Общая информация о книге «Богослужебные указания».
«Богослужебные указания» – книга, содержащая подробное описание особенностей каждого богослужебного дня в конкретном году и предназначенная в качестве пособия для священнослужителей и церковнослужителей. Впервые практика издавать ежегодные «Богослужебные указания» появилась в середине XX века, когда на протяжении 10 лет с 1949 по 1958 г. «Издательство Московской Патриархии» каждый год печатало соответствующие книги ограниченным тиражом. В 1998 году эта практика была возобновлена и с тех пор «Богослужебные указания» (далее – БУ) издаются ежегодно.
Цель настоящей краткой публикации – поразмыслить, высказать свой субъективный взгляд о том, как можно извлечь из БУ максимальную пользу.
Социологический опрос о популярности «Богослужебных указаний».
Прежде всего, автор настоящей публикации решил провести небольшое социологическое исследование на платформе социальной сети «В контакте». Респондентам был предложен один вопрос: «В какой мере вы пользуетесь «Богослужебными указаниями»?» – с четырьмя вариантами ответов:
· «Всегда. Для меня это – настольная / «наклиросная» книга»;
· «Часто, кроме тех случаев, когда служба сама по себе простая»;
· «Редко, только в сложных случаях»;
· «Никогда! Я сам разбираюсь в Уставе и никакие «Указания» мне не нужны»!
Всего в опросе приняли участие 142 человека1, из которых 1-й вариант ответа выбрали 70, 2-й вариант – 42, 3-й вариант – 22, 4-й вариант – 8. Схематически результаты этого опроса представлены в круговой диаграмме ниже.
Понятно, что, несмотря на ограниченность такого исследования, картина в целом является характерной (думается, при большем количестве респондентов абсолютные показатели хотя и могли бы быть другими, однако общая ситуация вряд ли бы существенно поменялась, тем более что картина, близкая к итоговой, установилась уже на ранней стадии опроса, после того как проголосовали 40 человек), что позволяет сделать следующий вывод: около половины священнослужителей и церковнослужителей вообще не могут «шагу ступить» без БУ, подавляющее большинство в той или иной степени их используют и лишь очень малая часть таких, которые в принципе могут без БУ обойтись.
Причины популярности «Богослужебных указаний»
Почему книга «Богослужебные указания» столь популярна? Наверное, здесь целый комплекс факторов, из которых можно отметить один положительный, тогда как остальные можно квалифицировать как отрицательные (в разной степени):
Ø БУ – замечательная книга с точки зрения содержания. Да, конечно и здесь недочеты присутствуют, из которых можно отметить как редкие прямые ошибки (сейчас их очень мало, гораздо меньше, чем, например, в конце 1990-х, когда ежегодные выпуски БУ были возобновлены), так и более частые спорные замечания по тем аспектам, которые явно не обозначены в Типиконе и определяются на основании приходских традиций или частных мнений литургистов.
Из прямых ошибок БУ отметим написание «парИмии», тогда как должно быть «парЕмии». Да, греческое слово παροιμία читается «паримиа», однако орфография «паремиа» принята и в нашем Типиконе, и, что самое главное, в «Православной энциклопедии»2, которая считается эталоном с точки зрения оформления и орфографии. Или вот еще одно замечание: в сноске в рубрике 14 февраля 2021 года (предпразднство Сретения Господня в неделю) сказано: «В предпразднство и попразднство Сретения Господня На утрене читаются две кафизмы». Информация в целом верная, однако здесь она совершенно неуместна, так как в воскресенье и без того всегда читаются 2-я и 3-я кафисмы. Такое ненужное замечание – следствие дублирования одних и тех же рубрик каждый год; если в позапрошлом году (когда предпразднство Сретения было в четверг) оно еще было уместно, то в прошлом году (когда 14 февраля было в пятницу, а в пятницу и при зимнем, и при летнем расписании всегда читаются только две кафисмы), а тем более в нынешнем году оно может только сбить с толку; в текущем году подобное примечание логичнее выглядело бы в рубрике 16 февраля.
Из второй категории (спорные замечания) отметим ежегодное упоминание явно ошибочного мнения схиархим. Иоанна (Маслова) о пении канона праздника Сретения Господня с Богородичным припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Да, такое мнение существует, однако совершенно очевиден его ошибочный характер, так как и праздник Сретения Господня по содержанию – Господский, и самое главное, в каноне примерно половина тропарей, в которых Богородица не упоминается вообще. Потому и мнение не следует упоминать вообще, а ограничиться замечанием, что единственная альтернатива библейским песням – припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
В целом же книга очень подробная, на каждый день дается несколько возможных вариантов совершения богослужения, все особенности детально расписаны. Особенно интересны примечания, в которых разбираются вопросы, касающиеся практики, или проблемные вещи, не обозначенные в уставных книгах. И когда есть столь замечательное, подробное и авторитетное руководство, почему бы не использовать его в полной мере? Как сказал один знакомый студент семинарии (ныне – священнослужитель) перед принятием сана: «Буду служить только по БУ. Их составляли умные люди, я воспользуюсь их трудами. Зачем я буду из себя строить знатока, не являясь таковым? Лучше потрачу время и силы на другие дела».
