Как составить сложный развернутый план по истории 7 класс

Скачать материал

без ожидания

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 169 человек из 58 регионов

  • Сейчас обучается 1244 человека из 80 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 257 088 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «История Средних веков (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Искровская Л.В., Фёдоров С.Е. и др./ Под ред. Мясникова B.C.

    «История Средних веков (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Искровская Л.В., Фёдоров С.Е. и др./ Под ред. Мясникова B.C.

    Тема

    Глава 1. Рождение средневековой Европы

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Скачать материал (медленно)

    Настоящий материал опубликован пользователем Лубешко Нина Михайловна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Лубешко Нина Михайловна

    • На сайте: 8 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13371
    • Всего материалов:

      14

  • Рабочий лист по истории Нового времени. 8 класс. §21. «Колониальная политика европейских держав в XVIII веке». УМК Авт.А.Я.Юдовская и др.,

Как составлять план параграфа

В плане параграфа кратко выражаются ключевые идеи текста и пошаговость развития мысли. Имея перед глазами план, легко вспомнить и пересказать материал учебника, подготовиться к экзаменам. Чтобы потренироваться в создании плана, выберите небольшой параграф, состоящий из 15-20 абзацев или меньше. В дальнейшем сможете перейти к текстам любого размера.

Как составлять план параграфа

Инструкция

Напишите заголовок параграфа. Ниже будут располагаться пронумерованные пункты плана.

Прочитайте первый абзац и выразите одной фразой, о чем идет речь. Например, читаете учебник физики, и в первом абзаце рассказывается об открытиях Ньютона. В плане не надо писать подробности и нюансы. Достаточно указать, что можно найти в начале параграфа: “Первый закон Ньютона”.

По аналогии со вторым шагом проработайте оставшиеся абзацы. Пункты плана похожи на указатели населенных пунктов вдоль автомобильных трасс. Написано: город Москва. И можно ехать в указанном направлении. Так достаточно посмотреть в план, чтобы понять, о чем идет речь в параграфе.

Выберите для работы длинный и сложный параграф. Теперь не нужно описывать каждый абзац текста, предстоит действовать по другому принципу.

Читайте текст и разделяйте карандашом смысловые части, не обращая внимания на абзацы. В том же учебнике физики пять-шесть абзацев могут быть посвящены первому закону Ньютона, еще шесть-семь абзацев – второму закону Ньютона, и оставшиеся девять абзацев – третьему закону Ньютона. Потом пятнадцать абзацев посвящены практическим примерам. Соответственно, параграф можно разделить на четыре смысловые части: три части о законах Ньютона и последняя часть с задачами. А можно выделить по смыслу и каждую задачу – делайте по своему усмотрению.

Выразите одной фразой, о чем идет речь в каждой смысловой части. Получится краткий план параграфа. Если желаете, некоторые пункты плана можно разбить на подпункты. Например, сделать в плане четыре главных раздела, как в пятом шаге. Последний, четвертый раздел можно назвать “Задачи и упражнения”. И сделать подпункты, в которых расписать названия задач.

Выберите для работы еще один длинный параграф и составьте план по аналогии с пятым и шестым шагами, но не используя пометки карандашом. Теперь работа пойдет быстрее: читайте и сразу пишите план.

Источники:

  • как составить план заданий

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

ирина шаманова

Ученик

(223)


