Как составить словосчитание

Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.

Узнаем, что такое словосочетание в русском языке, какие слова можно назвать словосочетанием, чем словосочетание отличается от слова и предложения.

Понятие о словосочетании

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к  другому слову, зависимому от него:

  • красная роза — роза (какая?) красная;
  • плыть по реке — плыть (по чему?) по реке;
  • рукава реглан — рукава (какие?) реглан.

В сочетании «красная роза» прилагательное «красная» тоже принимает грамматическую форму единственного числа женского рода именительного падежа, как и существительное «роза». А в сочетании «плыть по реке» глагол «плыть» по смыслу и грамматически требует от существительного «река» принять форму дательного падежа единственного числа.  В сочетании «рукава реглан» слова связаны по смыслу, так как слово «реглан» не изменяется.

Итак, в словосочетании одно слово по смыслу и грамматически подчиняется другому. Между словами в словосочетании обязательно существует подчинительная связь.

С этой точки зрения уточним, что такое словосочетание в русском языке.


Определение

Словосочетание — это синтаксическая единица, которая состоит из двух и более слов и строится на основе подчинительной связи.


Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово.

Сравним:

  • сестра — родная сестра;
  • идти — идти по тропинке;
  • юбка — юбка в клетку.

Словосочетание и предложение

Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и  поэтому не имеет интонации сообщения. Основной единицей общения людей является предложение. Предложение — это более крупная единица речи. Она имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого.

Понаблюдаем:

  • синее небо
  • белые облака
  • плывут по небу

Это словосочетания, в которых одно слово зависит от другого и только. Словосочетание не может передать сообщение о чем-либо, выразить просьбу или оформить вопрос о чём-то, как предложение.

Словосочетания, объединяясь по смыслу и грамматически, являются строительным материалом для предложения.

Белые облака плывут по синему небу.

В предложении содержится законченная мысль, развивается действие, которое выполняет предмет речи (облака плывут).

Словосочетание - это

Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически с помощью окончания, окончания и предлога, например:

  • светлая комната
  • танцуешь в зале
  • идешь у озера.

Только по смыслу связаны слова в словосочетаниях:

  • медленно плывёшь
  • наука победить
  • работает вздыхая
  • долго молчит.

В этих словосочетаниях зависимое слово является неизменяемым:

  • наречие (медленно, долго)
  • неопределенная форма глагола (победить)
  • деепричастие (вздыхая).

Оно присоединяется к главному слову только по смыслу.

Запомним, что подлежащее и сказуемое, которые являются главными и равноправными членами предложения, не составляют словосочетание.

Посмотрите видео, в котором рассказывается, что такое словосочетание:

Виды словосочетаний

Словосочетания по своему строению и значению бывают разными. Определим вид словосочетания в зависимости от того, словом какой части речи является главное в нём слово.

Именные словосочетания

Словосочетание может быть построено из существительного (главное слово) и прилагательного (зависимое слово) и обозначает предмет и его признак:

  • красивое платье
  • яркие краски
  • вишнёвое варенье
  • любимая сказка
  • в спортивном рюкзаке
  • острая боль
  • по широкой дороге
  • через узкую ступеньку.

Такие словосочетания называются именными. Главное слово в них может быть выражено также самостоятельными частями речи — именем прилагательным, местоимением или числительным.

Понаблюдаем:

  • бледный от страха (имя прилагательное);
  • пятый в очереди (числительное);
  • мы с мамой (местоимение).

Глагольные словосочетания

В словосочетании главным словом может быть глагол и его формы (деепричастие), а существительное — зависимое слово. Такая пара слов обозначает действие и предмет, который с ним связан:

  • купать (кого?) щенка
  • брошу (что?) палку
  • нарисуем (что?) дом
  • отправив (что?) посылку
  • накормить (кого?) котёнка
  • убрать (с чего?) со стола
  • приводить (во что?) в школу
  • оплатив (что?) проезд
  • пойти (на что?) на ярмарку
  • вернулся (во что?) в среду.

Эти словосочетания называются глагольными. Глагол (деепричастие) — главное слово в сочетании.

