Как составить сложный план текста по русскому языку примеры 6 класс

Сложный план текста


Сложный план текста

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 558.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 558.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Заключение

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Айымжан Куатова

    2/10

  • Айсулу Нуралиева

    10/10

  • Svetlana Vasilieva

    8/10

  • Цирек Мальцев

    10/10

  • Дамир Жунусов

    9/10

  • Dilya Zholdibaeva

    8/10

  • Даша Головина

    8/10

  • Павел Суров

    6/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 558.


А какая ваша оценка?

 развернутый план текста

Мамонты и тексты — общие моменты

План текста — как скелет, по которому учёные могут восстановить строение тела доисторического животного. Так и читатель по плану текста перед чтением может понять его структуру, а после — вспомнить его содержание. Достигается этот эффект за счёт того, что каждый пункт плана описывается словами, максимально полно раскрывающими содержательную часть абзаца, к которому они относятся.

А каждый такой абзац или параграф, если абзацев несколько, характеризуется логической завершённостью.

Два уровня сложности

В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.

Как составить план текста

Простой характеризуется одноуровневой конструкцией, которая содержит не менее двух, но не более пяти пунктов и подходит для схематизации коротких сообщений или небольших рассказов.

Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.

Пример простого плана на тему «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:

  1. Старик, старуха и Золотая Рыбка.
  2. Три желания старухи.
  3. Последний каприз царицы.
  4. Старик, старуха и разбитое корыто.

Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.

Сложный план подходит для написания материалов с глубоким уровнем детализации, например, для произведений художественной литературы.

Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:

  • Введение.
  • Бедная жизнь старика со старушкой.

 сложный план как составить

  1. Кого поймал рыбак?
  2. Почему дед отпустил свой улов?
  3. Что изменило жизнь стариков?
  • Недовольство старухи.
  1. Что должен был сделать старик?
  2. Кем хотела стать жадная бабка?
  • Исчезновение волшебной рыбки.
  • Старик, его жена и разбитое корыто.
  • Заключение

Как правильно составить план текста

Как составить план

Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.

В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.

Вне зависимости от источника информации, её следует:

  1. Изложить в письменном виде;
  2. Разделить на абзацы, которые представляют собой самостоятельные смысловые блоки;
  3. Задать к каждому блоку вопрос — о чём собственно идёт речь?
  4. Перефразировать вопросительное предложение в утвердительное и таким образом придумать для каждого смыслового блока название, отражающее его содержание.

Идеально составленный план при одном взгляде на него должен восстановить в памяти читателя подробное содержание текста любой сложности.

Четыре критерия оценки

План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:

 как составить план кратко

  • Первый из критериев — это структурность — она делит тело, например, газетной статьи на абзацы. Последовательная или иерархическая структура абзацев предполагает, что и текст, и его план по структуре совпадают.
  • Второй критерий — это ясность формулировки, она предполагает, что названия заголовков выражают законченные мысли.
  • Третий критерий — информативность, она позволяет читателю логически ориентироваться в расположении смысловых блоков текста.
  • Четвёртый критерий — это последовательность, которая предполагает, что заголовки и подзаголовки не только названы таким образом, чтобы раскрыть их содержательную часть, но и расположены в такой последовательности, которая отражает внутреннюю (художественную, историческую или научную) логику развития сюжета истории целиком.

Пять видов названия рубрик

Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:

Что такое сложный план

  1. Вопросные — они состоят из вопросительных слов (кто, что, зачем, почему), ответ на которые содержится в информативной части абзаца. Такие заголовки подходят для коротких новостных статей.
  2. Тезисные (они же назывные) — в виде кратко сформулированных мыслей, они выражают смысл блока, к которым относятся. Для тезисных заголовков используются максимум существительных и прилагательных и минимум глаголов.
  3. Цитатные — они представляют собой дословные высказывания из абзацев. Это, как правило, цитаты, раскрывающие основные мысли информационных блоков.
  4. План — опорная схема — это такие заголовки, которые содержат ключевые слова, описывающие смысловые значения абзацев.
  5. Смешанные названия заголовков — они могут содержать виды разных способов описания заголовков. Названия смысловых блоков смешанного плана помогают структурировать текст по уровням: чем больше деталей, тем больше уровней. Заголовки одного уровня могут принадлежать только одному из предыдущих четырёх видов названий.

Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.

Смешанные названия также позволяют автору развернуть перед внутренним взором читателя всю глубину своего письменного шедевра.

Три функции заголовков

План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:

Сложный план текста

  1. Организовывать и направлять внимание читателя;
  2. Раскрывать структуру текста — определять относительное значение заголовков и подзаголовков, а также место каждого из последних в общей структуре письменного материала;
  3. Выполнять функцию справочной карты, с помощью которой в теле, например, лекции ученик должен легко находить искомые смысловые блоки.

Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:

  • Следуют ли мысли письменного изложенная одна за другой, без иерархической подчинённости — последовательно;
  • Или мысли (в широком смысле — информация) представляют собой составные части одной главной мысли — идейной доминанты текста.

Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.

Главным элементом государственного флага является его цвет. Надо отдать

должное настойчивости и целеустремленности автора, который с самого начала

отказался от многоцветия и аляповатости и доказывал одноцветие флага как символ

единства Казахстана. И вот в окончательном варианте определяется светлоголубой

цвет. Прежде всего, светлоголубой цвет относится к числу тех цветов, который

человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и

приятных. Это не случайно. Ведь данный цвет преобладает в природе. Он является

одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды.

В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей

государственности светлоголубой флаг, необходимо относиться с наибольшей

доверительностью и пониманием. Таким образом, без примеси, чистый голубой цвет

нашего флага свидетельствует о культурноэтническом единстве народа и

одновременно указывает на идею неделимости государства.

Солнце источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом

жизни. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А

время определяется для кочевника движением солнца. Восход и заход солнца, одно

измерение день. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и

изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем

флаге одновременно имеют форму зерна — основы изобилия и благополучия.

В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его

изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан,

имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную

власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости,

стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем, орел, имея мощную силу,

способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении

будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в

высоты мировой цивилизации.

Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является

параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь

изображен казахский орнамент «кошкармуйз — бараньи рога». [1]

Примерный план текста:

1. Символ государства.

2. Конкурс государственного флага.

3. Элементы государственного флага.

1) Цвет – символ неделимости государства.

2) Солнце – источник жизни и энергии.

3) Орел – символ свободы и независимости.

4) Орнамент.

5. Составление календаря исследовательской деятельности.

Разработка исследовательской (проектной) работы начинается с планирования.

Правильно составленный план позволяет исследователю продуктивно организовать НИР

по избранной теме и представить ее в установленные сроки.

Рабочий план составляется автором на основе предварительного ознакомления с

литературой и другими источниками.

Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать

вопросы темы по учебникам, т.к. в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме.

Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению

первоисточников, нормативных документов.

Урок русского языка в 6 классе План текста

Урок русского языка в 6 классе

План текста

Цели урока: 1. повторить понятие «Текст»; 2. повторить признаки, виды и стили текста; 3. повторить понятие «План текста»; 4. узнать разновидности планов текста; 5. научиться составлять различные виды планов текста;

Цели урока:

  • 1. повторить понятие «Текст»;
  • 2. повторить признаки, виды и стили текста;
  • 3. повторить понятие «План текста»;
  • 4. узнать разновидности планов текста;
  • 5. научиться составлять различные виды планов текста;

Опрос  -Ребята, что такое текст?  Каждый текст создаётся на определённую тему.  ТЕКСТ – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

Опрос

-Ребята, что такое текст?

Каждый текст создаётся на определённую тему.

ТЕКСТ – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

-Каковы признаки текста?  Перечислите. 1.Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить). 2.Единство темы, монолитность (случай на рыбалке, премьера спектакля, встреча Нового года и т. п.). 3.Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом). 4.Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это «вход» в текст, как в некое здание). 5.Связность изложения (по смыслу и грамматически). 6.Иногда членение текста на микротемы (абзацы). 7.У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).