7 лет назад

Совет 1: Как составлять план параграфа

В плане параграфа кратко выражаются ключевые идеи текста и пошаговость развития мысли. Имея перед глазами план, легко вспомнить и пересказать материал учебника, подготовиться к экзаменам. Чтобы потренироваться в создании плана, выберите небольшой параграф, состоящий из 15-20 абзацев или меньше. В дальнейшем сможете перейти к текстам любого размера.
Инструкция
1
Напишите заголовок параграфа. Ниже будут располагаться пронумерованные пункты плана.
2
Прочитайте первый абзац и выразите одной фразой, о чем идет речь. Например, читаете учебник физики, и в первом абзаце рассказывается об открытиях Ньютона. В плане не надо писать подробности и нюансы. Достаточно указать, что можно найти в начале параграфа: “Первый закон Ньютона”.
3
По аналогии со вторым шагом проработайте оставшиеся абзацы. Пункты плана похожи на указатели населенных пунктов вдоль автомобильных трасс. Написано: город Москва. И можно ехать в указанном направлении. Так достаточно посмотреть в план, чтобы понять, о чем идет речь в параграфе.
4
Выберите для работы длинный и сложный параграф. Теперь не нужно описывать каждый абзац текста, предстоит действовать по другому принципу.
5
Читайте текст и разделяйте карандашом смысловые части, не обращая внимания на абзацы. В том же учебнике физики пять-шесть абзацев могут быть посвящены первому закону Ньютона, еще шесть-семь абзацев – второму закону Ньютона, и оставшиеся девять абзацев – третьему закону Ньютона. Потом пятнадцать абзацев посвящены практическим примерам. Соответственно, параграф можно разделить на четыре смысловые части: три части о законах Ньютона и последняя часть с задачами. А можно выделить по смыслу и каждую задачу – делайте по своему усмотрению.
6
Выразите одной фразой, о чем идет речь в каждой смысловой части. Получится краткий план параграфа. Если желаете, некоторые пункты плана можно разбить на подпункты. Например, сделать в плане четыре главных раздела, как в пятом шаге. Последний, четвертый раздел можно назвать “Задачи и упражнения”. И сделать подпункты, в которых расписать названия задач.
7
Выберите для работы еще один длинный параграф и составьте план по аналогии с пятым и шестым шагами, но не используя пометки карандашом. Теперь работа пойдет быстрее: читайте и сразу пишите план.

daniil chebatarevich

Ученик

(184)


6 лет назад

1 Развитие внешней торговли.
2 Война между Ланкастеров и Йорков
3 Победа Генриха 7
4 Высокие налоги
5 Война Карл Смелый против Людовика 11
6 Хитрость Людовика
7 Переход Бретани во Францию

Del Luna

Профи

(504)


6 лет назад

Главная мысль параграфа – пути разных славянских групп рано разошлись, их история разнообразна. Его план:

1) расселение славян

а) разделение славян на ветви

б) западные славяне

в) южные славяне

г) восточные славяне

2) занятия и образ жизни славян

а) основные занятия славян в мирное время

б) система управления славянских племён

в) набеги на соседей

г) роль добычи в жизни славян

3) Болгарское государство

а) завоевание славян болгарами

б) создание Болгарского государства

в) князь Симеон

г) взаимоотношения с Византией

д) уничтожение Болгарского государства

4) Великоморавская держава и создатели славянской письменности

а) создание Великоморавской державы

б) крещение Великой Моравии

в) деятельность Кирилла и Мефодия

г) особенности славянского алфавита

д) судьба наследия Кирилла и Мефодия

5) Образование славянских государств

а) образование Древнерусского государства

б) образование Чешского государства

в) образование Польского государства

г) окончательное объединение Польши

Сложный план текста – пример

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

72545c2515ac5deb13050ff319496c72

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты – они ни в коем случае не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести глазу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Источник

Методическая разработка «Составление сложного плана»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию

Бибулатова Г.А. учитель истории и обществознания МОАУ «СОШ №7» г. Новотроицка

Задание: Составление плана-ответа

План – это некая схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. По плану легко можно ориентироваться в теме, а также определить знание материала. Составлять план чрезвычайно необходимо для организации мыслительной деятельности, а также для развития навыков и умений четкого выражения мыслей и ведения логически последовательной схемы.

Положительные моменты в составлении плана:

2) Обобщенное и последовательное изложение.

3) Раскрытие материала.

4) Быстро запоминается.

5) Может заменить конспекты и тезисы.

6) Формулирует мысли.

7) Способствует усвоению материала при длительной работе над источником.

8) Организует самостоятельную работу.

9) Сосредотачивает внимание и стимулирует знания.

Виды планов и их выполнение:

Планы бывают: простые и сложные.

Простой план отражает выделение и наименование главных частей.

Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Как составлять простой план:

1) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал), выделите главные мысли.

3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

Как составлять сложный план:

1) Внимательно прочитайте изучаемый материал

2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1) Для составления плана необходимо прочитать текст, выделить главное в прочитанном материале.

2) Разбить текст на отдельные части и озаглавить их.

В заголовках необходимо передать главную суть каждого фрагмента.

3) Посмотреть, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4) Проанализировать, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

Требования к плану:

1) Пункты плана необходимо составлять сразу с момента первого прочтения.