От глагола зависит наречие в этих словосочетаниях:

  • быстро прочитать — прочитать (как?) быстро;
  • сказать сгоряча — сказать (почему?) сгоряча;
  • поступить назло — поступить (с какой целью?) назло;
  • рано встать — встать (когда?) рано;
  • двигать вверх — двигать (куда?) вверх.

Наречные словосочетания

В словосочетании, наоборот, может быть главным наречие, от которого зависит слово другой части речи. От наречия можно поставить падежный вопрос к зависимому существительному:

  • наедине (с чем?) с природой;
  • быстрее (чего?) звука;
  • далеко (от чего?) от города
  • ближе (к чему?) к краю.

Такие словосочетания называются наречными. В наречных словосочетаниях могут быть связаны два слова этой части речи только по смыслу:

  • очень весело;
  • крайне неосторожно;
  • абсолютно неверно;
  • слишком быстро.

Итак, в зависимости от способа выражения главного слова различают словосочетания:

  • именные
  • глагольные
  • наречные

Дополнительный материал

Узнаем о видах словосочетаний и подчинительной связи в них.


Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»

Тест

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 129

wordsonline.ru

Слова русского языка,
поиск и разбор слов онлайн

Подобрать словосочетания со словами

Мы умеем генерировать словосочетания со словами, предоставляя уникальный онлайн-сервис подбора словосочетаний.

Словосочетания составляются разработанным нами специальным алгоритмом сочетания слов разных частей речи. Поиск слов делается по базе предложений научного, официально-делового, газетно-публицистического, художественного и разговорного стилей. Мы поможем:

  • составить словосочетания с введённым словом;
  • подобрать к введённому слову глаголы, прилагательные, существительные в правильных морфологических формах;
  • привести примеры словосочетаний под разные цели — от школьных заданий до научных статей;
  • выделить словосочетания с предлогами и без;
  • указать словосочетания по количеству слов;
  • подобрать словосочетания в разных смыслах, в прямом и в переносном значениях;
  • найти словосочетания в предложениях классической и современной литературы;
  • составить словосочетания с новыми и сленговыми словами;
  • сделать синтаксический разбор словосочетаний с определением главного и зависимого слова.

Предложите примеры словосочетаний через комментарии на этой странице или на странице конкретного слова. Интересные и уникальные варианты предложенных словосочетаний добавим в нашу базу.

Сервис Мы также умеем выбирать словосочетания из предложений.

Словосочетание

  • Смысловая и грамматическая связь
  • Признаки словосочетания
  • Простые и сложные
  • Глагольные, именные и наречные
  • Типы подчинительной связи в словосочетаниях
  • Неделимые словосочетания
  • Синтаксический разбор словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

слово словосочетание
стол обеденный стол
письменный стол
лист лавровый лист
лист малины
гулять гулять в парке
гулять с друзьями

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

стол (какой?) обеденный,

гулять (с кем?) с друзьями.

Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

золотая монета – монета из золота,

меховой воротник – воротник из меха,

бритвенный станок – станок для бритья.

Не являются словосочетаниями:

  1. Подлежащее и сказуемое:

    ветер дует.

  2. Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:

    сильный дует.

  3. Слово с предлогом:

    у окна, возле дома.

  4. Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):

    (какой?) уставший и (какой?) сонный.

  5. Устойчивые выражения (фразеологизмы):

    спустя рукава.

  6. Сложные грамматические формы:

    будет играть, менее дорогой.

  7. Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:

    … ветка, сломанная ветром,…

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связь Примеры
предмет и его признак засохший цветок
цветок
(какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу
лететь
(к чему?) к солнцу
действие и его признак заинтересованно разглядывать
разглядывать
(как?) заинтересованно
признак и его степень по-весеннему свежий
свежий
(как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашние;

ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезвию.

Признаки словосочетания

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

  1. Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
  2. Смысловое единство этих слов.
  3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании  чистая вода  главная часть —  вода, зависимая —  чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна,  всегда весёлый,  гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду,  стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Глагольные, именные и наречные

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольные главным словом является глагол бегать по траве,
листать книгу,
решать задачу
именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,
очень скучный,
пять уроков,
кто-то знакомый
наречные главным словом является наречие навстречу мечте,
рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например:  спелое яблоко  — зависимое слово  спелое  стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово  яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.),  большой ямы (Р. п.),  о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

  • имена прилагательные:  надувной шарик;
  • местоимения-прилагательные:  наши друзья;
  • причастия:  просмотренный фильм;
  • порядковые числительные:  второй год.

Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.),  журнал (В. п.),  страницу (В. п.).

Главное слово  прочитать  требует поставить зависимые от него слова —  книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.),  прочитал книгу (В. п.),  прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

гулять по парку

грамматическая связь передаётся с помощью окончания    и предлога  по.

Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать,  бежать прихрамывая,  писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания

Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром,  пара часов,  два цветка,  брат с сестрой.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – ×.

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

Устный разбор.

В словосочетании  засохший лист  главное слово —  лист. Лист   (какой?)  засохший. Засохший  — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания  -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

Письменный разбор.

синтаксический разбор словосочетания

На чтение 10 мин Просмотров 6.2к. Опубликовано 13.12.2020 Обновлено 13.02.2023

Словосочетания являются одной из часто употребляемых в речи синтаксических конструкций. Они повседневно используются в речи. Сегодня рассмотрим, что же представляют собой словосочетания, какие типы их существуют. Также остановимся на вопросе нахождения сочетаний слов в различных предложениях.

Оглавление

  • 1 Понятие о словосочетании
    • 1.1 Структура словосочетания
    • 1.2 Словосочетание и предложение
    • 1.3 Признаки словосочетания
    • 1.4 Простые и сложные словосочетания
  • 2 Типы связи слов в словосочетаниях
    • 2.1 Согласование
    • 2.2 Управление
    • 2.3 Примыкание
  • 3 Группы подчинительных словосочетаний
    • 3.1 Глагольные
    • 3.2 Именные
    • 3.3 Наречные
  • 4 Синтаксический разбор словосочетания
  • 5 Учим ребёнка работать со словосочетаниями
    • 5.1 Объясняем доступно, что такое словосочетание
    • 5.2 Ищем слово, от которого надо задавать вопрос
    • 5.3 Учимся выписывать словосочетания
    • 5.4 Запоминаем, что главные члены предложения словосочетанием не являются
  • 6 Задание. Определяем виды и типы словосочетаний

Понятие о словосочетании

Словосочетанием называют неделимую синтаксическую единицу, состоящую из нескольких слов, построенных на подчинении зависимого слова главному. Конструкции отличаются или грамматической, или смысловой связью. Чаще всего словосочетание имеет сразу два типа отношений.

Например: тихая погода, стало холодно, подошёл к сестре.

Словосочетание называет более конкретно и детально явления, предметы. Они понимаются ярче, чем одно слово:

  • мама – любимая мама;
  • лежать – лежать на диване;
  • платье – платье в клетку.

Не относят специалисты к словосочетаниям следующие конструкции, выраженные:

  1. Грамматической основой (подлежащим и сказуемым): мама поёт.
  2. Слова, которые находятся рядом, но не имеют смысловую связь: красивый находится.
  3. Сочетание слова и предлога: рядом с комнатой, у книги.
  4. Членами предложения однородной структуры. Они отвечают на схожие вопросы. Обычно в данную группу выделяют однородные конструкции: (какая?) земляничная и (какая?) сомневающаяся.
  5. Устойчивыми выражениями в виде фразеологических оборотов: спустя рукава.
  6. Сложными грамматическими формами в виде: можно выступать, более благозвучный.
  7. Обособленными членами предложения и определяемыми словами: мальчик, играющий во дворе

Структура словосочетания

В структурном плане словосочетание состоит из одного или нескольких слов. В конструкции одно слово является главным, а другое (или другие) зависит (-ят) от него. Главным называют синтаксическую и смысловую единицу, от которой ставят вопрос к второстепенным. Приведём пример:

  • Лунная ночь. В этом словосочетании главным является существительное ночь. Оно связано с прилагательным лунная по смыслу и грамматически. Оба слова стоят в Именительном падеже единственного числа женского рода, причём выбор формы прилагательного определяется ролью существительного. Кроме того, от слова ночь можно поставить вопрос какая (?) к прилагательному лунная.
  • Ехать далеко. В данной конструкции главным является глагол ехать. К нему относится наречие далеко. Слова связаны грамматически и по смыслу, благодаря чему образуют единую синтаксическую структуру. От ехать можно задать вопрос – куда (?), далеко.
  • Бифштекс с кровью. В данном случае главным структурным центром является существительное бифштекс. Для конкретизации его использовано существительное – с кровью. От главной составляющей конструкции к зависимой можно задать вопрос – какой?