-Каковы признаки текста? Перечислите.

  • 1.Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).
  • 2.Единство темы, монолитность (случай на рыбалке, премьера спектакля, встреча Нового года и т. п.).
  • 3.Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом).
  • 4.Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это «вход» в текст, как в некое здание).
  • 5.Связность изложения (по смыслу и грамматически).
  • 6.Иногда членение текста на микротемы (абзацы).
  • 7.У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).

Что такое тема текста? ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится.  Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

Что такое тема текста?

ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится.

Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

Что такое основная мысль текста? В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Что такое основная мысль текста?

  • В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.
  • ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
  • Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Зачем нужен план текста? План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

Зачем нужен план текста?

  • План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

Зачем нужен план текста? Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.

Зачем нужен план текста?

  • Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.

 План — это самая краткая запись текста.  Пункты плана должны отражать содержание, логику и последовательность изложения.  Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

План — это самая краткая запись текста.

Пункты плана должны отражать содержание, логику и последовательность изложения.

Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы Перед составлением плана обязательно внимательно прочитайте текст два раза. Читайте медленно, не спешите и не увлекайтесь сюжетной канвой или интересными описаниями. Сейчас ваша задача – тщательно изучить текст, объективно выделить в нём главное, проследить логику повествования и связь предложений, абзацев.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы

  • Перед составлением плана обязательно внимательно прочитайте текст два раза. Читайте медленно, не спешите и не увлекайтесь сюжетной канвой или интересными описаниями. Сейчас ваша задача – тщательно изучить текст, объективно выделить в нём главное, проследить логику повествования и связь предложений, абзацев.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы Обратите внимание, что от вас не должны ускользнуть малейшие детали. Даже если что-то показалось вам незначительным, не спешите исключать фрагмент. Обычно для изложения даются очень содержательные, ёмкие и лаконичные тексты. Не пропускайте слова, фразы, если их значение вам не совсем понятно. Лучше обратитесь к словарю и уточните все неясные моменты.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы

  • Обратите внимание, что от вас не должны ускользнуть малейшие детали. Даже если что-то показалось вам незначительным, не спешите исключать фрагмент. Обычно для изложения даются очень содержательные, ёмкие и лаконичные тексты. Не пропускайте слова, фразы, если их значение вам не совсем понятно. Лучше обратитесь к словарю и уточните все неясные моменты.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы Прочитав текст, определите его основную идею, тему. Идея, или главная мысль определяет то, зачем текст был создан. Тема – это то, о чём в тексте повествуется. Запишите тему и идею. Подумайте, какие фрагменты наиболее важны для их раскрытия и выделите в тексте карандашом. В дальнейшем при составлении плана обратите особое внимание на эти части текста.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы

  • Прочитав текст, определите его основную идею, тему. Идея, или главная мысль определяет то, зачем текст был создан. Тема – это то, о чём в тексте повествуется. Запишите тему и идею. Подумайте, какие фрагменты наиболее важны для их раскрытия и выделите в тексте карандашом. В дальнейшем при составлении плана обратите особое внимание на эти части текста.

Планы бывают:   - простые;  - сложные;  - вопросные;  - назывные;  - тезисные.

Планы бывают:

– простые;

– сложные;

– вопросные;

– назывные;

– тезисные.

Простой план это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.

Простой план

  • это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.

Простой план 1. Жизнь Горького – пример высокого служения людям. - вступление 2. Сравнительная характеристика Ларры и Данко: - основная часть  а) эгоизм Ларры и любовь к людям Данко;  б) жизнь для себя Ларры и желание к самопожертвованию  Данко;  в) память о Данко и позор Ларры. 3. В жизни всегда есть место подвигам. - заключение Обрати внимание на постановку знаков препинания !

Простой план

1. Жизнь Горького – пример высокого служения людям. – вступление

2. Сравнительная характеристика Ларры и Данко: – основная часть

а) эгоизм Ларры и любовь к людям Данко;

б) жизнь для себя Ларры и желание к самопожертвованию

Данко;

в) память о Данко и позор Ларры.

3. В жизни всегда есть место подвигам. – заключение

Обрати внимание на постановку знаков препинания !

