Как составить сложный план доклада

Сложный план текста


Сложный план текста

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 557.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 557.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Заключение

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Айымжан Куатова

    2/10

  • Айсулу Нуралиева

    10/10

  • Svetlana Vasilieva

    8/10

  • Цирек Мальцев

    10/10

  • Дамир Жунусов

    9/10

  • Dilya Zholdibaeva

    8/10

  • Даша Головина

    8/10

  • Павел Суров

    6/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 557.


А какая ваша оценка?

План текста помогает уловить суть материала, а пункты становятся ориентиром, благодаря которым можно легко находить нужный блок информации. Он способствует тому, чтобы ученик в классе смог усвоить, уверенно воспроизвести и освежить в памяти изученный материал. Сложный план текста, к примеру, необходим при подготовке к написанию различных письменных работ: эссе, сочинения по рассказу, изложения, а также для выступления с презентацией, докладом или сообщением.

Оглавление:

  • Основные критерии
  • Порядок составления
  • Примеры написания

Сложный план как составить

Основные критерии

Сделать план текста — это как составить краткую программу, в которой выделены основные части (микротемы). Подробный план отличается от простого тем, что, кроме пунктов, в нем пишутся подпункты. Так делают, когда нужно отразить важную информацию, которая не вмещается в один пункт. В таком случае микротема разделяется на составные части.

Можно выделить следующие основные критерии сложного плана:

Сложный план пример

  1. Целостность.Текст имеет вступление, содержание и вывод, такой же структурой обладает план.
  2. Точность высказывания. Выделяемые пункты и подпункты — это законченные мысли автора. Они не могут прерываться, содержать набор слов или словосочетаний.
  3. Содержательность, которая поможет с легкостью пересказать текст. Благодаря продуманному составлению можно «развернуть» каждый пункт в связный текст.
  4. Порядок пунктов. Последовательность пунктов не нарушается, мысль и повествование идут в одном направлении. Здесь важным является определение причинно-следственных и логических связей между ключевыми мыслями автора.

Кроме того, план должен быть лаконичным, необходимо придерживаться сути. Второстепенная по важности информация и большое количество пунктов не смогут уложиться в голове.

Порядок составления

Чтобы без труда справляться с любым текстом и легко составлять сложный план, нужно запомнить основные шаги. Именно шаги отличают самостоятельную проработку материала, которая формирует у человека логические связи между излагаемыми мыслями, от бесполезной зубрежки. Шаги для составления плана:

Сложный план

  1. Определение главной мысли автора. В тексте есть главная мысль, которая объясняет весь посыл произведения, для чего оно было написано. Чтобы правильно ее найти, нужно вдумчиво прочитать материал 2−3 раза, заостряя внимание на ключевых моментах, выражающих мнение автора. Во время такого прочтения рекомендуется делать пометки, по которым будет удобно ориентироваться во время составления развернутого плана.
  2. Выделение смысловых частей. Часто они совпадают с абзацами, что упрощает работу над материалом. Смысловая часть имеет непосредственное значение для всего текста в целом. Обычно частей бывает несколько, например, автор может описывать царства живой природы, а в следующем абзаце перейти к характеристике млекопитающих.
  3. Оглавление пунктов и подпунктов. Это словесное оформление плана, которое отличает сложный план от визуального плана, блоков-схем и других видов.
  4. Выписывание пунктов и проверка. Запись легче усваивается и сокращает время, которое затрачивается на вспоминание пункта. Важно сделать проверку, она заключается в мысленном или устном раскрытии пунктов и подпунктов. Если идея текста, его основные части и важные уточнения выстраиваются в последовательный логичный текст, значит, сложный план составлен хорошо.

Существуют распространенные ошибки, которые затрудняют эффективное применение сложного плана. Следует их избегать и устранять. К ним относится использование целых цитат и предложений из произведения, применение незнакомых слов, нарушение логической связи. Пункты не отражают структуру и основную мысль текста, в них присутствует второстепенная информация.

Примеры написания

В учебниках русского языка и литературы часто встречаются параграфы с биографией творческих деятелей. Для начала нужно определиться с темой. Например, текст о поэтессе М. И. Цветаевой. Первый абзац посвящен началу жизненного пути, второй — творчеству. Именно так можно назвать пункты, то есть его смысловые части:

  1. Начало жизненного пути:
    1. Рождение в Москве, детство в Тарусе.
    2. Учеба в училище и зарубежных пансионах.
    3. Первые сборники:
      • «Вечерний альбом» (1910);
      • «Волшебный фонарь» (1912).

      Сложный план текста пример

  2. Творчество Марины Цветаевой:
    1. Сборники стихов.
    2. Поэмы.
    3. Поэмы-сказки.
    4. Драматические произведения.
    5. Проза.

Другой пример составлен по статье из учебника по истории:

  1. Определение понятия «восточный вопрос»:
    1. Родовая принадлежность: комплекс международных противоречий (конфликтов).
    2. Хронологические рамки: конец XVIII-начало XX веков (1756−1918 гг.).
    3. Сущностные признаки:
      • упадок Османской империи;
      • соперничество великих держав;
      • борьба стран Европы за разделение ее территорий.
    4. Направления:
      • геополитическое;
      • экономическое;
      • идеологическое;
      • территориальное.

      Сложный план текста

  2. Тактические операции:
    1. Русско-турецкая война 1768−1774 гг.
    2. Русско-турецкая война 1787−1791 гг.
  3. Договоры:
    1. Кючук-кайнарджийский мирный договор, 10 июля 1774 г.
    2. Георгиевский трактат, 24 июля 1791 г.
    3. Ясский мирный договор, 29 декабря 1791 г.
    4. Верельский мирный договор, 3 августа 1790 г.
  4. Разделы Речи Посполитой.

Зная основные критерии, порядок составления и распространенные ошибки, можно с легкостью составить развернутый план для анализа произведения, написания письменной работы и выступления.

Как составить план доклада

План доклада можно использовать с разными целями: составить по нему сам доклад или использовать во время выступления для того, чтобы перед глазами были основные положения работы. Рассмотрим оба варианта.

План для написания доклада

Составить доклад по готовому плану значительно легче, чем пытаться с нуля написать неизвестно что. Работа без плана может получиться сумбурной и не отразить тех элементов, которые должны присутствовать в научном докладе.

Начинать работу с планом лучше всего на стадии подбора материалов. Если вы готовите доклад для защиты какой-либо студенческой работы, то ваши базовые материалы будут содержаться в самой исследовательской работе. Для докладов, которые используют во время конференций, круглых столов, семинаров и иных мероприятий, понадобится основательно потрудиться в подборе подходящего материала.

Проще всего, если вы начнете составлять план доклада на стадии работы с материалами. Вначале составьте каркас плана на основании структуры самого доклада: представление темы (титульный лист), введение, базовая часть, заключение. Затем по мере изучения заполняйте этот каркас основными элементами, о которых будете рассказывать. Для этого можно составить конспект подобранных материалов и выбрать из него самое главное.

