2 шт 5 очков С 6 шт 2 очка Ь 2 шт 5 очков
З 2 шт 5 очков Т 5 шт 2 очка Э 1 шт 10 очков
И 8 шт 1 очко У 3 шт 3 очка Ю 1 шт 10 очков
Й 4 шт 2 очка Ф 1 шт 10 очков Я 3 шт 3 очка

Подсчёт очков и бонусы[править | править код]

Каждой букве присвоено некоторое количество очков от 1 до 10. Некоторые квадраты на доске раскрашены в разные цвета. Количество очков, получаемых игроком за выложенное слово, подсчитывается следующим образом:

В «Скрэббле»:

  • если квадрат под буквой зелёный, добавляется количество очков, написанное на букве
  • если квадрат голубой, количество очков буквы умножается на 2
  • если квадрат розовый, количество очков всего слова умножается на 2
  • если квадрат синий, количество очков буквы умножается на 3
  • если квадрат красный, количество очков всего слова умножается на 3

В «Эрудите»

  • если квадрат под буквой бесцветен, добавляется количество очков, написанное на букве
  • если квадрат зелёный, количество очков буквы умножается на 2
  • если квадрат синий, количество очков всего слова умножается на 2
  • если квадрат жёлтый, количество очков буквы умножается на 3
  • если квадрат красный, количество очков всего слова умножается на 3

Если слово пересекает и красную (розовую), и голубую (синюю) клетки (в «Эрудите» — и красную (синюю), и зелёную (жёлтую) клетки), то в утроении (удвоении) очков слова учитывается утроение (удвоение) очков букв. Если слово пересекает две умножающих очки всего слова клетки, то учитываются обе операции. Например, если слово прошло через две красные клетки, то общий счёт очков слова умножается на 9.

Пустышка («джокер», «звёздочка»)[править | править код]

Также в наборе косточек присутствует несколько пустых фишек (в версии «Эрудит» — звёздочек, в версии «Словодел» — джокеров). Такая фишка может быть использована как любая буква на выбор игрока. Например, игрок может составить слово ТЕ*ЕФОН, где роль буквы «Л» будет играть пустышка (звёздочка, джокер).

Правила подсчёта очков и использования пустышек (звёздочек, джокеров) могут отличаться и игрокам следует заранее договориться о нюансах. Ниже приведены возможные варианты правил.

Подсчёт очков за пустышку (звёздочку, джокер):

  • Пустышка всегда имеет 0 очков (классические правила Scrabble).
  • Пустышка (звёздочка, джокер) приносит столько очков, сколько бы принесла буква, роль которой она играет.

Повторное использование пустышек (звёздочек, джокеров):

  • После выкладывания на поле пустышка считается сыгранной и так и остаётся на этом месте до конца партии (классические правила Scrabble).
  • Если один игрок составил слово ТЕ*ЕФОН, то затем любой игрок, имея у себя букву «Л», может заменить её на пустышку (звёздочку, джокер) и забрать её себе. Как правило, действует дополнительное правило, обязывающее в таком случае использовать (выложить) забранную с поля пустышку (звёздочку, джокер) этим же ходом, то есть когда нельзя брать её себе «про запас».

История[править | править код]

Игра была изобретена в 1938 году архитектором Альфредом Баттсом. В США и многих странах Европы проводятся регулярные чемпионаты по Скрэбблу.

Различия между играми «Эрудит» и «Скрэббл»[править | править код]

Параметр «Скрэббл» «Эрудит»
«универсальная» фишка пустышка звёздочка
цвета бонус-клеток голубой, синий, розовый, красный зелёный, синий, жёлтый, красный
цвет центральной клетки розовый (очки за слово удваиваются) белый (очки считаются по номиналу)
различная стоимость букв см. табл. выше см. табл. выше
количество фишек 104 (102 буквы + 2 пустышки) 131 (128 букв + 3 звёздочки)

Модификации игры[править | править код]

Поле для игры «Найди слово»

  • «Найди слово» — модификация игры с немного измененным полем (прямоугольным 12×16).
  • Математический скрэббл

Отражение в литературе[править | править код]

Флавита[править | править код]

Флавита — это игра, описанная Владимиром Набоковым в романе «Ада». Аналог игры «Скрэббл»[4]. Название происходит от анаграммы слова «алфавит»[5].

Суть игры[править | править код]

«Флавита» построена на принципе тасовки и перетасовки букв. Требует 125-ти фишек с буквами. Цель игры состоит в том, чтобы построить ряды и шеренги слов на 225-клеточной доске. Из этих клеток 24 являются коричневыми, 12 чёрными, 16 оранжевыми, 8 красными, а остальные — золотисто-желтыми. Каждой букве русского алфавита отвечает некоторое количество очков. Так, редкий «Ъ» даёт целых десять, а часто встречающаяся «А» — всего одно. Коричневый цвет клетки поля удваивает вес буквы, чёрный утраивает. Оранжевый удваивает, а красный утраивает сумму очков, набираемых словом. В набор входит две фишки «J», которыми можно заменить любую букву алфавита.

Ход игры[править | править код]

Приступая к игре, её участники берут по семь фишек из ящичка, в котором те лежали лицом вниз, и затем по очереди выставляют на доске свои слова. Игроку, делавшему первый ход, надлежало всего лишь разместить на пустой доске любые две или все семь букв так, чтобы закрыть помеченную сверкающим семиугольником центральную клетку. В дальнейшем одна из уже стоявших на доске букв использовалась в качестве зародыша для образования нового слова, вертикального или горизонтального. Побеждал игрок, набравший, буква за буквой или слово за словом, больше всего очков.

См. также[править | править код]

  • Балда (игра)
  • Боггл

Примечания[править | править код]

  1. Стратегии с победой на игры Эрудит (4 июня 2013) Источник http://blogmybrain.com/scrabble-word-finder/strategies-on-winning-the-scrabble-game.html Архивная копия от 18 января 2013 на Wayback Machine
  2. Scrabble. Как много в этом слове. Дата обращения: 6 октября 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  3. Гик Е.Я. Занимательные игры и развлечения. М.: Детская литература, 2001. — с.31.
  4. Добро с кулаками, добро кулаков, кулаки без добра: как Набоков раскулачивает зло в «Аде». Архивная копия от 23 декабря 2014 на Wayback Machine Алексей Скляренко, Литературная критика, Топос
  5. [1] Архивная копия от 14 ноября 2012 на Wayback Machine роман «Ада» на сайте http://nabokov.niv.ru Архивная копия от 10 февраля 2008 на Wayback Machine

Литература[править | править код]

  • Набоков В.В. «Ада». Перевод С. Ильина. — АСТ Москва, 2005.

Ссылки[править | править код]

  • 2019 Scrabble (Найдите лучшие словосочетания для словаря в разнообразных многоязычных словарях)

Добавить комментарий