Как составить сложные вопросы на английском

Уметь составлять вопросы на английском – важный аспект в изучении языка. Это тема кажется простой и лёгкой, но выделяются некоторые нюансы. Как справиться с ними и научиться правильно составлять вопросы на английском, узнаете в этой статье.

Знак вопроса

Этапы составления вопросов на английском языке

Для грамматически правильного составления вопросов на этом иностранном языке создали чёткую, а главное простую схему:

  1. Найти глагол в предложение и понять, какой он (основной, модальный или to be).
  2. Правильно определить время этого глагола (требуется знание времён).
  3. Применяем правило составления вопросов (едино почти для всех видов) – либо перестановка глагола на первое место, либо использование вспомогательного глагола.

Общая формула: вопросительное слово + вспомогательный глагол + подлежащее + сказуемое + другие члены предложения?

Пример:

  • A cat likes milk. – Кот любит молоко. (утвердительное предложение).
  • Does a cat like milk? – Кот любит молоко? (вопросительное предложение).

Чтобы составлять вопросы, требуется знание времён глаголов, модальных глаголов и эквивалентов.

5 типов вопросов в английском языке

В английском языке выделяют пять типов вопросов:

  • Общие;
  • Альтернативные;
  • Разделительный;
  • Специальные;
  • Вопрос к подлежащему.

Типы вопросов в английском

Общие вопросы

Это легкий вид вопросов, который подразумевает только ответ «да» или «нет» (развёрнуто можно не отвечать).

Формула:

Вспомогательный глагол/модальный глагол Подлежащее Смысловой глагол (сказуемое) Дополнение (другие члены предложения)
Does a cat like мilk?
Can Ann play volleyball?

Как видно, на эти вопросы требуется только ответ «да» или «нет».

Прошедшее время

Общие вопросы прошедшего времени составляют по стандартной формуле, но с некоторыми изменениями.

Чтобы составлять вопросы в обычном Past Simple требуется использование вспомогательного глагола did.

Формула:

Вспомогательный глагол Подлежащее Смысловой глагол (сказуемое) Дополнение
Did you know them?
Did he like oranges?

Примечание! Вспомогательный глагол did един как для единственного числа, так и для множественного. При использовании глагола did смысловой глагол употребляется без окончания.

Утвердительное предложение Вопросительное предложение Перевод
Tom finally arrived at the party. Did Tom finally arrive at the party? Том наконец пришёл на вечеринку?
I was a pupil. Was I a pupil? Я был учеником?

Примеры:

  • Did you play chess a day ago? – Ты играл в шахматы день назад?
  • Did Mary go to school last week? – Мэри пошла в школу на прошлой неделе?
  • Did Nick and Jim go to the same gym? – Ник и Джим ходили в один и тот же спортзал?
  • Did you like her? – Ты любил её?
  • Did your teacher give you a nice gift? – Твой учитель дал тебе милый подарок?

Ответ на такой вопрос:

  • Положительный – Yes, I did.
  • Отрицательный – No, I did not (didn`t).

Чтобы построить вопрос в других более сложных прошедших временах следует использовать так называемый обратный порядок (перестановка слов).

Формула:

Вспомогательное слово Подлежащее Смысловой глагол Дополнение (другие члены предложения)
Was Ann doing homework?
Had you heard about this situation?

Примечание! Глагол was ставится с I, he, she, it, а глагол were с you, we, they.

Утвердительное предложение (обычный порядок слов) Вопросительное предложение (обратный порядок слов) Перевод
He had spent all his money. Where had he spent all his money? Куда он потратил все свои деньги?
It was snowing a lot last year. Was it snowing a lot last year? В прошлом году было много снега?

Примеры:

  • Was she fixing breakfast at five o`clock? – Она готовила завтрак в пять часов?
  • Had you done your homework before your mother came? – Ты сделала свою домашнюю работу до того, как твоя мама пришла?
  • Had John been reading a big book before his friends came? – Джон читал большую книгу до того, как его друзья пришли?
  • Were they drawing yesterday? – Они рисовали вчера?
  • Had Mrs. Rose written a book before she met her husband? – Миссис Роуз написала книгу до того, как встретила своего мужа?

Краткие ответы на подобные вопросы правильно составлять так:

  • Положительный – Yes, I was/ they were, отрицательный – No, I was not (wasn`t)/ they were not (weren`t).
  • Положительный – Yes, I had, отрицательный – No, I had not (hadn`t).
  • Положительный – Yes, I had, отрицательный – No, I had not (hadn`t).

ARVE Error: Mode: lazyload not available (ARVE Pro not active?), switching to normal mode



Настоящее время

Общие вопросы в настоящем времени формируют по общей формуле, но с некоторыми исключениями.

Чтобы составить вопрос следует использовать вспомогательный глагол настоящего Do/ Does.

Формула:

Вспомогательный глагол Подлежащее Сказуемое Дополнение (другие члены предложения)
Do you prefer coffee?
Does she go to the gym once a week?

Примечание! Вспомогательный глагол does ставится с единственным числом – he, she, it, а do со множественным – you, they, we. При использовании глагола does смысловой глагол ставится без окончания.

Утвердительное предложение Вопросительное предложение Перевод
He works in a bank. Does he work in a bank? Он работает в банке?
They are good and kind people. Are they good and kind people? Они хорошие и добрые люди?

Примеры:

  • Does my mother teach children? – Моя мама учит детей?
  • Do we play tennis every week? – Мы играем в теннис каждую неделю?
  • Does he speak English very well? – Он хорошо говорил по-английски?
  • Do we start to work at 9? – Мы начинаем в 9?
  • Does he hate cooking? – Он ненавидит готовить?

Краткий ответ на такой вопрос формируют таким образом:

  • Положительный – Yes, I do/ she does.
  • Отрицательный – No, I do not (don`t)/ she does not (doesn`t).

Чтобы составлять вопросы с другими более сложными настоящими временами, используют так называемую перестановку слов.

Формула для Present Continuous Tense:

Вспомогательный глагол Подлежащее Сказуемое Дополнение
Is Mary watching TV?
Are they writing compositions right now?

Примечание! Глагол is используется с единственным числом – he, she, it, а are со множественным – you, we, they. С местоимением I используется am. Глагол has используется с единственным числом – he, she, it, а глагол have со множественным – you, we, they, I.

Утвердительное предложение (прямой порядок слов) Вопросительное предложение (обратный порядок слов) Перевод
She has gone to France. Has she gone to France? Она уехала во Францию?
Somebody has broken this window Has anybody broken this window? Кто-то сломал это окно?

Примеры:

  • Девушка думаетAm I playing good? – Я хорошо играю?
  • Are they cooking breakfast now? – Они готовят завтрак сейчас?
  • Have you heard from Jack recently? – Ты слышала что-нибудь от Джека недавно?
  • Have you been doing your homework all day? – Ты делаешь домашнюю свою работу весь день?
  • Is she listening the music now? – Она сейчас слушает музыку?

Краткие ответы на такие вопросы дают таким образом:

  • Положительный – Yes, I am/ he is/ they are, отрицательный – No, I am not/ he is not (isn`t)/ they are not (aren`t).
  • Положительный – Yes, she has/ they have, отрицательный – No, she has not (hasn`t)/ they have not (haven`t).
  • Положительный – Yes, she has/ they have, отрицательный – No, she has not (hasn`t)/ they have not (haven`t).

