Как составить словообразовательные цепочки слов

Получить навык того, как правильно построить словообразовательную цепочку, очень важно. Это умение позволит проследить последовательность создания новой речевой единицы и в дальнейшем избежать грубых ошибок.

словообразовательная цепочка

Производное и производящее слова

Все новообразованные речевые элементы в русском языке имеют производную основу. Словообразовательная цепочка сложных слов выстраивается на основе самой простой – производящей (мотивирующей) единицы. Она является базовой. Все вновь образованные слова являются производными (мотивированными). Это правило сохраняется во всех случаях образования новых речевых единиц.

Мотивированное слово имеет более сложную структуру в отношении к производящему. Это находит отражение в семантическом, морфологическом и стилистическом аспектах.

Рассмотрим словообразовательные цепочки – примеры производных и производящих элементов:

  • Стакан <= под-стакан-ник, где стакан – мотивирующая единица. Подстаканник – производная.
  • Бить <= вы-бить, где бить – производящее слово. Выбить – мотивированное.

Непроизводное (немотивированное) слово

В русском языке есть речевые единицы, которые не образованы от других слов, имеющих тот же корень. Про такие формы говорят, что они имеют непроизводную основу. Словообразовательная цепочка слова, имеющего немотивированную основу, может быть образована с такой единицей только следующим образом: непроизводная форма в качестве производящей <= мотивированная форма. То есть базовым является слово, наиболее простое по составу.

Немотивированные речевые единицы, как правило, состоят из одного корня. Например: брат, стул, день.

Что такое словообразовательная цепочка

Мельчайшей единицей словообразования является производящая форма. На ее основе выстраиваются все связанные элементы. Словообразовательная цепочка представляет собой последовательность речевых форм, имеющих один корень. При этом каждый новый элемент вытекает из предыдущего. То есть данная последовательность имеет иерархическую структуру.

Каждая новая единица в словообразовательной цепочке образует с предыдущей речевую пару и является для нее производной. Другое слово, в свою очередь, является мотивирующим.

Рассмотрим пример. В цепочке ткать<= ткач<= ткачиха «ткач» является производным по отношению к «ткать», тогда как по отношению к «ткачиха» оно является мотивирующим.

словообразовательные цепочки примеры

Для чего нужна словообразовательная цепочка

Словообразовательная цепочка слова – последовательность возникновения новых речевых единиц. Язык – живой механизм, который постоянно обновляется и пополняется. Поскольку большинство новых речевых единиц в русском языке – производные, словообразование является важным ключом к пониманию значения лексики и возможности ее усваивания.

Для формирования умения и закрепления навыков построения последовательностей уместно выполнять различные задания типа:

  • составить словообразовательную цепочку заданного слова;
  • найти производящую форму;
  • определить, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность;
  • выявить мотивирующую основу;
  • определить, сколько словообразовательных цепочек в данном гнезде.

словообразовательная цепочка сложных слов

Словообразовательные гнезда

С помощью словообразовательных цепочек, объединяющих однокоренные единицы речи с общим смысловым значением, может быть составлена еще одна последовательность. Ее называют гнездом. Это самое обширное понятие в системе построения новых лексических форм.

Словообразовательные гнезда – это совокупность цепочек, объединяющих речевые единицы с общим смысловым значением. Важно учитывать не только общий корень, но и факт семантической близости. Вершиной словообразовательного гнезда является самая простая единица. Только выделив простейшее в ряду однокоренных речевых элементов, можно определить, сколько последовательностей на основании него можно построить.

Например, словообразовательная цепочка: лицо <= обезличить <= обезличивать образует гнездо с вереницей: лицо<= лицевой<= облицовывать. Речевая единица «лицо» является производным в данном гнезде.

как составить словообразовательную цепочку

Способы словообразования

Для того чтобы не допускать ошибок при составлении словообразовательных цепочек, следует понимать, каким образом в русском языке происходит построение новых речевых элементов.

Выделяют несколько способов:

1. Сложение. Новая единица образуется путем присоединения основы одного слова к основе другого (или большего количества основ). Различают следующие способы:

  • производящая основа + соединительная гласная + мотивирующее слово: газ-о-силикатный, полн-о-гласие. В некоторых случаях соединительная гласная может отсутствовать: Калининград;
  • производящая основа+производящая основа: диван-кровать, юбка-клеш, унтер-офицер;
  • производящая основа+производящая основа+суффикс: голово-лом-к-а;
  • аббревиация: образование сложных слов путем сложения полностью или частично усеченных основ: ВУЗ, комбат, завсклад.

2. Морфологический способ – при помощи аффиксов:

  • суффиксальный (при помощи суффиксов): малин-ник <= малина;
  • префиксальный (при помощи приставок); пере-бежа-ть <= бежать;
  • постфиксальный (-то, -либо, -нибудь, -ся): женить-ся <= женить;
  • комбинированные (приставочно-суффиксальный, суффиксально-префиксальный и др.)

3. Конверсия (морфолого-синтаксический способ). В данном случае слово не подвергается никаким изменениям. Процесс образования новой единицы осуществляется посредством перехода из одной части речи в другую.

  • субстантивации – образование имени существительного из другой части речи: дневальный, работающие, бодрствующие;
  • адъективация – образование прилагательного путем перехода из другой части речи: горящие глаза (сравните: горящие в печи угли);
  • прономинализация (переход в местоимения): данный контекст, в одном городе;
  • адвербиализация (переход в наречия): поступлю по-своему (сравните: действую по своему плану);
  • переход в предлоги: благодаря счастливому случаю (сравните: благодаря его за помощь).

4. Лексико-семантический способ. Слово не меняет свою морфологическую структуру, приобретая другую смысловую нагрузку: лук (растение) – лук (оружие), кисть (для рисования) – кисть (рябины).

5. Лексико-синтаксический способ: слияние двух или более единиц в одну. Например: нижеперечисленные (перечисленные ниже), малоэффективный (мало эффективный).

сколько словообразовательных цепочек

Алгоритм составления словообразовательной цепочки

Для того чтобы понимать, как составить словообразовательную цепочку, необходимо изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно упростит задачу.

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Выделить все имеющиеся аффиксы – префиксы, суффиксы и корень.
  3. Определить способ образования.
  4. Найти семантическое значение речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря).
  5. В ряду однокоренных единиц подобрать производящую со сходным значением.

Например, требуется найти производящее для слова «подстаканник».

Выделяем аффиксы и корень: под-стакан-ник, где под – префикс, ник – суффикс, стакан – корень. Префиксально-суффиксальный способ словообразования. Определяем семантическое значение: подстаканник – это предмет, который ставится под стакан. Значит производящим в данном случае будет выступать слово «стакан».

Примеры словообразовательных цепочек

Рассмотрим несколько примеров составления последовательностей.

Требуется словообразовательная цепочка со словом «развеселиться».

Согласно алгоритму:

  1. Начальная форма – «развеселиться».
  2. Выделяем аффиксы: раз-весел-и-ть-ся. Суффиксы: формообразующий –и-, неопределенной формы ь-, постфикс возвратной формы глагола -ся. Префикс раз-. Корень -весел-.
  3. Определяем тип словообразования: нам удалось выделить формообразующие суффиксы и префикс. Значит, способ – приставочно-суффиксальный.
  4. Выделяем смысловую нагрузку речевого элемента: «развеселиться»: прийти в хорошее настроение, стать веселым.
  5. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный. Ищем производящую единицу путем упрощения. Мотивирующим словом возвратного глагола «развеселиться» является невозвратный глагол «развеселить». Приставка раз- в данном случае имеет значение совершения действия с большой интенсивностью. Производящим словом глагола «развеселить» является более простой элемент «веселить», который образован, в свою очередь, от прилагательного «веселый». Таким образом, словообразовательная цепочка будет:

Веселый<=веселить<=развеселить<=развеселиться

Составить словообразовательную цепочку для существительного «засолка».