2) Составляя план при чтении, следует обратить внимание на абзацы, авторы обычно им отделяют свои мысли. Определенным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.

3) Сформулировать заголовки необходимо используя научный термины дисциплины. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.

4 План должен полностью охватывать содержание текста (темы).

5) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Графическая схема сложного плана:

Составляя план ЕГЭ по обществознанию, необходимо помнить, что как минимум три, а лучше четыре пункта он должен отражать.

Большое внимание уделяйте подпунктам, тем самым Вы показываете знание материала.

Все пункты, обязательно строим в столбик, чтобы Эксперт ЕГЭ видел Ваш план.

При анализе ответа учитывается:

 соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

 наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

 корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Налоги и их воздействие на экономику страны

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие налогов и их виды:

2. Системы налогообложения:

3.Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся черезреализацию следующих функций:

б) частичное перераспределение доходов;

в) регулирование экономических отношений;

д) контрольная и др.

4.Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.

5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.

Источник

Сложный план текста

slozhnyy plan teksta slozhnyy plan teksta

Всего получено оценок: 415.

Всего получено оценок: 415.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

kuchmina nadegda 100

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

lazyimg

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Источник

Памятка «Как составляется сложный план»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как составляется сложный план:

заголовки в тексте параграфа, выделенные жирным шрифтом, можно взять за название главных смысловых абзацев плана;

затем каждому абзацу в тексте параграфа придумать свое название, которое нужно сформулировать кратко своими словами, а не пересказывать его содержание;

оформить план в тетради по следующей схеме:

1. Название пункта параграфа учебника.

а) Свое название абзаца.

б) Свое название абзаца.

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

a loader

Номер материала: ДБ-942946

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

placeholder

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

placeholder

В Ульяновской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

placeholder

День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября

Время чтения: 1 минута

placeholder

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

placeholder

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Учителю истории «Памятки по истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Памятка к урокам истории.

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

Как дать рецензию на ответ товарища:

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить синхронистическую таблицу:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,

-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

-местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

4. Соотношение сил воюющих стран.

6. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

-для участников события,

-для последующего исторического развития.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

Рекомендации по написанию реферата на историческую тему:

1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.

3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.

4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.

1. План или оглавление с указанием страниц.

2. Обоснование выбора темы.

3. Теоретические основы выбранной темы.

4. Изложение основного вопроса.

5. Вывод и обобщение.

6. Практическое значение реферата.

7. Список используемой литературы.

Примерные аспекты содержания реферата.

-Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).

-суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата,

-критический обзор источников,

-собственные сведения, версии, оценки.

-результаты и личная значимость проделанной работы,

-перспективы продолжения работы над темой.

Оформление титульного листа:

— год написания реферата.

— содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;

-умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы;

— умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;

— присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;

— умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;

— правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление,

— сопроводительные материалы к реферату.

КАК СОСТАВЛЯТЬ КОНСПЕКТ

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сделайте выводы.

3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

4. Наиболее значимые положения (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат.

5. В конспект включаются также выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Отдельные слова или целые предложения можно писать сокращенно, выписывать только главные слова, вместо цитаты ссылаться на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

7. Чтобы конспект был нагляднее, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте ручки и карандаши разных цветов.

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ ИСТОРИИ

1. Прочитай название параграфа. Определи по оглавлению учебника, в какую тему он входит.

2. Сначала прочитай параграф полностью. Раздели на смысловые части.

3. Затем приступай к изучению его по пунктам. Соотнеси название пункта с его содержанием, определи значение новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей, найди на исторической карте все необходимые объекты.

При работе с текстом помни о главных вопросах историка: что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и последствиях событий. Обрати внимание на то, что происходило в это же время в других странах. Используй для этого синхронистическую таблицу.

4. Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.

5. Перескажи содержимое сначала по пунктам, а затем весь параграф используя карту, рисунки в учебнике. Лучше пересказывать вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

1. Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.

2. Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, ис торический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).

3. Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за стро кой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.

4. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии зада чи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

5. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.

6. Обязательно докажи свое решение.

7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопро са задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.

План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории

1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2. Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отве чал твой одноклассник.

3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть не обходимость.

5. Есть ли вывод в конце выступления.

6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» — ответ не требует дополнений, весь материал из ложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» — в изложении материала допущены незначитель ные ошибки и неточности.