Вопросы с модальными глаголами

Чтобы составлять вопросы с модальными глаголами, запомните все перечисленные сверху правила, потому что здесь работает такая же схема с обратным порядком слов.

Формула:

Модальный глагол Подлежащее Смысловой глагол Дополнение (другие члены предложения)
Can I use your pencil?

Примеры:

  • May I come in the room? – Могу ли я войти в комнату?
  • Can I borrow your blue pen? – Могу я позаимствовать твою голубую ручку?
  • Do you have to wear a uniform? – Ты вынужден носить униформу?
  • Can I go out tomorrow? – Могу я завтра пойти на улицу?
  • Should Mary do this right? – Мэри следует сделать это правильно?

Краткие ответы на подобные вопросы составляют следующим образом:

  • Положительный – Yes, I can.
  • Отрицательный – No, I cannot (can`t).

Примечание! Модальный глагол have to – Yes, I do/ No, I do not (don`t).

Если Вы устали учить английский годами?

Наши читатели рекомендуют попробовать 5 бесплатных уроков курса «АНГЛИЙСКИЙ ДО АВТОМАТИЗМА» с Анастасией Божок.

Те, кто посещают даже 1 урок узнают больше, чем за несколько лет!
Удивлены?

Получите 5 бесплатных уроков здесь…

Без домашки. Без зубрежек. Без учебников

Из курса «АНГЛИЙСКИЙ ДО АВТОМАТИЗМА» Вы:

  • Научитесь составлять грамотные предложения на английском без заучивания грамматики
  • Узнаете секрет прогрессивного подхода, благодаря которому Вы можете сократить освоение английского с 3 лет до 15 недель
  • Будете проверять свои ответы мгновенно + получите доскональный разбор каждого задания
  • Скачаете словарик в форматах PDF и MP3, обучающие таблицы и аудиозапись всех фраз

Получить 5 уроков бесплатно можно тут

Альтернативные вопросы

Альтернативные вопросы используют с той целью, чтобы отвечающий выбрал одно из двух. Для этого используется союз or (или).

Пример:

  • Do you like books or comics? – Тебе нравятся книги или комиксы?

Ответ на альтернативный вопрос нужно составлять только развёрнутым.

Пример: 

  • Did you buy a new blouse or a new shirt? – I bought a new blouse. (Ты купила новую блузку или рубашку? – Я купила новую блузку).

Для того чтобы составлять такой вид вопросов используют общую формулу.

Общая формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + первая альтернатива + or + вторая альтернатива?

Утвердительное предложение Вопросительное предложение Перевод
I like volleyball. Do you like basketball or volleyball? Тебе нравится баскетбол или волейбол?

Примечание! Иногда вместо второй альтернативы можно использовать частицу not: Do they drive me mad or not? – Они сводят меня с ума или нет?

Альтернативные вопросы бывают разных видов, которые направлены на разные части предложения.

Вопрос к подлежащему

Вопрос к подлежащему употребляется, если мы хотим узнать кто или что совершает какое-либо действие.

Формула: вспомогательный глагол + подлежащее (первая альтернатива or вторая альтернатива) + смысловой глагол + дополнение?

Примеры:

  • Does your sister or brother prefer coffee? – Твоя сестра или твой брат предпочитают кофе?
  • Did you or Frank go to the shop? – Ты или Фрэнк сходил в магазин?
  • Was a car or a bike bought last week? – Машина или велосипед был куплен на прошлой неделе?
  • Does your parents or grandparents have this old car? – Твои родители или бабушка с дедушкой владеют этой старой машиной?
  • Do you or they like this kind of sweet? – Тебе или им нравится этот сорт конфет?

Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.

Вопрос к сказуемому

Мы задаём альтернативный вопрос к сказуемому, когда хотим узнать, что именно сделал кто-то или что-то.

Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол (первая альтернатива or вторая альтернатива) + дополнение (другие члены предложения)?

Примеры:

  • Did you hear this or see this? – Ты услышала это или увидела?
  • Do you hate or love her? – Ты любишь или ненавидишь её?
  • Did she buy this coat or steal it? – Она купила это пальто или украла?
  • Did our teacher say this or write this? – Наш учитель сказал это или написал?
  • Did you kiss or hit your boyfriend last week? – Ты поцеловала или ударила своего парня на прошлой неделе?

Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.

Вопрос к дополнению

Мы задаём альтернативный вопрос к дополнению, когда хотим узнать о дополнительный информации.

Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + определение (первая альтернатива or вторая альтернатива) + дополнение?

Примеры:

  • Do you prefer driving a car or a bike? – Ты предпочитаешь водить машину или велосипед?
  • Did you choose Alice or Mary? – Ты выбрал Элис или Мэри?
  • Have your ever heard about me or my best friends? – Ты когда-либо слышал обо мне или моих друзьях?
  • Do you like math or biology? – Тебе нравится математика или биология?
  • Has she written these books or those poems? – Она написала эти книги или те стихи?

На такие вопросы следует составлять только подробные ответы.

ARVE Error: Mode: lazyload not available (ARVE Pro not active?), switching to normal mode



Вопрос к определению

Мы задаём альтернативные вопросы к определению, когда хотим узнать о качестве того или иного предмета или существа.

Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + определение (первая альтернатива or вторая альтернатива) + другие члены предложения?

Примеры:

  • Is this car blue or orange? – Это машина голубая или оранжевая?
  • Do you prefer colorful books or black-and-white? – Ты предпочитаешь цветные книги или чёрно-белые?
  • Is a cat brown or black? – Этот кот коричневый или чёрный?
  • Were her hair blonde or red? – Её волосы были светлыми или красными?
  • Are they look kind or angry? – Они выглядят добрыми или злыми?

Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.

Вопрос к обстоятельству места

Мы задаём альтернативный вопрос к обстоятельству места, чтобы узнать месторасположение.

Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + дополнение + обстоятельство места (первая альтернатива or вторая альтернатива)?

Примеры:

  • Are they in the shop or at home? – Они в магазине или дома?
  • Did you swim in the river or in the lake? – Ты плавал в реке или в озере?
  • Have you ever been to London or Paris? – Ты когда-нибудь был в Лондоне или Париже?
  • Did you kiss for the first time in the park or at school party? – Ты впервые поцеловался в парке или на школьной дискотеке?
  • Will you meet me at the bus stop or near the market? – Ты встретишь меня на автобусной остановке или около рынка?

Ответ на такой вопрос следует составлять развёрнутым.

Вопрос к обстоятельству времени

Мы используется альтернативные вопросы к обстоятельству времени, когда хотим узнать в какой промежуток времени что-либо происходит.

Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + дополнение + обстоятельство времени (первая альтернатива or вторая альтернатива)?

Примеры:

  • Does she always cook breakfast at 8 o`clock or 9 o`clock? – Она всегда готовит завтра в восемь часов или в девять?
  • Do you play games in the morning or in the evening? – Ты играешь в игры утром или вечером?
  • Does he like training in the ending of week or in the beginning? – Он любит тренироваться в конце недели или в начале?
  • Have you been learning Korean all your life or all your school days? – Ты изучаешь корейский всю свою жизнь или в течение школьных дней?

Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.

Специальные вопросы

Специальные вопросы используются с целью узнать о конкретной детали более подробно. Исходя из этого они задаются не ко всему предложению, как общие, а к отдельной его части.