Составьте простой план текста

Превращение

Однажды утром, проснувшись после беспокойного сна, Грегор Замза внезапно обнаружил, что превратился в огромное страшное насекомое …

Грегор Замза был обычным молодым человеком, живущим в большом городе. Все его усилия и заботы были подчинены семье, где он был единственным сыном и потому испытывал повышенное чувство ответственности за благополучие близких. Отец его обанкротился и по большей части сидел дома, просматривая газеты. Мать мучили приступы удушья, и она проводила долгие часы в кресле у окна. Еще у Грегора была младшая сестра Грета, которую он очень любил. Грета неплохо играла на скрипке, и заветной мечтой Грегора — после того как ему удастся покрыть отцовские долги — было помочь ей поступить в консерваторию, где она могла бы профессионально учиться музыке. Отслужив в армии, Грегор устроился в одну торговую фирму и довольно скоро был повышен от мелкого служащего до коммивояжера. Он работал с огромным усердием, хотя место было неблагодарным. Приходилось большую часть времени проводить в командировках . Хозяин фирмы отличался скупостью, но Грегор был трудолюбив. К тому же он никогда не жаловался. Так или иначе, его заработка хватало на то, чтобы снимать для семьи просторную квартиру, где он занимал отдельную комнату.

Вот в этой-то комнате он проснулся однажды в виде гигантской отвратительной сороконожки.

Простой план текста: 1. Грегор Замза превратился в огромное страшное насекомое. - вступление 2. Жизнь Грегора: -  основная часть А) сыновий долг Б) мечта помочь сестре в учебе В) работа Грегора 3. проснулся однажды в виде гигантской отвратительной сороконожки -  заключение

Простой план текста:

  • 1. Грегор Замза превратился в огромное страшное насекомое. вступление
  • 2. Жизнь Грегора: основная часть
  • А) сыновий долг
  • Б) мечта помочь сестре в учебе
  • В) работа Грегора
  • 3. проснулся однажды в виде гигантской отвратительной сороконожки заключение

Сложный план   текста чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.

Сложный план   текста

  • чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.

Как составлять сложный план. 1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.  Общие правила составления плана при работе с текстом  1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

Как составлять сложный план.

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). 4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. Общие правила составления плана при работе с текстом 1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. 3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. 4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

Сложный план  I.Вступление.  II.Основная часть.  1) Пункт 1.  2) Пункт 2:(двоеточие)  а). . подпункт..; (точка с запятой)  б). . подпункт.. ;  в). . подпункт. . .(точка)  3) Пункт 3:  .а). . подпункт.. ;  б). . подпункт.. ;  в). . подпункт. . .(точка)  III.Заключение. Обрати внимание на постановку знаков препинания !

Сложный план

I.Вступление. II.Основная часть. 1) Пункт 1. 2) Пункт 2:(двоеточие) а). . подпункт..; (точка с запятой) б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) 3) Пункт 3: .а). . подпункт.. ; б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) III.Заключение.

Обрати внимание на постановку знаков препинания !

  • ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СИМВОЛА Интересна история современного названия украинского национального символа — трезуб (трезубец).
  • Это название совсем новое. Оно введено русским историком Карамзиным в начале прошлого столетия. Однако символ старше Карамзина по крайней мере на несколько десятков тысяч лет. Он не мог быть безымянным, не мог называться и конкретным словом «трезубец», потому что этим словом в украинском языке назывались вилы. Знак и вправду имеет народное название — Троица, которое в украинском языке означает «Бог в трех лицах». Именно этот символ Троицы служил наконечником для жезла владыки — Кия. Языковая ситуация, касающаяся термина «трезубец», резко изменилась в Украине в первой половине ХХ столетия в связи с признанием символа государственным гербом Украинской народной республики. Поскольку тогда не было ни одного исследования, посвященного изучению истории происхождения данного символа, при утверждении государственного герба УНР использовался наиболее распространенный в тот момент термин — «трезубец», что узаконило его в украинском языке. Сегодня термин «трезуб» приобрел значительное распространение в украинском языке. Вместе с тем, вряд ли имеет смысл отправлять в небытиё старое название символа, тем более что термин «Троица» значительно тоньше выражает глубинное содержание знака. Сейчас слово «Троица» сбереглось в целом ряде праздников, в названии ритуальных подсвечников, которые символизировали триединый огонь во время давних обрядов, связанных с культом Троицы.

