Утро воскресенья. Я просыпаюсь пораньше, открываю учебник по литературе и пишу конспект. Так… Сегодня мы проходим Пушкина или Лермонтова или, может быть, Тютчева… Я делаю краткую запись, закрываю тетрадь и продолжаю свои дела. Читать биографии мне никогда не нравилось. Я не видела в них человека, личность. Я видела только «родился – умер» и потому совсем не хотела тратить на это свое время. Но биографии могут быть не менее интересными, чем сами произведения. Изучайте литературу, и вы увидите, насколько полезным может быть это занятие.
Предлагаю вам начать утро бодро. Нас ждут 10 вопросов об авторах и их произведениях. Тест непростой, но интересный. Надеюсь, вы узнаете что-то новое.
1. «Тонкий, узкий, длинный ход
В глубь земли мечту ведет.
Только спустишься туда,
Встретишь замки изо льда.
Чуть сойдешь отсюда вниз,
Разноцветности зажглись,
Смотрит чей-то светлый глаз,
Лунный камень и алмаз…»
Кто написал это стихотворение? Назовите автора.
2. Во время правления какого царя происходят события, описанные в произведении «Наваждение» А.Н. Толстого?
3. « – Поставьте себя на минуту на ее место, – сказал он дрожащим голосом. – Представьте, что этот художник – я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили?..
– Я бы ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!»
Признание в любви своей будущей жене этот писатель сделал необычным образом. Он сказал ей, что работает над книгой, героем которой является художник, влюбленный молодую женщину, но не уверенный в ее чувствах. Он заставил свою знакомую поставить себя на ее место и дать ответ. Кем был этот классик?
4. Где главная героиня встретила своего мужа? («Холодная осень» И.А. Бунина)
5. Какой русский писатель был вегетарианцем? Назовите его.
6. «______ сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши».
Героиня какого произведения носила короткие волосы? Назовите ее.
7. Какой советский писатель занимал должность декана театрального факультета в Горском Народном Художественном институте?
8. Где произошла первая встреча Левина и Вронского? («Анна Каренина» Л.Н. Толстого)
9. Какой родственник Лермонтова перевел его роман “Герой нашего времени” на французский язык?
10. На какого ребенка Арина Петровна Головлева имела виды, но этот ребенок не оправдал ее надежд, а наоборот учинил скандал на весь уезд? Назовите его.
Для того чтобы правильно составить вопросы по содержанию произведения, нужно внимательно с ним ознакомиться. Вопросы можно задать простые, не требующие подробного изложения материала – на такие вопросы обычно дается краткий односложный ответ.
Есть и более сложная категория вопросов, на них нужно давать полный ответ. Очень часто такие вопросы заставляют детей думать, рассуждать и выдвигать свои версии ответа.
Приведу вопросы к рассказу Льва Толстого “Акула”, а его как раз и изучают во 2-ом классе.
Простые вопросы, допускающие короткие ответы:
▪ Где происходят события?
▪ Что такое Африка?
▪ В чем купались матросы?
▪ Как Толстой называет акулу?
▪ Кто такой артиллерист?
▪ Почему ребята плыли в море?
▪ Что сделали дети, когда заметили акулу?
▪ Как повел себя артиллерист при появлении акулы?
▪ Кто из героев понравился вам больше всего?
Представляю вопросы, ответы на которые должны содержать рассуждения:
▪ Для чего автор дал описание меняющейся погоды?
▪ Что вы можете рассказать об акулах, опасны ли они?
▪ Правильно ли поступили мальчики, устремившиеся в море?
▪ Почему автор назвал артиллериста “старым”?
▪ Какие чувства испытывал артиллерист?
▪ Как относится Толстой к происходящему?
▪ Как можно оценить поступок артиллериста?
▪ Что помогло артиллеристу принять правильное решение?
▪ Кому вы сопереживали во время чтения рассказа?
▪ Можно ли назвать рассказ “Акула” поучительным?
▪ Как следует себя вести в сложной ситуации?
Простые и сложные вопросы
Прием “простые и сложные вопросы” может быть использован на стадии вызова – это вопрос к изучению темы, на стадии осознания – способ активной фиксации вопросов по содержанию прочитанного, на стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного. Метод предполагает работу с таблицей: в правую колонку записываются вопросы, которые нуждаются в простом, односложном ответе (например: Кто автор рассказа “Хамелеон”?); в левой колонке – вопросы, которые нуждаются в подробном развернутом ответе.