Оценка «3» — в усвоении и изложении материала имеются су щественные пробелы, изложение не самостоятельное (наводя щие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» — основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Памятка для работы с картой

прочтите название карты;

покажите на карте необходимую территорию и опишите её словами;

воспользуйтесь легендой карты и расскажите, о чём «говорит» карта

продемонстрируйте на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника

Памятка для составления сообщения о событии

укажите, когда и где произошло событие (воспользуйтесь картой);

выделите причины, расскажите о ходе, а также определите итоги и значение этого события для истории страны;

назовите участников и определите их роль;

назовите документы и литературу (научную, научно-популярную, художественную), которой вы воспользова лись для подготовки сообщения.

Памятка для составления сообщения об историческом деятеле

укажите, где и когда родился исторический деятель;

расскажите о его семье, воспитании и образовании;

раскройте черты характера человека и определите, какие качества личности помогали ему в достижении поставлен ных целей;

определите, какую роль исторический деятель сыграл в жизни государства;

ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятели современники и ученые;

назовите документы и литературу (научную, научно-популярную, художественную), которой вы воспользовались для подготовки сообщения.

Памятка для работы с документом

обратите внимание на названий автора и время создания документа;

прочитайте текст несколько раз и ответьте на вопросы к нему;

подумайте, какую информацию содержит в себе текст об исторических событиях, их участниках, оценках совре менников и автора(ов) данного документа;

анализируя текст документа, попробуйте выделить объек тивные (их можно перепроверить по другим источникам) и субъективные (свидетельствуют о мнении автора доку мента об излагаемом им событии, историческом деятеле и т.д.) данные.

Источник

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как написать развернутый план по истории?

Как написать развернутый план по истории?

Для начала выпишите все идеи, которые витают у вас в голове.

Например, можно составить вопросный план, можно тезисный.

Запишите их как можно кратко, создайте некие «сгустки смысла», которые будет потом легко развернуть.

Упорядоченные идеи, записанные в одном виде, легче потом будет распределять по уровням и выстраивать по очереди.

Теперь дело за главным.

У каждого произведения (так можно назвать ту работу, которая должна получиться в конце, то есть, произведение в широком смысле этого слова) есть начало, середина и конец.

Если вы составляете план для курсовой работы, то её составными частями будут : вступление, где описаны цели и задачи работы, её актуальность, методы, использованные в ходе проведения исследования и так далее ; теоретическая часть, где изложены теоретические положения, в соответствии с которыми вы проводили практические исследования ; и наконец, практическая часть.

Выписанные идеи теперь нужно разложить по этим «полочкам».

План в принципе готов, но теперь надо его «развернуть».

Содержание этих подпунктов будет зависеть от общего содержания вашей работы и специфики той дисциплины, по которой вы её пишете.

Их нужно «втиснуть» в те общие положения, которые уже составили основу вашего плана.

Можно идти и другим путём.

Источник

Требования к написанию плана по истории, 7 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ПЛАНА ПО ИСТОРИИ

План должен содержать не менее 3 – х пунктов, которые отражают события и процессы данного исторического периода

Каждый пункт плана должен иметь 0т 2 – х до 4 – х подпунктов, поясняющих содержание этого пункта

Структура плана включает в себя следующие позиции:

А. указываются события, явления, хронология, правители с которых начинается предложенный исторический период

Б. дается характеристика внутренней политики

В. дается характеристика внешней политики

Г. оценка развития уровня культуры (литература, архитектура, наука)

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-069128

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями

Время чтения: 2 минуты

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Виды планов исторического текста и методика обучения их составлению

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Виды планов исторического текста и методика обучения их составлению

— Подробный план имеет сложную структуру и выполняет дополнительную функцию – учит учащихся не только выбирать и кратко формулировать основные идеи источника, но и находить в нем положения, раскрывать, раскрывать, выявлять основные мысли. Работа над развернутым планом также начинается с чтения (прослушивания) и понимания всего текста, разбиения на готовые части по смыслу и из оглавления. При повторном чтении учащиеся анализируют содержание каждой части, выбирают и в виде подпунктов выписывают необходимую информацию. При проверке работы важно убедиться, что названия абзацев и подпунктов не дублируют друг друга, последних достаточно для аргументации основных положений, и в целом содержание плана не искажает и не сужает информацию и логику источника.