Напротив каждого пункта плана делайте необходимые вам пометки. Например, отметьте материалы, которые нужно описать, укажите, что вам нужно уточнить то или иное понятие, и так далее.

Примерный план доклада

1. Представление доклада: слова приветствия, сведения о докладе.

2. Введение

Актуальность ” придумать, как сократить, найти подтверждающие данные.

Проблема” описать подробно.

Предмет, объект ” спросить у руководителя.

Цели, задачи ” выделить 5 задач, уточнить, как правильно формулировать.

3. Основная часть

Определения трех понятий ” взять со страниц: источник № 1 — с. 15, № 2 — с. 298, № 3 — с. 37.

Составить тезисы теории.

Составить в Exel диаграмму, составить в Word таблицу, найти подходящие рисунки.

4. Заключение

Несколько выводов.

Придумать интересный вопрос.

Не пытайтесь сразу же создать идеальный план, так как по мере чтения у вас будет одно представление о содержимом доклада, а по мере составления доклада — совсем другое. Также не забывайте, что при полном погружении в работу ваш ум работает более активно, чем в самом начале. Вы начинаете лучше систематизировать материал, придумываете более удачные заголовки. Попав в такое состояние, смело вычеркивайте слабые позиции плана и заменяйте их новыми.

План для выступления с докладом

Далеко не каждый человек может выучить несколько страниц научного доклада, содержащего специальную терминологию. Более того, выучив текст наизусть, некоторые так теряются от волнения, что напрочь забывают весь текст. Оптимальным в этом случае является составления плана доклада или так называемого опорного плана. В нем отображаются только основные пункты и понятия, которые нужно раскрыть.

Также в опорных планах можно использовать символы, понятные автору доклада и вызывающие у него определенные ассоциации. Например, символическое изображение графика (около 1-2 см) напоминает докладчику о необходимости рассказать о графическом анализе, символ двойного листка бумаги — о тиражировании информации. Специальные символы хорошо запоминаются и прекрасно бросаются в глаза, в отличие от сплошного текста на нескольких листах.

Если захотите использовать этот прием, то не пытайтесь найти готовые символы. Вы должны нарисовать то, что конкретно у вас ассоциируется с тем или иным словом или фразой. Однако не стоит шифровать весь доклад, иначе потом сами не разберетесь в столь загадочных письменах. Не забывайте, что опорный план предполагает заучивание доклада наизусть и многократное воспроизведение по плану текста.

Образец опорного плана

Естественно, что опорный план будет понятен только вам, а для другого он, возможно, станет филькиной грамотой. Однако не стоит перенасыщать его информацией, так как вам нужно не закодировать каждое определение, а создать зрительную опору для наиболее трудных моментов.

Плюсом использования такого плана является отличное владение материалом (иначе вы просто не сможете по нему ничего рассказывать). При любом сбое (что-то отвлекло вас и аудиторию) вы без труда продолжите свой доклад с любого места. Еще одно преимущество — это высокая активность ума. Если при чтении доклада вы будете погружать самого себя и присутствующих в некое подобие транса, то здесь вы будете более сконцентрированы и вдохновлены, что оценит и публика.

Подпишитесь на нас в ВК.

Публикуем полезные лайфхаки для учёбы

 развернутый план текста

Мамонты и тексты — общие моменты

План текста — как скелет, по которому учёные могут восстановить строение тела доисторического животного. Так и читатель по плану текста перед чтением может понять его структуру, а после — вспомнить его содержание. Достигается этот эффект за счёт того, что каждый пункт плана описывается словами, максимально полно раскрывающими содержательную часть абзаца, к которому они относятся.

А каждый такой абзац или параграф, если абзацев несколько, характеризуется логической завершённостью.

Два уровня сложности

В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.

Как составить план текста

Простой характеризуется одноуровневой конструкцией, которая содержит не менее двух, но не более пяти пунктов и подходит для схематизации коротких сообщений или небольших рассказов.

Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.

Пример простого плана на тему «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:

  1. Старик, старуха и Золотая Рыбка.
  2. Три желания старухи.
  3. Последний каприз царицы.
  4. Старик, старуха и разбитое корыто.

Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.

Сложный план подходит для написания материалов с глубоким уровнем детализации, например, для произведений художественной литературы.

Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:

  • Введение.
  • Бедная жизнь старика со старушкой.

 сложный план как составить

  1. Кого поймал рыбак?
  2. Почему дед отпустил свой улов?
  3. Что изменило жизнь стариков?
  • Недовольство старухи.
  1. Что должен был сделать старик?
  2. Кем хотела стать жадная бабка?
  • Исчезновение волшебной рыбки.
  • Старик, его жена и разбитое корыто.
  • Заключение

Как правильно составить план текста

Как составить план

Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.

В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.

Вне зависимости от источника информации, её следует:

  1. Изложить в письменном виде;
  2. Разделить на абзацы, которые представляют собой самостоятельные смысловые блоки;
  3. Задать к каждому блоку вопрос — о чём собственно идёт речь?
  4. Перефразировать вопросительное предложение в утвердительное и таким образом придумать для каждого смыслового блока название, отражающее его содержание.

Идеально составленный план при одном взгляде на него должен восстановить в памяти читателя подробное содержание текста любой сложности.

Четыре критерия оценки

План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:

 как составить план кратко

  • Первый из критериев — это структурность — она делит тело, например, газетной статьи на абзацы. Последовательная или иерархическая структура абзацев предполагает, что и текст, и его план по структуре совпадают.
  • Второй критерий — это ясность формулировки, она предполагает, что названия заголовков выражают законченные мысли.
  • Третий критерий — информативность, она позволяет читателю логически ориентироваться в расположении смысловых блоков текста.
  • Четвёртый критерий — это последовательность, которая предполагает, что заголовки и подзаголовки не только названы таким образом, чтобы раскрыть их содержательную часть, но и расположены в такой последовательности, которая отражает внутреннюю (художественную, историческую или научную) логику развития сюжета истории целиком.

Пять видов названия рубрик

Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:

Что такое сложный план

  1. Вопросные — они состоят из вопросительных слов (кто, что, зачем, почему), ответ на которые содержится в информативной части абзаца. Такие заголовки подходят для коротких новостных статей.
  2. Тезисные (они же назывные) — в виде кратко сформулированных мыслей, они выражают смысл блока, к которым относятся. Для тезисных заголовков используются максимум существительных и прилагательных и минимум глаголов.
  3. Цитатные — они представляют собой дословные высказывания из абзацев. Это, как правило, цитаты, раскрывающие основные мысли информационных блоков.
  4. План — опорная схема — это такие заголовки, которые содержат ключевые слова, описывающие смысловые значения абзацев.
  5. Смешанные названия заголовков — они могут содержать виды разных способов описания заголовков. Названия смысловых блоков смешанного плана помогают структурировать текст по уровням: чем больше деталей, тем больше уровней. Заголовки одного уровня могут принадлежать только одному из предыдущих четырёх видов названий.

Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.

Смешанные названия также позволяют автору развернуть перед внутренним взором читателя всю глубину своего письменного шедевра.

Три функции заголовков

План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:

Сложный план текста

  1. Организовывать и направлять внимание читателя;
  2. Раскрывать структуру текста — определять относительное значение заголовков и подзаголовков, а также место каждого из последних в общей структуре письменного материала;
  3. Выполнять функцию справочной карты, с помощью которой в теле, например, лекции ученик должен легко находить искомые смысловые блоки.

Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:

  • Следуют ли мысли письменного изложенная одна за другой, без иерархической подчинённости — последовательно;
  • Или мысли (в широком смысле — информация) представляют собой составные части одной главной мысли — идейной доминанты текста.

Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.

Доклад — это отчет или документ, в котором содержится информация и дается суть предмета или исследования в отношении конкретной ситуации. Часто состоит из информации о вопросе, которая передается слушателю или доклад может быть в виде монологовой речи, публичной, расширенной, официальной коммуникации по предмету, основанной на документальных доказательствах.

Цель доклада — проинформировать кого-то о чем-то. Однако доклады могут содержать рекомендации, предложения или другие мотивирующие элементы.

Доклад часто имеет структуру научного исследования: введение, методы, результаты и обсуждение.

Доклад играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих школьников и студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Доклад пишется с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских умений.

Поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Если письменный текст должен быть правильно построен и оформлен, грамотно написан и иметь удовлетворительно раскрывающее тему содержание, то для устного выступления этого мало. Устное выступление должно хорошо восприниматься на слух, т.е. быть подано интересно для аудитории.

Структура доклада

Структура доклада традиционно включает в себя следующие части:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление (В нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт. В нем последовательно излагаются названия пунктов доклада (простой план). Доклад может структурироваться по главам и параграфам (сложный план). Здесь необходимо указать номера страниц, с которых начинается каждый пункт плана. Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки каждой главы, параграфа печатаются в середине строчки, в конце заголовка точка не ставится. Не допускаются кавычки и переносы слов.);
  3. Введение (Формулируется тема доклада, определяется место рассматриваемой проблематики среди других научных проблем и подходов, т.е. автор объясняет ее актуальность и значимость. Даётся краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема. Далее раскрывают цель (например, показ разных точек зрения, разных подходов на определенную личность или явление, событие) и задачи (в качестве задач можно давать описание позиций авторов, раскрывать различные стороны деятельности);
  4. Основная часть (Структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются автором и руководителем. Основной материал излагается в форме связного, последовательного, доказательного повествования, иллюстрация автором основных положений. Подбор материала в основной части доклада должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; выявление собственного мнения обучающегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в докладе. Оформляются ссылки и цитаты в соответствии с правилами.);
  5. Заключение (Подводятся итоги выполненной работы, краткое и четкое изложение выводов, анализ степени выполнения поставленных во введении задач. Подтверждается актуальность проблемы и перспективность, предлагаются рекомендации. Заключение должно быть кратким, вытекающим из содержания основной части.);
  6. Список использованных источников. (Указывается не менее 5-8 различных источников для доклада. Расположение источников следует по алфавиту: фамилии авторов и заглавий документов. В список вносится перечень всех изученных обучающимся в процессе написания доклада монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и т.д.)
  7. Приложение. (Иллюстративный материал составляется параллельно написанию доклада. В него выносится только самое главное по работе: выводы, обобщения, результаты сделанного автором анализа, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы, таблицы вспомогательных цифровых данных. Иллюстративного материала не должно быть слишком много, не более 10 страниц. На все таблицы, рисунки, схемы, графики должны быть сделаны ссылки: «Составлено автором», либо ссылка на источник.)

Содержание доклада

Доклада, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • основная часть;
  • список использованных источников;
  • приложения (при необходимости).

Примерный объем доклада в страницах:

  • Титульный лист — 1 стр.
  • Основная часть — 3-6 стр.
  • Список использованных источников — 1-2 стр.
  • Приложения — Без ограничений

Материал основной части доклада могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для доклада является логическая связь между материалом и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части доклада ссылок на использованные источник.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает…») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать…» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения доклада.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для доклада их рекомендуемое количество от 3 до 10. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 4 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в докладе.

Список источников оформляется в соответствии с требованиями ПРИЛОЖЕНИЕ:

  • ГОСТ 7.1 – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание
  • ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.
  • ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления

В приложение следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Приложения следует оформлять как продолжение доклада на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Титульный лист доклада – образец и пример оформления

Титульный лист доклада — это не только основная информация об учебном заведении, предмете и дисциплине, данные о студенте и преподавателе, но и лицо проекта, демонстрация компетентности студента. Если вы не знаете, как оформить титульный лист доклада, вы можете обратиться к руководству университета или к положениям ГОСТа. Я предоставила пример и образец титульного листа доклада и основные требования оформления как должна выглядеть титульная страница доклада для школы, колледжа или университета.

Титульный лист доклада – образец и пример оформления

Порядок оформления титульного листа для доклада, независимо от школы или университета, должен быть следующим (фактически, этот стандарт применим к любому письменному заданию на любом этапе обучения или исследовательской деятельности):

  1. В верхнем углу страницы по центру пишется название учебного заведения со всеми формальностями, наименование кафедры целиком или сокращенно;
  2. Сделав два пробела вниз, нужно написать тему доклада, оформляется следующим образом: на первой строчке пишется «Доклад», на следующей – по какой дисциплине или предмету, ещё ниже – «на тему» и после двоеточия указывается тема;
  3. Сделав два пробела вниз, но теперь с выравниванием по правому краю или левому краю. Пишется «Выполнил ученикстудент * класса» (вместо звёздочки – номер и буква класса), ниже – фамилия и инициалы. Допустимо заменить слово «выполнил» на «подготовил». Строкой ниже нужно указать фамилию и инициалы преподавателя (чаще он обозначается как «руководитель»).
  4. В самом низу страницы по центру указать– место (населённый пункт, город и т.д.) и год написания доклада.

Скачать титульный лист доклада:

Скачать образец титульного листа для школы:

Скачать образец титульного листа для колледжа:

Скачать образец титульного листа для университета:

Оглавление (содержание)

Оглавление содержит последовательно заголовки разделов доклада и указывает страницы, с которых начинается каждый раздел. Доклад можно разделить на главы и пункты, следует указать номера страниц, с которых начинается каждый абзац наброска. Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки каждой главы, абзаца печатаются в середине строки, в конце точки заголовка не устанавливается. Никаких кавычек или разрывов слов не допускается.

Пример:

Доклад

Введение

Введение — это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.

Пример:

Доклад

Основная часть

В основной части раскрывается содержание доклада. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.

