Сложный план текста
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 558.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 558.
План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Основные требования к сложному плану текста
Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.
Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.
Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.
И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Как составить сложный план: порядок работы
Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.
Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.
Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.
После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.
Пример сложного плана текста
В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.
1.Феодальная раздробленность: причины явления.
а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.
2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.
а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.
3. Последствия феодальной раздробленности.
а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.
По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.
Что мы узнали?
Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Айымжан Куатова
2/10
-
Айсулу Нуралиева
10/10
-
Svetlana Vasilieva
8/10
-
Цирек Мальцев
10/10
-
Дамир Жунусов
9/10
-
Dilya Zholdibaeva
8/10
-
Даша Головина
8/10
-
Павел Суров
6/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 558.
А какая ваша оценка?
План текста помогает уловить суть материала, а пункты становятся ориентиром, благодаря которым можно легко находить нужный блок информации. Он способствует тому, чтобы ученик в классе смог усвоить, уверенно воспроизвести и освежить в памяти изученный материал. Сложный план текста, к примеру, необходим при подготовке к написанию различных письменных работ: эссе, сочинения по рассказу, изложения, а также для выступления с презентацией, докладом или сообщением.
Оглавление:
- Основные критерии
- Порядок составления
- Примеры написания
Основные критерии
Сделать план текста — это как составить краткую программу, в которой выделены основные части (микротемы). Подробный план отличается от простого тем, что, кроме пунктов, в нем пишутся подпункты. Так делают, когда нужно отразить важную информацию, которая не вмещается в один пункт. В таком случае микротема разделяется на составные части.
Можно выделить следующие основные критерии сложного плана:
- Целостность.Текст имеет вступление, содержание и вывод, такой же структурой обладает план.
- Точность высказывания. Выделяемые пункты и подпункты — это законченные мысли автора. Они не могут прерываться, содержать набор слов или словосочетаний.
- Содержательность, которая поможет с легкостью пересказать текст. Благодаря продуманному составлению можно «развернуть» каждый пункт в связный текст.
- Порядок пунктов. Последовательность пунктов не нарушается, мысль и повествование идут в одном направлении. Здесь важным является определение причинно-следственных и логических связей между ключевыми мыслями автора.
Кроме того, план должен быть лаконичным, необходимо придерживаться сути. Второстепенная по важности информация и большое количество пунктов не смогут уложиться в голове.
Порядок составления
Чтобы без труда справляться с любым текстом и легко составлять сложный план, нужно запомнить основные шаги. Именно шаги отличают самостоятельную проработку материала, которая формирует у человека логические связи между излагаемыми мыслями, от бесполезной зубрежки. Шаги для составления плана:
- Определение главной мысли автора. В тексте есть главная мысль, которая объясняет весь посыл произведения, для чего оно было написано. Чтобы правильно ее найти, нужно вдумчиво прочитать материал 2−3 раза, заостряя внимание на ключевых моментах, выражающих мнение автора. Во время такого прочтения рекомендуется делать пометки, по которым будет удобно ориентироваться во время составления развернутого плана.
- Выделение смысловых частей. Часто они совпадают с абзацами, что упрощает работу над материалом. Смысловая часть имеет непосредственное значение для всего текста в целом. Обычно частей бывает несколько, например, автор может описывать царства живой природы, а в следующем абзаце перейти к характеристике млекопитающих.
- Оглавление пунктов и подпунктов. Это словесное оформление плана, которое отличает сложный план от визуального плана, блоков-схем и других видов.
- Выписывание пунктов и проверка. Запись легче усваивается и сокращает время, которое затрачивается на вспоминание пункта. Важно сделать проверку, она заключается в мысленном или устном раскрытии пунктов и подпунктов. Если идея текста, его основные части и важные уточнения выстраиваются в последовательный логичный текст, значит, сложный план составлен хорошо.
Существуют распространенные ошибки, которые затрудняют эффективное применение сложного плана. Следует их избегать и устранять. К ним относится использование целых цитат и предложений из произведения, применение незнакомых слов, нарушение логической связи. Пункты не отражают структуру и основную мысль текста, в них присутствует второстепенная информация.
Примеры написания
В учебниках русского языка и литературы часто встречаются параграфы с биографией творческих деятелей. Для начала нужно определиться с темой. Например, текст о поэтессе М. И. Цветаевой. Первый абзац посвящен началу жизненного пути, второй — творчеству. Именно так можно назвать пункты, то есть его смысловые части:
- Начало жизненного пути:
- Рождение в Москве, детство в Тарусе.
- Учеба в училище и зарубежных пансионах.
- Первые сборники:
- «Вечерний альбом» (1910);
- «Волшебный фонарь» (1912).
- Творчество Марины Цветаевой:
- Сборники стихов.
- Поэмы.
- Поэмы-сказки.
- Драматические произведения.
- Проза.
Другой пример составлен по статье из учебника по истории:
- Определение понятия «восточный вопрос»:
- Родовая принадлежность: комплекс международных противоречий (конфликтов).
- Хронологические рамки: конец XVIII-начало XX веков (1756−1918 гг.).
- Сущностные признаки:
- упадок Османской империи;
- соперничество великих держав;
- борьба стран Европы за разделение ее территорий.
- Направления:
- геополитическое;
- экономическое;
- идеологическое;
- территориальное.
- Тактические операции:
- Русско-турецкая война 1768−1774 гг.
- Русско-турецкая война 1787−1791 гг.