Ø Невозможность пользоваться Типиконом. Действительно, Типикон, хотя и является нашей «конституцией», первоисточником, представляет собой книгу со сложной, малопонятной структурой, в которой указания, относящиеся к одному и тому же богослужению, находятся совершенно в разных частях и без определенного опыта пользоваться им достаточно проблематично. Для начинающего он вообще представляется чем-то вроде загадочного «Талмуда», написанного таинственным языком (хотя как раз с точки зрения языка текст Типикона в высокой степени приближен к русскому литературному языку и выгодно отличается от языка других богослужебных книг) и могущего вызывать только священный трепет (в лучшем случае).
Ø Недостаточная степень подготовки священнослужителей и церковнослужителей, проще говоря – плохое знание богослужебного Устава. Причин такого печального положения много, причем они могут быть совершенно различными. Есть люди, которые изучали Устав (Литургику), но в силу разных обстоятельств: собственная леность, неумение организовать свой учебный процесс, недостаточно хорошее качество преподавания, сложность самой дисциплины, ее привязанность к практике (Литургика – одна из немногих дисциплин, которая тесно связана с богослужебной практикой; при отсутствии практики одних теоретических занятий для усвоения Устава недостаточно) – все эти факторы приводят к тому, что даже закончившие курс духовной семинарии, регентской школы или курсы псаломщика все равно знают дисциплину достаточно плохо. Представители Учебного Комитета Русской Православной Церкви отмечают: когда во время проверок семинарий предлагаются тесты для студентов выпускного курса, то чаще всего именно по Литургике показатели бывают чуть ли не самые низкие. С другой стороны, есть люди, которые просто не имели возможности систематически изучать богословские дисциплины, но их судьба сложилась так, что они стали священнослужителями или несут клиросное послушание. В этом случае недостаток знаний – не вина, а скорее беда этих людей, однако от признания этого ничуть не легче.
К этой группе проблем можно отнести и частое ныне явление, когда профессиональных певцов и псаломщиков просто не хватает по причине строительства и открытия большого количества новых храмов. В результате приходится привлекать тех любителей/энтузиастов, которые хотят читать и петь за богослужением, но соответствующих знаний не имеют вообще. Как отметила одна из респондентов в своем комментарии к описанному выше опросу: «Сельский храм, полгода как построен. Новый состав клироса. У нас настольная книга, т.к. знаний мизер. БУ для нас это просто спасение»3.
Ø Чрезмерная занятость бытовыми проблемами. К сожалению, нередко играет роль и отсутствие времени для полноценной подготовки к богослужению, связанное с большим количеством забот у отдельно взятого человека. Представим ситуацию: регент целый день занимается семейными или бытовыми проблемами, приходит (скорее, прибегает, запыхавшись) к вечернему богослужению и просто не имеет времени вникнуть в особенности уже начавшейся службы. Конечно, ему ничего не остается, как взять готовую «шпаргалку», которой и являются БУ, и по ней петь стихиры, тропари и каноны.
Впрочем, здесь «палка о двух концах»: если бы тот же регент не имел под рукой готовой схемы богослужения, а должен был бы сам разбираться в особенностях службы, то наверняка он приходил бы в храм за полчаса/15 минут до богослужения. Так что сам факт наличия БУ даже дает возможность приходить на службу в «последний момент».
Ø Склонность к легкому пути, привычка получать необходимое в готовом виде. К сожалению, и это можно назвать характерным признаком нашей цивилизации. Мы привыкли получать максимум при минимуме затрат. Многие будущие регенты или начинающие псаломщики, пользующиеся готовыми схемами БУ, просто привыкают к их наличию и подспудно формируется идея о том, что нет необходимости «грызть гранит» литургической науки, когда можно взять БУ и с их помощью совершить любое богослужение. Опять-таки, это – не проблема самих БУ, это – нежелательное и, к сожалению, неизбежное следствие наличия готового и легкодоступного материала. Как постоянное использование калькулятора приводит к потере навыков считать в уме (часто приходится видеть, как продавцы даже простые арифметические действия, которые легко выполнит ученик начальной школы, совершают при помощи калькулятора), так и реальность БУ явно не стимулирует именно к изучению Устава.
