Комедия – это не про шутки. Комедия – это про комедийные ситуации. Это главное правило, которое нужно выучить новичкам. Да и уже состоявшимся кинематографистам неплохо бы его повторить.
В сценарии комедии не обязательно шутить
Тот факт, что у Тони Старка в киновселенной «Мстителей» хорошее чувство юмора и острый язык, никак не превратит фантастический боевик в комедию.
Потому что комедия – это жанр. А жанр – это некая структура, список повторяющихся элементов и клише, придающих общие черты истории внутри фильма. Так вот: основной элемент комедии – комедийная ситуация. А шутка и гэг – только вспомогательные элементы.
Но в чем разница?
Комедийная ситуация – это часть сюжета. Если ее вынуть, история либо потеряет свою часть, либо вообще рассыплется. А шутка или гэг – это «украшалки». Они встраиваются в историю, но никак на нее не влияют.
Приведем пример: все наверняка помнят замечательный гэг с Никулиным из «Кавказской пленницы», когда он, не вставая, смог под одеялом почесать себе пятку. Это смешная шутка, но если ее вырезать – история в фильме не изменится. Она даже характер персонажа никак не подчеркивает.
А теперь вспомним, например, сцену в туалете из фильма «Лжец, лжец» с Джимом Керри. В ней персонаж Джима, чтобы отложить слушание в суде, решает избить сам себя. Это смешная сцена. Но она вытекает из сюжета: Джим играет адвоката, которого магическим образом на сутки лишили возможности лгать. И чтобы выиграть, ему нужно сделать все, чтобы отложить заседание на завтра. Самоизбиение в туалете – часть истории. И это комедийная ситуация.
Сейчас удивительное время, когда шанс увидеть приличную отечественную полнометражную комедию гораздо выше, чем зарубежную.И главная причина этому – социальные течения в европейском мире. Сейчас на волне борьбы всех подряд за свои права в Америке и Европе практически невозможно написать острую комедию, не получив на выходе иск от каких-либо очередных защитников.
А без «жертвы» комедия становится стерильной. Именно поэтому по-настоящему кассовые зарубежные комедии, имеющие оглушительный успех во всем мире, остались на рубеже 2013—2015 годов: «Мальчишник в Вегасе», «Третий лишний», «Мы – Миллеры» и т. д.
Давайте сравним первую и вторую часть фильма «Квартета И» «О чем говорят мужчины».
Мало кто будет спорить, что первая часть воспринимается смешней, чем вторая. И дело даже не в том, что во втором фильме больше философских диалогов. Куда важнее, что юмористические эпизоды в первой части рассказывали о характере и жизни героев. Они рассказывали историю жизни этих парней.
А кто объект шуток во второй части? Зигмунд Фрейд, Лев Толстой, Безымянный вахтер… Эти комедийные вставки не влияют на историю персонажей и даже не рассказывают о них. И поэтому линии главных героев складываются только из их драматических монологов.
К счастью, создатели видели эту проблему. Поэтому на официальных постерах «О чем еще говорят мужчины» вообще не указан жанр, а на «Кинопоиске» указано: мелодрама, комедия.
Сейчас часто можно увидеть фильмы, где в строке «Жанр» идет целое перечисление. Но на самом деле, если не брать авторское кино, по-настоящему межжанровых фильмов очень мало. В основе обычно все равно один жанр, диктующий правила. А от остальных берутся лишь элементы.
А пишутся эти жанры через запятую, как равноправные, только по одной причине: деньги. Это чисто маркетинговый ход для привлечения дополнительной аудитории.
Поэтому, повторим, шутки – это второстепенный инструмент комедии. Фильм может быть комедией, даже если там никто не шутит. Но боевик, ужастик и даже драма не превратятся в комедию, если там есть шутки, но нет комедийных ситуаций. Это все равно будет боевик, ужастик или драма, только с элементами комедии.
Как придумывать комедийные ситуации
Чтобы понять, как нужно писать комедию, нужно осмыслить одну вещь:
Драма (в широком смысле) рассказывает о том, как персонаж преодолевает свои недостатки. Комедия – как персонаж живет с этими недостатками.
Лучше всего это объяснил Стив Каплан в своей книге «Скрытые инструменты комедии». По его мнению, все герои остались в драмах, а персонажи комедии – негерои.
Герой всегда знает, как вести себя в любой ситуации. У него всегда есть какие-то навыки для решения проблемы. Даже если возникает что-то, с чем он не может справиться, герой всегда выберет наиболее приемлемый вариант поведения. Он знает, как правильно себя вести в любой ситуации.
Негерой мало того что вообще не обладает навыками для решения своей проблемы, так еще из всех неправильных вариантов, скорее всего, выберет самый неподходящий.
Для примера вспомним фильм «Крепкий орешек». Джон Макклейн, персонаж Брюса Уиллиса, узнает, что небоскреб, в котором он находится, захватили террористы. Он не может преодолеть эту проблему с ходу. Но он герой, и его навыков достаточно, чтобы правильно себя повести: он отступает на заброшенный этаж и начинает партизанскую войну против захватчиков.
А теперь представим, что в этой же ситуации оказался другой Джон – Джонни Инглиш, персонаж Роуэна Аткинсона. Комедийный персонаж и точно негерой. Увидев террористов, он, скорее всего, завизжал бы, тем самым выдав себя. Либо стал бы отступать, споткнулся и перевернул бы что-нибудь грохочущее. Опять же выдав себя.
Как видите, чтобы создать комедийную ситуацию, достаточно поместить такого негероя перед проблемой, которую он никогда не сможет решить. Он либо не знает как себя вести, либо просто не обладает нужными навыками.
И вокруг таких проблем строится сюжет комедии.
Например, в ромкомах типичный персонаж-неудачник не знает, как вести себя с девушкой, чтобы ей понравиться. А, например, персонаж-ловелас не знает, как выбрать из двух девушек одну.
Причем чем меньше навыков у вашего негероя, тем проще нужны ситуации.