По алгоритму:

  1. Начальная форма – «засолка».
  2. Выделяем аффиксы и корень: за-сол-к-а. Префикс: за-, корень: -сол-, суффикс: -к-, флексия: .
  3. Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
  4. Определяем семантическое значение «засолка»: консервирование при помощи соли.
  5. Ищем более простое по составу производящее слово. Суффикс –к– указывает на то, что речевой элемент обозначает название действия и образовано от глагола. Словообразовательной парой к данному существительному является глагол «засолить». В свою очередь, приставка за- означает завершенность действия – глагол образован от более простой формы «солить». «Солить» – сделать что-то соленым при помощи соли. Производящее слово «соль». Словообразовательная цепочка будет вида:

Соль<=солить<=засолить<=засолка

Построить словообразовательную цепочку для прилагательного «непедагогичный».

Согласно алгоритму:

  1. Начальная форма – непедагогичный.
  2. Выделяем морфемы: не-падагог-ичн-ый. Приставка не-, корень –педагог-, суффикс -ичн-, флексия -ый.
  3. Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
  4. Определяем семантическое значение «непедагогичный»: не соответствующий нормам педагогики.
  5. Способ словообразования – префиксально-суффиксальный. Ищем более простую по морфемному составу единицу. Прилагательное «непедагогичный» образовано от той же части речи «педагогичный» при помощи приставки с отрицательным значением не-. Таким образом, производящей единицей в данной паре является слово «педагогичный». В свою очередь, прилагательное «педагогичный» образовано при помощи формообразующего суффикса –ичн- от существительного «педагогика». Данное слво является производным от более простого по составу существительного «педагог». Таким образом, производящей единицей (вершиной) этой последовательности является существительное «педагог». Словообразовательная цепочка выглядит следующим образом:

педагог<=педагогика<=педагогичный<=непедагогичный

Составить словообразовательную цепочку глагола «разгримироваться».

Выполняем последовательность действий согласно алгоритма:

  1. Неопределенная форма – «разгримироваться».
  2. Выделяем аффиксы: раз-грим-ирова-ть-ся. Префикс: раз-, корень: -грим-, формообразующий суффикс глагола –ирова- и аффикс неопределенной формы -ть, постфикс -ся.
  3. Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
  4. Определяем семантическое значение глагола «разгримироваться»: снять с себя грим.
  5. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный, значит ищем более простую по морфемному составу единицу. Возвратный глагол «разгримироваться» образован от возвратного глагола «гримироваться» при помощи приставки раз- со значением аннулирования предшествующего действия. В свою очередь, возвратный глагол «гримироваться» – от невозвратного глагола «гримировать». Производящим словом глагола «гримировать» является непроизводное существительное «грим», которое и является вершиной данной последовательности. Словообразовательная цепочка представляет из себя следующую схему:

грим<=гримировать<=гримироваться<=разгримироваться

словообразовательная цепочка со словом

Следует обратить внимание

При составлении словообразовательных цепочек рекомендуется обратить внимание на следующие нюансы:

  • нельзя путать словообразовательный и формообразовательный разборы. Последний направлен на выявление форм одного и того же слова. Например: бегу – бежишь – бежал. В то время как конечной целью словообразовательного анализа является цепочка новых лексических единиц;
  • основа новообразованного речевого элемента, как правило, состоит из большего количества аффиксов, чем у мотивирующего. Например, в словообразовательной паре: зима<=зимний производящая основа включает один аффикс – корень –зим-, в то время как основа мотивированного слова состоит из корня –зим- и суффикса –н-.
  • в речевых парах, обозначающих лица или названия животных мужского и женского пола, производящим словом, как правило, является существительное мужского рода. Например: ткач <=ткачиха; гусь<=гусыня;
  • в парах, включающих в себя разные части речи – глагол, обозначающий отвлеченное действие, и существительное или прилагательное, указывающее на признак, производным словом, как правило, является имя существительное. Например: старый<=старость, печь<=выпечка;
  • основная часть возвратных глаголов образована от невозвратных. Например: учить<=учиться, женить<=жениться;
  • при словообразовании глаголов чаще всего работает следующая схема: непроизводный глагол несовершенного вида без приставки <=глагол совершенного вида с префиксом <=глагол с приставкой и суффиксом несовершенного вида: смотреть<=просмотреть<=просматривать, сеять<=засеять<=засеивать;
  • в словообразовании наречий на -о производящей единицей, как правило, является прилагательное: хороший<=хорошо, бурный<=бурно.

    словообразовательная цепочка слова

Использование словарей при составлении словообразовательных цепочек

Даже при четком соблюдении алгоритма составление словообразовательных цепочек иногда вызывает определенные затруднения. В таком случае уместно воспользоваться словарями. Существуют специализированные издания, при помощи которых возможно подобрать однокоренные формы практически к любому речевому элементу. В них приведены словообразовательные цепочки – примеры с непроизводными единицами и со всеми его новообразованиями. Указываются способы и виды построения языковых форм.Также здесь можно найти подсказки, как сделать словообразовательную цепочку к тому или иному речевому элементу.

Непроизводные формы располагаются в пособии в алфавитном порядке. Наиболее полным изданием является «Словообразовательный словарь русского языка» в 2-х томах.

Использование словарей помогает в выстраивании цепочек, а также способствует усваиванию новой лексики.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В.Панова

И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Продолжение. См.  № 16, 20, 27–28, 30, 34, 45/2002, 1/2003

Словообразование

Дидактический материал к
учебнику М.В. Панова

6 класс

§ 11. Словообразовательная цепочка

Задание 163. Мы уже подробно
рассмотрели один вид отношений однокоренных
слов – это словообразовательные отношения между
производным и исходным словами. Рассмотрите
следующие пары и ответьте на вопросы.

Родной –> родство; родственный –>
родственник; родство –> родственный;
родственник –> родственница.

Каждое ли производное слово имеет
исходное?
Может ли быть исходное слово производным?
Все ли исходные слова имеют производные? (Если
затрудняетесь ответить, то попытайтесь
образовать производное от исходного родственница.
Или от заимствованных инцидент, шасси.
Получается?)
Еще раз внимательно посмотрите на
словообразовательные отношения в парах с корнем -род-.
Нельзя ли установить такую последовательность,
при которой каждое следующее производное
отличалось бы от предыдущего исходного только
одной словообразовательной морфемой?
Вы верно выполнили задание, если расположили
слова так: родной –> родство –> родственный
–> родственник –> родственница
.
Что напоминает получившаяся запись?
Конечна или бесконечна словообразовательная
цепочка? Почему?
Что лежит в ее основе?
Является ли это правило обязательным для всех
цепочек? Почему?
Докажите на двух-трех небольших собственных
примерах правильность ваших выводов.
Только ли одной морфемой будет отличаться
производное от исходного в цепочке при конфиксе?

Задание 164. Восстановите
пропущенные «звенья» в цепочках, выделите
словообразовательные аффиксы.