Без сочетаний слов в повседневной жизни сложно обойтись. Они необходимы для акцентирования внимания на множестве деталей или обстоятельств. Рассмотрим это на очередных двух примерах:

Этот праздник — этот интересный праздник.

В первой половине предложения констатируется факт, вторая — показывает, как относится гражданин к явлению, а также в ней можно увидеть оценку речевой ситуации. И ещё.

Поедем — поедем в путешествие.

Первое слово представляет собой только глагол, который говорит, что собирается совершить человек. Во втором случае – указывается конкретная цель, с какой отправляется гражданин в поездку.

Если словосочетание состоит из существительного с прилагательным, его можно заменить синонимичной конструкцией, состоящей из сочетания существительного с существительным.

  • Деревянный пол – пол из дерева;
  • Золотое кольцо – кольцо из золота;
  • Ситцевое платье – платье из ситца.

Словосочетание и предложение

По строению и грамматическому значению словосочетания отличаются от предложений. В них отсутствует законченная мысль, специальная интонация, сообщающая какие-либо данные.

Посмотрим на следующие варианты:

  • синеющая даль;
  • красивая девочка;
  • едут в машине.

В данных примерах видно, что слова в различных словосочетаниях связаны определённым образом. Они имеют зависимость друг от друга, но отсутствует в конструкциях передача сообщений о чём-либо, выражение просьбы или оформление вопроса, что характерно для предложения.

Для предложения характерно объединение словосочетаний в единое целое. По большей мере они для него представляют собой строительный материал.

Рассмотрим пример:  Зелёная трава удивительно хороша сегодня.

Отличается предложение тем, что в нём выражается законченная мысль. Оно является более крупной, чем словосочетание, единицей речи, содержащей в своей структуре подлежащее и сказуемое (иногда что-то одно из этого набора), называемых грамматической основой.

Предложение имеет законченную мысль, в которой происходит развитие действия и название предмета речи. Структурно можно разделить конструкцию на следующие элементы:

  • трава (какая?) зелёная;
  • хороша (когда?) сегодня;
  • хороша (как?) удивительно.

Кроме того, в выражении выделяют грамматический центр в виде подлежащего и сказуемого – трава хороша.

Признаки словосочетания

Словосочетание, как и другие единицы речи, имеет ряд признаков:

  1. По составу. Словосочетание состоит из 2-х или нескольких самостоятельных слов.
  2. По связи. Элементы конструкции связаны с помощью подчинительной грамматической связи.
  3. По смыслу. Словосочетание отличается смысловым единством слов.

Простые и сложные словосочетания

Во всех подобных спецконструкциях выделяют главную и зависимую части: вкусный хлеб – словосочетание состоит из 2-х слов, из которых существительное хлеб является главным, а прилагательное вкусный — зависимым словом.

Часто работают на уроках, особенно в начале изучения, с простыми вариациями, которые имеют два слова: серебряные изделия, всегда грустный, ехать в поезде.

Для сложных вариантов характерно использование сочетаний из 3-5 знаменательных слов: приехать в удивительное место, мебель из дорогого материала.

Образование сложных конструкций происходит за счёт того, что распространяются элементы простой разновидности. Их в случае необходимости можно разделить на несколько простых:

мамина шляпка из итальянской соломкимамина шляпка, шляпка из соломки, из итальянской соломки.

Типы связи слов в словосочетаниях

Словосочетания по грамматической характеристике распределяются на три группы. Представим сначала их в виде таблицы.

