Как составить план сказки самостоятельно? Для опытного человека это не составит особого труда, и научиться такой работе не так уж и сложно. Тем более это занятие очень интересное и увлекательное.
Что это такое?
Что такое план художественного литературного произведения? Это сжатый пересказ того, о чём прочитано. Его невозможно написать отдельно от сказки или рассказа, не приступая к его прочтению.
Кто может воспользоваться планом
Как составить план сказки? Прочитать ту сказку, о которой идёт речь. Определить последовательность основных событий, происходящих в произведении. Разделить на смысловые части. Каждую часть озаглавить. Заглавие частей – это пункты плана.
А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки? Прежде всего, подобные вопросы интересуют учителей литературы. Таким образом, они смогут определить, насколько вдумчиво читал произведение ученик. Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, можно легко вспомнить о событиях и героях сказки и составить грамотный пересказ на уроке.
Составление плана на конкретном примере
Можно потренироваться и представить, что получено задание: составить план сказки «Царевна-лягушка».
Для этого надо внимательно изучить текст задания. Каким должен быть план? Подробным, сжатым, с цитатами или без них.
Если остановиться на подробном варианте, то такой план должен выглядеть следующим образом.
- Царский наказ сыновьям.
- Удачный выбор старших братьев.
- Лягушка в невестах у Ивана-царевича.
- Царь проверяет мастерство невесток в выпечке хлеба.
- Умеют ли невестки ткать ковры.
- Сыновья должны привести своих жён на пир.
- Царский пир.
- Иван-царевич сжигает кожу лягушки.
- Иван-царевич встречает старичка.
- Как Ивану помогают животные.
- Иван-царевич и баба Яга.
- Дуб Кащея.
- Возвращение Ивана-царевича.
Вот и всё, составить план сказки «Царевна-лягушка» оказалось не так уж и сложно. Часто ученикам задают выполнить анализ произведений. Не стоит этого пугаться, так как он тоже имеет свою схему, то есть строгий перечень того, о чём стоит вести речь в этом виде работы.
Развитие умения анализировать
Итак, рассмотрим непосредственно план анализа сказки. В самом начале можно сказать о том, к какому виду сказки относится данное произведение. Они могут быть волшебными, бытовыми или о животных. Эта тема очень подробно изучается в разделе «Сказки» школьной программы по литературе в 5-ом классе. Затем, следует назвать всех главных героев произведения и обозначить то сказочное действие, которое можно считать главным.
Теперь важно определить отличительные черты сказки, как жанра: встречающаяся цифра «три», поучительные высказывания, начало – сказочный зачин и логическое завершение – счастливая концовка. Все черты определены, о действующих персонажах рассказано. Осталось последнее: вывод и то, какую мораль поведения должны вынести из произведения читатели.
В упрощённом варианте план анализа сказки будет выглядеть следующим образом:
- название и вид;
- сказочные герои;
- действие, которому всё подчинено;
- сказочные черты;
- сказочное поучение.
Детские произведения должны научить ребёнка быть добрым, бороться со злом. А чтобы точно указать на соответствующие поучительные моменты, надо разобрать сказку, что называется, «по косточкам». Разложить на отдельные составляющие, чтобы умело воспользоваться народной мудростью, содержащейся в ней. А ребятам, читающим по школьной программе, надо бороться за положительные оценки по литературе. А если ещё дадут задание написать сочинение по прочитанному тексту, тут уж точно без плана не обойтись. Вот для чего необходимо знать, как составить план сказки.
Помогут цитаты
Следующий вид работы, цитатный план сказки, составлять очень интересно. К готовой краткой схеме необходимо подобрать несколько выдержек из текста. Они должны подтверждать то, о чём говорится в каждом пункте.
Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» будет выглядеть следующим образом.
- “В некоем царстве-государстве жил царь”.
- “Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми”.
- “Сыновья и сделали так, как отец повелел”.
- “Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки…”
- “Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!”
- “Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!”
- “Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!”
- “Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!”
- “Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!”
И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.
Придумать сказку нелегко
Когда учащимися будет усвоено, как составить план сказки, можно попробовать дать более творческое задание – сочинить произведение самим. Бесспорно, это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Поэтому и в собственном творении потребуется план составления сказки.