а) Ржавый –> ржаветь –> ? –>
проржавелый;
решето –> ? –> изрешетить –> изрешечивать;
обрести –> приобрести –> приобретать –> ?;
? –> общество –> общественный –> общественник;
коллекция –> коллекционировать –>
коллекционирование –> ?;

б) держать –> ? –> сдержанный –> ?;
единый –> соединить –> ? –> воссоединять –> ?;
? –> симпатичный –> ? –> несимпатично;
сказать –> ? –> ? –> рассказчица;
считать –> ? –> расчет –> ? –> расчетливо;
рад –> радость –> ? –> ? –> безрадостность;

в) корить –> ? –> укор –> укоризна
–> ? –> ? –> безукоризненно –>
небезукоризненно;

г) резать –> ? –> резчица;
частый –> ? –> ? –> учащение;
меньший –> ? –> ? –> преуменьшение;
плесень –> ? –> ? –> ? –> заплесневелость;
чары –> ? –> ? –> ? –> очаровательно.

Задание 165. В предыдущем задании вы
выстраивали «прямые» цепочки – от исходного
слова ко все более многоморфемным производным.
Но вы знаете, что если есть прямой порядок, то
есть и обратный! В данном случае от конечного
производного – к первоначальному исходному.
(Может ли оно быть производным?)

Доберитесь до исходного
непроизводного. Попутно определяйте способ
образования производных. В случае крайнего
затруднения обращайтесь к
словообразовательному словарю.

Образец


Задание 166. Представьте, что по
чьей-то злой воле слова из цепочки «свалены в
кучу» и где исходные, где производные – не
разобрать. А восстановить-то правильный порядок
надо! Вот я и прошу вас сделать это. (Не забывайте
указывать словообразовательные аффиксы.)

Например: плавать, пловчиха,
плыть, пловец.

Таксист, такси, таксистский;
изобилие, изобильный, обильный;
подтянуть, подтягивание, тянуть, подтягивать;
приобретатель, приобрести, приобретать, обрести;
таинственность, тайна, таинство, таить,
таинственный;
охота, по-охотничьи, охотник, охотиться,
охотничий;
наращивающийся, растить, наращивать, нарастить,
расти, наращиваться.

Задание 167. Перед вами 4
«испорченные» словообразовательные цепочки.
Исходное слово для каждой цепочки – боль.
Восстановите в них нужную последовательность.
Для всех ли производных нашлось место?
Попробуйте для этих «лишних» слов тоже составить
цепочку.

1. Болезнь, больница, болеть, больной,
безболезненный.
2. Болеть, болезненный, болезненно, болезнь.
3. Обезболивание, обезболить, обезболивать,
больно.
4. Заболеть, заболевание, болеть, заболевать.

Задание 168. В конце октября выпал
первый снег. Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов
быстренько выбежали на улицу и принялись лепить
снежную бабу. Вова скатал огромный ком, Настя –
поменьше (девочка все-таки!). Приступили к
сооружению снеговика. А как раз накануне ребята
на уроке русского языка познакомились со
словообразовательной цепочкой. И тут Вову
осенило…

Догадайтесь: какая мысль пришла в
голову Вове?
Продолжите рассказ, включив в него диалог ребят.
А заодно поделитесь своими рассуждениями о том,
на что похоже производное слово в цепочке и вся
цепочка в целом.

Задание 169. Вернитесь к заданиям
164–167. Из скольких слов может состоять
словообразовательная цепочка? Найдите в
словообразовательном словаре цепочки из разного
количества слов, запишите их, выделяя
словообразовательные аффиксы.

Задание 170. Вы поняли, что в
словообразовательной цепочке однокоренные
слова выстраиваются в определенном порядке – от
сложного к простому. Свой порядок (но совсем
другой) есть и у слов в предложениях (см. задание
151), и особый порядок у предложений в абзацах
(иначе текст разрушится).

Перед вами – «рассыпанные»
предложения одного абзаца. Установите их нужную
последовательность, и у вас получится отрывок из
повести-сказки «Волшебная книга», которую
написали М.Фадеева и А.Смирнов.

1. Слева, недалеко от него, с пологого
склона, шумя по крупной гальке, впадала в море
небольшая речонка.
2. Кора на них была шершавая, очень похожая на
войлок, а на самом верху чуть трепетали от ветра
большие листья, похожие на широкие веера.
3. С моря раздался тонкий, пронзительный крик.
4. Петрушка вышел из лодки и обмотал цепь вокруг
острого камня.
5. Прямо перед ним, только чуть выше по берегу,
стояли три высокие пальмы.
6. Волны с шумом выбросили лодку Петрушки прямо к
большим камням, покрытым позеленевшими
скользкими водорослями.
7. «Вот какая высокая пальма, – успел подумать
мальчик, – нужно подойти поближе», – но сделать
это он не успел.
8. Куда же это он попал?
9. «Все, теперь не унесет», – облегченно вздохнул
он и огляделся вокруг.

Составьте словообразовательную
цепочку с исходным глаголом трепетать. У
кого она получилась длиннее?
Найдите место в цепочке, которое должен занимать
глагол выбросить среди данных
однокоренных слов: выбрасыватель, бросить,
выбрасывать
.

Задание 171. Запишите в нужном
порядке перепутанные абзацы, вставьте
пропущенные буквы и знаки препинания. Из какого
произведения А.П. Гайдара взят получившийся
фрагмент? Читали ли вы эту повесть? О чем она? Чем
отличаются гайдаровские мальчишки от своих
сверстников начала XXI века? А что между ними
общего?

Пока соседка разб_рала тазы и тря_ки
Ольга взяла к_тенка и прошла в сад.
Тут Ольга услышала быстрый тревожный ш_пот. И
вдруг, л_мая сухие ветки, тяж_лая лес_ница – та,
что была пр_ставлена к окну чердака сарая, – с
треском полетела вдоль стены и, подм_ная л_пухи,
гулко брякнулась о землю.
Отсюда был виден больш_й запущенный сад. В глуб_не
сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай и над
крыш_ю этого сарая разв_вался маленький красный
флаг.
На стволах о_клеванных воробьями вишен бл_стела
г_рячая смола. Крепко пахло см_родиной, р_машкой и
п_лынью. Замшелая крыша сарая была в дырах и из
этих дыр т_нулись поверху и и_чезали в л_стве
деревьев какие-то тонкие веревочные провода.
Грузовик свернул в дачный поселок и ост_новился
перед небольш_й укрытой плющ_м дач_й.
Ольга пр_бралась через орешник и смахнула с лица
п_утину.
Веревочные провода над крыш_й задр_жали. Царапнув
руки, к_тенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая,
Ольга ост_новилась, осм_трелась, пр_слушалась. Но
ни среди зелени ни за чужим забором ни в ч_рном
квадрате окна сарая никого (не)было ни видно, ни
слышно.
Ш_фер с помо_ником откинули борта и вз_лись
(з,с)гружать вещи а Ольга открыла застекленную
те(р,рр)а(с,сс)у.
Что такое? Красного флага над крыш_й уже (не)было и
там торчала только палка.
Ольга вернулась к машине. (З,с)десь к ней
подск_чила бойкая старая жен_щина – это была
соседка, моло_ница. Она вызвалась пр_брать дачу
вым_ть окна полы и стены.

Постройте три словообразовательные
цепочки, исходными словами в которых были бы: 1)
существительное; 2) прилагательное; 3) глагол,
встретившиеся в этом тексте. Укажите
словообразовательные средства.

§ 12. Словообразовательное гнездо

Задание 172. Ответьте на вопросы:

  • Что значит первый шаг (первое звено) в
    словообразовательном разборе?

  • Из чего состоит словообразовательная
    цепочка?