Сколько серий «Теории Большого Взрыва» построено на столкновении Шелдона Купера с самыми обычными бытовыми ситуациями? У этого персонажа нет вообще никаких навыков реальной жизни. Заболел парикмахер, сосед привел девушку на ночь, в ресторане блюдо от шеф-повара перенесли в основное меню… Шелдон просто не знал, как реагировать на каждую из этих ситуаций. А его попытки отреагировать и рождали комедию.
Запас незнаний и неумений этого негероя не исчерпали за двенадцать сезонов и 279 эпизодов. Их хватило еще и на «Детство Шелдона».
Как создать комедийного персонажа
Конечно, нельзя строить персонажа для более-менее внятной истории только на том, что он ничего не знает, спотыкается на ровном месте и визжит от каждого скрипа. Чтобы рассказать какой-либо законченный сюжет, все-таки нужен персонаж, а не карикатурный клоун.
И чтобы придумать комедийного персонажа, обратимся за помощью к книге Джона Ворхауза «Комедийный ящик с инструментами».
Суть его подхода в том, что в целом комедийный персонаж придумывается так же, как и драматический. У него так же должны быть и положительные черты, и недостатки.
Но чтобы превратить обычного персонажа в комедийного, нужно развить в нем «комедийную перспективу».
Для этого надо взять любую особенность персонажа (характер, поведение, манеру действовать) и выкрутить эту особенность настолько, чтобы она стала несовместимой с реальностью описываемого в истории мира.
Например, комедийная перспектива еще одного персонажа Роуэна Аткинсона Мистера Бина в его неуклюжести. И в этом не было бы ничего страшного, если бы он был просто неуклюжим. Но он настолько неуклюжий, что, наверно, даже в пустой белой комнате найдет, обо что споткнуться и что сломать. Он просто не приспособлен к миру, где нужно ходить, не задевая предметы.
Вы наверно догадались, что именно это и превращает его в негероя. Он все время пытается справиться с проблемой, для решения которой у него нет навыков. И неважно, что речь идет о простейшем навыке «пройти через комнату без приключений».
Любая черта может быть преобразована в комедийную перспективу, если она мешает герою существовать в мире. Скупость, ворчливость, любвеобильность, картавость, заикание, хромота, праведность, чистоплотность, пунктуальность… Главное, чтобы в итоге комедийной перспективы хватило для рассказа истории.
Например, комедийная перспектива Джея Ди из «Клиники» в его инфантильности, что включает в себя наивность и трусость. Это никак не стыкуется с миром сериала: местом, где люди болеют и умирают, а врачи должны быть сосредоточенными и твердыми. Но этих навыков у Джея Ди нет.
С другой стороны, комедийная перспектива персонажей «Мальчишника в Вегасе» в потере памяти. В остальном они, кроме Галифианакиса, адекватные персонажи. Если бы они знали, что происходит, быстро бы исправили все, что натворили по пьяни. Но если ты понятия не имеешь, что происходит, как правильно реагировать на голого китайца с битой в багажнике?
Конечно, заряда этой перспективы не хватило бы на девять сезонов сериала. Но в рамках двухчасовой истории этого достаточно.
Комедия бьет логику
Распространенная ошибка новичков, пытающихся написать комедию, – зацикленность на серьезности и правильности происходящего с их персонажами. Если такому сценаристу рассказать идею Мистера Бина, он, скорее всего, воскликнет: «Но так же не бывает! Зритель в это не поверит!»
Но это неправда.
В комедийных персонажах гораздо больше правды, чем в драматических. Напомним, все боевики, фантастика, мелодрамы – это всё драматические произведения. Но часто ли вы встречаете таких людей в жизни? И мы даже не говорим сейчас про пуленепробиваемых супегероев. Давайте поищем вокруг «обычных» драматических героев, тех самых, кто усваивает урок и исправляет свои недостатки за три переломных события и кульминацию.
Но зато каждый из нас постоянно попадает в нелепые ситуации, в которых не знает, как себя вести. Ну или хотя бы на мгновение забывает, как нужно действовать.
Кого из нас после неудачного разговора не посещала мысль «Вот как надо было сказать!»? Кто из нас не делал глупости, о которых стыдно вспоминать? Кто из нас не спотыкался на ровном месте? Да, Мистер Бин преувеличенно неуклюж. Но его частичка есть в каждом из нас. Как пишет Стив Каплан: «Драматические герои – это те, кем мы хотим стать. Комедийные – те, кто мы есть на самом деле».
Поэтому часто можно от комедиографов можно услышать фразу: не давайте логике победить комедию.
Но здесь тоже есть одно правило: нелогичная глупость должна соответствовать придуманному персонажу и его комедийной перспективе.
Например, Карл Фредриксон из мультфильма «Вверх» – ворчливый и склочный старик. Это его комедийная перспектива. И она развязывает авторам руки на любые глупости, вытекающие из ворчливости и склочности. Зритель их примет, как бы это нелогично ни было.
Но если бы Карл вдруг в этом же мультфильме совершил глупость, завязанную, например, на его наивности – вот этого зритель бы не понял.
Ведь даже если Карл в чем-то и наивен, то эта его черта не вывернута до комедийной перспективы. А значит, и пользоваться он ей должен в рамках логики.
Вывод:
В этом и есть основа написания комедии. Нужно придумать негероя с понятной комедийной перспективой, поставить перед ним задачу, с которой он, опять же из-за комедийной перспективы, не сможет справиться, и построить на этом сюжет.
Ну а уж потом можете разбавить получившийся сценарий шутками.
Придумывайте шутки, пока не начнет тошнить от шуток.
Знаете, сколько шуток придумывают сценаристы во время рабочего дня?
Не просто больше, чем хотелось бы. Еще больше.
Тут просто расскажем историю о Бене Шварце – комике. Ежедневно он выбирал из новостной ленты самые странные и абсурдные заголовки, брал их за основу и писал по 15-20 шуток. В день. И отправлял штатным сценаристам. Занимался он этим года три, за три года в эфир вышла ровно 21 шутка (и посчитайте, сколько НЕ вышло). Причем ладно бы, он сел, расстроился бы и перестал работать в этом направлении. Из неудачных шуток он слепил очень и очень удачный блог!