Пример:

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Заключение

В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.

Пример:

Доклад

Список использованных источников

Список использованных источников представляет со-бой перечень использованных книг, статей, фамилии авторовприводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.

Доклад

Приложение

Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «ПРИЛОЖЕНИЕ 1».

Пример:

Доклад

Как написать доклад — правила и советы

Доклад — это вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.

К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.

В настоящее время доклады, подготовленные в учебных заведениях, по содержанию практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачетной работой студента.

Различают следующие виды докладов: научный доклад и учебный доклад.

  • Научные доклады готовятся научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др.
  • К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые обучающимися высших и средних образовательных учреждений.

Обучающийся в ходе подготовки доклада приобретает новые знания, формирует важные научно-исследовательские умения, осваивает методы научного познания, совершенствует навыки публичного выступления.

Подготовка доклада зачастую требует от докладчика большой самостоятельности и интеллектуальной работы. Выполнение доклада способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Этапы подготовки доклада:

  • Подготовка и планирование.
  • Выбор и осознание темы доклада.
  • Подбор источников и литературы.
  • Работа с выбранными источниками и литературой.
  • Систематизация и анализ материала.
  • Составление рабочего плана доклада.
  • Письменное изложение материала по параграфам.
  • Редактирование, переработка текста.
  • Оформление докладом.
  • Выступление с докладом.

Подготовка списка литературы (Библиографический поиск)

Любой студент рано или поздно сталкивается с необходимостью работать в библиотеке. Но прежде чем отправляться в книжное хранилище, сначала необходимо оценить свою домашнюю методическую библиотеку. Возможно, в ней найдутся полезные для работы книги и статьи из журналов. Затем следует изучить фонды библиотеки педагогического колледжа, а после этого уже обращаться в публичные библиотеки.

Поиски необходимой литературы продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской или научно-исследовательской работы.

Для работы в справочно-библиографическом отделе библиотеки необходимо спланировать свое время, выделить определенные дни и часы.

Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к Педагогической энциклопедии в 4гомах, Российской педагогической энциклопедии в 2 томах и специальным словарям. Статьи Педагогической энциклопедии содержат не только краткую информацию по существу той или иной проблемы, но и список опубликованных по ней работ. Получив общую информацию по теме исследования, можно уже направиться к каталогам.

Каталоги — это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.

В предметном каталоге названия книг размещены не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик.

В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.

Каталог новых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг за последние полгода.

Выбор необходимой литературы и периодики осуществляйте самостоятельно, так как даже опытный библиограф не в состоянии учесть все направления и оттенки ваших индивидуальных профессиональных читательских интересов. Такой подход позволяет открыть новые аспекты той или иной проблемы.

Во «владениях библиотеки» внимательно изучите каталоги и картотеки. Лаконичные каталожные карточки несут богатую информацию: фамилия автора, название книги, его подзаголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издательства, год выхода книги, количество страниц. Обстоятельный справочный материал поможет вам в подборе необходимой литературы.

Перепишите с карточки каталога точную и полную библиографическую информацию о книге, статье. Свои записи лучше делать на отдельных карточках: фамилия и инициалы автора, заглавие работы, место и год издания, если это статья из сборника, обязательно выпишите название сборника или книги, а если это журнальная статья — название журнала, год и номер.

На основе карточек, полученных в ходе библиографического чтения, составляется список литературы. Предлагаем примеры описания библиографического аппарата литературы и источников (на основании ГОСТ 7.1. — 84).

Методика написания текста для доклада

Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее фиксируют: делают пометки, подчеркивания, лучше на вкладных листах; разного вида записи (выписки, план, тезисы, аннотации, конспект и др.); схемы. Для лучшего запоминания полезно пересказать текст с опорой на сделанные записи, при этом не забывая, что начинать любого вида записи следует с библиографических данных текста.

План — это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или заголовки статей.

Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей.

Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль. Формулирование пунктов плана — трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Это можно сравнить с поиском заголовков — названий к произведениям.

Иногда в начале написания доклада уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда разумно. Здесь возможны два способа работы: или составить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты, или сразу разработать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками.

Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании: ведь, объединяя, обобщают, а выбрасывая, выделяют главное, как бы фильтруют текст.

Можно более рационально подойти к составлению плана: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его.

Полезно знать о недостатках плана. План имеет тенденцию говорить только то, что говорит источник, но не дает информации о том, что и как сказано, т.е. в нем мало говорится о фактическом содержании, о компоновке источника.

При составлении плана при чтении текста сначала попытайтесь определить границы мыслей. Немедленно отметьте эти точки в книге. Дайте необходимые отрывки заголовка, сформулировав соответствующую точку в плане. Затем повторите чтение, чтобы убедиться, что вы установили правильный «поворот» содержания и уточнили формулировку. Постарайтесь сделать так, чтобы заголовки-пункты плана были наиболее полными в мыслях автора.

Читайте текст один за другим и сделайте черновой набросок с необходимыми деталями. Чтобы облегчить написание плана, отметьте наиболее важные моменты в книге с помощью легко стираемых карандашных линий. Запишите любые цитаты, чтобы их можно было легко осветить одним взглядом.

Этапы написания доклада

Доклад

На этапе подготовки и планирования предстоит решить, что планируется написать в докладе и зачем, и только затем определить, как это делать.

Необходимо принять решения по следующим пунктам:

  • выбор конкретной темы;
  • цели, преследуемые в работе;
  • критерии успешности конечного результата;
  • структура и формат изложения;
  • характер словаря, верный стиль, правильный тон.

Доклад

Принципиальным и чрезвычайно ответственным моментом в разработке доклад является выбор темы. Тема должна содержать в себе проблему, так как именно проблема определяет в первую очередь успех всей работы. Четкая постановка проблемы позволит без труда сформулировать цель. Цель – лаконичный и емкий ответ на вопрос, зачем проводится данный вид работы; она формулируется таким образом, чтобы слушатель смог представить себе в общем виде проблемную область, характер, замысел, направленность данного доклада.

Более детально эти характеристики раскрываются в задачах исследования. Задача – способы и условия достижения цели. Здесь необходимо определить:

  • какие именно факты хотите получить;
  • какие статистические зависимости предполагаете установить;
  • какие тенденции выявить.

Актуальность доклада – это степень важности темы в данный момент времени и в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса. Актуальность раскрывает интересующее докладчика явление в аспектах противоречий и трудностей, не определенных разработками его предшественников, а также возможности их разрешения иными средствами.

Новизна темы доклада характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами. Критериями новизны выступают: вид новизны (теоретическая или практическая), уровень конкретизации, уровень дополнения, уровень преобразования.

Доклад

Под источниками подразумеваются законы, различные нормативные документы и др., а под литературой – книги, монографии, публикации в периодической печати.