Типичными недостатками учебных программ по истории являются следующие:

1. В формулировках плана не учитывается характер изложения учебного текста и задача его изучения

2. Содержание плана не соответствует его теме, не раскрывает его

3. Учебный текст механически разделен на части, что говорит о том, что учащиеся не понимают его значения

4. Точки и подпункты развернутого плана эквивалентны по своей информационной нагрузке и функциональным задачам

5. Содержание плана не отражает и не превосходит все содержание текста

6. Подпункты и пункты плана формируются абстрактно, исторически неверно, то есть без данных и названий, названий фактов и т. д.

Безусловным преимуществом включения графических планов является развитие изобразительных способностей учащихся, умение ярко и красочно описывать исторические факты, привлечение внимания к интонациям и литературным приемам рассказчиков, чтобы использовать их в передаче своих отношений с прошлым. Разница между навыками обучения информационному и графическому плану очевидна при сравнении вариантов с тем же названием.

Чумной бунт в Москве

Простой информативный план

1. В сентябре 1771 году в Москве началась эпидемия чумы

2. Карантинные дома становились последним приютом и больных и здоровых

1. Страшная болезнь с театра русско-турецкой войны перекочевала в Москву и ее окрестности

2. Основными средствами борьбы со страшной болезнью стали карантинные меры

По форме этот план прост и развернут. Он составлен на основе пояснительного текста или повествовательно-описательного текста, в котором есть теория, скрытая в фактах. Составление семантического плана не встретит трудностей, если содержание текста или его логика совпадают с названием плана. Сложнее сначала организовать работу с текстом, который шире, чем указанная тема. В этом случае учащимся необходимо еще раз вспомнить основные правила составления планов и обратить особое внимание на требования:

1. Прочитайте название темы плана, выберите из текста абзаца только тот материал, который он раскрывает

2. Составив смысловой план, еще раз проверьте, отражает ли он суть исторических фактов, их причины и следствия и т. д.

Работа над стереотипным планом проходит в два этапа. Сначала учитель предлагает сначала в готовом виде, а затем во вступительном разговоре вместе с учениками простой информативный план, который определяет порядок изучения однородных фактов и нумерует их римскими цифрами.

На втором этапе рассказа (описания, объяснения) учителя в печатном источнике вы найдете у учащихся конкретные факты, объясняющие каждый пункт стереотипного плана и раскрывающие особенности уже конкретных, отдельных исторических событий. Они включаются в план в виде подпунктов и придают ему в целом форму развернутого плана.

Время обитания человека умелого

1. Адам рода человеческого жил примерно 2,5-1,5 млн. лет назад

2. По археологической периодизации время его обитания – верхний палеолит

3. Внешний вид и образ жизни человека умелого

А) это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой

Б) предполагаемый вес первочеловеков около 30 кг.

В) объем мозга достигал 430-530 см 3

Г) человек умелый жил семейными кланами, стоил простейшие жилища из веток и листвы деревьев

Таким образом, стереотипный план в его законченном виде отражает, с одной стороны, закономерности, типичные черты исторических процессов и явлений, с другой стороны, он раскрывает отдельные, особые черты событий.

Слово стереотип подчеркивает устойчивую повторяемость в содержании включения общих существенных признаков однородных исторических фактов. В то же время этот тип плана содержит атрибуты тезисного плана в исполнениях подпунктов.

Тезисный план «Прожекты Избранной рады»

1. С легкой руки князя Андрея Курбского новое правительство, состоявшее из узкого круга вельмож, получило название Избранной рады

2. В 1549 году в Москве впервые был созван Земский собор – совещательный орган при царе, представлявший высшее духовенство, бояр и служилых людей

3. На следующий год уложили новый Судебник, большая часть статей которого посвящалась вопросам управления и суда

4. Церковные соборы 1549 и 1551 годов утвердили единый пантеон православных святых, унифицировали обряды, осудили произвол монастырских игуменов и падение морали среди духовенства

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Разбор задания №35 ОГЭ по истории

Построение плана ответа

В последнем задании ОГЭ по истории девятикласснику, выбравшему этот предмет, предстоит заниматься написанием плана ответа по заданной теме. В плане должно присутствовать не меньше трех пунктов, причем содержание двух из них обязательно должно быть пояснено. Для того, чтобы написать план на хороший балл, нужно хорошо знать школьную программу по отечественной истории, ведь тема плана изначально дана в задании, а не предлагается на выбор, и может относиться к любому периоду – от 8 до 21 века.