Тут еще такой момент: можно говорить о вдохновении и о том, что шутка не будет живой и такой крутой, если ее специально придумывать, а не выдать на волне подъема в нужное время в нужном месте. Да, это правда, но если мы говорим о вечере с друзьями за бокалом вина – это одно. А если вы хотите писать ситкомы – будьте добры, возьмите в привычку придумывать шутки ежедневно после чистки зубов. Одним словом – практикуйтесь!
Стиль.
Да, есть такое – у каждого стендапера, например, есть определенный стиль. Сюжетный юмор, черный, сухой, интеллектуальный, гиперболистичекий – их тьма всяких разных. Все было бы просто, если бы вы были стендапером. Но вы, судя по всему, сценарист, поэтому шутить вам придется не только и не столько от своего лица. Тут придется попотеть, но с юмористической стилистикой придется разобраться. Помните, что неубедительно рассказанные шутки = несмешные шутки. Одним словом – изучайте.
Продумайте историю.
Шутки шутками, но они вовсе не спасут и не вытянут сценарий с посредственной историей. Не делайте скидку на то, что это комедия, мол, серьезного отношения к ней ждать не стоит. А ВОТ И НЕТ!
Любой сценарий – это в первую очередь мощная сюжетная линия. Комедийный сценарий не исключение, поэтому поначалу – шутки в сторону. Просто пишите. Вишенку на тортик добавить несложно.
Не изобретайте велосипед.
Чаще всего нужное вам – оно вот рядом. Это не цитата из философского паблика в контакте. Это ж концентрация правды!
Не надо изобретать и придумывать смешные ситуации – рассказывайте их. Подглядывайте их. Ищите их в повседневной жизни. В людях с бОльшей вероятностью отзовется то, что они испытывали сами – самоирония классная штука! Ваша главная задача заключается в том, чтобы быть максимально правдоподобным и чтобы в конце все сказали: “Черт возьми, да ведь так все и есть!”
Используйте метафоры и сравнения.
Они должны быть максимально простыми, очень открытыми, немного по-детски наивными, но должны очень-очень хорошо ощущаться. Почитайте Керуака и Буковски – сравнения не всегда смешные, но очень точные и очень неординарные.
Ну и напоследок самый простой и очень верный совет: не будьте как кто-то. Будьте как вы, говорите как вы, шутите как вы. Простота, честность и открытость – вот рецепт. Действуйте!
Если действовать уже готовы – вэлкам на курс комедии, довольно-таки скоро стартует новый поток!
Комедия жанр непростой. Потому что во-первых, как мы знаем в каждой шутке есть доля правды, а во-вторых, эта доля правды как правило грустная, то есть драматическая. Комедия без достойной истории – это просто сборник анекдотов. Как сказал как-то Филипп Ларкин, у каждой более или менее сносной истории есть путь от А до Я, то есть прямой путь. У истории получше, где-то в середине буквы будут перемешаны. Как именно их лучше мешать в комедийной истории и поговорим.
КАК НЕ НУЖНО ПИСАТЬ КОМЕДИИ
1. Не пытайтесь из истории сделать комедию просто вставляя шутки в текст. Это будет выглядеть как притянутое за уши, лишнее инородное тело. Комичность создается благодаря самой ситуации и поведению героев в ней.
2. Герои должны быть настоящими, и вы сами должны в них верить. Только искренность будет действительно смешить людей. а не натянутые на характер героя казусы.
3. Нельзя высмеивать что-то конкретное: не могут быть смешными водители грузовиков с мороженым или дрессировщики котов, опять же, комичным может быть взгляд конкретного водителя или дрессировщика на жизнь, его манеры или что-то иное. Комичное – в деталях и конкретике.
МАМ, НЕ СМЕШНО
Почему мы смеемся? Фишка любой, абсолютно любой шутки – в неожиданности. Если конец вашей шутки слишком ожидаемый – будет несмешно. Вот так все просто. Вспомните несколько самых дурацких шуток, над которыми вы хохотали до слез. Скорее всего, это нелепейшая несусветица. Зато максимально неожиданная.
Слово “смешно” имеет много разных значений в различных ситуациях, в кино же, у него одно значение : заставить зрителя рассмеяться.
Собственно, проверить, хороша ли ваша шутка просто: зритель смеется – хороша, нет – нет.
Совет: если хотите проверить, не только ли вам смешно от того, что вы написали, разбейте сценарий на маленькие части и рассказывайте в формате “слышал я однажды историю”. Рассказывайте друзьям, на работе, дома и наблюдайте за реакцией. Помимо объективной оценки вашего чувства юмора вы получите массу информации о потенциальном зрителе.
ПАП, НЕ СМЕШНО
Любой выплеск эмоций происходит не просто так. Он происходит, когда чего-то становится через край. В момент просмотра фильма вы копите у зрителя какие-то определенные эмоции. В триллере их поддерживает тревожная музыка и психологическое давление, а в момент икс в камеру влетает нечто большое и страшное, отчего зритель пугается – это и есть выплеск эмоций. Аналогично с комедией : вы готовите зрителя к какому-то повороту событий, прорабатываете, так сказать почву.
Каждый смешной момент должен иметь завязку, кульминацию и, собственно, развязку, вызывающую бурный смех. Потому что это отдельная сцена.
Вы будете абсолютно несмешными, если пошутите шутку без предыстории.
Почувствуйте разницу:
1. Герой опоздал на работу, потому что застрял в лифте.
Ну такой себе повод посмеяться.
2. У Вити два маленьких сына, Витя жутко не высыпается. Очередной раз он опаздывает на работу, но не скажет же он, что это только потому, что он решил поспать эти сладкие еще пять минут.
В лифте застрял, – краснея врет он.
На следующий день Витя выходит из дома, время без пяти восемь, а это значит, что он точно успеет сегодня. И сегодня его не раздражает, что входная дверь закрылась не с первого раза, что шнурок развязался, да и лифт едет не так предательски долго, как вчера.
Двери лифта закрываются, в Витиной голове чудесные мысли о том, что сегодня – новый этап его жизни. Витя начнет менять себя с того, что перестанет, наконец опаздывать. Лифт проезжает полэтажа. Свет выключается. Витя застрял.