Формула:

Вопросительное слово Вспомогательный глагол Подлежащее Смысловой глагол Дополнение
When did you break the chair?
Where does she go every evening?

Чтобы составлять вопросы данного типа следует использовать специальные слова:

  • Человек и красный знак вопросаWhat – что/какой;
  • Which – какой, который;
  • Which of – кто из/какой из;
  • Whose – чей;
  • Where – где/ куда;
  • When – когда;
  • Why – почему;
  • How – как;
  • How many – как много (с исчисляемыми существительными);
  • How much – как много (с неисчисляемыми существительными);
  • How old – сколько лет;
  • Who – кто;
  • Whom – кого.

Примечание! Если слова Who и What являются подлежащими в предложении, то это другой вид вопросов, который к данной таблице не относятся.

Примеры:

  • What do like to do in the evening? – Что ты любишь делать по вечерам?
  • What color is your hat? – Какого цвета твоя шляпа?
  • Which suit will you take, black or brown? – Какого костюм ты возьмёшь, чёрный или коричневый?
  • Which of these compositions does she need? – Какое из этих сочинений ей нужно?
  • Часы и знак вопросаWhose bag is it? – Чья эта сумка?
  • Where is my pencil case? – Где мой пенал?
  • Where did you go yesterday evening? – Куда ты ходил вчера вечером?
  • When will you come back to me? – Когда ты вернёшься ко мне?
  • Why did you do such bad things? – Почему ты делал такие плохие вещи?
  • How did you do your homework? – Как ты делаешь свою домашнюю работу?
  • How many pupils are there in your group? – Как много учеников в группе?
  • How much ice cream did you eat yesterday? – Как много мороженого ты съел вчера?
  • How old is this shelter? – Сколько лет этому приюту?
  • Whom did you meet there? – Кого ты встретил здесь?

Ответы на данные вопросы нужно составлять в развёрнутом виде:

  • What have you found in our garden? – I have found a beautiful bird. (Что ты нашёл в нашем саду? – Я нашёл красивую птицу).

Вопрос к подлежащему и его определению

Мы задаём альтернативные вопросы к подлежащему, чтобы узнать кто или что в предложении является подлежащим. Для этой цели используются только два слова who и what.

Формула:

Who/ what (подлежащее) Смысловой глагол Дополнение
Who came with Molly yesterday?
What happened with all my friends?

Примечание! В данном типе вопросов слова Who и What ставятся на место подлежащего, а порядок слов в предложении остаётся без изменений.

Примеры:

  • Who has written this book in 1855? – Кто написал эту книгу в 1855?
  • Who is swimming in the river at that moment? – Кто плавает в реке в данный момент?
  • Who has any pets at home? – У кого дома есть домашние питомцы?
  • Who will get a nice present for birthday? – Кто получит замечательный подарок на день рождения?
  • What happened last night when you came home? – Что случилось прошлой ночью, когда ты пришёл домой?
  • Who wants to get higher education? — Кто хочет получить высшее образование?

Иногда такие вопросы можно задавать определению, которое привязано к подлежащему. Для этого используются такие слова, как what (в значении какой), whose, how many (much) и другие.

Примеры:

  • Whose dog is sleeping near my armchair? – Чья собака спит около моего кресла?
  • What weather will be tomorrow evening? – Какая погода будет завтрашним вечером?
  • How many books and dictionaries were read by this little boy? – Как много книг и словарей было прочитало этим маленьким мальчиком?
  • Whose newspapers and notebooks are laying on the desk? – Чьи газеты и тетради лежат на столе?
  • How much cream was eaten by our mates? – Как много крема было съедено нашими товарищами?

Ответ на такой вопрос следует составлять развёрнутым.

Разделительные вопросы

Разделительные вопросы – это особый вид вопросов, состоящий из двух взаимосвязанных частей. Первая часть — это обычное предложение, построенное согласно используемого времени, а вторая часть — это так называемый «хвостик» или «tag». На русский язык этот «хвостик» переводится, как «не так ли?».

Формула в таблице:

Подлежащее Смысловой глагол Дополнение «Хвостик»
Ann cooks very well does not (doesn`t) she?
Molly does not (doesn`t) know this subject very well does she?

Примечание:

  • «Хвостик» всегда противоположен по значению основному предложению. То есть если главная часть положительная, то «конец» отрицательный.
  • Строится хвост при помощи вспомогательного/ модального глагола и местоимения, которое будет заменять подлежащее.

Примеры:

  • Человечек и вопросительный знакThere is a round table and five chairs in the middle of the classroom, isn’t there? – В середине класса круглый стол и пять стульев, не так ли?
  • Alice has been to Australia for five times, has not (hasn`t) she? – Элис была в Австралии пять раз, не так ли?
  • You have been learning Spanish all your life, have not (haven`t) you? – Ты изучаешь испанский всю свою жизнь, не так ли?
  • We have to bring our own paper, do not (don`t) we? – Мы вынуждены принести нашу собственную бумагу, не так ли?
  • Alice can draw and read, cannot (can`t) she? – Элис может рисовать и писать, не так ли?

Подойдет краткий ответ на вопрос, например:

  • We go home at 9 o’clock, don’t we? — Yes, we do. — Мы идем домой в 9, да? — Да, идем.

Упражнения

Задание по теме разделительных вопросов скачивайте тут. 

Упражнения на общие и альтернативные вопросы скачивайте здесь.

Упражнения на специальные вопросы находятся тут

Заключение

Уметь правильно и грамотно задать вопросы на английском – важно для владения этим языком. Эта тема кажется лёгкой, поэтому изучающие не уделяют построению вопросов достаточного количество внимания, что и является ошибкой. Ведь чтобы научиться правильно составлять вопросы, нужно знать правила грамматики (времена глаголов, вопросительные местоимения и слова, модальные глаголы) и интонацию.

Чтобы быстро усвоить данную тему и развить употребление вопросов в речи, нужно как можно больше практиковаться (например, делать упражнения онлайн) и не сдаваться на полпути. Только это поможет одолеть этот сложный раздел грамматики.

Удачи в изучении английского языка!

Any questions?

Вопросы есть?

Конечно, у вас есть вопросы: английский язык, бывает, задает задачки. Например, как составлять вопросы на английском? Какие бывают виды вопросов? Как задать вопрос с правильной интонацией, чтобы носителям языка не пришлось гадать — это вопрос или нет?

Итак, 5 видов вопросов в английском языке:

Общие вопросы, или yes/no questions
Специальные вопросы, или WH questions
Альтернативные вопросы
Разделительные вопросы, или tag questions
Вопросы к подлежащему

Рассмотрим подробнее все типы вопросов с примерами.

Общие вопросы — это такие вопросы, на которые можно ответить либо да, либо нет (еще можно ответить «не знаю», но это же не про нас).

Do you like opera? — No, I don’t.
Ты любишь оперу? — Нет, не люблю.
Are you a football player? — Yes, I am.
Ты футболист? — Да.

Общие вопросы всегда начинаются с глагола. Это может быть один из вспомогательных глаголов (be, do, have), может быть глагол to be (быть, являться) в его прямом значении, а может быть и модальный.

qu1

Как задать YES/NO вопрос с глаголом to be

Образование вопросов в английском языке становится возможным благодаря изменению структуры предложения. Если вам известна самая элементарная структура предложения в английском (подлежащее-сказуемое-дополнение) — вы сможете задать такой вопрос. Просто поменяйте местами подлежащее и сказуемое.