В качестве итога представленным размышлениям можно вывести следующую мысль: БУ – книга очень хорошая, подробная, замечательная и т. д. (можно еще много эпитетов привести), однако по-хорошему нужно стремиться к избавлению от зависимости от БУ. Священнослужитель или церковнослужитель должны иметь цель «петь Богу разумно» не только в смысле понимания текста песнопений, но в отношении церковного Устава, порядка и количества исполняемых песнопений. Если вернуться к вышеприведенному опросу, то для тех людей, которые отнесли себя к первым двум категориям пользователей БУ, желательно поставить цель хотя бы перехода в следующую категорию (то есть те, кто не может служить без БУ, стремились бы к тому, чтобы хоть иногда совершать службы самостоятельно, только по богослужебным книгам, а те, кто пользуются ими часто, стали бы обращаться к ним только в реально сложных случаях, каковыми являются соединения нескольких памятей в воскресный день, службы по Марковым главам в период Триоди и др.). В идеале же желательно стремиться к ситуации, которую лаконично описал известный московский регент Е. С. Кустовский: «Сразу скажу: На моём клиросе БУ нет. И о. Сергий, главред БУ, своим студентам запрещает пользоваться этой культовой книгой!»4.
Использование «Богослужебных указаний» для изучения Устава.
Теперь вернемся к цели настоящей публикации – рассуждениям о том, как можно извлечь максимальную пользу из БУ. Понятно, что многие используют эту книгу просто как собрание готовых схем для совершения службы. Об этом уже сказано, эта манера использования понятна и об этом аспекте нет смысла более говорить. Хочется рассмотреть два других резерва использования БУ, которые помогут именно изучению богослужения, совершенствованию своих знаний в области Устава. Понятно, что предложенные далее советы в большей степени пригодятся не «чайникам», не тем, кто только оказался на клиросе, а церковнослужителям, уже имеющим за плечами определенный, пусть даже небольшой опыт.
1. В первую очередь можно посоветовать использовать БУ для самопроверки. То есть поменять порядок действий: сначала взять необходимые книги (Октоих, Минею, Триодь, Типикон), составить службу и потом проверить себя по БУ. Алгоритм работы будет примерно таков:
Шаг 1. Найти в церковном календаре или в БУ на данный год интересующий Вас конкретный случай (например, Вы хотите разобрать богослужение святого с полиелеем в неделю). Выпишите все параметры данного богослужения: число по Минее, глас Октоиха, номер воскресного утреннего Евангелия, название Вашего храма.
Шаг 2. Открыть в Типиконе соответствующую рубрику (в данном случае это 4 глава Типикона «О святем имущем полиелей, аще прилучится в неделю»).
Шаг 3. Сделать (распечатать или заполнить на пустом листе от руки) трафарет нужной службы (два готовых трафарета: для вседневной и воскресной службы – см. в Приложении).
Шаг 4. Пользуясь Октоихом и Минеей, составить службу с указанием инципитов всех изменяемых песнопений.
Шаг 5. Сверить полученный результат с соответствующей рубрикой БУ; если все верно, то поздравить себя с успехом, если где-то обнаружится ошибка, проанализировать этот момент особенно тщательно (попытаться понять, в чем причина ошибки: простая невнимательность или следствие незнания определённого нюанса).
Вот этот же алгоритм в виде краткой схемы:
Шаг 1. Найти в БУ конкретный случай
↓
Шаг 2. Открыть рубрику в Типиконе
↓
Шаг 3. Приготовить трафарет
↓
Шаг 4. Составить службу по богосл. книгам
↓
Шаг 5. Проверить себя по БУ
2. Во время богослужения (или при подготовке к нему) обращать внимание на текст, содержащийся в сносках (кстати, «начинающие» пользователи зачастую не обращают внимания на сноски). Чаще всего в сноски выносится информация об особенностях/деталях, которые явно не обозначены в уставных книгах и потому представляют особый интерес. Далее можно самостоятельно попробовать более глубоко выяснить данный вопрос; такое микроисследование будет способствовать профессиональному росту и углублению знаний в Литургике. Например, в сноске в рубрике 15 февраля есть такое примечание к входному стиху праздника Сретения Господня: ««Прииди́те, поклони́мся…» не поется, кроме архиерейских богослужений (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 380–383)». Если любознательный студент (здесь слово «студент» использовано в широком смысле как человек, который занимается изучением определенной науки) откроет и прочитает соответствующий фрагмент книги прот. К. Никольского, думается, узнает для себя нечто новое и полезное.
В заключение еще раз выскажем пожелание, чтобы священнослужители и церковнослужители, используя БУ, все-таки старались избавляться от чрезмерной зависимости от этой книги, постепенно переводя ее из категории «предмета чрезвычайной важности» в сферу справочных пособий, к которым обращаешься только в случае крайней необходимости.
Вседневное богослужение: трафарет
Пример заголовка: 2 ноября, 5 глас, понедельник. Храм арх. Михаила (см. 8 ноября)
ВЕЧЕРНЯ
кафисма
стихиры на «Господи, воззвах…»
1. «Аще беззакония назриши…»
2. «Имене ради Твоего…»
3. «От стражи утренния…»
4. «Яко у Господа милость…»
5. «Хвалите Господа вси язы́цы…»
6. «Яко утвердися милость…»
«Слава»
«И ныне»
прокимен
Стихиры на стиховне
Припев:
Припев:
«Слава»
«И ныне»
По «Ныне отпущаеши…»:
Утреня
По «Бог Господь…»:
По кафисме седальны:
По кафисме седальны:
По кафисме седальны:
канон (только схема)
По 3-й песни Катавасия:
По 6-й песни Катавасия:
По 8-й песни Катавасия:
По 9-й песни Катавасия:
Стихиры на стиховне
Припев:
Припев:
«Слава»
«И ныне»
По «Благо есть…»
НА ЧАСАХ тропарь
Кондак
на литургии
Блаженны:
Блажени нищии духом ….