Здесь и знакомая многим ситуация, и понятные многим попытки начать новую жизнь с понедельника, и подлое стечение обстоятельств. Предыстория имеет задачу этого накопления эмоций и напряжения. Смех же будет разрядкой. Снова все просто.
БА, НЕ СМЕШНО
Ваши шутки слишком локальные.
Уронив телефон в ванну, вы можете сказать, что он решил поиграть в Жак-Ива Кусто, но если вашему собеседнику не знаком род деятельности Кусто, это будет выглядеть лишь как неудачная попытка поумничать.
При написании сценария, важно ориентироваться на широкую аудиторию, поэтому, допуская такие локальные шутейки, имейте в виду, что вы сильно сокращаете круг зрителей.
ДЕД, НЕ СМЕШНО
Именно в комедиях чаще всего сценаристы допускают наибольшее количество клишированных ситуаций. Потому что придумать и развить шутку удается не всем, в итоге они идут по проторенной дорожке и комедия получается второсортной.
Выверните эти клише наизнанку, протопчите свою дорожку – и вашу комедию будут пересматривать каждый новый год, как “Иронию судьбы” или “Один дома”.
НУ КОГДА УЖЕ СМЕШНО?
Количество смешных моментов в вашем сценарии не соответствует комедийному.
Чтобы понять, дотягивает ли ваш сценарий до комедийного, посчитайте, сколько раз вы смеетесь на каждой странице сценария. Запишите цифру внизу каждой страницы. Прибавьте общее количество шуток в сценарии. Разделите на количество страниц. Умножьте получившееся число на десять. Прибавьте пять и вычтите тридцать. Получите свой возраст. Шутка.
На самом деле, если на каждой странице вам становится смешно хотя бы раз – вероятно, вы пишете комедию. Фишка не в том, чтобы поставить галочку в пункте “количество в n шуток на страницу достигнуто”. Фишка в том, чтобы заставить зрителя рассмеяться вслух – вот что считается удачной шуткой. А не все эти вот эмоции из разряда миленько, забавненько, неплохо.
А на самом деле эксперимент можно провести простой: пишете, сколько раз за сценарий рассмеялись вы. Даете прочитать другу, заставляете его проделать то же самое. Не расстраиваетесь, что его цифра в разы меньше вашей. Стремитесь поднять его число до вашего. Конец.
ЧТО, ШУТКИ ЗАКОНЧИЛИСЬ?
Вы просто не нашли свой жанр. Серьезно. Если вы пишете, вам смешно, а остальным нет – просто назовите свой сценарий не комедийным, зачем себя так насиловать, к чему терпеть критику, если есть путь легче и понятнее?
Помимо комедии есть множество интересных жанров, которые могут оказаться вам ближе, вы их прочувствуете, вовлечетесь и получится по-настоящему крутая история, а не вот это вот все.
Каким бы свободным художником вы ни были, работа сценариста – не одиночное плавание, это командная работа, поэтому научитесь адаптировать сценарии для конкретных студий, аудиторий и далее по списку (а также научитесь адекватно и без потерь для себя относиться к критике).
Не усложняйте!
Думайте о том, сколько вам пришлось бы потратить на съемку собственного фильма, если вы сами бы инвестировали в него. И экономьте средства. Хороший фильм можно снять без Де Ниро в главной роли и без спецэффектов как у Марвел.
Ну и дерзайте!
Как написать сценарий для КВН
Дарить людям радость это всегда приятно. Так с чего же начать написание шуток для КВН? Несколько простых советов тем, кто хочет писать смешные шутки и радовать ими окружающих.
Ни за что не верьте тем, кто говорит, что научиться писать шутки невозможно. Начните с наблюдения – в вашем окружении обязательно происходит что-то забавное. Не бойтесь начинать с простых примеров, будь то случайно оброненная приятелем фраза или забавный кот.
Если вы «пробовали да не научились» запишите предыдущее предложение на лбу и поехали дальше! Шутки не берутся из воздуха, каждая из них строится на основе какой-то ситуации, парадокса, жизненных наблюдений. Используйте свой опыт, интеллектуальный багаж. Если вы не читали ничего кроме детских книжек, смело пишите о мишке косолапом и дяде стёпе. Эта тактика использовалась многими победителями фестивалей КВН.
Если вам хочется спать, вы идёте спать. Так же и с написанием шуток. Нужна? Возьмите и напишите!
Нужно тренироваться. Не ждите особого шанса продемонстрировать свои творения, а занимайтесь развитием таланта ежедневно. Обычно из десяти написанных шуток, только две являются и вправду хорошими. Главное, что они есть, а с этим уже можно работать.
Полезным будет периодически демонстрировать людям свои труды. Сейчас для этого много возможностей – компания друзей, газеты, интернет. В этом деле очень важно получать критику, знать, как люди реагируют на ваши шутки. Мнение людей – хороший мотиватор.
Пишите просто. К философствованию на темы смысла жизни вы придёте позже. Начальный же этап развития таланта стоит посвятить давно устоявшимся догмам. Зрителю должно быть понятно и близко то, о чём вы говорите.
Скорее всего первые шутки будут пошловатыми и непонятными. Без этого никак. Заведите блокнот и пишите, затем закройте его и спрячьте от посторонних глаз. Это ваш черновик.
Экспериментируйте со стилями. Пишите как разминочные шутки, так и долгие миниатюры. Нет ничего страшного в том, что бы посидеть командой и написать полноценное произведение. Разнообразие – важный аспект.
Никогда не подражайте известным командам, но вдохновляйтесь примером их творчества. Поощряйте индивидуальный стиль каждого члена вашей группы. Часы показывают правильное время, только если работают все винтики.
Гениальные мысли могут посетить в самый неожиданный момент!
Вас должно смешить то, что вы пишите. И только тогда ваше мастерство будет на высоте!
Видео по теме
Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Как написать комедийный сценарий: главный совет новичкам
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Комедия – это не про шутки. Комедия – это про комедийные ситуации. Это главное правило, которое нужно выучить новичкам. Да и уже состоявшимся кинематографистам неплохо бы его повторить.