Посмотрите, как меняется место глагола to be в вопросе:

qu2

Заметьте, что в русском переводе ничего не меняется — мы вопрос привыкли обозначать интонацией, и инверсии — изменения порядка слов в предложении — у нас нет, или встречается редко.

Как задать такой вопрос на английском с помощью глагола to do

Помимо to be в предложении может быть любой другой глагол:

The fish swims in the ocean — Рыба плавает в океане
My friends play football — Мои друзья играют в футбол
I sing opera — Я пою оперу

И тогда нужно использовать глагол-помощник DO

Does the fish swim in the ocean?
Do my friends play football?
Do I sing opera?

Слова с такой функцией в русском нет. Мы говорим просто: Рыба плавает в океане? Стоит заменить знак вопроса на точку, как смысл меняется радикально. Удобно? Может быть. Но отнеситесь к вспомогательному do снисходительно. Он старается изо всех сил. Видите, как он забрал у глагола swim окончание -s? Это чтобы нам с вами было сразу понятно, что речь про одну единственную рыбу. Да и вообще, это как маячок: слышишь do в начале предложения — жди общий вопрос.

Так что ставим глагол do в начало предложения перед подлежащим, и общий вопрос готов. Только нужно выбрать правильную его форму в соответствии с числом и временем.

Если смысловой глагол — тоже do (делать), то вспомогательный все равно будет do. Получится два слова do в одной фразе:

Does she do her homework? — Делает ли она свои домашние задания?

Еще раз обратите внимание, что вспомогательный глагол do изменился в соответствии с женским родом — превратился в does, а смысловой остался в начальной форме.

Как задавать вопросы в английском с модальными глаголами

Я имею возможность купить козу. Но не имею желания.
(из фильма «Кавказская пленница»)

Модальные глаголы — это такие глаголы, которые выражают наши желания и возможности. Это глаголы can, may, must, should и другие. Задаем вопросы с ними при помощи инверсии, т.е. меняем местами подлежащее и сказуемое.

+
You can buy a goat.
Ты можешь купить козу.

?
Can you buy a goat?
Ты можешь купить козу?

Также модальные глаголы очень часто используются, когда задавать прямой вопрос не очень вежливо.

Could you pass me the salt? — Не могли бы вы передать мне соль?
Would you do me a favor? — Не могли бы вы сделать мне одолжение?
May I come in? — Я могу войти?
Should I wait here? — Нужно ли мне подождать?

Как отвечать на общий вопрос?

Как известно, на вопрос иногда можно получить ответ, и вот тут важно не растеряться и понять его. Чаще всего, сначала это будет обычный короткий ответ, а после него уже могут следовать подробности.

Yes, I do, или:
No, I don’t.

Или:
Yes, it is
Yes, I can

Какой глагол будет использоваться в ответе, напрямую зависит от вопроса. Если вопрос содержал вспомогательный do, то и в ответе будет do. Если у вас спросили:

Did you go the supermarket yesterday? — Вы ходили вчера в супермаркет?

Нужно ответить
— Yes, I did, или
— No I didn’t
В крайнем случае,
— I don’t remember
— Я не помню

Но не допускайте такую ошибку:

— Did you go to the supermarket yesterday?

Не отвечайте

— No, I wasn’t.

Нужно, чтобы ваши с собеседником глаголы совпадали, тогда у вас будет полная языковая гармония и понимание.

Зачем вообще эти короткие ответы? Так быстрее и удобнее. Вместо того, чтобы говорить «Yes, I went to the supermarket yesterday», можно просто сказать «I did». И это не звучит резко, даже если вы больше ничего не скажете, хотя, конечно, частенько за этим следует более подробный рассказ.

Специальные вопросы, или WH questions

Я спросил у ясеня where is my любимая

Как видно из английского наименования, специальные вопросы — это те, которые начинаются на буквы wh.

Например,
Where — где?
Who — кто?
What — что?
Which — который?
When — когда?
Why — почему?
How — как?

и вопросы, имеющие в своем составе «how»:
how often — как часто?
How far — как далеко?
How old — чтобы спросить о возрасте
И так далее.

Таким образом, WH questions включают в себя Wh questions + How

Where is my darling? — Где моя любимая?

Те из вас, кто уже умеет задавать общие вопросы, удивятся, когда узнают, насколько просто формируется специальный вопрос в английском.

Рассмотрим его строение на примере:

Why do you like swimming? — Почему ты любишь плавать?

Если мы уберем вопросительное слово why, получится

Do you like swimming?

Это обычный общий вопрос, который требует ответа «да» или «нет». Мы добавили why, и получился специальный вопрос.

Давайте немного потренируемся. Сделайте из следующих общих вопросов специальные, добавив к ним любые вопросительные слова.

  1. Does she go tho the supermarket?
  2. Can I buy a goat?
  3. Should I wait here?
  4. Do your friends play football?
  5. Does she do her homework?
  6. Are you waiting for me?

Наверное, у вас получилось что-то вроде этого:

  1. When does she go tho the supermarket?
  2. Where can I buy a goat?
  3. Why should I wait here?
  4. How often do your friends play football?
  5. When does she do her homework?
  6. Where are you waiting for me?

Вопрос к подлежащему

Во многих британских учебниках этот вид вопроса отдельно не выделяют и относят к группе специальных вопросов. Да, вопросы к подлежащему тоже начинаются с вопросительных слов, которые начинаются с Wh.

Но многие рассматривают именно пять типов вопросов в английском языке, потому что вопрос к подлежащему имеет очень простую структуру, чему, конечно, нельзя не порадоваться.

Когда мы задаем вопрос к подлежащему, то вспомогательный глагол не нужен. Инверсия тоже не нужна. Посмотрите на пример:

Bulgakov wrote «Master and Margarita» — Булгаков написал «Мастера и Маргариту».

Подлежащее — Булгаков. Он в этом предложении действующее лицо, он написал роман. Допустим, мы не знаем этого известного факта и хотим задать вопрос к подлежащему: Кто написал «Мастера и Маргариту»?

Для этого вместо подлежащего вставляем who. Получается,

Who wrote «Master and Margarita»?

Все, больше ничего делать не нужно, вопрос готов. Можно не вспоминать про правила, а просто переводить слово в слово, потому что в русском эта структура выглядит так же:

Кто читает книги?
Who reads books?

Какой город является самым большим?
Which city is the biggest?

Кстати, почему в примере «Who reads books?» у глагола окончание s? Дело в том, что, задавая вопрос «Кто?», мы всегда подразумеваем третье лицо единственного числа, даже если на самом деле действующих лиц много.

В русском мы делаем то же самое:
Кто читает? (читает – глагол с окончанием 3 лица, единственного числа).

Таким же образом поступаем и в present perfect:

qu3

Альтернативные вопросы

Это любые вопросы, в которых дается альтернатива и есть разделительный союз. Выбор может быть между предметами, действиями, качествами и т.д. С точки зрения структуры, это два общих вопроса, разделенные союзом or (или). Вторая часть чаще всего неполная:

Are you married or single? — Вы замужем или нет?
Do you work or study? — Вы работаете или учитесь?
Do you like classical music or jazz? — Вы любите классическую музыку или джаз?

В русском такая конструкция тоже есть, поэтому, как задавать вопросы на английском в ситуации выбора, достаточно ясно.