Типы конструкций Примеры Грамматические признаки
Согласование зелёный кустик
красивая девушка
золотое сердце
Главное слово выражается существительным или личным местоимением, которое согласуется с зависимым в роде, числе и падеже.
Управление папин шарф
купить хлеб
уехать из города
Управление главного слова зависящими элементами, ставя их в определённом падеже.
Примыкание шёл подпрыгивая
идти впереди
мог делать
Зависимые слова примыкают к главным особым образом без каких-то грамматических признаков.

Рассмотрим каждый из типов более подробно.

Согласование

Согласованием называется подчинительная связь, при которой главное из слов согласуется с зависимым в роде, числе и падеже.

Например: вкусной грушей – для зависимого слова характерны те же формы, что и для главного. Стоит прилагательное вкусной в форме единственного числа, женского рода, Творительного падежа, что и главное слово – грушей.

Если меняется форма главного слова, это же происходит и с зависимым:

  • быстрый шаг (Им.п.);
  • быстрого шага (Р.п.);
  • быстрому шагу (Д.п.);
  • быстрым шагом (Тв.п);
  • о быстром шаге (П.п.).

Согласование характеризуется специальной грамматической связью, которая выражается окончаниями. Зависимые слова представлены в виде:

  • имён прилагательных: красный нос, чудесное настроение;
  • местоимений-прилагательных: с моими уроками;
  • причастий: включённый свет;
  • порядковых числительных: седьмой класс.

Управление

Управлением называют такую подчинительную связь, при которой главное слово управляет зависимым, ставя его в нужную падежную форму.

съесть ягоду (В.п.), мороженое (В.п.), сыр (В.п.).

Главным словом съесть осуществляется постановка зависимых слов в форму Винительного падежа, оставляя при этом главный компонент в неизменном виде:

Съесть ягоду (В. п.), съесть мороженое (В. п.), съесть сыр (В. п.).

Для управления грамматической связью применяют окончания, а также окончания с предлогами. Рассмотрим пример:

выехать из города

В словосочетании передача грамматической связи осуществляется посредством окончания а и предлога из.

Примыкание

Примыканием называют подчинительную связь, при которой зависимое слово выражается неизменяемыми словами в виде глаголов, стоящих в неопределённой форме, деепричастий, наречий.

учиться плавать, подойти улыбаясь, написать красиво.

Группы подчинительных словосочетаний

Словосочетания в зависимости от характеристики главной части принято разделять на глагольные, именные и наречные. Это подразделение имеет свои особенности. Рассмотрим каждый вид и приведём соответствующие примеры.

Глагольные

Для этого вида характерно представление главного слова в виде глагола. Зависимый элемент конструкции выражается существительным или местоимением. Например:

  • купить (что?) хлеб;
  • петь (что?) песню;
  • загорать (на чём?) на пляже;
  • повторить (кому?) ему.

Именные

Именные названы так, потому что они выражаются именем – существительным, прилагательным, местоимением, причастием. Приведём примеры подобных конструкций:

  • старое покрытие;
  • очень весёлый;
  • семь дней;
  • кто-то знакомый.

Наречные

Уже по названию можно сказать, что для данного типа характерно применение выражений с главным словом в виде наречия:

  • возле дома;
  • навстречу мечте.

Зависимое слово выражается здесь обычно существительными. Иногда можно увидеть в подобных словосочетаниях прилагательные, местоимения.

Синтаксический разбор словосочетания

Рассмотрим, как синтаксически разбирать словосочетания:

  1. Начинаем работу с определения главного и зависимого слов с последующей постановкой вопроса между ними.
  2. Определяемся, к какой части речи относятся главное и зависимое.
  3. Называем, чем грамматически связаны (с выделением окончания у зависимого слова). Также часто обозначают окончания в словах и отмечают предлоги.
  4. Указание типа подчинительной связи в виде согласования, управления, примыкания.

Существует некоторое отличие устного разбора от письменного. В случае последнего записывают словосочетание, ставя вопрос от главного к зависимому. Указывают также, какое из слов является главным. Затем определяются с типологией сочетания.

Учим ребёнка работать со словосочетаниями

Уже в начальной школе рекомендуют специалисты начинать работу. При регулярности занятий уже через некоторое время ученики смогут определиться с вопросом, как найти любое словосочетание.