В сценарии комедии не обязательно шутить
Потому что комедия – это жанр. А жанр – это некая структура, список повторяющихся элементов и клише, придающих общие черты истории внутри фильма. Так вот: основной элемент комедии – комедийная ситуация. А шутка и гэг – только вспомогательные элементы.
Комедийная ситуация – это часть сюжета. Если ее вынуть, история либо потеряет свою часть, либо вообще рассыплется. А шутка или гэг – это «украшалки». Они встраиваются в историю, но никак на нее не влияют.
Приведем пример: все наверняка помнят замечательный гэг с Никулиным из «Кавказской пленницы», когда он, не вставая, смог под одеялом почесать себе пятку. Это смешная шутка, но если ее вырезать – история в фильме не изменится. Она даже характер персонажа никак не подчеркивает.
А теперь вспомним, например, сцену в туалете из фильма «Лжец, лжец» с Джимом Керри. В ней персонаж Джима, чтобы отложить слушание в суде, решает избить сам себя. Это смешная сцена. Но она вытекает из сюжета: Джим играет адвоката, которого магическим образом на сутки лишили возможности лгать. И чтобы выиграть, ему нужно сделать все, чтобы отложить заседание на завтра. Самоизбиение в туалете – часть истории. И это комедийная ситуация.
Сейчас удивительное время, когда шанс увидеть приличную отечественную полнометражную комедию гораздо выше, чем зарубежную.И главная причина этому – социальные течения в европейском мире. Сейчас на волне борьбы всех подряд за свои права в Америке и Европе практически невозможно написать острую комедию, не получив на выходе иск от каких-либо очередных защитников.
А без «жертвы» комедия становится стерильной. Именно поэтому по-настоящему кассовые зарубежные комедии, имеющие оглушительный успех во всем мире, остались на рубеже 2013—2015 годов: «Мальчишник в Вегасе», «Третий лишний», «Мы – Миллеры» и т. д.
Давайте сравним первую и вторую часть фильма «Квартета И» «О чем говорят мужчины».
Мало кто будет спорить, что первая часть воспринимается смешней, чем вторая. И дело даже не в том, что во втором фильме больше философских диалогов. Куда важнее, что юмористические эпизоды в первой части рассказывали о характере и жизни героев. Они рассказывали историю жизни этих парней.
А кто объект шуток во второй части? Зигмунд Фрейд, Лев Толстой, Безымянный вахтер… Эти комедийные вставки не влияют на историю персонажей и даже не рассказывают о них. И поэтому линии главных героев складываются только из их драматических монологов.
К счастью, создатели видели эту проблему. Поэтому на официальных постерах «О чем еще говорят мужчины» вообще не указан жанр, а на «Кинопоиске» указано: мелодрама, комедия.
Сейчас часто можно увидеть фильмы, где в строке «Жанр» идет целое перечисление. Но на самом деле, если не брать авторское кино, по-настоящему межжанровых фильмов очень мало. В основе обычно все равно один жанр, диктующий правила. А от остальных берутся лишь элементы.
А пишутся эти жанры через запятую, как равноправные, только по одной причине: деньги. Это чисто маркетинговый ход для привлечения дополнительной аудитории.
Как придумывать комедийные ситуации
Чтобы понять, как нужно писать комедию, нужно осмыслить одну вещь:
Драма (в широком смысле) рассказывает о том, как персонаж преодолевает свои недостатки. Комедия – как персонаж живет с этими недостатками.
Лучше всего это объяснил Стив Каплан в своей книге «Скрытые инструменты комедии». По его мнению, все герои остались в драмах, а персонажи комедии – негерои.
Герой всегда знает, как вести себя в любой ситуации. У него всегда есть какие-то навыки для решения проблемы. Даже если возникает что-то, с чем он не может справиться, герой всегда выберет наиболее приемлемый вариант поведения. Он знает, как правильно себя вести в любой ситуации.
Негерой мало того что вообще не обладает навыками для решения своей проблемы, так еще из всех неправильных вариантов, скорее всего, выберет самый неподходящий.
А теперь представим, что в этой же ситуации оказался другой Джон – Джонни Инглиш, персонаж Роуэна Аткинсона. Комедийный персонаж и точно негерой. Увидев террористов, он, скорее всего, завизжал бы, тем самым выдав себя. Либо стал бы отступать, споткнулся и перевернул бы что-нибудь грохочущее. Опять же выдав себя.
Как видите, чтобы создать комедийную ситуацию, достаточно поместить такого негероя перед проблемой, которую он никогда не сможет решить. Он либо не знает как себя вести, либо просто не обладает нужными навыками.
И вокруг таких проблем строится сюжет комедии.
Например, в ромкомах типичный персонаж-неудачник не знает, как вести себя с девушкой, чтобы ей понравиться. А, например, персонаж-ловелас не знает, как выбрать из двух девушек одну.
Причем чем меньше навыков у вашего негероя, тем проще нужны ситуации.
Сколько серий «Теории Большого Взрыва» построено на столкновении Шелдона Купера с самыми обычными бытовыми ситуациями? У этого персонажа нет вообще никаких навыков реальной жизни. Заболел парикмахер, сосед привел девушку на ночь, в ресторане блюдо от шеф-повара перенесли в основное меню… Шелдон просто не знал, как реагировать на каждую из этих ситуаций. А его попытки отреагировать и рождали комедию.
Запас незнаний и неумений этого негероя не исчерпали за двенадцать сезонов и 279 эпизодов. Их хватило еще и на «Детство Шелдона».
Как создать комедийного персонажа
Конечно, нельзя строить персонажа для более-менее внятной истории только на том, что он ничего не знает, спотыкается на ровном месте и визжит от каждого скрипа. Чтобы рассказать какой-либо законченный сюжет, все-таки нужен персонаж, а не карикатурный клоун.
И чтобы придумать комедийного персонажа, обратимся за помощью к книге Джона Ворхауза «Комедийный ящик с инструментами».
Суть его подхода в том, что в целом комедийный персонаж придумывается так же, как и драматический. У него так же должны быть и положительные черты, и недостатки.
Но чтобы превратить обычного персонажа в комедийного, нужно развить в нем «комедийную перспективу».
