Как составить словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор слова — это анализ, каким способом, с помощью какой морфемы оно образовано от однокоренного слова.

Выясним, как правильно выполнить словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора.

Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.

Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:

  • небо — корень/окончание;
  • земля — корень/окончание;
  • рука — корень/окончание;
  • голова — корень/окончание.

Непроизводные и производные слова

Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:

  • приставки
  • суффикса
  • приставки и суффикса;
  • постфикса

и т. д.

Понаблюдаем:

земля → земляной → землянка

влага → влажный → увлажнить

близкий → приблизить → приблизиться


Определение

Новое слово, образованное от однокоренного слова с помощью одной или более морфем, называется производным.


Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:

  • петь → запеть (начать петь);
  • красный → красноватый (слегка красный).

Производящая основа слова

В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:


Определение

Основа слова, на базе которого с помощью аффиксов образовано новое производное слово, называется производящей. Основа производного однокоренного слова является производной.


Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.

Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:

вина → виновный → виновность

Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:

  • вина → виновный;
  • виновный → виновность.

В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».

Производящими могут быть как непроизводные, так и производные однокоренные слова.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.

Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.

Понаблюдаем:

Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.

Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.

По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.

Способы образования слов Примеры

1. Приставочный

текстподтекст
гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна
пахать → пахота
сотворить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный
долгий → задолго
домнадомник

4. Бессуффиксальный

отдыхать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокращенных основ

4) начальных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасный
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

загорающие (сущ.) – загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) – прохожий (прил.) человек

Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:

  • ходить — приход; (ходить → приходить → приход);
  • мир — примирение (мир → примирить → примирение);
  • холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).

Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.

Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.

Порядок словообразовательного разбора

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.

Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.

Словообразовательный и морфемный разбор

Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:

монетка — корень/суффикс/окончание

монеткой — корень/суффикс/окончание

При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.

Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.

Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.

Пример 1

В наш город приехали2 артисты цирка.

  1. Приехали — н. ф. приехать;
  2. приехать — основа приеха-.
  3. ехать → приехать ;
  4. ехать — производящая основа еха-.
  5. при- + ехать = приехать;
  6. приставочный способ образования.

Пример 2

На земляничной2 полянке полно душистых ягод.

  1. земляничной — н. ф. земляничный;
  2. земляничный — основа земляничн-
  3. земляника → земляничный;
  4. земляника — основа земляник-;
  5. земляника + -н- = земляничный;
  6. суффиксальный способ образования.

Пример 3

Хочется удесятерить2 свои силы.

  1. Удесятерить;
  2. удесятерить — основа удесятери-;
  3. десять → десятеро → удесятерить;
  4. десятеро — основа десятер-;
  5. у— десятер-и-ть;
  6. приставочно-суффиксальный способ образования.

Видео «Словообразовательный разбор слова (5 класс)»

Словообразовательный разбор слова


Словообразовательный разбор слова

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 1214.

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 1214.

Среди различных видов лингвистических разборов важное место занимает словообразовательный разбор слова. Этому виду разбора и посвящена наша статья.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Как получаются новые слова?

Среди слов в русском языке есть те, которые ни от чего не образованы (дом, зима, лист), а есть те, которые произошли от других слов (домашний, зимородок, листочек). Основы первых называются непроизводными, основы вторых – производными. Как они произошли, изучают в 6 классе в теме «Словообразование».

Словообразование – это процесс получения нового слова от однокоренных. Новые слова образуются с помощью аффиксов – суффиксов и приставок.

Окончание не участвует в словообразовании; при анализе мы его просто игнорируем.

При словообразовании мы получаем новое слово с другим значением.

Например, ухо – ушко (маленькое ухо) – ушной (для уха) – ушанка (шапка, закрывающая уши) – ушастый (с большими ушами) и т.д.

Способы образования новых слов в русском языке

При словообразовательном разборе слова необходимо указывать, как оно образовано. Существует несколько способов словообразования. Вот они.