Разделительные вопросы или tag questions

Этот вид вопросов еще называется «tail questions» — буквально «вопросы-хвостики». Так их назвали потому, что такой вопрос короткий и является придатком к главному, более длинному предложению.

Они особенно пригождаются, когда мы в чем-то неуверенны и хотим уточнить, подтвердить свои мысли, узнать, правильно ли мы поняли. А еще, для того, чтобы вовлечь собеседника в диалог.

В tag questions есть две части:

  1. Первая, главная часть — это то, что вы думали, но хотите уточнить. Вы озвучиваете свою мысль. Может быть как в утвердительной, так и в отрицательной форме.
  2. Потом, как бы сомневаясь в своих словах, спрашиваете, так ли это, правильно ли вы подумали. Вторая часть — это сам вопрос в краткой форме. Он состоит из глаголов be, do, have, либо модального глагола, и подлежащего, чаще всего выраженного местоимением.

Если первая часть утвердительная, вопрос должен быть с отрицанием. И наоборот, если в главной части было отрицание, в «хвосте» его уже не будет.

qu4

Здесь во всем царит симметрия — если в первой части использовался глагол to be, его же мы увидим в хвостовой части:

You are Masha’s sister, aren’t you? — Ты Машина сестра, верно?

Если вначале был модальный глагол, скажем, can, он же будет и в конце:

You can’t swim, can you? — Ты не умеешь плавать, не так ли?

Когда вспомогательного или модального глагола, или глагола to be в первой части нет, во второй мы используем do, does или did

Masha went to Moscow last week, didn’t she? — Маша ездила в Москву на прошлой неделе, не так ли?
His little brother ate all the sweets, didn’t he? — Его младший брат съел все конфеты, не правда ли?

Если в первой части предложения есть I am, то в вопросе это трансформируется в aren’t I?

I am right, aren’t I? – Я прав, разве нет?

Ниже расположена таблица, в которой еще раз демонстрируется правило: если в первой части утверждение (+), в вопросе будет отрицание (-), и наоборот.

qu5

Чаще всего в английском можно услышать именно отрицание в вопросительной части.

Вопросительный «хвост» произносится с повышением интонации. Но бывает, что интонация в этом месте идет, наоборот, вниз. С таким интонированием получается вопрос-утверждение. Говорящий уверен в своей правоте, он как-бы говорит «согласись со мной», «раздели моё мнение».

Сравните интонацию в «уверенных» и «неуверенных» разделительных вопросах:

qu6

Бывает и так, что в обоих частях таких предложений есть утвердительная конструкция, и это не является ошибкой. Так можно сделать, когда вы только что услышали информацию и повторяете, чтобы показать свою заинтересованность, удивление, озабоченность или какую-то другую реакцию.

So you are keen on drawing, are you? — Так тебе нравится рисовать, не так ли?

Короткие вопросы в устной речи

Мы рассмотрели все основные виды вопросов, но не стоит думать, что английский на этом заканчивается. В разговорной речи свои законы и правила, и, чаще всего, они направлены на сокращение и упрощение. Кому нравятся громоздкие конструкции? Темп жизни ускоряется и поэтому, например, вместо

— Are you ready?— You ready?— Ready?

Еще примеры укороченных вопросов и их длинные аналоги:

Seen it? — Have you seen it?
Got it? — Have you got it?
Going to school? — Аre you going to school?
Any questions? — Have you got any questions?

Когда говорящим хорошо известен контекст, например, потому что ваши собеседники — это друзья или коллеги, полный вопрос покажется даже странным.

И вспомогательный глагол, и местоимение часто оказываются отброшенными.
Но:
Нельзя отбрасывать вспомогательный глагол и местоимение, если это местоимение — I:

Have I said it before? — Я уже это говорил?

«Said it before?» — неправильный вариант.

Теперь вы знаете, как задать вопрос в английском языке, если вы разговариваете с друзьями, близкими людьми, находитесь в расслабленной обстановке. Также эти формы вопросов очень часто можно слышать в фильмах.

Немного об интонации в вопросах

Интонация — это тот мелодический рисунок, который всегда возникает в речи. Мы же не говорим на одной ноте? Тем более, когда задаем вопросы. Нередко получить ответ бывает очень важно, поэтому вопросы во всех языках интонируются особо. Очень часто это повышение интонации, которое возникает к концу предложения. Тем не менее, вопросы английского языка могут быть заданы с тремя разными интонациями, в зависимости от типа вопроса.

Нисходящая интонация.

Характерна для специальных вопросов.

qu7

Восходящая интонация.

Типична для общих вопросов.

qu8

Смешанная интонация (fall-rise intonation)

Такая интонация выражается схематически изображается так: qu9. Особенно полезно ей воспользоваться, когда нужно запросить какую-то информацию или вежливо пригласить собеседника присоединиться к трапезе или какому-то делу (обычно, приятному).

qu10

Но какие бы ни были интонации, вопросы в английском языке основываются не на тоне голоса, а на определенных грамматических структурах. Следите за тем, как построено предложение, на каких местах находятся его части, есть ли там инверсия или вспомогательный глагол.

Часто изучающие язык охотно отвечают на вопросы преподавателя, могут назвать все виды вопросов в английском языке, но есть проблема с тем, чтобы самим задавать вопросы. Если вы занимаетесь с преподавателем, иногда берите инициативу в разговоре на себя. Спросите что-то про преподавателя, его семью, его опыт. Побудьте журналистом, берущим интервью.

Будьте любопытны, и пусть это отражается на вашем уровне владения английским!

Вопросы в английском языке 2: вопросы в сложных предложениях и косвенные вопросы

A

Do you know where … ? / I don’t know why … / Could you tell me what … ? etc.

Мы говорим:

Where has Tom gone?

но

Do you know where Tom has gone? (not Do you know where has Tom gone?)

Когда вопрос (Where has Tom gone?) является частью сложного предложения (Do you know … ? / I don’t know … / Can you tell me … ? etc.), порядок слов меняется. Точнее, мы уже указали вопросительный порядок слов в первой части предложения (когда вынесли do и can в начало предложения), поэтому во второй части он просто уже не нужен. Мы говорим:

◇ What time is it?

но

Do you know what time it is?

◇ Who are those people?

но

I don’t know who those people are.

◇ Where can I find Linda?

но

Can you tell me where I can find Linda?

◇ How much will it cost?

но

Do you have any idea how much it will cost?

Будьте аккуратнее со вспомогательными глаголами do/does/did в вопросах. Они вызывают привыкание и их хочется использовать в похожих фразах:

◇ What time does the film begin?

но

Do you know what time the film begins? (not

does the film begin

)

◇ What do you mean?

но

Please explain what you mean.

◇ Why did she leave early?

но

I wonder why she left early.

Используйте if или whether там, где нет других вопросительных слов (what, why и пр.):

◇ Did anybody see you?

но

Do you know if anybody saw you?
илиwhether anybody saw you?

B

He asked me where … (косвенные вопросы)

Такие же изменения происходят и в косвенных вопросах (reported questions). Сравните:

direct

The police officer said to us, ‘Where are you going?’

reported

The police officer asked us where we were going.

direct

Clare said, ‘What time do the banks close?’

reported

Clare wanted to know what time the banks closed.

В косвенной речи глагол обычно меняется на прошедшее время (were, closed и т.п.). См. урок 47.