Доклад

Работу с источниками надо начинать с изучения наиболее важных и актуальных научных работ и научных текстов (книг, статей, диссертаций и других научных исследований) по теме доклада:

  1. ознакомление с материалами, вышедшими в последние годы (в них, как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиография);
  2. ознакомление с материалами, опубликованными в более раннее время;
  3. ознакомление с публикациями в периодической печати;
  4. использование компьютерных источников информации (необходимо так же акцентировать внимание на соблюдении авторских прав при заимствовании информации);
  5. составление библиографии;
  6. ведение записей, в которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных источников;
  7. формирование понятийного аппарата (составление словарей терминов);
  8. ксерокопирование необходимых материалов.

Доклад

На данном этапе необходимо проанализировать, какие из утверждений носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Вполне возможно, что в процессе чтения литературы и осмысления проблемной ситуации выяснится необходимость по-новому сформулировать тему исследования, развернуть свой проект в несколько иной плоскости. Это вполне допустимо и свидетельствует о самостоятельном, творческом подходе к исследованию. Данный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.

Доклад

План позволит организовать построение работы в логической последовательности. Кроме того, четкая структура поможет читателю легче воспринимать материал. План включает последовательность основных разделов, их краткое содержание.

Доклад

По завершении составления плана, можно переходить непосредственно к созданию текста доклада. Текст должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Необходимо обратить внимание на два момента:

  1. строгое следование структуре доклада;
  2. уточнение названий пунктов в содержании доклада.

Доклад

Редактирование – важный этап, на котором необходимо провести самоанализ доклада, то есть, определить, отвечает ли он требованиям по содержанию, оформлению, стилистике.

Как написать тезисы к докладу

Тезисы в докладе – это четко и ясно сформулированный план (структура) доклада.

Ведь перед тем, как писать доклад, мы кратко намечаем у себя в воображении (sic!) план и те вопросы, которые хотели бы рассмотреть. Составление тезисов – лучшая опора для будущего открытия! Грамотно и композиционно целостно структурировать доклад, а также соблюдать логику изложения интересующей Вас проблемы в планируемом докладе помогут .

Требования к тезисам для доклада:

Во-первых, научную проблему следует формулировать обоснованно и понятно, т.к. абстрактная проблематика затрудняет не только написание доклада, но и чтение его тезисов. Для этого выберите материал, интересующий Вас аспект (структура воображаемого мира героя, границы, композиционно-речевые формы и т.п.) и определитесь с темой доклада.

Как не надо:

Мне понравилось, как главный герой с братом в повести «Кондуит и Швамбрания» представляют волшебную страну, ведь сила воображения – это прекрасно, а дружба – это чудо.

Как надо:

Благодаря точке зрения ребенка мы видим, как построена воображаемая страна и где проходит ее граница. Поэтому в центре внимания в нашем докладе специфика воображаемого мира ребенка в повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания».

Во-вторых, выбранная тема исследования должна определить Ваш терминологический аппарат. Современной наукой выработано достаточно понятий, выбрав ряд которых, Вы сможете провести интересное Вам самому/самой исследование.

Как не надо:

В фильме «Начало» камера так интересно дергается, то наезжая, то отъезжая, что иногда сложно оторвать взгляд и вообще непонятно, где сон, а где явь.

Как надо:

Смена ракурсов в ключевых сценах фильма «Начало» фокусирует зрительское внимание, а раскадровка размывает границу между реальным и воображаемым мирами.

В-третьих, Ваше исследование может являться развитием какой-либо научной традиции или школы. Разумеется, исследуете ли Вы воображаемое с психологических, феноменологических, социокультурных, философских, теоретико-литературных или иных позиций, это должно быть оговорено в Ваших тезисах, чтобы используемые Вами определения не вызывали сомнений в их верифицируемости.

Как не надо:

Трансмутации культурного дискурса в «Американском психопате» реконструируют имагинативную антропоморфность воображаемого и фантазмы пластичности диссубъективного сверхсознания.

Как надо:

Воображаемый мир героя в романе Б.И. Эллиса «Американский психопат» построен на культурных стереотипах, отражает его желания и влечения, в первую очередь, тягу к насилию, компенсирующую однообразную жизнь нью-йоркского банкира.

Наконец, анализ материала должен превалировать над его пересказом, т.к. Ваша задача – решить научную проблему, а не поделиться интересным произведением. Поэтому, если в сюжете есть событие, о котором Вы не можете не рассказать, – цитируйте, но не очень много, т.к. объем тезисов ограничен, а для выступления подготовьте раздаточные материалы или презентацию.

Как не надо:

В рассказе В. Пелевина «Синий фонарь» дети ночью в лагере рассказывают страшилки. Сначала Толстой рассказывает о том, как мужик вернулся из командировки и увидел, что все вокруг на самом деле мертвые.

Как надо:

Рассказ В. Пелевина «Синий фонарь» содержит ряд вставных новелл, являющихся по сути творческим переосмыслением фольклорного жанра детских страшилок.

Речевые стандарты, характерные для доклада

Тема:

  • Доклад называется/носит название…;
  • Темой доклада является…
  • Доклад посвящен такому актуальному вопросу, как…;
  • Доклад посвящен характеристике проблемы…;
  • Доклад посвящен решению вопроса…;
  • Доклад посвящен анализу литературы…;
  • В докладе рассматривается…/говорится о…/дается оценка, анализ…/обобщается…

Проблема:

  • В центре внимания автора находятся…;
  • На первый план автором выдвигаются…;
  • Главные усилия автора направлены на…;
  • В своей работе автор ставит/затрагивает/освещает следующие проблемы…/ останавливается на следующих проблемах…

Актуальность:

  • Данная тема/проблема представляет особую актуальность, так как…;
  • Данная тема/проблема привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов);
  • В современной науке особенную остроту приобретает тема…;
  • Работа посвящена актуальной теме…;
  • Актуальность темы обусловлена…

Первоисточники:

  • Автор привлекает к анализу следующие материалы…;
  • Материалом исследования послужили…;
  • В основе доклада лежат материалы исследований…;
  • Данной проблемой занимались такие ученые, как…

Описание подходов к решению проблемы:

  • В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, однако, можно выделить несколько подходов к ее решению;
  • Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах…, второй подход прослеживается в трудах…, третий подход лежит в основе работ…;
  • В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений/точек зрения.