  • Верно ли утверждение: от данного
    исходного образуется только одна цепочка?
    Докажите.

Подведем итоги

1. Первое звено словообразовательных
отношений – исходное и производное слова
(нулевая и первая ступени): громоздить –
громоздкий
.

2. Второе звено – словообразовательная
цепочка (первая и все последующие ступени): думать
– выдумать – выдумывать – навыдумывать –
понавыдумывать
.

3. Подумайте: а существует ли третье
звено? Какие отношения включает оно? Это более
или менее сложный уровень? Почему?

4. Докажите справедливость или
несправедливость ваших выводов на следующем
примере словообразовательного гнезда:

5. С чем бы вы сравнили
словообразовательное гнездо?

Задание 173. Понаблюдайте, как
устроено словообразовательное гнездо, исходным
словом которого является указанное выше гримаса.

  • Сколько цепочек в этом гнезде?

  • Докажите, что гнездо показывает
    ступенчатый характер русского словообразования.

  • Как соблюдается алфавитный порядок в
    размещении производных в гнезде?

  • Почему гнездо называют упорядоченным
    объединением всех производных слов с одним
    корнем?

Задание 174. Какие бывают гнезда?

Рассмотрите следующие
словообразовательные гнезда. Чем они отличаются?

1) апофеоз –> апофеоз-н-ый

Из скольких слов может состоять
гнездо?

Всегда ли можно однозначно говорить об
исходных словах для одного и того же
производного (см. пример 7)? Меняется ли способ
словообразования в том случае, когда цепочка
последовательностей выстраивается разными
путями?

Раскройте на любой странице
словообразовательный словарь. Вы видите, что
гнезда бывают гораздо объемнее, чем те, которые
мы с вами сейчас рассмотрели. Встречаются
поистине гнезда-гиганты. К примеру, у слова холод
157 производных, свет (= лучистая энергия) –
288, ходить – 470, два – 547, половина
– 587! (Не верите – проверьте!)

Приведите свои примеры
словообразовательных гнезд, состоящих из
огромного количества слов.

Задание 175. Восстановите
пропущенные слова в словообразовательном
гнезде.

а) Импровизировать (для
мальчиков):

Задание 176. Вернитесь к заданию 174.
По желанию выберите самое легкое или самое
сложное гнездо и попробуйте построить подобное,
взяв за исходное одно из следующих слов: странный,
хоккей, экстренный, эффект, радиатор, шея,
экскурсия
. Сверьтесь со
словообразовательным словарем.
Сравните получившееся у вас гнездо с выбранным
вами образцом. Если в обоих вариантах
встретились производные с одним и тем же
словообразовательным значением, посмотрите,
одинаковые ли дериваторы выражают его.
Есть ли в получившемся гнезде что-то общее с
первоначальным? Чем вы объясните разницу?

Задание 177. Перед вами – фрагменты
гнезд (словообразовательные аффиксы не
выделены). Проверьте: все ли они приведены верно,
нет ли в них «чужаков»? Обоснуйте свой ответ.

Придумайте предложения с «лишними»
словами, используя их внешнее сходство с якобы
родственным исходным словом. Например: Я красил
потолок малярийной кистью. В конце
невосклицательного повествовательного
предложения ставится уточка…
Вы улыбнулись?

Задание 178. Прочитайте текст.

Все, о чем здесь идет речь, случилось в
нашем уездном городишке, который в давние
времена, быть может, и назывался городом, но
теперь, когда в нем живет не более двух тысяч
обывателей, кличется, по непонятной игре
русского языка, городищем, что более
подходило бы, конечно, какой-нибудь столице.

(А.Н. Толстой)

Познакомьтесь с фрагментом
словообразовательного гнезда.

Определите разницу в лексическом
значении выделенных в тексте однокоренных слов.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

ГОРОД. Общеслав. Того же корня, что и
жердь, немец. Garten – «сад», албан. garth
«ограда» и т.д. Исходное gordъ > город в
результате появления полногласия и отпадения в
историческую эпоху слабого редуцированного ъ.
Первоначально – «ограда, забор», затем –
«огороженное место» и далее – «крепость, город».

Согласны ли вы с утверждением автора,
что слово городище «более подходило бы
какой-нибудь столице»? В чем причина возникшей
двусмысленности?

Придумайте несколько предложений с
разными значениями слова городище.

Образец

После нашей деревушки даже маленький
городок кажется городищем.

Рядом с парком Тригорского находится
городище Воронич – памятник далекого
героического прошлого русского народа, его
славной истории. (С.С. Гейченко)

Выясните лексическое значение слова обыватель.
Производное оно или нет? В каком гнезде можно его
встретить? В случае затруднения прочитайте этимологическую
справку
.

ОБЫВАТЕЛЬ. Искон. Суффикс, производное
от обывать – «обитать, проживать».
Первоначальное значение – «житель какой-либо
местности». Отрицательное значение вторично, ср.
мещанин, бюргер. (Заодно выясните лексическое
значение и этих слов.)

Задание 179. Вот еще фрагмент
словообразовательного гнезда (без выделения
словообразовательных аффиксов).

Как образованы производные житейский
и жизненный?
Как называются подобные слова? Какие трудности
могут возникнуть в употреблении паронимов?
В.И. Красных приводит такое толкование
лексического значения слов жизненный и житейский.

ЖИЗНЕННЫЙ – связанный с жизнью, с
окружающей действительностью, общественно
значимый; близкий к жизни, к действительности,
типичный, характерный для нее.

ЖИТЕЙСКИЙ – обыденный, свойственный
повседневной жизни. (По словарю С.И. Ожегова.)

Во избежание трудностей в их
употреблении дополнительно приводится такая справка.
В предложениях со словом житейский речь
идет преимущественно о явлениях и событиях
обычной, будничной жизни, несколько
«приземленных», происходящих на бытовом уровне
(семья, работа, отношения с окружающими людьми и
т.д.). В то же время предложения со словом жизненный
касаются, как правило, вопросов, выходящих за
узкие рамки бытовых отношений и имеющих в той или
иной степени общественное значение… В некоторых
случаях оба паронима могут употребляться с
одними и теми же существительными, привнося при
этом те или иные оттенки в высказывание.

Вставьте на месте пропусков один из
паронимов – жизненный или житейский.
Какие из получившихся вариантов достаточно
спорные? Почему?

И все эти люди, несмотря на видимую
молодость, очевидно, обладали большим _______
опытом. (А.Куприн)

Чувствовалось, как много
И.Смоктуновский хлебнул горестного и горького,
какой огромный _______ опыт накопил. (О.Аросева)

К сожалению, я вновь в госпитале. Мое
______ пространство сокращается. (Д.Волкогонов)

Вопросы обсуждаются самые _______,
интересующие горожан. (В.Николаев)

Мы поговорили о делах _______.

Ну что поделаешь, коли ни Господь, ни
_______ обстоятельства не дали человеку ни
образования, ни таланта. (Газета «Известия»)

Для М.Н. Ермоловой критерием
художественности служило соответствие _______
правде. (Т.Щепкина-Куперник)

И мы расстались, чтоб никогда уже не
встретиться в многоликой _______ сутолоке большого
города. (Г.Семенов)

Таким людям, как Андерсен, нет охоты
растрачивать время и силы на борьбу с _____
неудачами. (К.Паустовский)

Напишите свое рассуждение о паронимах удачный –
удачливый, представить – предоставить
или о
паронимах, встретившихся в одном из приведенных
предложений (по выбору).

Задание 180. Есть такой анекдот.