Почему это так необходимо? Мысль человеческая так быстра, что за ней требуется очень зорко наблюдать. Не запомнишь, где герой по замыслу должен оказаться, так как это не записано вовремя и в план не занесено – все, нарушилась сказочная связка. А когда что-то не получается, пропадает всякое желание продолжать начатое. Дети должны уметь фантазировать и сами пробовать составлять сказки с традиционными добрыми персонажами. В них добро всегда должно быть светлым и всепобеждающим.
Составление плана волшебной сказки
План волшебной сказки мало чем будет отличаться от обычного. Только следует помнить о том, что произведение имеет статус волшебного, поэтому в работе должны быть пункты, рассказывающие о тех сказочных предметах и превращениях, которые и отличают её от остальных. В плане должен раскрываться смысл волшебства, кто его совершает и какую роль для персонажа оно сыграло.
Прежде чем приступать к работе, необходимо понять, в чем заключаются особенности волшебной сказки. Задачей жанра в данном случае является: вызвать у читателя восхищение положительным героем и осудить отрицательного, выражая, таким образом, уверенность в торжестве добра.
Тип конфликта служит критерием, по которому волшебные сказки делят на:
– героические (борьба героя с волшебной силой);
– социально-классовые (борьба героя с несправедливостью представителя высшего сословия – барина, царя);
– семейные (повествуют о конфликте в семье и носят нравоучительный характер).
В плане волшебной сказки герои оппозиционируются с точки зрения принадлежности к одному из типажей: заступники, злодеи, страдальцы, помощники. При составлении следует включить пункты, указывающие на очевидную фантастику, волшебство и чудо, присущие данному жанру.
Отличаться от всех предыдущих видов будет план пересказа сказки. В нём должно быть сконцентрировано цитирование, характеристика героев, очень подробная передача содержания. В завершение, должно быть высказано мнение о том, что понравилось в произведении, а что не понравилось, и почему. Пересказывает сказку отдельная личность со своим видением ситуации, проблемы. То есть, в данном случае повествование может носить субъективный характер.
Сказка о маленькой девочке
В данном разделе попытаемся составить план сказки «Дюймовочка», чтобы еще раз сделать акцент на основных этапах работы при выполнении подобного рода заданий.
Тому, кто знаком с теорией составления разных планов, это не составит никакого труда. Главное: прочесть саму сказку. А теперь дело за малым: вспомнить последовательность событий, происходящих в сказке и записать их в виде пунктов плана.
- Рождение маленькой девочки из тюльпана.
- Жизнь Дюймовочки в доме.
- Жаба увидела в Дюймовочке жену для своего сына.
- Дюймовочка отправляется в путешествие по реке.
- Майский Жук влюбился.
- Одна в большом лесу.
- Наступает холодная зима.
- Дюймовочка живёт у Полевой мыши.
- Подготовка к свадьбе с Кротом.
- Больная Ласточка.
- Дюймовочка заботится о птице.
- Девочка улетела с Ласточкой.
- Знакомство с королём эльфов.
- Дюймовочка выходит замуж за короля эльфов и получает в подарок крылья
Совместное творчество
Современные образовательные программы предполагают интеграцию различных областей знаний и предметов. Поэтому, в рамках домашней работы дети нередко получают задания вроде: “Дюймовочка”. Составь картинный план сказки.
Надо взять кисточку, краски и альбом, усадить малыша, вспомнить сказку шаг за шагом. Попробовать нарисовать то, о чём только что вспомнили. Это первый вариант. Но есть и второй. При нынешних технологиях легко найти иллюстрации к любой сказке. И сказка Андерсена не будет исключением. Можно воспользоваться поиском в интернете, найти картинки к сказке и расположить их в определённой последовательности, каждую под своим номером.
Первый вариант интересен тем, что родители и дети занимаются творчеством сообща. Ребёнок сам создаёт образ хрупкой Дюймовочки и противного Крота, уродливой Жабы и глупого Майского Жука. В рисунке он выражает своё отношение к сказочным героям. Это очень важно для развития творческих способностей малыша.
Рассказ по картинкам
Второй вариант тоже неплох. Он заставляет ребёнка логически мыслить. К тому же есть ряд наводящих вопросов, которые можно задавать, работая с каждой картинкой. Отвечая на них, ребенок будет учиться давать правильно сформулированные ответы.
- Какое время года изображено на картинке?
- Почему две картинки нельзя поменять местами?
- Как по изображению можно рассказать о характере Дюймовочки, Ласточки?
