Сложный план текста
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 558.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 558.
План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Основные требования к сложному плану текста
Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.
Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.
Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.
И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Как составить сложный план: порядок работы
Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.
Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.
Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.
После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.
Пример сложного плана текста
В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.
1.Феодальная раздробленность: причины явления.
а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.
2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.
а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.
3. Последствия феодальной раздробленности.
а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.
По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.
Что мы узнали?
Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Айымжан Куатова
2/10
-
Айсулу Нуралиева
10/10
-
Svetlana Vasilieva
8/10
-
Цирек Мальцев
10/10
-
Дамир Жунусов
9/10
-
Dilya Zholdibaeva
8/10
-
Даша Головина
8/10
-
Павел Суров
6/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 558.
А какая ваша оценка?
Мамонты и тексты — общие моменты
План текста — как скелет, по которому учёные могут восстановить строение тела доисторического животного. Так и читатель по плану текста перед чтением может понять его структуру, а после — вспомнить его содержание. Достигается этот эффект за счёт того, что каждый пункт плана описывается словами, максимально полно раскрывающими содержательную часть абзаца, к которому они относятся.
А каждый такой абзац или параграф, если абзацев несколько, характеризуется логической завершённостью.
Два уровня сложности
В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.
Простой характеризуется одноуровневой конструкцией, которая содержит не менее двух, но не более пяти пунктов и подходит для схематизации коротких сообщений или небольших рассказов.
Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.
Пример простого плана на тему «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:
- Старик, старуха и Золотая Рыбка.
- Три желания старухи.
- Последний каприз царицы.
- Старик, старуха и разбитое корыто.
Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.
Сложный план подходит для написания материалов с глубоким уровнем детализации, например, для произведений художественной литературы.
Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:
- Введение.
- Бедная жизнь старика со старушкой.
- Кого поймал рыбак?
- Почему дед отпустил свой улов?
- Что изменило жизнь стариков?
- Недовольство старухи.
- Что должен был сделать старик?
- Кем хотела стать жадная бабка?
- Исчезновение волшебной рыбки.
- Старик, его жена и разбитое корыто.
- Заключение
Как правильно составить план текста
Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.
В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.
Вне зависимости от источника информации, её следует:
- Изложить в письменном виде;
- Разделить на абзацы, которые представляют собой самостоятельные смысловые блоки;
- Задать к каждому блоку вопрос — о чём собственно идёт речь?
- Перефразировать вопросительное предложение в утвердительное и таким образом придумать для каждого смыслового блока название, отражающее его содержание.
Идеально составленный план при одном взгляде на него должен восстановить в памяти читателя подробное содержание текста любой сложности.
Четыре критерия оценки
План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:
- Первый из критериев — это структурность — она делит тело, например, газетной статьи на абзацы. Последовательная или иерархическая структура абзацев предполагает, что и текст, и его план по структуре совпадают.
- Второй критерий — это ясность формулировки, она предполагает, что названия заголовков выражают законченные мысли.
- Третий критерий — информативность, она позволяет читателю логически ориентироваться в расположении смысловых блоков текста.
- Четвёртый критерий — это последовательность, которая предполагает, что заголовки и подзаголовки не только названы таким образом, чтобы раскрыть их содержательную часть, но и расположены в такой последовательности, которая отражает внутреннюю (художественную, историческую или научную) логику развития сюжета истории целиком.
Пять видов названия рубрик
Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:
- Вопросные — они состоят из вопросительных слов (кто, что, зачем, почему), ответ на которые содержится в информативной части абзаца. Такие заголовки подходят для коротких новостных статей.
- Тезисные (они же назывные) — в виде кратко сформулированных мыслей, они выражают смысл блока, к которым относятся. Для тезисных заголовков используются максимум существительных и прилагательных и минимум глаголов.
- Цитатные — они представляют собой дословные высказывания из абзацев. Это, как правило, цитаты, раскрывающие основные мысли информационных блоков.
- План — опорная схема — это такие заголовки, которые содержат ключевые слова, описывающие смысловые значения абзацев.
- Смешанные названия заголовков — они могут содержать виды разных способов описания заголовков. Названия смысловых блоков смешанного плана помогают структурировать текст по уровням: чем больше деталей, тем больше уровней. Заголовки одного уровня могут принадлежать только одному из предыдущих четырёх видов названий.
Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.
Смешанные названия также позволяют автору развернуть перед внутренним взором читателя всю глубину своего письменного шедевра.
Три функции заголовков
План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:
- Организовывать и направлять внимание читателя;
- Раскрывать структуру текста — определять относительное значение заголовков и подзаголовков, а также место каждого из последних в общей структуре письменного материала;
- Выполнять функцию справочной карты, с помощью которой в теле, например, лекции ученик должен легко находить искомые смысловые блоки.
Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:
- Следуют ли мысли письменного изложенная одна за другой, без иерархической подчинённости — последовательно;
- Или мысли (в широком смысле — информация) представляют собой составные части одной главной мысли — идейной доминанты текста.
Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.
humanitas
Высший разум
(839250)
13 лет назад
Простой план пишется по такой схеме:
1. —-
2. —-
3. —-
….
Сложный план – по такой схеме:
1. —
А) —
Б) —
а) —
б) —
В —
2. —
А) —
а) —
б) —
…
то есть в подпунктах могут быть свои подпункты плана.
Людмила Полякова
Ученик
(185)
6 лет назад
Правила составления плана.
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
Озаглавь каждую часть.
В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
Памятка по составлению плана.
Деление содержания на смысловые части.
Выделение в каждой из них главной мысли.
Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).
Составление плана.
Как составлять простой план.
Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
Запишите план.
Запомните требования к плану:
а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);
б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Как составлять сложный план.
Внимательно прочитайте изучаемый материал.
Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Общие правила составления плана при работе с текстом.
Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Александр Полухин
Ученик
(176)
7 месяцев назад
Раз со мною на охоте произошёл такой случай.
Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»
Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 64 человека из 34 регионов
- Сейчас обучается 1327 человек из 84 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Зачем нужен план?
Виды планов -
2 слайд
Тема текста
ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится.
Очень часто тема текста отражается в его заглавии. -
3 слайд
Основная мысль текста
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать. -
4 слайд
Зачем нужен план текста?
План текста составляют не только в школах, но и в вузах, а также ораторы перед выступлением, учёные, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений, а студентам для работы над рефератом, курсовой или дипломной работы. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить. -
5 слайд
Зачем нужен план текста?
Составление плана способно заметно облегчить запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста. -
6 слайд
ПЛАН
План — это самая краткая запись текста.
Пункты плана должны отражать содержание, логику и последовательность изложения.
Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу. -
7 слайд
Планы бывают:
– простые;
– сложные;
– вопросные;
– назывные;
– тезисные. -
8 слайд
Простой план
Это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь. -
9 слайд
Сложный план текста
Чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно. -
10 слайд
Как составлять сложный план?
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Общие правила составления плана при работе с текстом:
1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста. -
11 слайд
Сложный план
I.Вступление.
II.Основная часть.
1) Пункт 1.
2) Пункт 2:(двоеточие)
а). . подпункт..; (точка с запятой)
б). . подпункт.. ;
в). . подпункт. . .(точка)
3) Пункт 3:
.а). . подпункт.. ;
б). . подпункт.. ;
в). . подпункт. . .(точка)
III.Заключение. -
12 слайд
Вопросный план текста
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой-либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ) -
13 слайд
Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. -
14 слайд
Тезисный план
Представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст.
План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов. -
15 слайд
Тезисный план – выражает суть текста в кратких формулировках.
Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.
-
16 слайд
Сопоставьте вопросный и тезисный планы
-
17 слайд
Рекомендации
*Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы. Кратко выделите основную мысль каждого абзаца. Запишите их последовательно, по пунктам. Перед вами формальный план текста.
*Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент.
*Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста. -
18 слайд
Рекомендации
После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста. Разделите весь текст на основные смысловые части. Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль. -
19 слайд
Рекомендации
Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом.
Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме. -
20 слайд
Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать:
часто нарушается логика повествования;
пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов);
план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали);
нет вступительной и заключительной части;
пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте;
пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста; -
21 слайд
Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкция
Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание.
Выделите основную тему и идею текста.
Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы.
Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их.
Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его.
Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым.
Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать.
Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста.
Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста.
Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик. -
22 слайд
Успехов в работе
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 162 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 14.06.2022
- 359
- 10
- 14.06.2022
- 355
- 2
- 14.06.2022
- 654
- 7
- 13.06.2022
- 333
- 9
- 13.06.2022
- 165
- 2
- 13.06.2022
- 84
- 0
- 13.06.2022
- 83
- 0
- 13.06.2022
- 164
- 3
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
План текста помогает уловить суть материала, а пункты становятся ориентиром, благодаря которым можно легко находить нужный блок информации. Он способствует тому, чтобы ученик в классе смог усвоить, уверенно воспроизвести и освежить в памяти изученный материал. Сложный план текста, к примеру, необходим при подготовке к написанию различных письменных работ: эссе, сочинения по рассказу, изложения, а также для выступления с презентацией, докладом или сообщением.