Трехлетний ребенок спрашивает у своей
бабушки:
– Бабушка, если на ногах ногти, то ведь на руках
рукти, да?

Что ответила бабушка внуку, вы, уверен,
без труда определите. Но… в чем все-таки причина
этой ошибки? И как она связана со
словообразованием? Попробуйте самостоятельно
построить гнезда, исходными в которых являются нога,
ноготь, рука
.

Задание 181. Прочитайте текст.

У Александра Сергеевича тоже были
ученики. И он учил их русскому языку. Безусловно,
язык – условность, просто договорились, что корова
пишется через о, ни в Новом, ни в Ветхом
Завете не сказано, что корову нужно писать
через о. Это придумали учителя, чтобы
мучить учеников. Потому что учителя грамотные, а
ученики безграмотные, а потом учителя умирают, и
ученики становятся учителями, и так до конца
света, пока слово корова не отомрет
вместе со своей буквой о.

(В.Нарбикова)

Найдите однокоренные слова к глаголу учить.
Постройте из них фрагмент словообразовательного
гнезда этого исходного.
О каком написании упоминает автор, говоря о том,
как пишется слово корова?
Справедливо ли утверждение автора, что
«безусловно, язык – условность»? (Помните, что
правописание 85–90 процентов русских слов
подчиняется фонемному принципу?)
Подберите в тексте примеры, написание которых не
условное, а соответствует основному правилу
русской орфографии.
О какой грамотности учителей и неграмотности
учеников идет здесь речь? А какая еще бывает
грамотность?
Вы разделяете позицию автора, что правила
правописания придумали учителя? И только для
того, чтобы мучить учеников? Порассуждайте об
этом письменно.

Задание 182. Осторожно: опасное
словообразование!

В одной из занимательных историй
рассказывается.

Один помещик желал определить сына в
какое-то учебное заведение. Для этого ему нужно
было подать прошение на высочайшее имя. Не зная,
как написать прошение и, главное, затрудняясь,
как титуловать государя, простак вспомнил, что
государя называли августейшим, а так как дело
было в сентябре, написал в прошении:
«Сентябрейший государь!». Прочитав это прошение,
Николай I рассмеялся и сказал:
– Непременно принять сына и учить, чтобы он не
был таким дураком, как отец его!

Что подвело помещика?
Запишите несколько предложений с обращениями,
уместными по отношению к лицам разного возраста,
степени родства, знакомства, положения в
обществе.
Применима ли к этой исторической байке пословица
«Не было бы счастья, да несчастье помогло»?
Почему?
Воспроизведите гнездо с исходным словом сентябрь.
Сколько в нем слов? Вспомните, какой диалектный
однокоренной глагол использует К.Г. Паустовский.
(См. задание 26.)
Помогло ли вам понимание словообразовательных
законов определить значение глагола титуловать?

Задание 183. Рассмотрите
репродукцию пейзажа И.Левитана «Золотая осень».
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Допишите последнее предложение абзаца.

«Золотая осень». Белые стволы и
пылающая листва берез, пр_зрачная голуб_зна неба,
рыж_ватая трава, холодная синь реки. И воздух,
который сам врывает(?)ся в грудь и от которого, как
от ключ_вой воды, поламывает зубы. И бодр_сть,
которой зар_жает нас этот п_гожий осенний денек. И
праздник золота и синевы. И грусть от того, что
кончит(?)ся праздник, а за ним – ув_данье,
черно-белый зимний сон. И радостная уверенн_сть,
что потом, впереди…

К словам с пропусками в суффиксах
подберите проверочные. Во всех ли случаях
удалось сделать это?
Определите тип текста. Выпишите несколько слов и
словосочетаний, доказывающих ваше мнение.
Что общего в морфемном составе слов синь,
зелень, грудь
? Можно ли говорить об исходной
основе каждого из них?
Найдите слова с корнем -син-, расположите
их в словообразовательном гнезде, дополните его
известными вам производными.
Постройте словообразовательную цепочку от
исходного слова золото, состоящую из
производных не менее двух ступеней.
Определите словообразовательный тип следующих
производных: увяданье, рыжеватая, поламывать;
дополните их список.

Задание 184. Поработаем
«гнездостроителями»!

Как вы знаете, словообразовательное
гнездо может включать сотни слов, а может
состоять всего из двух. Например: аллеj-а –>
аллей-к-а
.
Какие звенья словообразовательных отношений
выделяются в этой записи?
Не кажется ли вам, что многие «миниатюрные»
гнезда, состоящие всего из двух слов,
незаслуженно обижены? Попробуем исправить эту
несправедливость. Для этого попытаемся
присоединить к исходному слову аллея
известные словообразовательные аффиксы
(например, суффиксальные) и определим значение
изобретенных неологизмов.
Но вначале вспомним наиболее употребительные из
суффиксов, в частности, у существительных. (О
суффиксах прилагательных подробнее см. в задании
133. А суффиксы глаголов, участвующие в их
словопроизводстве, вспомните самостоятельно –
их не так много.)

Рассмотрите таблицу.

 А теперь последовательно будем
присоединять к слову аллея перечисленные
суффиксы. Все ли из них мы можем использовать? (Не
забывайте о непредсказуемости словообразования:
что удобно в одном случае, совершенно
неприемлемо в другом!) Вот какая картина,
наверное, у вас получилась:

АЛЛЕЙ-арь  (аллеярь) – мастер по
закладке аллей;

АЛЛЕЕНИЕ – процесс украшения города
аллеями;

АЛЛЕЯНИН – постоянный обитатель аллей
(может быть, бомж?);

АЛЛЕИЗМ – философское учение,
доказывающее полезность и нужность увеличения
количества аллей

АЛЛЕИСТ – см. Аллеярь или аллеизм;

АЛЛЕИХА – жена (см. предыдущую строку);

АЛЛЕИЦА – аллея гигантских размеров;

АЛЛЕИШКА – пренебрежительное
название не совсем приглядной аллеи;

АЛЛЕЁНОК – очень молодая аллея;

АЛЛЕЙСТВО – приверженность к
разведению аллей;

АЛЛЕЙЩИК – специалист на все руки по
аллеям.

И это только существительные!
Прилагательные и глаголы получаются тоже не
менее симпатичные:

АЛЛЕЙНЫЙ  (отдых);

АЛЛЕИСТЫЙ (город);

АЛЛЕИТЬ – украшать аллеями;

АЛЛЕЙНИЧАТЬ – проводить время в аллее
и т.д.

К глаголам совсем легко добавлять
приставки, и вот, пожалуйста:

аллеить –> обаллеить
(закончить аллеить) –> обаллеивание
Уже целые цепочки выстраиваются!

Если ваша фантазия иссякла, то
уставшие могут отдохнуть, а самые отважные пусть
теперь попытаются объединить все получившиеся
производные в гнезде.

Справедливость восстановлена?

Но не слишком обольщайтесь:
придуманные только что слова можно назвать
полноправными членами лексики лишь относительно
– они пока не вошли в язык, не закрепились в нем,
да и вряд ли когда-то войдут. Вы сочинили их по
просьбе учителя, также их можно создавать и на
случай, к примеру, в разговоре. То есть эти слова
быстро возникают и почти всегда столь же быстро
исчезают. В науке их называют окказионализмами.

Вопрос, на который можно не отвечать:
как вы считаете, полезной или бесполезной
работой вы сейчас занимались? Кто хочет, поясните
свой ответ.