Изложение различных точек зрения:

  • Первая точка зрения принадлежит… и заключается…;
  • Вторая точка зрения представлена в работах… и сводится к…;
  • Сущность третьего подхода раскрывается в работах… и состоит в…

Отношение к различным точкам зрения:

Согласие (положительная оценка)

  • Разделяем точку зрения автора…;
  • Нельзя не согласиться с мнением автора о том…;
  • Безусловным/очевидным/главным достоинством работы является актуальность поднятых в ней проблем…;
  • Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория…;
  • В статье дается интересный анализ современного этапа.;
  • Автором предложен нестандартный подход к анализу поднятых проблем…;
  • Автор справедливо отмечает…/убедительно показывает…/ аргументированно обосновывает…/четко определяет …/детально анализирует…/доказательно критикует…/удачно решает вопрос…/ обоснованно опровергает тезис о том, что…;
  • Автор, безусловно, прав, утверждая, что…

Несогласие (неоднозначная оценка)

  • Трудно согласиться с…;
  • Хочется опровергнуть взгляды автора на…;
  • Следует отметить недостатки в позиции/аргументации автора в…;
  • Нельзя принять данные утверждения, потому что…;
  • Дискуссионной/спорной представляется точка зрения автора на …;
  • Автор упускает из виду…/ не подтверждает выводы фактами/ необоснованно утверждает, что…;
  • Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов;
  • Однако, эта интересная мысль не подкрепляется фактами, что делает в данном случае рассуждения автора декларативными, но в целом работа заслуживает положительной оценки;
  • Справедливо указывая на…, автор ошибочно полагает, что…;
  • В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов, которые не всегда представляются убедительными;
  • Несмотря на разногласие в ряде положений данной работы, нельзя недооценивать ее значение и актуальность для…

Несогласие (отрицательная оценка)

  • Сомнение вызывает целесообразность/продуктивность/корректность такого подхода…;
  • К недостаткам следует отнести излишнюю категоричность выводов автора о…;
  • Говоря о сложных проблемах, автор не дает четкой характеристики…;
  • Автор упускает из вида…

Выводы:

  • Анализ литературы позволил выявить наиболее обоснованную точку зрения…;
  • Считаем, что наиболее убедительной является точка зрения …;
  • Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение… о…;
  • В итоге можно прийти к выводу/заключению о том, что самой оригинальной/интересной/любопытной является идея/концепция выдвинутая…;
  • Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что…;
  • На основе этих данных принимаем точку зрения…;
  • Можно сделать заключение, что…;
  • В целом, на наш взгляд, это интересный подход;
  • Таким образом, рассматриваемая работа/подход автора заслуживает положительной/высокой оценки…

Оформление доклада — требования и правила

Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц, все приложения к работе не входят в ее объем. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

Пояснительная записка доклада выполняется на одной стороне листа белой (писчей) бумаги формата А4 (210 х 297 мм).

Поскольку техническая документация, выполняемая по ГОСТ 2.105-95, предусматривает наличие рамки с отступами от краев листа (слева – 20 мм, справа, сверху, снизу – 5 мм) и основной надписи формы 2а снизу (высотой 15 мм), то устанавливаются следующие значения полей текста от рамки:

  • верхнее – 10 мм;
  • нижнее – 10 мм;
  • левое – 5 мм;
  • правое –5 мм.

Абзацы в тексте начинают отступом первой строки от левого поля текста величиной 15 – 17 мм.

Межстрочный интервал сплошного текста – полуторный для используемого шрифта (Times New Roman).

Для набора текста документа может быть использован шрифт, кегль №18 – для заголовков, №16 – для подзаголовков,№14 – для основного текста.

Выравнивание текста следует производить по ширине страницы, за исключением случаев, вызванных особенностями оформления различных участков текста.

Для выделения в тексте применяется только размер шрифта Использование курсива, жирного или подчеркивание – не допускается. Все сноски или подстрочные примечания набирают через один интервал на той же странице, к которой они относятся.

Не допускается в текстовый документ, набранный с помощью ПК, вписывать рукописным способом формулы, символы, а также выполнять иллюстрации.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения документа, не допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) черной пастой или тушью.

Повреждения листов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускаются.

Основной текст разделяют на разделы подразделы. Разделы, как и подразделы могут состоять из одного или нескольких пунктов. Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится, например 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. Номер пункта и подпункта составляется аналогично, например 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д. Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется. Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис.

Пример:

Доклад

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки следует печатать с абзацным отступом от основного текста строчными буквами, начиная с прописной буквы, шрифт, кегль №18, без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Многострочный заголовок печатают с однострочным интервалом. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 интервалам, между заголовками раздела и подраздела – 2 интервала. Разделы документа следует начинать с новой страницы. Заголовки подразделов не должны печататься в конце страницы. Необходимо, чтобы за ними следовало несколько строк текста.

Не подлежат нумерации следующие разделы: «Введение», «Содержание», «Список используемых источников», «Перечень сокращений», «Приложения» (внутри раздела «Приложения» производится своя нумерация). Заголовки данных разделов располагают по центру страницы (симметрично тексту), записывая также с прописной буквы.

Изложение текста в докладе

Текст доклада должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. В докладе должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.

При изложении текста доклада обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.

При этом допускается использовать повествовательную форму изложения текста документа, например, «применяют», «указывают» и т.п. Пояснительная записка пишется в безличной форме («принять», «выбрано» и др.).

В тексте доклада не допускается:

  • применять обороты разговорной речи;
  • применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
  • применять произвольные словообразования;
  • применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;
  • сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

Если в докладе приводятся поясняющие надписи, наносимые непосредственно на изделие (например, на планки, таблички к элементам управления и т.п.), то их выделяют шрифтом (без кавычек), например, ВКЛ., ОТКЛ.

В тексте доклада числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти словами.

Если в тексте документа приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона.

Нумерация страниц в докладе

Все страницы текстового документа нумеруются арабскими цифрами. Нумерация страниц – сквозная, начиная с титульного листа. Титульный лист не нумеруется, но в общем объеме документа учитывается под номером 1. Нумерация страниц производится в основной надписи формы 2 или 2а в соответствующих графах. Иллюстрации и таблицы, расположенные на листе формата А3 сгибают под формат А4 и учитывают как одну страницу.

Иллюстрации в докладе

Иллюстративный материал может быть представлен в виде рисунка, чертежа, схемы, диаграммы, графика, фотографии. Все виды иллюстраций именуются «рисунком». Рисунки должны быть выполнены в соответствии с требованиями государственных стандартов. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

Рисунки располагают после ссылки на них в тексте. Все условные обозначения и сокращения на рисунке должны быть объяснены в тексте документа. Буквенные и иные обозначения в тексте и на рисунке должны быть одинаковыми. Позиционные обозначения для электро- и радиоэлементов должны быть такими же, как и в схемах данного изделия.

Для элементов регулировки дополнительно указывают в подрисуночном тексте назначение каждой регулировки и настройки. Нумерация рисунков выполняется арабскими цифрами. Рисунки допускается нумеровать в пределах раздела. В этом случае номер рисунка состоит из номера раздела и номера иллюстрации, разделенных точкой. После номера рисунка точка не ставится.

Рисунки должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают под иллюстрацией. Пояснительная надпись располагается в одной строке с надписью «Рисунок 1.1 -……» строчными буквами, начиная с прописной. Точка после пояснительной надписи не ставится. Надпись располагается по центру листа.