Приставочный: ехал – при-ехал, правда – не-правда.

Суффиксальный: дом – дом-ик, село – сель-ск-ий.

Приставочно-суффиксальный: окно – под-окон-ник, дорога – по-дорож-ник.

Бессуффиксный (бессуффиксальный): бежать – бег, приказать – приказ.

Сложение: пар, воз – паровоз, высшее учебное заведение – вуз.

Переход из одной части речи в другую: столовая (ложка) – (школьная) столовая, дежурный (ученик) – (кто сегодня) дежурный?

Как сделать словообразовательный разбор

Записав разбираемое слово, необходимо выделить его основу (все слово без окончания).

Затем найти «папу» слова – ближайшего предшественника по словообразовательной цепочке. В обоих словах выделить общую часть. Это и будет производящая основа.

За один шаг может прибавиться одна приставка, или один суффикс, или одна приставка и один суффикс; по две приставки или два суффикса прибавиться за один раз не может.

Приведем пример. Представим себе такую словообразовательную цепочку: горох – горош-ин-а – горошин-к-а. «Папой» «горошинки» будет слово «горошина», а не «горох»: к основе «горошин-» прибавился суффикс –к-.

Следующим этапом будет определение аффикса (если он есть), с помощью которого образовано слово.

Последнее – записываем способ образования.

Примеры

Приведем примеры словообразовательного разбора слова.

Водопроводчик – водопровод + чик, суффиксальный.

Водопровод – вода + провод, сложение.

Заключение

Что мы узнали?

Слова в русском языке могут образовываться несколькими способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом из одной части речи в другую). При словообразовательном разборе надо определить производящую основу (от какого слова образовано), с помощью чего и каким способом образовано слово.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Данил Скорик

    5/5

  • Александр Кружаев

    4/5

  • Наташа Морякова

    3/5

  • Даша Домнина

    2/5

  • Света Важорова

    4/5

  • Арзы Халилова

    4/5

  • Юляшка Бикяшева

    5/5

  • Ульяна Конкина

    5/5

  • Ева Огнева

    5/5

Оценка статьи

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 1214.


А какая ваша оценка?

План словообразовательного анализа слова

  1. 1. Понятие словообразовательного разбора
  2. 2. Цель словообразовательного разбора
  3. 3. План словообразовательного разбора
  4. 4. Примеры письменного словообразовательного разбора

п.1. Понятие словообразовательного разбора

Словообразовательный разбор – это выявление, от чего и с помощью чего образовано данное слово.

При выполнении словообразовательного анализа устанавливается последовательность присоединения суффиксов или/и приставок в процессе образования данного слова. Выполняя словообразовательный разбор, следует помнить о том, что формообразовательные суффиксы в словообразовании не участвуют.

Словообразовательный разбор помогает разобрать слово по составу (выполнить морфемный разбор), то есть помогает правильно найти все морфемы.

п.2. Цель словообразовательного разбора

Цель словообразовательного разбора – определить, от какого исходного слова и каким именно способом было образовано данное слово.

п.3. План словообразовательного разбора

1. Выявить, к какой части речи принадлежит слово.
2. Затем выделить основу слова и определить её лексическое значение.
3. Далее найти производящую основу, обозначить морфему, при помощи которой было образовано слово.
4. Наконец, указать способ словообразования.
5. Записать словообразовательную цепочку.

п.4. Примеры письменного словообразовательного разбора

отговорить ← говорить (приставочный способ)
писатель ← писать (суффиксальный способ)
подбородок ← борода (приставочно-суффиксальный способ)
мореплаватель ← море, плавать (сложение с одновр. присоед. суф.)

Если производящее слово само является производным, то разбираем так:

суф. суф.
писательский писатель писать
 
прист. суф.
зазеленеть зеленеть зелёный

Рейтинг пользователей

    Порядок разбора слова по составу

    (морфемный разбор) (№2)

    1. К данному слову поставь вопрос и определи часть речи.