В картинном плане пересказ сказки строится по опорным изображениям. Используя такой вид работы, родители решают важную задачу по развитию умения соблюдать последовательность в развитии событий, а также выработке навыка правильно подбирать нужные слова при сравнении двух предметов, для описания их форм. Ученик научится рассказывать о своих чувствах и правильно выстраивать фразы.
Сложный план
Сложный план сказки или любого другого произведения составляется по принципу «рассказ в рассказе». Сначала озаглавливается одна большая часть, она разбивается ещё раз на небольшие отрезки, но уже меньшего объёма, у которых тоже есть своё название. Такой план имеет сложную нумерацию и не должен упускать ни одной важной детали. Его точность поможет в будущем написать хорошее сочинение с привлечением литературного материала.
Сказка – это тот же текст, имеющий свои характерные особенности. План составления сказки можно рассматривать в контексте работы с обычным текстом. Просто в процессе нужно обращать внимание на придание сказке основных жанровых характеристик.
Заключение
Подведем итог и резюмируем в нескольких предложениях основные моменты, которые нужно учитывать при работе по составлению плана сказки.
Произведение нужно прочитать. Если в нем имеются непонятные для вас слова, следует выяснить их значение. Определяется тема сказочного текста и его основная мысль. Произведение делится на смысловые части, к ним подбираются заглавия. Рекомендуется сначала составить черновик, так как в процессе создания плана может возникнуть необходимость корректировки. Затем намеченный план нужно сопоставить с текстом с целью проверки последовательности пунктов, указанных в работе, с событиями, отражёнными в сказке. Далее следует попытаться самому воспроизвести произведение по составленной схеме. Если это удалось, и остались подмеченными важные детали, работа удалась на славу.
Планы бывают абсолютно разные, всё зависит от цели и характера задания. Они бывают простыми и сложными, могут состоять из одних вопросов или только из цитат. Также, они могут носить тезисный характер или состоять только из назывных предложений. В любом случае составление плана предполагает прочтение произведения и понимание его смысла.
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по литературному чтению на тему: “Как составить план сказки?” 1-4 класс
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
- Сейчас обучается 117 человек из 35 регионов
- Сейчас обучается 56 человек из 23 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Презентация к уроку литературного чтения
Тема : Как составить план сказки?
Подготовил:
учитель начальных классов
Гончарова Е.Г.
ГБОУ СОШ № 264 -
2 слайд
Что такое план художественного литературного произведения?
Это сжатый пересказ того, о чём прочитано. Его невозможно написать отдельно от сказки или рассказа, не приступая к его прочтению. -
3 слайд
Как составить план сказки?
1. Прочитать ту сказку, о которой идёт речь.
2. Определить последовательность основных событий, происходящих в произведении.
3. Разделить на смысловые части (микротемы).
4. Каждую часть озаглавить.
5. Заглавие частей – это пункты плана. -
4 слайд
Чтобы составить план к сказке, нужно:
1. Текст сказки делится на микротемы.
Для этого нужно задавать вопрос: «О чем сейчас идет речь в этой части сказки?»
2. На следующем этапе части озаглавливают.
Для этого используют тему или определяют основную мысль. В качестве названия пункта плана можно использовать цитаты, точные слова из текста, при этом их заключают в кавычки. Первую часть удобнее назвать, используя тему, то есть то, о чем говорится.
3. Вторая часть может быть названа по теме своими словами или с использованием цитаты.
Остальные части озаглавливают таким же образом -
5 слайд
А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки?
Прежде всего, подобные вопросы интересуют учителей литературы. Таким образом, они смогут определить, насколько вдумчиво читал произведение ученик.Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, можно легко вспомнить о событиях и героях сказки и составить грамотный пересказ на уроке.
-
6 слайд
План – это краткий перечень основных мыслей, изложенных в книге или главе. Для составления плана надо уметь выделять в тексте основную мысль.
Виды плана по форме:
1. Цитатный
2. Вопросный
3.Назывной
4.ТезисныйВиды плана по структуре:
1.Простой
2. Сложный -
7 слайд
1. Цитатный
Цита́та — дословная выдержка из какого-либо текста.
Особенности: Дословную выдержку заключаем в кавычки.2. Назывной
Особенности: В назывном плане используются существительные и прилагательные. Не используются глаголы.3. Тезисный план
Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Особенности тезисного плана: Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Утвердительный характер. Предложения двусоставные. (Подлежащее+ сказуемое) -
8 слайд
4. Вопросный план
Записывается в форме вопросов к тексту. Каждой микротеме текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).