- Договоры:
- Кючук-кайнарджийский мирный договор, 10 июля 1774 г.
- Георгиевский трактат, 24 июля 1791 г.
- Ясский мирный договор, 29 декабря 1791 г.
- Верельский мирный договор, 3 августа 1790 г.
- Разделы Речи Посполитой.
Зная основные критерии, порядок составления и распространенные ошибки, можно с легкостью составить развернутый план для анализа произведения, написания письменной работы и выступления.
План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.
Содержание
- Основные требования к сложному плану текста
- Как составить сложный план: порядок работы
- Пример сложного плана текста
- Что мы узнали?
Основные требования к сложному плану текста
Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.
Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.
Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.
И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Как составить сложный план: порядок работы
Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.
Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.
Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.
После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты – они ни в коем случае не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.
Пример сложного плана текста
В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.
1.Феодальная раздробленность: причины явления.
а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.
2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.
а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.
3. Последствия феодальной раздробленности.
а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.
По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести глазу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.
Что мы узнали?
Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.
Предыдущая
Русский языкСловообразовательный разбор слова – примеры (русский язык, 6 класс)
Следующая
Русский языкСуффиксальный способ образования слов – примеры
Подготовка
к ОГЭ и ЕГЭ
по обществознанию
Бибулатова Г.А. учитель истории и
обществознания МОАУ «СОШ №7» г. Новотроицка
Задание: Составление плана-ответа
План – это некая схематически записанная
совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. По плану легко можно
ориентироваться в теме, а также определить знание материала. Составлять план
чрезвычайно необходимо для организации мыслительной деятельности, а также для
развития навыков и умений четкого выражения мыслей и ведения логически
последовательной схемы.
Положительные моменты в составлении плана:
1)Краткая запись.
2) Обобщенное и последовательное изложение.
3) Раскрытие материала.
4) Быстро запоминается.
5) Может заменить конспекты и тезисы.
6) Формулирует мысли.
7) Способствует усвоению материала при
длительной работе над источником.
8) Организует самостоятельную работу.
9) Сосредотачивает внимание и стимулирует
знания.
Виды планов и их выполнение:
Планы бывают: простые и сложные.
Простой план отражает выделение и наименование
главных частей.
Сложный план полнее раскрывает построение и
содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом
автора.
Как составлять простой план:
1) Прочтите текст (представьте мысленно весь
материал), выделите главные мысли.
2) Разделите текст на части и выделите в
каждой из них главную мысль (можно ориентироваться на абзацы) .
3) Озаглавьте части, подбирая заголовки,
замените глаголы именами существительными.
4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте,
все ли главные мысли отражены в плане.
5) Напишите план.
Как составлять сложный план:
1) Внимательно прочитайте изучаемый материал
2) Разделите его на основные смысловые части и
озаглавьте их (пункты плана).
3) Разделите на смысловые части содержание
каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и
подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого
материала.
Общие правила составления плана при работе
с текстом:
1) Для составления плана необходимо прочитать
текст, выделить главное в прочитанном материале.
2) Разбить текст на отдельные части и
озаглавить их.
В заголовках необходимо передать главную суть
каждого фрагмента.
3) Посмотреть, отражают ли пункты плана
основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проанализировать, можно ли, руководствуясь
этим планом, раскрыть основную мысль текста
Требования к плану:
1) Пункты плана необходимо составлять сразу с
момента первого прочтения.
2) Составляя план при чтении, следует обратить
внимание на абзацы, авторы обычно им отделяют свои мысли. Определенным отрывкам
дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Сформулировать заголовки необходимо
используя научный термины дисциплины. Приступая к формулированию, ищите в
тексте опорные словосочетания, они помогут.
4 План должен полностью охватывать содержание
текста (темы).
5) В заголовках (пунктах плана) не должны
повторяться сходные формулировки.
Графическая схема сложного плана:
I. —————————————
1. —————————————
2. —————————————
3. —————————————
а) —————————————
б) —————————————
в) —————————————
II. —————————————
III. —————————————
Составляя план ЕГЭ по обществознанию,
необходимо помнить, что как минимум три, а лучше четыре пункта он должен
отражать.
Большое внимание уделяйте подпунктам, тем самым
Вы показываете знание материала.
Все пункты, обязательно строим в столбик,
чтобы Эксперт ЕГЭ видел Ваш план.
При анализе ответа учитывается:
соответствие структуры предложенного ответа
плану сложного типа;
наличие пунктов плана, указывающих на
понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может
быть раскрыта по существу;
корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие
абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются
при оценивании.
Пример:
Налоги и их воздействие на экономику страны
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие налогов и их виды:
а) прямые;
б) косвенные.
2. Системы налогообложения:
а) пропорциональная;
б) прогрессивная;
в) регрессивная.
3.Воздействие налогов на экономику страны,
проявляющееся черезреализацию следующих функций:
а) фискальная;
б) частичное перераспределение доходов;
в) регулирование экономических отношений;
г) стимулирующая;
д) контрольная и др.
4.Воздействие налогов на спрос и предложение
как один из аспектов влияния на экономику страны.
5. Влияние налоговой политики государства на
инвестиционную активность в стране.
Ребята, выполняя последнюю работу, вы допустили ряд ошибок при составлении сложного плана. Обратите внимание на следующие правила.
Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.
Как составить сложный план.
1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Образец сложного плана смотрите на изображении. Придерживайтесь этого оформления и в своих работах!