    2. Выдели окончание, изменив форму слова.

    3. Укажи основу слова (это часть слова без окончания).

    4. Выдели корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2-3 однокоренных слова.

    5. Укажи суффикс (если есть) – часть слова, которая стоит после корня.

    6. Выдели приставку (если есть) – часть слова, которая стоит перед корнем.

    7. При морфемном разборе слово берётся в той форме, как оно представлено в данном тексте.

    Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.

    План словообразовательного разбора(№2)

    1.Поставить слово в начальную форму.

    2.Указать основу слова и определить, является ли оно производным.

    3.Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).

    4.Указать основу в производящем слове.

    5.Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

    6.Указать способ образования слова.

    7.При словообразовательном разборе слово ставится в начальную форму.

    СУФФИКСЫ

    словообразовательные                                                        формообразующие

    служат для образования однокоренных слов                                            служат для образования

                                                                                                                 грамматических форм данного слова

    рубить – рубка, рожь – ржаной, груз – грузчик                            чистый – чистейший,  читать – читал

    суффиксы

    их работа

    пример

    -к-, -ик-, -ек-, -ок, -еньк-,

    -оньк-, -ечк-, -очк-, -ушк-,

    -юшк-, -чик-, -ц-

    придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок

    рыба – рыбка, замок – замочек,

    сухой – сухонький,

    игла – иголочка, дед – дедушка

    -ищ-

    придают словам увеличительное значение

    рука – ручища

    ветер – ветрище

    -онок-, -ата-, -ёнок-, -ят-

    придают словам значение невзрослости, детеныша

    мышь – мышонок

    повар – поварята

    -ник-, -чик-, -щик-, -тель-,

    -ниц-, -к-, -ач-, -ец-, -ант-,

    -ист-, -арь-

    образуют слова, называющие лиц по роду их занятий

    лес – лесник, радист – радистка

    учить – учитель,

                 учительница

    -ость-, -ение-, -ак-, -онк-,

    -ок-, -лец-, -щи-, -ист-

    образуют имена существительные

    храбрость

    строение

    -ист-, -ск-, -ов-, -ев, -н-,

    -оват-, -чат-, -ичий

    образуют имена прилагательные

    скала – скалистый,

    луг – луговой, лето – летний

    -а-, -и-, -е-, -ова-, -ева-, -ну-,

    -ива-, -ыва-, -ва-

    образуют глаголы

    звук – звучать, рана – ранить,

    зима – зимовать

    -ть-, -ти-

    суффиксы неопределенной формы глагола

    читать, нести

    -л-

    образует форму глагола прошедшего времени

    читаю – читал

    -ся-, -сь-

    образуют глаголы с возвратным значением

    учить – учиться

    лечить – лечусь 

    -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-,

    -им-, -ем-, -ом-, -т-, -ин-,

    -енн-, -ш-, -вш

    характерны для причастий

    читающий

    -учи-, -в-, -вши-

    характерны для деепричастий

    прочитавший

    -то, -либо, -нибудь

    характерны для местоимений и наречий

    кто-либо

    Основные способы образования слов

    морфологический                                          неморфологический

    • приставочный способзаголовок – подзаголовок                 рабочий (прил.) день

    • суффиксальный способорех – орешек                                 рабочий (сущ.) на стройке

    приставочно – суффиксальный способ:                                                          

                                                           езда – наездник                 

    • бессуффиксный способзеленый – зелень                            

    • способ сложения:

    • сложение слов (телефон – автомат),

    • сложение начальной части слова с целым словом стенгазета

    школьная столовая (сущ.) столовая (прил.) посуда

    основы складываются с помощью соединительной

          гласной О или Е (железобетон, землемер, нефтепровод),

    • сложение начальных букв слов (ВУЗ – высшее учебное заведение). Такое слово называется       сложносокращенным

    Добавить комментарий