Примерный сложный план: I. Национальный символ. II. История слова. 1. Введение термина Карамзиным. 2. Вилы? 3. Троица? III. Утверждение Государственного Герба Украины. IV. Распространение термина «трезубец». V. Помнить историю.

Примерный сложный план:

  • I. Национальный символ.
  • II. История слова.
  • 1. Введение термина Карамзиным.
  • 2. Вилы?
  • 3. Троица?
  • III. Утверждение Государственного Герба Украины.
  • IV. Распространение термина «трезубец».
  • V. Помнить историю.

Вопросный план   текста План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.  При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. )

Вопросный план   текста

  • План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. )

Вопросный план текста Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.  Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.  Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову). Например:  Кого поймали в море? О чем плакала пойманная черепаха? Почему черепаха плакала на самом деле?

Вопросный план текста

  • Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).
  • Например: Кого поймали в море?

О чем плакала пойманная черепаха?

Почему черепаха плакала на самом деле?

Составьте вопросный план текста: С большой любовью вспоминаю свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю, о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Трём людям я особенно благодарна за своё детство.   Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых вы выросли.   Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны.   И Ханне, нашей английской воспитательнице , прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.   Среди трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.

Составьте вопросный план текста:

  • С большой любовью вспоминаю свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю, о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Трём людям я особенно благодарна за своё детство.  Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых вы выросли.  Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны.  И Ханне, нашей английской воспитательнице , прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.  Среди трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.

Вопросный план текста:  1. Кому она благодарна и за что?  2. За что благодарна отцу?  3. За что благодарна матери?  4. За что благодарна Хане?  5. Какое место они занимали в её жизни?

Вопросный план текста:

  • 1. Кому она благодарна и за что? 2. За что благодарна отцу? 3. За что благодарна матери? 4. За что благодарна Хане? 5. Какое место они занимали в её жизни?

Назывной план Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.  Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.  Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).  План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. Например: Пойманная черепаха. Черепашьи слезы. Настоящая причина слёз черепахи.

Назывной план

  • Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову). План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.
  • Например:
  • Пойманная черепаха.
  • Черепашьи слезы.
  • Настоящая причина слёз черепахи.

Тезисный план   представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст.

Тезисный план

  •   представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст.

Тезисный план текста Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.  Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.  Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову). План записывают в виде тезисов*.  *Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.  Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.  Например: В море поймали черепаху. Пойманная черепаха все время плачет. Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Тезисный план текста

  • Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).
  • План записывают в виде тезисов*. *Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов. Например:
  • В море поймали черепаху.
  • Пойманная черепаха все время плачет.
  • Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Тезисный план - выражает суть текста в кратких  формулировках.  Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

Тезисный план – выражает суть текста в кратких

формулировках.

Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

Сопоставьте вопросный и тезисный планы Вопросный план Тезисный план 1.Что такое Третьяковская галерея? 1.Третьяковская галерея является всемирно известным музеем русского изобразительного искусства. 2.Кто такой П. М. Третьяков? 2.П. М. Третьяков — выдающийся деятель русской культуры, крупный фабрикант. 3.Какую основную цель поставил перед собой П. М. Третьяков, создавая галерею? 3.П. М. Третьяков стремился создать доступный народу национальный музей русской живописи. 4.На что была направлена деятельность П.М. Третьякова при создании галереи? 4.Деятельность П. М. Третьякова была направлена на поддержание нового демократического искусства. 5.Когда и кому передал свою коллекцию картин П.М. Третьяков? 5.В 1892 г. П. М. Третьяков передал свое собрание в дар городу Москве.

Сопоставьте вопросный и тезисный планы

Вопросный план

Тезисный план

1.Что такое Третьяковская галерея?