Блажени плачущии….
Блажени кротцыи….
Блажени алчущии…
Блажени милостивии….
Блажени чистии сердцем….
Блажени миротворцы….
Блажени изгнани правды ради…
Блажени есте, егда поносят вам, …
Радуйтеся и веселитеся, …
Слава
И ныне
ТРОПАРИ И КОНДАКИ ПО ВХОДЕ:
ПРОКИМЕН
Апостол
Аллилиуя (стихи)
Евангелие
Задостойник
Причастны
Воскресное богослужение трафарет
пример заголовка: 21 ноября, 5 глас, воскресенье, 3-е воскр. Евангелие, храм Архистр. Михаила (см. 8 ноября)
стихиры на «Господи, воззвах…»
1. «Изведи из темницы…»
2. «Мене ждут праведницы…»
3. «Из глубины воззвах…»
4. «Да будут уши Твои…»
5. «Аще беззакония назриши…»
6. «Имене ради Твоего…»
7. «От стражи утренния…»
8. «Яко у Господа милость…»
9. «Хвалите Господа вси язы́цы…»
10. «Яко утвердися милость…»
«Слава»
«И ныне»
паремии
стихиры литии
Стихиры на стиховне
Припев:
Припев:
Припев:
«Слава»
«И ныне»
По «Ныне отпущаеши…»:
УТРЕНЯ
По «Бог Господь…»:
По 2-й кафисме седальны:
По 3-й кафисме седальны:
Величание и избранный псалом
По полиелеи
Прокимен
Евангелие
канон (только схема)
Катавасия
По 3-й песни
По 6-й песни
По 9-й песни
Стихиры на хвалитех
«Сотворити в них суд написан…»
«Хвалите Бога во святых Его…»
«Хвалите Его на силах Его…»
«Хвалите Его во гласе трубнем…»
«Хвалите Его в тимпане и лице …»
«Хвалите Его в кимвалех доброгласных…»
Припев:
Припев:
«Слава»
«И ныне»
По славословии тропарь
На часах тропари
кондак
на литургии
Блаженны:
Блажени нищии духом ….
Блажени плачущии….
Блажени кротцыи….
Блажени алчущии…
Блажени милостивии….
Блажени чистии сердцем….
Блажени миротворцы….
Блажени изгнани правды ради…
Блажени есте, егда поносят вам, …
Радуйтеся и веселитеся, …
Слава
И ныне
Тропари и кондаки по входе:
Прокимен
Апостол
Аллилиуя (стихи)
Евангелие
Задостойник
Причастны
КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ БОГОСЛУЖЕНИЕ
Каждый раз приходя на службу, мы слышим молитвы, которые поёт хор, читают чтецы и возглашает батюшка.
А задумывались ли мы, откуда они берут эти молитвы?
И что нужно знать, чтобы они прозвучали в нужный момент?
Что за книги открывает для хора регент на клиросе?
Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. Церковный устав не разрешает совершения богослужений на память, без книг (Служебник, “Известие учительное”). Апостол Павел пишет о церковной молитве: “В церкви…всё благообразно и по чину да бывает” (1 Кор., 14, 40).
Каждая служба имеет своё название, свой чин (порядок), время и символику.
Чтобы составить каждую из церковных служб, нужно хорошо знать Устав богослужения, составленный за два тысячелетия отцами церкви. За это время было написано множество книг, содержащих тексты для церковных служб, например, Октоих, Минея, Часослов, Служебник и другие. Уставщик или регент должны уметь найти во всех этих книгах молитвы, назначенные для каждого определённого момента каждой службы.
Сложность состоит в том, что тексты для одной и той же службы содержатся не в одной, а сразу в нескольких книгах. Например, тексты молитв чина вечерни и чина утрени (вместе составляющих всенощное бдение в субботу вечером), нужно искать сразу и в Октоихе, и в Минее, и в Часослове, и в других книгах.
Причина в том, что в Церкви каждый день одновременно вспоминают сразу несколько праздников, зависящих от нескольких разных календарей.
Один календарь, как мы и привыкли, следует по месяцам и по числам, из года в год. По этому календарю празднуются все дни памяти святых и почти все двунадесятые праздники (Рождество, Благовещение и другие). Тексты этих праздников печатаются в книге Минея. Всего в Минее 12 томов, по числу месяцев.
Второй календарь считает удалённость дней от Пасхи, которая каждый год, как известно, попадает на разные дни. И каждый год получается, что вслед за Пасхой, сдвигаются и все остальные праздники этого календаря. То есть Вознесение, Троица, дни Великого поста и Страстной седмицы, и некоторые другие праздники каждый год попадают на разные числа. Тексты этих праздников находятся в Постной Триоди (на Великий пост), в Цветной Триоди (на дни Пасхи) и в Октоихе.