Продолжение следует

как построить словообразовательные цепочки



Ученик

(98),
закрыт



10 лет назад

люблю экзотику

Гений

(59924)


10 лет назад

Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности, то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:

учить → учитель → учительница,

куда → никуда → никудышный → никудышно,

греть → обогреть → обогревать → обогреватель,

глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.

Каждое слово (сочетание слов) в словообразовательной цепочке представляет собой звено словообразовательной цепочки. Максимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке – восемь, например: драть → задрать → задор → задорить → подзадорить → подзадоривать → подзадоривающий → подзадоривающе.

Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.

насрулла зейналов

Знаток

(349)


7 лет назад

Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности, то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:

учить → учитель → учительница,

куда → никуда → никудышный → никудышно,

греть → обогреть → обогревать → обогреватель,

глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.

Каждое слово (сочетание слов) в словообразовательной цепочке представляет собой звено словообразовательной цепочки. Максимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке – восемь, например: драть → задрать → задор → задорить → подзадорить → подзадоривать → подзадоривающий → подзадоривающе.

Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.

Елена Белякова

Знаток

(376)


5 лет назад

Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности, то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:

учить → учитель → учительница,

куда → никуда → никудышный → никудышно,

греть → обогреть → обогревать → обогреватель,

глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.

Каждое слово (сочетание слов) в словообразовательной цепочке представляет собой звено словообразовательной цепочки. Максимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке – восемь, например: драть → задрать → задор → задорить → подзадорить → подзадоривать → подзадоривающий → подзадоривающе.

Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.

♥ҶɋϷȧ ♥

Знаток

(388)


5 лет назад

Смотри, например Бесплатный-платный платить плата…. по корню суффиксу или приставки. Побелить- белый белить. Надеюсь что хоть чем то помогла))

Татьяна Тищенко

Ученик

(114)


10 месяцев назад

Певец,напев,напевный,петь,запеть,напевность,замечать,напеть, певица,запевала,напевать.составить словообразовательный цепочку

У этого термина существуют и другие значения, см. Цепочка.

Словообразова́тельная цепо́чка (также словообразовательная цепь[1][2]) — последовательный ряд однокоренных слов, каждый из которых находится в отношениях словообразовательной мотивации с соседними словами. Например, писатьписательписательница[3]. Является компонентом словообразовательных гнёзд[4][5][6], состоит из словообразовательных пар[7][8].

Состав[править | править код]

В начале каждой словообразовательной цепочки стоит исходное слово, являющееся немотивированным (непроизводным). Так, в цепочке учитьучительучительница исходное слово учить не мотивируется каким-либо иным словом и всегда выступает, соответственно, как мотивирующее. Каждое последующее слово цепочки является мотивированным (производным) по отношению к предыдущему мотивирующему слову (при этом последующее слово отличается от предыдущего на один словообразовательный формант). Так, слово учитель является мотивированным по отношению к слову учить, а учительница — по отношению к слову учитель. Слово учить — мотивирующее для слова учитель, которое, в свою очередь, является мотивирующим для слова учительница. В данной цепочке слово учитель одновременно выступает как мотивированное (по отношению к слову учить) и как мотивирующее (по отношению к слову учительница). Конечное слово (в данном случае слово учительница) является только лишь мотивированным словом. Так же, как и исходное слово оно выполняет в цепочке одну функцию словообразовательной мотивации — все остальные слова цепочки являются двуфункциональными (мотивирующими и мотивированными одновременно)[5][9]. В словообразовательной цепочке действует иерархический принцип, при котором одни слова последовательно подчиняются другим[10]. При этом, чем дальше мотивированное слово от исходного слова цепочки, тем выше ступень его мотивированности: старыйстареть (I ступень) → устареть (II ступень) → устарелый (III ступень) → устарелость (IV ступень). Слова со II ступени и выше мотивируются не только соседним предшествующим ему словом, но и другими мотивирующими словами цепочки, например, слово устарелый мотивируется не только словом устареть, но и словом стареть[11].

Соседние мотивирующее и мотивированное слова цепочки образуют словообразовательную пару. Цепочка минимальной длины из двух слов состоит из одной словообразовательной пары, например: гретьгрелка. В цепочках русского языка чаще всего отмечается 3 или 4 словообразовательных пары: влагавлажныйвлажнетьповлажнеть; добродобрыйдобротадобротныйдобротность. Максимальное число пар в цепочке — 6 или 7[~ 1], например: мирмиритьпримиритьпримирение
примиренецпримиренческийпримиренчески[7][9].

Словообразовательные цепочки обладают формальной и семантической структурами[12]:

  • формальная структура представляет собой совокупность всех мотивирующих и мотивированных слов, включая их морфонологические преобразования (например, чередование фонем в основах слов влага и влажный);
  • семантическая структура включает в себя совокупность всех значений слов цепочки: лексических значений, грамматических значений (например, значений предмета, признака, действия) и значений внутри звена (значений мотивированного слова по отношению к мотивирующему).

При исходном многозначном слове возможны как передача всех его значений по всем звеньям цепочки, так и потеря значений или появление новых значений на каком-либо участке цепочки. Например, значения слова гаснуть («переставать гореть»; «переставать светить»; «затихать»; «исчезать»; «слабеть, чахнуть») передаются по всем парам цепочки гаснутьугаснутьугасание. В то же время в цепочке гнутьперегнутьперегибать у последнего слова возникает новое переносное значение «заходить в чём-либо слишком далеко, действовать чрезмерно жёстко», которого нет у исходного слова гнуть[12].

Словообразовательную цепочку можно рассматривать как последовательный ряд словообразовательных типов, поскольку каждое мотивированное слово относится к определённому словообразовательному типу и находится в отношениях последовательной мотивированности с соседними словами цепочки[12].

В словообразовательных гнёздах[править | править код]

Словообразовательные цепочки, имеющие общее исходное (немотивированное) слово в синтагматическом плане образуют словообразовательные гнёзда[4][5][6]. Число цепочек индивидуально для каждого словообразовательного гнезда, например, гнездо с исходным словом дизайн состоит из одной цепочки: дизайндизайнердизайнерскийдизайнерски, а гнездо со словом греть включает 99 цепочек[7].

Примечания[править | править код]

Комментарии
  1. Словообразовательные цепочки из 7 пар в русском языке отмечаются в единичных случаях[9].
Источники
  1. Ахманова О. С. Словообразовательный. Словообразовательная цепь. — второе изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 424—425. — 608 с. (Дата обращения: 12 ноября 2021)
  2. Бутакова, 2010, с. 8, 137, 147—148.
  3. Русская грамматика, том I, 1980, с. 131.
  4. 1 2 Словообразование / Кубрякова Е. С., Лопатин В. В., Улуханов И. С. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 445—446. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5. (Дата обращения: 12 ноября 2021)
  5. 1 2 3 Лопатин, Улуханов, 1997, с. 501.
  6. 1 2 Русская грамматика, том I, 1980, с. 132.
  7. 1 2 3 Тихонов, 1997, с. 504—505.
  8. Бутакова, 2010, с. 137—138, 147—148.
  9. 1 2 3 Бутакова, 2010, с. 137.
  10. Тихонов, 1997, с. 505.
  11. Русская грамматика, том I, 1980, с. 131—132.
  12. 1 2 3 Бутакова, 2010, с. 138.