Для этого надо взять любую особенность персонажа (характер, поведение, манеру действовать) и выкрутить эту особенность настолько, чтобы она стала несовместимой с реальностью описываемого в истории мира.
Например, комедийная перспектива еще одного персонажа Роуэна Аткинсона Мистера Бина в его неуклюжести. И в этом не было бы ничего страшного, если бы он был просто неуклюжим. Но он настолько неуклюжий, что, наверно, даже в пустой белой комнате найдет, обо что споткнуться и что сломать. Он просто не приспособлен к миру, где нужно ходить, не задевая предметы.
Вы наверно догадались, что именно это и превращает его в негероя. Он все время пытается справиться с проблемой, для решения которой у него нет навыков. И неважно, что речь идет о простейшем навыке «пройти через комнату без приключений».
Любая черта может быть преобразована в комедийную перспективу, если она мешает герою существовать в мире. Скупость, ворчливость, любвеобильность, картавость, заикание, хромота, праведность, чистоплотность, пунктуальность… Главное, чтобы в итоге комедийной перспективы хватило для рассказа истории.
Например, комедийная перспектива Джея Ди из «Клиники» в его инфантильности, что включает в себя наивность и трусость. Это никак не стыкуется с миром сериала: местом, где люди болеют и умирают, а врачи должны быть сосредоточенными и твердыми. Но этих навыков у Джея Ди нет.
С другой стороны, комедийная перспектива персонажей «Мальчишника в Вегасе» в потере памяти. В остальном они, кроме Галифианакиса, адекватные персонажи. Если бы они знали, что происходит, быстро бы исправили все, что натворили по пьяни. Но если ты понятия не имеешь, что происходит, как правильно реагировать на голого китайца с битой в багажнике?
Конечно, заряда этой перспективы не хватило бы на девять сезонов сериала. Но в рамках двухчасовой истории этого достаточно.
Комедия бьет логику
Распространенная ошибка новичков, пытающихся написать комедию, – зацикленность на серьезности и правильности происходящего с их персонажами. Если такому сценаристу рассказать идею Мистера Бина, он, скорее всего, воскликнет: «Но так же не бывает! Зритель в это не поверит!»
Но зато каждый из нас постоянно попадает в нелепые ситуации, в которых не знает, как себя вести. Ну или хотя бы на мгновение забывает, как нужно действовать.
Кого из нас после неудачного разговора не посещала мысль «Вот как надо было сказать!»? Кто из нас не делал глупости, о которых стыдно вспоминать? Кто из нас не спотыкался на ровном месте? Да, Мистер Бин преувеличенно неуклюж. Но его частичка есть в каждом из нас. Как пишет Стив Каплан: «Драматические герои – это те, кем мы хотим стать. Комедийные – те, кто мы есть на самом деле».
Поэтому часто можно от комедиографов можно услышать фразу: не давайте логике победить комедию.
Но здесь тоже есть одно правило: нелогичная глупость должна соответствовать придуманному персонажу и его комедийной перспективе.
Например, Карл Фредриксон из мультфильма «Вверх» – ворчливый и склочный старик. Это его комедийная перспектива. И она развязывает авторам руки на любые глупости, вытекающие из ворчливости и склочности. Зритель их примет, как бы это нелогично ни было.
Но если бы Карл вдруг в этом же мультфильме совершил глупость, завязанную, например, на его наивности – вот этого зритель бы не понял.
Ведь даже если Карл в чем-то и наивен, то эта его черта не вывернута до комедийной перспективы. А значит, и пользоваться он ей должен в рамках логики.
В этом и есть основа написания комедии. Нужно придумать негероя с понятной комедийной перспективой, поставить перед ним задачу, с которой он, опять же из-за комедийной перспективы, не сможет справиться, и построить на этом сюжет.
Ну а уж потом можете разбавить получившийся сценарий шутками.
Источник
Как написать сценарий КВН
Нашел в своих архивах текст интервью, который еще не публиковал на сайте. В том интервью я задавал вопросы профессиональному автору квновских сценариев Анастасии Шмеркиной.
Как вы понимаете тема интервью была «Как написать сценарий КВН» 🙂
— Скажи, пожалуйста, как написать сценарий для КВН?
— А как пишут такие сценарии?
— А это пишут по обычному сценарному принципу. То есть, как правило, есть группа авторов, которым раздают…
— Группа?
— Да, группа авторов. В КВН обычно групповое творчество. Там редко бывают такие моменты, чтобы кто-то один сидел и писал, писал, писал… Обычно это командная игра. Игра командная, пишется обычно командами. Есть в командах люди, которые играют, но не пишут. Есть, которые пишут, но не играют. Есть, которые и играют, и пишут. Причем, чтобы дойти до каких-то телевизионных игр (я думаю, ребята у вас знают на сайте это прекрасно), есть несколько этапов. То есть, как правило, начинается все вообще где-то в школе, региональные, не региональные…
— А откуда берутся идеи для сценария?
— Из воздуха (смеется).
— То есть, все сидят: «А о чем бы нам написать? Давайте … про футбол напишем»?
— Нет. Обычно бывает так, что люди сначала просто перебирают актуальные темы. Есть даже такое правило (негласное КВН-овское), которое во всех КВН-ских школах вбивают в голову: полушутка в тему – это уже шутка. То есть, если быстро, свежо пошутить над актуальной темой, это может зайти на зал, то есть, люди будут смеяться и радоваться намного больше, чем если пошутить очень смешно и очень неактуально, например. То есть, есть темы, которые сейчас не имеют смысла. Есть темы, которые шутили и перешутили сто раз.
— А не получится так, что, допустим, прошло Евровидение, и на следующей игре КВН у всех команд по пять шуток про Евровидение?
— Получается, что изначально есть набор шуток, а потом вы группируете эти шутки как-то по группам и на каждую группу делаете…
— Нет, нет универсального рецепта, что вот есть набор шуток… как рецепта приготовления блюда. Если ты готовишь, например, лазанью, ты берешь обязательно пластинку из лазаньи, обязательно фарш… Этого нет. Есть такой момент, что люди придумывают, например, интересную идею для номера. Идея актуальная, садятся его прописывать дальше. Смотрят, какие шутки есть в эту тему, какие надо дополнить, кроме этих, какие надо додумать, вставить туда.