О книге Октоих нужно сказать особо. Название книги происходит от греческого слова Ὀκτώηχος, то есть «восьмигласник». Октоих разделён на 8 глав, в каждой главе находятся службы на всю седмицу. (Седмица – это церковная неделя, где первый день – Воскресение и последний – суббота.) Все дни в седмице имеют своё посвящение. Воскресенье – так и называется в память Воскресения Христова. В понедельник вспоминаются ангельские силы, во вторник – святой Иоанн Креститель, в среду – Пресвятая Богородица, в четверг – апостолы и святитель Николай, в пятницу и в среду – крестные страдания Христа, в субботу – все святые и усопшие православные христиане. В течение одной седмицы все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу на 2-й, затем на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Песнопения Октоиха – тоже принадлежат системе пасхального календаря, так как отсчёт гласов начинается каждый раз заново от Пасхи.
Совместить праздники обоих календарей возможно благодаря особому, установленному издревле порядку совершения служб в храме. Каждый день, ежесуточно, церковь назначает на одно и то же положенное время, специальные чины, повторяющиеся изо дня в день. Они называются, по порядку следования – вечерня, утреня и часы, и ещё некоторые другие. Приходя в храм, мы участвуем именно в этих богослужениях. Все они состоят из собственных, постоянных и неизменных молитв из книги Часослов. Слова их, наверное, знакомы каждому, например, «Свете тихий», «Сподоби, Господи», «Величит душа Моя Господа».
Без Часослова никак не обойтись ни на одной службе. Но одной только этой книги будет недостаточно. Ведь на службе ещё нужно помолиться святому, память которого в этот день, и почтить событие, положенное в пасхальном календаре. Поэтому в определённые, специально назначенные моменты всех суточных богослужений к изначальным каждодневным текстам обязательно добавляются тексты праздников. Добавленные молитвы составляют примерно половину службы.
Итак, чтобы составить службу, нужно взять молитвы из Часослова и добавить в них по определённым правилам тексты из Октоиха и Минеи. Все они предназначены для пения и чтения клиросом (так называется хор церковных певчих, и чтецы).
Главное в Церкви и на церковных службах – соборность, совместная молитва. Поэтому в полноте богослужение можно совершить участием в нём народа и священника. Он возглавляет службу и произносит положенные ему молитвы, некоторые возглашая вслух, а некоторые про себя (так называемые тайные молитвы). Все они печатаются отдельно в книге Служебник.
Главная церковная служба – Божественная Литургия – обособлена от остальных суточных служб, не считается в их числе. Но способ составления этой службы похожий – к постоянным, неизменным песнопениям, составляющим основу Литургии (они печатаются в книге Ирмологий), добавляются молитвы, посвящённые праздникам этого дня, из Октоиха и Минеи.
Материал подготовила регент нашего храма Ольга Белякова
Дорогие друзья!
Мы рады сообщить Вам о том, что рубрика «Готовимся к службе» начинает свою работу на нашем сайте. Теперь найти последования к предстоящим Богослужениям Вы всегда сможете в левой колонке сайта, между рубриками «Синаксарь» и «Связь времён».
Если ранее Вам не приходилось иметь дела с Богослужебными текстами и с логикой построения службы, то поначалу текст последования в некоторых местах может вызвать затруднения. Чтобы этого не произошло, мы в качестве «вводного урока» рубрики предлагаем Вам немного разобраться в том, что же это такое – «последование Богослужения», и как оно строится.
Последование каждой службы составляется по определённым законам и правилам, описанным к книге Типикон (иначе – Устав). Каждая служба состоит из неизменяемых и изменяемых частей. Неизменяемые части повторяются из раза в раз в определённых местах службы, независимо от календарной даты; изменяемые же, как понятно из названия, меняются в зависимости от дня недели, периода года, празднуемого в этот день события или памяти святого. Все эти тексты – неизменяемые и изменяемые – содержатся в специальных Богослужебных книгах: Часослове, Октоихе, Минее, Триоди и других, и чтобы составить службу правильно, надо знать, какой текст из какой книги взять для конкретного дня и каким образом все эти тексты правильно скомпоновать друг с другом. В общем, составление Богослужения – это целое искусство, которому люди специально профессионально учатся.
Но для нас с вами сейчас особенно важно ещё и то, что в разных епархиях и в разных храмах существуют свои особенности совершения служб. Конечно, все службы составляются исходя из правил Типикона, но точь-в-точь по Уставу в силу объективных причин почти нигде не служат: ведь исторически Типикон складывался как книга, регулирующая монашескую жизнь, поэтому точно выполнить все его предписания в современном приходском храме оказывается невозможно – хотя бы просто из-за нехватки времени. Это становится причиной того, что в разных храмах складываются свои традиции и практики интерпретации Устава и составления службы. Вот почему в один и тот же субботний вечер Всенощное Бдение в одном храме может незначительно отличаться от Всенощного Бдения, совершаемого в другом храме на соседней улице.