1.Третьяковская галерея является всемирно известным музеем русского изобразительного искусства.

2.Кто такой П. М. Третьяков?

2.П. М. Третьяков — выдающийся деятель русской культуры, крупный фабрикант.

3.Какую основную цель поставил перед собой П. М. Третьяков, создавая галерею?

3.П. М. Третьяков стремился создать доступный народу национальный музей русской живописи.

4.На что была направлена деятельность П.М. Третьякова при создании галереи?

4.Деятельность П. М. Третьякова была направлена на поддержание нового демократического искусства.

5.Когда и кому передал свою коллекцию картин П.М. Третьяков?

5.В 1892 г. П. М. Третьяков передал свое собрание в дар городу Москве.

Рекомендации Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом. Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы. Кратко выделите основную мысль каждого абзаца. Запишите их последовательно, по пунктам. Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.

Рекомендации

  • Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом. Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы. Кратко выделите основную мысль каждого абзаца. Запишите их последовательно, по пунктам. Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.

Рекомендации После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста. Разделите весь текст на основные смысловые части. Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.

Рекомендации

  • После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста. Разделите весь текст на основные смысловые части. Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.

Рекомендации Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом. Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме.

Рекомендации

  • Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом.
  • Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме.

Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать: часто нарушается логика повествования; пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов); план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали); нет вступительной и заключительной части; пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте; пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста; пункты непропорциональны: некоторые очень краткие, а отдельные развёрнуты, объёмны.

Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать:

  • часто нарушается логика повествования;
  • пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов);
  • план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали);
  • нет вступительной и заключительной части;
  • пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте;
  • пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста;
  • пункты непропорциональны: некоторые очень краткие, а отдельные развёрнуты, объёмны.

Рекомендации Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.

Рекомендации

  • Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.

Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкция Воспользуйтесь данным алгоритмом, чтобы правильно составить план текста.

  • Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание.
  • Выделите основную тему и идею текста.
  • Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы.
  • Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их.
  • Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его.
  • Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым.
  • Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать.
  • Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста.
  • Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста.
  • Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик.

Домашнее задание: Составить к тексту Упр. Разные виды планов: Простой Сложный Вопросный Назывной тезисный Чтобы правильно составить план текста, следуйте советам, не забывайте о возможных ошибках, тщательно проверяйте ваш план и сверяйте его с текстом, работайте по инструкции.

Домашнее задание:

  • Составить к тексту Упр. Разные виды планов:
  • Простой
  • Сложный
  • Вопросный
  • Назывной
  • тезисный
  • Чтобы правильно составить план текста, следуйте советам, не забывайте о возможных ошибках, тщательно проверяйте ваш план и сверяйте его с текстом, работайте по инструкции.

Итог урока 1.Что такое план? 2.Какие бывают планы? 3.Чем отличается простой план от  сложного? Тезисный от вопросного? 4. Что такое назывной план текста?

Итог урока

1.Что такое план?

2.Какие бывают планы?

3.Чем отличается простой план от

сложного? Тезисный от вопросного?

4. Что такое назывной план текста?

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Список использованной литературы 1. http://www.gramota.ru/spravka/letters?rub=rubric_81 2. http://gigabaza.ru/doc/74377-p10.html 3. http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/821-kak-sostavit-plan-teksta.html 4. http://askarova-ep.ru/sovety/spravichnik-dlja-shkolnikov/zadano-sostavit-plan-teksta/ 5. http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/821-kak-sostavit-plan-teksta.html 6. http://moy2gklass.ru/razvivalka/chtenie/uzelok-na-pamyat/plan-teksta 7. http://studiosus.net/category/tezsnyj-plan 8. http://znanija.com/task/2777696 9. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=601cd056-fbc4-4851-934c-9ddecc083735 10. http://otvet.mail.ru/question/85012879 11. http://soshinenie.ru/tema-uroka-slozhnyj-plan-gotovogo-teksta/ 12. http://gmohistorii.rusedu.net/post/3571/36685 13. http://znanija.com/task/7053237 14. http://miroshnichenkog.ucoz.ru/index/sostavljaem_plan/0-38 15. http://znanija.com/task/7191659  16. http://musafirova.ucoz.ru/publ/uzelok_na_pamjat/literaturnoe_chtenie/plan_teksta/57-1-0-684 17. http://www.testsoch.com/tema-uroka-slozhnyj-plan-gotovogo-teksta/