Литература[править | править код]

  • Бутакова Л. О. Морфемика и словообразование современного русского языка: Учебное пособие (для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей). — Омск: Издание ОмГУ; Вариант-Омск, 2010. — 173 с. (Дата обращения: 12 ноября 2021)
  • Комплексные единицы словообразовательной системы // Вестник КемГУ. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. — № 3 (47). — С. 188—194. — ISSN 2078-8975. (Дата обращения: 12 ноября 2021)
  • Лопатин В. В., Улуханов И. С. Словообразование // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; Издательский дом Дрофа, 1997. — С. 500—503. — 721 с. — ISBN 5-85270-248-X.
  • Русская грамматика / Н. Ю. Шведова (главный редактор). — М.: Наука, 1980. — Т. I. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. — 789 с. — 25 000 экз. (Дата обращения: 12 ноября 2021)
  • Тихонов А. Н. Словообразовательное гнездо // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; Издательский дом Дрофа, 1997. — С. 503—505. — 721 с. — ISBN 5-85270-248-X.

Словообразование – одна из самых сложных, но вместе с тем и интересных тем русского языка. При объяснении этого раздела лингвистики часто всплывают такие термины, как словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательная пара, и далеко не всегда так очевидно, что же они обозначают. Попробуем вместе постичь основы словообразования и разобраться, что из этих названий что обозначает и как же понимание этого поможет в словообразовании.

Что это такое?

Начнём с того, что словообразовательная цепочка слова – это последовательная цепочка однокоренных слов, которая применяется в морфемном и словообразовательном разборе. Каждая лексема отличается от предыдущей лишь одной морфемой, например: вода – водный – подводный. Составление этой цепочки позволяет узнать истоки слова и, следовательно, максимально полно понять его значение.

Первые попытки

Попробуем теперь, чтобы лучше понять теоретическое объяснение, составить словообразовательную цепочку слова. Возьмём слово «белый». От прилагательного можно образовать глагол: белый – белеть (мы добавили два суффикса). Дальше из глагола создаём следующий глагол путем добавки приставки: белеть – побелеть, далее добавляем суффикс причастия и получаем: побелеть – побелевший. Кстати говоря, на предыдущем этапе добавлением также суффикса причастия можно получить такой вариант: белеть – белеющий.

словообразовательная цепочка

Если же на первом этапе мы добавляем другой суффикс, то есть белый – белить, а потом добавим ту же приставку белить – побелить, то с помощью суффикса можно образовать существительное: побелить – побелка. Получается, что у нас есть две параллельные словообразовательные цепочки, отходящие от одного слова, и одна дополнительная, ответвляющая от одной из них:

белый – белеть – побелеть – побелевший; белый – белеть – белеющий; белый – белить – побелить – побелка.

Дополнительная теория

Теперь, когда у нас уже есть пример того, что собой представляет словообразовательная цепочка, стоит добавить ещё немного теории. Самое первое слово, которое существует в языке само по себе, называется непроизводным, а те, которые ответвляются от него с помощью добавления морфем, – производными. Каждое слово, от которого образовываются новые слова, считается производящим. То есть в словообразовательной цепочке вода – водный – подводный именно слово «вода» является непроизводным, а все остальные – производными, кроме того, «вода» и «водный» являются ещё и производящими.

Упражнение 1: производящее и производное

Чтобы лучше понять разницу между производящим и непроизводным словами, восстановите словообразовательную цепочку: вар – … – заварка, в которой пропущено несколько производных и производящих слов.

Целая цепочка должна иметь следующий вид: вар – варить – заварить – заварка.

Словообразовательная пара

Перейдём к следующему термину, который постоянно употребляется в словообразовании. Словообразовательная пара – это элементарнейшая словообразовательная цепочка, состоящая из непроизводного и слова, произведённого из него: хлеб – хлебушек, бегать – бег. Порой от производящего слова возможно образование только одного производного, в таком случае говорят о наличии словообразовательной пары. С другой стороны, любые два соседних слова словообразовательной цепочки можно считать такой парой.

словообразовательная цепочка слова

Попробуйте найти все словообразовательные пары в цепочке: весёлый – веселить – повеселить – повеселиться.

Правильный ответ: весёлый – веселить, веселить – повеселить, повеселить – повеселиться.

Способы словообразования

Ни в коем случае нельзя говорить о словообразовательных цепочках, не зная основных способов словообразования. Их существует четыре:

  • морфологический (включающий приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, постфиксальный и бессуфиксный способы),
  • сложение (сочетание основ, аббревиатур (основанных как на начальных буквах, так и на начальных звуках) или соединение слогов),
  • слияние (образование нового слова из целого сочетания),
  • переход одной части речи в другую.

 в какой словообразовательной цепочке нарушена

Начнём с морфологического способа. При приставочном способе словообразования к производящему слову добавляется только приставка: хворать – захворать. Что касается суффиксального, то здесь нужен новый суффикс: хворый – хворенький. Приставочно-суффиксальный способ объединяет в себе два предыдущих, правда, он является довольно спорным: ведь между производящим и производительным словом могут быть другие словообразовательные пары, уже включающие суффикс или приставку производного слова, например: хворать – (захворать) – захворавший. Постфиксальный способ заключается в добавлении постфикса к производящему слову: хворать – хвораться (стоит отметить, что в данном конкретном случае производное слово, скорее, авторское, то есть оно не является литературным). Самый сложный способ – бессуфиксный, его сложность в том, что работает он только с глаголом и прилагательным в качестве производящего слова и образовывает лишь отвлечённые существительные, например: хворать – хворь.

Именно при морфологическом способе словообразования наиболее чётко прослеживаются звенья словообразовательных цепочек – в остальных способах преобразования производящего слова не всегда так очевидны.

Сложение

Обращаемся к сложению. Здесь мы работаем сначала с производящим словом, образовывая его слиянием основ или же слиянием целых слов: пароход, газопровод, завуч. В этом случае словообразовательная пара будет иметь вид пар, ходпароход.

Один из видов сложения – это аббревиация, то есть использование первых букв или звуков слов для создания нового названия, то есть: центральный универсальный магазин – ЦУМ, электронно-вычислительная машинаЭВМ. Здесь последовательность словообразовательной цепочки будет выглядеть так: театр, юный, зритель – ТЮЗ.

Последний способ сложения – это сочетание начальных слогов слов: исполком – исполнительный комитет, завхоз – заведующий хозяйством. К образованным таким способом словам легко можно добавлять дополнительные морфемы, создавая новые словообразовательные цепочки: пар, возить – паровоз – паровозный.

Слияние

Слияние – это способ словообразования, который использовался в ходе создания огромного количества слов, уже давно ставших частью языка. Для него мы соединяем в одно несколько слов словосочетания: сей+час – сейчас, с+ума+сшедший – сумасшедший.

составить словообразовательную цепочку слова

В этом способе, к сожалению, возможно лишь создание словообразовательных пар без дальнейшего развития цепочек. То есть мало+доступный – малодоступный, трудно+произносимый – труднопроизносимый. При этом способе словообразования не используются дополнительные соединительные гласные, и сливаемые слова никак не изменяются.

Переход одной части речи в другую

Последний способ – переход одной части речи в другую – чаще всего касается прилагательных, которые со временем становятся существительными. Например: столовая (вилка) – столовая (помещение); учащиеся (причастие) – учащиеся (существительное). Интересно и то, что при этом способе наречия и причастия могут становиться предлогами: посмотреть вокруг (наречие)вокруг театра (предлог). Также превращаются в предлоги существительные с предлогами: верить в продолжение (существительное с предлогом) – в продолжение разговора (предлог). Этот способ словообразования, особенно его часть, связанная с созданием предлогов, наиболее сложен для идентификации, ведь не всегда так очевидно, что стоит за производным словом.