— То есть, есть тема, потом мозговой штурм, потом…
— Да. Но могут шутки писаться и просто в свободном полете. Есть такой прием в КВН, когда отшутили свое приветствие, и говорят последнюю фразу в зал, которую стараются выбрать очень смешной. Она может вообще не быть в контексте предыдующего номера. Общего рецепта тут нет, веди и конкурсы бывают абсолютно. Есть биатлон, который сейчас очень популярен, когда отдельными репризами просто шутят подряд, как на разминке – стоят люди и стреляют по выстрелу. То есть, все, что пишется… У всех авторов есть много разных блокнотиков, разных почеркушек, есть папки, в которых собираются штурмы…
— У тебя есть?
— У меня есть. Сейчас просто года два, как перешла на более пост КВН-овские истории, а в КВН я до этого была 7 лет. Последняя команда, с которой я работала плотно как участник – это сборная Ульяновской области. Ныне часть ребят называется «Вятка» и играют сейчас у Александра Васильевича в сезоне, и ближайший эфир был у них вот недавно, игра 1/8 прошла, скоро будут еще эфиры.
— И твою команду пр телевизору показывали?
— Да, по показывали. И очень удивительная была история, потому что я, помимо КВН, занимаюсь еще отдельно сценарным творчеством (не КВН-овским вовсе) и отдельно музыкальными историями всякими. Я дополнительно пишу тексты к песням, этим тоже зарабатываю себе на жизнь…
— Юмористические тексты?
— Нет, не юмористические, вполне такие обычные, лирические, иногда грустно-попсовые даже. Ну, это так, ремесло, будем так говорить, это даже не творчество. Была очень удивительная история, когда я уже захотела бросить КВН, но КВН меня не отпустил. Я уже стала администратором музыкального коллектива, с которым работала, как администратор, как текстовик. В один прекрасный день мне позвонили, очень долго объясняли по телефону, что такое КВН (то есть, не зная, что до этого даже пересекались с этим человеком, сказали просто имя и номер телефона). Говорят: директор коллектива приглашает тебя работать. В итоге мальчика, с которым я работала, позвали петь в КВН, это была команда «Семь холмов», и я уже присутствовала в качестве человека, который писал КВН-овский финал.
— Понятно. А отчего распадаются команды КВН? Спонсоров не находят?
— Кстати, очень дорогие билеты на КВН.
— А команда не получает ни копейки за эти билеты. Это все непосредственно организаторам. А команды играют, у команд есть свои спонсоры.
— А из пост КВН-овских проектов ты чем занималась? Сценариями для каких-то сериалов?
— Из пост КВН-овских был проект «Видеобитва». Сейчас вот на СТС скоро будет проект… Пока не буду озвучивать название, он скоро выходит, сейчас непосредственно пишем…
— То есть, ты в коллективе авторов, да?
— Да, я работаю с ребятами… Жизнь у нас оставляет какие-то следы, знакомых.
Источник
Урок 6. Лучшие формы комического
Заключительный урок нашего курса посвящен наиболее популярным в настоящее время формам комического – формам, в которых принято преподносить шутки публике. Мы постарались преподнести информацию максимально простым языком, а кроме определений рассматриваемых форм привели их основные отличия, источники, где можно посмотреть примеры, и рекомендации о том, как можно составить шутку в понравившейся форме самостоятельно.
Ниже мы рассмотрим:
Без долгих вступлений приступим к делу.
Стендап
Стендап представляет собой небольшое комедийное представление, в процессе которого один человек выступает перед живой публикой.
Отличительные особенности
Главными и единственными судьями в стендапе являются зрители, а их смех считается показателем успешности представления. Т.е. если люди смеются, стендап можно назвать хорошим, а если нет – то плохим. Выступая, комик моментально получает обратную связь, благодаря чему можно сразу же понять, что смешно, а что – нет.
Стендап можно смело назвать разговорным искусством, а учитывая то, что наиболее доступным и простым способом самовыражения является монолог, комики отдают предпочтение именно ему. Но в некоторых случаях стендап может сопровождаться песнями, фокусами и т.д. Однако основной комический эффект достигается исключительно благодаря оригинальности, самобытности, шуткам, комедии и юмору.
Как придумать стендап
Составление шутки в форме стендапа не имеет каких-то правил и ограничений. Главная задача – придумать смешной монолог на любую интересную, но не запретную тему (вспоминаем прошлый урок), хорошенько его отрепетировать и показать зрителям. Для начала можно собрать друзей и проверить свои силы на них. Изначально не рекомендуется делать выступления продолжительностью более 5 минут, но по мере овладения мастерством время можно увеличивать. Известные стендап-комики могут давать сольные полнометражные концерты.
Миниатюра
Миниатюрой называется короткое произведение определенного содержания, в данном случае – комического.
Отличительные особенности
Основной отличительной особенностью комической миниатюры, как и следует из названия, является ее непродолжительность. По сути, она может длиться 5-10 минут. За это время исполнитель должен передать весь смысл того, что показывает. Именно поэтому у миниатюры должен быть хотя бы небольшой сюжет. Количество участников в миниатюре не ограничивается, но оптимальный вариант – это 2-4 человека.
Успех миниатюры во многом зависит от чувства юмора исполнителя, но это не единственный существенный фактор. Также очень важны артистические данные, умение входить в роль и «жить» в образе, точно передавать настроение, эмоции, особенности характера главного героя. По этой причине требуется владеть актерским мастерством, хотя, конечно же, профессиональным актером быть необязательно.
Как придумать миниатюру
Алгоритм составления миниатюры предельно прост. Изначально нужно определиться с темой (как и прежде, важно не затрагивать запретные темы) и сообщаемым зрителю сюжетом. Затем продумывается сценарий, ведь только благодаря ему можно добиться желаемого результата. Лучше всего воспринимать миниатюру, как маленькое кино или театральную постановку, и подходить к делу соответствующим образом.