Изучите эти примеры. У вас было собеседование по поводу работы, вам задавали следующие вопросы:

Позже вы говорите другу о том, какие вопросы вам задавали. Вы используете косвенную речь:

  • She asked if (or whether) I was willing to travel.
  • She wanted to know what I did in my spare time.
  • She asked how long I had been working in my present job.
  • She asked why I had applied for the job. (or … why I applied)
  • She wanted to know if (or whether) I could speak any foreign languages.
  • She asked if (or whether) I had a driving licence.

Упражнения

1. Составьте новое предложение из вопроса в скобках?

  1. (Where has Tom gone?) Do you know …
  2. (Where is the post office?) Could you tell me where …
  3. (What’s the time?) I wonder …
  4. (What does this word mean?) I want to know …
  5. (What time did they leave?) Do you know …
  6. (Is Sue going out tonight?) I don’t know …
  7. (Where does Caroline live?) Do you have any idea …
  8. (Where did I park the car?) I can’t remember …
  9. Key

  10. (Is there a bank near here?) Can you tell me …
  11. (What do you want?) Tell me …
  12. (Why didn’t Kate come to the party?) I don’t know …
  13. (How much does it cost to park here?) Do you know …
  14. (Who is that woman?) I have no idea …
  15. (Did Liz get my letter?) Do you know …
  16. (How far is it to the airport?) Can you tell me …

Key

2. Вы звоните Свете по домашнему телефону, но ее нет дома. Кто-то другой отвечает на звонок. Вы хотите узнать три вещи:
(1) Where has she gone? (2) When will she be back? и (3) Did she go out alone?
Закончите разговор:

A: Do you know where …

B: Sorry, I’ve got no idea.
A: Never mind. I don’t suppose you know …

B: No, I’m afraid not.
A: One more thing. Do you happen to know …

B: I’m afraid I didn’t see her go out.
A: OK. Well, thank you anyway. Goodbye.

Key

3. Вас долгое время не было в родном городе, и вот вы только что туда вернулись. Вы встречаете вашего друга Антона. Он задает вам кучу вопросов:

Остановить Антона было сложно, но вы справились. А теперь вы сообщаете другому своему другу о том, что у вас спрашивал Антон. Используйте косвенную речь.

Key

Вопросительные предложения в английском языке

Вопросы в нашей речи занимают не меньшее место, чем утверждения. Знать построение таких конструкций в иностранном языке особенно необходимо, ведь они позволяют уточнять важные моменты, устранять недопонимание, а также просто заводить новые знакомства или узнавать, как пройти к какой-либо достопримечательности. На сегодня наши задачи – разобраться в том, какие бывают вопросительные предложения в английском языке, и научиться составлять их самостоятельно.

Содержание

  • Виды конструкций вопросительных предложений
    • Вопросы общего типа (General)
    • Вопросы особого типа (Special)
    • Вопросы выборочного типа (Alternative)
    • Вопросы разделительного типа (Disjunctive)
  • Вопросительные предложения в английском языке – сводная таблица

Виды конструкций вопросительных предложений

Для начинающих может показаться сложным, что английский язык содержит сразу несколько видов вопросительных конструкций и имеет особые правила построения каждой из них. Да, здесь нельзя обыграть утверждение другой интонацией, и получить готовый вопрос. Да, придется заучивать наизусть определенные комбинации и разбираться в случаях их употребления. Но на самом деле, вся эта грамматика едва ли не самое простое, что есть в правилах по английскому языку. Разберем каждый подтип вопросов отдельно, а позднее сведем их к общей основе.

Вопросы общего типа (General)

Самой простой и часто используемый в речи вид конструкций, который примечателен тем, что не требует для себя развернутого ответа. Утверждение на такие вопросы выглядит так: «Да, делал/делаю/буду делать» или «Нет, не делал/делаю/буду делать».

Составление общей вопросительной конструкции зависит от того, какое сказуемое используется в исходном предложении. Если, высказывание содержит глагол to be в любой форме, то необходимо просто изменить порядок слов в английском предложении, вынеся на первое место само сказуемое. При этом, в зависимости от того, какому лицу задается вопрос изменяется форма местоимения. Сказуемым ответа является to be.

You are wrong. Is he wrong? Yes, he is. No, he isn’t.
Ты не прав. Не прав он? Да, он не прав. Нет, он прав.
I am standing on the corner. Are you standing on the corner? Yes, I am. No, I am not.
Я стою на углу. Ты стоишь на углу? Да, стою. Не, не стою.

В более распространенных случаях, когда сказуемое выражено любым другим глаголом, для превращения высказывания в вопросительное предложение достаточно воспользоваться глаголом-помощником do. Это словечко ставят первым, а дальше просто пересказывают изначальное выражение, не изменяя исходного порядка слов! Обратите внимание, вспомогательное слово фигурирует в ответе в качестве сказуемого.

We write a letter. Do you write a letter? Yes, we do. No, we don’t.
Мы пишем письмо. Вы пишете письмо? Да, пишем. Нет, не пишем.
The fox sits by the tree. Does the fox sit by the tree? Yes, it does. No, it doesn’t.
Лиса сидит у дерева. Сидит лиса у дерева? Да, сидит. Нет, не сидит.

Грамматические замечания: согласно общепринятым правилам, в английском языке животных относят к неодушевленным предметам, поэтому необходимо употреблять местоимение it. Но, на все правила есть исключения, поэтому в беседах о любимых домашних питомцах англичане употребляют местоимения she или he. Неформально принято такое деление: если пол животного неизвестен – употребляйте it, если известен, соответственно he/she.

Глагол do употребляется для составления вопроса в настоящем или прошедшем времени (did), при этом само слово не несет никакой смысловой нагрузки, а выступает лишь в роли своеобразного посредника. Важно отметить, что с подлежащим в 3 лице этот помощник принимает на себя окончание es, поэтому повторно со сказуемым букву s употреблять не нужно!

She speaks English. Does she speak English?

Если необходимо составить вопросительную комбинацию с будущим временем, следует использовать вспомогательный компонент will. Как и предыдущие глаголы, он содержится и в ответе.

They will work tomorrow. Will they work tomorrow? Yes, they will. No, they will not.
Они работают завтра. Работают они завтра? Да, работают. Нет, не работают.

Если вопрос ставится к предложению, имеющему в составе модальный глагол, употребление вспомогательных конструкций не требуется.

I can run fast. Can you run fast?

Вопросы особого типа (Special)

Еще один способ построить вопросительные предложения в английском языке – это добавить к ним специальные вопросы. Такие комбинации будут требовать уже развернутого ответа. Общая схема построения выглядит таким образом:

1. Вопросительное слово + 2. Сказуемое I +3. Подлежащее + 4. Сказуемое II + 5. Ост. часть предложения ?

Не стоит пугаться двух сказуемых, это всего лишь обозначения все тех же вспомогательных do, will и основного глагола. Чтобы облегчить понимание таких конструкций для начинающих изучение иностранного языка, разберем на конкретных примерах.

1. Where + 2. did + 3. you 4. live + 5. in 2007?

1. When + 2. will + 3. he + 4. work + 5. for this company?

Из примеров видно, что грамматически это составное сказуемое, но для простоты мы обозначили его на схеме двумя частями.

В принципе, с вопросами такого типа обращаться довольно легко, отметим только ситуацию их использования с конструкциями to be.

Where are they? They are at the cinema.
Где они? Они в кинотеатре.
What are you writing in your notebook? I’m writing an important rule.
Что ты записываешь в свой блокнот? Я записываю важное правило.