Мы в нашей рубрике публикуем тексты последований Всенощных Бдений, составленных добросовестными и любящими своё дело специалистами для широкого круга людей: как для тех, кто поёт на клиросе в разных храмах, так и для тех, кто просто интересуется Богослужением и стремится осознанно участвовать в церковных службах. Понятно, что такое «среднестатистическое» последование, пусть и составленное максимально близко к указаниям Типикона, в отдельных моментах будет отличаться от конкретной службы в конкретном храме. Тем не менее, общая структура и большинство текстов будут совпадать.
Ниже мы приводим ряд пояснений, которые, надеемся, помогут Вам лучше сориентироваться в тексте последования и не потеряться в нём во время службы.
1. От заголовка «Всенощное бдение. Великая вечерня» в самом начале последования до подзаголовка «Паремии» расхождений со службой быть не должно.
2. Паремии – это чтения из Священного Писания, как правило – из Ветхого Завета, реже – из Нового. Паремии читаются на Всенощном бдении перед праздниками, поэтому в обычные воскресные дни их, как правило, нет. Если же на воскресный день приходится праздник или память великого святого, то паремии, соответственно, читаются.
3. После паремий следует «Ектения сугубая», от которой до подзаголовка «Лития» расхождений быть не должно.
4. «Лития» – это часть службы, которая большинству прихожан знакома по освящению хлебов на праздничном Всенощном Бдении. По Уставу Лития должна совершаться на каждом воскресном Всенощном Бдении, но в современной практике этому указанию следуют только монастыри и монастырские подворья. В приходских же храмах Лития, как правило, совершается только на Бдениях накануне двунадесятых и великих праздников. Тем не менее, в публикуемых последованиях Лития присутствует для каждого воскресного дня, но мы с вами, стоя на службе и следя за текстом, пропускаем её до подзаголовка «Утреня. Шестопсламие».
5. Шестопсалмие – это неизменяемая часть службы, оно всегда состоит из Псалмов 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Эти псалмы многие прихожане знают уже наизусть, к тому же, их легко можно найти в Псалтири или в Часослове, поэтому в тексте последований они не приводятся.
6. После Шестопсалмия следуют «Великая Ектения», «Бог Господь» и различные «Тропари», где расхождений быть не должно.
7. Далее читаются кафизмы. По Уставу на воскресном Всенощном Бдении всегда должны читаться вторая и третья кафизмы, то есть – они должны быть неизменяемым текстом; именно так они и даны в тексте последований. Однако в приходских храмах чаще всего Псалмы на кафизмах читают циклично, по очереди, согласно той или иной схеме – так, чтобы за определённое время Псалтирь на воскресном Богослужении прочитывалась целиком. Именно поэтому в большинстве храмов в этом моменте службы Вы встретите расхождения.
8. Затем следуют «Седальны Воскресные» и «Полиелей» с чтением Евангелия и 50-й Псалом. Здесь существенных расхождений быть не должно.
9. Канон. Это ещё одна часть службы, в которой наблюдаются различия. Если читать канон согласно Уставу, это чтение будет очень долгим, поэтому в большинстве храмов канон сокращается по той или иной схеме. Безусловно, на службе Вы услышите тропари канона, напечатанные в тексте последования, но, скорее всего, не все тропари, а какую-то часть.
10. Следом за каноном идёт «Ексапостиларий воскресный», после которого до конца Всенощного Бдения существенных расхождений быть уже не должно.
11. Текст молитвословий и песнопений Литургии в последованиях не приводится, так как Литургия, строящаяся преимущественно из неизменяемых текстов, не требует такого тщательного составления. Последование Литургии можно легко найти в специальных книгах, в изобилии продающихся сейчас во всех церковных лавках.
На этом наши комментарии, а вместе с ними и вводный урок рубрики «Готовимся к службе», заканчиваются. Надеемся, что тексты последований и приведённые выше пояснения, несмотря на кажущуюся сложность, всё же помогут Вам глубже вникнуть в строй и смысл церковной молитвы и более осознанно участвовать в Богослужении. А для того, чтобы у Вас была возможность лучше разобраться в Богослужебном Уставе, мы организовали в нашей Воскресной школе курс Литургики для взрослых, куда с радостью приглашаем всех желающих.
Ждём Вас на занятиях и в нашей рубрике.
До новых встреч!