Объясняем доступно, что такое словосочетание

Сначала научите детей, что словосочетанием называется специальная конструкция, состоящая из 2 или более слов, которые связаны смыслом и грамматически.

Не забудьте сказать, что конструкция только называет действие или предмет, но не имеет смысловой законченности, что отличает её от предложения.

Ищем слово, от которого надо задавать вопрос

Начинаем с простых двухсловных словосочетаний, сперва ищем от какого к какому слову мы сможем задать вопрос. Серый паук (паук какой? серый). Ловит рыбу (ловит что? рыбу). Когда разобрались с тем от какого из двух слов в словосочетании мы ставим вопрос, можете объяснить ребёнку, что это и есть то самое главное слово, а чем оно отличается от зависимого? Правильно, тем что вопрос задаём от него, а не к нему.

Учимся выписывать словосочетания

Хорошей тренировкой для ребёнка будет попытка определить словосочетание среди членов предложения. Поэтому после того как вы освоите простые словосочетания, переходим к простым предложениям. Сперва ищем грамматическую основу. На эту тему у нас также есть урок. А от подлежащего и сказуемого уже легко поставить вопросы к другим словам. Именно они и будут словосочетаниями.

Любимая мама поёт песни малышу.

От подлежащего мама можно задать вопрос к прилагательному любимая. От сказуемого – к существительным песни и малышу. Но при этом к ним ставятся разные вопросы: поёт (что?) песни, поёт (кому?) малышу. Вот мы и получили три словосочетания.

Запоминаем, что главные члены предложения словосочетанием не являются

Немаловажным будет уже на этапе ознакомления со словосочетаниями ввести для детей правила, что грамматическая основа не относится к подобным конструкциям. Отработайте тщательно тему. Это снизит множество проблем впоследствии.

Задание. Определяем виды и типы словосочетаний

Ознакомившись с темой и узнав, какие существуют типы конструкций, попробуем определить их самостоятельно. Затем проверьте по ключу, верно или нет всё сделали. Итак, определите, к каким типам относятся словосочетания:

  1. Идти в лес.
  2. Рассмотреть тему.
  3. Интересный рассказ.
  4. Интересно рассказывать.
  5. Думать над темой.
  6. Петь подвывая.
  7. Красочная картина.
  8. Пять уроков.
  9. Сидеть на стуле.
  10. Идти вперёд.

Проверьте себя по ключу.

  1. Управление. Глагол заставляет существительное стать в нужной форме.
  2. Управление. Главным словом является глагол, который управляет существительным, ставя его в определённом падеже.
  3. Согласование. Существительное с прилагательным согласуются в роде, числе и падеже.
  4. Примыкание. Наречие является неизменяемой формой, которая примыкает к глаголу.
  5. Управление. Главным словом является глагол, который управляет существительным, ставя его в определённом падеже.
  6. Примыкание. Деепричастие примыкает к глаголу.
  7. Согласование. Существительное с прилагательным согласуются в роде, числе и падеже.
  8. Согласование. Существительное согласуется с числительным в роде, числе и падеже.
  9. Управление. Главным словом является глагол, который управляет существительным, ставя его в определённом падеже.
  10. Примыкание. Наречие связано с глаголом исключительно по смыслу.

Не стоит переживать, если с первого раза не получилось определить тип словосочетание. Только упорство и регулярные тренировки помогут справиться с проблемной ситуацией.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Синтаксис
  5. Словосочетание

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов (являющихся самостоятельными частями речи), связанных по смыслу и граммматически.

Словосочетание служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий.

                                 Виды словосочетаний

 По принадлежности главного слова к определённой части речи:

1) именное – главное слово выражено именем существительным, прилагательным, числительным, местоимением:

  • любимое занятие (сущ.),
  • желание (сущ.) учиться,
  • бег (сущ.) галопом,
  • готовый (прилаг.) к труду,
  • двое (числит.) из мальчиков,
  • кто-то (местоим.) из желающих;

2) глагольное – главное слово выражено глаголом либо глагольной формой (причастием или деепричастием):

  • читать (глагол) книгу,
  • выполняющий (причастие) поручение,
  • увлекаясь (деепричастие) спортом;

3) наречное – главное слово выражено наречием:

  • близко (наречие) к дому,
  • очень весело (наречие),
  • справа (наречие) от меня;

                                 Типы подчинительной связи между словами в словосочетании :

1) согласование – зависимо слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово:

  • на зелёной траве – согласование в ж.р., ед.ч., П.п.,
  • по ночному небу – согласование в ср.р., ед.ч., Д.п.,
  • мерцающие звёзды – согласование в И.п., мн..ч.;

2) управление – зависимое слово ставится в той падежной форме, какой требует главное слово:

  • горит (чем? Т.п.) огнём,
  • итоги (чего? Р.п.) дня,
  • каникулы (когда? в чём? П.п.) в ноябре;

3) примыкание – связь неизменяемого зависимого слова с главным словом по смыслу:

  • светится (как?) ярко,
  • построен (где?) близко,
  • не встретится (когда?) никогда.

               ♦ Полезно знать!

 Выделяют цельные словосочетания – это такие словосочетания, в которых главное слово имеет смысловую полноту только в сочетании с зависимым словом:

  • Напрасно вечное томление сердец … (А .Фет)
  • Три гордые пальмы высоко росли. (М. Лермонтов)
  • Он возвратился и попал,

          Как Чацкий, с корабля на бал. (А. Пушкин

                          Порядок разбора словосочетаний

1. Вычленить словосочетание из предложения.

2. Указать главное и зависимое слово.

3. Определить, какой частью речи они выражены и какими средствами связи они соединены.

4. Определить вид сочетания слов в зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи (именное, глагольное. наречное).

5. Определить тип подчинительной связи (согласование, управление или примыкание).

                        Образец разбора словосочетания

Весной у нас расцветают яблоневые сады.

Письменный разбор:

  • – именное, тип подчинительной связи  – согласование, согласуется в И.п., мн.ч., средство связи – окончание.
  • – глагольное, тип подчинительной связи – примыкание, слова связываются по смыслу, средство связи – неизменяемое слово.
  • – глагольное, тип подчинительной связи – управление, средство связи – предлог, окончание.

Устный разбор:

  • Яблоневые сады – словосочетание. Главное слово – (что?) сады, выражено именем существительным, зависимое – (какие?)  яблоневые, выражено именем прилагательным. Именное по принадлежности главного слова к части речи, главное и зависимое слово согласуются в И.п., мн.ч.. Тип подчинительной связи – согласование, средство связи – окончание.
  • Расцветают весной – словосочетание. Главное слово – (что делают?) расцветают, выражено глаголом, зависимое – (когда?) весной, выражено наречием. Глагольное по принадлежности главного слова к части речи, главное связано с зависимым по смыслу. Тип подчинительной связи – примыкание, средство связи – присоединение неизменяемого слова по смыслу.
  • Расцветают у нас – словосочетание. Главное слово – (что делают?) расцветают, выражено глаголом, зависимое –  (у кого?) у нас, выражено местоимением. Глагольное по принадлежности главного слова к части речи, главное требует от зависимого употребления с предлогом в Р.п.. Тип подчинительной связи – управление, средство связи – предлог и окончание.

Расцветают сады – грамматическая основа.

♦ Запомните! Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием.

Советуем посмотреть:

Порядок слов в предложении

Полные и неполные предложения

Сложноподчинённые предложения

Сложносочинённые предложения

Осложнённые предложения

Сравнительный оборот

Вводные и вставные конструкции

Обособленные члены предложения

Бессоюзие

Односоставные предложения

Второстепенные члены предложения

Определение

Способы выражения подлежащего

Виды сказуемого

Интонация предложений

Способы передачи чужой речи

Диалог

Синтаксический разбор

Пунктуация

Риторический вопрос

Синтаксис


Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 586,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 594,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 446,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 447,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 449,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 450,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 451,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 452,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 41,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 43,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 486,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 443,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 516,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 560,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 285,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 579,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 580,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 581,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 197,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 504,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 340,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 2

Упражнение 359,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 2

Упражнение 160,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 185,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 229,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 272,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 273,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 274,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 64,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 66,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 69,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 444,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 43,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 51,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 74,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 104,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 193,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 496,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Добавить комментарий