За ответ можно максимально набрать 3 балла – их ставят, если в плане есть не меньше 3 пунктов с наличием пояснений для любых двух, при этом в пояснениях приводятся основные исторические события, в изложении которых не допущено фактических ошибок. Если все вышеизложенное соблюдено, но в пояснениях отражены не основные события, а отдельные факты, не позволяющие целиком раскрыть тему – ставят 1 балл. Также 1 балл получают за ответ, в котором три и более пунктов, но пояснение дано только к одному пункту, либо если в плане всего два пункта при наличии пояснения для одного из них. В остальных случаях ответ ученика оценивается в 0 баллов. Пояснения могут быть оформлены в подпункты, перечень позиций либо в свободный комментарий.

Разбор типовых вариантов задания №35 ОГЭ по истории

Первый вариант задания

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Внешняя по­ли­ти­ка Алек­сандра III». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунктов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (явления), свя­зан­ные с внешней политикой России в годы правления данного императора.

Александр 3 правил страной с 1881 по 1894 годы. Его внешняя политика отмечена тем, что в годы его правления Россия не вела ни одной войны – целью императора была поддержка мирных отношений со всеми государствами, за что он и получил прозвание «миротворец». Большое внимание уделялось поддержанию позиций страны на Балканах, на Дальнем Востоке и укреплению среднеазиатских рубежей. В 1881 году был возобновлен «Союз трех императоров», а в 1891-1893 оформился союз России с Францией. Страна укреплялась на Дальнем Востоке – в 1891 началось строительство Великой Сибирской магистрали.

Давайте попробуем написать план согласно критериям задания:

Позиции Российской империи на Балканах стали не столь прочными после роста влияния Австро-Венгрии в этом регионе; именно из-за этого ухудшились отношения России с Болгарией. Стремление предотвратить очередной вооруженный конфликт и выраженная готовность следовать условиям Берлинского конгресса стали причинами ослабления позиций России на Балканах.

Второй вариант задания

Вам по­ру­че­но со­ста­вить развёрнутый ответ по теме «Соляной бунт 1648 г. в Москве». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунктов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (явления), свя­зан­ные с вос­ста­ни­ем 1648 г. в Москве, во­шед­шим в ис­то­рию как Со­ля­ной бунт.

План восстания – один из самых легких вариантов данного задания. Для начала необходимо указать причины и предпосылки выступления, затем можно упомянуть о составе участников, после – описать ход событий, требования восставших, а в конце сказать об итогах.

Давайте рассмотрим один из вариантов ответа:

Третий вариант задания

Вам по­ру­че­но подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной пе­ре­лом в ходе Ве­ли­кой Отечественной войны». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те освещать эту тему. План дол­жен содержать не менее трёх пунктов. На­пи­ши­те краткое по­яс­не­ние содержания любых двух пунктов. План с по­яс­не­ни­я­ми должен от­ра­зить основные со­бы­тия (явления), свя­зан­ные с ко­рен­ным переломом в ходе Ве­ли­кой Отечественной войны.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны начался в ноябре 1942 года и завершился в 1943 году, когда инициатива окончательно перешла от Германии к СССР. Его ключевые события – Сталинградская и Курская битвы. Первым пунктом плана можно написать «определение коренного перелома», но это не обязательно.

Давайте попробуем составить план и детализировать два его пункта

Начало коренного перелома

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны начался с контрнаступления войск под Сталинградом в ходе операции «Уран». Тремя фронтами, осуществляющими контрнаступление – Юго-Западным, Сталинградским и Донским – командовали Н. Ватутин, А. Еременко и К. Рокоссовский соответственно. Сталинградская битва завершилась 2. 02. 1943 победой советских войск; после этого страна провела успешные операции на Кавказе и на Дону, закрепив свои позиции. Также в это время промышленность полностью перестроилась на военный лад.

Продолжение коренного перелома

Битва на Курской дуге, происходившая с 5 июля по 23 августа 1943 и завершившаяся победой советских войск, ознаменовала окончательный переход стратегической инициативы к Советскому Союзу. Военное производство в СССР в это время находилось на высшем уровне. Также укреплялась антигитлеровская коалиция – именно в это время была проведена Тегеранская конференция.