Оглавление:
- Основные критерии
- Порядок составления
- Примеры написания
Основные критерии
Сделать план текста — это как составить краткую программу, в которой выделены основные части (микротемы). Подробный план отличается от простого тем, что, кроме пунктов, в нем пишутся подпункты. Так делают, когда нужно отразить важную информацию, которая не вмещается в один пункт. В таком случае микротема разделяется на составные части.
Можно выделить следующие основные критерии сложного плана:
- Целостность.Текст имеет вступление, содержание и вывод, такой же структурой обладает план.
- Точность высказывания. Выделяемые пункты и подпункты — это законченные мысли автора. Они не могут прерываться, содержать набор слов или словосочетаний.
- Содержательность, которая поможет с легкостью пересказать текст. Благодаря продуманному составлению можно «развернуть» каждый пункт в связный текст.
- Порядок пунктов. Последовательность пунктов не нарушается, мысль и повествование идут в одном направлении. Здесь важным является определение причинно-следственных и логических связей между ключевыми мыслями автора.
Кроме того, план должен быть лаконичным, необходимо придерживаться сути. Второстепенная по важности информация и большое количество пунктов не смогут уложиться в голове.
Порядок составления
Чтобы без труда справляться с любым текстом и легко составлять сложный план, нужно запомнить основные шаги. Именно шаги отличают самостоятельную проработку материала, которая формирует у человека логические связи между излагаемыми мыслями, от бесполезной зубрежки. Шаги для составления плана:
- Определение главной мысли автора. В тексте есть главная мысль, которая объясняет весь посыл произведения, для чего оно было написано. Чтобы правильно ее найти, нужно вдумчиво прочитать материал 2−3 раза, заостряя внимание на ключевых моментах, выражающих мнение автора. Во время такого прочтения рекомендуется делать пометки, по которым будет удобно ориентироваться во время составления развернутого плана.
- Выделение смысловых частей. Часто они совпадают с абзацами, что упрощает работу над материалом. Смысловая часть имеет непосредственное значение для всего текста в целом. Обычно частей бывает несколько, например, автор может описывать царства живой природы, а в следующем абзаце перейти к характеристике млекопитающих.
- Оглавление пунктов и подпунктов. Это словесное оформление плана, которое отличает сложный план от визуального плана, блоков-схем и других видов.
- Выписывание пунктов и проверка. Запись легче усваивается и сокращает время, которое затрачивается на вспоминание пункта. Важно сделать проверку, она заключается в мысленном или устном раскрытии пунктов и подпунктов. Если идея текста, его основные части и важные уточнения выстраиваются в последовательный логичный текст, значит, сложный план составлен хорошо.
Существуют распространенные ошибки, которые затрудняют эффективное применение сложного плана. Следует их избегать и устранять. К ним относится использование целых цитат и предложений из произведения, применение незнакомых слов, нарушение логической связи. Пункты не отражают структуру и основную мысль текста, в них присутствует второстепенная информация.
Примеры написания
В учебниках русского языка и литературы часто встречаются параграфы с биографией творческих деятелей. Для начала нужно определиться с темой. Например, текст о поэтессе М. И. Цветаевой. Первый абзац посвящен началу жизненного пути, второй — творчеству. Именно так можно назвать пункты, то есть его смысловые части:
- Начало жизненного пути:
- Рождение в Москве, детство в Тарусе.
- Учеба в училище и зарубежных пансионах.
- Первые сборники:
- «Вечерний альбом» (1910);
- «Волшебный фонарь» (1912).
- Творчество Марины Цветаевой:
- Сборники стихов.
- Поэмы.
- Поэмы-сказки.
- Драматические произведения.
- Проза.
Другой пример составлен по статье из учебника по истории:
- Определение понятия «восточный вопрос»:
- Родовая принадлежность: комплекс международных противоречий (конфликтов).
- Хронологические рамки: конец XVIII-начало XX веков (1756−1918 гг.).
- Сущностные признаки:
- упадок Османской империи;
- соперничество великих держав;
- борьба стран Европы за разделение ее территорий.
- Направления:
- геополитическое;
- экономическое;
- идеологическое;
- территориальное.
- Тактические операции:
- Русско-турецкая война 1768−1774 гг.
- Русско-турецкая война 1787−1791 гг.
- Договоры:
- Кючук-кайнарджийский мирный договор, 10 июля 1774 г.
- Георгиевский трактат, 24 июля 1791 г.
- Ясский мирный договор, 29 декабря 1791 г.
- Верельский мирный договор, 3 августа 1790 г.
- Разделы Речи Посполитой.
Зная основные критерии, порядок составления и распространенные ошибки, можно с легкостью составить развернутый план для анализа произведения, написания письменной работы и выступления.