Грамматические замечания: вопросительное слово what может употребляться с одушевленным лицом, когда речь идет о роде его занятий. Сравните.

Who is this man? He is Jake Brown.
Кто этот человек? Он Джейк Браун.
What is this man? He is a programmer.
Кем работает этот человек? Он программист.

В вопросительном предложении c whose, which, what kind of , после этих слов может стоять не сказуемое, а подлежащее или дополнение.

Whose book is in my bag? It’s my book.
Чья это книга в моей сумке? Это моя книга.
What kind of films do you like? I like horror films.
Какие фильмы тебе нравятся? Мне нравятся фильмы ужасов.

Вопросы выборочного типа (Alternative)

Используя подобные комбинации, мы можем на английском языке предложить собеседнику выбор из двух различных вариантов. Строятся такие вопросы при помощи короткого предлога or (или) и могут относиться к любому члену предложения. Их структура состоит из двух фраз, связанных указанных предлогом. Рассмотрим приведенные примеры и их переводы.

Is it her cup or is it yours? It’s mine.
Это ее чашка или твоя? Моя.
Do you study English or not? I study English.
Ты учишь английский или нет? Я учу английский.
Is she in London or in Moscow at the moment? She is in London.
В данный момент она в Лондоне или в Москве? В Лондоне.

Немного практики, и образование таких конструкций не составит труда.

Вопросы разделительного типа (Disjunctive)

Этот подвид вопросительных предложений в английском немного похож на предыдущий, но имеет другой оттенок значения и строится согласно своей синтаксической конструкции. Такие вопросы являются скорее уточнениями, подтверждениями действий и переводятся на русский выражениями «не так ли? правда? ведь так?». Для того, чтобы сделать данную конструкцию не приходится менять порядок слов. Наоборот, у исходного предложения, в его концовке, образуется дополнительный оборот «to be/do/will+местоимение».

There is a fridge in the kitchen, isn’t there? Of course, there is.
На кухне есть холодильник, не так ли? Конечно, есть.

Составить подобное предложение не трудно, необходимо только обратить внимание на один нюанс. Если первоначальная фраза содержит отрицание, то добавочная конструкция будет стоять в утвердительной форме. Это же правило справедливо и для обратной ситуации.

It isn’t a very good idea, is it? I don’t know.
Это не очень хорошая идея, да? Я не знаю.
Do you work at the factory, don’t you? Yes, I am.
Вы ведь работаете на фабрике, нет? Да.

Грамматические замечания: если утвердительное предложение содержит местоимение I, то в добавочной конструкции форма глагола будет aren’t. Если предложение имеет отрицательный контекст, добавка выражается словами I am. Употребление в этой конструкции фразы I am not практически не встречается.

I am a workaholic, aren’t I? I am not workaholic, am I?
Я трудоголик, так ведь? Я ведь не трудоголик?

Для того, чтобы не выходить за рамки политкорректности, следует запомнить употребление этой комбинации с собирательными местоимениями.

Everybody is here, aren’t they? Nobody is angry, are they?

В завершении раздела стоит упомянуть о еще одной разновидности вопросов, которые именуются прямыми. Они задаются с помощью вопросительных слов, и относятся исключительно к подлежащему. Чтобы создать такую конструкцию, необходимо заменить подлежащее на who или what.

Nick writes computer programs. Who writes computer programs?
Ник пишет компьютерные программы. Кто пишет компьютерные программы?
The shop is on the other side of the street. What is on the other side of the street?
Магазин расположен на другой стороне улицы. Что расположено на другой стороне улицы?

Вопросительные предложения в английском языке – сводная таблица

Обобщим свои знания и посмотрим, как образуются разновидности английского вопросительного предложения в разных временах. Данная таблица будет полезной шпаргалкой для отработки конструкций на практике.

Простые времена (Simple)
Настоящее Прошедшее Будущее
Does she write letters?

Она пишет письма?

Who writes letters?

Кто пишет письма?

When did she paint the picture?

Когда она рисовала эту картину?

There were many bookshelves, weren’t there?

Ведь там было много книжных полок, нет?

Will you play soccer tomorrow or next week?

Вы будете играть в футбол завтра или на следующей неделе?

Продолженные времена (Continuous)
Настоящее Прошедшее Будущее
What are you playing now?

Во что ты сейчас играешь?

Who was talking with him at that moment?

Кто разговаривал с ним в тот момент?

Will you be flying to Madrid at this time tomorrow?

Завтра в это время вы будете лететь в Мадрид?

Совершенные времена (Perfect)
Настоящее Прошедшее Будущее
Has he studied here?

Он учился здесь?

Had the concert already begun when you entered the hall?

Когда вы вошли в зал, концерт уже начался?

You will have worked here by next week, won’t you?

Вы будете работать здесь до следующей недели, не так ли?

Продолженные совершенные времена (Perfect Continuous)
Настоящее Прошедшее Будущее
Have you been living in Berlin for 10 or 12 years?

Вы живете в Берлине уже 10 или 12 лет?

How long had they been waiting for us before they decided to go home?

Как долго они прождали нас, прежде чем решили уйти домой?

Will you have been learning Russian for 3 years by the time you go to Moscow?

Ты будешь уже 3 года изучать русский, ко времени поездки в Москву?

Просмотры: 6 420

5 типов вопросов в английском языке: таблица с примерами

Каждый день мы задаем вопросы. Например, мы часто спрашиваем:

– Как твои дела?

– Что ты делал вчера?

– Кто пойдет в магазин?

– Ты пойдешь в кафе или нет?

Все, кто учит английский, должны знать, как образуются вопросы, так как без них вы не сможете общаться. В английском языке есть 5 типов вопросов. Давайте разберемся чем они отличаются.

Хотите заговорить на английском?
Приходите на наш бесплатный онлайн мастер-класс «Как довести английский язык до автоматизма»
Подробнее

Также Вы можете ознакомиться со всеми онлайн-курсами английского языка.

Содержание статьи:

  • 5 типов вопросов в английском
  • Общий вопрос
  • Специальный вопрос
  • Вопрос к подлежащему
  • Альтернативный вопрос
  • Разделительный вопрос
  • Общая таблица

5 типов вопросов в английском языке

Давайте представим разговор двух людей:

– Привет! Как твои дела?
– Все отлично. Начал учить английский язык.
– Ого, классно. Ты на курсы ходишь или к репетитору?
– На курсы. Ты тоже ходил на курсы, не так ли?
– Да, ходил. Когда ты начал заниматься?
– Месяц назад. Кто преподавал у тебя на курсах?
– Русские преподаватели. Ты занимаешься с носителем?
– Нет, я подумал, что мне рано заниматься с носителем. 

Как вы видите, в диалоге присутствуют различные вопросы. Их можно разделить на 5 типов:

1. Общий вопрос. Этот вопрос мы задаем, когда хотим узнать общую, основную информацию. (Ты занимаешься с носителем?)

2. Специальный вопрос. Такой вопрос нам нужен для того, чтобы узнать определенную, конкретную информацию, которая нас интересует. (Когда ты начал заниматься?)

3. Вопрос к подлежащему. Его мы задаем, когда хотим узнать кто выполняет действие. (Кто преподавал у тебя на курсах?)

4. Альтернативный вопрос. Это такой вопрос, в котором дается выбор из 2-х вариантов. (Ты на курсы ходишь или к репетитору?)