Упражнение 2: построение цепочек

Теперь, когда у нас уже есть определённое представление о том, как же образовываются слова в словообразовательных цепочках, попробуем попрактиковаться. Постройте словообразовательные цепочки, выделите в них морфемы, с помощью которых были образованы новые слова, и назовите способы словообразования:

1. Лес-> … ->пролеска.

2. Малый-> … ->малодоступность.

3. Пыль-> … ->пылесосящий.

Правильные цепочки:

1. Лес – лесок (суффиксальный) – пролесок (приставочно-суффиксальный) – пролеска (бессуфиксный).

2. Малый – мало (суффиксальный) – малодоступный (слияние) – малодоступность (суффиксальный).

3. Пыль, сосать – пылесос (сложение) – пылесосящий (суффиксальный).

Словообразовательное гнездо

Теперь перейдём к последнему из трёх упомянутых в самом начале терминов – словообразовательным гнёздам. Словообразовательным гнездом называют совокупность всех возможных словообразовательных цепочек от одного производящего слова. Возьмём, например, лексему «весёлый». Для начала постройте словообразовательные цепочки, которые приведут к словам «невесело», «развеселиться» и «повеселиться».

восстановите промежуточное слово в словообразовательной цепочке

Начнём проверять (в цепочках указаны способы словообразования):

1. Весёлый – весело (суффиксальный) – невесело (приставочный) или же весёлый – невесёлый (приставочный) – невесело (суффиксальный).

2. Весёлый – веселить (суффиксальный) – развеселить (приставочный) – развеселиться (постфиксальный).

3. Весёлый – веселеть (суффиксальный) – повеселеть (приставочный) – повеселиться (постфиксальный).

Все эти цепочки вместе образуют огромное словообразовательное гнездо для слова «весёлый». То есть каждое непроизводное слово – это и есть самый центр гнезда, вокруг которого начинают обвиваться цепочки образованных слов.

Упражнение 3: восстановление цепочек

Сейчас, когда нам уже ясна и основная терминология, и способы словообразования, пришло время поупражняться. Начнём с самого простого: восстановите промежуточное слово в словообразовательной цепочке, указав при этом все способы словообразования в данной цепочке:

1) тайна-> … -> … ->затаиться;

2) скорый-> … ->скоростной;

3) город-> … ->пригородный.

Правильные ответы:

1) тайна – таить (суффиксальный) – затаить (приставочный) – затаиться (постфиксальный);

2) скорый – скорость (суффиксальный) – скоростной (суффиксальный);

3) город – пригород (приставочный) – пригородный (суффиксальный).

Упражнение 4: восстановление последовательности

Кстати говоря, в предыдущем задании есть одна небольшая ошибка. Попробуйте определить, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность.

последовательность словообразовательной цепочки

Да, это самая первая цепочка. Слово «тайна» является производным, а не производящим по отношению к слову «таить». Дело в том, что непроизводными словами чаще всего являются прилагательные и глаголы, тогда как все остальные части речи образуются уже от них. Давайте восстановим правильный порядок слов в словообразовательной цепочке:

1) приют, ютиться, приютить;

2) кулинар, кулинария, кулинарный;

3) белый, побелка, белеть.

Правильные цепочки выглядят следующим образом:

1) ютиться – приютить – приют;

2) кулинарный – кулинария – кулинар;

3) белый – белеть – побелка.

Упражнение 5: поиск лишнего слова

Очень важно уметь определять однокоренные слова и не добавлять в словообразовательную цепочку схожие по звучанию, но всё же совершенно отличные по своему смыслу слова. В какой словообразовательной цепочке встречаются лишние слова?

1) смех, смешить, смешенный;

2) барсучий, барсовый, барсук;

3) бассейн, басенный, басня.

Итак, в каждой из представленных выше цепочек есть одно слово, которое к ней не относится. Давайте найдём его и составим правильные цепочки:

1) лишнее «смешенный» (от слова «мешать»), правильная цепочка: смешной – смешить (приставочный) – смех (бессуфиксный);

2) лишнее «барсовый» (от слова «барс»), правильная цепочка: барсук – барсучий (суффиксальный).

3) лишнее слово «бассейн» (непроизводное), правильная цепочка: басня – басенный (суффиксальный).

Упражнение 6: игра с морфемами

Итак, словообразовательная цепочка слова содержит некоторое количество однокоренных слов, связанных общим корнем и изменяемыми морфемами. Теперь немного усложним задачу: попробуем создать словообразовательную цепочку, зная лишь непроизводное слово и способы образования последующих звеньев:

1) граница – (приставочный) – (суффиксальный);

2) ржавый – (суффиксальный) – (суффиксальный);

3) гнутый – (суффиксальный) – (приставочный) – (постфиксальный).

Возможные варианты цепочек:

1) граница – заграница – заграничный;

2) ржавый – ржаветь – ржавчина;

3) гнутый – гнуть – прогнуть – прогнуться.

Конечно, в этом задании нет универсально правильных ответов, всё зависит от конкретно использованных вами приставок.

Упражнение 7: использование морфем

А сейчас попробуем понять, как же выглядела первоначально словообразовательная цепочка. Вам даётся непроизводное слово, а потом морфемы, которые использовались при создании производных слов. Восстановите цепочку:

1) румяный – …ить – …ся – за;

2) пустой – …еть – о… – …ение;

3) кривой – …ить – ис… – …ённ.

 в какой словообразовательной цепочке

Правильные цепочки выглядят так:

1) румяный – румянить – румяниться – зарумяниться;

2) пустой – пустеть – опустеть – опустение;

3) кривой – кривить – искривить – искривлённый.

Сложность этого задания в том, что не указано, какая именно морфема (приставка, суффикс или постфикс) использована в процессе словообразования, так что здесь придётся хорошенько подумать, восстанавливая опущенные слова.

Упражнение 8: словообразовательные гнёзда

В качестве закрепления попробуем построить словообразовательное гнездо для следующих слов: зелёный; дом; вода.

Итак. Зелёный – зеленеть (суффиксальный) – зазеленеть (приставочный) – зазеленеться (постфиксальный); здесь же возможен вариант: зазеленеть – зазеленев (суффиксальный) – зазеленевший (суффиксальный).

Другая цепочка выглядит так: зелёный – зеленеть (суффиксальный) – зелень (бессуфиксный) – зелёнка (суффиксальный) или зелень – прозелень (приставочный).

И третья цепочка этого гнезда: зелёный – зелёноватый или зелёный – зелёненький – в обоих случаях используется суффиксальный способ.

Дальше «дом».

Дом – домовой (суффиксальный) – домовитый (суффиксальный). А можно дом – домашний (суффиксальный) – одомашненный (приставочно-суффиксальный) – одомашнить (суффиксальный). Дом – домик или дом – домишко, а можно и дом – домина и дом – домище – в этих словообразовательных парах используется суффиксальный способ.

И третье гнездо: вода – водный (суффиксальный) – подводный (приставочный) – подводник (суффиксальный). Вода – водяной (суффиксальный) – водянистый (суффиксальный). Третья цепочка: вода – наводнить (приставочно-суффиксальный) – наводнение (суффиксальный).

Конечно, это далеко не все цепочки этих гнёзд, но всё же такая игра с различными морфемами поможет гораздо лучше понять принципы словообразования.

Заключение

Итак, мы знаем, что по итогам словообразования слова можно объединять в цепочки, умеем определять, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность звеньев, умеем сами составлять эти цепочки. Словообразование – отнюдь не каторга, а настоящее удовольствие. И теперь вы сами можете в этом убедиться.

Добавить комментарий