ВикиЧтение
Литургика
(Таушев) Аверкий
Составление церковной службы на данный день
Составление церковной службы на данный день
Каждая церковная служба состоит из соединения «неизменяемых» частей богослужения, которые присущи ей каждый день, с «изменяемыми» частями богослужения, содержание которых зависит от того, какой день седмицы и какое число какого месяца года. Неизменяемые части богослужения, представляющие собою как бы остов его, заимствуются священнослужителями из Служебника, а чтецами и певцами из Часослова. Если день будничный или воскресный, то к этим неизменяемым молитвословиям прибавляются изменяемые из Октоиха, Минеи и Псалтири, или из Триоди постной или цветной с добавлением из Минеи или без Минеи. В дни великих и средних праздников неподвижных изменяемые части богослужения берутся только из Минеи, а в дни подвижных праздников только из Триоди постной или цветной. Правила соединения неизменяемых частей с изменяемыми, и что именно брать, указываются по большей части «на ряду» в самих богослужебных книгах. Подробно же все указывается и разъясняется в Типиконе. Некоторые объяснительные главы из Типикона с такими указаниями, носящие названия Марковых глав, печатаются в Минеях и Триодях тоже «на ряду», или собраны все вместе в конце. Перед каждым богослужением необходимо заблаговременно приготовить все нужные книги и, раскрыв их, заранее рассмотреть весь порядок, следуя сделанным в книгах указаниям.
Текст в богослужебных книгах печатается обыкновенно черным шрифтом, а все указания и объяснения красным шрифтом (киноварью).
Читайте также
1467. Наставление матери, горюющей о детях. О недостатке службы. Могут ли диакон и псаломщик править церковные службы
1467. Наставление матери, горюющей о детях. О недостатке службы. Могут ли диакон и псаломщик править церковные службы
Милость Божия буди с вами! С праздником светлым! Горюете о детях. – На то вы мать, чтоб о детях горевать. – Но приложите к горевалию молитву. И Господь
§ 99. Данный Спасителем евангельский закон.
§ 99. Данный Спасителем евангельский закон.
И. Христос, как просветитель мира, возвестил людям новое, возвышеннейшее и утешительное для сердца человеческого учение, которое и Он Сам и Его апостолы именуют евангелием (??????????), т. е. радостной вестью о царствии Божием.
§ 284. Составление Мишны
§ 284. Составление Мишны
Рассказывая о первой войне евреев с римлянами (66–73 гг.), в ходе которой Тит разрушил Храм, мы привели один эпизод, имевший значительные последствия для иудаизма: как знаменитого рабби Иоханана бен Заккая вынесли из осажденного Иерусалима в гробу и
§ 119. Обет, данный Иеремии
§ 119. Обет, данный Иеремии
Выходец из семьи священников, Иеремия начал свое служение в 626 г. и с перерывами следовал по этому пути в течение сорока лет. В знаменитых стихах первой главы своей книги он рассказывает, как Господь сделал его пророком. Страшась этой миссии, он
Развитие Бога на данный момент
Развитие Бога на данный момент
В главе 8, рассуждая о «развитии» авраамического бога, я делал это не потому, что убежден в существовании этого или любого другого бога (не мне давать ответ на этот вопрос). Это было сделано потому, что бог авраамических писаний, неважно,
Составление текста Корана
Составление текста Корана
Третьего «праведного» халифа Усмана помнят прежде всего за утверждение единого текста Корана. Мухаммад проповедовал устно. Откровения за ним записывали разные люди, в первую очередь — личные писцы пророка Зайд ибн Сабит и Убайй ибн Кааб, Абу
Завет, данный при грехопадении.
Завет, данный при грехопадении.
Перед тем как произнести приговор первым людям, Бог дал им надежду, заключив с ними завет благодати. Он сказал: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь
Сад Смерти и составление Корана
Сад Смерти и составление Корана
Когда Халид прибыл в свой лагерь, халиф послал ему приказ атаковать лжепророка Мусейлиму в Йамаме. Этот человек, после смерти Мухаммеда, заявил, что Джабраил явился к нему и призвал его быть пророком для всех стран земли. Свои силы Мусейлима
Дар, данный на Синае
Дар, данный на Синае
Насколько важно было для Бога время, которое Он проводил рядом со Своими детьми, стало ясно тогда, когда Он собрал детей Израиля у подножия горы Синай, после того, как освободил их из рабства. В тот день, когда на горе, окутанной дымом, Бог громогласно
1.2. Решимость написать данный текст
1.2. Решимость написать данный текст
В этих первых строках текста Чже Цонкапа выражает решимость написать данный текст. Это — вторая часть вводного раздела, если следовать структуре традиционного устного комментария. Чже Цонкапа был полон решимости, чтобы написать этот
Глава 27 ЗАКОН, ДАННЫЙ ИЗРАИЛЮ
Глава 27
ЗАКОН, ДАННЫЙ ИЗРАИЛЮ
Эта глава основана на Книге Исход 19-24 гл.
Вскоре после того, как Израиль расположился станом у Синая, Моисей был позван на гору, чтобы встретиться с Богом. Один взбирался он по крутой каменистой тропинке к облаку, которое указывало место
Составление бюджета времени
Составление бюджета времени
Центральный принцип организации личного времени прост: время надо распределять!Большинство из нас давно научилось применять этот принцип в отношении денег. Когда мы обнаружили, что у нас едва ли хватит денег, чтобы получить все желаемое, то
Открываем схему.