Сложные вопросы – это проблемные вопросы, не имеющие однозначного ответа, требующие обращения к другим источникам, которые побуждают учащихся к дальнейшему поиску. |
Простые вопросы – это вопрос на понимание текста. (Традиционно такие вопросы ставит сам учитель после текста) |
Дайте объяснение, почему …? Объясните, почему …? Почему Вы думаете …? Почему Вы считаете …? В чем разница …? Предложите, что будет, если? Что, если … ? |
Кто? Что? Когда? Может ..? Будет …? Мог ли … ? Как зовут …? Было ли …? Согласны ли Вы …? Верно …? |
Источник: http://svitliteraturu.ucoz.ua/board/interaktivni_metodi/quot_prosti_ta_skladni_zapitannja_quot/2-1-0-122
Экспертные рекомендации: как ответить на сложные вопросы по литературе
В ходе обучения в школе и университете, а также при подготовке к экзаменам и конкурсам, часто требуется ответить на сложные вопросы по литературным произведениям. В этой статье мы предоставим Вам несколько экспертных советов по этой теме.
1. Читайте внимательно
Для того чтобы ответить на сложный вопрос по литературе, необходимо внимательно прочитать произведение. Читайте не только сам текст, но и обращайте внимание на детали, такие как названия глав, эпиграфы, персонажи и т.д. Они могут содержать ключевую информацию для ответа на вопрос.
2. Понимайте тему произведения
Чтобы ответить на вопрос по литературе, необходимо понимать тему произведения. Обратите внимание на то, какие темы развиваются в произведении, и как они связаны друг с другом. Проанализируйте образы, символы, аллегории, чтобы лучше понять тему.
3. Прочитайте критические статьи
Для того чтобы лучше понимать произведение и ответить на сложный вопрос, прочитайте несколько критических статей на эту тему. Они могут помочь раскрыть различные темы и идеи произведения, а также дать Вам новые идеи для ответа на вопрос.
4. Проработайте структуру ответа
Прежде чем начать писать ответ на вопрос, проработайте структуру ответа. Определите главные аргументы и идеи, которые Вы хотите выразить, и разбейте их на части. Составьте план ответа, который поможет Вам лучше организовать свои мысли.
5. Не забывайте о контексте
Для того чтобы лучше понимать произведение и ответить на сложный вопрос, необходимо учитывать его контекст. Узнайте о биографии автора, истории создания произведения, социальном и историческом контексте, чтобы лучше оценить идеи и темы произведения.
В заключение, ответы на сложные вопросы по литературе могут быть трудными, но они не являются невозможными. Важно прочитать произведение внимательно, понять его тему, прочитать критические статьи, проработать структуру ответа и учитывать контекст. Будьте терпеливы и не бойтесь задавать вопросы, если Вы не уверены в ответе.
Когда-то люди читали намного больше и были образованней. Сможешь ли ты ответить на эти 10 сложных вопросов из мира литературы? Покажи нам свои знания? Поехали!
1 вопрос
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» за кого вышла замуж Наташа Ростова ?
Варианты ответов:
- Фёдора Долохова
- Андрея Болконского
- Пьера Безухова
2 вопрос
Кто сообщил о приезде ревизора в комедии Николая Гоголя?
Варианты ответов:
- Сквозник-Дмухановский
- Хлестаков
- Бобчинский и Добчинский
3 вопрос
Что за три карты, которые обладали магическим действием в «Пиковой даме»?
Варианты ответов:
- Шестерка, десятка, валет
- Тройка, семерка, туз
- Десятка, королева, туз
4 вопрос
За какое произведение получил Нобелевскую премию Иван Алексеевич Бунин ?
Варианты ответов:
- «Жизнь Арсеньева»
- «Деревня»
- «Господин из Сан-Франциско»
5 вопрос
В пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» какая фамилия Джульетты?
Варианты ответов:
- Капулетти
- Торрегросса
- Аудиторе
6 вопрос
С чего начинается повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Варианты ответов:
- «Ни о чем не жалей»
- «Береги честь смолоду»
- «Разве характером славятся хорошенькие дамы?»
7 вопрос
Какой русский писатель является родоначальником сентиментализма в русской литературе?
Варианты ответов:
- Карамзин Николай Михайлович
- Фонвизин Денис Иванович
- Толстой Алексей Константинович
8 вопрос
Кем был по образованию писатель, который создал образ Шерлока Холмса?
Варианты ответов:
- Врачом
- Писателем
- Поваром
9 вопрос
Как звали главных героинь пьесы «Три сестры» Антона Павловича Чехова?
Варианты ответов:
- Ольга, Маша и Ирина
- Наташа, Маша и Саша
- Ирина, Галина и Екатерина
10 вопрос
Назовите историческую поэму Сергея Александровича Есенина?
Варианты ответов:
- «Капитанская дочка»
- «Пугачев»
- «Мцыри»
Идет подсчет результатов
10
Нашли ошибку или нарушение?