5. Разделительный вопрос. Этот вопрос предполагает подтверждение какой-либо информации. (Ты тоже ходил на курсы, не так ли?)

А теперь давайте разберем, как каждый из этих вопросов строится на английском языке.

Общие вопросы в английском языке

Учимся задавать общие вопросы

Общий вопрос мы задаем, чтобы узнать общую информацию. Отсюда и само название «общий». 

Например

Ты поедешь отдыхать этим летом?

В этом предложении мы не уточняем, когда, куда, на сколько времени поедет человек. Мы узнаем только общую информацию — поедет он или нет. 

Такие вопросы еще называют вопросом да/нет. Потому что ответить на него мы можем либо «да», либо «нет». 

Как построить общий вопрос?

Общий вопрос задается ко всему предложению целиком. Он задается с помощью вспомогательного глагола. 

Вспомогательные глаголы — это слова, которые не переводятся, а лишь выполняют роль указателей.

Они помогают нам определить:

  • время происходящего (настоящее, будущее, прошлое);
  • количество действующих лиц (много или один).

Каждое время в английском языке имеет свой вспомогательный глагол. Подробно о вспомогательных глаголах читайте в этой статье.

Чтобы задать общий вопрос, нам нужно поставить вспомогательный глагол на первое место. 

Схема такого предложения будет следующей:

Вспомогательный глагол + действующее лицо + совершаемое действие?

Для образования вопроса нам надо поставить вспомогательный глагол на первое место. Например, у нас есть утвердительное предложение

They like to study.
Они любят учиться.

Чтобы задать вопрос, мы ставим вспомогательный глагол do на первое место

Do they like to study?

Давайте рассмотрим еще несколько примеров.

Does she drive a car?
Она водит машину?

Do they like cats?
Они любят кошек?

Will we go to the cinema?
Мы пойдем в кино?

Did he work here?
Он работал здесь?

Пошаговое руководство
>> Как задать общий вопрос в английском языке. 

Специальные вопросы в английском языке

Специальный вопрос - Который сейчас час?

Слово «специальный» означает «предназначенный исключительно для чего-либо». Соответственно, этот вопрос нужен, чтобы узнать конкретную интересующую вас информацию. Поэтому он и называется специальный, то есть, вы хотите уточнить специальную информацию.

Например

Куда ты поедешь отдыхать?

Мы узнаем конкретную информацию — место, куда поедет человек. 

Как построить специальный вопрос?

Он задается при помощи следующих вопросительных слов:

  • what — что,
  • where — где,
  • when — когда,
  • who — кто,
  • why — почему,
  • how (much/often/long) — как (много/часто/долго).

Эти слова ставятся на первое место, а дальше предложение строится как в общем вопросе. 

Строится специальный вопрос по схеме:

Вопросительное слово + вспомогательный глагол + действующее лицо + совершаемое действие?

Примеры

When did he get up?
Когда он проснулся?

Where will you go?
Куда ты пойдешь?

Why do they like to travel?
Почему им нравится путешествовать?

Пошаговое руководство
>> Как задавать специальные вопросы. 

Вопрос к подлежащему в английском языке

Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

Вопрос к подлежащему задается с вопросительными словами who и what, которые заменяют действующее лицо или предмет, о котором говорится в предложении. Например 

Кто соберет чемодан за тебя?

Следовательно, вопрос к подлежащему мы задаем, когда не знаем, кто совершил действие или обладает признаком.

Как построить вопрос к подлежащему?

Особенностью данного вопроса будет порядок слов в предложении. В этом типе вопроса порядок слов никогда не меняется и идет как в утвердительном предложении. Схема такого предложения будет следующей:

Who + действие?

Например, у нас есть утвердительное предложение

They played tennis.
Они играли в теннис.

Мы просто вместо they подставляем вопросительное слово who 

Who played tennis?
Кто играл в теннис?

При этом мы представляем, что who/what — это человек в единственном числе, о котором идет речь (он, она). Поэтому предложение должно быть построено, как будто на месте who/what стоит he/she.

Например, у нас есть предложение

They were in the car.
Они были в машине.

При вопросе забываем про they и представляем на его месте he, следовательно, заменяем were на was

Who were was in the car?
Кто был в машине?

Примеры

Who likes to sing?
Кто любит петь?

What was in the box?
Что было в коробке?

Who is a doctor?
Кто доктор?

Пошаговое руководство:
>> Как построить вопрос к подлежащему?. 

Альтернативные вопросы в английском языке

Альтернативный вопрос - Вам черный чай или с молоком?

Соответствуя своему названию, этот вопрос предполагает альтернативу, то есть право выбора.  Задавая его, мы даем собеседнику два варианта на выбор.

Пример

Ты полетишь в Англию или Германию?

В таком вопросе всегда присутствует союз or (или). Сам вопрос строится как общий, только в конце при помощи нашего or мы добавляем предложение выбора.

Схема построения альтернативного вопроса:

Вспомогательный глагол + действующее лицо + совершаемое действие + ___ or ___?

Примеры

Will they go to the park or to the cinema?
Они пойдут в парк или в кино?

Did you buy apples or pears?
Ты купил яблок или груш?

Does he work or study?
Он работает или учится?

Пошаговое руководство:
>> Как правильно построить альтернативный вопрос. 

Разделительные вопросы в английском языке

Этот вид вопроса также называют «вопрос с хвостиком».  Такой вопрос выражает сомнение или желание получить подтверждение чего-либо.

Например

Ты уже собрал свой чемодан, не так ли? 

Разделительный он, потому что состоит из 2-х частей, разделенных запятой.

Первая часть строится как утвердительное либо отрицательное предложение с обычным порядком слов.

Вторая часть («хвостик») выглядит как краткий вопрос. Она состоит из:

  • вспомогательного глагола (зависит от употребленного времени в первой части);
  • действующего лица (я,  ты, он, она, они, оно, мы, вы), используемого в первой части.

Такой «хвостик» на русский язык мы переводим, как «не так ли» / «не правда ли».

1. Если в первой части предложение утвердительное, то во второй ставится отрицание.

Утвердительное предложение + вспомогательный глагол + not (в сокращенной форме) + действующее лицо?

Примеры

He called you yesterday, didn’t he?
Он звонил тебе вчера, не так ли?

They play tennis every weekends, don’t they?
Они играют в теннис каждый выходной, не так ли?  

2. Если предложение отрицательное, то во второй части ставится утверждение.

Отрицательное предложение + вспомогательный глагол + действующее лицо?

Примеры

Your sister will not buy a car, will she?
Твоя сестра не будет покупать машину, не правда ли?

They do not smoke, do they?
Они не курят, не так ли?

Пошаговое руководство:
>> Как задать разделительный вопрос. 

Общая таблица 5 типов вопросов

Давайте еще раз посмотрим на общую таблицу с 5 типами вопросов. 

Итак, мы разобрали все пять видов вопросов в английском языке. А теперь давайте перейдем к практике.

Хотите заговорить на английском?
Приходите на наш бесплатный онлайн мастер-класс «Как довести английский язык до автоматизма»
Подробнее

Задание на закрепление

Сделайте по 5 видов вопросов из следующих утвердительных предложений:

1. He went to school yesterday.
2. She gave me a phone.
3. We will read this book.
4. They bought a car. 
5. She doesn’t like to cook.

Свои ответы оставляйте в комментариях под статьей.

Добавить комментарий