После окончания песнопения на “И ныне” сразу же поем “Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”
Чтец оканчивает славословие: “И ныне, и присно, и во веки веков, аминь”, и начинает читать положенные Кафизмы. Смотрим в БУ: “(а.) Кафизмы 2-я и 3-я. (б.) Малые ектении. (в.) Седальны воскресные.”
а. На утрени воскресного всенощного бдения положено чтение второй и третьей кафизм, которые мы находим в Псалтири (стр 13 – 30).
В Псалтири мы видим, что кафизма делится на три части (по-гречески называющиеся статии), каждая из которых состоит из одного или нескольких псалмов, оканчивающихся красной надписью “Слава:”. Потому эти части часто называют “Славы”.
Надпись “Слава:” в конце первой (и второй) части говорит о том, что чтец в завершении статии возглашает “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”. А хор сразу начинает петь: “И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды) Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.” И чтец заканчивает славословие как и в начале кафизмы: “И ныне, и присно, и во веки веков, аминь”, и начинает читать вторую (или, соответственно, третью) статию.
Надпись “Слава:” в конце третьей части (она же является концом кафизмы) говорит о том, что чтец читает: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже.” (Трижды)
По такому же принципу читается и третья кафизма.
б. Следом за каждой кафизмой идет Малая ектения, состоящая из 3 прошений, на два из которых отвечаем: «Господи, помилуй», а на третье: «Тебе, Господи» и возгласа, на который отвечаем: «Аминь»
в. После малой ектении, по уставу положены Седальны, в нашем случае воскресные. Мы же помним, что гласовые песнопения по дням недели даны в Октоихе (часть 2, стр. 474-475), там, в самом начале утрени, мы и находим седальны по первом стихословии (кафизме), и по втором стихословии. Но! Обратим внимание в БУ, и находим ссылку следующего содержания: “По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».” Таким образом О. Сергий (составитель указаний) напоминает нам о том, что если после “Бог Господь” на “И ныне” не пелся Богородичен положенного гласа, а заменялся Богородичным другого гласа (по гласу тропаря, поющегося на “Славу”), или заменялся праздничным тропарем, то Богородичен положенного гласа должен быть прочитан (или спет) вместо Богородична на “И ныне” после первой кафизмы. БУ нам, великодушно, вновь и вновь, подсказывают первые слова песнопения: «Иже нас ра́ди…». Этот Богородичен мы находим в Октоихе (часть 2, стр. 463), в конце вечерни, следом за воскресным тропарем.
Традиционно уже открываем схему, чтобы увидеть там, что дальше следует Полиелей. Собственно, то же самое мы увидим и в БУ.
Полиелей – это пение 134 и 135 псалмов с припевом: “Аллилуия”, в современной приходской практике традиционно исполняются избранные стихи этих псалмов псалмов с припевом: “Аллилуия”., их мы находим в готовом последовании, на примере которого и разбираем службу.
Во время пения полиелейных стихов открываются Царские врата, и духовенство выходит на центр храма и становится перед центральным аналоем.
Далее в БУ мы видим: “Величание апостола и избранный псалом. “Ангельский собор…”.” Служба, которую мы разбираем, посвящена ап. Иоанну Богослову, значит ему и положено величание, текст которого мы находим во втором томе Следованной псалтири во главе под названием “Псалмы избрании” (стр. 124-125). По названию главы нетрудно догадаться, что избранный псалом находится там же, действительно, так и есть, псалом расположен вслед за величанием. Под воскресенье пение величания, теоретически происходит так: Духовенство поет величание единожды, и предстоятель с диаконом начинают полное каждение, хор в это время повторяет величание, чередуя его пение со стихами избранного псалма, пока не кончатся стихи псалма, и лишь потом (без указанных “Слава и ныне:”) начинают петь “Благословен еси, Господи… Ангельский собор…” (Они же “Тропари воскресны, по Непорочнах”: Часослов, стр. 297-299), которые как раз и заканчиваются пением “Слава и ныне:”, Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды). НО! т.к. такое пение продлилось бы достаточно долго на практике в бдении под воскресенье вовсе опускают избранный псалом, и после того как хор единожды повторит величание вслед за духовенством, сразу начинает петь воскресные тропари по Непорочнах, и за это время каждение вполне успевает завершиться, и сразу же диакон произносит малую ектению.
Тут считаю необходимым сделать покаянную ремарку. Долгое время в готовых последованиях, которые выкладываю на сайте было указано, то после тропарей “Ангельский собор…”, перед малой ектенией духовенство вновь повторяет величание, это не правильно т.к. нелогично после прославления воскресными тропарями Воскресения Христова возвращаться к прославлению святого в величанием.
Далее БУ и схема нам говорят о наличии такого элемента службы как Ипакои (с ударением на второе И) гласа. Если мы видим указание гласа, значит текст находится в Октоихе (конкретно наши ипакоИ находятся во 2 томе Октоиха на стр. 476)