Пример:

Доклад

При ссылках на иллюстрации в тексте следует писать «… в соответствии с рисунком 1.1» или «…как показано на рисунке 1.1».

Таблицы в докладе

Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

Номер и название таблицы следует располагать над таблицей слева без абзацного отступа в пределах ее границы.

При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над ее первой частью, над другими частями пишут «Продолжение таблицы…» с указанием ее номера. При этом не допускается головку таблицы заменить номером граф.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего документа. Допускается нумерация в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. После номера ставится тире и строчными буквами, начиная с прописной, вписывается название таблицы. Точка в конце наименования не ставится.

Основные элементы таблицы:

Доклад

На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.

В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Заголовки граф записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Текст и заголовки в таблице располагают по центру граф, кроме текста левого столбца (если это перечень наименований данных), который располагается по левому краю столбца.

Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Ширина таблицы произвольная.

Ограничительные слова «более», «не более», «менее», «не менее» и др. должны быть помещены в одной строке или графе таблицы с наименованием соответствующего показателя после обозначения его единицы физической величины, если они относятся ко всей строке или графе.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначения марок материалов и типоразмеров изделий, обозначения нормативных документов не допускается.

При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

Таблица располагается непосредственно под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении к документу.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Шапка таблицы должна быть отделена от остальной части таблицы. Разделять заголовки и подзаголовки граф и боковика диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Критерии оценки доклада

Доклад оценивается по системе:

  • Оценка «отлично» выставляется за доклад, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
  • Оценка «хорошо» выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
  • Оценка «удовлетворительно» выставляется за доклад, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
  • Оценка «неудовлетворительно» выставляется за доклад, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Текст и содержание доклада оцениваются вот так:

  1. актуальность темы исследования;
  2. соответствие содержания теме;
  3. глубина проработки материала;
  4. правильность и полнота использования источников;
  5. соответствие оформления доклада стандартам.

По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

Примеры и образцы готовых докладов

Примеры готовых докладов написанные на отлично на разные темы для школьников всех классов и студентов, выполненные без ошибок и соответствующие требованиям преподавателей.

Прочитать готовые доклады онлайн:

  1. Доклад на тему: правила речевого этикета
  2. Доклад на тему: здоровый образ жизни
  3. Доклад на тему: баскетбол
  4. Доклад на тему: правила речевого этикета
  5. Доклад на тему: заимствованные слова в современной речи
  6. Доклад на тему: гимнастика
  7. Доклад на тему: баскетбол по физкультуре
  8. Доклад на тему: берегите природу
  9. Доклад на тему: футбол
  10. Доклад на тему: заимствованные слова в современной речи
  11. Доклад на тему: вредные привычки
  12. Доклад на тему: зож
  13. Доклад на тему: лыжи
  14. Доклад на тему: использование энергии солнца на земле
  15. Доклад на тему: волейбол по физкультуре
  16. Доклад на тему: волейбол
  17. Доклад на тему: терроризм
  18. Доклад на тему: фразеологизмы пришедшие в язык из библии
  19. Доклад на тему: золотое кольцо России
  20. Доклад на тему: история изобретения паровых машин
  21. Доклад на тему: компас история его открытия по физике
  22. Доклад на тему: экология
  23. Доклад на тему: христианство
  24. Доклад на тему: слова с оценочным значением в речи телеведущих
  25. Доклад на тему: берегите природу с цифровыми фактами
  26. Доклад на тему: загрязнение воды
  27. Доклад на тему: история развития электрического освещения
  28. Доклад на тему: вода
  29. Доклад на тему: легкая атлетика
  30. Доклад на тему: животные
  31. Доклад на тему: витамины
  32. Доклад на тему: буддизм
  33. Доклад на тему: семья
  34. Доклад на тему: древний Египет
  35. Доклад на тему: масленица
  36. Доклад на тему: красная книга
  37. Доклад на тему: компас история его открытия
  38. Доклад на тему: круговорот воды в природе
  39. Доклад на тему: великая отечественная война 1941-1945
  40. Доклад на тему: круговорот воды в природе
  41. Доклад на тему: олимпийские игры
  42. Доклад на тему: полезные ископаемые
  43. Доклад на тему: Александр Невский
  44. Доклад на тему: Китай
  45. Доклад на тему: футбол по физкультуре
  46. Доклад на тему: землетрясение
  47. Доклад на тему: космос
  48. Доклад на тему: интернет
  49. Доклад на тему: история развития электрического освещения
  50. Доклад на тему: пасха
  51. Доклад на тему: легкая атлетика по физкультуре
  52. Доклад на тему: круговорот воды в природе
  53. Доклад на тему: экологические проблемы
  54. Доклад на тему: гимнастика по физкультуре
  55. Доклад на тему: крещение Руси
  56. Доклад на тему: я помогу тебе мой организм быть здоровым
  57. Доклад на тему: деньги
  58. Доклад на тему: использование энергии солнца на земле
  59. Доклад на тему: красная книга
  60. Доклад на тему: спорт
  61. Доклад на тему: литье металлов физика
  62. Доклад на тему: города России
  63. Доклад на тему: Австралия
  64. Доклад на тему: растения
  65. Доклад на тему: вода
  66. Доклад на тему: литьё металлов
  67. Доклад на тему: Екатерина 2
  68. Доклад на тему: автомобиль будущего каким он будет
  69. Доклад на тему: физика и техника
  70. Доклад на тему: плавание
  71. Доклад на тему: конституция РФ
  72. Доклад на тему: СПИД
  73. Доклад на тему: опера
  74. Доклад на тему: великая отечественная война
  75. Доклад на тему: Древний Рим
  76. Доклад на тему: вредные привычки и их влияние на здоровье человека
  77. Доклад на тему: вред курения
  78. Доклад на тему: лыжный спорт
  79. Доклад на тему: история изобретения турбин по физике
  80. Доклад на тему: народы России
  81. Доклад на тему: животноводство
  82. Доклад на тему: курение
  83. Доклад на тему: Куликовская битва
  84. Доклад на тему: хоккей
  85. Доклад на тему: добро и зло
  86. Доклад на тему: толковый словарь картина мира
  87. Доклад на тему: здоровое питание
  88. Доклад на тему: как образуется роса иней дождь и снег по физике
  89. Доклад на тему: толковый словарь картина мира
  90. Доклад на тему: мхи
  91. Доклад на тему: достопримечательности Москвы
  92. Доклад на тему: как образуется роса иней дождь и снег
  93. Доклад на тему: блокада Ленинграда
  94. Доклад на тему: загрязнение атмосферы
  95. Доклад на тему: закаливание
  96. Доклад на тему: моя будущая профессия
  97. Доклад на тему: Великобритания
  98. Доклад на тему: планета земля
  99. Доклад на тему: грибы
  100. Доклад на тему: сахарный диабет
  101. Доклад на тему: человек и его деятельность
  102. Доклад на тему: Ислам
  103. Доклад на тему: алкоголь
  104. Доклад на тему: правила речевого этикета
  105. Доклад на тему: бактерии
  106. Доклад на тему: свойства воды
  107. Доклад на тему: джаз
  108. Доклад на тему: рычаги в технике быту и природе
  109. Доклад на тему: степи
  110. Доклад на тему: Франция
  111. Доклад на тему: масленица
  112. Доклад на тему: берегите природу
  113. Доклад на тему: бактерии
  114. Доклад на тему: информационная безопасность
  115. Доклад на тему: 9 мая
  116. Доклад на тему: Москва
  117. Доклад на тему: здоровый образ жизни
  118. Доклад на тему: погода и человек по географии
  119. Доклад на тему: как образуется роса иней дождь и снег
  120. Доклад на тему: герои великой отечественной войны 1941-1945
  121. Доклад на тему: как образуется роса иней дождь и снег физика
  122. Доклад на тему: этикет
  123. Доклад на тему: фразеологизмы пришедшие в язык из библии
  124. Доклад на тему: наводнение по обж
  125. Доклад на тему: умный дом
  126. Доклад на тему: кто нас защищает
  127. Доклад на тему: религия
  128. Доклад на тему: фразеологизмы пришедшие в язык из библии евангелия
  129. Доклад на тему: красная книга России
  130. Доклад на тему: загрязнение окружающей среды
  131. Доклад на тему: глобальные проблемы человечества
  132. Доклад на тему: река Волга
  133. Доклад на тему: Глинка Михаил Иванович по музыке
  134. Доклад на тему: горы
  135. Доклад на тему: озеро Байкал
  136. Доклад на тему: здоровый образ жизни
  137. Доклад на тему: Россия родина моя
  138. Доклад на тему: правильное питание
  139. Доклад на тему: плавание судов по физике
  140. Доклад на тему: информатика
  141. Доклад на тему: Суворов
  142. Доклад на тему: отечественная война 1812 года
  143. Доклад на тему: Греция
  144. Доклад на тему: сильная личность
  145. Доклад на тему: первая мировая война
  146. Доклад на тему: Антарктида
  147. Доклад на тему: балет
  148. Доклад на тему: полезные ископаемые
  149. Доклад на тему: зимние виды спорта
  150. Доклад на тему: луна
  151. Доклад на тему: физика и техника
  152. Доклад на тему: нефть по химии
  153. Доклад на тему: вирусы
  154. Доклад на тему: туберкулез
  155. Доклад на тему: животные красной книги
  156. Доклад на тему: богатства отданные людям
  157. Доклад на тему: биатлон
  158. Доклад на тему: Чернобыльская авария
  159. Доклад на тему: Ломоносов Михаил Васильевич
  160. Доклад на тему: грибы
  161. Доклад на тему: ядовитые растения
  162. Доклад на тему: Марс
  163. Доклад на тему: сохрани свои лёгкие здоровыми
  164. Доклад на тему: охрана природы
  165. Доклад на тему: литье металлов
  166. Доклад на тему: вулканы
  167. Доклад на тему: Лермонтов
  168. Доклад на тему: моря озёра и реки России
  169. Доклад на тему: Египет
  170. Доклад на тему: хвойные растения
  171. Доклад на тему: пожарная безопасность
  172. Доклад на тему: животные красной книги
  173. Доклад на тему: безопасность на дороге
  174. Доклад на тему: магнитное поле земли
  175. Доклад на тему: Байкал
  176. Доклад на тему: романтизм
  177. Доклад на тему: тундра
  178. Доклад на тему: цунами
  179. Доклад на тему: русские народные песни
  180. Доклад на тему: закаливание организма
  181. Доклад на тему: фразеологизмы пришедшие в язык из библии
  182. Доклад на тему: лыжная подготовка
  183. Доклад на тему: солнечная система и окружающий мир
  184. Доклад на тему: наркомания
  185. Доклад на тему: Евразия
  186. Доклад на тему: архитектура
  187. Доклад на тему: кто нас защищает
  188. Доклад на тему: техногенные чс
  189. Доклад на тему: 23 февраля день защитника отечества
  190. Доклад на тему: Германия
  191. Доклад на тему: правила речевого этикета
  192. Доклад на тему: солнечные и лунные затмения
  193. Доклад на тему: США
  194. Доклад на тему: алкоголизм
  195. Доклад на тему: искусство
  196. Доклад на тему: воздухоплавание по физике
  197. Доклад на тему: русский язык
  198. Доклад на тему: экономика
  199. Доклад на тему: здоровье и здоровый образ жизни
  200. Доклад на тему: Италия
  201. Доклад на тему: охрана окружающей среды
  202. Доклад на тему: Россия родина моя
  203. Доклад на тему: предпринимательство
  204. Доклад на тему: древний Египет
  205. Доклад на тему: уголовная ответственность несовершеннолетних
  206. Доклад на тему: куликовская битва
  207. Доклад на тему: профессии
  208. Доклад на тему: Россия родина моя
  209. Доклад на тему: компьютер
  210. Доклад на тему: Александр Сергеевич Пушкин
  211. Доклад на тему: новый год
  212. Доклад на тему: домашние животные
  213. Доклад на тему: зимние национальные праздники народов России
  214. Доклад на тему: Юпитер
  215. Доклад на тему: день космонавтики
  216. Доклад на тему: здоровый образ жизни кратко
  217. Доклад на тему: Ломоносов
  218. Доклад на тему: бег
  219. Доклад на тему: зона лесов
  220. Доклад на тему: история изобретения паровых машин
  221. Доклад на тему: Пушкин
  222. Доклад на тему: животные красной книги
  223. Доклад на тему: нефть
  224. Доклад на тему: рациональное питание
  225. Доклад на тему: добро и зло
  226. Доклад на тему: Чайковский
  227. Доклад на тему: природные зоны России
  228. Доклад на тему: зож по обж
  229. Доклад на тему: Екатерина Великая
  230. Доклад на тему: история изобретения паровых машин физика
  231. Доклад на тему: первые паровозы Стефенсона и Черепановых
  232. Доклад на тему: полезные ископаемые
  233. Доклад на тему: правила дорожного движения
  234. Доклад на тему: бег на короткие дистанции
  235. Доклад на тему: берегите лес и окружающий мир
  236. Доклад на тему: черное море
  237. Доклад на тему: достопримечательности Санкт-Петербурга
  238. Доклад на тему: мхи
  239. Доклад на тему: общение
  240. Доклад на тему: природные ресурсы первоисточник благосостояния страны
  241. Доклад на тему: ВИЧ инфекция
  242. Доклад на тему: великая отечественная война и великая победа
  243. Доклад на тему: олимпиада
  244. Доклад на тему: обычаи народов России
  245. Доклад на тему: обеспечение химической защиты населения
  246. Доклад на тему: пожары и взрывы по обж

Добавить комментарий