Источник

Учителю истории «Памятки по истории»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Памятка к урокам истории.

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

Как дать рецензию на ответ товарища:

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить синхронистическую таблицу:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,

-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

-местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

4. Соотношение сил воюющих стран.

6. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

-для участников события,

-для последующего исторического развития.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

Рекомендации по написанию реферата на историческую тему:

1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.

3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.

4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.

1. План или оглавление с указанием страниц.

2. Обоснование выбора темы.

3. Теоретические основы выбранной темы.

4. Изложение основного вопроса.

5. Вывод и обобщение.

6. Практическое значение реферата.

7. Список используемой литературы.

Примерные аспекты содержания реферата.

-Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).

-суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата,

-критический обзор источников,

-собственные сведения, версии, оценки.

-результаты и личная значимость проделанной работы,

-перспективы продолжения работы над темой.

Оформление титульного листа:

— год написания реферата.

— содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;

-умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы;

— умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;

— присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;

— умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;

— правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление,

— сопроводительные материалы к реферату.

КАК СОСТАВЛЯТЬ КОНСПЕКТ

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сделайте выводы.

3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

4. Наиболее значимые положения (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат.

5. В конспект включаются также выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Отдельные слова или целые предложения можно писать сокращенно, выписывать только главные слова, вместо цитаты ссылаться на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

7. Чтобы конспект был нагляднее, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте ручки и карандаши разных цветов.

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ ИСТОРИИ

1. Прочитай название параграфа. Определи по оглавлению учебника, в какую тему он входит.

2. Сначала прочитай параграф полностью. Раздели на смысловые части.

3. Затем приступай к изучению его по пунктам. Соотнеси название пункта с его содержанием, определи значение новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей, найди на исторической карте все необходимые объекты.

При работе с текстом помни о главных вопросах историка: что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и последствиях событий. Обрати внимание на то, что происходило в это же время в других странах. Используй для этого синхронистическую таблицу.

4. Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.

5. Перескажи содержимое сначала по пунктам, а затем весь параграф используя карту, рисунки в учебнике. Лучше пересказывать вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

1. Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.

2. Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, ис торический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).

3. Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за стро кой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.

4. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии зада чи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

5. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.

6. Обязательно докажи свое решение.

7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопро са задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.

План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории

1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2. Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отве чал твой одноклассник.

3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть не обходимость.

5. Есть ли вывод в конце выступления.

6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» — ответ не требует дополнений, весь материал из ложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» — в изложении материала допущены незначитель ные ошибки и неточности.

Оценка «3» — в усвоении и изложении материала имеются су щественные пробелы, изложение не самостоятельное (наводя щие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» — основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Памятка для работы с картой

прочтите название карты;

покажите на карте необходимую территорию и опишите её словами;

воспользуйтесь легендой карты и расскажите, о чём «говорит» карта

продемонстрируйте на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника

Памятка для составления сообщения о событии

укажите, когда и где произошло событие (воспользуйтесь картой);

выделите причины, расскажите о ходе, а также определите итоги и значение этого события для истории страны;

назовите участников и определите их роль;

назовите документы и литературу (научную, научно-популярную, художественную), которой вы воспользова лись для подготовки сообщения.

Памятка для составления сообщения об историческом деятеле

укажите, где и когда родился исторический деятель;

расскажите о его семье, воспитании и образовании;

раскройте черты характера человека и определите, какие качества личности помогали ему в достижении поставлен ных целей;

определите, какую роль исторический деятель сыграл в жизни государства;

ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятели современники и ученые;

назовите документы и литературу (научную, научно-популярную, художественную), которой вы воспользовались для подготовки сообщения.

Памятка для работы с документом

обратите внимание на названий автора и время создания документа;

прочитайте текст несколько раз и ответьте на вопросы к нему;

подумайте, какую информацию содержит в себе текст об исторических событиях, их участниках, оценках совре менников и автора(ов) данного документа;

анализируя текст документа, попробуйте выделить объек тивные (их можно перепроверить по другим источникам) и субъективные (свидетельствуют о мнении автора доку мента об излагаемом им событии, историческом деятеле и т.д.) данные.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать развернутый план по истории, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову “Как написать развернутый план по истории”, предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Добавить комментарий