На следующем этапе требуется определиться с количеством участвующих в миниатюре человек. Каждый должен знать свою роль, действия, слова, если таковые имеются (нередко миниатюры показываются без слов). Далее следует несколько репетиций, после чего миниатюру можно демонстрировать. Если все отрепетировано хорошо, и самим участникам миниатюры становится смешно от того, что они показывают, можно выходить на сцену, но помните, что всегда есть смысл потренироваться на небольшой аудитории родных или друзей.
Юмористические игры
Юмористические игры – это игры, в которых ведущие приглашают зрителей на сцену для выполнения шуточных заданий.
Отличительные особенности
Суть любой юмористической игры лежит не в результате, а в процессе. Базовыми компонентами здесь служат воображаемые ситуации, роли игроков и их действия, а также (не всегда, но часто) какие-либо предметы, которыми манипулируют игроки (иногда игровые предметы заменяют реальные).
Количество участников игр не ограничивается, но, опять же, оптимально, чтобы играли от 3 до 5 человек. А что касается самих заданий, то они всегда шуточны и забавны, хотя могут быть очень разнообразными. Так, самыми популярными считаются игры на выполнение каких-то действий, но есть и игры на исполнение песен, изображение людей, животных или предметов.
Как придумать юмористическую игру
Придумать юмористическую игру несложно – достаточно лишь проявить немного фантазии и креативности. Можно, например, играть в шашки, а проигравший должен изобразить крик обезьяны или поведение инопланетянина. Подойдет все, что угодно. Главное – чтобы это было смешно.
Не возбраняется использовать и сценарии игр, в огромных количествах имеющиеся на просторах интернета. Эта форма комического очень распространена, а потому и количество всевозможных ее вариаций не поддается счету. Когда же игра будет определена, остается лишь выбрать несколько человек и вызвать их для участия. Не забывайте и о том, что предварительно нужно назначить ведущего, задача которого – вести участников по игре, подзадоривать и смешить публику остроумными высказываниями и шутками.
One man show
One man show или, проще говоря, шоу одного человека можно назвать чем-то средним между моноспектаклем (когда в постановке участвует всего один человек) и творческим вечером с живой аудиторией.
Отличительные особенности
Шоу одного человека показывается одним человеком. В процессе шоумен может взаимодействовать со зрителями, вызывая их на сцену, давая определенные задания или просто подшучивая над теми, кто сидит в зале.
Помимо прочего, в грамотных и профессиональных one man show используются тематические декорации, создающие нужную атмосферу. В принципе, эту форму комического можно назвать театром одного актера, ведь она построена на принципах драматургии. Разница лишь в том, что шоу одного человека носят преимущественно юмористический характер.
Как придумать one man show
С составлением one man show ситуация обстоит чуть сложнее, чем с остальными формами. Здесь нужно тщательно продумывать план и сценарий – главным образом потому, что у шоу большая продолжительность, и короткими сценками здесь не обойтись. Требуется основательно расписывать программу, разрабатывать номера и эпизоды с участием зрителей.
Если шоу планируется масштабное, необходимо подобрать реквизит и костюм (впрочем, костюм нужен в любой случае), а также подходящую музыку (для отдельных блоков шоу может потребоваться сделать музыкальное попурри). Заблаговременно нужно провести несколько репетиций. Учитывая то, что шоу ведет один человек, пробные выступления можно организовывать дома даже в отсутствие очевидцев.
Чтобы шоу одного человека имело успех, артист должен обладать хорошими актерскими данными и артистизмом, харизмой, умением рассмешить без единого слова, языком жестов и живой насыщенной мимикой. Если эти способности развиты в недостаточной мере, над их развитием обязательно рекомендуется поработать.
Скетч
Скетчем называют короткую одноактную пьесу юмористического содержания.
Отличительные особенности
У скетча есть несколько отличительных особенностей. Во-первых, это юмористическая тематика (темы могут быть самыми разными, за исключением запретных). Во-вторых, продуманный сценарий или текст выступления (скетч может иметь форму рассказа одного человека или небольшого спектакля с участием нескольких лиц). В-третьих, он всегда имеет лаконичную концовку, благодаря чему является законченным художественным произведением.
Что касается формы воспроизведения, то скетчи могут представляться как живой аудитории, так и записываться на видео для последующей демонстрации по телевидению (эта форма получила наибольшую популярность, т.к. служит прекрасным развлекательным времяпрепровождением).
Как придумать скетч
Чтобы написать собственный скетч, не требуется какого-то особого таланта, и все зависит в большей степени от подхода к делу. Конечно же, нужен сценарий небольшого представления, где прописан монолог или диалоги. Немаловажно выбрать интересную тему, чтобы зацепить своего слушателя. Естественно, для скетча должно быть запланировано время и место, т.к. эта юмористическая форма не подразумевает спонтанности.
В скетче можно вполне обойтись без декораций и особых костюмов, т.к. все, что нужно визуально показать аудитории, показывается пантомимой, движениями тела, мимикой, жестами. Именно поэтому требуется как можно тщательнее продумывать все действия.
Существенную поддержку в составлении скетча может оказать план, включающий в себя описание места действия, реплики, указания по размещению на сцене, поведению и движениям. План следует дорабатывать и редактировать, исправлять возможные ошибки. И на финальной стадии нужно все отрепетировать – желательно на тестовой аудитории.
Овладев хотя бы несколькими из перечисленных нами форм комического, вы пополните свой арсенал шутника мощными приемами, и сможете еще сильнее веселить людей. Однако помните, что свои навыки нужно постоянно оттачивать, а для этого требуется регулярная тренировка.
Не забывайте и о том, что делает шутки смешными (вспоминайте предыдущие уроки), учитесь красиво и эмоционально говорить, расширяйте кругозор, развивайте остроумие и изучайте чувство юмора других людей, а также наблюдайте за всем, что происходит вокруг. Умение видеть забавное в самых обычных жизненных ситуациях, а затем придавать этому приемлемую для восприятия форму – это и есть настоящие уроки юмора, а источник их – сама жизнь.
На этом наш курс подошел к концу. А мы желаем вам позитива, радости и больше приветливых и благодарных улыбок тех, кто вас окружает!
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Далее вам предстоит пройти экзамен по теоретической части курса.
Источник
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать смешной сценарий, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову “Как написать смешной сценарий”, предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.