-
9 слайд
Цитатный план сказки «Царевна-лягушка»
1. “В некоем царстве-государстве жил царь”.
2.”Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми”.
3. “Сыновья и сделали так, как отец повелел”.
4. “Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки…”
5. “Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!”
6. “Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!”
7. “Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!”
8. “Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!”
9. “Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!” и т.д.
И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте. -
10 слайд
Что нужно, чтобы составить план к сказке?
1. Прочитать внимательно сказку.
2. Разделить текст на части (микротемы).
3. Дать каждой части название, в зависимости от темы или основной мысли.
-
11 слайд
Приемы составления плана:
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
4. Напишите черновик плана.
5. Сопоставьте его с текстом.
6. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
7. Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
8. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана. -
12 слайд
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 260 637 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 10.04.2020
- 3813
- 101
- 10.04.2020
- 827
- 27
- 10.04.2020
- 206
- 0
Рейтинг:
5 из 5
- 10.04.2020
- 609
- 21
- 10.04.2020
- 444
- 29
- 10.04.2020
- 170
- 2
- 10.04.2020
- 547
- 10
- 10.04.2020
- 1833
- 177
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
-
Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
-
Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
-
Курс повышения квалификации «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
-
Скачать материал
-
10.04.2020
6489
-
PPTX
128.5 кбайт -
127
скачиваний -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Гончарова Елена Георгиевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 3 месяца
- Подписчики: 1
- Всего просмотров: 107539
-
Всего материалов:
85
Чтобы составить план к сказке, нужно:
- Прочитать внимательно сказку.
- Разделить текст на части, микротемы.
- Дать каждой части название, в зависимости от темы или основной мысли.
- Жили-были царь с царицей.
- Пророчество рака.
- Рождение дочери. Или «Дочь царица родила». (Тема)
- Пир во дворце. Или «Царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир».
- Жили-были царь с царицей.
- Пророчество рака.
- Рождение дочери.
- Пир во дворце.
- Ошибка царя.
- Предсказания десяти чародеек.
- Заклинание незваной гостьи.
- Отмена проклятья.
- Царский указ.
- Пророчество сбылось.
- Трехсотлетний сон.
- Попытки разбудить красавицу.
- Царский сын.
- Разговор со стариком.
- Царевич помчался в заколдованное царство.
- Царевич во дворце.
- Юноша избавил царевну от заклятья.
- Пробуждение.
- Свадьба.
Текст сказки делится на микротемы. Для этого нужно задавать вопрос: «О чем сейчас идет речь?» Сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна» можно разделить на 19 частей. В первой части читатель знакомится с царем и царицей. Во второй части речь идет о пророчестве рака. В третьей – о рождении дочери в царской семье и так далее.
На следующем этапе части озаглавливают. Для этого используют тему или определяют основную мысль. В качестве названия пункта плана можно использовать цитаты, точные слова из текста, при этом их заключают в кавычки. Первую часть удобнее назвать, используя тему, то есть то, о чем говорится.
Вторая часть может быть названа по теме своими словами:
Или с использованием цитаты: 2. «У тебя родится дочь» (основная мысль).
Остальные части озаглавливают таким же образом. Выглядеть это должно примерно так:
План.
План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Как работать над кратким пересказом по плану?
1.Раздели рассказ на смысловые части.
2.Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.
3.В каждой части рассказа выдели важные мысли(2-3 предложения).
4.Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).
Как составить план рассказа?
1.Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
-О чём говорится в начале рассказа?
-Какие события описаны дальше?
-Чем заканчивается текст?
2.Раздели рассказ на смысловые части(одна часть отличается от другой содержанием).
3.Определи главное в каждом части, отметив в тексте основные предложения.
4.Перечитай их. Расскажи своими словами, о чём говорится в данном части. Подбери к ней заголовок.
5.Запиши свой заголовок к каждой части.
6.Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено что-либо важное.
Работа со сказкой
1.Как называется сказка, кто её сочинил,
2.Перечитав сказку. Как ты думаешь, какая она(бытовая, волшебная, о животных)?
3.Кто в сказке действует? Какие это герои?
4.Какие события описываются в сказке?
5.Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6.Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?
7.Как относится автор к своим героям?
8.Что из этой сказке вам запомнилось больше всего?