Список использованной литературы

  • 1. http://www.gramota.ru/spravka/letters?rub=rubric_81
  • 2. http://gigabaza.ru/doc/74377-p10.html
  • 3. http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/821-kak-sostavit-plan-teksta.html
  • 4. http://askarova-ep.ru/sovety/spravichnik-dlja-shkolnikov/zadano-sostavit-plan-teksta/
  • 5. http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/821-kak-sostavit-plan-teksta.html
  • 6. http://moy2gklass.ru/razvivalka/chtenie/uzelok-na-pamyat/plan-teksta
  • 7. http://studiosus.net/category/tezsnyj-plan
  • 8. http://znanija.com/task/2777696
  • 9. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=601cd056-fbc4-4851-934c-9ddecc083735
  • 10. http://otvet.mail.ru/question/85012879
  • 11. http://soshinenie.ru/tema-uroka-slozhnyj-plan-gotovogo-teksta/
  • 12. http://gmohistorii.rusedu.net/post/3571/36685
  • 13. http://znanija.com/task/7053237
  • 14. http://miroshnichenkog.ucoz.ru/index/sostavljaem_plan/0-38
  • 15. http://znanija.com/task/7191659 16. http://musafirova.ucoz.ru/publ/uzelok_na_pamjat/literaturnoe_chtenie/plan_teksta/57-1-0-684
  • 17. http://www.testsoch.com/tema-uroka-slozhnyj-plan-gotovogo-teksta/

Слайд 1

Зачем нужен план? Виды планов

Слайд 2

Тема текста ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

Слайд 3

Основная мысль текста В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Слайд 4

Зачем нужен план текста? План текста составляют не только в школах , но и в вузах , а также ораторы перед выступлением, учёные , при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений, а студентам для работы над рефератом , курсовой или дипломной работы . Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

Слайд 5

Зачем нужен план текста? Составление плана способно заметно облегчить запоминание объёмных материалов . При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.

Слайд 6

ПЛАН План — это самая краткая запись текста . Пункты плана должны отражать содержание, логику и последовательность изложения. Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

Слайд 7

Планы бывают: – простые; – сложные; – вопросные; – назывные; – тезисные.

Слайд 8

Простой план Это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.

Слайд 9

Сложный план текста Чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.

Слайд 10

Как составлять сложный план? 1. Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). 4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. Общие правила составления плана при работе с текстом: 1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. 3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. 4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Слайд 11

Сложный план I.Вступление . II.Основная часть. 1) Пункт 1. 2) Пункт 2:(двоеточие) а). . подпункт..; (точка с запятой) б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) 3) Пункт 3: .а). . подпункт.. ; б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) III.Заключение .

Слайд 12

Вопросный план текста План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой-либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. )

Слайд 13

Назывной план План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

Слайд 14

Тезисный план Представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст. План записывают в виде тезисов*. *Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Слайд 15

Тезисный план – выражает суть текста в кратких ф ормулировках. Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

Слайд 16

Сопоставьте вопросный и тезисный планы

Слайд 17

Рекомендации Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом. Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы . Кратко выделите основную мысль каждого абзаца . Запишите их последовательно, по пунктам . Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.

Слайд 18

Рекомендации После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста . Разделите весь текст на основные смысловые части . Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.

Слайд 19

Рекомендации Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом. Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме.

Слайд 20

Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать: часто нарушается логика повествования; пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов); план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали); нет вступительной и заключительной части; пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте; пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста; пункты непропорциональны: некоторые очень краткие, а отдельные развёрнуты, объёмны.

Слайд 21

Рекомендации Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.

Слайд 22

Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкция Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание. Выделите основную тему и идею текста. Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы. Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их. Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его. Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым. Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать. Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста. Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста. Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик.

Слайд 23

Успехов в работе

Добавить комментарий